Отлучение от церкви как называется

Отлучение от Церкви. За что отлучили от церкви. Предать сатане

отлучение от церкви как называется

Сразу хочу обозначить то, о чём мы будем рассуждать. Отлучениеот Церкви не существует.

Для каждого из нас есть Светильник – Слово Божие, Иисус Христос. Именно Слово указывает нам путь. Именно по Слову мы будем судимы. Все наши дела и поступки должны соответствовать Слову. Тем более, должны соответствовать Слову наши слова, наше исповедание.

Есть одно место в Слове, где используется слово «отлучить»

От любви Бога – значит от Самого Бога, значит от Христа, от Церкви, от Тела Христа.

История отлучения

Я думаю, что эта практика, отлучение от церкви, появилась всредние века. Дело в том, что раньше людям было не позволено даже читать Слово.

Поэтому проверить истинность решений духовенства былонепростой задачей. Тем более, что христианской ценностью считается смирение ипослушание. К сожалению, эта истина изменилась и перешла на людей, хотя имелаотношение именно к Богу и Его Слову. Апостолы говорили и поступали иначе. Смирениеи послушание они понимали именно так, как это преподнесено в Слове.

Как мы видим, практика проявления власти одних людей наддругими проявлялась во все времена. Мы читаем в новом завете, что людямЗАПРЕЩАЛОСЬ признавать Иисуса за Христа, за это могли отлучить от синагоги. Поэтомуотлучение, как и многие другие пережитки религий, перекочевали в христианствопод видом правды.

Суть отлучения

Отлучение подразумевает, что с человеком перестают общаться,не приветствуют, не допускают к официальным служениям (проповедь, хор, работа сдетьми)  до определенного времени, покаглавные люди в собрании не решат, что человек перестал делать то, за что егоотлучили.

Сегодня отлучают от церквей не только за грехи, но и занепослушание решениям братских советов, за то, что люди сомневаются вистинности тех или иных доктрин, пришедших не из Библии. Вот некоторые причины,по которым людей верующих могут отлучить от церкви.

— грех. Причем не имеет значения – покаялся человек или нет.

— противление служителям или правилам сообщества

Рассмотрим их по отдельности.

Отлучение за грех

Как ни странно, но основанием того, чтобы отлучить человека служит место из послания к Коринфянам, где Павел говорит о «предании сатане во измождение плоти». Это как в случае рукоположения пастыря приводят пример рукоположение пресвитера.

В принципе, выглядит всё очень правильно и логично –согрешил человек, об этом узнали или сам признался и сообщество принимаетрешение такого отлучить. Но давайте посмотрим, что именно нам говорит Слово.

Если человек согрешил, исповедал свой грех перед Богом, тоСлово говорит, что этот человек прощен Богом.

Деление грехов

Есть такая особенность. Грехи почему-то делятся на те, закоторые можно отлучать, за которые можно поставить человека на замечание и те,на которые не обращают внимание, в крайнем случае, пожурят.

Хочу сразу определиться с этим вопросом – Слово не делитгрехи на тяжкие или нет. Есть только грех к смерти, который не прощается – хулана Духа. Все остальные грехи прощаются по Слову.

Как вывод

Получается, что если человек покаялся, исповедал свой грех перед Богом и получил, по Слову, прощение от Бога. Но он не прощается сообществом людей, которые отлучают его. Они считают его грешником.

Второй момент. Если человек грешит и НЕ КАЕТСЯ. Здесь такжеесть два библейских метода.

Первый – это вразумление человека, его ИСПРАВЛЕНИЕ духовнымичленами Тела.

И второй. Когда человек понимает, что грешит, но всё равносчитает себя верующим, не собираясь расставаться с грехом. В этом случае естьнаказание.

Очень ясное определение – НАЗЫВАЯСЬ БРАТОМ, ОСТАЕТСЯблудником, пьяницей

Есть такое слово – покаяние. Когда человек, осознает грех ипринимает решение избавиться от него. Он может сражаться, падать и вставать,противостоя искушению. А есть те, кто ничего не делает, и считает, что ему НЕНАДО меняться и бороться – всё равно Бог его любит и он спасен. Это ужаснаяересь и заблуждение. Это тот самый горький корень, от которого могутоскверниться другие.

Просто представьте, что человек видит верующего, которыйсокрушается о своих грехах, борется, молится, просит помощи Церкви. И так жевидит другого верующего, который пьёт, курит, колется и в тот же момент принимаетвечерю, проповедует, говоря о Божьей любви.

Отлучение за непослушание

Одно из самых распространенных наказаний. Потому что в этомслучае человек посягает на то, благодаря чему держится та или иная деноминация,организация.

Представим верующего человека, который покаялся, выполнилвсе условия для вступления в членство церкви, подписал необходимые документы. Ивот, читая Библию, он видит, что детей, оказывается, крестить нельзя. Что крещение– это обещание Богу следовать Его Слову, обещание доброй совести. Дети не могутэтого сделать.

