Херувимы и серафимы что это такое

Шестикрылые серафимы: кто такие, имена, тайны, молитвы

херувимы и серафимы что это такое

Небесная иерархия обладает сложным строением. Ангелы делятся на несколько рангов, и каждый из чинов исполняет уникальную функцию на благо мироздания. Всякое место почетно в божественной структуре, и все же самые ответственные задачи возложены на более мудрых и опытных ангелов. К числу верховных ангелов, входящих в ближайшее окружение Создателя, входят шестикрылые серафимы.

Кто такие серафимы

Название этого отряда представляет собой множественное число древнееврейского слова «сераф» (в отдельных диалектах – «сараф»), которое имеет несколько значений. По смыслу это слово связано с огнем и переводится как «пламя» или «пылающий», «огненный». Также «сераф» в иврите обозначает летающего змея, поэтому серафимы ассоциируются в некоторых текстах с грифонами либо драконами.

Исследователи древней мифологии усматривают связь между библейскими серафимами и персонажем сирруш из вавилонских мифов. Согласно изображению на воротах богини Иштар, сирруш имел змееподобное чешуйчатое тело.

В облике огненных змеев серафимы снисходят на Землю, чтобы исполнить Божью волю. Они несут возмездие злостным грешникам и тем, кто чинит препятствия пророкам. Когда Господь повелел Моисею выставить на знамя змея, то речь шла именно о серафиме.

Медный змей, иллюстрация 1907 года

Серафимы занимают высшее положение в ангельской иерархии. Их образ раскрыт в ветхозаветной Книге пророка Исайи. В его видении серафимы составляли ближайшее окружение Бога. Примечательно, что эти существа имели три пары крыльев: одной парой они закрывали свои лица, второй – ноги, третья пара служила им для полетов. При этом они воспевали славу Господу. Затем Исайя описывает, как один из серафимов подлетел к нему и горящим углем коснулся уст. Так пророк был очищен от предыдущих грехов.

Упоминаются серафимы и в финальной части Библии – Апокалипсисе. Они предстают как четыре животных, которые имели по шесть крыльев и также восхваляли имя Господне. На иконах серафимы часто изображаются в красном цветовом спектре. Это подчеркивает их огненную природу, а также фантастические возможности, сравнимые с силой самого Бога.

Как правило, в богословских текстах иудаизма и христианства серафимы фигурируют без упоминания имен. Это подчеркивает высокий статус этих существ в божественной иерархии, а также указывает на их праведность и исключительную чистоту. Они являются самыми преданными проводниками воли Господа.

Между тем, некоторые источники содержат информацию, что в число серафимов входят известные ангелы. К примеру, в эпоху раннего христианства был известен Иехоэль, возглавляющий отряд серафимов. Именно Иехоэль обладал тайным знанием, каково подлинное имя Господа. Являясь предводителем серафимов, этот верховный ангел противостоял Левиафану и ограждал людей, живущих на Земле, от агрессии этого могущественного демона.

Убийство Левиафана

В христианских текстах ангел Израэль также причислен к рангу серафимов, хотя другие богословы причисляют его к разряду херувимов. Утверждается, что Израэль занимает шестое место среди наиболее приближенных к Творцу созданий.

Отдельные теологи наделяют чином серафима ангела Уриила. Во всяком случае, этим статусом Уриила наделяют христианские неканонические тексты и апокрифы. Однако официальные источники описывают Уриила как архангела с двумя крыльями, а не шестикрылого серафима.

Отдельного разговора заслуживают падшие ангелы во главе с Люцифером. Последний, как известно, был самым близким к Богу и вполне мог принадлежать к рангу серафимов. Не исключено, что высшие демоны Вельзевул, Асмодей и Левиафан до низвержения в преисподнюю служили при Господе в качестве серафимов.

Сохранив прежнее могущество, они заняли верховное положение в иерархии темных сил. Их называют владыками ада, и на них возложена самая ответственная миссия – сбивать с пути истинного живущих на Земле людей, подбивать на дурные дела и завладевать их душами.

Серафимы в трактате «О небесной иерархии»

Богослов Дионисий Ареопагит при описании серафимов опирался на Книгу пророка Исайи. Дионисий ставит серафимов во главу Небесного воинства, а их пламенную сущность он объясняет стремлением к свету. Также, согласно этому тексту, огонь олицетворяет очищение от грехов. Серафимы просто сжигают грешные помыслы и чувства, обращая их в пепел.

Дионисий Ареопагит, мозаика в Осиос Лукас

Эти ангелы пребывают в вечном движении, мгновенно перемещаясь в любой уголок Вселенной. Они озаряют неугасимым светом все окружающее пространство, приводя в восторг праведников и устрашая грешников.

Молитвы и обращения к серафимам

В православии верующие редко обращаются непосредственно к серафимам. Более распространены молитвы, адресованные Богу, своему ангелу-хранителю либо конкретному святому. Но существуют призывы к Силам Небесным, где серафимы обязательно упоминаются в числе верных Божьих помощников.

В таких молитвах неизменно подчеркивается могущество серафимов и их приверженность к справедливости. На протяжении человеческой истории эти шестикрылые ангелы являли собой орудие божественного возмездия, иногда выступали в качестве ангелов смерти, а потому люди обращаются к серафимам и другим высшим ангелам в исключительных случаях. Это уместно, если на страну напал враг или идет гонение на праведников.

Обычный верующий может попросить серафимов о поддержке, если он задумал важное дело, направленное на пользу людям. Но прежде чем приступить к такой молитве, надо выдержать недельный пост и обязательно сходить в храм на исповедь. Вот текст обращения:

Вси святии Небесные Бесплотные Силы, удостойте меня вашей силы сокрушать все зло и страсти под ноги мои.Святии Бесплотные Серафимы, удостойте меня иметь пламенеющее сердце к Богу.Святии Бесплотные Херувимы, удостойте меня иметь премудрость для славы Божией Святии Бесплотные Престоли, удостойте меня различать истину от неправды.Святии Бесплотные Господства, удостойте меня господствовать над страстями, чтобы дух поработил плоть.

Святии Бесплотные Силы, удостойте меня иметь мужество в исполнении воли Божией.Святии Бесплотнии Власти, удостойте меня иметь силу победы над злом.Святии Бесплотные Начала, удостойте меня служить Господу Богу в непорочности сердца и дел рук моих.Святии Бесплотные Архангелы, удостойте меня исполнять волю Господа нашего Иисуса Христа.

Святии Бесплотные Ангелы, удостойте меня руководствоваться над немощными в просвещении их в истине.

Можно прибегнуть к более простой молитве, которая не требует особых условий. Читайте ее, когда будет нужна ангельская поддержка.

Величаем вас, Архангелы и Ангели и вся воинства, Херувими и Серафими, славящие Господа.
Величаем вас, Архангелы, Ангели, Начала, Власти, Престоли, Господствия, Силы и Херувимы, и страшныя Серафими, прославляющие Господа.

Заключение

Несмотря на первостепенную роль серафимов в Царстве Божьем, сведения об этих шестикрылых созданиях не слишком обширны. Мы знаем о них крайне мало. Однако их яркий образ всегда вдохновлял поэтов и служил духовным ориентиром для искателей истины.

