Что такое русский крест

Виды, значение и особенности киотных крестов

что такое русский крест

Расцвет литья из меди пришелся на то время, когда этим ремеслом в совершенстве овладели раскольники. Ими были организованы предприятия, где производились религиозные предметы посредством литья из меди и ее сплавов — бронзы и латуни. Они изготавливали множество церковных предметов, в том числе иконы, киотные и нательные кресты. Киотный крест не был предназначен для ношения на теле. Он был куда больше нательного креста, имел другое предназначение и отличался от традиционного формой.

Название киотного креста происходит от слова киот. Киот — это сундучок, шкафчик или ящик для икон. Чаще всего изготавливался из бронзы или меди, покрывался эмалями для сохранности.

Киотный крест

Виды крестов

Все кресты имеют разделение на три группы:

  • Тельники, или нательные кресты, имеют самые мелкие размеры. По высоте они не превышают восьми сантиметров и используются только для ношения на теле.
  • Наперсные кресты из металлов — это кресты большего размера, но также предназначенные для ношения на груди. Они отличаются от киотных тем, что имеют отверстие для подвешивания. Оно может быть расположено как в голове креста, так и на выступающей проушине сзади.
  • Киотные кресты размещали среди домовых икон. Иногда их врезали в специальную доску, называемую ставротекой, в которую, кроме них, еще могли врезаться небольшие иконы из бронзы или меди, изготовленные методом литья, и другое. Но крест чаще всего там занимал почетное место по центру. Ставротека имела вид компактной доски с разными сюжетами и необходимыми элементами для молитвенных потребностей каждого.

История киотных крестов

Свое происхождение крест берет с традиции старины осенять крестом всевозможные ворота как дворовые, так и ворота города. Такие кресты нашли свое применение и в других местах. Их часто врезали в дерево, например, в кресты на могилах, в поклонных или святых местах, на дорогах.

Киотные кресты, как правило, имели восьмиконечную форму, а также два прямых и два косых перекрестья. Часто, кроме эмали, кресты также покрывались патиной. Патина представляет собой защитный слой из окисей металлов, который на меди или ее сплавах образуется приблизительно за несколько десятков лет; но может быть нанесен искусственно, с помощью некоторых активных химических веществ.

Зачастую на кресте присутствовало обрамление из дополнительных образов, херувимов, предстоящих, например, Магдалены, Девы Марии, Богослова и так далее. Такой крест приобретал силуэт несколько подобный храму, демонстрирующий всю благодать Церкви.

Староверы делали кресты очень красивыми. До сих пор современники удивляются, как можно было настолько качественно отобразить детали и сделать произведения искусства с помощью инструментов тех времен. А рисунок из эмалей там был тоже не столь простым. В некоторых случаях для изготовления креста использовалось до шести разных эмалевых покрытий. Такие эмали назывались горячими, так как для их нанесения использовался горячий способ.

Сделанной продукцией пользовались не только представители старой веры, православные также ценили такой искусный труд. Они трепетно молились и берегли свои иконы и крестики.

Встречаются деревянные иконы с врезанным киотным крестом, которые датированы XIX веком. Например, они могли содержать такой сюжет, как распятие Иисуса Христа. А в нужное место врезался крест. Безусловно, такое сочетание только украшало икону, особенно если крест был не только бронзовым, но и покрытым эмалями. Иногда для изготовления киотного креста использовались и благородные металлы. Но так как изделия обладали немалыми размерами, позволить себе такую роскошь мог далеко не каждый.

Обычно сюжеты на крестах были разнообразными, однако случалось, что один и тот же сюжет мог повторяться на крестах в течение длительного периода, часто столетиями. Поэтому отнести крест к тому или иному времени довольно сложно. Но что можно отметить, так это то, что при одинаковых сюжетах часто время изготовления креста различали по линиям. В какие-то времена распространенными были ровные линии и внимание к деталям, в другие же рисунок был грубоват (на более старинных изделиях).

Крестов изготовлялось очень много. В наибольших медницах отливались сотни тысяч в год, кроме них, изготавливались еще такие кресты и в маленьких мастерских. Стоили они немного, и приобрести их можно было не только в церквях, но и на ярмарках мастеров.

Что нам расскажет такой старинный крест?

