Что такое престол в храме

Значение слова «Престол»

что такое престол в храме

  • .
  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ъ
  • Ы
  • Э
  • Ю
  • Я

значением слова:

м. (пре и стол) вообще, священное место, какпредставительство высшего, на небесах и на земли.

В церкви, столик валтаре, перед царскими вратами, на коем совершается таинство Евхаристии.В случае упразднения и снесения церкви, престол не может быть уничтожен,а обращается в часовенку. | Престол государя, трон, седалище разноговида, для торжественных случаев. Престол государев огражден народом.Давно я не сидел на престоле, сказал Пугачев, садясь в Бердах на престолв церкви, который считал царским местом. | Государствование,царствование, владычество.

Престол перешел на Петра, через брата его. |Встарь, говор. также престол патриарший, архиерейский и пр.; поэтыговор. престол милосердия, престол Господень; престол любви, где онавосседает, правит. стольный»>Престольный город, стольный, столичный, главный.Престольник м. церк. архиерей с кафедрой. Престольничать, царить,царствовать, владычествовать на престоле; или в сказках, стольничать.Престолонаследие, -дование ср. принятие престола по наследству.Престоли, род. -лов м. мн. церк.

третий чин ангельский. Аще Престоли,аще Господствия, аще Начала, аще Власти, Кол. I, 16.

В словаре ожегова

ПРЕСТОЛ, -а, м. 1. То же, что трон. Свергнуть с престала (лишить власти монарха). Вступить, взойти на п. (начать царствовать). 2. Высокий стол, стоящий посредине церковного алтаря 3. То же, что престольный праздник (устар. и прост.). В нашей деревне п. — Петров день. || прил. престольный, -ая, -ое (ко 2 знач.). П. праздник (в честь святого, имя к-рого присвоено данной церкви).

В словаре ефремовой

Ударение: Престо́л м. разг.

В словаре фасмера макса

престо́л
род. п. -а. Заимств. из цслав., ст.-слав. прѣстолъ θρόνος (Супр.) = греч. ἡ ἁγία τράπεζα. От стол в знач. «место сидения», сюда же стлать (Преобр. II, 391). Невероятно объяснение из первонач. «помост» у Шрадера–Неринга (2, 535).

В словаре д.н. ушакова

ПРЕСТО́Л, престола, ·муж.
1. Трон монарха (преим. как символ его власти). «Царь Салтан сидит в палате, на престоле и в венце.» Пушкин. Взойти на престол (стать монархом). Свергнуть с престола (лишить власти монарха).

Наследник престола (лицо, к которому переходит власть монарха по наследству). «Престол мой шатается.» А.К.Толстой (·т.е. власть колеблется). «Покинутый своими войсками, царь должен был сдаться: он подписал отречение от престола и за себя и за своего сына.» Ленин.
2.

В церкви — столик в алтаре, против ·т.н. царских врат (церк.).

В словаре синонимов

стол, престольный праздник, власть, трон

В словаре полная акцентуированная парадигма по а. а. зализня

престо́л,престо́лы,престо́ла,престо́лов,престо́лу,престо́лам,престо́л,престо́лы,престо́лом,престо́лами,престо́ле,престо́лах

Источник: https://glosum.ru/%D0%97%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB

Престол в православном храме. Инфографика — Православный журнал

что такое престол в храме

Общие характеристики

Высота: 1 метр

дерево, железо, мрамор

  • На престоле в Святых Дарах таинственным образом присутствует Сам Господь.

Фото Владимира Ештокина

  • Прикасаться к престолу и к предметам, которые на нем находятся, а также находиться по богослужебной надобности в пространстве между престолом и Царскими вратами могут только священнослужители.

Фото Юлии Маковейчук

  • Епископ освящает престол вместе с освящением антиминса и самого храма, в котором они будут находиться. Если епископ не имеет возможности лично освятить храм, он посылает освященный и подписанный им антиминс, а престол по его благословению освящается «малым чином».

На престоле

Кликните на картинку, чтобы открыть в большем размере

1. Напрестольный Крест

Обязательная принадлежность престола. После окончания службы напрестольный крест целуют все присутствующие в храме.

2. Антиминс

(«вместо престола» от греч. «анти» — вместо и «миссион» — стол)

Четырехугольный плат с изображением «Положения Христа во гроб» и вшитой частицей мощей, на котором совершается Литургия. Совершение Литургии без подписанного правящим архиереем антиминса невозможно.

3. Дарохранительница

Небольшая «часовня», с гробницей-ящичком, в котором хранятся Святые Дары — частицы Тела Христова, пропитанные Его Кровью. Они употребляются для причащения на дому больных и умирающих.

4. Напрестольное Евангелие

Евангелие, разделенное на отрывки-зачала, которые читаются на богослужении. По углам оклада изображены евангелисты, в центре — икона Воскресения. Во время богослужения лежит поверх завернутого в илитон антиминса, а во время Литургии верных стоит в правом верхнем углу престола.

5. Илитон

(греч. «обертка»)

Плат, в который завернут антиминс. Символизирует сударь — головную погребальную повязку Христа.

6. Индития

(греч. «верхняя нарядная одежда»)

Фото Юлии Маковейчук

Нарядное облачение, концы которого закрывают стороны престола. Символизирует одеяние царственной славы Спасителя.

Невидимые элементы

а) Ковчежец с мощами

Обычай полагать в основание престола мощи святых, в память о раннехристианской традиции совершать Евхаристию на гробах мучеников, известен
с IV века. VII Вселенский Собор сделал это правило обязательным.

б) Катасарка

(греч. «нижняя рубашка»)

Фото Юлии Маковейчук

Покров, укрывающий весь престол сверху до низу. Не используется, если престол каменный либо с резными деревянными или металлическими боками. Символизирует погребальную плащаницу Христа.

в) Вервие

Веревка, которой во время освящения опоясывается престол. Если престол освящает епископ – вервие со всех четырех сторон образует кресты; священник же просто опоясывает престол вокруг. Символизирует путы, которыми был связан Христос.

г) Ножки деревянного престола соединяются с доской-трапезой воскомастихом — расплавленной смесью воска, мас­тики, толченого мрамора, смирны, алоэ и ладана, символизирующих погребение Спасителя.

Источник: https://foma.ru/prestol-v-pravoslavnom-hrame-infografika.html

Престол. Что есть что — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот

что такое престол в храме

В древности престолы изготовлялись из дерева или камня и были портативны. С IV в., когда их место в храме окончательно определилось, престолы стали делать из камня в виде невысокого столика на четырёх ножках перед алтарной апсидой. Впоследствии вместо четырёх, престолы стали устанавливать либо на одной ножке, либо на каменном основании. C X в. престолы устраиваются в глубине алтарной апсиды.

Престол Центрального придела храма «Большое Вознесение» Павел Петров, CC BY-SA 3.0

Начиная с XV—XVI вв. престолы делают либо в виде каменных монолитов, либо из дерева, в виде рамы с крышкой сверху, которую покрывают снаружи облачением из ткани.

Облачение

Облачение представляет собой чехол из дорогой парчевой ткани, надеваемый на престол. Весьма часто, но необязательно цвет облачения престола соответствует богослужебному цвету церковного праздника.

Престол Сретенского придела храма «Большое Вознесение» Павел Петров, CC BY-SA 3.0

Облачения могут быть не только из ткани, например парчи, но и представлять собой богато украшенный золотом и камнями металлический, даже золотой, футляр для престола.

