Что такое кондак и икос

Акафисты — что это такое. Как правильно акафист читать Господу, Богородице и святым

что такое кондак и икос

Акафист- что это
Как правильно читать акафист
Акафисты Господу и Кресту
Акафисты Божией Матери
Акафисты святым

Что такое акафист

Акафист — это хвалебная песнь или торжественный гимн, который написан в честь Христа, Божией Матери или святому. Его читают обращаясь к конкретному святому, чтобы он помог при разрешении каких-то дел или просто для утешения.
«Неседальное пение» — так переводится акафист с древнегреческого языка.

И этот перевод означает, что читать или слушать акафист нужно стоя, сидеть нельзя, исключение составляют лишь больные люди.Акафист принято читать, стоя лицом к иконе того святого или события, во имя и честь которого исполняется славление. При отсутствии иконы можно прийти в храм и здесь прочитать акафист.

 Если и этой возможности нет, то вполне допустимо читать акафисты, стоя лицом к востоку.

Господь Иисус Христос так учил нас молиться:

«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно»(Мф.6,6).

Святые отцы так объясняют эти слова — неважно, где человек молится, главное, чтобы молитва была в сердце.

Акафист состоит из разных частей — кондаков и икосов.Кондак представляет собой небольшую песнь, кратко описывющую какую-либо историю или поступок, который совершил святой.

Икос — это тоже восхваляющая песнь, которая более расширенно раскрывает то событие, которое воспето в предыдущем кондаке.Например, в пятом икосе будет идти речь о том же событии, что и в пятом кондаке, но более подробно.

Также вместе с чтением акафиста читают тропари, которые похожи на кондаки — это тоже небольшая восхваляющая песнь, посвященная святым или в честь какого-то события, праздника.

Порядок чтения акафиста

Порядок чтения акафистов такой же, как обычных молитв- обычно сначала читают начальные молитвы (например, как в утренних молитвах по «Отче наш»), а потом и сам акафист. Можно совместить утреннее или вечернее правило с чтением акафиста.

В этом случае второй раз прочитывать начальные молитвы не нужно, а читать акафист можно после молитв до конечной молитвы «Достойно есть».

Но и чтение только одного акафиста не будет считаться ошибкой, самое главное в чтении акафиста, также, как и в чтении любых других молитв, это искренняя вера в Бога (подробнее  в статьях как нужно молиться и учитесь молиться) и глубокое почитание святого, которому читается акафист.

Полное правило чтения акафистов:

  • Моли́твами святых оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.
  • Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́
  • Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.(От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читаем: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т даровав» (трижды). От Вознесения до Троицы ее не читаем вообще.
  • Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святый Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
  • Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
  • Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святый, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
  • Го́споди, поми́луй. (Трижды).
  • Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
  • Отче наш.
  • Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)
  • Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)
  • Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (Поклон)
  • Псалом 50.
  • Символ веры

Читать акафист
После акафиста:

  •  Достойно есть(От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни Пасхального канона:А́нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во, ра́дуйся! И па́ки реку́: ра́дуйся! Твой Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба и ме́ртвыя воздви́гнувый; лю́дие, весели́теся! Свети́ся, свети́ся, но́вый Иерусали́ме, сла́ва бо Госпо́дня на тебе́ возсия́. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не. Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, о воста́нии Рождества́ Твоего́)
  • Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
  • Го́споди, поми́луй. (Трижды).
  • Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, святаго (или святым, которым читался акафист, если Господу или Богородице, то ничего не произносим) и всех святых, поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь.(Если Кресту — силою Честнаго и Животворящего Креста, если Ангелам — Честных Небесных Сил Бесплотных)

АКАФИСТЫ БОГОРОДИЦЕ

АКАФИСТЫ АНГЕЛАМ И СВЯТЫМ

Сначала размещены акафисты Архангелам и Бесплотным Силам, а затем сортировка акафистов происходит по именам: Алексий, Андрей Первозванный, Василий Великий, Вера Надежда Любовь и т.д.

Икона Божией Матери Неопалимая Купина

Источник: http://hram-kupina.ru/akafisty/

Что такое канон в православии и как его правильно читать

что такое кондак и икос

Православные литературные труды вмещают в себя неиссякаемый источник, позволяющий общаться с Богом. Одним из видов церковного словесного искусства считается канон.

Отличие канона от акафиста

Молитва — невидимая нить между людьми и Богом, это душевный разговор с Всевышним. Она важна для нашего организма как вода, воздух, пища. Будь-то благодарность, радость или печаль через молитву Господь услышит нас. Когда она идет от сердца, с чистыми помыслами, усердием, то Господь слышит молитву и откликается на наши прошения.

Канон и акафист можно назвать одним из видов бесед с Господом, Пресвятой Богородицей и святыми.

Что такое канон в церкви и чем он отличается от акафиста?

Слово «канон» имеет два значения:

  1. Принятые Церковью и взятые за основу Православного учения книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, собранных воедино. Слово греческое, приобретенное из семитских языков и изначально означающее палочку или линейку для измерения, а потом появилось и переносное значение — «правило», «норма» или «список».
  2. Жанр церковного гимна, воспевания: непростое по строению произведение, направленное на прославление святых и церковных праздников. Входит в состав утренних, вечерних и всенощных богослужений.

Канон разделяют на песни, каждая из которых отдельно заключает в себе ирмос и тропарь. В Византии и современной Греции ирмос и тропари канона метрически похожи, что позволяет весь канон петь; при славянском переводе был нарушен единый слог в метрике, поэтому тропари читают, а ирмосы поют.

Только пасхальный канон является исключением из правил — его поют целиком.

Читайте о канонах:

Мелодия произведения подчиняется одному из восьми гласов. Появился канон как жанр в середине VІІ века. Первые каноны написали св. Иоанн Дамаскин и св. Андрей Критский.

Акафист — в перевод с греческого означает «неседальная песнь», богослужебное песнопение особого хвалебного характера, которое направлено на прославление Христа, Богородицы и святых. Начинается с основного кондака и 24 следующих за ним строф (12 икосов и 12 кондаков).

При этом икосы заканчиваются таким же припевом, что и первый кондак, а все остальные — припевом «аллилуя».

Чтение канона

Что объединяет канон и акафист

Определенное правило служит объединением этих двух жанров песнопений. Построение произведений осуществляется по закрепленной схеме.

В состав канона входят девять песен, которые начинаются ирмосом и заканчиваются катавасией. Обычно в нем 8 песен. Вторая исполняется в Покаянном каноне Андрея Критского. Из 25-ти строф состоит акафист, в котором поочередно чередуются кондаки и икосы.

Кондаки не многословны, икосы — обширные. Строятся они парно. Читаются строфы по одному разу. Запева перед ними нет. Тринадцатый кондак — молитвенное непосредственное послание к самому святому и читается три раза. Затем еще раз читается первый икос, а за ним первый кондак.

Отличие между каноном и акафистом

В составлении канонов в основном упражнялись святые отцы.

Акафист мог выйти из под пера простого мирянина. Прочитав такие произведения, высшее духовенство принимало их во внимание и давало ход для дальнейшего признания и распространения в церковной практике.

Читайте об акафистах:

После третьей и шестой песни канона, священником произносится малая ектения. Затем читают или поют седален, икос и кондак.

Важно! По правилам возможно одновременное чтение нескольких канонов. А чтение нескольких акафистов одновременно невозможно, да и строфы это произведения не разделяются напряженным молением всех присутствующих.

Читают каноны на молебнах.

Их чтение благословляется и в домашних условиях. Акафисты не включают в цикл утренних, вечерних, всенощных богослужений. Заказывают акафисты на молебны, а также читают дома. Каноны четко определяются Уставом церкви.

Акафист прихожанин выбирает сам, и батюшка читает его на молебне.

Каноны исполняют на протяжении всего года.

Акафисты неуместно читать во время Великого поста, ведь торжественное и радостное настроение произведения не может передать тихий и спокойный настрой великопостных дней. Каждая песня канона повествует о каком-то библейском событии.

