Что такое светская культура

Что такое светская этика? Основы светской этики :

что такое светская культура

Даже невозможно сосчитать разнообразие ситуаций, которые случаются в жизни. И не всегда понятно, как поступить правильно, чтобы и себя не ущемить, и других не обидеть. В этом вопросе помогут разобраться уроки светской этики, которые учат детей принимать решения согласно представлениям о добре и зле.

Светская этика в школе

Итак, что такое светская этика? Это предмет, изучающий нормы поведения в обществе. Его базовыми основами являются представления о добре и зле. То есть светская этика учит, как правильно поступать в той или иной ситуации, не нарушая при этом правил хорошего поведения, знакомит с нормами морали, о которых должен знать каждый человек, рассматривает такие понятия как патриотизм, вежливость, лояльность и приемлемость.

Не так давно учебный предмет «Основы светской этики» Министерством образования и науки Российской Федерации был включен в школьную программу. Предназначен для изучения в последней четверти 4-го и первой четверти 5-го классов. Изначально программу «Основы светской этики» ввели в 19 регионах России в качестве эксперимента. Это произошло в апреле 2010 года.

Курс светской этики

Курс этого предмета состоит из четырех блоков, причем первый и последний обязательны для всех учеников, из блоков 2 и 3 некоторые уроки можно объединять в один.

Что представляет собой светская этика для 4 класса? Первый блок посвящен нравственным идеалам в жизни человека и общества. Состоит из одного урока о патриотизме – «Россия – наша Родина».

Блок №2 включает информацию об основах религиозных культур и светской этики. Состоит из 16 уроков:

  1. Мораль и культура. Значение этики в жизни человека.
  2. Семья – исток нравственных отношений.
  3. Семейные ценности и ценности родства.
  4. Семейные праздники – форма исторической памяти.
  5. Нравственность в культурах народов мира.
  6. Русский богатырь – образец нравственности.
  7. Кодекс чести дворянина.
  8. Леди и джентльмен.
  9. Государство и мораль гражданина.
  10. Примеры нравственности в культуре Отечества.
  11. Моральный кодекс защитника Отечества.
  12. Интеллигентность.
  13. Трудовая нравственность. Традиции предпринимательства.
  14. Нравственность в наше время.
  15. Творческие задания для учеников.
  16. Подведение итогов.

Именно таким образом выглядит программа «Светская этика» в 4 классе. Вторая половина курса начинается уже в 5-м, основная часть уроков рассматривает проблемы многонациональных меньшинств и патриотизма. Также здесь уделяется внимание понятиям добра и зла, ценностям, религии, морали и этикету.

Вторая половина курса

Третий блок также посвящен основам религиозных культур и светской этики. Состоит из 12 уроков:

  1. Понятие добра и зла.
  2. Что такое долг и совесть?
  3. Достоинство и честь в современном мире.
  4. Что такое счастье и в чем заключается смысл жизни?
  5. Высшие нравственные ценности.
  6. Идеалы
  7. Моральные принципы.
  8. Как создается моральный кодекс в школе.
  9. Этикет и моральные нормы.
  10. Диалог: «Школьная форма – за и против». Этикет соответствующих нарядов.
  11. Является ли образование нравственной нормой?
  12. Методы нравственного самосовершенствования.

Заключительный этап курса

Четвертый блок изучает духовные традиции многонациональных народов России.

Здесь рассматриваются темы патриотизма, ученики готовят творческие проекты на темы:

  • «Что такое православие и как я его понимаю?».
  • «Как я понимаю ислам/буддизм/иудаизм?» (на выбор).
  • «Что такое светская этика?».
  • «В чем состоит значение религии для человека и общества?».
  • «Памятники духовной культуры в моем городе/селе».
  • «Мое отношение к миру/людям/России» (на выбор).
  • «Герои России».
  • «Какой вклад сделала моя семья в процветание государства».

Заканчивается курс презентацией творческих проектов по темам, что были изучены ранее или тем, которые предложил учитель.

Проблема

В последнем блоке наиболее ярко рассматривается соотношение религиозной культуры и светской этики. В свое время этот вопрос получил широкую огласку. Приспешники религиозных концепций, в частности служители церкви, были против светской этики, так как она рассматривала религию как феномен социума и не обращала внимание на ее священную, духовную составляющую.

В свою очередь, родители учеников верят, что светская этика поможет подрастающему поколению поступать нравственно.

Стоит отметить, что там и там изучают вопросы нравственности, и если человек далек от Бога, он должен иметь хотя бы базовые представления о том, как правильно взаимодействовать с окружающим миром. Вопрос о том, нужна светская этика в школе или нет, будет подниматься неоднократно.

В частности, это вызвано нежеланием поступаться своими принципами или простым незнанием того, на чем построены основы этического учения и что такое светская этика вообще.

