Иван кулибин что изобрел

Иван Кулибин: «Забытый механик – гений» — Журнал ИЛИ – Молодежный журнал ИЛИ

иван кулибин что изобрел

В XVIII веке российским ученым из разных областей было сложно реализовать свой потенциал на сто процентов. И дело тут не в самих ученых, а в политике, которую проводила Россия.

Правителей больше всего интересовали: как бы усидеть на троне, улучшить жизнь дворянского сословия и расширить границы государства. Поэтому поддержать отечественную науку было «десятым делом». Из XVIII века всем прекрасно известно единственное имя – М. В. Ломоносова.

Но к сожалению, российская история совсем забыла о других «гениях того времени». Среди забытых имен находится фамилия выдающегося механика – И. П. Кулибина.

«Подарок для императрицы»

В Нижегородской губернии на Успенском съезде стоял домик. В нем жил тридцатилетний мужчина с бородой и выглядел, как бы сказали в то время, «человек из крестьянских низов». Это был «часовых дел мастер» – Иван Петрович Кулибин, и знал его весь город. Прославился он тем, что смог починить часы губернатора, и после этого к нему хлынуло множество заказов со всех концов Нижнего.

В 1764 году Кулибин узнал, что императрица Екатерина II собирается посетить волжские города. Ивану Петровичу очень хотелось в Петербург, чтобы трудиться на благо народу. Он, заручившись финансовой поддержкой купца Костромина, решил создать часы в подарок императрице, которая очень любила разные диковинки.

Это были самые настоящие «чудо – часы»: они величиной с утиное яйцо и заключены в золотую оправу. Главной особенностью было то, что они в течение дня исполняли три разных мелодии – это было уникальное изобретение нижегородского мастера. Кулибин писал: «вышеописанное художество продолжалось с октября 1764 г. по 1769г.». Таким образом, Ивану Петровичу потребовалось 4 года и 5 месяцев, чтобы создать этот «подарок».

Но часы императрице он продемонстрировал гораздо раньше. 20 мая 1767 года Екатерина II прибыла в Нижний Новгород. В конце дня ей представили местного умельца – Кулибина, и тот продемонстрировал часы, которые очень понравились правительнице. Она сказала Ивану Петровичу: «В скором времени, я вызову Вас в Петербург».

«Механик при Академии наук»

В 1769 году Кулибин прибыл в Петербург и к «ногам императрицы» положил микроскоп, электрическую машину, телескоп и те самые «чудо – часы». Екатерина приняла изобретателя на службу в качестве механика при Академии наук.

«Нижегородский гений» появился в Академии в тот момент, когда она уже стала научным центром страны и обрела мировую славу. Никто не будет сомневаться, что основу заложил великий русский ученый – М.В. Ломоносов.

Но Михаил Васильевич умер, и вершить дела научного центра стал вести враг Ломоносова – Тауберг. В Петербурге про него ходило много слухов: «Он интриган», –  говорили одни. Другие вторили: «Это случайный человек в ученом мире».

По сути, не смотря на то, что внешне Академия светилась, внутренне она переживала настоящую «чехарду».

Кулибину очень сложно было закрепиться внутри структуры, которой, формально, управляли немцы. Поэтому в глазах правящих кругов Академии «нижегородский самородок» так и не смог встать с ними на одну ступень. Говорили: «Этот Кулибин простой провинциал и вообще родом из низших кругов». Но Кулибин все равно продолжал творить и удивлять российское общество.

«Удивительные изобретения нижегородца»

В то время, Россия была страной чрезвычайно отсталой в транспортном отношении. Академия наук мало интересовалось техническими проблемами. Таким образом, опыт мостостроения не изучался и был почти неизвестен. А Петербург, нуждался в нормальном мосте через Неву.

Еще в свой приезд Кулибин обратил внимание на отсутствие стационарного моста через Неву.

Вместо него был плашкоутный мост, который доставлял множество проблем: затруднялось прохождение судов и, как отмечал сам Кулибин: «множество народу по нему проходят с великим страхом».

По замыслу Ивана Петровича: необходимо перекрыть Неву одним пролетом арочного моста, который будет опираться концами на берега реки. Такие мосты были не в новинку человечеству, но о пролете до 300 метров никто даже и не решался думать. В Швейцарии мост, построенный механиком Грубенманом у Веттингена через Лиммат – самый большой деревянный мост в мире был 119 метров. Кулибин же задумал пролет почти втрое больше.

В 1776 году Кулибин построил модель в масштабе одной десятой натуральной величины. Деньги на строительство дал князь Г.А. Потемкин: 3524 руб. 96 коп.

Комиссия очень высоко оценила этот проект. В газетах писали: «Удивительная сия модель делает теперь зрелище всего города по великому множеству любопытных, попеременно оную осматривающих. Искусный ее изобретатель, отменный своим остроумием, не менее и в том достохвален, что все его умозрения обращены к пользе».

Казалось, что после таких слов на реализацию проекта должны были дать «добро», но у правящих кругов были иные взгляды. Екатерина Великая наградила «гения» медалью с Андреевской лентой, но проект Кулибина, так и остался проектом.

Еще об одном изобретении нижегородца упомянул Г.Р. Державин в своей басне «Фонари»: «Случилось паре быть фонарям в амбаре: Кулибинскому и простому». Сам же изобретатель повествует:

«Фонарь, поставленный мною на столбе, может осветить вокруг себя горизонт беспрерывным светом способами для морских маяков. Кроме того, он будет полезен для художников и мастеровых для делания чертежей и чтения книг, для освещения пути при каретах, дворах, подъездов и улиц».

Это был прототип современного прожектора.

Но вновь решающую роль сыграла российская действительность: фонари приобретали люди из привилегированного сословия в качестве домашнего декора.

Изобретения И.П. Кулибина:

1) Винтовой пассажирский лифт в Зимнем дворце для Екатерины Великой.

2) Электрическая машина, с помощью которой можно было получать огромные искры.

3) Изобрел «самокатку». Это не велосипед, а скорее экипаж, но для индивидуального пользования, где движущей силой является сила человека.

4) Оптический телеграф – такой телеграф мог использоваться и днем и ночью на промежуточных станциях, находящихся на больших расстояниях.

5) Протез Кулибина – изготовил протез для брата одного из фаворитов в 1794 году. Но история протезного дела приписана английскому хирургу Сайсну, изготовивший его в 1848 году.

«Механик – гений»

Еще много гениальных вещей изобрел и предложил Кулибин, но один за другим предложенные проекты разбивались о политику государства и бюрократический аппарат. Дворянство хотело развлечения, а Кулибин трудился на благо российского народа. Он хотел удовлетворить самые насущные потребности жителей, повседневные практические нужды. Но удовлетворение людских потребностей, как и развитие отечественной науки, было для государства «десятым делом».

С легкой руки Александра I Кулибин был отправлен в отставку. Иван Петрович вернулся в родной Нижний. Как еще один наш земляк – Н.И. Лобачевский, Кулибин в конце жизни разорился и умер в глубокой бедности.

На сегодняшний день именем Ивана Петровича Кулибина в Нижнем Новгороде названа улица, парк и поставлен памятник. Нижний Новгород помнит и чтит память о великом изобретателе, но для остальной российской действительности он так и остается «забытым механиком – гением».

Егор Тимошенко

Источник: https://ili-nnov.ru/ivan-kulibin-zabytyjj-mekhanik-genijj/

Что изобрел Кулибин И. П.: самые известные творения талантливого мастера

иван кулибин что изобрел

Большинство идей великого инженера-самоучки Ивана Петровича Кулибина не нашли поддержки властей того времени. Из всех творений мастера сегодня можно увидеть только самоходную коляску и диковинные часы, подаренные императрице. Однако имя гениального человека не только дошло до наших дней, но и стало нарицательным.

