Что такое поместное землевладение

Основные формы землевладения

что такое поместное землевладение

Землевладением называется обладание земельным участком на определенных условиях (праве собственности, праве пользования и праве распоряжения). Земля была основным видом собственности в средние века в европейских странах.

Основные формы собственности на землю

Соответственно величине земельного участка различают мелкую, среднюю и крупную формы землевладения, для них определялся разный правовой порядок. Крупнейшие земельные собственники – князья, бояре и духовные феодалы. Исходя из этого, существовала княжеская, боярская и церковно-монастырская формы землевладения.

В XVII- XVII веках в России существовало 2 основные формы землевладения – это вотчина и поместье. Вотчина принадлежала полностью феодалу и передавалась по наследству. Он имел право ее продать, заложить, подарить.

Такое владение было комплексом, что включало в себя землю, постройки, инвентарь и зависимых крестьян с правами феодала на них.

Собственники земли – светские и церковные феодалы, их вотчинам давались всевозможные льготы, избавлявшие элиту от налогов. Они имели обширные земли, угодья, села с зависимыми крестьянами. Права феодалов закреплялись княжескими грамотами. При царизме также существовали земельные владения, принадлежащие казне, общинное землевладение, крестьянские наделы.

При поместной форме землевладения, возникшей в России в XV веке, земля давалась за службу без права распоряжаться ею. Денежные отношения были относительно слабо развиты, таким способом князья и бояре вознаграждали служилых людей за выполнение обязанностей. В XVII столетии поместьями было занято до 80% территории государства. Помещики также имели права на зависимых крестьян.

Но в отличие от вотчины, подобное земельное владение не могло передаваться по наследству, поступать в продажу.

Слияние вотчин и поместий

Постепенно права помещиков расширяются. Землевладение постепенно приобретает сословность, происходит слияние поместной и вотчинной форм владения землей.

В 1714 году Петр I принял указ, которым различия между этими видами земельных владений были отменены.

Екатерина ІІ своим «Манифестом о вольности дворянства» сделала необязательной службу государству, тем самым окончательно ликвидировав условное владение земли помещиками. Земли стали полной собственностью дворян, а различия между формами собственности исчезли.

: Навигация сайта

Источник: https://www.istmira.com/drugoe-srednie-veka/11305-osnovnye-formy-zemlevladeniya.html

Феодальное землевладение

что такое поместное землевладение

Замечание 1

Основой феодальной системы является большая земельная собственность, которая сосуществует с мелким индивидуальным землевладением крестьян. Концентрация земельной собственности стала возможной из-за появления аллода (лат. allodium) – свободно отчуждаемого земельного надела. Аллоды впоследствии превращались в держания, обложенные повинностями в пользу их номинальных владельцев.

Другой путь для формирования феодальной собственности на землю – раздача бенефиций – условных пожизненных земельных держаний. Феодалы как монопольные земельные собственники раздали большую часть своих земель в условное владение крестьянам, без труда которых земля не представляла никакой ценности. За право владеть своим наделом крестьянин платил феодалу земельную ренту, другими словами – работал на него.

Крестьяне, таким образом, имели землю (хотя и не были ее владельцами), рабочий скот, инвентарь, поэтому считались самостоятельными производителями. Добровольно, без принуждения они не работали на феодалов.

Поэтому феодалы получали определенную политическую власть над крестьянами, оформленную в феодальное право. Масштабы и формы внеэкономического принуждения феодально зависимых крестьян имели значительные временные и региональные различия.

Эти черты феодальной организации труда определяли специфику социальной структуры, политических и правовых институтов, идеологии.

  • Курсовая работа 490 руб.
  • Реферат 240 руб.
  • Контрольная работа 210 руб.

Российская специфика феодального землевладения

В отечественной историографии считается, что общественные отношения в период $X-XVII$ вв. на территории современной России были феодальными. Главное обстоятельство, которое дает основания говорить о феодализме на русских землях, – предоставление верховным властителем земельной собственности (аналогичное феода и лена) с обязанностью личной службы, т. н. ленное, или феодальное землевладение.