С 90-х до сегодня

Впервые о культуре светской этики заговорили в 90-е годы. Тогда этот предмет обучал нормам морали и нравственности исключительно в контексте общественного поведения. То есть, на уроках невозможно было услышать слова «православный» или «религиозный».

Сегодня, как показано в программе курса, вопрос религиозности рассматривается на уроках может не так глубоко и широко, как того хотелось, но его не обходят стороной. Хотя некоторые родители уверены, что совершенно неправильно отбирать у детей драгоценные часы математики и русского языка ради «неизвестной мути».

Хотя если рассмотреть этот вопрос с точки зрения педагогики и психологии, то изучать этику также необходимо, как и математику. Это помогает ребенку полноценно развиваться, правильно вести себя в обществе и с малых лет понимать — что можно, а что нельзя.

Этика

Курс светской этики начинается с понятия, что такое этика в целом. Это наука, рассматривающая поступки и отношения между людьми, основываясь на добре и зле. Этика передает из поколения в поколение устоявшиеся представления о том, что такое хорошо и плохо. Зная это, можно оценить, поступил человек правильно или нет. Основал эту науку древнегреческий философ Аристотель, считая этику частью философского учения.

Как философская дисциплина этика имеет несколько особенностей, что представлены тремя основными константами:

  1. В качестве объекта исследования выступает мораль.
  2. Этику описывают и теоретически осмысливают в социокультурном контексте.
  3. Этика – это основная парадигма философствования.

Вместе со всем перечисленным этику могут рассматривать как теорию добродетелей, основная цель которой – обосновать модель достойной жизни человека, где основой выступают базовые идеалы человечности. В современных научных традициях этика является областью знания, а мораль – ее предметом, хотя это разделение еще не укоренилось в обыденном применении.

И все же логично задаться вопросом, почему «светская»? И что такое светская этика? Ее основы берут свое начало из экспериментов и логических аргументов. Здесь хорошим считается то, что есть рациональным и обдуманным.

Светская этика – это объективные законы природы, которые действуют в обществе. Но ко всему прочему «светский» означает «нерелигиозный» (собственно, вот почему люди, приближенные к церкви, отрицают ее существование).

Хотя «светский» не значит «атеист» или «нерелигиозное образование».

Вопрос нравственности

Светская этика обучает нравственности, а это одна из производных религии. Светская этика тесно связана с религией, но не дополняет ее, а, скорее, оттеняет. Как гениально выразился Федор Достоевский: «если Бога нет, то все дозволено».

Естественно, в нашем обществе истинно верующих людей, которые соблюдают религиозную мораль, очень мало. Для остальных Бога нет — соответственно, можно делать все, что угодно. А если человеку разрешить делать все, что он захочет, то в мире наступит настоящая анархия.

Именно поэтому и создана светская этика, чтобы обосновать человеческую вседозволенность и выразить ее в приемлемых, цивилизованных свойствах.

Для морали не всегда нужна религия. Можно ходить в церковь и совершать поступки, не принятые ни в одном в обществе. Можно не знать о существовании разных религий, но поступать как настоящий человек. Именно для того, чтобы человек понимал, как действовать правильно, какой этот мир и каким он может быть, существует светская этика.

Источник: https://www.syl.ru/article/360361/chto-takoe-svetskaya-etika-osnovyi-svetskoy-etiki

Разновидности культуры: понятие элитарной или массовой культуры, какие ее основные формы или виды и план об этом по обществознанию

что такое светская культура

Понятие культуры (от лат. возделывание, обрабатывание), поэтому изначально в Древнем Риме означало земледелие. Только с XVII века термин культура стало восприниматься как «воспитанность» и «образованность».

Культура — результат развития человеческой жизнедеятельности, накопленный веками и передаваемый из поколения в поколение.

Культура: формы и разновидности

В широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;

В узком смысле:процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Виды культур:

  • Материальная культура — результат производства, все, что имеет отношение к материальному миру и служит для удовлетворения материальных потребностей человека или общества, т.е. продукт экономики: предметы и вещи, используемые в повседневной жизни, различные технологии и др.
  • Духовная культура — совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению (знания, идеи, ценности — продукт искусства, науки, религии, морали);
  • Информационная культура— знания об информационной среде, умение правильно ориентироваться в информационных потоках. Формой информационной культуры является речь.
  • Физическая культура —развитие физических способностей человека, все что связано с телом человека: комплекс упражнений, навыков, которые способствуют физическому развитию и красоте тела.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое прием геймлиха

Между собой эти культуры тесно взаимосвязаны, т.к. без знаний нельзя построить дом.