Престол Никольского придела храма «Большое Вознесение» Другие города, CC BY-SA 3.0

Престол храма Святой Софии в Константинополе был сделан из золота и драгоценных камней.

Мощи

Уже в ранней Церкви явилась традиция положения мощей под престолами. С VIII века (7-е Правило Седьмого Вселенского Собора) вложение мощей стало обязательной частью чина освящения храма. Мощи полагались либо в основание престола, либо в специальное отверстие под престолом.

Устройство престола

Делается из дерева или камня высотой около метра, облачается в две одежды: нижнюю — льняную, называемую катаса́ркием или срачи́цею (символически представляет погребальные пелены Иисуса Христа — плащани́цу), обвитую верёвкой, и в верхнюю — парчовую, называемую инди́тией (индитионом) в напоминание о торжественном одеянии Господа как Царя славы.

Престол приписной церкви-часовни Бориса и Глеба   Павел Петров, CC BY-SA 3.0

В престол полагается в особом ковчежце частица святых мощей мучеников за Христа в память обычая в ранней Церкви совершать евхаристию на гробах мучеников и в знак мысли, что Церковь утверждена на Крови Христовой, а через Него и на крови мучеников (Откр. 6:9).

На престоле полагаются антиминс, Евангелие, напрестольный крест (обычно два), дарохранительница и лампада. В соборах и крупных храмах над престолом устанавливается киворий (навес в виде купола с крестом).

Источник: https://bolshoevoznesenie.ru/1219-prestol/

Престольный праздник — что это значит? Храмовый праздник. Значение престольного праздника :

Самым торжественным и радостным днем, отмеченным в Календаре Русской православной церкви, является Пасха. Кроме того, годовой цикл включает в себя много различных праздников, разделенных на группы в соответствии с их значением и особенностями. Это дни, отмечаемые всеми православными россиянами. Однако есть и праздники, по случаю которых торжества устраиваются лишь в отдельных храмах. Называются они престольными. Именно о них пойдет речь в данной статье.

Престольный праздник — что это значит?

В каждом православном храме имеется престол (буквально — особый стол), находящийся внутри алтаря и освященный в честь какого-либо святого или важного события священной истории.

Во дни их поминовения и устраиваются храмовые, или, иначе говоря, престольные праздники. В Церкви этот обычай был установлен вскоре после крещения Руси, и на протяжении многих столетий неукоснительно соблюдается.

По традиции, в торжествах принимают участие как члены данного прихода, так и гости, съезжающиеся, чтобы разделить общую радость.

Поскольку многие храмы имеют по два-три придела (а порой и более), то, соответственно, и алтарей с престолами в них несколько. В этих случаях престольные праздники проводятся в них не один раз в год, по количеству имеющихся престолов, освященных в честь разных исторических событий и святых. Характерно, что в крупных населенных пунктах, где имеются несколько храмов, в торжествах участвуют одновременно не все жители, а лишь члены одного или нескольких «приходов-именинников».

Молебны в домах прихожан

На Руси с давних пор повелось, что наряду с Пасхой и прочими торжественными днями церковного календаря, главными событиями года являлись престольные праздники.

Что это значило для православного люда, можно узнать из описаний торжеств, оставленных их очевидцами и участниками. В сельской местности было принято после окончания литургии обходить крестным ходом все деревни, входящие в данный приход.

Совершалось это необычайно торжественно, с иконами и хоругвями, которые несли особо уважаемые люди, именовавшиеся «богоносцами».

В отдельных случаях, особенно если приход был невелик, настоятель церкви вместе со своим немногочисленным клиром еще за несколько дней до начала торжеств посещал дома прихожан и в них служил молебны перед семейными иконами храмовых святых. При этом батюшка окроплял святой водой жилище своего прихожанина, его надворные постройки, колодец, скот и весь принадлежащий ему земельный участок.

Поскольку считалось, что после такого окропления на дом и всех, кто в нем живет, непременно сойдет Божье благословение, то в преддверии храмового праздника было много желающих залучить к себе священника и тех, кто его сопровождал.

Было принято заранее выставлять у ворот накрытый белой скатертью стол, на который ставили ковш с приготовленной для освящения водой. Такие визиты, сопровождавшиеся молебнами, были в радость не только хозяевам домов, но и самим священникам, поскольку за труды их одаривали деньгами и продуктами.

Когда же батюшка, совершив весь положенный обряд, покидал двор, семья приступала к праздничной трапезе.

Гулять так гулять!

Обязательным элементом православных престольных праздников являлись прием и угощение гостей, среди которых могли быть не только родственники, но и соседи, а порой и совершенно незнакомые люди, случайно оказавшиеся у ворот. Торжества же организовывались с размахом, что, вообще, характерно для русского человека. Недаром говорится: «Гулять так гулять!»

Известно, что вплоть до конца XIX века в России было принято в течение целой недели отмечать каждый из зимних престольных праздников. Что это значит – нетрудно догадаться. Торжества, начинавшиеся в храме под строгое пение церковного хора, скоро перемещались в дома, где за трапезой, сопровождавшейся обильными возлияниями, приобретали более чем свободные черты. На следующий день все повторялось снова, и так продолжалось до конца недели.

Отличие зимних и летних празднеств

Лишь с наступлением XX века количество праздничных дней сократилось до двух или трех. Исключение составил лишь Нижегородский уезд, где вплоть до революции сохранялся обычай начинать торжества в тот день, на который выпал по календарю данный праздник, и продолжать до конца недели, сколько бы дней для этого ни потребовалось.

Но такое веселье даже в прежние времена допускалось только зимой, когда крестьяне отдыхали от полевых работ. В страдную же пору все обстояло иначе. Торжества по случаю престольных праздников, как правило, ограничивались одним днем, а в тех случаях, когда обстоятельства заставляли крестьян торопиться, проходили в сокращенном варианте – с обеда до вечера или с захода солнца до утра. Ничего не поделаешь – хлеб насущный ниспосылал Господь, но выращивать его приходилось самим.

Особенности городских торжеств

В городах престольные праздники устраивались так же торжественно. Крестные хода вначале огибали здание собственного храма, затем территорию прихода и, наконец, направлялись к соседям, если у тех также в этот день имелся престол, освященный в честь данного святого или события. Нередко к «имениннику» двигались процессии из соседних приходов, неся поздравление с престольным праздником.

К этим торжествам готовились еще за несколько дней до их наступления. Обязательно подметали дворы и улицы. В храмах наводили порядок, чистили оклады икон, а по возможности старались подновить резьбу и позолоту на церковной утвари. В храмах Москвы и других крупных городов было принято подсвечивать плошками с установленными на них факелами колокольни и лицевые фасады.

Многодневное веселье

Всеми перечисленными выше делами занимались мужчины, у женщин же в преддверии престольного праздника также было полно забот. В обязанности входила уборка дома, выпечка хлеба и пирогов, а также приготовление всяческих угощений. Пиво обычно варилось в каждом доме, а вино и водку закупали, причем в весьма изрядном количестве, поскольку обычай требовал в эти дни «подносить чарочку» всякому заходящему в избу, будь то прохожий, земляк или просто нищий. Всех надлежало накормить и напоить.