Он начинает говорить об этом другим людям и его вызывают набратский совет и предупреждают, что он распространяет учение, противоречащееучению организации. Ему запрещают об этом говорить или предлагают уйти из ихорганизации в ту, где его воспримут. И если этот человек считает справедливымговорить то, что думает и что ему открыто – его отлучают от этой организации.

Я описал один из случаев. Их существует много. Но у них одиншаблон – не нравятся наши правила – иди в другое место или мы тебя накажем. Каквам кажется – это имеет какое-то отношение к Церкви Божией? Может Христос такпоступал?

Не бойтесь

Я хочу обратиться к тем, кого пугают отлучением за истину, кого пугают тем, что если тебя отлучат, то Христос отвернется от тебя. НЕ ВЕРЬТЕ!! Это ложь. Даже блудницу Иисус не осудил и не выгнал, но сказал, чтобы она не грешила. Ваша неверность не отменит верности Бога. Христос никогда не отвернется от вас, если вы не отречетесь от Него.

Поэтому не бойтесь говорить правду, не бойтесь бытьсвободными. Отец никогда не оставит вас.

Отлучение от церкви

Итак – отлучение от церкви не может быть в принципе. Нет ниодного места Писания, которое бы говорила об этом. Есть практика предания сатанево измождение плоти за то, что человек богохульствует или, называясь братом,ОСТАЕТСЯ блудником (например живет без росписи, «гражданским браком»).

Если вы грешите и говорите, что это не имеет значения у Бога – вы кандидат на то, чтобы к вам применили подобное наказание. Если вы богохульствуете – вы кандидат. НО!! Не на отлучение от церкви. На предание сатане во измождение плоти.

Как вывод могу сказать. В Слове написано – что вы свяжете на земле, то будет связано на небесах. Но, если бы ВСЁ, что люди связывают на земле, было бы связано на небесах, то там был бы такой же хаос, как и здесь. Но Царство Божье регулируется законами Царства. Отлучение от церкви не существует. Помните!!!

Анафема

Есть такое выражение в новом завете, и будет не верно пропустить его. На этой странице мы разберем действие анафемы.

Источник: https://dom-na-vostoke.ru/otluchenie-ot-tserkvi/

Отлучение от церкви

отлучение от церкви как называется

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску

Отлуче́ние (от це́ркви) — практикуемая в некоторых религиях мера наказания за действия, несовместимые с одобряемым церковью образом жизни, за нарушение церковных правил, за отступничество (апостасию) или за ересь. Состоит в прерывании всяких отношений между церковью и отлучаемым. Религиозный смысл отлучения состоит в отказе церкви как бы то ни было отвечать за мысли, слова и действия отлучённого.

Отлучение практикуется во многих религиях, в частности, в христианстве. Практически, отлучение обычно состоит в том, что отлучённому запрещено участвовать в совершении общественных религиозных действий.

Одним из первых известных примеров такой практики является описанное Юлием Цезарем в «Записках о Галльской войне» отлучение от жертвоприношений, принятое кельтскими друидами.

Отлучение в христианстве[ | ]

Христианская церковь практикует следующие виды отлучения:

  • Ана́фема (или великое отлучение, греч. ἀνάθεμα) — налагается высшей церковной инстанцией, применяется к отступникам и еретикам. Анафема имеет неопределённый срок действия и предусматривает запрет на любые связи церкви с отлучённым.
  • Запрещение (или малое отлучение, греч. ἀφορισμός) — налагается церковной властью регионального или местного уровня (в православии — епископом), главным образом, за нарушение церковных правил и за отступление от заповедей, состоит во временном запрете на участие в религиозных церемониях, на причащение и благословение.
  • Интерди́кт — применялся, главным образом, в западных христианских церквах. Представляет собой отлучение от церкви не отдельного прихожанина, а сразу большой группы: деревни, города, области, или даже государства. На территории, находящейся под интердиктом, не работали храмы, не проводились религиозные праздники, не отправлялись обряды (крещение, венчание, отпевание и прочее).

Свидетели Иеговы[ | ]

  • Исключение из собрания — у свидетелей Иеговы исключение из организации крещёного члена. Осуществляется по заключению правового комитета. Применяется в тех случаях, если свидетель Иеговы совершает тяжёлый грех и не показывает (с точки зрения старейшин — участников правового комитета) плодов раскаяния. Аналогичная мера взыскания применяется в случае отступничества.

Литература[ | ]

Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%9E%D1%82%D0%BB%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BE%D1%82_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B8

За что на самом деле могут отлучить от церкви

отлучение от церкви как называется

Люди, далекие от религиозной обрядовости, нередко путают понятия «анафема» и «проклятие». На самом деле это две разные вещи. Проклясть может любой человек. Для этого достаточно просто произнести соответствующее выражение, вложив в него максимум негативной энергетики. Анафема — прерогатива исключительно церкви. Да и смысл у нее совсем иной, нежели у обычного проклятия.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как вести себя в храме для детей

Трактовка понятия

Как и многие церковные термины, существительное «анафема» имеет греческие корни. В древнегреческом языке существовало слово «ἀνάθεμα», которое в переводе обозначает «отлучение». В языческие времена так называли обряд изгнания из общины одного из ее членов, совершившего особо тяжкое преступление. Позднее эту традицию переняла Христианская Церковь.

