Что такое божий суд

Страшный суд Божий

что такое божий суд

Слова о грядущем Страшном суде Божьем слышал каждый, кто хотя бы минимально знаком с христианством. Что же это за суд и почему он называется «страшным»? Какая участь ждет на нем праведников и грешников? Как повлиять на исход этого суда? Попробуем разобраться в одной из самых таинственных и пугающих тем православного вероучения.

Что христианство знает о Страшном Суде?

Первое, что испытывает любой человек, услышав о любом суде, а тем более, о Суде Божием — это страх и трепет. Почему? Потому что каждый из нас на самом деле знает, что в жизни своей совершает множество грехов. И даже самый последний атеист все равно смутно понимает, что некое возмездие есть, и это пугает.

Икона «Страшный суд Божий»

Христианство говорит о том, что Страшный Суд будет окончательным решением вечной судьбы человека — попадет ли тот в рай, или же будет низвергнут в ад. Случится это после Второго пришествия Господа, которое совершится во всей Его славе в конце времен (т.е. когда будет конец света). Тогда люди воскреснут своими телами, и Господь вынесет окончательный вердикт о каждом из нас.

По словам блаженного Августина, бессмертные души в преддверии Страшного Суда находятся в «тайных вместилищах», в которые попадают исходя из того, как прожили свою жизнь. Праведники получают покой и блаженство, грешники — мучение. Соответственно, всеобщее воскресение и Суд для кого-то будет означать усиление радости, а для других — усиление мук.

Важно! Свой грядущий и настоящий ад или рай человек создает своими руками в земной жизни. Господь дает нам все возможности, чтобы мы могли вкусить все Его величие, но Господь не может заставить человека следовать Его Воле.

Единственное, что каждый человек сможет забрать с собой после смерти — это свои деяния. Это означает, что если мы верим в Господа, пытаемся соблюдать Его Заповеди — мы имеем шанс на спасение своей вечной души.

Люди же, которые сознательно выбирают жизнь, противную Богу, сами лишают себя спасения.

Читайте о Заповедях:

  • О заповедях блаженства
  • Заповедь «Почитай отца и мать»
  • Заповедь «Не кради»

Пожалуй, это один из самых важных вероучительных моментов — не Бог лишает человека рая, а сам человек своими делами лишает себя спасения на Страшном Суде. Мы не знаем достоверно, как именно это происходит, но некоторые богословы высказывают мысль, что на Страшном Суде человек будет уже лишен своей воли. И к чему он привык в своей обычной земной жизни, к тому и потянется душа в вечности.

Смерть как встреча с Богом

Первые христиане ранних веков ожидали последние времена скорее с радостью, чем со страхом. Эти люди жили в постоянной готовности в любой момент умереть за Христа, ведь вплоть до IV века христиан гнали и казнили за веру. Поэтому окончательный приход Мессии рассматривался ими как освобождение от земных мучений и встреча с Богом.

Страшный Суд будет окончательным решением вечной судьбы человека

Именно так, как предзнаменование грядущей встречи с Господом, надо воспринимать Откровение Иоанна Богослова.

Именно эта библейская книга содержит в себе описания последних дней человечества перед Страшным Судом. Картины это часто ужасающие, но православный верующий должен бояться только одного — грешить.

Что же касается испытаний и катаклизмов, которые ждут человечество, Господь отвечает словами «Претерпевший до конца спасен будет».

Люди, которые уже в своей земной жизни вкусили радость единения с Господом, не видят так много ужасного в грядущем. Познав радость Христа в этой жизни, они знают, что в будущем их ждет еще большая радость. Многие святые подвижники с радостью шли к своей смерти, потому что знали, что за ее порогом их встретит Любящий Отец.

Конечно, для простого человека, живущего суетливой современной жизнью в миру, очень сложно достичь таких духовных высот. Но как минимум, мы все должны стремиться к тому, чтобы не забывать о самом главном в жизни — о Господе.

Важно! По совету святых отцов, помнить о Боге помогает память смертная.

Современные люди живут так, как будто они никогда не умрут, никогда не предстанут перед Господом на Суде. Люди занимаются чем угодно, но только не спасением своей души. Именно поэтому тема смерти в обществе табуирована, страшна и непривлекательна. Люди предпочитают вообще не думать о смерти, тогда как именно воспоминания о ней способно повернуть человека к Богу.

Как бы нам ни хотелось, но рано или поздно умрет каждый человек. Но смерть может быть очень разной. Она может стать вечным ужасом и болью, а может стать только лишь переходом в другое, более совершенное состояние. И именно на Страшном Суде окончательно решается исход физической смерти каждого человека.

Читайте о смерти в православии:

Что говорит о Страшном Суде Евангелие

Наиболее полно суть грядущего раскрывает нам апостол Матфей в 25 главе. Христос детально описывает признаки Своего пришествия, которое в этот раз будет совершенно иным, в славе и с силой. Если о первом приходе Мессии в мир первыми узнали только лишь пастухи, то второе пришествие будет сразу для всех народов, и невозможно будет не увидеть происходящего.

Притча о Страшном суде записана в Евангелии от Матфея

Страшный Суд начнется с того, что все люди, когда-либо жившие на Земле, воскреснут в новом обновленном теле и предстанут пред Господом. Те же, кто физически доживет до этих времен — переменятся, ибо невозможно будет в тленном страстном теле предстоять перед величием Божьей Славы.

