Как часто можно собороваться

Сколько раз можно собороваться?

как часто можно собороваться

На вопросы отвечает иеромонах Макарий (Маркиш)

– Сколько раз можно соборовать больных и здоровых? 

– Больных соборуют однократно в течение болезни, т.е. если человек выздоровел, а после снова заболел, то его снова можно соборовать.

Что же касается так называемого «общего соборования», совершаемого над практически здоровыми людьми, то это особая, сравнительно недавняя практика, и обычаи могут быть различными. Общее соборование совершается в храмах в дни Великого поста; каждый верующий участвует в этом Таинстве, как правило, лишь раз в году, хотя совершать его нередко приходится несколько раз, чтобы все желающие могли принять в нем участие.

+ + +

– Если человек вслух или мысленно не одобряет поступок ближнего, то это тоже грех осуждения? Возможно ли не одобрять поступки, не осуждая их? Есть ли разница между этими понятиями?

– Осуждение можно кратко определить как распространение зла. Если я начинаю усиливать известное мне зло и сообщать окружающим в виде клеветы, слухов, злословия, злопыхательства, брюзжания, ненависти и т.п., то я повинен этому греху. Если же мои действия свободны от этих особенностей, если всё, что от меня исходит, диктуется необходимостью и пользой для окружающих, то нет причин говорить об осуждении.

Как в этом убедиться? Как всегда, очень просто: опираясь на Священное Писание. Раскроем, например, 2-е Послание святого апостола Павла к Тимофею: «Александр медник много сделал мне зла.

Да воздаст ему Господь по делам его! Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам». Вот негативные сведения, сопровождённые к тому же напоминанием о Божием суде, вызванные явной необходимостью.

Но уже в следующем стихе апостол пишет: «При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!» – показывая нам пример неосуждения.

Просмотрите книги Нового Завета, и вы найдете множество примеров обоего рода.

+ + +

– Многих людей смущает «негигиеничность» причастия. Мол, из одной Чаши причащаются больные и здоровые. Некоторых это отталкивает от таинства. Что можно сказать таким людям? 

– Здесь как будто бы есть «рациональное зерно» Почему хотя бы не попросить больных встать в очередь к Святой Чаше последними? Но те, кто питает подобные мысли, свидетельствуют о своем невежестве: им следует знать, что диакон или священник потребляют оставшиеся в Чаше Святые Дары той же самой лжицей и тщательно замывают священные сосуды, проглатывая всю воду до последней капли. А если даже забыть про них, то ведь никогда точно не известно, у кого в организме какая инфекция. И, конечно же, чувство «естественной брезгливости» тоже требует дать себе ход В результате вместо приобщения Святым Телу и Крови будет нечто совершенно немыслимое.

Поэтому надо совершить не-большое усилие и превозмочь свои неуместные чувства, вспомнив, что христиане причащаются из одной Чаши буквально с первого дня существования Церкви. Страшные эпидемии в прошлом выкашивали население городов и деревень, но никогда еще никто не смог приписать распространение инфекции Причащению Святых Тайн.

Соборование что это и для чего: сколько стоит таинство соборования в церкви и на дому, как подготовиться, как проходит обряд елеосвящения, как использовать масло

как часто можно собороваться

Вот вы разобрались со всеми вопросами, касающимися сути и необходимости Соборования; поняли, что все досужие домыслы об этом таинстве не имеют смысла и смертельной опасности для вас оно не представляет, а где-то даже совсем наоборот — поможет выздоровлению: если не телесному, то духовному уж точно.

Потому что и телесный недуг, если правильно подойти к данному действу, будет восприниматься под совершенно иным углом зрения. И вы решили: Великий пост — пора собороваться! А теперь надо выяснить чисто практические вопросы подготовки к Таинству Елеосвящения.

Нужно ли поститься, причащаться и исповедоваться перед соборованием?

Абсолютно здоровых людей почти не существует. А болезни, как мы знаем, это результат нашей греховной жизни. И перед тем как собраться совершить Соборование, в первую очередь надо озаботиться не столько тем, можно ли перед ним кушать, сколько всерьез задуматься о том, чем нагрешили в жизни, и очиститься от грехов.

А очищение происходит через Таинство Покаяния, в ходе которого вспоминаются и называются совершённые греховные деяния, в которых необходимо с сокрушением сердца покаяться. Поэтому в первую очередь рекомендуется побывать на исповеди.

Есть еще и такая рекомендация — получить благословение священнослужителя на Таинство Елеосвящения.

Известно, что Елеосвящение способно простить человеку некоторые грехи, но не те, которые он, надеясь именно на это, просто-напросто утаил, скажем, из-за стыда. Прощаются лишь грехи, начисто забытые или совершенные несознательно.

Это же относится и к Таинству Причащения: если есть возможность, хорошо причаститься перед Соборованием. Но чаще всего это происходит после него, на ближайшей Божественной литургии.

Несколько слов о духовной подготовке

Большая часть болезней признается в христианстве последствием греха.Чем более осознанно и серьезно, со вниманием и усердием человек отнесется к предстоящему событию, чем правильнее внутренне настроится, тем лучшего результата достигнет.

Что нужно делать, чтобы совершаемое таинство принесло максимальную пользу?

Кроме раскаяния в грехах, отягчающих душу, надо еще и примириться с людьми — и с теми, которых вы обидели, и с теми, кто обидел вас.

Даже если человек тяжело болен, надо изыскать для него возможность примирения — по словам молитвы, читаемой перед Причащением: «первее примирися тя опечалившим», которые весьма уместны и в случае Соборования.

Потому если мы ждем от Елеосвящения отпущения наших грехов, то стоит простить и ближнего в его заблуждениях.

Перед таким важным событием душа просит молитвы. Как готовиться в этом смысле? Специального молитвенного правила перед Соборованием не существует. Но это вовсе не мешает помолиться-подготовиться по своему усмотрению. Существуют такие общие рекомендации:

  • накануне таинства или в день его совершения можно почитать Покаянный канон;
  • вполне уместно выбрать и почитать акафисты Иисусу Сладчайшему, или Пресвятой Богородице, или святым, стяжавшим дар исцеления болящих (например, великомученику и целителю Пантелеимону, Луке Крымскому или любому другому, к кому особо «душа лежит»);
  • создать необходимый покаянный настрой могут и просто искренние молитвы.

Можно ли кушать перед таинством?

Специально поститься перед Таинством не обязательно.Люди, которые часто причащаются Святых Христовых Тайн, знают, что это таинство совершается сугубо натощак.

Касается ли подобное Соборования? Здесь все зависит от самого человека, его самочувствия.

Иногда Елеосвящение может быть назначено на вторую половину дня или вечер: сможете вытерпеть и не кушать — никто не запрещает. Как никто и не запрещает подкрепиться.

