Что такое каноническая церковь

Акт о каноническом общении

что такое каноническая церковь

Мы, смиренный Алексий Второй, Божией милостью Патриарх Московский и всея Руси, купно с Преосвященными членами Священного Синода Русской Православной Церкви — Московского Патриархата, собравшимися на заседание Священного Синода 3/16 мая 2007 года в Москве, и смиренный Лавр, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, купно с Преосвященными Архиереями — членами Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей, собравшимися на заседание 5/18 апреля 2007 года в Нью-Йорке,

руководствуясь стремлением к восстановлению благословенного мира, богозаповеданной любви и братского единения в общем делании на ниве Божией всей Полноты Русской Православной Церкви и верных ее, в Отечестве и в рассеянии сущих, принимая во внимание исторически сложившееся устроение церковной жизни русского рассеяния вне пределов канонической территории Московского Патриархата,

учитывая, что Русская Православная Церковь Заграницей осуществляет свое служение на территории многих государств,

– настоящим Актом утверждаем:

1. Русская Православная Церковь Заграницей, совершая свое спасительное служение в исторически сложившейся совокупности ее епархий, приходов, монастырей, братств и других церковных учреждений, пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви.

2. Русская Православная Церковь Заграницей самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских, состоя при этом в каноническом единстве со всей Полнотой Русской Православной Церкви.

3. Высшую духовную, законодательную, административную, судебную и контролирующую власть в Русской Православной Церкви Заграницей осуществляет ее Архиерейский Собор, созываемый ее Предстоятелем (Первоиерархом) согласно Положению о Русской Православной Церкви Заграницей.

4. Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей избирается ее Архиерейским Собором. Избрание утверждается, в соответствии с нормами канонического права, Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви.

5. Имя Предстоятеля Русской Православной Церкви, а также имя Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей возносится за богослужением во всех храмах Русской Православной Церкви Заграницей перед именем правящего архиерея, в установленном порядке.

6. Решения об образовании или упразднении епархий, входящих в Русскую Православную Церковь Заграницей, принимаются ее Архиерейским Собором по согласованию с Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви.

7. Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей избираются ее Архиерейским Собором или, в случаях, предусмотренных Положением о Русской Православной Церкви Заграницей, Архиерейским Синодом. Избрание утверждается на канонических основаниях Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви.

8. Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей являются членами Поместного и Архиерейского Соборов Русской Православной Церкви и участвуют в установленном порядке в заседаниях Священного Синода. Представители клира и мирян Русской Православной Церкви Заграницей участвуют в Поместном Соборе Русской Православной Церкви в установленном порядке.

9. Вышестоящей инстанцией церковной власти для Русской Православной Церкви Заграницей являются Поместный и Архиерейский Собор Русской Православной Церкви.

10. Решения Священного Синода Русской Православной Церкви действуют в Русской Православной Церкви Заграницей с учетом особенностей, определяемых настоящим Актом, Положением о Русской Православной Церкви Заграницей и законодательством государств, в которых она осуществляет свое служение.

11. Апелляции на решения высшей церковно-судебной власти Русской Православной Церкви Заграницей подаются на имя Патриарха Московского и всея Руси.

12. Изменения, вносимые в Положение о Русской Православной Церкви Заграницей ее высшей законодательной властью, подлежат утверждению Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви в том случае, если таковые изменения имеют канонический характер.

13. Русская Православная Церковь Заграницей получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси.

Настоящим Актом восстанавливается каноническое общение внутри Поместной Русской Православной Церкви.

Ранее изданные акты, препятствовавшие полноте канонического общения, признаются недействительными либо утратившими силу.

Восстановление канонического общения послужит, Богу содействующу, укреплению единства Церкви Христовой и делу ее свидетельства в современном мире, способствуя исполнению воли Господней о том, «чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Ин. 11. 52).

Воздаем благодарение Всемилостивому Богу, Своею всесильною десницею направившему нас на путь к уврачеванию ран разделения и приведшему нас к вожделенному единству Русской Церкви на родине и за рубежом, во славу Его Святого Имени и на благо Его Святой Церкви и верных чад Ее. Молитвами Святых Новомучеников и Исповедников Российских, Господь да дарует благословение Единой Русской Церкви и чадам Ее, во отечестве и рассеянии сущим.

3. В странах рассеяния, где существуют параллельные церковные структуры, а также на Святой Земле, с обеих сторон будут с подобающей пастырской осмотрительностью прилагаться все усилия для разрешения проблем, препятствующих успешному сотрудничеству и совместному свидетельству

Источник: https://mospat.ru/ru/documents/act-of-canonical-communion/

Каноническая территория — древо

что такое каноническая церковь

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Каноническая территория (также территория пастырской ответственности, миссионерское поле) — ограниченная область полномочий какой-либо части Церкви. Миссионерское поле всей Соборной Церкви Христовой — всё мироздание (ср.: поле есть мир, Мф. 13, 38).

Терминология

Термин «каноническая территория» возник в конце XX века, в Русской Православной Церкви.

