Что такое гуманистическое мировоззрение

Основные черты гуманистического мировоззрения

что такое гуманистическое мировоззрение

Несмотря на наличие в гуманизме $XV$ века множества направлений, основу учения поддерживали большинство учёных. Не все были согласны с идеями гражданского гуманизма, лишь часть поддерживала флорентийских неоплатоников, взгляды Валлы или Альберти также разделяли не все гуманисты. Тем не менее гуманизм имел крепкую платформу, основанную на единых для всех принципах гуманизма.

Замечание 1

Отличительной чертой гуманизма стала ориентации на человека. В античной философии центром внимания являлась природно-комическая жизнь, в эпоху Средневековья в центре становится религиозная жизнь, решающая проблему спасения. Возрождение в центр ставит светскую жизнь, включающую деятельность человека для достижения счастья в земном существовании. Философия берёт на себя функцию науки, которая обязана направить человека на поиск своего места в жизни.

Философия гуманизма имеет антропоцентрический характер. В центре всего стоит не Бог, но Человек. Бог есть начало всего сущего на земле, человек – это центр всего мира. Соответственно, общество появляется не по воле Божьей, а в результате деятельности людей. Деятельность и мысли человека не имеют границ, он способен на всё. Мировоззрение человека эпохи возрождения носит ярко проявляющийся гуманистический характер.

Человек признаётся свободным существом, который является творцом всего окружающего мира и, самое главное, самого себя. Философы Возрождения верили в Бога, они не могли быть атеистами. Но, отдавая Богу роль творца и мира, и человека, они считали, что Бог наделил человека свободной волей.

Таким образом, человек самостоятельно определяет свою судьбу, отвоёвывает место под солнцем, несёт ответственность за результат своих действий.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основные черты гуманизма

Гуманизм стал основой мировоззрения эпохи Возрождения. К основным чертам гуманизма обычно относят следующие признаки:

  1. Возвращается интерес к потребностям человека. Философы-гуманисты интересовались внешним обликом и духовным содержанием человека. Они стремились изучить достижения античных классиков.
  2. Формируется культ индивидуальности. Важным инструментом воспитания человека признаётся литература.
  3. Признаётся исключительная роль поэзии. Поэзия воплощала в себе синтез лучших качеств человека, являла собой пример наиболее полной и удачной формой выражения мыслей и чувств.
  4. Происходит изменение философской системы. Гуманисты отрицают философско-теологическую базу средневековых мыслителей, которая опиралась на учение Аристотеля и его сторонников. Они изучают человека с его речью и действиями, с проявлением его характера и результатами деятельности.
  5. В центр гуманизма как системы ставится фигура интеллектуала-гуманиста. Он, заявляя о своей индивидуальности и защищая её, старается представить свою идеология, отделив свои взгляды от других философов.
  6. Принимается универсальность гуманистических ценностей. Гуманисты нарушают сословные границы и представляют учение без классовых интересов. Они заявляют об универсальности выдвинутых ими человеческих ценностей, которые имеют значимый вес для всего образованного человечества.
  7. Складываются противоречивые отношения с властью. Многие гуманисты опирались на поддержку власть имущих: сеньоров, королей, папских легатов. Неи всегда им удаётся избежать преследований со стороны церкви, поэтому им приходится скрываться, покидать родину или переходить в противоположный лагерь.

Гуманизм и церковь

Замечание 2

Гуманисты предложили совершенно иные условия гармоничного развития общества. Они признавали высокую значимость труда, верили в разум человека и его творческий потенциал, доказывали, что мирская жизнь есть источник наслаждения и счастья каждого человека. Богатство и накопительство оправдывалось полезностью для общества. Гуманисты считали, что лучшая трата капиталов – это траты на образование.

Пантеистическая философия опровергала учение церкви и формировала целостное мировоззрение, ставшее фактором развития всего общества.

Источник: https://spravochnick.ru/istoriya/rannee_vozrozhdenie_i_gumanizm_v_italii_xiv-xv_vv/osnovnye_cherty_gumanisticheskogo_mirovozzreniya/

Кто такой гуманист — значение слова, чем занимаются гуманисты

что такое гуманистическое мировоззрение

Интересуетесь понятием гуманизм — узнайте, что это такое, какие типы гуманистов существуют. Ознакомьтесь с топ-10 самых известных его последователей, плюсами и минусами гуманистического мировоззрения в журнале «КтоТакой»!

Кто такой гуманист?

Так называют последователей гуманизма – тех, кто осознает высшую ценность человека и его неотъемлемое право на счастливую, свободную жизнь и полноценное развитие. Они в качестве критерия для оценки отношений в сообществе выбрали благо человека.

К ним также относятся представители гуманизма – идейно-культурного течения эпохи Ренессанса.

Этот термин имеет латинское происхождение. Его первоисточники – слова humanus (человеческий) и humus (земля). Из них сформировалось понятие humanitas, что в переводе с латыни означает «человеческая природа» или «человеколюбие».

цель приверженцев этого движения – пробудить в каждом желание приносить людям пользу, служить человечеству вместо того, чтобы просто существовать. Многие гуманисты на основании этого выступали за построение идеального государства. Затем их идею позаимствовали социалисты.

Читайте так же в журнале «КтоТакой» — «Кто такой филантроп» и чем он отличается от мизантропа

Плюсы гуманизма

Основные принципы этого течения каждая философия объясняет на свой лад. Но преимущества гуманистического мировоззрения при этом не меняются. Среди них выделяют следующие:

  1. Отказ от насилия в любой его форме. Это касается и физического воздействия, и психического давления. Поэтому гуманисты всегда будут вести себя мирно и дружелюбно. (Смотрите так же — кто такие пацифисты)
  2. Повышенная способность к сопереживанию, пониманию окружающих – это облегчает взаимодействие в социуме и сводит к минимуму количество конфликтных ситуаций.
  3. Уважительное отношение к своим потребностям и желаниям.
  4. Готовность помогать другим бескорыстно.
  5. Осознание ценности собственного счастья и благополучия.

Гуманизм – это опора современной морали. Благодаря ему поддерживается вера в справедливость и понимание ценности человеческой жизни.

А как вы считаете, гуманисты — это благо или беда общества?

Минусы гуманизма

К слабым сторонам гуманистического восприятия мира относятся:

  1. Неоднозначность толкования. Неправильное понимание его принципов может причинить вред. Например, если ребенка учат всегда помогать людям, но не объясняют, как защищать свои границы и действовать в опасных ситуациях, он может пострадать при попытке кого-то спасти.
  2. Противоречивое отношение к острым социальным явлениям – эвтаназии, абортам. То, что одним людям кажется гуманным и справедливым, другие считают преступлением против человечества.
  3. Уход от реальности. Идеальное общество – это утопия, идея, которую невозможно воплотить.
  4. Обезличивание, навязывание абстрактных понятий. На фоне стремления принести пользу всему человечеству теряется значимость отдельных людей, включая членов семьи.
  5. Чем больше человек сопереживает другим, тем чаще он страдает от того, что мир якобы не совершенен. Это приводит к нервному напряжению и унынию или даже мизантропии.

Гуманизм чаще всего критикуют за его двойственность. С одной стороны он проповедует ценность жизни человека и его благ, а с другой – становится причиной противоречий и вызывает стресс.

Типы гуманистов

Сначала в основе классификации было отношение к религии. Но в дальнейшем оформились и другие течения. Гуманистов делят на следующие категории:

  1. Литературные. Проповедуют человеческие ценности через создание сюжетных линий и образов в своем литературном творчестве.
  2. Философские. Заставляют задуматься о смысле жизни, своей роли в обществе.
  3. Религиозные. Трактуют религиозные учения как источник человеколюбия.
  4. Светские. Верят в силу прогресса и науки. Выступают за то, чтобы вести праведный образ жизни можно без опоры на божественные заповеди.
  5. Правозащитные. Отстаивают интересы тех, кто пострадал при взаимодействии с органами власти или другими людьми. Защищают личностные права и свободу.
  6. Пацифистские. Акцентируют внимание на борьбе с войнами и прочими вооруженными столкновениями.
  7. Общественные. В основном это волонтеры и лица, занимающиеся благотворительностью.

В некоторых случаях гуманисты принадлежат к нескольким типам одновременно. Например, деятельность правозащитников часто перекликается с занятостью активистов-общественников.