По внешнему виду и характеру украшения киотного креста можно определить, где он был изготовлен. Например, на Русском Севере использовались некоторые свои особые формы крестов, кроме того, там искусство изготовления пластики зашло далеко, так как существовало много общин старообрядцев.

Такие кресты на обратной стороне содержат надписи. По таким надписям и узорам сейчас оценивается место и время изготовления культового изделия. Даже у практически одинаковых крестов могут отличаться оборотные стороны и содержать, кроме подписей, сложные рисунки и клеймо мастера.

Часто на старинных крестах можно заметить следы чистки. Киотные кресты старообрядцами чистились регулярно, но если это делать правильно, то следы воздействия будут минимальны. Иногда можно встретить следы грубого воздействия, но это обычно означает, что относились к изделию не очень бережно.

У производства крестов из меди и изделий церковного назначения своя продолжительная история. Самые разнообразные изделия делались из благородных металлов, бронзы, покрывались патиной, эмалью и даже позолотой. Сейчас они являются предметом коллекционирования и очень востребованы.

Сколько стоит киотный крест, точно сказать нельзя. Слишком много факторов может входить в цену подобного антиквариата. Дороже других оцениваются кресты с эмалью, особенно с нанесением нескольких оттенков этого покрытия. Кресты, которые имеют большую историю, стоят дороже. Кроме того, цена сильно зависит от размера и сохранности креста.

Многие из таких крестов имеют такие же сложные судьбы, как и их владельцы. Когда пришла власть Советов, зажиточных крестьян раскулачивали и отбирали ценные вещи. Кроме того, Советское государство категорически не признавало церковь, и те экземпляры, которые сохранились до наших дней, прошли, можно сказать, огонь и воду.

Рекомендуем другие статьи

Источник: https://DedPodaril.com/interesno/kiotnyy-krest.html

Какой нательный крест является правильным?

что такое русский крест

Каждый христианин от святого крещения до смертного часа должен носить на груди знак своей веры в распятие и Воскресение Господа и Бога нашего Исуса Христа. Этот знак мы носим не поверх одежды, а на своем теле, поэтому он и называется нательным, а осьмиконечным (восьмиконечным) он называется потому, что подобен Кресту, на котором был распят Господь на Голгофе.

Коллекция нательных крестов 18-19 веков из района поселений Красноярского Края говорит о наличии устойчивых предпочтений по форме на фоне богатого многообразия индивидуального исполнения изделий мастерами, причём исключения лишь подтверждают строгое правило.

Неписаные предания хранят множество нюансов.

Так, уже после после публикации данной статьи один старообрядческий епископ, а следом и читатель сайта STAROVE.RU указали на то, что слово крест, равно как слово икона, не имеет уменьшительно-ласкательной формы.

В связи с этим мы также обращаемся к нашим посетителям с просьбой уважительно относиться к символам Православия и следить за правильностью своей речи!

Мужской нательный крест

Нательный крест, который всегда и повсюду находится с нами, служит постоянным напоминанием о Воскресении Христа и о том, что при крещении мы обещались служить Ему, отреклись от сатаны. Тем самым нательный крест способен укреплять наши духовные и физические силы, защищать нас от диявольского зла.

Самые древние из сохранившихся крестов часто имеют форму простого равностороннего четырехконечного креста. Так было принято во времена, когда христиане почитали и Христа, и апостолов, и святой крест символически. В древности, как известно, Христа часто изображали в виде Агнца, окруженного 12 другими агнцами – апостолами. Также и Крест Господень изображался символически.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как простить обиду и отпустить

Богатая фантазия мастеров жёстко ограничивалась неписаными понятиями о каноничности нательных крестов

Позднее, в связи с обретением подлинного Честнаго и Животворящаго Креста Господня св. царицей Еленой, осьмиконечная форма креста начинает изображаться всё чаще. Это нашло отражение и в нательных крестах. Но четвероконечие не исчезло: как правило, осьмиконечный крест изображался внутри четвероконечного.

Наряду со ставшими традиционными на Руси формами в старообрядческих поселениях Красноярского Края можно встретить и наследие более древней византийской традиции

Для того, чтобы напоминать нам о том, что значит для нас Крест Христов, его часто изображали на символической Голгофе с черепом (главой Адама) у основания. Рядом с ним обычно можно видеть орудия страстей Господних – копие и трость.

