Что такое благодатный огонь

Благодатный огонь — правда или ложь, откуда берется Благодатный Огонь на самом деле?

что такое благодатный огонь

Принято считать, что в существование религиозных чудес верят только люди, придерживающиеся соответствующих верований. При этом феномен такого чуда, как Благодатный Огонь, не может объяснить ни один скептик, какие бы аргументы он не испробовал.

Что такое Благодатный Огонь?

Удивительное явление не раз изучалось научными и религиозными деятелями, которые не смогли найти хотя бы доказательство природного происхождения феномена под названием «снисхождение Благодатного Огня». В него входит:

  1. Церемония подготовки к появлению пламени. Существует особый ритуал, без которого главное событие Великой субботы не состоится и празднование будет испорчено.
  2. Проверка Патриарха и его вхождение в храм Гроба Господня. С этого момента начинается международная трансляция церемонии телеканалами.
  3. Появление Благодатного Огня и его передача другим священнослужителям.
  4. Начало первых празднований в честь Пасхи.

Как появляется Благодатный Огонь?

Отдельного внимания заслуживает сам процесс возникновения языков пламени. Примерно в 10 часов утра к Иерусалимской Православной церкви начинает двигаться крестный ход, возглавляемый Патриархом и высшими чинами духовенства. После того, как они подойдут вплотную к Кувуклии (часовне Гроба Господня), события начинают развиваться следующим образом:

  1. Чтобы у верующих не возникло сомнения в том, откуда берется Благодатный Огонь, Патриарх разоблачается и остается в одном белом подризнике, под которым нельзя ничего пронести.
  2. Его досматривают представители полиции Турции и Израиля по традиции, существующей с 14 века.
  3. К входу в Кувуклию приближается Патриарх вместе с аналогичными чинами из Армянской, Коптской и Сирийской апостольских церквей. Благодатный Огонь они увидят первыми после Патриарха.
  4. Двери часовни закрываются, и верующие остаются ждать чуда за дверьми.

Как сходит Благодатный Огонь?

После того, как Патриарх и священники остаются за первыми дверьми Кувуклии, они предстают перед комнатой с Гробом Христа. В нее Иерусалимский митрополит зайдет один, но в нескольких шагах от него будет стоять представитель Армянской церкви. Схождение Благодатного Огня происходит в несколько этапов:

  1. Патриарх приступает к молитвам, восхваляющим Иисуса Христа.
  2. Обращение к Богу может занять как несколько часов, так и несколько минут.
  3. На каменной плите вспыхивают огоньки, стекающие, словно капли.
  4. Патриарх подхватывает их ватным шариком и поджигает пучок свечей.

Почему Благодатный Огонь не обжигает?

Сноп свечей, которые держит в руках Патриарх, состоит из 33 штук (по числу лет, проведенных на Земле, Иисусом). Единственный, кто лично видел секрет Благодатного Огня, выносит из Кувуклии связку и передает ее Армянскому митрополиту.

Он показывает ее верующим, а они зажигают от нее свои свечи. Ослабшего после усердной молитвы Патриарха, едва он появится в дверях, поднимают на руки и несут к выходу с песнопениями.

Между тем, впервые посетившие Иерусалим, с удивлением отмечают особенные свойства пламени:

  1. Зная откуда берется Благодатный Огонь на самом деле, опытные туристы безбоязненно умываются им, прикладывают свечи к лицу и подносят к нему пальцы.
  2. Цвет огня варьируется от светло-голубого до синего, чего нельзя увидеть больше нигде в мире.
  3. Через 5-10 минут после схождения пламя на всех снопах приобретает обычные свойства и нагревается.

Как принести Благодатный Огонь домой?

Не меньшим значением для верующего обладает не только возможность лицезреть Огонь, но и желание унести его частицу с собой. Благодатный Огонь дома можно разместить перед иконостасом или зажечь от него лампадки и расставить их по комнатам в преддверии Пасхи. Чтобы осуществить замысел, потребуется:

  • небольшая свеча, которой в храмах разрешают прикасаться к пламени от Гроба Господня;
  • небольшой светильник с крышкой, предохраняющей от потухания лампаду;
  • вазелиновое масло, которое используют для поддерживания горения.

Большинство духовных наставников не рекомендуют превращаться в идолопоклонников и превращать огонь в своеобразный культ. Верующие должны относиться к нему соответствующе: найти пламя они могут в приходах, в которые его привозят самолетом из Иерусалима. Считается, что Благодатный Огонь – это то, что позволяет:

  • православным, не сумевшие прийти в храм, лично увидеть чудо;
  • напомнить о светлом празднике Пасхи, который он знаменует;
  • обрести духовные силы на пост в Великую субботу.

Благодатный Огонь — правда или ложь?

Если церковные служащие считают грешным само сомнение в священной природе феномена, то журналисты и ученые не стесняются в самых смелых предположениях о том, что сошествие Благодатного Огня имеет вполне земное происхождение. У сторонников разных версий лидируют такие варианты, как:

  1. Сокрытие огня от досматривающих Патриарха. Поскольку в день Великой субботы у него нет возможности пронести с собой пламя, то можно решить, что Огонь проносят и прячут у Гроба заранее.
  2. Химическая реакция, вызванная особым составом плиты на могиле Христа. Эфиры органических кислот могут дать холодный огонь, но цвет его будет не голубым, а зеленым.
  3. Самовозгорание. Некоторые природные вещества при определенной температуре окружающей среды и влажности могут вспыхнуть. Таким свойством обладают: белый фосфор, борная кислота, жасминовое масло.

Благодатный огонь — научное объяснение

В 2008 году у скептиков появился шанс узнать природу Благодатного Огня. В Кувуклию перед Великой субботой был допущен российский физик Андрей Волков, который получил одобрение православной церкви на установку аппаратуры с чувствительными датчиками. До него никто не знал ответа на скользкий вопрос, как ученые объясняют схождение Благодатного Огня, исследования Андрея Волкова дали неоднозначные результаты:

  1. За несколько секунд до появления пламени у Гроба Господня физик зафиксировал необычный длинноволновой электрически импульс, возникший спонтанно.
  2. Во время возгорания ваты, разложенной на крышке надгробия, колебания импульсов многократно увеличились.
  3. Замеры мощности показали, что вспышку огня можно сравнить с работой маломощного сварочного аппарата.
  4. Научная диагностика трещины на колонне у входа в Кувуклию доказала, что подобные повреждения могли возникнуть исключительно под действием электричества.

Благодатный огонь — интересные факты

Мистический характер природы Огня в истории неоднократно был связан с любопытными событиями. Стоило нарушить хотя бы одну традицию его появления, как ход церемонии менялся на глазах всех свидетелей. Чудо схождения Благодатного Огня претерпевало резкие вмешательства дважды:

  1. В 1101 году Латинский Патриарх из Шоке решил взять бразды правления величайшим христианским чудом в собственные руки. Желание разгадать его тайну настолько завладело еретиком, что он пытал монахов и получил от них все подробности процедуры добычи Огня. Пламя так и не появилось спустя сутки тщетных попыток.
  2. В 1578 году священник из Армении решил что тайна Благодатного Огня раскрыта будет им и добился от духовенства разрешения войти первым в Кувуклию. Православные священники не стали протестовать и остались у дверей. Колонна перед входом в Гроб Господень треснула и языки пламени стали исходить из нее.

Источник: https://womanadvice.ru/blagodatnyy-ogon-pravda-ili-lozh-otkuda-beretsya-blagodatnyy-ogon-na-samom-dele

Благодатный Огонь

что такое благодатный огонь

Благодатный огонь (в греческой и армянской традициях — Свято́й Свет, греч. Ἅγιο Φῶς, арм. Սուրբ Լոյս) — это огонь, выносимый из Гроба Господня на особом богослужении, совершаемом ежегодно в Великую субботу, накануне празднования Пасхи по юлианскому календарю, в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Вынос пасхального огня символизирует выход из Гроба «Света Истинного», то есть воскресшего Иисуса Христа.

В настоящее время церемонию проводят священнослужители Иерусалимской православной церкви, Иерусалимского патриархата Армянской апостольской церкви, а также Коптской и Сирийской церквей.

Значение благодатного огня

Я обращаю ваше внимание на значение Благодатного Огня, а именно, его значение означает Святой Свет. С этого момента поясню подробней. Святой — тот, что освещён светом, в Христианской Традиции на иконах Святых Нимб, Символ Света. Словосочетание «Святой Свет» говорит об особом Свете, усиленном некой благодатью.