И «пищевой» пост накануне Соборования тоже не предусмотрен: специально поститься нет необходимости. Достаточно того, что таинство для желающих совершается в храмах в период многодневных постов — Великого или Рождественского. А раз пост, который касается любого христианина, то и пищу нужно есть соответствующую, исключающую мясные, молочные, яичные продукты.

К больным же людям, находящимся дома или на излечении в больнице, священник приезжает по мере необходимости в любой оговоренный день года.

Что брать с собой?

Не забудьте взять с собой масло.На Соборование надо прийти вовремя, а еще лучше — немножко раньше.

Если не записались на свечном ящике предварительно, следует внести свое имя в список, по которому священник будет семикратно молиться за каждого из присутствующих. Надо купить свечу — ее вы будете держать в руке в ходе таинства.

Что нужно принести для соборования с собой? Обычно приносят растительное масло — в бутылке или баночке, кому как удобнее. Посуду с маслом, открыв ее, ставят на столик, а в конце таинства священник добавляет в каждую тару с маслом освященный елей, оставшийся после помазания.

Не будут лишними носовые платки или впитывающие салфетки. Во время помазания лица, груди и рук образуются излишки елея, которые время от времени надо втирать в кожу или промокать тканью, чтобы не испачкалась одежда.

Три практических совета

Известно, что, идя в православный храм, женщины покрывают головы.

  1. Головной платок или шарф надо повязать таким образом, чтобы был открыт лоб (его будут помазывать) и чтобы из-под платка не выбивались и не замасливались волосы.
  2. Одежда должна быть настолько удобной, чтобы давала возможность помазать шею и грудь.
  3. Не рекомендуется оставлять на шее, пальцах, руках драгоценности или бижутерию: чтобы не мешали, да и не замаслились.

Человеку свойственно ожидать чуда. И это правильно. Однако требовать его у Творца не следует. Нам не дано знать, что «зашифровано» Им в наших телесных немощах: может, они гораздо полезнее для исправления наших душ, чем 100%-ное здоровье.

Ведь причиной наших бед является нечто внутри нас. И, собираясь на Соборование, надо ясно понимать, что для нашего исцеления гораздо важнее со смирением просить у Господа врачевания и сохранения бессмертной души, а уж затем — тела.

Интересное видео

Источник: https://achair-city.ru/obryady/soborovanie-chto-eto-i-dlya-chego-skolko-stoit-tainstvo-soborovaniya-v-tserkvi-i-na-domu-kak-podgotovitsya-kak-prohodit-obryad-eleosvyashheniya-kak-ispolzovat-maslo.html

Соборование — значение, правила, особенности | Православиум

как часто можно собороваться

Рубрика: Церковные Таинства

Соборование (Елеосвящение) – это одно из семи Таинств Православной Церкви. Таинством называется священнодействие, в котором незримо участвует сам Господь, даруя верующим Благодать.

Согласно Катехизису святителя Филарета Московского, Елеосвящение заключается в помазании человека елеем (освящённым растительным маслом) и в призвании Божьей Благодати, которая помогает в избавлении от душевных и телесных недугов. Соборование совершается, как правило, над болящими людьми.

Это Таинство прослеживается ещё с Евангельских событий. Христос дал своим ученикам (апостолам) власть помазывать маслом болящих и исцелять их через нисходящую в этот момент Божественную благодать. 

В период Великого Поста проводят общее соборование в церкви для всех желающих. Таинство Соборования не обязательно всегда приводит к физическому исцелению человека. Оно прежде всего спасительно для души человека, если он соборуется с верой, смирением и покаянием. По воле Бога недуг может остаться, если несение болезни полезно и необходимо для исправления, для избавления от страстей и обретения смирения.

Но человек с помощью Благодати духовно преображается. Он получает силы переносить болезнь, обретает понимание её как необходимого средства очищения своей души. Таинство помогает человеку глубже осознать свою греховность, а иногда и вспомнить забытые грехи. Поэтому до или после Соборования принято также исповедоваться и причащаться.

Священник помазывает руки верующих в Таинстве Соборования

Православному христианину, если у него нет тяжелых болезней, следует приступать к Таинству Соборования не чаще одного раза в год, так как его первоначальное значение состоит именно в укреплении страдающих от недугов. К  тому же Соборование требует серьёзной подготовки, соответствующего настроя, и пост является для этого наиболее благоприятным временем.

Что нужно для Соборования? Прежде всего вера, покаяние в грехах (которые нередко бывают причиной болезни), а также смиренное упование на Божью милость. Если же говорить о технической стороне подготовки к Таинству, то соборующимся следует позаботиться о наличии салфеток или платков для того, чтобы протирать помазанные части тела. Подготовка к соборованию традиционно включает в себя Исповедь и Причастие, но к ним можно приступить до или после Таинства Елеосвящения.

Как проходит Соборование

Слово «Соборование» означает, что Таинство традиционно должен совершать собор (собрание) из семи священников. Однако на практике его может совершать и один священник. Помимо общего соборования в храме, в Православной Церкви совершается соборование больного на дому. Это практикуется, если состояние человека не позволяет ему перемещаться на значительные расстояния.

Соборование совершается с предварительным чтением подготовительных молитв и канона. Во время же самого Таинства священником читается Евангелие и послания апостолов. Затем следует ектения, то есть молитвенное обращение к Господу, которое произносится священнослужителем от имени молящихся. Поминаются имена всех, кто соборуется. Далее произносится специальная молитва для освящения елея и священник, молясь, совершает помазание верующих.

Потом этот цикл совершается каждым из 7 священников. Если присутствует один священнослужитель, он делает всё сам. Каждый раз читаются разные тексты Евангелия и апостольских посланий. В конце Таинства Елеосвящения читается заключительная молитва об исцелении и прощении грехов с возложением на головы соборующихся Евангелия.

Если Таинство Собовования совершается в храме, то совершается 7 помазаний. Но в условиях вне храма обычно совершается одно помазание (по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла).

Неслучайно помазание в этом Таинстве совершается елеем, с добавлением небольшого количества вина. Они символизируют милость Бога, которая изливается на соборующихся. В древности вино было лекарственным средством, а растительное масло использовалось для смазывания ран. Также в греческом языке слова «масло» и «милость» созвучны. Крестообразное помазание совершается на лбу, глазах, носе, щеках, груди и руках с обеих сторон. Таким образом помазываются 5 органов чувств.

Таинство Соборования: распространённые заблуждения

С Таинством Соборования связано множество бытовых и обрядовых заблуждений. Например, совершенно неправильно воспринимать его как медицинскую процедуру или магический ритуал, забывая о духовной сути Соборования. К этому Таинству нужно приступать с благоговением и верой.

