Ипостась что это такое

Ипостась – это философский и религиозный термин :

ипостась что это такое

«Ипостась» – это греческое слово, которое впервые было использовано в первом веке до нашей эры мыслителем Посидонием. Оно означает «проявление», «сущность» или «основание». Латинский аналог этого слова – «субстанция». Первоначально его ввели для того, чтобы отличать феномен реального бытия от кажущегося. Но термин «ипостась» больше известен, как понятие религиозной философии, преимущественно христианской. В этой статье мы попытаемся разобраться с историей и значением этого слова.

Греческая философия

Термин «ипостась» употреблялся у стоиков, когда они объясняли существование отдельных вещей. Так, когда Хрисипп говорил о том, что первоначальная материя, не имеющая качеств, превращается в элементы, то она объективируется. Говоря более конкретно, «гипостазируется».

Еще это слово можно встретить у перипатетиков. Что означал для них термин «ипостась»? Это синоним аристотелевской «первоначальной сущности». То есть некой основы, а не конкретных ее проявлений.

Неоплатоники же, в частности Порфирий, называли так два вида субстанций. Одни ипостаси, «совершенные», представляли собой некие божественные сущности. Они возникают в процессе эманации (излияния) Единого начала. Другие же ипостаси – несовершенные, низменные – это совокупность всех предметов нашего бытия. Таким образом, взгляды неоплатоников в этом отношении представляли собой смесь теорий стоиков и перипатетиков. Плотин называл так Благо, Разум и Душу.

Патристика

В ранней христианской философии «ипостась» — понятие, скорее, аристотелевское. То есть оно пришло к религиозным мыслителям эпохи Римской империи как синоним «основания». Во времена Оригена, который широко употреблял его в своих трудах, не было четкого определения «ипостаси».

Но после многолетних споров о природе Христа, этот термин приобрел и неоплатоническое звучание. Им могли называть и общность и разницу между Лицами Троицы. Однако вскоре все изменилось. Дело в том, что после того, как на Вселенских Соборах было принято определение Троицы как одной сущности в разных ипостасях, стали разграничивать эти два термина.

Официальная христианская трактовка больше не признавала того, что «ипостась» может быть синонимом «сущности». Благодаря так называемому каппадокийскому кружку, куда входили Василий Великий, Григорий Нисский и другие известные теологи, последняя стала восприниматься как нечто общее, главное. «Ипостась» же обозначала единичную форму проявления основной субстанции, способ ее бытия. По-другому ее называли совокупностью акциденций (качеств).

Начиная приблизительно с четвертого века нашей эры, ипостасью именовали личину и даже маску.

Вклад каппадоккийских богословов

Разграничив смысл понятий «сущность» и «личность», Василий Великий и Григорий Нисский тем самым провели водораздел между общим и особенным, природой и феноменом. Кроме того, они ввели термин, неизвестный в языческой философии.

Ипостась – это свойство каждого Лица Троицы. Оно для каждого из них особенное. А вот природа Бога – это то, что их объединяет. Так и каждая личность – она несводима к окружающему миру, и о ней нельзя говорить в категориях последнего.

Именно категория «ипостаси» доказывает, что Бог не является некой удаленной абстракцией, а имеет конкретное существование. Но человеческий разум не способен постигнуть Его личность. Он только может увидеть раскрытие единства Троицы, которая является одновременно Отцом, Сыном и Духом Святым. Эти ипостаси нераздельны, они – начало всего, и они сотворили мир.

Дальнейшие богословские споры о Троице

Эти дискуссии продолжились и в пятом-седьмом веках. В эту эпоху для становления ортодоксии необходимо было официально истолковать такое сложное понятие, как Богочеловеческая сущность Христа. Ипостась – это именно тот философский термин, который очень помог теологам в разрешении этой проблемы.

Богословы Максим Исповедник, Леонтий Византийский и некоторые другие предложили теорию, согласно которой в Христе соединились две природы. Таким образом, Он представлял собой сложную ипостась. Этот термин использовался и для толкования триединства. В основном это характерно для греческой патристики.

Остальные Лица Троицы тоже понимались как ипостаси божественного триединства. Они уподоблялись корню, плодам и стволу дерева.

Схоластика

В средневековой западноевропейской философии вновь возродилась дискуссия о термине «ипостась». Синоним этого слова на латыни и далее звучал как «субстанция». Схоласты «реалисты» считали, что только сущность триединого Бога может быть названа истинной.

