Богодельня или богадельня что это

Богадельня — это хорошо или плохо? Что такое богадельня

богодельня или богадельня что это
Новости и общество 16 марта 2015

Какие ассоциации возникают в вашем сознании при упоминании богадельни? Вероятно, не самые радужные. Несмотря на то что значение данного слова известно сегодня далеко не всем, память поколений любезно сохранила для нас подсознательное отношение к такому явлению.

Современное понимание

Для сегодняшнего человека богадельня – это место, населенное людьми, мягко сказать, не самого высокого достатка. Как правило, такое обозначение используется в современном мире в составе устойчивых словосочетаний вроде «развели богадельню», причем действуют такого рода выражения в ситуациях, по меньшей мере, малоприятных.

По сути же богадельня – это вовсе не лишенное принципов общество и даже не захламленное помещение. Первоначально смысл слова был совершенно иным, однако со временем он постепенно утрачивался и трансформировался, как это бывает с лексемами, означающими явления, исчезающие в действительности.

Обратимся вначале к слову

Если внимательно присмотреться к структуре самого слова, можно разглядеть в ней интересную особенность: один из корней его общий со словом бог. Скептики могут утверждать, что это – простое совпадение. И значение слова «богадельня» никак не связано со Всевышним, и будут в этом отношении совершенно не правы.

Одна из версий

Как уже говорилось ранее, первоначальное значение данного понятия было совершенно иным и вовсе не имело негативной смысловой окраски. Если верить истории, богадельня – это всего-навсего приют для бездомных, стариков и инвалидов. Такие люди получали там крышу над головой, питание и необходимую помощь в целом.

Приют для бездомных людей — заведение не самое прибыльное, а поэтому чаще всего они организовывались на благотворительных началах и в основном при многочисленных церквях. Так и появился в составе слова корень «бог».

Альтернативный вариант

Есть, впрочем, и другое объяснение этого немного странного названия. Согласно некоторым источникам, богадельня – это не совсем приют для бездомных людей, а нечто среднее между домом престарелых и современным хосписом. Несложно предположить, что в заведениях такого рода люди в основном доживали свои последние дни.

Поскольку мир на тот момент был куда более религиозным, вера в загробное существование была непоколебима. Как известно, та же христианская доктрина предусматривает всего два варианта мест, куда человек может отправиться после смерти: ад и рай.

Во втором случае предполагается, что отмучившийся старик или тяжело больной отправляется к богу – в некотором смысле такие люди приравнивались к юродивым, которые, как известно, считались безгрешными.

Отсюда и пошло со временем выражение «бога делать», которое потом стало конкретным обозначением места.

Кто содержал места такого рода

Довольно долго считалось, что этот для многих последний приют – богоугодное заведение, а потому практика пожертвований все-таки имела место. Тем не менее средств для нормального содержания заведений такого рода чаще всего не хватало, и условия в богадельнях были, мягко сказать, не самые комфортные.

Кое-что не о благотворительных началах

Стоит отметить, что антисанитария и отсутствие минимального комфорта было свойственно таким заведениям не всегда.

Во времена Петровской и Екатерининской эпох богадельня – это не столько место, где всегда могут принять страждущих и нуждающихся, сколько способ решить довольно острую социальную проблему.

Развитие и увеличение маргинального слоя общества было на тот момент попросту недопустимым, а потому и сама власть была заинтересована в создании и поддержке заведений такого рода. Благородное начало таким образом связывалось с чистой прагматикой.

Если ранее любая богадельня – это было место, спонсируемое правлением, после Земской и городской реформ сия обязанность легла на общественное самоуправление. На первых порах это было достаточно большим шагом вперед, поскольку стали появляться новые социальные организации, а стремление предотвратить обнищание народа было чрезвычайно сильным.

Покровительство над заведениями такого рода было разделено между царской семьей, общественностью, церковью и министерствами. Пожалуй, именно период начала ХХ века в отношении богаделен и других заведений такого рода можно назвать самым благоприятным.

Еще раз о разнице в понимании

Как видно из всего сказанного выше, понимание самого названия данной организации претерпело существенное изменение. На сегодняшний день выражение «отправить в богадельню» не сулит человеку ничего хорошего, а уж «развести богадельню» и вовсе никто не хочет. Исконное же значение упомянутых фраз было едва ли не диаметрально противоположным для человека имущего и страждущего.

Примечательно, что сами богадельни никуда не исчезли, а лишь сменили свое название на более современное – хоспис. И, если с ними и сиротскими приютами вопросов особо не возникает, то отправка в богадельню нищенствующих, ночующих на улицах и вокзалах была бы хорошим и благородным поступком.

Источник: https://monateka.com/article/170418/

Что такое богадельня: как туда попасть, для чего она существует и каково значение слова

богодельня или богадельня что это

Сегодня многие люди хотят узнать, что такое богадельня и какова ее задача. На попечительство принимают нищих и больных людей, которые не могут вылечиться по разным причинам. Сюда часто приходят лица без отдельного места жительства, которым нужен дом и особый уход.

Важно знать значение слова «богадельня». В подобных учреждениях работают сестры милосердия, которые занимаются приготовлением пищи, кормлением людей с ограниченными возможностями, проводят ежедневные гигиенические процедуры лежачим больным.

Значение слова

Многие люди знают, что означает слово, а другие связывают его с негативными моментами.

Это заведение, которое осуществляет благотворительную деятельность, оказывает помощь нетрудоспособным лицам, которые не могут самостоятельно ухаживать за собой.

Значение слова богадельня — «ради Бога». Такие заведения чаще называют богоугодными.

Попадающие в них люди могут рассчитывать на полный уход и комплексное содержание.

Обратите внимание! Богадельнями раньше назывались благотворительные заведения, где содержали людей, которые не могли самостоятельно себя обеспечить, ухаживать за собой и выполнять ежедневные дела.

В большинстве случаев в заведения определяют нетрудоспособных лиц. Это могут быть престарелые люди, немощные граждане, инвалиды, калеки, пациенты, которым требуется реабилитация после длительного лечения.

Человек, который попадает в такое благотворительное заведение, может рассчитывать на полное содержание. Некоторые учреждения работают с древних времен.

Важно!Как празднуют рождество святителя Николая Чудотворца 11 августа

Дом приюта в Люблине открыли еще в начале 1342 года, но и сегодня он продолжает свою деятельность, помогает людям, которым нужна помощь.

В Варшаве есть дом Святого Духа и девы Марии. Он работает с 1388 года, и здесь оказали помощь уже огромному количеству престарелых и нуждающихся.

Богадельни в Москве имеют несколько характерных отличий от скудельниц и древнерусских убогих домов, поэтому не стоит их путать между собой.

Заведения при монастыре

На территории России сегодня действует несколько десятков благотворительных учреждений, которые работают при монастырях. Желающие могут купить новую книгу, которую выпустил Синодальный отдел по церковной благотворительности и осуществлению социальной деятельности.

Интересно! Адрес Зачатьевского монастыря и расписание богослужений

Каждый дом престарелых имеет свои отличия: ресурсы, возможности, тип помещения. Некоторые из них расположены в городских квартирах, но при этом действуют от лица определенного монастыря.

Также для помощи престарелым людям строят отдельные помещения. Особое внимание нужно обратить на вид деятельности, потому что в некоторых домах постояльцам могут предлагать только уход, лечение или реабилитацию.

