Человек человеку бог кто сказал из философов

Древнегреческая философия для чайников

человек человеку бог кто сказал из философов

На стенах храма дельфийского Оракула было начертано семь емких высказываний, представляющих собой своеобразные уроки житейской мудрости — «Познай самого себя», «Ничего сверх меры», «Мера — важнее всего», «Всему свое время», «Главное в жизни — конец», «В толпе нет добра», «Неси ответственность только за себя». Греки считали, что эти правила оставили семь мудрецов древней истории, среди которых был Фалес Милетский, знаменитый математик и философ.

Легенда гласит о том, что однажды рыбаки с острова Кос достали со дна моря филигранно сделанный золотой треножник. Оракул повелел отдать его самому мудрому человеку Греции. Треножник отнесли Фалесу, на что тот сказал: «Я не самый мудрый» — и отослал треножник Бианту Приенскому.

Бриан переслал его Питтаку Митиленскому, Питтак — Клеобулу Линдскому, Клеобул — Периандру из Коринф, а тот — Хилону Спартанскому, Хилон — афинскому законодателю Солону, а Солон — обратно Фалесу.

Тогда основоположник арифметики отослал его снова в Дельфы с подписью: «Аполлону посвящает этот треножник Фалес, тот, кто был дважды признан мудрейшим среди эллинов».

Взгляды и занятия Фалеса зачастую вызывали недоумение у простых обывателей: «Он не может совладать с нехитрыми житейскими заботами и потому притворяется, что занят сложными небесными делами!» Чтобы доказать свою правоту, Фалес рассчитал по климатическим признакам и народным приметам, когда будет большой урожай оливок, скупил заранее все давильные аппараты для масла в округе, и, когда урожай был собран и всем понадобилось сделать оливковое масло, он сумел получить неплохой доход на перепродаже маслодавилен. «Видите, — сказал он, — разбогатеть философу легко, но неинтересно».

Эзоп

Самый главный сочинитель басен Эзоп по рождению был рабом, а потому возможность говорить то, что он в действительности думает, была ему недоступна. Именно по этой причине он и придумал пресловутый «эзопов язык», чтобы в иносказательной форме рассказывать поучительные и забавные истории. Сама жизнь Эзопа стала чередой удивительных случайностей, полных остроумия и удивительного мастерства слова.

На острове Самос жил философ Ксанф, человек простого нрава. Как-то он увидел трех рабов, предлагающихся к продаже: двое из них отличались завидной красотой и силой, а третьим был Эзоп — горбатый, с толстыми губами и короткими руками, подпирал руками свой огромный живот. Ксанф спросил: «Что умеете делать?».

Первый и второй хвастливо ответили: «Все!», а Эзоп сказал: «Ничего! Все мои друзья умеют все, значит мне ничего не осталось». Ксанф осведомляется, хочет ли Эзоп стать его рабом, на что тот отвечает: «Купи меня в советники, тогда и сможешь спрашивать, чего я хочу». «Ты всегда такой болтливый? — спросил Ксанф.

«За говорящих птиц дороже платят» — «Да ведь ты не птица, а страшилище!» — «Бочки в погребе тоже страшные, а вино в них хорошее» — парировал Эзоп, после чего Ксанф решил купить приобрести такого смышленого помощника.

Уже встречавшиеся в истории с Фалесом Дельфы стали местом гибели Эзопа. Дело в том, что местные жители отказывались заниматься земледелием или ремеслами, а содержали себя за счет тех жертв, которые совершали просители Оракула. Это паразитическое поведение возмутило Эзопа и он готовился сочинить остроумнейшую басню, в которой мог бы всецело осмеять расчетливых дельфийцев.

Испугавшись возможного резонанса, жители Дельф подкинули Эзопу в мешок золотую чашу из храма Аполлона, после чего схватили его, обвинили в краже и приговорили к смерти за совершенное преступление. Правда, совсем в духе античной трагедии, богини мщения Эринии не заставили себя ждать: вероломные дельфийцы стали жертвами страшной чумы, уничтожившей большую часть населения города.

Пифагор из Кротона

Древнегреческий мыслитель Пифагор прославился не только математическими теоремами, но и чудесами, связанными в народном сознании с его именем. Белый орел прилетал к нему прямо с неба и позволял себя гладить.

Переходя вброд небольшую речку Сирис, Пифагор приветственно сказал: «Здравствуй, Сирис!», на что река явственно прошумела: «Здравствуй, Пифагор!» Как-то раз, в одно и то же полуденное время его видели одновременно в двух местах — Кротоне и Метапонте, хотя между этими городами неделя пути.

Пифагор любил повторять: «Я не учу мудрости, я исцеляю от невежества». Однажды на берегу моря он увидел рыбаков, ловивших рыбу в тяжелую сеть, и сказал им, что им удалось поймать ровно 518 рыб.

Рыбаки подсчитали свой улов, вывалив рыбу на сухой песок, и у них получилась как раз та сумма, названная Пифагором.

Как и семь древнегреческих мудрецов, Пифагор давал емкие и жизненно важные советы, касающиеся быта и пристрастий обычных людей, однако, в особой, отличительной парадоксально-иносказательной манере. «Не разгребай огонь ножом» — означает, что вспыльчивого человека не следует дразнить словами. «Что упало, не поднимай» — не цепляйся за жизнь в минуту смерти. «Не ходи по протоптанной дороге» — не следуй мнениям толпы, а выбирай свой собственный путь.

Однако, самым знаменитым парадоксальным высказыванием Пифагора стал его запрет употреблять бобы, причины чего до сих мучают умы толкователей мистических заповедей математика: это может объясняться и тем, что бобы слишком насыщены белками, или потому, что они состоят из двух половинок, также как и человек, у которого двое конечностей или дуальное деление полушарий мозга. Именно бобы стали причиной смерти Пифагора. Любимец знати, математик был в весьма натянутых отношениях с простыми земледельцами, которые даже подняли восстание против Пифагора и его учеников. Убегая от погони, философ оказался перед бобовым полем и, выбирая между жизнью и смертью, странным образом предпочел выбрать смерть — главное, не топтать бобы.