Прямой ссылки может и не быть, но второстепенное присутствие той или иной темы обязательно чувствуется. Акафист считается простым для восприятия. Его лексика легко воспринимаема, синтаксис прост, а текст раздельный.

Слова акафиста идут из глубины сердца, текст его — лучшее, что обычный человек хочет сказать Богу.

Важно: лучше читать канон, когда хотят попросить о чем-то или покаяться, когда тяжело на душе. Это церковный покаянный жанр.

Акафист — благодарственная, хвалебная песнь, своего рода ода, поэтому лучшее чтение для него тогда, когда хотят поблагодарить Господа или святого за помощь.

Как читать канон

Во время домашнего чтения канона берут традиционное начало и окончание молитв. И если эти произведения читаются вместе с утренним или вечерним правилом, то никаких других молитв дополнительно читать не нужно.

Важно: Нужно читать так, чтобы уши слышали произносимое устами, чтобы содержимое канона ложилось на сердце, с ощущением присутствия живого Бога. Читать со вниманием, сосредотачиваясь умом на читаемом и, чтобы сердце внимало мысли, устремленные к Господу.

Самыми читаемыми в домашних условиях канонами считаются:

  1. Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу.
  2. Канон молебный ко Пресвятой Богородице.
  3. Канон Ангелу Хранителю.

Эти три Канона читаются при подготовке человека к Таинству Причащения. Иногда эти три канона объединяют в один для простоты и легкости восприятия.

Святитель Андрей Критский. Фреска церкви святителя Николая. Афонский монастырь Ставроникита, 1546 год

Все мы в жизни бываем немощны и больны, или наши родные нуждаются в нашем внимании и помощи в выздоровлении, тогда читаем Канон за болящего.

Самый великий и значимый канон — Канон Святого Андрея Критского. Он — полный, вмещает все девять песней, а в каждую входит до тридцати тропарей. Это действительно колоссальный шедевр.

Весь покаянный смысл произведения — это обращенность не только к Богу, но и к самому молящемуся. Человек настолько погружается в свои переживания при чтении канона, будто направляет свой взор внутрь своей души, говорит сам с собой, со своей совестью, прокручивает события своей жизни и скорбит о тех ошибках, которые были им совершены.

Критский шедевр — не просто зов и призыв к покаянию. Это возможность вернуть человека к Богу и принять Его любовь.

Для усиления этого ощущения автор использует популярный прием. Он берет за основу Священное Писание: примеры и великих грехопадений, и великих духовных подвигов. Показывает, что всё в руках человека и по совести его: как можно упасть до самых низин, и вознестись до вершин; как грех может взять в плен душу и как вместе с Господом можно его одолеть.

Андрей Критский уделяет внимание и символам: одновременно они поэтичны и точны по отношению к поднимаемым проблемам.

Великий Канон — это песнь песней живого, истинного покаяния. Спасение души — не механическое и заученное исполнение заповедей, не привычное творение добрых дел, а возвращение к Отцу Небесному и ощущение той самой благодатной любви, которая была утрачена нашими прародителями.

Важно! В первую и последнюю седмицу Великого поста читается Покаянный канон. На первой седмице он наставляет и направляет на покаяние, а на последней седмице Великого поста спрашивает о том, как душа поработала и ушла от греха.

Стало ли покаяние действенной переменой в жизни, которая повлекла за собою изменение поведения, мышления, мироощущения.

Но современный ритм жизни, особенно в больших городах, не всегда позволяет работающему человеку побывать на богоугодных службах с пением Канона Андрея Критского.

К счастью, найти этот удивительный текст не трудно.

Хоть раз в жизни желательно каждому прочесть вдумчиво это творение, которое поистине может перевернуть сознание человека, даст возможность ощущения того, что Господь всегда рядом, что нет между Ним и человеком расстояний. Ведь любовь, вера, надежда не измеряется никакими мерками.

Это милость, которую Бог дарит нам каждую минуту.

Посмотрите видео о трех православных канонах

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/cerkovnyj-kanon.html

Что такое кондак и икос как их читать дома?

что такое кондак и икос

» Прочее »

Вопрос знатокам: Что такое Кондак и Икос?

С уважением, виталий ишаков

Лучшие ответы

Икос — церковное песнопение, восхваляющее и прославляющее чествуемого святого и церковное событие. Икос образует составную часть утреннего канона, в котором помещается после 6-й песни (непосредственно вслед за кондаком) . Автором первых икосов был, согласно церковному преданию, св. Роман Сладкопевец.

Кондак — жанр церковной византийской гимнографии. Основоположником жанра является преподобный Роман Сладкопевец (Мелод) (I половина VI в. ) — непревзойдённый автор большинства кондаков.

Древние кондаки — многострофные (около 20-30 строф) поэмы. Строфы объединялись единым рефреном и единым метрическим сложением, основанным на изосиллабизме. Первая строфа являлась вступлением, последняя — обобщением назидательного характера. Строфы читал канонарх, рефрен пел народ. С VIII века кондак как жанр вытесняется каноном. Число строф кондака сокращается.

Гимнография основные термины: акафист, канон, тропарь, кондак, икос Раньше это чтение следовало за 3-ей песней. Кондак – в прошлом, гимн состоящий из большого числа строк – икосов. Нынешний кондак и икос после 6-й песни канона – всё, что осталось от.. .

hram-feodosy › gimnograf копия ещё Кондак — Википедия В позднейшем православном богослужебном обиходе сохранились две строфы, называемые кондаком и икосом, которые читаются или поются после шестой песни канона. ru.wikipedia › wiki/Кондак копия ещё Гимнография.

Объяснение названий церковных песнопений Кондак можно назвать темой, икос же развитием темы, содержащейся в кондаке. Посему икосы полагаются после кондаков, но никогда не поставляются без них.

forum.angelhranitel › index.php копия ещё

ИНтересно отсюда пошло выражение «решить с кондачка»? Я серьёзно.. . Послушал Кондак — и принял решение. Логично

ответ

Это видео поможет разобраться

Ответы знатоков

Кондак — небольшое песнопение (в одну-две строфы) , в параллель тропарю раскрывающее сущность праздника.

Тропарь праздника раскрывает его сущность и воспевает его. Тропарь, посвященный святому, раскрывает особенности подвига святого, прославляет его житие и святость. Кондак, воспевая то же событие или то же священное лицо, дополняет, развивает основную тему тропаря.

Икос ( в переводе с греч. — дом) — церковное песнопение, содержащее прославление святого или празднуемого события. Икосы вместе с кондаками составляют акафист.

Икос и кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению. Разница между ними та, что кондак короче, а икос пространнее: кондак — тема, а икос — развитие её. Посему икос всегда читается после кондака, и никогда не читается один.

Сходны эти песнопения и по внешнему виду: они написаны одним размером, большею частью оканчиваются одними и теми же словами и поются на один глас. Относительно размера, изложения и гласа кондак и икос не служат образцом для других песнопений последования.

И то и другое — части церковного, а не домашнего Богослужения.

Конечно нужно Словом кондак (греч. κόντάκιον) сперва называли свертки пергамента с записями церковных песнопений; потом – краткую церковную песнь, заключающую в себе похвалу Господу Богу, Матери Божией или святому. Иногда кондак передает главное содержание церковного праздника. Название его связано с событием в жизни святого Романа Сладкопевца. Он был родом из Сирии, служил диаконом в Бейруте.

При императоре Анастасии I (491–518) прибыл в Константинополь, где со временем стал служить псаломщиком в кафедральном соборе Святой Софии. Сначала он ничем не выдавался. Отсутствие успехов его очень огорчало. Он горячо молился Пресвятой Богородице. Однажды после такой молитвы он увидел во сне Пресвятую Богородицу, Которая вручила ему свиток и велела его проглотить.

Проснувшись и почувствовав вдохновение, он спел свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог» .
Икос (греч. oikos – дом) более пространно передает содержание кондака. Кондак намечает тему, а икос ее развивает.

Икос, в отличие от кондака, содержит особый припев (рефрен) и хайретизмы (от греч. радуйся) – приветствия «Радуйся» , воспевающие того, кому посвящен акафист.

