Как наука связана с религией

Почему физика больше других наук связана с религией?

как наука связана с религией

Попытки объединить науку и религию не являются новыми. Одним из самых сложных аспектов этого вопроса является поиск того самого языка, с помощью которого можно было бы провести параллели, и физики оказались наиболее склонными к тому, чтобы заняться его поиском.

Первый ученый, связавший науку с религией

Первым таким физиком стал Фритьоф Капра, и ему помогали психоделики. Когда Капра в 1975 году написал свой труд «Дао Физики», издатели скептически смотрели на связь между теоретической физикой и восточным мистицизмом. Однако книга стала бестселлером, расширив рамки для обсуждения духовности и науки, выведя эти обсуждения на новый уровень, хотя некоторые критики все равно сомневались даже в том, что Капра понимал квантовую теорию поля.

Наиболее подходящая для религии наука

И на сегодняшний день именно физика является той наукой, которая чаще всего скрещивает духовность и научные данные.

Учитывая тот факт, что нет никаких оснований полагать, что существует человеческая душа или загробная жизнь, на химическом уровне нет никакой возможности существования бесплотных святых духов, ни один нейробиолог не станет серьезно рассматривать вопрос о двойственности человеческой сущности и ни один нейрохирург не выразит желания обсуждать вопросы рая, теоретическая природа физики является идеальным основанием для теоретической природы религии.

Гейтс о связи науки и религии

Для примера можно взять физика-теоретика Сильвестра Джеймса Гейтса, который начал изучать религию в одиннадцать лет, когда умерла его мать. Он изучал христианство, буддизм и другие религии и мифологии, пытаясь детально исследовать мудрость мировых верований. В 2013 году Гейтс был награжден медалью Менделя за его работу в области соединения науки и религии. В процессе своих религиозных блужданий он думал о науке.

В шестнадцать лет на уроке физики к Гейтсу пришло откровение, когда он наблюдал за экспериментом с участием палки, доски и мяча для гольфа, в котором демонстрировалась непрерывность пространства и времени. «Это единственный случай в моей жизни, когда я увидел настоящую магию, — сказал Гейтс. — Для меня математика – это часть воображения. Она является тем, что существует где-то между моих ушей.

Это одно из приложений, которые я запускаю в своей голове. Когда видишь, как математика проявляется где-то в окружающем мире, а не между ушей – это означает, что она в некоем глубоком смысле существует и вокруг нас». Гейтс считает, что и наука, и религия необходимы для выживания человечеству как виду, однако при этом он не сообщает того, где именно встречаются эти два аспекта.

Заявить, что вы думаете, что может существовать что-то большее – это не научная платформа, а обыкновенное любопытство.

Далай-лама и его учения

Другие ученые пытаются погрузиться немного глубже в вопрос связи науки с религией.

Далай-лама предлагает гораздо более глубокое понимание этой связи, когда пишет, что наука может быть верна только при наличии эмпирической и достоверной информации, что не имеет отношения ко многим другим разнообразным человеческим качествам: «Многие аспекты действительности, а также многие ключевые элементы человеческого существования, такие как возможность различать добро и зло, духовность, творчество, то есть те вещи, которые больше всего ценятся в человеке, неизбежно выпадают из поля зрения данного метода». Он ссылается на одну буддийскую притчу, в которой говорится, что если кто-то показывает пальцем на луну, то вам нужно смотреть не на кончик пальца. Научный редукционизм не может объяснить человеческих эмоций даже с учетом того, что человек способен полностью понять биологические механизмы, вследствие которых появляются эмоции и сознание. Однако при этом Далай-лама не приходит к старинному, но ошибочному выводу о том, что этика полностью зависит от религии. У буддизма имеется давняя связь с наукой, так как эта религия имеет наиболее прочные теоретические основы – Далай-лама однажды сказал, что если наука докажет ложность буддийского понятия, от этого понятия необходимо отказаться. Однако крайне сложно найти подобный подход в гораздо более бескомпромиссных религиях, таких как христианство или мусульманство. Так что если обсуждается скрещение религии и науки, очень важно уточнить, о какой именно религии идет речь.