В Православной Энциклопедии 2000 года «анафема» определяется как «великое отлучение, которое может применяться лишь к членам Церкви». Соответственно, Церковь может лишать отлученного только тех благ, которыми сама заведует. Это касается участия в богослужениях, причащения таинств, возможности исповедоваться и получать прощение грехов, после смерти — шанса попасть в рай.

Протоиерей Максим Козлов в интервью корреспонденту газеты «Труд» объяснил, что преданный анафеме грешник полностью отдается Церковью на Суд Божий. С момента отлучения этот человек больше не имеет ни защиты, ни попечения Церкви.

Священнослужители — духовные пастыри — больше не станут его направлять и молиться за него Господу.

Даже если грешник после отлучения называет себя христианином и продолжает молиться, на деле он больше не принадлежит к Христианской Церкви и не имеет права на ее заступничество. В этом суть анафемы.

Кого предавали анафеме

Термин «анафема» довольно часто используется в литературе, а порой и в повседневной жизни. Иногда люди в гневе говорят это слово, даже не понимая его истинного значения. Несмотря на все это, процедура «великого отлучения» за всю историю Церкви проводилась не так уж часто.

Анафема — это самая крайняя мера. Священники, как духовные пастыри, несут ответственность за все стадо. Отлучение даже одной «заблудшей овцы» — это серьезное действие. Церковь буквально снимает с себя ответственность за спасение души грешника.

Анафеме предают за самые тяжкие грехи: преступления против веры, иконоборчество, церковный раскол, ересь. Так, в 325 году были преданы анафеме все адепты ереси арианства. В 518-ом таким же образом наказали епископа Северия Антиохийского, распространителя евтихиевой ереси. В 1666 году отлучили от Церкви всех старообрядцев.

Несмотря на то, что анафема обычно налагается на людей, имеющих непосредственное отношение к Церкви и вере, история знает случаи применения ее и к мирянам. В числе отлученных — Степан Разин (1671), Иван Мазепа (1708), Ленин (1970).

Процедура отлучения

В отличии от обычного мирского проклятия, анафема требует соблюдения определенного ритуала. Существует 3 степени отлучения: 1 — от святых таинств (нельзя бывать в церкви на богослужениях, причащаться, исповедоваться); 2 — от таинств, молитв и духовного общения с другими верующими; 3 — полное отлучение, изоляция от любого общения с христианами.

Первые два варианта относятся к так называемому «малому отлучению». Его налагают на провинившегося монаха или священника высшего чина временно. Обычно малое отлучение становится карой за такие грехи, как воровство, прелюбодеяние, взяточничество и пр. Полное отлучение является окончательным наказанием за самый тяжкий грех — вероотступничество.

Каноническая процедура наложения анафемы (великого отлучения) оформилась приблизительно в 340 году. Это событие приурочивают к Гангрскому собору, который созвали из-за возникновения ереси Евстафия. Борьбой с этим раскалывающим Христианскую Церковь явлением и было вызвано создание канона ритуала отлучения.

Полное отлучение провозглашается публично во время церковного собора. Изрекает анафему после детального обсуждения и вынесения решения специальный уполномоченный орган — собор архиереев или синод. Для случаев исключительной важности собирают Вселенский Собор.

Анафему грешник может получить как при жизни, так и после смерти (как было с Лениным). Во втором случае душа отлученного лишается права на поминовение. О великом грешнике больше не молятся, не читают поминальных служб.

Возможно ли снятие анафемы?

Великое отлучение считается окончательным, самым страшным наказанием человека, совершившего такой грех, который может отпустить только Господь по Его милости. И все-таки в истории были случаи, когда анафему снимали.

Согласно той же Православной Энциклопедии, это возможно в случае, если грешник покаялся, отказался от своих заблуждений или ереси и пожелал вернуться в лоно Церкви. Интересный случай, иллюстрирующий это правило, произошел в 1964 году в Иерусалиме.

Тогда папа Павел VI и константинопольский епископ Афинагор сняли друг с друга анафемы, которые наложили за несколько лет до этого. Такой «полюбовный» исход непримиримой вражды объясняется просто: священники встретились и после долгих обсуждений достигли политической договоренности.

С князем Дмитрием Донским произошел и вовсе курьезный случай. В XIV веке за антицерковную деятельность его предал великому отлучению митрополит Киева Киприан. В XX столетии безо всякого снятия анафемы Донского причислили к лику святых на соборе 1988 года.

Источник: https://weekend.rambler.ru/read/43619183-anafema-za-chto-mogut-otluchit-ot-tserkvi/

Почему отлучали от церкви

Издавна церковь, как представительство Создателя на Земле, имела огромное влияние на разумы людей. Для поддержания неоспоримого авторитета, кроме сводов норм и правил, что четко регламентированы для верного прихожанина, существовали и санкции. Наиболее тяжкое наказание – отлучение от церкви. Эта процедура принята не во всех религиях, но все же иудаизм и христианство предусматривает такую ответственность верующих.

