Православный Приход храма в честь Смоленской иконы Божией Матери "Одигитрии"

Московский Патриархат, Самарская Епархия

Богооставленность. Часть 2

Вопрос не в том, исправляешься ли ты, а в борьбе, которую ведешь.

Есть одна замечательная картина, говорит старец Паисий: когда земледелец распахивает ниву, чтобы посеять семя, то если посмотреть сверху, картина эта очень неприятна: раскопанная нива неприглядна, она почернела, на ней комья грязи. А потом он засевает семя. Если кто-нибудь посмотрит с самолета, пролетающего сверху, то скажет: «Эта нива некрасива». Но после этого, однако, она зеленеется и превращается в прекрасный луг, появляются цветы, листья, плоды, и она красуется. А как начиналось всё это? С раскопанной, неприглядной, почерневшей нивы, где видны только комья грязи. Вот и всё.

Ты будешь настаивать, не будешь отчаиваться и отказываться. Надо быть внимательным в этом, потому что многие люди бросили духовную жизнь и расслабились, тогда как это было искушение, которое им надо было знать, как преодолевать.

И снова повторяю: когда ты почувствуешь одиночество, тогда Христос очень близко. Когда почувствуешь себя один, Господь возле тебя, ты не один. Ты просто себя так чувствуешь, так думаешь, но возможно ли это, если мы говорим: «Ты, Существующий повсюду» [«Иже везде Сый»]?

Так что же происходит? Ты не чувствуешь, что Он близко, однако Он близко. И в этот час ты отдашь предпочтение логике духа, Святого Духа, и скажешь: «Хорошо, может, я и чувствую себя так, но что это значит? Значит ли, что это истина? Я чувствую, что я окаянен, – так значит ли это, что я окаянен? Чувствую, что Бога не существует и я Его не чувствую, – так пусть же я Его почувствую!»

Это помыслы, которые вовсе не означают, что это ты. Хоть я и священник, но завтра у меня может быть следующий помысл: «Бога не существует!» И мне пришла бы такая мысль, и я сказал бы: «Может ли быть правдой всё это? А может, всё это ложь?»

Это может случиться с любым человеком. Есть люди, которые задыхаются от своих помыслов, отчаиваются, а некоторые чувствительны, они бросают всё и говорят: «Да ну! Я не могу, я ухожу из Церкви, потому что с тем, что мне приходит в голову, я отправлюсь в ад!»

Нет, ты будешь настаивать, поставишь на первое место разум и скажешь: «Беспокоят меня эти мысли, ну а если беспокоят, значит, они мне не нравятся, значит, они не мои, значит, кто-то другой – искуситель – борет меня в этот миг».

Так что же я делаю перед искушением? Веду борьбу, сопротивление, настаиваю, снова, снова и снова, а стремиться чувствовать то, чего мы хотим, – это ни в коем случае.

– Ты ходишь в церковь?

– Хожу.

– Подвизаешься?

– Пытаюсь.

– Молишься?

– Да, но не очень чувствую молитву.

– Читаешь акафист Пресвятой Богородице каждый день?

– Я не понимаю слов.

– Но ты его читаешь?

– Да.

– Это ничего, что не понимаешь. Но ты прилагаешь усилие? Молишься, чтобы Бог просветил тебя? Читаешь Евангелие?

Хоть ты и не ощущаешь читаемого… – вникай! Решение не в том, о чем говорят некоторые: «Я буду делать всё это, когда начну это чувствовать. А сейчас – до свидания!»

А когда ты это почувствуешь? А ну скажи мне: когда наступит тот момент, чтобы ты «чувствовал»? Если только ты не имеешь в виду пару раз в год – в Великий пяток и еще в какой-нибудь день, когда ты чувствуешь умиление.

Оплакивание Христа. Фреска

Оплакивание Христа. Фреска

Некоторые думают, что поскольку они в Великую пятницу пошли в церковь, расчувствовались и заплакали, то, значит, это Божие прикосновение к душе. Ты допускаешь ошибку. Это не всегда прикосновение к Богу. Это сентиментальность. Если бы это действительно было прикосновением к Богу, тогда тебе следовало бы переменить свою жизнь. Твоя вера не может существовать только один день в году и ограничиваться растроганностью пару раз в год.

Понимаешь? Ты будешь подвизаться, хотя многого не понимаешь, и говорить: «Господи, молю Тебя: помоги мне преодолеть это! В душе я ощущаю духовную сухость, душевное безаппетитие. Дай мне ревность, дай сильное желание… а не то, что говорит мне ум. То, что говорит Божия логика, что говорит мой духовник».

А духовник тебе говорит:

– Иди причастись в это воскресенье!

Ты, однако, говоришь:

– Я не чувствую этого, я хочу это почувствовать и потом пойти!