Не елей, а Господь по своему усмотрению дарует исцеление. Это проявление Божьей милости, а не гарантированный результат выполнения внешних действий. Иногда Господу угодно послать человеку немощь ради его смирения и спасения. Исцеление души важнее исцеления тела.

Соборование прежде всего призвано духовно укрепить человека.

Некоторые люди боятся собороваться, думая, что это строго предсмертное Таинство. Соборование перед смертьюдействительно практикуется, оно является великим и необходимым утешением для умирающего. Но никак не условием его кончины.

Если человек при смерти желает исповедаться, но уже физически не способен на это, то Таинство Соборования призвано избавить его от груза грехов и страданий. Но это не значит, что Таинство Елеосвящения является только предсмертным.

К нему можно и желательно прибегать регулярно в течение жизни, особенно в Великий Пост.

Также заблуждаются те, кто рассматривает Соборование только как «таинство прощения от забытых и неназванных грехов». Елеосвящение дополняет прощение грехов в Таинстве Покаяния, но не заменяет его. К тому же грехи не стоит делить на забытые и незабытые.

Если человек на Исповеди искренне раскаивается и ничего осознанно не утаивает, то Бог по своей Великой Милости полностью очищает его душу. Прощает ему в том числе и забытые грехи. Как бы ни старался человек, он всё равно не сможет вспомнить все свои грехи. Милосердный Бог ожидает от него не скрупулезного перечисления, а покаянного изменения души и образа жизни.

Если Господу будет угодно, человеку вспомнит забытый грех. Таинство Соборования может этому способствовать.

Источник: https://pravoslavium.ru/soborovanie-znachenie-pravila-osobennosti/

Как правильно подготовиться к Соборованию. Сила трех Таинств. После Соборования

   Чтобы правильно подготовиться к Соборованию, важно не столько ужасаться своим телесным недугам, сколько уделить внимание собственной душе. Необходимо духовное усердие и ясное представление о том, что подается в Таинстве Елеосвящения. К сожалению, даже тяжелобольные люди не всегда понимают, что испытывают острую нужду в этом Таинстве.

Многие приступают к Соборованию потому, что так принято, потому, что на этом настояли родные или в храме назначен день общего Соборования, и вот, мы идем вместе со всеми как бы на всякий случай, по принципу: «Мало ли, вдруг в чем-то поможет».

В таком случае у человека нет ни достаточной веры, ни усердной молитвы, чтобы принять предлагаемый в Елеосвящении дар.

Из Евангелия нам известно, что Господь Иисус Христос часто не совершал чудес по неверию людей (Мф. 13, 58; Мк. 6, 5-6). И именно сила веры часто выделяла отдельных людей из многих приближавшихся к Нему. Так, когда Христа окружала и теснила толпа народа, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, с верой прикоснулась к краю Его одежды и тотчас получила исцеление.

Спасителя теснило множество людей, а исцеление получила только одна, та, которой Он Сам сказал: Вера твоя спасла тебя; иди с миром (Лк. 8, 48). Слепец Вартимей, сидевший у Иерихона, узнав, что мимо проходит Христос, стал громко кричать: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.

И хотя многие заставляли его замолчать, он не переставал просить о помиловании, и в итоге Господь исцелил его, сказав: Иди, вера твоя спасла тебя (Мк. 10, 46 – 52).

Итак, Спаситель исцелял во время Своей земной жизни, когда видел твердую веру и неотступную молитву. То же самое происходит и теперь, когда человек ищет исцеления, участвуя в Таинстве Елеосвящения. В Священном Писании сказано: Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8).

Значит, Он подает те же дары, так же исцеляет. Но и от нас в свою очередь требуются, как требовались от людей тогда, – искренняя вера и горячая просьба. Поэтому важно осознать именно личную потребность в Таинстве Елеосвящения.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как жили женщины на руси

А, как сказал апостол Иаков, молитва веры (то есть исполненная глубокой веры) исцелит болящего.

Итак, важно иметь правильный внутренний настрой. Здесь можно выделить несколько составляющих. Во-первых, как мы уже сказали, должно иметь горячую веру и возносить искреннюю молитву.

Готовясь к Соборованию, хорошо читать акафисты Спасителю, Божией Матери и святым, прославившимся чудесным врачеванием болезней, например великомученику Пантелеимону и вообще тем святым, чья память особенно близка нам.

Таким образом, душа заранее располагается к принятию дара исцеления, подаваемого в Таинстве Елеосвящения.

Во-вторых, мы должны иметь сердечное сокрушение о своей греховности. Перед Соборованием хорошо исповедаться.

А в Таинстве Елеосвящения нам отпустятся забытые или совершенные по неведению грехи, поэтому соборующемуся человеку необходимо иметь покаянное настроение души: стоит вспомнить всю свою жизнь, соделанные неправды и причиненные ближним обиды и помолиться Богу о прощении допущенных грехов. Соборующийся должен и сам простить своим ближним, если кто чем его обидел.

Ведь Господь сказал: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14 – 15). Как же мы хотим получить на Елеосвящении отпущение грехов, если не простим своих ближних?

В-третьих, важно научиться более бдительно относиться к себе, к своему внутреннему миру, побеждать грех при его первом появлении – в мыслях или чувствах. Причина наших бед часто заключается внутри нас, поэтому необходимо постоянно очищать свое сердце.

Для этого Святые Отцы заповедуют чаще произносить краткие молитвы, например молитву Иисусову: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго, молитву мытаря: Боже, милостив буди ми грешному, или равнозначную ей:Боже, очисти мя грешнаго, либо коротко: Господи, помилуй, а также Божией Матери: Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго; Богородице Дево, радуйся и другие. Важно научиться побеждать грех в зародыше, распознавать первое греховное желание. Постоянная обращенность души к Богу, бдительное хранение себя от греховных мыслей и чувств вместе с терпеливым несением своего жизненного креста станет достойным приготовлением верующего к Таинству Елеосвящения.

И еще, в-четвертых, каждому из нас предстоит, возможно, самое непростое – вверить всего себя, свою жизнь и здоровье в руки Божии. Духовная жизнь невозможна при потребительском отношении к Божиим дарам.

Для христианина главное – общение с Богом и приобщение к Его вечному Царству, а свое земное благополучие мы вверяем святой Божией воле.

Поэтому, готовясь к Елеосвящению, с верой и горячей молитвой прося исцеления, мы предаем себя в руки Божии, будучи уверены, что Бог дарует искреннему христианину много больше, чем простое телесное исцеление, и само по себе физическое здоровье – не самоцель.

Сила трех Таинств

   Есть замечательная традиция, согласно которой верующий христианин участвует подряд в трех Таинствах: Исповеди, Соборовании и Причащении.

