Что такое приход в церкви

Значение слова «приход» в 15 словарях

что такое приход в церкви

Все словари Словарь Ушакова Современный экономический словарь. 1999 Справочный Коммерческий Словарь (1926) Словарь антонимов русского языка Православие. Словарь-справочник Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков Словарь экономических терминов Православный энциклопедический словарь Словарь церковных терминов Православная энциклопедия Вестминстерский словарь теологических терминов Тезаурус русской деловой лексики Энциклопедический словарь Словарь Ожегова Словарь Ефремовой

приход

приход, прихода, муж.

1.только ед. Действие по гл. прийти в 1 и 2 знач. — приходить. Приход войск. Приход поезда. Приход к власти.

2.только ед. Поступление денежных сумм, ценных бумаг или товаров, записываемое в бухгалтерских, счетоводных книгах (спец.). Графа прихода. Записать на приход. Приход превышает расход.

3. Низшая церковная организация в христианской церкви; местность, где живут члены этой организации. «Священники с хоругвями обходили свои приходы.»Герцен. «Каков поп, таков и приход.»погов.«Да плакать мне какая стать: ведь я не здешнего прихода.»Крылов.

приход

обобщенный термин, характеризующий величину поступления това-ров, материалов, денежных средств из определенных источников за некоторый период времени. Используется преимущественно в практике учета денежных и материальных ценностей.

приход

  1) левая сторона бухгалтерского счета, на которой записываются поступающие в предприятие ценности.

  2) поступление ценностей — вещей.

приход

община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме. Приход является каноническим подразделением Русской Православной Церкви, находится под начальственным наблюдением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника-настоятеля. Приход образуется по добровольному согласию верующих граждан православного вероисповедания, достигших совершеннолетия, с благословения епархиального архиерея.

Высшим органом управления прихода является Приходское собрание, возглавляемое настоятелем прихода, который по должности состоит председателем Приходского собрания. Исполнительным и распорядительным органом Приходского собрания является Приходской совет; он подотчетен настоятелю и Приходскому собранию.

приход

, а, м.

Низшая церковная организация христианской церкви; территория, обслуживаемая данной церковью.

* Прихода не чуждалися: У нас они венчалися, У нас крестили детушек, К нам приходили каяться, Мы отпевали их. // Некрасов. Кому на Руси жить хорошо //; —А у тебя, сосед, знать, черствая природа. — Да плакать мне какая стать: Ведь я не здешнего прихода. // Крылов. Басни // *

приход

обобщенный термин, характеризующий величину поступления товаров, материалов, денежных средств из определенных источников за некоторый период времени. Используется преимущественно в практике учета денежных и материальных ценностей.

приход

церковная община, объединенная вокруг одного храма.

приход

низшая церковно-административная единица, содержащая храм и общину верующих с клиром

приход

низшая ступень в церковной иерархии, включающая церковную общину, клир и само здание храма.

приход

 ♦ (ENG parish)

 (греч. paroikia, лат. paroecia — церковный район)

географический район, обслуживаемый церковью как территория пастырства. Это название применяется также для обозначения членов церковной общины, управляемой пастором.

приход

1. Syn: наступление, прибытие (оф.)

Ant: отход, отправление

2. Syn: доход, заработок, выручка, дебет

Ant: расход, убыль, кредит

приход

низшая церковно-административная единица, церковь с причтом и содержащая их церковная община (прихожане). В русской православной церкви приходы объединяются в благочиния.

приход

ПРИХОД 1, а, м.

1. см.прийти.

2. Поступление сумм, товаров. П. превышает расход. Записать в п. (в соответствующую графу бухгалтерской книги).

| прил. приходный, ая, ое. Приходная ведомость. Приходная касса.

ПРИХОД 2, а, м. Низшая церковно-административная единица, церковь с причтом и содержащая их церковная община (прихожане). Каков поп, таков и п. (посл.).

| прил. приходский, ая, ое. Приходское училище, приходская школа (в России до революции: начальная сельская школа).

приход

  1. м. Действие по знач. глаг.: приходить (1-4).
  2. м.
    1. Поступление денежных сумм, ценных бумаг или товаров, записываемое в бухгалтерских книгах.
    2. Графа в бухгалтерской книге для записи таких поступлений.
  3. м.
    1. Низшая церковная организация в христианской церкви.
    2. Местность, где живут члены такой организации.
    3. :
      1. разг. Прихожане.
      2. перен. Приверженцы какого-л. направления, взгляда.
  4. м.

    Приказ, ведавший сбором, хранением и расходованием казны в данной местности (в Российском государстве до XVIII в.).

Добавить свое значение

Цитаты со словом приход

  • Однако основная масса слишком инертна. Ей наплевать на всё, кроме собственного благополучия и личного покоя. В сытой спячке народ может допустить даже приход фашизма.. Энтони Берджесс, «Заводной апельсин»
  • Однако основная масса слишком инертна. Ей наплевать на всё, кроме собственного благополучия и личного покоя. В сытой спячке народ может допустить даже приход фашизма.. Энтони Берджесс, «Заводной апельсин»
  • Океан, состоящий из капель, велик. Из пылинок слагается материк. Твой приход и уход не имеет значенья. Просто муха в окно залетела на миг.. Омар Хайям
  • визит
  • вход
  • выгода
  • выручка
  • главное
  • главный
  • доход
  • жалованье
  • кереметь
  • община
  • оклад
  • парафия
  • пасторат
  • пенсион
  • пенсия

Все синонимы к слову приход

Источник: https://znachenie-slova.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B4

Как определить приход церкви нужного населенного пункта — Как написать историю своей семьи?

