Что такое белая эмиграция

«Help yourself, русский!»: белая эмиграция в США 1920-х

что такое белая эмиграция

Все начиналось как будто бы неплохо. Полный новых американцев лайнер «Беренгария» приветствовала Статуя Свободы, Нью-Йорк сверкал яркими огнями, шумным и бешеным по темпу движением людей и транспорта, а растущая экономика, казалась, готова принять огромное количество эмигрантов.

Журналист Зиновий Арбатов, бежавший из России с белыми, после нескольких лет эмигрантских скитаний решил попытать счастья в США, где право на стремление к счастью задекларировано при основании самого государства. В 1923 г. он с семьей покинул Германию, добрался до Лондона и сел на трансатлантический рейс.

Так как с недавних пор американцы ограничили въезд к ним иностранцев, пришлось потратить полтора года на хлопоты по получению паспортов и виз. Но американские мытарства только начинались. За заманчивой витриной американского благополучия скрывалась каторжная жизнь русских беженцев.

«Без неба»

Читая книгу Арбатова о его попытке осесть в Америке, легко можно понять, почему в 1920-е гг. в этой стране поселилось не так много русских эмигрантов. Большая часть беженцев из России «первой волны», которые в конечном итоге стали американцами (по предположениям историка Е. В. Волкова, это около 100 тыс. человек) из Европы в США уехали уже в конце 1930-х и в 1940-е годы из-за Второй мировой войны. В основном это были бывшие военнослужащие, интеллигенты, мещане.

Книга Арбатова о США. (архив автора)

Америка не ко всем была столь дружелюбна как к В. В. Набокову, С. Рахманинову, И. Сикорскому или В. Зворыкину. Особенно в 1920-е, когда охрана труда в США и трудовая этика были еще таковы, что иностранцу нужно было согнуться в бараний рог, чтобы просто оставаться на плаву.

Отношение местного населения к новоприбывшим за американской мечтой исходило из принципа: в Америке «зеленые» должны помучиться, как и все. Если «зеленый» не имеет выдающихся и хорошо продающихся идей, патентов или капитала, то ему придется туго — «help yourself!» В США можно высоко подняться, но гораздо проще низко пасть.

С основной массой русских так и происходило.

На лайнере «Беренгария» прибыл в США Арбатов. (tourlib.net)

«Все мы, русские интеллигенты, сидя в Европе, думаем, что мы здесь нужны», — говорил Арбатову русский знакомый, — а на самом деле приезжающие в поисках интеллектуальной работы «после более или менее продолжительной бесплодной беготни начинают мечтать о том чтобы попасть на бисквитную фабрику, () где работа является как бы постоянной». Этот человек работал в ресторане в ночную смену, открывал банки с сардинами и выкладывал их на тарелки. За это платили 20 $ в неделю — едва хватало на жизнь в съемной комнате и пропитание. Вот итог трехлетней эмигрантской карьеры в Америке. А ведь прежде он занимал «видный административный пост в Добровольческой армии».

Статуя Свободы в 1930-е. (ebay.com)

Такими предстали русские американцы Арбатову — за несколько лет единицы из них «вырвались на дорогу интеллигентного труда», абсолютное большинство работало за центы на фабриках и в мастерских, на поденой работе на стройках и в ресторанах, а в лучшем случае занимались мелкой торговлей.

Даже те русские, что прибыли туда еще в начале ХХ в., были в том же положении — «от России оторвались, а к Америке не приросли». Жестокая борьба за кусок хлеба не оставляла времени на нормальное освоение английского языка или получение актуального в США образования.

«Америка не оправдывает тех мытарств», которые терпят стремящиеся в нее люди, — заключил Арбатов.

Как жили русские в Америке? Как у Некрасова, «до смерти работают и до полусмерти пьют!» Зарплата в 15−20 долларов в неделю — не худшая доля для эмигранта тех лет. Вот еще один русский, встреченный Арбатовым: бывший известный присяжный поверенный. В 64 года стал «судомойкой» за 18 долларов в неделю. Сначала предлагали 16, два доллара прибавили, потому что при устройстве подумали, что перед ними — бывший премьер-министр А. Ф.