Сами древние каноны устанавливают запреты на бесчинное преступление границ определённых «пределов» [1], или, конкретно, «стран,» «областей,» «митрополий,» «епархий,» «градов,» «церквей,» «приходов,» и т. д.

На начало XXI века в документах Русской Церкви также употребляются синонимичные понятия «территория пастырской ответственности» и «миссионерское поле,» закрепленные за конкретными поместными Церквами, благочиниями, приходами и т. п. [2].

Становление канонического порядка

Уже апостол Павла избегал входить с проповедью в области оглашенные другими благовестниками «дабы не созидать на чужом основании» (Рим. 15, 20). Сложившееся в первые три века по Рождестве Христовом церковное устройство было основано на принципе «один город — один епископ — одна церковь» (ср.: «да не будет двух епископов во граде,» I Всел.

, 8), предполагающем закрепление определенной территории за определенным архиереем. «Апостольские правила» и иные канонические постановления Древней Церкви указывают на недопустимость нарушения границ церковных областей епископами или клириками.

В первые века обычным был порядок, при котором епископ возглавлял церковную область пребывая в городе, а назначенные им помощники – пресвитеры — окормляли церковные общины в близлежащих более мелких селениях. Таким образом сложились две основоположные единицы церковного управления — епархия с центром в городе объединяющая ряд приходов в округе.

Несколько приходов епархии также могли объединяться под надзором определенного епископом вспомогательного хорепископа, составляя округ впоследствии известный как благочиние.

Присоединение все большего числа людей к Церкви обусловило создание надъепархиальных управлений. Так-как границы церковных областей зачастую сообразовывались с гражданским территориальным делением, объединение провинций Римской империи в диоцезы в начале IV века повлекло за собой учреждение соответствующих им митрополий.

Первым епископом митрополии — митрополитом — становился епископ столицы диоцеза, а другие епископы оказывались у него в подчинении, хотя в пределах своих епархий они сохраняли полноту церковной власти. Немного позднее в ту же эпоху сложились патриархаты, объединяющие ряд митрополий под началом одно первоиерарха — патриарха.

В последующие века в употребление Православной Церкви вошли несколько других надъепархиальных и подъепархиальных управленческих единиц. При этом канонический строй определенный Церковными Соборами IV-VIII веков остаётся общепринятым образцом и мерилом церковного устройства для всей Православной Церкви.

Главное побуждение к верности законно установленному церковно-территориальному делению наиболее ясно выражено в 8-м правиле III Вселенского Собора, которое постановляет:

дабы никто из боголюбезнейших епископов не простирал власти на иную епархию, которая прежде и сначала не была под рукою его, или его предшественников: но если кто простер, и насильственно какую епархию себе подчинил, да отдаст оную: да не преступаются правила отцов, да не вкрадывается под видом священнодействия надменность власти мирская; и да не утратим по малу, неприметно, той свободы, которую даровал нам кровию Своею Господь наш Иисус Христос, освободитель всех человеков. И так святому и вселенскому Собору угодно, чтобы всякая епархия сохраняла в чистоте, и без стеснения, сначала принадлежащие ей права, по обычаю издревле утвердившемуся

Единицы канонической территории

Ниже приведены по возможности краткие характеристики. Подробнее см. в соответствующих статьях.

  • Епархия (епископия, кафедра) — единственная единица необходимая для существования поместной Церкви; под началом архиерея; существует с апостольских времён.

Надъепархиальные

  • Патриархат — единица высшего уровня; редко — подчинённая; под началом патриарха; известен с V века.
  • Католикосат — аналог Патриархата в землях к востоку от Римской империи; под началом католикоса; известен с IV века.
  • Экзархат (экзархия) — объединение епархий обособленного края; редко — единица высшего уровня; под началом экзарха; известен не позднее IX века.
  • Митрополия — объединение епархий; реже — единица высшего уровня или епархия с почётным положением; под началом митрополита; известна с IV века.
  • Митрополичий округ — обычно синоним митрополии; редко — различается от митрополии в степени самостоятельности.
  • Архиепископия — единица высшего уровня или епархия с почётным положением; под началом архиепископа; известна не позднее V века.

Подъепархиальные

  • Полусамостоятельная епархия — часть епархии под началом уездного епископа, самостоятельного в своих действиях внутри подотчетной ему территории; известна со времени Предсоборного Присутствия 1905-1906 годов [3]
  • Викариатство (викарная епархия) — часть епархии, выделенная под начало викария, во всех действиях подотчетного епархиальному архиерею; известно не позднее XVII века.
  • Архидеканат (окружной протопресвитерат) — объединение благочиний; под началом архидекана; известен не позднее XX века.
  • Благочиние (сорок, протопопия, протопресвитерат, деканат и др.) — объединение приходов, под началом благочинного; возможно известно с IV (см. ст. хорепископ)
  • Приход — объединение верующих; под началом пресвитера; известен с апостольских времён.
  • Община — обычно синоним прихода; реже — подразделение прихода.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где находится казанский собор

Экстерриториальность

Несмотря на территориальные принципы церковного управления, с древности существовали примеры исключения отдельных лиц, групп или учреждений из подчинения поместной канонической власти — т.н. экстерриториальность [4].