что такое приход в церкви

До 1917 года учетом населения занимались церковные приходы. Они регистрировали браки, рождения и смерти ваших предков, ежегодно оставляли исповедные росписи и занимались заполнением ревизских сказок. Чтобы составить свою родословную и узнать основные подробности жизни ваших предков, нужно правильно определить приход церкви нужного населенного пункта. 

Понятия

Нужный населенный пункт — это место, где жили ваши предки в определенный год.

Атлас Архангельской губернии, Церковные приходы, 1888 год. Шенкурский уезд. По карте можно определить приход церкви, к которому относится нужный населенный пункт.

Церковный приход — церковь, в метрических книгах которой записаны данные о произошедшем событии: рождение, смерть, бракосочетание. Ревизские сказки, исповедные росписи и клировые ведомости также сортируются по принадлежности к церковному приходу.

В современном понимании, церковный приход в те годы — это орган ЗАГС по месту прописки. Регистрировать рождение,браки или смерти ваши предки могли только в определенной церкви, к которой относилась их деревня или починок. В городах за церквями закреплялись районы.

Подробное описание в III Благочинии приходов и населения. Сведения из Атласа Архангельской губернии за 1888 год. Указаны церковные приходы, количество лиц мужского и женского пола, церковных школ. Перечислены деревни, которые относятся к каждому церковному приходу. Указан вид церковных построек (деревянная, каменная).

Метрическая запись о событии в чужом приходе

За редким исключением ваши предки могли пойти оформлять метрическую запись в соседнюю церковь, а не в свою. Например:

  • отсутствие священника в своем приходе.
  • церковь временно закрыта на ремонт.
  • брак регистрировался по месту жительства невесты.
  • рождение ребенка не по месту жительства родителей, а у родственников в гостях.

Всё это частные случаи, которые стоит рассматривать в последнюю очередь.

Страница из справочника «Описание церковных приходов Владимирской губернии за 1886 год». Подробно описана местность, история церкви и состав прихода.

Как определить приход церкви нужного населенного пункта в сельской местности

  1. Вы знаете точное название населенного пункта и нужный год события. По умолчанию нужно брать всегда самый поздний известный год. Помните: церковные приходы с годами менялись, поскольку строились новые деревни и церкви. 
  2. Определите по карте, где находится или находился нужный населенный пункт.

    Если сегодня такой деревни не существует, то смотрите советские карты или дореволюционные. На сайтах найдете большое количество старых карт:

    1. retromap.ru
    2. etomesto.ru
    3. davidrumsey.com
  3. Помните, что небольших населенных пунктов с одинаковыми названиями было много.

    Даже по соседству могли располагаться 2 деревни с одним названием в советские годы. А вот до революции они могли носить другие названия. Если вы сомневаетесь точно ли этот населенный пункт родина ваших предков, то изучите оба. 

  4. Посмотрите ближайшее к нужному вам населенному пункту крупное село по карте.

    Если таких деревень или сел несколько на примерно одинаковом расстоянии — выписывайте оба названия.

  5. Откройте справочник по нужной вам губернии. В списке населенных пунктов или приходов найдите название крупного села, которые вы выписали в предыдущем пункте. Просмотрите, какие населенные пункты к нему относились. Если там есть ваше искомое, то приход вы определили.

    Можно переходить к просмотру метрических книг.

Определить приход церкви для нужного вам населенного пункта можно с помощью справочников. Например «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии». Приводится оглавление сборника за 1902 год.

Справочники по населенным пунктам и приходам

В Российской империи регулярный документооборот между епархией и приходами позволял издавать статистические сборники. Поскольку единого стандарта не было, то каждая губерния или епархия выпускала справочники на свое усмотрение. По этой причине названия справочников могут отличаться.

  • “Справочник по административно-территориальному делению” за каждый год. Их легко найти в интернете, на сайтах электронных библиотек (бесплатно). В списке будет указано крупное село, в котором находилась приходская церковь. Все мелкие населенные пункты в округе относились к ней.
  • “Списки населенных мест по губернии” составлялись раз в несколько лет. Отсюда вы узнаете название населенного пункта, волость, уезд и самое главное — церковный приход.
  • «Православно-церковный календарь», с описанием приходов церквей.

Описание приходов Екатеринбургской епархии за 1902 год. Кобринский уезд.

  • Клировые ведомости.
  • «Справочная книга или книжка по губернской епархии «
  • «Описание церквей губернской (нужной вам) епархии»
  • «Адрес-календарь губернской епархии»
  • «Историко-статистическое описание церковных приходов губернии»
  • «Губернская епархия: Сборник статистических и справочных сведений»
  • «Карты приходов по губернии». На карте обозначены границы приходов, обозначены церкви.
  • «Краткие сведения о монастырях и церквях губернской епархии».

Памятная книжка за 1908 год Екатеринославской губернии. Церковных приход, Екатеринославский уезд.

Важно, что в этих справочниках вы не только найдете информацию об отношении места жительства ваших предков к определенному церковному приходу. Вы узнаете историю церкви, в которую годами ходили ваши предки, получите подробное описание прихода. В большинстве справочных книг приводится подробное описание убранства и устройства храма, какие иконы и ценности находились в приходской церкви.

Базы данных

На сайтах архивов существуют информационные системы, которые позволяют узнать сохранность документов по той или иной церкви. Определив принадлежность нужного вам населенного пункта к церковному приходу, вы сможете узнать шифр архивного дела и посмотреть метрические книги с информацией о ваших предках.

Например, на сайте архива Кировской области ГАКО есть такая база данных.

База данных на сайте ГАКО (Кировской области), для определения места хранения метрических книг для конкретного церковного прихода. Перечень метрических книг с указанием архивного шифра, для поиска в архиве.

