Как для нужна добродетель

Прохождение квеста

как для нужна добродетель

Постарайся не потерять его на этот раз
Владычица Озера

Доблесть, честь, мудрость, щедрость, сострадание На Севере подобный перечень человеческих качеств вызвал бы истошный смех слушателей или косые взгляды. Ну не привык народ, всё время опасающийся удара в спину, вынужденный выживать на разрываемой междоусобицами и кровопролитной войной земле доверять людям, ведущим себя подобно герою из сказок.

Не то, чтобы бородатые островитяне со Скеллиге или малообразованные жители Ничейного Края часто заглядывали в сборники сказок, но всё же. То ли дело солнечный Туссент, где каждый ребёнок с малых лет знает наизусть и почитает Пять Добродетелей — черты характера, служащие своеобразным знаком качества для рыцарей.

Но хватит ли Белому Волку сил и терпения доказать, что и он не лыком шит?

Испытание, что лишь ведьмака достойно!

Болтаясь без дела неподалёку от арены на турнирных полях, Мясник из Блавикена станет невольным слушателем разговора между двумя рыцарями, Борсом и Персивалем.

Первый поинтересуется, где же пропадал его старый товарищ и почему от него не было вестей? Борс с гордостью заявит, будто подверг себя исключительному испытанию, а ещё больше испытаний ему предстоит на таинственном острове Селяви! Подробностей он не раскроет, давая нам повод посетить этот самый остров и лично всё узнать.

Попрощавшись с Персивалем, бравый рыцарь в начищенных до блеска доспехах поскачет творить великие свершения Ну, так нас попытаются заставить думать. На самом деле, едва выехав за пределы турнирных полей, Борс слезет с коня у берега реки, сядет на камень и примется точить меч, напевая песенку об отважном князе Раймунде Четвёртом, любившем вино и не стыдившемся падать лицом в грязь.

Собственно, таким образом мы и активируем побочное задание Пути Предназначения. Точнее, это один из способов. Второй же заключается в осмотре досок объявлений в поисках интересующей нас заметки «Вызов на Испытания Добродетели», зазывающей всех желающих (в том числе и ведьмаков 43-го уровня и выше) поучаствовать в так называемых Испытаниях и доказать добродетель натуры.

Добравшись до середины острова, расположенного к юго-востоку от руин крепости Астре и северо-западу от дворца, мы повстречаем персонажа из первой части, слегка сменившему имидж.

В старике, одетом в грязный рваный балахон болотного цвета, с огромным трудом узнаётся седобородый друид в грязном балахоне бурого цвета Ладно, нечто общее в их образах есть, признаю.

Вот только раньше отшельник больше напоминал Мерлина всея Континента — был образован, мог рассказать о Священном Граале и павших на близлежащем поле рыцарях, водил дружбу с Владычицей Озера и с радостью вёл задушевные беседы с немногочисленными посетителями.

Теперь от него лишнего слова не добьёшься Только то и знает, что направлять Геральта доказывать Пять Добродетелей, обещая в награду за старания передать Арондит в пользование Белого Волка, тьфу! Увы, в расчёт не берутся те поступки представителя школы Волка, которые были совершены им за пределами Туссента. Другими словами, список добрых дел Геральта, вряд ли уместившийся бы в нескольких томах, вообще никого не волнует. Всё с начала, всё по новой Так не будем же терять ни секунды!

Думаю, не лишним будет рассказать о мече, ради которого мы оббегаем практически весь Туссент в попытках доказать своё право владения оным. Арондит — прямая аллюзия на легендарный меч короля Артура, тоже дарованный ему Владычицей Озера и обладающий магическими свойствами. Тем не менее, само название было позаимствовано у верного клинка другого рыцаря Круглого Стола, Ланселота Озёрного.

Во вселенной Ведьмачьей Саги «дебют» Арондита состоялся в четвёртой главе The Witcher. Тогда Геральту пришлось побыть мальчиком на побегушках у Владычицы Озера и повергнуть злобного подводного бога Дагона, чтобы заслужить её расположение и получить легендарный серебряный меч.

Если после завершения сюжета первой части вы экспортировали сохранение во вторую, то Арондит по-умолчанию оказывался в инвентаре ведьмака, однако терял всю свою уникальность и уже к финалу первой главы превращался в бесполезную жестянку.

Позднее рукоять на несколько секунд засветилась в кинематографическом трейлере «Убивая чудовищ», приуроченному к близящемуся релизу последней части игровой трилогии, а сам меч снова не представлял из себя ничего стоящего По крайней мере, так было до выхода комплекта дополнений Кровь и Вино, после которого тот Арондит переименовали в Гинваэль, сделав вид, что мы никогда его не замечали, и ввели в игру полноценную версию.

Как доказать свою доблесть?

Отвага не сделает тебя добрым человеком. Но много ль на своём пути ты видел добрых людей, слывущих трусами? Отвага есть черта, благодаря которой человек не страшится выйти один против многих. Невзирая на последствия

Сюжетное задание «Долгая ночь»: как только вы убьёте бруксу, начнётся диалог с Регисом, в котором придётся решить, что делать дальше? Скажите вампиру, что вам нужно подумать и, когда контроль над персонажем вернётся в ваши руки, помогите Дельвину из Крайо победить катакана возле дворца.

Сюжетное задание «Тесхам Мутна»: убейте Детлаффа ван дер Эретайна. По сути, пропустить невозможно, разве что вы побывали в Стране Тысячи Сказок, не выкупили ленточку Сианны у Девочки-со-Спичками, та погибла от когтей Боклерской Бестии и ведьмак принял опциональное решение отпустить его.

Побочное задание «Песнь рыцарского сердца»: узнав страшную тайну Вивиенны, Геральт вернётся в лагерь и обсудит увиденное с Гильомом де Лонфалем. Юный рыцарь поинтересуется, собираетесь ли вы продолжать участие в турнире? Подтвердите это и выиграйте состязание.

Побочное задание «Чемпион кулачных боёв»: Сначала победите в поединке на кулаках или альтернативным путём туссентских бойцов: Колосса, Тихого Омута и Метлу. Потом вам предложат встретится с местным чемпионом Маэстро, которого также необходимо пересилить.

Побочное задание «О чём говорят лошади»: в самом конце задания, когда Морок примет форму покойного рыцаря Марчелло Клеричи и начнёт умолять о прощении, откажите ему и свершите расправу над живодёром, забившего преданного ему жеребца плетью, которая в итоге стала трофеем для ведьмака.

Ведьмачий заказ «Если не хочешь моей погибели»: Согласитесь помочь рыцарю Франсуа ле Гоффу победить ужасающего Гротника. Важно, чтобы во время боя сам Франсуа не погиб, поэтому всячески старайтесь переманить внимание древнего боровика и подконтрольной ему археспоры на себя.

Ведьмачий заказ «Коровьи лепёшки»: убейте раненого ослизга и ослизга-матриарха, наводящих страх на богобоязненных работников каменоломни. Учтите, что сделать это можно и без полноценного взятия квеста и продвижения по его сюжету, просто путешествуя по миру и осматривая точки интереса.

Ведьмачий заказ «Равновесие в природе»: Не поддавайтесь на уговоры барона Бориса де Сальвареса оставить серебристого василиска Иокасту в покое и вместе с Рубайлами из Кринфрида убейте чудовище, терроризирующее округу. В этом вам поможет масло против драконидов и такие знаки, как Аард и Игни.