В V—VII веках в Иерусалимской церкви, согласно армянскому переводу иерусалимского Лекционария, пасхальное бдение (то есть вечерня и литургия Великой субботы) начиналось с древнего обряда возжжения вечернего света. Однако, начиная с IX века, источники сообщают уже не просто о благословении вечернего светильника, но и о схождении Благодатного огня, как о чуде.

Об этом свидетельствуют латинский паломник Бернард Монах (867), митрополит Кесарии Каппадокийской Арефа (начало X века), клирик Никита (947), папа Урбан II (XI век), игумен Даниил Паломник (начало XII века), арабский историк Аль-Масуди (X век), Рауль Глабер (1048) «История», Фульхерий Шартрский (1101) «Иерусалимская история: Деяния франков» и другие.

Характерной особенностью средневековых описаний является то, что возжигаются лампады, висящие над Гробом (или стоящие на Гробе), но, в самом Гробе в этот момент никого нет, патриарх и народ находятся снаружи, иногда даже вне храма. Более позднее сообщение о том, что «зажигаются паникадила над гробом Божиим невидимо», принадлежит иеродиакону Троице-Сергиевой лавры Зосиме (1420).

Поскольку над кувуклией изначально крыши не было, то и выполнена она была в виде отдельной постройки.

Огонь, что даёт блага

История, дошедшая до наших дней, что редкость, обычно Исток уничтожают, гласит об обряде возжжения вечернего света. Вот мы и приблизились к Истине. Действительно, Благодатный Огонь — это тот, что даёт блага. Чтобы Огонь дал блага, его нужно заклинать особым способом.

Подождите, а при чём тут Иисус и страсти Христовы? А при том, что все религии взяли знания от Веры, но, по крошечке и в выгодном для них варианте.

Самое раннее, из дошедших до нас описаний, оставил, по-видимому, латинский паломник Бернард Монах. В 867 году, будучи очевидцем, он записал в своём «Итинерарии»:

«В Великую Субботу, накануне Пасхи, на утреннем церковном служении, во храме Гроба Господня, по пропетии: «Кирие, элейсон» (Господи, помилуй!) — Ангел нисходит и возжигает лампады, висящие над Гробом Господним. Патриарх передаёт этот Огонь епископу, и, наконец, всему народу, дабы всякий мог засветить этот Огонь в своём доме. Нынешнего Патриарха зовут Феодосием (863—879); он призван на это место за своё благочестие».

«Itinerarium Bernardi, monachi franci»

Митрополит Кесарии Каппадокийской Арефа пишет в начале X века, в послании к эмиру Дамасскому:

«Эмир Иерусалима стоит около Святого Гроба при запечатанном им же самим входе, а христиане стоят вне храма Святого Воскресения и восклицают, Господи помилуй. Тогда внезапно является молния и кандила возжигаются; от этого света берут все обитатели Иерусалима и зажигают огонь.

Накануне Пасхи, весною, после тишины в природе, а она затихает повсюду, но, те места, что покрывает снег, особо чувствительны, конечно. Так вот наступает новый период в природе и люди возжигают Благодатный Огонь, дабы блага пришли и согрели их жизнь».

Обращаю внимание на первое письмо.

Никто не прячется от людей, дабы принести Благодатный Огонь. Что же происходит? А ведётся обряд — обрящивание определённой Силы, с точки зрения религии, благодатной. Где епископ зачитывает слова, обрящивающие Силу в Огне, и затем идёт возжигание лампады.

Кто этот Ангел, что нисходит к Огню? Конечно, Ангел невидим, и он управлял рукой епископа.

Во втором письме прихожане, они же стадо страждущих (их так именуют в религии), уже не видят эти самые молнии, что возжигают Благодатный Огонь. Тайна, покрытая мраком

Обряды с Благодатным Огнём

Но вернёмся к Благодатному Огню. Очевидным является то, что обряд существовал до возникновения религии Иудейской. И, конечно, его происхождение не Земля обетованная, та, что обет своему Богу дала, на определённые деяния. Да, дала обет, никто этого и не скрывает.

Обетованная Земля — это не Святая Земля, а та, что живёт под обетом к своему Богу. Какой обет? Тема отдельной статьи.

Мы же продолжаем разговор о Благодатном Огне. Обряды с Огнём совершаются из века в век, и Огонь играет главенствующую роль во многих обрядах и ритуалах.

Имеет ли благодать отношение к какой-то религии? Однозначно нет. Блага и религия — вещи несовместимые.

Блага даёт Вера. Веданье Ра, того самого Света, что и является Небесным Огнём. Возжигая Огонь от Солнца, мы получаем Благодатный Огонь, но, нужно соблюсти ещё ряд условий. Важным является цикл схода Света в Огонь, при котором начитывается заклинание.

Безусловно, Благодатный Огонь также возжигался в обрядах, для дарения благодати людям. Не всегда от Солнца, но, воззвание к Солнцу было обязательным, соединяя Земной Огонь с Небесным, совершалось таинство обрящивания Силы.

Жаль, что игра религий сменила суть Благодатного Огня. Кстати, Огонь Благодатный горяч, он не может не обжигать — он Огонь. Настоящий, природный Огонь обжигает! А какой огонь может не жечь? Тот, что создан химическим путём, и об этом знают многие.

Но, я не о религиях и их действиях, мне важнее донести до вас, что такое Благодатный Огонь. Хотя, вернёмся к сегодняшнему Благодатному Огню. Приведу выдержку из книги:

«В тот год, когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с Гроба Господня в великую субботу, есть огонь неблагодатный, а зажигаемый, как зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова или зажигается серною спичкою.

Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии, во время получения огня, и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды, будут даны им 5000 пунгов (2500000 пиастров), а в случае лжи, пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге.

Наместники петроаравийский Мисаил, и назаретский митрополит Даниил, и филадельфийский епископ Дионисий (нынешний Вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня.

После этого признания, решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела, и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн.

Ибрагим-паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал. Но, с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня. Рассказавши всё это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба.

Мы, — продолжал он, уведомили патриарха Афанасия, жившего тогда в Царьграде, о домогательстве Ибрагим-паши, но, в своём послании к нему написали вместо «святый свет», — «освящённый огонь». Удивлённый этой переменою, блаженнейший старец спросил нас: «Почему вы иначе стали называть святый огонь?» Мы открыли ему сущую правду, но прибавили, что огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады, всё-таки есть огонь священный, получаемый с места священного».

стр. 299-301 тома 3-го «Книги моего бытия» епископа Порфирия (Успенского)

Религии религиями, их много, как и «чудес», о которых они пишут, но, я верну вас к теме Веры и Благодатного Огня.

Как получить Благодатный Огонь дома

Можем ли мы получить Благодатный Огонь самостоятельно, дома, не в Иерусалиме, а, например, в Москве, ну или в каком-то другом городе или даже стране? Можем. Нужно знать заклинание, позволяющее обрести особую Силу Благодати.

Его до наших дней не сохранилось, и если кто-то напишет, что вот, мол, нашёл, это ложь!

Заклинание на Благодатный Огонь

«Силы Небесные, да с Силами Земными сойдутся. Благодатью назовутся. Верую! Ведая Ра как Свет, ведущий отчёт наших лет. Верую и Верою освещён, голос мой ныне силён. Да будет Огонь сей Благодатным. И как согреет он руки мои, так и дарует Благость. Воистину!»

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое духовная семинария

Заклинание составлено по Силовым канонам, мною Алёной Полынь.

Читать его надо от 12 до 40 раз. Уже после зажжения свечи. Свечу лучше восковую. После чтения Заклинания обязательно согревайте руки на Огне, и вы и ваши близкие.

Я приоткрыла для вас тайну Благодатного Огня. Мы будем и далее говорить о Вере и Святости, обо всём, что дарует счастье.

Вы не страждущие, вы счастливые, коли обрели Веру!

Правоверная Мать, Алёна Полынь

Источник: https://vera-isv.com/blagodatnyi-ogon/

Откуда берется благодатный огонь?

что такое благодатный огонь

«Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!» Так мы привыкли слышать это Пасхальное приветствие верующих, наполненное радостью и счастьем в честь Воскресения Иисуса Христа!