Самые известные гуманисты

В топ-10 сторонников гуманистического мировоззрения входят:

Эразм Роттердамский. В своих произведениях с помощью сатиры он высмеивал те стороны общества, в которых пора производить перемены. В первую очередь это касается правительства и высших слоев общества. Томас Мор. Выступал за построение идеального общества и государства. Франсуа Рабле. Критиковал систему государственного управления, показал отрицательные стороны папства, судей и правителей. Мишель де Монтень. Показал, что главная цель воспитания – это формирование умной, свободной, духовно развитой личности с чувством собственного достоинства. Френсис Бэкон. Полагал, что за счет научно-технического прогресса можно духовно обогатить человечество. А его произведения проникнуты уважением к личности человека. Жан-Поль Сартр. Превыше всего ставил человеческое достоинство. Считал истинную свободу результатом отрицания ненужных вещей и избавления от внешнего влияния. Антон Павлович Чехов. Полагал, что путь к счастью и благам лежит через страдания. Проповедовал любовь к ближним и сам готов был прийти на помощь каждому. Все его творчество и смысл жизни пронизаны идеей исправления человеческих ошибок, познания истины. Данте Алигьери. Исследовал истинную природу человека. Свое гуманистическое мировоззрение выразил в произведении «Божественная комедия». Джованни Боккаччо. Считал, что настоящим человеком может быть каждый – независимо от материально положения и статуса. Жан-Жак Руссо. Автор гуманистической концепции воспитания. Делал акцент на природном равенстве людей.

Благодаря деятельности великих гуманистов многие люди пересмотрели свои взгляды на жизнь и осознали, что человек – это наивысшая ценность.

Как еще называют гуманистов?

Чаще всего их называют человеколюбами – из-за проповедования идеи любви к ближнему, понимания ценности человеческой жизни. Гуманистов нередко считают эмпатами – благодаря способности сопереживать, всячески помогать окружающим и понимать любые оттенки их эмоций.

Понятие гуманности и гуманистического мировоззрения также тесно связаны с представлениями о душе и духовном развитии личности. Поэтому последователей течения еще называют антиматериалистами, ведь на первое место они ставят внутренний мир человека.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Источник: https://ktotakoi.com/gumanist/

Что такое Гуманизм? Узнайте, какие есть типы и принципы гуманизма

что такое гуманистическое мировоззрение

Классический гуманизм (или ренессансный гуманизм) — это движение, в котором человек, изучая античную литературу стремился улучшить свою природу. Это зарождение гуманизма как движения, системы взглядов и направления человеческой мысли. Классический гуманизм создал целую революцию в философии, просвещённости и миропонимании современников.

Гуманизм как философия — это мировоззрение и образ жизни, основанный на натурализме (убеждение, что вселенная/природа — это всё то, что существует, что реально). Это рациональная философия, вдохновлённая искусством, мотивированная состраданием и образованная наукой.

Гуманистический — проникнутый духом гуманизма; например: гуманистическое отношение к людям, гуманистические идеи.

Синонимы слова гуманизм: человеколюбие, гуманность, человечность.

Гуманизм эпохи Возрождения

Ренессансный гуманизм (также называемый классическим гуманизмом) — это изучение различных древностей, которое началось в Италии в эпоху Ренессанса и распространились по всей Европе с 14 по 16 век.

Термин «Ренессансный гуманизм» использовался, чтобы отличить развитие гуманизма в эпоху Возрождения от более ранних течений. Классический гуманизм был создан в ответ на более узкий подход средневековых учёных.

Гуманизм был уникальной программой, призванной возродить моральную философию, литературное и культурное наследие классической древности.

В основе ренессансного гуманизма лежало изучение классических текстов с целью изменить современное мышление, порвать со средневековым мышлением и создать что-то новое.

Кто такие гуманисты?

Гуманист — это человек, который заинтересован или заботится о благополучии, ценностях и достоинстве человечества. Гуманисты предоставляют человеку свободу выбора. По их мнению, принятие собственных решений приведёт к прогрессу, личностному росту и к более позитивной самооценке.

Они также заостряют внимание на том, что беспокойство является движущей силой перемен. Гуманисты считают, что перемены равным образом ведут к более независимой и полной жизни.

Некоторые из первых гуманистов, включая Поджо Браччолини, Джованни Боккаччо и Франческо Петрарка, были коллекционерами древних рукописей.

Итальянский поэт Франческо Петрарка (1304–1374)

Франческо Петрарка считается отцом гуманизма. Он был первый, кто заявил о первостепенной значимости человека. Петрарка определил познание человека как важнейшую дилемму для учёных и философов. Петрарка также придумал новый метод постижения — самопознание вместо логики.

В чём проявляется гуманизм?

Гуманисты утверждают, что нет никаких доказательств того, что какая-либо сверхъестественная сила нуждалась в чём-то или чего-то хотела от людей, что-либо им сообщала или вмешивалась в законы природы, помогала или вредила кому-либо.

Гуманисты утверждают, что благополучие человечества, а не предполагаемого Бога или богов, имеет самое важное значение. Поэтому гуманизм направлен на удовлетворение человеческих желаний и потребностей.

Сторонники гуманизма утверждают, что люди могут найти смысл жизни и максимально увеличить уровень своего счастья на долгое время, развивая свои таланты и используя их для служения человечеству.

Гуманисты уверены, что такой подход к жизни более полезный и приводит к более глубокому и долгосрочному удовлетворению, чем гедонистическое стремление к материальным или чувственным удовольствиям, которые вскоре исчезают.

Читайте подробнее про гедонизм.

Принципы гуманистического мировоззрения

Гуманизм превратился в основание мировоззрения эпохи Возрождения.

Основные характеристики гуманистического мировоззрения:

Интерес к человеческим нуждам

Философы-гуманисты постигали учения античных классиков, увлекаясь изучением внешнего образа и духовной сущности гомо сапиенса.

Развитие культа индивидуальности

Значимым орудием образования человека становится литература, в частности поэзия (поэзия воплощалась в единении всего лучшего, что есть в человеке, считалась блестящей формой проявления мыслей и чувств одновременно).

Философская система

Философы-гуманисты стали отрицать философско-теологическую основу средневековых мудрецов, они исследуют человека, принимая во внимание его речь и поведение, которые выражают его темперамент и последствия его действий.

Интеллектуал-гуманист находится в центре гуманизма как системы, он выражает и оберегает свою неординарность, отделяя свои убеждения от иных философов, и пытается преподнести свою идеологию.

Универсальность гуманистических ценностей

Философы-гуманисты переступили сословные и классовые границы и объявили о всеохватности представленных ими людских ценностей, которые, по их мнению, имели важное значение для всего образованного общества.

Типы гуманизма

Разные мыслители делят гуманизм на множество разных типов. Некоторые из этих типов известны как:

Ренессансный гуманизм

Известный как классический гуманизм; это дух обучения, который развился в конце Средневековья с возрождением классического письма и новой верой в способность людей определять для себя истину и ложь.

Светский гуманизм (секулярный)

Секулярный гуманизм отвергает теистическую веру и существование сверхъестественного мира. То есть для них сверхъестественные убеждения не могут быть поддержаны с помощью рациональных аргументов, и поэтому сверхъестественные аспекты, связанные с религиозной деятельностью, должны быть отвергнуты.

Религиозный гуманизм

Считает себя религиозным или охватывает некоторую форму теизма, деизма или сверхъестественного, при этом не обязательно должна существовать какая-либо связь с организованной религией.

Эти гуманисты считают, что светский гуманизм слишком холодно логичен и игнорирует весь эмоциональный аспект, который делает людей людьми.

Читайте подробнее про религию.

Постгуманизм

Философия конца 20 века. Она пытается привести ренессансный гуманизм в современный технологический мир и противостоять обвинениям в видовой дискриминации (превосходство одного вида над другим, обычно человеческого вида) и в антропоцентризме (вера в то, что люди являются центром существования мира).

Эти обвинения были направлены на гуманизм.

Марксистский гуманизм

Наиглавнейшими считаются интересы трудящихся, они противопоставляются интересам «угнетателей» и «буржуазному псевдогуманизму».

Это пролетарский или социалистический гуманизм, который является новым скачком в развитии гуманизма и следствием критической переработки гуманистических идей прошлого.