Формы культуры:

  1. Элитарная — создается привилегированной частью общества. Изящное искусство высокого уровня, создающее культурные каноны. Узкий круг ценителей и потребителей. Как правило, интеллигенции: учёным, учителям, художникам. Имеет некоммерческий характер и требует интеллектуальной расшифровки: классическая музыка и литература.
  2. Народная — мифы, легенды эпосы, сказки, песни, танцы, где авторы, как правило, не известны. Носит некоммерческий характер;
  3. Массовая — потребляемая массами, с низким уровнем сложности. Направлена на развлечение широкой аудитории: кино, телесериалы, ток-шоу, мода, поп-музыка и т.д. Носит коммерческий характер.

Разновидности культур:

  1. Субкультура — культура не отвергает культуру большинства, но отклоняется от нее. Часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе (молодежная субкультур, субкультура врачей, субкультура студенчества и др.)
  2. Контркультура — субкультура, находящаяся в конфликте с господствующей культурой. Оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (хиппи и панки; левые радикалы и др.).

Типы культур:

  • Национальная — мировая;
  • Светская — религиозная (связь с религией);
  • Восточная — западная (средиземноморская, латиноамериканская и др.) (региональная принадлежность);
  • Традиционная — индустриальная — постиндустриальная (принадлежность к историческому типу общества);
  • Сельская — городская (связь с территорией);
  • Обыденная — специализированная (специализация);
  • Высокая (элитарная) — массовая — народная (вид аудитории).

Источник: https://rgiufa.ru/prochee/kakie-sushhestvuyut-raznovidnosti-kultury.html

Культура: формы и разновидности

что такое светская культура

Понятие культуры (от лат. возделывание, обрабатывание), поэтому изначально в Древнем Риме означало земледелие. Только с XVII века термин культура стало восприниматься как «воспитанность» и «образованность».

Культура — результат развития человеческой жизнедеятельности, накопленный веками и передаваемый из поколения в поколение.

  • В широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;
  • В узком смысле:процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Формы культуры

  1. Элитарная — создается привилегированной частью общества. Изящное искусство высокого уровня, создающее культурные каноны. Узкий круг ценителей и потребителей. Как правило, интеллигенции: учёным, учителям, художникам. Имеет некоммерческий характер и требует интеллектуальной расшифровки: классическая музыка и литература.
  2. Народная — мифы, легенды эпосы, сказки, песни, танцы, где авторы, как правило, не известны. Носит некоммерческий характер;
  3. Массовая — потребляемая массами, с низким уровнем сложности. Направлена на развлечение широкой аудитории: кино, телесериалы, ток-шоу, мода, поп-музыка и т.д. Носит коммерческий характер.

Типы культур

  • Национальная — мировая;
  • Светская — религиозная (связь с религией);
  • Восточная — западная (средиземноморская, латиноамериканская и др.) (региональная принадлежность);
  • Традиционная — индустриальная — постиндустриальная (принадлежность к историческому типу общества);
  • Сельская — городская (связь с территорией);
  • Обыденная — специализированная (специализация);
  • Высокая (элитарная) — массовая — народная (вид аудитории).

Решай задания ЕГЭ по обществознанию

Источник: https://bingoschool.ru/blog/101/

Что такое культура. Признаки народной, массовой и элитарной культуры

Культура — это совокупность всех материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, объясняют обычно в учебниках истории. Под такое широкое определение попадают и технологии, и образование, и искусство, и многое другое.

Культура в более узком смысле – это активная творческая деятельность людей, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Но единого определения культуры не существует — ученые насчитывают около 200 вариантов. Например, в обиходе словом культура иногда называют воспитание и образованность человека.

Материальная и духовная культура

Нередко культуру делят на материальную и духовную. Главный критерий этого разделения — потребности человека, которые она удовлетворяет.

Материальная культура – это средства труда, коммуникация, производственный опыт, умения и навыки и т.п. Все то, что помогает человеку удовлетворять свои материальные потребности.

Духовная культура – это наука, искусство, религия, мораль, политика, право. Все то, что удовлетворяет нематериальные потребности: в познании, в красоте, в творчестве.

Однако деление культуры на две сферы очень условно. Многие предметы удовлетворяют и материальные, и духовные потребности человека. Например, все мы стремимся, чтобы одежда и предметы обихода были и красивыми, и удобными.

Кроме того, произведениям искусства обычно нужен материальный носитель. Картина или статуя удовлетворяют потребность человека в красоте, но это еще и материальные объекты.

Формы культуры. Народная, массовая и элитарная культура

Культуру можно делить на типы по множеству признаков. Например, по национальному: на русскую, немецкую, китайскую, американскую. Можно говорить о сельской и городской культуре, о средневековой и античной культуре, о дворянской и крестьянской культуре Однако основной способ деления – на три основные формы: элитарную, народную и массовую.

Народная культура не имеет четких авторов. Ее творцы не являются профессионалами и остаются анонимными. К народной культуре относятся мифы и сказки, фольклор, народные песни и танцы, промыслы.