Господь взойдет во всей Своей Славе, а Ангелы небесные соберут на Его суд все породы земные. Праведников он отделит и поставит от Себя с правой стороны, а грешников — с левой. И скажет Господь праведникам, чтобы они шли в чертоги Отца Небесного, поскольку накормили Христа, когда Он был голоден, напоили, когда хотел пить и одели, когда Он в этом нуждался.

Возникнет неподдельное удивление — когда, Господи, мы накормили Тебя, когда одели? И Господь объяснит, что все, что вы сделали милостивого для каждого человека, вы сделали для Меня. Когда подали нищему — подали Мне. Когда приютили странника — приютили Меня. Когда помогли вдове или сироте — помогли Мне. Так идите теперь и наследуйте Царство Небесное. Так говорит Евангелие об участи праведников.

Далее Господь обращает свое внимание на тех, кто стоит по левую руку. Им Он скажет — а вы отказали Мне, когда Я был голоден и хотел пить. Вы не помогли Мне и бросили Меня. Идите теперь прочь во тьму вечную и мучение!

И те, кто стоял по левую руку, с удивлением будут спрашивать — а когда это мы видели Тебя, и не помогли? Когда не дали есть и пить, когда Ты нуждался? И Господь объяснит им, что когда отказали в помощи ближнему, когда прошли мимо нуждающегося, когда не накормили голодного — вот тогда оттолкнули от себя Самого Господа.

Так, с помощью языка притч, Господь показывает своим ученикам, насколько важны добрые дела и милосердие для спасения человеческой души.

Важно! Можно сказать, что на Страшном Суде будет оцениваться общая направленность человеческой души — повернут ли был человек в земной жизни к добру, или же ко злу.

Если человек всю свою жизнь жил нечестиво, не соблюдал Заповеди, не каялся — то и после своей смерти он просто не сможет вынести света Славы Господа.

Что нам не поможет на Страшном Суде

Божий суд будет проходить совсем по иным законам, нежели привычный суд человеческий. И если в обычной жизни мы можем прибегнуть к помощи адвокатов, юристов и многих других специалистов, то на суде Божьем у нас не будет таких помощников. Исходя из того, что христианство говорит о грядущем Страшном Суде, совершенно бесполезными будут такие действия:

  • Желание перенести ответственность за плохие поступки с самого человека на обстоятельства, которые Сам Господь и послал человеку. В Библейской истории мы уже знаем такой пример — когда Адам стал оправдываться, что съел запретный плод. Адам стал говорить, что это Ева соблазнила его, а Еву ему в жены дал Сам Господь, значит, Он и виноват. Исход этой истории всем известен.
  • Очень популярное ныне мнение, что «так все живут». Аргументом «быть как все» сейчас оправдывают что угодно — и аборты, и алкоголизм, и чревоугодие, и сребролюбие. Но христианская история знает примеры Ноя, пророка Илии, Лота — эти благочестивые люди, как никто другой, знали, что можно и нужно быть не таким как все, даже если тебя окружает безбожное общество.
  • Похожее на предыдущее оправдание «сейчас такое время». Почему каким-то особым временем можно оправдать нарушение Заповедей Божиих? Почему, живя в 21 веке, мы должны толерантно относится к однополым бракам, но при этом считаем фанатиками тех, кто старается жить по-христиански?
  • Оправдания грехов опытом предков — «так всегда было». От повторения из рода в род грех не перестает быть таковым, но только накладывает еще больших отпечаток на последующие поколения. Тот факт, что до какого-то времени Господь терпит подобные прегрешения, не оправдывает факт их совершения. Содом и Гоморра также до времени стояли, и люди в них наслаждались и упивались греховной жизнью долгое время. Но справедливое возмездие настигло эти города.
  • Перекладывание ответственности на другого человека. Кроме ошибки, совершенной Адамом, такой взгляд еще и подразумевает осуждение другого человека. Но не стоит забывать, что «каким судом судите, таким и судимы будете». Перекладывая свою вину на другого, сможем ли мы также отвечать за вину того, кто захочет переложить ее на нас?
  • Очень популярное мнение, что человек, не нарушивший никаких законов — априори хороший человек. «Не украл, не убил, в тюрьме не сидел». Но ведь и Иуда, предавший Христа, не нарушил ни одного гражданского закона. Императоры, такие как Диоклетиан и остальные, казнили христиан строго по букве закона. Расстрелы новомучеников в советской России были строго регламентированы и законодательно обусловлены. Конечно, гражданские законы необходимо соблюдать, но они совершенно не гарантируют спасение душе.

Подобных соображений можно привести еще большое количество. Нужно помнить, что человеческий разум не может противостоять Божественному. И если мы хотим спасти свою душу — мы должны об этом заботиться прямо сегодня, прямо сейчас.

https://www.youtube.com/watch?v=YJ9-HmV2qpA

На Страшном Суде окончательно решается участь каждого человека

Утешением для каждого из нас является тот факт, что Господь не справедлив, а милостив. Если бы Бог воздавал каждому из нас по справедливости, т.е. именно так, как мы заслужили — ни один бы человек не мог надеяться на вечное спасение. Но Господь милостив, и воздавать нам будет по Своей великой милости. Задача человека — эту милость заслужить.