Интегральный гуманизм

Политическая философия, разработанная в Индии в 1960-х годах, в противовес западным политическим философиям (они, по мнению основателей этого гуманизма, были озабочены материализмом и пренебрегали социальным благополучием личности).

Основоположники видели и в капитализме, и в социализме несовершенные и стимулирующие жадность идеи, классовый антагонизм (столкновение интересов социальных классов общества, проявляется в классовой борьбе), эксплуатацию и социальную анархию.

Смотрите также значения Экзистенциализм и Философия.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Лития что это такое

Источник: https://www.uznaychtotakoe.ru/gumanizm/

Цели формирования гуманистического мировоззрения

Основы гуманистического мировоззрения начинают формироваться в детском возрасте под влиянием обучения в образовательных учреждениях: детских садах, школах.

Гуманизм является опорой для современных представлений о морали, этике, справедливости и позволяет, не опираясь на страх и веру в сверхъестественное, дать людям понимание того, что жизнь и личность каждого человека очень ценны, что недопустимо убивать и причинять какой-либо другой вред.

О психологии человека по поведению и жествам читайте здесь.

Что это такое?

Все слова, связанные с гуманизмом, имеют в своей основе латинское слово «homo», что переводится как «человек».

Отчасти это связано с общим значением понятия: гуманизм подразумевает, что жизнь, и преимущественно человеческая, является наивысшей ценностью.

Отчасти — с тем фактом, что такие качества, как добросердечность, милосердие, человечность, присущи только людям и относятся к наивысшим человеческим качествам, а также тесно связаны с идеями, которые вложены в понятие «гуманизм».

Гуманизм — определение, обозначающее систему, при которой самым значимым и важным становится человеческая жизнь, комфорт человека, его безопасность, свобода, здоровье и счастье.

Это понятие имеет массу и других, более узких, значений, но основа остается неизменной. Также различные философские течения по-своему трактуют это определение.

Например, для марксизма гуманизм никак не связан с индивидуализмом, и общественный комфорт определяется как более значимый, а комфорт отдельных людей — как менее значимый.

Большая часть развитых стран, так или иначе, относятся к гуманистическим.

Слово «гуманность» равноценно по своему значению более привычному слову «человечность» и обозначает такие высшие качества людей, как милосердие, готовность поддержать и помочь, уважение, человеколюбие, стремление выбрать путь ненасилия.

Разные исследователи, общественные и творческие деятели подразумевают под гуманностью что-то свое.

К примеру, Джошем Уолтер считает, что гуманность подразумевает отказ от насилия, готовность не причинять никому боли и дискомфорта в той мере, в какой это реально сделать. Он же придерживается мнения, что гуманность состоит из трех компонентов:

  • альтруистические стремления;
  • нравственность;
  • волевые усилия, позволяющие человеку подавить собственные негативные качества и выбрать путь человечности.

Без них, как он считает, речи о гуманности быть не может.

Соответственно, люди с гуманистическим мировоззрением:

  • стремятся отказаться от насилия;
  • считают, что человеческая жизнь и счастье являются самым главным;
  • в процессе жизни стараются сдерживать собственную эгоистичность и другие негативные качества и выбрать путь, отвечающий их представлениям о человечности и справедливости;
  • принимают право других людей жить так, как им хочется, если это никому не вредит;
  • придерживаются мнения, что государство должно создавать условия для комфортной, безопасной и счастливой жизни людей;
  • осознают, что люди не идеальны и имеют массу недостатков, но верят, что в процессе развития человеческой цивилизации со многими проблемами реально справиться;
  • убеждены, что способности человека к творчеству, саморазвитию и адаптации не обладают ограничениями.

Многие гуманисты относят себя к атеистам и отрицают существование сверхъестественных сущностей. Они критично смотрят на реальность и поощряют научный подход.

Несмотря на то, что существуют религиозные формы гуманизма, эта идеология по своей сути к религиозности отношения не имеет.

Как уже упоминалось, основы гуманистического мировоззрения закладываются еще в детском возрасте: ребенку объясняют, что причинение вреда недопустимо, развивают его эмпатию, чтобы он лучше мог понимать окружающих и был готов оказать посильную помощь тем, кто в ней нуждается.

Примеры

Убежденность человека в правильности своих слов и действий — основа любого мировоззрения.

Если человек, принимая решение, руководствуется идеями, являющимися частью гуманизма, то его мировоззрение можно считать гуманистическим.

Примеры:

  1. Оксана — воспитатель. Она убеждена, что каждый ребенок имеет огромную ценность и потенциал, который можно раскрыть, если приложить усилия. Даже в сложных ситуациях она стремится принять решение, которое, как она считает, пойдет на пользу развитию детей и не навредит их психическому здоровью. Также она уверена, что на детей нельзя давить, им нельзя навязывать жесткие идеологические и религиозные установки и что каждый ребенок должен сам делать выбор.

    Особенности всех детей, даже тех, которых называют «трудными», она старается принимать и находить подход.

  2. Василий работает фельдшером на скорой помощи, а его взгляд на работу и больных отличается от взглядов большинства других фельдшеров, которые считают, что ездить к бомжам и валяющимся под лавками алкоголикам — дело неблагодарное и хорошо бы, чтобы к таким людям никто не вызывал. Он старается помочь всем и на всякий случай проводит тщательный осмотр даже тех людей, которые, на первый взгляд, ни в какой помощи не нуждаются, чтобы быть уверенным, что все сделано правильно. Он придерживается мнения, что каждый человек важен.
  3. Светлана, мать троих детей, обладает широкими взглядами и имеет четкие жизненные принципы, тесно связанные с гуманностью. Она осознанно отказалась от какого-либо насилия по отношению к детям и считает, что насилие в «воспитательных целях» недопустимо и неизбежно ведет к развитию психических расстройств. К каждой трудности Светлана подходит с конструктивной точки зрения, а при каждой конфликтной ситуации старается объяснить свою позицию детям и предлагает компромиссы, несмотря на то, что это не всегда бывает легко. Также она старается обучить детей смотреть на реальность критично и опираться на научные исследования при анализе тех или иных ситуаций.

Гуманизм в том или ином виде можно встретить в большинстве художественных произведений: в книгах, фильмах, мультфильмах.

В компьютерных играх с нелинейным сюжетом игроку систематически предлагают сделать моральный выбор в тех или иных ситуациях, исходя из обстоятельств, и лишь ему решать, поступить гуманно или нет.

В известном современном мультфильме «Головоломка» в основе сюжета лежит мысль о том, что каждая человеческая эмоция важна и полезна, даже та, которая, на первый взгляд, выглядит неприятной и лишней.

Это также имеет прямую связь с идеями гуманизма, с гуманностью.

Современный гуманизм более ориентирован на комфорт и счастье отдельных личностей, на индивидуализм.

Поэтому в художественном контенте все чаще проскальзывают ситуации, в которых персонажи делают выбор в пользу собственных мечтаний, желаний, а не идут на поводу у общества или государства.

Как начать новую жизнь и изменить себя? Советы психологов помогут вам.

Плюсы и минусы

Идеи гуманизма, как уже было упомянуто, трактуются каждой идеологией и философией по-своему, и в рамках каждой из них он может получить свой набор плюсов и минусов. Дадим их характеристику.

Основные плюсы гуманистического мировоззрения:

  • осознанный отказ от насилия имеет массу положительных сторон;Люди, выбравшие путь ненасилия, не смогут нанести серьезный физический и психический вред своим детям, друзьям, возлюбленным, родителям, а жизнь и взаимодействие с такими людьми будут приятными и мирными.
  • люди учатся лучше понимать окружающих, их эмпатические способности растут, что облегчает социальное взаимодействие, уменьшает количество конфликтов и упрощает восстановление отношений в случае ссор;
  • люди лучше понимают важность взаимопомощи и готовы протянуть руку ближним;
  • также они с большим пониманием относятся к собственным потребностям и желаниям, осознавая, что их счастье и благополучие имеют значение, в итоге у них снижается риск развития психических заболеваний, в особенности неврозов, депрессий;
  • подрастающее поколение воспитывается в рамках гуманистического подхода, при котором исключается насилие и жестокость и приветствуется конструктивный подход;
  • детей обучают и воспитывают так, чтобы и обучение, и воспитание приносило им радость, удовольствие, что усиливает их мотивацию и интерес к обучению;
  • потребности и желания детей уважаются, от них не требуют эмоционального и какого-либо другого обслуживания.