Имя этого человека стало нарицательным и произносится с восхищением, когда нам посчастливится наблюдать за работой мастера — автора полезного изобретения, открытия или удивительного механизма.

Кто такой Кулибин: краткая биография

Кулибин Иван Петрович родился в Нижегородской губернии в апреле 1735 г. Его отец был мелким купцом, семья проживала в усадьбе в слободе Подновье. Сегодня на этом месте в Нижнем Новгороде стоит памятный знак, сама же усадьба не сохранилась.

О детстве и юности Кулибина известно, что мальчик много читал и увлекался техникой, насколько это было возможно в то время. Профессия торговца не прельщала его. Он выучился на слесаря, токаря и часовщика. Образования помимо этого не получил.

Благодаря своему упорному труду он сумел произвести впечатление на императрицу. Кулибин преподнес ей в подарок удивительные часы с боем, музыкой и крошечными фигурками, которые двигались под действием часового механизма.

За этот исторический подарок Иван Петрович был назначен в 1769 году заведующим механической мастерской Петербургской академии наук. Так началась работа знаменитого мастера, инженера и изобретателя в столице России.

Лопастной водяной двигатель

Среди изобретений Кулибина выделяется водоход, принцип работы которого был похож на коноводное судно. Такие грузовые суда использовали на Руси наряду с бурлацкими.

Якорь груженого судна бросали далеко впереди, завезя его на шлюпке, а затем с помощью лошадей подтягивали к нему судно. Механизм представлял собой водяные колеса, приводимые в движение потоком речной воды.

Через зубчатую передачу вращение передавалось на другую ось, на которую была намотана якорная цепь. Пока судно подтягивало себя к первому якорю, далеко впереди бросали второй, и судно шло дальше.

Всего Кулибин создал три проекта водохода, последний только на бумаге. Испытание первой модели прошло не настолько успешно, чтобы впечатлить чиновников из водного департамента. Они сочли проект слишком дорогим и неэффективным, бурлаки способны протащить груз на большее расстояние за одни сутки. Хотя изобретатель внес в первый проект значительные усовершенствования, он был отклонен.

Лифт для Ее императорского величества

Сама Екатерина II была заказчицей изобретателя. С годами ей становилось все труднее передвигаться по своему огромному дворцу, а лифт с канатами, прикрепленными под крышей здания, ее величество категорически не устраивал.

Находчивый инженер предложил механизм, не нуждавшийся ни в каких канатах. «Подъемное кресло» двигалось вниз и вверх по вертикальным винтам, было простым и безопасным устройством. Привести его в действие было под силу одному крепкому мужчине. После смерти императрицы подъемный механизм перестал быть нужен во дворце, и его шахту заложили кирпичом.

Первая идея моста через Неву

Столица нуждалась в стабильной переправе через Неву. Существовавшие тогда наплавные мосты приходилось разводить во время ледохода. Конструкция одноарочного моста, предложенного Кулибиным, решала эту проблему.

Спроектировав 300-метровый однопролетный мост, инженер создал его модель в одну десятую оригинала. Она была установлена и успешно испытана в Таврическом саду на глазах скептиков и сомневающихся. Однако мост через Неву по проекту Кулибина так и не был построен.

Рис. 1. Проект однопролетного моста через Неву

Его конструкция была передовой для своего времени и отвечала требованиям, заявленным в конкурсе на мост через Темзу. Этот конкурс укрепил русского изобретателя в мысли, что его идеи отвечают духу времени и отражают реальные запросы города.

Самоходная коляска — прообраз первого автомобиля

Самоходка Кулибина развивала скорость до шестнадцати километров в час — невиданную по тем временам для такого новаторского средства передвижения. Фактически она представляла собой велосипед со сложной коробкой передач, тормозным и рулевым механизмами. Ради снижения веса коляски Кулибин разработал ее трехколесной.

Человек, приводивший коляску в движение, нажимая на педали, имел возможность отдыхать — коляска могла некоторое время ехать самостоятельно. «Самобеглая коляска» имела маховое колесо и подшипники качения. Отмечали, что у коляски был очень мягкий ход, несмотря на высокую скорость.

Действующая модель самоходной коляски существует, она была воспроизведена по чертежам Кулибина. Изобретение не было введено в производство, как и многие другие детища мастера. Среди знати, только развлекавшейся новыми механизмами, не нашлось человека с коммерческой жилкой и пониманием перспектив техники.

Рис. 2. Модель самобеглой коляски Ивана Кулибина

Первый протез

Поручику, потерявшему ногу при штурме Очакова, удалось продолжить военную карьеру и дослужиться до чина генерал-майора благодаря протезу ноги, сконструированному Иваном Кулибиным. Это была не просто «деревянная нога», заменявшая конечность.

Протез был выполнен из металла и состоял из нескольких частей. Голень, полая внутри (для легкости конструкции), соединялась шарниром со стопой на пружине, которая при ходьбе сгибалась и выпрямлялась, а при надевании одежды фиксировалась в нужном положении.

Было тщательно продумано и крепление протеза к телу. Система шин и ремней надежно и удобно крепила искусственную ногу к туловищу. Изобретатель предусмотрел специальные опорные перекладинки для правильного распределения тяжести при ходьбе.

Серийное производство «механических ног» не было налажено военным ведомством в России, но позднее подобные протезы стали выпускать во Франции.

Что еще изобрел инженер-самоучка

Вклад Ивана Кулибина в теорию и практику строительства мостов, судов, подъемных механизмов и других машин не ограничивался перечисленным. Иван Петрович создавал точные инструменты для навигации, астрономических и других научных исследований. Например, он сделал микроскоп без хроматических аберраций по проекту Эйлера, мощный прожектор с параболическим зеркалом, довел до совершенства технику шлифовки оптических стекол.

Императрица высоко оценила «дальнеизвещающую машину», семафор с проектом специальной башни. Код для шифровки сообщений Кулибин тоже придумал сам. Машина передавала информацию на расстояние прямой видимости, затем по цепочке таких башен — дальше.

Но признанием и восхищением знати пользовались в основном изобретения Кулибина для развлечения публики: хитроумные автоматы, сложные фейерверки, предметы роскоши.

Музыкальные золотые часы, заключенные в корпус в форме пасхального яйца, украшенного богатой чеканкой, уцелели до наших дней. Сложный механизм часов состоит из четырехсот деталей, часть которых приводит в движение множество фигурок механического театра.

Увлечение идеей создания вечного двигателя

Идея вечного движения занимала долгие годы ум и время знаменитого изобретателя. Иван Петрович не получил фундаментального образования, он был талантливый инженер-практик и самоучка.

Идея вечного двигателя издавна привлекала людей, но теоретическое обоснование возможности построить такую машину не было получено. Во второй половине XVIII века Парижская академия наук и Лондонское королевское общество официально объявили о том, что не принимают больше проекты подобного рода.

Тем более странно, что великий математик Эйлер поддерживал в Иване Петровиче веру в реальность вечного двигателя. Кулибин интересовался новостями науки и техники и старался, насколько это было возможно в то время, получать информацию обо всем, что изобретали другие в этих областях. Однако точно не известно, прочел ли Кулибин статью Петербургской академии наук с критикой всех проектов «непрерывного движения» и указанием на теоретическую невозможность его создания.

В статье прямо говорилось, что многие искусные в механике мастера разорились, преследуя недостижимую цель. Действительно, Кулибин тратил личные средства на разработку своей идеи, работал упорно до самой кончины, а критику отвергал, ссылаясь на авторитет великого математика.