Источник: https://www.anews.com/p/105105042-chto-takoe-kultura-priznaki-narodnoj-massovoj-i-ehlitarnoj-kultury/

Философский словарь — значение слова Светская Культура

— тип культуры, в которой священное не обладает свойствами сверхъестественного и не требует санкции сверхъестественного начала, базируясь на некоторой альтернативной (рациональной, этической, эстетической, эмпирической и т.д.) основе.

Смотреть значение Светская Культура в других словарях

Культура — цивилизация
Словарь синонимов

Культура — ж. франц. обработка и уход, возделывание, возделка; | образование, умственое и нравственое; говорят даже культивировать, вм. обрабатывать, возделывать, образовать и пр
Толковый словарь Даля

Культура — культуры, ж. (латин. cultura) (книжн.). 1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры
Толковый словарь Ушакова

Гражданская Культура — — важнейший показатель активного гражданства, инициативного поведения и практического гражданского соучастия в общественных делах. Начиная с 60-х годов в западной политологии..
Политический словарь

Культура — — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе общественно-исторической практики. В более узком смысле — совокупность форм духовной..
Политический словарь

Культура Активистская — — тип политической культуры, отличающийся активным включением индивидов в политическую жизнь. Граждане умело артикулируют свои интересы и через выборы, группы интересов,..
Политический словарь

Культура Власти — — это стиль гражданского поведения личности, в основании которого лежат ценностно-смысловые представления человека о сущности власти как публичного господства и принуждения..
Политический словарь

Культура Гражданская — — тип политической культуры, который характерен для демократической индустриальной политической системы. Автор концепции К.г. Г. Алмонд утверждает, что она опирается..
Политический словарь

Культура Мира — парадигма ценностей, отношений, норм и практических навыков, поддерживающих мирную жизнь, усиливающих социальную справедливость, права человека, ратующая за межкультурную..
Политический словарь

Культура Патриархальная — — тип политической культуры, выделенный Г.Алмондом и С.Вербой в работе «Гражданская культура» (1963). Для патриархального типа характерны ориентации граждан на местные..
Политический словарь

Культура Патриархальная (приходская) — — тип политической культуры, который характеризуется полным отсутствием у населения интереса к политике, слепым подчинением власти, слиянием политических ориентаций..
Политический словарь

Культура Подданническая — — тип политической культуры, характеризующийся слабым индивидуальным участием в политической жизни, признанием особого авторитета власти, почтительным или отрицательным отношением к ней.
Политический словарь

Культура Политическая — — специфическая составная часть культуры общества, охватывающая представления, ценности и нормы людей, их групп и объединений в политической сфере общественной жизни..
Политический словарь

Культура Участия (активистская) — — тип политической культуры, который характеризуется активным участием граждан в политике вне зависимости от позитивного или негативного отношения к политической системе.
Политический словарь

Культура Фрагментарная Политическая — — тип политической культуры, который характеризуется наличием у населения разнородных политических ориентаций, отсутствием процедур улаживания конфликтов и доверия..
Политический словарь

Массовая Культура — — наименование феномена, получившего широкое распространение во второй половине XX века.— это определённый вид культуры, характеризующийся производством культурных..
Политический словарь

Политическая Культура — (POLITICAL CULTURE) — совокупность усваиваемых путем научения, социально передаваемых типовых образцов поведения (behaviour patterns), характеризующая управление и политику в данном..
Политический словарь

Русская Культура — — совокупность духовных и материальных ценностей, акцептированных мировым сообществом в качестве национальных русских исторических достижений в контексте мировой цивилизации.
Политический словарь

Русская Культура В Эстонии — — часть мировой русской культуры, имеющая специфические — «эстонские» — особенности.
Политический словарь

Культура — -ы; ж. [лат. cultura]1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Материальная к. Духовная к. Достижения культуры

Толковый словарь Кузнецова

Масс-культура — масс-культу́ры; ж. Массовая культура.
Толковый словарь Кузнецова

Гуманитарная Культура Педагога — — это совокупность личностных и профессиональных качеств, а также ценностей, ориентаций и умений

Экономический словарь

Духовная Культура — — интегративная характеристика, включающая в себя культуру интеллекта (разума), культуру отношений (чувств и эмоций), культуру мышления и экологическую культуру

Экономический словарь

Информационная Культура — знания и навыки эффективного пользования информацией. Предполагает разностороннее умение поиска нужной информации и ее использования, от работы с библиотечным..

Экономический словарь

Искусство И Культура (arts And Culture) — Многие люди с большей легкостью дадут определение слову «искусство», нежели слову «культура». Термин «искусство» включает в себя следующие виды художественной деятельности..
Экономический словарь

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что содержится в гранате

Панк-культура — -ы; ж. О музыке, танцах и т.п., свойственных панкам (1-2 зн.). Разнообразная п. Быть в рамках панк-культуры.
Толковый словарь Кузнецова

Корпоративная Культура — — комплекс общепринятых в фирме убеждений и ценностей, прецедентов, ожиданий, обычаев и процедур данной фирмы и поведения ее работников.
Экономический словарь

Культура — — 1. совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей; 2. высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.