Минусы гуманистического мировоззрения:

  1. Как и любая идея, гуманность изменяется в восприятии разных людей. Каждую идею при желании можно извратить, довести до абсурда, подстроить под собственные желания или просто неправильно понять.

    К примеру, ребенок, которого учили ценить окружающих, посильно помогать им, но не объяснили, как защищать собственные границы и как действовать в потенциально опасных ситуациях, может попасть в беду, если захочет кому-то помочь.

    Поэтому родителям и воспитателям важно всесторонне рассматривать с детьми подобные вопросы.

  2. Так как трактовка гуманизма и гуманности неоднозначна, даже внутри сообщества людей, которые считают, что их мировоззрение относится к гуманистическому, могут возникать конфликты, особенно связанные с острыми социальными вопросами, посвященными абортам, эвтаназии, пренатальной диагностике. То, что для одного человека гуманно, для другого — антигуманно.

Особенности и значение воспитания гуманности

Основные особенности воспитания гуманности:

  1. Одна из основ подобного воспитания — развитие эмпатичности, умения сопереживать, сочувствовать, ставить себя на место кого-либо другого.

    Дети анализируют художественные произведения, воспитатель или учитель могут предложить им представить и описать, как чувствовал себя тот или иной персонаж, почему он поступил так или иначе.

    Также используются ролевые игры, опросы («Как бы ты себя чувствовал, если бы кто-то обидел твоего друга?») и другие приемы (например, использование реальных конфликтных ситуаций между детьми).

  2. Детям объясняют разницу между добром и злом, между тем, что хорошо, и тем, что плохо, в процессе игр, чтения художественных произведений, в различных жизненных ситуациях, и со временем они начинают четко понимать разницу между этими понятиями.
  3. Упражнения и игры, направленные на развитие гуманности, должны четко соответствовать возрасту и уровню развития детей. Важно как можно чаще возвращаться к темам, связанным с гуманностью, чтобы дети все усвоили должным образом и получили достаточно материала для размышления.

Общество, в котором гуманность является одной из основ, более здоровое, безопасное и гармоничное, поэтому родителям и всем учебным учреждениям важно воспитывать это качество в детях.

Чем больше людей в детском возрасте впитает в себя основы гуманности, тем меньше будет преступлений, агрессии, насилия.

О возрастных кризисах развития личности начиная с рождения вы можете узнать из нашей статьи.

Источник: https://psyholic.ru/bez-rubriki/gumanisticheskoe-mirovozzrenie.html

Что такое гуманизм и человечность в современном обществе?

Жизнь человека базируется на определенных нравственных законах, которые помогают определять, что является хорошим, а что плохим. Многим неизвестно, что такое гуманизм и какие принципы вложены в это понятие, хоть оно и имеет важное значение для развития общества.

Что такое гуманизм и человечность?

Это понятие произошло от латинского слова, которое переводится, как «человечный». Гуманист – это человек, который выделяет ценности человеческой личности. Смысл заключается в признании права человека на свободу, развитие, любовь, счастье и так далее.

Кроме этого, сюда же относится отрицание проявления какого-либо насилия к живым существам. Понятие гуманизма указывает, что основа мировоззрения заключается в способности человек сочувствовать и помогать другим людям.

Важно отметить, что проявление человечности не должно идти в разрез интересам индивида.

Гуманизм в философии

Это понятие используется в разных сферах, в том числе и философии, где его представляют, как осознанную установку на человечность без границ. Есть ряд характеристик, которые помогают разобраться в значении гуманизма:

  1. Для каждого человека вышей ценностью должны быть другие люди, и они должны быть в приоритете перед материальными, духовными, социальными и природными благами.
  2. В философии гуманизм – это положение, описывающее, что человек ценен сам по себе независимо от социального статуса, пола, национальности и других отличий.
  3. Одна из догм гуманизма говорит о том, что если хорошо думать о людях, то они непременно станут лучше.

Гуманность и гуманизм – различие

Многие часто путают эти понятия, но на самом деле, они имеют как общие, так и отличающие черты. Гуманизм и человечность – два неразрывных понятия, которые подразумевают защиту прав личности на свободу и счастье.

Что касается гуманности, то это определенная черта человека, которая проявляется в положительном отношении к другим людям. Она формируется в результате осознанного и устойчивого понимания, что хорошо, а что плохо.

Гуманность и гуманизм — взаимосвязанные понятия, поскольку первое формируется на подражании принципам второго.

Признаки гуманизма

Известны основные признаки гуманизма, которые в полной мере раскрывают это понятие:

  1. Автономность. Идеи гуманизма не могут быть выделены из религиозных, исторических или идеологических посылок. Уровень развития мировоззрения непосредственно зависит от честности, лояльности, терпимости и других качеств.
  2. Фундаментальность. Ценности гуманизма имеют важное значение в социальной структуре и являются первичными элементами.
  3. Универсальность. Философия гуманизма и ее идеи применимы ко всем людям и любым социальным системам. В существующем мировоззрении можно выходить за рамки, поскольку каждый человек имеет право на жизнь, любовь и другие характеристики.

ценность гуманизма

Смысл гуманизма заключается в том, что в каждом человека есть потенциал для развития или уже существует человечность, от которой происходит формирование и развитие нравственных чувств и мышления. Нельзя исключать влияния окружающей среды, других людей и разных факторов, но только личность является единственным носителем и творцом реальности. Гуманистические ценности базируются на уважении, доброжелательности и совестливости.

Гуманизм – виды

Существует несколько классификаций гуманистов, которые отличаются критериями выбора. Если ориентироваться на исторический источник и содержание, то можно выделить девять типов гуманистов: философские, коммунистические, культурные, научные, религиозные, светские, рабовладельческие, феодальные, природные, экологические и либеральные. Стоит рассмотреть, какой бывает гуманизм по приоритетности:

  • народный – живущие ради счастья народа;
  • правозащитный – выступающие за права и свободы всех людей;
  • пацифистский – люди-миротворцы, которые ведут борьбы против всего вредного на земле;
  • общественный – оказывающие помощь детям, инвалидам и другим нуждающимся.

Человек должен развиваться и получать определенный набор знаний и развивать умения, которые он вернет миру через общественную и профессиональную деятельность. Гуманистическое мировоззрение подразумевает соблюдение правовых и моральных норм общества и уважительное отношение к общественным ценностям. Принцип гуманизма подразумевает соблюдения ряда правил:

  1. Достойное отношение общества ко всем людям, без учета физического, материального и социального положения.
  2. Выясняя, что такое гуманизм, стоит указать еще один принцип – должно признаваться право каждого человека на то, чтобы быть самим собой.
  3. Важно понимать милосердие, как ступень к гуманизму, который должен опираться не на жалость и сочувствие, а на стремлении помочь человеку интегрироваться в обществе.

Гуманизм в современном мире

В последнее время идеи гуманизма потерпели изменения, и он даже утратил свою актуальность, поскольку для современного общества на первый план вышли идеи собственничества и самодостаточности, то есть культ денег. В итоге идеалом стал не добрый человек, которому не чужды чувства других людей, а личность, сделавшая саму себя и ни от кого не зависящая. Психологи считают, что такое положение ведет общество в тупик.

Современный гуманизм подменил любовь к человечеству борьбой за его прогрессивное развитие, что непосредственно отразилось на первоначальном смысле этого понятия.

Многое для сохранения гуманистических традиций может сделать государство, например, бесплатное образование и медицина, поднятие заработной платы бюджетным работникам будут препятствовать расслоению общества на имущественные группы.

Лучиком надежды, что еще не все потеряно и гуманизм в современном обществе еще может восстановиться, являются люди, которым еще не чужда ценность справедливости и равенства.

Идеи гуманизма в Библии

Верующие утверждают, что гуманизм и является христианством, поскольку вера проповедует, что все люди равные между собой и нужно друг друга любить и проявлять человечность. Христианский гуманизм является религией любви и внутреннего обновления человеческой личности. Он призывает человека к полному и бескорыстному служению во благо людей. Христианская религия не может существовать без морали.