Керенский (фамилия у присяжного поверенного была похожая). Обнаружив это недоразумение, прибавку начальство оставило.

Юрист сокрушался: «Американцы не замечают нас, русских, и не могут заметить, видя в каждом русском если не дезертира, то уголовного преступника, банкрота или вообще плохого гражданина, бежавшего из своего отечества () по прежнему осталось мнение, что из России к ним в страну приезжали и продолжают приезжать «отбросы».

Нью-Йорк в 1920-е. (ebaumsworld.com)

А вот что говорит русский гладильщик, бывший инженер путей сообщения: «Здесь каждый за себя и мы здесь прошли каторжный путь труда, лишений и оскорблений (). Слова help yourself являются здесь железным законом () Здесь кругом груды золота, а вы можете умирать с голоду, как это и было со мной в первые месяца приезда в Нью-Йорк». Арбатов видел русских рабочих, помощников лакеев, судомоек и полотеров, а нередко и «успевших совершенно обосячиться».

Нью-Йорк, 1920-е. (allthatsinteresting.com)

Бывшие инженеры таскали доски и мешки, юристы пришивали пуговицы к штанам на фабрике и почитали это за удачу. Единицы устроившихся хорошо помогать соотечественникам не спешили: во-первых, они тоже в свое время намучились, а во-вторых — help yourself! Поэтому эмиграция в США вместо «подлинной свободы» ощущала уныние. А «в Америке унывать нельзя» — в Америке надо бежать за долларом и при этом желательно smile.

Долларовая лихорадка: «здесь нет места любви, кроме любви к доллару»

Так говорил хорошо знавший Америку Федор Иванович Шаляпин. Что певец прав, Арбатов понял сразу же по прибытию, как только высадился с корабля в Нью-Йорке. «Акулы» бизнеса набрасывались на людей всюду, где только можно — носильщики на пристани, таксисты и сотрудники дешевого отеля. Стоило поговорить в номере пару минут по телефону, тут же стучался коридорный мальчик, чтобы подать счет на семь центов за этот разговор. К этому пришлось быстро привыкнуть.

У европейцев, — пишет Арбатов, — «нет такой ненасытной жадности к деньгам, какою пропитаны американцы. Вы редко встретите американца, довольного своего работой, ибо его больше интересует не работа, а та сумма долларов, которую он за свою работу получает». Через несколько лет пребывания в Америке и русские, встречая соотечественников, едва уже могли сойти с привычной в этой стране темы — «деньги, доллары, бизнес, доллары, доллары» А дела душевные никого не волнуют.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как попросить прощения у сестры

Фабрика одежды, Нью-Йорк, 1930-е. (americanhistory.si.edu)

Пришлось приспособиться к этому и Арбатову. В Европе эмигрантам тоже приходилось несладко, но оказалось — все относительно. За несколько месяцев Арбатов проработал на разных местах, устраиваясь всегда с чьей-то помощью, но всегда ненадолго и за оплату, недостаточную для содержания семьи.

Сначала он попробовал себя в литографии: за 20 долларов в неделю нужно было возить шрифты, чистить линотипные машины, убирать помещение, плавить цинк и выполнять мелкие поручения наборщиков — так по 10 часов в день. Обычно это делали мальчишки лет по 15−16. Проработал Арбатов всего 6 часов — наборщикам было неудобно посылать взрослого интеллигентного человека за папиросами.

К тому же, они боялись, что иностранец обучится их ремеслу, а затем, не вступая в профсоюз, пойдет на работу за плату меньше общепринятой. Пришлось хозяину Арбатова уволить.

Линотип тех времен. (prepressure.com)

Потом была ночная работа на фабрике металлических пульверизаторов. После испытательного срока с небольшой оплатой в 15 долларов в неделю Арбатов вновь остался без работы.

Выяснилось, что разнорабочих тут меняли каждый месяц, увольняя к концу испытательного срока — так владелец экономил на зарплатах. Затем были уроки русского языка, работа на стройке и неудачная попытка торговать русскими книгами.

Но за несколько месяцев Арбатов, хотя он уже сносно изъяснялся на английском, так и не смог подыскать себе приличную «джоб».