В чем суть отлучения от церкви

Понятие экскоммуникации (отлучения) не всегда было однозначным. Вообще это запрет на вхождение в церковные храмы, на возможность участия в церковных обрядах и таинствах. На сегодняшний день принято разделять несколько видов отлучения:

  • временный запрет на посещение церковных (религиозных) мероприятий,
  • анафема – полное отлучение человека от таинств, вхождения в храм и запрет на обращение с молитвой к Богу.

Конечно, отлучение от церкви — это не приговор. Оно может быть отменена высшим должностным лицом церковной иерархии, что наделен такими правами.

За что отлучают от церкви?

Отлучить от церкви могут всех: и служителей культа, и самих верующих. Конечно, в догмах каждого религиозного направления есть перечень более или менее опасных (с точки зрения религии) проступков, которые могут повлечь за собой анафему.

Это и прелюбодеяние, и блуд, и убийство, и воровство, и коррупция в церковной сфере, и нарушение религиозных правил прочее. Наиболее массовое отлучение от церкви было по причине ереси и апостасии. Ересью принято было считать вольное изложение общепринятых в церкви норм, непринятие этих норм за эталон правды.

Апостасия – это личное решение верующего отречься и от веры в Бога, и от церкви.

На территории современной России анафема была наравне с уголовно наказуемым преступлением. И потому наказание было соответствующим: ссылка, каторга, тюрьма. Вместе с этим отлучали от церкви всех, кого признавали изменниками Родины.

Это было связано с тем, что светская и церковная власть были едины в своих целях и мнениях. Только так можно было держать в повиновении целые народы. Логика тут ясна: действия или бездействия, что приносили вред государству, приносили вред всему, что это государство собой представляло.

Потому кроме мирского наказания следовала и соборная анафема.

Поражают масштабы анафемы. На тернах Руси ересь и другие религиозные преступления старались искоренить, постоянно поддерживали авторитет церкви и веры, чем проводили профилактику. В Европе пошли куда дальше. За колдовство, ересь или неугодные церкви действия людей сжигали на кострах и вешали. При чем, на скамье подсудимых перед священной инквизицией мог оказаться любой и каждый, даже по анонимному доносу без предоставления доказательств.

Источник: http://carkva-gazeta.org/%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BC%D1%83-%D0%BE%D1%82%D0%BB%D1%83%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%B8-%D0%BE%D1%82-%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B8/

Отлучение от Церкви • ru.knowledgr.com

Отлучение от Церкви — установленный акт религиозного осуждения, используемого, чтобы лишить, приостановить, или ограничить членство в религиозной общине или ограничить определенные права в пределах него, в особенности прием причастий. Некоторые протестанты используют термин исключение вместо этого.

Отлучение от Церкви слова означает выводить определенного человека или группу из общины. В некоторых религиях отлучение от Церкви включает духовное осуждение участника или группы.

Отлучение от Церкви может включить изгнание, избегание и позорение, в зависимости от религии, нарушение, которое вызвало отлучение от Церкви, или правила или нормы религиозной общины.

Серьезный акт часто отменяется в ответ на искреннюю епитимию, которая может быть проявлена через общественное отречение, иногда через Причастие Признания, благочестия, и/или через умерщвление плоти.

Христианство

В Иисусе говорит, что оскорбленный человек должен сначала потянуть ошибку преступника к вниманию преступника конфиденциально; тогда, если преступник отказывается слушать, приносить одному или двум другим, что могут быть больше, чем единственный свидетель обвинения; затем, если преступник все еще отказывается слушать, приносить вопрос перед церковью, и если преступник отказывается слушать церковь, рассматривайте преступника как «Язычника и налогового инспектора».

направляет церковь на Коринф, чтобы экс-сообщить человеку для сексуальной безнравственности (кровосмешение). В, человек, раскаиваясь и пострадал, «наказание большинством» вернулось церкви.

Внебрачная связь не единственное основание для отлучения от Церкви, согласно апостолу: в, говорит Пол, «Пишу я Вам, чтобы не связаться с любым, кто носит имя брата, если он виновен в сексуальной безнравственности или жадности, или является идолопоклонником, reviler, алкоголиком или жуликом — чтобы даже не поесть с таким».

В, Пол пишет, чтобы «отметить тех, кто вызывает подразделения вопреки доктрине, которая Вы изучили и избегаете их». Кроме того, в, писатель советует сторонникам, которых, «кто бы ни нарушает, и выносит не в доктрине Христа, не имеет Бога.

Он, который пребывает в доктрине Христа, у него есть и Отец и Сын.

Если там прибывает кто-либо к Вам, и приносят не эту доктрину, принимают его не в Ваш дом [, место жительства или местожительство, или «обитатели дома» (семья)], никакое предложение его скорость Бога: поскольку он, что biddeth его скорость Бога является участником его злых дел».