Любая тяжелая болезнь есть своего рода знак, призыв обратить взор от временного к вечному. Ведь во время болезни ослабевает наша тяга к земным наслаждениям, а главное, мы начинаем ясно видеть всю зыбкость, непрочность материальных благ и ценностей этого мира.

Но чтобы обрести ценности вечные, необходимо освободиться от груза грехов – это происходит в Таинстве Исповеди.

Как полагают толкователи Священного Писания, исповедание грехов заповедуется святым апостолом Иаковом в непосредственной связи с Елеосвящением: Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться (Иак. 5, 16).

Какой же смысл в исповеди перед Соборованием? Мы уже говорили, что в Таинстве Елеосвящения человеку прощаются забытые и совершенные им по неведению грехи. Но как Господь отпустит грехи, если в душе не будет покаянного настроения? Прекрасно поступают те, кто исповедуется во грехах перед Елеосвящением. В таком случае человек поступает искренно и чистосердечно – он старается исповедать все, в чем погрешил, но если чего-то не смог вспомнить, это изгладится благодатью Соборования.

Впрочем, если мы не успели исповедаться до Елеосвящения, можно сделать это после. Только не отлагая на долгое «потом», не забывая, что в духовной жизни промедление бывает в прямом смысле смерти подобно, и эта смерть, увы, уже вечная. Постараемся не уподобиться одному дореволюционному предпринимателю, который однажды опасно заболел.

Его родные, видя, что он может не пережить болезни, уговорили его пригласить священника для напутствия Святыми Дарами. Батюшка пришел, но в ту же минуту больной получил телеграмму, согласно которой требовались его распоряжения по торговым делам. Тогда больной удалил священника, занялся торговыми распоряжениями и внезапно умер.

Так долговременная привычка не позволила человеку обратиться к Богу даже перед самой смертью.

И в нашей жизни часто оказывается, что, когда мы здоровы, нам некогда участвовать в Таинствах Церкви, а когда заболеем, то для духовной жизни уже просто нет сил. Важно преодолеть свою косность, разорвать этот порочный круг, а для этого предпринять внутреннее усилие, помня слова Спасителя:Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). Господь милостиво принимает человека, потрудившегося при всей своей немощи для жизни духовной.

В Таинстве Исповеди христианин очищается от скверны совершенных грехов, а в Таинстве Елеосвящения освобождается от их последствий: получает исцеление немощей души и тела, а также прощение грехов забытых или совершенных по неведению.

А в Таинстве Причащения человек обретает величайшее сокровище – соединяется со Христом в жизнь вечную. И как ночной мрак рассеивается с появлением первых солнечных лучей, так и угнетающие душу мысли исчезают, когда мы достойно принимаем Святые Таинства. После святого Причастия чуткая душа ощущает удивительный мир, чистоту, подлинное освобождение от оков греха и земной суеты. Достойно причащающийся христианин обретает рассудительность, мудрость.

Когда автор этих строк учился в Московской Духовной семинарии, то часто навещал одну старицу, монахиню Нину, которой было уже больше восьмидесяти лет. Она мучилась многими болезнями, ноги ее были покрыты язвами, так что она почти не могла ходить. От боли и одинокой жизни ее иногда одолевали ропот, сомнения, тревоги.

Но когда она исповедовалась и причащалась Святых Таин, – а причащалась она на дому, – в этот момент с ней всегда происходила удивительная перемена. Только что перед тобой был старый, утомленный человек, а после того как она, исповедавшись, принимала Святые Таины, из ее глаз исходил удивительный свет, и в этой умиротворенной и просветленной душе уже не было ни тени смущения, ропота, тревог.

Этот свет теперь согревал других, и ее слово после Причащения становилось совершенно особенным, так что она теперь укрепляла ближних.

Так Святой Дух в Таинствах Церкви дарует человеку чистоту, а чистота – это незамутненное, ясное видение всего и всех, чистое восприятие жизни. Даже обладая всеми сокровищами мира, человек не может стать счастливым и не станет им, если не обретет сокровища внутреннего, не проникнется благодатью Святого Духа. Этот неизреченный дар святая Церковь предлагает человеку в трех упомянутых Таинствах.

После Соборования

   В самом начале совершения Таинства освящается елей, которым священники затем семь раз помазывают верующих. По совершении Соборования святой елей обычно остается в достаточном количестве и его раздают всем желающим. Святое масло наливается в маленькие пузырьки, которые, принеся домой, необходимо хранить в достойном месте, рядом со святой водой и другими святынями.

Для чего оно нам нужно? Соборным маслом, как его еще называют, можно помазываться в случае болезни, с верой обращаясь к Богу и молясь о выздоровлении. Святым елеем можно просто крестообразно помазывать свое чело (то есть лоб) каждое утро после прочтения утренних молитв, со словами: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Аминь, испрашивая у Бога благословения на день грядущий.

Таким образом, хотя Таинство «прошло», но освященный елей остался, им можно помазываться, и потому Елеосвящение продолжает приносить свои плоды.

Летом 2005 года иеромонах Иоанн соборовал более десяти спецназовцев, отправлявшихся в Чечню. В напутствие он дал им освященное масло, и каждое утро, перед выходом на боевые задания, командир группы помазывал военных святым елеем. Солдаты запомнили эту поездку как совершенно особенную – словно кто-то невидимый их ограждал и им помогал, а командир впоследствии говорил: «Все это время мы были как у Христа за пазухой».

Итак, Таинство Елеосвящения не только освобождает от прежних недугов, но посредством освященного елея, которым с верой помазываются христиане, ограждает от возможных искушений, охраняет от болезней и телесных увечий.

Источник: https://www.shamordino-m.ru/osnovy-very/o-tainstvah-cerkvi/dar-iscelenija--tainstvo-soborovanija/kak-pravilno-podgotovitsya-k-soborovaniyu-sila-trekh-tainstv-posle-soborovaniya.html

Таинство соборования: что это такое, для чего проводят и как к нему подготовиться?

Соборованием, или же Елеосвящением, называют одно из семи таинств православной церкви. Данные обряды совершаются для того, чтобы исцелить телесные или духовные недуги, а также получить прощение грехов. Причем речь идет не только о тех дурных вещах, которые мучают вас, но и о тех грехах, о которых вы уже давно забыли.

Что это такое?

Поскольку таинство соборования не очень известно, о нем ходят самые разные слухи, которые редко оказываются правдивыми. Например, многие люди считают, что соборовать необходимо только тех, кто безнадежно болен, так как после данного обряда человек либо полностью исцеляется и встает на ноги, либо умирает.

В какой-то степени, это правда: молитвы соборования могут помочь больному, если на то будет воля Божья, однако не стоит думать, что после соборования вы гарантированно избавитесь абсолютно от всех болезней.