Любопытна и такая деталь: если престольный праздник храма отмечался жителями сразу нескольких деревень, то столы, собранные в складчину, накрывались поочередно в каждой из них, из-за чего торжества могли затянуться на две недели.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему возникли обновленческие движения в церкви

Об этом известно из хроник, составленных во второй половине XIX века жителями Новгородской, Костромской и Вологодской губерний. Та же картина наблюдалась и в Сибири.

Начав общее гулянье в одной из деревень, прихожане после двух – трех дней застолья переходили в другую, а затем в третью и т. д.

Досадные недоразумения

К несчастью, следование этому обычаю далеко не всегда заканчивалось добром. Что это значит? Престольные праздники, особенно проводимые в деревнях, нередко сопровождались крайне неумеренными возлияниями и превращались из религиозных торжеств в банальные пьянки. Это вызывало резкое нарекание со стороны церковных властей, прилагавших усилия для вразумления своей паствы, но бессильных перед устоявшимися обычаями.

Праздничная торговля

Во многих районах России бытовала традиция приурочивать к престольным праздникам ярмарки и базары. Их обычно посещали после церковной службы и последующей трапезы. Особенно распространено это было в Волжской губернии и Сибири. Описания таких ярмарок-праздников можно встретить в произведениях А. М. Горького, Н. С. Лескова, Д. Н. Мамина-Сибиряка и многих других классиков русской литературы.

С тех пор как на Руси стали торжественно отмечать календарные дни поминовения святых, а также важнейших событий священной и церковной истории, сложилась определенная культура проведения праздничных гуляний. Из года в год было принято устраивать их на одних и тех же местах, которыми обычно являлись церковные площади с примыкающими к ним улицами, околицами, загородными рощами, лугами, высокими берегами рек и т. д.

Большое скопление празднично настроенного народа всегда открывало широкое поле деятельности для разного рода мелких торговцев, товар которых пользовался неизменным спросом. Нарасхват шли дешевые пряники, конфеты, семечки, орехи и всевозможные сорта кваса. Гулянья, в которых принимала участие главным образом неженатая молодежь, часто затягивались до утра и давали повод для тех самых нареканий со стороны духовенства, о которых говорилось выше.

Возрождение традиции

В наши дни, когда после долгих десятилетий атеистического гонения Церковь вновь обрела свои прежние позиции, не утратили своего значения и престольные праздники, однако форма их проведения претерпела некоторые изменения. Прежним остался весь цикл праздничных богослужений, установленных церковным каноном. Также сопровождаются они крестными ходами, хотя и не столь продолжительными.

В наше время их маршрут обычно пролегает вокруг храма и редко выходит за пределы церковной ограды. Прежними остались взаимные поздравления, а вот массовые гулянья и связанные с ними застолья ушли в прошлое.

Обычно дело ограничивается скромной и приличной во всех отношениях трапезой, устраиваемой настоятелем для клира и наиболее активных членов прихода.

Новым же веянием стало проведение во дни престольных праздников различных мероприятий, включающих в себя демонстрацию фильмов православной тематики, выступление фольклорных коллективов и самодеятельности. Особенно широко это практикуется в храмах Москвы.

Престольные праздники у западных христиан

В заключение отметим, что аналогичные праздники существуют и у христиан Западной Европы. Наиболее характерным примером может служить немецкий «Кирмос», также устраиваемый во дни поминовения какого-либо из святых. По форме проведения он весьма близок к своему российскому аналогу.

Богослужение также включает в себя крестный ход, маршрут которого пролегает по окрестным деревням. Затем следует обед и танцы. Обычно такие праздники длятся от 2 до 4 дней, сопровождаются всякого рода потешными состязаниями – бегом в мешках, танцами с флагами, рукопашными поединками между парнями и т. д.

Их завершающим звеном бывает, как правило, маскарад.

Подобный же пример можно видеть и в Чехии, где престольные праздники носят название «Посвицени», что в переводе означает «освящение». Проводятся они не круглый год, как у нас, а с конца лета и до предрождественского периода, называемого Адвентом. В целом ход торжеств близок к нашему, но его отличительной чертой является обычай посещения кладбищ и совершения на них особой службы по умершим.

Источник: https://www.syl.ru/article/364404/prestolnyiy-prazdnik---chto-eto-znachit-hramovyiy-prazdnik-znachenie-prestolnogo-prazdnika

Престольный праздник — что это значит?

Каждый из нас наверняка в своей жизни хоть раз слышал словосочетание «престольный праздник». Слово «праздник» нам понятно. А вот слово «престольный» как-то не очень. Что оно означает? Попробуем разобраться.

Все православные храмы строились либо в воспоминание какого-нибудь значимого евангельского события, либо в честь почитаемого святого. Например, Преображенский храм был построен в воспоминание Преображения Господня, Никольский храм – в честь св. Николая Чудотворца.

Устройство храма

Но откуда пошло слово «престольный» и что оно означает? Для того чтобы это понять, нужно знать устройство храма. Любой православный храм делится на три части:

  1. Алтарная часть.
  2. Средняя часть храма.
  3. Притвор.

Алтарь – это главная часть храма. Входить в него могут только священнослужители (епископ, священник и диакон) и некоторые церковнослужители (пономари). В алтаре находится главный православный атрибут – св. Престол, т. е. святое место, где восседает Сам Христос. На св. Престоле совершается великое таинство Евхаристии, а в Дарохранительнице находятся св. Дары Христовы.

Известно, что св. Престол – это главный предмет церковной утвари. Именно поэтому главный храмовый праздник называется престольным. Итак, продолжаем разбираться далее.

Престольный праздник — что это значит? Узнать об этом можно по храмовой иконе. Обычно она располагается в правом нижнем углу иконостаса. Чаще всего ее можно увидеть на клиросе, где поют певчие. Иногда храмовая икона может находиться в кивоте – в красивой большой рамке с подставкой. Известно, что престольными праздниками в августе могут быть день Преображения или Успения.

Обычаи и традиции в храмовый день

Храмовый или престольный день – особый день в году, когда весь церковный приход и прихожане других храмов собираются на праздничную литургию для совместной молитвы. В храме поминается особочтимое событие или особопочитаемый святой. Например, это может быть день памяти святого Пантелеймона. Поэтому к нему готовятся очень тщательно и заблаговременно: убирают церковь и прилегающую территорию. Иногда престольный праздник посещает правящий архиерей.

После литургии совершается молебен с крестным ходом. Все священнослужители, церковнослужители, прихожане и гости обходят храм трижды с хоругвями и иконами. При этом священник обычно окропляет верующих святой водой. В конце богослужения поется «многолетие», т. е. пожелание всем присутствующим долгих лет жизни с Богом. По старому доброму русскому обычаю после молитвословий всех присутствующих приглашают на трапезу (угощение).

Классификация православных праздников

Кроме храмового праздника св. Церковь предписывает совершать богослужения в великие, средние и малые праздники. В церковном календаре нет ни одного дня, когда бы не вспоминалось какое-либо событие или святой. Христианские праздники, отраженные в месяцеслове, можно разделить на группы по следующим критериям:

  • Важность событий (великие, средние, малые).
  • Время празднования (подвижные и неподвижные).
  • Место (общие, храмовые).
  • Тип (Господские, Богородичные, Святых).

Давайте поговорим подробнее о каждой группе.

Классификация по важности

По значимости христианские праздники делятся на:

  • Великие (Пасха, двунадесятые и великие).
  • Средние.
  • Малые.

Великие или большие праздники.