Католическая церковь

В Католической церкви есть различия между дисциплиной латинской церкви большинства относительно отлучения от Церкви и той из восточно-католических церквей.

Латинская церковь

В католическом церковном праве отлучение от Церкви — редко прикладное осуждение, и таким образом «лекарственный штраф» намеревался пригласить человека изменять поведение или отношение, раскаиваться и возвращаться к объединению.

Это не «искупительный штраф», разработанный, чтобы сделать удовлетворение для несправедливости сделанным, намного меньше «мстительный штраф» разработанный исключительно, чтобы наказать: «отлучение от Церкви, которое является самым серьезным штрафом всех и самого частого, всегда лекарственно» и нисколько не «мстительно».

Отлучение от Церкви может быть любой latae сентенциями (автоматический, понесенный в момент совершения нарушения, за которое церковное право налагает тот штраф), или ferendae сентенции (подвергся только, когда наложено законным начальником или заявленный как предложение церковного суда).

Кодекс Церковного права 1917 заявил, что отлучение от Церкви исключило человека из общины верующего. Пересмотр 1983 года Кодекса Церковного права удалил это заявление из счета эффектов отлучения от Церкви в Католической церкви.

Экс-сообщенные люди «отключены от церкви», запретил получить евхаристию и от принятия активного участия в литургии (чтение, обеспечение предложений, и т.д.), но они остаются католиками.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как живут монахи в монастыре

Их убеждают сохранить отношения с церковью, поскольку цель состоит в том, чтобы поощрить их раскаиваться и возвращаться к активному участию в ее жизни.

Всем экс-сообщенным людям запрещают участвовать в литургии в министерской способности (например, как читатель если неспециалист или как дьякон или священник если священнослужитель) и от получения евхаристии или других причастий, но им не запрещают посетить их (например, экс-сообщенный человек может не получить евхаристию, но не запрещен ходить на Мессу). Им также запрещают осуществить любой духовный офис и т.п.

Это единственные эффекты для тех, кто подвергся latae отлучению от Церкви сентенций.

Например, священник может не отказаться от Общины публично тем, кто находится под автоматическим отлучением от Церкви, пока это, как официально объявляли, не было понесено ими, даже если священник знает, что они подверглись ему.

С другой стороны, если священник знает, что отлучение от Церкви было наложено на кого-то или что автоматическое отлучение от Церкви было объявлено (и больше не просто необъявленное автоматическое отлучение от Церкви), ему запрещают управлять Святым причастием тому человеку. (см. канон 915).

Другие эффекты отлучения от Церкви, которое было наложено или объявлено:

  1. обязательство на других препятствовать тому, чтобы экс-сообщенный человек действовал в министерской способности в литургии или, если это оказывается невозможным, чтобы временно отстранить литургическое обслуживание;
  2. недействительность актов духовного управления экс-сообщенным человеком.

В Католической церкви отлучение от Церкви обычно решается декларацией раскаяния, профессией Кредо (если нарушение включило ересь), или возобновление повиновения (если это было соответствующей частью незаконного акта) экс-сообщенным человеком и подъемом осуждения (прощение) священником или епископом, уполномоченным, чтобы сделать это.

«Прощение может быть на внутреннем (частном) форуме только, или также на внешнем (общественном) форуме, в зависимости от того, был ли скандал бы дан, если человека конфиденциально освободили и все же публично считали нераскаявшегося».

Так как отлучение от Церкви исключает из приема причастий, прощение от отлучения от Церкви требуется, прежде чем прощение может быть дано от греха, который привел к осуждению. Во многих случаях целый процесс имеет место в единственном случае в частной жизни исповеди.

Для некоторого более серьезного wrongdoings прощение от отлучения от Церкви зарезервировано для епископа, другого дежурного блюда, или даже Папы Римского. Они могут делегировать священника, чтобы действовать от их имени.

Перед Кодексом 1983 года Церковного права было два градуса отлучения от Церкви: экс-сообщение было любой vitandus (избежал, буквально, «чтобы избежаться» другими католиками), или toleratus (допускаемые, позволяющие католики, чтобы продолжить иметь деловые и общественные отношения с экс-сообщенным человеком). Это различие больше не применяется.

В Средневековье формальные акты общественного отлучения от Церкви иногда сопровождались церемонией в чем, звонок звонился (что касается мертвых), Книга Евангелий была закрыта, и разрушенная свеча — следовательно идиома, «чтобы осудить со звонком, книгой и свечой». Сегодня такие церемонии не проведены.

Запрет — осуждение, подобное отлучению от Церкви. Это также исключает из министерских функций в общественном вероисповедании и от приема причастий, но не от осуществления управления.

Восточно-католические церкви

В восточно-католических церквях отлучения от Церкви наложены только декретом, никогда не понесенным автоматически latae отлучением от Церкви сентенций.

Различие сделано между незначительным и главным отлучением от Церкви.

Те, на кого было наложено незначительное отлучение от Церкви, исключены из получения евхаристии и могут также быть исключены из участия в Божественной Литургии. Они могут даже быть исключены из входа в церковь, когда божественное вероисповедание празднуется там. Декрет об отлучении от Церкви должен указать на точный эффект отлучения от Церкви и при необходимости его продолжительности.