 Ведьмачий заказ «Чудовище из Туфо»: Убейте шарлея, обосновавшегося под деревушкой Туфо. опасность в бою с чудовищем — относительно закрытое пространство, посему постоянно двигайтесь и не подходите к монстру слишком близко. А ещё не забывайте об Аарде, Самуме и масле против реликтов.

Как доказать свою честь?

Честь — это нечто, чего нельзя купить. Чести нельзя также продать, ибо стоит она больше, нежели все сокровища мира. Можно её однако утратить, а тот, кому такое случится, покроет себя навеки позором. Настоящий человек чести всегда отвечает за свои поступки, принимает вызов и брезгует ложью

Побочное задание «Песнь рыцарского сердца»: выступая на рыцарском турнире как Геральт из Ривии, герба Мост, примите вызов на дуэль от принца Анси Лирийского и победите его в поединке верхом. К сожалению, кулачная драка с Тайлесом за Равикса из Черторога доказательством чести не служит.

Побочное задание «Песнь рыцарского сердца»: в определённый момент Белому Волку откроется страшный секрет Вивиенны де Табрис, и она попросит вас сохранить его. По возвращению в лагерь откажитесь посвящать в подробности Гильома. Он рассердится, зато вы подтвердите свою честь.

Побочное задание «Вечный покой»: переселив из фамильного склепа либо Марго, либо Луи, отправляйтесь к заказчику Шарлю Ланзано и поговорите с ним. Он спросит, что же на самом деле создавало шум на кладбище? Честно признайтесь, что во всём виноваты семейные разборки двух призраков.

Побочное задание «Народный герой»

Источник: https://games-reviews.net/publ/gaid/prokhozhdenie_kvesta_puti_prednaznachenija_arondit_v_vedmak_3/3-1-0-1399

Что такое добродетели? Добродетель и порок

как для нужна добродетель

Как говорил герой известного мультфильма: «Если добрый ты — это хорошо, а когда наоборот — плохо!» С рождения каждый человек живет в обществе, совершает те или иные поступки и получает им соответствующие оценки. Темой этой статьи станут в основном хорошие и праведные поступки человека, делающего добро или стремящегося к этому. Что такое добродетели, какие они бывают и как можно помочь себе в приобретении таких качеств? Давайте разбираться.

Основные понятия

Добродетель и порок — для многих эти определения не вполне понятны, ведь в обыденном ежедневном употреблении такие слова встречаются нечасто. Конечно, каждый ребенок знает, что такое хорошо и что такое плохо.

Однако, в отличие от ценностных установок, принятых в обществе, норм этики и морали, добродетель — это внутренняя потребность творить добро не потому, что «так надо», а просто потому, что иначе не можешь.

Также добродетелью можно признать и некие личностные качества человека, помогающие ему найти свое место в обществе. Такими, например, могут быть:

  • вежливость;
  • дружелюбие;
  • умение сострадать и сопереживать;
  • ответственность;
  • честность;
  • работоспособность и т. д.

Порок — обратная сторона добродетели, а точнее, ее противоположность. Любой поступок, приводящий к причинению вреда самому себе либо окружающему миру, можно считать порочным. Исходя из этого, пороком можно признать и предосудительные черты характера:

  • лень;
  • жадность;
  • зазнайство;
  • лживость;
  • зависть и другие.

Анализ и исследование человеческих пороков и добродетелей всегда интересовали умы просвещенных людей как древних, так и более современных. Собственную классификацию добродетелей составляли разные философские и религиозные учения.

Во времена античности

Еще древние греки замечали, что путь к праведности довольно тяжел. Добродетель не дается от рождения, дорога к ней терниста и требует немалых усилий. Исходя из древнегреческой философии различают такие ее виды:

  • умеренность;
  • мудрость;
  • мужество;
  • справедливость.

Главенствующую роль при этом великий Сократ отдавал мудрости, а источником возникновения каждой считал разум. А вот его ученик, не менее великий философ Платон считал, что каждая из добродетелей зиждется на персональном свойстве души: мудрость исходит от разума, а мужество опирается на волю. При этом он также отмечал, что каждому сословию более присуща какая-то определенная добродетель — так, не стоит ждать мужества или мудрости от ремесленника, а умеренности — от воинов или правителей.

Рассуждая о том, что такое добродетели, нельзя не вспомнить и Аристотеля, разделившего человеческую сущность на добродетель воли (этическую) и ума (дианоэтическую). Он считал, что чувственная, неразумная часть любого человека послушна его умственной (разумной) части. Добродетель при этом определялась как умение находить во всем «золотую середину», отклонение же в ту или иную сторону признавалось пороком. То есть это своеобразное мерило между недостатком или избытком чего-либо.

О великий ренессанс

В Средние века, во времена Ренессансного гуманизма, добродетель — virtus — считалась главной категорией, определяющей идеальную личность. Uomo virtuoso — так звался человек, ею обладающий. Понятием этим охватывался целый комплекс нравственных норм, приобретающий с течением времени более разнообразные оттенки.

С одной стороны, понятие о том, что такое добродетели, основывалось на положениях античной этики и трактовалось как разумное самоограничение в духовных и физических потребностях.

С другой, образ идеального человека — uomo virtuoso — немного смягчался новыми идеями о нераздельности тела и души, земных и духовных потребностях.

Поэтому идеальным считался человек не только разумный, но и деятельный, ведь первейшая обязанность человека — постоянное саморазвитие, стремление к познанию и полезной деятельности.

«Новые» времена

С течением времени понятие о том, что такое добродетели приобретало новые формы. Один из ведущих представителей философии «нового» времени — Спиноза — считал добродетелью пользу, которую человек способен принести окружающему миру. А вот согласно Канту, добродетель — есть твердая моральная устойчивость в следовании своему долгу, никогда, впрочем, не становящаяся привычкой, а всякий раз требующая осознанного выбора.

Небезызвестный политический деятель, писатель и дипломат Бенджамин Франклин в собственной автобиографии обозначил принцип «тринадцати добродетелей», которые должны быть присущи успешному человеку:

  • спокойствие;
  • скромность;
  • справедливость;
  • умеренность;
  • бережливость;
  • трудолюбие;
  • порядок;
  • молчание;
  • решительность;
  • искренность;
  • воздержание;
  • чистота;
  • целомудрие.

По большому счету, список этот можно продлить еще многократно, например, педантичные немцы определяют его гораздо большим числом пунктов.

Прусские добродетели

Этот перечень лучших человеческих качеств берет свое начало со времен лютеранства эпохи Просвещения. Появилось понятие немецких добродетелей во время правления короля Фридриха Вильгельма I, укрепившего внутреннее положение Пруссии в XVIII веке.

До сих пор остается загадкой почему был выделен именно такой набор, однако, массовое следование ему принесло ощутимую пользу и оставило довольно весомый след в истории Пруссии.

Вот как выглядят истинные добродетели человека, по мнению Фридриха Вильгельма I:

  • бережливость;
  • любовь к порядку;
  • искренность;
  • неподкупность;
  • послушание;
  • богобоязненность;
  • сдержанность;
  • усердие;
  • скромность;
  • честность;
  • верность;
  • твёрдость;
  • прямолинейность;
  • чувство справедливости;
  • дисциплинированность;
  • субординация;
  • надёжность;
  • самоотверженность;
  • мужество;
  • храбрость;
  • пунктуальность;
  • чувство долга.