В городе Рязани работает геронтологический центр «Мальшинская богадельня при монастыре», который осуществляет свою деятельность под патронажем святой обители.

Прихожане и добровольцы помогают социально незащищенным и немощным людям, которым требуется уход.

Финансирование осуществляется из муниципального бюджета. Здесь помогли огромному количеству людей, которые быстро поправились после длительного лечения.

Что такое молитва по соглашению: когда и как правильно молиться

Немощные люди приобрели второй дом и смогли прожить жизнь в заботе и любви.

Википедия предлагает свою трактовку понятия богадельня. Это любое благотворительное учреждение, где помогают нетрудоспособным лицам: престарелым людям, немощным, инвалидам, калекам или выздоравливающим гражданам, которые прошли длительное лечение и не имеют родственников.

В России такие заведения начали открывать христиане. В Древней Руси возле каждой церкви был дом для престарелых. Рядом с монастырем образовывались целые поселения нищих. Церковь принимала каждого человека, который обращался за помощью. В те времена такие заведения содержались за счет царской казны.

Как попасть

Огромное количество людей интересуется, как попасть в такой дом. По уставу многие благотворительные организации принимают на попечение верующих православных людей, которые психически здоровы. На территории работают священники, обслуживающий персонал.

Нередко такие организации прикрепляют к больнице, поэтому нуждающиеся люди могут получить помощь терапевта, психиатра, других специалистов.

Познавательно! Антарктида: церковь в честь Святой Троицы в Антарктике

Это особая форма социальной защиты граждан преклонного возраста. Чтобы попасть в богадельню, необходимо обратиться в церковь и заполнить бланк прошения.

Сотрудники патронажной службы делают звонки возможным кандидатам. Дополнительно оговаривают все вопросы, человек получает юридическую консультацию.

Сотрудники должны убедиться в том, что гражданин, действительно, нуждается в помощи, длительной реабилитации и поддержке.

Попасть в богадельню могут не только люди преклонного возраста.

За помощью часто обращаются:

  • нуждающиеся, у которых нет близких или родственники не берут их на попечительство по разным причинам;
  • люди, которые получили травму, но им нужна реабилитация;
  • старики без жилья;
  • бомжи.

Именно эти категории граждан нуждаются в особой заботе и попечительстве.

Дома престарелых в Москве

Из-за того, что в древние времени церковь принимала на попечение людей, которые имитировали нищету, был принят отдельный закон.

На Стоглавом соборе царь приказал выделить только настоящих нищих. Для этого выполнили перепись всех постояльцев, устроили разделение женских и мужских богоугодных заведений.

Таких людей содержали на деньги, которые получали от милостыни.

В период Екатерининской и Петровской эпохи это были большие по территории места, где служащие могли решить любые социальные проблемы.

Интересно! Информация о храме Святого Духа в городе Краснодар

Постепенно начали увеличиваться маргинальные слои общества, поэтому деятельность приостановили. Власть заинтересовалась поддержкой таких заведений, поэтому начали активно выделять финансы на обеспечение благотворительности.

Когда приняли городскую и Земскую реформы, спонсированием занималось местное самоуправление. Начали активно открываться новые организации, задача которых заключалась в том, чтобы решить острые социальные проблемы.

цель – искоренение нищеты. Покровительство в конечном результате разделили между царскими семьями, монастырями, общественными организациями. В начале 20 века активно строились богоугодные заведения.

Важно! Согласно статистическим данным, на территории Москвы в 1990 году на попечительстве содержалось больше 10 тыс. человек.

Заведения располагались в разных районах столицы. Наиболее известные и активные организации – Андреевская и Покровская.

В те времена существовали и другие учреждения, в которые могли обращаться люди за помощью:

  • для сиделок;
  • купеческих приказчиков;
  • сестер милосердия;
  • военных людей;
  • лиц, которые имеют духовное звание.

Еще несколько столетий назад люди могли написать прошение, чтобы их определили в заведение под названием Николаевская Измайловская военная богадельня, которая активно развивалась и осуществляла свою деятельность, имела богатую историю.

Строительство ее началось в 1814 году. Николай первый принял такое решение, чтобы обеспечить и дать покров людям, которые не имеют достатка и нуждаются в оказании срочной помощи.

Территория бывшей царской резиденции имела печальный вид. Здесь можно было увидеть вырубленные и запущенные рощи, иссякшие родники, озера, а также разрушенные мосты.

Проект остался без внимания, поэтому строительные работы решили приостановить. Активное возведение здания началось ближе к 1840 году. В этот период вышел и официальный указ.

Богадельню планировалось сделать для отставных солдат и офицеров, которые в силу возраста закончили несение службы. У людей, большую часть жизни проводящих на военной службе, после увольнения, как правило, не было дома, имущества и средств на пропитание.

Первыми жителями богадельни стали ветераны, принимавшие участие в Кавказской войне. На обеспечение взяли также людей, которые несли службу в Семеновском и Преображенском полках. Территория была маленькой, здесь трудилось небольшое количество рабочих, поэтому принять смогли только 20 офицеров и порядка 450 солдат.

Спустя 10 лет открыли второй корпус богадельни. Люди смогли получить бесплатное лечение, питание.

Им не нужно было платить за форму и проживание на территории благотворительной организации. Дополнительно их обеспечили пенсией.

Руководители заботились о своих подопечных. Территория облагораживалась, высаживались деревья, кустарники, цветы.

Воду в прудах очищали, на обед и ужин давали зелень, натуральные овощи. Рядом располагалось кладбище.

Сейчас здание богадельни частично разрушено. Рядом расположена станция московского метрополитена «Измайловская». В 1918 году это учреждение перестали финансировать.

Теперь престарелые и нуждающиеся люди могут устроиться в другие учреждения. До нашего времени сохранилась баня, мастерская, канцелярия, корпус для офицеров. С 2007 года здание считается музеем-заповедником. Теперь это культурное наследие столицы.

Источник: https://religiya.guru/polezno-znat/dlya-chego-nuzhna-i-chto-eto-takoe-bogadelnya.html

Богадельня — это хорошо или плохо? Что это — богадельня

богодельня или богадельня что это

Какие ассоциации возникают в вашем сознании при упоминании богадельни? Вероятно, не самые радужные. Несмотря на то что значение данного слова известно сегодня далеко не всем, память поколений любезно сохранила для нас подсознательное отношение к такому явлению.

Альтернативный вариант

Есть, впрочем, и другое объяснение этого немного странного названия. Согласно некоторым источникам, богадельня – это не совсем приют для бездомных людей, а нечто среднее между домом престарелых и современным хосписом. Несложно предположить, что в заведениях такого рода люди в основном доживали свои последние дни.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Неусыпаемый псалтырь что это

Поскольку мир на тот момент был куда более религиозным, вера в загробное существование была непоколебима. Как известно, та же христианская доктрина предусматривает всего два варианта мест, куда человек может отправиться после смерти: ад и рай.

Во втором случае предполагается, что отмучившийся старик или тяжело больной отправляется к богу – в некотором смысле такие люди приравнивались к юродивым, которые, как известно, считались безгрешными.

Отсюда и пошло со временем выражение «бога делать», которое потом стало конкретным обозначением места.

Кое-что не о благотворительных началах

Стоит отметить, что антисанитария и отсутствие минимального комфорта было свойственно таким заведениям не всегда.