Каждый год, весной верующие отмечают праздник  именуемый Пасхой. Перед празднованием верующие очень тщательно готовятся, в течение некоторого времени они соблюдают строгий пост, тем самым повторяя подвиг Христа, когда Он после крещения 40 дней пребывал в пустыне и Его искушал дьявол.

В последний день поста, в Великую Субботу, происходит очень необычное явление, которого ждут миллионы православных христиан – это появление Благодатного огня в Храме Воскресения Христова. Многим известны необычайные свойства этого огня. Считается, что в первые минуты его появления, он не жжется, объясняется такое чудо особой Благодатью которая сходит к нам с неба, некоторые верующие даже умывают свое лицо, руки и тело чудесным пламенем, не причиняя себе никакого вреда.

Первые тридцать секунд благодатный огонь не обжигает

Сейчас, благодаря телевидению и интернету схождение Благодатного огня можно наблюдать в прямом эфире из любого уголка нашей планеты, таким образом можно наблюдать чудо не выезжая в Иерусалим, но даже видя как происходит это чудо люди не перестают задавать вопрос, — Откуда берется благодатный огонь?

Схождения благодатного огня в истории

Историческое упоминание о схождении огня начинается как минимум с IV века,  о нём свидетельствуют:

  • Святой Григорий Нисский
  • Евсевий Кесарийский
  • Сильвия Аквитанская

Есть описания и более ранних свидетельств, например:

  • Григорий Нисский писал о том, что Апостол Пётр видел, как после Воскресения Иисуса Христа, Его гроб был освящен ярким светом.
  • Евсевий Кесарийский писал, что во втором веке благословением патриарха Нарцисса было велено из Силоамской купели лить воду в лампады из-за нехватки масла, затем чудеснейшим образом с неба сошел огонь, от которого лампады загорелись сами собой.
  • Латинский монах-путешественник Бернард, описывал в своем дневнике  что в Великую Субботу во время службы пели «Господи помилуй», до того момента, пока не явится ангел и не зажжет огонь в лампадах.

Обыск карманов Патриарха

В ответственный момент, накануне перед празднованием, в храме тушат все лампады и свечи – это связано с историческим прошлым, из-за того, что в разные времена чудо схождения Благодатного Огня по разным причинам пытались разоблачить.

Турецкие власти проводили строжайший обыск Кувуклии и всего Храмового комплекса. По инициативе католиков иногда даже проводился обыск карманов Патриарха, чтобы проверить его на наличие предметов, из которых можно извлечь огонь.

Перед входом в Кувуклию Патриарха разоблачают, чтобы убедится в отсутствии воспламеняющихся предметов в его карманах

С тех пор, перед тем, как войти в Кувуклию, Патриарх обязательно разоблачается, оставаясь лишь в одном подряснике, тем самым, как бы доказывая, что у него ничего с собой нет. Конечно, сейчас по большому счёту такие действия скорее являются обрядом, однако во времена правления арабов  — обыск патриарха и Кувуклии был обязательным элементом, если бы заподозрили что-то неладное, или обман – полагалась смертная казнь. Сейчас за процессией наблюдают израильские власти.

  • Перед входом в Кувуклию Константинопольского или Израильского патриарха и Армянского католикоса на Гроб Господень ставится лампада с маслом и вносится пук состоящий из 33 свечей. Их количество связано с земной жизнью Иисуса Христа.
  • После того, как патриархи входят в пещеру, дверь за ними закрывается и ставится большая восковая  печать, которая еще дополнительно фиксируется красной лентой.
  • Патриархи остаются в Гробнице до момента появления благодатного огня. Сошествие Благодатного огня, может ожидаться как несколько минут, так и многие часы. Все это время, находясь в Кувуклии, Константинопольский патриарх коленопреклонно и слёзно молится.

Считается, что если в последний год Празднования Пасхи огонь не сойдет, то храм будет уничтожен, а все находящиеся в нём погибнут.

Благодатный Огонь не сошел

Кстати, присутствие двух патриархов в Кувуклии также носит исторический характер. В 1578 году Армянские священники с новым главой Иерусалима договорились о праве передачи получения Благодатного Огня ими, а не Иерусалимским патриархом, на что было дано согласие.

В Великую Субботу 1579 года Иерусалимского патриарха с остальными священниками насильно не пускали в храм, и им пришлось остаться в не его пределах. Армянское священство молилось в пещере Господу, и просило его о схождении огня. Однако их молитвы не были услышаны и огонь в Гробницу не сошел.

Израильский патриарх и священники молились на улице, именно тогда произошло единственное за все время сошествие Благодатного огня за пределами Храма, тогда одна из колонн , находящаяся слева от входа в Храм треснула, и из неё сошел Огонь!

Через эту колонну сошел Благодатный огонь в 1579 году

С огромной радостью тогда патриарх возжег свечи от этой колонны передавая его остальным верующим. Арабами тот час же Армяне были изгнаны из Гробницы, а Израильскому патриарху было разрешено войти в храм.

С тех пор в процессе принятия огня участвует именно Израильский или Константинопольский патриарх, а Армянский католикос только присутствует во время сошествия.

Кроме того, в ожидании схождения Благодатного огня в храме обязательно должны присутствовать  монахи и настоятель Лавры Саввы Освященного. Это соблюдается со времен паломничества игумена Даниила в двенадцатом веке.

Интересные явления

Еще одним важным элементом считается присутствие в храме православной арабской молодежи. Через некоторое время после опечатывания Гробницы – Кувуклии в Храм входят арабы с криками, топаньем, барабанами, плясками и молитвенными песнями.

Такими действиями арабская молодежь славит Христа и Богородицу. У Божьей Матери они просят милости, чтобы Сын послал  им Благодатный Огонь.

Точно определить историю возникновения такого особого арабского ритуала – невозможно, но тем не менее такой обряд существует до сих пор.

Однажды, не так давно в период британского господства над Израилем, губернатор попытался присечь арабскую традицию, считая что такое поведение «дикое» и оно не допустимо в Святом Храме. Однако, в тот год патриарх долгое время молился в Кувуклии, но огонь не сходил, тогда, по своей воле патриарх распорядился о том, чтобы арабов в Храм пустили, и только после арабских плясок и песнопений Огонь сошел.

После арабских плясок в храме, Благодатный огонь все же сошел

После входа патриарха в гробницу наступает трепетное ожидание. Ожидание верующих перед сходом Огня сопровождается еще одним интересным явлением. Храм начинает озаряться яркими вспышками и всполохами, причем, перед появлением Благодатного Огня интенсивность всполохов увеличивается. Эти вспышки возникают по всему Храму и свидетелями этого явления являются все прихожане.

Благодатный Огонь доставляется по всему миру

Очевидцы утверждают, иногда случалось что пламя возжигалось само собой на свечах у некоторых прихожан, а так же на православных лампадах висящих около Кувуклии.

Возжигание Огня происходит только во время молитвы Православного патриарха, такое явление напоминает грешникам о Великой Субботе, о том, что Христос Воскрес и победил ад. Другими словами смысл этого таинства и явления можно толковать так: Заблудшие грешники, которые не могут познать истину, или просто запутались в своём жизненном пути Господь свидетельствует им о своем Воскрешении на Израильской земле, как о чуде, которое может помочь грешникам уверовать и встать на путь спасения.

Верующие искренне верят, что Благодатный огонь, это истинное доказательство существования Бога

Тем людям которые не стремятся встать на истинный путь спасения души Господь предупреждает о своем Втором Пришествии и Страшном Суде. Своим противникам Иисус Христос доказывает Своё могущество над адом и победе над ним, предупреждая неверных о адских муках которые им предстоят после Страшного Суда.

После некоторого ожидания, в Кувуклии появляется Огонь, в этот момент начинают звонить колокола. Из южного окна Гробницы Армянский католикос передаёт огонь армянам, через северное окно патриарх передаёт огонь грекам, после чего с помощью специальных, так называемых скороходов, Огонь быстро разносится ко всем прихожанам, находящимся в Храме.

В наше современное время, Благодатный Огонь, доставляется по всему миру с помощью специальных авиарейсов, которыми он привозится в различные страны. В аэропортах его встречают с особым почётом и радостью. В церемонии принимают участие как и высокопоставленные чиновники, так и духовенство и  просто верующие испытывающие радость в своей душе!