Важнейшие первоиерархи, в первую очередь столичные епископы — папа Римский и патриарх Константинопольский — со временем получили возможность направлять своих полномочных представителей (легатов, экзархов) в пределы других епархий.

Не позднее XI века появились ставропигии — монастыри исключённые из ведения местного архиерея и подчинённые напрямую первоиерарху церковной области.

Впоследствии подобное устройство распространилось на ряд особых учреждений или групп.

Поместные Церкви и обители стали учреждать вне своей канонической территории подворья, преклоненные монастыри, посольские церкви и духовные миссии, которые имели двойное подчинение — как местной духовной власти, так и учредившей их.

В Русской Православной Церкви в с конца XVIII века по начало XX века появилось изъятое из епархиального управления военное духовенство; исключённые из ведения местных благочиний особые монастырские благочиния; обособленные по обрядовому признаку единоверческие викариатства.

При этом неизменно сохранялась верность основоположной установке «один город — один епископ — одна церковь.» «Параллельные» правящие архиереи в одном городе могли появляться только в случае расколов и открытого противоборства.

Однако, в XX веке, в результате революционных потрясений и массовой эмиграции из православных земель, в дальнем зарубежье создались условия для появления «параллельных юрисдикций.» С одной стороны они не состояли друг с другом в расколе, но при этом не признавали единый канонический строй на данной территории.

Поиск пути к исправлению этого нестроения был главной проблемой церковной «диаспоры» (см. подробнее) в XX-начале XXI века.

Использованные материалы

[1]  См. например Апостольские правила

[2]  См. эти термины в «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» от 27 марта 2007 года, http://www.patriarchia.ru/data/781/526/1234/Konzepzia.doc

[3]  Савва (Тутунов), иг. Епархиальные реформы. – М.: Духовная библиотека, 2011. С. 206-218; ГАВО. Ф. 2565. Оп. 1. Д. 22. Л. 23-24 об. «Инструкция о канонических полномочиях Тамбовской кафедры по отношению к полусамостоятельным епархиям Тамбовской губернии»

[4]  «Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском совещании архиереев митрополий Русской Православной Церкви,» 30 января 2012, http://www.patriarchia.ru/db/text/1987928.html

Источник: https://drevo-info.ru/articles/19666.html

Притеснения канонической православной церкви на Украине

что такое каноническая церковь

ТАСС-ДОСЬЕ. 11 октября 2018 года Константинопольский патриархат объявил о решении снять анафему с глав двух неканонических церквей на Украине — Филарета (Денисенко) из так называемого Киевского патриархата и Макария (Малетича) из «Украинской автокефальной православной церкви».

Также заявлено, что процесс предоставления автокефалии украинской церкви будет продолжен. Об этом сообщил представитель Константинополя по итогам синода, проходившего 9-11 октября.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о современном положении и притеснениях канонической православной церкви на Украине.

Украинская православная церковь (самоуправляемая церковь с правами широкой автономии в составе Московского патриархата) является единственной канонической (то есть организованной согласно решениям Вселенских соборов IV-VIII веков и признанной другими историческими церквями) православной юрисдикцией на территории Украины. В этой стране также действуют две крупные неканонические религиозные организации: самопровозглашенные Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ).

С 1686 года по 1920 год единственной православной юрисдикцией на территории современной Украины была единая каноническая Православная российская церковь (с 1943 года — Русская православная церковь Московского патриархата, РПЦ МП).

Начиная с 1989 года группы украинских националистов, сторонников униатской и автокефальной украинской церкви регулярно организовывали захваты и нападения на православные храмы Украинской православной церкви. Поддержку им оказывали как местные власти, так и представители различных политических организаций, в частности запрещенной в РФ УНА-УНСО. Первым таким случаем стал захват униатами 29 октября 1989 года Преображенского собора во Львове.

Более 10 нападений на храмы УПЦ сторонники так называемого Киевского патриархата осуществили в июне — августе 1992 года: тогда были захвачены Свято-Троицкий кафедральный собор, Свято-Феодосиевская церковь, дома епархии и семинарии в Луцке, атакованы Киево-Печерская и Почаевская лавры, епархиальные управления в Ивано-Франковске и Виннице, кафедральные соборы в Ровно, Днепропетровске, Житомире и др. Не прекратились насильственные акции украинских националистов и в 2000-х годах.

В частности, в марте 2002 года храмы УПЦ были силой захвачены сторонниками Киевского патриархата в селах Егоровка и Болгарка Одесской области, в сентябре 2010 года активисты партии украинских националистов «Свобода» напали на место строительства храма УПЦ в киевском парке «Юность». После госпереворота на Украине в феврале 2014 года Киевский патриархат активизировал агрессивные действия в отношении приходов УПЦ.

По данным Украинской православной церкви, в 2014-2016 годах Киевским патриархатом было захвачено 40 ее храмов. В 2017 году еще 19 храмов УПЦ подверглись нападениям радикалов, а с начала 2018 года было совершено 10 новых нападений. Одно из последних нападений произошло 28 сентября 2018 года, когда украинские националисты из организации «Правый сектор» (запрещена в РФ), захватили Свято-Троицкий храм в поселке Богородчаны Ивано-Франковской области Украины. При этом были ранены двое прихожан.