Источник: http://ru.knowledgr.com/00006491/%D0%9E%D1%82%D0%BB%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%9E%D1%82%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B8

МОСКВА, 12 фев — РИА Новости, Антон Скрипунов. В Русской православной церкви разрабатывают единый документ о наказаниях для священнослужителей. Сейчас этот вопрос — преимущественно в ведении епископов, которые действуют на свое усмотрение, что порой приводит к жалобам на излишнюю строгость. Что представляет собой церковный суд, зачем и как его изменят — в материале РИА Новости.

Запрет служить или ссылка на север

Протоиерей Владимир Никитин и диакон Евгений Осяк подрались. Причину конфликта стали выяснять в Гатчинской епархии, к которой они принадлежат. В итоге отца Владимира запретили в служении — то есть лишили возможности исполнять обязанности священника — на один год.

Протоиерей попытался обжаловать решение, обратившись в вышестоящую церковную судебную инстанцию. Там досконально изучили дело и встали на сторону Гатчинской епархии. Однако виновным в конфликте оказался вовсе не один отец Владимир.

«Признать, что в упомянутом конфликте с нанесением каждой из сторон ущерба здоровью другой стороны приняли участие как протоиерей Владимир Никитин, так и диакон Евгений Осяк», — говорится в решении Общецерковного суда от 4 июня прошлого года. Диякон «также подлежит запрещению в служении с определением срока такового запрета в шесть месяцев». Текст опубликован на официальном сайте Московской патриархии.

Бывают и совершенно иные прецеденты. Так, служителя Нижегородской епархии иерея Андрея Логинова за дисциплинарный проступок (какой именно — в материалах суда не уточняется) правящий архиерей решил отправить в командировку в далекую Котласскую епархию на два года.

Отец Андрей обжаловал такое решение, и Общецерковный суд согласился с тем, что приговор слишком суров. А кроме того, обращено внимание на то, что «направление клирика в командировку в иную епархию возможно лишь при письменном согласии епархиальных архиереев обеих епархий, а также самого клирика». То есть подобные решения не должны быть прихотью одного человека.

Отстранение от служения, лишение прихода, послушание в монастыре, лишение сана — сейчас эти дисциплинарные инструменты тот или иной епископ может применять по своему усмотрению.

«Традиция правовой культуры в целом — и церковно-правовой в частности — в нашей стране в XX веке оказалась утраченной. А сейчас многое изменилось, возникают разные ситуации. И до последнего времени правящий епархией архиерей вынужден решать судьбы многих священнослужителей.

Кто-то этим тяготился, кто-то упивался возможностью властвовать над людьми.

Но это не соответствует традиции соборного решения всех церковных вопросов, которая всегда должна определять деятельность Церкви», — объясняет известный церковный историк и богослов протоиерей Георгий Митрофанов.

Отец Георгий входит в состав Межсоборного присутствия Русской православной церкви — совещательного органа, который, в частности, готовит документ о дисциплинарных наказаниях для священнослужителей. Как удалось выяснить РИА Новости, в тексте планируется четко прописать все возможные варианты наказаний за каждый конкретный проступок для каждого сана.

По словам богослова, «это один из первых шагов в сторону упорядочивания» таких действий во всех епархиях. «Сложившаяся сейчас практика единоличных решений противоречит двухтысячелетней канонической церковно-правовой культуре. С одной стороны, документ призван положить предел произволу архиереев, указав на те ситуации, которые требуют наказания с приложением их возможного перечня. А с другой — вывести какие-то ситуации из категории правонарушений», — поясняет он.

Устаревшие правила

На самом деле в дореволюционную эпоху система наказаний для духовенства была четкой. Причем следила за их исполнением светская власть. Так, при Петре I сенат издал документ о санкциях для отдельных категорий духовенства.

Например, монахам запрещалось «ношение гражданского платья» или грязной монашеской одежды, «посещение публичных мест», неумеренность в еде, прием гостей в келье.

Кроме того, им нельзя было «хранить при себе чернила и бумагу», делать выписки из книг, а также «составлять совестные грамотки» (жалобы).

За нарушение правил нерадивого монаха могли приговорить, например, к земным поклонам — от сорока до нескольких тысяч, к многодневному чтению «Псалтыри» либо и вовсе к лишению сана. Похожие наказания действовали также для «белого духовенства» (священников) и мирян: поклоны, запрет причащаться либо входить в храм, «ссылка на смирение» в монастырь, отлучение от Церкви.

Что интересно, эти меры действуют по сей день, ведь их попросту никто не отменял. А вот насколько они актуальны для XXI века — большой вопрос.

«Люди, которые ходят в храм и считают себя православными, причащаются крайне редко. А между тем существует никем не отмененный канон, согласно которому любой христианин — священнослужитель или мирянин, — который месяц не причащался, уже отлучен от Церкви.