Во времена Петровской и Екатерининской эпох богадельня – это не столько место, где всегда могут принять страждущих и нуждающихся, сколько способ решить довольно острую социальную проблему.

Развитие и увеличение маргинального слоя общества было на тот момент попросту недопустимым, а потому и сама власть была заинтересована в создании и поддержке заведений такого рода. Благородное начало таким образом связывалось с чистой прагматикой.

Если ранее любая богадельня – это было место, спонсируемое правлением, после Земской и городской реформ сия обязанность легла на общественное самоуправление. На первых порах это было достаточно большим шагом вперед, поскольку стали появляться новые социальные организации, а стремление предотвратить обнищание народа было чрезвычайно сильным.

Покровительство над заведениями такого рода было разделено между царской семьей, общественностью, церковью и министерствами. Пожалуй, именно период начала ХХ века в отношении богаделен и других заведений такого рода можно назвать самым благоприятным.

Обратимся вначале к слову

Если внимательно присмотреться к структуре самого слова, можно разглядеть в ней интересную особенность: один из корней его общий со словом бог. Скептики могут утверждать, что это – простое совпадение. И значение слова «богадельня» никак не связано со Всевышним, и будут в этом отношении совершенно не правы.

Как уже говорилось ранее, первоначальное значение данного понятия было совершенно иным и вовсе не имело негативной смысловой окраски. Если верить истории, богадельня – это всего-навсего приют для бездомных, стариков и инвалидов. Такие люди получали там крышу над головой, питание и необходимую помощь в целом.

Приют для бездомных людей — заведение не самое прибыльное, а поэтому чаще всего они организовывались на благотворительных началах и в основном при многочисленных церквях. Так и появился в составе слова корень «бог».

Что такое богадельня: значение слова + история становления и особенности образа жизни в благотворительном заведении

По назначению богадельня практически ничем не отличается от аналогичного государственного учреждения – сюда так же приходят престарелые люди, чтобы дожить земной век. Однако внутреннее устройство здесь совершенно другое.

Учреждение для недееспособных людей

Главное отличие божьего дома – акцент на духовной жизни согласно православной вере.Живущих в христианском приюте называют насельниками, палаты – кельями, а комнату приема пищи – трапезной.

Как правило, здания строят неподалеку от церкви или монастыря, чтобы старики могли посещать богослужения. Так как целью богадельни является воцерковление, это условие обязательно. Здесь точно так же обеспечивают круглосуточный уход, медицинское обслуживание и питание. Однако значимый акцент делается на сближение с Господом. Поэтому не следует отдавать своих престарелых родственников сюда без их согласия. Желание посвятить остаток жизни служению Всевышнему должно быть добровольным.

Значение слова «богадельня»

Почему же духовное учреждение для немощных называется именно так? В. И. Даль в своем толковом словаре трактует необычный архаизм, как приют для тяжелобольных, убогих, нищих, старых людей. Если разобрать существительное по частям, мы увидим два корня: «бог» и «дело», что значит «сделанное для Бога». Православная вера призывает творить добро, тем самым сближаясь с Господом. Отсюда и следует общепринятое значение этого слова.

«Свято-Спиридоньевская богадельня»

В этом видеосюжете рассказывается об устройстве и жизни в специальном учреждении.

О жизни в богадельне

Стать насельником может любой желающий, обратившись к сотруднику божьего дома, который организовывает прием жильцов. Трудоспособные граждане, как правило, занимаются какой-нибудь несложной физической работой, помогая лежачим, а также поддерживая порядок в приюте. Большую часть времени они проводят за молитвами или чтением православной литературы. Обязательным является посещение богослужений с прохождением Таинства Исповеди и Причастия.

Престарелые насельники, живущие в богадельне, становятся одной семьей. Здесь можно встретить ветеранов войны, бывших атеистов, ученых или просто высокообразованных людей со своими удивительными историями. Персонал божьего дома очень деликатный, относится к своим подопечным с любовью и терпением, ведь большинство стариков склонны к унынию, частым жалобам или капризам.

История становления

Первые духовные приюты для престарелых появились в ранние христианские времена. Сначала их открывали при лазаретах, однако потом они стали строиться, как часть церковного прихода или обители.

В России

На Руси божьи дома появились практически сразу после Крещения с приходом христианской веры из Византии.

До XVIII века

Первое время богадельни открывались при каждом приходе, собирая всех желающих. Из-за отсутствия специальной проверки насельниками становились не только нищие, но также люди с достатком.

Последние платили приюту, который удерживался за счет государства, из своего кармана, занимая места действительно нуждающихся. Чтобы исправить ситуацию, царь издал указ о переписи обнищавших, прокаженных, состарившихся.

После было организовано два божьих дома: мужской и женский, к ним приставлены священнослужители, а денежное содержание стало зависеть от собранных пожертвований.

Несмотря на изданный указ, в Москве и других городах России некоторые богадельни продолжали финансировать из государственной казны.

Во второй половине XVII столетия царь Федор Алексеевич постановил создать два новых приюта, которые перешли бы под контроль Знаменской обители и Архангельского епископа. Таким образом правитель практически полностью очистил улицы Москвы от нищих.

XVIII век

Петр Великий продолжил искоренение нищенства, однако сделал упор на недееспособные воинские чины. На их содержание он не выделял средств из казны, а повелевал церкви обеспечивать божьи дома за счет милостыни, собранной у прихожан. Однако денег у храмов постоянно не хватало, а потому затея царя с треском провалилась.

К концу XVIII столетия была совершена попытка реформировать богадельни. Теперь, кроме военных чинов, туда следовало помещать тяжелобольных, стариков, нищих, нетрудоспособных ссыльных, преступников и попрошаек.

Богадельня имени ГеераБогадельня Фирса СадовниковаБогадельня в Ярославле

XIX век

Реформа, о которой речь шла выше, меньше чем через полстолетия привела все божьи дома России в упадок. Чтобы улучшить состояние дел, было постановлено принимать насельниками только беспомощных нищих. Выгнав ранее собираемый сброд, приюты значительно улучшили свое состояние.

Больше всего преуспел Санкт-Петербург. К концу XIX столетия там осталось всего 80 заведений, которые подразделялись на сословные и несословные. Последние были устроены для верующих любых сословий, а первые предназначались для воинских чинов, знати, духовников, привилегированных лиц.

Современность

Сегодня богадельни России по-прежнему работают для престарелых граждан, которые не могут сами за собой ухаживать. Известным божьим домом является московский Свято-Спиридоньевский приют. Он размещен в двух четырехкомнатных квартирах и вмещает до 12 насельников.

Присмотр за жильцами осуществляют члены Свято-Димитриевского сестричества. Сестры, которым дано позволение проводить медицинские манипуляции, могут ухаживать даже за тяжелобольными лежачими стариками. Они помогают не только с повседневным уходом, а еще дают духовную поддержку, что очень важно для умирающих.

Присмотр за жильцами осуществляют члены Свято-Димитриевского сестричества

Атмосфера в богадельне не имеет схожести с больницей. За счет небольших размеров насельники чувствуют себя, как дома, будучи одной семьей. К ним регулярно приходит священник, чтобы дать возможность исповедаться и причаститься.

Еще один знаменитый божий дом находится в Екатеринбурге, при храме во имя княгини Елизаветы Федоровны. Кельи расположены на первом этаже жилого здания, где также действует домовой приход. Насельниками могут оформиться не только престарелые люди, но также молодежь, которая переживает тяжелый период своей жизни.