Замечание 2

Процесс образования единого Российского государства происходил на феодальной основе. Главную экономическую причину образования Московской государства можно увидеть в развитии феодальных отношений «вширь» и «вглубь», что отразилось в распространении этих отношений на всю территорию северо-восточных земель и появление с вотчинами условного феодального землевладения.

Единовластию князя способствовали и взаимоотношения в высших слоях феодального общества. В их центре лежали поземельные интересы. Основой феодального землевладения была вотчина.

Определение 1

Вотчина – это земля, принадлежавшая феодалу по праву наследственного пользования. Эту землю можно было менять, продавать, но только другим владельцам вотчины.

Владельцы вотчин (ими могли быть князь, боярин, монастырь) стали жаловать землю служилым людям – боярам – при условии несения военной или иной службы. Такое землевладение получило название условного, служилого или поместного.

Условность поместного владения состояла в том, что оно не было наследственным, а зависело исключительно от службы. Такие княжеские пожалования делали бояр связанными не столько с землей, сколько с князем. Следовательно, служилые люди – помещики – были зависимы от князя.

В Русском государстве существовал такой тип взаимоотношений между верховным властителем (старшим князем) и привилегированным слоем (младшими князьями, женой и боярами), который был тождественным аналогичным отношениям в Западной Европе, то есть князь выступает сюзереном, а дружинники и бояре – ленниками, или старший князь – сюзереном, а младшие – вассалами. Однако существует мало оснований для того, чтобы считать иерархические отношения патроната и зависимости в древнерусском элитной слое именно «феодальными» в узком смысле, тем более, что такие предположения не подкреплены соответствующими источниками.

Законодательное оформление крепостного права

Замечание 3

Судебник 1497 года ограничил права перехода крестьян к другому хозяину одним сроком в году — неделю до и одну неделю после «Юрьева дня»(26 ноября по старому стилю) с обязательной предварительной оплатой всех долгов и платежей. Это стало началом окончательного закрепощения крестьянства.

Судебник 1497 г. стал важной вехой на пути закрепощения крестьянства. Статья 57 Судебника «О христианском отказе» гласила:

«А христианом отказываться из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после Юрьева дня осеннего».

Ограничение срока перехода крестьян двумя осенними неделями, связанными с Юрьевым днем (26 ноября), было продиктовано интересами помещиков, поскольку осенью после завершения сельскохозяйственных работ спрос на крестьянский труд резко снижался.

Устанавливалась плата «за пожилое» («в полех за двор рубль, а в лесех полтина»). По тем временам это была значительная сумма. Свобода передвижения крестьян была заметно стеснена. Крестьяне платили помещику в основном натуральный оброк. Денежные платежи и барщина были сравнительно невелики.

Барскую запашку обрабатывали страдники (холопы, посаженные на землю).

Источник: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/socialno-ekonomicheskoe_razvitie_gosudarstva_v_xv_pervoy_polovine_xvi_vv/feodalnoe_zemlevladenie/

Курс русской истории (Лекции I—XXXII) | Страница 124 | Онлайн-библиотека

что такое поместное землевладение

Хозяйственное и военное устройство служилого класса было согласовано как с условиями внешней борьбы, так и с наличными экономическими средствами государства. Постоянные внешние опасности создали для московского правительства необходимость многочисленной вооруженной силы. По мере того как эта сила набиралась, возникал и все настойчивее требовал разрешения вопрос, как содержать эту вооруженную массу.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему женщинам нельзя заходить в алтарь

В удельные века содержание немногочисленного служилого люда при княжеских дворах обеспечивалось тремя главными источниками. То были: 1) денежное жалованье, 2) вотчины, приобретению которых служилыми людьми содействовали князья, 3) кормления, доходы с известных правительственных должностей, на которые назначались служилые люди. В XV и XVI вв.

эти удельные источники были уже недостаточны для хозяйственного обеспечения все разраставшегося служилого класса. Возникала настоятельная нужда в новых экономических средствах. Но московское объединение Северной Руси не дало таких средств, не сопровождалось заметным подъемом народного благосостояния; торговля и промышленность не сделали значительных успехов. Натуральное хозяйство продолжало господствовать.