Законопроекты о статусе религиозных организаций

В 2016 году в Верховную раду было внесено два законопроекта — «О статусе религиозных организаций» и «О свободе совести и религиозных организациях», согласно которым УПЦ может быть запрещена, ее приходы конфискованы, а деятельность церкви поставлена под контроль государства.

В первом законопроекте, авторами которого стали представители коалиции «Блока Петра Порошенко» и «Народного фронта», предлагалось утверждать митрополитов и епископов только по согласованию с органами власти. Кроме того, в одной из статей документа было прописано, что если представители конфессии будут сотрудничать с религиозными центрами, находящимися в России, власть получит право полностью запретить ее деятельность на территории Украины.

Во втором проекте, подготовленном депутатами «Народного фронта», «Блока Петра Порошенко» и «Самопомощи», парламентарии предложили законодательно регулировать принадлежность лиц к религиозной общине. Например, прописать термин «самоидентификация» и уточнить минимальное количество представителей религиозной общины, по решению которых может быть изменена юрисдикционная принадлежность храмов.

Более 300 тыс. граждан Украины подписали обращение с требованием не допустить принятия в Раде этих документов. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) обратился к лидерам стран «нормандской четверки» (Россия, Украина, Германия и Франция), генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу и Папе Римскому Франциску с призывом воспрепятствовать дискриминации православных на Украине.

18 мая 2017 года под давлением общественности Рада отложила обсуждение законопроектов, однако официальных комментариев о снятии документов с дальнейшего рассмотрения не последовало.

Статистические данные

По данным опроса, проведенного в ноябре 2016 года компанией Ukrainian Sociology Service при Институте социологии Национальной академии наук Украины (более поздние данные не публиковались), 39,4% граждан считают себя прихожанами Украинской православной церкви. К самопровозглашенному Киевскому патриархату отнесли себя 25,3% опрошенных, к Украинской автокефальной православной церкви — 4,6%.

По информации УПЦ, ее прихожанами являются 35 млн верующих (более 80% населения). Церковь состоит из 53 епархий и 12 тыс. 69 приходов. В клире УПЦ — 85 архиереев (52 епархиальных и 33 викарных), 12 тыс. 283 священнослужителя, из которых 11 тыс. 312 — священники и 971 — диаконы.

На территории Украины действует 251 монастырь, где послушание несут 4 тыс. 412 монахов (1 тыс. 685 монахов и иноков, 2 тыс. 727 монахинь и инокинь). В 17 духовных учебных заведениях УПЦ (Киевская духовная академия, духовные семинарии и училища, богословский университет и кафедра богословия) на дневном отделении обучаются 1 тыс. 429 студентов. Крупнейшие монастыри: Свято-Успенская Киево-Печерская лавра и Свято-Успенская Почаевская лавра.

Церковь самопровозглашенного Киевского патриархата насчитывает 5 тыс. 114 приходов, 60 монастырей, 18 духовных учебных заведений, 1 тыс. 349 школ, 3 тыс. 479 клириков, 219 монашествующих, 48 СМИ. Больше всего приходов — во Львовской (496) и Киевской (423) областях, меньше всего — в Луганской и Харьковской (по 31).

У УАПЦ — 1 тыс. 195 приходов, 13 монастырей, восемь духовных учебных заведений, 305 школ, 709 клириков, 21 монах, 12 СМИ. Наибольшее число приходов действуют во Львовской (388) и Тернопольской (202) областях, наименьшее — в Донецкой (три) и Одесской (семь).

Источник: https://tass.ru/info/5665337

Что такое церковные каноны: объясняем на пальцах

ФОМА

Какие в Церкви существуют каноны? Что они регулируют? Каноны нужны, чтобы лишить человека свободы или, наоборот, чтобы ему помочь? Почему вообще в Церкви присутствует такой юридический формализм? Неужели без него никак нельзя спастись?

На эти и другие вопросы специально для «Фомы» ответил протоиерей Дмитрий Пашков, преподаватель кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ.

Что такое церковные каноны и зачем они нужны?

Слово «канон» — греческого происхождения, и переводится оно как «правило», «норма». Каноны представляют собой общеобязательные правила поведения, принятые в Церкви. Поэтому можно сказать, что канон в Церкви по своему содержанию и смыслу есть то же самое, что и закон в государстве.

Необходимость церковных канонов в общем понятна. Оказываясь в любом обществе, мы должны соответствовать определенным, принятым в нем правилам поведения. Так и в Церкви. Став ее членом, человек должен подчиняться действующим в ее пределах нормам — канонам.

Можно прибегнуть к такой аналогии. Когда мы поправляем свое здоровье в больнице, мы сталкиваемся с определенными правилами, которым — хотим мы того или нет — должны подчиняться. И эти больничные правила могут поначалу показаться излишними или даже абсурдными до тех пор, пока мы не постараемся в них вникнуть.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Храм или церковь как правильно

При этом в Церкви не может быть канонического формализма. Каждый человек индивидуален, и потому значительную роль в его церковной жизни играет духовник. Зная слабые и сильные стороны приходящего к нему человека, священник, опираясь на каноническую норму, может действовать достаточно свободно.