Это ловушка. Много людей остаются далекими от Святого Причастия, потому что не приступают, если не испытывают чего-нибудь эмоционального: умиления, слез. Другими словами, если у тебя нет подобных ощущений и душевного чувства, тогда ты что, никогда не причастишься? Причастишься. Я поставлю на первое место логику и скажу: «Господи, я не чувствую многого, но верую и исповедую, что Ты – истинный Христос, Сын Бога Живаго. Верую, что это – Тело Твое Святое и это – Честная Твоя Кровь. Я верую в это. Чувствую ли я это? Иногда да, а иногда нет. Но не имеет значения. Я пойду с моей верой». Это и значит вера.

Остался ли ты далеко от Святого Причастия, тогда начнешь борьбу. Ты не будешь доверять собственным помыслам и мыслям – это великая тактика, духовная тайна, которую святые передают нам. Например, в тебя вошла какая-нибудь мысль, будто у тебя что-то не так, будто ты не в порядке, ты недостоин. А ты говори себе: «Что мне сказал духовный наставник? Он сказал, чтобы я, несмотря на то что недостоин, пошел и причастился. Я причащусь, я сделаю это, а не то, что говорят мне мои мысли».

Много людей в нашу эпоху (ты заметил это? – и ты, и я) терзаются помыслами, мыслями, прилепляются к мыслям, которые входят им в голову, но не подвизаются, чтобы выйти из этого болота, и утопают, а потом запутываются душевно, эмоционально: тут примешиваются и среда, и искуситель, и много всего другого, и ты уже конца и края этому найти не можешь. Поэтому Церковь говорит: «Духом Владычним [Властным] утверди мя» (Пс. 50: 14). Чтобы мой дух, мой ум, мой рассудок был властным, чтобы я управлял своими мыслями со здравым смыслом, который дает мне Бог.

Потому что некоторые люди такие чувствительные, и особенно некоторые женщины, которыми овладевают какие-нибудь мысли, и они верят тому, что думают. Прогоняй эти мысли!

Из этой же книги на меня произвело впечатление – ты читал эту книгу? Она исключительно хорошая, мне она очень понравилась, книга отца Ефрема Филофейского «Мой старец Иосиф Исихаст и Пещерник». В скиту святой Анны у них не было помещения, чтобы готовить, и они готовили на улице, под навесом. Они клали несколько бревен, чтобы укрыться от ветра, который дул так сильно, что опрокидывал кастрюлю и чуть ли не его самого, поскольку он был очень худым. Он рассказывает:

«Однажды, когда дул ветер, кастрюля опрокинулась вместе с крышкой, они покатились вниз, вся еда разлилась, и я побежал вниз в стыде. Где же мне найти еду, где найти кастрюлю, где найти крышку?»

Помысл поколебал его веру и стал говорить ему: «Каков же Бог? В какого Бога ты веришь? И что же делает Бог? Он привел вас сюда наверх и не укрыл, попустил вам ветер, сметающий всё. Где же Его покров и что Он делает? Где Он?» А он отвечал помыслу (и не удивляйся тому, что я тебе скажу): «Замолчи, замолчи и исчезни!» – он сказал это помыслу, потому что понял, что в глубине души не он говорит это, это не его голос, он не может препираться с Богом, потому что говорит: «Боже мой, я люблю Тебя!»

Внутри во мне, однако, что-то появляется, чтобы поколебать меня. Это искушение, это сопротивление искусителя. Природа тоже вмешивается, привычки прошлого, которые не дают мне довериться Богу. Что же мне делать? Да то же, что он и делал. Я скажу: «Убирайся прочь, сгинь! Оставь меня! Я не принимаю эту мысль, не принимаю этот помысл».

– Ты недостоин, у тебя не всё хорошо. А правда ли это, что Бог существует? Откуда ты это знаешь? Да это сказки!

– Какие еще сказки? Исчезни отсюда, сгинь!

statiya 6

В духовной жизни есть несколько маленьких тайн, их не очень много, то есть тебе надо выучить пять вещей в духовной жизни и правильно относиться к ним, знать их и через их призму встречать большинство искушений, – а потом ты уже будешь подвизаться и побеждать. Все мы прошли через это.

Кто-то говорит мне:

– И ты?

– И я. А что?

– А ты что, не веришь круглые сутки?

Да, но приходят такие моменты, когда человек колеблется. Любой человек колеблется. Святые апостолы и те колебались. Святые нашей Церкви встречали трудности, другие утрачивали веру и снова обретали ее. У третьих душа согревалась, охладевала и снова согревалась. Путь каждого – это тайна. Следовательно, что же мы делаем? Мы спрашиваем, что делал один, что делал другой. Мы для того и читаем жития святых, чтобы увидеть, что делали святые апостолы, святые, боровшиеся со всем этим.

Думаю, в Посланиях к Фессалоникийцам и Галатам святой апостол Павел пишет: «Не говорил ли я вам, что вы пройдете через искушения? Я был у вас, и вы парили в облаках и говорили: “Как хорошо”. А как только я ушел, искушения пришли, и вы стали колебаться. Надо привыкнуть к искушениям, не надо смущаться».