В мечту Кулибина верил также его биограф, журналист и литератор Павел Свиньин. Его книга «Жизнь русского механика Кулибина и его изобретения» вышла в свет в 1819 году.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Литургия преждеосвященных даров когда совершается

Несмотря на заблуждение о природе энергии, несмотря на то, что мало изобретений были внедрены в практику, имя и дух Ивана Кулибина остались примером упорства и изобретательности.

Источник: https://udiwis.ru/chto-izobrel-kulibin

Что изобрел Кулибин Иван Петрович?

иван кулибин что изобрел

Многие знают о выдающемся русском инженере Иване Петровиче Кулибине. А особо предприимчивым изобретателям не раз приходилось слышать в свой адрес его фамилию: «Ты как Кулибин!» Однако мало кому известно, что из десятка разработок И.П. Кулибин запатентовал лишь единицы. И мир знает нынче, что архитектор Таун построил сверхпрочную конструкцию моста, а вот что изобрел Кулибин ее — не знает.

Личность изобретателя

Иван Петрович родится в Нижнем Новгороде в 1735 году. К удивлению, в его семье не было ученых людей, в связи с чем способности механика-самоучки по праву можно назвать выдающимся талантом!

Семья Ивана существовала за счет мелкой торговли: отец был предпринимателем и старообрядцем, а мать занималась хозяйством и помогала вести бухгалтерию.

С раннего возраста мальчик испытывал большую симпатию к инженерным констукциям и разного рода изобретениям, которых в ту пору в деревнях было не так уж и много. Но пылкий к науке юноша не желал вести бухгалтерские книги и пошел в подмастерье к односельчанину, обучаться слесарному, токарному и часовому делу.

Поднабравшись опыта, Кулибин изготавливает свои первые часы, аналогов которым и по сей день в мире не найти. Крошечное изобретение выполняло функции часов с боем, а также музыкальной шкатулки и миниатюрного театра. Перед произведением искусства нижегородского мастера не смогла устоять сама Екатерина II – он подарил ей часы, а она пригласила Кулибина на работу.

В 1769 году Иван Петрович получает место в Академии Наук, и с этого дня служит верой и правдой во благо Российской науки.

Однако всего лишь немногие изобретения получили патент и по праву принадлежали мастеру. Большинство чертежей и макетов так и остались невоплотившимися мечтами инженера.

Рассмотрим несколько вещей, что изобрел Кулибин, но так и не запатентовал.

Лопастный водяной двигатель

В 18 веке наемный бурлацкий труд был одним из самых распространенных способов перемещения судов против течения рек, а также по мелководью.

Иван Петрович решил избавить людей от мучений и внедрить в пароходное дело инженерную новинку – лопастный двигатель. Принцип его работы основывался на технике передвижения кораблей с помощью якорей и канатов – к сброшенному далеко впереди якорю с помощью каната притягивали судно. И пока к одному грузу корабль «шел», другой бросали дальше — и так по-очереди.

Кулибин усовершенствовал систему. Теперь вместо наемных работников притягивать судно к канату должен был двигатель (он представлял собой 2 колеса с лопастями) с помощью энергии воды. Казалось бы, простая и надежная конструкция, которая сэкономит силы сотням бурлаков, а предпринимателям – сотни денег. Однако даже после успешных испытаний по перемещению корабля с 65-тью тоннами песка финансирование производства так и не было произведено.

К сожалению, это не единственное, что изобрел Кулибин Иван Петрович, но так и не смог наладить выпуск.

Лифт для императрицы

Стареющая Екатерина II с трудом перемещалась по апартаментам Зимнего Дворца. Поэтому Кулибину было дано важно поручение – придумать лифт для самой императрицы.

Лебедочный лифт не отвечал главному условию: крепить канаты к потолку Дворца было категорически запрещено.

Находчивый ученый придумал иной механизм, сходный с работой офисного стула или закручиванием гайки: слуга крутил ручку, и саморез, вращаясь во втулке, поднимал и опускал кресло. К сожалению, механический лифт до наших дней не дожил.

После смерти Екатерины II за ненадобностью он был заложен кирпичом, а право на авторство по его разработке Кулибину так и не досталось. Он стал еще одним предметом, что изобрел Кулибин, но считать своим детищем не мог.

Мост

Если бы дальновидность Екатерины II не подвела ее в тот раз, то она по праву считалась бы еще и основоположницей мостового дела в Петербурге.

В начале 19 века Иван Петрович разработал крайне устойчивую конструкцию однопролетного моста. Над своим изобретением он трудился целых 30 лет! Несмотря на отсутствие необходимых знаний по математике и физике, он, сам того не ведая, практическим путем открыл новые законы. Огромным преимуществом моста был тот факт, что под ним могли проходить корабли не спиливая своих матч.

Великий Эйлер, проверяя чертежи мастера, был удивлен отсутствием просчетов и ошибок в них. Сам Потемкин выделил денег на строительство модели моста, однако на этом спонсорство закончилось.

И спустя 30 лет знаменитым архитектором моста стал Таун, а не И. П. Кулибин, что изобрел этот мост.

«Дедушка» автомобиля

Среди прочего Иван Петрович изобрел самоходную коляску. По внешнему виду она очень походила на автомобиль, но принцип работы отличался. Коляску можно было смело назвать гибридом велосипеда и повозки, так как в действие ее приводил человек, нажимая на педали. Изобретение некоторое время служило игрушкой для знати, но спонсировать ее производство у нее желания так и не появилось. Чертежи «дедушки автомобиля» канули в Лету, не дойдя до наших дней.

Не стоит путать коляску, что изобрел Кулибин, и велоэкипаж Шамшуренкова. Его изобретение было намного больше и интереснее: места хватало на двоих, а в зимнее время велоэкипаж превращался в сани. Хочется заметить интересное сходство: производством разработки Леонтия Шамшуренкова также никто не занялся, и чертежи его изобретения затерялись.

Гениальные изобретения Ивана Кулибина

11 августа ушел из жизни гениальный российский изобретатель, талантливейший мастер-самоучка Иван Кулибин. Его изобретения большею частью были оценены в полной мере лишь после смерти Ивана. Он покинул этот мир в полнейшей нищете, истратив все на бесплодные попытки изобрести вечный двигатель, а для того, чтобы организовать самые скромные похороны, его друзьям пришлось продать часы, висящие на стене в доме мастера, — собранных ими средств не хватило

Еще в детстве маленький Ваня, родившийся в Нижнем Новгороде, в семье скромного торговца, интересовался внутренней сутью вещей. «А как это устроено?», — в поисках ответа он разбирает и снова собирает все, что попадает к нему в руки.

Любопытство сына влечет за собой приятные последствия для его отца: соседи не могут нахвалиться талантливым ребенком, который в считанные минуты чинит им не только часы, но и заводские машины типа токарных станков.

Естественно, папа поощряет детское увлечение, исправно снабжая подростка книгами по физике, химии и другими научными изданиями, какие только он может достать в то время.

Слава Ивана долго не держится в пределах Нижнего Новгорода, она разносится по всей России. Но настоящая известность к нему приходит в тот момент, когда он в 1764 г. едет в Петербург и преподносит Екатерине II часы-яйцо. Помимо собственно механизма, заключенного в необычную оболочку, часики отличались секретом: ежечасно в них распахивалась дверца и миниатюрные человечки, искусно выточенные из золота и серебра, начинали танцевать под музыку.

Восхищенная императрица тут же назначает Кулибина заведующим главной механической мастерской Петербурга, — предыдущий ее глава, специально выписанный из-за границы, не умел и половины из того, что делал Иван.

Практичная государыня убивает одним махом двух зайцев: помимо привлечения ко двору талантливого мастера, еще и экономит, — жалованье Кулибина было на 2000 р. меньше.