Христианский взгляд

Обсуждая разные взгляды на положительные черты характера человека нельзя не затронуть такое понятие, как христианские добродетели. Это более-менее общее понятие можно разделить на две большие части:

  • кардинальные — к которым относят 4 понятия, пришедшие к нам из античной философии;
  • теологические — учение о которых привнесло в нашу жизнь христианство;

В итоге получился вот такой перечень:

  • мужество;
  • умеренность;
  • благоразумие;
  • справедливость;
  • надежда;
  • любовь;
  • вера.

Немногим позже этот список претерпел значительные изменения и утвердился новый, представляющий собой семь добродетелей, противостоящих в западном христианстве семи смертным грехам:

  • терпение;
  • смирение;
  • кротость;
  • целомудрие;
  • усердие;
  • умеренность;
  • любовь.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Нас тянет к тем кто душу

Внутреннее противостояние

Безусловно, каждый человек знает, какой поступок будет во благо, а что несет зло, тем не менее добродетель и порок представляют собой внутренний конфликт для большинства из нас. Трудность нравственного выбора всегда была присуща человеку. «Знаю праведное, но выбираю приятное» — такой принцип жизни актуален и сегодня. Ведь, согласитесь, понимание слова добродетели, ее смысла, еще не означает соответствующего поведения.

Долгое время такое положение вещей воспринималось как некий парадокс. И действительно — логически понять, как можно вести неправедную жизнь, зная о том, что она порочна, довольно трудно.

Именно поэтому в эпоху античности знание, не примененное на практике, таковым не считалось. Согласно Аристотелю и Сократу, если человек знает, как правильно, а поступает вопреки, то это означает, что действия его основаны не на истинном знании, а на личном мнении.

В таком случае человеку полагается достичь настоящего знания, подтвержденного практически.

Исходя же из христианского учения, плохие мысли и поступки человека говорят о грешности его тела, а значит, нужно полностью отрешиться от земной практичности и рациональности, отринуть грешную плоть, мешающую достичь истинной духовной гармонии.

Как бы то ни было, но независимо от того, понимается ли добродетельность как разумность или праведность, обретается она человеком в процессе осознания двойственности своей натуры и способности к разрешению внутреннего конфликта.

Что сделает вас добродетельным

От самого рождения и до смерти человек живет в обществе себе подобных. Наблюдая за поведением других людей, постигая законы, принятые в социуме, он вырабатывает некую модель поведения. Получая одобрение или порицание своих поступков со стороны других людей, человек выстраивает для себя некую шкалу ценностей, следование которой считает наиболее приемлемым.

Основным шагом на пути к познанию добродетели можно считать признание значимости и ценности других людей. Живя в социуме, невозможно ориентироваться исключительно на личные интересы и убеждения. Только признание ценности людей, живущих рядом, трезвая оценка собственных моральных качеств, постоянное самосовершенствование могут сделать человека достойным подражания.

Как по традиции выглядят семь добродетелей

Издревле скульпторы и художники воплощали свое видение пороков и добродетелей в самых различных образах. Чаще всего это были изображения молодых красивых женщин в длинных одеждах, имеющих при себе разнообразные атрибуты. Христианские добродетели, например, могли выглядеть так:

  • Вера — девушка в белом одеянии, держащая в руках крест, знаменующий смерть Христа, или хрустальную чашу. Также может изображаться со щитом или светильником в руках.
  • Другая добродетель — Любовь — первоначально выглядела как жертвенный агнец или пеликан, в канонической живописи выглядит как женщина со множеством ласкающихся детей либо с пылающим сердцем в руке. Также довольно популярно другое изображение — девушки, одной рукой сеющей семена, а другую прижимающей к сердцу.
  • Надежда — девушка в зеленых одеждах, склоненная в молитве, иногда с крыльями или якорем. В другой версии она протягивает руки к солнцу в молитвенном жесте, а подле нее сидит сгорающий Феникс.
  • Мужество, благоразумие, умеренность и справедливость тоже изображались в женских обличьях.

Какая лучше, куда стремиться?

Удивительно, но, объясняя само понятие добродетели и предлагая пути к ее постижению, ни один из величайших философов античности и современности так и не смог достоверно определить, что же есть высшая добродетель.

Сократ и Платон, например, считали, что это мудрость (знание), Аристотель — умеренность, Конфуций — преданность и почитание старших. Христианское же учение наивысшей добродетелью называет любовь (в основном к богу).

Вероятно, каждый сам может определить для себя, какую же из них почитать больше других, ведь невозможно достичь совершенства во всех направлениях.

Источник: https://FB.ru/article/193843/chto-takoe-dobrodeteli-dobrodetel-i-porok

Добродетель – может ли доброта разочаровать человека?

как для нужна добродетель

Разочарование среди людей – очень распространенное явление, которое происходит из-за осознания несоответствия ожиданий и реальности. Когда человек ожидает, что его действия и образ жизни приведут его к определенной цели, но достижение цели не намечается, то человек испытывает разочарование. Относится ли то же самое и к добру, которое человек совершает для других? Может ли добродетель разочаровать человека?

Добродетель – это благое качество, которое постоянно находит отражение в делах и поступках человека. То есть, это качество, которое человек проявляет во взаимодействии с миром и другими людьми, чаще всего открыто. Добродетель избавляет человека от последствий, связанных с проявлением негативных качеств, таких так алчность, гнев или лень, а также избавляет от множества проблем и препятствий, с которыми сталкивается человек, не обладающий добродетелью.

Добродетель, сама по себе является благом для человека, так как не только избавляет человека от страданий, но и даёт ему такой вкус к жизни, который способен принести намного больше счастье, нежели материальные наслаждения.

Именно такая добродетель, которая приводит человека к прогрессу, способна заменить стремления человека от удовлетворения своих чувств к стремлению совершать благо для себя и этого мира.

Такое стремление возникает именно от ощущения сильного счастья и вкуса к жизни, который человеку даёт добродетель.

Взращивание добродетели

Добродетель взрастаетв человеке постепенно и, в конечномитоге, должна стать устойчивой и зрелой.Достаточно часто человек, желающийвзрастить в себе добродетель, стремитсясовершать очень много поступков в оченьнеподходящем месте или времени, а такжене очень подходящим людям.

С одной стороны, взращивание добродетели лежит через намерение человека совершать добро, которое исходит из определенных качеств. Так, щедрость приводит к благотворительности, которая радует сердце человека, усердие – к труду, который вручает достойные плоды, умеренность – к воздержанности, которая очищает человека и укрепляет его здоровье и сознание.

Однако, подобно тому, как резкий рост неблагоприятен для растений, так как может обернуться их неспособностью поддерживать жизнедеятельность, что происходит с растениями, которые растут в идеальных условиях, так и добродетель человека следует выращивать постепенно, устойчиво и с постоянством, которое подкреплено пониманием важности этой деятельности.

Растение, растущее видеальных условиях, растет быстро истановится сильным, но если прекратитьего подпитывать или подпитывать егослишком много, то растение может заболетьили погибнуть.

С другой стороны, наблюдаяза растениями, которые растут вестественной среде, становится понятно,что, несмотря на их не выдающийся размер,их жизнеспособность намного превосходиткомнатные растения.

Такие растениярастут всегда и везде, их семена восходятчасто, и они переживают всё, используяте ресурсы, которые у них есть. Этотпример очень важен для понимания того,как добродетель может взращиваться видеальных и реальных условиях.