Каким образом можно заслужить милость? Только лишь одним инструментом — покаянием и признанием своей греховности, т. е. виновности. Невозможно помиловать человека, который не считает себя виноватым. Такие люди могут думать, что имеют право за какие-то там свои заслуги получить от Бога место в раю. Но в рай невозможно попасть с гордо поднятой головой, как имеющий право.

В рай попасть можно только через покаяние, через понимание своей совершенной неготовности. Когда человек понимает, что сам по себе, без Бога, он вообще ничего не представляет — тогда и рождается смирение. Только через смирение, через полную покорность Воле Божьей и с надеждой на Его милость можно спасти свою душу.

А пока человек думает, что он не так уж плох и, в общем-то, имеет право на спасение — он грешит. Именно такими были фарисеи и саддукеи из Евангелия. И не было грешников на земле, которых более, чем этих, обличал Христос.

Противоположный пример — благочестивый разбойник, распятый рядом с Иисусом Христом. Этот человек прожил страшную, безбожную и грешную жизнь.

Но в последние минуты своей жизни, перед самой смертью, он успел раскаяться и признать, что несет абсолютно заслуженное наказание за свои прегрешения. И он тут же был спасен, по словам самого Христа — «Ныне же будешь со мною в раю». Вот такую силу имеет искреннее покаяние.

И если последний разбойник сумел перед самой смертью изменить свою вечную участь, то у каждого из нас есть все возможности сделать то же самое, пока мы живы.

Проповедь о Страшном Суде и его отличии от суда земного. Протоиерей Андрей Ткачев

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/strashnyj-sud.html

Страшный суд — что будет с грешниками после Страшного суда?

что такое божий суд

Считается, что каждый плохой поступок человека учитывается и он непременно понесет за него наказание. Верующие считают, что только праведная жизнь поможет избежать кары и оказаться в Раю. Решаться судьба людей будет на Страшном суде, но когда это будет — неизвестно.

Что это значит Страшный суд?

Суд, который коснется всех людей (живых и мертвых), называют «страшным». Произойдет он перед тем, как Иисус Христос второй раз придет на землю. Считается, что мертвые души воскреснут, а живые будут изменены.

Каждый человек получит вечную участь за свои деяния, и грехи на Страшном суде выйдут на первый план. Многие ошибочно полагают, что душа предстает перед Господом на сороковый день после своей смерти, когда принимается решение, куда она попадет в Рай или Ад.

Это не суд, а просто распределение умерших, которые будут ожидать «времени икс».

Страшный суд в христианстве

В Ветхом Завете идея Страшного суда представлена, как «день Яхве» (одно из имен Бога в иудаизме и христианстве). В этот день будет проходить празднование победы над земными врагами.

После того как начала распространяться вера в том, что мертвые могут воскреснут, «день Яхве» стали воспринимать, как Страшный суд. В Новом Завете указано, что Страшный суд – это событие, когда Сын Божий спустится на землю, сядет на престол и пред ним предстанут все народы.

Все люди будут разделены, и оправданные встанут по правую руку, а осужденные по левую.

  1. Часть своих полномочий Иисус поручит праведникам, например, апостолам.
  2. Людей будут судить не только за хорошие и злые поступки, но и за всякое праздное слово.
  3. Святые Отцы о Страшном суде говорили, что есть «память сердца», в которой отпечатывается вся жизнь, причем не только внешняя, но и внутренняя.

Почему у христиан Божий суд называется «страшным»?

Есть несколько названий этого события, например, великий Господний день или день гнева Божия. Страшный суд после смерти называется так не от того, что Бог предстанет перед людьми в ужасающем обличии, он, наоборот, будет окружен блеском своей славы и величия, что у многих вызовет страх.

  1. Название «страшный» связано с тем, что в этот день грешники будут трепетать из-за того, что все их грехи будут обнародованы и за них придется отвечать.
  2. Пугает и то, что судить всех будут публично перед лицом всего мира, поэтому увильнуть от правды не получится.
  3. Страх возникает и из-за того, что свое наказание грешник получит не на какое-то время, а навечно.

Где находятся души умерших до Страшного суда?

Поскольку еще никому не удавалось вернуться с того света, вся информация, касающаяся загробной жизни является предположением. Посмертные мытарства души, и Страшный суд Божий представлены во многих церковных писаниях.

Считается, что в течение 40 дней после смерти душа находится на земле, проживая разные периоды, подготавливаясь тем самым к встрече с Господом.

Выясняя, где находятся души до Страшного суда, стоит сказать о том, что Бог, просматривая прожитую жизнь каждого умершего человека, определяет, где тот будет находиться в Раю или в Аду.

Святым, которые писали священные книги со слов Господа, не была передана подробная информация о Страшном суде. Всевышний показал только суть того, что будет происходить. Описание Страшного суда можно получить из одноименной иконы.

Изображение сформировалось в Византии в восьмом веке и его признали каноническим. Сюжет был взят из Евангелия, Апокалипсиса и разных древних книг. Большое значение имели откровения Иоанна Богослова и пророка Даниила.

Икона «Страшный суд» имеет три регистра и у каждого свое место.