Экономический словарь

Культура «высокого Контекста» — в маркетинговой классификации культур означает, что в межличностных отношениях в севере предпринимательской деятельности первостепенную роль играют интуиция, традиции..
Экономический словарь

Культура «низкого Контекста» — в маркетинговой классификации культур означает прямую противоположность «культуре высокого контекста» и требует обязательного, четкого и юридически правильного..
Экономический словарь

Посмотреть в Wikipedia статью для Светская Культура

Источник: http://slovariki.org/filosofskij-slovar/11227

Становление философии культуры в России в 18 веке

В истории культурологии начало XVIII века ознаменовалось значительными изменениями. Эти преобразования были обусловлены рядом процессов, набиравших обороты в то время.

 Противопоставление святости и знания

Отечественная культура периода, предшествовавшего XVIII веку, отличалась максимальной ориентированностью на многовековые традиции православного мироощущения. Русская церковь играла поистине решающую роль в вопросах формирования взглядов на мир, общество, человека, его активность и, что самое важное для нас, на культуру.

Но едва ли это была культура в современном понимании, поскольку в это время она представлялась понятием светским и с клерикальных позиций противопоставлялась русской духовности, в которой и виделась самая главная для русского человека форма рефлексии мира.

Это послужило основанием для стойкого культурного изоляционизма, когда в Европе стала активно развиваться наука и распространяться знания.

В Московском государстве этим знаниям противопоставляли русскую святость и активно отрицали «афинейскую премудрость», апеллируя к таким духовным апологетам, как Даниил Заточник или Зиновий Отенский, поскольку, по их мнению, святость не могла быть рационализирована, а, стало быть, любые попытки это сделать изначально ошибочны. Таким образом, духовность, подменявшая в то время культуру:

а) не имела никакого познавательного элемента в повседневном контексте, поскольку тенденция к её секуляризации отсутствовала;

б) по своей природе была афилософской. Она не допускала свободного духовного поиска, поскольку уже имела ответы на нужные вопросы, и призывала человека придерживаться этих рецептов, а не искать новые.

Старообрядчество

«Гарантом» консервативного восприятия культуры выступали также и старообрядцы, ратовавшие за традиционность, прежде всего, в написании икон, не признававшие новых течений и излишнего реализма в изображении и не позволявшие до определённой поры свободно двигаться в направлении светской культуры.

Появление западнических тенденций

Наступление XVIII века ознаменовалось началом активной европеизации, проводимой Петром Великим. Это стало причиной появления философии культуры нового образца – той самой культуры, которая послужила основой для становления идей западничества, исповедовавших идеалы культурной состязательности и необратимо ведших к взаимному диалогу этих культур, и вскрывала «капсулу времени» русской православной традиции, придерживавшейся замкнутости все эти годы.

На смену патриархальной «Святой Руси» приходит цивилизованная «Российская Европия».

Новая философия западничества:

  • противостояла духовному мировоззрению;
  • пыталась ликвидировать замкнутость русского мира, проповедуя диалог культур и их конкуренцию;
  • характеризовалась определённой нейтральностью в вопросах вероисповедания.

Все эти обстоятельства делали западничество убедительным обоснованием новых светских тенденций.

Появление русской интеллигенции и зарождение буржуазной ментальности

Петром были созданы в том числе и  так называемые «табельные праздники», которые являлись гражданскими торжествами, противопоставленными церковным праздничным датам. Всё это вело к появлению на территории империи идей светского гуманизма – качественно иной для России философии, укреплению новых культурных стереотипов.

Кроме того, результатом этой политики первого русского самодержца стало появлении нового слоя — русской интеллигенции – принципиально новой группы людей, которые были призваны:

  • хранить и распространять научное знание;
  • быть проводниками Просвещения и образования, поборниками нового мировоззрения.

Кроме того, проникновение европейских идей в Россию сформировало ещё одно важное обстоятельство – возникновение буржуазной ментальности и зарождение светской бытовой культуры. Человек, взращённый на западных ценностях, использующих их в жизни, окружал себя вещами, книгами, идеями и мыслями, присущими новой жизненной философии.

«Всемирное умопросвячение» В.Н. Татищева

Первым представителем новой интеллигенции, предпринявшим попытку рефлексии итогов европеизации, стал В.Н. Татищев. Будучи человеком своего времени, он был активным сторонником приобщения России к общеевропейскому пути развития и именно в этом видел её будущее. Его концепция «всемирного умопросвячения» подразумевала такие положения:

а) необходима интеграция, диалог культур и взаимный обмен опытом, замыкание же на консервативных традициях учёный считал неприемлемым;

б) все дела совершаются в силу ума или глупости. Ум, в отличие от глупости, является важнейшей характеристикой, залогом счастья, центральным понятием философии. В связи с этим, суть и цель просвещения состоит во всестороннем развитии ума и преобразовании его в разум.