Добродетель, взращиваемаяв идеальных условиях, в тех условиях,когда человек редко сталкивался созлом, притеснением и несправедливымотношением, отличается яркостьюпроявления, неограниченностью исентиментальностью. Это тот самыйрадостный ребёнок, который всем стремитсяпринести добро. Однако именно такая,непроверенная испытаниями добродетель,чаще всего оборачивается для человекатотальным разочарованием не только влюдях и жизни, но и в идее совершатьдобро кому-либо.

С другой стороны,реальная добродетель, которая взращиваласьв условиях, далёких от идеала, выстоявмножество испытаний, становится длячеловека неотчуждаемой чертой егохарактера и личности.

Такая добродетельне проявляется слишком ярко и, зачастую,носит разумно-прагматичный характер,нежели эмоционально-сентиментальный.Это выражается в отказе помогать тем,кому помощь не нужна или тем, кому помочьневероятно трудно.

Также это приводитк тому, что человек не стремится раскрыватькаждому свои поступки, мысли и нестремится принести добро всем. Этоустойчивая добродетель, которая твердовпечатана в личность человека.

Только та добродетель,которая проверена испытаниями и временем,которая подвергалась тяжкой доле, можетсчитаться настоящей добродетелью, ведьв продолжительном промежутке временичеловек, обладающий такой частьюличности, будет совершать добро болеечасто и надёжно, нежели человек, на долюкоторого не выпадали испытания.

Потомучто неизвестно будет ли оставатьсядобрым человек, которому предстоитпройти тяжелый для его добродетели этапжизни, который случается с каждым, апройдя его, вряд-ли он останется такимже непосредственно-открытым.

Этослучается редко и при условии всестороннейподдержки со стороны других людей, что,опять же, не очень часто встречается,если мы говорим о таких испытаниях, врезультате которых все области жизничеловека подвергаются серьезномудавлению и деформации ради проверкипрочности самого человека.

Итак, для начала, человекможет разочароваться в добродетели,если она не является зрелой в нём, тоесть не прошла испытания, проверку.

Разочарование длядобродетели – это такой сценарий, прикотором человек отказывается от идеиприносить добро и пользу людям из-занесовместимости ожиданий, на которыечеловек рассчитывал, совершая добрыепоступки, и реальности.

Корыстная и эмпатическаядобродетель

Помимо зрелостидобродетели очень важно понимать и еёмотив, который у каждого человека свой.Некоторые люди просто сострадательныи стремятся избегать негативных поступковв сторону других людей, осознаваянасколько это бывает неприятно. Такжебывает и корыстная добродетель,совершаемая в надежде на достижениеопределенных целей, которые ставил себечеловек, когда планировал совершитьдобро.

Что касается добродетели, то целями, которые преследует человек могут быть: почёт, симпатия окружающих, слава, стремление манипулировать другими, используя свою репутацию и совершенные поступки, а также возможность совершать греховные поступки, рассчитывая на то, что добродетель может нивелировать последствия совершенных грехов. Такая добродетель, разумеется, не является настоящим и истинным качеством, и награда за такое добро – это не счастье, а отношение к человеку других людей, и именно оно является единственной наградой для того, кто афиширует совершенные благие поступки.

Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Евангелие от Матфея. 6:1-6, 16-18.

Добродетель корыстнаяможет принести человеку разочарование,но это будет разочарование с точкизрения расчёта, когда человек понимает,что совершения добра — слишкомтрудозатраное дело, которое не даётнеобходимых плодов. Разочарованием этоможно назвать с технической точкизрения, но фактически, это просто просчёткорыстолюбивого или тщеславногочеловека.

Эмпатическая добродетельосновывается на сочувствии к человеку,который может испытывать счастье ирадость. Добро, совершенное из такогосочувствия, всегда будет преследоватьцель избавить другого человека отстрадания и дать ему счастье. Но, какнельзя кстати, именно к такому видудобродетели применимо: «благиминамерениями вымощена дорога в ад».

Сострадание человека,с одной стороны, это позитивное качество,но если это сострадание приводит человекак активному вмешательству в жизнь другихлюдей с целью сделать их жизни лучше –это прямая дорога к разочарованию. Этопроисходит по причине того, что человекможет чувствовать и счастье, и страданиядругого, но не может знать в точноститот путь, который должен пройти человек,а также то, что ему следует делать, а чтоне следует.

В действительности,сострадательный человек совершаетблагие поступки для других, только чтобысамому не терпеть страдания или испытатьсчастье. Это просто факт, и он можетвосприниматься обоюдоостро с точкизрения морали. С одной стороны, совершениеблага в таком случае является эгоизмоми корыстью, а с другой — человек всё жестремится помогать другим людям и делаетэто не из алчной корысти, а из-заопределенного природного качества,которое он не способен подавить.

Однако плоды такойпомощи часто оказываются скореенегативными. Отсутствие реальногопонимания необходимых шагов дляизбавления от страдания слишком большое,и чувственное сопереживаете исубъективность в наставлении человекакомбинирует в поступки неопытного, ночрезмерно озабоченного чужой жизньючеловека, который стремится сделатьчто-то хорошее, но получится как всегда.

Самый главный момент– это субъективность. Человек делаетили советует сделать так, как следовалобы поступать ему самому, исходя изсобственного мировоззрения, логики ихарактера. Соответственно, игнорируякак детали проблемы, так и индивидуальностьчеловека. Всё это, в результате, приводитк тому, что объект помощи гневно восклицаетпро то, что лезть в чужую жизнь – это нелучший вариант, а сострадательныйчеловек на это очень серьезно обижается.

Итак, накапливая обиды,человек постепенно разочаровываетсяв возможности помочь другим людям,считая, что они глупые, невежественные,неспособные и, применяя прочие эпитеты,характеризующие недалёких людей синтеллектуальной и нравственной точкизрения.

В таком случае, есть возможностьперехода человека на тёмную сторону,где он начинает если и не совершать зло,то совершенно твердо и сознательноотказываться от помощи другим, следуямысли о собственной ценности.

Этоприводит человека к эгоцентризму,который бетонирует его личность ивзгляды, после чего осознать свои ошибкистановится практически невозможно, таккак внутри человека есть чёткое пониманиесобственной святости, а все иные людине могут что-то посоветовать в силунедостатка ума.

Сострадание – это благое качество, однако в руках человека, который не способен контролировать свои чувства, оно превращается в серьезное препятствие и источник многих испытаний, не преодолев которое, человек навсегда изменится не в лучшую сторону. И для сострадательного человека очень важно контролировать свои чувства и эмоции, чтобы ум не слишком сильно срывался с поводка на каждую возможность «помочь» другому человеку.

В итоге, да, такаядобродетель тоже способна привести кразочарованию.

Может ли добро разочаровать человека?

Итак, добродетель,которая не прошла этап эволюции черезиспытания, корыстная, стремящаяся кславе и тщеславию, или чрезмерносочувствующая другим с целью изменитьлюдей и обеспечить собственный покойприводит человека к разочарованию сбольшой вероятностью.

Но настоящая добродетель,которая не преследует иных целей, кромесамой добродетели и помощи людям, котораяявляется неотъемлемой частью характерачеловека и прошедшая через тяжелыеиспытания – не приводит человека кразочарованию, так как в ней отсутствуютожидания от других людей или вообщекакие-либо иллюзии относительно каклюдей, так и самой добродетели.