Пасха или светлое Христово Воскресение – это главнейшее христианское событие, когда Христос Своею смертью победил смерть духовную, открыл врата рая, дал возможность всем нам быть соучастниками вечного блаженства.

Двунадесятые (от числа 12) – это 12 больших православных праздников в христианском календаре, которые отражают самые главные события из жизни Христа или Божией Матери.

  1. Рождество Пресвятой Богородицы. В этот святой день была рождена Мария, которой было предначертано свыше стать Матерью Бога.
  2. Крестовоздвижение. Воздвижение или поднимание св. Еленой и Св. Константином Креста Господня для поклонения и исцеления верующих в Него. Св. Крест они нашли спустя несколько веков после Христова Воскресения.
  3. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Вспоминается день посвящения Праведными Иоакимом и Анной своей трехлетней дочери Марии Богу. Жила Дева Мария при храме до 12-летнего возраста.
  4. Рождество Христово. Вспоминается рождение Младенца Христа в Вифлееме, а также появление новой звезды на небосклоне, поклонение пастухов и волхвов.
  5. Крещение или Богоявления Господне. Торжественно вспоминается принятие святого крещения Господом от рук Иоанна Крестителя. Событие было настолько великим, что произошло явление св. Троицы.
  6. Сретение Господне. Симеон Богоприимец дождался пришествия в мир Спасителя и встретился с Ним в храме.
  7. Благовещение Пресвятой Богородицы. В этот день через архангела Гавриила Бог оповестил Деву Марию о великой миссии – стать Матерью Бога.
  8. Вход Господень во Иерусалим или Вербное воскресенье. Оно празднуется за неделю до Пасхи и говорит о событии, когда Христос торжественно въехал на осле в Иерусалим. Все собравшиеся приветствовали Его криками «Осанна, благословен грядый во имя Господне», постилали перед ним свои одежды и ветки вайи (пальмовые ветви). У нас не произрастают пальмы, поэтому верующие приносят в храмы украшенные ветки вербы. Отсюда название праздника.
  9. Вознесение Господне. В этот день Господь вознесся на небо, но обещал послать ученикам Утешителя — Духа Святого. Следующее Христово пришествие будет страшным: Он придет судить живых и мертвых.
  10. Троица или Пятидесятница. В этот великий день, когда Святой Дух сошел на апостолов, произошло зарождение христианской Церкви. С этого момента ученики Христовы стали безбоязненно проповедовать о Христе по всему миру.
  11. Преображение Господне. На г. Фаворе Христос показал Своим ученикам Свою Божественную сущность. Он преобразился, т. е. поменялся на глазах у изумленных апостолов. Его одежды стали белоснежными, от Божественного Лица исходил яркий свет, а Сам Он стоял на облаке и разговаривал с ветхозаветными пророками Моисеем и Ильей. Бог Отец в очередной раз подтвердил Божество Иисуса Христа.
  12. Успение Пресвятой Богородицы. Праздничный день, когда вспоминается блаженная кончина или сон Богородицы. Сам Христос вместе с сонмом ангелов забрал Ее святую душу в райские обители. Впоследствии Господь забрал также и тело Богородицы, поэтому Ее могилы на земле нет.

К великим праздникам относятся еще несколько важных событий из жизни Господа, Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла.

Классификация по времени

В зависимости от Пасхи праздничные дни бывают подвижными и неподвижными или переходящими и непереходящими.

Неподвижные или непереходящие – это праздники, которые ежегодно празднуются в один и тот же день.

Подвижные или переходящие – это праздничные дни, которые каждый год празднуются в разное время и зависят от дня Пасхи.

Классификация по месту

Храмовый, престольный праздник — что это значит? Церковный календарь особо выделяет престольные или храмовые праздники, дни особочтимых икон Богородицы или святых угодников. Они празднуются с особой торжественностью и пышностью.

Общие праздники — это события, которые вспоминаются всей Церковью, независимо от страны, города и величины храма.

Классификация по типу

Весь годовой церковный круг в христианском календаре делится на три части по следующему типу:

  • Господские. Посвящены важнейшим событиям из жизни Христа.
  • Богородичные. Говорят о важных моментах жизни Матери Божией.
  • В честь святых и бесплотных сил. К этой группе относятся святые Ангелы, архангелы и все воинство небесное, которое стоит у Престола Божия. Также Святая Церковь поминает всех прославленных святых, которые свой жизнью показали горячую любовь к Богу и пример для подражания. Например, 9 августа — день памяти святого Пантелеймона. В этой группе есть дни наших небесных покровителей, чьи имена мы носим, – дни Ангела.

Поведем итоги. Престольный праздник, что это значит? Это одно из празднеств в годовом церковном круге, в честь которого построен или освящен храм. Поэтому оно называется также храмовым праздником.

Каждый христианин обязан знать и почитать православные праздники.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1777503405950110479/prestolnyj-prazdnik-chto-eto-znachit/

Приделы

Придел — это специально выделенная часть основного здания храма, либо пристройка (обычно с южной или северной стороны) для размещения дополнительного алтаря с престолом для богослужений.

Приделы устраиваются, в частности, для установки в храме дополнительного престола (престолов), чтобы в один день в одном храме можно было совершать более одной литургии, так как в православной церкви принято совершать не более одной литургии в один день на одном престоле.

Престолом в православном храме называется особый стол в центре алтаря, освящённый архиереем для совершения на нём Евхаристии – Таинства причащения.

Святой престол знаменует собой невещественный Престол Пресвятой Троицы, Бога-Творца и Промыслителя всего сущего и являет собой место таинственного присутствия Иисуса Христа. Становиться перед престолом, прикасаться к нему и лежащим на нём предметам разрешается исключительно священнослужителям. Престол для храма – то же, что и Церковь для мира.

В престол полагается в особом ковчежце частица святых мощей в память обычая в ранней Церкви совершать евхаристию на гробах мучеников и в знак того, что Церковь утверждена на Крови Христовой, а через Него и на крови мучеников (Откр.6:9). На престоле полагаются антиминс, Евангелие, напрестольный крест, дарохранительница и лампада.

На одном престоле может быть совершена только одна литургия в день, поэтому для совершения нескольких литургий в день устраиваются дополнительные престолы в специальных пристройках – приделах. Приделом может служить и особо выделенная часть основного здания храма.

Праздник в память святого или события, которому посвящён храм или его приделы, называется престольным, или храмовым, праздником. Это праздник местного значения, отмечаемый прихожанами. Особенностью праздничного богослужения является крестный ход вокруг храма.

В Троицком храме существуют три престола.

Центральный престол освящён во имя Святой Живоначальной Троицы (не восстановлен).

Престол северного придела освящён в честь праздника Сретения Господня (не восстановлен).

Престол южного придела Троицкого храма освящён во имя святой Великомученицы Екатерины (действующий).

Просмотры (439)

Источник: http://hramkurii.cerkov.ru/o-xrame/pridely

Придел храма

Придел храма — специальная часть основного здания православного храма, которая содержит свои алтарь, солею, амвон и место для стояния прихожан.

Если в храме не будет придела, или он не будет освящен, то в таком храме богослужения проводить нельзя!

Так выглядит внешнее строение придела православного храма

Всего, существует две разновидности приделов в церкви:  центральный и дополнительный.

Центральный по-другому именуется главным алтарем, и обычно располагается в основной части храма, обычно напротив входа.