В.Н. Татищев выдвигал идею, согласно которой, всякая культура в своём «просвячении» должна пройти три этапа:

а) приобретение буквенного знания. В самом начале своей истории люди жили по естественному закону, который был «вложен» первому человеку и хранился исключительно в человеческой памяти. Затем происходит письменная фиксация опыта, когда памяти человека для сохранения и передачи опыта и законов предков становится недостаточно.

Эта фиксация должна служить основой для создания общего «письменного закона», который пришёл бы на смену естественному и являлся бы залогом становления и развития культуры и цивилизации, а не только отражением политических процессов. Татищев видел в письменном законе определённый свод писаных правил, по которому отныне предстояло жить народу.

Для славян таким законом стала «Русская правда».

б) принятие заповедей Христа, привносящих в закон определённое мерило духовности, не позволяющее культуре погрязнуть в язычестве.

в) освоение традиций книгопечатанья. Именно это открывает широкий простор для развития светской культуры, науки и распространения знаний в целом.

Поскольку Татищев ориентировался на идеалы европейского Просвещения, закон для него был основным залогом становления цивилизации, а не просто политической необходимостью. Основывая благосостояние любой цивилизации на духовности и следованию заветам Христа, он, вместе с тем, важную роль отводил массовому распространению знаний – залогу культурного развития, легитимируя таким способом процессы, протекавшие в его государстве.

Татищев видел идеал развития в своеобразном «выравнивании» культурно-исторического процесса и в поиске цели, которая оказалась бы общей для всех культур. Согласно его концепции, все человеческие культуры равноценны, просто находятся на разных этапах становления, причём степень развития определялась исследователем степенью приобщения народа к философии и культуре.

В связи с этим будущее России видится автору в:

а) отказе от монопольной церковности;

б) тесной связи культуры со светской властью и процессами государственного строительства.

Именно эти выводы и стали идейной основой русской философии Просвещения в XVIII веке.

 Идея культурной самостоятельности славян М.В. Ломоносова

Концепцию, утверждающую самобытность славянского народа, предложил отечественный учёный М.В. Ломоносов. В своих работах, посвящённых истории, исследователь попытался определённым образом теоретизировать путь, пройденный Россией, и придать ему определённую логическую структуру. Он разделил историю на несколько этапов, преодолевая которые, Русь эволюционировала из разрозненных племён в единое национальное государство. Исследователь

  • решительно отвергал мнение о дикости славянских племён, распространившееся в то время в историографии;
  • приводил доказательства несостоятельности норманнской теории.

Полемизируя с историком Миллером, Ломоносов указывал на малое количество варяжских слов в русском языке, настаивал на аутентичности русской культуры и отрицал решающее влияние варяжского элемента в её формировании. М.В. Ломоносов привносил таким образом культурологический аспект в отечественную историографию и создавал идеологические основы для нового направления в отечественной мысли – светского славянофильства.

Концептуальное обоснование теории славянофильства в работах С.Е. Десницкого и М.М. Щербатова

Критерии цивилизации С.Е. Десницкого

Для философа С.Е. Десницкого особую важность представляла не столько наука в узком понимании, сколько хозяйственная деятельность народа в целом. Согласно его концепции, человечество на пути своего развития должно пройти четыре основных этапа:

I) первобытный;

II) скотоводческий (пастушеский);

III) «хлебопашественный»;

IV) коммерческий.

Последний этап характеризовался разделением труда, выделением сети мануфактур, финансовой и торговой сферы. Только достижение его являлось залогом существования цивилизации. Можно сказать, что учёный вводит новые её критерии:

а) развитая хозяйственная деятельность во всём многообразии;

б) общее благоустройство, основанное на просвещении и науке.

Проблема культурного единения в трудах М.М. Щербатова

Наследие М.М. Щербатова представляет нам новое видение проблемы Просвещения. По его мнению, Россия, переняв европейский опыт, получила ряд проблем, связанных с потерей культурного единения. Русский человек, активно эксплуатировавший западные интеллектуальные достижения, не мог при этом применить их к местному мировоззренческому опыту и, как следствие, оказывался не в состоянии усмотреть в них оснований для дальнейшего культурного развития в рамках общеевропейских ценностей.

Эти идеи М.М. Щербатова предвосхитили дальнейшее развитие отечественной мысли в рамках славянофильства.