Буквы IНЦI (Исус Назарянин Царь Иудейский), которые обычно изображаются на более крупных крестах, приводятся в память о надписи, насмешливо прибитой над головой Спасителя во время распятия.

Поясняющая под титлами надпись ЦРЬ СЛВЫ IС ХС СНЪ БЖIЙ гласит: “Царь Славы Исус Христос Сын Божии”. Часто добавляется надпись “НИКА” (греческое слово, означает победу Христа над смертью).

Отдельные буквы, могущие быть на нательных крестах, означают “К” – копие, “Т” – трость, “ГГ” – гора Голгофа, “ГА” – глава Адама. “МЛРБ” – Место Лобное Рай Бысть (то есть: на месте казни Христа некогда был насажден Рай).

Мы уверены, что многие даже не догадываются, насколько данный символизм извращён в привычной нам колоде карт. Как выяснилось в исследовании сайта STAROVE.RU, четыре карточные масти – это скрытая хула на христианские святыни: крести – это Крест Христов; бубны – гвозди; пики – копие сотника; черви – это губка с уксусом, которую мучители глумливо давали Христу вместо воды.

Изображение Распятого Спасителя именно на нательных крестах появилось совсем недавно (по крайней мере, после XVII века). Нательные кресты с изображением Распятия неканоничны, поскольку изображение Распятия превращает нательный крест в икону, а икона предназначена для непосредственного восприятия и молитвы.

Ношение иконы в скрытом от глаз виде таит в себе опасность использования её не по назначению, а именно как магический амулет или оберег. Крест – это символ, а Распятие – это образ.

Священник носит крест с Распятием, но он носит его видимым образом: так, что все видят этот образ и вдохновляются на молитву, вдохновляются на определённое отношение к священнику. Священство – это образ Христов.

А нательный крест, который мы носим под одеждой, – есть символ, и Распятия там быть не должно.

Одно из древних правил святого Василия Великого (IV век), которое вошло в Номоканон, гласит:

«Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года».

Как видим, древние отцы очень строго следили за правильным отношением к иконе, к образу. Они стояли на страже чистоты Православия, всячески ограждая его от язычества. К 17 веку сложился обычай помещать на обороте нательного креста молитву Кресту (“Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его”), или только первые слова.

Женский нательный крест

В старообрядчестве до сих пор устойчиво сохраняется внешнее различие между “женскими” и “мужскими” крестами. “Женский” нательный крест имеет более сглаженную, округлую форму без острых углов. Вокруг “женского” креста растительным орнаментом изображается “лоза”, напоминающая о словах псалмопевца: “Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего” (Пс., 127, 3).

Нательный крест принято носить на длинном гайтане (тесьме, плетёной нити) так, чтобы можно было, не снимая его, взять крест в руки и осенить себя крестным знамением (это положено делать с соответствующими молитвами перед сном, а также при совершении келейного правила).

Символизм во всём: даже три венца над отверстием символизируют Св.Троицу!

Если говорить о крестах с изображением распятия шире, то отличительной особенностью каноничных крестов является стиль изображения на них тела Христа. Широко распространённый сегодня на новообрядческих крестах образ страдающего Исуса чужд православной традиции.

Старинные медальоны с символическим изображением

Согласно каноничным представлениям, нашедшим отражение в иконописи и медной пластике, тело Спасителя на Кресте никогда не изображалось страдающим, провисшим на гвоздях и т.п., что свидетельствует о Его божественной природе.

Манера “очеловечивания” страданий Христа свойственна католицизму и заимствована много позднее церковного раскола на Руси. Старообрядцы считают такие кресты негодными. Примеры каноничного и современного новообрядческого литья приведены ниже: подмена понятий заметна даже невооружённым взглядом.

Следует отметить и устойчивость традиций: коллекции на фотографиях пополнялись без цели показать только древние формы, то есть сотни видов современной “православной бижутерии” – изобретение последних десятилетий на фоне почти полного забвения символизма и смысла образа честного Креста Господня.

Иллюстрации по теме

Ниже приводим иллюстрации, подобранные редакцией сайта “Старообрядческая Мысль” STAROVE.RU и ссылки по теме.