Ведь нельзя забывать, что основной массив канонов сформировался очень давно, еще в первое тысячелетие, и многие каноны не могут буквально применяться в нынешнее время.

Поэтому у батюшки остается большое пространство для «маневра» (сами каноны это предполагают, оставляя священнику, например, право сокращать или, напротив, продлевать епитимии), и это очень важно, когда речь идет о таком сложном и чрезвычайно деликатном деле, как пастырство.

Но неужели без этого формализма невозможно спастись?

Нет, дело тут не в самом формализме, а в нас самих. Поскольку мы даже после крещения остаемся существами несовершенными, ленивыми, эгоцентричными, нас нужно приводить к какому-то соответствующему нашей вере порядку благочестивой жизни.

Конечно, не подлежит нормативному регулированию наше общение с Богом, например, как человек молится дома: долго ли, коротко ли, с лампадкой или без, глядя на икону или закрыв глаза, лежа или стоя, — это его личное дело и зависит исключительно от того, как у него получается лучше помолиться. Но если христианин приходит в собрание верующих, в Церковь, где таких, как он, уже много и у каждого есть свои взгляды, интересы, какие-то предпочтения, здесь уже без определенных правил, которые всю эту пестроту приведут к какому-то правильному единообразию, не обойтись.

То есть общеобязательные нормы, каноны, нужны там, где появляется общество, где уже требуется предписать определенные права и обязанности его членам, чтобы избежать в нем хаоса и беспорядка.

Кроме того, каноны служат поддержанию того изначального образа Церкви, который возник в день Пятидесятницы, так что она остается неизменной при любом государстве, культуре, общественной формации. Церковь всегда и во все времена одна и та же: и в I веке, и в эпоху Вселенских Соборов, и в поздней Византии, и в Московском царстве, и сейчас. И каноны оберегают эту тождественность Церкви самой себе через все века.

А разве в Евангелии Христос говорил что-либо о необходимости следовать каким-то правилам?

Конечно, говорил. Некоторые нормы христианской жизни Господь задает прямо в Евангелии. Например, есть каноны, которые регулируют таинство Крещения. И в Евангелии Христос первым эту норму устанавливает: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф 28:19–20).

Тут мы находим формулу крещения — «во имя Отца и Сына и Святого Духа», — которая произносится сегодня священником во время совершения таинства. Кроме того, сказано, что сначала нужно научить, а уже затем крестить. И вот отсюда, например, берет начало практика так называемых огласительных бесед перед крещением, когда священник или катехизатор должен подробно объяснить желающему войти в Церковь человеку основы христианской веры и благочестия.

Кроме этого, Господь Иисус Христос установил единобрачие, как норму (Мф 19:4–9). На основе именно Его слов Церковь развила свое учение о таинстве Брака.

Однако она несколько смягчила «строгость» Евангелия, где, как известно, сказано: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует (Мф 19:9).

Церковь, снисходя к людской немощи и понимая, что не все смогут понести бремя одиночества, позволяет при определенных обстоятельствах вступать во второй и даже в третий брак.

Однако существуют и другие каноны, не взятые напрямую из Нового Завета. Церковь, водимая Святым Духом, выступает как продолжательница Законодателя Христа, расширяя, уточняя и поновляя свои правовые нормы. При этом, повторюсь, сама эта детализация и в целом вся законотворческая деятельность Церкви опирается на принципы, данные Спасителем в Евангелии.

А какие существуют каноны? И что они регулируют?

Церковных канонов очень много. Их можно разделить на несколько больших групп. Есть, например, каноны, регулирующие административный порядок управления Церковью. Есть «дисциплинарные» каноны, которые регулируют жизнь верующих и служение клириков.

Существуют каноны догматического характера, которые осуждают определенные ереси. Есть каноны, которые упорядочивают территориальное управление Церкви. Эти каноны устанавливают полномочия высших епископов, — митрополитов, патриархов, они определяют регулярность проведения Соборов и так далее.

Все каноны во всем их многообразии были сформулированы в первом тысячелетии церковной истории, и некоторые из них в чем-то устарели. Но Церковь эти древние каноны все равно чтит и очень внимательно изучает, потому что уникальная эпоха Вселенских Соборов является своего рода эталоном, образцом для всех последующих веков.

В наши дни из этих древних норм мы извлекаем если не прямые правила поведения, то по меньшей мере их дух, принципы, чтобы установить в поновленном виде такие нормы, которые будут отвечать потребностям сегодняшнего дня.

Понятно, что если гражданин нарушит закон, то он по решению суда будет за это наказан. А что в Церкви? Предусмотрены ли в ней наказания за нарушение того или иного церковного канона?

Если говорить о церковном праве, регулирующем благочестивую жизнь христианина, канонические санкции прежде всего лишают провинившегося человека самого главного — общения со Христом в таинстве Причастия.