Тайна благодатного огня

У этого чудесного явления в разные времена было много критиков, одни из-за своей нездоровой любознательности или неверия пытались разоблачить и доказать искусственное происхождения огня. В числе не согласных выступала даже католическая церковь. В 1238 году Папа Римский Григорий IX выступил с несогласием о чудотворности Благодатного Огня, задавая все тоже же вопрос который не теряет актуальности и сегодня, — Откуда берется благодатный огонь?

Некоторые арабы не понимая истинного происхождения благодатного огня, пытались доказать, что Огонь, якобы добывается с помощью каких-либо средств, веществ и приспособлений, однако прямых доказательств у них нет, кроме того, они даже не являлись свидетелями этого чуда.

Современные исследователи также, пытались изучить природу этого явления. Искусственно огонь добыть, конечно, возможно, возможно и самовозгорание химических смесей и веществ, но ни одно из них, ни схоже с появлением Благодатного Огня, особенно с его удивительным свойством, когда он не жжется и не опаляет в первые минуты своего появления.

Были попытки получить Благодатный огонь и представителями других религиозных христианских конфессий. Это были армяне и в 1101 году католики, которые в те времена господствовали над Иерусалимом после первого Крестового похода. Тогда были изгнаны все христиане, которые не являлись латинянами, Храм был захвачен, и в Великую Субботу 1101 года Огонь не сошел! Это говорит о том, что обязательно должны присутствовать православные христиане!

Исторически доказано, что Благодатный огонь сходит только в присутствии Христианских священнослужителей

Однажды, еще до Рождества Христова перед людьми верующими в разных богов возник вопрос, какая же вера самая правильная: Вера в Истинного Бога или же вера в различных языческих богов? На путь примирения встал пророк Илия. Он придумал самый простой способ доказательства.

Пророк предложил различным исповедникам призвать имя своего Бога, и от чьих молитв будет получен ответ в виде схождения огня, то и есть Бог истинный. Если Ваал Бог – то поверим и пойдем за Ваалом, если Господь Бог, то за Ним. Люди охотно приняли такое предложение и вознесли молитвы богам своим. И только на молитвы пророка Илии был получен ответ, сошел огонь на жертвенник и сжёг его, тогда и стало понятно, чьё Богопочитание истинно!

Вот и доказательство того, что Благодатный огонь сходит только по православным молитвам. Вот оно, неоспоримое чудо от Бога, которое мы наблюдаем из года в год в Великую Субботу, в канун Пасхи! Именно по этому ответом на вопрос,- откуда берется благодатный огонь, может быть только одно – это чудо, а уж чье, природы или Господа, пока установить точно не удалось.

Источник: https://www.iksinfo.ru/stati/religii/item/594-otkuda-beretsia-blagodatnyi-ogon.html

Чудеса схождения Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме

Бог даровал всему миру великое знамение истинности православной веры — Благодатный Огонь в Иерусалиме, который появляется с неба в храме Гроба Господнего в последний день Страстной недели, перед Пасхой. Знак Божией благодати к православной церкви — огонь на Пасху в Иерусалиме появился еще при жизни первых апостолов.

Ежегодно тысячи людей приезжают в Иерусалим, чтобы присутствовать при Схождении яркого Света, от которого порой сами возгораются свечи. Миллионы телезрителей по всему свету с затаенным дыханием ожидают Божьего чуда.

Что такое Благодатный огонь

Благодатный Огонь в переводе с греческого языка означает Святой Свет, который возникает над Гробом Господним в разное время, но неизменно его появление в Страстную субботу перед Пасхой.

Схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме

Божий Свет, выносимый из Кувуклии перед празднованием Пасхи, является символом воскресшего для всех христиан Иисуса Христа.

Первым нерукотворный Свет увидел апостол Петр, когда вбежал в пустую гробницу. Была ночь, но Петр был поражен увиденным ярким сиянием, исходящим от Гроба Иисуса Христа.

Уникальность Благодатного огня состоит в том, что в первые минуты после сошествия он не обжигает.

Многие люди, находящиеся в Иерусалиме в это время, по-настоящему умываются огнем, принимая благодать воскресшего Сына Божьего.

О других чудесах в православии:

  • Туринская плащаница
  • Ланчанское чудо
  • Чудеса и помощь Божьей Матери

Схождение благодатного огня в Иерусалиме

Храм Гроба Господнего: история и современный стиль

Территория Храма Гроба Господнего представлена целым комплексом архитектурных зданий, в которые входят:

  • Голгофа и место Распятия;
  • Кувуклия;
  • Кафоликон — кафедральный собор, предназначенный для Иерусалимских патриархов;
  • храм Обретения Животворящего Креста, расположенный под землей;
  • собор Святой Елены;
  • монастыри;
  • галереи.

Божья любовь объединила на одной территории разные церкви.  Иерусалимская Православная церковь руководит службами в своих святынях, Голгофе, Кувуклии и Кафоликоне. Орден св. Франциска обладает церковью францисканцев и алтарем гвоздей. Армянская апостольская церковь главенствует в соборе Святой Елены, приделе «Трех Марий».

Эфиопская церковь ведет службы над могилой св. Иосифа и алтарем, расположенном на западной стороне Кувуклии. Стену, ограждающую Храм от всего города, построил султан Сулейман еще до того времени, как там появились православные христиане. Голгофа — скала, место страданий и Распятия Иисуса, в те давние времена располагалась вне стен города.

Святая Гробница — пещера, в которой был похоронен Спаситель, располагается в нескольких метрах от Голгофы. Первоначально в ней было две камеры — вход и сама погребальная комната, в которой находилось ложе — аркосолий, место ритуальных захоронений.

В четвертом веке равноапостольная Елена распорядилась накрыть две святыни сводами Базиликой, которая ныне носит название Храма Гроба Господнего.

Храм Гроба Господнего в Иерусалиме

Часовня Кувуклия или в переводе — царская опочивальня, «накрывает» погребальную пещеру Иисуса. Нигде больше в мире нет такой часовни, Кувуклия — уникальное место на земле, хранящее воспоминания о Царе царей, Господе господствующих, который в этом месте был похоронен и воскрес.

Как и в давние времена в Кувуклии две камеры, в первой можно увидеть большое ложе — аркосолий, входная комната известна в современном мире, как Придел Ангела. В Приделе Ангела хранится часть каменной глыбы, которую отвалил ангел. Именно с этого камня, сидевший на нем Ангел обращался к женам, принесшим миру к гробу Учителя.

Храм Гроба Господня — современный вид Голгофы

История схождения Благодатного огня

История Церкви хранит все сведения о сошествии Благодатного Огня на протяжении нескольких веков.

  • Иерусалимская церковь по свидетельствам, описанным в Лекционарии, еще в пятом веке начинала свои субботние служения только после того, как появлялся Вечерний Свет.
  • В девятом веке по свидетельству паломника Бернарда Монаха (867г.) появление Святого Света воспринимается, как Божье чудо. По описанию паломника во время утреннего церковного служения, как только по уставу церкви было произнесено «Господи, помилуй» лампады, расположенные над Гробом, зажигались ангелом, без посторонней помощи. Святой Свет передавался Патриархом Феодосием, известного своим благочестием, через епископа всему народу, который разносил Огонь по своим домам.
  • С десятого-двенадцатого века сохранилось намного больше воспоминаний о самовозгорании свечей и лампад над Гробом Господним как раз в то время, когда помещение полностью оставлено людьми, все они стоят вне Храма. Эмир Иерусалимский в десятом веке принимал Благодатный Огонь, который сошел от молнии, стоя вне храма, о чем сообщает митрополит Кесари Арфа.
  • По свидетельству византийского клирика Никиты, посетившем Иерусалим в 947 году Божественное Сияние появилось после продолжительных молитв. Во время службы архиепископ несколько раз заглядывал в Святой Гроб, но не находил там Сияния. После чего он несколько часов стоял с высоко поднятыми руками, по примеру Моисея в молитве Иисусу Христу, и только в шесть часов вечера Божественный Свет стал быть виден через Придел Ангела.
  • Впервые описание иерусалимского чуда на русском языке было сделано игуменом Даниилом в двенадцатом веке. По свидетельству Игумена в то время еще не было крыши над Кувуклией. Все люди, присутствующие на утреннем служении, стояли под открытым небом, откуда внезапно пошел дождь, страшно блистали молнии, освещавшие все вокруг, и сошел Святой Свет, от которого зажглись все лампады сами по себе.
  • В 1420 году иеродиакон Зосим, представитель Сергиевского Посада, писал о своем присутствии при невидимом зажигании светильника с множеством свечей, стоящем в центре Храма.
  • Во время путешествия в Иерусалим в 1708 году иеромонах Ипполит присутствовал при схождении Небесного Света, но был возмущен поведением, по его словам, еретиков урмен. Скорее всего, это были арабы, которые и в настоящее время ведут себя в Храме Господнем очень громко.
  • Министр просвещения Авраам Норов присутствовал в часовне, стоя в Приделе Ангела в ожидании чуда. В 1835 году по его воспоминаниям, в помещении были потушены все свечи, в Придел поступало только слабое освещение через щели извне. Вход в Кувуклию не имел дверей, поэтому министр видел, как армянский архиерей, которому была оказана честь принять чудо, стоял в молитве перед абсолютно чистой поверхностью Гроба. Все застыли в тревожном молчании как внутри, так и снаружи строений. Буквально через несколько минут яркий свет озарил часовню, митрополит вынес пылающий пучок свечей, их 33.
  • Своими впечатлениями поделился Архиепископ Гавриил, который работал в Иерусалиме в 1967-1968 годах при Русской Духовной Миссии. Находясь непосредственно около входа в Приделе Ангела, после выхода Патриарха со свечами Благодатного Огня, русский архиепископ буквально «нырнул» к Гробу и увидел Языки Пламени на мраморе. Синий, небесный огонь буквально разлился по всей поверхности Гроба, Гавриил стал им умываться.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему люди кричат когда ссорятся