В отличие от столичной организации, здесь медицинские услуги не предоставляют, однако существует возможность вызвать врача из расположенной поблизости больницы. Вместе с работниками богадельни присмотр за жильцами осуществляют волонтеры, которые обеспечивают необходимый уход и духовную поддержку.

В странах Европы

Самые известные европейские божьи дома имеют древнюю историю. В Польше многие из них сохранились еще с XIV столетия:

  • Люблинский;
  • Святого Духа и Девы Марии (Варшава);
  • Радомский;
  • в Скерневицах.

Французские богадельни часто строились при госпиталях и финансировались за счет местных общин. При этом некоторые организации давали своим насельникам по 100 франков в качестве пенсии.

Улучшало заботу о престарелых и Британское Королевство. Так, к концу XIX столетия Великобритания передала приюты под ведомство дисциплинарных домов. Это стало началом реформы, вследствие которой образовалась английская система общественного содержания.

Учреждение аглийской системы общественного содержания

Сегодня богадельни существуют во всех христианских странах, выполняя одинаковую функцию – предоставляя уход и духовную поддержку бедным, немощным старикам. Последнее крайне важно, ведь престарелые люди, ставшие насельниками, хотят посвятить свои последние мирские дни Богу.

Источник: https://MoiMolitvy.ru/duhovnaya-zhizn/chto-takoe-bogadelnya-3118/

Что такое богадельня? Значение слова :

Что такое богадельня? Это благотворительное заведение, в котором содержатся нетрудоспособные лица — престарелые, инвалиды. Подобные дома есть в каждом государстве. Одно из самых старинных расположено в Люблине, основано еще в четырнадцатом столетии.

Первые приюты в России

Что такое богадельня? Это прежде всего архаизм. Сегодня это слово используется в иронической или грубой форме. Богадельни в России появились давно — с принятием христианства. Долгое время подобные заведения курировала церковь. Богадельня при монастыре была обычным явлением. Церковь покровительствовала всякому без разбора.

В приютах проживали не только немощные и престарелые. Нередко здесь обитали и относительно здоровые люди, не имеющие крова. Встречались и мошенники. Правда, со временем один из русских царей заподозрил, что в домах призрения содержатся не только нищие. Здесь жили люди, оплачивающие помещения приказчикам. Определить, кто из обитателей богадельни является настоящим нищим или немощным, а кто лишь выдает себя за такового, должны были опять же церковнослужители.

Богадельни существовали за счет частной милостыни, кроме того, цари поддерживали такие заведения за счет казны. Во второй половине XVII столетия в столице существовало около семи богаделен. Самой известной была Моисеевская, рассчитанная на сто человек. Были также богадельни Боровицкая, Покровская, Петровское, Кулиженская.

О приютах до конца XVII столетия в России правительство все же слабо заботилось. До тех пор, пока Федор Алексеевич не приказал организовать подобные заведения по европейскому образцу. Приюты были открыты в Китай-городе, на Гранатном дворе, за Никитскими воротами. Как сказано было в одном из официальных документов, «впредь по улицам лежащих и бродячих нищих не было».

При Петре I

Великий Реформатор запретил не только нищенство, но и всякую частную благотворительность. В 1712 году царь велел в каждой губернии открыть дополнительные приюты для увечных и престарелых, то есть людей, неспособных к работе. Богадельни основаны были, как всегда, на территории монастырей. Однако церковных средств оказалось недостаточно.

Стоит сказать, что и последователи Петра издавали заказы о преследовании нищенства и открытии новых домов призрения. Но людей, лишенных крова и неспособных к работе, почему-то не становилось меньше. В конце XVIII века, согласно новому закону, в богадельнях содержались не только старики и инвалиды, но и преступники, которых следовало сослать в Сибирь, в том случае, если по состоянию они не могли туда следовать.

Свято-Спиридоньевская богадельня

Заведение основано в 1999 году. Находится в Москве. Первоначально богадельня была ориентирована для тяжелобольных и занимала всего две четырехкомнатных квартиры. В 2014 году под нужды приюта выделили отдельное здание на юге столицы. Свято-Спиридоньевскую богадельню финансируют Департамент труда, социальная защита населения. Поддержка осуществляется также за счет благотворительных пожертвований.

Дом престарелых

Богадельня – заведение, существовавшее в дореволюционной России. В советское время подобные дома называли иначе – домами престарелых. В таких заведениях содержатся, конечно, не только люди, не имеющие жилья. В доме престарелых пожилой человек освобождается от необходимости готовить себе пищу, совершать уборку. Здесь находятся те, у кого нет родственников. Либо дети и внуки имеются, но не выражают желания позаботиться о своем близком.

Дома престарелых бывают как государственными, так и частными. Пожилые люди, содержащиеся в заведениях первой категории, не всегда получают должное внимание и качественное медицинское обслуживание. Здесь находятся не только старики, но и молодые люди с ограниченными возможностями, проведшие детство в специальных интернатах.

Для того чтобы получить представление об отечественных в домах престарелых, стоит прочитать книгу Рубена Гальего «Черное на белом». Согласно рассказам автора этого автобиографического произведения, подростки и молодые люди, не имеющие физической возможности обслуживать себя, находились в таких заведениях в ужасных условиях.

Европа

Во Франции уже несколько столетий приюты для инвалидов и престарелых составляют одно ведомство наряду с госпиталем. В конце XIX века здесь было более полутора тысяч подобных заведений. Некоторое время взамен пребывания в приюте престарелый бедняк мог получать пенсию в размере ста франков. Однако такую замену допускали лишь в том случае, если частные благотворители брали на себя 40% расходов. В Англии с 1834 года приюты входят в состав работных домов.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где похоронен илья муромец

Источник: https://www.syl.ru/article/367104/chto-takoe-bogadelnya-znachenie-slova

Богадельня: значение слова и история, богадельни в москве — Архангел

Современное значение слова богадельня не всегда хорошее, таким словом обозначают учреждения, где много неспособных, нетрудолюбивых и безынициативных людей. Ещё понятие характеризуется косностью, отсталостью. Есть много устойчивых выражений, например «развести богадельню» или «отправить в богадельню» и они не сулят ничего хорошего. Изначальное же значение этого слова совсем другое.

Понятие и значение слова

Значение слова на самом деле не негативное, как думают, многие.

Богадельня — это заведение на благотворительных началах, в котором содержатся нетрудоспособные лица, например, инвалиды, престарелые, немощные. Само слово буквально означает «ради Бога».

Такие заведения также называют богоугодными. Существенным признаком такого заведения является полный уход и содержание живущих в нём людей.

История богоугодных заведений

В Россию богоугодные заведения пришли из Византии, уже в уставе князя Владимира упоминается о них. Управление ими было поручено церкви. В Древней Руси при каждом храме имелись такие заведения.

Однако тогда церковь принимала всяких людей, без разбору, и часто в таких заведениях содержались ненастоящие нищие.

Из-за этого на Стоглавом соборе царь приказал выделить настоящих нищих, сделать их перепись, и устроить мужские и женские богоугодные заведения, которые будут содержаться на деньги от милостыни.

Во времена Петровской и Екатерининской эпохи богадельня была больше местом, где могли решить острую социальную проблему. Увеличение маргинальных слоёв общества тогда являлось делом недопустимым и власть сама была заинтересована в поддержке таких заведений.