Факты о гуманизме

С этой сферой связано много интересной информации, поскольку в течение многих лет гуманизм подвергался проверкам, корректировался, шел на спад и так далее.

  1. Известный психолог А. Маслоу со своими коллегами еще в конце 50-х хотели создать профессиональную организацию, которая бы рассматривала проявление гуманизма в обществе со стороны психологии. Было определено, что в новом подходе на первом месте должны быть самореализация и индивидуальность. В итоге была создана Американская ассоциация гуманистической психологии.
  2. Согласно истории первым истинным гуманистом является Франческо Петрарка, который на пьедестал выдвинул человека, как интересную и самодостаточную личность.
  3. Многих интересует, что такое термин «гуманизм» при его взаимодействии с природой, так вот он подразумевает бережное отношение к среде обитания и проявление уважения ко всем живым существам на земле. Экогуманисты стремятся воссоздать утраченные элементы природы.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Давид что означает это имя

Книги про гуманизм

Тема личностной свободы и человеческой ценности часто используется в литературе. Гуманизм и милосердие помогают рассмотреть положительные черты человека и их значимость для общества и мира в целом.

  1. «Бегство от свободы» Э. Фромм. Книга посвящена существующим психологическим аспектам власти и обретению личностной независимости. Автор рассматривает значение свободы для разных людей.
  2. «Волшебная гора» Т. Манн. В этой книге рассказывается о том, что такое гуманизм, через отношения людей, которые потеряли смысл жизни и для них на первое место выходят человеческие отношения.

Источник: https://womanadvice.ru/chto-takoe-gumanizm-i-chelovechnost-v-sovremennom-obshchestve

Международная Коалиция

Ольга Колина, Гуманистический Союз Молодёжи

Сначала рассмотрим, что в современном мире порождает наркологическиезаболевания, и как гуманистическое мировоззрение способно защитить отних. А затем я расскажу о нашем положительном опыте проведенияпрограммы наркопрофилактики среди школьников и студентов.

Истоки проблемы

Мы живём в эпоху глобального кризиса. Одним из его проявлений являетсяэпидемия наркологических заболеваний. Причину глобального кризиса ичастных его проявлений мы видим в кризисе развития цивилизации.

В связи с тем, что наша цивилизация является товарно-денежной, еёцелью является производство товаров для обогащения. При этом человекформируется не как личность, а как потребитель товаров. Ноестественных человеческих потребностей не так много. Поэтому они,во-первых, эксплуатируются по полной программе. Во-вторых,извращаются в угоду товаропроизводителям. В-третьих, формируютсяновые, порой совсем нечеловеческие. Например, в табаке, алкоголе,наркотиках.

Но в какую сделку с совестью должен вступить производитель товара,который заведомо гибелен для потребителя? Такой человек становится напозицию индивидуализма. Он утверждает, что «каждый отвечает самза себя». Эта позиция иногда даже закрепляется законодательно.Например, в начале марта американский конгресс принял «Закон оличной ответственности за употребление продуктов питания». Этотзакон защищает закусочные фаст-фуда от исков страдающих ожирениемпотребителей.

Индивидуализм – это, к сожалению, господствующая идеологиясовременного общества. Потребительский индивидуализм прямо ведёт краспространению наркологических заболеваний. Производителям ипродавцам табака, алкоголя, наркотиков она позволяет травить других.Потребителям этих зелий позволяет не заботиться о том, какой примерони показывают детям и подросткам, своим последователям и фанатам.

Представителям духовного производства даёт возможность не нестиответственность за последствия своего творчества. Вот пример: запоследний месяц я побывала в трёх известных петербургских театрах. Вовсех трёх натурально курили на сцене. В двух из них изображалираспитие водки. А в одном – имитировали нюханье кокаинаНекоторые деятели искусства прямо заявляют, что «творят»под действием наркотиков.

Подавляющее большинство людей, живущих в потребительском обществе,оказываются в состоянии хронического невроза. Откуда же он берётся?Во-первых, велик уровень их притязаний. Ведь даны установки намаксимальное удовлетворение материальных потребностей, а возможностейзачастую нет.

Во-вторых, индивидуалистическая позиция несовместима сдуховностью. При этом вечный вопрос о смысле жизни решается так.Жизнь бессмысленна, единственная ценность в ней – наслаждение,кайф. В-третьих, у современного человека сильно извращены родовыечувства. А ведь родовая функция является основой основ организма.

Еёнарушение приводит к заболеваниям и сильному душевному дискомфорту.

В ситуации постоянного дискомфорта человек склонен искать средствадля оптимизации своего психофизического состояния. Но в обществе нетпсихической культуры, то есть знаний и опыта самопознания,самосовершенствования и оптимальной самореализации. И люди находяттот способ снятия нервно-психического напряжения, который импредлагается. Это громкая ритмичная музыка, азартные игры, табак,алкоголь, наркотики.

Гуманистическое мировоззрение и опыт профилактики

Гуманистическое мировоззрение предлагает другую позицию. Онапротивоположна позиции ненасытного потребителя. Мы считаем, чтоэволюция человечества идёт по пути всё большего развития психическихспособностей. Это и есть истинно человеческий путь развития.

Поэтомупозиция гуманиста предполагает отказ от ненасытного потребления. Авзамен – освоение психической культуры, развитие своегосознания. Развитие природных способностей, воспитание себя. Вчастности, развитие чувств, соединяющих людей и скрепляющихчеловечество.

Это чувства любви, преданности, чувства долга,ответственности.

Гуманистический Союз Молодёжи имеет большой опыт организации СтудийПсихической Культуры. Через такие студии проходят все наши активисты.

И основываясь на своём опыте, мы можем подтвердить, что, человек,который занимается самосовершенствованием, не станет осложнять своюпсихическую деятельность табаком, алкоголем, наркотиками.

И уж,конечно, имея навыки снятия нервно-психического напряжения с помощьюпсихофизических упражнений, не станет употреблять для этогопсихоактивные вещества. Ведь снимать напряжение таким способом –всё равно, что выламывать дверь, имея ключ.

Именно на этом основаны программы профилактики наркологическихзаболеваний «Омега» и «Ювента», в разработкеи реализации которых мы принимаем активное участие.

Для подростковзанятия физической и психической культурой помогают самореализации итаким образом обесценивают привлекательность психоактивных веществ.Программа изменяет все вышеназванные установки, ведущие к ихупотреблению.

Вместо поиска кайфа им предлагается удовольствие отразвития и применения своих способностей. Вместо слепого копированиякультуры потребления табака, алкоголя – пониманиепсихологических механизмов зависимости от них.

Подростки по известным причинам больше склонны доверять людям внесемьи. Из-за этого внушения родителей и учителей не имеют должногодействия. А посторонние люди, наоборот, легко могут вовлечь вупотребление табака, алкоголя, наркотиков.

В фильме для школьниковесть этому объяснение. Мы проводили опросы на предмет того чтооказалось для них самым важным.

Оказалось, что откровением для нихпрозвучало: «Надо доверять родителям А то, что исходитот посторонних, не принимать на веру, а тщательно обдумывать».

С занятий школьники выходят вдохновлённые. Они понимают, что получилизнания, которые помогут им быть здоровыми и счастливыми. На самомделе, программа снимает противоречие между истинно человеческимиценностями и установками антикультуры. Школьники получаютподтверждение тем нравственным установкам, что заложены в нихистинной культурой, и могут уверенно на них опираться.

Мы, Гуманистический союз молодежи, распространяем и будем продолжатьраспространять Психическую культуру и гуманистические ценности средишироких слоёв молодёжи. Мы также готовы сотрудничать и делитьсяопытом со всеми заинтересованными организациями.

Давайте объединим наши усилия в борьбе с наркологической эпидемией, вборьбе за то, чтобы у нас было Будущее!

Источник: http://forhumanism.org/ru/materials/OK2004.html

Важно ли для человека его мировоззрение

Любой человек обладает своеобразным мышлением и имеет право на личное мнение. У него есть личные взгляды на жизнь, на жизненные ситуации и свое понимание добра и зла. Через призму своих убеждений индивид смотрит на мир и строит понимание окружающего, а также ищет своё место в нём. Этому есть более точное название и объяснение:

Мировоззрение — это система оценки взглядов человека на разные вещи и жизненные ситуации, на основе которых выстраиваются их принципы, отношение к миру и к самим себе.