 

Источник: https://PoTyStorony.ru/poltergejst/shestikrylye-serafimy.html

Престолы, Серафимы и Херувимы — высшие чины первой сферы

херувимы и серафимы что это такое

Престолы, Серафимы и Херувимы — главные ангельские чины. Их представители занимают главенствующие места в небесной иерархии. Узнайте, за что они отвечают и какие функции выполняют.

В статье:

Престолы, Серафимы и Херувимы в разных источниках

Ангельская иерархия известна богословам из различных источников. Это Ветхий и Новый Завет, Священное Писание, а также откровения монахов и священников, которые жили в различные времена. Престолы, Серафимы и Херувимы упоминаются также в «Божественной комедии» Данте Алигьери. Интересно, но в бессмертном товрении Данте ангельская иерархия описана также, как и в современных богословских изданиях.

Успение Богородицы, Франческо Боттичини

Серафимы, Херувимы, Престолы занимают первое место в христианской иерархии ангельских сущностей. Это названия чинов, первый чин — Серафимы, второй — Херувимы, третий — Престолы. Все три чина относятся к первой сфере небесной иерархии, которых существует три. В каждой сфере — по три чина ангелов.

Ангелы высшего чина редко изображаются человекообразными существами. Иконографические изображения их вполне способны серьезно удивить большинство верующих людей. Четкая иерархия ангелов имеется только в христианской традиции. Коран практически не затрагивает эту тему, поэтому в исламе не уделяется много внимания видам помощников Аллаха. В иудаизме и каббале существует несколько версий иерархии божественных сущностей, и все они серьезно отличаются между собой.

Дионисий Ареопагит писал, что человек не может знать наверняка о том, какова иерархия небесных сил. По его мнению, известно только то, что пожелал открыть Бог. Возможно, нам доступна только часть устройства небесной божественной власти и аппарата управления нашим миром.

Высший ангел Метатрон — место в иерархии

Метатрон и аура

По преданиям, ангел Метатрон занимает главное положение среди всех остальных небесных сущностей. Он судит других ангелов, а также восседает на таком же престоле, какой имеется и у Бога. Впрочем, если верить легендам, престол стал причиной ссоры между Богом и Метатроном и последующего наказания ангела.

Метатрон не относится к чинам первой сферы — Серафимам, Херувимам или Престолам. По преданиям, когда-то он был обычным праведником. Бог вознес его на небеса живым и превратил в совершенное существо — архангела Метатрона. Архангелы занимают восьмое место из девяти среди ангельских чинов. Однако, несмотря на это, он находится ближе к Богу, чем высшие чины.

Однако, по некоторым преданиям, Бог изгнал Метатрона. Другие ангелы не желали признавать главным обычного человека. Кроме этого, ситуация с двумя престолами, которая породила слухи о двувластии на небесах, стала причиной для изгнания Метатрона. Однако его изгнание описывают не все легенды. По некоторым из них он навсегда остался приближенным к Богу архангелом, несмотря на понесенное наказание. Соответственно, ангел высшего чина — Метатрон, единственный в своем роде.

Наивысший ангельский чин — Серафимы

Серафимы — наивысший ангельский чин. Это ангелы, которые ближе остальных, не считая Метатрона, находятся к Богу. По книге пророка Исайи, они появились перед людьми в облике шестикрылых существ. Первой парой крыльев они закрывали свои лица, а второй — тело. Два последних крыла необходимы им для того, чтобы летать.

По Еноху, один из Серафимов именует себя Серафиэль. У него голова орла. От этого божественного существа исходит настолько яркий свет, что даже другие ангелы не способны рассмотреть его внешний вид. Возможно, остальные Серафимы закрывали свои лица и тела только для того, чтобы не ослепить людей своей святостью.

Шестикрылый серафим. Мозаика собора монастыря Неа Мони на о. Хиос.

Иконы изображают представителей высшего ангельского чина с открытыми лицами. Два их крыла подняты вверх, два поддерживают Серафимов в воздухе, а двумя они закрывают свои тела от взоров людей. По канону, это ангелы, которые стоят вокруг Бога или поддерживают его престол. Преобладающий на их иконах цвет — пламенный, огненный, красный.

Дионисий Ареопагит утверждает, что природа Серафимов схожа с огнем, пламенной любовью к чистоте и святости. Они находятся в постоянном движении вокруг божественного. Их призвание — освещать своим светом и опалять своим жаром, возвышать и уподоблять себе низших существ.

Представители высшего чина в ангельской иерархии возносили хвалу Бога и рассказывали людям о его святости и необходимости веры и соблюдения христианских заповедей. Они поклоняются Богу и служат людским нуждам. Но основная функция Серафимов — это осуществление целей Бога на земле. Они способствуют их воплощению, отдавая приказы более низшим чинам ангелов, а также влияя на людей напрямую.

Читайте статью серафимы — сильнее только Бог.

Херувимы — второй высший ангельский чин

Херувимы занимают второе место в ангельской иерархии, после Серафимов. По Книге Бытия, один из них охраняет вход в Эдем с огненным мечом. Он был назначен на должность стража после изгнания Адама и Евы. Израильский царь Давид описывает херувимов как средство передвижения Бога. Неизвестно, были ли они запряжены в его колесницу или переносили Бога каким-то другим способом, поскольку сохранившееся изречение Давида этой тайны не открывает:

воссел на херувимов и полетел.

В Ветхом Завете также часто встречается описывающий Бога эпитет — «восседающий на херувимах». По преданиям, когда фараон преследовал евреев, Бог взял Херувима из одного из колес своего престола и полетел на нем спасать избранный народ. Кроме этого, существует еще одна функция этих представителей одного из высших ангельских чинов. Возле престола Бога и в мире людей они поют, прославляя его. По апокрифам, они заняты песнопениями вместе с фениксами и Серафимами.

Как одни из высших ангелов, Херувимы являются носителями божественной мудрости. Они распространяют знания о Боге среди людей, направляют их на правильный путь и помогают развить необходимые богобоязненному человеку качества. Херувимы также занимаются повышением образования других божественных сущностей, когда это необходимо.

По иудейским верованиям, Херувимы были созданы на третий день Творения. Однако по еврейским легендам, они стали первыми живыми существами, населяющими безлюдный мир. По Талмуду, первыми существами стали человек, бык, орел и лев. Они же находились некоторое время возле престола Бога. Позднее Иезекииль посоветовал ему заменить быка на херувима, чтобы бык не был живым напоминанием о временах, когда евреи поклонялись Золотому Тельцу.

Читайте статью кого сейчас называют херувимами.

Подробного текстового описания внешнего вида херувимов не существует. Однако их неоднократно изображали на иконах и в скульптуре. Взорам людей доступны только их лица и крылья. В отличие от Серафимов, лиц Херувимы никогда не прячут.

По пророчествам Иезекииля, они имеют и вовсе не одно лицо. Причем одно из них человеческое, а второе — львиное. Более ранние тексты описывают Херувимов как четырехликих существ, а иногда и вовсе являющихся в образе крылатых быков. Отмечается также отличное от человеческого строение их лиц.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Тщеславие это что такое

Медицина называет подобные дефекты у людей херувизмом.