Стрелкой показано как выглядит центральный придел храма

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где находится валаам монастырь

Дополнительные приделы, могут иметь различные формы и по-разному распределяться в пространстве храма, усложняя его структуру и иногда превращая его в целый комплекс.

Под цифрой 1 — центральный придел, а вот под цифрой 2 — дополнительный придел

Каждый храм посвящается Богу, но называться может в честь священного события, чтимой иконы или святого угодника, значимого для тех людей, которые храм решили построить.

Освящение храма — это важнейший обряд, без которого в храме нельзя проводить богослужения. Его совершает либо архиерей, либо специально делегированный для освящения храма священник.

Будущий Престол омывается освящёнными молитвой архиерея водой и вином, смешанным с благовонием, в знак памяти о том, что из Раны Христа, когда Он был пронзён на Кресте сотником Лонгином, истекли Кровь и вода.

На фото показано, как архиерей омывает водой будущий престол в небольшом алтаре, остальные священство присутствуют при этом

Престол помазывается миром — тем самым миром, через которое на всех христиан сразу же после Крещения снисходит Святой Дух.

Стяжание Духа Святого, по слову преподобного Серафима Саровского и «есть цель христианской жизни». Такое миропомазание совершается в дальнейшем и над стенами всего храма.

Очень интересно, что это миро, заготавливается специально и только  для совершения Таинства над человеком, а используется здесь, освящая неодушевлённые предметы.

Именно это священнодействие показывает нам о невыразимой разницы между простым зданием и храмом, домом Всемогущего Бога. Благодаря ему даже полуразрушенные и осквернённые годами безбожия храмы сохраняют эту атмосферу некогда совершавшейся в нём молитвы

В основание престола закладывается частица мощей

Очень интересный момент, это то, что в основание престола обязательно закладывается частичка мощей какого-либо мученика.

Это преемственность уже идет от древности: первые три века после Рождества Спасителя, находясь в гонениях, христиане совершали своё самое главное священнодействие — Божественную Литургию — где-то в катакомбах или подземных захоронениях.

Скиния собрания — походный храм евреев.

И делали они это непременно над гробницами тех, кто своей жизнью даже до смерти засвидетельствовал о воплотившемся Спасителе, что Он победил смерть. Ведь именно так мученик уже изначально переводится с древнегреческого языка как — свидетель.

Освящение храма и посвящение его Богу есть древнее и всегдашнее обыкновение Церкви Божией. Моисей, по повелению Божию, освятил скинию и ее принадлежности (Быт. 40, 9).

Именно так в Библии изображали еврейского пророка и основоположника иудаизма Моисея. Именно он по повелению Бога освятил скинию и все ее принадлежности

Соломон освятил новосозданный им храм и освящение праздновал семь дней (2 Пар. 7, 8—9).

После плена Вавилонского иудеи при Ездре совершили обновление второго храма (1 Езд. 6, 16), а после очищения храма от гонений Антиоха установили ежегодный семидневный праздник Обновления.

Скиния и храм были освящены внесением туда кивота завета, пением священной песней, жертвоприношением, возлиянием жертвенной крови на алтарь, помазанием елеем, молитвою и народным праздником (Исх. 40; 3 Цар. 8 гл.).

Центральный престол всегда освящали в честь того, кому посвящен храм

Например, если центральный придел  освящен в честь святителя Николая, то и храм будет именоваться Свято-Никольским.

Или же, если храм освящен в честь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, то храм будет именоваться Воскресенским.

Или же, если храм посвящен Казанской иконе Божией Матери, то храм будет именоваться Свято-Казанским. И так, далее.

Количество дополнительных приделов может быть и 2 и 3.

Дополнительный церковный придел, освящаются обычно в честь особо почитаемых святых той местности, в которой и построен храм.

Их количество может варьироваться о одного до нескольких. В древности, делали обычно так: строили небольшой храм, в честь Господа или Божией Матери, освящали его, а уже потом, постепенно пристраивали со всех сторон трапезные части, из которых, и делали дополнительные приделы к храму.

Само собой, что не в каждом храме есть дополнительные приделы, иногда в храме лишь один центральный придел.

Возникает закономерный вопрос: зачем созданы дополнительные приделы, неужели не достаточно одного, главного, центрального? Ответ на данный вопрос прост.

Согласно канонам Церкви, то есть тем правилам, которых придерживаются все православные люди, нельзя совершать больше одной Божественной Литургии на одном престоле.

Нельзя совершать  за одни сутки две литургии в одном алтаре. 

А так как во многих храмах, из-за большого количества прихожан совершается за день две, и более литургий в день, особенно в особо почитаемые дни памяти святых, или крупных — двунадесятых праздников, то и были созданы приделы, в которых как раз и совершаются литургии.

Придел — прежде всего алтарь, где совершаются богослужения

Рассмотрим более подробно,  что такое придел, и что он содержит в себе.  Прежде всего, это алтарь — главное место всего православного храма. Именно в алтаре совершается главное богослужение всей христианской церкви.

Слово алтарь происходит от латинских слов «alta» и «ara»: возвышенный жертвенник или жертвенник, находящийся на возвышении.

В алтарь разрешать заходить только мужчинам, женщинам туда вход воспрещен, потому что алтарь считается святым местом

Он действительно всегда находился на возвышении, по сравнению с остальной площадью храма. Почему так? Алтарь — это символ Престола Господня.

Алтарь  состоит из следующих важных частей:

Престола — стола, который находится в центральной части алтаря. Именно здесь свершается Таинство Евхаристии, и прикасаться к этому столу могут только священники. Для мирян это — запрещено.

Нижний покров Престола называется катасаркой, верхний — индитией, что в переводе с греческого означает — «одеваю».

Покров, которым накрывают престол со всеми находящимися на нем священными предметами по окончании богослужения, называется пеленой.

На схеме можно  рассмотреть, что находится в алтаре. Престол, где находится Антиминс, Крест, Евангелие и Дарохранительница

Жертвенник — четырехугольный  стол, находящийся в северо-восточной части алтаря (слева от престола). Название свое получил от того, что на нем во время проскомидии хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для Таинства Евхаристии.

На жертвеннике хранятся до употребления на литургии священные сосуды; он является священным местом, к которому позволяется прикасаться только священнослужителям;

Ризницы — особое место, располагающееся справа от престола, где в специальные одежды облачаются священнослужители.

В этой ризнице хранятся все богослужебные одежды священников, диаконов и иподиаконов, которые необходимы для проведения литургии.

Здесь также стоят все богослужебные книги, которые нужно во время проведения божественной литургии.

А вот в болгарских храмах, особенно в старинных церквях ризницей чаще всего становится самый обычный гардероб или даже простой стол.

Горнее место — части православного храма, которая располагается у центральной части восточной стены алтаря прямо против престола. Горнее место имеет древнее происхождение. В катакомбных криптах и капеллах на этом месте устраивалась кафедра (седалище) для епископа.

Под цифрой 1 изображено горнее место, на которое  садится архиерей во время божественной литургии, под цифрой 2 – престол

Алтарь в храме невозможно не заметить, ведь прообраз Престола должен быть самым прекрасным. Его всегда стараются украшать и выделять.

Во время божественной литургии, священник то выходит из алтаря, то вновь заходит в него. Происходит так всю литургию.

Войти в алтарь могут лишь некоторые. Но именно там свершается подготовка к Таинству Евхаристии. И все же, каждый крещеный мужчина, хоть раз бывал в алтаре даже, если совсем не помнит этого.