После городской и Земской реформ обязанность спонсирования богоугодных заведений легла на местное самоуправление, тогда как раньше этим занималось правление. Это было большим шагом вперёд. Начали появляться новые организации, отстаивающие острые социальные проблемы, а нацеленность предотвратить нищету была довольно сильной.

Таким образом, тогда покровительство над такими заведениями было разделено между царской семьёй, церквями, министерствами и общественными организациями. Начала XX века можно назвать самым благоприятным временем для богоугодных заведений.

В 1900 году в таких заведениях в Москве содержалось около 10,5 тыс. человек, все заведения были разбросаны по городу и различались количеством обитателей. Самых крупных, в которых содержалось около 1 тыс.

человек было 8 штук, при этом было 18 средних, 63 небольших и около 120 маленьких (там содержалось меньше 20 человек).

Самыми населёнными и большими были сословные богадельни, например, в Покровской мещанской богадельни содержалось 977 человек, а в Андреевской богадельни Московского купеческого общества 951 человек.

Очень много было приходских богоугодных заведений, около 125, но, как правило, они были маленькие. Всего в них было 453 человека.

Существовали тогда и так называемые ведомственные богоугодные заведения:

  • для бывших сиделок;
  • купеческих приказчиков;
  • сестёр милосердия;
  • военных;
  • лиц духовного звания и других.

Примером одной из таких военных богаделен может служить Николаевская Измайловская военная богадельня.

Измайловская Николаевская военная богадельня

Николай 1 решил создать это заведение в 1814 году. Бывшая царская резиденция была тогда печальным зрелищем: вырубленные рощи, иссякшие воды, разрушенные мосты и запустение.

В 1837 году началось строительство заведения, а указ вышел уже в 1838 году.

Она была предназначена для содержания отставных солдат и офицеров, которые отслужили свой срок службы и при этом не владеют каким-либо имуществом и не работают.

Первыми жителями заведения были ветераны войны 1812 года, а также Кавказской войны, солдаты, служившие в Преображенском, Семёновском и других полках. Вместимость была рассчитана на 20 офицеров и 400 солдат.

Сам Николай 1 присутствовал на её освящении в 1849 году, а открытие первого корпуса состоялось в 1850 году. Было организовано безвозмездное лечение и питание военных лиц, они также не платили за проживание и форму.

Они также получали пенсии.

Руководство очень заботилось об окружении, считалось, что деревья, кустарники, цветы, чистая вода в прудах и даже свежая вкусная зелень и натуральные овощи на столе очень важны и помогают инвалидам и престарелым. При этом заведении также было кладбище, сейчас на его месте лес, а недалеко находится станция метро «Измайлоская».

К сожалению, в 1918 году, Измайловская Николаевская военная богадельня осталась без финансирования, так как был упразднён Александровский комитет о раненых и другие учреждения, финансировавшие академию.

Для обитателей этого дома появилось много новых социальных учреждений, но не все получили возможность пользоваться услугами советской власти. Сейчас сохранены главные корпуса, офицерский корпус, канцелярия, мастерские, баня, прачечная и прочие здания.

С 2007 года здание является музеем-заповедником, объектом культурного наследия города Москвы.

Богадельни сегодня

В сегодняшнее время в России есть несколько десятков действующих богаделен. Эти церковные дома престарелых отличаются друг от друга видом деятельности, типом помещениями и имеющимися ресурсами.

Так, помещение для богадельни может представлять собой обычную квартиру, а может являться специально построенным зданием.

В таких заведениях могут просто заниматься уходом за престарелыми, а могут заниматься также лечением и реабилитацией.

Свято-Спиридоньевская богадельня относится как раз к тем, которые располагаются в обычном жилом доме. В этой богадельне старикам и тяжелобольным людям обеспечивается качественный уход. Здесь постоянно дежурят сестры милосердия, а также есть врач, повара, прачки и социальный работник.

Большое значение уделяется профилактике пролежней.

При Алексеевском монастыре действует богадельня имени Цесаревича Алексия для пожилых женщин. Открыта она была в 1994 году. Для лежачих женщин организовано круглосуточное дежурство, а условия стараются создать здесь домашние, чтобы все чувствовали себя хорошо. Численность персонала вдвое превышает численность женщин.

Те из постояльцев, кто может передвигаться, ходят на богослужения в храм Всех Святых, а остальных священники из монастыря причащают в здании по воскресным дням.

По уставу, чтобы попасть в это заведение, надо являться православной психический здоровой москвичкой.

От государственного дома престарелых богадельня отличается тем, что все люди, приходящие сюда, знают, что она под рукой Господа, которая никогда не обманывает.

Также богадельни имеются:

Не только в Москве, но и в других городах все чаще открываются такие заведения.

Источник: https://arh-angel.ru/katahezis/bogadelnya-znachenie-slova-i-istoriya-bogadelni-v-moskve.html

История усадьбы Измайлово: как царское село превратили в образцовую богадельню – Wi-Fi.ru

170 лет назад, 19 марта 1850 года, на рукотворном Измайловском острове открыли Николаевскую военную богадельню. Сейчас одна часть этого необычного архитектурного комплекса, связавшего воедино события разных эпох, входит в состав музея-усадьбы «Измайлово», другая относится к Государственному историческому музею. История этого памятника милосердия, воинской славы и архитектуры — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».

Вотчина царского рода

Измайлово стало родовой вотчиной бояр Романовых при Иване Грозном. В середине XVII века, во времена Алексея Михайловича, отца Петра I, оно стало «дворцовым царским селом». Здесь начали возводить соответствующий статусу монаршей резиденции пятиглавый каменный Покровский собор и комплекс Государева двора с жилыми и хозяйственными постройками, двумя парадными воротами и проездной Мостовой башней.

Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, превратил подмосковную усадьбу в образцовое феодальное хозяйство: здесь выращивали виноград, дыни и финики, держали волчий двор, построили кирпичный и винокуренный заводы, а также первую на Руси стекольную мануфактуру. Были даже попытки разводить тутового шелкопряда. И это далеко не все — опись измайловского хозяйства, сделанная в 1683 году, уже после смерти самодержца, заняла 273 листа.

Первые уроки «навигацкой» науки юный Петр брал на дедовском ботике на измайловских прудах и водил свои потешные полки по окрестным полям. Последней венценосной покровительницей этих мест была его дочь, императрица Елизавета Петровна. Для нее, любительницы охоты, представлял интерес лишь измайловский зверинец. Постепенно Измайлово утрачивало свое значение. Вот как о его печальной судьбе писал известный бытописатель Москвы XIX века Иван Снегирев:

«Дворец в нем обветшал и был сломан, дворцовая церковь повреждена молниею, жилье придворных служителей, медоварни, пивоварни и приспешни (кухни, пекарни — прим. mos.ru) с дымницами обвалились, сады и огороды заглохли, пруды пересохли, житницы и зверинцы опустели, наконец, оно представляло вид разрушения, одни развалины, заросшие бурьяном и полынью».  

В таком прискорбном состоянии родовое гнездо Романовых в 1837 году увидел Николай I при посещении Москвы.

Это был год 25-летия со времени Отечественной войны — молодой гусар Лермонтов написал к нему стихотворение «Бородино», перед Казанским собором в Петербурге поставили памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, а в Москве начали закладку фундамента храма Христа Спасителя, посвященного победе над Наполеоном. Для ветеранов войны, оказавшихся в бедственном положении, император в тот свой приезд распорядился устроить в Измайлове богадельню.