Талмуд упоминает, что статуи Херувимов стояли только в самом первом храме. Когда во время его разрушения язычники увидели их, они начали глумиться над верующими, называя их поклоняющимися статуям. Поэтому в дальнейшем Херувимы в виде скульптур не изображались. Их можно было увидеть только в настенных росписях храмов.

По еврейским традициям, во время сна тело человека рассказывает душе обо всем, что было сделано за день. Душа передает сведения духу, он — ангелу, ангел — архангелу, архангел — Херувиму, а Херувим рассказывает обо всем Серафиму, а Серафим докладывает Богу. Соответственно, Серафимы являются прямым начальством Херувимов, их посредниками в общении с Богом. Каббала гласит, что главным среди Херувимов является ангел, который носит имя Херувиил.

Роспись «Херувим» церкви Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе (Москва).

Мидраш говорит, что не Херувим носит Бога, а Бог носит его. Он не заключает в себе ничего материального, Бог сидим на Херувиме, наблюдая за происходящим в мире. Этот же источник называет два имени Херувимов — Тетраграмматон и Элохим. По преданию, это части истинного имени Бога.

В христианской традиции Херувимы считаются поющими в честь Господа ангелами, а также носителями его разума и мудрости. По библейским описаниям, у них имеется двенадцать крыльев. Астрологи связывают количество крыльев Херувимов с количеством знаков Зодиака. Кроме этого, прослеживается связь и  с количеством часов в половине земных суток.

Позднее Иоанн Златоуст писал, что Херувимы полностью состоят из глаз — все их тело покрыто ими. Возможно, поэтому они скрывают его под крыльями. Иоанн Златоуст увидел в таком строении символ мудрости. По его словам, через Херувимов Божий разум взирает на мир.

Некоторые богословы, например, Фома Аквинский и Феодор Студит называют Херувимов представителями высшей ангельской власти. По их мнению, они занимают первое место в божественной иерархии, а Серафимы — второе. В православном богослужении имеется особая молитва, которая называется херувимской песней.

Какое место в небесной иерархии занимают Престолы

По Священному Писанию, Престолы имеют такое название не просто так. На них время от времени восседает Бог, изрекая свой Суд. По некоторым преданиям, Престолы служат и средством передвижения Бога, поэтому их иногда называют Богоносными.

Изображение престолов на фреска храма Святого Иоанна Крестителя в Кратово, Македония.

Представители этого ангельского чина выполняют роль престола Господнего. Они занимают третье место среди ангельских чинов, подчиняясь Серафимам и Херувимам. Все остальные ангельские чины подчиняются Престолам и более высшим ангелам.

Престолы выполняют не только функции транспорта и божественного трона. С их помощью Бог осуществляет свой суд над ангелами и людьми. Престолы занимаются и человеческими судами, помогая правителям, судьям, руководителям, которые выполняют свои обязанности на разных уровнях, в различных масштабах.

Престолы изображаются в виде огненных колес с глазами на ободах. У них имеется по четыре крыла. Изначально в таком виде изображались Херувимы, но позднее их облик стал ближе к Серафимам, а огненные колеса еще некоторое время были их атрибутами. В это же время людям открылся истинный облик Престолов. В еврейской культуре третий чин называется Колесами, или Офанимами.

В целом, существует три чина первой сферы божественной иерархии. Это ближайшие к Богу Серафимы и подчиненные им Херувимы и Престолы. Каждый из этих божественных сущностей выполняет свои роли, помогая Богу управлять миром.

Источник: https://grimuar.ru/poltergeist/angelologiya/serafimyi-heruvimyi-prestolyi.html

Кто такие херувимы, серафимы и престолы. Разница между ними

херувимы и серафимы что это такое

Прекрасные Серафимы и мудрые Херувимы занимают верхнюю строчку в ангеловой христианской иерархии. Вслед за ними идут могущественные Престолы, несущие сам трон Божий. Вместе они составляют касту наиболее близких Творцу созданий, очень редко являющихся перед людьми. Однако сведения о них известны через лучших пророков и праведников, пред которыми они представали.

Источники знаний об ангелах – где о них написано

Люди много рассказывают о виденных ими ангелах, контактах с ними, описывают их облик. Но в подавляющем большинстве случаев речь о личных или чужих ангелах-хранителях, живущих промеж людей. Это виды ангелов, относящиеся к земным служителям, представляющим низшую ступень иерархии. Однако есть еще ангелы высшие и средние, свои – в каждой религии. И в христианстве в первой тройке стоят Херувимы, Серафимы, Престолы, составляющие высшие три чина из девяти.

Подобное разделение пришло из древних текстов, которые сегодня считаются каноническими. Это:

  • Ветхий Завет (Библия);
  • Новый Завет (Библия);
  • Священное Писание;
  • Коран;
  • Танах, Талмуд.

Наиболее полно об устройстве мира ангелов повествует Священное Писание. На него и Библию опираются в этом вопросе в Русской Церкви (Православии). Отдельный мир представляют собой исламские ангелы, упомянутые в Коране. Иудейские ангельские сущности во многом похожи на христианских, но различаются по количеству, главенству, иногда, именам.

Тем не менее, высшие представители ангельского мира похожи между собой у всех религий. Вплоть до имен и обязанностей. Это говорит о том, что ангелы, действительно, существуют, и вольных трактовок здесь быть не может.

Несмотря на то, что ангелы способны принимать любой облик, есть точные сведения, кто такие серафимы и херувимы, как они выглядят. Эти знания пришли из древних времен, когда первые люди были еще очень близки к Богу. Тогда небесные посланники часто спускались к пророкам или избранникам, а Творец приоткрывал свои чертоги для земных.

Как устроены ангельские иерархии в разных религиях, подробно расписывает Википедия, а о мире высших ангелов можно узнать прямо сейчас.

Высшие из высших – Метатрон, Иехоил, Люцифер

Каждый ангельский чин представляет собой отдельное войско служителей, во главе которого стоит самый лучший посланник, избранный Творцом. Одновременно можно назвать этого ангела главным над всей ангельской ратью.

В христианстве, включая Православие, таким предводителем когда-то был знаменитый Люцифер. Любимчик Создателя, он был самым прекрасным, самым одаренным среди всех. Но упоенный своей красотой и силой, однажды любимец Бога возжелал занять трон Творца или встать с ним на одну ступень. За что был изгнан во тьму, где стал известен под именем Сатана.

На смену падшему Люциферу явился другой сильный ангел – Иехоил (Иехоэл). Посланник настолько чистый, что ему единственному открыто истинное имя Отца. Иехоэл лично отвечает за защиту всего живого от демона Левиафана, что ему с блеском удается.

Оба названных ангела являются серафимами – наивысшими в ангельской иерархии у христиан и иудеев. У последних Иехоэл считается прежним именем Маттатрона (Метатрон) – высшего ангельского правителя по Талмуду. Однако сам Маттатрон не записан ни в одни верховные ангелы Серафимы, Херувимы или Престолы.

Маттатрон – бывший когда-то смертный, своей праведностью заслуживший высокую честь возглавить несметное войско божественных помощников на небесах. Авторитет его был так высок, что по преданиям ему даже был отведен отдельный трон.

Постепенно положение Метатрона стало яблоком раздора между «подчиненными». С одной стороны, посланники не хотели служить простому смертному, хоть и бывшему. С другой – два престола стали порождать различные сомнения.