Эмпедокл

Философ Эмпедокл был не только мыслителем, но и несомненно обладал мистическими способностями и поэтическим даром. Ученик Пифагора, Эмпедокл хотел быть пророком и творить чудеса. Когда ему была предложена царская власть, он отверг ее со словами: «Лучшее из растений — лавр, из животных — лев, из людей — мудрец, но совсем не царь».

Однако в своем стремлении сравниться с богами он мог соперничать с самым властным из царей. Философ облачал себя в пурпурный плащ, носил золотую тиару на голове и медные сандалии. Когда в городе Олимпии его колесница одержала победу на ежегодных состязаниях, Эмпедокл принес в виде традиционной благодарственной жертвы быка, сделанного из медового теста и приправленного пряностями — будучи страстным поклонником Пифагора, Эмпедокл свято чтил запрет на убийство животных.

Эмпедокл. (wikipedia.org)

Желая доказать всему миру свое избранничество и сходство с богами, Эмпедокл решил сжечь себя в жерле вулкана Этна, чтобы подобно Гераклу, войти в божественный пантеон.

Парменид

Побороть постоянно изменяющийся поток времени — одно из основных философских стремлений древнегреческой мысли. Универсальное логическое решение этой проблемы предлагает мыслитель Парменид и его ученик Зенон — история с Ахиллом и черепахой подтверждает, что бесконечности не существует. Стремительный длинноногий Ахилл хочет догнать медлительную черепаху, которая находится на 100 шагов впереди него.

И вот вопрос: когда Ахилл сможет догнать черепаху? Ответ — никогда! За то время, когда Ахилл добежит 100 шагов до черепахи, она уже успеет уйти вперед на 1/100 шага, а преодолев и эту сотую, черепаха продвинется еще на микроскопическое расстояние и так далее до бесконечности — даже если разрыв между Ахиллом и черепахой будет исчисляться в самых маленьких величинах, он все равно никогда не исчезнет.

Парменид. (wikipedia.org)

Спустя некоторое время другой древнегреческий философ Демокрит сумел доказать доводы здравого смысла в этой казалось бы неразрешимой логически ситуации.

Сначала Ахилл, повинуясь своему физическому естеству, будет делать большие шаги, потом — в угоду Зенону — все более крошечные, чтобы искусственно создать видимость шага, сопоставимого со скоростью черепахи.

В конце концов, даже самый маленький шажок сделать не удастся — и, опять же повинуясь своему естеству, Ахилл наконец-то догонит черепаху.

Демокрит прожил 100 лет, и в конце своей жизни ослеп. Причем, вероятно, он ослепил себя сам, смотря на отражение солнца в медном блюде, пытаясь сделать все возможное, чтобы ничто в мире не отвлекало его от научных занятий и философских размышлений.

Источник: https://diletant.media/articles/31329378/

Кто такой Бог — 7 самых ярких доказательств его существования

человек человеку бог кто сказал из философов

У разных народов существуют различные понятия о том, кто такой Бог. Ему наделяются разнообразные свойства и сущности. Еще в древние времена люди старались найти слова, которые помогли бы точно выразить их мысли и суждения о Боге.

5 самых точных философских концепций о Боге

Концепция №1

В переводе с русского слово “Бог” означает — одаряемый или наделяющий. То же самое толкование имеет слово “Бог” на санскрите —  bhaga. В славянских и индоевропейских языковых группах этот слово имеет и другие концепции толкования — богатство. В этой концепции представление о “Высшей Сущности” выражено состоянием блаженства и всесовершества, которое изливается на весь мир — людей и все живое.

Бог не дает материальных благ. Но он одаряет нас внутренним богатством и полнотой, когда мы становимся ближе к нему. 

Концепция №2

Согласно греческой философии слово “Бог” происходит от глагола theein, что в переводе на русский означает “бежать”. Древние греки почитали только 5 Богов, которые олицетворяли Солнце, Луну, Землю, Небо и Звезды. Люди видели, как все перечисленные материи движутся и совершают кругообороты. Некоторые греческие народы (которые в современном обществе считают варварскими) до сих пор придерживаются этой концепции.

Древние видели в природе  ее круговращении целенаправленный бег, указывающий на существование Высших сил. Ее не могли отождествлять с единым Божеством, но ассоциировали со множеством божественных сил.

Концепция №3

У германских народов происхождение слово Бог идет от глагола Gott — падать ниц. Согласно этой концепции этот глагол описывает то, что происходит с человеком, который осознал свою греховность после встречи с Богом или по мере просветления при жизни.

Единственное, что может сделать человек, осознавший свои ошибки — пасть ниц перед тем, кто дал ему осознание на жизненном пути.

Концепция №4

У еврейских народов “Высшие силы” именуют термином Yahweh . В переводе на русский оно означает —  сущий или бытующий. Согласно концепции этот глагол отражает не только существование Бога, но и его действенное присутствие. 

Философская концепция «Бог творит бесконечно долго, гораздо больше человеческой жизни, человек этого не может понять. Человеку трудно выйти за пределы сотен лет, чтобы размышлять категориями столетий и тысячелетий.»

Концепция №5

В эзотерической концепции Бог есть многомерное существо. Как тень не может понять трёхмерность, так и трёхмерный человек не может понять многомерного Бога. С точки зрения эзотерической концепции Мы и есть Бог, проявление Его божественной мысли, и сами из себя представляем мысль. Находимся по сути у Бога в голове (у себя в голове). Изучает этот Бог себя самого с помощью нас. 