другие статьи по генеалогии:

Шаблон родословной книги для самостоятельного заполнения

Процесс переселения предков

История любимых советских конфет

Писцовые, переписные или дозорные книги

Источник: https://yulianovozhilova.ru/prihod-cerkov/

Причащение в церкви: что это такое для чего осуществляется, как происходит, как готовиться к таинству в храме, что потом

что такое приход в церкви

Таинство Причастия установлено Самим Господом на тайной вечери — последней трапезе с учениками в пасхальную ночь перед Его взятием под стражу и распятием.

Причастие

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26–28), «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19).

В Таинстве Плоти и Крови Господних (Евхаристии — греч. «благодарение») происходит восстановление того единства между природой Творца и творения, которое существовало до грехопадения; это наше возвращение к потерянному раю. Можно сказать, что в Причастии мы получаем как бы зародыши будущей жизни в Царствии Небесном.

Мистическая тайна Евхаристии укоренена в Крестной Жертве Спасителя. Распяв Свою Плоть на кресте и пролив Свою Кровь, Богочеловек Иисус принес Жертву Любви за нас Творцу и восстановил падшую человеческую природу. Таким образом, причастие Тела и Крови Спасителя становится нашим участием в этом восстановлении.

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав; и нам даровав живот вечный..»

Вкушение Плоти и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии есть действие не символическое (как полагают протестанты), но вполне реальное. Не все могут вместить эту тайну.

  • «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
  • Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
  • Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
  • Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
  • Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.

Рационалисты пытаются «обойти» тайну, низводя мистику к символу. Гордецы воспринимают недоступное их разуму как оскорбление: Лев Толстой кощунственно называл причастие «каннибализмом». Для иных это дикое суеверие, для кого-то анахронизм. Но чада Церкви Христовой знают, что в Таинстве Евхаристии они под видом хлеба и вина воистину причащаются Тела и Крови Христовых в Их сущности.

Действительно, человеку не свойственно употреблять в пищу сырые плоть и кровь, и потому при Причащении Дары Христовы сокрыты под образом хлеба и вина. Тем не менее под внешней оболочкой тленной материи сокрыто нетленное вещество Божественной природы. Иногда, по особому соизволению, Господь приоткрывает сие покрывало тайны, и дает видеть сомневающимся подлинную природу Святых Даров.

В частности, в моей личной практике было два случая, когда Господь восхотел дать увидеть причащающимся Тело и Кровь Свою в их подлинном виде. Оба раза это были первые причастия; в одном случае человека в Церковь из своих соображений послали экстрасенсы. В другом причиной прихода в храм было весьма поверхностное любопытство.

После столь чудесного события оба стали верными чадами Православной Церкви.

Как хотя бы приблизительно понять нам смысл происходящего в Таинстве Причастия? Природа творения создана Творцом сродственной Себе: не только проникаемой, но и как бы неотрывной от Создателя. Это естественно при святости тварной природы — ее изначального состояния вольного единения и подчинения Творцу. В таковом состоянии пребывают ангельские миры.

Однако природа нашего мира искажена и извращена грехопадением ее хранителя и возглавителя — человека. Тем не менее она не потеряла возможности воссоединения с природой Создателя: ярчайшее свидетельство этого — вочеловечение Спасителя.

Но человек отпал от Бога вольно, и воссоединиться с Ним он может также только в свободном волеизъявлении (даже на вочеловечение Христа требовалось согласие человека — Девы Марии!).

В то же время обожение неодушевленной, не обладающей свободой воли, природы, Бог может совершить естественным образом, самовольно.

Таким образом в богоустановленном Таинстве Причастия благодать Духа Святого в учрежденный момент богослужения (и тоже по просьбе человека!) снисходит на вещество хлеба и вина и прелагает их в вещество иной, высшей природы: Тело и Кровь Христовы.

И вот теперь принять эти высшие Дары Жизни человек может, только явив свою свободную волю! Господь дарует Себя всем, но принимают Его те, кто верит Ему и любят Его — чада Его Церкви.

Итак, Причастие есть благодатное приобщение души к высшей природе и в ней к вечной жизни. Низводя эту величайшую тайну до области обыденного образа мы можем сравнить Причастие с «питанием» души, которое она должна получать после своего «рождения» в Таинстве Крещения.

И как плотию человек рождается в мир единожды, а питается затем до конца жизни, так и Крещение событие единоразовое, а к Причастию мы должны прибегать регулярно, желательно не реже раза в месяц, возможно и чаще.

Причастие один раз в год является минимально приемлемым, но столь «голодный» режим может поставить душу на грань выживания.

Как проходит Причастие в Церкви?

К участию в Евхаристии необходимо должным образом приготовиться. Встреча с Богом — событие, потрясающее душу и преображающее тело. Достойное причащение требует осознанного и трепетного отношения к этому событию. Должна быть искренняя вера во Христа и понимание смысла Таинства.

До́лжно иметь благоговение перед Жертвой Спасителя и осознание своего недостоинства принятия сего великого Дара (мы принимаем Его не как заслуженную награду, но как явление милости любящего Отца).

Должно быть умирение души: нужно в сердце искренне простить всех, так или иначе «нас опечаливших» (помня слова молитвы «Отче Наш»: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим») и постараться по возможности с ними примириться; еще в большей степени это касается тех, кто по той или иной причине считает себя обиженными нами.

Перед Причастием следует прочесть определенные Церковью и составленные святыми отцами молитвы, которые так и называются: «Последование ко Святому Причащению»; эти молитвенные тексты присутствуют, как правило, во всех изданиях православных молитвословов (сборники молитв).

Точный объем чтения этих текстов желательно обсудить с тем священником, к которому вы обращаетесь за советами и кто знает специфику вашей жизни. После совершения Таинства Причастия положено прочитывать «Благодарственные молитвы по Святом Причащении». Наконец, готовясь принять в себя — в свою плоть и в свою душу — Страшные своим величием Тайны Тела и Крови Христовых, должно очиститься телом и душой. Этой цели служат пост и Исповедь.