В конце концов, предводитель был изгнан из небесного мира.

Вместе с тем, такая трактовка используется не везде. В целом, Метатрон признается непогрешимым любимчиком Бога, всегда стоящим к нему ближе всех, независимо от его положения. Несмотря на то, что его истинный чин – Архангел, относящийся к более низкому рангу.

Метатроном, согласно многим апокрифам, считается библейский праведник Енох.

Чем живут Серафимы

Итак, первые по чину согласно большинству про христианских канонов, это Ангелы-Серафимы, затем Херувимы, третьими правят Престолы. Спутать с кем-то Престолов невозможно, они не похожи ни на одних представителей Небес. А вот изображение херувимов и серафимов схоже внешне, и отличить их можно только по поведению и цвету.

Обязанности серафимов:

  • окружать трон Господа, защищая его;
  • восхвалять святость Господа ритуальным пением;
  • нести замысел и славу Господа в мир, обращать в веру еще непосвященных;
  • карать отступников – смертных, своих.

Вид серафимов:

  • громадный рост;
  • шесть крыл – два, чтобы прикрывать лик, два, чтобы прикрывать тело, два, чтобы летать;
  • огненные одежды – красные, оранжевые, малиновые;
  • один лик, в виде прекрасного молодого мужа или юноши.

Последними двумя признаками серафим и херувим отличаются друг от друга.

Грозные серафимы способны испепелить целые народы, богохульствующие или не признающие Бога. При этом никакого оружия у них нет, только способность извергать жаркое пламя. Вместе с тем, им же эти ангелы освещают путь заблудшим или страждущим. В этом их разница с херувимами, ибо херувы играют другую роль.

Обязанности и место Херувимов

Все, чем отличается серафим от херувима, является главной сутью вторых по чину божьих посланников:

  • херувимы только иногда имеют 6 крыльев, чаще всего это 4 крыла, так как они не прячут лика;
  • одеяния их лазоревые, а не огненные;
  • имеют 4 лика, по одному с каждой стороны, из которых только одно – человеческое, остальные – орлиное, львиное, бычье;
  • никого не наказывают, однако держат в руках огненные мечи, ибо стоят на страже ворот рая;
  • главная обязанность херувов – принимать уже идущих к вере, показывая им путь к Творцу, в то время, как серафимы обращают в веру с ноля.

Херувимы – сама мудрость. Несмотря на второй чин, они стоят ближе к Создателю, поддерживая его престол, помогая ему передвигаться, познавать себя, мироздание. В разных религиях херувимы и серафимы постоянно меняются местами по главенству. По своей силе, влиянию на людей, значению для Господа они, скорее, равноценны. Только серафы более воинственные, пылкие служители, херувы же служат больше познанию, учению.

Стоит знать, что канонические херувимы не имеют отношения к путто – пухлым херувимчикам с крылышками. Такие изображения появились в Эпоху Возрождения, порожденные чувственным восприятием религиозных художников. Настоящие же херувы часто выглядели устрашающе, странно, непонятно для людей. Например, пугали большим количеством моргающих глаз на крыльях, или большим количеством ног, по паре на каждый лик. Есть описания, где у херувов по 12 крыльев.

В отличие от серафимов, которых изображали очень редко, для херувимов существует отдельная икона и отдельная молитва – херувимская песнь. В Православии это самые благословенные и почитаемые ангелы, олицетворяющие всю мудрость и милосердие Бога.

Как служат Престолы

Наверное, самые необычные из всех ангельских существа, это третьи по рангу приближенные Творца – Престолы. Чего стоит один их внешний вид: создания без рук, без ног, в виде огненных колес, усыпанных глазами и оснащенных 4 крыльями. Представить такое можно лишь по примерному фото или картинке. На иконах во избежание шока изображаются редко, на фресках часто предстают в виде обычных человекоподобных существ с кругами у ног.

Подобный облик обусловлен ролью, которую Престолы выполняют в высшем мире:

  1. Носить Господа – Престолы являются опорой Творца в его передвижениях или повседневных делах. Восседая на них, он творит суд над грешниками или отдает указаниям другим своим служителям. Отсюда вид Колеса. Именно так они называются у иудеев (в оригинале – Офанимы).
  2. Помогать человеческому правосудию. Престолы курируют работу человеческих судов, главенствующих лиц, выполняющих работу в этих судах. Следят за исполнением Законов на Земле и на Небесах.

Престолам подчиняются все остальные виды ангелов, которых после высших есть еще 6 чинов. Над Престолами стоят серафимы и херувимы, а также сам Создатель.

В Православном христианстве Престолы являются символом Божьей опоры. Праведные люди стремятся достичь подобного совершенства, чтобы заслужить честь стать таким же постаментом, на который будет опираться Всевышний при исполнении своих замыслов. В целом же, высшие чины ангельской иерархии почитаются, как сам Бог, и выступают великими проводниками смертных к трону Творца.

Источник: https://TaynoeZnanie.com/angelologiya/kto-takie-heruvimy-serafimy-i-prestoly

В чём разница между серафимами, херувимами и ангелами?

  • 1. Основные различия
  • 2. Серафимы
  • 3. Херувимы
  • 4. Ангелы

Бесплотные небесные силы в христианской традиции имеют свою сложную иерархию. Лучше всего она представлена в сочинении неизвестного автора «О небесной иерархии» (созданном на рубеже 5-6 веков) . Его авторство долго приписывалось Дионисию Ареопагиту, епископу Афинскому и выдающемуся богослову, память которого чтится 16 (3) октября.

Согласно этой иерархии, 9 чинов ангельских делятся на три степени, лика или «сферы» — на иконах они часто изображаются именно как сферы. В первую сферу входят: Серафимы — горящие, пламенеющие, огненные. Приближенные к престолу Творца шестикрылые ангелы, прославляющие Его, пламенеющие любовью к Богу и побуждающие к ней других.

Херувимы — заступники, умы, распространители познания, излияние мудрости, четверокрылые и четырехликие ангелы. Они беспрерывно созерцают Бога и передают миру полученную от Него мудрость. В православном богослужении на литургии поется херувимская песнь: «Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе». Престолы — «Богоносные» , на них Господь восседает как на престоле и изрекает Суд Свой.

Второй лик ангелов: Господства — наставляют земных правителей в делах управления, учат владеть чувствами, укрощать греховные страсти. Силы — творят чудеса, ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божьим. Власти — имеют власть укрощать силу дьявола. Третий лик ангелов: Начальства или Начала — управляют миром и стихиями природы. Архангелы — начальники ангелов и учители небесные.

Ангелы — наиболее близки к нашему миру, глашатаи Бога, рассказывающие людям о намерениях Божиих и наставляющие людей на путь добродетельной и святой жизни.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как наука связана с религией

Серафимы

Серафи́мы — в иудейской и христианской традиции высший ангельский чин, наиболее приближённый к Богу

Согласно различным упоминаниям из апокрифических и канонических источников, серафимы есть ангелы, стоящие вокруг Бога. Первое упоминание серафимов в Библии находится в Книге Пророка Исайи (Ветхий завет); они появляются в его рассказе о странном видении перед призывом в храм иерусалимский:

« Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!»