С точки зрения современной практики это абсурд, ведь под такое правило у нас подпадает подавляющее большинство прихожан. Данный канон себя изжил, причем еще до революции.

В Российской империи большинство православных причащались раз в год», — отмечает Митрофанов.

Проблема, по его словам, в том, что каноны, принятые на соборах прежних веков, были актуальны для своего времени, но в дальнейшем никем не отменялись. А последний собор высшего уровня — Вселенский — состоялся аж 12 столетий назад!

«Неужели с восьмого века, когда прошел последний Вселенский собор, не возникало новых ситуаций?! Каноны, например, не предусматривают наказания священнослужителей за ДТП», — подчеркивает богослов.

Тайны церковного следствия

Сейчас церковные суды нередко опираются на решение суда светского. Показательным стало дело иеромонаха Илии (в миру Павла Семина), который в 2012 году насмерть сбил двоих рабочих и был приговорен к трем годам тюрьмы. Когда правоохранительные органы завели уголовное дело, священнослужителя временно запретили в служении. А после того, как светский Мосгорсуд приговорил его к трем годам тюрьмы, судебный орган Московской городской епархии постановил лишить виновного сана.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где находится успенский собор

Причем разбирательство по его делу было недолгим. Согласно церковным правилам, установленные светским судом детали не требуют доказательств. Правда, бывают случаи, когда решение светского суда не приводит к автоматическому наказанию в Церкви.

В 2018 году суд приговорил священника Глеба Грозовского к 14 годам тюрьмы, признав виновным в растлении трех девочек.

На тот момент он уже был запрещен в служении, но после оглашения вердикта в РПЦ заявили, что пока священнослужителя не будут лишать сана — далеко не все поверили в его виновность.

А вот если правонарушение чисто внутрицерковное, то заседание проходит по светским лекалам — с использованием улик, будь то показания свидетелей или аудиозаписи.

Как и в светском государстве, в Русской церкви действует многоуровневая судебная система: епархиальный суд, Высший общецерковный и суд Архиерейского собора.

Согласно положению о церковном суде РПЦ, на уровне епархии рассматриваются дела священнослужителей, монахов и «церковно-должностных лиц» из числа мирян. Для духовенства наиболее тяжким наказанием является лишение сана, а для мирян — временное «лишение церковного общения» (причастие и участие в других таинствах и жизни Церкви). А самая крайняя мера для всех категорий — пожизненное отлучение от Церкви. Особняком стоит предание анафеме.

Решения церковного суда утверждает правящий архиерей, он же назначает судей. Не менее пяти человек, не состоящих в родственных отношениях с участниками того или иного разбирательства вплоть до седьмой степени. Не должны они иметь между собой и рабочих связей.

Решение Епархиального суда подсудимый вправе обжаловать в Высшем общецерковном суде. Там также рассматриваются дела в отношении всех, кроме патриарха, архиереев и глав синодальных учреждений Московского патриархата. Все пять судей избираются Архиерейским собором РПЦ на четыре года.

Архиерейский собор — церковный суд первой и последней инстанции для рассмотрения «дела по догматическим и каноническим отступлениям в деятельности патриарха Московского и всея Руси». Также он может рассматривать апелляции на решения Высшего общецерковного суда. Решения собора архиереев, согласно правилам, обжалованию не подлежат.

В отличие от суда светского, заседания церковного суда на всех уровнях проходят в закрытом режиме. Поэтому многие материалы дел попросту недоступны. Тот же Общецерковный суд периодически публикует лишь выдержки своих решений. Кажется, более тайной структуры не найдешь — отсюда и многочисленные подозрения далеких от веры людей в «засилье средневековья». Однако такой секретности есть четкое обоснование.

«Церковная дисциплина, в смысле соблюдения правил, все же отличается от гражданской. И того же принципа гласности суда в Церкви нет. Потому что она похожа на семью: если папа наказал сына, то никто извне не может его упрекнуть в этом. Такого в семейных делах не бывает. Это очень важный принцип», — объясняет известный церковный публицист иеромонах Макарий (Маркиш).

Да и в отличие от светского суда главный внутрицерковный принцип — решить тот или иной спор «в духе христианской любви». То есть примирить. А наказание, поясняет Маркиш, выступает прежде всего «побуждением к покаянию». Вот только пока не очень понятно, как должен выглядеть церковный суд в идеале. Именно это и будут обсуждать в Русской православной церкви в ближайшие месяцы подготовки нового документа.

Источник: https://ria.ru/20200212/1564566064.html

Кого Церковь предает анафеме и за что?

Анафема. Этим древним церковным термином в наше время любят часто жонглировать светские журналисты, когда имеют задачу упрекнуть Церковь в жестокости, потере евангельского духа и т.п. Да и современные верующие люди часто соблазняются, когда слышат об анафеме.

Оно и не удивительно, ведь начиная с Большой Советской Энциклопедии и заканчивая современными Википедиями, слово «анафема» нам упорно трактуют как «изгнание, проклятие». Действительно ли это так? Комментирует протоиерей Владимир Ровинский.

Как понимает анафему сама Церковь?