Алтарь отделяется от остальной части храма иконостасом

Алтарь, отделяется от остальной части храма особой стеной с иконами — иконостасом. Первые сообщения об отделении алтаря перегородкой или завесой сохранились от IV века.

Стрелочками показана та самая стена, которая отделяется от алтаря. Именно за этой стеной находится алтарь

По преданию, закрыть алтарь завесой повелел в своем храме святитель Василий Великий. Не известно точно, как именно увеличивалась алтарная преграда и когда превратилась в иконостас.

Сохранились царские врата XIII—XIV веках, относящиеся к новгородской и тверской иконописным школам (ГТГ). На их сплошных деревянных створках изображено сверху Благовещение, а снизу в рост святители Василий Великий и Иоанн Златоуст.

От XIII века дошли храмовые иконы, то есть образы святых или праздников, в честь которых освящены были храмы. Они также могли уже ставится в нижнем ряду преграды. Например, к ним относятся псковские иконы «Успение» и «Илья пророк с житием».

К XIV веку иконы деисуса увеличиваются в размерах, их обычно пишут не меньше семи. В Государственной Третьяковской Галерее хранится деисусный чин собора Высоцкого монастыря в Серпухове.

Деисусные иконы — такие,  которые имеют в центре Христа, слева и справа от него находятся Божия Матерь и Иоанн Креститель.

Одна из старинных икон деисуса, которая называется «Деисус с припадающими святыми»

Это семь поясных икон очень большого размера, исполненных в Константинополе. После Богоматери и Иоанна Крестителя в них изображены архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел. Аналогичный состав имел деисусный чин из Звенигорода (начало XV века, ГТГ), три сохранившихся иконы которого приписываются руке преподобного Андрея Рублева.

Сразу за иконостасом следует возвышение именуемое солеей.

Солея служит как бы просцениумом для богослужения. Во время богослужебных входов по солее торжественно шествуют пономари со свечами и служащее духовенство.

За ней следует амвон — специальное сооружение, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей. После следует пространство, в котором стоят люди и молятся.

На фото подробно указано, где находится амвон и солея

Важно отметить, что и центральный, и дополнительные приделы устроены абсолютно одинаково, и имеют одни  и те же составные части.

Отличаться приделы могут лишь пышностью, то есть материалами и качеством отделки.

Обычно центральный придел — самый красивый и величественный во всем храме.

Дополнительные приделы намного скромнее выглядят.

Чаще всего, в обычные будние дни, когда нет необходимости совершать несколько литургий, служба совершается в дополнительном приделе.

Сделано это потому, что когда служба начинает совершаться в центральном приделе, визуально для прихожан  оно как бы выделятся пышностью и важностью.

Источник: https://hranitel.club/665-pridel-hrama

Престол в православном храме

Святой престол — освященный четырехугольный стол для совершения Евхаристии. Находится в центре алтаря храма. На престоле в Святых Дарах таинственным образом присутствует Сам Господь.

Прикасаться к престолу и к предметам, которые на нем находятся, а также находиться по богослужебной надобности в пространстве между престолом и Царскими вратами могут только священнослужители. Епископ освящает престол вместе с освящением антиминса и самого храма, в котором они будут находиться. Если епископ не имеет возможности лично освятить храм, он посылает освященный и подписанный им антиминс, а престол по его благословению освящается «малым чином».

Видимые элементы престола

Напрестольный Крест — обязательная принадлежность престола. После окончания службы напрестольный крест целуют все присутствующие в храме.

Антиминс — (греч. «верхняя нарядная одежда») Нарядное облачение, концы которого закрывают стороны престола. Символизирует одеяние царственной славы Спасителя.

Дарохранительница — небольшая «часовня», с гробницей-ящичком, в котором хранятся Святые Дары — частицы Тела Христова, пропитанные Его Кровью. Они употребляются для причащения на дому больных и умирающих.

Напрестольное Евангелие — Евангелие, разделенное на отрывки-зачала, которые читаются на богослужении. По углам оклада изображены евангелисты, в центре — икона Воскресения. Во время богослужения лежит поверх завернутого в илитон антиминса, а во время Литургии верных стоит в правом верхнем углу престола.

Илитон — (греч. «обертка») Плат, в который завернут антиминс. Символизирует сударь — головную погребальную повязку Христа.

Невидимые элементы престола

  • Ковчежец с мощами
  • Катасарка — (греч. «нижняя рубашка») Покров, укрывающий весь престол сверху до низу. Не используется, если престол каменный либо с резными деревянными или металлическими боками. Символизирует погребальную плащаницу Христа.
  • Вервие — Веревка, которой во время освящения опоясывается престол. Если престол освящает епископ -вервие со всех четырех сторон образует кресты; священник же просто опоясывает престол вокруг. Символизирует путы, которыми был связан Христос.
  • Ножки престола — Ножки деревянного престола соединяются с доской-трапезой воскомастихом — расплавленной смесью воска, мастики, толченого мрамора, смирны, алоэ и ладана,символизирующих погребение Спасителя.

Материал создан: 28.10.2015

создано на основе этого материала

История рождения славянского алфавита и письма

Источник: http://iamruss.ru/prestol-v-pravoslavnom-hrame/

Престол в храме

Общие характеристики

Высота: 1 метр

дерево, железо, мрамор

  • На престоле в Святых Дарах таинственным образом присутствует Сам Господь.

Фото Владимира Ештокина

  • Прикасаться к престолу и к предметам, которые на нем находятся, а также находиться по богослужебной надобности в пространстве между престолом и Царскими вратами могут только священнослужители.

Фото Юлии Маковейчук

  • Епископ освящает престол вместе с освящением антиминса и самого храма, в котором они будут находиться. Если епископ не имеет возможности лично освятить храм, он посылает освященный и подписанный им антиминс, а престол по его благословению освящается «малым чином».

На престоле

Кликните на картинку, чтобы открыть в большем размере

1. Напрестольный Крест

Обязательная принадлежность престола. После окончания службы напрестольный крест целуют все присутствующие в храме.

2. Антиминс

(«вместо престола» от греч. «анти» — вместо и «миссион» — стол)

Четырехугольный плат с изображением «Положения Христа во гроб» и вшитой частицей мощей, на котором совершается Литургия. Совершение Литургии без подписанного правящим архиереем антиминса невозможно.

3. Дарохранительница

Небольшая «часовня», с гробницей-ящичком, в котором хранятся Святые Дары — частицы Тела Христова, пропитанные Его Кровью. Они употребляются для причащения на дому больных и умирающих.

4. Напрестольное Евангелие

Евангелие, разделенное на отрывки-зачала, которые читаются на богослужении. По углам оклада изображены евангелисты, в центре — икона Воскресения. Во время богослужения лежит поверх завернутого в илитон антиминса, а во время Литургии верных стоит в правом верхнем углу престола.

5. Илитон

(греч. «обертка»)

Плат, в который завернут антиминс. Символизирует сударь — головную погребальную повязку Христа.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как церковь относится к приметам

6. Индития

(греч. «верхняя нарядная одежда»)

Фото Юлии Маковейчук

Нарядное облачение, концы которого закрывают стороны престола. Символизирует одеяние царственной славы Спасителя.