Человеческое мировоззрение строится на условиях бытия и моральных устоях окружающего общества. Это знание складывается у каждой личности и социальных групп, у которых совпадают взгляды на жизнь.

Функции мировоззрения

В жизни мировоззрение напоминает маяк. С его помощью человек ориентируется в мире и обществе, решает как реагировать на внешних раздражителей, понимает что для него важно, а что второстепенно и, наконец, чего желать. Чеканенные принципы дают личности покой и уверенность в его выборе и поступках.

Смена массово-общественных событий и внутренних ценностей ведёт к мировоззренческому кризису. Такая ситуация произошла при распаде СССР. Единственный способ справится с последствиями крушения идеалов — это попытается сформировать у себя новые, приемлемые законам морали.

В этом вопросе может помочь специалист.

Мировоззрение есть сердцевиной культуры (научной, литературной, живописной и т.п.). Искусство действует на все стороны психики человека: на ум, на чувства, на волю. Но в остальном понимании культуры помогают слова.

Исторические типы мировоззрения

На протяжении своего проживания на планете люди продолжают открывать что-то новое в разных отраслях, даже когда официально перестают учения. Такие знания бывают обыденными, религиозными и научными. Но это не все виды, которые представляют мировоззрение людей.

В основные типы мировоззрения входят мифологическое, религиозное и философское.

Мифологический тип помог объяснить явления в природе, которые люди не могли пояснить. Так появились мифы, в которых фантастические события превышали разумные (причины смертельных болезней, дождь, снег, наводнения и т.п.) С легендами люди сформировали общие понятия плохого и хорошего, тьмы и света. Поэтому мифологическое объяснение занимает важную роль в мировоззрении общества.

Религиозный тип мировоззрения содержит в себе конкретные правила нравственного существования на земле, призывает к здоровому образу жизни и веру в устав без пояснений. Он объединяет общество, но также разъединяет представителей других религиозных групп.

Философский вид представляет большую свободу разума, а не эмоциональную, как в мифологическом типе. Тут дается право восприятия мира человеческому уму, без религиозных ограничений. И личность ощущает свободомыслие.

Недавно ученые выделили несколько другие виды мировоззрения: научный, обыденный и гуманистический.

Научные знания преподносятся на основе выводов и точных доказательств. Например, Земля круглая и т.п.

Обыденное знание состоит из опыта и выводов одной особи из её проживания. Например, порезавшись ножом, человек понимает, как аккуратнее им пользоваться.

Гуманистическое понятие призывает принимать человека с его идеалами и жизненными позициями. Не подвергать личность унижению в обществе из-за отличительных мнений. Но такой тактики не везде придерживаются.

Уровни мировоззрения

Понятие мировоззрения содержит три уровня:

  1. Первый — обыденный вид мышления, подчеркивающий жизненный опыт, здравый смысл, инстинкт и предчувствия. В него входит наибольшая часть общества.
  2. Второй уровень — более конкретный. Он включает знания человека состоящих из опыта в различных профессиях, науке, политике и искусства.
  3. Третий — наивысший. Он более философский. Он изучает развитие разума личности на духовном уровне, анализ ее поступков и поиск источника её же проблем. До такого уровня дотягиваются в основном выдающиеся люди и представители философской науки.

Мировоззрение выстраивается через мировосприятие. У людей разный процент позитивного и негативного осмысления, которые складывают более точные жизненные позиции в человеческом уме.

Позитивное мышление тянет личность к усложнению исторически-устоявшихся систем. В основе него лежит понятие прошлого, как единственная субъективная форма реальности.Такое осмысление лежит в основе жизни человечества на земле.

Негативное мышление наоборот притягивает упростить устоявшуюся систему. Суть этого вида в том, что прошлое — это уже пройденное время, настоящее — это подготовка к будущему, а будущее — есть их субъективной реальностью. Большая часть личностей с негативным мышлением составляет анти-систему.

Структура мировоззрения

Смысл мировоззрения состоит из знаний, правил, установок, принципов и идеалов. Разум человека принимает своё место в обществе, самого себя и учится жить с внешними раздражителями.

Личность знакомится с миром и ориентируется в нём с помощью информации и устоявшимся правилам. С принципами она формирует своё место в обществе, создаёт свои ценности и определяет своё эмоциональное отношение к внешним раздражителям.

А с устоявшимися идеалами человек развивается, формирует свой характер и двигается вверх по морально-интеллектуальной лестнице.

Конечно вышесказанное не полностью описывает структуру мировоззрения. Подобные понятия более объективные (знания и информация) и субъективные (принципы и идеалы).

Важное место структуры мировоззрения занимают убеждения. Они влияют на поведение индивида в обществе, в выборе его приоритетов самореализации в них. Первенства между формами структуры могут меняться и в одном сознании, и в массовом.

Мировоззрение в философии

Понятие «мировоззрение» окончательно заняло ячейку в научной деятельности немецкой классической философии в конце XVIII века. Но в дальнейшем приняло много изменений в своей структуре. Человечество продолжает развиваться, соответственно философия совершенствуется.

Философия (в переводе с др. греч. – любомудрие; любовь к мудрости) – это основная форма человеческого сознания, наука о мыслях человека, наука о появлении мира, природы и общества, учение об общих ценностях и принципах во благо общества. Эта наука взяла начало в VII-VI веках до н.э. в Китае, Индии и Древней Греции. С того момента философия стала основной и неизменной формой сознания, которой человечество интересовалось все последующие века.

Проживание людей на земле носит исторический характер. С каждым годом, десятилетием и веком меняются человеческие ценности, основы бытия и отношение к моральным устоям.

В миропонимании каждой эпохи выделяется общий интеллектуальный и психологический настрой каждой страны, а также разных социальных сил, который называется менталитет. Такое течение позволяет условно охарактеризовать и обобщить взгляды любой национальности.

Это показывает, что понятия мировоззрение и менталитет тесно переплетаются между собой.

В совокупности с философией мировоззрение принимает более осознанный вид. Одни материальные познания не строят понимания окружающего до конца. Философская наука вносит в знания смысл и помогает человеку развиваться не только умственно, но и «духовно». Таким образом он начинает мыслить гораздо шире. Но вещи, которые человечество не смогло объяснить, продолжают нести фантастический смысл.

Можно вывести три компонента, которые крепко связывают мировоззрение и философию: мировоззрения-знания, ценности и программы действия. При этом знания и ценности могут быть противоположными. Познанием движет стремление личности к объективной реальной истине, а ценности строят отношение к обществу, ставят цели, вызывают интерес к смыслу бытия.

Ценностный склад ответственный за нравственные и эстетические качества личности. Через соотношение познаний и идеалов происходит оценка происходящего. Впоследствии этой оценки познания — ценности уравновешиваются и приводятся в согласие. Так сочетается не сочетаемое — интеллект с эмоциями.

Мировоззрение в психологии

На формирование взглядов человека основное влияние дают разные факторы: семья, дет. сад, школа, средства массовой информации, книги, фильмы и т.п. В учебных заведениях для подростков и юношей выстраивают мировоззрение более диалектико-материалистически. Сутью такой подачи являются четыре правила:

– мир материален;

– всё существующее вокруг независимо от нашего сознания;

– в мире всё взаимосвязано и развивается по конкретным законам;

– человек может и обязан получать достоверные знания о вселенной.

В разном возрасте человек по разному воспринимает мир и информацию о нём, поэтому в учебных заведениях формируется мировоззрение по определенным стадиям.

В дошкольном возрасте лежит начало формирования мировоззрения. Ребёнок учится существовать в мире. Изначально малыш видит мир целостно, затем начинает выделять основы и различать их. Общение с родителями, сверстниками вырабатывает связь с окружающим.

В детских садах учат ставить причинно-следственные связи (почему зимой нужно тепло одеваться) и находить решения проблемам (как найти Золушку по потерянной туфельке). Главную роль в создании мировоззрения на этом этапе роста играет художественная литература.

В общении с людьми ребенок учится составлять отношения, строить поведение для выполнения общих правил.