Такая чистая, твердая и непоколебимая добродетель делает человека по-настоящему счастливым и по-настоящему добрым. Но прежде чем приобрести такую добродетель, человек вынужден будет доказать, что он достоин ею обладать. Удачи.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как монахи обходятся без женщин

Источник: https://supremasea.ru/dobrodetel-mozhet-li-razocharovat.html

Что это — добродетели? Добродетель и порок

Как говорил герой известного мультфильма: «Если добрый ты — это хорошо, а когда наоборот — плохо!» С рождения каждый человек живет в обществе, совершает те или иные поступки и получает им соответствующие оценки. Темой этой статьи станут в основном хорошие и праведные поступки человека, делающего добро или стремящегося к этому. Что такое добродетели, какие они бывают и как можно помочь себе в приобретении таких качеств? Давайте разбираться.

Кто это такой добродетельный человек и что такое добродетель: описание, принципы и понятия

Как утверждал известный герой популярного мультфильма: «Если добрый ты, то это хорошо, ну а когда наоборот — плохо!». Любой человек с самого рождения живет в обществе, начинает совершать определенные поступки и за это получать соответствующую оценку.

Темой данной статьи будут являться в основном праведные и хорошие человеческие поступки, то есть людей, которые делают добро либо к этому стремятся.

Что такое добродетельный человек, какие они бывают и каким образом себе можно помочь приобрести эти качества? Давайте рассмотрим.

Порок и добродетель — для большинства людей данные определения не вполне ясны, так как в ежедневном и повседневном употреблении эти слова встречаются очень редко. Естественно, любой человек понимает, что значит хорошо и что обозначает плохо.

Но, в отличие от ценностных норм, которые приняты в обществе, правил морали и этики, добродетель — это внутренняя человеческая потребность нести добро не из-за того, что «так нужно», а просто потому, что по-другому не можешь.

Добродетелью также могут являться и определенные личностные качества человека, которые помогают ему отыскать в обществе свое место. К примеру, такими могут являться:

  • дружелюбие;
  • вежливость;
  • ответственность;
  • умение сопереживать и сострадать;
  • работоспособность;
  • честность и тому подобное.

Порок — это другая сторона добродетели, а верней, ее полная противоположность. Каждый поступок, который приводит к нанесению вреда окружающему миру или самому себе, считается порочным. Учитывая это, пороком можно назвать и предосудительные особенности характера человека:

  • жадность;
  • ленивость;
  • зависть;
  • лживость;
  • зазнайство и так далее.

Исследование и анализ добродетелей и пороков человека постоянно интересовали умы просвещенных мужей как в древности, так и в современном мире. Различные религиозные и философские учения составляли свою собственную их классификацию.

Добродетель в античности

Еще в Древней Греции мудрецы отмечали, что дорога к добродетели очень тяжела и сложна. Добродетель от рождения не дается, путь к ней тернист и нуждается в больших усилиях.

Исходя из философии древних греков, отличают ее следующие виды:

  • мудрость;
  • умеренность;
  • справедливость;
  • мужество.

Причем великий философ Сократ главенствующую роль отдавал такому качеству, как мудрость, а источником появления каждой добродетели считал разум.

Но вот его последователь, не менее великий мудрец Платон, утверждал, что любая из добродетелей зарождается на индивидуальном свойстве души: мужество опирается на волю, а мудрость происходит от разума.

Причем он также говорил, что любому сословию в обществе больше присуща какая-то конкретная добродетель — так, не нужно ожидать умеренности от правителей или воинов, а мудрости или мужества от ремесленника.

Рассматривая вопрос о том, кто это такой добродетельный человек, нужно непременно упомянуть и Аристотеля, которые разделил сущность человека на добродетель ума (дианоэтическую) и воли (этическую).

Аристотель утверждал, что неразумная, чувственная часть каждого человека послушна его разумной (умственной) части. Причем добродетель определялась, как умение всегда находить «золотую середину», а отклонение же в определенную сторону от этого являлось пороком.

Таким образом, это некоторое мерило между избытком или недостатком чего-либо.

Во времена Ренессансного гуманизма, в Средние века, virtus— добродетель — являлась основной категорией, которая определяла идеального человека. Uomo virtuoso – именно так звали людей, которые ею обладали. Данным определением охватывался огромный комплекс нравственных норм, которые приобретали все более разнообразные оттенки на протяжении времени.

Понятие про то, что такое добродетели, с одной стороны, было основано на учениях античной этики и толковалось как разумное самоограничение в физических и духовных потребностях.

С другой стороны, uomo virtuoso — идеальный образ человека – незначительно смягчался идеями того времени о нераздельности духовных и земных потребностях, души и тела.

Потому идеальным являлся разумный и при этом деятельный человек, так как основная обязанность каждого человека – это стремление к полезной деятельности и познанию, постоянное саморазвитие.

«Новая» эра

На протяжении времени определение о том, что такое добродетели, получало другие новые формы. Спиноза — один из основных представителей философии «новой» эпохи, утверждал, что добродетель – это польза, которую человек может привнести в окружающий мир. Но вот согласно учениям Канта, добродетель — это моральная и твердая устойчивость в соблюдении своего долга, которая, впрочем, никогда не становится привычкой, а постоянно требует осознанного выбора.

Небезызвестный дипломат, писатель и политический деятель Бенджамин Франклин в своей автобиографической книге определил принцип «тринадцати добродетелей», которые обязаны присутствовать у любого успешного человека:

  • скромность;
  • спокойствие;
  • умеренность;
  • справедливость;
  • трудолюбие;
  • бережливость;
  • молчание;
  • порядок;
  • искренность;
  • решительность;
  • целомудрие;
  • чистота;
  • воздержание.

В принципе, данный перечень можно продолжать еще многократно, к примеру, педантичные немцы его определяют намного большим количеством пунктов.

Добродетель в Пруссии

Данный список идеальных человеческих качеств философ Сократ берет свое начало со времен эпохи Просвещения и лютеранства. Понятие немецких добродетелей появилось во времена нахождения на престоле Фридриха Вильгельма Первого, который укрепил в 18 столетии внутреннее положение Пруссии.

Даже на сегодняшний день остается неизвестным, по какой причине был определен именно этот набор, но масштабное следование ему принесло значительную пользу, и в истории Пруссии оставило довольно большой след.

Вот как выглядят, по мнению Фридриха Вильгельма Первого, истинные человеческие добродетели:

  • любовь к порядку;
  • бережливость;
  • неподкупность;
  • искренность;
  • богобоязненность;
  • послушание;
  • усердие;
  • сдержанность;
  • честность;
  • скромность;
  • твердость;
  • верность;
  • чувство справедливости;
  • прямолинейность;
  • субординация;
  • дисциплинированность;
  • самоотверженность;
  • надежность;
  • храбрость;
  • мужество;
  • чувство долга;
  • пунктуальность.

Добродетель в христианстве

Рассматривая различные взгляды идеальных черт человеческого характера нельзя не упомянуть такое определение, как христианские добродетели. Это относительно общее определение можно поделить на две основные части:

  • теологические понятия — это учения, которые в нашу жизнь привнесли христианство;
  • кардинальные — сюда относятся четыре понятия, которые к нам пришли из античной философии.

В результате получился следующий список:

  • умеренность;
  • мужественность;
  • справедливость;
  • благоразумие;
  • вера;
  • любовь;
  • надежда.