Согласно эзотерической концепции Бог заставил людей забыть о том, кто они есть (что они и есть Божественная проявление), а сам развлекается таким образом (играет в жизнь), потому что Ему скучно. Он хочет смеха, Божеству нравится когда смешно. Энергия Бога это безмятежный смех, радость, счастье. Человек стремится воссоединиться с божеством посредством большой Вселенской радости. 

Жизнь произошла посредствам Большого Божественного оргазма, и если Бог создал на по подобию своему, то этот момент интересен. Чтобы понять Божественное, необходимо уметь чувствовать, тонко ощущать этот мир. Каждый человек имеет свой набор инструментов на этой планете, чтобы познать Бога. Но для каждого методы и инструменты на пути к познанию будут отличаться.

Все философские концепции представления Бога являются не совсем точными, особенно религиозные. Однако содержат общее зерно истины, например как тот факт, что смысл жизни человека — вознестись душой, трансформироваться из одного состояния в другое, перейти в другую форму бытия.

Названия Бога в Разных религиях

На самом деле для всех Бог един. Это вытекает из простой и достоверной теории, о том, что он Всемогущ и Вездесущ. Если божественных сущностей было бы несколько, то каждый из них ограничивал бы власть и пространство другого. Эта теория доказала ложность языческих суждений —  когда люди молились нескольким божествам и приносили им жертвы. Язычники поклонялись греховным божествам — бесам, которые в свою очередь оказывали на них сильное влияние. Так считает официальная религия.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто правил после сталина

Священники считают, что языческие и многобожие религии это прямой путь в ад. Потому что верующие и поклоняющиеся разным божествам контактируют с нечистыми силами. 

Общепризнанных мировых религий всего 3 —  это христианство, буддизм и ислам. Есть множество других религий, которые не будут рассмотрены, поскольку они относятся к узконаправленным.

В христианстве Бог —  Иисус Христос, в Исламе — Аллах  (или творец мира). В буддизме Бога нет: религия основана на том, что человек открывает божественную сущность внутри себя. С точки зрения христианства и ислама подобные религиозные действия являются греховными. Достаточно вспомнить простой пример из Библии: “Адам и Ева были изгнаны из рая за того, что хотели вкусить тайные знания и стать на одну ступень с Богом”.

Религии появились не потому, что у разных народностей разные Боги. Это произошло вследствие различий в традициях, климатических условий и культурного образования населения. Даже христианские каноны и нормы с течением времени претерпевают изменения. 

Есть ли Бог на самом деле — 7 теорий подтверждающие его существование

В Псалме написано,  что только глупец может отрицать отсутствие Бога в своем сердце. Однако в реальной жизни атеисты оказываются весьма умными людьми, как, например, выдающийся биолог Ричард Докинза. 

Многие люди, которые с гордостью называют себя антагонистами призывают верующих и атеистов доказать состоятельность своих суждений, истинность убеждений. 

Люди, которые веруют в Единого Отца Вседержителя, не нуждаются в доказательствах. Однако это не означает, что вера в Божественные силы иррациональна и противоречит разуму. Например, в Христианской религии существует мнение, что вера может быть достигнута с помощью логических размышлений. 

Рино Камиллери в своей книге писал: “Мнение о том, что Бог сотворил людей, чтобы играть с ними в прятки, является ошибочным. Он дает достаточно посылов и сигналов, но не дает окончательной уверенности в полученных знаниях.”

Самые яркие доказательства, того существует или нет Бог будут рассмотрены ниже:

  1. Доказательство, вытекающее из теории воинствующих атеистов. Некоторые люди настолько одержимы своей теорией, что Бог становится смыслом их существования. В результате этого он является  неотъемлемой частью их бытия, заставляя искать все новые доказательства для отрицания.
  2. Теория Вселенной и нас самих. Существует Библия и божественные книг, где рассказано о Высших силах. Но мы может и самостоятельно прийти к тому,  что они существуют. Ведь Вселенная, Космос — не могли появиться ниоткуда. Творец создал то, что мы имеем независимо от стараний и усилий. Но человек и сам может быть Творцом. Бог творец, хочет творить. И творит — людей. А люди сами творят, в этом их предназначение, которое раскрывается посредством творчества. Творение происходит посредством мыслей и эмоций и со временем материализуется.
  3. Доказательства “чудес”. Можно объяснить с точки зрения логики необычные вещи, происходящие с нами: исцеление или получение сверхспособностей. Ведь мы не может до конца изучить возможности нашего мозга. Однако, есть и такие вещи, которые нельзя объяснить с теоретической точки зрения: “Чудо Солнца” в Фатиме, образ Богоматери Гваделупской. 
  4. Личный опыт верующих. В момента существования человечества миллиарды людей убеждались, в том что Бог есть на самом деле. Некоторые могут лично описать опыт общения с ним.
  5. Доказательства от желаний. Каждый человек испытывает реальные потребности — питаться, пить, размножаться. Желание приблизиться к Богу и узнать больше о нем — также является потребностью, скрывающей под собой реальное. 
  6. Доказательства святого Ансельмы. Он представил самые яркие и необычные доказательства того. что Бог есть на самом деле, сказав, следующее: “Бог — это нечто за пределами нашего разума, то, где больше думать нельзя”.
  7. Доказательства морали. Каждый человек хотя бы раз в жизни ощущал вину за содеянное. Это ощущение недоступно другим живым существам — только человеку. Стыд, осознание неправильности совершенных действий и исправление своих ошибок —  это то,  что помогает нам приблизиться к Творцу.