Пример каноничных нательных крестов разных времён:

Пример каноничных старообрядческих крестов разных времён

Пример неканоничных крестов разных времён:

Пример неканоничных новообрядческих крестов разных времён, не используемых старообрядцамиНеобычные кресты, изготовленные, предположительно, в старообрядцами в РумынииФото с выставки “Русское старообрядчество”, г. Рязань

Крест с необычной тыльной стороной, о которой можно прочитать ЗДЕСЬ

Мужcкой крест современной работы

Каталог старинных крестов – сетевая версия книги «Тысячелетие Креста» – http://k1000k.narod.ru

Хорошо иллюстрированная статья о раннехристианских нательных крестах с качественными иллюстрациями в цвете и дополнительным материалом по теме на сайте Культурология.Ру – http://www.kulturologia.ru/blogs/150713/18549/

Форум о медной пластике http://antikclub.ru/forum/34-30-1
Отличная современная коллекция нательных крестов различных типов http://metalchemist.livejournal.com/33180.html, иллюстрация которой приведена выше.

Источник: https://starove.ru/obychai/krestik/

Православный крест — история, значение, виды | Православиум

что такое русский крест

Рубрика: Основы веры, Святыни Православия, Церковный этикет

Крест – это древний христианский символ, основанный на орудии казни Иисуса Христа, Богочеловека и Искупителя грехов человечества. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Римской империи.

Многие древние христиане, подобно Христу, приняли мученическую кончину на кресте. Он стал главным символом христианства и является объектом почитания.

Что обозначает православный крест? В богословии крест рассматривается как священное знамение победы Иисуса Христа над смертью и грехом. Это символ искупительной жертвы Христа.

Православный поклонный крест на берегу Берингова пролива (Чукотка)

Крест нашел отражение в наиболее известном молитвенном жесте христианства – крестном знамении. Осеняя себя крестом, христианин исповедует веру в Святую Троицу, выражает любовь к Богу и защищает себя от злых духов. Также каждому православному христианину при крещении даётся нательный крест.

Это личный символ исповедания веры и памяти о жертве Спасителя. Священники носят особый наперсный крест поверх облачения. Существует и архиерейский крест, который вместе с панагией (украшенный образ Богоматери) носят высшие чины духовенства. Также особый крест кладётся возле Евангелия на престоле в алтаре.

Такой крест называется напрестольный.

Развитие иконографии креста

В первые века христианства изображения креста не использовались широко, они были простыми и символическими. В те времена чаще использовались другие христианские символы. Такие, как анаграмма имени Иисуса Христа и её аллегорическое изображение в виде рыбы. Или агнец (символ Христа), якорь (образ надежды) и голубь (символ Святого Духа). Постепенно символ креста стал получать распространение.

Во многом этому способствовало чудесное обретение Животворящего Креста (на котором распяли Христа) святой царицей Еленой в Иерусалиме в 4 веке. Поклонению кресту не помешало и масштабное движение иконоборчества в Византии в 8-9 веках. Крест начали массово использовать для украшения храмов.

Догмат об иконопочитании (принятый на Вселенском соборе в Никее в 787 году) во многом был основан на почитании креста.

Разновидности креста

Возникали различные виды христианских крестов. Например, довольно известным является крест-Голгофа, у его основания изображают череп и кости. Христа распяли на горе, которая называлась Голгофой, что переводится как «череп».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как выбрать святого покровителя

Череп и кости у основания креста символизируют останки Адама, который, по преданию, был похоронен на Голгофе. Таким образом, кровь распятого Христа, словно течёт по останкам Адама и смывает первородный грех.

Если грехопадение Адама сделало человека смертным, то Распятие и Воскресение Спасителя открывает ему двери бессмертия и вечной жизни.

Примерно в 5 веке крест начали изображать с фигурой распятого на нём Христа. Вначале Его изображали живым, иногда даже воскресшим и торжествующим. Но в 10 веке появились изображения мёртвого Христа на кресте. Новый образ был призван напоминать верующим, что Иисус Христос действительно умер за грехи человечества.

