Что такое логика определение

Что такое логика: определение и законы

что такое логика определение

Логика – многообразное понятие, плотно вошедшее в нашу жизнь и культуру речи. В этой статье мы с вами рассмотрим с научной точки зрения, что такое логика. Определение, виды, законы логики и историческая справка нам в этом помогут.

Общая характеристика

Итак, что такое логика? Определение логики очень многогранно. В переводе с греческого она означает «мысль», «разум», «слово» и «закономерность». В современной интерпретации данное понятие используется в трех случаях:

  1. Обозначение взаимосвязей и закономерностей, объединяющих поступки людей или события в объективном мире. В этом смысле часто используют такие понятия, как «логическая цепочка», «логика фактов», «логика вещей» и так далее.
  2. Обозначение строгой последовательности и закономерности процесса мышления. В таком случае употребляются выражения типа: «логика рассуждения», «логика мышления», «логика речи» и так далее.
  3. Обозначение особой науки, изучающей логические формы и операции, а также связанные с ними законы мышления.

Задачи логики

Как можно заметить, в каждой конкретной ситуации может быть как минимум один из нескольких ответов на вопрос: «Что такое логика?» Определение задач логики менее объемно.

задача – прийти к выводу на основе предпосылок и получить знание о предмете рассуждения, чтобы глубже проникнуться его соотношениями с другими аспектами рассматриваемого явления. В любой науке одним из главных инструментов является логика. Она не только является важным подразделом философии, но и затрагивает некоторые математические учения.

«Алгебра логики» – определение, известное в математических кругах. Иногда его путают с булевой алгеброй, которая является основой информатики, но это не совсем верно.

Главным образом логику классифицируют на:

  1. Неформальную.
  2. Формальную.
  3. Символическую.
  4. Диалектическую.

Неформальная логика – это исследование аргументации в первоначальном языке. Данный термин наиболее распространен в англоязычной литературе. Таким образом, главная задача неформальной логики – изучение логических ошибок в речи. Вывод, который сделан на естественном языке, может обладать чисто формальным содержанием, в случае если можно проиллюстрировать, что он является не иначе как частным применением универсального правила.

Формальная и символическая логика

Анализ вывода, раскрывающий то самое формальное содержание, и называется формальной логикой. Что же касается символической логики, то она исследует символические абстракции, фиксирующие формальный состав логического вывода.

Диалектическая логика

Диалектической логикой называют науку о мышлении, дающую знание об образе рассуждения, который расширяет возможности формального вывода. В этом случае понятие логики может быть использовано как в собственном логическом смысле, так и в виде некой метафоры.

Диалектическое рассуждение частично опирается на формальные законы логики. Вместе с тем, анализируя динамику перехода понятий в их противоположность, оно допускает совпадение противоположностей, а значит, ориентируется на диалектические законы.

Определение логики как науки подразумевает, что ее объектом является человеческое мышление. Мышление является сложным, многосторонним процессом, предполагающим обобщенное отражение человеком вещей и отношений окружающего мира. Данный процесс изучается разными науками: философией, психологией, генетикой, языкознанием, и кибернетикой. Философия рассматривает происхождение и суть мышления, а также его отождествление с материальным миром и познанием.

Психология контролирует условия нормальной работы мышления и его развития, а также влияния на него окружающей среды. Генетика стремится к изучению механизма наследования способностей к размышлению. Языкознание ищет связи между мышлением речью. Ну а кибернетики пытаются построить технические модели человеческого мозга и мышления.

Сама же логика смотрит на процесс мышления с точки зрения структуры мыслей, а также верности или неверности рассуждений, отвлекаясь при этом от содержания и развития мыслей.

Предмет логики

Предметом данной области знаний является логическая форма, связанные с ней операции и законы мышления. Лучше всего рассматривать предмет изучения логики, через процесс познания окружающего мира человеком. Познанием называют процесс, во время которого индивид получает знания о мире. Есть два способа получения знаний:

  1. Чувственное познание. Осуществляется с помощью органов чувств или приборов.
  2. Рациональное познание. Осуществляется с помощью абстрактного мышления.

Материалистическая теория познания основывается на теории отражения. Согласно этой теории, суждения, вещи и явления объективного мира могут воздействовать на органы чувств человека и активизировать работу системы передачи информации в мозг, а также активизировать сам мозг, в результате чего в мышлении человека создаются образ этих самых вещей и явлений.

Чувственное познание

Чувственными образом называют знание о внешних свойствах тех или иных вещей и явлений. Чувственное познание может протекать в трех формах:

  1. Ощущение. Отражает отдельные свойства предмета.
  2. Восприятие. Отражает предмет в целом, представляет собой его целостный образ.
  3. Представление. Это образ предмета, сохранившийся в памяти.

На стадии чувственного познания, человеку не всегда доступна сущность вещей и процессов, их внутренние свойства. Маленький принц из одноименного рассказа Экзюпери говорил: «Самого главного глазами не увидишь». Разум или абстрактное мышление приходят на помощь органам чувств в таких случаях.

Рациональное познание

Абстрактное мышление отражает действительность с точки зрения основных свойств и отношений. Познание мира через абстрактное мышление происходит опосредовано, а не явно. Оно не предполагает обращение к наблюдениям и практике, а строится на основе более глубоких рассуждений о свойствах и взаимоотношениях предметов и явлений. К примеру, по следам преступника можно воссоздать картину происшествия, по термометру можно узнать, какая погода на улице, и так далее.

Важной особенностью абстрактного мышления является его тесная связь с языком. Каждая мысль оформляется с помощью слов и словосочетаний, проговариваясь посредством внутренней или внешней речи.

Мышление не только помогает человеку описать окружающий мир, но и позволяет сформулировать новые идеи, абстракции, прогнозы и предвидения, то есть решает многочисленные логические задачи. Определения «логика» и «мышление» в этой связи тесно связаны друг с другом.

Мышление, независимости от того, абстрактное оно или рациональное, может протекать в трех главных формах: понятие, суждение и умозаключение. Рассмотрим их отдельно.

Понятие

Представляет собой форму мышления, с помощью которой человек создает мысленные образы о предметах, их характеристиках и взаимоотношениях. Понятие невозможно без определения. Но правила определений в логике мы рассмотрим немного ниже.