Успешным собиранием Руси Московской государь-хозяин приобрел один новый капитал: то были обширные пространства земли, пустой или жилой, населенной крестьянами. Только этот капитал он и мог пустить в оборот для обеспечения своих служилых людей. С другой стороны, свойства врагов, с которыми приходилось бороться Московскому государству, особенно татар, требовали быстрой мобилизации, постоянной готовности встретить неприятеля на границах.

Отсюда естественно возникала мысль рассыпать служилых людей по внутренним, особенно по окрайным, областям с большей или меньшей густотой, смотря по степени их нужды в обороне, сделать из землевладельцев живую изгородь против степных набегов. Для этого и пригодились обширные земельные пространства, приобретенные Московским государством.

Таким образом, земля сделалась в руках московского правительства средством хозяйственного обеспечения ратной службы; служилое землевладение стало основанием системы народной обороны. Из этого соединения народной обороны с землевладением выработалась поместная система. Эта система является в истории русского общественного строя с половины XV в.

вторым коренным фактом, вышедшим из территориального расширения Московского государства, считая первым фактом усиленный набор многочисленного служилого класса. В нашей истории немного фактов, имеющих такое значение в образовании государственного порядка и общественного быта, какое имела эта поместная система. К ее изучению мы и обращаемся.

ЛЕКЦИЯ XXXII

Поместное землевладение. Мнения о происхождении поместного права. Происхождение поместного землевладения. Поместная система. Ее правила. Поместные и денежные оклады. Поместное верстание. Пожитки.

Поместное землевладение

Поместной системой мы называем порядок служилого, т.е. обязанного ратной службой, землевладения, установившийся в Московском государстве XV и XVI вв. В основании этого порядка лежало поместье.

Поместьем в Московской Руси назывался участок казенной или церковной земли, данный государем или церковным учреждением в личное владение служилому человеку под условием службы, т.е. как вознаграждение за службу и вместе как средство для службы. Подобно самой службе, это владение было временным, обыкновенно пожизненным.

Условным, личным и временным характером своим поместное владение отличалось от вотчины, составлявшей полную наследственную земельную собственность своего владельца.

Мнения о происхождении поместного права

Происхождение и развитие поместного землевладения — один из самых трудных для изучения и самых важных по значению вопросов в истории русского права и государственного устройства. Понятно, что историки-юристы наши много занимались этим вопросом. Из высказанных ими мнений приведу два наиболее авторитетных.

Неволин в своей Истории российских гражданских законов допускает существование такого условного землевладения и даже правил для него до половины XV в., до княжения Ивана III.

Но основания поместного права, по его мнению, являются только со времени этого великого князя, когда входит в употребление и самое слово поместье, и в развитии поместной системы из этих оснований Неволин считает возможным участие греческого влияния, византийского государственного права, проводником которого в московскую государственную жизнь был брак Ивана III с греческой царевной.

«По крайней мере, — говорит Неволин, — слово поместье составлено по примеру греческого τοπιον: так назывались в Византийской империи поземельные участки, которые были даваемы лицам от правительства под условием воинской службы и переходили под тем же условием от отца к детям». Но прилагательное от слова поместье является в древнерусском языке раньше появления царевны Софьи на Руси; в окружном послании митрополита Ионы 1454 г.

поместными называются удельные князья в противоположность великим. Потому едва ли термин и понятие русского поместья были подражанием слову и институту византийского государственного права. Другой историк — Градовский дает вопросу более сложное решение. Поместное владение предполагает верховного собственника, которому земля принадлежит как неотъемлемая собственность.

Русская государственная жизнь в первый период нашей истории не могла-де выработать идеи такого верховного землевладельца: русский князь того времени считался государем, но не владельцем земли. Понятие о князе как верховном землевладельце возникло только в монгольский период. Русские князья как представители власти хана пользовались в своих уделах правами, какие имел хан на всем подвластном ему пространстве.