К сожалению, порой в сознании людей таинство превращается только лишь в процедуру, о духовном аспекте которой не идет и речи. Как итог, человек, который сделал все по правилам, однако не получил никакого результата, может разочароваться или даже охладеть к Церкви.

Суть соборования состоит в том, чтобы исцелить одновременно душу и физическое тело. В молитвах во время данного таинства молящиеся неоднократно обращаются к Богу и просят его простить их грехи и даровать им столь желанное выздоровление.

Как подготовиться к соборованию?

Для начала рекомендуется убедиться, действительно ли вы понимаете суть данного таинства или же просто поддались влиянию родственников или знакомых.

Если вы на сто процентов уверены, что готовы собороваться, вы должны получить благословение священника –  сделать это можно в любой ближайшей к вам церкви. Узнайте, когда проводится соборование, и приходите к назначенному времени без опоздания.

Купите свечу в свечной лавке. Если есть такая возможность, стоит исповедаться и честно, не скрывая ни малейшей детали, признаться во всех своих грехах. Стоит отметить, что, как правило, соборование проводится у конкретного больного возле его постели, однако во время Великого поста оно происходит непосредственно в храме, поэтому вы можете попасть на него.

Фразу Иакова «болен ли кто из вас?» не стоит воспринимать буквально – имеются в виду не только те, кто болен своим физическим телом, но и страждущие душевно – иными словами, те, кто испытывает скорбь, уныние или тяжесть от того, что когда-то в прошлом совершил грех.

Кто может собороваться?

Участвовать в таинстве может абсолютно любой крещеный православный христианин, который имеет на это благословение священника. Важно понимать, что собороваться можно только сознательно и добровольно, а потому детей до семи лет, как правило, не соборуют.

Также отказывают и родителям, которые хотят соборовать младенцев, и родственникам, которые просят благословения больному, находящемуся без сознания.

Что необходимо взять с собой?

Во-первых, возьмите деньги, чтобы приобрести в свечной лавке церковную свечу, а также оставить пожертвование храму, что, пусть и не обязательно, но приветствуется

Не забудьте взять носовые платочки: один для того, чтобы держать свечу, а второй – чтобы промокнуть ваше лицо, руки и шею от елея.

К слову, стоит учесть, что выбрасывать платочки нельзя ни в коем случае, их необходимо принести домой и сжечь. Если жалко – просто постирать.

Внимательно отнеситесь и к выбору одежды: не надевайте свитера с высоким стоящим воротничком, потому что ваша шея должна быть свободна, так как во время соборования священник мажет елеем в месте ложбинки.

Сколько длится?

В том случае, если собороваться будут не более двух человек, то таинство длится в среднем от двух часов. Если же желающих собралось много, то и времени понадобится значительно больше. Это связано с тем, что во время соборования священники читают очень много молитв, в том числе подготовительные, канон, семь выдержек из Евангелия и Апостола, Ектению (обращение к Богу) и освящение елея.

Распространенные вопросы

Ответы на распространенные вопросы о соборовании: 

  • Что может означать, если во время соборования вдруг стало плохо? Причин, на самом деле, может быть очень много. Например, сказаться может ваше физическое состояние, которое никак не связано с посещением Церкви, а также какие-либо переживания по поводу предстоящего соборования. Однако порой случается так, что данное таинство несет человеку не облегчение, а, наоборот, страдание. Это может произойти, если вы не раскаялись в своих грехах;
  • Можно ли собороваться при месячных? В период менструации женщинам запрещается даже входить в храм, а потому участвовать в любых таинствах (не только соборование, но и покаяние, причащение и даже бракосочетание) также нельзя;
  • Сколько стоит соборование? Если таинство проводится в церкви, то там имеются свои собственные цены, о которых вы можете спросить непосредственно в самом храме или же в церковной свечной лавке рядом с ним. Если же соборование планируется на дому у тяжелобольного, то о расценках стоит спросить у священника. Однако порой бывают случаи, когда таинство проводится бесплатно – например, если умирающий очень хочет собороваться, но денег у его семьи нет, тогда священник может войти в положение;
  • Может ли соборование приблизить смерть человека? Нет, не может, потому что сроки жизни любого человека зависят исключительно от воли Небесного Отца, который порой может послать телесную болезнь, чтобы вразумить вас и направить в нужном направлении. Поэтому, если вы все еще были подвержены суевериям и боялись, что соборование является только лишь последним таинством, которое может ускорить кончину, то будьте спокойны – это всего лишь предрассудки, которым не стоит верить;
  • Что делать, если по состоянию здоровья человек не может прийти в храм? Если больной не может явиться в церковь, то можно пригласить священнослужителя на дом;
  • Что делать с маслом и свечами, которые остаются после соборования? Как правило, все это остается в храме и людям на руки не отдается, однако, если человек очень хочет забрать что-либо, то такая возможность у него есть. В данном случае очень важно понимать, что просто выбрасывать свечи и оставшееся масло нельзя ни в коем случае и, если вы не знаете, что с ними сделать, просто оставьте все в церкви. А так масло можно добавлять в пищу или же мазать им больные части тела.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что значит по мотивам

Как проходит обряд?

Во время таинства используется елей – это освященное в церкви растительное масло, как правило, для этих целей используется оливковое. Это связано с тем, что испокон веков это масло считалось христианским символом: его изобилие означало Божье благословение.

Им не только натирали тело, но и употребляли в пищу, использовалось оно в косметических и даже лечебных целях. Сам обряд начинается с благословения священнослужителем, после чего читается канон (так называемый молитвенный гимн) и Ектения. Затем батюшка читает семь отрывков из Евангелия и Апостола.

После каждой части вновь произносится Ектения и тайносовершительная молитва, во время чтения которой и происходит помазание елеем некоторых частей тела соборующихся, в том числе лба, ноздрей, щек, губ, груди и кистей рук. Все эти действия повторяются семикратно.

В конце священник кладет соборующемуся на голову Евангелие и читает молитву. Таким образом, он получает разрешение Бога на то, чтобы отпустить все грехи

Источник: https://ezoterica.club/obryadyi/soborovanie-chto-eto.html

Соборование: таинство больных и здоровых

Сейчас, в начале Великого поста, многие церковные люди приступают к одному из семи таинств Церкви – таинству Елеосвящения, или Соборования. Однако широкому кругу людей таинство Соборования не слишком известно.

Оттого с ним связаны самые странные предрассудки и заблуждения.

Иногда считается, что соборовать нужно только безнадежно больных, что после Соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется Что же на самом деле понимает Церковь под этим таинством? Рассказывает протоиерей Валентин Асмус. 