Важно! В первые минуты Своего появления Благодатный Огонь никого не ожигает.

Литания Святого Света

Ежегодно, в Страстную субботу, весь христианский мир, затаив дыхание, ожидает чудо появления Благодатного Огня. Храмовая церемония или литания Святого Света начинается с субботнего утра. Паломники, а среди православных христиан присутствуют атеисты, мусульмане, верующие других конфессий, с раннего утра занимают очередь.

В Храме Господнем тушат все свечи, за этим строго следят представители разных церквей. После проверки Кувуклия опечатывается большой печатью хранителем ключей, который является мусульманином.

Есть три группы людей, присутствие которых является обязательным в процессе подготовки к схождению Святого Огня. Господь избрал для присутствия на таинстве появления Благодатного Огня Патриарха Иерусалимской Православной Церкви.

Важно! Только представитель православной церкви может принять Святой Свет, и это не выбор самого православия. Это выбор Бога.

Представители Армянской церкви в1579 году по договоренности с градоначальником вошли в храм, оставив православное священство за дверями храма.

 Много времени армянские представители молились, но Свет не сходил. Пребывали в трепетной молитве и православные священники.

Внезапно сильный гром прозвучал в Храме, стоящая слева от двери входа в Кувуклию колона треснула, и оттуда появился Огонь, запаливший свечи у православного Патриарха.

Следы этого чуда можно видеть и по сей день.

Следы благодатного огня в храме Гроба Господня

С этого времени не нашлось желающих оспаривать право православной церкви на принятие Благодатного Огня. Представители различных христианских конфессий могут присутствовать при появлении Благодати Божьей — схождении Божьего Огня. Святой Свет они принимают от свечей, зажженных Иерусалимским Православным Патриархом.

Второй группой людей, без присутствия которых не происходит чудо схождения Света, является монашество, представляющее лавру Преподобного Саввы Освященного. Эта традиция берет начало с 614 года, когда от рук персидских завоевателей погибли 14000 иноков. В настоящее время в лавре постоянно служат 14 иноков.

Многих паломников удивляет и даже возмущает громкогласное поведение арабских христиан. Парни сидят верх один на другом и громко славят Бога, танцуют. Время появления этой традиции неизвестно, но когда во время английского правления арабам запретили входить в Храм, Огонь не появлялся до тех пор, пока арабскую молодежь не пустили для исполнения их ритуалов.

Арабские христиане славят Бога

Несмотря на погоду, даже в солнечные дни, с 9 часов утра паломники могут слышать звуки, напоминающие раскаты грома. В некоторые года около полудня храм и подворье начинает озаряться небесными зарницами, которые являются предвестниками сошествия Святого Света.

В это время громко звучат молитвы арабской молодежи. Близко 13.00 начинается литания, во время которой крестным ходом священство во главе с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским трижды обходит Кувуклию, останавливаясь перед ее входом.

Патриарха разоблачают до подризника, порой происходит показательный обыск, показывающий, что у Блаженнейшего нет средств для зажигания огня.

В сильнейшем волнении Патриарх заходит в Кувуклию, склоняет колени и возносит молитву прошения к Богу, от которой зависит, помилует ли Господь Свой народ. Воздух пропитан надеждой и тревогой, и когда волнение достигает своего пика, воздух пронизывают частые блики небесного цвета, яркий Святой Свет буквально вырывается из Кувуклии, от зажженных самим Богом 33 свечей, переданных Патриархом. Огонь огненными ручейками растекается по Храму и за его пределы. Люди радуюсь, танцуют, поют.

Блаженнейший Патриарх Иерусалимский

Многие паломники свидетельствуют, что в этом момент они чувствовали настоящее очищение, как второе рождение.

Чудеса Святого Света

Неоднократно, во время пребывания в Храме Гроба Господнего, после умывания Благодатным Светом, люди получают исцеление. Камеры наблюдения зафиксировали полное очищение лица мужчины, изуродованного гноящимися ранами, которые практически «съели» его ухо. Чудо исцеления состояло в том, что буквально на глазах присутствующих лицо очистилось, а ухо приняло свою природную форму.

Еще о чудесах исцеления:

Второй случай храмового чуда произошел с человеком, у которого после умывания исчезли оба бельма на глазах, из-за них мужчина был практически слеп.

Яркие молнии и Святой Свет не причинил вреда ни одному человек, не опалил ни одного волоса.Только стекающий воск от свечей, который называют капельками Росы, оставляет след, его нельзя отстирать никакими порошками.

Представители различных конфессий, получив Благодатный Огонь, спешат доставить Его в свои страны.

Схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/blagodatnyj-ogon.html

Три случая, когда Благодатный огонь не пожелал сходить по воле и амбициям отдельно взятых личностей. — Малюта — КОНТ

Тем, что лишь на православную Пасху сходит с неба Благодатный огонь (при условии, что в храме Гроба Господня служит православный патриарх по православному календарю), Бог свидетельствует об истинности православной веры, Православной Церкви.

Немного истории:

Разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054, однако именно в 1054 папа римский Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта. Найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении патриарха Михаила Кирулария и его отлучении от Церкви.

В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов. Произошел раскол христианской церкви, на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе.

В течение нескольких веков Иерусалим находился под контролем Восточной церкви. И не было ни одного случая, когда бы благодатный огонь не сошел бы на христиан.

В 1099 г. Иерусалим был завоеван крестоносцами. Римская церковь, получив поддержку герцогов и баронов и считая Православных за вероотступников, принялись буквально попирать их права и православную веру. Православным христианам было запрещено входить в Храм Гроба Господня, их изгоняли из храмов, у них отбирали имущество и церковные здания, унижали и притесняли, вплоть до применения к ним пыток.

Вот как описывает этот момент английский историк Стивен Рансимен в своей книги «Падение Константинополя»: 

«Неудачно начал первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков (ред: православных христиан) из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии».

Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше. Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него

Скоро грянуло Божье возмездие. В 1101 году в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав.

Средние века

В 1578 году, после очередной смены турецкого градоначальника Иерусалима, армянские священники договорились с новоиспеченным «мэром» о том, что право получения Благодатного Огня вместо Иерусалимского Православного Патриарха получит представитель Армянской церкви. По призыву армянского духовенства, со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху

В Великую Субботу 1579 года Православного Патриарха Софрония IV со священнослужителями не пустили в Храм Гроба Господня. Они стояли перед закрытыми дверями Храма с внешней стороны. Армянские священнослужители вошли в Кувуклию и приступили к молитвенным призывам к Господу о схождении Огня. Но их молитвы не были услышаны.

Стоящие у закрытых дверей Храма православные священники также обращались ко Господу с молитвами. Внезапно послышался шум, колонна, находящаяся слева от закрытых дверей Храма, треснула, из нее вышел Огонь и зажег свечи в руках у Иерусалимского Патриарха. С великой радостью православное священство вошло в Храм и восславило Господа. Следы схождения Огня до сих пор можно видеть на одной из колонн, расположенных слева от входа.

Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма, фактически по молитвам Православного, а не армянского первосвященника. 