Телесный пост предполагает воздержание от вкушения скоромной пищи. Продолжительность поста перед Причастием, как правило, до трех суток.

Непосредственно в канун Причастия до́лжно воздерживаться от супружеских отношений и с полуночи не положено вкушать никакой пищи (по сути дела не есть и не пить ничего с утра перед службой).

Впрочем, в конкретных случаях возможны существенные отступления от этих норм; обсуждать их следует, опять же, индивидуально.

Причащение в Церкви

Само Таинство Причастия происходит в Церкви на богослужении, которое называется литургия.

Как правило, литургия совершается в первой половине дня; точное время начала богослужений и дни их совершения следует узнавать непосредственно в том храме, в который вы собираетесь пойти.

Обычно службы начинаются в интервале от семи до десяти часов утра; продолжительность литургии в зависимости от характера службы и отчасти от количества причастников от полутора до четырех-пяти часов.

В соборах и монастырях литургии служатся ежедневно; в приходских храмах по воскресным дням и в церковные праздники. Готовящимся к Причастию желательно присутствовать на службе с ее начала (ибо это единое духовное действо), а также накануне быть на вечернем богослужении, которое является молитвенной подготовкой к литургии и Евхаристии.

Источник: https://hram-slava.ru/molitvy/prichashhenie-v-tserkvi-chto-eto-takoe-i-kak-proishodit.html

Приход в церкви

Церковный приход

Прихо́д, или парафия (в древней церкви — греч. παροικία, польск. parafia, укр. парафiя, белор. парафiя — «приход», от лат. раrосhiа «округ», «район») — церковный округ населения, имеющий свой особый храм с причтом, совершающим священнодействия для прихожан.

В древней христианской церкви, а также в Древней Руси прихожане сами избирали членов причта, представляя в последнем случае епископу так называемые «заручные прошения», получившие начало после Владимирского собора 1274 г.

В России в конце XIX в

Особый приход может образоваться, если есть церковь и достаточные средства для содержания причта, в приходе свыше 700 душ мужского пола — из священника, дьякона и псаломщика, а в приходе, имеющих менее 700 душ, — из священника и псаломщика. Исключения, по особым положениям, существуют для епархий западно-русских и кавказских, где приход образуются и при меньшем числе прихожан.

Право прихожанам избирать членов причта, как общее, отменено, но за прихожанами остается право заявления епархиальному епископу своего желания иметь известное лицо членом причта своей церкви. Имущество каждой церкви и её земельные владения составляют её неотъемлемую собственность. Церковно-приходские дела не относятся к ведомству сельских и волостных сходов и не могут быть предметом их суждения.

Мирские приговоры сельских и волостных сходов о мирских сборах в пользу церквей, на покупку колокола для церкви и т. п. признаются обязательными для крестьян данного общества. В случае просьб об образовании новых приходов должны быть указаны средства для построения храма и содержания причта и для постройки домов для причта.

Отвод установленных участков земли для причта во вновь открываемых приходов возлагается на общества и лица, возбудившие ходатайство об образовании прихода.

Общее собрание прихожан выбирает из своей среды членов приходского попечительства и доверенного человека для ведения церковного хозяйства — церковного старосту, избираемого прихожанами на три года, с согласия причта, при благочинном, и утверждаемого епархиальным архиереем, причём, если возникают сомнения в правильности выбора, дело рассматривается в консистории. При приходе учреждаются церковно-приходские общества для организации благотворительности в кругу прихожан. В 1885 г. был возбуждён Московским земством вопрос о восстановлении древнего права приходов избирать излюбленных людей на должность приходских священников. Синодом этот вопрос был разрешён отрицательно ввиду того, что избрание кандидата, как соединённое с нравственной ответственностью епископа, должно зависеть от личного его усмотрения и что если в истории и практиковались приходские выборы, то с большими беспорядками и злоупотреблениями и лишь по неимению специально подготовленных к священству кандидатов, а теперь такого недостатка не чувствуется.

Впрочем, Синод признал, что «право прихожан в смысле заявления ими епископу своего желания иметь преимущественно известное лицо или в смысле свидетельства о добрых качествах ищущего рукоположения лица не было отменяемо и, как показывают восходящие в Синод дела, нередко применяется и в настоящее время».

Отсюда ясно, что Синод считает возможным такое совмещение приходского выбора с нравственной ответственностью епископа за рукоположение, при котором одно другому не противоречит.

Получение специально подготовительного к священству образования и право выбора прихожан на церковно-приходские должности также не исключают одно другого, потому что из нескольких лиц, получивших специальную подготовку, одно может быть более известно и более желательно, чем остальные.

Не только в евангелической, но даже и в католической церкви на Западе представление или избрание кандидата на церковно-приходскую должность не считается посягательством на права епископа или противоречием нравственной ответственности епископа за рукоположение.

> Настоящее время

В 1988 году в РПЦ было 6893 прихода, а в 2008 году — уже 29 263.

> Примечания

  1. Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  2. «Шестнадцатый». И. Елков. «Российская газета» № 14 (4838) от 29 января 2009.

Литература

  • Н. Суворов, «Курс церковного права» (т. II, Ярославль, 1890).
  • При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Куда приходят прихожане?

Источник: https://nebofilms.ru/prihod-v-tserkvi/

Что такое приход, его значение в жизни христианина :

Понятие прихода пришло из Греции. Греческое слово «парикия» в переводе означает «близ дома», территорию вокруг храма с населением, которое входило в его попечительство. За ней закреплялся епископ, совершавший священнодействия для прихожан. Это название было распространено в России, особенно в западных областях.

Со временем значение приобрело несколько другой смысл.