А после ее смерти мастер попадает в опалу: сын императрицы стремится убрать с глаз долой все и всех, напоминающих о Екатерине.

Однако русский гений абсолютно равнодушен не только к деньгам, но и к славе, ратуя лишь за престиж государства: свои изобретения он раздаривал людям. Уже потом, после его смерти, ушлые иностранцы присвоят многие из них, устроив за чертежами мастера настоящую охоту.

Часы с секретом

Вышеописанные часы «с секретом», — самое «громкое» изобретение Ивана, хранящееся сейчас в Эрмитаже. На достигнутом мастер не остановился и создал планетные часы, отображающие фазы Луны и Солнца, а также месяцы.

Оптический телеграф

Оптический телеграф (1704 г.), — все мы слышали о телеграфе Шаппа (1794 г.), передающем телеграммы с помощью комбинаций семафоров, однако метод Кулибина был совершеннее. Он свел в одну таблицу код — систему условных положений семафоров, что существенно повысило скорость передачи сигналов. Наверное, француз не до конца разобрался в чертежах гениального мастера

Фонарь-прожектор

Фонарь-прожектор с параболическим зеркальным отражателем (1779 г.), позволивший увеличить в 500 раз силу света одной свечки.

Водоход

Водоход, — речное судно, которое могло передвигаться против течения.

Арочный мост

Арочный мост (1772 г.), решивший наконец проблему судоходства. Именно метод веревочного многоугольника Кулибина используется в нынешних легких, ажурных и чрезвычайно прочных современных мостах.

«Механическая нога», которую Иван создал для потерявшего конечность при Очаковском штурме офицера, послужила основой нынешних протезов.

Экипаж-самокатка

Трехколесный экипаж-самокатка Кулибина (1791 г.), — его конструкция с коробкой скоростей, тормозом и маховым колесом удивительно схожа с основой ходовой части автомобиля Карла Бенца, изобретенного сто лет спустя.

Историки говорят, что идеи Кулибина положены и в основу строительства «Птичьего гнезда», — знаменитого пекинского стадиона.

Его имя стало нарицательным, — сейчас способных выдумщиков, которые вносят различные усовершенствования в уже созданные механизмы или придумывают что-то свое, называют любовно Кулибиными. Вот только того патриотизма в них больше нет

Источник: https://www.officeplankton.com.ua/main/genialnye-izobreteniya-ivana-kulibina.html

Что же всё-таки изобрел Кулибин? — Экстремально — медиаплатформа МирТесен

Все знают, что Кулибин — это великий русский изобретатель, механик, инженер. Его фамилия давно стала в русском языке именем нарицательным. Но, как показал проведенный недавно опрос, всего пять процентов респондентов могут назвать хотя бы одно его изобретение. Как же так? Мы решили провести небольшой ликбез: итак, что же изобрел Иван Петрович Кулибин?

Иван Петрович, родившийся в слободе Подновье близ Нижнего Новгорода в 1735 году, был невероятно талантливым человеком. Механика, инженерное дело, часовой промысел, кораблестроение — все спорилось в умелых руках русского самоучки. Он имел успех и был приближен к императрице, но при этом ни один из его проектов, способных облегчить жизнь простым людям и способствующих прогрессу, не был ни профинансирован должным образом, ни реализован государством. Тогда как развлекательные механизмы — забавные автоматоны, дворцовые часы, самоходки — финансировались с превеликой радостью.

Портрет Ивана Кулибина работы Павла Веденецкого (1818 год)

В конце XVIII века самым распространенным способом подъема грузов на судах против течения был бурлацкий труд — тяжелый, но относительно недорогой. Существовали и альтернативы: например, машинные суда, приводимые в движение волами. Устройство машинного судна было следующим: оно имело два якоря, канаты которых крепились на специальном валу.

Один из якорей на шлюпке или по берегу доставлялся вперед на 800−1000 м и закреплялся. Волы, работающие на судне, вращали вал и накручивали якорный канат, подтягивая судно к якорю против течения. В это же время другая шлюпка везла вперед второй якорь — так обеспечивалась непрерывность движения. Кулибину пришла в голову мысль, как обойтись без волов.

Его идея состояла в использовании двух колес с лопастями. Течение, вращая колеса, передавало энергию на вал — якорный канат накручивался, и судно подтягивало себя к якорю, используя энергию воды. В процессе работы Кулибина постоянно отвлекали заказами на игрушки для царских отпрысков, но он сумел выбить финансирование на изготовление и установку своей системы на небольшое судно.

В 1782 году оно, нагруженное почти 65 т (!) песка, показало себя надежным и значительно более быстрым, нежели корабль на воловьей или бурлацкой тяге. В 1804 году в Нижнем Новгороде Кулибин построил второй водоход, который был вдвое быстрее бурлацких расшив. Тем не менее департамент водных коммуникаций при Александре I отверг идею и запретил финансирование — водоходы так и не получили распространение.

Гораздо позже в Европе и США появились кабестаны — суда, которые подтягивали себя к якорю, используя энергию парового двигателя.

Винтовой лифт

Наиболее распространенная лифтовая система на сегодняшний день представляет собой кабину на лебедках. Лебедочные лифты были созданы задолго до патентов Отиса середины XIX века — подобные конструкции действовали еще в Древнем Египте, приводились в движение они тягловыми животными или рабской силой.

В середине 1790-х годов стареющая и разжиревшая Екатерина II поручила Кулибину разработать удобный лифт для передвижения между этажами Зимнего дворца. Она непременно хотела лифт-кресло, и перед Кулибиным встала интересная техническая задача. К подобному лифту, открытому сверху, нельзя было прицепить лебедку, а если «подхватывать» кресло лебедкой снизу, она бы доставила неудобство пассажиру.

Кулибин решил вопрос остроумно: основание кресла крепилось к длинной оси-винту и двигалось по нему подобно гайке. Екатерина садилась на свой передвижной трон, слуга крутил рукоять, вращение передавалось на ось, и та поднимала кресло на галерею второго этажа. Винтовой лифт Кулибина был закончен в 1793 году, второй же в истории подобный механизм Элиша Отис построил в Нью-Йорке лишь в 1859-м.

После смерти Екатерины лифт использовался придворными для развлечений, а затем был заложен кирпичом. На сегодняшний день сохранились чертежи и остатки подъемного механизма.

Знаменитые часы-яйцо, сработанные Кулибиным в 1764—1767 годах и подаренные Екатерине II на Пасху 1769 года. Ныне хранятся в Эрмитаже.

С 1770-х вплоть до начала 1800-х Кулибин работал над созданием однопролетного стационарного моста через Неву. Он изготовил действующий макет, на котором рассчитал усилия и напряжения в различных частях моста — при том, что теории мостостроения на тот момент еще не существовало! Опытным путем Кулибин предсказал и сформулировал ряд законов сопромата, получивших подтверждение значительно позже.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такая ванга на самом деле

Сперва изобретатель разрабатывал мост на собственные средства, но на финальный макет ему выделил денег граф Потемкин. Модель масштабом 1:10 достигала длины в 30 м. Все расчеты моста были представлены Академии наук и проверены знаменитым математиком Леонардом Эйлером.

Выяснилось, что расчеты верны, а испытания модели показали, что мост имеет огромный запас прочности; его высота позволяла парусным судам проходить без каких-либо специальных операций. Несмотря на одобрение Академии, правительство так и не выделило средств на строительство моста.

Кулибин был награжден медалью и получил премию, к 1804 году третья модель окончательно сгнила, а первый постоянный мост через Неву (Благовещенский) был построен лишь в 1850-м. В 1936 году был проведен экспериментальный расчет кулибинского моста современными методами, и выяснилось, что русский самоучка не сделал ни одной ошибки, хотя в его время большинство законов сопромата были неизвестны.