А значит, и воистину воскрес. Христос изображён мёртвым, но Его лик спокоен, Он торжествует над смертью. Этот образ стал каноничным в иконографии. Со временем изображение Распятия стало дополняться. Появились дополнительные фигуры: стоящих возле креста Богородицы, апостола Иоанна, Марии Магдалины, римских воинов.

Чем отличается православный крест от католического? Католический крест традиционно изображается четырёхконечным, православный – восьмиконечным. В Западной Церкви ступни Христа на распятии чаще всего изображаются прибитыми к кресту одним гвоздем, а в Восточной – двумя. Также православная традиция, в отличие от католической, не делает в изображении распятия акцент на натуралистичности.

Православный крест

Известно многообразие разновидностей формы креста. Символом русского Православия является восьмиконечный крест с двумя дополнительными перекладинами. Такая форма используется с 6 века и является наиболее исторически соответствующей подлинному кресту Иисуса Христа. Верхняя перекладина является горизонтальной и символизирует прибитую к кресту Христа табличку с начертанием «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».  

Нижняя перекладина косая и символизирует подставку для ног. А также двух разбойников, которые были распяты слева и справа от Христа. Один из них во время казни раскаялся в своих грехах и поэтому первым вошёл в Царствие Небесное.

Второй разбойник во время казни хулил Христа с палачами и умер без покаяния. Также косая перекладина часто рассматривается как образ весов правосудия.

Такая символика православного креста указывает на Страшный Суд, который будет вершить Иисус Христос в конце времён.

С середины 16 века восьмиконечные кресты на Руси начали воздвигать на куполах церквей. Также этот крест в России на протяжении столетий используется в государственной и военной символике. Восьмиконечный крест стал одним из наиболее узнаваемых визуальных атрибутов русской культуры.

Значение креста в христианстве

Христианский крест является не только символом страданий Господа для искупления наших грехов. Это знак великой жертвенной любви милосердного Бога к падшему человеку. Крест – это оружие христиан против зла, знамя победы над грехом и смертью.

Мы поклоняемся кресту не как орудию казни, а как символу торжества любви и вечной жизни. Христиане почитают крест святыней, так как следствием Распятия было Воскресение Христа, освободившее человечество от рабства греха, примирившее и соединившее человека и Бога.

В «Отечнике» можно найти слова преподобного аввы Исаии, который называет крест знамением будущего бессмертия.

 Поклоняясь кресту, христиане почитают самого Господа. Образ креста имеет благодатную силу. Преподобный Иосиф Волоцкий в сочинении «Просветитель» пишет, что любое изображение креста, созданное по образу и подобию Животворящего Креста Христова, призывает благодать и святость.

Святой Симеон Новый Богослов в труде «Слова» указывает на то, что нечистые духи трепещут и бегут при виде крестного знамения. Они являются отступниками и врагами Бог и не могут приближаться к тем, кто использует крест как символ Божьей любви к человеку и победы над злом. Святой Иоанн Кронштадский в книге «Моя жизнь во Христе» пишет, что «где крест, там и любовь».

Он отмечает, что множество крестов в церкви призвано непрестанно напоминать нам о Божьей жертве и любви.

В религиозной жизни существует выражение «нести свой крест». Оно прочно вошло в русский язык и часто употребляется в светском контексте.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) объясняет это выражение как смиренное следование за Христом на протяжении всей жизни и безропотное перенесение скорбей, попущенных Богом в соответствии с его Промыслом.

«Нести свой крест» – значит уподобиться Христу, самоотверженно довериться Его воле и тем самым спасти свою грешную душу, за которую Господь уже принёс искупительную жертву.

Источник: https://pravoslavium.ru/pravoslavnyj-krest-istoriya-znachenie-vidy/

«Русский крест» — почему мы вымираем?

Термин «русский крест» был введен демографами, как обозначение наступившего в 1992 году явления, выражающегося в преобладании показателя смертности над числом рожденных детей. При изучении данных статистики мы видим, что за прошедшие годы Россия теряет до миллиона человек ежегодно. Если к этому показателю добавить детей, умерших до своего рождения, то цифра окажется просто чудовищной.  Столько населения Россия теряла лишь в период великой Отечественной войны.

Почему данное явление назвали именно «русским крестом»?