Дом на французский манер

Николай I был не первым русским самодержцем, который задумался о помощи «престарелым и увечным воинам». Со времен Алексея Михайловича заботы о них были возложены на церковь — инвалидов войн без особой системы отправляли доживать в монастыри.

Для обителей это было тяжким бременем — они должны были выплачивать служилым определенное хлебное и денежное довольствие.

Екатерина II заменила эту обязанность на изымавшийся из доходов церкви фиксированный налог в 125 тысяч рублей, которые шли на пенсии увечным, но и эта система была далека от совершенства.

Примером государственной заботы о ветеранах войн для всей Европы в конце XVII века стал Дом инвалидов, основанный королем Франции Людовиком XIV. Первый российский аналог парижского Hôtel des Invalides появился 100 лет спустя при Екатерине II.

Инициатором строительства инвалидного дома на Каменном острове в Петербурге был наследник престола Павел Петрович.

Великий князь был патроном Военно-морского флота, поэтому богадельня на 50 человек предназначалась для престарелых и увечных военных моряков.

Долгое время богадельня была единственной государственной структурой такого рода, хотя частная инициатива проявлялась и раньше. Князь Борис Куракин еще в 1742 году открыл на собственные средства небольшой «шпиталь для призрения заслуженных воинов, не имевших средств к существованию» на Басманной улице в Москве. Бывший российский посол во Франции не скрывал, что подсмотрел идею в Париже.

Сменивший Павла I на троне Александр I также был озабочен созданием инвалидных домов.

Важной вехой стало учреждение Александровского комитета о раненых, который до конца существования Российской империи занимался вопросами помощи увечным и престарелым военнослужащим, а также семьям погибших и скончавшихся от ран.

Под опеку Александровского комитета попали и две открытые уже после воцарения Николая I военные богадельни: первая в 1830 году разместилась в Чесменском дворце под Петербургом, второй стала Измайловская.

Вторая жизнь царского родового гнезда

Строить военную богадельню в Измайлове Николай I поручил архитектору Константину Тону, которому благоволил. Основатель так называемого русско-византийского архитектурного стиля в это же время распоряжался возведением храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца.

В Измайлове Тон предложил пристроить три каменных трехэтажных корпуса с подвальными этажами на сводах к пустовавшему Покровскому собору.

После войны 1812 года он долгое время был закрыт из-за трещины в куполе и внутренних повреждений, нанесенных французскими солдатами.

Проект Тона спас собор от окончательного разрушения, хотя не обошлось и без невосполнимых утрат на северном и южном фасадах — там были разобраны два крыльца с теремчатым верхом, заложен изразцовый декор. Бывший царский храм превратился в домовую церковь.

С одной стороны, решение Тона выглядело неоднозначным, с другой — зодчий проявил себя как мастеровитый стилист. По его проекту служебные здания богадельни аккуратно встроили в прямоугольник бывшего Государева двора, передним и задним воротам вернули первоначальный облик.

Чтобы новые и старые строения воспринимались как единый ансамбль, первые украсили элементами декора, характерного для XVII столетия. Также была отреставрирована Мостовая башня и отстроена заново лежавшая в руинах церковь Иоасафа, царевича Индийского.

Сегодня этой церкви нет — она была снесена в 1930-х.

Начавшись в 1839 году, строительство богадельни растянулось более чем на 10 лет. Первый полностью готовый корпус, Южный, открыли в годовщину вступления русских войск в Париж — 19 марта 1850 года.

Его жильцами в большинстве своем стали ветераны Отечественной и Кавказской войн. Согласно сохранившейся легенде, осматривая строящиеся трехэтажные корпуса, Николай I устал, запыхался и напомнил Тону, что богадельня строится не для молодых, а для стариков и инвалидов.

Тогда было решено на каждом пролете лестницы установить скамеечки для отдыха.

Южный и Северный корпуса, на 200 мест каждый, были солдатскими. Ветераны жили в больших палатах на 25 человек на втором и третьем этажах. Первые этажи отводились под лазарет на 60 мест в Северном корпусе и столовую в Южном, подвалы — под хозяйственные нужды. Восточный корпус, соединенный с храмом переходом, предназначался для 20 офицеров. Каждый имел отдельную комнату с перегородкой. В корпусе были своя столовая, буфет и библиотека.

По мере поступления средств территория богадельни обрастала новыми объектами. В 1859 году появились отлитые из чугуна на средства купца-благотворителя Ивана Сорокина въездная арка и фонтан в форме чаши, украшенной львиными мордами.

Во главе Измайловской богадельни, как правило, стояли заслуженные генералы. Одним из первых директоров был генерал от инфантерии Афанасий Толмачев (1795–1871) — участник решающих сражений войны с Наполеоном, включая Бородинскую битву и взятие Парижа, награжденный золотой шпагой с надписью «За храбрость!», Кульмским крестом и множеством других наград Российской империи и иностранных держав.

Быт богадельни

Рассчитывать на поступление в Измайловскую богадельню мог далеко не каждый. Из нижних чинов принимались лица, не имеющие средств на пропитание и признанные неспособными к труду. Офицерам было необходимо получить одобрение Комитета о раненых и не иметь пенсии больше 150–200 рублей в год.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где родились кирилл и мефодий

Еду, проживание, обмундирование и лечение жильцы богадельни получали бесплатно.

Вот как в 1866 году Снегирев описывал организацию питания: «Пища эта состоит на каждый день для офицеров к обеду из четырех блюд: щи или борщ, или суп, холодное, жаркое и пирожное, а в воскресные и праздничные дни по рюмке водки и пирожки, — на ужин два блюда и каждый день поутру и ввечеру чай с булкою; а для нижних чинов из трех блюд: щи или борщ, или суп, в скоромные дни с полуфунтом говядины, которая под соусом подается вместо холодного, и затем каша гречневая или пшенная с маслом, а в ужин два блюда; в воскресные же и праздничные дни по рюмке водки и по пирогу с начинкою, и каждый день поутру по сбитню с хлебом».

В уставе богадельни говорилось: «Воинские чины, призреваемые в сей богадельне, имеют одну обязанность — вести себя хорошо. Они соблюдают опрятность, кротость и послушание начальству». Ветераны-солдаты по мере сил принимали участие в хозяйственной деятельности богадельни, от работы освобождались только увечные и престарелые.

В 1859 году, когда на средства московских купцов Василия Рахманова и Кузьмы Солдатенкова возвели семейный корпус, в богадельне появились не только одинокие призреваемые. Здание, спроектированное архитектором Михаилом Быковским, было рассчитано на 47 семей: четыре офицерских номера, остальные — для нижних чинов. Последние могли «заниматься всякою работаю, сообразно с их силами, а также дозволенною торговлею». Им даже выделяли небольшой земельный участок под огород, многие держали коров.

Каждой семье бесплатно предоставлялась меблированная комната, также имелся общий зал, кухни и ледники для хранения продуктов. Питание всех семей оплачивалось из средств богадельни. Позднее к ее инфраструктуре добавились приют для вдов семейных инвалидов и трехклассная школа для детей призреваемых и вольнонаемной прислуги.