Невидимые элементы

а) Ковчежец с мощами

Обычай полагать в основание престола мощи святых, в память о раннехристианской традиции совершать Евхаристию на гробах мучеников, известен
с IV века. VII Вселенский Собор сделал это правило обязательным.

б) Катасарка

(греч. «нижняя рубашка»)

Фото Юлии Маковейчук

Покров, укрывающий весь престол сверху до низу. Не используется, если престол каменный либо с резными деревянными или металлическими боками. Символизирует погребальную плащаницу Христа.

в) Вервие

Веревка, которой во время освящения опоясывается престол. Если престол освящает епископ – вервие со всех четырех сторон образует кресты; священник же просто опоясывает престол вокруг. Символизирует путы, которыми был связан Христос.

Престол

У этого термина существуют и другие значения, см. Престол (значения).

Престол
(Валаамский монастырь)

Престо́л в православном храме — стол, находящийся в середине алтаря, освящённый архиереем для совершения на нём Евхаристии.

В греческих Церквах именуется Αγία Τράπεζα — «Святая Трапеза».

История

В древности престолы изготовлялись из дерева или камня и были портативны. С IV века, когда их место в храме окончательно определилось, престолы стали делать из камня в виде невысокого столика на четырёх ножках перед алтарной апсидой. Впоследствии вместо четырёх, престолы стали устанавливать либо на одной ножке, либо на каменном основании. C X века престолы устраиваются в глубине алтарной апсиды.

Престол в алтаре храма Спаса на Крови

Начиная с XV—XVI веков престолы делают либо в виде каменных монолитов, либо из дерева, в виде рамы с крышкой сверху, которую покрывают снаружи облачением из ткани. Облачение представляет собой чехол из дорогой парчевой ткани надеваемый на престол.

Весьма часто, но необязательно цвет облачения престола соответствует богослужебному цвету церковного праздника. Облачения могут быть не только из ткани, например парчи, но и представлять собой богато украшенный золотом и камнями металлический, даже золотой, футляр для престола.

Престол храма Святой Софии в Константинополе был сделан из золота и драгоценных камней.

Уже в ранней Церкви явилась традиция положения мощей под престолами. С VIII века (7-е Правило Седьмого Вселенского Собора) вложение мощей стало обязательной частью чина освящения храма. Мощи полагались либо в основание престола, либо в специальное отверстие под престолом.

Символическое значение

Являет собой место таинственного присутствия Иисуса Христа. Становиться перед престолом, равно как и прикасаться к нему разрешается исключительно священнослужителям.

Престол имеет следующее символическое значение:

  • четыре стороны: стороны света, времена года, периоды суток, тетраморф (существа из видения Иоанна Богослова);
  • четырехугольная форма: Четвероевангелие;
  • Гроб Господень.

Если над престолом устанавливается сень (киворий), то она символизирует небо, а сам престол землю на которой пострадал Иисус Христос. Часто в центре кивория над престолом помещают фигурку голубя, символизирующего сошествие Святого Духа.

Устройство

Делается из дерева или камня высотой около метра, облачается в две одежды: нижнюю — льняную, называемую катаса́ркием или срачи́цею (символически представляет погребальные пелены Иисуса Христа — плащани́цу), обвитую верёвкой, и в верхнюю — парчовую, называемую инди́тией (индитионом) в напоминание о торжественном одеянии Господа как Царя славы.

В престол полагается в особом ковчежце частица святых мощей в память обычая в ранней Церкви совершать евхаристию на гробах мучеников и в знак мысли, что Церковь утверждена на Крови Христовой, а через Него и на крови мучеников (Откр.6:9).

На престоле полагаются антиминс, Евангелие, напрестольный крест (обычно два), дарохранительница и лампада. В соборах и крупных храмах над престолом устанавливается киворий (навес в виде купола с крестом).

> Литература > Ссылки

  • Святой престол на сайте liturgy.ru

Выражение «Святой Престол» (лат. Sancta Sedes, ит. Santa Sede, англ.

Holy See) относится к высшей церковной власти, а именно – к Папе как Епископу Рима и Главе коллегии Епископов. Оно обозначает, таким образом, центральный орган управления Католической Церковью.

Будучи таким органом, Святой Престол является институтом, который, в соответствии с международными законами и обычаями, обладает статусом юридического лица, позволяющим ему заключать договоры, а также посылать и принимать дипломатических представителей, в качестве юридического эквивалента государства.

Государство Град Ватикан возникло в результате Латеранских соглашений, которые были заключены между Святым Престолом и Королевством Италии 11 февраля 1929 года и были ратифицированы 7 июня 1929 года. По этим соглашениям Италия признала и признает поныне полноправность и суверенитет Ватикана. Это чрезвычайно малое территориальное образование, имеющее целью обеспечить возможность для Папы свободно осуществлять его Служение управления Вселенской Церковью.

Источник: https://rostovhramvrs.ru/prestol-v-hrame/

Значение престола в православии

Престол считается священным местом в Божьем храме, областью, где сам Спаситель естественным образом пребывает в Святых Дарах, то есть вине и хлебе, олицетворяющих Кровь и Тело Христа. Священную трапезу часто ассоциируют с Гробом Спасителя, Сыном Божьим или Троицей, что определено за счет множественности библейских событий, в которых постоянно проявляется вездесущность Бога.

Престол храма знаменует собой невещественный Престол Пресвятой Троицы

Алтарь, в середине которого стоит этот Священный стол для проведения обряда Причастия и где служат Литургию, символизирует духовное небо, место, где пребывает бесконечно блаженный Всевышний Творец. Он считается главным местом церковного сооружения, сюда разрешено вступать только священнослужители и чтецы.

Важно! Мужчины, получившие благословение архиерея, также могут оказаться в пределах алтарной зоны, женщинам проход сюда воспрещен.

Читайте о православном храме:

Дополнительные атрибуты

Это есть средоточие всего творения, это знамение Господа Вседержителя. Четыре стороны Священного стола означают части света, времена года и части суток, то есть всепоглощающую полноту. Он есть также сам Христос и Гроб, в котором покоились мощи Сына Божьего до Воскресения. Для христиан эта божественная трапеза становится знамением о смерти Мессии ради человечества и о божественной Славе Бога-Отца.

Прикасаться к престолу и проходить перед ним имеют право только священнослужители

Другие атрибуты:

  • Антиминс — Четырехугольная ткань с изображением сцены положения Сына Божьего во Гроб. Здесь же можно рассмотреть орудия Страстей, евангелистов с индивидуальной символикой, а также надпись епископа, проводившего ритуал освящения. В этот платок заворачивается губка, при помощи которой собираются остатки Даров.
  • Илитон (обертка) — шелковая ткань, символизирующая погребальную повязку на голове Спасителя.
  • Напрестольное Евангелие говорит о том, что Бог лично присутствует на богослужениях и дарует благодать.
  • Напрестольный Крест — атрибут, применяемый для освящения воды и верующих в храме, к нему же прикладываются губами.
  • Дароносица — ковчежец, где находятся необходимые для обряда чаши, ложки и сосуды для вина.

На заметку! В древности эти божественные столешницы изготавливали из дерева, они переносились из одной катакомбы в другую. В IV в. для них отвели особое место в церквях, в изготовлении стали применять камень. Иногда использовали четыре ножки, реже — одну или каменное основание. С XV столетия главная часть алтаря становится монолитной, её изготавливают в виде особой рамы с плитой сверху.