В процессе формирования понятий индивид занимается анализом интересующего его предмета, сравнением его с другими предметами, выделением его основных отличительных черт, абстрагированием от несущественных черт и обобщением разных предметов на основе этих признаков.

В результате создаются мысленные образы предметов, их свойств и отношений.

Понятия играют важную роль в познавательной деятельности человека. Благодаря им можно обобщать то, что в реальности существует по отдельности. В объективном мире нет таких понятий, как студент, ученик, клерк, спортсмен и т. д., все они представляют собой обобщенные образы, которые могут существовать только в идеальном мире, то есть в голове человека.

Образований понятий открывает возможность получения знаний о предметах и явлениях на основе основных свойств класса подобных предметов или явлений. О том, каким был бы мир, если люди не оперировали понятиями в общении друг с другом, повествует Джонатан Свифт в своем рассказе о путешествиях Гулливера.

Согласно рассказу, однажды мудрец посоветовал людям в разговоре использовать не понятия о предметах, а непосредственно предметы. Многие последовали его рекомендации, но для того чтобы нормально поговорить с собеседником, им приходилось носить на плечах мешки с разными вещами.

Разумеется, такая беседа с демонстрацией предметов даже у владельцев самых больших мешков была очень скудна.

Понятие не может существовать без определения. В разных науках определение может трактоваться с некоторыми отличиями. Определение понятий в логике – это процесс закрепления конкретного смысла за неким языковым термином.

По своей сути понятие бесконечно, так как оно вырабатывается универсальным разумом. Определение конечно, так как оно представляет собой итог рассудочной (логической) деятельности. Согласно Гегелю, определение не соответствует Абсолюту и соотносится с представлением.

Задача философии состоит в том, чтобы перевести понятия в представления, избавившись от конечных определений.

В понятии заключается смысл. А определение понятий в логике представляет собой действие, нацеленное на выявление этого смысла. Таким образом, понятием можно назвать слово, которое через логические умозаключения получило определение. Следовательно, без определения слово не является понятием, даже если оно имеет распространение.

Дать определение понятию – значит описать его значение, уточнив все основные нюансы. Причем если сделать это за пределами рамок определенной системы знаний, то могут возникнуть ошибки в определениях. Логика у каждого своя, ровно как и понимание того или иного слова. Поэтому, говоря на философские темы, важно определять понятия.

Виды определений в логике представлены весьма широко. Определение бывает: интенсиональным, реальным, аксиоматическим, номинальным, явным, неявным, генетическим, контекстуальным, индуктивным и остенсивным.

Суждение

На основе понятий о предметах человек может высказывать относительно них суждения и делать умозаключения. Суждением называют форму мышления, в рамках которой в адрес предмета мысли что-то утверждается или отрицается. Из одного суждения можно получать другое.

К примеру, на основе факта, что все люди смертны, можно сделать вывод, что тот, кто умер – человек. Во время построения понятий, суждений и умозаключений каждый может допустить ошибки как сознательные, так и бессознательные.

Чтобы их избежать, нужно знать основы правильного мышления.

Правильным называют мышление, в рамках которого из истинных знаний получаются новые истинные знания. Результатом неправильного мышления могут стать также ложные знания. К примеру, есть два суждения: «Если Иван совершил грабеж – он преступник» и «Иван не совершал грабеж». Суждение «Иван не преступник», полученное на основе этой информации, может быть ложным, так как факт того, что он не совершал грабеж, не свидетельствует о том, что он не совершал других преступлений.

Умозаключения

Говоря о правильности умозаключений, ученые подразумевают соблюдение правил их построения и взаимосвязи. Именно на этом базируется определение законов логики как науки о мышлении. Формальная логика абстрагируется от конкретного содержания и развития мыслей. Вместе с тем она делает акцент на истинности и ложности этих мыслей. Часто правильное мышление называют логичным, делая акцент на названии науки, изучающей определенную сторону мышления.

Вопрос истинности или ложности суждений и умозаключений – это вопрос о соответствии или несоответствии того что в них говорится, объективному миру. В истинном суждении объективно отражается положение вещей в объективной реальности. Ложное суждение, наоборот, не соответствует действительности. Вопросом о том, что такое истина и как чувственное познание соотносится с абстрактным мышлением, занимается уже не логика, а философия.

Заключение

Сегодня мы с вами узнали, что такое логика. Определение этого понятия весьма емкое и многогранное, оно затрагивают широкую область знаний. Такое многообразие проявлений логики иллюстрирует ее взаимосвязь с другими науками, некоторые из которых вполне материалистичны. Также в статье были рассмотрены основные аспекты человеческого мышления: умозаключения, суждения, понятия и определения (в логике). Примеры из жизни помогли нам легче усвоить этот материал.

Источник: https://FB.ru/article/315680/chto-takoe-logika-opredelenie-i-zakonyi

Информатика и ИКТ — Логика

что такое логика определение

Логика — одна из древнейших наук. Еще древнегреческий философ Аристотель систематизировал формы и правила мышления, разработал теорию умозаключений и доказательств, описал ряд логических операций, сформулировал основные законы формальной логики.

В формальной логике предполагается, что в любом рассуждении можно разделить его содержание и форму. И, поскольку для определения правильности рассуждения важна только его форма, от содержания можно отвлечься.

Мыслить логично — значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь находить свои и чужие логические ошибки. Логичность мышления не гарантирует человеку, что он всегда будет знать истину, но позволит, по крайней мере, избежать очевидных ошибок.

Примерно также, вы, например, решая на уроке алгебры квадратное уравнение, не учитываете, что именно обозначают, входящие в него числа. И здесь тоже знание алгоритма решения не гарантирует правильность ответа в задаче (ведь ошибка могла быть допущена, к примеру, и при составлении уравнения), но резко повышает вероятность его получения.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько лет константину кинчеву

Понятие

Понятие — форма мышления, в которой отражаются существенные отличительные признаки предметов.

Понятие имеет две основные логические характеристики: содержание и объем.

понятия

м понятия называется совокупность существенных признаков, отраженных в этом понятии.