Рикар и Кришнамурати

И в этом случае чаще всего выбирается именно буддизм. Другой монах, Матье Рикар, написал книгу совместно с профессором астрономии Чинь Суан Туаном. Рикар изучал молекулярную генетику и даже защитил свою докторскую диссертацию в 1972 году, но после этого предался медитации и созерцанию. Как и Далай-лама, Рикар признает ограниченность редукционизма, при этом концентрируясь на более высоких эмоциональных практиках в качестве контраста.

Все это в итоге приводит к известному вопросу алхимической трансформации: «Используя метафору из древних буддийских текстов, можно сказать, что лишь тепло сострадания, объединенное с мудростью, может растопить руду в человеческом сознании, освободив тем самым золото человеческой фундаментальной природы».

Кришнамурти выразил свои мысли по этому поводу в 1985 году в беседе с физиком-теоретиком Дэвидом Бомом: «Теория не дает наблюдать за тем, что происходит на самом деле».

Разнообразие науки и религии

Каждый из этих мыслителей приходит к похожим выводам: если под наукой подразумевается эмпирический материализм, свидетельства касательно человеческой природы оказываются неправильными. Это не стоит смешивать, например, с серьезными прорывами в нейрохимии.

Как «наука», так и «религия» являются широкими терминами, у которых имеется внушительное количество коннотаций. Разница заключается лишь в том, что наука может быть проверена и подтверждена другими учеными.

И у религии нет такого внушительного послужного списка, как у науки — в лучшем случае она создает сообщества и объединяет разрозненные группы.

Вывод

Необходимо радоваться любой связи между наукой и религией, если она приводит к улучшению этого мира. Метафизические спекуляции, которые основываются на каких-то выборочных религиозных идеях, не приносят никакой пользы, поэтому их не стоит рассматривать всерьез и путать с научным подходом.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник: https://FB.ru/post/religion/2018/5/18/8568

Религия: структура, функции, основные виды . Кратко. — УчительPRO

как наука связана с религией

Раздел ЕГЭ: 1.13. Религия. |  Раздел ОГЭ: 2.4. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести

Религия — система мировоззренческих взглядов, выражающих веру в сверхъестественные, непознанные высшие силы. Для религиозных людей она является регулятором поведения и включает в себя совокупность определённых ритуалов.

Атеизм — отрицание существования высших сил. Все явления и события объясняются наукой и законами природы.

Агностицизм — учение, согласно которому на данный момент невозможно подтвердить или опровергнуть существование высших сил.

Классификация религиозных течений

В современном мире существуют сотни религиозных течений. Они разделяются на основе некоторых признаков.

ПО КОЛИЧЕСТВУ ВЫСШИХ СИЛ:

  • монотеизм — вера в одного Бога (христианство, ислам, иудаизм);
  • политеизм — верование в двух и более богов (религия Древней Греции);
  • пантеизм — все окружающие человека предметы и явления считаются воплощением бога, обожествление природы (язычество, индуизм, синтоизм, верования африканских племён).

ПО РАСПРОСТРАНЁННОСТИ:

  • мировые — весь мир (христианство, ислам, буддизм);
  • региональные — определённый регион (синтоизм в Японии);
  • национальные — представлены одной нацией (иудаизм у евреев).

Структура религии

Несмотря на различия в содержании, каждая религия строится на основных принципах:

  • существование единого бога (многих богов) как высшей силы, которая регулирует все процессы, происходящие в мире;
  • наличие догматов, которых необходимо придерживаться во избежание греха;
  • выполнение символических действий, которые подчёркивают причастность к богу (богам);
  • признание существования людей (пророков, святых), с которыми напрямую общался бог (боги);
  • согласие с тем, что церковь выступает в качестве средства объединения людей с одинаковыми религиозными взглядами;
  • существование письменного либо устного свода правил (чаще данного в иносказательной форме), которые признаны божественным посланием людям.

