Что такое деисусный чин

Деисусный чин: краткое описание и основной смысл

что такое деисусный чин

Порядок расположения икон в храмовых залах православных церквей не случаен, впрочем, как и применяемые в написании самих образов каноны. Определенным традициям, правилам расположения на центральном иконостасе подчиняется каждый, находящийся там образ.

Определенный порядок, в котором располагаются конкретные образы, имеет собственное название. Случайно или же произвольно в храмовом зале не может быть размещена ни одна икона. Деисусный чин – одно из таких незыблемых правил расположения образов на части центрального иконостаса в храме, но не только. У этого понятия есть и иные значения.

Что это такое в иконостасе?

Деисусный чин иконостаса – традиционный порядок расположения образов во втором его ряду. Именно второй ряд считается основным, как в большом, главном иконостасе православного храма, так и в малом.

Разумеется, центральное место в этом ряду занимает образ Господа. Как правило, это икона, изображающая Христа Вседержителя, реже – иная, например, образ «Спаса в Силах». Далее в ряду располагаются Иоанн Предтеча и, конечно же, Богородица. Деисусный чин этими образами, разумеется, не ограничивается.

Какие еще иконы включаются в деисусный ряд?

Второй ряд в иконостасе православного храма включает в себя как обязательные образы, так и второстепенные. Их количество напрямую зависит от величины иконостаса и статуса церкви. Это означает, что в городском соборе образов деисусный чин будет содержать намного больше, чем в сельской не очень большой церкви.

Как уже и было упомянуто, центральное место в чине занимает образ Господа. Далее по сторонам от Иисуса размещаются два образа, их включает в себя каждый деисусный чин, вне зависимости от статуса или же размеров храма. Это иконы, изображающие Богородицу и Иоанна Предтечу.

Далее места на иконостасном ряду занимают архангелы – Михаил и Гавриил, апостолы – Павел и Петр. Вслед за ними располагают иконы с изображениями мучеников, святителей, преподобных.

В чем заключается смысл деисусного ряда?

Конечно же, деисусный чин возник не просто так и расположение иконописных образов несет в себе определенный смысл. Понять его совершенно не составляет труда даже далекому от религиозного мировоззрения человеку при внимательном взгляде на иконостас.

В центре ряда находится образ Господа, сурово взирающего перед собой. Продолжает деисусный чин Богоматерь, находящаяся по правую руку Христа. Взгляд Богородицы обращен уже не на верующих, а на Господа. Образ Иоанна Предтечи или же Крестителя, расположенный по левую руку Иисуса, также развернут к Господу. Расположение остальных образов, дополняющих ряд, аналогично.

Таким образом, суть этого ряда интуитивно понятна и воспринимается каждым человеком. Деисусный чин изображает суд Господа над людьми. Богородица и Иоанн выступают в роли заступников, молителей за человеческие души. Поэтому их образы в иконостасе развернуты в сторону Христа, обращены к нему, а не к взирающим на них прихожанам храма.

Почему ряд так называется?

Слово, лежащее в основе названия «деисус», имеет греческое происхождение. Точное его произношение – предмет спора лингвистов и филологов. Многие из них склоняются к тому, что «деисус» — упрощенное произношение, то есть обрусевшая форма слова. Произносить его более правильно – «деисис». Однако у церковников по поводу правильности произношения нет никакой позиции, духовенство допускает оба варианта.

Слово «чин» исконно славянское. У него несколько значений, однако в богослужениях это слово означает строго определенный порядок чего-либо. Это может быть как последовательность молитв во время службы, так и ее устав или какой-либо иной порядок.

Что означает само название?

Смысловое значение слова «деисус» — прошение, моление за что-либо или же кого-либо. Назван основной ряд иконостаса таким образом потому, что исполнен он в традиционном для православия стиле молитвенного заступничества. Все второстепенные фигуры обращены лицами или даже корпусом к Богу, они молят его о милосердии и прощении.

Именно в посреднической молитве о прощении и милосердии и заключается догматическое значение деисусного чина. О прощении рода человеческого Иисуса молят Богоматерь и прочие святые, они воплощают собой заступничество за души людей пред Господним престолом.