Словом кондак (греч. κόντάκιον) сперва называли свертки пергамента с записями церковных песнопений; потом – краткую церковную песнь, заключающую в себе похвалу Господу Богу, Матери Божией или святому. Иногда кондак передает главное содержание церковного праздника. Название его связано с событием в жизни святого Романа Сладкопевца.

Он был родом из Сирии, служил диаконом в Бейруте. При императоре Анастасии I (491–518) прибыл в Константинополь, где со временем стал служить псаломщиком в кафедральном соборе Святой Софии. Сначала он ничем не выдавался. Отсутствие успехов его очень огорчало. Он горячо молился Пресвятой Богородице.

Однажды после такой молитвы он увидел во сне Пресвятую Богородицу, Которая вручила ему свиток и велела его проглотить.

Проснувшись и почувствовав вдохновение, он спел свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог» .

Икос (греч. oikos – дом) более пространно передает содержание кондака. Кондак намечает тему, а икос ее развивает. Икос, в отличие от кондака, содержит особый припев (рефрен) и хайретизмы (от греч. радуйся) – приветствия «Радуйся» , воспевающие того, кому посвящен акафист.

Икос (греч. oikos – дом) более пространно передает содержание кондака. Кондак намечает тему, а икос ее развивает. Икос, в отличие от кондака, содержит особый припев (рефрен) и хайретизмы (от греч. радуйся) – приветствия «Радуйся» , воспевающие того, кому посвящен акафист.

Источник: https://dom-voprosov.ru/prochee/chto-takoe-kondak-i-ikos-kak-ih-chitat-doma

Что такое акафист, кондак и тропарь — когда их читают, для чего нужны

В последнее время распространяются группы, в которых совершается молитва по соглашению. Чаще всего читают акафисты. Что это такое, когда их читают? Подробные пояснения в данной статье.

Когда нужно читать Акафист

Молитва бывает разных форм, прежде всего — церковная, она самая важная, поскольку в храме совершаются все церковные Таинства, дающие спасение души. Но есть и домашняя, или келейная. Дома многие верующие любят читать различные акафисты. Что это такое? Это вид церковной поэзии. Если перевести название с греческого, то в нем указывается, что во время произнесения данных молитв нельзя сидеть (например, во время чтения кафизмы — можно).

Никаких церковных указаний на то, когда необходимо обращаться к акафистам — нет. Каждый верующий волен читать их по желанию собственной души. Обычно читают по одному в неделю, можно и ежедневно — если хватает духовных сил. Как правило, прибегают к такой форме молитвы, когда хотят вымолить что-то серьезное:

  • во время болезней;
  • при желании найти жениха или зачать ребенка;
  • когда жена хочет, чтобы муж бросил пить;
  • о прекращении войн;
  • просят и о бытовых нуждах.

Что такое чтение акафистов по соглашению? Это очень просто — люди договариваются читать одинаковый текст в одно и то же время. Так получается, что находясь в разных местах, они одновременно возносят свои прошения к Господу. Эффект от такого чтения будет намного сильней, чем от одиночного.

Другие виды церковной поэзии

  1. Кондак — хвалебное пение, оно является кратким
  2. Тропарь — еще один вид церковного стиха, в нем в сжатой форме излагается суть праздника, или восхваляется святой (если тропарь святому). Каждый великий праздник (Пасха, Рождество, Богоявление и т.д.) имеют собственный тропарь.
  3. Икос — тоже относится к хвалебным гимнам, но более пространным, т.е. продолжительным.

Когда читаются акафисты в храме

Многие люди, будучи впервые в храме, читая церковное расписание, не все понимают. Например, что такое молебен с акафистом? Они служатся по особым дням. Например, перед новым годом, началом учебы в школах. Верующие самостоятельно могут заказывать молебны — перед началом важного дела, перед отъездом, в день именин. При желании, этот чин может соединяться с акафистом и освящением воды.

Только по каноническим правилам подобное служение не допускается сразу после Литургии, потому что является сокращенным вариантом вечерней службы. Поэтому не следует настаивать на своем, если священник назначает другое время. Молебны могут служиться не только в храме — можно пригласить батюшку в дом, на мероприятие, на поле (чтобы освятить будущий урожай). Служить его разрешается только духовному лицу, а вот акафисты читаются мирянами свободно.

Строение акафиста

Этот вид молитв представляет неизменную форму. Она содержит 25 песен (13 кондаков и 12 икосов), которые чередуются друг с другом. Самый первый акафист написан около 626 г. Строго говоря, только он официально входит в богослужебный устав. Посвящен Богородице и до сих пор имеет широкое хождение среди верующих.

Икосы, или строфы, делятся на более короткие стихи, которые содержат по 12 приветственных обращений со слова «Радуйся!» В целом гимн можно разделить на 2 части: в первой ведется повествование о неких событиях (из жизни святого или история праздника). Далее более сложная часть — догматическая, которая задевает темы спасения, Боговоплощения. Услышать его в храме можно один раз в году, в великопостный период. В церковном расписании он называется «Похвала Богородице».

Жанр развивался довольно медленно, поскольку довольно сложен. Например, известный Акафист Иисусу Сладчайшему относят к 13 в., на славянском он появился лишь в 14 в. Авторство приписывается афонским монахам. Сегодня можно выбрать из огромного числа, в зависимости от своей духовной нужды.

Что такое акафист, кондак и тропарь — когда их читают, для чего нужны was last modified: 7 июля, 2017 by Bogolub Читайте далее:

  • Акафист Анастасии Узорешительницы — текст АКАФИСТ. Кондак 1. Избранней угоднице Христовой, всеблаженней великомученице Анастасии похвальное пение приносим  Аминь. Тропарь, глас 4. Победоноснаго Воскресения истинноименитая наречена еси, мученице Христова, победы на враги

Источник: https://bogolub.info/chto-takoe-akafist-kondak-i-tropar/

Чем отличается кондак от икоса и что такое акафист? Правильное чтение молебнов и акафистов святым

С начала времен человек имеет потребность обращаться к Богу. В христианской культуре для такого обращения, наряду с привычными молитвами, служат акафисты.

Первый был придуман во славу Богородицы и читался на пятой неделе Великого поста во время осады Константинополя в 626 году. Положение было безвыходное, но Богородица спасла город. Cоставление первого акафиста приписывают Георгию Писидийскому.

Вскоре этот своеобразный и красивый вид вознесения молитвы распространился среди христиан, и постепенно люди стали слагать новые.

Особенности служения

Акафист — это вид хвалебных песнопений, обращённых к Христу, Богородице или определённому святому. В переводе с греческого это слово означает «неседельная песнь»: исполнять и слушать его необходимо стоя. Исключением являются беременные женщины и немощные люди, им при чтении разрешается сидеть.

Чтение акафиста может происходить не только в храме на богослужении. Любой верующий может делать это дома, причём так часто, как требует душа. Кто-то любит читать каждый день, кто-то раз в месяц — никаких ограничений нет. Кроме единственного: хвалебную песнь нельзя возносить во время Великого поста, когда верующие молятся исключительно об искуплении грехов.

Акафист читают, стоя лицом к иконе святого или праздника, в честь которого он придуман. При вознесении молитвы дома, если нужной иконы нет, можно встать лицом к востоку. Перед первым прочтением дома лучше послушать в церкви, как звучит произведение. Станет понятно, какими должны быть интонация, темп, как правильно произносить слова и где в них ставить ударение.

Некоторые верующие практикуют чтение акафистов по соглашению, когда несколько человек договаривается между собой читать определённый текст одновременно. Считается, что эффект в этом случае гораздо сильнее.

Кондак и икос в Акафисте

Акафист содержит 25 песен, включая 13 кондаков и 12 икосов. Кондак — это небольшое произведение, содержащее в себе суть события или хвалебную речь святому. В конце всегда говорится слово « ». Икос — произведение, прославляющее святого или праздник, заканчивается словом «Радуйся».

В целом кондак и икос похожи: у них аналогичный смысл и одинаковый стихотворный размер. Разница лишь в том, что кондак короче, он задаёт тему, а икос уже её раскрывает. Поэтому икос читают только следом за кондаком и один не читается вовсе.