Если что-то и предлагали, то это самые низкие позиции с сомнительными перспективами и платой, недостаточной даже для холостого человека. Штаты накладывали ограничения на иностранцев: в Массачусетсе им нельзя быть адвокатами, в Мичигане и Вашингтоне педагогами и парикмахерами, в Луизиане печатниками, в Орегоне нельзя продавать книги на иностранных языках, нигде нельзя работать на правительство и т. д.

Обман наемных работников, труд на износ и жестокая конкуренция даже за плохие вакансии, презрение к «зеленым» — в США 1920-х это было обычным делом. Богатство одних соседствовало с неприкрытой нищетой других. Наслушавшись «грустных и горестных признаний» от русских, Арбатов решил оставить Америку.

«Я повернул обратно в старую, обедневшую и войной разоренную Европу, где воздух, люди и небо мне, европейцу, — ближе, понятнее и роднее».

Источник: https://diletant.media/articles/45268579/

Что стало с русскими из первой волны эмиграции

что такое белая эмиграция

Первая волна русских эмигрантов, покинувших Россию после Октябрьской революции, имеет наиболее трагичную судьбу. Сейчас живет уже четвертое поколение их потомков, которое в значительной степени утратило связи со своей исторической родиной.

Неизвестный материк

Русская эмиграция первой послереволюционной войны, называемая еще белой, — явление эпохальное, не имеющее аналогов в истории не только по своим масштабам, но и по вкладу в мировую культуру. Литература, музыка, балет, живопись, как и многие достижения науки XX века, немыслимы без русских эмигрантов первой волны.

Это был последний эмиграционный исход, когда за рубежом оказались не просто подданные Российской империи, а носители русской идентичности без последующих «советских» примесей. Впоследствии ими был создан и обжит материк, которого нет ни на одной карте мира, — имя ему «Русское зарубежье».

Основное направление белой эмиграции — это страны Западной Европы с центрами в Праге, Берлине, Париже, Софии, Белграде. Значительная часть осела в китайском Харбине — здесь к 1924 году начитывалось до 100 тыс. русских эмигрантов. Как писал архиепископ Нафанаил (Львов), «Харбин был исключительным явлением в то время. Построенный русскими на китайской территории, он оставался типичным русским провинциальным городом в течение ещё 25 лет после революции».

По подсчетам американского Красного Креста, на 1 ноября 1920 года общее количество эмигрантов из России составляло 1 млн 194 тыс. человек. Лига Наций приводит данные по состоянию на август 1921 года — 1,4 млн беженцев. Историк Владимир Кабузан число эмигрировавших из России в период с 1918-го по 1924 годы оценивает минимум в 5 млн человек.

Кратковременная разлука

Эмигранты первой волны не рассчитывали провести в изгнании всю свою жизнь. Они ожидали, что вот-вот советский режим рухнет и они вновь смогут увидеть родину. Подобными настроениями и объясняется их противодействие ассимиляции и намерение ограничить свою жизнь рамками эмигрантской колонии.

Публицист и эмигрант первой воны Сергей Рафальский по этому поводу писал: «Как-то стерлась в зарубежной памяти и та блестящая эпоха, когда эмиграция еще пахла пылью, порохом и кровью донских степей, а ее элита по любому звонку в полночь могла представить на смену «узурпаторам» и полный комплект Совета министров, и необходимый кворум Законодательных палат, и Генеральный штаб, и корпус жандармов, и Сыскное отделение, и Торговую палату, и Священный Синод, и Правительствующий Сенат, не говоря уже о профессуре и представителях искусств, в особенности литературы».

В первой волне эмиграции помимо большого количества культурных элит российского дореволюционного общества была значительная доля военных. По данным Лиги Наций, около четверти всех послереволюционных эмигрантов принадлежали к белым армиям, покинувшим Россию в разное время с разных фронтов.

Европа

На 1926 год в Европе, по данным Службы по делам беженцев Лиги Наций, официально были зарегистрированы 958,5 тысячи русских беженцев. Из них порядка 200 тыс. приняла Франция, около 300 тыс. — Турецкая Республика. В Югославии, Латвии, Чехословакии, Болгарии и Греции приблизительно проживали по 30-40 тыс. эмигрантов.