Так называют только ряд в церковном иконостасе?

Деисусный чин – это не только ряд в храмовом иконостасе. Скорее, термин обозначает художественную композицию, выражающую конкретный смысл. Это может быть как сочетание многих икон, выстроенных в один ряд, так и длинная настенная фреска. Разумеется, в этом же стиле и с аналогичным смыслом выполняются и простые иконы.

Иконопись в деисусном стиле возникла благодаря становлению литургии в византийских храмах. Этот период был связан с так называемым временем иконоборчества.

В храмах Византии в тот период во время богослужений на архитрав алтарной преграды помещалась небольшая икона с деисусным сюжетом. Изображены на ней были, как правило, лишь сам Господь, Иоанн Предтеча и Богоматерь.

Обуславливалось это тем, что подобное содержание иконы максимально точно передавало суть христианства – прощение, заступничество, любовь и милосердие.

После окончания эпохи иконоборчества деисусный жанр остался одним из самых востребованных. Небольшие алтарные образы развились до триптихов в домах и, конечно же, целого ряда на православных церковных иконостасах.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда умирает домашнее животное

Какими они бывают?

Отдельная композиция, помещающаяся на небольшой доске, носит название «Предста Царица одесную Тебе». Христос изображается на такой иконе в виде Царя Царей. В торжественных одеждах прописываются и образы Богоматери и Иоанна.

Не менее известна и иконописная композиция, на которой Господь находится с двумя архангелами – Гавриилом и Михаилом. Называется икона с такой композицией «Ангельский деисус». История появления этого варианта сюжета деисусной иконы неизвестна.

Многие историки, изучающие православие и все, что с ним связано, полагают, что данный образ не имеет отношения к деисусному направлению, а является переосмысленным изложением сюжета Троицы.

Однако церковники относят этот вариант иконы к деисусным изображениям.

Помимо отдельных небольших образов, к деисусным относят и составные ряды в домашнем Красном углу. Красный угол – место в доме, где размещаются образы святых, лампады, свечи. То есть это место в доме, предназначенное для молитвы. В домашнем деисусном ряду допускаются различные отступления от канонов, соблюдаемых в храмовых иконостасах. К примеру, образ Крестителя на Руси достаточно часто заменяют иконой с ликом Николая Чудотворца.

Храмовые деисусные ряды могут являться огрудными, ростовыми или же оглавными. Вне зависимости от того, как оформлен ряд, порядок расположения образов в нем соблюдается неукоснительно. Центральное место занимает Господь, рядом с ним расположены фигуры Крестителя и Богородицы. Далее следуют два архангела. Вслед за их образами наступает черед апостолов, а далее располагаются мученики, святые, преподобные.

При оформлении иконостасов в храмовых залах этот порядок никогда не нарушается. Впрочем, это справедливо и для настенных деисусных росписей в церквях. Изображения с сюжетом «Ангельский деисус» представлены в храмах исключительно в виде отдельных икон, находящихся в зале.

Источник: https://autogear.ru/article/429/866/deisusnyiy-chin-opisanie-i-osnovnoy-smyisl/

Исторический словарь — значение слова Деисус. Деисусный Чин

что такое деисусный чин

(греч. — моление, прошение) — икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа-Вседержителя (Пантократора), а справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества. Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, св. отцов св. мучеников и пр.

Основной догматический смысл подобных икон — посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии (отсюда Деисус как ядро композиции «Страшный Суд»).

В после-иконоборческую эпоху икона «Деисус» помещалась на архитраве невысокой алтарной преграды византийского храма, а затем, уже на русской почве, превратилась в деисусный чин высокого иконостаса (см.).       