Это не мера возмездия, не наказание в расхожем смысле слова, а «терапевтическая» мера, нацеленная на то, чтобы вылечить тот или иной духовный недуг.

Однако и здесь есть очень важная и существенная оговорка: окончательное решение относительно применения того или иного церковного наказания принимает духовник или, если брать более высокий уровень, епископ. При этом каждый случай рассматривается отдельно, и в зависимости от конкретной ситуации принимается то или иное решение.

Таким образом, церковные каноны более походят на лекарства, чем на законы. Закон действует в значительной мере формально, законодательная и исполнительная власть должны быть независимы.

В этом смысле, правоприменитель (епископ или священник) должен действовать так же, как поступает хороший и внимательный доктор.

Ведь не станет же врач мучить новыми препаратами своего пациента, если назначенные лекарства уже благотворно подействовали! А вот если лечение положительных результатов не приносит, тогда доктор начинает применять другие препараты до тех пор, пока пациент не пойдет на поправку.

И если в медицине показателем успешности лечения является выздоровление пациента, то для епископа и духовника подобным свидетельством будет искреннее раскаяние верующего.

Это, собственно, то, ради чего и существуют церковные санкции: настроить человека на покаяние и исправление, чтобы помочь ему в духовном росте, чтобы верующий, попавший под епитимью, пережил внутренний переворот и покаялся. Чтобы он осознал, что совершенный им грех лишает общения с Богом и постарался вновь его восстановить.

Церковные каноны где-то зафиксированы? Есть ли какие-то сборники, в которых они классифицированы и представлены?

Конечно. Кодифицировать свое право Церковь начала уже в конце IV века. Именно в эту эпоху после окончания гонений на христиан появляется огромное количество канонов, которое необходимо было как-то систематизировать и упорядочить. Так появились первые канонические сборники.

Одни из них были организованы хронологически, другие — тематически, по предметам правового регулирования. В VI веке появились оригинальные сборники смешанного содержания, так называемые «номоканоны» (от греческих слов «номос» — императорский закон, «канон» — церковное правило).

В него вошли и каноны, принятые Церковью, и законы императоров, касающиеся Церкви.

Существуют еще и так называемые апостольские правила. К самим ученикам Христа они прямого отношения не имеют и такое название, скорее всего, получили из-за их особой значимости и авторитетности. Возникли эти каноны на территории Сирии в IV веке.

Самый известный сборник древних канонов называется «Книга правил». В нее вошли и «апостольские» правила, и каноны, принятые на Вселенских Соборах, и каноны некоторых Поместных Соборов, и авторитетные мнения святых отцов по различным проблемам церковной жизни.

А нужно ли мирянину знать нормы церковного права?

Я считаю, что нужно. Знание канонов помогает понять, какие у него есть права и обязанности. Кроме того, церковные каноны еще и очень полезны в обычной жизни.

Например, жизнь новорожденного малыша висит на волоске и его надо срочно крестить.

Может ли это сделать сама мама в роддоме, и если может (и в самом деле это так), как ей это сделать правильно, чтобы таинство Крещения в самом деле совершилось? Или вас пригласили стать крестным.

Что с канонической точки зрения это означает, какие обязанности у вас появляются? Множество сложных вопросов связано с таинством Брака. Например, можно ли с канонической точки зрения венчаться с инославным или иноверным?

Что в таком случае стоит прочитать мирянину? Где он может узнать о своих правах и обязанностях в Церкви?

В последние годы неоднократно переиздавался прекрасный курс лекций по каноническому праву протоиерея Владислава Цыпина. Если говорить об ознакомлении с источниками, следует начать с изучения уже упоминавшейся выше «Книги правил».

Современные нормативные акты нашей Поместной Церкви (например, ее Устав и различные частные положения) публикуется на ее официальном сайте patriarchia.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Псково печерский монастырь где находится

ru, а пять лет назад Издательство Московской Патриархии приступило к публикации многотомного собрания документов Русской Православной Церкви.

Тихон Сысоев

ФОМА

Источник: https://pravlife.org/ru/content/chto-takoe-cerkovnye-kanony-obyasnyaem-na-palcah

Монастыри и Храмы Киева

04 Декабрь 2010

Киево-Печерская Лавра — знаменитая православная обитель, один из наиболее древних и значимых русских монастырей, главное в старой России место религиозного поклонения, уникальный архитектурный ансамбль (ул. Лаврская, 11-15).

Как следует из названия, монастырь начинался от пещер. Летопись сообщает, что первую «пещерку малую» выкопал на днепровском склоне приближенный к Ярославу Мудрому священник Иларион, чтобы уединяться в ней для молитв. Став митрополитом, свт.

Иларион прекратил посещать пещеру, и в ней между 1051—54 гг. поселился отшельник преподобный Антоний.

Выдубицкий монастырь

11 Октябрь 2010

Один из древнейших киевских монастырей, сохранившийся до нашего времени. Выдающийся архитектурный ансамбль украинского барокко (ул. Выдубицкая, 40).