Что означает слово «приход» в настоящее время?

Сейчас храмов много, а транспорт позволяет быстро добраться на службу или праздник не только в церкви, расположенные рядом с домом. Строгого закрепления прихожан по территориальному признаку не существует.

Приход состоит не только из жителей окрестностей, но и тех, кому нравится, как проводятся здесь службы, проповеди, тех, кто находит священника для духовного окормления.

Община людей, которые постоянно посещают один храм, составляет его церковный приход, хотя у каждого верующего таких любимых храмов может быть несколько.

История приходов

Но такой свободой выбора прихожане пользовались не всегда.

Раньше приходские храмы вели метрические книги. В них фиксировались даты рождения и смерти, венчания. Каждый гражданин обращался в соответствии со своей верой в синагогу, мечеть, церковь, к которой он был закреплен по месту жительства.

Там же учитывались договора купли-продажи, переезды, давались характеристики прихожан, сведения о благонадежности. Такая форма учета существовала вплоть до Революции 1917 года, затем эти функции были переданы ЗАГСам.

Все требы выполняли строго в своем приходе, а венчаться могли в церкви прихода жениха или невесты.

Церковные приходы формировались непосредственно по месту жительства, без учета личных пожеланий.

На приход меньше 700 человек приходился священник и псаломщик, а если прихожан было больше, то полагался еще и дьякон.

В давнее время прихожане могли выбирать духовенство, затем только рекомендовать епископу.

Община выбирала на общем собрании старосту, которому поручалось ведение церковного хозяйства. Что такое приход был в плане территории? Епископ сам утверждал границы между церквями епархии. Для ведения благотворительности создавались братства из членов общины.

Какими были приходы после Революции?

Что такое приход после Революции? В связи с историческими переменами в России многие храмы были закрыты, священники расстреляны или сосланы в лагеря. Понятие «церковный приход» постепенно стало менять свое первоначальное значение.

Люди молились в катакомбных церквях, совершали требы тайно. Дома отпевали покойников и крестили младенцев, служили молебны и читали акафисты. Эта жизнь была сокрыта от мира завесой тайны, ведь верующих наказывали, изгоняли из учебных заведений, увольняли, сажали в тюрьмы.

Церкви были разрушены, переоборудованы под склады, дома культуры, спортивные залы. Приход собирался не вокруг определенного места, а держался за определенного священника.

К тому периоду, когда церкви снова начали открываться, понятие общины стало синонимом слова «приход», которая складывается как из тех христиан, что живут рядом с храмом, так и из посещающих его постоянно, по зову души.

Организации приходов в настоящее время

Несмотря на то, что прихожане не могли выбирать священника, общины и в настоящее время сообщают епископу о своем желании видеть настоятелем конкретного священника. Часто эти пожелания учитываются при назначении настоятеля, особенно в небольших городах.

Что такое приход в наше время?

Все общины РПЦ в России должны провести приходские собрания, принять переработанный в соответствии с типовым новый приходской устав, утвердить его у епархиального архиерея. Каждый приход должен утвердить свой устав и зарегистрировать его в Минюсте.

Епископ принимает решение о создании и упразднении прихода в своей епархии, назначает состав Приходского собрания, настоятеля.

Председатель приходского совета, которым является, как правило, настоятель, имеет право первой подписи на финансовых и банковских документах.

Каждый приход должен иметь воскресную школу, участвовать в крестных ходах, проводить огласительные беседы для желающих принять Крещение и крестных родителей, заниматься благотворительностью, выпускать газеты.

Приходы создаются в новых районах, восстанавливаемых храмах, в больницах, колониях и тюрьмах, хосписах.

Что такое приход в жизни больных и заключенных? Они могут исповедаться и причаститься, переосмыслить свою жизнь, поговорить по душам со священником, получить наставничество.

Участие в приходской жизни

Возможность причащаться в разных храмах, ходить на службы в разные церкви иногда увлекает верующих. В одном храме хор хороший, в другом – проповеди, в третьем – росписи красивые.

Незаметно становится любовь к переменам почти светским развлечением. Паломничая, знакомясь с различными приходами, нужно помнить, что главное, для чего человек ходит в церковь — это молитва и покаяние, мир в душе.

Особое значение имеют православные приходы за границей. В них на праздники собираются прихожане из разных городов, для них это островок родной земли.

Митрополит Сурожский Антоний советовал дать возможность прихожанам определяться, насколько активно хотят они участвовать в жизни прихода или не участвовать в ней совсем.

Он предлагал прихожанам заполнить анкету и указать желаемую степень активности в приходской жизни: хочет ли человек только приходить молиться, участвовать в мероприятиях, благотворительности, в организации приходской жизни.

Участие в приходской жизни дает возможность найти друзей и знакомых по вере, с которыми можно ездить вместе по святым местам, организовывать досуг для детей, разделять радость христианских праздников. Общаясь с другими прихожанами, нужно остерегаться сплетен и осуждения, которые увлекают часто по старой привычке.

Источник: https://www.syl.ru/article/369521/chto-takoe-prihod-ego-znachenie-v-jizni-hristianina

Как найти свой храм?

Свой – значит родной, любимый, дорогой. Свой – значит обретенный или найденный. Значит доставшийся какой-либо ценой, жертвой – долгим путем, кропотливым трудом. Какими-то настоящими, большими поступками. Какими они могут быть? Пример приводят священнослужители и миряне Покровской епархии. 

Пойти навстречу Христу

Протоиерей Александр Милованов, настоятель храма во имя святой великомученицы Екатерины г. Новоузенска:

— Господь повсюду, но Его присутствие особо ощущается именно в православном храме. Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20), – говорит Христос. И если мы уверовали в Господа, то будем искать встречи с Ним. Помолитесь об обретении места в приходе, прислушайтесь к своему сердцу, попросите у Бога помощи и начните систематически посещать храм.