Объем понятия

Объем понятия — это множество предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся понятия.

Совместимые и несовместимые понятия

По объему понятия могут быть совместимыми или несовместимыми. Объемы совместимых понятий совпадают полностью или частично (т.е. существуют объекты, имеющие признаки обоих понятий). Объемы несовместимых понятий не включают ни одного общего элемента.

Отношения совместимых понятий:

  • пересечение (часть элементов объема каждого понятия входит в объем другого понятия); например, «мальчик»–«болельщик»;
  • тождество (полное совпадение объемов понятий);
  • подчинение (объем одного понятия полностью входит в объем другого); например, «акула»–«рыба».

Отношения несовместимых понятий:

  • соподчинение; например, «рыба»–«птица» (соподчинены понятию «животное»);
  • противоположность (объект, не попадающий под одно понятие, может не попадать и под другое); например, «черный»–«белый»;
  • противоречие (объект принадлежит объему либо одного, либо другого понятия); например, «светящийся объект»–«несветящийся объект».

Высказывание

Высказывание (суждение) — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах, или отношениях.

Высказывание характеризуется своим содержанием и формой.

Умозаключение

Умозаключение — форма мышления, посредством которой из одного или нескольких высказываний, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение.

С точки зрения содержания мышление может давать истинное или ложное отражение мира, формально же оно может быть логически правильным или неправильным.

Высказывание, включающее другие высказывания, называют сложным. Для образования сложных высказываний используют логические операции (связки). Рассмотрим некоторые из них (в порядке приоритета при вычислении логических выражений).

Инверсия (отрицание)

Инверсия — это логическая операция, образующая сложное высказывание, истинное тогда и только тогда, когда исходное высказывание ложно.

В выражениях обозначается ¬A или A.

Читается «НЕ» (например, «не А»).

Конъюнкция (логическое умножение)

Конъюнкция — это логическая операция, образующая сложное высказывание, истинное тогда и только тогда, когда истинны оба исходных высказывания.

В выражениях обозначается A ∧ B или A & B (знак может не указываться — AB).

Читается «И» (например, «А и Б»)

Дизъюнкция (логическое сложение)

Дизъюнкция — это логическая операция, образующая сложное высказывание, истинное тогда, когда истинно хотя бы одно из исходных высказываний.

В выражениях обозначается A ∨ B, иногда A + B.

Читается «ИЛИ» (например, «А или Б»)

Импликация (следование)

Импликация — это логическая операция, образующая сложное высказывание, ложное тогда и только тогда, когда первое исходное высказывание истинно, а второе — ложно.

В выражениях обозначается A ⇒ B или A → B.

Читается «ЕСЛИТО» (например, «если А, то Б»)

Эквивалентность (равнозначность)

Эквивалентность — это логическая операция, образующая сложное высказывание, истинное тогда и только тогда, когда значения исходных высказываний совпадают.

В выражениях обозначается A ⇔ B или A ≡ B.

Читается «ТОГДА И ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА» (например, «А тогда и только тогда, когда Б»)

Для записи логических функций часто используют таблицы истинности.

Таблица истинности — таблица, в которой указаны значения логической функции для всех возможных комбинаций значений ее аргументов.

Запишем таблицы истинности для логических операций в соответствии с определениями, данными выше.

Источник: https://www.sites.google.com/site/415ict/textbooks/logic

Информатика

что такое логика определение

Понятие — форма мышления, в которой отражаются существенные отличительные признаки предметов.

Понятие имеет две основные логические характеристики: содержание и объем.

м понятия называется совокупность существенных признаков, отраженных в этом понятии.

Объем понятия — это множество предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся понятия.

Совместимые и несовместимые понятия

По объему понятия могут быть совместимыми или несовместимыми. Объемы совместимых понятий совпадают полностью или частично (т.е. существуют объекты, имеющие признаки обоих понятий). Объемы несовместимых понятий не включают ни одного общего элемента.

Отношения совместимых понятий:

l  пересечение (часть элементов объема каждого понятия входит в объем другого понятия); например, «мальчик»–«болельщик»;

l  тождество (полное совпадение объемов понятий);

l  подчинение (объем одного понятия полностью входит в объем другого); например, «акула»–«рыба».

Отношения несовместимых понятий:

l  соподчинение; например, «рыба»–«птица» (соподчинены понятию «животное»);

l  противоположность (объект, не попадающий под одно понятие, может не попадать и под другое); например, «черный»–«белый»;

l  противоречие (объект принадлеит объему либо одного, либо другого понятия); например, «светящийся объект»–«несветящийся объект».

Высказывание

Высказывание (суждение) — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах, или отношениях.

Высказывание характеризуется своим содержанием и формой.

Умозаключение

Умозаключение — форма мышления, посредством которой из одного или нескольких высказываний, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение.

С точки зрения содержания мышление может давать истинное или ложное отражение мира, формально же оно может быть логически правильным или неправильным.

Логические операции

Высказывание, включающее другие высказывания, называют сложным. Для образования сложных высказываний используют логические операции (связки). Рассмотрим некоторые из них (в порядке приоритета при вычислении логических выражений).

Инверсия (отрицание)

Инверсия — это логическая операция, образующая сложное высказывание, истинное тогда и только тогда, когда исходное высказывание ложно.

В выражениях обозначается ¬A или Ā.

Читается «НЕ» (например, «не А»).

Конъюнкция (логическое умножение)

Конъюнкция — это логическая операция, образующая сложное высказывание, истинное тогда и только тогда, когда истинны оба исходных высказывания.

В выражениях обозначается AÙ B или A&B (знак может не указываться — AB).

Читается «И» (например, «А и Б»)

Дизъюнкция (логическое сложение)

Дизъюнкция — это логическая операция, образующая сложное высказывание, истинное тогда, когда истинно хотя бы одно из исходных высказываний.

В выражениях обозначается AÚ B, иногда A+B.

Читается «ИЛИ» (например, «А или Б»)

Импликация (следование)

Импликация — это логическая операция, образующая сложное высказывание, ложное тогда и только тогда, когда первое исходное высказывание истинно, а второе — ложно.

В выражениях обозначается A Þ B или A ® B.