Смотреть значение Деисус. Деисусный Чин в других словарях

Деисус — м. три иконы: Спасителя, Богоматери и Предтечи, ставимые, по обычаю, вместе.
Толковый словарь Даля

Чин — чина, мн. чины, м. 1. Степень служебного положения государственных служащих, гражданских и военных (дореволюц., загр.). В дореволюционной России было четырнадцать классов..
Толковый словарь Ушакова

Деисус М. — 1. Иконописная композиция с изображением Христа посередине и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматери и Иоанна Предтечи. 2. Икона с таким изображением.
Толковый словарь Ефремовой

Деисусный Прил. — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: деисус, связанный с ним. 2. Свойственный деисусу, характерный для него.
Толковый словарь Ефремовой

Чин По Чину Нареч. Устар. — 1. Как следует, как полагается; чин чином.
Толковый словарь Ефремовой

Чин Чинарём Нареч. Устар. — 1. Как следует, как полагается; чин чином.
Толковый словарь Ефремовой

Чин Чином Нареч. Устар. — 1. Как следует, как полагается.
Толковый словарь Ефремовой

Чин — — служебный разряд военных и гражданских служащих, с которым связаны определенные права и обязанности. В России установлены классные чины для прокурорских..

Экономический словарь

Чин — -а; мн. чины́; м.1. В России до 1917 г.: разряд, класс военных и гражданских служащих, получаемый по установленному порядку; лицо этого разряда, класса. Полковничий ч. В чине..

Толковый словарь Кузнецова

Классный Чин — — вид специальных званий (см.: Звание специальное), которое присваивается работникам прокуратуры, органов юстиции и аппаратов судов, Судебного департамента при Верховном..
Юридический словарь

Чин — — служебный разряд военных и гражданских служащих, с которым связаны определенные права и обязанности. В РФ установлены классные чины для прокурорских работников. До..
Юридический словарь

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как заключить сделку с богом

Деисус — (от греч. deesis — моление) — в средневековом, преимущественновосточно-европейском искусстве композиция, включающая изображения Христа(посредине) и обращенных к нему в..
Большой энциклопедический словарь

У Чин У — (ок. 1773 — ок. 1838) — бирманский писатель, создатель т. н.дворцовых драм, преимущественно на сюжеты джатак: «Махотада», «Папахейн»,»Вейтандая», затрагивающих социальные и политические..
Большой энциклопедический словарь

Чин — служебный разряд военных и гражданских служащих, с которым связаныопределенные права и обязанности. В России установлены классные чины дляпрокурорских работников
Большой энциклопедический словарь

Куки-чин — см. Чин.
Советская историческая энциклопедия

Чин — чины (бирм. — «горцы»; самоназв. — лайми — «люди»), — народность, живущая на З. Бирмы, где образован ский штат. Небольшая часть Ч. (т. н. куки — «горцы») живет на С.-В. Индии. Общая..
Советская историческая энциклопедия

Деисус — (от греч. deesis — моление) — икона, изображающая Иисуса Христа в архиерейском облачении, богоматерь по правую и Иоанна Предтечу по левую его сторону а молитв, позе. Иногда..
Философский словарь

Малый чин —    Аттический орден.    (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
Архитектурный словарь

Посмотреть в Wikipedia статью для Деисус. Деисусный Чин

Источник: http://slovariki.org/istoriceskij-slovar/12589

Деисусный чин: описание и основной смысл

что такое деисусный чин

Порядок расположения икон в храмовых залах православных церквей не случаен, впрочем, как и применяемые в написании самих образов каноны. Определенным традициям, правилам расположения на центральном иконостасе подчиняется каждый, находящийся там образ.

Определенный порядок, в котором располагаются конкретные образы, имеет собственное название. Случайно или же произвольно в храмовом зале не может быть размещена ни одна икона. Деисусный чин – одно из таких незыблемых правил расположения образов на части центрального иконостаса в храме, но не только. У этого понятия есть и иные значения.

Иконографический состав высокого иконостаса. Что есть что — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот

В иконостасе обычно три двери (врата), ведущие в алтарь: посредине иконостаса, прямо перед престолом — Царские врата, слева от Царских врат (по отношению к находящимся перед иконостасом) — Северные врата, справа — Южные.

Боковые врата иконостаса называются дьяконскими дверями. Царские врата принято открывать только во время богослужения (в русском богослужении только в определенные моменты).