Соборование: прощение забытых грехов

Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием (поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно). В чем же его суть? Во-первых, молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение грехов.

Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем.

Однако неосознанные грехи – это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься – что и происходит в таинстве Елеосвящения. Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях, – бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди.

Так вот, если мы приносим искреннее покаяние – то в таинстве Соборования получаем прощение таких неупомянутых (помимо нашей воли) на исповеди грехов.

Что же касается телесного выздоровления – оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней.

Из глубины веков

Таинство Елеосвящения, как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Как мы узнаём из Евангелия от Марка (6-я глава), «призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли».

Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно. Затем мы находим сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова (5-я глава, стихи 14-15). «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.

И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему».

Богослужебный чин таинства Соборованияизвестен в нынешнем виде только с XV века. Чин (то есть порядок совершения таинства) видоизменялся на протяжении веков, становясь более пространным, более фиксированным.

Какие же тут были этапы? Сразу скажу, что известно нам далеко не всё. О первых веках мы знаем очень мало.

В самых ранних памятниках, которые имеют отношение к этому чину (III-IV века), существуют такие чины, как «благодарение воды и елея» и молитва о приносимом елее.

Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания болящих и для потребления его ими в пищу. В IV веке освящение елея иногда совершал епископ – впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископами.

Затем, в византийских богослужебных книгах VIII века, мы видим уже более детализированную последовательность молитв, первая из которых – та, что начинается словами: «Отче Святый, врачу душ и телес» Эта древняя молитва и в наше время произносится при совершении Соборования, и более того – является, говоря богословским языком, тайносовершительной формулой.

Иногда спрашивают – а когда Соборование начали воспринимать именно как таинство, когда его включили в число семи церковных таинств? Кстати, представление о том, что таинств ровно семь, не догматизировано в Православии, это западная богословская традиция, которая вошла и в наши учебники. Но некоторые святые отцы считали таинствами и другие священнодействия, например, Великое освящение воды в праздник Богоявления, монашеский постриг Как бы там ни было, Елеосвящение достаточно рано стало восприниматься как таинство и на Востоке, и на Западе.

Впрочем, в Католицизме понимание этого таинства до недавнего времени отличалось от православного. В средневековой западной традиции Елеосвящение принято было совершать только над умирающими людьми, отсюда и его католическое название, «extrema unctio» – «последнее помазание». Надо сказать, что такое название таинства, вместе с соответствующим пониманием, проникло в XVII-XVIII веках и в нашу Церковь, утвердилось в официальных церковных документах.

И только в XIX веке святитель Московский Филарет (Дроздов) настоял на том, чтобы это название таинства как несоответствующее православному пониманию было изъято из употребления – что и произошло в Русской Церкви. Но и на Западе не сохранилось средневекового понимания этого таинства. В последние десятилетия, после II Ватиканского собора, католики изменили отношение к Соборованию, и теперь уже называют его как-то иначе – например, «таинством больных».

 Соборование: два варианта, одна суть

Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения. Иногда оно совершается на дому над одним болящим, а иногда – в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм. В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. В Русской Православной Церкви это чаще всего период Великого Поста, реже – Рождественского.

Часто ли следует собороваться? Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении (собороваться может и физически здоровый человек), но прежде всего – в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов.

Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

Как происходит это таинство? По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя реально священников может быть и меньше – не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько. Но и при меньшем числе священников (даже при одном) таинство все равно будет действительным.

Современный чин Соборования – пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин.

Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения (молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся) с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание.

При помазании священник читает уже упоминавшуюся молитву «Отче Святый, врачу душ и телес». Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы.

После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Этот же елей используют и при погребении христианина – его выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой. Так что это таинство напоминает нам о вечной жизни и готовит нас к ней.

 Соборование: как не надо

Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия таинства как «последнего помазания» – что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.

Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое.

Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет Последствия тут могут быть весьма печальными – не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.

Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния.

Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине.

Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность – исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно.

Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния.

А в завершении – практический совет. В наше время нередко случается так, что человек приходит на Соборование с опозданием, когда служба уже идет. И человек в смущении. Может ли он все-таки принять участие в таинстве? Да, может.

Даже если он успел получить хотя бы одно помазание, таинство будет действительным. Однако бывают ситуации, когда человек опоздал в силу не зависящих от него обстоятельств, а бывают, когда он опоздал по собственной вине.

В любом случае, если есть такая возможность, я рекомендовал бы все-таки собороваться в другой раз – в этом же храме или в любой другой церкви.

Протоиерей Валентин Асмус

Фома

Источник: http://pravpokrov.ru/Articles/Index/29487

7 таинств. Основания в Библии

Таинства Православной Церкви — это не человеческие изобретения, все они были установлены Самим Господом, все они имеют основания в Священном Писании.

Богослужебный чин таинства Соборованияизвестен в нынешнем виде только с XV века. Чин (то есть порядок совершения таинства) видоизменялся на протяжении веков, становясь более пространным, более фиксированным.Какие же тут были этапы? Сразу скажу, что известно нам далеко не всё. О первых веках мы знаем очень мало.

В самых ранних памятниках, которые имеют отношение к этому чину (III-IV века), существуют такие чины, как “благодарение воды и елея” и молитва о приносимом елее. Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания болящих и для потребления его ими в пищу.

В IV веке освящение елея иногда совершал епископ – впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископами.

Затем, в византийских богослужебных книгах VIII века, мы видим уже более детализированную последовательность молитв, первая из которых – та, что начинается словами: “Отче Святый, врачу душ и телес” Эта древняя молитва и в наше время произносится при совершении Соборования, и более того – является, говоря богословским языком, тайносовершительной формулой.

Фото Юлии Маковейчук

Иногда спрашивают – а когда Соборование начали воспринимать именно как таинство, когда его включили в число семи церковных таинств? Кстати, представление о том, что таинств ровно семь, не догматизировано в Православии, это западная богословская традиция, которая вошла и в наши учебники. Но некоторые святые отцы считали таинствами и другие священнодействия, например, Великое освящение воды в праздник Богоявления, монашеский постриг Как бы там ни было, Елеосвящение достаточно рано стало восприниматься как таинство и на Востоке, и на Западе.

Впрочем, в Католицизме понимание этого таинства до недавнего времени отличалось от православного. В средневековой западной традиции Елеосвящение принято было совершать только над умирающими людьми, отсюда и его католическое название, “extrema unctio” – “последнее помазание”. Надо сказать, что такое название таинства, вместе с соответствующим пониманием, проникло в XVII-XVIII веках и в нашу Церковь, утвердилось в официальных церковных документах.