Догматы — не подлежащие сомнению правила, нарушение которых ведёт к отлучению от церкви.
Грех — действие, противоречащее религиозным правилам.

Функции религии

  • Мировоззренческая. Определение места человека в мире.
  • Регулятивная. Религиозная традиция определяет поведение.
  • Терапевтическая. Религия выступает в качестве духовного утешения для людей.
  • Коммуникативная. С помощью религии люди общаются со своими единомышленниками. Высшей формой выступает общение с богом (богами).
  • Культурно-транслирующая. Появляются новые культурные течения, основанные на определённой религии. Люди создают картины, письменные произведения, музыку.
  • Интегрирующая. С помощью религии происходит объединение людей на основе одинакового поведения, мыслей, стремлений и т. д.
  • Легитимирующая. Принятие государственных законов на основании религии.

Основные мировые религии

Христианство

Время появления: I в. н. э.Регион наибольшего распространения: Европа и Америка.Основные идеи: избавление от греховной составляющей человека путём молитв и покаяния. Идея всеобъемлющей любви и сострадания.Главный пророк: Иисус Христос, сын Божий.Священная книга: Библия.

Наиболее крупные направления: католичество, православие, протестантизм.

Ислам (мусульманство, магометанство)

Время появления: VII в. н. э.Основные идеи: признание главенства законов Аллаха во всех сферах жизни.Главный пророк: Мухаммед.Регион наибольшего распространения: Ближний и Средний Восток, Африка.Священная книга: Коран.

Наиболее крупные направления: сунниты, шииты, ибадиты.

Буддизм

Время появления: VI-V вв. до н. э.Регион наибольшего распространения: Азия, Дальний Восток.Основные идеи: вера в перерождение человеческой души, отсутствие веры в Бога — мир никем не управляется. Любовь и милосердие ко всем живым существам.Главный пророк: Будда.Священная книга: Трипитака.

Наиболее крупные направления: школы буддизма.

Вы смотрели конспект «Религия: структура, функции, основные виды»

Источник: https://uchitel.pro/%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D1%8F/

Как образование и религия связаны между собой?

как наука связана с религией

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, которую также иногда называют «мормонской» из-за Книги Мормона, всегда поощряла своих прихожан получать хорошее образование, при условии, что они помнят «слушать советы Бога» (2 Нефий 9: 28-29). Однако есть те, кто считают, что наука ставит под сомнение существование Бога.

Это, в свою очередь, вызывает ассоциацию атеизма с теми, у кого есть высшее образование. Но удивительно, что недавние исследования показали, что как раз-таки обратное имеет тенденцию быть верным для людей всех религий: более образованные люди больше ходят в церковь, чем менее образованные.

Почему? Потому что они умные, вот почему!

Образование и религия

Почему образование настолько важно в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней? Авторы Американской социологической ассоциации полагают, что это может быть потому, что среди людей с более низким образованием статистически более высокий уровень развода и безработицы, и в результате они чувствуют себя некомфортно в своих собраниях. Но могут ли существовать более существенные причины для этого?

Религия и образование

Не только те, кто получил образование, с большей вероятностью окажутся религиозными, но и те, кто являются религиозными, скорее станут более просвещенными.

Марианна Холман из интернет-газеты «Церковные новости» рассказала о проведенном Университетом имени Бригама Янга и Университетом Райса исследовании.

Оно показало, что «набожная молодежь на 40 процентов чаще заканчивает среднюю школу, чем их светски настроенные сверстники, и на 70 процентов чаще поступает в институт». В рамках этого исследования было опрошено 8.370 подростков.