Через них могут проходить только священнослужители, совершая положенные богослужебные действия. Дьяконские двери могут в любое время использоваться для простого (не имеющего символического смысла) входа и выхода из алтаря.

Также через них могут при необходимости проходить члены церковного причта (помогающие священнослужителям при совершении службы).

Сюжеты икон в иконостасе и их порядок имеют определенные сложившиеся традиции. Иконографический состав иконостаса выражает содержание и смысл происходящего в храме богослужения. Однако некоторые из сюжетов могут заменяться или варьироваться, что вызвано историческим развитием иконостаса и наличием местных особенностей. Наиболее распространенный состав русского иконостаса следующий:

Нижний ряд (или по-другому «чин») — местный

В нём располагаются Царские врата с изображением на двух створках Благовещения и четырёх евангелистов. Иногда изображается только Благовещение (фигуры Архангела Гавриила и Богоматери в рост). Встречаются ростовые изображения святителей, чаще всего составителей литургии — Иоанна Златоуста и Василия Великого.

Обрамление Царских врат (столбики и венчающая сень) могут иметь изображения святителей, диаконов, а сверху икону Евхаристии — Причащения апостолов Христом. Справа от Царских врат икона Спасителя, слева — икона Богоматери, изредка заменяемые на иконы господских и богородичных праздников.

Справа от иконы Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен данный храм.

Местный ряд иконостаса придела собора Покрова на рву (Василия Блаженного) в Москве. Lotusalp, GNU 1.2

На дьяконских дверях чаще всего изображены архангелы Гавриил и Михаил, иногда святые архидиаконы Стефан и Лаврентий, могут изображаться ветхозаветные пророки или первосвященники (Моисей и Аарон, Мелхиседек, Даниил), бывает изображение благоразумного разбойника, редко другие святые или святители.

Благоразумный разбойник. Дьяконская дверь. неизвестен, Public Domain

Встречаются дьяконские двери с многофигурными сценами на сюжеты книги Бытия, рая и сцены со сложным догматическим содержанием. Остальные иконы в местном ряду могут быть любые. Это определяется желанием самих создателей иконостаса. Как правило, это местночтимые иконы. Из-за этого ряд и назван местным.

Второй ряд — деисус, или деисусный чин

(В иконостасах позднее середины XVII века, а также во многих современных иконостасах вместо деисусного чина над местным рядом помещается праздничный чин икон, ранее всегда располагавшийся третьим. Это вероятно вызвано мелким масштабом изображений на многофигурных праздниках, которые на большой высоте хуже видны. Однако это перемещение нарушает смысловую последовательность всего иконостаса.)

«Спас в силах» — центральная икона ростового деисусного чина. Тверь, около 1500 года. неизвестен, Public Domain

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как зовут бога в христианстве

Деисусный чин — главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование. Слово «деисис» в переводе с греческого означает «моление». В центре деисуса всегда икона Христа. Чаще всего это «Спас в силах» или «Спас на престоле», в случае поясного изображения — Христос Пантократор (Вседержитель). Редко встречаются оплечные или даже оглавные изображения.

Справа и слева иконы предстоящих и молящихся Христу: слева — Богоматери, справа — Иоанна Предтечи, далее архангелов Михаила (слева) и Гавриила (справа), апостолов Петра и Павла. При большем количестве икон состав деисуса может быть разным. Либо изображаются святители, мученики, преподобные и любые святые, угодные заказчику, либо изображаются все 12 апостолов. Края деисуса могут быть фланкированы иконами столпников.

Изображенные на иконах деисуса святые должны быть повернуты в три четверти оборота ко Христу, так что они показаны молящимися Спасителю.

Третий ряд — праздничный

В нём помещаются иконы основных событий Евангельской истории, то есть двунадесятых праздников. Праздничный ряд, как правило, содержит иконы Распятия и Воскресения Христа («Сошествие во ад»). Обычно включается икона Воскрешения Лазаря. В более расширенном варианте могут включаться иконы страстей Христовых, Тайной вечери (иногда даже Евхаристия, как над Царскими вратами) и иконы связанные с Воскресением — «Жены мироносицы у гроба», «Уверение Фомы». Заканчивается ряд иконой Успения.