  1. Традиционно в верхней части образа представлен Иисус, который с обеих сторон окружен апостолами и они принимают в процессе непосредственное участие.
  2. Под ним находится престол – судейский трон, на котором находится копье, трость, губка и Евангелие.
  3. Внизу находятся трубящие ангелы, которые так созывают всех на событие.
  4. Нижняя часть иконы показывает о том, что будет происходить с людьми, которые были праведниками и грешниками.
  5. С правой стороны находятся люди, которые совершали хорошие поступки и они попадут в Рай, а еще Богородица, ангелы и Рай.
  6. В другой стороны представлен Ад с грешниками, бесами и Сатаной.

В разных источниках, описываются другие детали Страшного суда. Каждый человек будет видеть свою жизнь в мельчайших подробностях, причем не, только с собственной стороны, но и глазами окружающих людей. Он поймет, какие поступки были хорошими, а какие плохими. Оценка будет проходить при помощи весов, так на одну чашу будут положены добрые дела, а на другую – злые.

Кто присутствует на Страшном суде?

Во время принятие решения человек не будет находиться с Господом наедине, поскольку действо будет открытым и мировым. Страшный суд будет проводить вся Пресвятая Троица, но она будет развернута только ипостасью Божьего Сына в лице Христа.

Что касается Отца и Святого духа, но они будут принимать участие в процессе, но с пассивной стороны.

Когда наступит день Страшного суда Божия, каждый будет нести ответственность вместе со своими ангелами-хранителями и близкими умершими и живыми родственниками.

Что будет с грешниками после Страшного суда?

Слово Божие изображает несколько видов мучений, которым будут подвержены люди, ведущие грешную жизнь.

  1. Грешники будут удалены от Господа и прокляты им, что и будет страшным наказанием. В результате они будут мучиться от жажды своей души приблизиться к Богу.
  2. Выясняя, что ждет людей после Страшного суда, стоит указать, что грешники будут лишены всех благ царства небесного.
  3. Люди, которые совершали плохие поступки, будут отправлены в бездну – место, которое боятся демоны.
  4. Грешники будут постоянно терзаться от воспоминаний о своей жизни, которую они погубили собственными словами. Их будет мучить совесть и сожаления о том, что нельзя ничего изменить.
  5. В святом Писании представлены описания внешних мучений в виде червя, который не умирает, и неугасающего огня. Грешников ждет плачь, скрежет зубов и отчаяние.

Притча о Страшном суде

Иисус Христос говорил верующим о Страшном суде, чтобы те знали, что их ожидает, если отступить от праведного пути.

  1. Когда Божий Сын придет на землю со святыми ангелами, он сядет на престол собственной славы. Соберутся перед ним все народы и Иисус проведет отделение хороших людей от плохих.
  2. В ночь Страшного суда Сын Божий спросит за каждый поступок, утверждая, что все плохие действия, совершенные по отношению к другим людям, были сделаны ему.
  3. После этого судья поинтересуется, почему они не помогли нуждающимся, когда те, требовали поддержки, и грешники будут наказаны.
  4. Хорошие люди, которые вели праведную жизнь, будут отправлены в Рай.

Источник: https://womanadvice.ru/strashnyy-sud-chto-budet-s-greshnikami-posle-strashnogo-suda

«Но есть и Божий суд» — Статьи

что такое божий суд

В петровском «Артикуле воинском» 1715 года дуэлям посвящены два артикула (статьи): «Артикул 139. Все вызовы, драки и поединки чрез сие наижесточайше запрещаются таким образом, чтоб никто, хотя б кто он ни был, высокаго или низкаго чина, прирожденный здешний или иноземец, хотя другий кто отнюдь не дерзал соперника своего вызывать, ниже на поединок с ним на пистолетах, или на шпагах битца.

Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, так и кто выйдет, имеет быть казнен, а именно повешен, хотя из них кто будет ранен или умерщвлен, или хотя оба не ранены от того отойдут. И ежели случитца, что оба или один из них в таком поединке останетца, то их и по смерти за ноги повесить. Артикул 140.

Ежели кто с кем поссоритца и упросит секунданта (или посредственника), онаго купно с секундантом, ежели пойдут, и захотят на поединке битца, таким же образом, как и в прежнем артикуле упомянуто, наказать надлежит». Как мы видим, простора в определении наказания законодатель суду не оставляет.

Надо заметить, что по прошествии ста двадцати лет строгость мер несколько смягчилась, и за ноги уже никого не вешали (и вообще практики казни за дуэль в России не было), но для военнослужащих действие петровского закона не отменялось. В отношении остальных действовали несколько статей нового, вступившего в силу в 1835 году Свода законов Российской империи 1832 года, согласно которым причинение смерти на дуэли приравнивалось к убийству, а за убийство предполагалась каторга.

«Артикул воинский», издание 1715 г. (redsearch.org)

дуэль российской истории состоялась 27 января.

Уже 29-го командующий Отдельным гвардейским корпусом, куда входил полк Дантеса, генерал-адъютант Карл Бистром доложил императору о дуэли; в тот же день получено указание Николая I: «судить военным судом как Геккерена и Пушкина, так равно и всех прикосновенных к сему делу, с тем, что ежели между ними окажутся лица иностранные, то не делая им допросов и не включая в сентенцию Суда, представить об них особую записку, с означением токмо меры их прикосновенности». Под «лицами иностранными» понимались, по-видимому, дипломаты: было уже очевидным участие в дуэли секунданта Дантеса секретаря французского посольства виконта д’Аршиака и весьма вероятным было «прикосновение к делу» нидерландского посланника Луи де Геккерна (Геккерена), приемного отца Дантеса.