В младшем школьном возрасте дети строят мировоззрение как на уроках, так и вне их. Школьники ведут активный вид деятельности и самостоятельно черпают информацию в книгах, журналах и в интернете. С помощью взрослого, ребенок может переварить полученную информацию и сформировать отношение к ней. В начальных классах, детей знакомят с явлениями природы и понятием социальной жизни на уровне представлений. Такой способ складывает основной фундамент в личное мнение.

Подростковый возраст — время комплектования собственного мировоззрения. Подросток строит контакт с миром уже на своём опыте и пережитых им ситуациях. В общеобразовательных школах начинают задавать вопрос «Кем ты хочешь стать».

Ученик более осознанно ищет своё место в обществе. Популярные способы в развертывании мировоззрения является выполнение лабораторных работ, проведение бесед, дискуссий, лекций, разных экскурсий.

Как только подросток начинает различать плохое и хорошее внутренними эмоциями, то он начинает взрослеть.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое сплетни определение

На юношеском этапе возрастных изменений индивида способы развития мировоззрения остаются почти такими же как в подростковом возрасте: школьные уроки, лекции, общение в социальных группах и т.п. Но к ним еще присоединяются занятия в спортивных секциях, лекции более узкого профиля, чтение книг, просмотр кинофильмов, допризывная подготовка и служба в вооруженных силах.

Изюминка в юношеском развитии в том, что девушки и парни пытаются принять свою жизнь как целостную, логическую цепочку, имеющую смысл. Но сложность юношеского периода отражается в желании молодёжи приносить пользу обществу и удовлетворять собственные стремления. Впоследствии сложности выбора между реальностью и потребностями могут начаться психологические проблемы.

Мировоззрение у взрослого человек развивается во время работы, самообразования, самовоспитания и жизненных обстоятельств.

В итоге хочется сказать, что мировоззрение человека — это целая вселенная. Благодаря разным принципам, идеалам и субъективным ценностям люди друг в друге открывают для себя что-то новое каждый день. Трансформация его ума и духа превращает личность в индивидуальность.

Источник: https://onona.online/samorazvitie/mirovozzrenie

Гуманизм в философии: основные идеи

Гуманизм в философии поддерживает концепцию человекоцентризма, свободы, самостоятельности и независимости от догматов церкви. Главным инструментом гуманистов является человеческий разум, который служит науке. Вера в его безграничность — мотивация к действию и попыткам достичь небывалых высот в научных достижениях.

Если до средневековой эпохи опыт человека исчислялся его взаимодействием с церковью и Богом, то с появления гуманистической философии к вопросам опыта подошли по-другому. Гуманисты считали, что она призывает к действиям и обучению наукам, которые дадут человеку необходимый опыт и знания.

Что такое гуманизм

Гуманизм — направление в философии, которое возникло, как протест существующему способу мышления — теоцентризму и его основным направлениям — патристике и схоластике. Ограничивающее влияние церкви постепенно приходит в упадок. Бог уже не есть точка отсчета и конечный результат мысли, а необходимость толкования Библии исчерпала себя.

Самые чуткие умы реагируют на дисбаланс в обществе и его потребности в саморазвитии, творчестве, реализации своего потенциала, поэтому постепенно начинают появляться произведения и рассуждения, которые превозносят человека и его роль в социуме, а также указывают на необходимость перемен в мышлении и действиях.

Эпоха гуманизма занимает в истории период, который продлился приблизительно сто лет: с середины 14 до середины 15 века. Но это было время, которое являлось пиком развития гуманистических настроений в обществе. На самом деле, первые предпосылки появились еще в середине 13 века, когда были заложены новые модели человеческого мышления, личности и свободы.

Происхождение термина

В переводе с латинского термин «гуманизм» происходит от слова homo — человек, индивид. Humanus — человечный. Это не было направлением философии, а только точкой зрения, жизненной позицией.

Кто такие гуманисты

Гуманисты — это ограниченный круг высокообразованных людей, которые при помощи философии, литературы, поэзии и истории пытались бороться со средневековыми пережитками — властью феодалов и ограничением простых людей в развитии.

В эпоху феодализма, было выгодно держать людей в неведении и прививать им различные страхи, чтобы избежать массовых протестов и восстаний. Работа и послушание — единственное, что устраивало помещиков.

В среде народных масс, гуманизм не мог возникнуть, так как люди не владели грамотой и не читали античной литературы, тем более, не изучали ее углубленно.

Поэтому направление гуманизма с его идеей продвижения человека, как личности, появилась в среде свободно мыслящих грамотных и творческих людей того времени — литераторов, поэтов и философов, опирающихся на каноны античной философии, но трактующих понятия по-новому.

Гуманисты не старались привить людям отвращение к религии или церкви, но отводили им свое место. Сделать это в темных народных массах было сложно. Привыкший к многовековому засилью религии, народ не был способен быстро переключиться на новый вид мышления и открывшиеся возможности.

В гуманизме представители по-разному пытались протестовать против феодалов и навязанной точки зрения, а вместе с ней и поведения:

  1. Эразм Роттердамский, по прозвищу «князь гуманистов», из Нидерландов высмеивал в своих произведениях монахов и духовенство, обличая их ограниченность и тунеядство. При этом он не возвышал народ, считая их серой массой, которую невозможно научить мыслить глубоко и творчески. Политические вопросы философ обходил стороной. Начав учебу в церковной школе при монастыре, не выдержал манер и образа жизни монахов. Переехал в Париж, где пытался изучать богословие, но стиль преподавания ему пришелся не по вкусу. Лишь в Англии он обрел поддержку и соответствие своим взглядам у философа Томаса Мора. Умер Эразм Роттердамский в Швейцарии. Его учение считают скорее философско-языческим, чем религиозно-христианским, так как ученый совсем не считался с религией и не поддерживал набожность.
  2. Томас Мор предлагал идеи равноправного труда в обществе и считал нормой, что товары общественного потребления будут распределены в равных частях для всех. Это была своеобразная утопическая теория, так как разным людям для счастья нужно разное количество материальных ценностей. До конца был верен католической церкви. После казни за измену был причислен к лику святых отцов католиков.
  3. Третья точка зрения подразумевала реформы на уровне империи. Движущей силой должны были выступать дворяне. Проблема состояла в том, что дворянскому сословию были чужды перемены, так как они лишились бы источников дохода.

Основоположником гуманистического философствования по праву считается итальянский ученый, философ и богослов Данте Алигьери. В 13 веке неизвестно, каким образом к нему в руки попали труды еретиков, но он изучил их основные понятия и принцип мышления.

Мужчина сделал вывод, что такая теория достойна применяться в обществе и выполнять свои функции на благо людям. Все свои гениальные произведения он написал в изгнании, так как на родине во Флоренции его было приказано казнить. Его литературные и поэтические шедевры имеют ценность, исходя из времени, в которое они были написаны. До Данте Алигьери редко кто осмеливался открыто выступать против существующего режима и высказывать мысли вслух.

Основные понятия и направление мысли

В истории выделялись несколько типов гуманистического мышления:

  1. Античный или древний гуманизм. Его представители — Аристотель, Платон, Сократ, Конфуций, Демокрит, Протагор и другие древнегреческие философы.
  2. Теистическое направление, которое не исключало Бога из жизни людей, но допускало, что человек способен развиваться и заботиться о спасении своей души самостоятельно без помощи Бога.
  3. Классическое направление. Отображалось в трудах Бэкона, Петрарки, Монтеня, Боккаччо. Являлось разработанным и дополненным вариантом трудов древнегреческих ученых.
  4. Атеистический гуманизм. Провозглашал свободу человеческого духа от божественной воли. В ранг божества был возведен человек и его разум. Особенностью атеизма является его проявление в различные эпохи под разными масками. Возникло направление из-за невозможности объяснить сущность Бога и его роль. Известен случай, когда в Париже протестующие сложили в повозку церковную утварь и повезли ее на всеобщее обозрение, объявив таким образом похороны Богу. Как потом было выяснено, хоронили люди не самого Бога, а всего лишь предметы. В этой области известны труды Сартра Ж.-П.
  5. Натуралистический или научный подход к гуманизму характерен для нового времени. Наивысшей ценностью объявлена человеческая личность и самосовершенствование. Натурфилософия впервые встречалась у римского философа Сенеки, далее, ее принципы переняли схоласты в средние века. Впоследствии, ее место заняла философия науки.
  6. Коммунистический взгляд отразился в трудах К. Маркса, который выступал за революционное решение проблем. К. Маркс нашел поддержку в сотрудничестве с Ф. Энгельсом: как во взглядах, так и в финансах.
  7. Нормативный гуманизм возвышал потребности человека над государственными интересами. Если у человека есть потребности, то государство обязано их удовлетворять. После провозглашения данной теории, начались вопросы и разногласия. Многие философы интересовались, как можно измерить человеческие потребности, например, в агрессии. Нормативисты считали всякое страдание злом, а обществу известны примеры очищения души через боль и страдание. Мировоззренческие теории нормативного гуманизма наиболее полно отражены в работах Э. Фромма.