И только в XIX веке святитель Московский Филарет (Дроздов) настоял на том, чтобы это название таинства как несоответствующее православному пониманию было изъято из употребления – что и произошло в Русской Церкви. Но и на Западе не сохранилось средневекового понимания этого таинства. В последние десятилетия, после II Ватиканского собора, католики изменили отношение к Соборованию, и теперь уже называют его как-то иначе – например, “таинством больных”.

Соборование: два варианта, одна суть

Фото Юлии Маковейчук

Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения. Иногда оно совершается на дому над одним болящим, а иногда – в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм. В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. В Русской Православной Церкви это чаще всего период Великого Поста, реже – Рождественского.

Часто ли следует собороваться? Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении (собороваться может и физически здоровый человек), но прежде всего – в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов.

Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

Как происходит это таинство? По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя реально священников может быть и меньше – не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько. Но и при меньшем числе священников (даже при одном) таинство все равно будет действительным.

Фото Юлии Маковейчук

Современный чин Соборования – пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин.

Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения (молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся) с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание.

При помазании священник читает уже упоминавшуюся молитву “Отче Святый, врачу душ и телес”. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы.

После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Этот же елей используют и при погребении христианина – его выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой. Так что это таинство напоминает нам о вечной жизни и готовит нас к ней.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что нужно для покупки охотничьего ружья

Соборование: как не надо

Фото Юлии Маковейчук

Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия таинства как “последнего помазания” – что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.

Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое.

Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет Последствия тут могут быть весьма печальными – не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.

Фото Юлии Маковейчук

Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния.

Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине.

Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность – исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно.

Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния.

А в завершении – практический совет читателям “Фомы”. В наше время нередко случается так, что человек приходит на Соборование с опозданием, когда служба уже идет. И человек в смущении. Может ли он все-таки принять участие в таинстве? Да, может.

Даже если он успел получить хотя бы одно помазание, таинство будет действительным. Однако бывают ситуации, когда человек опоздал в силу не зависящих от него обстоятельств, а бывают, когда он опоздал по собственной вине.

В любом случае, если есть такая возможность, я рекомендовал бы все-таки собороваться в другой раз – в этом же храме или в любой другой церкви.

Источник: http://monsvelisavetialap.ru/2863/

Таинство Соборования

Вместе с тем духовный голод, возникший после распада безбожной атеистической системы, соединенный с отсутствием знаний, порождает массу суеверий и заблуждений, распространяемых как неграмотными старушками в храмах, так и солидными светскими изданиями. Цель написания статьи — развенчать эти заблуждения и пролить свет на «спорные вопросы», возникающие при совершении Таинства Елеосвящения (Соборования).

Можно ли собороваться людям с не очень тяжкими заболеваниями или с душевными болезнями?

Встречается заблуждение, что нельзя. Из него вытекают и другие. Например, будто совершать Елеосвящение можно только над очень тяжелыми, лежачими больными. Но это неверно. Человек, находящийся в состоянии душевного расстройства, уныния, тоже может собороваться и получить облегчение не только телесных, но и душеных недугов.

Почему в некоторых храмах раздают масло после Соборования, а в других — нет?

Практика раздачи масла после Таинства не имеет никаких уставных оснований, но и запрета по этому поводу тоже мы не находим. «Настольная книга священнослужителя» предписывает оставшийся после таинства елей сжигать в специальной жаровне в церкви или в лампадах.

Прощаются ли забытые грехи в Таинстве Елеосвящения?

Из слов апостола Иакова («И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5,15) следует, что выздоровление болящего напрямую связано с прощением грехов. Господь наш Иисус Христос, исцеляя, не раз говорил: «Прощаются тебе грехи твои».

И эту власть прощать грехи Господь передал своим ученикам, апостолам, а через них — епископам и священникам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 23). Поэтому для того, чтобы освободиться от содеянных грехов, необходимо исповедоваться, притом исповедь только тогда приносит прощение и разрешение от грехов человеку, если она принесена искренне, с сокрушением и желанием исправиться.

Взгляд на Елеосвящение как на возможность получить прощение не сказанных на Исповеди грехов противоречит смыслу и идее обоих Таинств. В результате такого искаженного понимания к Елеосвящению иногда прибегают совершенно здоровые люди, надеясь получить прощение забытых по нерадению (а то и утаенных на Исповеди) грехов.

Если же человек не по нерадению или ложному стыду, а вследствие ослабленного болезнью рассудка забудет что-либо поисповедовать, но искренне раскаивается и просит прощения у Бога, то действительно в Таинстве Соборования он может получить прощение и так называемых «забытых грехов».

Обязательно ли исповедоваться перед Соборованием?

Непосредственно перед Таинством исповедоваться не обязательно, но, как видно из предыдущего вопроса, крайне необходимо раскаяться на Исповеди в грехах, которые и могли стать причиной заболевания. Это можно сделать как заранее, так и непосредственно перед соборованием. После Исповеди и Соборования также необходимо причаститься Святых Христових Таин.

Можно ли женщине собороваться, если в результате болезни у нее кровотечение?

Да, для этого и установлено Таинство, чтобы прибегать к нему в болезнях. Можно также исповедоваться и причащаться.

Можно ли во время беременности пойти на Соборование?

Беременность — нормальное состояние женщины. Наоборот во время беременности рекомендуется чаще прибегать к церковным Таинствам, посещать богослужения, чтобы ребенок от утробы матери впитывал в себя благодать Божию. Многие женщины во время беременности уклоняются от богослужения и Таинств на том основании, что не могут поститься и им тяжело стоять. Напомню: когда вы ждете ребенка, поститься не нужно, и, если стоять уже тяжело, то можно и сидеть в храме на молитве.

Может ли священник отказать в Соборовании, если больной уже умирает и без сознания?

Как сказано выше, Елеосвящение — это не подготовка к смерти. Если человек уже покидает этот мир и находится в бессознательном состоянии, в требнике есть другой чин, совершаемый для облегчения разделения души и тела. В любом случае священник должен сам принять решение, что делать в каждой конкретной ситуации, какое Таинство или чинопоследование применить.

Как часто можно собороваться?

В церковной практике сложилась традиция прибегать к Таинству не меньше одного раза в год, в Великом Посту. Однако, если приключилось какое-то более серьезное заболевание, необходимо, не откладывая, прибегнуть к Таинству Соборования, а также к Исповеди и Причащению.

Можно ли собороваться детям?

Участие в Соборовании предполагает сознательное покаяние в грехах, поэтому младенцы, не имеющие личных грехов, не соборуются. Для них достаточно Таинства Причащения.

Если младенец заболел, покаяние должны приносить родители. Хотя дети не отвечают за грехи родителей и не несут наказания за них (Иез. 18), но последствия неправильной жизни родителей отражаются негативно и на их детях. К Соборованию допускаются дети с примерно 7-летнего возраста, потому что именно с этого возраста дети исповедуются, сознательно раскаиваются в своих грехах, отвечают за свои поступки, а значит, могут и болеть вследствие своих грехов.