Потом русские князья унаследовали от хана эти государственные Права в свою полную собственность, и это наследство поколебало начало частной собственности. Но Градовский, как и Неволин, объясняя происхождение поместной системы, говорит, собственно, о происхождении поместного права, идеи поместного, условного владения землей. Но право и основанная на нем система общественных отношений — два совершенно различных исторических момента. Не входя в разбор спорного вопроса о происхождении права, остановлю ваше внимание только на фактах, объясняющих развитие системы.

Происхождение поместного землевладения

Как и всё в Московском государстве, поместное землевладение возникло еще в удельное время; оно имело свой первоначальный источник в поземельном хозяйстве московского князя. Чтобы объяснить происхождение такого землевладения, надобно припомнить опять состав общества в удельном княжестве. Мы видели, что при дворе удельного князя было два рода слуг: 1) слуги вольные, военные, 2) слуги дворные, дворцовые, называвшиеся еще «слугами над дворским».

Слуги вольные составляли боевую дружину князя и служили ему по договору. Обязательства, какие они на себя принимали, не простирались на их вотчины: служебные отношения слуг вольных были совершенно обособлены от отношений поземельных. Слуга вольный мог покинуть князя, которому он служил, и перейти на службу к другому князю, не теряя своих владельческих прав на вотчину, находившуюся в покинутом княжестве.

Это разделение служебных и поземельных отношений слуг вольных очень точно и настойчиво проведено в договорных грамотах князей удельного времени. Так, в договоре сыновей Калиты 1341 г.

младшие братья говорят старшему, Семену: «А боярам и слугам вольным воля; кто поедет от нас к тобе или от тобе к нам, нелюбья ны не держати» Это значит, что если слуга вольный покинет службу при дворе одного брата и перейдет к другому, оставленный брат не должен мстить за это покинувшему его слуге. Итак, вольная служба не связывалась с землевладением. Слуги под дворским, дворецким, составляли хозяйственную службу князя.

Эта служба, напротив, обыкновенно обусловливалась землевладением. Слуги дворные были ключники, тиуны, разные дворцовые приказчики, псари, конюхи, садовники, бортники и другие ремесленники и рабочие люди. Они резко отличались от слуг вольных, военных, и князья в договорах обязывались не принимать их, как и черных людей, т.е. крестьян, в военную службу. Одни из этих слуг дворных были лично свободные люди, другие принадлежали к холопам князя.

Тем и другим удельный князь за их службу или для обеспечения исправного ее отбывания давал участки земли в пользование. Отношение таких слуг к князю по земле изображено в духовной грамоте удельного князя серпуховского Владимира Андреевича 1410 г.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Никах как проводится в наши дни

Князь-завещатель говорит здесь о своих дворовых людях, которым розданы были земли в пользование, что, кто из тех бортников, садовников, псарей не захочет жить на тех землях, «ин земли лишен, поди прочь, а сами сыну князю Ивану не надобе, на которого грамоты полные не будет, а земли их сыну князю Ивану». Люди, на которых не было полной грамоты, — это слуги, лично свободные, не холопы полные.

Грамота князя Владимира хочет сказать, что для тех и других дворцовых слуг, как свободных, так и холопов, пользование княжей землей неразрывно связано было со службой по княжескому хозяйству. Даже лично свободные слуги по своим дворцовым обязанностям становились неполноправными, не могли, например, приобретать земли в полную собственность, на вотчинном праве, на каком владели землей слуги вольные.

В той же духовной князя Владимира серпуховского мы читаем условие: «А что мои ключники не купленные, а покупили деревни за моим ключом, сами ключники детем моим не надобе, а деревни их детем моим, во чьем будут уделе» Значит, эти ключники были лично свободные люди; служа князю, они покупали деревни в его княжестве, т.е.

приобретали их в собственность, но эта собственность не признавалась полной: как скоро приобретатели покидали службу при князе, они, несмотря на свою личную свободу, лишались купленных ими деревень. Древнерусская юридическая норма «по ключу по сельскому холоп», не лишая их личной свободы, ограничивала их право землевладения. Таким образом, различные роды службы при дворе удельного князя вознаграждались разными способами.