Основываясь на отрывке из Книги Пророка Исайи Дионисий Ареопагит определяет серафимов как первых среди ангельских чинов и связывает их природу с пламенной, горящей любовью к свету и чистоте.

В своём сочинении «О небесной иерархии» он пишет, что серафимы находятся в постоянном движении вокруг божественного и озаряют все вокруг жаром от своей быстроты и бесконечности полёта, способны возвышать и уподоблять себе низших существ, воспламеняя их сердца, а также очищать их «подобно молнии и всепожирающему огню». Их образ световиден и обладает неприкрытостью и неугасимостью.

Херувимы

Херувимы — упоминаемое в Библии крылатое небесное существо. В библейском представлении ο небесных существах, вместе с серафимами являются самыми близкими к Богу. В христианстве второй, следующий после серафимов, ангельский чин.

В Книге Бытия (3:24) херувим, вооружённый «пламенным мечом», охраняет вход в Эдемский Сад. Давид описывает херувимов как средство передвижения Бога: «воссел на херувимов и полетел» (Пс.

17:11); частый эпитет Бога в Ветхом Завете — «Сидящий на херувимах.

Пророк Иезекииль, предсказывая падение царя Тира, сравнивает его с херувимом, чьи одежды были украшены сверкающими драгоценными камнями, который был низвергнут Богом из Эдемского Сада на землю за то, что он впал в грех гордыни (Иез. 28:11–19).

Библия содержит несколько различных описаний херувимов. У херувимов в Скинии и в Храме по одному лику (Исх. 25:20) и по два крыла (Исх. 25:20, 3Цар. 6:24, 27). Пророк Иезекииль в своём видении (Иез.

1:5) описывает херувимов несколько иначе: это человекоподобные существа с четырьмя крыльями (два подняты вверх и касаются друг друга, а два опущены вниз и закрывают тело), четырьмя ногами, подобным бычьим, но сверкающими, «как блестящая медь», четырьмя руками под каждым из четырёх крыльев и четырьмя лицами: человека и льва (с правой стороны), быка и орла (с левой).

Подробнее см. тетраморф. Возле каждого из них по колесу. Всё тело херувимов, и спина, и руки, и крылья, а также колёса, всё покрыто глазами. Способ передвижения — шествие и полёт.

Ангелы

А́нгел (др.-греч. ἄγγελος, ангелос — «вестник, посланец»), в авраамических религиях — духовное, бесплотное существо, сообщающее волю Бога и обладающее сверхъестественными возможностями. Традиционно ангел изображается как антропоморфное существо с крыльями за спиной.

Ангелы обычно изображались в виде светловолосых юношей с крыльями (символ свободы духа) в белой льняной одежде с золотыми поясами. Место обитания ангелов — небеса, которые сотворены прежде плотного неба (Быт.1.1, Быт.1.8).

Сила Ангелов даруется Богом. Он определяет для любого Ангела те способности, которыми Ангел будет обладать. Некоторые способности были показаны во многих христианских сказаниях:

  • Быть невидимым для физического восприятия;
  • Способность к полёту в духовном;
  • Способность к проявлению в материальном:
  • Способность появляться в физическом человеческом теле, способность к воздействию на физический мир;
  • Видение через время, видение как лица человеческой души, так и мыслей человека в душе и во взгляде, глубинных помышлений сердца человека;
  • Способность уничтожать целые города;
  • Возможность греховного выбора существует для ангелов в христианстве, но отсутствует в исламе и иудаизме;

Также к ангелам относятся архангелы.

 
Подробнее о разнице между серафимами, херувимами и ангелами можно узнать из видео:

Источник: https://v-chem-raznica.ru/raznica-mezhdu-serafimami-kheruvimami-i-angelami

Херувимы и серафимы. Что это такое или кто это такие?

Когда человек общается с Богом, посещает службы, слушает песнопения, часто слышит такие определения, как «херувимы» и «серафимы». Что это такое или кто это такие? Ответить на этот вопрос одним словом нельзя. Нужно разобраться, в чем их отличие и кто же они на самом деле.

Небесная иерархия

Одними из главных ангельских чинов являются серафимы и херувимы. Каждый из них выполняет определенную функцию. Небесную иерархию можно представить в виде лестницы. На самой верхушке находится Всевышний, далее идут ступеньки, на которых расположены ангелы:

  • 1 ступень, самая близкая к Богу. На ней стоят серафимы;
  • 2 ступень — херувимы.
  • 3 ступень — престолы.

Но все эти три ангела принадлежат к самой высшей касте.

Престолы

Херувимы и серафимы — что это такое, мы разобрались. Осталось определить, кто же такие престолы. Само определение говорит о том, что Бог восседает на них, как на троне, и вершит суд.

Чаще всего они описываются как колесницы с огненными колесами. У каждого из них имеется 4 крыла. С течением времени в церковной литературе их образ все больше походил на облик, который имеют серафимы.

Теперь вы знаете, кто же такие серафимы и херувимы. Это самые близкие к Богу ангелы. Именно они являются главными созданиями, которые несут нам всю святость и мудрость Божью. Поэтому очень часто мы слышим о них в молитвах и песнопениях. Но детальной информации о них в писаниях встречается немного. Есть только несколько выдержек из священной литературы, по которым мы имеет представление об этих ангельских чинах.

Эти образы очень интересны и загадочны, поэтому в литературных произведениях их наделяют самыми различными внешними и внутренними чертами.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1174717720784800475/heruvimy-i-serafimy-chto-eto-takoe-ili-kto-eto-takie/

Херувимы и серафимы что это такое в православии, отличие, как выглядят шестикрылый и восьмикрылый серафим, имена серафимов и херувимов, молитва

18.03.2019

  • 1. Основные различия
  • 2. Серафимы
  • 3. Херувимы
  • 4. Ангелы

Бесплотные небесные силы в христианской традиции имеют свою сложную иерархию. Лучше всего она представлена в сочинении неизвестного автора «О небесной иерархии» (созданном на рубеже 5-6 веков) .

Его авторство долго приписывалось Дионисию Ареопагиту, епископу Афинскому и выдающемуся богослову, память которого чтится 16 (3) октября. Согласно этой иерархии, 9 чинов ангельских делятся на три степени, лика или «сферы» — на иконах они часто изображаются именно как сферы.

В первую сферу входят: Серафимы — горящие, пламенеющие, огненные. Приближенные к престолу Творца шестикрылые ангелы, прославляющие Его, пламенеющие любовью к Богу и побуждающие к ней других. Херувимы — заступники, умы, распространители познания, излияние мудрости, четверокрылые и четырехликие ангелы.

Они беспрерывно созерцают Бога и передают миру полученную от Него мудрость. В православном богослужении на литургии поется херувимская песнь: «Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе». Престолы — «Богоносные» , на них Господь восседает как на престоле и изрекает Суд Свой.

Второй лик ангелов: Господства — наставляют земных правителей в делах управления, учат владеть чувствами, укрощать греховные страсти. Силы — творят чудеса, ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божьим. Власти — имеют власть укрощать силу дьявола.

Третий лик ангелов: Начальства или Начала — управляют миром и стихиями природы. Архангелы — начальники ангелов и учители небесные. Ангелы — наиболее близки к нашему миру, глашатаи Бога, рассказывающие людям о намерениях Божиих и наставляющие людей на путь добродетельной и святой жизни.