Как судили военных

Военный суд в России в эту эпоху не был профессиональным. Для рассмотрения конкретного дела формировалось специальное полковое присутствие из офицеров одного полка, к которому не принадлежал подсудимый или подсудимые. Для того, чтобы не «обидеть» полк, офицер которого оказывался под судом, привлекались офицеры равного по положению полка.

Гвардейских полков тяжелой кавалерии в России было четыре, судить поручика-кавалергарда были назначены офицеры Лейб-гвардии Конного полка, входившего в ту же бригаду 1-й гвардейской кавалерийской дивизии.

Суд составлялся из семи человек: председательствовал командир полка или его заместитель, членами суда были по два средних офицера — капитана или штабс-капитана (ротмистра или штаб-ротмистра в кавалерии), и четыре младших — по два поручика и прапорщика (корнета в кавалерии). Таким образом обеспечивалось примерно пропорциональное представительство всех офицеров полка по категориям.

К суду прикомандировывался в качестве консультанта обладавший юридическими познаниями специальный чиновник — аудитор, который не принимал участие в вынесении решения, но обеспечивал следование букве закона и процедуре.

Судебная процедура того времени как в делах гражданских, так и в военных, существенно отличалась от той, что будет введена Судебными уставами 1864 года. Процесс не был ни состязательным, ни гласным. Суд имел дело в основном с документами, хотя мог и лично заслушивать обвиняемых и свидетелей.

В данном случае Дантес и Данзас давали показания как письменно, так и устно, перед судом. Кроме этого к делу были приложены многочисленные документы: переписка Пушкина, Геккерна-старшего и д’Аршиака, протоколы допросов свидетелей (например, князя Вяземского), заключения врачей, послужные списки подсудимых, выписки из нормативных актов, касающихся поединков.

Допрашивать вдову поэта, как это предлагал аудитор Маслов, суд не счел необходимым.

«Семейные неприятности»

Суд установил следующее: «Между подсудимыми камергером Пушкиным и поручиком бароном Геккереном с давнего времени происходили семейные неприятности, так что еще в ноябре месяце прошлого года первый из них вызывал последнего на дуэль, которая однако не состоялась Наконец Пушкин 26-го января сего года послал к отцу подсудимаго Геккерена министру Нидерландскаго Двора барону Геккерену письмо, наполненное поносительными и обидными словами. В письме сем Пушкин описывая разные неприличные поступки против жены его подсудимого Геккерена, называл их низостью и ничтожностью, погасли в самом холодном презрении и заслуженном отвращении. Далее Пушкин самого министра Геккерена называя представителем Коронованной главы, изъяснился, что он родительски сводничал своему сыну и руководил неловким его поведением, внушал ему все заслуживающие жалости выходки и глупости, которые позволил себе писать, и подобно старой развратнице сторожил жену его, Пушкина, во всех углах, чтобы говорить с ней о любви к ней незаконнорожденного сына, и, когда он оставался дома, больной венерическою болезнью, говорил, что умирает от любви к ней, бормотал ей возвратить ему его. В заключение Пушкин, изъявляя желание, чтобы Геккерен оставили дом его и не говорил жене его казарменные каламбуры, назвал его подлецом и негодяем.

Источник: https://diletant.media/articles/45157463/

Как вершился Суд Божий в древние времена? Ордалии

Их использовали при недостатке улик в делах об убийстве, разбое, краже, колдовстве. Но не только ответчику назначались такие испытания. В случае отсутствия доказательств у возбудившей иск стороны ей и предстояло их проходить. Считалось, что око Божье и совесть преступника помогут выявить истину.

Орудие дознания готовилось по особому ритуалу. Так, в «Законе об ордалии горячим железом и водой» древней Британии сказано:

«Мы предписываем согласно повелению божьему, архиепископа [Кентерберийского] и других епископов, чтобы никто, за исключением священника и того, кто должен пойти на ордалию, не входил в церковь, как только [туда] будет внесен огонь, которым должны быть разогреты для ордалий железо или вода».

Кроме того, по этому закону не только испытуемого, но и свидетелей полагалось окропить святой водой. Все участники суровой процедуры должны были накануне поститься и «воздержаться от жен».

Подробнейшим образом расписана процедура подготовки и проведения ордалий в древнеиндийских письменных памятниках. Представителем царя в них выступал верховный судья.

Он вместе с обвиняемым должен был нести однодневный пост, затем совершить омовение и явиться к месту, освященному мантрами и жертвоприношением, во влажной одежде.

«Людей, обвиненных в тяжких грехах, пусть царь подвергает ордалии в храме, а тех, кого подозревают в государственной измене — у ворот дворца; для низкокастовых пусть устраивают испытание на перекрестке дорог, а для прочих — в зале суда»

Огонь

Ордалия огнём состояла в том, что испытуемый должен был держать руки на огне, проходить через горящий костёр, ступать на раскаленное железо или держать его руками, принимать на тело расплавленный металл. Длительность пытки измерялась определенным расстоянием, количеством шагов и т. п.