«Вознесение» из праздничного чина Успенского собора во Владимире. 1408 год. Андрей Рублев и Даниил, Public Domain

Иногда в ряду отсутствуют праздники Рождества Богоматери и Введения во храм, оставляя больше места иконам страстей и Воскресения. Позднее в ряд стала включаться икона «Воздвижение Креста». В случае, если в храме несколько приделов, в боковых иконостасах праздничный ряд может варьироваться и сокращаться. Например, изображаются только евангельские чтения в недели после Пасхи.

Четвертый ряд — пророческий

В нём помещены иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках, где написаны цитаты их пророчеств. Здесь изображаются не только авторы пророческих книг, но и цари Давид, Соломон, Илья пророк и другие люди, связанные с предвестием рождения Христа.

Иногда в руках у пророков изображаются приводимые ими символы и атрибуты их пророчеств (например, у Даниила — камень, самостоятельно оторвавшийся от горы как образ Христа родившегося от Девы, у Гедеона орошенное росою руно, серп у Захарии, у Иезекииля затворенные врата храма).

«Царь Давид», икона из пророческого ряда, церковь Преображения, Монастырь Кижи неизвестен, Public Domain

В центре ряда обычно икона Богоматери Знамение, «заключающая в лоне Своем образ родившагося от Нея Сына», или Богоматерь с Младенцем на престоле (в зависимости от того, поясные или ростовые изображения пророков). Однако есть ранние примеры пророческих рядов без иконы Богоматери. Количество изображаемых пророков может варьироваться в зависимости от размеров ряда.

Пятый ряд — праотеческий

В нём располагаются иконы ветхозаветных святых, в основном предков Христа, в том числе первых людей — Адама, Евы, Авеля. Центральная икона ряда — «Отечество» или позднее так называемая «Троица Новозаветная».

Существуют серьёзные возражения против возможности употребления этих иконографий в православной иконописи. В частности они были категорически запрещены Большим Московским собором 1666—1667 гг.

Возражения основываются на невозможности изображения Бога Отца, попытка которого прямо делается в образе Ветхого Деньми (Днями) (в древности Ветхий Деньми был изображением только Христа, грядущего воплотиться).

Авраам (икона середины XVII века) anonimus, Public Domain

Ещё одним доводом в пользу отказа от этих двух икон является искаженное в них представление о Троице.

Именно поэтому в некоторых современных иконостасах центральным образом праотеческого ряда сделана икона «Троица Ветхозаветная», то есть изображение явления трех Ангелов Аврааму.

Самым предпочтительным иконографическим изводом «Троицы» признается икона Андрея Рублева. Однако изображение «Отечества» и «Троицы Новозаветной» получили сильное распространение и до сих пор употребляются в иконописи.

Завершение

Завершается иконостас крестом или иконой Распятия (также в форме креста). Иногда по сторонам креста ставятся иконы предстоящих, как на обычной иконе Распятия: Богоматерь, Иоанн Богослов и даже иногда жены-мироносицы и сотник Лонгин.

Дополнительные ряды

В конце XVII века иконостасы могли иметь шестой и седьмой ряд икон:

  • Страсти апостольские — изображение мученической кончины 12 апостолов.
  • Страсти Христовы — подробное изложение всей истории осуждения и распятия Христа.

Эти дополнительные ряды икон не включаются в богословскую программу классического четырёх-пятиярусного иконостаса. Они появились под влиянием украинского искусства, где данные сюжеты были очень распространены.

Кроме того, в самом низу на уровне пола под местным рядом в это время помещались изображения дохристианских языческих философов и сивилл, с цитатами из их сочинений, в которых усматривались пророчества о Христе. Согласно христианскому миропониманию, они хотя и не знали Христа, но стремились к познанию истины и могли неосознанно дать пророчество о Христе.

Источник: https://bolshoevoznesenie.ru/13837-ikonograficheskij-sostav-vysokogo-ikonostasa/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Как крестить алису по церковному

Закрыть