Атеисты приводят ряд доводов, почему Бог не существуют. В своих обоснованиях они основываются на следующие аргументы:

  • Эмпирические. Считается,  что если Бог —  это олицетворение любви и справедливости, то он не должен допускать существования зла в этом мире. Однако в реальности все происходит не так. Также Творец  не дает четких знаков о своем существовании и его восприятие происходит только посредством одного инструмента — веры.
  • Дедуктивные. Согласно этому аргументы —  Бог это высшая сущность, которая не имеет физического тела, как человек. Поэтому ему не нужно творить и создавать что-то, так как у него нет потребностей.
  • Субъективные. Человек считал свое мнение верным только потому, что так считает и чувствует. В опровержении своим словам он просил приводить доводы. Эти же аргументы используют и верующие люди.

Все аргументы атеистов о Боге подвергаются обсуждениям и критике не только со стороны священнослужителей. но и писателей, философов.Кто создал Бога?

 Кто создал Бога?

Если коротко отвечать на вопрос, кто создал Бога, то можно сказать — никто. Его никто не сотворял. Необходимо постараться понять разницу между обусловленным бытием и абсолютным. 

Простой пример. Существование человека обусловлено бытие: браком родителей, пищей, воздухом и множеством других причин. Все что мы видим вокруг себя —  это обусловленное бытие. Все эти предметы, даже Солнце и галактика —  не вечны. Они созданы какими-либо другими причинами извне, например, движением материй. 

Божественная сущность —  абсолютное бытие. Это первопричина и перводвигатель всего происходящего. Поэтому православные в литургической молитве произносят такие слова: . «Ты из небытия в бытие нас привел еси» Бог не нуждается в каких-либо причинах для того, чтобы ему существовать. 

Все наши вопросы по поводу того: кто это такой, есть ли он на самом деле, и кто его создал  не имеют смысла. Ведь наш разум способен понять только то, что относится к обусловленному бытию и не способен осознать абсолютное.

Источник: https://bab-nina.ru/bog/

Человек — Божье творение

человек человеку бог кто сказал из философов

Священное Писание открывает нам истину не только о Боге и Его Царстве, но и о человеке. Сотворенный Богом и наделенной духом, душой и телом, он призван к общению и соединению с Творцом.

Сотворение человека

Происхождение человека описано в книге Бытие.

“И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою”
(Бытие 2:7)

Книга Бытие раскрывает еще одну важную истину о человеке — он создан по образу и подобию Бога.

“И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему”
(Бытие 1:26)

Обратите внимание на озвученные здесь истины:

  • Троичность человека. Человек «состоит» из духа, души и тела, причем каждая из этих частей важна.
  • Человек — не продукт случая. Он сотворен Богом, и у его бытия есть цель.

Структура человека

Троичность человека отражает троичность Самого Бога. Рассмотрим кратко нашу структуру.

Тело

Сотворено Богом из земного праха, из тех же элементов, которые есть в других физических телах. Посредством тела душа контактирует с материальным миром.

Библия не рассматривает тело как зло. Скорее, как неотъемлемую часть человека. В этом библейский взгляд отличается от представлений некоторых древнегреческих философов, проникших в христианство на заре его существования и породивших ряд ересей.

Следует различать, когда Библия говорит о плоти как о теле и как о греховной природе человека. Первое не наш враг, тогда как греховную природу нужно умерщвлять. Речь не о смерти физического тела, а о борьбе с внутренними страстями и похотями. Тела же верующих Писание называет храмом Духа Святого.

“Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога”
(Первое послание к Коринфянам 6:19)

Одно из обетований Бога — воскресение тела. Новые тела спасенных будут подобны телу Иисуса Христа по воскресении. Они не будут подвержены тлению, то есть болезням, старению и смерти.

“Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все”
(Послание к Филиппийцам 3:20,21)

Душа

Душа нематериальна и выражает себя через тело. Она включает в себя чувства, волю и разум человека. Соответственно, основными ее потребностями являются приобретение знаний и переживание эмоций.

Дух

Это высшая нематериальная часть человека. Дух заключает в себе способность к познанию Бога, что является его основной потребностью. Он проявляет себя тремя способами: через совесть, жажду Бога и страх Божий.

По замыслу Бога, приоритет потребностей у человека должен выстраиваться в таком порядке: духовные, душевные, телесные. Духовные потребности стоят выше остальных, так как без их удовлетворения человек не достигнет гармонии. Дух должен руководить душой, а она — телом. Нарушение этого порядка приводит к извращению человеческой природы.

Дух и душа представляют собой саму личность человека. Они обладают бессмертием и могут существовать после смерти физического тела.

Цель существования человека

Поиск смысла жизни — один из главных вопросов человечества во все времена. Священное Писание снимает завесу с этой тайны: человек существует с определенной целью по отношению к Богу, к самому себе и к остальному творению. Но чтобы понять эти цели, важно уяснить, что отнюдь не мы являемся центром мироздания. Центр всего — Христос. Все сотворено для Него, включая и человека.

“Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано”
(Послание к Колоссянам 1:16)

Человек призван к славе Божьей. Он сотворен жить в единении с Богом, познавать и прославлять Его. Вот как цель жизни выразил ап. Павел:

“От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас”
(Деяния св. Апостолов 17:26,27)

Стремление к Богу заложено в каждом из нас. Если мы теряем эту цель, то не испытываем полного удовлетворения от жизни. Внутри мы чувствуем, что рождены для большего, и это чувство не заглушить удовольствиями, потому что мы созданы для блаженства в Боге.

С этим связана вторая цель человека — преображение в образ Христа, соответствие Ему. Человек призван хранить свое подобие Богу, поступать достойно Его, расти духовно. Это требует от нас веры и деятельного стремления в сотрудничестве с Божьей благодатью.

“И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная”
(Послание Римлянам 12:2)

И еще:

“О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим”
(Книга пророка Михея 6:8)

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что содержится в гранате

Библия говорит, что Бог ввел человека в мир, чтобы он владычествовать над творением, возделывал и хранил его. По отношению к творению человек предназначен быть заботливым хозяином.