Читается «ЕСЛИТО» (например, «если А, то Б»)

Эквивалентность (равнозначность)

Эквивалентность — это логическая операция, образующая сложное высказывание, истинное тогда и только тогда, когда значения исходных высказываний совпадают.

В выражениях обозначается A Û B или A º B.

Читается «ТОГДА И ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА» (например, «А тогда и только тогда, когда Б»)

Таблицы истинности логических операций

Таблица истинности — таблица, в которой указаны значения логической функции для всех возможных комбинаций значений ее аргументов.

Число комбинаций (строк таблицы) определяется как 2N, где N — количество аргументов (т. е. при двух аргументах число строк — 4, при 3 — 8 и так далее).

A B AB
1
1
1 1 1
A B AB
1 1
1 1
1 1 1
A B AÞB
1
1 1
1
1 1 1
A B AÛB
1
1
1
1 1 1

Законы логики

Наиболее общие связи между мыслями выражаются в формально-логических законах. При решении логических задач эти законы позволяют нам упрощать формулы, проводить умозаключения, выполнять доказательства.

Закон исключенного третьего

Высказывание может быть либо ложным, либо истинным. Третьего не дано.

A ∨ ¬A = 1

Закон непротиворечия

Высказывание не может противоречить самому себе.

A ∧ ¬A = 0

Закон двойного отрицания

Если дважды отрицать высказывание, то получится исходное.

¬¬A = A

Законы повторения (идемпотентности)

Сколько ни повторяй, значение не изменится.

A ∨ A = A                   A ∧ A = A

Законы коммутативности (переместительные)

От перестановки высказываний значение не изменится.

A ∨ B = B ∨ A             A ∧ B = B ∧ A

Законы ассоциативности (сочетательные)

От порядка выполнения операций конъюнкции (дизъюнкции) значение не изменится.

(A ∨ B) ∨ C = A ∨ (B ∨ C)                               (A ∧ B) ∧ C = A ∧ (B ∧ C)

Законы дистрибутивности (распределительные)

A ∨ (B ∧ C) = (A ∨ B)∧(A ∨ C)


A ∧ (B ∨ C) = (A ∧ B)∨(A ∧ C)

Законы поглощения

A ∧ (A ∨ B) = A                      A ∨ (A ∧ B) = A

Законы де Моргана

¬(A∧B) = ¬A ∨ ¬B                 ¬(A∨B) = ¬A ∧ ¬B

Свойства констант

A ∧ 0 = 0         A ∨ 0 = A


A ∧ 1 = A    A ∨ 1 = 1

Доказательства законов логики производятся:

l  с помощью тождественных преобразований выражений;

l  с помощью построения таблиц истинности;

l  с помощью диаграмм Эйлера-Венна.

Источник: https://moodle.kstu.ru/mod/book/view.php?id=21621

Логическая операция определения понятий. Виды определений

Определение понятия – это логическая операция, раскрывающая содержание понятия посредством его отождествления с другим понятием, содержание и объем которого известны.

В структуре определения выделяют три элемента:

    1. определяемое (definiendum, Dfd) понятие,
    2. определяющее (definiens, Dfn) понятие,
    3. видовое отличие (С).

Определяемое понятие (сокращенно Dfd) – это понятие, объем которого необходимо раскрыть.

Определяющее понятие (сокращенно Dfn) – это понятие, через которое дается определение.

Видовое отличие (С) – это признак, отличающий видовое понятие от родового.

Последовательность определения понятия:

    1. Определить ближайший род.
    2. Указать видовое отличие (определить, чем данный вид отличается от всех других в этом роде).

Например:

Необходимо дать определение понятию «кража». Ближайшим родом является хищение. Видовым отличием – тайное. Значит, кража – это тайное хищение чужого имущества.

Основные правила определения понятий:

  1. Определение должно быть соразмерным.
  2. Недопустимость тавтологии и «порочного круга» в определении.
  3. Правило ясности.
  4. Желательно, чтобы определение не содержало в себе отрицание.

1. Определение должно быть соразмерным

Объем определяемого понятия должен быть равен объему определяющего понятия, то есть definiendum и definiens должны быть тождественны.

Типичные ошибки, связанные с нарушением этого правила, следующие:

1) Ошибка слишком широкого определения.

Ошибка слишком широкого определения, когда определяющее понятие по объему оказывается шире, чем определяемое понятие.

Например: «Студент – это учащийся», «Вуз – это учебное заведение». В данных определениях определяющие понятия значительно шире по объему, чем определяемые, поскольку понятие «учащиеся» включает в себя не только студентов, но и школьников, аспирантов; а источники света, помимо лампы, вообще трудно перечислить из-за их многочисленности, это и электрические фонари, свечи и спички, Солнце и звезды и т. д.

2) Ошибка слишком узкого определения.

Ошибка слишком узкого определения, когда определяющее понятие по объему меньше, чем определяемое понятие.

Например: «Треугольник есть плоская геометрическая фигура с тремя равными сторонами», это определение исключает из числа треугольников разносторонние треугольники.

3) С одной стороны, слишком широкое, а с другой, – слишком узкое определение.

Например: «Наказание – есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, совершившему преступление в сфере экономики».

С одной стороны, это слишком узкое определение, поскольку преступления совершаются не только в экономической сфере. С другой стороны, это определение является слишком узким, поскольку, если родитель поставил ребенка в угол, он его наказал, и государство здесь ни при чем.

Поэтому, чтобы исправить ошибку в данном определении, необходимо:

  1. исключить видовой признак «в сфере экономики», сделав определяющее понятие большим по объему,

    и

  2. ограничить определяемое понятие «наказание» указанием на его вид – уголовное наказание.

2.    Недопустимость тавтологии и «порочного круга» в определении.

Понятия, входящие в определяющую часть, сами должны определяться без помощи определяемого понятия.

Тавтология – это ошибка, носящая очевидный характер, когда в определяющем понятии повторяется определяемое понятие, то есть происходит определения того же через то же самое.

Например: «Сканер есть прибор, осуществляющий сканирование», «Фильтрование – процесс разделения с помощью фильтра», «Мошенник – это человек¸ занимающийся мошенничеством». Если мы не знаем, что такое мошенничество, мы из определения так и не узнаем, чем занимается мошенник.