Мы всегда с легким сердцем идем туда, где нас с радостью ждут. И в том храме, где есть миссионерская открытость общины, заинтересованность священника в поддержке тех, кто делает первые шаги в храме, будет радостно и благодатно начинать духовную жизнь – молиться, участвовать в таинствах. Но всегда помните, что идете не к людям, а к Богу. И это значит, что даже в том храме, где между прихожанами нет общения или нет желания принимать новичка, – Сам Христос. Идите к Нему, не смущайтесь!

У каждого человека, в том числе и у священника, есть храм, зачастую их несколько, который особенно дорог сердцу. Обычно с ним связано много воспоминаний: первая исповедь и причастие, венчание, рукоположение, первая Литургия, первое настоятельство. Воцерковленный человек с теплотой вспоминает первого священника, первых прихожан, с которыми ему довелось молиться, которым хотелось подражать. У каждого есть переживания, но они – не суть духовной жизни.

Духовная жизнь – это пот и кровь, волевой рывок, это система. Раз в неделю нужно совместно совершить Литургию – миром Господу помолиться. Жить этой жизнью можно и нужно с тем храмом, что рядом. Пускай он чем-то не нравится, пускай есть что-то, как кажется, отрицательное в приходской жизни, поведении священника или сотрудников храма Вспоминайте, что идете ко Христу, вспоминайте самые теплые духовные переживания в начале пути.

Чужие недостатки всегда были, есть и будут, но ты «стяжи дух мирен, и тысячи вокруг спасутся».

Можно посещать и тот храм, который по душе. Главное – искать в нем благодать Божью, духовное общение, близких по вере и духу людей. Желание куда-то бежать, что-то искать исчезает, когда человек вносит в приходскую жизнь некую лепту – труд, жертву, молитву.

Ведь что значит, когда мы говорим: «Это мое». Это значит, что мы любим что-то или кого-то, несем ответственность, заботимся. А послужить тому, кого любишь – всегда радость.

Если человек считает, что это его храм, или хочет, чтобы храм стал таковым, то пусть подумает, что он может сделать для него, и сделает.

Сделать самому

Евгения Михайловна Бывшева, казначей храма в честь иконы Божией Матери «Державная» пос. Горный:

— Я родилась в верующей семье. В советское время я не участвовала в таинствах, только изредка ходила в храм, ставила свечки. Некому было подсказать, как, чем живет настоящий христианин. В поселке Горный, где я живу с 1966 года, не было храма, хотя до революции здесь и в районе стояли одиннадцать церквей! Очень тяжело было признать, что все это утрачено. Мне и еще нескольким женщинам приходилось ездить в Свято-Воскресенский храм, в Пугачев. Нам был нужен храм!

И вот мой духовник протоиерей Олег Кудрявцев благословил меня нести слово Божие в нашу поселковую больницу. Впоследствии из ее пациентов и сформировался приход храма в честь иконы Божией Матери «Державная».

В 1996 году вместе с верующими нашего поселка мы обратились к Архиепископу Саратовскому и Вольскому Александру (Тимофееву). Я и Вера Афанасьева, а теперь игумения Ксения, настоятельница Свято-Сергиевского женского монастыря с. Алексеевка, собирали необходимые для строительства и регистрации прихода документы.

Несмотря на все трудности, искушения, желание, уверенность в том, что у нас появится свой собственный храм, только крепли.

Наш приход существует более двадцати лет – ему я отдала часть жизни. Каждую минуту я присутствовала на стройплощадке, участвовала в строительстве храма, становлении и развитии приходской жизни, помогала настоятелю.

Сейчас по состоянию здоровья я не несу прежних послушаний, но все равно стараюсь хоть чем-то помогать отцу Александру Кашулину и прихожанам. Я не могу без храма, и мне радостно, что сейчас сюда ходит молодежь, исповедуется, причащается, помогает нам.

Для меня это великая радость. И ее дал Господь.

Услышать призыв свыше

Марина Викторовна Васина, регент хора Свято-Воскресенского соборного храма г. Николаевска (Пугачева):

— В храм приводит Господь. И чаще всего через жизненные невзгоды, через болезни, в том числе близких тебе людей. Так получилось и у меня. В храм, к священнику я пришла в большой скорби. Потихоньку стала утверждаться в вере, ходила в приходскую библиотеку и постоянно обращалась в молитве к Господу, чтобы Он помог мне найти ответы на самые важные вопросы. И это случилось – стали происходить маленькие чудеса. Раньше я бы их и не заметила.

Мне кажется, к храму меня с детства вел Сам Господь. Это был Промысл, призыв свыше. Я пела, гастролировала. В Свято-Воскресенском храме после исповеди батюшка сказал: «Идите на клирос и помогайте». Так я стала регентом. Теперь, когда думаю о храме, клиросе, Боге, у меня как будто крылья вырастают.

Мне очень нравится петь – в такие моменты я ощущаю, что Господь и все святые рядом, слышат наше пение и помогают нам. В храме обитает мой Спаситель, и здесь я чувствую себя на своем месте, как дома. Чтобы найти свой храм, нужно молиться и полагаться на Бога.

И Он обязательно направит тебя туда, где ты действительно нужен, пошлет и храм, и людей, которые к нему приведут.

Увидеть людей

Священник Роман Морозов, настоятель храма во имя апостола Андрея Первозванного пос. Новониколаевский:

— Чтобы найти свой храм, нужно найти Бога. К сожалению, встречаются православные люди, которые всю жизнь ищут храм. И всю жизнь ропщут. Но Православие – Пасха, встреча с Богом, радость общения с Ним. И не важно, в каком храме это происходит. Я настоятель нескольких сельских храмов, они не такие величественные, но зато какие в них замечательные люди! С ними легко молиться и служить. Для священника это очень важно.