“и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле”
(Бытие 1:26)

Итог

Откровение Священного Писания проливает свет на происхождение, природу и цель существования человека. Созданный Богом по Его образу и подобию, наделенный духом, душой и телом, он призван любить и прославлять Творца, поступать достойно Его и заботиться обо всем творении, являя для него славу Божью.

Источник: http://yahristianin.com/chelovek-bozhe-tvorenie/

Человек человеку — волк, брат, ангел или бревно? (Светлана Коппел-Ковтун)

Философы говорят, что мы живём во времени, для которого уже нет времени, т.е. когда история закончилась. В таком случае у нас весьма удобное положение на стреле времени — мы можем охватить взглядом некое культурно-историческое целое. Достаточно сформулировать ключевой вопрос, а затем в его фокусе оглядеть уже пройденный путь, чтобы понять важное для нас сегодня.

Антропологический кризис — одно из ключевых определений времени,  то есть его центральная проблема — кризис человека. И межчеловеческие отношения здесь, пожалуй, играют решающую роль.

«Люби ближнего как самого себя» — это человеческий идеал и вторая часть единой заповеди о любви к Богу. Всякий, кто стремится быть человеком и действовать по-человечески, намеревается приблизиться к этому евангельскому образцу.

Почему же  человек сегодня может сотворить любую гнусность, не переставая мыслить себя хорошим? Качество человеческого материала таково, что ради того, чтобы выглядеть в своих (и чужих) глазах смиренными и праведными (правильными), многие с готовностью убьют Христа, не переставая при этом мнить себя христианами.

Как известно, отношение к другому — это результат отношения к себе, ибо человек становится тем, чем стремится стать. Следовательно причина антропологического кризиса — неправильный выбор себя, своих целей и ориентиров. Как  заметил  в своё время учёный-физик Сергей Капица, «софт» человечества не соответствует его «железу».

Но большинство людей вообще ничего не выбирает, а просто принимает навязанные извне модели мышления и поведения. Отсюда несложно сделать вывод о рукотворности данного кризиса. Мы сами его себе выбрали и осуществляем.

Равновесие мира

Мир никогда не был вполне хорош, разве только до грехопадения прародителей Адама и Евы. Однако вряд ли он был когда-либо настолько безумен, как сегодня.

Богу Богово, а кесарю  кесарево — таков закон бытия Церкви в мире. Как и заповедь о любви к Богу, этот закон двухсоставен. То есть, Богу Богово надо отдавать не в меньшей степени, чем кесарю кесарево.

Бог призвал своих последователей быть Его присутствием в мире, Христос жаждет служить нашими телами и душами делу созидания Церкви. Быть Христовым можно не иначе, как являя Христа ближним.

Вера — это осуществление ожидаемого Царства Небесного, созидание его, потому,  если мы не заняты делом такого осуществления, то мы не отдаём Богу Богово, и равновесие мира нарушается.

Ницше был прав, Бог умер[1] — и не только у них, на Западе, но и в наших умах и сердцах, судя по фактам,  Царя Небесного как бы нет, в нас господствует хаос всевозможных -измов, причём искалеченных, облачённых в бестолковые постмодерновые обёртки.

Ясно, что Бога убил не Ницше, он только оповестил нас о случившемся, да и времени с тех пор прошло немало: неужели нынешний антропологический кризис — это всё тот же процесс? А как же религиозный ренессанс в России, случившийся после развала СССР? Он вписывается в эту колею или стоит особняком? Россия действительно стала православной страной или только прикидывается? Правильный ответ на последний вопрос можно узнать, лишь всмотревшись в ту Россию, которую мы строим: какой Россия стремится стать, такой она и есть. И вот какой ответ подсмотрел у жизни писатель Андрей Битов[2]: «Мы, протестующие и сопротивляющиеся американскому давлению и их образу жизни, оказались в итоге одной из самых американизированных стран в мире. Выйдите на улицу — посмотрите на вывески, рекламу. Посмотрите, какое кино смотрит народ, какими гаджетами пользуется, насколько распространены западные бренды О каком патриотизме может идти речь? Это чувство не насадишь путём пропаганды. Оно рождается изнутри!».

Ещё Блок видел две России: Россию-Америку и Россию православную и, если верить Битову, мы целенаправленно строим то, с чем якобы воюем. Какой-то постмодерн в головах, иначе не скажешь. А ведь Россия-не-Америка нужна не только России, но и всему миру — для равновесия.

Человек человеку кто?

С некоторых пор человек — это, прежде всего, концепция человека, а их существует множество. Самое печальное, большинство из них утратили созидательные интенции и вообще отказываются от формообразующих функций, несмотря на то, что человек — не данность, а заданность. Чтобы становиться человеком, надо его постоянно воспроизводить в себе, надо снова и снова выбирать в себе человека. Без этого распад человека логичен и закономерен.

Один из ключевых формообразующих моментов есть  выбор себя по отношению к другому: кем я есть по отношению к ближнему, кто мне ближний? Равновесие мира зависит от этого выбора, который делает каждый из нас лично и в составе какой-то общности. Этот выбор определяет состояние мира и программирует личные, внутренние устремления каждого.

Источник: https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/chelovek-cheloveku-volk-brat-angel-ili-brevno

«Бог умер»: что хотел сказать Ницше? — Моноклер

Прошло больше ста лет с тех пор, как Фридрих Ницше заявил, что «Бог умер» (или «Gott ist tot» на немецком), и тем самым обеспечил головную боль всем студентам философии, продолжающуюся и по сей день. Эта фраза стала самым известным высказыванием Ницше – ее знают даже те, кто не знаком с его книгой «Веселая наука», где она как раз содержится. Но насколько хорошо мы понимаем смысл этих слов? Или, важнее, что они значат для нас?