Напротив, «порочный круг» в определении не носит очевидного характера, а обнаруживается лишь тогда, когда необходимо дать определение и определяемому (Dfd), и определяющему (Dfn) понятиям.

Например: в определении «Вращение есть движение вокруг своей оси» будет допущена ошибка круга, если понятие «ось» само определяется через понятие «вращение»: ось – это прямая, вокруг которой происходит вращение.

В одном из произведений Мольера есть пример подобной ошибки: «Опиум усыпляет потому, что является снотворным. А снотворное он потому, что усыпляет».

3.    Правило ясности

Определение должно быть четким и ясным, то есть смысл, содержание всех понятий, входящих в определяющую часть, должен быть ясен и их объемы должны быть достаточно четко ограничены.

Несоблюдение данного правила ведет к ошибке, носящей название «определение неизвестного через неизвестное».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такой даниил александрович

Требование кажется простым, однако его не всегда легко выполнить, поскольку слова нашего естественного языка часто имеют весьма расплывчатые значения, и мы порой склонны принимать за определения метафоры, сравнения и иные риторические фигуры.

Например, не являются определениями следующие утверждения: «Архитектура – застывшая музыка», «Быстрота – мать успеха», «Пехота – царица полей», «Хлеб – всему голова» и т. п.

, поскольку они лишь образно выражают нашу мысль, но не раскрывают содержания определяемых понятий.

4.    Желательно, чтобы определение не содержало в себе отрицание.

Определение должно нести информацию, отрицательные же определения содержат ничтожно малую информацию.

Так, мы не дадим определение понятию «ломать», сказав, что «ломать – не строить». Мы лишь отграничим все то, что входит в понятие «ломать», от того, что входит в понятие «строить».

Почему формулировка данного правила такая мягкая – «желательно», а не обязательно?

Во-первых, без отрицания в определении невозможно обойтись, если дается определение отрицательному понятию. Например, «несовместимые понятия – это понятия, не имеющие общих элементов».

Во-вторых, иногда это оправданно с точки зрения запоминания и использования. Вспомните определение параллельных линий. Это линии, которые на всем своем протяжении ни разу не пересекаются. Данное определение содержит отрицание, однако его легко понять и запомнить. Попытки же дать определение параллельным линиям, минуя отрицание, привели к загромождению слов и утрате понимания.

Виды определений

Различают определения:

    1. явные

      (в которых существует отношение тождества между определяемым и определяющим понятиеми);

    2. неявные

      (такого тождества нет).

Виды явных определений:

    • реальные (от лат. definitio rei – определение вещи) — фиксирующие существенные признаки предмета. Например, «Логика – это наука о формах и законах правильного мышления»;
    • номинальные (от лат. nome – имя) называется определение, фиксирующее значение знакового выражения. Например, «Термином «логика» называется наука о формах и законах правильного мышления»;
    • генетические (от лат. genesis – происхождение, источник) — в которых содержится указание на способ образования понятия. Например: «Конус – это геометрическое тело, образованное вращением треугольника вокруг одной стороны», «Мул – это гибрид лошади и осла».

Как мы видим, соответствующие реальные и номинальные определения обычно легко преобразуются друг в друга путем добавления слова «называется». Само название номинального определения говорит о том, что термин вводится впервые – дается имя предмету.

По большому счету, номинальные (definitio nominis – определение имени) определения представляют собой соглашения о значениях тех или иных слов – соглашения, которые можно изменять, уточнять, принимать или отвергать, поэтому следует все определения рассматривать как наши произвольные установления, к которым понятие истины неприменимо.

Поэтому и говорят, что об определениях не спорят – их принимают или отвергают. Для частных определений (если предварительно уведомлены другие) можно называть что угодно как угодно.

Разнообразные энциклопедии содержат реальные определения, характеризующие предметы, а толковые словари дают номинальные определения, говорящие о том, в каком смысле употребляется в современном языке то или иное слово.

Определение имен произвольно, определение вещи – нет. Определения вещей нуждаются в обосновании, и их можно оспаривать.

Виды неявных определений:

    • остенсивные (от лат. ostentus – показывание) – определение значения слова путем непосредственного указания на предмет, действие, ситуацию, которые обозначаются этими словами. Например, что такое «красный цвет»? Попробуйте разъяснить это с помощью слов, – едва ли что-нибудь получится. Конечно, физик, например, может дать ему определение, но вряд ли мы его поймем. Для нас это будет определением неизвестного через неизвестное. В таких случаях следует просто указать на подходящий предмет: «Вот, у этого предмета красный цвет». «Как пахнет роза?» – «На, понюхай, вот как пахнет роза». Остенсивные определения противопоставляются вербальным определениям – с помощью других слов и словосочетаний.
    • контекстуальное — в котором смысл слова постигается из значения тех слов, в окружении которых употреблено, то есть из контекста. Например, если мы скажем ребенку: «Дай категоричный ответ», он поймет, что надо сделать? Нет. А скажем: «Скажи «да» или «нет»», поймет? Это и является контекстом.
    • определение через свою противоположность. В данном случае тот способ, когда мы определяем понятие через ближайший род и видовое отличие полностью исключается, поскольку не представляется возможным. Попробуйте дать определение понятиям «добро», «зло», «свобода». Затруднительно. Например, понятие «свобода» определяют через его противоположность – «необходимость», указывая при этом, что эта необходимость осознанная: «Свобода есть осознанная необходимость». Всякий раз, когда мы ограничиваем свою свободу, – это является необходимостью.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

 

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/logicheskaya-operatsiya-opredeleniya-ponyatiy-vidi-opredeleniy

Что такое логика и зачем она нужна? – 9psy.ru

Логика – это наука, изучающая методы и способы правильного мышления и понимания реального мира. Она представляет собой закономерные, последовательные мыслительные процессы, с помощью которых можно увидеть и определить причинно-следственную связь, возникающую между предметами и явлениями.

Логическое мышление необходимо нам для того, чтобы вовремя проанализировать и применить ранее полученную информацию. Оно помогает нам для решения различных задач (начиная от составления кратчайшего пути до дома и до разработки масштабного бизнес-плана). Логическое мышление позволяет отделять главное от второстепенного, находить взаимосвязи и полностью анализировать ситуацию.