Зачастую прийти в храм помогают именно люди. Радость от посещения храма, простота, сплоченность и доброжелательность – вот что должны видеть те, кто пока еще стоит на пороге храма. Они должны видеть в храме не чужих людей, а братьев и сестер во Христе. Поэтому своим прихожанам всегда говорю: «Раскрывайте мир веры родным и близким, делитесь той радостью, что обрели в храме».

Понять, твой это храм или нет, можно, потрудившись для него. Встань на клирос, полей цветы, помоги в уборке. Не только ты нуждаешься в храме, но и храм, другие верующие нуждаются в тебе. Не должно быть так: помолились и разошлись кто куда.

Бывает, человек ищет храм из-за того, что ему не нравятся действия священника или прихожан. Но нужно не мир вокруг менять, а себя. Для начала. Я не ставлю барьеров в общении, всегда стараюсь быть доступным и простым, потому что понимаю – многое зависит от меня. На мне лежит ответственность за людей.

В добром понимании поиск храма может идти через поиск единомышленников, участие в деятельности православного молодежного братства и делах милосердия. Опять же, через людей, общение, общие интересы человек может прийти в тот храм, в котором ему действительно понравится, который он будет считать своим.

На начальной стадии воцерковления это было бы правильно.

Помолиться Господу

Ирина Ивановна Акульшина, педагог воскресной школы «Ставрос» Свято-Андреевского храма г. Маркса:

— В Марксе у меня не было выбора, какой храм посещать. Он был всего один – храм во имя апостола Андрея Первозванного. Я здесь дома, чувствую себя нужной. Мне кажется, понять, что этот храм твой, можно со временем. Во всяком случае, со мной так было.

Всю жизнь ищешь ответы на вопросы веры или бытовых проблем. И вот приходишь в храм, молишь Господа о помощи. И Он разными способами указывает тебе путь. Среди прихожан находятся люди, которые помогают тебе.

Случайностей в жизни не бывает – во всем Промысл Божий.

Я очень благодарна нашим батюшкам – протоиерею Валерию Генсицкому и священнику Андрею Павлову – за то, что своим служением, проповедью, искренним отношением к нам они подают пример любви человека к Богу и друг к другу. Найти свой храм важно, ведь храм — это не просто помещение, это союз единомышленников, духовная семья, которая придет тебе на помощь. Но молиться можно и нужно в любом православном храме, потому что прежде всего это дом Божий.

и принять Его волю

Марина Михайловна Елина, педагог воскресной школы «Новосаждение» храма во имя великомученика и целителя Пантелеимона пос. Степное:

— Слава Богу, если в небольшом населенном пункте есть храм. Поэтому иногда вопрос поисков даже не рассматривается. За тебя уже все решил Господь, тебе остается только принять Его волю. Трудно ли это? И да, и нет. Если ты способен смириться, работать над собой, бороться со страстями, падать и вставать, тогда ты чувствуешь помощь Божию во всем.

У нас замечательный приход – мы одна семья. В крепкой семье ведущая роль принадлежит отцу. Протоиерей Алексий Каширин именно такой отец: он молится за каждого из нас, и это самая действенная помощь.

Мы вместе на богослужениях, на строительстве, на уборке, на праздниках. Разделяем радость рождения детей и боль потерь близких людей. И молимся. Всегда. Есть картина с очень символичным названием – «Всюду жизнь».

Вот у нас во всем полнота жизни, даже, можно сказать, бытия – для меня это и есть «мой храм».

Источник: http://pravpokrov.ru/Articles/Index/24141

Храм и его устройство. Приходы, Монастыри

Храм — это здание, построенное алтарем (передней частью) на восток, в котором совершаются богослужения. Внешне отличается от остальных помещений, тем, что на крыше устанавливаются купола, поверх куполов – кресты, имеется колокольня, которая используется для созыва верующих на богослужение.

Создание первого Храма и его устройства дано сами Господом

В Ветхом Завете через пророка Моисея сам Господь Бог дал людям знать, каким должен быть храм для богослужений, новозаветный православный храм устроен по этому же образу .

Особенности построения, форм, устройства и другая информация о Храмах

Православный храм может иметь различные формы и разное количество куполов, зачастую он строится в виде креста, но бывают случаи, когда храм устраивается в виде корабля, круга, восьмиугольника, при этом каждая форма имеет определенный смысл.

Передняя часть Храма всегда строится обращенной на восток, в сторону восхождения солнца.

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или иного события, Божией Матери или Святых угодников. После строительства храм освящается Патриархом или Правящим епископом.

Визуально храмы различны по размеру, но и размер определяет назначение храма в конечном итоге.

Крупные храмы могут быть двух-и трехпрестольные, т.е. иметь количество иконостасов, равное количеству освященных в храме престолов, но бывают и такие исключения, как второй — приставной престол.

Существуют приходские храмы и храмы на территории монастырей.

Приходские храмы строятся для прихожан, для населения, именно приходские Храмы рассчитаны для посещения их обычными людьми, в них, помимо богослужений, есть возможность обратиться к священнику с вопросом, советом, совершением любой существующей требы, молебна или чинопоследования, за всякой помощью.

Монастыри строятся для братии и в связи с этим могут быть полузакрытого типа, поэтому зачастую монастыри не совершают такие требы, как Крещение, Венчание, Отпевание.

Количество престолов определяет возможность служить ежедневное число литургий. На 1 престоле служится не более 1 литургии ежедневно. Соответственно 3-х престольные Храмы могут совершать 3 литургии. Единственным условием является начать последнюю литургию по позднее 11-00 утра.