Первые годы роль перевалочной базы русской эмиграции играл Константинополь, однако со временем его функции перешли другим центрам — Парижу, Берлину, Белграду и Софии. Так, по некоторым данным, в 1921 году русское население Берлина достигало 200 тыс. человек — именно оно в первую очередь пострадало от экономического кризиса, и к 1925 году там остались не более 30 тыс. человек.

На главные роли центров русской эмиграции постепенно выдвигаются Прага и Париж, в частности, последний справедливо считают культурной столицей эмиграции первой волны. Особое место среди парижских эмигрантов играло Донское войсковое объединение, председателем которого был один из лидеров белого движения Венедикт Романов. После прихода в 1933 году к власти в Германии национал-социалистов и особенно во время Второй мировой войны резко увеличился отток русских эмигрантов из Европы в США.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой витамин в груше

Китай

Накануне революции численность российской диаспоры в Маньчжурии достигала 200 тыс. человек, после начала эмиграции она увеличилась еще на 80 тысяч. На протяжении всего периода Гражданской войны на Дальнем Востоке (1918-1922 годы) в связи с мобилизацией началось активное перемещение русского населения Маньчжурии.

После поражения белого движения эмиграция в Северный Китай резко усилилась. К 1923 году количество русских здесь оценивалось приблизительно в 400 тыс. человек. Из этого числа около 100 тыс. получили советские паспорта, многие из них решили репатриироваться в РСФСР. Свою роль здесь сыграла амнистия, объявленная рядовым участникам белогвардейских соединений.

Период 1920-х годов был отмечен активной реэмиграцией русских из Китая в другие страны. Особенно это затронуло молодежь, направлявшуюся на обучение в университеты США, Южной Америки, Европы и Австралии.

Лица без гражданства

15 декабря 1921 года в РСФСР был принят декрет, согласно которому многие категории бывших подданных Российской империи лишались прав на российское гражданство, в том числе пробывшие за границей беспрерывно свыше 5 лет и не получившие своевременно от советских представительств заграничных паспортов или соответствующих удостоверений.

Так многие российские эмигранты оказались лицами без гражданства. Но их права продолжали защищать прежние российские посольства и консульства по мере признания соответствующими государствами РСФСР, а затем СССР.

Целый ряд вопросов, касающихся российских эмигрантов, можно было решить только на международном уровне. С этой целью Лига Наций приняла решение ввести должность верховного комиссара по делам русских беженцев. Им стал знаменитый норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен.

В 1922 году появились специальные «нансеновские» паспорта, которые выдавались русским эмигрантам.

Вплоть до конца XX века в разных странах оставались эмигранты и их дети, жившие с «нансеновскими» паспортами.

Так, старейшина русской общины в Тунисе Анастасия Александровна Ширинская-Манштейн получила новый российский паспорт только в 1997 году.

«Я ждала русского гражданства. Советское не хотела. Потом ждала, когда паспорт будет с двуглавым орлом — посольство предлагало с гербом интернационала, я дождалась с орлом. Такая я упрямая старуха», — признавалась Анастасия Александровна.

Судьбы эмиграции

Многие деятели отечественной культуры и науки встретили пролетарскую революцию в расцвете сил. За границей оказались сотни ученых, литераторов, философов, музыкантов, художников, которые могли составить цвет советской нации, но в силу обстоятельств раскрыли свой талант только в эмиграции.

Но подавляющая часть эмигрантов вынуждена была устраиваться шоферами, официантами, мойщиками посуды, подсобными рабочими, музыкантами в маленьких ресторанчиках, тем не менее продолжая считать себя носителями великой русской культуры.

Пути русской эмиграции были различны. Некоторые изначально не прияли советскую власть, другие насильно были высланы за рубеж. Идеологический конфликт, по сути, расколол русскую эмиграцию. Особенно остро это проявилось в годы Второй мировой войны. Часть русской диаспоры считала, что ради борьбы с фашизмом стоило пойти на союз с коммунистами, другая — отказывалась поддерживать оба тоталитарных режима.

Но были и те, кто готов был воевать против ненавидимых Советов на стороне фашистов.