Часто вместе с акафистами читают тропари. Даже те, кто знает, что такое тропарь и кондак, иногда их путают между собой. Это тоже небольшой гимн, посвящённый святым или празднику. Только он обычно раскрывает другую сторону праздника (или жизни святого): если тропарь говорит о его внешней стороне, то кондак — о внутренней. И наоборот. Кондак описывает всё полнее — в этом и есть различие.

Молебны и хвалебные песни

Молебны — это небольшие богослужения, совершаемые священником. Они могут быть:

  1. Общественными (обычно совершаются для всех прихожан после литургии, могут проходить как утром, так и вечером);
  2. Частными (совершаются в индивидуальном порядке по предварительной договорённости с батюшкой не только в храме, но и дома).

Многие прихожане не знают, что такое молебен с акафистом. Так называются хвалебные молебны в честь определённого святого, в конце этому святому читается молитва. Служатся они по особым дням или заказываются прихожанами заранее.

Разница в том, что служить молебен может только духовное лицо, а вот обычные акафисты читаются мирянами свободно.

Зачем же люди читают акафисты? Верующие обращаются к хвалебным песнопениям по различным причинам, которые условно можно разделить на две большие группы:

  1. Потребность в выражении чувства искренней радости и благодарности;
  2. Желание заручиться помощью и поддержкой в сложных жизненных ситуациях.

Кроме гимнов Христу и Пресвятой Богородице популярны среди верующих акафисты святым: Николаю Чудотворцу, Архангелу Михаилу , Спиридону Тримифунтскому, Матроне Московской и другим. С какими просьбами и к кому чаще всего взывают миряне:

Вариантов обращения к Богу существует великое множество. Главное — помнить о том, что читать молитву в любой её форме — значит верить всем сердцем. И по вере этой воздастся.

(от греч. hymno — торжественная песнь и graphein — писание) — раздел литургики, изучающий тексты молитв и богослужебные песнопения.

Рассмотрим только основные формы богослужебных песнопений:

Гласы

Гласами (с этим понятием связано большинство песнопений) называют напевы — различные способы мелодического и ритмического исполнения церковных песнопений.

Всего гласов восемь:

  • 4 главных (прямых, или высоких)
  • 4 побочных (косвенных, или низких)

Они составляют так называемую систему «осмогласия» (то есть восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки.

На каждую неделю в церкви установлен свой определённый глас.
По прошествии недели глас меняется на следующий, от 1 до 8, таким образом круг осмогласия повторяется каждые 8 недель.

В рамках каждого гласа дополнительно различаются напевы для прокимнов, стихир, тропарей и ирмосов (за редким исключением). Однако музыкальная основа гласа при этом сохраняется.

Тропарь

Тропарь (греч. — тон, лад, мелодия, глас, напев) — одно из древнейших церковных песнопений.
Это краткая песнь, в которой прославляется святой (святые) или раскрывается сущность праздника. Также тропарями называются отдельные, содержащие законченную мысль, молитвенные воззвания, из которых состоят каноны, и, иногда, другие краткие молитвословия.

«Песни вечерни, возрастая в своей торжественности, заканчиваются высшим из всех видов церковного песнопения — тропарем, самое название которого указывает на особую сложность и богатство мелодии для него.

В каждом гласе тропарный напев составляет венец всех других напевов, из которых с ним может соперничать разве прокимен.

Поэтому тропарь на всех службах в ряду других пес­нопений занимает самое почетное место, открывая их ряд, как на утрене, завершая его, как на утрене же и вечерне, или заменяя все другие роды песнопения, как на литургии и на часах (на последних вместе с кондаком)».

Михаил Скабалланович. Толковый Типикон

Древнейшее христианское упоминание тропаря мы находим в уставе Великой Константинопольской церкви; это — единственное песнопение древневизантийского богослужения.

Тропарь— песнопение, не взятое из Священного Писания, следовательно — не псалом и не библейская песнь.

В современном уставе слово «тропарь» употребляется часто и в разных значениях или, лучше сказать, с разными прилагательными:

  1. Отпустительные тропари — это краткое заключительное песнопение, прослав­ляющее данный праздник, святого или явление иконы. Это собственно тропарь в настоящем смысле этого слова.
  2. Тропари канона. Здесь тропари — это строфы, составляю­щие песни канона.
  3. Тропари на «Господи воззвах». Иногда слово «тропарь» обозначает в Типиконе стихиры на «Господи воззвах»; тогда говорится о «тропарях на Господи воззвах».

Тропари имеют свой специальный напев в каждом гласе.
По своему содержанию тропари могут приобретать и некоторые характеризующие их прилагательные, как например: Воскресен, Крестовоскресен, Богородичен, Мученичен, Крестобогородичен, Покоин, Троичен, Покаянен и т.д.

Кондак

Кондак (греч. — палочка, на которую наматывался свиток пергамента) — небольшое песнопение в одну-две строфы, которое параллельно тропарю раскрывает суть праздника.

В современных богослужебных книгах это песнопение занимает очень скромное место и теряется в обширных песнях канона.
В своем теперешнем облике и объеме кондак очень похож на тропарь и даже поётся он по тропарной мелодии. Помещается кондак после 3-ей или 6-ой песни канона, а также повторяется на литургии и на повечерии. Изначально же, по своему происхождению и древнему употреблению, кондак был совсем другим произведением.

Однако в древности, ещё до появления канонов, кондак занимал совершенно исключительное место в богослужении. Он вовсе не ограничивался одной строфой, а представлял собою самостоятельное и большое поэтическое произведение, целую богословскую поэму.

Древний кондак в его классическом облике — это цепь из 20-30 строф, постепенно развивающих одну общую тему. Эта поэма состояла из нескольких частей: начальной строфы, икосов (числом чаще всего 24), и припева в один-два стиха. Причём инициалы всех строк составляли акростих (то есть первые буквы строф также складывались в осмысленный текст).

Со временем, под влиянием входившего в обиход канона (тоже литургической поэмы, но уже с заданными рамками для каждой песни, приуроченными к песням библейским), кондак постепенно стал уступать место новому типу церковного песнотворчества и был им почти совершенно вытеснен.

Наш теперешний кондак, как уже сказано, мало чем отличается от тропаря. Действительно, при беглом на него взгляде, он, также как и тропарь, говорит о данном празднике или святом. Это и неудивительно, так как перед нами теперь лишь остаток — первая строфа, которая дает только основную тему, а всё её развитие, весь богословский и поэтический узор исчез из внимания современных богомольцев.

Но все же, при более внимательном сравнении можно заметить и некоторое различие:

  • кондак дает обычно другую сторону празднуемого события, чем тропарь: если тропарь дает картину внешней стороны события, то кондак — внутренней или наоборот;
  • кондак это событие изображает полнее.

Примером могут послужить кондаки и тропари Рождества Христова, Крещения, Вознесения, Преображения.

Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология

Антифоны

Антифоны (от греч. против, и звук, голос) — означает пение попеременно, чередуясь, или пение на два хора, буквально «противо-гласник». В сущности это даже и не форма особых песнопений, как, например, тропарь, кондак, стихира, а скорее способ песенного исполнения тех или иных псалмов или гимнов.

Антифоны поются двумя хорами (клиросами) попеременно по одному стиху. Начинает исполнение правый клирос, затем продолжает левый и так они чередуются.
Но кроме этого своего значения, как способа пения, слово антифон употребляется в литургике и для обозначения отдельных песнопений или частей песенного материала.

Вот главные случаи употребления этого термина:

1. Антифоны Псалтири

Первая кафисма Псалтири, разделяясь, как и прочие, на три «славы», удерживает за этими частями наименование «антифонов». Это объясняется тем, что или вся кафисма, или первая ее «слава» (первый антифон) поются, в соответствии с Уставом, на два хора.

2. Антифоны изобразительные или вседневные

Эти антифоны исполняются в самом начале Литургии оглашенных, сразу после великой ектении. Антифоны изобразительные — это псалмы 102 и 145: «Благослови душе моя Господа» и «Хвали душе ноя Господа». Они поются во все субботы, воскресные и праздничные дни.