Когда у тебя искушения, не надо чувствовать, будто Бог тебя оставил. Тогда Бог любит тебя.

Но ты говоришь:

– Я совершаю грехи через искушения.

– Встанешь! Упал ли ты? Давай, поднимайся!

– Да, но я опять согрешу.

– Согреши снова. Ты встанешь снова.

В конце концов, ты ведь не согрешаешь с удовольствием, не согрешаешь прямо, а борешься. Понимаешь? Другими словами, когда тебе в среду хочется поесть мяса, то ты не съедаешь его сразу. Ты говорил мне, что боролся, подвизался – один час: «Нет! Не стану его есть!» Но в конце концов не выдержал и съел! Кусок куриного мяса.

Хорошо, но ты видел, что ты мне сказал? «Я боролся один час с моим чревоугодием, с моим голодом и в конце концов поддался и поел».

Другой поел сладкого в Страстную пятницу: «Я не выдержал весь день и потом расстроился».

Ну хорошо, и что же теперь делать с тобой Богу? Отрубить тебе голову за то, что ты поел шоколаду? Ты боролся, упал, увидел свою немощь, так смирись же, скажи: «Вот, Господи, это я! Я неисправим, я человек, я немощен!» – и снова приложи усилия!

– Хорошо, но разве Церковь не хочет, чтобы мы были совершенными?

Господь Вседержитель. Мозаика храма св.Софии Константинопольской

Господь Вседержитель. Мозаика храма св.Софии Константинопольской

Совершенен только Христос. Мы совершенствуемся, а это значит, что мы постоянно встаем. Совершенствуемся – это не нечто такое, что случилось раз и навсегда. Не будь и таким самолюбивым, чтобы желать быть самим совершенством. Когда ты совершаешь грех, ты не чувствуешь, что это нечто совсем чуждое твоей жизни, – ты грешен, ты понял это, так не надо же иметь высокие представления о себе, смирись, подвизайся, не отчаивайся, не разочаровывайся.

Когда у тебя искушения и ты чувствуешь, что Бог далеко, тогда Он очень близко. Например, если у тебя какая-нибудь финансовая проблема, какая-нибудь трагическая безысходность, и ты говоришь, что ищешь работу и не находишь ее; ребенок твой хочет жениться и не может… Сказать тебе что-то? Это и есть час, в который Бог приходит. Приготовься же, разве ты не слышишь шаги Бога, чадо? Бог идет.

Борьба в духовной жизни не признак того, что мы потерпели неудачу, что наша жизнь трагична, это – образ жизни. Это наша жизнь: борьба, труд, усилие, испытания, скорби – и во всем этом совершается тайна святости. Так ты станешь святым.

Итак, в заключение: у тебя всё идет очень хорошо. Почему? Или вообще не идет хорошо – а потому и идет очень хорошо. Ты чувствуешь, что ты совершенно окаянен, но поскольку ты близок к Церкви, к Христовым ногам, ты падаешь пред Христом – то поэтому у тебя всё идет хорошо, не волнуйся. Ты будешь бороться, чтобы выкарабкаться из своей греховности. Это, однако, произойдет через препятствия и затруднения, но близ Христа.

Не разочаровывайся же, сколько бы грехов ты ни совершал, не разочаровывайся, какими бы трагичными ни были обстоятельства твоей жизни: найдется решение, конец еще не наступил. Если Бог оставляет тебя жить, значит, Он готовит тебе что-то хорошее, в противном случае Он бы забрал тебя. Если бы ты подготовился к раю, Он бы забрал тебя. Быть живым – вопреки всем искушениям – это значит, что у Бога имеется какой-то мудрый план.

Молюсь, чтобы с легкостью открылось твое сердце, твой ум, и мой, и твой, и всех нас, чтобы мы увидели эти тайны, поняли, зачем проходим через всё это. И в конце поймем великую любовь Бога, и будем воспевать Его и славословить, и будем говорить: «Прославлено буди имя Твое: всё было к лучшему! Ты устроил всё так хорошо: после проблем, трудностей и испытаний Ты пришел укрепить меня, очистить, сделать меня Твоим чадом – сильным, свободным, радостным, раскрепощенным, цельной личностью, чтобы я был достоин войти в рай».

Такие души входят в рай – не больные, скорченные и угрюмые, а души, которые закалились, которые подвизались, которые стали хорошими в руках Бога, иногда заставляющих нас испытать боль, поскольку мы малочувствительны и всё время плачемся. Но что же делать Богу? Он заставляет нас испытать боль.

И я испытываю боль, я не делаюсь учителем. И я прохожу через то же самое, что и ты…

Архимандрит Андрей (Конанос)

Статья заимствована с сайта http://www.pravoslavie.ru

Добавить комментарий

Случайное фото

Яндекс.Метрика