Через время данный перечень претерпел очень большие изменения и получился новый, который собой представлял семь добродетелей, он в западном христианстве противостоял семи самым тяжелым грехам:

  • смирение;
  • терпение;
  • целомудрие;
  • кротость;
  • любовь;
  • умеренность;
  • усердие.

Что может сделать человека добродетельным?

Человек от самого его рождения и до самой его смерти находится в обществе себе подобных. Постигая законы, которые приняты в социуме, наблюдая за поведением остальных людей, он вырабатывает в себе определенную поведенческую модель. Получая порицание или одобрение со стороны остальных людей своих поступков, человек для себя выстраивает определенную шкалу ценностей, соблюдение которой считает для него самым приемлемым.

Признание ценности и значимости остальных людей можно считать главным этапом на пути к познанию добродетели. Невозможно ориентироваться только на свои убеждения и интересы, живя в социуме. Лишь признание ценности людей, которые живут рядом, постоянное самосовершенствование, реальная оценка своих собственных моральных качеств смогут сделать любого человека достойным для подражания.

Как традиционно определяют семь добродетелей?

Еще с древних времен художники и скульпторы свое видение добродетелей и пороков воплощали в самых разных образах. Как правило, это были изображения красивых юных девушек в длинных одеждах, которые при себе имели различные атрибуты.

К примеру, христианские добродетели, могли выглядеть таким образом:

  • Любовь — выглядела изначально как пеликан или жертвенный агнец, в каноническом искусстве выглядит как девушка с пылающим в руке сердцем или с множеством ласкающихся к ней детей. Также очень распространено еще одно изображение — женщин, которые одну руку прижимали к сердцу, а второй сеяли семена.
  • Надежда — женщина в зеленых одеяниях, склоненная в молитве, в некоторых случаях с якорем или крыльями. В другой интерпретации девушка в молитвенном жесте протягивает руки к солнцу, а возле нее находится сгорающий Феникс.
  • Еще одна добродетель — Вера — женщина в белых одеждах, которая в руках держит крест или хрустальную чашу, знаменующие смерть Иисуса. Также могла иногда изображаться со светильником или щитом в руках.
  • Благоразумие, мужество, справедливость и умеренность также были изображены в обличьях женщин.

Куда стремиться и какая добродетель лучше?

Парадоксально, но, объясняя непосредственно определение добродетели и предлагая различные пути к ее достижению, ни один из великих философов античности, а также современности достоверно так и не смог определить, что же такое наивысшая добродетель.

К примеру, Платон и Сократ утверждали, что это знание (мудрость), Конфуций — почитание старших и преданность, Аристотель — умеренность. Христианское же учение высшей добродетелью определяет любовь (чаще всего к богу). Возможно, каждый человек самостоятельно для себя может определить, какую же из этих добродетелей почитать больше остальных, так как просто невозможно достигнуть во всех направлениях идеального совершенства.

Источник: https://psiho.guru/populyarnye-voprosy/kto-takoy/kto-eto-takoy-dobrodetelnyy-chelovek-i-chto-takoe-dobrodetel.html

О добродетелях

Корень добродетельной жизни есть ревность к богоугождению, по которой человек все обращает к славе Божией и ничему, кроме Его закона, не покоряется.

Добродетель – есть постоянно ревностное попечение о точном исполнении закона Божия, основанное на вере и одушевляемое любовью и благоговением к Богу.

Определение понятия «добродетель»

Доброде́тель — философский и религиозный термин, означающий положительное нравственное свойство характера определённого человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона (заповедей). Является антонимом слова «грех». /Философский словарь/

Добродетель есть определенный Богом образ внутреннего расположения человека, влекущий его к деланию добра. Добродетели заключают в себе как добрые дела человека, так и доброе расположения его души, из которого происходят сами дела. Кратко можно сказать, что добродетель – это добро, вошедшее в привычку.

Добродетели – это богоподобные свойства человека, которые деятельно проявляются в его жизни.

Добродетель не что иное есть как исполнение воли Божией. /преп. Симеон Новый Богослов/

Добродетель есть всякое слово, дело и помышление, согласное с Законом Божиим. /Свт. Тихон Задонский/

Добродетель в трех значениях:

1) стремление духа к добру, христиански добродетельное настроение духа;

2) разные добрые расположения воли и сердца;

3) каждое отдельное доброе дело. /Святитель Феофан/

А есть ли у злых проявлений человеческой природы подобная схожесть?Да, есть: 1) стремление и склонение человеческого духа ко злу 2) злобные расположения воли и сердца человеческого

3) каждое отдельное злое действие, поступок и навык

Пояснение:

1) Стремление к добру есть то же, что стремление пребывать в Боге, или жажда богообщения.
Христиански добродетельным настроением духа, будет: жажда и сила пребывать в общении с Богом постоянным, полным и всегдашним исполнением Его воли с помощью благодати и с верою в Господа, по силе и обету Крещения.

2) Доброе расположение есть чувство или любовь к добрым (богоугодным) делам, лежащее в основании их.

3) Всякое исполнение заповеди надлежащим образом, то есть с истиною целью, во славу Божию по вере в Господа и с законными обстоятельствами, есть доброе дело. Всякое доброе дело, лишь тогда добро, если творится для Бога и во славу Божию.

Добродетель в двух значениях

1) Во внешнем аспекте – добродетель как доброе дело (подать милостыню, простить обидчика, вытерпеть искушение)

2) Во внутреннем аспекте – добродетель как духовно-нравственное состояние личности («он кроткий», «она милостивая»)

«Должно называть добрыми делами — действия по заповеди, а добродетелями – укоренившиеся навыком добрые расположения души» /преп. Григорий Синаит/

Истинная добродетель состоит в том, чтобы ✦ покорять свою волю, воле Божией и ✦ побеждать благим — злое, ✦ побеждать смирением гордость, ✦ кротостью и терпением – гнев, ✦ любовью – ненависть. Это есть христианская победа, более славная, чем победа над народами.

Этого требует от нас Бог: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21) /Свт. Тихон Задонский/

Добродетель – Богочеловеческое действие

Источник: https://happy-school.ru/publ/voskresnaja_shkola/osnovy_pravoslavnoj_very/o_dobrodeteljakh/244-1-0-24368

«Как воспитывать в себе добродетель?»

Патриархия.Ру Первосвятитель

«Гордость — есть отвержение Бога»

Патриархия.Ру Первосвятитель

«Как бороться с завистью?»

Патриархия.Ру

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после уставного утреннего богослужения в Донском монастыре в четверг первой седмицы Великого поста.

Для того чтобы человек имел силу преодолевать пороки, он должен не только бороться с грехом, но и воспитывать в себе добродетель. И существуют два непременных условия, которые нужно исполнить для того, чтобы душа человека наполнялась добродетелью.
Человек формируется как личность в общении с другими людьми.

Если человека поместить в полную изоляцию с самого рождения, то он как личность не состоится. Общение является очень важным фактором не только умственного, но и духовного развития. Именно поэтому так важно, чтобы с самого раннего детства ребенка окружали добрые люди, в первую очередь — родители и члены семьи.

Если в семье ребенок не видит пример доброй жизни, то он не будет добрым человеком, потому что ничто не научает так, как живой пример.

Но и люди взрослые в значительной мере находятся под влиянием тех, кто их окружает. Сознательно или несознательно, но мы впитываем мысли, слова, манеру поведения, образ мыслей. И даже если с чем-то мы не соглашаемся, то постоянное общение накладывает на нас совершенно определенный отпечаток. Вот почему очень важно, чтобы в нашем окружении не было злых людей.