Благодаря логике мы можем давать обоснование разным явлениям, осознанно подходить к решению важных проблем и грамотно делиться своими мыслями.

Какие виды логического мышления бывают?

Мышление – процесс обработки полученной информации, которая поступает из внешнего мира. При получении любой информации человек способен представить ее в виде некого образа, представить предмет, когда его нет рядом.

Выделяют следующие основные виды логического мышления:

  1. Наглядно-действенное – в результате решения какой-либо задачи человек способен преобразить ее в своих мыслях, основываясь на ранее приобретенном опыте и знаниях. Поначалу человек наблюдает за ситуацией, затем путем проб и ошибок пытается решить проблему, после этого происходит формирование теоретической деятельности. Этот вид мышления предполагает равное применение теории и практики.
  2. Наглядно-образное – мышление происходит за счет представления. Оно наиболее характерно для детей дошкольного возраста. Для того чтобы решить какую-то задачу, дети часто пользуются образами, которые могут находиться в памяти или создаваться воображением. Также таким типом мышления обладают люди, которые связаны с таким родом деятельности, в котором необходимо принимать решения исходя из наблюдения за предметами или их изображениями (рисунок, схема).
  3. Абстрактно-логическое – данному виду мышления не важны отдельные детали, его интересует процесс размышления в целом. Чтобы не возникало проблем с решением важных задач в будущем, важно развивать абстрактно-логическое мышление еще с раннего детства. Этот вид мышления проявляется в трех основных формах: понятии, суждении, умозаключении.

Рекомендуем ознакомиться:  Как научиться достигать свои цели?

Понятие объединяет одно или несколько однородных предметов, разделяя их по существенным признакам. Такую форму мышления нужно развивать у детей в раннем возрасте, давая определения всем предметам и растолковывая их значение.

Суждение может быть как простым, так и сложным. Это может быть утверждением какого-то предмета или отрицанием его взаимосвязи с другими предметами. Примером простого суждения служат простые фразы: «Маша любит кашу», «Мама любит Аню», «Кошка мяукает» и т.д. Именно так рассуждают малыши, когда начинают познавать окружающий мир.

Умозаключение представляет собой логический анализ происходящего, который основывается из нескольких суждений.

Каждый человек может самостоятельно развивать логический тип мышления, решая специальные задачи, ребусы, кроссворды, головоломки.

Логические мыслительные операции

Логические мыслительные операции состоят из:

  • сравнения,
  • абстракции,
  • обобщения,
  • конкретизации,
  • анализа,
  • синтеза.

Путем сравнения мы можем понять причину нашей неудачи и впоследствии уделить должное внимание этой проблеме и условиям, при которых она была создана.

Процесс абстрагирования позволяет отвлечь внимание одного предмета от других тесно взаимосвязанных предметов. Абстракция дает возможность увидеть предмет, определить его сущность и дать собственное определение этому предмету. Абстракция относится к умственной деятельности человека. Она позволяет осмыслить явление, затрагивая его наиболее существенные характерные черты. Абстрагируясь от проблем, человек познает истину.

Обобщение позволяет объединять схожие предметы и явления по общим признакам. Обычно обобщение используется для подведения итогов или составления правил.

Такой мыслительный процесс как конкретизация совершенно противоположна обобщению. Она служит для правильного осознания действительности, не позволяя мышлению оторваться от реального восприятия явлений. Конкретизация не позволяет нашим знаниям приобретать абстрактные образы, которые в действительности становятся бесполезными.

Наш мозг каждый день использует анализ для детального разделения на части необходимого для нас предмета или явления. Анализируя явление или предмет, мы можем выделить самые необходимые его элементы, которые в дальнейшем помогут нам совершенствовать свои навыки и знания.

Рекомендуем ознакомиться:  Талант: природа и этапы развития

Синтез же напротив, позволяет из мелких деталей составить общую картину происходящего. С его помощью можно сопоставить происходящие события, перебирая несколько отдельных фактов. Примером синтеза выступают пазлы. Собирая мозаику, мы представляем ту или другую ее часть, откладывая при этом лишнее и  присоединяя необходимое.

Применение логики

Логическое мышление применяется практически в каждой области человеческой деятельности (гуманитарные науки, экономика, риторика, творческая деятельность и т.п.). К примеру, в математических науках  или философии применяют строгую и формализованную логику.  В других же сферах логика служит источником полезных знаний необходимых для получения обоснованного вывода всей ситуации в целом.

Человек старается применять логические навыки на подсознательном уровне. Кто-то с этим справляется лучше, кто-то хуже. Но в любом случае используя нашу логику нам необходимо знать, что мы можем делать с ее помощью:

  1. Подбирать необходимый метод решения проблемы;
  2. Быстрее мыслить;
  3. Качественно излагать свои мысли;
  4. Избегать самообмана;
  5. Находить и корректировать ошибки других людей в их умозаключениях;
  6. Подбирать необходимые аргументы для убеждения собеседника в своей правоте.

Для того чтобы разработать у себя правильное логическое мышление необходимо не только стремление, но и систематическое обучение основных составляющих данного вопроса.

Можно ли научиться логическому мышлению?

Ученые выделяют несколько аспектов, способствующих овладеть основными понятиями логики:

  • Теоретическое обучение – знания, которые предоставляются в учебных заведениях. К ним относятся основные понятия, законы и правила логики.
  • Практическое обучение – ранее полученные знания, которые необходимо применять в реальной жизни. Вместе с тем современное обучение предполагает прохождение  специальных тестов и решение задач, способных выявить уровень интеллектуального развития человека, но, не применяя логику в возникающих жизненных ситуациях.

Логическое мышление должно строиться последовательно, на основе доводов и событий, которые помогают делать правильные выводы и принимать важные решения. У человека с хорошо развитым логическим мышлением не возникает проблем в решении серьезных вопросов, которые требуют быстрой реакции и аналитической деятельности.

Рекомендуем ознакомиться:  Что отличает тщеславного человека?

Необходимо развивать эту способность еще в детском возрасте, но благодаря длительным тренировкам взрослые тоже могут овладеть навыками логического мышления.