У разных народов имелись свои, порой схожие, а порой сильно отличающиеся критерии оценки результатов. Так, в Древней Индии ответчику предварительно обматывали ладони семью листами дерева ашваттха, и после преодоления назначенного расстояния проверяли наличие ожогов. Отсутствие их приводило к вердикту о невиновости. Зато если обвиняемому предстояло лизнуть раскаленный лемех, то никакой защиты языку не полагалось, а наличие полученного ожога становилось доказательством вины.

Древние германцы после испытания железом обвязывали раны льняным полотном, покрытым салом, и на третий день проверяли, как они заживают: скорое залечивание считалось основанием для оправдания. Аналогично поступали поляки.

Особым случаем было добровольное принятие испытания мучеников. Так, по сасанидской легенде, во время религиозной смуты в Иране зороастрийский жрец Адурбад Мараспанд (Атропат Мантраспент) подверг себя ордалии, заключавшейся в пролитии на его грудь расплавленной меди, в результате он приобрел ореол бессметрия, т.к. выдержал испытание, оставшись в живых.

Вода

При испытании водой нужно было достать кольцо из кипятка, броситься в реку и т. д.

Еще в законах Хаммурапи можем прочесть:

«Если человек бросит на человека обвинение в чародействе и не докажет этого, то тот, на кого брошено обвинение в чародействе, должен пойти к реке и броситься в нее. Если река овладеет им, то обличавший его может забрать его дом; а если река этого человека отчистит и он останется невредим, то того, кто бросил на него обвинение в чародействе, должно убить; бросавшийся в реку получает дом обличавшего его».

А вот в Индии обвиняемому могли дать выпить воду после омовения ею скульптуры божества. Если в течение 1−2 недель после этого ни на него самого, ни на его ближайших родственников не обрушится ни одной напасти, оправдательный приговор будет подписан.

Другой вариант предусматривал, чтобы в воде стоял стрелок с луком, а испытуемый, нырнув, держался за его ноги и не показывался на поверхности ни одной частью тела, пока не принесут пущенную в этот момент стрелу, иначе он будет признан преступником.

На Руси тоже применялись ордалии. Епископ Серапион по поводу обвинения в колдовстве велел:

«Вы же воду послухомъ постависте и глаголисте: аще утопати начнеть, неповинна есть; аще ли поплыветь Волхов есть».

В одной из новгородских берестяных грамот некий должник обвинил своего кредитора в мошенничестве с процентами и предложил выяснить правоту путем испытания водой. Такое решение вопроса допускалось и Польской Правдой.

К счастью, сохранились свидетельства, как в ходе водных ордалий страховали жизни испытуемых, брошенных в воду (иногда с привязанными к ногам руками). Например, обвязывали за пояс веревками, чтобы успеть вытащить начавшую тонуть жертву, которая отсутствием попыток выплыть доказывала свою невиновность.

Ордалии — испытания не из легких, конечно. Но современная наука не считает их исключительно шарлатанским способом, признает возможность доказать невиновность, пройдя их и не заплатив за это жизнью, не став калекой.

Психологи в союзе с антропологами объясняют это механизмами действия страха и сомнений и свойствами ментальности наших предков. Физики заявляют, что при соприкосновении тела с раскаленным железом или кипящей массой на коже образуется особая испарина, препятствующая ожогу, но нейтрализуемая холодным потом дрожащего от страха человека.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/20441/

Страшный суд: как проходит Божий суд, покаяние и прощение

Поиск по сайту

Где можно сделать заказ ›

Статьи › Страшный суд божий

Суд Божий — последний день существования земного мира, в который решается судьба каждого человека. Эта идея присутствует в авраамических религиях: иудаизме, христианстве и исламе. Каждый верующий живет с осознанием того, что Творец наблюдает за ним и все поступки, слова и мысли необходимо соотносить с правилами и заповедями, данными в Библии.

Что такое страшный суд в православии

Как Христос воскрес, восстав из мертвых на третий день после распятия, так и люди возродятся. Они предстанут перед лицом Иисуса, которому Отец передал право судить их, ведь он сам прожил человеческую жизнь и познал суть нашей природы.

Судилище произойдет в конце времен — самом тяжелом периоде для человечества. Второе пришествие Спасителя остановит разрушение мира, и он решит, кто заслужил вечного счастья, а кто — бесконечные муки в аду.

Воздаяние получат как живущие в тот момент, так и умершие на протяжении истории.

Человек предстанет перед Вседержителем, сонмом ангелов и людьми, жившими с момента Адама и Евы. Ничего не удастся скрыть, умолчать, не сработают отговорки.

Каждое действие и бездействие, слово и даже помыслы будут открыты, и в соответствии с ними будет вынесен приговор.

И если Бог неизменен и любит нас, независимо от наших действий, то человек имеет свою волю и он изменчив, поэтому сам решает — предастся ли ему порочным делам или всеми силами стремиться к свету и добру. На Судилище даруется шанс прощения.