Мир идей, «универсальных категорий» не зависим от чувственных проявлений. Поэтому реальны только сущности. А ипостаси Бога – это только имена или же проявления Его могущества и силы.

Схоласты-номиналисты, наоборот, уверяли, что реальны именно конкретные вещи. Поэтому так можно назвать только ипостаси Бога. А Пьер Абеляр и Ионанн Росцеллин полагали, что природа Лиц Троицы едина, однако каждое из них имеет ее отдельно. Поэтому ипостаси Бога – это нечто вроде самостоятельных индивидов.

Переосмысление в современной культуре

Начиная с девятнадцатого века, в философии происходит реинтерпретация понятия «ипостась». Значение слова меняется при переходе из религиозной в культурологическую сферу. Русская философия Серебряного века в лице Флоренского, Булгакова, Лосского рассматривала термин «ипостась» как личностное начало, отличное от естественного, но связанного с последним.

Так доказывалась идея о том, что индивид – это не социальный атом, а бытие, имеющее свободу, отличную от природной необходимости.

Источник: https://www.syl.ru/article/300065/ipostas-eto-filosofskiy-i-religioznyiy-termin

Ипостась — это Значение, происхождение, синонимы

ипостась что это такое

Ипостась – это что такое? Иногда это слово можно услышать в разговорной речи. Но в таких случаях оно употребляется в переносном смысле. А что касается прямого значения, то оно относится к области церковной терминологии. Более подробный рассказ о том, что это – ипостась, будет приведен ниже.

В прямом смысле

Первый вариант значения «ипостаси» в словаре трактуется следующим образом. Это церковный термин, которым обозначается в христианстве одно из лиц Святой Троицы. Для лучшего понимания значения слова в первом варианте истолкования целесообразным будет привести несколько примеров его употребления.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что нельзя делать христианам

Пример 1. В «Катехизисе» Платона (Левшина) сказано о том, что в ту самую минуту, когда Сыну Божию из чистых Марииных кровей стало изображаться тело, то есть в минуту зачатия, произошло воссоединение человечества с Божеством. Или же человечество было принято Божеством, и осуществилось страшное и несказанное единение ипостасное, иными словами соединение в единой ипостаси двух естеств.

Пример 2. Начавшаяся с простых вещей беседа перешла в более серьезное русло, и речь зашла о троичности во всех областях жизни, в идеях, в видимых элементах общественного устройства, в ипостасях божества.

Пример 3. В книге К. Пензака «Развитие способностей» говорится о том, что боги и богини являются ипостасями единого духа, которые ведут к более близким отношениям с божеством.

В переносном значении

По этому поводу в словаре сообщается, что в переносном смысле ипостась – это форма, в которой проявляется, воплощается кто-либо или что-либо в определенной роли или качестве.

Примеры употребления:

Пример 1. Тем самым стимулировалось изучение культуры в ее исторических и этнических формах, имеющих различные ипостаси, такие как исследование фольклора, мифологии, сравнительного языкознания.

Пример 2. Лектор заметил, что в своей нынешней ипостаси криминология, как наука о преступном, лишь до той поры имеет прикладное значение, пока это самое преступное существует в действительности.

Пример 3. Единственное, на что он мог рассчитывать, это пробы на роль ведущего дневных новостей, хоть, по большому счету, в этой ипостаси руководство канала видело женщину.

Для усвоения значения слова «ипостась» следует рассмотреть его происхождение.

Этимология

Ученым-этимологам удалось проследить происхождение изучаемого объекта вплоть до праиндоевропейского языка. Там существует основа sta, обозначающая «стоять, ставить». Далее в древнегреческом обнаруживается глагол ἵστημι, который переводится как «расставлять, ставить, стоять, возводить».

От него было образовано существительное στάσις в значении «расстановка, устанавливание». Затем к нему была присоединена приставка ὑπό в значении «под, ниже», и получилось древнегреческое слово ὑπόστασις, которое трактуется как «поддерживание, существование, личность, сущность».

Далее будут приведены синонимы к слову «ипостась».

Слова, близкие по значению

Среди них находятся такие, как:

  • лик;
  • сущность;
  • субстанция;
  • качество;
  • основание;
  • функция;
  • обличье;
  • естество;
  • первооснова;
  • природа;
  • первоначало;
  • квинтэссенция;
  • образ;
  • атрибут;
  • набор;
  • принадлежность;
  • роль;
  • вид;
  • изображение;
  • амплуа;
  • миссия;
  • назначение;
  • круг обязанностей;
  • отражение;
  • выражение;
  • воплощение;
  • форма;
  • занятие;
  • сторона;
  • грань.