Русская  культура в XVIII веке претерпела значительные трансформации. Заимствование Россией европейского опыта послужило основой:

  • появления самостоятельной светской культуры, послужившей альтернативой традиционной духовности;
  • формирования интеллигенции и распространения буржуазной ментальности;
  • роста популярности идей светского Просвещения;
  • зарождения двух новых мировоззрений – западничества и славянофильства, которые уже к XIX веку эволюционируют в мощные культурно-философские течения.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как узнать волю божию

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Источник: http://velikayakultura.ru/philosofia-kultury/stanovlenie-filosofii-kulturyi-v-rossii-v-18-veke

Что такое Культура

Культура — это совокупность знаний, результатов творческой деятельности, убеждений, верований, моральных ценностей, традиций, поведенческих привычек, навыков и умений, которые человек приобретает не только в семье, но также в социуме, частью которого он является. Другими словами, в понятие культуры входит как деятельность человека, так и всё то, что было им создано.

В каждой стране — своя культура. Она может меняться под влиянием различных факторов: политических, экономических, социальных и т. д.

Культуру можно понимать как в широком, так и в узком смысле. Можно говорить о культуре страны, народа в целом и культуре отдельного человека.

В русском языке есть такое понятие, как культурный человек, что означает образованный, воспитанный, интеллигентный человек.

Культура России

Культуру России сложно описать двумя словами. В течение многих веков она формировалась и собирала идейно-художественные богатства.

Популярность тех или иных идей и ценностей неразрывно связана с происходящими в стране событиями. Например, в советском союзе большую роль играла цензура, которая была неотъемлемой частью культуры того времени. С распадом союза исчезла и цензура. Русская культура, с одной стороны, стала доступна и известна за рубежом, с другой — на неё стали оказывать влияния западные и восточные культуры.

Одной из непреходящих ценностей русской культуры является её литературное наследство. Русские писатели и поэты известны во всём мире:

  • Николай Васильевич Гоголь («Мёртвые души»),
  • Александр Сергеевич Пушкин («Евгений Онегин»),
  • Фёдор Михайлович Достоевский («Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы»),
  • Лев Николаевич Толстой («Война и мир», «Анна Каренина»),
  • Анна Андреевна Ахматова («Реквием»),
  • Антон Павлович Чехов («Дядя Ваня», «Дама с собачкой», «Каштанка»),
  • Владимир Владимирович Набоков («Лолита»).

Русская культура богата народным творчеством: пословицами и поговорками, анекдотами, баснями, песнями и танцами (пляски, хороводы, кадриль и т. д.).

Хоровод — русская народная игра, движение людей по кругу с пением и пляской

Важное место в культуре России занимает театральное искусство и балет.

Балет — вид сценического искусства, в котором сюжет раскрывается с помощью танца и пантомимы

Для русского человека характерна щедрость в проявлении эмоций. Не зря в русском языке есть выражение «широкой души человек». Русский человек философски относится к жизни. Подтверждение тому — выражение «авось». Понятие это исконно русское и обозначает надежду человека на удачу, без необходимости предпринимать что-либо со своей стороны.

Кто ввёл понятие культура

Слово культура пришло в русский язык от латинского cultura (лат. возделывание, обработка). Впервые слово употребил древнеримский деятель Марк Порций Катон (234–149 гг. до н. э.) в своём трактате «Земледелие» (de agri cultura). В нём собраны советы, как вести сельское хозяйство. Уделяется внимание отношениям между рабами и хозяевами.

Древнеримский оратор и философ Марк Туллий Цицерон в своей книге «Тускуланские беседы» впервые применил термин cultura в ином смысле. Он говорит о культуре души (лат. cultura animi).

«А возделывание души – это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к приятию посева и вверяет ей – сеет, так сказать – только те семена, которые, вызрев, приносят обильнейший урожай».

В Россию термин культура пришёл в начале 19 века. Русский учёный и философ Данило Михайлович Велланский употребил его в своём сочинении «Основное начертание общей и частной физиологии или физики органического мира».

Культура и философия

В философии под культурой понимаются материальные и духовные ценности человека, а также то, каким образом человек их создаёт, применяет для развития человечества и передаёт потомкам.

Однако культура является предметом изучения не только философии, но и других наук: истории, социологии, юриспруденции, экономики, культурологии и т. д. Каждая наука раскрывает понятие культуры по-своему.

Например, экономическая культура — это ценности, связанные с коммерческой деятельностью человека. Правовая культура — это правовой опыт человека, организаций, государств.

Смотрите также значение Философия.

Виды культуры

Многообразие культур можно классифицировать по-разному. В зависимости от того, кто создаёт культуру, различают массовую, элитарную и народную культуры.

Культура может подразделяться на материальную и духовную в зависимости от результатов деятельности человека.

По вероучению различают христианскую, исламскую, иудейскую, буддийскую культуры. Такая культура присуща определённым религиям и религиозным учениям: христианству, исламу, буддизму.

Смотрите также значение Религия.

По носителю культуры различают мировую и национальную (этническую) культуры. В рамках национальной культуры выделяют отдельные сферы – субкультуры и контркультуры.