Херувимы и серафимы — что это такое в православии

1001molitva.ru > Словарик > Херувимы и серафимы — что это такое в православии

Три иерархии различают в Ангельских чинах: Высшую, Среднюю и Низшую. А каждая из иерархий состоит из трех ступеней.

Серафимы и Херувимы  принадлежат к первой и второй ступени высшей иерархии, третьими являются Престолы.

  • Кто такие херувимы и серафимы
  • Отличия серафимы херувимы престолы
  • Имена серафимов и херувимов
  • Изображения на иконах и  отображение в литературе

Кто такие херувимы и серафимы

Самые приближенные к Святой Троице стоят Серафимы. Их название происходит от древнего еврейского слова – сараф, что в переводе означает огневой, пламенный, а еще змееподобные молнии.

Серафимы пламенеют своею любовью к Богу и побуждают людей к ней. Передают другим чинам волю Господа.

Херувимы считаются 2-ми по близости к Богу после Серафимов. В Древних писаниях (Книге Бытия) Херувим охраняет вход в Эдемский сад, с мечом из пламени.

В описании Ковчега Завета со Скрижалями тоже упоминаются Херувимы, восседающие на крышке Ковчега и закрывающие ее крыльями.

Отличия серафимы херувимы престолы

Ранние поминания о Серафимах есть уже в древних книгах (например Пророка Исайи) где описание их следующее:

  • они имеют по 6 крыльев;
  • 2-мя крыльями закрывают лицо (дабы не смотреть в лицо Бога);
  • 2-мя крыльями закрывают свое тело, чтобы не ослепить людей своим ярким светом;
  • на двух оставшихся летают.
  • Серафимы беспрестанно прославляют Господа песнями: свят Бог Вседержитель! Здесь же говорится о Серафиме, где он очищает горящим углем пророка от скверны.

В другой древней книге от Пророка Ареопагита, говорится:

  • Серафимы пребывают в непрерывном быстром перемещении вблизи божественного;
  • все кругом пронзают ярким огнем;
  • освобождают сердца от грехов и воспламенять;
  • образ их неугасим.

Визуальный точный облик Серафимов воспроизвести сложно. По пониманию преподобного Великого Антония:

  1. Серафим владел шестью крыльями « преисполненных очами».
  2. У него было четыре лица, а смотрели они в четыре стороны.
    • Первое лицо было как у человека. Оно означает «верных» христиан, принявших крещение и соблюдавших заповеди Божии.
    • Второе – лицо тельца. Те «верные», которые решили уйти в монашество, и где принимали тяжкий труд, дабы исполнять все правила монахов и совершать подвиги телесные.
    • Третье – лицо льва. Уподобление льву означает, что «сеи сражаются с темными силами зла», после усовершенствования в порядке жития.
    • Четвертое – лицо орла. После того как «верный» разгромит незримых врагов и справится после этого со страстями своими, узрит Бога. После этого приравняется лицу орла. А ум его станет зрить все вокруг, с 6-ти сторон вырастут крылья, полные очами.

После четырех стадий «верный» становился духовным Серафимом и унаследовал вечное блаженство.

Описание Херувимов в древнейших источниках и Библии разные, в одном описывается следующее:

  • его название обозначает – высочайшее знание, абсолютная мудрость, через Херувимов идет освещение для истинного познания Бога;
  •  крылья, голова, тело, ноги – все в глазах, так как мудрость созерцает всюду;
  • имеют 4 крыла  и лик человеческий;

Однако есть описывание Херувимов, похожее с Серафимами. Так же описывается 4 лика: человека, льва, тельца и орла. Описывается тело схожее с человеческим, но ноги как у тельца, руки человеческие. Возле каждого лика колесо.

Престолы идут 3-им чином после Херувимов, они являются святыми бесплотными духами. На иконах их воспроизводят в виде многоглазых вихрей огня или смерчей из колес с крыльями. Считается, что Бог сидит на Престолах, как на троне. О Престолах говорят, что они Богоносные. Престолы совершенно загадочно и непонятно носят на себе Господа и служат Божию правосудию.

Имена серафимов и херувимов

Архангел Уриил – просветитель, несет огненный свет знаний и считается поставленным над Серафимами.

Обычное его изображения на всех иконах с мечем в правой руке у груди и с огнем просветителя в левой руке. Крылья его, так же как и у Серафимов, изображаются красными.

Архангел Гавриил поставлен Главным над Херувимами, согласно древним писаниям.

А по христианским традициям Гавриил открывает тайные знания Бога, тайны будущего.

Изображения на иконах и  отображение в литературе

Как правило, на иконах Серафимов представляют огненно-красным цветом. Так олицетворяется их пламенная сущность, добродетель, сверхспособности. На иконах Серафимы расположены рядом с Богом.

На иконах и иконостасах, в росписях стен, сводов церквей Серафимов сразу можно увидеть по яркому красному цвету шести крыльев.

В литературе упоминания об этом Божественном чине писали в стихах:

  • Пушкин А. С. «Пророк»;
  • Гумилев Н. С. «О тебе»;
  • По Э. «Призрачный замок».

В отличие от красных Серафимов, Херувимов в иконописи показывали светло-голубым цветом (лазоревым). Их можно видеть на многих иконах и старых росписях церквей.

Со временем художники, рисующие Серафимов и Херувимов постепенно стали стирать грани различия между ними. Остались наиболее важные черты, по мнению иконописцев, это наличия крыльев и близкое расположение к Богу.

Источник: https://1001molitva.ru/slovarik/heruvimy-i-serafimy.html

Херувим – это кто? Кто такой серафим?

Херувим – это крылатое создание, живущее на небе. В Священном Писании можно встретить упоминания об этих существах. Херувимы наряду с серафимами занимают самое почетное место в иерархии ангелов – они наиболее приближены к Богу.

Упоминания в Ветхом Завете

Каждый, кто читал Книгу Бытия, помнит, что там описан херувим с огненным мечом, который сторожит вход в Рай. А Давид пишет, что эти ангелы служили в качестве своеобразного транспорта, на котором передвигался Бог. Во многих местах Ветхого Завета можно прочитать, что он сидит на херувимах.

Пророк Иезекииль тоже упоминал этих существ. Описывая падение правителя Тира, он подмечает, что тот похож на херувима, одеяние которого усыпано сияющими драгоценными камнями. Бог изгнал его из Рая на землю, так как он возгордился, тем самым согрешив. Незавидная участь постигла его.

Да, оказывается, и ангел херувим может совершить грех. Этим он похож на человека.

Ковчег Завета, украшенный фигурами херувимов

Существует реконструкция Ковчега Завета, датированная XIX столетием. На его крышке можно увидеть двух изготовленных из золота херувимов. Они стоят с раскрытыми крыльями, словно прикрывая реликвию. Капорет (верхняя часть Ковчега) и ангелы представляют собой одно целое.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Халатность что это такое

Предполагается, что, стоя на крышке реликвии, они одновременно охраняют ее и служат напоминанием о престоле непостижимого Бога. Господь сказал Моисею, что он явится ему между двумя крылатыми существами над Ковчегом и даст законы, которые он должен будет передать людям Израиля.

Таким образом, становится понятно, что херувим – это ангел, сопровождающий Бога.