Престол в алтаре храма

Авг 25, 2019 20:01 Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/prestol-v-hrame.html

Престол* что это? Значение слова Престол*

Престол* — Название храмового праздника в честь церковного события или христианского святого, которым посвящен храм. престольный праздник.

Значение слова Престол по Ефремовой:

Престол — 1. Трон монарха. // Употр. как символ монаршей власти.
2. Место сидящего Бога, изображенного на иконах и фресках. // Употр. как символ высшей божественной власти.
3. Столик в алтаре христианского храма, располагающийся напротив царских врат и предназначенный для совершения некоторых религиозных таинств во время литургии.

Значение слова Престол по словарю Ушакова:

ПРЕСТОЛ, престола, м. 1. Трон монарха (преимущ. как символ его власти). царь Салтан сидит в палате, на престоле и в венце. Пушкин. Взойти на престол (стать монархом). Свергнуть с престола (лишить власти монарха).

Наследник престола (лицо, к к-рому переходит власть монарха по наследству). Престол мой шатается. А.К. Толстой (т. е. власть колеблется). Покинутый своими войсками, царь должен был сдаться: он подписал отречение от престола и за себя и за своего сына. Ленин. 2.

В церкви — столик в алтаре, против так наз. царских врат (церк.).

Значение слова Престол по словарю Даля:

Престол
м. (пре и стол) вообще, священное место, как представительство высшего, на небесах и на земли. В церкви, столик в алтаре, перед царскими вратами, на коем совершается таинство Евхаристии. В случае упразднения и снесения церкви,

Значение слова Престол по словарю Брокгауза и Ефрона:

Престол — главная принадлежность алтаря христианского храма. В церкви православной — это четырехсторонний стол, стоящий посередине алтаря и служащий местом совершения евхаристии. Правилами церковными требуется, чтобы он был на четырех столпах, вышиной аршин и шесть вершков. ширина и длина могут быть различны, смотря по степени обширности алтаря. На него надеваются две одежды: нижняя, или срачица (κατασάρκ&#945.

), изображающая плащаницу, которой было обвито тело И. Христа при погребении, и верхняя, индития (ενδιτ&#951.), большей частью светлая, одинаковая по материалу и цвету с ризой священника. При освящении храма П. опоясывается по нижней одежде вервием в напоминание уз И. Христа (Иоан., XVIII, 24). При архиерейском освящении храма П. обвязывается вервием так, что на каждой стороне его изображается вервием крест. Верхняя риза П.

иногда, по усердию прихожан или на собственные средства храма, устраивается из серебра, с чеканными изображениями священных лиц и событий. В таинственном смысле П. изображает небесное место селения Господа Вседержителя, а также гроб Христов, так как на нем возлежит тело Христово. поэтому прикасаться к П. не дозволяется никому, кроме священнослужителей. Запрещается лицам не священного сана проходить между П. и царскими вратами, а также между П. и горним местом.

Особенность П. в храмах католических состоит в том, что он ставится плотно к стене. Н. Б—в.

Источник: https://xn----7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai/prestol.html

Престол — это что такое? Престол в церковной и светской жизни

Многие сталкивались с таким термином, как «престол». Чаще всего он ассоциируется с царскими особами и различными королевствами. Однако это не только богато отделанное кресло монарха. Данный термин имеет отношение и к православной церкви, и к городу-государству Ватикану. О том, что это — престол, о его значениях подробно в статье.

Слово в словаре

Прежде чем начать изучение данного термина, необходимо обратиться к толковому словарю, в котором о нем говорится следующее.

  1. Трон монарха.
  2. Специальный стол в церкви. Также носит название «святой стол». Он находится в центре алтаря, для совершения на нем таинства причастия (евхаристии).
  3. «Святой престол» — это обобщенное наименование Папы Римского и Ватикана.

Как видно, изучаемое слово имеет разные толкования. То, что престол представляет из себя в светской жизни, знают многие. Поэтому интереснее будет рассмотреть подробнее его церковное понимание.

История

Как говорилось ранее, в церкви престол – это» специальный стол для совершения Евхаристии. В древности такие столы были портативными и имели небольшие размеры. Они изготавливались из камня или дерева. Начиная с 4-го века, когда окончательно их местоположение в храме было предопределено, они стали более массивными и создавались исключительно из камня.

Их стали устанавливать перед алтарем в апсиде на четырех ножках. В дальнейшем вместо четырех они стали иметь одну либо же ножки отсутствовали вовсе, а их заменяли особым каменным основанием. С 10-го века престолы начали устанавливать уже внутри алтарной апсиды, сместив их от центра вглубь.

В средневековье

С 15-го по 16-й век престол представляет из себя каменный монолит или его делают из дерева. Сверху его накрывали крышкой и облачали тканью. Облачение представляло из себя специальный чехол из дорогой ткани (парчи). Также он мог иметь вид футляра, сделанного из серебра или золота, с узорами, украшенного драгоценными камнями.

Еще в период ранней Церкви появилась традиция размещения под «престолами» святых мощей. А с 8-го века, после 7-го Вселенского собора, нахождение мощей стало являться обязательным для того, чтобы сам храм был освященным. Раки с останками святых устанавливали в основание престола или в особое отверстие, находящееся под ним.

Символ

Также находящийся в храме престол — это символ таинственного присутствия Христа. Поэтому становиться перед ним или прикасаться к нему категорически запрещено. Это имеют право делать только священнослужители.

У престола несколько символических значений, а именно, его четыре стороны – это:

  1. Времена года.
  2. Стороны света.
  3. Периоды суток.
  4. Тетраморф (четырехлицее крылатое создание из видений пророка Иезекииля).
  5. Четвероевангелие.
  6. Гроб Господень.

Над престолом может устанавливаться киворий (специальный навес), который является символом неба. Сам он устанавливается на земле, на которой распяли Иисуса, а в центре кивория размещают фигуру голубя, который является символом сошествия Святого Духа. Это еще один важный символ.

Святой престол

Это собирательное официальное название главного административного органа Ватикана (Римская курия), а также наименование самого Папы Римского. Он является суверенным и обладает своей территорией – Ватиканом, являющимся городом-государством.

То есть под термином «Святой престол» можно понимать, как сам Ватикан, так и Папу Римского. Это многозначный термин, который одновременно является конкретным и обобщенным. Все зависит от того, в каком контексте он употребляется.

Как город-государство он имеет свою независимость от Италии вот уже более 14-ти веков. Ее установил папа Григорий Великий в 601 году, более того, эта независимость является древнейшей в мире.

Святой престол – это выборная теократическая монархия, которую возглавляет папа римский. Последнего избирает коллегия кардиналов (конклав) на всю жизнь. Именно отсюда и появилось выражение «вступление на престол». Это значит — стать монархом. В данном случае возглавить Ватикан.

Папа Римский является верховным правителем католической церкви во всем мире, главным иерархом и сувереном Ватикана. Данные функции являются нераздельными. Правительство Св. престола — это специальная администрация в Ватикане (Римская курия), которая разделяется на два отдела – общих и иностранных дел. Они, в свою очередь, сегментируются на конгрегации и комиссии.

Теперь столкнувшись в жизни с изученным термином, можно с уверенностью судить о том, что он обозначает в той или иной ситуации.

Источник: https://FB.ru/article/469397/prestol---eto-chto-takoe-prestol-v-tserkovnoy-i-svetskoy-jizni

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Сколько длится великий пост

Закрыть