Методика изготовления модели и испытаний ее с целью силового расчета конструкции моста впоследствии получила широкое распространение, к ней в разное время независимо приходили различные инженеры. Также Кулибин первым предложил использовать в конструкции моста решетчатые фермы — за 30 лет до запатентовавшего эту систему американского архитектора Итиэля Тауна.

По мосту через Неву

Несмотря на то что ни одно серьезное изобретение Кулибина так и не было оценено по-настоящему, ему повезло значительно больше, чем многим другим русским самоучкам, которых либо не допускали даже на порог Академии наук, либо отправляли восвояси со 100 рублями премии и рекомендацией больше не лезть не в свое дело.

Знаменитый однопролетный мост через Неву — как он мог бы выглядеть, если бы был построен. Его расчет Кулибин выполнял на моделях, в том числе в масштабе 1:10.

В 1810-х годах Кулибин занимался разработкой железных мостов. Перед нами проект трехарочного моста через Неву с подвесной проезжей частью (1814)

Нередко Кулибину, помимо действительно изобретенных им конструкций, приписывают множество других, которые он действительно совершенствовал, но не был первым. Например, Кулибину очень часто приписывают изобретение педальной самокатки (прообраза веломобиля), в то время как такую систему создал на 40 лет раньше другой русский инженер-самоучка, а Кулибин был вторым. Рассмотрим некоторые из распространенных заблуждений.

Итак, в 1791 году Кулибин построил и представил Академии наук самодвижущийся экипаж, «самобеглую коляску», по сути являвшуюся предшественницей веломобиля. Она была рассчитана на одного пассажира, а в движение машину приводил слуга, стоящий на запятках и поочередно давящий на педали. Самобеглая коляска некоторое время служила аттракционом для знати, а затем затерялась в истории; сохранились только ее чертежи.

Кулибин не был изобретателем веломобиля — за 40 лет до него аналогичную по конструкции самобеглую коляску построил в Петербурге другой изобретатель-самоучка Леонтий Шамшуренков (известный в частности, разработкой системы подъема Царь-колокола, которая так и не была использована по назначению).

Конструкция Шамшуренкова была двухместной, в более поздних чертежах изобретатель планировал построить самоходные сани с верстомером (прообразом спидометра), но, увы, не получил должного финансирования. Как и самокатка Кулибина, самокатка Шамшуренкова до наших дней не дошла.

Протез ноги

На рубеже XVIII—XIX веков Кулибин представил Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии несколько проектов «механических ног» — весьма совершенных по тем временам протезов нижних конечностей, способных сымитировать потерянную выше колена (!) ногу. «Испытателем» первого варианта протеза, сделанного в 1791 году, стал Сергей Васильевич Непейцын — на тот момент поручик, потерявший ногу при штурме Очакова.

Впоследствии Непейцын дослужился до генерал-майора и получил у солдат прозвище Железная Нога; он вел полноценную жизнь, и не все догадывались, почему генерал чуть-чуть прихрамывает.

Протез системы Кулибина, несмотря на благоприятные отзывы петербургских медиков во главе с профессором Иваном Федоровичем Бушем, был отвергнут военным ведомством, а серийное производство механических протезов, имитирующих форму ноги, позже началось во Франции.

Прожектор

Фонарь-прожектор, созданный в 1779 году, так и остался технической диковинкой. В быту — в качестве фонарей на экипажах — применялись лишь его уменьшенные версии.

https://www.youtube.com/watch?v=jfJZwS5Ddwk

В 1779 году увлекавшийся оптическими приборами Кулибин представил петербургской публике свое изобретение — прожектор. Системы отражающих зеркал существовали и до него (в частности, использовались на маяках), но конструкция Кулибина была значительно ближе к современному прожектору: одна-единственная свеча, отражаясь от размещенных в вогнутой полусфере зеркальных отражателей, давала сильный и направленный поток света.

«Чудесный фонарь» был положительно принят Академией наук, расхвален в прессе, одобрен императрицей, но остался лишь развлечением и не был применен для освещения улиц, как полагал Кулибин изначально. Сам мастер впоследствии изготовил ряд прожекторов по индивидуальным заказам кораблевладельцев, а также сделал на базе этой же системы компактный фонарь для кареты — это принесло ему определенный доход.

Мастера подвело отсутствие защиты авторского права — каретные «кулибинские фонари» начали массово делать другие мастера, что сильно обесценило изобретение.

Что еще сделал Кулибин?

Источник: https://extremal.mirtesen.ru/blog/43100648046/CHto-zhe-vsyo-taki-izobrel-Kulibin

7 изобретений Ивана Кулибина — Православный журнал

Идеи «русского Леонардо да Винчи» нашли применение в современном машиностроении, медицине и строительстве. Само его имя стало нарицательным. Но что именно он изобрел?

1  «Водоход»

В 1804 году Кулибин построил водоход – речное судно с водоотталкивающим мотором, позволяющим двигаться против течения. Идея появилась у него ещё в детстве: будучи маленьким мальчиком он был потрясен картиной тяжёлого труда волжских бурлаков. С тех пор он мечтал создать то, что сможет облегчить им жизнь.

2  «Одноарочный мост»

Первая в истории модель 298-метрового одноарочного моста была сконструирована Кулибиным в 1769-1787 годах. Деревянный макет с решетчатыми фермами разместился в Таврическом саду, на несколько лет соединив берега речного канала. Настоящий мост так и не был построен, но Иван Кулибин вошёл в историю как человек, который ввёл идею моделирования сооружений в практику мостостроения.

3  «Самокатная повозка»

В 1791 году Кулибин собрал механический экипаж, ход которому давал человек, крутящий педали, а не привычная упряжка лошадей. Более того, он оснастил её коробкой скоростей, тормозами и маховиком. Кулибинская трёхколёсная самокатная коляска оказалась «матерью» автомобиля Карла Бенца.

4  «Поднимающееся кресло»

Лифт для Екатерины II тоже изобрёл Иван Кулибин. Он представлял собой небольшое кресло, на винтах перемещающееся вниз и вверх, и служило как для развлечения придворных, так и для удобства самой Императрицы.

5  «Механическая нога»

Кулибин усовершенствовал протезную систему. Он создал «механическую ногу» для поручика Сергея Непейцына, пострадавшего при штурме Очакова. С тех пор Непейцына прозвали «железная нога», а идея Кулибина позже получила своё развитие во Франции.

6  «Часы в пасхальном яйце»

В 1764-1767 годах Иван Кулибин создал уникальные по тем временам часы, которые, по его задумке, должны были быть достойны самой Екатерины II. Корпусом стало золотое яйцо. Его мастер-самоучка оснастил часовым, боевым и курантовым механизмами.

Там же поместился и театр-автомат: каждый час подвижные фигурки Жён Мироносиц и Ангела под трёхкратное «Христос Воскресе» разыгрывали сцену из Евангелия о Воскрешении Иисуса Христа. Для сбора таких часов Кулибину потребовалось 427 деталей и 5 лет работы.

7  «Perpetuum mobile»

В последние годы о Кулибине ничего не слышали. Поговаривали, что перед смертью он работал над проектом вечного двигателя, но так и не успел завершить начатое.

Источник: https://foma.ru/7-izobreteniy-ivana-kulibina.html

Кулибин Иван Петрович: изобретения

В русском языке есть много выражений, имеющих двузначный смысл.

Например, прозвучало выражение: «Ай да кулибинец, придумал такое»! Чтобы понять смысл произнесенного, надо хотя бы знать, — кто такой Кулибин, и воспринимать относительно себя правильный смысл этих похвальных слов! Изобретения Кулибина Ивана Петровича поражают глубиной и широтой мысли русского изобретателя того времени. Он пытался познать все точные науки, постоянно совершенствовал не только свои творения, но и другие сложные технические механизмы.