В заключение изучения вопроса об ипостаси стоит сказать несколько слов о спорах представителей церкви вокруг этого понятия.

Богословские споры

Нужно отметить, что в религии ипостась – это термин, который не всегда понимался одинаково. В христианстве существует утверждение о том, что Бог един и троичен. Когда отцы церкви пытались объяснять понятие троичности, они не всегда использовали одинаковую терминологию.

Одни из них говорили, что сущность троичности в том, что в Боге соединяются три лица, обозначая это термином πρόσωπον, persona. Другие считали, что в Боге соединены три ипостаси и применяли при этом слово ὑπόστασις. Третьи предпочитали употреблять слово ουσία, natura, substantia.

Подобные разночтения вылились в 4-м веке в споры между богословами на Востоке, имевшие длительный характер. В определенный период между западной и восточной церквями произошло разномыслие.

При этом восточные богословы говорили, что при единстве существа Бог находится в разных ипостасях. Словом «ипостась» они выражали понятие лица, опровергая мнение одного из еретиков – Савелия. Последний объяснял, что у Бога только одна сущность, одна ипостась, но он в разное время принимал на себя три вида: вид Отца, Сына, Святого Духа. Таким образом, это лишь имена, или действования одного лица.

Западные церковники считали, что у Бога одна ипостась. Они противопоставляли свое мнение учению Ария, допускавшего три сущности: Отца – сущность Божескую, Сына – сотворенную, и Святого Духа, сущность также сотворенную, но от Сына отдельную.

С целью разрешения этих противоречий в Александрии в 362 году был созван собор, где выяснилось, что и восточные, и западные богословы учили одинаково, хотя и выражались различно. Первые при этом использовали «ипостась» в значении «лица» и вместо «лица». А вторые этим же самым словом пытались выразить понятие ουσία – «существо». Начиная с 4-го века, господствующей стала первая форма выражения.

Источник: https://FB.ru/article/431039/ipostas---eto-znachenie-proishojdenie-sinonimyi

Ипостась — древо

ипостась что это такое

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Ипоста́сь (греч. υποστασις) — термин христианского богословия, используемый для обозначения того, что существует само по себе, самостоятельно; является синонимом терминов «лицо» и «личность».

Происхождение термина

Слово υποστασις происходит от глагола υφιστημι (от υπο + ιστημι), который переводится как «подставлять», и имеет основное значение — подставка, основание. Кроме того, оно употреблялось в значении слова υποσταθμη — осадок, отстой. При этом, как замечает протоиерей Георгий Флоровский «Суффикс «σις» придает коренному смыслу оттенок статический, но не динамический (не процессуальный)» [1].

Употребление термина в Священном Писании

В канонических книгах Септуагинты слово «ипостась» встречается 19 раз. Один раз оно встречается также в девтероканонической книге Премудрости Соломона и дважды — в апокрифической книге Псалмов Соломона. Посредством слова υποστασις в Септуагинте в различных контекстах переданы значения 13 различных древнееврейских слов, не имеющих выраженного философского смысла.

В Новом Завете слово υποστασις употреблено пять раз.

Во втором послании к коринфянам апостол Павел дважды использует его в обычном нефилософском смысле. Аналогичным образом употреблено это слово в третьей главе Послания к евреям. Кроме того, слово υποστασις используется автором послания к евреям при определении понятия веры: «Вера же есть осуществление (υποστασις) ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1). Здесь данное слово уже приобретает заметное философское наполнение.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Скоромная пища что это такое

Это же слово автор послания к евреям выбирает и для характеристики отношений Отца и Сына: «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси (υποστασεως) Его» (Евр. 1, 3).

Это единственное место Синодального текста Священного Писания, в котором слово «ипостась» оставлено без перевода. Святые отцы в своих богословских работах рассмотрению этого стиха уделяли особое внимание.

Именно на этот стих они в значительной степени опирались, придавая слову υποστασις статус одного из основных богословских терминов.

Философское и богословское употребление термина

Следует отметить, что до IV века в языческой философии, а также в христианском богословии термины ипостась и сущность использовались как синонимы. Так блаженный Феодорит Кирский, отвечая на вопрос: «Есть ли какое-либо отличие сущности от ипостаси?» утверждает: «Согласно внешней мудрости — нет.