Если рассмотреть график составленный на основе показателей рождаемости и смертности, то мы увидим, что его линии сходятся практически под прямым углом, образуя условный крест. Линия рождений направлена вниз, а линия смертей – вверх.

Не стоит забывать о проводимых абортах, которых в России совершается ежегодно около 2 миллионов. Снизив этот показатель, можно было бы приостановить падение уровня деторождаемости в нашей стране.  В 1920 году Россия стала первой в мире страной, узаконившей аборты.

Актуальной проблема узаконенного детоубийства остается и ныне, хотя статистика и указывает на сокращение показателя абортов. К примеру, в 2017 году это показатель снизился до 600 тысяч. Однако произошло это вовсе не из-за выросшей сознательности будущих мам или из-за роста их духовного и нравственного уровня.

Причина в  распространении знаний и использовании средств контрацепции.

Почему рождаемость резко снизилась?

Люди не желают иметь детей. За последние 50-70 лет представление о нормальной семье претерпело изменения. Если ранее показатель семей не желающих иметь ребенка был достаточно низким, то на сегодня число таких семей заметно возросло.

Хотя заметно выросло и количество многодетных семей, что, несомненно, можно назвать позитивной тенденцией, практически вдвое повысилось число  чайлд-фри семей, которые обдуманно и добровольно отказываются от детей. Мотивируется такой отказ просто: дети препятствуют нормальной жизни родителей. Немало появилось в современном обществе чайлд-хейтеров – людей, не терпящих детей.

Подобные явления сказываются и на формировании мировоззрения подростков. Наряду с многодетными семьями, где детишки окружены любовью, подростки видят и семьи без детей, в которых супруги считают появление ребенка нежелательным и никому ненужным.

В подобной ситуации  крайне важным становится популяризация многодетных семей. Именно семьям с детьми должна оказываться материальная и моральная поддержка. Без таких мер наша страна попросту не сможет выжить.

(9 4,00 из 5)

Источник: https://omolitvah.ru/eto-interesno/russkiy-krest-pochemu-my-vymiraem/

Кресты на куполах. Уникальная коллекция Инвера Шейдаева

Основная часть этой коллекции собрана во времена Хрущевской «оттепели», а затем Брежневского «застоя». Первая выставка прошла в 1968 году, но была сразу закрыта. Только в 90-е годы коллекция получила признание и была показана не только в России, но и в Париже.

Тридцать лет фотограф Инвер Шейдаев ездил по городам и весям тогда еще Советского союза и фотографировал кресты, венчающие главы русских церквей, кресты-наглавники. Что только ему не приходилось претерпевать в этих путешествиях.

Однажды он даже каким-то чудом уговорил мужиков одного далекого села разобрать строительные леса, окружающие купол храма, чтобы сфотографировать крест.

А началось все в кабинете знаменитого Петра Дмитриевича Барановского (1892-1984), где молодой фотограф показывал свои работы знаменитому архитектору-реставратору. Тогда Инвер был увлечен декоративными элементами храмов.

Однажды Петр Дмитриевич сказал: «Этого полно всего. Ты лучше наверх посмотри. Кресты снимай. Этой красоты еще никто не снимал. Собирай кресты, рано или поздно это понадобится, вот посмотришь». Эти слова оказались пророческими. К Инверу потом с «заказами» крестов обращались не однажды. Он делал фотографии для восстанавливающихся храмов на Соловках, для храмов Тобольска и других городов.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто сказал философия служанка богословия

Коллекция оказалась бесценной во времена, когда стали «собирать камни». Многие кресты восстанавливали по фотографиям из этой коллекции.

К сожалению, еще много разрушенных храмов, кресты которых фотографировал Инвер, стоят, заросшие лесами, обезглавленные. Петр Дмитриевич Барановский, повидавший на своем веку много храмов, лежащих в руинах, говорил: «Почему в первую очередь крест уничтожают? Потому что он, как грудь матери – питает».

Кресты из коллекции символизируют жизнь и воскресение вместо современного могильного креста

Село Николо-Архангельское. Николо-Архангельская церковь (XVIII в.)

ЛИЛИЯ И ВИНОГРАД

Крин – стилизованное изображение цветка лилии, символа чистоты. Такие крины обычно делали на концах «ветвей» креста, потому что три листа лили (крина) свидетельствуют о Едином ТРИГЛАВЕ или в трех Лицах Святой Троице.