Авторы исследования полагали, что причиной этой связи является то, что подростки приобретают навыки и способности благодаря религии (в том числе, в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней), которые, в свою очередь, играют роль в области образования, такие как:

  • Самоконтроль
  • Способность сидеть долгое время
  • Посещение различных классов с разными преподавателями
  • Религиозное наставничество (сходное с курированием в области образования)
  • Навыки коммуникации
  • Ответственность
  • Компетентность
  • Моральный порядок

Один из авторов исследования, Джеймс Филипс, сказал:

«Не случайно, что учения Евангелия в Церкви, которые можно найти в специализированной учебной программе для молодежи, влияют на другие области их жизни».

Посещение церкви дает нам жизненные навыки, включая желание и способность получить формальное образование.

Для чего нам нужно образование

Как членов Церкви, нас учат важности хорошего образования. Хорошее образование поможет предотвратить многие проблемы в жизни, такие как уровень безработицы и разводов, которые, в свою очередь, сказываются на низкой посещаемости церквей среди средних и малообразованных классов. Хотя многие считают, что образование связано с атеизмом, мы знаем, что это неверно. Сайт Mormon.org объясняет:

«Так как Бог создал землю и все, что ее населяет, изучение геологи, физики и биологии больше учит нас о величии нашего Творца».

Все, что окружает нас, было создано Богом. Когда кто-то изучает тонкости нити ДНК или процесс фотосинтеза, они понимают, что кто-то должен был запланировать механику работы этих вещей. Идея о том, что жизнь «произошла из ничего», абсолютно нелепа.

Сайт LDS.org цитирует Дитера Ф. Ухтдорфа, который сказал, что «для членов Церкви образование – это не просто хорошая идея, это — заповедь». Работа в сторону обучения в течение всей нашей жизни важна не только в этом мире, но и в будущем.

Когда мы оставим эту жизнь, наши знания будут единственным, что мы сможем взять с собой, «и если человек получит больше знаний и информации в этой жизни благодаря своему усердию и послушанию, у него будет больше преимуществ в будущем мире, чем у остальных» (Учение и Заветы 130: 18-19).

Когда мы получаем хорошее образование, мы готовимся поддерживать себя и нашу семью не только здесь, на земле, но и в вечности.

Оригинал статьи был опубликован на сайте Third Hour. Автор Эбби Форн. Переводчик Елена Шэннон.

Источник: https://myfaith.ru/zhizn-tserkvi/%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D1%8F/

Наука и религия (стр. 1 из 4)

Введение

1. Наука или религия?

2. Мировоззрение в науке и религии

3. Наука и религия

Заключение

Литература

Введение

Человек — величайшая загадка для самого себя. Это невольно вызывает естественное желание понять природу человека, смысл его существования, разумную цель необъятной творческой активности, истоки разнообразных сил и способностей, скрытых в нем. Направления деятельности человека многосторонни.

Одни обусловлены пытливостью его разума, стремящегося познать все, что его окружает (наука), другие — необходимостью его существования в этом природном мире (общественная, техническая и хозяйственная деятельность), третьи — чувством красоты, желанием ее воплощения в своей жизни и деятельности (искусство), четвертые — неистребимым желанием понять смысл и цель своей жизни, жизни мира, познать истину (религия, философия).

Однако фундаментом и источником всей жизнедеятельности человека, определяющим ее направление, характер и содержание, является духовное и нравственное состояние человека, формируемое его свободой, его волеизъявлением перед лицом добра и зла, перед зеркалом своей совести.

1. Наука или религия?

Когда известный французский астроном, математик и физик Лаплас представил Наполеону свой пятитомный труд “Небесная механика», о происхождении и устройстве Вселенной, то император, ознакомившись с ним, заметил с недоумением: “Я не нахожу здесь упоминания о Творце”.

Лаплас, образованный в духе так называемого свободомыслия (при всех политических переворотах во Франции он с легкостью необыкновенной менял свои взгляды в соответствии с идеологией новой власти), гордо ответил: “Сир, я не нуждаюсь в этой гипотезе».

Так выразил свое отношение к идее Бога воспитанник эпохи Просвещения, которая, “забыв” о вере Галилеев и Коперников, Кеплеров и Паскалей, открыто объявила войну христианству под флагом науки. Но действительно ли религия и наука отрицают друг друга?