Ведь сущность обозначает бытие, а ипостась — существование». В «Истории Церкви» блаженный Феодорит приводит слова Сардикийского Собора 343 года: «Одна Ипостась Отца и Сына и Святого Духа».

А блаженный Иероним в 70-х годах IV века писал: «Школа светских наук не знает иного значения слова ипостась, как только сущность» [2].

Первым, кто различил «сущность» как «бытие вообще» от «ипостаси», как «определенного бытия», был Плотин, а неоплатоники даже разграничивали эти термины, однако «на чем основывалось это разграничение и в чем они полагали различие между терминами: неизвестно» [3].

«У Аристотеля он (термин ипостась) означал истинно существующее в противоположность концептам и идеям и часто употреблялся как синоним слова «природа». Кроме того, он понимался как эквивалент латинского sub-stantia. В нем более определенно, чем в термине «природа», предполагалось индивидуальное существование» [4].

В IV веке, в самый разгар Тринитарных споров, трудами Великих Каппадокийцев термин υποστασις приобрел самостоятельное значение, отличное от значения термина «сущность». Произошло это благодаря сближению понятия ипостаси и лица. Так, святитель Василий Великий в 210-м послании «К неокесарийским ученым» пишет: «Ведь недостаточно перечислять различия Лиц, но следует исповедовать, что каждое Лицо пребывает в истинной ипостаси».

Уточняя троичную терминологию, Великие Каппадокийцы прежде всего разграничили понятия сущности и ипостаси как общего и частного. В 38-м послании святителя Василия Великого «К Григорию брату» он пишет: «Итак, «ипостась» есть не понятие сущности неопределенное, по общности означаемого ни на чем не останавливающееся, но такое понятие, которое видимыми отличительными свойствами изображает и очертывает в каком-нибудь предмете общее и неопределенное» [5].

Определение термина

Известна определенная сложность в дифференциации термина «ипостась». Так святые Отцы писали:

Свт. Василий Великий:

«Понятие общего относится к сущности, а ипостась — это отличительный признак каждого (Лица)» [6];

«Итак, нерожденный — это образ существования, а не имя сущности» [7];

Свт. Амфилохий Иконийский:

«Ведь Отец, Сын и Святой Дух — это наименования способа существования, то есть отношения«;

Прп. Иоанн Дамаскин:

«(Ипостась) обозначает то, что существует само по себе, самостоятельно»;

Авва Фалассий Ливийский:

«Ипостась определяет естество с личными свойствами; так что каждая ипостась имеет и то, что едино обще естеству, и то, что собственно ипостаси» [8];

Архимандрит Киприан (Керн) свидетельствует: «Для обоих Григориев (Григория Нисского и Григория Богослова) Ипостась является не только отдельно взятым индивидом со своими отличительными признаками, но и реально существующим разумным лицом. Ипостаси суть, таким образом, способы Божественного бытия» [9];

Отец Олег Давыденков: «Ипостась указывает не только на отличие, но и на самотождественность вещи, ее нумерическое отличие, то есть на отдельное существование» [10];

В.Н. Лосский говорил о несводимости ипостаси к сущности: «Ипостась есть то, что есть усия (сущность), к ней приложимы все свойства – или же все отрицания, – какие только могут быть сформулированы по отношению к «сверхсущности», и, однако, она остается к усии несводимой.

Эту несводимость нельзя ни уловить, ни выразить вне отношения трех Ипостасей, которые, собственно говоря, не три, но «Три-Единство»» [11].

И это различие может быть выражено тем, что природа отвечает на вопрос «что», ипостась же отвечает на вопрос «кто», на который отвечают только именем собственным.

Единый Бог христианства не является безличной сущностью философских спекуляций, не есть абстракция, лишенная живого личного отношения к человеку. Он имеет конкретное Личное (Ипостасное) существование, Его природа существует лично, она – живое личное бытие.

При этом личное существование создавшего мир Бога превышает человеческий разум.

Человеческий разум тварен, а создавший его Бог бесконечно превосходит тварное естество, раскрываясь человеку в непостижимом единстве нераздельных Божественных Лиц Троицы, Которая есть Начало всего, Творец мира.

Использованные материалы

  • Лосский В.Н. Боговидение. Минск, 2007.
  • Спасский А.А., профессор. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов. Сергиев посад, 1914.
  • Чурсанов С.А. Лицом к лицу: Понятие личности в православном богословии ХХ века. М.: Издательство ПСТГУ, 2009.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/15674.html

Что означает слово «ипостась» в православии?