Дело в том, что Церковь — живой организм. Сердцевиной и Главой этого Богочеловеческого организма есть Христос. Как и всякий живой организм, Церковь имеет способность и необходимые механизмы, чтобы постоянно себя восполнять и обновлять, но вместе с тем, здесь необходимы и другие механизмы — отторжения мертвых клеток и самоочищения.

Так вот, нам всем в той или иной мере знакомы священнодействия (в Церкви они называются Таинствами), благодаря которым сама Церковь растет и обновляется. Это Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия, Соборование. И даже таинства Венчания и Священства играют в этом процессе ключевые роли. Таинства — это средства не только количественного роста церковного организма, но и качественного.

И этот процесс называется освящением, преображением и обожением каждого церковного члена, каждой клеточки этого организма.

А что мы знаем о самоочищении Церкви?

Прежде всего заметим, что Церковь очень бережно относится к своим членам. Забота о здоровье каждой клеточки — главная задача Церкви. Здесь состояние болезни называется грехом. Грех — болезнь заразная, можно сказать, инфекционная. Она опасна не только для самого больного, но и для окружающих его.

В борьбе с грехом первым и главным средством является покаяние. Чтобы покаяние было более действенным, Церковь через пастырей нередко предписывает кающемуся своеобразное лекарство-катализатор — епитимию.

Заметим, что грех, как и любую другую болезнь, нельзя излечить без непосредственного участия больного, его доброй воли и искреннего желания быть здоровым.

Случается, что болезнь требует не только усиленного лечения, но и изоляции больного. Понятие карантина нам всем известно. В Церкви такое явление называется отлучением. Отлучение, как правило, имеет временный характер, пока болезнь не станет угасать. Мирян на определенное время отлучают от участия в Евхаристии, а священнослужителей — от совершения священнодействий.

Как и в каждом живом организме, среди членов Церкви случаются духовные болезни, подобные раковым

Да, ереси, расколы, лжеучения вполне сопоставимы с раковыми опухолями на церковном теле. И пусть никто не смущается, что в Богочеловеческом организме и такое возможно. Это лишь еще раз косвенно свидетельствует, что Церковь жива. Но как и всякий нормальный организм, Церковь должна иметь свою иммунную систему, защищающую ее от заражения.

Что же происходит на этой стадии духовной болезни того или иного члена Церкви. Во-первых, под действием гордости, эгоизма, самонадеянности такой член — клеточка церковного организма начинает мутировать, видоизменяться. Он не способен более выполнять свои функции, не соответствует своей роли и предназначению. По сути, для церковного, как и любого другого организма, эти клетки являются мертвыми. Но если бы они были просто мертвы. Нет, это не так!

Эти больные члены, во-вторых, начинают быстро делиться, расти количественно и все более деградировать качественно. Они способны стремительно заражать болезнью соседние клетки и угрожать целому организму.

Что делать? Да, сначала химиотерапия, потом облучение. Но если и это не помогает — операция по отторжению.

В Церкви такое отторжение получило название анафема

Анафема слово древнегреческое (от ana – далеко; tihein – ставить). Его использовали еще апостолы, когда предостерегали о последствиях духовных болезней среди первых христиан. «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема» (1 Кор. 16, 22), — говорит апостол Павел коринфянам. «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. (1 Гал. 8), — повторяет апостол галатам.

Апостолы в таком свидетельстве об отделении от Церкви тех, кто сам себя уже отделил, опирались на учение Христа: «Аще же согрешит к тебе брат твой, иди и повеждь Церкви», «Аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь» (Мф. 18, 17).

Впрочем, История Церкви свидетельствует, что только в крайних и редких случаях провозглашалась анафема

А когда уже были употреблены все другие средства для врачевания, не с целью наказания, а последнего средства для вразумления отпавшего и воспитательного акта ему сочувствующих, провозглашалась анафема.

Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий так пишет об анафеме: «Но как ясно вручил Господь апостолам и их преемникам право и власть крестить и таким образом вводить в Церковь достойных, так точно ясно же уполномочил Он их и отлучать от нее недостойных».

В Православии укоренилась традиция, что засвидетельствовать об отпадении от Церкви согрешающих, которые впали в ересь или раскол, т.е. провозгласить анафему, может только церковный собор.

Епископ Никодим Милош в толковании на 5 правило святых апостол так объясняет, что такое анафема:

«Совершенное исключение из церкви или большое отлучение (παντελής άφορισμός, excommunicatio omnimoda sive major) заключается в том, что известный член церкви за тяжкое церковное преступление, явное и доказанное, совершенно лишается церковного единения, т. е. теряет:

а) право общей молитвы с верными,б) право участия в каком бы то ни было церковном богослужении, и менее всего в божественной литургии,в) право совершения над ним какого бы то ни было таинства или церковного обряда, и

г) право быть отпеваемым и похороненным на православном кладбище после смерти.

Источник: https://pravlife.org/ru/content/kogo-cerkov-predaet-anafeme-i-za-chto

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Когда именины у дениса

Закрыть