Белоэмигранты Ниццы обратились к представителям СССР с петицией: «Мы глубоко скорбели, что в момент вероломного нападения Германии на нашу Родину были физически лишены возможности находиться в рядах доблестной Красной Армии. Но мы помогали нашей Родине работой в подполье».

А во Франции, по подсчетам самих эмигрантов, каждый десятый представитель Движения Сопротивления был русскими.

Растворяясь в чужой среде

Первая волна русской эмиграции, пережив пик в первые 10 лет после революции, в 1930-х годах пошла на убыль, а к 1940-м и вовсе сошла на нет. Многие потомки эмигрантов первой волны уже давно забыли о своей прародине, но заложенные когда-то традиции сохранения русской культуры во многом живы и по сей день.

Потомок знатной фамилии граф Андрей Мусин-Пушкин с грустью констатировал: «Эмиграция была обречена на исчезновение или ассимиляцию. Старики умерли, молодые постепенно растворились в местной среде, превращаясь во французов, американцев, немцев, итальянцев Иногда кажется, от прошлого остались лишь красивые, звучные фамилии и титулы: графы, князья, Нарышкины, Шереметьевы, Романовы, Мусины-Пушкины».

Так, в транзитных пунктах первой волны русской эмиграции уже никого не осталось в живых. Последней была Анастасия Ширинская-Манштейн, которая в 2009 году скончалась в тунисской Бизерте.

Сложной была и ситуация с русским языком, который на рубеже XX и XXI веков в русском зарубежье оказался в неоднозначном положении. Живущая в Финляндии профессор русской литературы Наталья Башмакова — потомок эмигрантов, бежавших из Петербурга в 1918 году, — отмечает, что в некоторых семьях русский язык живет даже в четвертом поколении, в других — умер много десятилетий назад.

«Проблема языков для меня лично горестна, — говорит ученый, — так как эмоционально чувствую лучше русский, но не всегда уверена в употреблении каких-то выражений, шведский сидит во мне глубоко, но, конечно, я сейчас его подзабыла. Эмоционально он мне ближе финского».

В австралийской Аделаиде сегодня живет немало потомков эмигрантов первой волны, которые покинули Россию из-за большевиков. Они до сих пор носят русские фамилии и даже русские имена, но родным языком для них уже является английский. Их родина — Австралия, эмигрантами себя они не считают и мало интересуются Россией.

Больше всего тех, кто имеет русские корни, в настоящее время проживает в Германии — около 3,7 млн человек, в США — 3 млн, во Франции — 500 тыс., в Аргентине — 300 тыс., в Австралии — 67 тыс. Здесь перемешались несколько волн эмиграции из России. Но, как показали опросы, потомки первой волны эмигрантов в наименьшей степени ощущают связь с родиной своих предков.

Источник: https://weekend.rambler.ru/read/41482473-chto-stalo-s-russkimi-iz-pervoy-volny-emigratsii/

Что такое эмиграция и каковы ее причины :

что такое белая эмиграция

Массовые или частичные переселения народов постоянно имели место в мировой истории с разницей лишь в том, что в древние века они могли быть обусловлены нападениями на местных жителей и их притеснениями. Переселения в более поздние времена носили мирный характер. В современном лексиконе уже успел прочно утвердиться термин «эмиграция». Рассмотрим подробнее в этой статье, что такое эмиграция и каковы ее причины.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое зуб мудрости

Определение понятия

Многие слышали или сталкивались с общим понятием «миграция», которое обозначает перемещение лиц через рубежи тех или иных территорий (стран, республик) с целью изменить место жительства навсегда либо на некоторое время. От данного понятия отходят два более узких – иммиграция и эмиграция.

В первом случае речь идет о въезде людей из одного государства в другое на постоянное или временное проживание. А что такое эмиграция? Это наоборот – выезд из страны людей по разнообразным причинам. Он может носить как массовый характер, так и касаться отдельных лиц.

Существует еще такое понятие, как реэмиграция, что означает возвращение мигранта назад на родину.

Немного подробностей

Самый основной признак эмиграции, в отличие от депортации или выселения из государства — это добровольное решение одного человека или целой семьи о переселении. Что такое эмиграция простым языком? Это выезд в чужую страну с целью временного или постоянного там проживания.

