Православный Приход храма в честь Смоленской иконы Божией Матери "Одигитрии"

Московский Патриархат, Самарская Епархия

Старец Клеопа (Илие). О восьми способах искушения человека и борьбе с ними

Святые отцы говорят, что человек на пути спасения бывает искушаем диаволом с восьми сторон: сзади, спереди, слева, справа, сверху, снизу, изнутри, извне.

Старец Клеопа (Илие)1. Сзади человека искушают, когда он постоянно помнит свои ранее совершенные грехи и злые дела и снова возвращает их в свое сознание, занимается ими, или отчаиваясь из-за них, или размышляя о них со сладострастием. Такое памятование о том, что мы совершили в прошлом, есть диавольское искушение.

2. Спереди человек бывает искушаем обычно через страх при мысли об ожидающем его будущем: что будет с ним или с миром; сколько мы еще будем

жить; будет ли нам что есть; не будет ли войн; вообще всякими догадками, предвидениями, прорицаниями и всем тем, что вызывает в нас страх перед будущим.

3. Слева человек бывает искушаем диаволом через призыв на явные грехи, на такие поступки и дела, о которых известно, что они грехи и зло, но люди, даже несмотря на это, совершают их. Это искушение открытым призывом на грех, грешить прямо и сознательно.

4. Справа бывает искушение от диавола двумя способами. Первый — когда человек совершает добрые дела и добрые поступки, но совершает их с плохим, недобрым намерением и целью. Это, например, когда он делает добро и поступает хорошо из славолюбия, или чтобы добиться похвалы, или чтобы из этого извлечь какую‑нибудь выгоду для себя; следовательно, когда он творит добро из тщеславия, корыстолюбия или алчности. Такое совершение добрых дел ради плохой цели греховно и тщетно. Потому совершение добрых дел с целью, которая не по Богу, есть, в сущности, искушение для человека, которое приходит к нему с правой стороны, то есть под видом добра. Второй способ: искушение с правой стороны бывает от диавола через разные призраки и видения, когда человек принимает явления диавола в образе Бога или ангела Божия. Это доверие диавольским привидениям или такое принятие бесовских явлений за ангельские святые отцы называют обманом, прелестью. 5. Далее, сверху человек бывает искушаем от диавола тогда, когда он может, но не совершает добрых дел и святых добродетелей из‑за своей лености.

6. Искушение человека снизу также происходит двумя способами. Первый —когда человек берет на себя бо`льшие подвиги, превышающие его собственные силы, и безрассудно напрягается. Это бывает, например, когда кто‑нибудь болен, но накладывает на себя еще и пост, а этот пост не по его силам, или вообще когда перебарщивает в каких бы то ни было подвигах, которые выше его духовных и телесных сил. Такое упорствование— это несмирение и неразумная самонадеянность. Другой способ: искушение снизу бывает, когда человек стремится узнать тайны Священного Писания и вообще тайны Божии, а делает это не по своему духовному возрасту. То есть когда он хочет сам проникнуть в тайны Божии в Священном Писании, объяснить их и затем учить этим тайнам других людей, в то время как он сам духовно до этого не дорос. Это значит, что и нам нужно из Священного Писания толковать только те тайны, которые соответствуют нашему духовному возрасту, и есть их с горьким зельем, то есть со всем тем, что нам приносит жизнь, а великие и высокие тайны Священного Писания и Божественной науки и Божия Промысла, как некие твердые кости, не разгрызаются молочными зубами, они поддаются только огню, то есть становятся понятными только в зрелом духовном возрасте, в душах опытных и искушенных в благодатном Божественном огне.

7. Изнутри же человек бывает искушаем тем, что имеется в его сердце и что из этого сердца исходит и искушает его. Господь Иисус Христос тут ясно сказал, что изнутри, из сердца человеческого исходят греховные и нечистые помыслы и желания, похоти (ср.: Мф. 15, 19), которыми человек искушается. Человека искушает не только диавол, но и человеческие злые намерения и злые навыки, похоти, злые желания, человеческое внутреннее грехолюбие, исходящее из его неочищенного сердца.

8. Наконец, восьмые врата диавольского искушения открываются человеку извне, через внешние вещи и поводы, то есть через всё то, что входит в человека извне через его чувства, которые есть окна души. Эти внешние вещи не злы сами по себе, но через них посредством чувств человек также может искушаться и наводиться на зло и грех.

Вот таковы восемь способов искушения всякого человека независимо от того, пребывает ли человек в миру или в уединении. Против всех этих искушений: сзади, спереди, слева, справа, сверху, снизу, изнутри, извне — нужно бороться трезвением, то есть вниманием, осторожностью и бодрствованием души и тела, бодрствованием и бдением духа, трезвенностью и рассудительностью, вниманием к своим мыслям и поступкам или, одним словом, рассуждением; а с другой стороны — постоянным молитвенным призыванием имени Господа Иисуса Христа, то есть через непрестанную молитву. Другими словами, святые отцы говорят, что борьба против всех искушений и страстей состоит в следующем: хранить свой ум и всю душу и тело свое от искушений — это дело и подвиг наш, с нашей, человеческой, стороны; а с другой, Божественной, стороны нужно непрерывно в молитве призывать на помощь Всемогущего Господа Иисуса Христа, а это есть непрестанная и главная исихастская молитва, называемая Иисусовой молитвой: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного!

 Из книги «Великий старец Клеопа, румынский чудотворец»

Статья заимствована с сайта «Журнала Московской Патриархии» стр.54,55: http://www.jmp.ru/archiv/jmp_07_2013_small.pdf

Добавить комментарий

Случайное фото

Яндекс.Метрика