При пении изобразительных антифонов, вместо третьего антифона поются «Блаженны» (заповеди блаженств) и между ними тропари 3-й и 6-й или иной песни канона утрени; Антифоны вседневные — это псалмы 9, 92 и 94, с соответствующими припевами.

Они поются в седмичные дни, с понедельника по пятницу включительно, когда в эти дни нет праздника.

Сразу после изобразительных (вседневных) антифонов поётся гимн «Единородный Сыне».

3. Степенные антифоны

Степенные антифоны являются частью торжественной полиелейной утрени. Называются они так потому, что составлены были применительно к 15 псалмам (119-133), называвшихся у евреев песнями степеней. Эти песни пелись паломниками при восхождении на ступени Иерусалимского храма. Степенных антифонов восемь — по числу гласов. Каждый составлен из трёх частей для каждого гласа, кроме 8-го, где их четыре.

Эти песнопения аскетического содержания, в них говорится об очищении и исправлении души от страстей и греха. Поются они на особый напев. К каждому степенну присоединено в конце прославление Святого Духа.
Автором степенных антифонов некоторые считают Иоанна Дамаскина, но, правильнее, скорее, считать св.

Феодора Студита или же его брата Иосифа, архиепископа Солунского, так как по аскетическому содер­жанию они действительно больше соответствуют духу студийского направления в нашей гимнографии.

4. Праздничные антифоны

Это антифоны, поющиеся в двунадесятые праздники. Праздничные антифоны на литургии составлены из стихов разных псалмов, соответственно содержанию праздника. Эти стихи псалмов чередуются или с особыми припевами, «Молитвами Богородицы» и «Спаси ны, Сыне Божий», или с тропарём самого праздника.

Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология.

Источник: https://karavan-ural.ru/chem-otlichaetsya-kondak-ot-ikosa-i-chto-takoe-akafist/

Что такое кондак и икос, в чем их различие и схожесть?

Людей, которые регулярно посещают церковные службы, умиляют услышанные песни. Конечно, можно просто подпевать, не вдаваясь в последовательность мелодических оборотов и слов, но прихожанин, стремящийся вникнуть в суть библейских истин, непременно поинтересуется, что такое кондак и икос.

История возникновения

Кондак в переводе из греческого языка означает небольшую песню, воспевающую Господа, Матерь Божию или одного из святых. Вначале кондаком называли кусочек пергаментной бумаги, содержащий запись церковных песнопений. Сегодня – это благодарность верующих, переведенная в звуки.

Но не сразу кондак из нот превратился в хвалебную оду. Некогда святой Роман Сладкопевец служил дьяконом, затем псаломщиком в соборе. Все попытки улучшить положение оставались без внимания. Однажды, усердно молясь о помощи, он обратился к Пресвятой Богородице. Ночью она пришла к нему во сне, принесла свиток и велела его проглотить.

Проснувшись утром, Роман почувствовал прилив сил и невероятное желание передать свое настроение посредством звуков. Так возник знаменитый кондак, рассказывающий о Рождестве Христовом. Важное событие, которое сочетает молитву и мелодические обороты, подтверждает свою значимость в жизни людей, пришедших к Господу Богу.

Кондак в древности был намного объемнее по количеству слов. 20–30 строф, взаимосвязанных между собой, постепенно приводили к главной теме. Первые буквы строк выстраивались в акростих, подчеркивая главную мысль всего кондака. Это было поэтическое произведение, самостоятельное и цельное.

Сейчас кондак – это одна строфа, являющаяся частью канона. Он исполняется на литургии и во время вечерней службы. За ним следует икос (в переводе с греческого языка – «дом»). Это одновременное песнопение и прославление святого или важного церковного события. Кондак и икос – составляющие акафиста.

Схожесть и различия

Кондак и икос одинаковы по содержанию и по типу изложения. Кондак задает тему церковного праздника, а икос ее развивает. Поэтому кондак значительно короче. Икос не является самостоятельным стихом и следует после кондака. Они очень взаимосвязаны и располагаются после шестой песни канона.

Эти песнопения оканчиваются одними и теми же словами. Стихотворный размер, общая мысль помогают подчеркнуть событие, о котором поется. В икосе присутствует припев и приветствия «Радуйся», уточняя то, чему посвящен акафист. Икос подводит итог, и его сила в повторении. Несколько раз произнесенное «Радуйся» помогает понять смысл воспевания: праздник или святой образ.

Слова, входящие в состав определенной молитвы, расставлены по определенному порядку. Они имеют свою определенную последовательность, при изменении которой теряется чудодейственная сила. Все священное писание изложено великими людьми. Ничего добавлять или сокращать не надо. Читая слово в слово, вы сохраняете смысл, заложенный дар.

Как читаются кондак и икос?

  • Сохраняется очередность: вначале кондак, затем икос.
  • Существует возрастание: кондак 1, икос 1, кондак 2, икос 2 и т. д.
  • В конце акафиста повторяется последний кондак и возвращается кондак 1 и икос 1.
  • Слов в кондаке значительно меньше, поэтому они более глубокие и прямолинейные. Прочитав их, можно понять, чему посвящен определенный акафист.
  • В икосе изложение не такое уточненное, но чтобы вникнуть в суть, помогают повторяющиеся слова «Радуйся».

Существуют самостоятельные кондаки, не входящие в состав акафиста. Они посвящены знаменательным событиям: Рождеству Христову, Сретению Господнему, Светлому Воскресению. Это настоящая поэма, рассказывающая о конкретном празднике.

последовательное и расширенное.

Если вы не знаете определенные слова, произносимые во время церковной службы, – это не страшно. Для прихожанина, стремящегося соединиться с Божьими правилами, обязательно наступит время, когда сложное станет простым. Важнее всего быть честным по отношению к самому себе: что хочешь понять, каким путем следует идти, каков будет заключительный этап. Главное не останавливаться на достигнутом уровне и, проповедуя Божье слово, с удовольствием делиться о том, что такое кондак и икос.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1199675542620080862/chto-takoe-kondak-i-ikos-v-chem-ih-razlichie-i-shozhest/

Что такое канон в православной церкви, значение слова канон, чем отличается канон от акафиста, когда читается канон, каноны по дням недели

Православные литературные труды вмещают в себя неиссякаемый источник, позволяющий общаться с Богом. Одним из видов церковного словесного искусства считается канон.

Акафист

Что такое акафист? Как правильно читать акафист? Какая роль отведена акафисту в православии?

Обращаться ко Господу через молитву, торжественную хвалебную песню — древняя православная традиция. Акафист — это один из многих различных видов церковных гимнов. Дошедшее к нам из Греции слово «Ο Ακάθιστος Ύμνος» происходит от местного слова «akathistos«, где а – это отрицание, а kathizo – сидеть. Его также называют «неседальным гимном«, потому что исполнять его принято стоя.

Акафист святителю Спиридону Тримифунтскому

Акафист Николаю Чудотворцу

Акафист Архангелу Михаилу

История Акафиста: происхождение, история развития

В греческой литературе средних веков мы часто можем встретить упоминание акафиста. Этот жанр известен с ранних Византийских времен. Позднее из Греции традиция пения этой молитвы перешла в страны Восточной Европы. Это отразилось и в литературе, и в исторических трудах. Самым первым гимном, дошедшим до современности, стал великий акафист Пресвятой Богородице, он был написан после чудесного освобождения Константинополя от нападения врагов.

Этот великий акафист предположительно относится к 626 году (времена правления императора Ираклия).  Многие гимнографы называют и более ранние сроки. Считается, что над молитвой работали сразу несколько гимнографов. В те дни Патриарх Сергий, проносил на руках икону Пресвятой Богородицы вдоль городских стен, и умолял Бога о защите от войск персов и скифов, которые осаждали Константинополь.

Люди просили Господа о заступничестве в храмах, умоляя спасти их дома и родной город.

Император считал Богородицу Покровительницей и заступницей столицы после чудесного спасения города. Первое время праздник акафиста совершали в Константинополе именно в том храме (Влахернский храм), где хранились святыни: чудотворная икона Богородицы и Ее риза, а также пояс. Позднее праздник стала отмечать вся Восточная Церковь.