Основан около 1070 г. Всеволодом Ярославичем (в то время еще не киевским, а переяславским князем) в урочище Выдубичи, вблизи днепровской переправы и личной резиденции-замка — Красного двора. Главным храмом монастыря была церковь св.Михаила. Чтобы спасти монастырский храм от оползней, в 1199 г. мастер Милонег-Петр  соорудил по заказу Рюрика Ростиславича грандиозную подпорную стену.

Гнилецкие пещеры

05 Октябрь 2010

Подземные лабиринты Гнилецкого монастыря, которые использовались как некрополь и жилье. Состоят из двух отдельных комплексов, расположенных возле хутора Вольного.

Спасо-Преображенский собор на Теремках 2

15 Август 2011

Спасо-Преображенский собор расположен в живописном уголке массива Теремки–2, на берегу небольшого пруда. Его строительство началось по инициативе народного депутата Украины Игоря Лисова. Собор был выполнен в неовизантийськом стиле. Алтарная абсида  храма украшена мозаикой. Сейчас проводятся работы по отделке других стен храма.

Другие статьи

Источник: http://churchs.kiev.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=1712:2011-09-06-13-46-52&catid=77:2011-08-30-13-38-08&Itemid=6

Каноническое право

Любая система общественного взаимодействия должна основываться на определенных правилах и закрепленных способах взаимного влияния. Сложно представить себе государство или какое-либо другое значительное общество без определенной системы поведения внутри этого общества.

Церковь Христова, которая основана Самим Господом, в своем духовном значении, несомненно, выше и больше любых правил и систем. Тем не менее, Церковь находится в падшем мире, в нее ходят обычные грешные люди. Поэтому совершенно необходимо, чтобы был четкий и понятный способ организации взаимодействия между членами Церкви.

Что такое каноническое право

Каноническое право — это свод правил, которые должны регулировать самые разные вопросы, возникающие во время взаимодействия членов Церкви. Это могут быть правонарушения, вероучительные споры, вопросы управления имуществом Церкви, контакты с государством и органами светской власти и многое другое. Можно сказать, что каноническое право — это практика церковной жизни, закрепленная правилами.

В первых общинах все вопросы решались на основании норм Священного Писания

Когда христианская религия только начинала формироваться, все вопросы, возникающие в ранних общинах, решались на основании Священного Пиуазаний апостолов. С течением времени и разрастанием церквей стало очевидно, что нужно иметь некую систему решения ключевых вопросов деятельности всей Церкви. Так и стало формироваться церковное право, которое вобрало в себя опыт христианской жизни за все века ее существования.

Действует система канонического права в Православной, Римо-Католической и некоторых Восточных Церквях. Эта система включает в себя следующие элементы:

  • правила, составленные апостолами;
  • постановления Вселенских соборов;
  • решения Поместных соборов;
  • общность правил Отцов Церкви.

Основа церковного права — это, безусловно, апостольское предание. Будучи первыми и прямыми последователями Иисуса Христа, апостолы разрабатывали самые первые способы взаимодействия в раннехристианских общинах. Имея особую благодать, апостолы обладали духовной мудростью и могли понимать те или иные стороны духовной жизни.

Важно понимать, что Церковь, как Тело Христово, не нуждается ни в каких сводах правил и системах управления. Но как социальный и общественный институт, Церковь взаимодействует как с внешним миром (в виде государственных органов и организаций), так и с отдельными церковными элементами (например, взаимодействия разных епархий).

Именно для того, чтобы в нашем мире Церковь, как социальный институт, могла нормально функционировать, была единой и необходима система канонического права.

Элементы канонического права

Как и любая система, церковное право также имеет свои составляющие элементы. Основными из них можно назвать догмат, канон и обычай. Рассмотрим их детальнее.

Догматом в Православной Церкви называется вероучительная истина, которая является неоспоримой, базируется на Священном Писании, выражает суть христианства, какие-то основополагающие принципы. Как правило, догматы принимались на Вселенских соборах, они являются обязательными для всей полноты Церкви.

Первый Вселенский Собор — один из главных источников канонического права

Непризнание догматов говорит о нарушении понимания сути веры, что является ересью. Злостных нарушителей догмат, которые не признают своих ошибок и не раскаиваются в них, предают анафеме. Канон является определенным вариантом решения того или иного церковного вопроса. Практика формируется на основе Священного Писания и предания, мнения святых отцов.

Канон призван решать конкретный практический вопрос церковного устройства, поэтому применяется при определенных условиях. Используются каноны для конкретных ситуаций, их толкуют и поясняют уполномоченные иерархи.

Неподчинение канону влечет за собой последствия, которые определяет и постановляет церковный суд. Каноны, в отличие от догматов, не являются однозначными и могут пересматриваться различными органами церковного управления.

Обычай — это практическое применение христианской истины в жизни конкретного человека или общины. Обычаи могут существенно отличаться в разных регионах и епархиях, обычаи отражают историческое, культурное и воспитательное наследие той части общества, в которой они соблюдаются.

Практика церковной жизни может демонстрироваться в обычаях как верно, так и искаженно (например, превращаясь в суеверие). Важную роль обычаи имеют в вопросах христианского воспитания, что хорошо видно в обществах и народах с традиционным укладом семьи — обычаи и традиции в них очень сильны, передаются из поколения в поколение и практически не могут быть оспорены или нарушены. А если это и происходит, то вызывает неизменное порицание большинства.