«Все обрадовались, а православные арабы от радости стали прыгать и кричать: «Ты еси един Бог наш, Иисус Христос, едина наша истинная вера — вера православных христиан» — писал инок Парфений.

Турецкое начальство весьма разгневалось на самонадеянных армян, и поначалу даже хотело казнить иерарха, но позже смиловалось и постановило ему в назидание о случившемся на Пасхальной церемонии всегда следовать за Православным патриархом и впредь не принимать непосредственного участия в получении Благодатного Огня.

Хотя власть давно сменилась, обычай сохраняется до сих пор. Кстати, это была не единственная попытка мусульманских властей, воспрепятствовать схождения Благодатного огня. Вот что пишет известный исламский историк ал-Бируни (IX-X вв.): «однажды губернатор приказал заменить фитили медной проволоки, надеясь что лампады не загорятся и само чудо не произойдет. Но тогда же когда огонь сошел, медь загорелась».

ОН ВИДЕЛ ЧУДО..

141-й Патриарх Иерусалимский Феофил III. Полный титул: Блаженнейший и Всесвятейший Кир Феофил, Патриарх Святого града Иерусалима и всея Палестины, Сирии, Аравии, обонпол Иордана, Каны Галилейской и святого Сиона.

Раз в год, на богослужении совершающемся во Храме Гроба Господня в Великую субботу, накануне православной Пасхи, ровно в 12:55 он, вместе с армянским архимандритом, входит в Гроб Господень.

Там, стоя на коленях перед Ложем Спасителя, они читают молитву, после чего возжигают свои пучки свечей от явившегося чудесным образом огня, и выносят его ожидающему народу.

XX век

Согласно укоренившейся за 2000 лет традициям обязательными участниками таинства схождения Благодатного Огня являются игумен, монахи лавры преподобного Саввы Освященного и местные православные арабы.

В Великую Субботу, через полчаса после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем, сидя верхом друг на друге врывается в Храм и начинает песни и пляски. О времени установления этого ритуала нет свидетельств. Возгласы и песни арабской молодежи представляют собой древние молитвы на арабском языке, обращенные к Христу и Божией Матери, Которую просят умолить Сына о ниспослании Огня, к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке.

По устным преданиям, в годы британского владычества над Иерусалимом (1918–1947) английский губернатор попытался запретить однажды «дикарские» пляски. Патриарх Иерусалимский молился два часа: Огонь не сошел. Тогда Патриарх распорядился своей волей пустить арабскую молодежь. После исполнения ими ритуала Огонь сошел

А вот , что пишет английский историк Стивен Рансимен  о гонениях на православных после взятия Иерусалима крестоносцами в 1099 году.

 Факты основаны на западных хрониках: «Неудачно начал первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 г. в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав » Говорят также об одном случае. Благодатный огонь не появился в печальную Пасху, в 1923 году. В это время патриарх Тихон был отстранен от управления Русской Православной Церковью.

Однажды турки, овладевшие Иерусалимом, запретили православным служить, и те, не допущенные в храм, стояли у его входа, плакали и молились — Благодатный огонь вдруг вырвался из одной из колонн храма, оросив православный люд.

Эта трещина в колонне, образованная вопреки всем законам природы, доныне служит свидетельством торжества Православия.

.

источник

Источник: https://cont.ws/post/260692

Благодатный огонь: значение и история появления (мнение верующих, научное объяснение, версии скептиков) + факты

Накануне Светлой Пасхи христиане всего мира наблюдают удивительное событие – сошествие Благодатного Огня. Чудесное снисхождение происходит ежегодно, каждую Великую субботу, в храме Гроба Господня (Иерусалим). Божественное пламя обладает необычными свойствами:

  • первые несколько минут оно не обжигает;
  • способно исцелять тяжелые заболевания;
  • цвет его необычный: темно-голубой или синий.

Верующие объясняют такие чудеса Божьей благодатью, а потому умываются священным даром, не боясь обжечься.

Чудесное снисхождение происходит в храме Гроба Господня (Иерусалим)

Богослужение, проходящее в канун Пасхи, символизирует собой три важных события: Распятие Иисуса Христа, Погребение и Воскрешение. Священнослужители, ведущие праздничную церемонию, называют сошедшее пламя «Светом», а вынос его из Кувуклии обозначает воскресшего Спасителя.

История Благодатного огня

Храмовый комплекс, где ежегодно происходит великое чудо, был возведен в IV столетии императором Константином I. Впервые схождение божественного пламени там увидели во время первого Пасхального богослужения. Позже на этом месте возвели крипту с Гробом Господним, называющуюся кувуклией.

О священном пламени в своих трудах упоминает христианский богослов Григорий Нисский (335-394 гг.). Он говорит, что ученик Иисуса, Петр, лично видел яркий свет, окутавший Гроб Спасителя после Его Воскрешения.

Римский историк Евсевий Кесарийский (263-339 гг.) рассказывал о чуде, произошедшем во II столетии. Когда для богослужения перестало хватать масла, патриарх Нарцисс распорядился наполнить лампады водой из Силоамской купели. Тут же с неба снизошел столп пламени, от которого зажглись все лампадки.

Святой Бернард писал в своем дневнике об ангеле, который зажигает свечи после Великой Субботней службы. Также об удивительном Свете упоминала Сильвия Аквитанская, знаменитая галльская паломница.

«Откуда берется Благодатный огонь?»

В этом видеосюжете выдвигается несколько версий, объясняющих появление священного пламени.

Появление Благодатного огня

За день до Великой Пасхи в храме Гроба Господня тушат весь свет. Проверив Кувуклию, ее опечатывают воском, а затем передают контроль над дальнейшими действиями израильской полиции.

В 12:00 через двор Иерусалимской православной церкви к храму подходит крестный ход, возглавляемый Патриархом. Он трижды обходит Кувуклию, а затем становится напротив дверей крипты. Его Святейшество тщательно обыскивают, а затем запускают внутрь часовни. Иерусалимский Патриарх остается в одном подризнике, как доказательство того, что спрятать зажигалку или свечу ему негде.

Священник, преклонив колени, возносит мольбы к Господу Богу, чтобы Всевышний послал Благодатный огонь. По всему храму проносятся маленькие сполохи, а надгробная плита покрывается сине-голубыми огоньками. Священнослужитель подносит к ним ватный шарик, поджигает им лампаду, а затем отдает ее представителю Армянской церкви.

Архимандрит передает Божественный Свет скороходам, которые быстро разносят его всем прихожанам. Православные христиане называют священное пламя Божьей благодатью. Они верят, что пока Благодатный огонь сходит, человечество в безопасности. Однако когда он однажды не загорится, настанет конец света.

В ожидании Благодатного огняАрхимандрит передает Божественный Свет скороходамСвященное пламя разносят его всем прихожанам

Альтернативные мнения и сомнения

Вопрос, откуда берется необычное пламя, волнует умы многих историков, ученых и скептиков.

Научное объяснение

Храм Гроба Господня очень рьяно защищает свою святыню, не разрешая посторонним проходить внутрь Кувуклии. Однако в 2008 году российскому физику Андрею Волкову удалось добиться разрешения на проведение своего исследования. Накануне Великой Пасхи, когда должен был сойти Благодатный огонь, он установил сверхчувствительную аппаратуру и стал ждать.

Перед самым появлением сине-голубых огоньков на надгробии датчики зафиксировали спонтанный длинноволновой импульс электрического происхождения. Во время поджога ватного шарика количество таких всплесков увеличилось, а полученные данные выявили, что их мощность сравнима с небольшим сварочным аппаратом.

Когда провели научное исследование треснувшей колонны, стоящей возле входа в крипту, получили неожиданное подтверждение гипотезы. Разрушения, которым подвергся камень, были следствием сильного электрического разряда.

Треснувшая колонна возле входа в крипту

Мнения скептиков

Объяснения скептически настроенных людей не имеют под собой доказательной базы, однако полностью списывать их со счетов тоже не стоит. Так, представитель Армянской апостольной церкви Самуил Агоян утверждает, что Божественное пламя зажигается от лампады, наполненной маслом. Его мнение подтверждает иерусалимский митрополит Корнилий, который называет Благодатный Огонь природным явлением, освященным святой молитвой.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Палеолит это какой век

Ориенталист И. Ю. Крачковский приводит свидетельство одного прихожанина. Тот говорил, что сам видел, как священник тайно поджигает свою свечу от лампадки, спрятанной в дальней нише Кувуклии.