Христианские поэты составили подражания этому акафисту, а в российской традиции Православия такие гимны принято писать каждому святому, которого Церковь начинает прославлять. В рассказе А.П. Чехова «Святою ночью» можно встретить художественный рассказ о том, как люди сочиняли акафист Богородице. Подобные молитвы продолжили традицию жанра.

Великий акафист Богородице стал образцом хвалебной песни. Обычно хвалебную песню пишет акафистограф – православный поэт—христианин. Сейчас есть не только классические акафисты, которые мы могли встретить в древности, поэтому акафист стал отдельным особым жанром хвалебной песни Иисусу Христу, Богородице, святому, а иногда и церковному празднику.

В России акафист, особый вид молитвы, появился около 916—го года. Первый русский гимн посвящался святому Сергию Радонежскому.

Во времена гонений на Церковь жанр торжественной молитвы был в расцвете. Именно в это время было написано много новых акафистов, потому что в пении акафиста не участвовал церковный хор, он читался келейно, без священника. Верующие могли молиться дома. Новые акафисты пишутся и сейчас. Существует около 1800 хвалебных песен на разных языках мира. Зачастую остаются неизвестными авторы музыки акафиста, так как многие распевы рождались в народе.

Акафист Пресвятой Богородице

Хвалебная песня Пресвятой Богородице, который называют «великим акафистом» и считают образцом хвалебной песни, состоит из 25 строф. Это —  13 кондаков и 12 икосов. Икосы принято начинать с греческих букв.

  Этот акафист поют в богослужебное последование Утрени. Текст акафиста содержится в нескольких книгах, но считается, что изначально он появился в  Триоди Постной. Его поют только один раз в году.

Субботу пятой седмицы Великого Поста именно поэтому называют «Похвала Богородице» или «Суббота акафиста«.

Существует около 30 различных редакций акафиста. В нашей стране широко известен не афонский вариант акафиста начала XIV столетия (старца по имени Иоанн), а киевская версия 1627 года. Эту версию молитвы составил архимандрит Плетенецкий (Елисей), автор перевода «Триоди постной» О том, что греческие гимны были известны еще отечественным монахам XV века, говорит книга «Канонник» Кирилла Белозерского, которая вышла в 1407 году.

В синксаре субботы 5—ой седмицы Великого Поста отмечается, что праздник установлен в честь отступления захватчиков от Констинополя, которое свершилось по молитвам Пресвятой Богородицы. Жители Константинополя считали Богородицу своей заступницей. Но содержание и структура торжественного богослужения не привязано к тем или иным победам на военном поприще. Лейтмотив акафиста — это важные для верующих праздники Благовещение Пресвятой Богородицы и Воплощение Сына Божия.

Православная Церковь читает этот акафист для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную. Богородица избавляла людей от видимых врагов во времена императора Ираклия и верующие уповают на помощь в избавлении от врага невидимого, поэтому противоречия в истории создания акафиста Пресвятой Богородице и его современном понимании нет.

Структура Акафиста: Кондаки и икосы

Акафист обязательно состоит из кондаков и икосов. Это 25 песен, они соответствуют порядку букв греческого алфавита. Молитва состоит из тринадцати хвалебных песен, кондаков и двенадцати пространных песней, которые называют «икос«. Каждая группа произведений объясняет смысл праздника, которому посвящен акафист.

Икосы принято заканчивать на слове “радуйся” а кондаки на  воспевании “Аллилуйя”, которое означает «хвалите Бога«. Икос, который читают после кондака обычно делят на две части. Читать икосы без кондаков не принято.

Акафист напоминает классический кондак по своему составу. Такие кондаки обязательно имеют  двадцать строфы:  двенадцать из них более краткие, с восхвалением «аллилуйя» и двенадцать длинных, которые соответствуют первому припеву кондака. Но, в отличие от кондака классического типа, акафист ставит перед собой, как первостепенную, задачу восхваления.

От древних кондаков акафисты также отличают хайретизмы. Хайертизмы — это восхваления которые, начинаются со слова «Радуйся!». Первое слово в краткой вводной фразе икоса — тоже «Радуйся«. Тринадцатый кондак читается три раза с обращением к тому, кому он посвящен, после него обязательно повторяется первый икос, затем опять читается первый кондак.

Акафист можно читать сразу после утреннего или вечернего правила. В этом случае начальные молитвы обычно не читают, можно читать акафист уже после чтения молитв до конечной молитвы «Достойно есть«. Чаще всего акафист читают келейно, когда человек остается наедине с Богом. И келейная и соборная молитва упоминаются в Библии. Но и при домашней молитве важно соблюдать богослужебный устав.

  Хвалебная песнь имеет четкую структуру, потому что даже в келейной молитве верующему, особенно тому, кто недавно пришел в Церковь, бывает тяжело сформулировать обращение к Господу. Многие обращаются к Богу и святым Его в житейских нуждах, но не каждое прошение угодно Богу и не каждая житейская просьба способствует спасению души.

Поэтому существуют акафисты, посвященные житейским проблемам, с которыми сталкиваются верующие люди.

Какие акафисты читать в житейских нуждах

О защите в трудных ситуациях просят Пресвятую Богородицу. Читать акафист Пресвятой Богородице принято в субботу, на пятой неделе Великого поста.

Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы «Всецарица» читают родители за своих чад, находящихся в плену греховных страстей. По вере родителей, Господь помогает и чадам.

Акафист Архангелу Михаилу читают во всех житейских нуждах, но чаще всего христиане обращаются к Архангелу Михаилу при входе в новый дом.

Акафист Матроне Московской читают с молитвой об исцелении. Вера в чудесна святой Матроны Московской подтверждается многочисленными свидетельствами помощи по молитве.

Для исцеления больных и помощи страждущим читают акафистСвятителю Спиридону, епископу Тримифунтскому

Акафист Иисусу Сладчайшему читается в воспоминание Страстей Спасителя и память Пресвятой Богородицы.

Акафист святой Великомученице Екатерине читают девушки, желающие вступить в брак.

Акафист святым Первоверховным Апостолам Петру и Павлу читают с просьбой об умножении веры.

Акафист Святителю Митрофану, Воронежскому Чудотворцу читают о жизненном устройстве детей.

Акафист святой Великомученице Анастасии Узорешительнице читают для освобождения от зависимостей и плена.

Акафист святому чудотворцу Иоанну Воину читают в поиске защиты от обидчиков.

Примечания:

Читать акафист советуют утром, до принятия пищи. Обычно это делается вслух, слова хвалебного пения верующий пропускает через свое сердце. Текст молитвы лучше запомнится, если читать его каждый день. Обращаться к Господу можно не только после утренней или вечерней молитвы, акафисты читают в любой момент, когда этого требует душа (Непрестанно молитесь — 1Фесс.5:17).

По молитвам Богородице и святым не раз случались чудеса, а Господь посылал утешение страждущим. Пишется много новых акафистов, не все из них успели получить церковное благословение и являются каноническими текстами. Их рассматривает специально созданная богослужебная комиссия.

Если такой акафист верующий хочет читать в домашней молитве, можно обратиться за благословением к своему духовнику.

Торжественные хвалебные песни читают и в благодарность Господу и святым, нашим заступникам на Небесах. Мы также собрали для вас небольшую видео-коллекцию акафистов и наши лучшие материалы о церковных гимнах.

Об акафисте на «Правмире»:

Источник: https://www.pravmir.ru/akafist/

Что такое кондак: церковная гимнография :

Новообращенных христиан часто сбивает с толку обилие непонятных терминов в молитвослове. В этой статье мы рассмотрим, что такое кондак и чем он отличается от других видов песнопений, тем более, что в современной церковной гимнографии его иногда бывает сложно отличить от тропаря или икоса.

Происхождение слова

Термин «кондак» происходит от греческого слова, которое обозначало палочку, на которую был намотан пергамент с текстом. Сборник подобных свитков назывался кондакарием.

Что такое кондак?