Иван Петрович Кулибин: краткая биография

Жизнь русского изобретателяохватывает период с конца 18 века до начала 19 века. Будущий ученый родился в Нижнем Новгороде в семье мещанина, отец его торговал мукой, и это занятие было предначертано сыну.

Юному мальчику не хотелось всю жизнь провести на базаре, с ранних лет его тянуло к занятиям механикой, практическому применению ее в жизни. Он не посещал школу, а самостоятельно выучился грамоте у дьячка.

Тяга к знаниям была велика у Ивана, поэтому он самостоятельно выучил такие науки, как физика и химия.

Кроме того, он выучился игре на фортепиано, писал оды и хорошо пел.

Таланты будущего великого механика стали проявляться еще в раннем возрасте. Иван Кулибин своим изобретением убедил отца, что должен выбрать другую профессию, а не торговать мукой.

Чуть позже И. П. Кулибин сконструировал и представил императрице Екатерине ІІ удивительные на то время часы. Она оценила изобретение, и по ее распоряжению он был переведен в Петербург. На протяжении долгого времени Иван Петрович служил при Императорской Академии наук, состоял членом Вольного экономического общества и долгое время возглавлял работу Инструментальной палаты при Академии наук.

За выдающиеся заслуги И. П. Кулибин был жалован со стороны Екатерины ІІ и Александра І денежными премиями и удостоен особой золотой медали.

На протяжении жизни Иван Петрович был женат три раза, последний брак состоялся, когда ему исполнилось 70 лет. От всех браков у И.П. Кулибина появилось 11 детей: четыре сына и семь дочерей.

Всю свою жизнь Иван Петрович Кулибин неутомимо работал, тратя на свои проекты собственные средства, поэтому и умер в бедности. Могила с величайшим русским изобретателем находится в Нижнем Новгороде на Всехсвятском кладбище, где установлен памятник величайшему человеку.

Изобретения великого русского механика

Кулибин Иван Петрович и его изобретения поражают широтой своей мысли и неординарностью. Так, великий русский механик сконструировал и модернизировал следующие проекты.

Гидравлическое устройство перекачки воды.

В 13 лет И. Кулибин создал гидравлическое устройство для налива воды в пруд и перекачки лишней жидкости из источника. Внедрение этого аппарата помогло нормализовать процесс размножения рыбы в пруду.

Часы с кукушкой.

На то время придумал совмещение механики часов со звуком.

Новые функциональные часы.

В период с 1764 г. по 1769 г. придумал и воплотил свои рационализаторские идеи при создании нового часового механизма. Оригинальной была форма часов в виде гусиного яйца. Самое уникальное – это их устройство. Часы показывали не только секунды и часы, но также времена года и фазы Луны, при этом они каждый час открывались, а в полдень играла музыка. На циферблате был изображен храм Воскресения.

Зрительные трубы, телескоп, микроскоп и электрическая машина.

Неполный перечень достаточно сложных технических устройств, которые Иван Петрович сделал по образцам.

Проект мостов через реки Нева и Волга.

Спроектировал мост в один пролет через реку Нева, при этом длина моста предполагалась в 298,704 метра (140 саженей, 1 сажень — 2,1336 метра). Знаменитый академик Леонард Эйлер проверил все вычисления И. П. Кулибина, отметив точность и правильность всех математических расчетов. После этого он напечатал об этом в Академию Наук. Практические испытания модели, которая была уменьшена в 10 раз, были проведены 27 декабря 1776 года во дворе Академии Наук Российской империи. И они были успешны.

Проект железного моста в три проема через Волгу был совершенен.

И в наше время многие выдающиеся инженеры отзываются о конструкциях И. П. Кулибина как наиболее рациональных, поскольку мост поддерживается аркой, а раскосная система предотвращает его изгиб.

Фонарь с отражающими стеклами.

И. П. Кулибин усовершенствовал фонарь за счет установки отражающих стекол, что усилило силу света до 25,5 км. Данное изобретение стало использоваться для света маяков, освещения длинных галерей и т.д.

Прототипы будущих протезов.

Иван Петрович первый в мире разработал и стал делать механические руки и ноги для ампутированных частей тела. Данная идея протезирования на практике в полном масштабе начала реализовываться во Франции после войны с Россией (1812-1813 гг.).

Устройство для открывания форточек на окнах.

Современный способ открывания и закрывания окон с помощью веревок первым придумал И. П. Кулибин. Он предложил открывать форточки в Царскосельском дворце, которые располагались высоко от земли, с помощью шнурков.

Освещение помещений с помощью зеркал.

Иван Петрович придумал освещать темные помещения и коридоры во дворце императрицы с помощью зеркал, которые усиливают дневной свет.

Уникальные фейерверки.

Создал оригинальные на то время комнатные фейерверки, огненные фонтаны, ракеты. При их запуске в помещении не оставалось следов пороха и дыма.

Проект судна, которое двигалось против течения.

Передовой на то время проект судна, которое за счет движения встречной воды двигалось без парусов против течения. Такое изобретение успешно прошло все испытания в 1806 году, и Иван Петрович ходатайствовал о постройке данного типа кораблей в России.

И это не полный перечень изобретений И. П. Кулибина.

Наш соотечественник не только придумывал сложные механические устройства, но и успешно решал другие проблемы, связанные с механикой. Причем другие ученые не могли справиться с такими задачами. Так он с легкостью решил следующие задачи:

  • починил сложный механизм машины, которая демонстрировала движение планет в Академии Наук;
  • создал автомат, который играл в шашки и давал посетителям различные советы;
  • сконструировал устройство для безопасного передвижения емкостей с расплавленным стеклом на заводе;
  • придумал и сделал подъемную машину по винтовой лестнице для императрицы, причем кресло двигалась без каких-либо канатов и цепей;
  • решил задачу по спуску корабля «Благодать» с 130 пушками на борту, который застрял на эллинге, и строители «опустили руки».

Сам Кулибин Иван Петрович и его изобретения были уникальными для того времени. Проекты их основывались на глубоких знаниях законов механики и физики. К сожалению, многие идеи не были воплощены в жизнь.

Источник: https://vseonauke.com/1006482819655403863/kulibin-ivan-petrovich-izobreteniya/

Биография, открытия и изобретения Ивана Кулибина с картинками

Имя Ивана Петровича Кулибина уже давно стало нарицательным для мастеров-самоучек, изобретающих технологические шедевры без какого-либо оборудования и условий. При этом реальные заслуги таланта, прозванного «нижегородским Архимедом», помнит не каждый. Так чем же именно мы обязаны техническому гению Кулибину? Предлагаем список самых интересных с фото и картинками, которые удалось добыть.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как заботиться о ребенке

Будущий механик и изобретатель родился 21 апреля 1735 года по новому стилю в усадьбе Подновье. Юношей он успешно освоил ремесло токаря, слесаря и часовщика.

Интересно! Сделанные им часы настолько впечатлили императрицу Екатерину, что она назначила его заведовать мастерской при Петербургской академии наук. На этой должности талантливый изобретатель сменил самого Михаила Ломоносова.

Под руководством Кулибина там изготавливали самые разнообразные навигационные и астрономические приборы для нужд военного флота, а также станки для мануфактур и производств.

На новом месте он продолжал изобретать множество устройств и приборов, на много лет опередивших своё время. Выдающийся мастер скончался в 1818 году, но широкой публике стал по-настоящему известен лишь годом позже, когда писатель Павел Петрович Свиньин опубликовал биографию Кулибина.