Ницше был атеистом всю свою взрослую жизнь, и поэтому буквальный смысл фразы исключается, а речь, скорее, идет об идее Бога. После эпохи Просвещения мысль о том, что наша Вселенная управляется законами физики, а не божественным провидением, стала реальностью.

Философия показала, что легитимность власти оправдывается не божественным помазанием, а согласием граждан; все моральные теории теперь могли существовать также без отсылки к творцу. Это было знаменательное событие. Европа больше не нуждалась в Боге как источнике морали, человеческих ценностей или законов Вселенной; философия и наука заняли его место.

Массовая секуляризация западной мысли помогла осознать Ницше, что Бог не просто умер, но что именно люди убили его своей научной революцией, своим стремлением познать мир.

Однако смерть Бога не воспринималась Ницше как однозначно положительное явление. Без Бога основная система убеждений Западной Европы находилась в опасности, в книге «Сумерки идолов» философ писал:

«Отрекаясь от христианской веры, выдергиваешь этим у себя из-под ног право на христианскую мораль. Последняя отнюдь не понятна сама по себе Христианство есть система, сообразованное и цельное воззрение на вещи. Если из него выломаешь главное понятие, веру в Бога, то разрушаешь этим также и целое».

Однако для некоторых людей, по мнению Ницше, такой поворот событий станет хорошим знаком: « услышав новость о том, что «старый Бог мертв», мы, философы и «свободные души», встречаем новый рассвет». Светлое будущее уже проглядывалось впереди. Когда старая система смыслов изжила себя, появилась возможность создать новую. Однако Ницше полагал, что устранение этой системы вызовет у многих людей отчаяние и безнадежность.

Ведь возникает вопрос: в чем смысл жизни, если Бога нет? Даже если Бог и был, весь западный мир теперь знал, что он не помещал нас в центр вселенной. Перед нами открылся настоящий мир. Вселенная не была создана исключительно для человеческого существования. Ницше опасался, что такое понимание мира приведет к массовому пессимизму, «воле к ничто», что противоречило жизнеутверждающей философии, которую он продвигал.

Свой страх перед нигилизмом и реакцию человечества на него Ницше описал в своей книге «Воля к власти»:

«То, о чём я повествую, это история ближайших двух столетий. Я описываю то, что надвигается, что теперь уже не может прийти в ином виде: появление нигилизма Вся наша европейская культура уже с давних пор движется в какой-то пытке напряжения, растущей из столетия в столетие, и как бы направляется к катастрофе».

Ницше не удивился бы событиям, произошедшим в Европе уже после его смерти.

Коммунизм, нацизм, национализм и другие идеологии, распространявшиеся после Первой мировой войны, стремились обеспечить человека смыслом и ценностями в качестве рабочего или арийца, или вдохновляли на какие-либо другие подвиги аналогично тому, как христианство даровало смысл детям Божьим в виде жизни на Земле. Хотя Ницше, возможно, отверг бы все эти идеологии, он, несомненно, признал бы потребность человечества в том значении, которое они давали.

Предвидевши возможный исход событий, философ предложил нам выход – создание наших собственных индивидуальных ценностей. Создание смысла жизни теми, кто эту жизнь проживает. Архетипом индивидуума, способным на это, является «сверхчеловек» (Übermensch).

Однако Ницше представлял его в виде непостижимого идеала, которого большинство не смогли бы достичь.

Сверхчеловек, который, как ему казалось, уже должен был существовать на Земле, создавал бы смысл жизни, опираясь на свою волю, и осознавал бы, что в конечном итоге люди сами несут ответственность за свой выбор. В книге «Так говорил Заратустра» философ пишет:

«Для игры созидания нужно, мои братья, священное «да» для жизни: своей воли хочет теперь дух».

Смелый сверхчеловек не будет опираться на догму или общественное мнение относительно собственных ценностей.

Предполагая сложности в создании сверхчеловека, Ницше предложил альтернативный ответ нигилизму – тот, который вероятно выберут люди: «Последний человек».

«Самая презренная вещь», которая живет спокойной жизнью, не думая о своей индивидуальности или личностном росте: «Мы обнаружили счастье», — говорят последние люди и моргают».

К разочарованию Заратустры, рупора Ницше, людей, которым он проповедует, интересует образ жизни последнего человека. Ницше считал его наиболее вероятным решением относительно нашей способности справиться со смертью Бога.

Однако тут можно задать вопрос: если мы знаем, что Бог умер уже так давно, то почему мы все не стали атеистами? Ницше говорит:

«Бог мертв: но такова природа людей, что ещё тысячелетиями, возможно, будут существовать пещеры, в которых показывают его тень».

Возможно, мы только сейчас видим проявление высказывания философа.

Атеизм становится все более популярным почти во всех европейских странах, и его новообретенный рост в Соединенных Штатах свидетельствует о новом культурном сдвиге.

Но, в отличие от того времени, когда атеизм навязывался коммунистическими группами, сейчас нет необходимости в мировоззрении, поддерживающем отсутствие Бога. Его просто нет.

И, действительно, британский философ Бертран Рассел рассматривал большевизм практически как религию; она придавала смысл и диктовала ценности людям. Но этот источник смысла без веры прекратил свое существование.

Как известно многим атеистам, отсутствие Бога без дополнительной философской структуры, придающей смысл, может стать причиной экзистенциального кризиса.

Рискуем ли мы стать обществом, борющимся с нашей собственной бессмысленностью? Находимся ли мы на грани нигилизма? Действительно ли сейчас мы более уязвимы перед идеологиями и аферистами, которые обещают сделать то, что Бог делал для нас и для общества? В то время как американцы все более пессимистично относятся к будущему, атеистов из них меньше, чем религиозных людей. Кажется, в долгосрочной перспективе Ницше ошибся в нашей способности справиться с идеей о том, что Бог мертв.