Это было одним из отличий службы вольной от дворной. Вольные слуги получали от князя за свою службу кормы и доводы, т.е. доходные административные и судебные должности: по договорным грамотам князей тот слуга и признавался вольным, «кто в кормленьи бывал и в доводе». Напротив, слуги дворные не назначались на такие доходные должности; служба их вознаграждалась земельными дачами только под условием службы или правом приобретать земли куплей под тем же условием.

С половины XV в. с московским объединением Северной Руси произошли важные перемены в строе служилого класса. Во-первых, служба слуг вольных, оставаясь военной, перестает быть вольной, становится обязательной: они лишаются права покидать службу великому князю московскому и переезжать в уделы, а тем паче за русскую границу. Вместе с тем слугам военным, переставшим быть вольными, московский государь за их службу дает земли на особенном праве, отличном от вотчинного.

В первое время такие земли не назывались еще поместьями, но владение ими отличалось уже условным характером. Такой характер особенно ясно обнаруживается в одном замечании духовной грамоты великого князя Василия Темного 1462 г. Одним из усерднейших боевых слуг этого князя в борьбе с Шемякой был некто Федор Басенок. Мать великого князя Софья Витовтовна дала этому Басенку два своих села в Коломенском уезде, предоставив сыну своему по смерти ее распорядиться этими селами.

Сын в своей духовной и пишет о селах Басенка, что после Басенкова живота те села должны отойти к его великой княгине-жене. Значит, села, пожалованные слуге вольному, даны были ему только в пожизненное владение — это один из признаков, и признак существенный, владения поместного. Наконец, в-третьих, дворцовая служба, в удельные века столь резко отделявшаяся от вольной, военной, с половины XV в. стала смешиваться с последней, соединяться со службой ратной. Слуги дворные, как и бывшие слуги вольные, одинаково стали зваться служилыми людьми московского государя и ходить в походы наравне с ними. Тем и другим слугам правительство раздавало казенные земли в пользование совершенно на том же праве, на каком получали их слуги дворные XIV в., только под условием ратной службы, которой прежде не несли последние. Как скоро произошли эти перемены в служебных отношениях и в служилом землевладении, это землевладение получило характер поместного. Земельные дачи, обусловленные дворцовой я ратной службой бывших вольных и дворцовых слуг, и получили в XV и XVI вв. название поместий.

124

Источник: http://litrus.net/book/read/50991?p=124

Вотчина и поместье — общее и различия видов землевладения

На Западе уже с VIII в н. э. складывалась система, при которой феодалы являлись независимыми и полновластными хозяевами на своей территории, частная собственность господствовала над государственной, а вассальные отношения с верховным сюзереном регулировались при помощи традиции, обычая и договоров. Подобная самостоятельность владельцев постоянно угрожала целостности страны. Формы конкуренции того времени носили преимущественно военный характер, что ещё более ослабляло государство.

Западное влияние

Средневековая Русь первоначально формировалась в рамках общеевропейских тенденций экономического развития. Темпы их были, правда, замедлены непрекращающейся борьбой с кочевниками-степняками, но в течение XI века на землях, принадлежащих потомкам Рюрика, сложился целый ряд вполне самостоятельных княжеств (уделов) под условным верховенством киевского стола.

Занимающий его великий князь считался не более, чем старшим в роду, и мог принудить удельных владетелей к решению общегосударственных проблем только силой авторитета или военным вмешательством. Экономических рычагов воздействия у него не было.

Неравномерность хозяйственного развития, стремление усилиться за счёт соседа, различные внешнеполитические условия привели к тому, что получило в истории название периода княжеских междоусобиц. Попытка выхода из критической ситуации была предпринята на Любечском съезде в 1097 году, где провозгласили принцип «каждый да держит отчину свою». Она оказалась неудачной, но само понятие закрепилось и стало основной формой хозяйственной организации страны в доордынский период.

Крупное землевладение

Вотчина в древней Руси — сложный комплекс из земельной собственности и прав на холопов. Средневековый вотчинник мог передавать её по наследству, менять, продавать, делить между родственниками. Формировалась она одновременно с государственным аппаратом, включавшим в себя суд, администрацию, органы правопорядка и налогообложения. Субъектами хозяйства выступали:

  • князья;
  • представители старшей дружины;
  • земские бояре;
  • церковь и большие монастыри.