Где душа находится до этого момента

После смерти умерший проходит следующие испытания:

  • Первые два дня вместе с ангелами он путешествует по памятным местам земной жизни, вспоминает свои радости и горести.
  • На третий день попадает в Царство Господнее и его милостью может 6 дней пребывать в раю.
  • Потом в течение 30 дней душа проводит в аду, наблюдая за страданиями грешников и перенося соблазны демонов.
  • На сороковой день решается судьба человека до Второго Пришествия Иисуса, когда и определится его участь на веки вечные.

Вот почему так важно молиться за усопших и подавать милостыню в память о них. Сами они уже не могут после смерти покаяться и совершить добрые дела. Но мы добавляем на чашу весов свою память и мольбы, и они могут перевесить грехи.

Во время крещения мы становимся частью Церкви, а она является воплощением Тела Христова. И обращая свои мольбы, мы просим, чтобы умершего не отождествляли с его дурными поступками, а воспринимали как частичку Создателя. Творец может восполнить своим совершенством нашу душу, созданную по образу и подобию Его.

На протяжении нашей жизни мы совершаем множество деяний: добрых и злых. В православии считается, что согрешение — это нарушение изначального замысла. Вот почему Воздаяние — это не строгое взвешивание хорошего и плохого, как это делается в понятной нам юридической практике. Скорее это медицинская операция, которая позволяет восстановить гармонию, отсекая пороки. Главное, чтобы в грешнике осталось хоть немного веры и смирения.

Как проходит Божий суд

Во многих религиозных верований суд после смерти осуществляется безличностной Кармой, отстраненным и непререкаемым Космическим законом или Фемидой с повязкой на глазах. В христианстве же человек встречается с Богом, который прожил жизнь в ипостаси Спасителя.

Сын Господний получил опыт бытия простым смертным, с нашими страстями, сомнениями, болью. А значит, и итоговое решение о судьбе людей будет приниматься, исходя из глубокого осознания их природы.

Он прошел через страдания, чтобы спасти души, исцелить их, а не осудить и расправиться.

Справедливость и милостивость

Согласно святоотеческому писанию Суд Божий пристрастен, он идет не с четким соблюдением «буквы закона», а в соответствии с желанием Господа, его планом.

Преподобный Исаак Сирин говорил, что всевышнего нельзя называть «справедливым», так как он будет оценивать дела исходя из своего милосердия. Как в притче о блудном сыне, где вернувшегося взрослого ребенка, обнищавшего и потерянного, отец встречает с радостью и устраивает пир.

Так и в Судный День Господь воскресит людей, чтобы дать прощение каждому, кто имеет хоть малую возможность на это.

Справедливости требует дьявол: грешник в течение своей жизни служил ему, значит, и должен навечно отправиться в ад. Но если сам христианин не отождествляет себя со своими прегрешениями, то и Творец не будет. Он отделит греховные дела, оставив Душу чистой и светлой.

В православной традиции очень важна идея, что каждого будут судить по его собственным законам. Что это означает? Если человек был склонен осуждать других за какие-то грехи и слабости, то именно за них и ему «представят счет».

Христос сравнивал прегрешения с веточкой, а осуждения чужих проступков — с бревном.

Поэтому один из основных христианских постулатов «не суди, да не судим будешь» — это напутствие, которое должно защитить людей от последствий их плохих мыслей и слов по поводу поведения окружающих.

Заповеди Блаженства

Необходимо усмирить гордость и понять, что Всевышний отнесется к нам со снисхождением, даруя то, что мы не заслужили. Смиренность является путем в рай. В Заповедях Блаженства перечисляются качества, соответствие которым позволяет избежать Судилища:

  • «нищие духом» — осознают свое несовершенство; только понимая, что ты болен и греховен, ты можешь просить помощи у Отца и получить ее;
  • плачущие;
  • кроткие,
  • алчущие правды,
  • милостивые,
  • чистые сердцем,
  • миротворцы,
  • изгнанные за правду,
  • гонимые за прославление имени Христа.

Покаяние

Таким образом, истинный христианин не боится Страшного суда. Он осознает, что в конце веков его ждет встреча с милостивым Создателем.

Страх перед этой встречей объясняется тем, что изнутри своего несовершенного сознания мы не можем в полной мере осознать силу любви и сострадания Господа.

На фоне Света, который он излучает, порочные поступки и помыслы выглядят особенно ужасно и недостойно, вызывают стыд и страх. Но любовь к Создателю и покаяние способны сжечь согрешения в лучах этого света и дать шанс обрести жизнь вечную в раю.

Покаяние — это осознание, что при всем несовершенстве и греховности, мы являемся детьми Бога, несем в себе его Дух и Образ. Каясь, мы не занимаемся самобичеванием, но молим отделить от себя грех, просим о шансе очиститься и переродиться. Для Всевышнего нет ограничений во времени, поэтому наше раскаяние и искренне желание отринуть от себя злые деяния, осуществляется. Это во власти Вседержителя. Он может принять нас в своей Вечности уже очищенными и полными его любви.

Источник: http://IzgotovleniePamyatnikov.ru/na-mogilu/strashnyj-sud-bozhij/

Что такое страшный суд? Божий суд

Мысли о смерти для обычного человека неприемлемы. Неизвестность, ужас перед физической болью, страх вытесняет тягостные думы на задворки сознания. Да и некогда подумать о последнем часе в суете повседневности.