Замечательно об этом говорит святитель Иоанн Златоуст: «Злые люди более вреда причиняют, чем ядовитые змеи, потому что сии открыто яд свой наносят, а другие ежедневно и скрыто поражают». Действительно, такие люди, порой скрыто от нас, могут систематически отравлять наше сознание, влияя на нашу волю и на наши чувства.

Тот же святитель Иоанн Златоуст говорит: «Как больные глаза заражают здоровые, как прокаженный заражает чистого, так и злой человек заражает человека духовно здорового».

Вот почему внимание к нашему окружению является очень важным в деле духовного возрастания. Недаром слово Божие говорит: Измите злаго от вас самех (1 Кор. 5, 13). И Церковь своей дисциплиной всячески старалась ограждать христианскую общину от влияния злых людей.

Хорошо известно, что преодоление злого влияния осуществляется через вразумление. А если вразумление неэффективно, если вразумление не приносит доброго плода, то Господь повелевает отсекать от общения таких людей.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое спасение верой

И человеческая мудрость во многом проявляется через формирование близкого к нам окружения.

Но есть еще одно условие, соблюдение которого необходимо для духовного возрастания: человек не должен пребывать в праздности. Праздность не следует путать с отдыхом. Господь заповедью Своей установил седьмой день как день отдыха. Человек нуждается в нем для восполнения физических и духовных сил, и отдых есть дело богоугодное. Праздность же есть сознательное уклонение от всякого труда.

Праздность есть некий вакуум, а вакуум всегда заполняется, и чаще всего злыми мыслями и злыми делами. Праздность можно сравнить с физическим состоянием нашего организма: когда мы пребываем в расслаблении, когда не тренируем свой организм, когда не воздействуем на него, то он начинает дряхлеть, слабеть.

Так же и праздность: она формирует некую духовную слабость, которая восполняется чаще всего злой силой.

И праздность, и окружение человека оказывают на душу очень сильное воздействие.

Вот почему святые отцы, уча нас духовному возрастанию, особое внимание уделяют тому, чтобы человек, ставший на путь духовного возрастания, уклонялся от злых и пребывал в труде, или в молитве, или в отдыхе, который тоже требует духовного содержания.

Научаемые мудростью святоотеческой, будем стараться восходить от силы к силе, особенно же используя для этого восхождения дивные дни Святой Четыредесятницы, которая и даруется нам для того, чтобы мобилизовать наши силы и помочь нам в борьбе с грехом. Аминь.

Источник: https://www.orthodox-newspaper.ru/numbers/at50045

Что ожидает блудников и что не так в добрачных связях? — священник объясняет это непонятное слово «целомудрие» — Православный журнал

В Церкви есть понятия, смысл которых зачастую не до конца известен даже воцерковленным людям. Одно из них — целомудрие.

Помочь разобраться в том, что такое целомудрие, зачем оно нужно и как это — жить целомудренно, «Фома» попросил протоиерея Федора Бородина, настоятеля московского храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке.

Фото Анны Гальпериной

Целомудрие — это о здоровом духовном, душевном и телесном состоянии, о целостной личности, умеющей жить с Богом, умеющей любить. Да, в обыденном сознании это слово чаще ассоциируется только с вопросами физической близости, но на деле это значительно более широкое церковное понятие.

Церковь признает, что состояние, в котором мы родились и живем, — это состояние греха, глубочайшего искажения, унаследованное от падшего Адама. Избавиться от него мы можем лишь через стремление приблизиться к Богу — к тому идеалу, который предлагает нам христианство.

Так, апостол Павел говорит: Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Флп 2:5). Он имеет в виду, что человек должен быть похож на Иисуса Христа — вмещать в себе отражение всех Его качеств.

Такие добродетели Церковь и определила словом целомудрие.

При этом нам нужно помнить, что союз всех добродетелей — любовь. То есть целомудрие — это в конечном счете умение любить.

Что же лежит в основе этого умения?

Первое — это душевная и телесная чистота.

Второе — целостность. Грехопадение все перевернуло в человеке: он перестал понимать Бога, а его душевная составляющая разлетелась в клочья.

Если до познания греха в нем господствовал дух, то после — плоть. Чувство гнева до грехопадения было благим чувством — своеобразным иммунитетом против греха, а после — обратилось на ближнего.

Разрушение этой естественной для человека иерархии привело к тому, что его чувства, воля и разум оказались разобщены. Самые пронзительные, самые горькие слова об этом в послании апостола Павла к римлянам: Добро, которого хочу, не делаю, а зло, которого не хочу, делаю (Рим 7:19).

Достижение же целостности — в умении плотское подчинить духовному. Быть целомудренным в этом смысле — значит снова собрать себя воедино, воспитать волю — иметь силы на борьбу со грехом.

Как в повседневной жизни проявляется нарушение этой целостности?

Каждый из нас, к примеру, сталкивается с тем, что не находит времени и сил для молитвы, а главное, духовно не участвует в ней. Человеческое сознание стало клиповым, то есть не способным воспринимать длинные тексты. Мы постоянно отвлекаемся на звонки, сообщения, уведомления и не можем сосредоточиться, довести хотя бы одно дело до конца.

Живя в таком состоянии, современный человек очень слаб в собирании своего сознания. Сколько он сможет удержать внимание на словах молитвы? Если сможет минуту — уже подвиг. Повторю, целомудрие — это о концентрации на том, что действительно важно. О собирании себя вокруг стержня.

Но ведь слово «целомудрие» чаще звучит в разговорах не о молитве, а о межполовых отношениях. Почему?

Потому что в них наше неумение управлять своими чувствами, волей и разумом сказывается в повседневной жизни болезненнее всего.

В чем именно проявляется эта болезненность?

Целомудрию Церковь противопоставляет распущенность и разврат. «Распутный», «блудящий» означает, что человек заблудился, свернул с пути. Эти выражения, через которые мы говорим о телесной нечистоте, о том, что человек потерял путь к Богу — пренебрег имеющимися способами борьбы с грехом. Это не может не сказаться на внутреннем, душевном состоянии человека.

Во-первых, распутный человек никогда не станет состоявшейся сильной личностью. Будучи разрушен своими собственными ошибками, не умея пользоваться волей, разумом и мудростью, не соединив в себе эти разлетевшиеся куски Адама и даже не стремясь к этому, находясь в ситуации, когда тело не слушается духа, он не может обрести того, что мы называем внутренним стержнем.

Во-вторых, мой небольшой опыт наблюдения за жизнью многих знакомых мне — в том числе еще со школы — людей показывает, что большинство из тех, кто рано начал вести распущенный образ жизни, не познал счастья в браке.

Из-за постоянного переключения с одного, как сейчас говорят, партнера на другого целостность человека разрушается, и он уже не в состоянии полюбить всем сердцем. Он все время сравнивает свои нынешние отношения с предыдущими и не может отдать всего себя одной любви, ведь часть его естества осталась в прошлых связях.

Мы знаем слова апостола Павла: совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею (1 Кор 6:16). То есть эта связь, как рубец, остается с ним навсегда. Поступая подобным образом, ведя распутный образ жизни, вы дробите свое познание Бога, мира и любимого человека на бесконечные фрагменты.

В-третьих, нецеломудренный человек, сам не являясь человеком целым, и своего супруга не воспринимает как целостную личность, любит не всего человека, а лишь его телесную составляющую, душевную частично, про духовную и речи нет. Он умеет только владеть и пользоваться, даже если обставляет это очень красиво и романтично.