Возможно, нам удалось справиться со смертью Бога лучше, чем полагал Ницше; не все мы являемся последними людьми, и человечество не оказалось в ситуации, когда всякая мораль считается относительной и бессмысленной. Кажется, нам удалось создать мир, в котором у людей снижается потребность в Боге без последствий в виде коллективного отчаяния или хаоса.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такие татьяна юрьевна и фома фомич

Стремимся ли мы, будучи самостоятельными людьми, к созданию собственных ценностей? Создаем ли смысл жизни сами без помощи Бога, догмы или общественного выбора? Возможно, некоторые из нас – да, и, если мы понимаем смысл фразы Ницше «Бог умер», у нас больше шансов творить самим. Отчаяние из-за его гибели может уступить место новому смыслу в нашей жизни, ведь, как говорил Жан-Поль Сартр:

«Жизнь начинается по ту сторону отчаяния».

Оригинал: «God is dead»: what Nietzsche really meant / Big Think

Источник: https://monocler.ru/bog-umer-chto-hotel-skazat-nitsshe/

10 философских понятий, которые должны быть знакомы каждому

Платон был первым, кто отделил «мир вещей» от «мира идей». Идея (эйдос) по Платону — это исток вещи, ее прообраз, лежащий в основе конкретного предмета.

Присутствующая в нашем сознании, к примеру, «идея стола» может либо совпасть с конкретным столом в действительности, либо не совпасть, но «идея стола» и «конкретный стол» по прежнему продолжат существовать в сознании раздельно.

Яркой иллюстрацией разделения мира на идейный мир и мир предметный является знаменитый платоновский миф о пещере, в которой люди видят не предметы и других людей, а только их тени на стене пещеры. Пещера для Платона является аллегорией нашего мира, где люди живут, полагая, что тени на стенах пещер — единственный способ познания реальности.

Однако на деле тени — всего лишь иллюзия, но иллюзия, из-за которой человек не в состоянии отказаться из-за своей неспособности поставить критический вопрос о существовании реальности и перебороть свое «ложное сознание». Развивая платоновские идеи, философы более позднего времени дошли до концепции трансцендентного и «вещи-в-себе».

2. Интроспекция

Интроспекция (от лат. introspecto — смотрю внутрь) — способ самопознания, в ходе которого человек наблюдает за своей внутренней реакцией на события внешнего мира. Интроспекция — это фундаментальная потребность человека, позволяющая ему тщательно изучать самого себя, объяснять себе, почему он верит в то, во что верит, и есть ли возможность того, что его вера ошибочна.

Основоположником метода считается британский педагог и философ Джон Локк, который, опираясь на идеи Рене Декарта, указал, что существует лишь два прямых источника всех знаний: объекты внешнего мира и разум человека.

В связи с этим все значимые психологические факты сознания открыты для изучения только самому субъекту познания — вполне может быть, что «синий цвет» для одного человека — совсем не то же самое, что «синий цвет» для другого.

Метод интроспекции помогает отслеживать стадии мышления, расчленяя чувства на элементы и предоставляя полную картину взаимосвязи мыслей и действий.

Интроспекция учит мыслить абстрактнее и шире, к примеру воспринимать «большое красное яблоко», как «ощущение красного, сменяющееся впечатлением круглого, одновременно с которым возникает легкое щекотание в языке, по-видимому, след вкусового ощущения».

Но не стоит слишком углубляться в интроспекцию — чрезмерная сосредоточенность на отслеживании собственных впечатлений притупляет восприятие реальности.

3. Солипсизм

Источник: https://cameralabs.org/8624-10-filosofskikh-ponyatij-kotorye-dolzhny-byt-znakomy-kazhdomu

Кто такой Эпиктет? Раб ставший одним из величайших философов-стоиков

Это одна из нашей серии статей о важнейших философах-стоиках: Марке Аврелии, Сенеке и Эпиктете. Здесь вы найдете краткую информацию об Эпиктете, рекомендуемые произведения философа, три полезных практики, а также подборку цитат Эпиктета. Вы также можете прочитать наше введение в Стоицизм, если вы еще не знакомы с данной философией.

Вступление

Что делает стоицизм увлекательным для изучения, так это то, что трое из самых известных философов-стоиков кардинально различались по своему положению в обществе.

Марк Аврелий — император Римской империи, игравший одну из самых могущественных ролей в Древнем Мире.

Сенека — советник императора Нерона, известный драматург и один из богатейших патрициев Римской империи.

Эпиктет — полная их противоположность, рожденный рабом.

В этом и состоит мощь стоицизма — он предлагает вечные принципы, которые помогают нам как в хорошем, так и в плохом состоянии, независимо от нашего положения в жизни и роли в обществе.

Эпиктет родился около 2000 лет назад в Хиераполисе (современный Памуккале в Турции) рабом в богатой семье. Епафродит, его рабовладелец, дал ему разрешение заниматься гуманитарными науками, и именно так Эпиктет открыл для себя философию — через стоика Мусония Руфуса, который стал его учителем и наставником.

Вскоре после смерти императора Нерона Эпиктет получил свободу и начал преподавать философию в Риме. Это продолжалось почти 25 лет — до тех пор, пока император Домициан в один прекрасный день не решил изгнать всех философов из Рима.

Эпиктет бежал в Никополис в Грецию, где основал философскую школу в которой и преподавал до самой смерти.

Эпиктет оказал значительное влияние на дальнейшее развитие и популяризацию стоицизма. Марк Аврелий в своих «Размышлениях» благодарит учителя Юния Рустика за то, что тот познакомил его с Эпиктетом. Возможно Рустик на самом деле посещал лекции Эпиктета и передавал свои записи Марку. Однако наиболее вероятным является то, что Марк Аврелий прочитал широко распространенные заметки ученика Эпиктета Аррии.