Каждому христианину знакома фраза «Бог явил себя в трех Ипостасях», и все понимают, что это личности Отца, Сына и Святого Духа. В этой статье мы разберем, что означает слово «ипостась», откуда оно появилось в православии.

Что такое «ипостась» и когда появился этот термин

Ипостась — богословский православный термин, в значении которого заложена уникальная отличительная особенность каждой из трех Личностей Святой Троицы, являющейся единой.

Первоначально слово «Ипостасис» появилось в философии и в переводе с греческого языка означает близкостоящее, подставку или основание, на латыни — субстанция, существование. В богословии это термин обозначает конкретную личность или предмет, имеющий свою индивидуальность, в котором осуществилась сущность.

Ипостась — термин православного богословия, который используется для разъяснения учения о Святой Троице

В обиходе под ней понимают существование, индивидуальное бытие. По учению философа Плотина это слово означало сущность чего-то, но не было термином, обозначающим личность. В православном богословии данное понятие принято для описания сущности Бога в трех Лицах.

Четвертый Вселенский собор дал четкое определение термину «ипостась», оно отличалось от понятия «природа», которое демонстрирует реальное существование божественного и человеческого в Иисусе Христе. При этом это соединение не претерпело изменений как по сути, так и по характеристикам.

Великими Каппадокийцами, среди которых выделяются своими учениями Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский было дано четкое разграничение понятия сущности и ипостаси, общего и личностного.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  40 уст за здравие что это такое

Читайте о святых:

  • Житие Василия Великого
  • Житие Григория Богослова

Важно! По их учению в Святой Троице все общее, а под ипостасью понимается индивидуальность каждого святого Лица.

Великие Каппадокийцы разъясняли, что Бог — единая неразделимая сущность, Ипостась присуща каждому Лицу Святой Троицы, объединив два понятия, пришли к появлению термина «личность».

Ипостасная природа Бога Сына выражена в Иисусе Христе, Спасителе и Учителе.

Святое Писание

В Ветхом  Завете 19 раз упоминается слово «ипостась». В 18 главе книги Бытия описывается встреча Авраама с Богом. Вначале истории говорится о Господе, как о сущности, но далее Авраам встречает посланников в трех лицах. Авраам обращается к Господу в единственном числе, называя Его Владыкой, но перед ним сидело трое странников.

Словом «ипостась» в Ветхом Завете обозначены различные древнееврейские слова, но в тех выражениях трудно найти философский смысл.

Новый Завет содержит 5 значений этого слова, более всего оно встречается в послании к Евреям. Говоря о вере, как об осуществлении невидимого, в слове «осуществление» заложено значение ипостаси. (Евр. 11:1)

В стихе (Евр. 1:3) дана характеристика взаимосвязи Отца и Сына в сиянии славы Спасителя и образа Его Личности. Именно этот стих привлек внимание Святых отцов, став краеугольным камнем учения о богословском термине «ипостась».

В Ветхом Завете слово «ипостась» употребляется 19 раз, а в Новом Завете — 5 раз

Иоанн Дамаскин утверждал, что под ипостасью подразумевается то, что существует самостоятельно, а Фалассий Ливийский видел в нем естество со свойствами личности, каждому индивиду присущи индивидуальные отличительные признаки.

Архимандрит Киприан в каждой Божьей Личности видел способ Бытия Бога.

Один Бог — три ипостаси

Святой Василий Великий в трех Ипостасях видит три образа существования или тропоса. По его понятию, в этом случае существование не просто земная жизнь, а бытие определенной личности, наделенной уникальностью.

Святые Отцы тропосу существования, который можно познать, противопоставляли непознаваемое понимание природы.

О каждой Ипостаси Святой Троицы Василий Великий, говорит о частном и общем. Святая Троица имеет общее существо, но при этом Личности обладают уникальной особенностью.

По учению Григория Нисского три Ипостаси отличны в Боге, но Бог является единой сущностью, в которой каждая Личность имеет собственное бытие.

В догмате о рождении Сына через Отца и происхождения Святого Духа от Бога Отца преподобный подчеркивает тайну внутренних отношений трех Лиц в едином Боге, Его жизнь в Самом Себе, ибо рождаемое и то, что исходит, имеет ту же природу, от чего рождается и появляется.

Личность Отца выражена в Слове:

  • она существовала вечно;
  • не имеет тела;
  • никем не видимая;
  • ее нельзя осязать.