Еще одна версия, поддерживающаяся скептиками – самовозгорание. Чудесное пламя, по их мнению, появляется вследствие химической реакции определенных веществ с воздухом. Это может быть бальзамовое, оливковое масло или хромат калия.

Представители греко-православных церквей

Православная церковь называет снисхождение Благодатного Пламени «чудом», объясняя божественную природу явления. Однако не все представители православия придерживаются такой версии. Например, митрополит Вифлеемский утверждает, что ничего необъяснимого здесь нет.

Церковь просто не может лишить верующих очередного чуда, а потому продолжает и дальше играть спектакль с внезапным появлением Священного огня.

Такое мнение подтверждает также время его снисхождения – каждый год оно совершенно случайно совпадает с рейсом, которым Божественный свет отправляют в Москву.

Православная церковь называет снисхождение Благодатного пламени чудом

Исламские источники

Ярче всех природу «чуда» описывает главный мусульманский судья Муджир-ад-Дин. Кадий говорит о разрушении храма Гроба Господня. По его словам, крипту сравняли с землей, вынеся оттуда все ценности.

Причиной такого поступка стали неоднократные донесения о хитроумных христианах, которые нечестным путем добывали огонь, являя его чудом для невежд. Однако получают его совершенно естественным образом.

Шелковые нити, протянутые над потолком храма, обмазывают бальзамовым маслом, смешанным с серой. При этом устроено все так, что невооруженным глазом увидеть подвох невозможно.

Откуда берется Благодатный огонь в храме Гроба Господня

Религии демонстрируют массу чудес, а атеисты, засуча рукава, описывают рукотворную природу этих явлений. Сегодня речь зайдет про Благодатный огонь в Иерусалиме.

Христиане утверждают, что чудо огонь сходит от момента воскресения и доныне, но как это происходило, пока могила находилась под языческим храмом, они обычно не утруждают себя раздумьями. И всё же стоит изучить свидетельства христиан в исторической их последовательности.

Чудо в соответствии за законами природы и научно-технического прогресса постоянно эволюционировало. До конца десятого века огонь сходил на одну свечку, затем стали самовозгораться несколько свечек, но чудо запряталось в Кувуклию, от глаз подальше.

Время шло, и в 1724-41 году появились первые свидетельства о не обжигающих свойствах огня.

Примерно к этому же времени относятся изменение цвета огня (ярко красного, аки киноварь), до голубоватого и огонь уже приходил не простым возгоранием, но многочисленными бусинками огня на вате, аккуратно разложенной по всему камню надгробия.

Хотя порой чудо происходит и старым, проверенным способом. С момента появление фотографии мы начинаем встречать массовые свидетельства о множестве молний, свечений, огненных шарах во время чуда.

Благодатный огонь. Исследования процесса

Церковь, осознавая необходимость подтверждения факта и сущности явления с точки зрения современной техногенной цивилизации, ищет  свои способы объяснения что такое Благодатный огонь. Так еще в 2008 году экспертная рабочая группа Русской Православной Церкви по описанию чудесных событий, отличающаяся достаточно взвешенным подходом, провела исследования в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Результаты исследований позже были представлены в журнале «Наука и религия».

Факты свидетельствуют о следующем:

  • Благодатный огонь схождит хоть и случается в известный день, но всегда в разное время.
  • ежегодно повторяющимся перед этим событием действом, является строго регламентированная процедура исполнения песнопений и определенных ритуалов.
  • сопутствующее явление – появление «сполохов», «молний» или же «столба света» – многими ставится под сомнение и объясняется вспышками многочисленных фотокамер.

Похожая публикация:  Кто такие Старообрядцы и как они делятся между собой

Гипотеза о «не обжигающем» пламени на сегодняшний день самая шаткая и задача изучить эту особенность данным исследованием не ставилась, тем более, предыдущие попытки этой же группы определить температуру огня не увенчались успехом.

Аппаратные измерения

Автономный аппаратный комплекс разделялся на три блока: антенный блок, цифровой осциллограф, компактный компьютер (ноутбук).

Как указывают авторы, первый блок (антенна) должен не пропускать частоты электромагнитного излучения 50, 100, 150, 200, 250, 300, 350 и 400 Гц (чтобы исключить из регистрируемого спектра частоты, которые возникают при работе обычных электрических сетей), не допускать появления на входе цифрового осциллографа напряжения свыше трёх вольт (из-за возможности появления значительных электрических потенциалов) и обеспечивать высокую чувствительность.

Второй блок (осциллограф) обязан потреблять во время работы минимум энергии и быть компактным.

Требование к третьему блоку (ноутбук) – возможность фиксации электромагнитных спектров в течение длительного времени и чрезвычайная компактность.

Авторы испытали готовый прототип устройства в лаборатории Национального Исследовательского Центра «Курчатовский институт», а также в помещении двух православных храмов Москвы, на концертных площадках и в природных условиях.

Эксперимент 2008 года

Основная часть эксперимента прошла 26 апреля 2008 года в 15–17 метрах от Кувуклии с 9:10 утра до 15:35 по местному времени. Как указывают авторы, спектр электромагнитного излучения регистрировался каждую минуту в автоматическом режиме в диапазоне частот от 0 до 360 кГц, параллельно с этим велась запись осциллограммы излучения. Особые надежды возлагались на область низких частот.

Схождение Благодатного огня произошло в промежутке между 15:04 и 15:08. Последующий анализ осциллограмм позволил обнаружить на этом отрезке времени три явных всплеска в электромагнитном спектре излучения, которые могли бы трактоваться как сигналы длинноволнового спектра излучения, либо же как следы электрических разрядов. Мощный радиоимпульс исходил из района Кувуклии.

Похожая публикация:  Есть ли христианские церкви на земле

Таким образом, впервые в момент схождения Благодатного огня был зафиксирован мощный радиоимпульс.

Авторы предполагают, что аудиально отмеченный ими резонанс при исполнении песнопений мог стать причиной пьезоэлектрического эффекта и привести к возникновению существенного электрического потенциала.

Образовавшиеся вследствие этого заряды, стекая к поверхности, могли стать причиной самовозгорания свечей и прочих световых аномалий. Опубликованное заключение является предварительным и требует повторения эксперимента на более высоком техническом уровне в течение нескольких лет.

В описанном исследовании не хватает существенного объема необходимых в таком случае данных, для того чтобы достоверно интерпретировать полученные результаты. Повторность опыта однократная, значит достоверность его крайне низка. Представленный на суд общественности вариант содержит много избыточной информации для рядового человека, не знакомого с электроникой, и слишком мало данных для радиоинженера.

Необжигающее пламя

А что касается теории названной выше одной из самых шатких. С точки зрения химии, как выяснилось, можно найти даже не одной решение этой задачи. Но мы приведем для примера только один «рецепт». В многочисленных описаниях нисхождения Благодатного Огня действительно фигурирует необжигающий огонь, который можно размазывать по телу, при этом одежда не загорается (хотя можно зажечь тонкие лучинки).

Этот опыт можно произвести дома. Холодный огонь имеют многие эфиры органических и неорганических кислот. В частности, один из таких эфиров (этиловый эфир борной кислоты) легко получить дома.

Ингридиенты:— сухая борная кислота, чайная ложка— этиловый спирт, чайная ложка

— концентрированная серная или соляная кислота, одна капля

Источник: https://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/otkuda-blagodatnyj-ogon-groba-gospodnya.html

Что происходит во время схождения Благодатного огня: репортаж из Иерусалима

ИЕРУСАЛИМ, 27 апр — РИА Новости, Антон Скрипунов. Благодатный огонь сошел в храме Гроба Господня в Иерусалиме. После нескольких часов томительного ожидания паломники встретили святыню ликованием. О том, что происходило в главном храме христианства и что испытывают присутствующие на этой уникальной церемонии, — в репортаже РИА Новости.

Испытание для избранных

Монахиня Серафима из Горненского монастыря в окрестностях Иерусалима, говоря о Благодатном огне, постоянно произносит слово «испытание». Приехать в Святую землю в пасхальные дни — испытание. Попасть в Великую субботу в историческую часть Иерусалима — испытание. Дождаться внутри храма Гроба Господня начала литании — особого богослужения в честь Благодатного огня — тоже испытание. По телевизору обычно об этом умалчивают.