Упоминание херувимов в иудаизме

В Талмуде можно прочитать, что данные ангелы находились среди нескольких предметов, располагавшихся в Первом Храме, однако во Втором их не было. В этом же сочинении дается небольшое объяснение.

Дело в том, что во время крушения Первого Храма, заметив статуи херувимов, иноверцы начали наговаривать на евреев, думая, что они боготворили их, а это было запрещено. Именно поэтому во Втором храме подобных скульптур не было, лишь на стенах красовались изображения крылатых созданий.

Не самозабвенного поклонения, а, скорее, почтения заслуживают ангелы серафимы. Херувимы, кстати, тоже.

Три вида небесных обитателей

В Талмуде имеется описание Рая и его обитателей, однако, что интересно, названы всего три вида небесных существ: хайот, офаним, а также серафимы. О херувимах же ничего не написано. В старинной литургии евреев тоже перечислено три вида.

Еще одно упоминание херувима

Но следует отметить, что в мидраше, содержащем толкование Экклезиаста, можно прочитать, что во время сна тело человека рассказывает душе, чем оно занималось на протяжении дня, дальше эта информация передается духу, затем – ангелу, потом – херувиму и, наконец, серафиму, который и докладывает это Богу. Получается такая своеобразная цепочка. Несложно догадаться, что херувим – это существо, стоящее на второй ступени после серафима.

В мидраше рассказывается, что Господь, восседая на крылатых созданиях, наблюдает за тем, что происходит в мире.

Херувимская песнь

Что можно сказать об этой молитве? Посредством данной песни Церковь предлагает нам стать похожими на херувимов, которые, всегда находясь перед Богом, постоянно восхваляют его и прославляют великолепным пением, и отринуть все размышления о чем-либо мирском.

Ведь в данный момент Иисус Христос, окруженный ангелами, незримо нисходит в святой алтарь, дабы преподнести себя Богу Отцу в качестве жертвы за все людские злодеяния и дать свою кровь и тело для причащения верующим. Это прекрасная молитва.

Херувим в ней представлен верным служителем Бога.

Значения слова «сараф»

Термин «сараф», употребляющийся древними евреями, имеет следующие значения:

— горящий, пылающий;

— летающая рептилия, молния, похожая на змею;

— крылатый грифон либо дракон.

Отличие серафимов и херувимов

В повседневной жизни мы часто слышим слова «ангел» и «ангел-хранитель», а вот читая Святое Писание и труды Отцов Церкви можно встретить различные названия ангелов, такие как херувимы, архангелы, серафимы и прочие. Кто такие ангелы, почему для их определения используют различные слова и в чем заключается разница между этими существами?

Ангельские чины

В Святом Писании есть места, которые говорят, что до создания человека Бог сотворил служебных духов — ангелов. По своей природе они имеют знание и разум, но их главное отличие от человека, что они не имеют свободного выбора, т.е. они были изначально созданы Творцом для служения Ему, поэтому не могут отказаться или отрицать Его существование, как делают многие люди.

Икона «Собор Семи Архангелов»

Тем не менее дьявол изначально также был ангелом, но гордость поселилась в его сердце и стала причиной его падения. Но несмотря на отсутствие свободы выбора, служебные духи все же могут быть подвержены греху и стать Богу противниками.

Молитвы Ангелу Хранителю:

Изначально же Господь создал их для того, чтобы они прославляли Его, служили Ему и были вестниками Его воли для человека. На самом деле все знание об ангельских чинах люди взяли из Библии и свидетельств Отцов Церкви, также встречаются довольно подробные изображения на иконах.

Интересно! Впервые после древнееврейских пророков в первом веке Небесное воинство попытался описать епископ-мученик Дионисий Ареопагит. Именно на его труды опираются литургические тексты и все иконописцы.

 Он считал, что по своей природе ангелы не имеют телесной оболочки, как люди, но тем не менее они имеют некое тело, которое не видно человеческому глазу, но которое имеет свою неповторимую природу и структуру.

Предполагается, что видимыми они становятся в момент взаимодействия с человеком, чтобы последний воспринимал их.

Они менее зависимы от времени (предполагается их бессмертие) и места, нежели люди, поэтому не стареют и могут быстро преодолевать большие расстояния.

В Писаниях часто изображаются серафимы, нисходящие с неба и поднимающиеся обратно, из чего можно сделать вывод, что они также могут быть у Небесного Престола.

Изначально, Господь сотворил Ангельский мир (пророк Даниил насчитывал более миллиарда небесного воинства) для прославления и служения, но по прошествии времени, уже после сотворения человека служебные духи стали выполнять и другую работу.

Возвещение Благой вести Деве Марии Архангелом Гавриилом

Принято считать, что ангелы выполняют роль вестников, поскольку они приносят и возвещают людям Волю Бога. О беременности Деве Марии объявил архангел Гавриил, а о рождении Христа пастухам объявил также ангел. Они защищают и охраняют людей, ведь у каждого из нас есть свой хранитель.

Иерархия ангелов

Как все в Божьем мире, ангельское сообщество имеет свою структуру и строение. Существует всего 9 ангельских чинов, которые взаимодействуют в гармонии и построены по триадическому принципу — выделяют Высшую, Среднюю и Низшую иерархию, в каждой из которых по три ступени.

  • Низшая иерархия состоит из престолов — служебных духов, которые наиболее приближены к человеку и всячески им помогают, например, именно они выполняют роль хранителей людей.
  • Средняя — из херувимов.
  • Высшая — из серафимов.

У некоторых высших чинов есть имена собственные, так в Писании можно встретить архангела Михаила (архистратиг), Гавриила (главный вестник Господа), Рафаила (целитель душ и тел человеческих).

На заметку! Порядок иерархии отличается в различных религиях, так иудаизм насчитывает 10 чинов, а некоторые раввины вообще изображают их структуру в виде дерева без определенного порядка.

Православные богословы в своих описаниях чинов опираются на места Нового и Ветхого Заветов, при этом порядок и взаимодействие их часто отличается.

За всю историю было множество вариантов.

В настоящее время за главную теорию принято считать труд Дионисия, которая разделяет все Небесное Воинство на три ступени по триадическому порядку:

  1. Первая сфера: серафимы, херувимы и престолы.
  2. Вторая сфера: господства, силы и власти.
  3. Третья степень: начала, архангелы и ангелы.

Иерархия ангелов

Такая форма иерархии предполагает строгий порядок подчинения и взаимодействия ангелов и имеет библейское подтверждение, которое изложено в первом послании Апостола Петра. Все сферы между собой имеют различия, точно также, как и чины каждой ступени.

Главные различия

Серафимы и херувимы относятся к Высшей сфере ангельских чинов и являются наиболее приближенными существами к престолу Творца. Первые окружают Его и непрерывно славят, также они очищают людей от скверны, ведь именно такой ангел поднес огненный уголек к пророку Исайе, когда он предстал перед Отцом Небесным.

Херувимы же исполняют волю Бога и выполняют конкретную работу, так один из них охраняет Эдем и Дерево Жизни от человека. Именно они передают Небесное познание и Божественную волю не только низшим ангелам, но и людям.

Внешний вид этих двух ангельских чинов различается: первые имеют животноподобные тела, а вторые — человеческие. Цвет крыльев первых — алый, а у вторых — голубой и зеленый. В иконописи они изображается практически одинаково, за исключением эпохи Возрождения, когда херувимы рисовались в виде младенцев с крыльями.