В отличие от миграции местного характера (внутри одного региона или конкретной территории) эмиграция подразумевает пересечение государственной границы. Она также отличается от деловой поездки или туристического путешествия тем, что речь идет уже о смене постоянного места жительства.

При этом необязательно менять гражданство или подданство, многие страны разрешают своим гражданам иметь два и более паспорта.

Причины

Каковы же основные причины эмиграции? Одной из самых значимых является война в стране проживания, толкающая людей покидать родные дома и бежать в неизвестном направлении. Также уезжают из родной земли по причине бедности, голода, разрухи, этнических и религиозных конфликтов, политических репрессий. Кроме того, экологические и природные катастрофы глобального масштаба подталкивают целые семьи выезжать в поисках спасения за рубежом.

В увеличении количества эмигрантов нельзя принижать роль дискриминации, будь то по национальному признаку, социальному или религиозному.

Также сложности в получении образования, достойной профессии, реализации творческих способностей побуждают молодых людей выбирать для жительства другие страны.

Что такое эмиграция для молодежи? Это новые возможности для самореализации и развития своей семьи. Еще одним фактором для переезда может служить желание лица заключить брак с гражданином другой страны.

Белая эмиграция

Белая или первая русская эмиграция появилась в результате Гражданской войны советской власти. В начале 1919-го года она стала массовой, и позднее исследователи разделили ее на три главные стадии.

Первая стадия связана с процессом эвакуации вооруженных сил под командованием Деникина из города Новороссийска в 1920 году. Вторая – с эвакуацией русской армии (руководил барон Врангель) из Крыма, и третья – с поражением войск адмирала Колчака и переселением армии из Приморья в течение 1920-1921 гг.

По оценкам одних историков, в 20-е годы прошлого столетия из России уехало жить в другие страны около двух миллионов человек. В то же время имеются иные сведения, которые указывают на число в почти пять миллионов.

Сюда включаются жители прибалтийских и польских губерний, которые пожелали иметь другое гражданство, а также покинувшие страну дворяне, военные, интеллигенты, казаки, священники и государственные служащие со своими семьями.

Эмиграция из СССР

Считается, что российская эмиграция второй волны приходится на времена Советского Союза. Так, число мигрантов за рубеж значительно увеличилось в период 1941-1960 годов.

Сюда входят военные, которые во время Второй мировой войны не вернулись обратно в Союз, а также беженцы, уехавшие из государства вместе с немецкими войсками. Пересекли границу и люди, бежавшие из советских зон оккупации Австрии и Германии.

Большинство эмигрантов тех лет составили поляки, украинцы, немцы, евреи, прибалты, белорусы и русские.

Третья волна эмиграции приходится на 60-80-е годы 20-го века – период десталинизации и вплоть до начала перестройки. Среди уехавших числятся армяне, немцы, евреи, а также в незначительное количество украинцев и русских.

Эмиграция из Российской Федерации

После перестройки и начиная с 1994-го года значительно усилилась эмиграция граждан РФ в связи со свободой перемещения и беспроблемной выдачей загранпаспортов. Причинами уезда из страны стали низкий уровень жизни, невозможность прокормить семью, получить высшее образование и пр. Весь процесс получения документов упростился, и многие люди массово поехали в поисках счастья в страны Западной и Восточной Европы, Израиль, Соединенные Штаты.

Отдельным строем стоит эмиграция в Австралию. Для граждан РФ эта страна является очень удаленной и в то же время манящей своей неизведанностью. Вообще русские начали поселяться в Австралии еще в конце 19-го столетия.

Постепенно число русскоговорящих жителей там росло, и в современные годы количество русских достигло 60 тысяч. Согласно статистическим данным, каждый год около 170 граждан России уезжает в Австралию на постоянное проживание. Основные города, которые привлекают россиян, — это Сидней и Мельбурн.

Примечательно, что среди русскоговорящих преобладают женщины (более 60 процентов).

Источник: https://www.syl.ru/article/367671/chto-takoe-emigratsiya-i-kakovyi-ee-prichinyi

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Какой талисман у близнецов

Закрыть