В современной психологии существует большое количество упражнений, способных развить в человеке наблюдательность, мышление, интеллектуальные способности. Одним из действенных упражнений является «Логичность».

Основная идея упражнения – правильное определение взаимосвязи между суждениями и логичен ли составленный вывод. Например: «Все кошки умеют мяукать. Васька – кот, значит, он умеет мяукать» – данное утверждение логично. «Вишня красная. Помидор тоже красный, значит он – фрукт». В этом умозаключении допущена явная ошибка. Каждое упражнение позволяет выстраивать для себя логическую цепочку, которая позволит принять единственное верное решение.

Источник: https://9psy.ru/lichnostnyj-rost/chto-takoe-logika-i-zachem-ona-nuzhna

Понятие логики и её задачи

Понятие «логика» имеет несколько значений. Оно употребляется в различных ситуациях и чаще всего не в смысле логика как наука. Обычно в разговоре не задумываясь, произносим, например, логика вещей, или поступков. Подразумевая под этим последовательность действий или взаимозависимость событий.

Замечание 

Г. К. Честертон писал: «Быть может он безумец, но в его безумии есть логика. Почти всегда в безумии есть логика, именно это и сводит человека с ума».

Понятие «логика» имеет много значений, следовательно его употребление в различных жизненных ситуациях не редкость. Ещё один пример логичное или наоборот нелогичное мышление. В первую очередь, подразумевая доказательность высказывания. Кроме того, логика – это наука о мышлении. Первое упоминание о логике как науке датируется IV в. до н.э. Спустя некоторое время, получила название формальной логики.

Предмет логики как науки

Говоря о понятии логики как науки подразумевается, что это наука о законах правильного и последовательного мышления. Однако не стоит забывать о том, что человеческое мышление самое многогранное и сложное явление во Вселенной. Неспроста ведь оно изучается многими науками. Логикой в том числе. Всякое движение человеческой мысли, которое постигает истину, принципы добра и красоты, опирается на логические законы, даже не осознавая это. Но человеческое подсознание всегда им следует.

Рассуждение – это особая форма принуждения. Размышляя, человек ощущает несвободу и прессинг. От воли человека зависит, на чём остановить свою мысль. В любой момент можно прервать размышление и отойти к совершенно иной мысли.

Однако если человек решит, что определённую тему следует домыслить до конца, то сразу же поневоле попадёт в сети логики. Это действует как механизм, который невозможно остановить, поскольку согласившись с одним утверждением, мысли его будут просто вынуждены принять и другие утверждения, которые являются логичным продолжением предыдущих.

И вне зависимости нравятся они его подсознанию или нет, человеческое подсознание и мысли должны их принять.

Например, допустив одно, человек автоматически лишает себя возможности утверждать иное, несовместимое с допущенным. Представьте ситуацию, вы убеждены, что все металлы проводят электрический ток, следовательно, если вещество не проводит ток, оно не металл. Или ещё ситуация, утверждая, что все птицы умеют летать, мы автоматически исключаем курицу, страуса и пингвина из разряда птиц. Это и есть логическое мышление под давлением, когда из одного утверждения следует несколько вытекающих.

  • Понять, как это работает, можно только ответив на несколько вопросов:
  • Где источник непрекращающегося принуждения?
  • Какова природа этого источника?
  • Что именно приходится считать несовместимым с уже принятыми утверждениями и как это работает в связке?
  • В чём заключаются принципы работы человеческого мышления?

В поисках ответов на эти вопросы и родилась наука логика. Наука о мышлении и его функционировании. Наука о том, как срабатывает человеческое мышление под давлением его же мыслей и размышлений.

Обратившись к истории, то можно проследить за этапами развития логики как науки. На протяжении многих веков сфера конкретных интересов постоянно менялась. Неизменным оставалось лишь фундаментальное исследование того, как из одних утверждений можно выводить другие. Иными словами «что из чего следует».

Хотя не стоит забывать о том, что логика занимается не только этим вопросом, он является главным, но не единственным.

Поскольку наука эта изучает ещё и различные процессы и операции, например, операции определения и деления или классификации, операции доказательства и опровержения, занимается проблемами языка и правдоподобных рассуждений и т.п.

Задачи логического исследования

Основной задачей логического исследования является поиск и классификация установленных образцов правильного рассуждения. Эти образы представляют собой логические законы, на которых основывается правильное логическое мышление. Рассуждать логично – значит рассуждать в соответствии с законами логики, соответственно рассуждать правильно. Из этого следует, что чётко сформулированные законы логики важны для науки.

Становится понятным, что эти законы рождаются в сознании человека и не зависят от его воли. Их принудительный характер для человека объясняется тем, что в конечном итоге они отображают общие принципы миропонимания и мировоззрения для человека.

И только потому, что человек практически всё время находится в процессе мышления, законы логики нам кажутся иногда такими очевидными  и изначально присущими человеческой способности к рассуждению.

Древнегреческий философ Платон рассуждал о логике так: «Бог создал зрение и вручил его нам, чтобы мы видели на небе движение Разума мира и использовали его для руководства нашего собственного разума». Он уверял, что человеческий разум – это лишь часть той разумности, которая правит на земле, а способность к размышлению – невольное воспроизведение той разумности, которую нам подарил бог.

Ученик Платона Аристотель первым дал обоснованное определение о природе и принципах человеческого мышления. Он уяснил, что «принудительная сила наших речей» существует по особым законам – законам логического мышления, благодаря которым человеческое подсознание принимает утверждения один за другим по цепной реакции, и отметать то, что не соответствует принятому изначально. Труды Аристотеля принято считать началом систематического исследования логики и её законов.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что изучению логики как науки посвящено около двух с половиной тысячелетий. Раньше логики начали развиваться как науки только математика и философия.

Виды логики: традиционная и современная

Как уже говорилось, история логики насчитывает около двух с половиной тысяч лет, и немудрено, что эти периоды были поделены исследователями на определённые периоды в соответствии с предназначением и общим восприятием. Этих периода два, которые и поделили логику как науку на два вида:

  • Традиционный.
  • Современный.