Нужно ли в болезни обращаться к врачам или одного Таинства достаточно?

Елеосвящение как духовное врачевство, будучи принято недужным, не отменяет употребления естественных средств, данных Господом для врачевания наших болезней. О болящем и после Святого Помазания следует иметь всякое попечение, приглашать врачей, давать лекарства и принимать другие меры к его облегчению и выздоровлению.

Наверняка есть еще какие-то суеверия, заблуждения, связанные с этим и другими Таинствами. Обо всех не напишешь. Поэтому, чтобы не запутаться, старайтесь черпать знания из чистых церковных источников.

протоиерей Евгений Пейков

Источник: http://www.komiprav.ru/proekty/duhovnyj-listok-20123/mart-2019/tainstvo-soborovanija-4496

Соборование

Многие люди, христиане, которые достаточно далеки от церкви не до конца понимают, что такое соборование, и для чего оно вообще нужно.

Многие ошибочно полагают, что этот обряд нужен только тем, кто уже лежит на смертном одре или же очень больным людям, то есть считается, что после Соборования человек либо умрет, либо тут же исцелится.

Но как вы, наверное, уже поняли, и то, и другое мнение неверно, поэтому сегодня мы вам предлагаем узнать, что означает этот обряд на самом деле, и для чего, кому он нужен.

Что такое Соборование

Соборование или Таинство Елеосвящения называют так потому, что этот обряд проводится несколькими священниками.

Суть его не в исцелении, а в отпущении грехов болящего или умирающего, но не редко больной человек посредствам соборных молитв получает исцеление. Вы, наверное, сейчас задумались, о каких грехах идет речь, ведь у человека их достаточно много.

Здесь речь идет не о тех грехах, который каждый должен исповедовать на исповеди, не о тех, которые мы знаем и пытаемся исправить, а о тех, которые проходят мимо сознания потому, что человек в этом вопросе духовно расслаблен и огрубел чувствами. Бывает такое, что человек согрешив, тут же забывает об этом или и вовсе не считает свой поступок греховным.

  Но независимо от того сознаем ли мы свой грех или нет, он все равно является грехом, который лежит камнем на душе, и эти грехи необходимо очищать, а Соборование именно это и делает — очищает нашу душу от грехов, о которых мы и не подозреваем.

Еще раз хотим повторить, что исцеление не только души, но тела может произойти на этом Таинстве или же после него, но оно ни в коем случае не должно восприниматься вами как некий магический обряд, с помощью которого вы непременно исцелитесь. Также вы не должны даже ждать от этого священного обряда ничего подобного, если это произойдет, то только по воле Божьей.   

Соборование может быть двух вариантов: первый, когда Таинство проводиться в церкви несколькими священниками со множеством прихожан, а второй вариант, когда это Таинство проводят на дому, когда человек по состоянию здоровья не может прийти в церковь. Когда данный обряд проводится в церкви, то он, как правило, приурочен к каким-то памятным датам Русской Церкви, но чаще Елеосвящение проводится в дни Великого Поста или в Рождественский пост, но это бывает реже.

Как часто нужно Собороваться?

Непосвященный человек непременно задастся вопросом, как часто нужно Собороваться? Священники говорят, что достаточно проходить этот обряд раз в год, но прежде чем это сделать, вы сами должны прийти к осознанию того, что нуждаетесь в очищении грехов, что вам нужно духовное исцеление.

Проходить этот обряд может как физически больной человек, так и полностью здоровый. Но хотим заметить, что после этого, вы должны как можно быстрее побывать на исповеди и причаститься. 

Как происходит Соборование?

По правилам, Соборование должно проводиться семью священниками, но учитывая то, что не в каждом городе, а уж тем более селе наберется столько священнослужителей, то таинство может провести и один священник, и это не будет говорить о том, что что-то сделано не правильно.

Соборование — это сложный обряд, сначала священнослужители читают специальные молитвы, которые подготавливают всех к самому чину, затем идет канон, а потом совершается отпущение грехов.

Также читают цитаты из Нового Завета апостольские послания, цитаты из Евангелия, затем диакон произносит ектенью ( молитвы к Богу от лица паствы), во время которой произносятся имена всех, кто собрался в храме. После этого произносится молитва для того, чтобы осветить елей, после этого начинается помазанье. Когда священнослужитель помазывает собравшихся, он читает специальную молитву.

После этого к обряду может приступить второй священнослужитель, и все снова повторяется, и так семь раз.  В конце, последним священником на головы собравшихся кладется Евангелие и читается заключительная молитва.

Как только Соборование заканчивается, все его участники берут с собой елей и сами уже помазываются.

Практические советы для Таинства Соборования

Часто для прохождения этого таинства просят принести с собой растительное или же оливковое масло, кагор и рис.

Кагор можно приобрести прямо в церкви, если же в вашей церкви его не продают, то приобретайте в магазине, но помните, вино должно быть качественным, никаких подделок.Также вам понадобится 7 свечей тонких или одна, нобольшая.

Свечи нужно зажигать перед тем как батюшка будет читать священное Писание, а перед помазанием их нужно потушить. 7 помазаний 7 раз зажигают одну свечу илир азные.

Одежда должна быть либо с открытым воротом, либо такой, чтобы ворот можно было расстегнуть, т.к. маслом будет помазываться грудь. Рукава должны быть без всяких висюлек, ничего не должно с них свисать, чтобы не мешать священнику помазывать ладони. Лоб тоже нужно открыть. Снимите все украшения, чтобы они не испачкались и не мешали.

Носовой платок нужен для того, чтобы утирать масло, если оно потечет и после Соборования утереться, но стирать все начисто нельзя.

После Таинства вам дадут масло смешанное с кагором и рис, которые в течении года понемногу можно добавлять в еду. А маслом можно смазывать больные места.

Свечки вы тоже забираете с собой, а потом зажигаете по мере необходимости при молитве или если кто-то из родных заболеет.

Как видите, Соборование серьезное таинство, как впрочем и все другие Церковные обряды, к которым нужно подходить очень серьезно, с чистым сердцем и с большим желанием очиститься от грехов, и впредь стараться не грешить.

И последнее, еще раз хотим напомнить, не подходите к этому таинству как к магии, не ждите от него исцеления физического, иначе если ваши стремления не оправдаются, то вы можете навсегда разочароваться в церковных таинствах и вообще больше не придете в церковь, а этого допустить никак нельзя.

Источник: https://zdravyshka.ru/poleznye-sovety/svyatye-celiteli/soborovanie.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Кто такая святая варвара

Закрыть