«Домовый храм»

Может располагаться внутри какого-либо здания, (университета, больницы и т.д.), но особенностью является лишь внешнее расположения храма, внутреннее же убранство и устройство полностью соответствует обычному храму. Обычно количество священников не более 1 чел. Службы совершаются в выходные дни и по праздникам.

«Приходской храм»

Как правило, это храм небольшого и среднего размера, как правило однопрестольный, штат священнослужителей составляют не более 2-3 человек. Службы совершаются в выходные дни и по праздникам.

«Храм соборного типа»

– это храм большого размера, зачастую 3-х престольный. Штат священнослужителей 5 и более чел. Службы ежедневные. В большие праздники и в воскресенье совершаются по 2 литургии (ранняя и поздняя).

«Собор»

– храм большого размера, зачастую 3-х престольный. Собором он называется потому, что в нем находится кафедра правящего Архиерея, он там часто служит. Штат священнослужителей 8 и более человек. Службы ежедневные. В большие праздники и в воскресение совершаются 2 литургии (ранняя и поздняя).

Внутреннее убранство и интересные нюансы:

  • Передняя часть – главная часть храма – алтарь, в нем священнослужителями совершаются богослужения, здесь находятся святой престол, жертвенник, семисвечник.

  • Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом.

  • Иконостас — это перегородка с изображенными на ней иконами.

  • Иконы изображаются на иконостасе с определенным смыслом, а не как захочется.

  • В правом приделе храма, за иконостасом, находится ризница (там священники переоблачаются и хранятся священнические одежды).

  • В левом приделе храма, за иконостасом, находится пономарка, здесь хранится церковная утварь, готовится кадило и находятся в ней служащие храма — пономари.

  • Средняя часть храма предназначена для верующих. На стенах храма могут изображаться Евангельские сюжеты, иконы. А также здесь располагаются иконы в красивых окладах – «киотах».

  • В центральной части, перед амвоном, стоит центральный подсвечник, а перед ним на аналое лежат иконы тех святых или того события, которое вспоминается на сегодняшний день.

  • В правом приделе и левом приделе в передней части Храма, перед иконостасом, в наиболее красивых окладах располагаются наиболее почитаемые иконы. Это может быть икона престольного храма, а также наиболее почитаемых святых.

  • В некоторых храмах – далеко не в каждом – можно увидеть гробницу, в которой лежат мощи святого. Верующие прикладываются к этим мощам, и Святая Церковь имеет массу примеров, как с верой притекающие к мощам исцелялись от Болезней и получали сильнейшую помощь в различных обстоятельствах.

  • Также можно увидеть в храме небольшие ящички в красивых ковчегах — в них хранятся мощи различных святых, к ним также верующие прикладываются.

  • К потолку на цепочке закрепляется обычно большая люстра, она правильно называется паникадилом, имеет много рядов ламп, которые зажигаются в торжественные моменты службы и ярко освещают весь храм.

  • Возле икон можно увидеть подсвечники, они нужны для того, чтобы верующие ставили свечи, принося таким образом жертву святым.

  • В каждом храме есть некоторые свои традиции, например где-то свечи возжигают исключительно на службе, в каких-то храмах разрешают возжигать в любой момент. Если зажечь и поставить свечу по каким-либо причинам не представляется возможным, то ее можно положить на желаемый подсвечник, и она обязательна будет зажжена служащими в церкви на одном из Богослужений.
    Предрассудки, что незажженные свечи вновь передаются в лавку на продажу, совершенно не верны.

  • В правом или левом приделе можно увидеть аналой с лежащими на нем Евангелием, Крестом — это место исповеди. Желающие подходят на исповедь к священнику по одному и каются во грехах, день и время исповеди указывается в расписание конкретного храма.

  • В задней части храма располагается большое распятие Креста и сразу за ним большой стол, туда люди кладут продукты, на столе также стоит большой плоский подсвечник и много свечей — это место называется «Кануном».

    Это единственный подсвечник, куда ставят свечи за умерших (усопших) людей. Продукты же передаются туда в качестве поминания усопших. В конце каждого дня священнослужители и служащие храма таким образом поминают за трапезой усопших.

    Важно! Не принято передавать за усопших мясные и молочные продукты.

  • В храме также можно увидеть бак с водой — это не обычная вода, а освященная, каждый желающий может набрать необходимое количество и взять с собой. Пьют святую воду натощак (голодный желудок) по полстакана.

  • В задней части храма еще находятся церковная лавка и регистратура, там, где есть возможность, их разделяют.

Церковная лавка

В церковной лаве можно купить все необходимое для православного человека: иконы, тематические книги, свечи, цепочки, кресты, все для Крещения, все для Венчания, все для отпевания, и т.д.

В регистратуре

В регистратуре как правило, можно о чем-то спросить, можно подать записки о здравии, о упокоении, заказать сорокоусты, внести целевые пожертвования.

Если у Вас возник простой вопрос —

ответа можно попросить в регистратуре, если ситуация сложнее, то обращайтесь напрямую к священникам. Если в храме священника Вы не увидели, то можно спросить у служащих, есть ли дежурный священник или, возможно, его телефон.

Если Вы хотели бы, скажем, оказать крупную помощь храму, то здесь лучше спрашивать настоятеля конкретного храма.

Дорогие друзья, обращаю Ваше внимание, что автор проекта просит  помощи каждого из Вас. Служу в бедном поселковом Храме, очень нужна различная помощь, в том числе средства на содержание Храма! Сайт приходского Храма: hramtrifona.ru

Источник: https://ierei063.ru/o-tserkvi-i-lyudyakh-prostym-yazykom/pravoslavnaya-vera/khram-i-ego-ustroystvo-prikhody-monastyri/

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как поступить в монастырь
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Как научиться любить людей

Закрыть