Различались не только хозяева, но и способы получения вотчин. То, как она была приобретена, определяло ограничения прав собственника на владение:

  1. Родовые — передавались по наследству от одного главы семейного клана другому, но собственниками считались все представители рода и без их согласия номинальный хозяин не имел права продавать или обменивать общую собственность. К тому же он обязан был служить князю, на территории которого располагались эти земли, и в случае отказа от службы мог потерять права на них вместе с родом.
  2. Дарованные — приобретённые путём награды. Особенности владения определялись жалованной грамотой, где прописывались, помимо прочего, и обязанности вотчинника перед дарителем.
  3. Купли — земли, выкупленные у представителей иного рода. Права приобретателей в этом случае были наиболее широкими и защищёнными, но всё же имели ограничения судить лиц, проживающих на их территории.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  22 июля гороскоп кто

Смертная казнь повсеместно на Руси была прерогативой исключительно государственной власти, утверждённой официальными указами и законами. Это очень отличало её от западных стран, где жизнью подданных мог распоряжаться любой, даже мелкий сеньор.

Воздействие восточных традиций

Движение по пути дальнейшей феодальной раздробленности было прервано монголо-татарским нашествием и установлением полуоккупационного режима ига. Развитие вотчины с этого времени получило разновекторное направление в землях, подчинённых Орде, и тех, что отошли под юрисдикцию Польского королевства и Великого княжества Литовского. В последних она приобретала со временем всё более выраженные черты самостоятельного хозяйства с укреплением прав частной собственности на землю и крестьян.

На Руси же, напротив, всё большее значение в управлении наделами стало приобретать государство.

Перед северо-востоком встала задача освободиться от захватчиков. Первый шаг на этом пути — объединение страны вокруг общего центра, каким стала Москва, благодаря хитрой и последовательной политике князей Данилова дома. Ограничение вольностей боярства способствовало централизации, собиранию сил для восстания против монголо-татарской деспотии. И действовали москвичи, используя пример своих врагов — ханы Орды являлись неограниченными владетелями всей земли государства.

Формирование служилого сословия

Противостояние князей с представителями боярских кланов всегда угрожало единству страны перед лицом внешнего врага и ограничивало верховную власть на внутриполитической арене.

Однако именно крупные вотчинники являлись основными поставщиками для армии государя человеческих и материальных ресурсов, что ставило его в зависимое от них положение.

Стремясь изменить подобный расклад сил, великие князья с XIV века постепенно внедряют раздачу земель во временное пользование людям, исполняющим военную службу.

Новые хозяйства

Практика эта выросла из института кормленщиков — слуг, которые осуществляли сбор и доставку кормов (дани) княжескому дворцу.

Они на местах организовывали выполнение обязательных работ на государственных землях, распоряжались отправкой людей на мостовое или городовое дело, в извоз и т. п. Ими вёлся учёт населения, количество дворов (основной податной единицы), определялся размер налога.

За выполнение своих обязанностей эти чиновники получали установленное по закону вознаграждение в виде продуктов натурального хозяйства.

Жалованье землёй с крестьянами людей, несущих военную службу, с одной стороны, было логичной заботой о пропитании тех, кто в силу своих обязанностей не мог выполнять в полном объёме сельскохозяйственные работы. А с другой стороны, так формировался новый для страны класс дворян-помещиков, мелких феодалов, чьё благосостояние целиком зависело от воли правителя государства, и кого он смог бы противопоставить в качестве вооружённой оппозиции крупным вотчинникам.

Особенности условного владения

Поместье как вознаграждение за тяготы военной службы стало особенно широко распространённым в период правления Ивана III в середине XV века. Кормления к тому времени вытеснялись из практики хозяйствования путём выкупа этой должности общиной и замены её выборными земскими властями.

Впервые слово «поместье» упоминается в русских актах в документе, писанном между 1466 — 1478 годами. Если попытаться дать ему полное определение, то это условное землевладение, выделяемое военным служащим из государственного земельного фонда на время исполнения ими служебных обязанностей.