Это один из жанров византийских церковных песнопений. Как правило, кондак — это короткая песнь, состоящая из одной или двух строф, которая вместе с тропарем раскрывает суть праздника, посвящением которому и является.

Тропарь – это древнейшее песнопение, давшее начало развитию всей церковной гимнографии. Он отражает в своих строфах сущность праздника (или святого, если посвящен ему, раскрывая особенности его святости и жития). Кондак же является логичным дополнением к тропарю, рассматривая незатронутые элементы основной темы.

Обычно он размещается в каноне сразу после шестой или третьей песни, а следом за ним идет икос (вместе с ним эти две песни образуют так называемый акафист). Они традиционно читаются на часах.

Узнав, что такое кондак, перейдем к другим вопросом, но прежде отметим следующее. Чаще всего он бывает посвящен какому-либо церковному празднику, Господу Богу, Божией Матери или некоему святому.

Чем кондак отличается от икоса?

Прежде, чем разобраться с этим вопросом, обратимся к другому. Попытаемся выяснить, что такое кондак и икос. Итак, икос – это также песнопение, прославляющее праздник или святого.

Его отличие от кондака состоит в том, что он является пространным развитием темы, поэтому гораздо длиннее. Соответственно, икос никогда не читается отдельно.

Внешний вид песнопений также является схожим – обычно они написаны в одном стиле, одним размером, поются в одной тональности и заканчиваются одними и теми же фразами.

История создания кондака

Зачинателем данного церковного жанра традиционно считается Роман Сладкопевец, певец в Святой Софии Константинопольской, живший в шестом веке – современник императора Анастасия I. По легенде, свой первый кондак, посвященный Рождеству Христову, он создал, исполнившись Божественным вдохновением. К нему были приложены двадцать четыре икоса.

Роман Сладкопевец изначально был диаконом в сирийском городе Бейруте, затем служил псаломщиком в Святой Софии и не выделялся среди других исполнителей ничем особенным, но он горячо молился Богородице, прося одарить его талантом. Однажды во сне Богородица явилась к нему, вручила свиток и велела Роману проглотить его.

Пробудившись ото сна, он ощутил вдохновение и исполнил первый кондак «Дева днесь».

Произведения, приписывающиеся этому автору, во многом походят на качественные богословские проповеди, чем разительно отличаются от нынешних вариантов кондаков. Сам жанр не был привязан к какой-либо теме библейской песни, как позже это произойдет с каноном, поэтому отсутствие определенной темы давало автору свободу творчества, позволяя ему спокойно развивать тематику праздника в образах, удобных лично ему.

Первоначальный вид

Итак, в отличие от современных, древние кондаки отличались большим количеством строф – от двадцати до тридцати, они объединялись единым рефреном, который исполнял народ. Чтением строф занимался канонарх.

Первая строфа была вступлением к теме и обычно была написана специфическим слогом, который не повторялся в остальных частях произведения, последняя же часть содержала в себе назидательное наставление и была больше похожа на молитву.

Часто первые буквы строк составляли так называемый акростих – то есть вполне осмысленное предложение.

Первоначально кондак уподоблялся постройке, состоящей из множества отдельных комнат, поскольку «икос» можно перевести с греческого как «дом».

Изменение статуса и вида

С 9 века жанр кондака (что такое этот жанр, мы уже разобрали) постепенно был вытеснен каноном. Он тоже является литургическим произведением, но являющимся дополнением к библейским песням, поэтому количество тем этого жанра несколько ограничено. Кстати, с греческого «канон» переводится как «норма». Количество строф сократилось, и поэтому в современном богослужении кондаком и икосом называют лишь две строфы.

Исключение составляет лишь песнопение, сохранившееся полностью – его читают и поют, когда отпевают священников. Таким образом, со временем кондак стал занимать достаточно скромное место в ряду других песенных церковных жанров. Однако в древности он считался наиболее почитаемым, и представлял собой чуть ли не целую поэму на богословскую тематику по своему объему и масштабу.

В качестве примера, поясняющего, что такое кондак, можно рассмотреть различные песнопения, посвященные Рождеству, Вознесению или Преображению Христову. Во многом современный кондак похож на тропарь, что неудивительно, ведь от первоначального облика песнопения осталась только его первая строфа (которая называется «кукуль»). А в русской гимнографии он даже поется по мелодии, аналогичной тропарной.

Но если приглядеться, то можно заметить разницу – как правило, кондак отражает внутреннюю суть праздника, причем делает это полнее, а тропарь – внешнюю (или наоборот).

Итак, в данной статье мы разобрали, что такое кондак, икос и тропарь. Надеемся, что у читателя больше не возникнет трудностей с определением жанра церковных песнопений. Впрочем, помимо вышеперечисленных, существует еще много иных видов песен и возгласов.

Источник: https://www.syl.ru/article/364351/chto-takoe-kondak-tserkovnaya-gimnografiya

Кондак — что это за произведение

Священные церковные гимны, исполняемые во время религиозных праздников, были сложены давно, во времена первых христиан. Впоследствии их состав обогатился творениями талантливых священнослужителей, наделённых глубокой, искренней верой в Господа и поэтическим даром.

Знакомство с кондаками

Давайте разберёмся, кондак – что это такое? Так называли в Греции, точнее в Византийской империи, торжественные гимны, посвящённые Богородице, празднику Рождества Христова, различным святым. Церковные песни были, как правило, возвышенного, патетического содержания и прославляли то духовное лицо, о котором шла речь. Таким образом, кондак — что это? Хвалебная песнь религиозного содержания.

Создавалась она по определённым правилам и имела строго регламентированную форму исполнения. Первые авторы пользовались силлабической системой стихосложения, добиваясь чёткого ритма в поэтическом тексте, чтобы его было легче и удобнее петь. Строфы должны были содержать поучения и наказы для паствы. Их произносил с амвона священник.

А припев (рефрен) исполнялся хором певчих и народом, присутствующим в церкви.

Из истории термина

О том, как возник жанр кондак, что это такое, мы узнаём из древней христианской легенды. Некогда в Константинополе (5-6 века) при церкви Богоматери служил богобоязненный, искренне верующий человек по имени Роман. Был он настоящим праведником, чем заслужил уважение и доброе расположение тогдашнего патриарха Евфимия.

И хотя у Романа ни слуха не было, ни голоса, патриарх именно его просил прислуживать ему на клиросе во время торжественных служб. Завистники постарались опозорить скромного пастора. Однако тот смиренно молился Господу и Богородице, и случилось чудо. Святая Дева явилась Роману и наделила его восхитительным голосом и стихотворным даром.

Вдохновение снизошло на служителя Божия, и он сочинил первый в духовной литературе кондак. Что это, вы поймёте, прочитав известные строки торжественного гимна в честь Рождества, который начинается такими словами: «Дева днесь Пресущественнаго раждает» Переведённый на языки всех народов, исповедовавших христианство, кондак стал образцом гимнотворчества.

А сам Роман получил прозвище Сладкопевца, под таким именем и войдя в историю.

Гимны, сочиняемые в православии по образцам святого Романа, носили первенствующий характер вплоть до 8 века. Они были длинными, в каждом примерно по 20-30 строф, разделённых припевами. Исполнение их во время служб занимало большое количество времени, что создавало некоторые неудобства. Поэтому примерно с 8 века на смену кондаку как жанру приходит канон. Однако это не значит, что гимны перестали звучать в церквях, храмах и соборах.

Они всё так же выполняли важную функцию прославления и чествования того праздника, для которого были написаны. Просто произошло некоторое видоизменение жанра. Значение слова «кондак» в современном богослужении таково: это 2 строфы торжественного песнопения, исполняемые вместе с икосами после канонов. Этот же термин используется для обозначения строф акафистов. Сейчас обычно поют полный кондак, только отпевая лиц духовного звания.

В остальных же случаях ограничиваются его усечёнными, укороченными формами.

Благая весть

Праздник Благовещения – один из наиболее почитаемых в православии. Отмечается он 7 апреля. Церковные службы в этот день проходят особенно радостно, приподнято, у прихожан в храмах просветлённые лица, и поистине ангельскими голосами звучит с клироса кондак Благовещения в честь Богородицы.