Православному человеку намного сложнее. Он знает, что впереди его ждёт Страшный суд, на котором он ответит за все проступки, совершенные в жизни. Пугает не только страх наказания, но и чувство вины перед Тем, кто есть любовь.

Как проходит Божий суд после смерти?

Теряя близких, мы задумываемся о собственной кончине. Избежать ее не удастся никому – ни богатым, ни знаменитым, не праведникам. Что ждет там, за чертой? Что говорит православие о божьем суде? Сказано, что первые три дня душа умершего находится возле тела, на земле.

https://www.youtube.com/watch?v=rcKF9QHykZM

Душа вспоминает весь свой земной путь. По свидетельству Василия Нового, если человек умер без покаяния, его душа проходит двадцать испытаний, называемых мытарствами. Всем мытарства даны названия по грехам: лжи, лености, гнева и прочих.

Следующие шесть дней душа проводит в раю, где забываются все земные скорби. Потом ей показывают ад с грешными людьми, их мучения. На третий, девятый день после смерти она предстает перед Господом. Через сорок дней после кончины вершится Божий суд, определяющий положение души.

В этот период близкие могут помочь умершему, читая акафисты и заказывая поминальную службу. После этого душа проводит время в ожидании своей участи на последнем суде.

События, предшествующие Страшному суду

О том, что после смерти каждого человека ожидает Страшный суд, упоминается ещё в Ветхом Завете. В Евангелии говорится, что судить людей будет не Бог Отец, а Иисус Христос, так как Он сын человеческий.

Православие учит, что в Судный день ожидается второе пришествие Иисуса Христа, во время которого он отделит праведных (овец) от грешников (козлищ).

В Откровениях Иоанна Златоуста изложена последовательность событий Апокалипсиса. Его дата не известна никому, чтобы люди находились в осознанном состоянии и ежечасно делали выбор между добром и злом. По откровениям, конец света наступит не вдруг, ему предшествуют особенные события.

Во втором пришествии Спаситель будет держать книгу с семью печатями и светильник с семью факелами. Открытие каждой печати ведет к тому, что на человечество посылаются беды: болезни, землетрясения, голод, жажда, смерть, падающие кометы.

Совет. Сходите на исповедь! Покайтесь, все ваши грехи простятся, не ждите своей смерти, там покаяться уже невозможно.

Придет семь ангелов, и дадут сигнал к концу света: сгорит третья часть деревьев и трава, сделается кровавым третья часть моря и погибнут суда. Затем станет горькой вода и погибнут люди, которые ее пьют.

При звуке трубы четвертого ангела будут затмения, пятый открывает путь саранче в железных доспехах, подобной скорпионам. Саранча будет жалить людей в течении пяти месяцев. Последние два испытания будут в том, что человечество настигнут болезни и всадники в доспехах на конях, источающие дым и серу.

Появление седьмого ангела возвестит о том, что Царство Христа наступило. Видение Иоанном «жены, облеченной в солнце», многие богословы трактуют, как появление церкви, которая поможет спастись. Сражение Архангела Михаила со змеем и его торжество над ним символизирует победу над дьяволом.

Как пройдет Страшный Суд?

Православная церковь учит, что в судный день восстанут все мертвые и придут к престолу Божьему. Господь соберет всех и будет спрашивать о всех деяниях, совершенных при жизни.

Если сердце человека исполнено любви, он останется по правую руку от Иисуса Христа, и будет пребывать с ним в Его Царстве. Не раскаявшиеся грешники обречены на мучения. В Откровении сказано, что 144 тысячи человек не постигнут муки Апокалипсиса. После Страшного божьего суда не будет ни греха, ни скорби.

Как спастись человеку до Страшного суда?

В христианстве говорится, что надежда на спасение есть. Более того, страшный суд православие ждет с радостью, так как он есть знамение рассвета – Царства Божьего на земле. Истинно верующий человек надеется на скорую встречу с Христом.

мера, которой будет мерить Высший Судья – милосердие. Если ходить в церковь, поститься, молиться, часто исповедоваться и причащаться, можно смело надеяться на самое лучшее на страшном суде. Бог сделал человека свободным, он вправе выбрать греховное состояние, но оно лишает надежды на спасение. Искреннее покаяние, исповедь и причастие, добрые дела приближают человека к Богу, очищает и исцеляет его.

Отличает православного человека постоянный внутренний самоконтроль своего душевного состояния. В Писании сказано, что до Страшного суда в мир придут антихрист и лжепророки. И на землю придет дьявол, и будет бесчинствовать в предчувствии второго пришествия Христа.

Поэтому искушение каждого человека проходит ежеминутно. Стоит задуматься в ответ на каждый позыв к греху, чью волю исполнять – божественную, или бесовскую. Как говорится в православии, бесовское племя изгоняется молитвой и постом.

Наказания в жизни человека нет – есть лишь уроки. Если человек испытывает негативные чувства, значит, он перекрыл доступ Божественной любви в свое сердце. Ежедневно Бог приходит к нам в образе других людей.

Помогли мы ближнему, даже самому ничтожному – помогли Ему. Пусть память о Страшном суде будет не ужасом, отягчающим душу, а доказательством Высшего милосердия, любви и терпения.

(1 5,00 из 5)

Источник: http://proruschurch.ru/chto-takoe-strashnyy-sud/

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такой симеон афонский
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Когда родился бог отец

Закрыть