К 1915 году в военной богадельне императора Николая I значились 15 офицеров и 402 солдата. После революции 1917 года Александровский комитет был упразднен, богадельня лишилась источника финансирования и прекратила свое существование.

Какое-то время на Измайловском острове размещался саперный полк Московского военного округа, а в конце 1920-х на территории бывшей богадельни разместили рабочий городок имени Баумана. Все, что можно было приспособить под жилье, отдали под коммунальные квартиры.

Корпуса, примыкавшие к Покровскому храму, перестроили в четырехэтажные.

Коммуналки существовали здесь вплоть до 1970-х. После расселения квартир их заняла реставрационная мастерская Министерства культуры РСФСР. А в 1987 году часть архитектурного комплекса превратили в музей. Еще через 30 лет, в 2007 году, Измайлово вошло в состав Московского государственного объединенного музея-заповедника.

Источник: https://2.wi-fi.ru/news/fvbv18yrqBdo-istoriya-usadby-izmaylovo-kak-tsarskoe-selo-prevratili-v-obraztsovuyu-bogadelnyu

Значение слова «Богадельня»

  • .
  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ъ
  • Ы
  • Э
  • Ю
  • Я

значением слова:

ж.

(от делать или от деля, для) заведение для призорадряхлых, увечных и неисцелимых нищих; божий дом, божий приют. Бей челомв тюрьме, да в богадельне. Богадельню построишь и то на весь мир неугодишь. За тюрьму, за суму, да за богадельню — не ручись, попадешь.Богаделенный, богадельный, к ней принадлежащий, относящийся.Богаделенник, -дельник м. -ница ж.

богадельщик, -щица божедом,божедомка, убогий, призренный в богадельне. У нас богадельщики лучшийтабак трут. Богаделенка умалит. богадельня; | богадельница. Богадельщинаж. собир. нищая братия, калеки; бездомки, жители богадельни; | дела,занятия, быт их. Богадельщину на вечерний толчок выносят. Богадельничий,-дельщинный, им свойственный, принадлежащий.

Богадельствовать,богарадствовать, принимать на свое попечение старых или сирых,призревать нищих. Богадельничать, жить по богадельням; богарадничать.

В словаре ожегова

БОГАДЕЛЬНЯ, -и, род. мн. -лен, ж. 1. Приют для стариков, инвалидов. Б. при монастыре. 2. перен. О месте, учреждении, где люди бездеятельны, не оправдывают своего назначения (разг. ирон.). Развели богадельню. || прил. богаделенный, -ая, -ое (к 1 знач.).

В словаре ефремовой

Ударение: богаде́льня ж.

    1. Приют для престарелых и инвалидов.
    2. перен. разг. Учреждение, в котором много бездеятельных, неспособных людей.
  1. перен. разг. То, что характеризуется косностью, отсталостью, бездеятельностью.

В словаре фасмера макса

богаде́льня
«дом призрения бедных», производное от цслав. бога дѣля «бога ради». Ср. др.-русск. богадѣльныи «pro Deo institutus vel curatus, основанный в религиозно-благотворительных целях»; см. Срезн. I, 125 и сл. Ср. сербохорв. богара́дити «просить милостыню», от бога ради; см. Ягич, AfslPh 30, 458 и сл.

В словаре д.н. ушакова

БОГАДЕ́ЛЬНЯ, богадельни, род. мн. богаделен, ·жен. (от ·церк.-слав., бога деля — для бога).
1. Благотворительное учреждение для призрения инвалидов (·дорев. ).
2. Бездеятельное учреждение (ирон.). Разве можно вести работу в этой богадельне!

В словаре синонимов

заведение, странноприимный дом, приют

В словаре энциклопедии

в России до 1917 приют для престарелых и инвалидов. В переносном смысле, ироническое — о каком-либо учреждении, организации, где много бездеятельных и неспособных людей.

В словаре полная акцентуированная парадигма по а. а. зализня

богаде́льня,богаде́льни,богаде́льни,богаде́лен,богаде́льне,богаде́льням,богаде́льню,богаде́льни,богаде́льней,богаде́льнею,богаде́льнями,богаде́льне,богаде́льнях

Источник: https://glosum.ru/%D0%97%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8F

Что Такое богадельня- Значение Слова богадельня

падежед. ч.мн. ч.
Им. богаде́льня богаде́льни
Р. богаде́льни богаде́лен
Д. богаде́льне богаде́льням
В. богаде́льню богаде́льни
Тв. богаде́льнейбогаде́льнею богаде́льнями
Пр. богаде́льне богаде́льнях

бо-га-де́ль-ня

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 2*a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -богадель-; суффикс: ; окончание: [Тихонов, 1996].

Произношение

  • МФА: ед. ч. [bəɡɐˈdʲelʲnʲə], мн. ч. [bəɡɐˈdʲelʲnʲɪ]

Значение

  1. истор. приют для престарелых и инвалидов (в дореволюционной России) ◆ Купец суконным товаром Кофман когда-то воздвиг в память жены своей Изабеллы богадельню рядом с кладбищенской стеной. », 1931 г.

    1. приют
    2. Ближайшее родство
      • прилагательные: богадельный
      Список всех слов с корнем «бог-/бож-» [править]
      • имена собственные: Бог, Богоматерь, Богородица, Богоявление, Богоявленье, Божена,
      • фамилии: Боголепов,
      • топонимы: Богодухов,
      • пр.  существительные: безбожие, безбожник, безбожница, безбожность,
      • прилагательные: безбожнический, безбожный, богадельный,
      • глаголы: безбожничать,
      • наречия:
      • междометия: Происходит от субстантивир. формы жен. рода прилаг. богадельный (ср. богадельная изба «богадельня»), далее от др.-рус. богадѣльныи «pro Deo institutus vel curatus, основанный в религиозно-благотворительных целях», из бога дѣля «бога ради». Ср. параллельное др.-рус. образование богарадныи/богорадныи из бога ради. Использованы данные . Также использованы данные «Словаря рус. яз. XI—XVII вв.», т. 1.

        Перевод

        учреждение, заведение, в котором работает большое количество бездеятельных, неспособных людей

        Библиография

Источник: https://slowari.ru/word/%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8F

Что такое церковная богадельня и ее значение в современном мире

К сожалению, многие пожилые люди в конце своей жизни остаются обделенными вниманием родных и близких, а некоторые просто не имеют родственников. Что делать старому человеку, если он не может жить один? Многие уходят жить в дома престарелых. Конечно же, наша Православная Церковь не могла пройти мимо проблемы одинокой старости. Для помощи престарелым людям в духе христианской любви к ближнему и создаются церковные богадельни.

Что такое богадельня?

По своей форме, богадельня мало чем отличается от обыкновенного дома престарелых. Это такое место, где могут найти приют и уход одинокие старики. Но вот отличий внутренних очень много.

Важно! Главное, чем отличается богадельня от любого другого пункта социальной помощи — это духом жизни во Христе.

Формально это выражается в том, что живут в богадельне насельники, как называют проживающих в монастыре. Комнаты принято называть келиями, а столовую — трапезной. Чаще всего богадельни располагаются недалеко от храмов, поскольку участие проживающих в богослужениях обязательно, а далеко ездить старым людям тяжело.

Церковные богадельни создаются для помощи престарелым людям

Но конечно же, главные различия не в формальных названиях, а во внутреннем устроении и организацией жизни стариков. Не стоит противопоставлять государственные учреждения и церковные — и там, и там может быть хорошо и комфортно человеку в возрасте. К сожалению, и там, и там могут попадаться не очень хорошие и добрые люди. Но в церковных приютах сама атмосфера такова, что вытесняет людей со злыми помыслами.