Массовая культура

Массовая культура носит развлекательный характер и направлена на получение прибыли. Она проста в изложении и благодаря этому доступна всем. Продукты такой культуры создаются специалистами с учётом востребованности и популярности того или иного явления на данный момент (например, жёлтая пресса, развлекательная литература, поп-музыка, реклама, мода).

Элитарная культура

Для элитарной культуры характерна сложность содержания. Она создаётся представителями высших слоёв общества (элитой) либо по их заказу. Произведения культуры нешаблонные, уникальные и ориентированы на элиту. Такие произведения доступны для понимания преимущественно ценителям, знатокам и высокообразованным людям. Примером могут служить артхаусное кино, высокоинтеллектуальная литература.

Народная культура

Создатели такой культуры неизвестны. Произведения характерны для определённых народов, наций. Они передаются следующим поколениям, как правило, в устной форме (например, фольклор, народные инструменты, народные традиции, народная медицина).

Материальная культура

Под материальной культурой понимаются искусственно созданные человеком предметы, материальные ценности – вещи, изделия, устройства, сооружения. В качестве примера можно привести книги, постройки, украшения, одежду, пищу, орудия труда, картины и т. д.

Духовная культура

Под духовной культурой понимается совокупность нематериальных элементов, созданных человеком. К ним можно отнести религию, нормы, церемонии, ритуалы, язык, мифы, знания, обычаи, мораль, научные теории и т. д.

Мировая культура

Мировая культура – это результаты творческой деятельности всех национальных культур различных народов. По географическому признаку всю мировую культуру можно разделить на европейскую, азиатскую, африканскую, латиноамериканскую, североамериканскую куль­туры.

Национальная (этническая) культура

Национальная или, как её ещё называют, этническая культура представляет — это материальные и духовные ценности одной нации или этнической группы. Такая культура совмещает в себе культуры различных социальных слоёв, этнических групп или наций, характеризуется единством территории, государственностью и общностью экономической жизни.

Субкультура

Субкультура — это культура чётко определённой социальной группы внутри определённого общества. У этой группы свои убеждения, взгляды на жизнь и поведение, отличное от широкой публики. Можно выделить молодёжные (например, эмо, готы, панки), криминальные (например, гопники), религиозные и даже профессиональные субкультуры (присущие определённым религиозным верованиям и профессиям соответственно).

Контркультура

Контркультура обозначает такую особую сферу культуры, которая не просто отличается от господствующей культуры, но находится в конфликте с основными её ценностями, нормами, моралью. Представители контркультур отвергают устоявшиеся принципы и нормы (например, хиппи в США или стиляги в СССР).

Функции культуры

С одной стороны, человек сам создаёт культуру, с другой, по мере своего формирования и развития культура оказывает всё большее влияние на человека, на его поведение и внутренний мир.

Функция освоения и преобразования мира

Эта функция отвечает за потребность человека в пище, орудии труда, а также за потребность в творчестве, в создании чего-то нового. Поэтому человек изучает и изменяет окружающий мир.

Коммуникативная функция

Коммуникативная функция направлена на удовлетворение потребности человека в общении. Чтобы общаться и передавать информацию человек создаёт знаки и символы, языки и закрепляет их в материальном виде (книгах, кино, живописи) или нематериальном виде (идеях, сказаниях, музыке).

Сигнификативная функция

Сигнификативная функция культуры (от лат. significare — давать знать, обнаруживать) состоит в том, чтобы создать для человека понятную картину мира и приписать значение окружающим предметам и явлениям.

Функция накопления и хранения информации

Человек является носителем культуры, он сохраняет её ценности в своей памяти, мифах, легендах и на материальных носителях.

Нормативная функция

Данная функция связана с регулированием общественной и личной деятельности человека. С помощью норм можно закрепить, как человек будет одеваться, как он будет выглядеть и вести себя с другими людьми. К таким нормам можно отнести правила этикета, гигиены, моральные нормы и более узкие, например юридические и медицинские нормы.

Функция проективной разрядки

Культура помогает человеку справиться с психическим напряжением, расслабиться, даже обрести покой. В частности, кино и телевидение помогают отвлечься от суеты, негативных мыслей, а различные ритуалы и празднества (похоронные, свадебные, именины и т. д.) сближают людей, помогают справиться с негативными эмоциями и переживаниями.

Функция защиты

Культура предоставляет решения и схемы поведения для сложных ситуаций, в которых может оказаться человек. Продукты культуры помогают человеку выжить (орудия труда, вещи, научные открытия, нормы и т. д.). Культура также ответственна за активность человека, движение, память, за раскрытие талантов человека.

Смотрите также значение Искусство и Абстракция

Источник: https://www.uznaychtotakoe.ru/kultura/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Кто такие печенеги и половцы

Закрыть