Называется он «Взбранной воеводе» и отличается трогательной красотой и умилением перед Великим Таинством. Ликованием и почтением, искренней надеждой исполнены слова кондака, в которых звучит просьба людская к Пречистой заступиться за нас, грешных.

Помимо религиозного, произведения этого жанра имеют важное литературно-художественное значение.

Источник: https://FB.ru/article/142703/kondak---chto-eto-za-proizvedenie

Кондак — это особая молитва | Православиум

Рубрика: Богослужения, Молитва

Кондак (в переводе с греческого «палочка, на которую наматывался свиток с текстом») – одна из важнейших православных молитв, посвященных тому или иному священному событию или празднику. Кондак более подробно, в отличие от тропаря, освещает причины деяний, подвигов святых, раскрывает суть праздников. Тропарь же повествует о конкретном действии или событие.

Древний кондак представлял собой многострофную поэму (от 8 до 40 строф – икосов). В современном виде кондак – это небольшие молитвословия. Они содержат не только саму молитву, но и краткое объяснение праздника или прославление святого. Авторы кондаков называли их гимнами, творениями, хвалениями.

Кондак состоял из вступительных строф, которые назывались кукулиями или проимиями. Далее икосы кондака построены по определенным правилам. Одинаковое количество строк в строфах, единообразное чередование ударных и безударных слогов и одинаковое количество слогов в соответствующих строках каждой из строф-икосов.

Страница молитвослова с тропарями и кондаками

История появления кондаков связана с преподобным Романом Сладкопевцем (V-VI века). Он был родом из Сирии, но позднее переехал в Константинополь, где помогал на богослужениях патриарху Евфимию. Патриарх приблизил Романа за добродетельную жизнь и твердую веру.

Но никакими прирожденными талантами преподобный Роман наделен не был. Из-за милости к себе патриарха он постоянно испытывал зависть и недовольство соборных служителей. Однажды они решили опозорить преподобного Романа, вытолкнув его на амвон во время богослужения и заставив петь.

В присутствии императора и патриарха святой опозорился из-за невнятного пения и отсутствия голоса. 

Преподобный Роман очень переживал из-за случившегося и усердно молился. Во сне ему явилась Пресвятая Богородица, вручила свиток и велела проглотить его. Роман повиновался. Произошло чудо: у преподобного  появился прекрасный, мелодичный голос и открылся дар к сочинению стихов. В благодарность за произошедшее чудо он написал первый кондак к празднику Рождества Христова:

«Де­ва днесь Пре­су­ще­ствен­на­го рож­да­ет, и зем­ля вер­теп Непри­ступ­но­му при­но­сит; Ан­ге­ли с пас­тырь­ми сла­во­сло­вят, вол­сви же со звез­дою пу­те­ше­ству­ют; нас бо ра­ди ро­ди­ся От­ро­ча Мла­до, Пре­веч­ный Бог».

Преподобный Роман со временем стал знаменитым гимнографом Церкви и создал множество молитвенных и богослужебных текстов. Например, такие как “Песни святого Романа Сладкопевца на страстную седмицу”, “Кондак о жизни монашеской”.

Использование кондаков в богослужениях

В древние времена кондаки – это поэмы, прославляющие Бога, Богородицу и святых. Позднее кондаки стали используются реже и их место заняли более строгие, сдержанные каноны. Однако в Русской Церкви кондаки стали одними из любимых храмовых молитв.

При этом количество строф значительно сократилось. Кондаки являются неотъемлемой составляющей акафистов, куда входят 13 кондаков и 12 икосов. В акафистах кондаки представляют собой краткие хвалебные песни в честь праздников, Богородице или святых.

В Русской Православной Церкви наших дней кондаки занимают довольно скромное место, хотя и поются во время богослужений. Кондак находится после 6-й песни канона на Утрене. Он передает более детально самую суть праздника, в отличие от краткого тропаря. Их можно услышать на утрени, чтении 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часов, изобразительных, повечерия, а также на Божественной Литургии. Следует отметить, что кондаки в современном виде по размеру практически не отличаются от тропарей.

Кондак Богородице

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто неневестная.

Пасхальный кондак

Аще и во гробе снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим Апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Кондак святителю Николаю Чудотворцу

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

Источник: https://pravoslavium.ru/kondak-eto-osobaya-molitva/

Церковные непонятности: что такое тропарь, кондак, канон, ирмос, акафист?

Часто в православных календарях или молитвословах можно встретить слова «тропарь святому» или «кондак праздника». Порой такие надписи встречаются на обороте небольших иконок. Давайте попробуем разобраться, что эти слова значат. Это поможет человеку чувствовать себя уверенней в церковной жизни.

Говоря просто, тропарь и кондак – это небольшие молитвословия, которые содержат в себе не только саму молитву, но и краткое объяснение праздника или прославление святого. Поются они в тот день, когда вспоминается святой или случается праздник. Обычно, тропарь и кондак составляют парное песнопение, исполняемое хором на службе.

Канон – крупная форма

В молитвословах есть и каноны, которые отличается от тропаря и кондака. Это более длинное произведение, состоящие из девяти песен. Каждая песнь канона состоит из ирмоса (первая строфа) и тропарей (4-6 последующих строф). В основе этих песен лежат девять песен из Священного Писания. Канон знаком почти всем верующим – три канона (Господу, Богородице и Ангелу Хранителю) входят в правило к Причастию.

Многозначность «канона»

Трудность, с которой сталкиваются неподготовленные люди – это то, что в разных ситуациях одни и те же слова могут значит разные вещи. Это явление есть и в церковном мире. Каноном называют правила, принятие церковные соборами. Кроме того, говорят об иконописном каноне – это устоявшийся образец для написания иконы. Наконец, каноном (или кану́ном) иногда называют столик для поминальных свечей. Нужно учитывать многозначность слова, чтобы правильно понимать его значение.

Акафист

Каким бы древним и устоявшимся не казалось богослужение, гимнография постепенно развивается. В XIX и XX веке в Русской церкви получил большое распространение жанр акафиста.

Строфы в нём начинаются со слова «радуйся» и общее настроение акафиста обычно радостное, а тематика – похвальба святому или прославление Бога.

Хотя жанр пользуется большой народной популярностью, в церковное богослужение входит только один Великий акафист (Пресвятой Богородице), написанный в глубокой древности и слабо связанный с современными текстами. Он поется в субботу 5-й седмицы Великого Поста, один раз в год.

Пришли из истории

Сами слова эти пришли из греческого языка.

«Тропарь» переводится как тон, лад или мелодия. Упоминания о пении тропарей находятся в древнейших христианских летописях, датируемых IV и V веком. Это самый древний вид церковных песнопений.

«Кондак» в переводе означает палочку, на которую наматывался свиток из пергамента. В древности кондаки представляли собой не одну строчку, а длинную поэму, посвященную православному празднику. Первый сочинитель таких «поэм» – святой Роман Сладкопевец. С течением времени, в службе остались только первые строчки тех поэм – они и называются кондаками теперь.

Собор Александра Невского в центре Софии

На смену им пришли другие длинные тексты – это были каноны. «Канон» переводится с греческого как правило, мерило или норма. В богослужении он появился примерно в VIII.

Слово «акафист» буквально можно перевести как «не сижу». Иногда их обозначают «неседальными песнями» в противовес «седальнам», другому виду песнопений.

Гимнография – церковная песенная поэзия

Можно сказать, что тропарь, кондак, канон и акафист – это жанры церковной песенной поэзии, иначе называемой гимнографией. Есть и множество других видов песнопений и возгласов. Мы лишь приподняли завесу тайны над красотой и гармонией церковных наук и богослужебных понятий. Надеемся, что эта статья поможем вам подружиться с миром православного богослужения.

Акатисти, тропари, молитве

Источник: https://liveinorthodoxy.com/cerkovnye-neponyatnosti-chto-takoe-tropar-kondak-kanon-irmos-akafist/

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такие консерваторы и либералы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Марина по церковному как будет

Закрыть