В-четвертых, такой человек, естественно, не способен к любви как служению, ведь он нацелен исключительно на получение, обладание и присвоение себе. Это любовь конечная: как только иссякает то, что человек привык получать — супруг состарился, заболел, обнаружились его незаметные раньше недостатки, — иссякает и его любовь, и он ищет замену.

Потому и предполагается, что христианская семья может быть создана только с одним человеком. Христианин хранит себя в телесной чистоте до брака для будущего супруга. Церковь считает: все, что нужно познать мужчине в женщине, есть в его жене. И все, что нужно познать женщине в мужчине, есть в ее муже.

Нарушая свое целомудрие, человек разрушает целостность своей души, которая должна быть подарена, посвящена супругу. Для христианина естественно не вступать в добрачные связи — для него это потеря. Потеря возможности той любви, до которой он хочет дотянуться.

А до любви как до служения можно дорасти только в браке, когда человек на протяжении всей своей совместной жизни с любимым возрастает до полного раскрытия личности своего супруга. Причем он любит и тогда, когда в полной мере получает ответную любовь, и когда получать ее перестает — это не является препятствием для любви.

Как священник, я постоянно вижу, как нецеломудренный человек, став христианином и решив изменить свою жизнь, часто претерпевает горькие неудачи в попытках построить семью по церковному образцу — ему мешает его прошлый жизненный опыт. Целомудренному до брака человеку гораздо легче стать счастливым в семейной жизни, потому что вся та часть его души, которая создана Богом для сочетания с супругом, отдана единственному человеку.

Но почему целомудрие ставится в зависимость от формальной регистрации брака?

Любовь в высоком смысле становится возможной тогда, когда человек берет на себя полную ответственность за своего супруга.

Самые светлые переживания — увлеченность, влюбленность, плененность — перерастают в настоящую любовь только тогда, когда человек говорит: «Все твое теперь мое — твои молодость и красота, старость и болезни, все твои родственники и все тяжести твоего характера, все сложности твоей судьбы и все возможные сложности в будущем — это все теперь будет моим так же, как и твоим».

Только после этого человек может принять дар любви от Бога — настоящей, глубокой. Ключ к этой христианской любви — именно в ответственности. Поэтому-то Церковь и не венчает незарегистрированные браки: роспись в загсе сейчас является свидетельством принятия на себя этой ответственности.

А пока человек не возьмет ответственность за своего возлюбленного так же, как за себя, пока есть какое-то лукавство — он не готов принять дар христианской супружеской любви, стать целостным человеком.

Но существует же развод и повторный брак — как к этому относится Церковь?

Несмотря на то, что для христианина брак может быть только один, сегодня Церковь в некоторых случаях делает снисхождение человеческой немощи, разрешая повторное венчание. Однако если вы посмотрите последование о второбрачных — чин повторного венчания, — то это не светлый и радостный чин, это чин покаяния. Иногда священнику его даже как-то неловко служить: с одной стороны, белое платье, свечи, гости, а с другой — молитва покаяния, скорбь.

Это касается и овдовевшего человека, который хочет повторно создать семью: Церковь благословляет такой брак, но по снисхождению — ведь ушедший супруг ждет тебя там! Благословляя повторный брак овдовевшего христианина, Церковь раньше на год отлучала его от Причастия. Да, на время вы разлучены, но если человек дорос и постиг, что такое настоящая любовь, то для него время ожидания вечности будет пусть и горьким, но не бесконечным.

Пожалуй, все правила, которым, по мнению Церкви, должен следовать каждый христианин, применяются по всей строгости только к семьям священнослужителей: священник не может разводиться, а овдовев — повторно жениться.

И это не потому, что к священнослужителям применяются какие-то особые правила, просто к их семье Церковь применяет свои ожидания от брака полностью. Именно поэтому недавняя инициатива Вселенского патриархата разрешить повторно вступать в брак священникам так отвергается нами.

Выходит, сохранять целомудрие верующие могут либо в браке, либо в монастыре. А как же быть людям-одиночкам?

Ошибочно полагать, что целомудрие достижимо только в браке или в монашестве. Есть много целомудренных людей, живущих вне брака или монастыря: это люди, которые так возлюбили Бога, что не используют свое законное право на супружескую жизнь, а все свое время и силы тратят на служение Богу и ближним. И есть люди, которым Бог Своим Промыслом не дал семьи, и они приняли это.

Но чтобы достичь целомудрия в миру вне брака, нужно стяжать еще одну добродетель — смиренномудрие, то есть умение со смирением принять волю Божию о своем пути и предназначении.

photophilde/Flickr/СС BY 2.0

Как смирение сочетается с обретением внутреннего стержня? Разве этот стрежень не предполагает самоуверенности?

В Евангелие от Марка сказано: возлюби Господа Бога всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею (Мк 12:30). Ключевое в контексте нашей темы здесь «крепостию» — то есть аскезой, волей, хоть и малым, но подвижничеством. В житии преподобного Антония Великого был эпизод: одного мученика заставляли сочетаться с блудницей — он откусил свой язык и плюнул ей в лицо. На этом примере можно представить, что значит любить Бога «крепостию».

Крепость — противостояние греху и тот самый внутренний стержень, на который человек опирается, который помогает человеку жить по Божьим заповедям. Такой стержень не имеет отношения к самоуверенности, потому что внутренняя крепость идет в первую очередь от смирения — одной из главных добродетелей.

Но достижима ли эта целостность в условиях современного мира, установки на многозадачность, когда времени на собирание себя у многих просто нет? 

Митрополит Питирим (Нечаев) говорил: «Добродетель целомудрия, которая очень ценится в Церкви, — это не столько сохранение девичьей чистоты или юношеской свежести, это именно целеустремленность, целенаправленность, цельность личности. Целомудренный человек не разменивает себя на мишуру.

Какие средства для духовного восхождения? Средств много, но смысл один — преодоление “плюрализма”. Жизнь наша многообразна: делаешь одно, думаешь другое, отвечаешь третье. Быть совершенным во всех сферах деятельности — удел единиц. Поэтому человек, который концентрирует свои силы в одном направлении, достигает большего.

Очень важна цельность, сосредоточенность внутренних усилий».

Да, сегодня жизнь людей часто заточена на многозадачность в условиях дефицита времени, и при этом мы не всегда выбираем, чем нам заниматься. Другой вопрос — может ли человек осветить этот список дел молитвой, служением Богу и ближнему? Если в жизни Бог будет на первом месте, а все остальное — на своем, не будет и внутренней раздробленности.

Беседовала Анастасия Бавинова

Источник: https://foma.ru/chto-ozhidaet-bludnikov-i-chto-ne-tak-v-dobrachnyh-svyazyah-svyashhennik-obyasnyaet-eto-neponyatnoe-slovo-czelomudrie.html

Добродетель как её понимать. — Магия и Таро

Как говорил герой известного мультфильма: «Если добрый ты — это хорошо, а когда наоборот — плохо!» С рождения каждый человек живет в обществе, совершает те или иные поступки и получает им соответствующие оценки.

Темой этой статьи станут в основном хорошие и праведные поступки человека, делающего добро или стремящегося к этому.

Что такое добродетели, какие они бывают и как можно помочь себе в приобретении таких качеств? Давайте разбираться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Когда именины у евгения

Закрыть