11 изобретений учёного

Несколько лет назад один научно-популярный журнал устроил опрос: чем же знаменит Иван Кулибин? Как оказалось, с изобретениями талантливого механика знакомо примерно пять человек из ста. А ведь со многими из них люди сталкиваются едва ли не каждый день. Можно назвать не так много изобретателей, с именем которых связана такая историческая несправедливость.

Гидравлическое устройство перекачки воды

Ещё в детстве, когда ему было всего 13 лет, Иван сконструировал специальное устройство для наполнения пруда и откачки лишней воды из него. Благодаря его использованию рыба в пруду стала меньше подвергаться стрессу, влиявшему на её размножение. Много лет спустя Кулибин продолжил работы в этой области и построил насос для откачивания рассола из шахт, в которых велась добыча поваренной соли.

Справка! В движение его механизм приводился конной тягой.

Новый часовой механизм

Особым предметом гордости Кулибина могли бы стать его часы. С помощью первых он завоевал благосклонность у императрицы Екатерины. Подарок для неё инженер-самоучка создавал в течение пяти лет.

Интересно! Корпус часов был выполнен в виде золотого яйца, внутри которого помещалось три механизма, обеспечивавших их ход и бой. Главной же изюминкой кстал миниатюрный механический театр. Каждый час на его сцене появлялись крохотные фигурки, разыгрывавшие сцену Воскресения Христа из Евангелия. Безотказную работу этого шедевра обеспечивало 427 деталей. Сейчас эти часы являются одной из жемчужин в собрании Эрмитажа.

Спустя несколько лет мастер внёс новые усложнения в свой механизм. Новые часы показывали не только время, но и фазы Луны со сменой времён года. Ровно в полдень особое устройство начинало проигрывать мелодию.

Протезы

В самом конце XVIII века им были изобретены несколько вариантов искусственных ног, которые могли заменить конечность, потерянную даже выше колена. Достигалось это особой конструкцией подвижного сустава. По тем временам это было серьёзным достижением.

Свой протез Кулибин опробовал с помощью военного офицера, лишившегося ноги во время взятия Очакова. Непосвящённому наблюдателю тот факт, что поручик ходит на механической ноге, становился заметен не сразу. Изобретение получило высокие оценки от врачей Медико-хирургической академии, но военное министерство интереса к нему не выказало.

Самобеглая коляска

В 1791 году в Академии наук изобретатель продемонстрировал новое транспортное средство, которое приводилось в движение не лошадьми, а мускульной силой человека. Для езды на ней надо было нажимать на педали, а коляска также имела возможность переключения скоростей. Она стала одним из первых прообразов веломобиля, ставшего популярным средством передвижения после окончания Первой мировой войны.

Мостостроение

Почти три десятилетия своей жизни Кулибин отдал решению проблемы строительства однопролётного моста. Его работа осложнялась тем, что никаких специализированных трудов в этой отрасли не было — каждый инженер бережно охранял свои секреты.

Обойти все подводные камни Иван Петрович смог с помощью постройки макета моста. Попутно он отыскал несколько закономерностей, которые затем стали частью науки о сопротивлении материалов. Окончательная модель, построенная изобретателем, достигала 30 м в длину. Конструкцию одобрили и члены Академии наук.

Не нашла поддержки идея только у членов правительства, отказавших в финансировании. Первого постоянного моста через реку Неву пришлось ждать ещё полвека. Также инженер предложил использовать для возведения мостов стальные фермы в виде решёток. Патент на них в США был выдан лишь через тридцать лет.

Телескоп, микроскоп

Одновременно со своими чудесными часами, Кулибин демонстрировал императрице и сделанные им телескоп и микроскоп. Конечно, эти приборы были известны и до него. Но инженер-самоучка обладал настолько гигантским талантом, что сумел понять их устройство, изучив купленные у заезжего купца образцы. Для их изготовления мастер самостоятельно научился изготавливать линзы и зеркала, придавать им нужную форму, полировать.

Механизм открывания окон и форточек

Талант Кулибина позволил облегчить жизнь обслуге, работавшей в Царскосельском императорском дворце. Из-за высоких окон и потолков им регулярно приходилось носить лестницы, чтобы открыть или закрыть форточку в зависимости от капризов монаршей особы. Инженер создал особую систему из верёвок и противовесов. С её появлением любое окно во дворце можно было открыть, всего лишь потянув за шнурок. Подобные устройства встречаются в некоторых зданиях и по сей день.

Фейерверк без следов

Многие свои приборы и устройства Иван Петрович делал по заказу или прихоти императрицы и её приближённых, просто для забавы. Одним из таких изобретений стали бездымные фейерверки и шутихи.

Их было возможно запускать внутри помещений, не рискуя заполнить всё дымом, хотя риск пожара по-прежнему сохранялся. Без его пиротехнических устройств не обходился ни один приём при дворе. Подобные развлечения раздражали изобретателя, так как отвлекали его от работы, которую он сам считал более важной.

Источник: https://poznanie21.ru/nauka-i-tehnika/izobretenija/kto-takoj-ivan-kulibin-i-chto-on-izobrjol.html

Что изобрел Кулибин?

Все знают, что Кулибин — это великий русский изобретатель, механик, инженер. Его фамилия давно стала в русском языке именем нарицательным. Но, как показал проведенный недавно опрос, всего пять процентов респондентов могут назвать хотя бы одно его изобретение. Как же так? Мы решили провести небольшой ликбез: итак, что же изобрел Иван Петрович Кулибин?

Иван Петрович, родившийся в слободе Подновье близ Нижнего Новгорода в 1735 году, был невероятно талантливым человеком. Механика, инженерное дело, часовой промысел, кораблестроение — все спорилось в умелых руках русского самоучки.

Он имел успех и был приближен к императрице, но при этом ни один из его проектов, способных облегчить жизнь простым людям и способствующих прогрессу, не был ни профинансирован должным образом, ни реализован государством.

Тогда как развлекательные механизмы — забавные автоматоны, дворцовые часы, самоходки — финансировались с превеликой радостью.

Водоходное судно

В конце XVIII века самым распространенным способом подъема грузов на судах против течения был бурлацкий труд — тяжелый, но относительно недорогой. Существовали и альтернативы: например, машинные суда, приводимые в движение волами.

Устройство машинного судна было следующим: оно имело два якоря, канаты которых крепились на специальном валу. Один из якорей на шлюпке или по берегу доставлялся вперед на 800−1000 м и закреплялся. Волы, работающие на судне, вращали вал и накручивали якорный канат, подтягивая судно к якорю против течения.

В это же время другая шлюпка везла вперед второй якорь — так обеспечивалась непрерывность движения.

Кулибину пришла в голову мысль, как обойтись без волов. Его идея состояла в использовании двух колес с лопастями. Течение, вращая колеса, передавало энергию на вал — якорный канат накручивался, и судно подтягивало себя к якорю, используя энергию воды.

В процессе работы Кулибина постоянно отвлекали заказами на игрушки для царских отпрысков, но он сумел выбить финансирование на изготовление и установку своей системы на небольшое судно.

В 1782 году оно, нагруженное почти 65 т (!) песка, показало себя надежным и значительно более быстрым, нежели корабль на воловьей или бурлацкой тяге.

В 1804 году в Нижнем Новгороде Кулибин построил второй водоход, который был вдвое быстрее бурлацких расшив. Тем не менее департамент водных коммуникаций при Александре I отверг идею и запретил финансирование — водоходы так и не получили распространение. Гораздо позже в Европе и США появились кабестаны — суда, которые подтягивали себя к якорю, используя энергию парового двигателя.

Теория и практика мостостроения

С 1770-х вплоть до начала 1800-х Кулибин работал над созданием однопролетного стационарного моста через Неву.