Отображения в иконописи и литературе

Серафимы изображаются на иконах обычно алыми цветами, огненными, которые наиболее точно подходят для их горящей сущности и страстной любви к Богу и Небесной чистоте. Их описание можно встретить в апокрифических книгах Еноха и Юбилеев, а также в труде Дионисия «Небесная иерархия». Их рисуют с шестью крыльями, которыми они прикрывают свое тело и лицо.

Картина В.М. Васнецова «Бог Саваоф»с изображением ангелов

Довольно подробное изображение можно увидеть на стенах и потолке церкви Преображение в Новгороде. Серафимы упоминаются в многочисленных литературных произведениях (Пушкин «Пророк»), а также музыкальных (Гребенщиков «Бурлак»). Изображает их и художник Васнецов в своей картине «Серафимы».

Херувимов обычно рисуют в лазурных тонах, также с 4 парами крыльев. Изначально на иконах они имели вид тетраморфов — существ с 4-мя сущностями: быка, человека, льва и орла. Именно так описывал их апостол Иоанн Богослов, хотя некоторые художники описывали их по словам пророка Иезекииля с колесами вместо ног.

Часто этот чин рисуется как престол для Иисуса Христа, его можно увидеть на множестве икон и стенах храмов. Несмотря на некоторые различия между этими ангельскими чинами, они служат Господу Богу и являются вестниками Его Божественной Воли для людей. Это божественные чистые существа поклоняются непрерывно Богу Творцу и зажигают Его огнем души людей.

Ангельская иерархия

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/serafimy-i-heruvimy.html

Ангелы, серафимы, херувимы

Наиболее известные и часто упоминающиеся ангельские чины это Серафимы, Херувимы, Архангелы и Ангелы. Высшая степень, предстоящая Богу, — это Серафимы и Херувимы. Серафимы, Херувимы, Престолы занимают первое место в христианской иерархии ангельских сущностей.

Херувимы и крышка Ковчега (капорет) составляли единое целое. В тексте отсутствует подробное описание херувимов, говорится лишь, что они обладают крыльями и лицами. Представляется, что, располагаясь на крышке Ковчега Завета, херувимы одновременно символизировали престол невидимого Бога и служили защитой Ковчега.

Талмуд упоминает херувима среди пяти предметов, находившихся в Первом, но не во Втором Храме. Следует отметить, что в Талмуде, описывая небеса и небожителей, перечисляются лишь три вида небесных существ: серафимы, офаним и хайот, вовсе не упоминая о херувимах.

Херувимы — второй высший ангельский чин

И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния. Вид колёс и устроение их — как вид топаза, и подобие у всех четырёх одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе.

Ангелы херувимы — место и значение их в христианстве и иудаизме

Ниже (Иез. 10:1) эти существа названы херувимами (ср. также 1Пар. 28:18), а вместо лика быка Иезекииль упоминает лик херувима (Иез. 10:14). В Иез. 41:18,19 у вырезанных на стенах и дверях Храма херувимов лишь два лика — человеческий и львиный.

Известные ангелы Серафимы и их имена

Талмудисты представляли себе херувимов в виде малолетнего отрока. В эпоху Возрождения было популярно изображать херувимов в качестве крылатых младенцев. Изображения крылатых существ (например, ламассу) были широко распространены в искусстве и религиозной символике древнего Ближнего Востока. Подобные фигуры изображены на пластинах слоновой кости из столицы Израильского царстваСамарии. Само слово херувим восходит к аккадскому керибу и ассиро-вавилонскому карабу.

Такое изображение Херувима называют тетраморф («четырехликий»). Херувим-тетраморф истолковывался как символ единого Евангелия — Слова Божия, записанного четырьмя евангелистами. Но постепенно различия между иконописными образами Серафимов и Херувимов стёрлись. Их общие черты — наличие крыльев и предстояние у Божественного Престола — оказались для иконописцев важнее различий.

Согласно различным упоминаниям из апокрифических и канонических источников, серафимы были ангелами, стоявшими вокруг Бога. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.

Если кто из них выйдет в монашество, то он подобным становится лицу тельца, потому что несет тяжёлые труды в исполнении монашеских правил и совершает подвиги более телесные. Кто, усовершившись в порядках общежития, исходит в уединение и вступает в борьбу с невидимыми демонами, тот уподобляется лицу льва, царя диких зверей. Однако мнение необоснованно: следующие за первой триадой чины как в заголовках, так и в описаниях написаны в обычной очерёдности.

Обычно об Ангелах упоминается в еврейских, христианских и мусульманских религиозных текстах. Серафимы были описанные Исайей (vi, 2) как имеющие человеческую форму с добавлением трех пар крыльев. Их еврейское название — SHRPIM, и за исключением вышеупомянутого случая переводится как змии, и связано с глагольным корнем SHRP, разжигатель.

Кто такие шестикрылые серафимы

Моисей, по преданию, воздвиг в пустыне SHRP или Сераф из Меди как символ. В Каббале Серафимы — это группа ангельских сил, связанных с Сефирой Гебурой — Суровостью. В 19 в. было широко развито представление об ангелах-хранителях (в особенности с охранительной миссией по отношению к детям).

Колонна Св. Марии установлена в центре Мариенплац. Их основное предназначение – возвещать людям волю Божию. По своей природе Ангелы – деятельные духи, имеющие разум, волю, знание. Ибо в сравнении с Богом все оказывается грубым и вещественным. Будучи бесплотными, Ангелы меньше, чем люди, зависимы от пространства и места. Они быстро проходят небесные пространства, появляясь там, где им следует действовать.

Слово Серафимы переводится как «пламенеющие». Серафимы – высшие духовные существа, наиболее приближенные к Богу, пламенеющие любовью к Господу. Поэтому они изображаются возле престола Вседержителя в виде существ с человеческим ликом в окружении шести красных крыльев.

Слово Херувим в переводе с древнееврейского означает «мудрость». Это значит, что Херувимы обладают высшей духовной мудростью. В Ветхом Завете, в повествовании о грехопадении и изгнании первых людей из рая говорится, что Херувим был поставлен с огненным мечем охранять двери рая.

Много упоминаний об ангелах и в Новом Завете.

В Священном Писании некоторым высшим Ангелам присваиваются имена: Михаил, Гавриил, Рафаил. Священное Предание Православной Церкви говорит о том, что Ангельские силы делятся на три степени: Высшую, Среднюю и Низшую. Высшую степень составляют Серафимы, Херувимы и Престолы, среднюю — Господства, Силы и Власти, в низшую входят Начала, Архангелы и Ангелы. Названия всех этих чинов упоминаются в Священном Писании, но их служение окутано тайной.

После чего необходимо «побить» себя и других людей (которые отправятся с вами совершать этот обряд) ветками. Шестикрылые серафимы — это верховные ангелы, наиболее приближенные к Богу в христианской и иудейской религиозных традициях. Они были выполнены из чистого золота и накрывали Ковчег своими крыльями. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-22755 от 28.02.2014г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Источник: http://zvondrobyndl.ru/angely-serafimy-kheruvimy/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Кармическая связь что это

Закрыть