Главное отличие церковной богадельни от общественной или государственной организации — цель работы. Если обычный, даже самый хороший, дом престарелых ставит целью максимально комфортные условия проживания, то в богадельне упор делается на духовную жизнь, воцерковление.

Говоря о преклонных годах, часто используют фразу «пришло время думать о душе». На самом деле, верующий человек должен думать о своей душе ежедневно, вне зависимости от возраста. Но все же чем солиднее возраст, тем заботы о душе должны становиться важнее.

Вне церкви забота о стариках сводится к тому, чтобы обеспечить их всем необходимым для комфортной земной жизни. Это и жилье, и еда, и медицинский уход, и многое другое. Это, безусловно, очень важно в конце жизни, но это все земное, временное. Ничто из сегодняшней комфортной жизни человек не сможет унести с собой в Вечность, к Богу.

Поэтому очень важно, чтобы в конце своих дней у человека была возможность оставить все земные попечения и направить свой ум исключительно к Господу. Именно к этому стремятся все насельники богаделен. Поэтому и не имеет смысла «сдавать» пожилого человека в такое заведение насильно — если нет желания посвятить остаток жизни Богу, то заставить человека не удастся.

О жизни в богадельне

Человеку в возрасте, который имеет желание закончить свою жизнь в богоугодном месте, необходимо найти такую организацию в приходе своего храма или какого-либо монастыря. Как правило, в богадельне есть специальный человек, который занимается приемом новых жильцов, организацией переезда.

В богадельне старикам и тяжелобольным людям обеспечивается профессиональный уход

Конечно же, если человек находится в силах, ему будет дано какое-либо трудовое послушание. Праздная жизнь совершенно противоречит православной вере, и пока человек может — он должен трудиться на благо себя и своих ближних.

Организационно жизнь в церковном приюте похожа на жизнь большой семьи. Все насельники стараются по мере сил помогать друг другу как физически, так и духовно. Много времени уделяется молитве, чтению Священного Писания, творений святых отцов.

Важно! В каждой богадельне обязательно будет священник, который окормляет свою пожилую паству. Важнейшей частью жизни в таком заведении является участие в богослужениях, регулярная исповедь и причастие.

Читайте о важности Таинств:

  • Таинство Исповеди
  • Таинство Причастия
  • Таинство Соборования

Среди насельников церковных приютов можно найти поистине удивительных людей. Многие из них еще помнят войну, годы гонений на Церковь, многие прошли тяжелый путь от неверия к познанию Бога. Живя бок о бок с такими людьми, можно почерпнуть много полезного для своей души.

С другой стороны, жизнь пожилого человека практически всегда сопряжена с болезнями, немощами, тяготами. Поэтому даже глубоко верующие люди в конце своих дней могут впадать в уныние, у них портится характер, могут появляться необоснованные претензии и требования к окружающим.

Персонал богадельни должен с особой деликатностью работать с такими сложностями стариков. Это требует огромного терпения, выдержки и любви к ближнему. Конечно же, больше всего этих качеств у людей верующих, церковных. В обычных государственных домах престарелых очень сложно ухаживать за большим количеством стариков, не имея в душе христианских ценностей.

Для многих верующих стариков уход в богадельню — это не вынужденная мера, а духовное стремление быть ближе к Богу. Замечательно, если удастся найти хорошее заведение с настоящим духом любви Христовой. В таком месте человеческая душа исцеляется, а телесные недуги облегчаются.

История становления

Первые богоугодные заведения появились с самым началом распространения христианской веры. Как правило, они организовывались при больницах, или даже в составе больниц. Например, в Польше издавна богадельни именовались «приходскими госпиталями», и лишь к середине ХІХ века сформировались как отдельные благотворительные организации. Примечательно, что до сих пор открыты и функционируют старинные польские дома престарелых, а ведь некоторым из них уже более V столетий.

Блохинская богадельня с домовой церковью в Суздале

Россия переняла опыт организации богаделен у Византии, и в церковном уставе было прописано попечение о немощных и стариках. Царская казна щедро одаривала такие заведения помощью, что привело к тому, что в богадельнях стали жить не только настоящие нищие, но и те, кто покупал там места за деньги.

Для наведения порядка и истребления мошенничества Стоглавый собор принял решение о переписи всех страждущих и реформировании всех столичных богаделен с разделением на мужские и женские.

Самое большое количество богаделен было в Петербурге и крупных городах России. Приходы, которые опекали эти заведения, получали значительные суммы как из государственной казны, так и от частных благотворителей и меценатов.

Богадельни современного мира

Сегодня, как и в былые времена, церковные приходы продолжают ухаживать за одинокими и немощными стариками. Рассмотрим деятельность таких организаций на конкретных примерах.

Свято-Спиридоньевская богадельня

Это небольшой приют в Москве, который организован в обыкновенном жилом доме в 1999 году. Для размещения насельников имеется две квартиры по 4 комнаты каждая. Богадельня может вместить 10-12 человек, за которыми ухаживают сестры Свято-Димитриевского сестричества. Важно, что данное сестричество имеет разрешение проводить медицинские манипуляции, что позволяет выхаживать насельников с серьезными заболеваниями.

Очень большое значение сестры придают качеству ухода за больными. В богадельне нельзя работать механически и просто выполнять какие-либо действия по уходу за человеком. Необходимо помогать морально и духовно, разделять с человеком его боль и немощь. Это очень облегчает последние дни жизни пожилого человека.

Свято-Спиридоньевская богадельня

Большим плюсом этого приюта является домашняя атмосфера, отсутствие больничных стен. Для проживающих тут все, как дома. К тому же такие домашние небольшие организации в меньшей степени подвергаются проверкам контролирующих органов. Духовное окормление совершает священник сестричетва, который постоянно приезжает и совершает Таинства исповеди и причастия.

Богадельня при приходе во имя святой княгини Елизаветы Федоровны

Данная организация работает в Екатеринбурге с 2007 года, занимая первый этаж двухэтажного жилого дома. Очень удобно, что в этом же помещении функционирует домовая церковь. Возраст насельников самый разный — от молодых студентов до стариков. В этом месте может найти приют любой человек, попавший в трудную жизненную ситуацию.

Медицинской лицензией этот приют не обладает, может оказывать только лишь уход, без лечения. Но сестры наладили тесный контакт с местной поликлиникой, откуда по вызову приходят все необходимые специалисты. Кроме того, ухаживать за насельниками помогают несколько десятков волонтеров. Даже небольшая помощь или просто слова утешения для немощных стариков — это уже много.

Несмотря на то, что приют организован при храме, попасть в него может любой человек, вне зависимости от вероисповедания. Но атмосфера пребывания и общения ориентирована на христианское мировоззрение. Все насельники регулярно принимают участие в храмовых богослужениях, лежачих больных привозят прямо на кроватях.

Важно! Рассматривая каждую конкретную богадельню, можно найти множество отличий организационного и внешнего характера. Однако объединяет эти все организации единый дух христианской веры, милосердия и любви к ближнему.

Свято-Спиридоньевская богадельня

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/chto-takoe-tserkovnaya-bogadelnya.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Как православному молиться за мусульманина

Закрыть