Традиционная логика начинается с самых истоков в древней Греции и заканчивается появлением на рубеже XIX и XX вв. абсолютно новой современной логики. Последняя, в свою очередь, относится к нынешнему времени.

Её принято называть еще математической логикой или символической. Несложно догадаться, что традиционная является предшественницей современной логики.

А её содержание практически полностью вошло в состав математической, но не заняла какое-то основное место, а напротив, ей отвели совершенно незначительную часть.

Говоря о логике традиционной, то она в корне была философской наукой. Базировалась на законах философии. Исследователи толковали причинно-следственные связи, опираясь на понятия философии. В ней не использовались как-либо специальные символы или обозначения. Традиционная логика как наука описывалась естественным языком и не содержала в себе никаких дополнительных истолкований.

Касательно современной логики, то она являет собой синтез двух наук: математики и философии. Если углубляться в процессы, то станет ясно, что это произошло потому, что в философские исследования стали внедрять математические методы. Новые своеобразные методы представляют собой использование искусственных языков при исследовании различных процессов. Этого не делали ранее, поэтому математическая логика в корне отличается от традиционной.

Внедрение математических методов в изучение логики позволило во многих ситуациях избежать двусмысленности и логической неясности, что не позволительно было при использовании только естественных языков.

Второе название «символическая логика» родилось в процессе становления и перемены способа изучения. Использование множества математических символов позволило называть современную науку еще и символической. Однако все эти имена имеют один и тот же смысл  – современная логика. По роду занятия она не чем не отличается от традиционной. Задачи остались те же: поиск и изучение правильных методов мышления. Различия заключаются только в применяемых для исследования методах.

Пример

«Изобретателем» современной логики по праву считается немецкий философ Г. В. Лейбниц. Именно он первый высказал предположение о том, что доказательство можно представить в виде вычисления, подобно тому, как это делается в точных науках, например, в математике.

Принципы правильного рассуждения

задача логики как науки заключается в изолировании правильных способов умозаключения от неправильных. Правильное рассуждение строится следующим образом: из правильного или истинного рассуждения вытекает обоснованное следствие. Если посылки обоснованные, то можно утверждать, что правильное умозаключение даёт из них обоснованные заключение.

Пример, который использовали ещё во времена Древней Греции: «Все люди смертны. Все греки люди. Следовательно, все греки смертны». В этом варианте первые два предложения – это посылки умозаключения, а третье – заключение.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/filosofija/filosofija-nauki/zadachi-logiki/

Значение слова «Логика»

  • .
  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ъ
  • Ы
  • Э
  • Ю
  • Я

значением слова:

ж. греч.

наука здравомыслия, наука правильно рассуждать;умословие. Логик м. умослов, правильный и здравый мыслитель, знающийнауку правильного рассуждения. Логический, логичный, согласный слогикою; здравое, правильное рассуждение. Логистика математ. алгебра. |Логарифмика. | Часть тактики, о передвижении войск. Логомахия ж.словопрение, спор из пустого в порожнее. Логогриф м.

род загадки, вкоторой слово разлагается по слогам.

В словаре ожегова

ЛОГИКА, -и, ж. 1. Наука о законах и формах мышления. Формальная л. Диалектическая л. 2. Ход рассуждений, умозаключений. У этого человека своя л. Женская л. (непоследовательная, непонятная; шутл.). 3. Разумность, внутренняя закономерность чего-н. Л. вещей. Л. событий. || прил. логический, -ая, -ое. Л. вывод. Логическая ошибка.

В словаре ефремовой

Ударение: ло́гика ж.

  1. Научная дисциплина, изучающая способы доказательств и опровержений.
  2. Внутренняя закономерность, присущая явлениям природы, общества.
  3. Правильный, разумный ход рассуждений, умозаключений.

В словаре фасмера макса

ло́гика
Возм., через нем. Logik (ХVI в.; см. Шульц–Баслер 2, 39) от лат. lоgiса, греч. λογική.

В словаре д.н. ушакова

ЛО́ГИКА, логики, ·жен. (·греч. logike от logos — слово, разум).
1. Наука об общих законах развития объективного мира и познания (филос.). «Логика есть учение не о внешних формах мышления, а о законах развития «всех материальных, природных и духовных вещей», ·т.е.

развития всего конкретного содержания мира и познания его, ·т.е. итог, сумма, вывод истории познания мира.» Ленин. Формальная, логика идеалистической философии считает общие понятия и формы познания неизменными, раз навсегда данными.

Логика диалектического материализма утверждает, что формы познания меняются вместе с изменением объективного мира, и потому является наукой об историческом развитии человеческого мышления, как отражения в сознании развития объективного мира.
2. Разумность, правильность умозаключений. Говорить с неотразимой логикой.

3. Внутренняя закономерность. Логика вещей. Логика событий. Неумолимая логика истории. В его поступках нет никакой логики.

В словаре энциклопедии

(греч. logike), наука о способах доказательств и опровержений; совокупность научных теорий, в каждой из которых рассматриваются определенные способы доказательств и опровержений. Основателем логики считается Аристотель. Различают индуктивную и дедуктивную логику, а в последней — классическую, интуиционистскую, конструктивную, модальную и др.

Все эти теории объединяет стремление к каталогизации таких способов рассуждений, которые от истинных суждений-посылок приводят к истинным суждениям-следствиям; каталогизация осуществляется, как правило, в рамках логических. исчислений. Особую роль в ускорении научно-технического прогресса играют приложения логики в вычислительной математике, теории автоматов, лингвистике, информатике и др.

См. также Математическая логика.

В словаре синонимы 4

закономерность, разумность

В словаре полная акцентуированная парадигма по а. а. зализня

ло́гика,ло́гики,ло́гики,ло́гик,ло́гике,ло́гикам,ло́гику,ло́гики,ло́гикой,ло́гикою,ло́гиками,ло́гике,ло́гиках

1. Наука о законах мышления и его формах. Изучать логику. Математическая логика (включающая математические методы исследования способов рассуждений и умозаключений). Формальная логика (наука, изучающая формы мыслей и формы сочетаний их в отвлечении от конкретного содержания суждений, умозаключений).

Источник: https://glosum.ru/%D0%97%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Как молиться женщине мусульманке

Закрыть