Москва. Новодевичий монастырь. Собор Смоленской иконы Божией Матери. (1525)

Обвивающая крест виноградная лоза с гроздьями ягод символ Живого Христа.(Вместо нынешнего распятья, символа смерти!)

«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь» (Ин. 15:1). Вологодские кузнецы особенно преуспели в мастерстве ковки виноградного орнамента на надглавных крестах. Крест церкви Димитрия Прилуцкого Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологде. И можно поразиться тому, как тонко передана мастерами символическая связь виноградной лозы и Святого Причастия. Этот наглавник имеет внизу полумесяц, символически изображающий Чашу.

Вологда. Церковь Димитрия Прилуцкого Спасо-Прилуцкого монастыря.

Вологда. Софийский собор (1568-1570)

ГОЛУБЬ

Голубь, символ Святого Духа с незапамятных времен. « и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь» (Мф. 3: 16) Сама эта птица, застывшая в полете, имеет вид креста.

Крест церкви жен Мироносиц Марфы и Марии в Новгороде (1510).

Если присмотреться, то можно увидеть в ажурном сердце этого креста, голубя с распростертыми крылами. Но такое изображение единственное, в основном голубки были литые и увенчивали крест. В древности голуби на кресте иногда еще и показывали, в какую сторону дует ветер, их называли ветрельниками.

Великий Новгород. Софийский собор. (1049-1050)

ИСТОЧНИК ЖИЗНИ

Процветшие побеги

Если из под основания креста произрастают побеги, то его называют «процветшим». Побеги символизируют возрождение , Вокресение Христа из мертвых.

Вознесенные в небеса, надглавные «процветшие» кресты являли для русского человека зримый образ Древа жизни, растущего в нем.Это ведический символ перешедший в раннее христианство (Арианское), сохранившее на Руси ведический смысл. Некоторые такие кресты сплошь усыпаны цветами, так что невозможно отвести взгляд. Они и впрямь напоминают растения в весеннем саду, с таким художественным чутьем подобраны растительные элементы.

Москва. Церковь Покрова Богородицы в Филях (1690-1693).

Капли крови

Медные выпуклости-«росинки» и бусины на цепях означают капли крови, пролитые Спасителем на кресте. На Руси они еще назвались «слезками».

Санк-Петербург. Церковь Воскресения Христова «Спас на Крови») (1883-1907),

ДОБРОВОЛЬНАЯ ЖЕРТВА

Трость и копье

Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь Иоанна Лествичника (1572).

Трость с губкой и копие – орудия Страстей Господних – нередкое явление на накупольниках. Наглавный крест с орудиями Страстей как бы замещает собой Распятие, которого не может быть на куполе (оно находится внутри храма). Но реализм страшных крестных мук Спасителя не должен затмевать главного – торжества Распятого Искупителя, победившего смерть. Завершающие крестные «ветви»цветы лилии, как нельзя лучше об этом говорят.

Псковская область, село Виделебье. Церковь Николая Чудотворца (XVIв.) Копие и губка стилизованы под два цветка, процветших на кресте.

Сейчас над главой, уже отреставрированной церкви, опять возвышается ее крест

НЕБЕСНЫЙ ЦАРЬ

Корона

Корона на вершине наглавного креста символизирует Крест Небесного Царя и указывает нам на то, что церковь возведена по указу царя земного, или на пожертвования из царской казны. Корона может быть, как вполне реальная, так и очень условная.

Рязань. Спасский монастырь. Церковь Богоявления (1647)

Москва. Церковь Ризоположения в Леонове (1719-1722)

Державный скипетр

Крест может символизировать и второй знак царской власти Христа – скипетр. Придание кресту вида скипетра возможно с помощью одной, хорошо известной всем символики. Навершием скипетров русских царей была фигура коронованного двуглавого орла – державного знака Византии. Впрочем, накупольники с двуглавым орлом устанавливались на храмах только в эпоху Петра I, царя, известного своими имперскими амбициями.

Москва. Церковь Покрова Богородицы в Филях (1693).