Тогда же правительство предпринимает ряд мер, обязывающих и наследственного вотчинника исполнять государственную службу. Помимо родового имения, он был принужден иметь и помещичью усадьбу. Тем самым делался шаг на пути слияния поместного и вотчинного землевладения. Однако временный характер пользования приводил к хищническому разграблению земель дворянами.

Согласно принципу западноевропейского средневековья «моё, пока не отнято» они стремились выжать максимум за тот короткий срок, на который получали казённые угодья.

Сравнительная характеристика

В конце XV века на Руси сложились 2 вида собственности. Общими основными чертами вотчинного и поместного землевладения стали:

  1. Наличие угодий, включавших в себя земли, пастбища, постройки, деревни, инвентарь и т. п.
  2. Владение зависимыми крестьянами и использование их труда.
  3. Исполнение обязанностей по несению государевой службы.

Разница носила более масштабный характер и отличия можно представить в виде таблицы:

Пример Вотчина Поместье
Принцип владения Наследственный Условный
Хозяин Князья, бояре, монастыри Служилое сословие дворян
Право наследования Полное При условии, что наследник продолжает службу отца
Бездетность владельца Имение остаётся в роду Возвращается в казну
Деление между наследниками Возможно Отсутствует
Право купли, дарения, продажи Имеется Нет
Налоги и сборы Освобождены от большей части государственных повинностей Помещичьи крестьяне платили царские налоги. Недоимки обязаны были возмещать помещики

Однако необходимость укрепления самодержавной власти в стране в XVI—XVII вв. , начиная с Уложения о службе 1556 года, обозначила тенденцию к сближению двух видов феодального землевладения в государстве.

Стирание различий

Понимание того, что нестабильное положение помещиков ведёт к бесхозяйственности и экономически нерациональному землепользованию, заставило руководство страны пересмотреть их права на получаемые угодья. В XVI веке в правление Ивана Грозного правительство было вынуждено отменить жёсткие правила, по которым пожалованная дворянам земля не могла передаваться родственникам. Были определены условия наследования.

Расширение прав поместного дворянства

С 15-летнего возраста дети, вступающие в государеву службу, припускались к владению отцовским поместьем. Тогда же оформилось правило не отнимать у детей отцовских владений. В 1618 году это было закреплено на законодательном уровне, причём к наследованию стали допускаться не только прямые потомки, но и боковые ветви родственников, что послужило мощнейшим стимулом для помещиков заботиться о своём хозяйстве, развивать его без опасения потери.

Получило законодательное подтверждение и правило выделять пенсионное обеспечение вдовам и дочерям погибшего кормильца. До этого оно назначалось произвольно. Но с середины XVI века были приняты нормы, в соответствии с которыми семья помещика не оказывалась без куска хлеба при потере её главы. Сходство признаков вотчины и поместья проявилось и в том, что с принятием Соборного уложения 1649 года последние разрешалось сдавать в аренду, менять и продавать с разрешения государства.

Умаление вотчинного хозяйства

В соответствии с планом великокняжеской власти, направленным на подавление оппозиции в лице крупных феодалов, в царствование Ивана Грозного большое количество родовых вотчин было попросту уничтожено, а их собственники казнены. Центральная власть получила опору в лице дворянства. Законами 1551 и 1562 годов ограничивались права крупных вотчинников. Фактически вотчина и поместье были уравнены на юридическом уровне уже введением принципа «службы по отечеству».

Однако именно с крупными хозяйствами связаны первые признаки разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений. Только на хорошо развитой экономической базе могли создаваться первые мануфактуры и производства, в которых использовался дешёвый труд крепостных крестьян.

Юридическое слияние понятий

На протяжении всего XVII века шло непрерывное правовое сближение вотчины и поместья, параллельно со всё большим закрепощением привязанного к земле крестьянства. Эти процессы привели к созданию сословно-монархического государства, в котором последние незначительные различия между боярством и дворянством были стёрты Петром I в его Указе о единонаследии от 1714 года. В нём вводилось общее для всех землевладений понятие — имение.

Источник: https://nauka.club/istoriya/votchina-i-pomeste.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Где крестился князь владимир

Закрыть