Свод канонов Православной Церкви

Итак, официально в общепризнанный свод канов включены

  • Правила Святых Апостолов;
  • Каноны шести Вселенских соборов;
  • Каноны Десяти Поместных соборов;
  • Правила 13 Отцов.

Наибольшее значение и силу имеют решения Вселенских соборов, которые считаются непогрешимыми. Их мнения являются общепринятыми для всех Православных Церквей. Вселенские соборы — это наивысшие органы в церковной иерархии, которые отражают мнение Церкви о тех или иных основополагающих вероучительных вопросах.

Поместный Собор Русской православной церкви, 2009 год

Решения десяти Поместных Соборов, вошедших в каноническое право, основаны на признании Вселенскими Соборами. Обычно Поместные Соборы действуют лишь в границах той или иной церковной единицы, на которую распространяется их власть. Поместных Соборов в истории Православной Церкви было очень много, но лишь решения десяти из них вошли в общий свод правил.

Так же можно сказать и о правилах святых отцов. Далеко не все они вошли в канонический свод, многие до сих пор используются как частное мнение тех или иных Отцов. Но признание Вселенскими Соборами важности и значимости некоторых решений Святых Отцов позволило закрепить их для всей полноты Православной Церкви.

Решение церковных конфликтов

Поскольку Православная Церковь существует во взаимодействии с миром, так или иначе в ней происходят разные конфликты и несогласия. Для того, чтобы их максимально эффективно и конструктивно разрешать, используют систему канонического права. В светской юриспруденции очевидно, что любой конфликт должен решаться на основании четкой ситемы правил.

Однако в церковной среде такая практика работает очень плохо. И проблема тут не в послушании церковным законам, а в том, что многие каноны крайне плохо соотносятся с реалиями жизни современных христиан. Многие церковные законы очень плохо соотносятся друг с другом, а то и противоречат один другому.

Каноничные правила определяют взаимоотношения священников и мирян

К сожалению, в нашей Церкви так и не был никогда создан четкий, выверенный и эффективно работающий свод правил. Для решения тех или иных спорных ситуаций используются как древние восточные правила и каноны, так и более современные постановления.

Никогда не проделывалась работа по сбору всех правил, их ситематезации и устранению несогласованности между ними. Поэтому на практике случаются ситуации, когда некоторые каноны просто перестают работать и использоваться, хотя на уровне церковного права их никогда не отменяли.

Интересно! К такому примеру можно отнести 13-е правило святого Василия Великого, которое однозначно гласит о том, что воин, убивший в сражении своего врага, должен на три года отлучаться от причастия. Сегодня это правило не соблюдается, хотя оно не было отменено или упразднено.

Церковь и ее деятельность нельзя рассматривать, как деятельность любого земного общественного института. Множество разногласий и конфликтов решаются внутри Церкви, под руководством Святого Духа, обитающего в ней.

Далеко не всегда такие решения бывают быстрыми, иногда уходят годы и даже столетия, чтобы решился какой-либо важный канонический вопрос.

Кроме того, в практике церковной жизни активно используются различные указы, акты и другие документы, издаваемые в современном мире. Опираясь на них, часто удается избежать проблем с разрешением сложной ситуации и недопонимания между различными субъектами церковных отношений.

Проблема систематизации церковного права

Актуальность того, что каноническое право Православной Церкви остро нуждается в пересмотре и четкой выверенной систематизации осознали давно. Проблема заключается в том, что нет единого понимания, как должна выглядеть подобная правовая система, на какие принципы опираться, что взять за идеал и образец. Решать такой вопрос необходимо на Всеправославном соборе, созвать который не удается еще с начала ХХ века.

В Православной церкви никогда не было единого кодекса канонического права

В 1923 году была попытка организовать такой собор, однако собрать должное количество представителей не удалось, и мероприятие получило название конгресса. Очевидно, что решить сложный вопрос системы канонического права при неполном количестве участников было невозможно.

Через несколько лет после конгресса был сформирован список актуальных вопросов о жизни Православной Церкви, для решение которых необходим созыв Всеправославного собора. Все последующие годы этот список редактировался и дополнялся, однако приблизиться к практическому решению проблемы так и не удалось.

Последний организовать подобный собор инициировали в 2016 году, однако не все Поместные церкви дали свое согласие на участие. Негативную роль сыграл политический фактор, который повлиял на церковные дела. И снова не полный состав собора сделал невозможным решение общеправославных вопросов.

На сегодняшний день проблема разработки эффективной системы канонического права так и остается актуальной. Очевидно, что каноническое наследие, которое по сей день основывается на правилах времен Византии, во многом утратило свою актуальность, а, следовательно, и эффективность. Самая главная задача, которая стоит перед церковным правом — сделать так, чтобы людям было легче жить церковной жизнью, а не запутать их еще больше.

Церковное право

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/kanonicheskoe-pravo.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Как поддержать человека у которого рак

Закрыть