Это Слово, не имеющее семени, Духом Святым переносится в утробу Пречистой Девы, приняв от Нее плоть.

Ипостась Сына, Иисуса Христа

Если с природой Бога Отца и Святого Духа вопросов не возникало, то в Лице Сына Бога объединены 2 природные составляющие — Божественная и человеческая.

Иисус Христос объединяет в Себе две природы – Божественную и человеческую

Некоторые священнослужители говорят о сложной Ипостаси именно в отношении Иисуса Христа, и сложность, в данном случае, означает состоящая из двух.

До прихода на землю Сущность была простой, одноприродной. После воплощения Божьего Сына в Иисуса она названа сложной, то есть состоящей из Божественного и человеческого.

Два естества представлены одной ипостасной природой, но их разделить нельзя, это соединение истинное и нераздельно.

Две природы составили одну сложную Личность Божьего Сына, при этом сохранив индивидуальные различия. Бог остался бессмертен, а Иисус познал смерть. Ранее сын Божий был простой Ипостасью, не имеющей тела, он сделался Иисусом, сложной личностью с двойственной природой.

По учению языческих философов существует субстанция и природа. Субстанция — что-то общее, а природа имела различия, она может быть разумной и неразумной, смертной и бессмертной. По их выводам все люди, животные каждого вида, ангелы относятся к природе вообще, а ипостаси имеют индивидуальность.

Важно! По учению Святых Отцов Церкви природа названа субстанцией, а индивидуум — лицом.

Ипостась — субстанция, имеющая акциденции, может существовать самостоятельно и осязаться через ощущения.

Что такое акциденции

Акциденции присущи тварным существам, они могут изменяться. Каждый человек меняется с возрастом как внешне, так и внутренне.

Все сущее делится на 2 составляющие: субстанция и акциденция. Субстанция существует сама в себе, акциденция не существует в себе, ее можно видеть в субстанции. Железо и мел — субстанции, а их цветовые отличия относятся к акциденции. Если тело — субстанция, то цвет выражается в теле, а не наоборот.

Отличия личности, которые являются характеристикой определенного вида, называются акциденциями, что в переводе с латыни означает случай.

Иоанн Дамаскин писал, что у двух ипостасей имеются различные акциденции, каждая из них является характеристикой личности. Каждое Лицо Святой Троицы имеет свои особенности:

  • В природе Бога Отца нет начала и нет конца. Он не рождался и никуда не уходит.
  • Бог Сын родился от Отца вне времени, Он вечен.
  • Отец посылает Дух Святой, от Него исходящий.

Личное существование создавшего мир Бога превышает человеческий разум

Это ипостасные свойства, но не акциденции, ибо в Творца нет случайности, которая лежит в основе акциденции. Господь неизменен и неслучаен, об этой мы находим подтверждение в Библии.

Читайте о Библии:

В Старом Завете говорится о том, что Создатель не является человеком и Ему не присуща ложь людская, все, о чем сказано Богом, будет исполнено (Числа 23:19)

Пророк Малахия передает слова Творца о том, что Господь не изменяется и по слову Его Иаковы дети не были уничтожены. (Мал 3:6)

Апостол Иаков в своем послании подчеркивает, что у Всевышнего Творца нет изменений и перемен (Иак. 1:17)

Личность

Слова «личность» и «ипостась» не являются синонимами.

Понятие «Личность» имеет множество трактовок и смыслов. Личность не является природной частью, это не бытие. Философские спекуляции пытаются изобразить единого Бога безликим, некой абстракцией, не имеющей личных отношений с людьми. Господь выражается в ипостасном существовании, в природе личного существования, которое трудно уразуметь человеческим разумом.

В современной психологии личностью называют акциденции, которые можно отделить или определить. Человек по мере своего развития может быть разной личностью, потеряв рассудок, он уже не личность.

Как было написано выше, Творец не является акциденцией, ибо в Его сущности нет временного, изменяемого или приобретенного.

Часто термином «личность» хотят подчеркнуть уникальную неповторимость того или иного человека, вот в этом случае можно говорить об ипостаси.

В послании преподобного Иустина говорится о том, в Личности Иисуса Христа показано человеколюбие, истинная любовь Бога, она уникальна, неповторима и неизменна. Богочеловеку дано взять под Свой контроль все, все вокруг Божье, но все является Господом.

Православная азбука. Ипостась

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/ipostas-v-pravoslavii.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Латентный дефицит железа что это такое

Закрыть