В единстве и равенстве

Крест четырехконечный (как правило, с полумесяцем внизу) с древнейших времен ставят на куполах храмов. Этот вид креста символизирует Церковь в единстве и равенстве ее видимой и невидимой сторон. Со временем нашлись хулители четырехконечного креста, говорили, что это неправильный крест, потому что не на таком был распят Христос.

Но святитель Димитрий Ростовский поставил в этом споре точку. Он предположил, что когда Христос нес на плечах Своих крест, то крест еще не был четырехконечным, потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия, и только на Голгофе воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, приделали подножие.

«Кельтские» ведические кресты

Владимир. Собор Успения Богоматери (1158-1160)

Тульская область, Арсеньевский район, село Монаенки. Церковь Георгия Победоносца (XIX)

А так выглядит этот храм сейчас. Крест сохранился только на фотографии Инвера Шейдаева

НЕБЕСНЫЕ СИЛЫ

Солнце и звезды

Исходящие из цента креста прямые или волнистые линии передают сияние солнца. Прямые лучи обозначают прямой свет, а волнистые горение, тепло. Мотив, исходящего из креста «света жизни», передается каждым художником на свой лад.

Псковская область, Локнянский район, село Дуняни. Церковь Архангела Михаила (XVI-XVIII в.) Такой крест большая редкость.

Сам храм сейчас представляет из себя руины. Крест утерян.

Часто концы лучей украшались еще и звездами.

Нижний Новгород. Церковь Рождества Христова (1719)

Тобольск. Церковь Семи отроков Эфесских. (XVIII в.)

Московская область, Одинцовский район, село Юдино. Церковь Перображения Господня (1720)

Ангелы и херувимы

Прикрепляя к кресту медного ангелочка, автор подчеркивал, что у храма тоже есть ангел-хранитель. Наиболее известны и традиционны ангелы, несущие крест, подобно знамени, как на шпиле собора Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

Рязань. Церковь Входа Господня в Иерусалим (XVII)

Нередко в наглавных крестах встречаются изображения Херувимов.

Московская область, село Комягино. Церковь Сергия Ражонежского

Сейчас церковь полностью реставрировали.

ЗЕМНОЕ ПРИСТАНИЩЕ

Корабль и якорь

Самые древние наши храмы, на главах которых красуется крест с полумесяцем, это Благовещенский собор Московского Кремля, новгородский Софийский собор и Дмитриевский собор во Владимире.

Москва. Церковь Успения Божией Матери в Гончарах.

XIX веке тема плывущего корабля уже не ограничивается только символом полумесяца.Так в сретокрестии восьмиконечного креста храма Воскресения Христова на Обводном канале в Санкт-Петербурге изображен штурвал морского судна, а вместо полулунного видим косое подножие.

Если корабль стоит на якоре, то по безопасности своей он находится как бы уже на земле. И хотя его качают волны, но потопить не могут. Отличить накупольный крест на «полулунном основании» от креста –«якоря» во многих случаях почти невозможно.

Единственная деталь, которая безошибочно указывает именно на «якорь», это всевозможные украшения и утолщения на окончаниях дуги.

Московская область, Луховицкий район, село Дидиново. Церковь Троицы Живоначальной

Между Небом и землей
Место пересечения горизонтали с вертикалью на кресте, место средокрестия, символизирует пересечение человеческого с божественным. Крест – посредник между землей и небом. Поэтому часто это место на кресте украшали «восьмеркой», по форме напоминающей замочную скважину. Она образована сложением двух символов – нимба (сияние святости) и цаты (драгоценной подвески обозначающей царскую «непорочность»).

Москва. Церковь Воскресения Христова в Кадашах (1687-1713)

Данная коллекция отражает жизнеутверждающую суть Арианства господствующего на Руси до Никоновской реформы.

Вот смотрим на древнеармянские кресты

А вот каменный крест из новгородского собора времен Орды

Катарские кресты

Катарский крест. Такой крест носил Иван ГрозныйВ статье использованы материалы книги «Русский крест. Символика православного надглавного креста». Москва, «АСТ», 2006 год.

http://www.nsad.ru/articles/kresty-na-kupolah-unikalnaya-kol

Источник: https://zhiznteatr.mirtesen.ru/blog/43518807112/next

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Бог знает как лучше

Закрыть