Избранные Цитаты Эпиктета

Джеймс Стокдейл, 7 лет проведший в плену во Вьетнаме, благодарит Эпиктета за то, что тот помог переносить пытки, которым Джеймс подвергался. Закованный в кандалы, Стокдейл наверняка вспоминал, что Эпиктет был хромым калекой. И несмотря на это, Эпиктет говорил:

«Болезнь — это помеха для тела, но не для вашей способности выбирать(если это конечно не ваш выбор). Хромота — помеха для ноги, но не для вашей способности выбирать. Скажите это себе относительно всего, что происходит, и вы увидите что эти кажущиеся препятствия являются помехой для чего-то другого, но не для вас».

Эпиктет занимает видное место в известном романе писателя Тома Вулфа «Человек в полном объеме».

Альберт Эллис, психолог, основавший когнитивно-поведенческую терапию, также черпал вдохновение в трудах Эпиктета.

Удивительно что это влияние произошло благодаря чистой удаче. Эпиктет на самом деле никогда ничего не записывал. Лишь из записей его ученика Арриана мы имеем письменный отчет об уроках философа. И если все, от Императоров до героев войны, были благодарны за то, что нашли руководство, утешение и силу в уроках Эпиктета, то и каждому из нас они могут помочь. Но только если мы готовы к этому.

Известные работы и рекомендуемая литература

Начать изучение Эпиктета лучше всего с Энчиридиона, который переводится как «небольшое руководство или справочник». Это идеальное введение в философию Эпиктета, содержащее короткие максимы и принципы стоиков.

В отличие от Сенеки и Марка Аврелия, Эпиктет несколько сложнее для чтения, и мы рекомендуем начинать с этих двух, если вы еще не читали их. Следующим шагом будут «Беседы» Эпиктета, которые намного длиннее и требуют вдумчивого изучения.

В качестве вспомогательной литературы рекомендуем прочитать краткую автобиографию «Смелость под огнем» Джеймса Стокдейла, а также «Человек в полном объеме» Тома Вулфа.

3 Практики от Эпиктета

1. Помни, что находится под твоим контролем

Энчиридион начинается с одного из самых важных принципов стоической философии. Важность различения вещей, которые находятся под нашим контролем, и того, что нам неподвластно.

Это напоминание не сердиться и не расстраиваться из-за вещей, на которые мы не можем повлиять, таких как другие люди и внешние события, и фокусироваться только на себе и своем собственном поведении.

И это слегка упрощает жизнь, не так ли? Весьма отрезвляющее напоминание о том, что многое из происходящего нам не подвластно — это учит отпускать и принимать вещи такими, какие они есть. И в то же время, это отличное напоминание о том, что наши действия и выбор полностью находятся под нашим собственным контролем. Как сказал Эпиктет,

«Некоторые вещи находятся под нашим контролем, а другие нет. Вещи подвластные нам — это наше мнение, стремления, желания, отвращения — одним словом, все наши собственные действия. Вещи, которые не находятся под нашим контролем — это тело, собственность, репутация, власть, одним словом, все, что не является нашими собственными действиями».

2. Установи стандарт

Действия великих людей говорят лучше и красноречивее всяких слов. Вспомните кого-то кем вы восхищаетесь, сколько уроков вам удалось извлечь из их поступков и примеров поведения, которые они подали. Так же и мы сами должны сосредоточиться на том, как мы на самом деле живем и какой выбор мы делаем. Именно здесь наше время и энергия будут потрачены наилучшим образом. Как выразился Эпиктет,

«Никогда не называйте себя философом и не говорите много среди неопытных о принципах, но действуйте в соответствии с ними. Во время застолья не говорите, как люди должны есть, но сами ешьте так, как должно».

3. Прокачивай свой характер

Эпиктет прекрасно понимал великую силу привычки и то, насколько люди инертны в своих поступках. Вот почему он наставлял своих учеников устанавливать чёткие принципы и стандарты, которым те должны были следовать, и не отклоняться от этих правил по мере возможности. Да это непросто. Но шаг за шагом, каждый день напоминая себе, в каком направлении мы желаем идти, мы сможем приблизиться к тому характеру, который хотим иметь. Как говорил Эпиктет,

«Немедленно назначьте себе характер и форму поведения, которые вы можете поддерживать как в наедине с собой, так и в шумной компании».

Избранные цитаты Эпиктета

«Ничто великое не создается внезапно, даже гроздям винограда или плодам инжира нужно время. Если вы скажете мне, что вы хотите инжира, я отвечу вам, что должно пройти время. Пусть он сначала расцветет, потом принесет плоды, а затем созреет».

«Пусть смерть, изгнание и все другие вещи, которые кажутся ужасными, будут ежедневно перед вашими глазами, но смерть — в первую очередь; и вы никогда не будете увлекаться отвратительными мыслями и не будете слишком охотно желать чего-либо».

«Не требуй, чтобы события происходили так, как ты хочешь; но желай, чтобы они случились так, как они случаются, и твоя жизнь будет спокойной».

«Болезнь является препятствием для тела, но не для воли. Хромота — препятствие для ноги, но не для воли; и скажи это себе относительно всего, что происходит. Тогда тебе станет понятно что всё это будет препятствием для чего-то другого, но не для тебя самого».

«Я не могу избежать смерти; но разве я не могу избежать страха смерти? Должен ли я умереть, дрожа и стеная?

«Делай лучшее из того, что в твоих силах, и принимай все остальное так, как оно происходит».

Кто такой Сенека? Знакомство с самым противоречивым философом-стоиком

Кто такой Марк Аврелий? Знакомство с Римским Императором

Источник: http://advance.tips/epictetus-from-slave-to-philosopher/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Втирать очки что значит

Закрыть