Гуманность и человеколюбие считались высшим проявлением способностей, которые раскрывались через признание личности, ее достоинства и точку зрения. В обществе, они реализовывались через помощь ближнему и сочувствие.

Идеи позднего гуманизма

В противовес идеям раннего гуманизма, которые прославлялись в творчестве Дж. Мирандолла, возникали оппозиционные идеи. Мыслители вынуждены были признать, что культ человека был возвеличен настолько сильно, что это могло иметь негативные последствия. Сверхвозможности уже не представлялись таким всемогущим оружием, а человек, часто, своими действиями доказывал обратное: вредил природе и своим соотечественникам.

Поздний гуманизм в трудах Н. Кузанского обозначен термином «пантеизм», что означало соединение Бога и Природы в единое целое. В его работах, основанных на математических вычислениях, имеется понятие абсолютного минимума и абсолютного максимума, то есть божественное начало имеется в самых маленьких частицах природы. Это не противоречит библейской истине. Философия Кузанского повлияла на становление образа мышления Дж. Бруно, который развивал и изучал одну из частей пантеизма — природу.

Гуманизм в наши дни

В 20–21 веке гуманизм соединился с идеями демократии, положения которых используют в политике для привлечения внимания к своим персонам и партиям. Большое влияние на развитие гуманистических тенденций оказали философы США, Британии, Шотландии, Индии, Германии.

Одна из проблем современной гуманистической философии — ограничение личной свободы граждан. Известно, что американский философ Корлисс Ламонт выиграл несколько судебных исков против ЦРУ, Госдепартамента, потому что они незаконно вскрывали его личную переписку с друзьями и женой, а также отказались оформить документ для выезда за границу, объясняя, что данное действие может иметь негативное последствие для государства.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/gumanizm.html

Гуманизм

См. раздел СЕКУЛЯРНЫЙ ГУМАНИЗМ

Гумани́зм – (от лат. humanitas – человечность, humanus – человечный) – 1) мировоззрение, в центре которого лежит идея о благе человека, заботе о его правах на счастье, свободу, равенство, личностное развитие (и т. п.

); 2) этическая позиция, подразумевающая в качестве высшей ценности заботу о человеке и о его благе; 3) система общественного устройства, в рамках которого за высшую ценность признаётся жизнь и благо человека (пример: эпоха Возрождения нередко называется эпохой Гуманизма); 4) человеколюбие, человечность, уважение к человеку и т. п.

Гуманизм оформился в Западной Европе в эпоху Возрождения, в противовес предшествующей ему католической идеологии аскетизма, которая утверждала мысль о ничтожности человеческих потребностей перед требованиями Божественной природы, воспитывала презрение к «бренным благам» и «плотским удовольствиям».

Родители гуманизма, будучи христианами, не ставили во главу мироздания человека, но только напоминали о его интересах как личности богоподобной, обличали современное им общество в грехах против человечности (любви к человеку).

В своих трактатах они утверждали, что христианское учение в современном им обществе не простиралось на всю полноту человеческой природы, что непочтением, ложью, воровством, завистью и ненавистью по отношению к человеку являются: пренебрежение его образованием, здоровьем, творчеством, правом выбора супруга, профессии, образа жизни, страны проживания и многим прочим.

Гуманизм не стал этической, философской или богословской системой (см.

об этом в статье Гуманизм, или Возрождение философского словаря Брокгауза и Эфрона), но, несмотря на его богословскую сомнительность и философскую неопределенность, в настоящее время его плодами пользуются и самые консервативные христиане. И, напротив, редко кто из самых «правых» христиан не ужасается тому отношению к человеческой личности, которое принято в сообществах, где почитание Единого Бога сочетается с отсутствием гуманизма.

Однако, с течением времени, в гуманистическом мировоззрении произошла подмена: Бог перестал восприниматься центром вселенной, центром вселенной стал человек. Таким образом, в соответствии с тем, в чем полагает гуманизм свой системообразующий центр, можно говорить о двух видах гуманизма. Изначальный – гуманизм теистический (Иоанн Рейхлин, Эразм Роттердамский, Ульрих фон Гутен и проч.), который утверждает возможность и необходимость промысла Божия о мире и человеке. «Бог в этом случае не только трансцендентен миру, но и имманентен ему»[1], так что Бог для человека является в этом случае центром мироздания.
В получившем широкое распространение деистическом гуманистическом мировоззрении (Дидро, Руссо, Вольтер) Бог полностью «трансцендентен человеку, т.е. абсолютно непостижим и недоступен ему»[2], поэтому человек становится центром мироздания для самого себя, а Бог только «учитывается».
В настоящее время подавляющее большинство работников гуманитарной сферы считает, что гуманизм автономен, потому что его идеи не могут быть выведены из религиозных, исторических или идеологических посылок, всецело зависит от накопленного человеческого опыта по реализации межкультурных норм совместной жизни: сотрудничества, благожелательности, честности, лояльности и терпимости к другим, следования закону и др. Следовательно, гуманизм универсален, то есть применим ко всем людям и любым социальным системам, что находит отражение в праве всех людей на жизнь, любовь, образование, нравственную и интеллектуальную свободу и др.[3] Фактически, это мнение утверждает тождество современного понятия «гуманизма» понятию «естественного нравственного закона», употребляемого в христианском богословии (см. здесь и далее «Педагогическое доказательство»). Христианское понятие «естественного нравственного закона» от общепринятого понятия «гуманизма» отличается только предполагаемой природой, то есть, тем, что гуманизм считается социально обусловленным, порожденным социальным опытом явлением, а естественный нравственный закон считается вложенным изначально в душу каждого человека стремлением к порядку и всяческому добру. Так как, с христианской точки зрения, недостаточность естественного нравственного закона для достижения христианской нормы человеческой нравственности очевидна, то очевидна и недостаточность «гуманизма» как основы гуманитарной сферы, то есть, сферы человеческих отношений и человеческого бытия. Подтверждением абстрактности понятия гуманизма служит следующий факт. Так как естественная нравственность и понятие о любви к человеку свойственны, в том или ином проявлении, любому человеческому сообществу, то и понятие гуманизма берется на вооружение практически всеми существующими идеологическими учениями, благодаря чему существуют такие, например, понятия, как социалистический, коммунистический, националистический, исламский, атеистический, интегральный и проч. гуманизмы.

В сущности, гуманизмом можно назвать ту часть любого учения, которая учит любить человека в соответствии с пониманием этой идеологией любви к человеку и методов ее достижения.

***

Примечания:

1. Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. (Основное богословие). – М.: Братство во имя св. блгв. князя Александра Невского, 1999. С. 60.

2. Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. (Основное богословие). – М.: Братство во имя св. блгв. князя Александра Невского, 1999. С. 58.

3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. М.: Academia, 2003. C. 30-33.

***

Литература

1. Георгий, архимандрит, игумен монастыря преподобного Григория на Святой Горе Афон. Православие и гуманизм. Православие и папизм. – Пермь: Православное общество «Панагия», 2005. – 88 с. 2. Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. (Основное богословие). М.: Братство во имя св. блгв. князя Александра Невского, 1999. ? 384 с.

3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С. А. Смирнов [и др.]; [под ред. С.А. Смирнова]. – 4-е изд., испр. – М.: Academia, 2003. – 508 с.

4. Протоиерей Александр Добросельский. «Педагогическое доказательство» бытия Божия как преодоление гуманистического кризиса в педагогике / Рязанский богословский вестник № 1(4) 2011 г. С. 40-55

5. Платон (Игумнов), архим. Православно-нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. – 240 с.

Источник: https://azbyka.ru/gumanizm

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Что такое день ангела

Закрыть