Он изготовил действующий макет, на котором рассчитал усилия и напряжения в различных частях моста — при том, что теории мостостроения на тот момент еще не существовало! Опытным путем Кулибин предсказал и сформулировал ряд законов сопромата, получивших подтверждение значительно позже.

Сперва изобретатель разрабатывал мост на собственные средства, но на финальный макет ему выделил денег граф Потемкин. Модель масштабом 1:10 достигала длины в 30 м.

Все расчеты моста были представлены Академии наук и проверены знаменитым математиком Леонардом Эйлером.

Выяснилось, что расчеты верны, а испытания модели показали, что мост имеет огромный запас прочности; его высота позволяла парусным судам проходить без каких-либо специальных операций. Несмотря на одобрение Академии, правительство так и не выделило средств на строительство моста.

Кулибин был награжден медалью и получил премию, к 1804 году третья модель окончательно сгнила, а первый постоянный мост через Неву (Благовещенский) был построен лишь в 1850-м.

В 1810-х годах Кулибин занимался разработкой железных мостов. Перед нами проект трехарочного моста через Неву с подвесной проезжей частью (1814). Позже изобретатель создал проект более сложного четырехарочного моста.

В 1936 году был проведен экспериментальный расчет кулибинского моста современными методами, и выяснилось, что русский самоучка не сделал ни одной ошибки, хотя в его время большинство законов сопромата были неизвестны.

Методика изготовления модели и испытаний ее с целью силового расчета конструкции моста впоследствии получила широкое распространение, к ней в разное время независимо приходили различные инженеры.

Также Кулибин первым предложил использовать в конструкции моста решетчатые фермы — за 30 лет до запатентовавшего эту систему американского архитектора Итиэля Тауна.

По мосту через Неву

Несмотря на то что ни одно серьезное изобретение Кулибина так и не было оценено по‑настоящему, ему повезло значительно больше, чем многим другим русским самоучкам, которых либо не допускали даже на порог Академии наук, либо отправляли восвояси со 100 рублями премии и рекомендацией больше не лезть не в свое дело.

Знаменитый однопролетный мост через Неву — как он мог бы выглядеть, если бы был построен. Его расчет Кулибин выполнял на моделях, в том числе в масштабе 1:10.

Самобеглая коляска и другие истории

Нередко Кулибину, помимо действительно изобретенных им конструкций, приписывают множество других, которые он действительно совершенствовал, но не был первым. Например, Кулибину очень часто приписывают изобретение педальной самокатки (прообраза веломобиля), в то время как такую систему создал на 40 лет раньше другой русский инженер-самоучка, а Кулибин был вторым. Рассмотрим некоторые из распространенных заблуждений.

Самобеглая коляска Кулибина отличалась сложной системой привода и требовала от водителя значительных усилий. Это был второй в истории веломобиль.

Итак, в 1791 году Кулибин построил и представил Академии наук самодвижущийся экипаж, «самобеглую коляску», по сути являвшуюся предшественницей веломобиля. Она была рассчитана на одного пассажира, а в движение машину приводил слуга, стоящий на запятках и поочередно давящий на педали. Самобеглая коляска некоторое время служила аттракционом для знати, а затем затерялась в истории; сохранились только ее чертежи.

Кулибин не был изобретателем веломобиля — за 40 лет до него аналогичную по конструкции самобеглую коляску построил в Петербурге другой изобретатель-самоучка Леонтий Шамшуренков (известный в частности, разработкой системы подъема Царь-колокола, которая так и не была использована по назначению).

Конструкция Шамшуренкова была двухместной, в более поздних чертежах изобретатель планировал построить самоходные сани с верстомером (прообразом спидометра), но, увы, не получил должного финансирования. Как и самокатка Кулибина, самокатка Шамшуренкова до наших дней не дошла.

Знаменитые часы-яйцо, сработанные Кулибиным в 1764—1767 годах и подаренные Екатерине II на Пасху 1769 года. Во многом благодаря этому подарку Кулибин возглавил мастерские при Петербургской академии наук. Ныне хранятся в Эрмитаже.

Вечный двигатель

Источник: https://www.kramola.info/vesti/letopisi-proshlogo/chto-izobrel-kulibin

Истинное лицо «русского Архимеда» Ивана Кулибина

Иван Петрович Кулибин, «русский Архимед», Эрмитаж, портрет кисти П. П. Веденецкого / Источник: Изображение: wikimedia.org

11 августа 1818 года умер русский изобретатель-самоучка

Наша земля всегда была богата на уникальные умы и золотые руки. И если бы у власти в нужное время стояли дальновидные образованные люди, картина мира давно могла бы быть совершенно другой. История гения Кулибина — тому подтверждение.

Первое изобретение

Родившийся в семье, где никогда не было ученых, Иван был, как говорится, не от мира сего. Продолжать торговое дело отца он не захотел, да и прибыли особой это не приносило. Поэтому мальчика отдали в подмастерья к односельчанину обучаться механике. Все равно пацан пропадал там днями.

Освоивший токарное, часовое и слесарное мастерство, Иван со свойственным ему новаторским подходом создал уникальные часы. И замахнулся – ни много ни мало! – преподнести их императрице. Мало того что в их карманном варианте был собственный часовой механизм: маленькие куранты отбивали время, часы играли несколько мелодий, а внутри танцевали механические фигурки.

Екатерина II была впечатлена подарком и назначила Ивана главным мастером в механическую мастерскую при Петербургской академии наук.

Реки и мосты

Вынужденный заниматься по большей части не изобретательством, а производством уже известных инструментов, станков и приборов для разных наук, Кулибин все же находил время для разработки и расчетов собственных идей.

Так, всего через три года после назначения на должность, в 1772 году представил к рассмотрению проект одноарочного моста через Неву.
Прелесть конструкции состояла в том, что вошедшим в Неву кораблям не приходилось спиливать мачты. Но от проекта отмахивались даже после того, как Кулибин построил большую действующую модель.

В результате через 30 лет конструкцию запатентовал некий Таун, и вся слава досталась ему.

Одноарочный мост Ивана Кулибина, проект 1776 года. Изображение: wikimedia.org

На полку был сложен и проект «водохода». Вместо силы сотен бурлаков работал лопастной двигатель, призванный использовать для передвижения судна против течения энергию самой реки. Отговорки отказавших в продвижении проекта чиновников были более чем формальными.

Безлошадная повозка

Не получила распространения и «самоходка» Кулибина. И до него создавались экипажи, едущие без лошадей – можно вспомнить работы великого Леонардо или самобеглую коляску Леонтия Шамшуренкова. Только конструкция Кулибина была проще, эффективнее и включала в себя механизмы, которые используются в вело- и автомобилестроении до сих пор. Например, свободный ход и механизм переключения скоростей.

Несмотря на то, что знать была в восхищении от диковины, спонсировать широкое производство повозок никто не захотел. От изобретения не осталось даже чертежей.

Протезирование

В 1791 году Кулибин подарил двадцатилетнему офицеру Сергею Непейцыну уникальную возможность продолжить служение Отечеству. Тот потерял ногу при штурме Очакова, и изобретатель сконструировал для него передовой для того времени протез. Непейцын получил прозвище «Железная нога» и окончил службу через много лет в чине генерал-майора.

Дальнобойный прожектор

«Дальнеизвещающая машина» Кулибина, а попросту семафор, тоже не получила распространения в свое время. Зато им вовсю пользовалась царская семья через много лет. С помощью семафора Кулибина, на котором в свое время изобретателем в десятки раз был усилен прожектор, сообщения из Санкт-Петербурга передавались в Варшаву за 22 минуты. А это 1200 километров.

Башня оптического телеграфа Зимнего дворца, Санкт-Петербург. Изображение: Alex FlorsteinFedorov / Wikimedia

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Кто такой александр пересвет

Закрыть