«Надо очень и очень долго стоять. На улице толкучка, а внутри храма душно. Каждый раз говоришь себе в такие моменты: все, больше никогда не поеду за огнем!» — рассказывает монахиня.

И правда, Иерусалим в праздничные дни напоминает огромный муравейник, особенно накануне схождения Благодатного огня. Проживающие в Старом городе арабы торопятся на пятничную молитву на Храмовую гору, евреи устремляются к Стене плача — помолиться перед наступлением шабата, православные греки готовят храм Гроба Господня к встрече Пасхи.

На и без того тесных улочках немыслимая толкотня: вот паломники из Грузии продираются сквозь толпу туристов из Китая, те, в свою очередь, остановились из-за процессии ассирийцев. А эфиопские пилигримы — их в эти дни здесь особенно много — еле умещаются во дворе коптского монастыря святого Антония, одного из самых древних в Иерусалиме.

Голова идет кругом от многообразия звуков: богомольцы исполняют песнопения, торговцы на разных языках зазывают покупателей, звонят колокола, муэдзин зовет на молитву, из лавок звучит музыка

Инок Андрей (Лаванович) из Белоруссии в Иерусалиме впервые. «Я всегда смотрел трансляцию из Иерусалима по телевизору, а тут столкнулся со всем наяву. Это прям как земля и небо — по телевизору не покажут, что здесь происходит на самом деле», — делится он впечатлениями.

В монастыре под Гомелем, где он трудится, «тишина 24 часа в сутки», что разительно контрастирует с Иерусалимом. «Надо сравнивать. Здесь, скажу я вам, весело!» — улыбается монах.

С заходом солнца накануне Великой субботы город пустеет: христиане-паломники в это время на службе в храме Гроба Господня, местные жители дома — ужинают за семейным столом, и только израильская полиция расставляет по всему городу ограждения.

К ночи Старый город полностью изолирован от внешнего мира. В этот момент к Яффским воротам стекаются те, кто стремится пережить чудо дважды: увидеть схождение Благодатного огня, но сначала оказаться в храме Гроба Господня в Великую субботу.

«Я знаю, как попасть туда»

Желающих оказаться внутри главного христианского храма так много, что местные власти пускают внутрь по специальным пропускам лишь официальные делегации. Они проходят несколько кордонов, где израильская полиция тщательно проверяет каждого. Затем официально аккредитованные паломники буквально пробиваются сквозь толпу. Инок Андрей быстро идет по узким улочкам к храму вместе с остальными членами российской и белорусской делегаций.

«Как же еще тут пахнет шаурмой! Вот искушение-то!» — восклицает монах.

святыня христиан исторически поделена между разными конфессиями — в зависимости от этого паломники из разных стран стоят в определенном секторе.

Российская делегация фонда Андрея Первозванного располагается, например, в греческой части вместе с паломниками из стран СНГ и Восточной Европы.

А возглавляющие группу председатель попечительского совета фонда Владимир Якунин и архиепископ Егорьевский Матфей — непосредственно у кувуклии, чтобы одними из первых получить огонь и затем быстро, до наступления полуночи, доставить его в Россию.

Впрочем, некоторым удается проникнуть в храм без формальностей. Так, житель Ярославля Михаил Иванов уже 15 лет зажигает пучок из 33 свечей — по числу лет жизни Христа — непосредственно внутри храма. Ради этого он приходит к Яффским воротам еще накануне и тут же ночует.

«Пережить ночь — самое сложное. Здесь таких, как я, собирается много. Рано утром полиция запускает небольшое количество людей внутрь Старого города, и они буквально несутся к храму Гроба Господня — он как раз в это время открывается», — рассказывает он.

А некоторым паломникам удается примкнуть к делегациям коптов и армян. Последние стоят слева от кувуклии — часовни над Гробом Господним, где происходит схождение огня.

Фанаты Христа

Внутри храма паломники несколько часов ожидают начала церемонии. Вроде бы здание огромное — вмещает десять тысяч человек — но все стоят плотно прижавшись другу к другу. Это самое утомительное время, но верующие не унывают. Кто-то читает молитвы, кто-то знакомится и общается со стоящими рядом. Периодически кто-то — грек, грузин, румын, украинец или русский— выкрикивает: «Христос воскрес!» И сотни людей на разных языках отвечают: «Воистину воскрес!»

От долгого ожидания напряжение все усиливается. Переминаться с ноги на ногу уже невозможно: тело гудит от усталости, голова кружится от недостатка свежего воздуха. И вдруг откуда-то издали доносится глухой звук барабанов. Он становится все четче и громче.

«О, сейчас начнется» — с облегчением говорит кто-то из неоднократно бывавших на схождении огня богомольцев.

Раздается раскатистый возглас, словно внутрь вот-вот ворвется толпа дикарей с копьями. Но вместо них появляются парни и девушки в белых майках и с красными повязками на голове (у одной и вовсе была кепка с прицепленным значком в виде российского флага). А в руках у них вместо копий — бубны и барабаны.

«Слава Господу нашему!» — «Хей! Хей!» Так православные арабы прославляют Бога и готовятся к встрече Благодатного огня. Своей ритмичной музыкой и кричалками они заводят собравшихся в храме: затекшие ноги невольно отбивают ритм.

Общий смысл кричалок: «Иисус Христос — наш Бог!» Эти православные арабы пришли в Иерусалим из его окрестностей и Вифлеема, где живут в основном мусульмане. Неудивительно, что их возгласы так похожи на те, что приняты в исламе.

Однажды такое нестандартное прославление Христа не понравилось хранителям храма Гроба Господня, и арабов не пустили внутрь. Но Благодатный огонь не сходил до тех пор, пока перепуганные служители не впустили шумных богомольцев.

А испугались они неспроста — среди верующих распространено поверье: если Благодатный огонь не сойдет, значит, приблизились последние времена человечества.

Тревога и радость

И вот арабы в храме. Раздается удар колокола. Начинается сама церемония. В храм заходят служители с хоругвями, за ними кавасы в фесках — турецкая охрана Иерусалимского патриарха. Они громко стучат своими посохами по полу. Предстоятель идет следом в полном богослужебном облачении.

Процессия с молитвами и песнопениями трижды обходит кувуклию. То есть скорее протискивается сквозь толпу — поэтому патриарх Феофил постоянно останавливается. Затем перед входом внутрь часовни над Гробом Господним с него снимают богослужебное облачение. Патриарх заходит внутрь. Гаснет свет, и весь храм погружается в темноту.

Наступает самый напряженный момент церемонии, который ни одна прямая трансляция не способна передать: как долго патриарх будет молиться о схождении огня в этот раз? а сойдет ли он? а что будет, если не сойдет? Кто-то, словно призывая огонь, кричит: «Христос воскрес!» Паломников охватывает тревога, и они, забыв об усталости, молятся еще напряженней, внимательно вглядываясь в кувуклию. Проходят минуты, а спасительного огня все не видно.

И вдруг спустя минут пять-десять после того, как патриарх начал молитву, кто-то, увидев свет внутри часовни, вскрикивает: «Сошел!» И тысячи верующих отвечают одобрительным гулом.

Как только большие пучки зажженных свечей появляются из кувуклии, раздается колокольный звон. Паломники зажигают свечи и ликуют — словно и не было многочасового изнурительного ожидания.

Огонь в считаные мгновения распространяется по всему храму, по всему Старому городу, который последние пару часов был непривычно тих. Христос воскрес!

«Это особенная, ни с чем не сравнимая радость! После нее сюда, несмотря на все трудности, хочется возвращаться вновь и вновь!» — монахиня Серафима говорит об этом за сутки до сошествия огня, но ее лицо светится так, как будто она уже там, в храме Гроба Господня в Великую субботу.

Попав как-то в Иерусалим, она, жительница Киева, действительно неоднократно возвращалась сюда. А однажды решила остаться тут насовсем и трудится в Иерусалиме уже семь лет.

Эту пасхальную радость испытывают и члены российской делегации, хотя для многих из них это далеко не первая поездка. Уже в семнадцатый раз делегация фонда Андрея Первозванного приезжает в Иерусалим за Благодатным огнем. Вечером она доставит его в московский аэропорт Внуково. А оттуда святыня разлетится по регионам России, странам ближнего и дальнего зарубежья. И вместе с огнем по всему миру разольется пасхальная радость под ликующие возгласы: «Христос воскрес!».

Источник: https://ria.ru/20190427/1553111517.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Как отмолить свой род

Закрыть