Вопрос этот в истории человечества возник недавно. Религия и наука на протяжении веков сосуществовали и развивались без какого-либо антагонизма. Ученый и верующий, как правило, совмещались в одном лице. Ученые-атеисты были редчайшим исключением, но и они не утверждали, что их научные данные доказывают небытие Бога.

И лишь в XVIII веке, особенно когда ряд французских философов и общественных деятелей, т. н. энциклопедистов, выдвинули лозунг о противоборстве между наукой и религией, эта идея постепенно стала захватывать Европу, а затем и нашу страну, где после 1917 года она была возведена в ранг государственной идеологии.

Религия была объявлена мировоззрением антинаучным.

Чтобы увидеть реальную картину взаимоотношений науки и религии, необходимо посмотреть, на каких основах стоит наука, какими принципами определяется ее развитие, и что действительно может она сказать о Боге.

В философской энциклопедии дается следующее определение науки: “Наука — есть система развивающихся знаний, которые достигаются посредством соответствующих методов познания, выражаются в точных понятиях, истинность которых проверяется и доказывается общественной практикой.

Наука — система понятий о явлениях и законах внешнего мира или духовной деятельности людей, дающая возможность предвидения и преобразования действительности в интересах общества, исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, “духовного производства», имеющая своим содержанием и результатом целенаправленно собранные факты, выработанные гипотезы и теории с лежащими в их основе законами, приемы и методы исследования.

Понятие “наука” применяется для обозначения как процесса выработки научных знаний, так и всей системы проверенных практикой знаний, представляющих объективную истину, а также для указания на отдельные области научных знаний, на отдельные науки. Современная наука — это чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей». В общей классификации науки обычно разделяются на естественные (естествознание и точные науки) и гуманитарные.

Это различение наук имеет важное значение для правильного понимания проблемы “наука и религия”, поскольку основной ее вопрос в том и состоит, опровергают ли религию естественные науки, а не наука вообще, в которую, по определению, входит весь комплекс человеческого знания, в том числе и религиозная философия, и сама религия.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  20 дней после смерти что значит

В науке (естествознании), как и в религии, существуют такие безусловные положения — “догматы” — которые не доказываются (и не могут быть доказаны), но принимаются в качестве исходных, поскольку являются необходимыми для построения всей системы знания.

Такие положения называются в ней постулатами или аксиомами. Естествознание базируется, по меньшей мере, на следующих двух основных положениях: во-первых, признании реальности бытия мира и, во вторых, закономерности его устройства и познаваемости человеком.

Рассмотрим эти постулаты:

1) Как ни удивительно, но утверждение об объективном, т.е. независимом от сознания человека, существовании мира является, скорее, непосредственной очевидностью, нежели научно доказанной истиной, более предметом веры, нежели знания.

Известный философ Бертран Рассел по этому поводу остроумно замечает: “Я не думаю, что я сейчас сплю и вижу сон, но я не могу доказать этого». Эйнштейн в свою очередь прямо заявляет: “Вера в существование внешнего мира, независимого от воспринимающего субъекта, есть основа всего естествознания».

Эти высказывания известных ученых хорошо иллюстрируют понимание наукой реальности внешнего мира: она есть предмет ее веры, догмат (выражаясь богословским языком), но не знание.

2). Второй постулат науки — убеждение в разумности, закономерности устройства мира и его познаваемости — является главной движущей силой всех научных исследований. Но и он оказывается таким же предметом веры (догматом) для науки, как и первый. Авторитетные ученые говорят об этом однозначно. Так, академик Л.С.

Берг писал: “Основной постулат, с которым естествоиспытатель подходит к пониманию природы, это тот, что в природе вообще есть смысл, что ее возможно осмыслить и понять, что между законами мышления и познания, с одной стороны, и строем природы, с другой, есть некая предопределенная гармония. Без этого молчаливого допущения невозможно никакое естествознание.

Может быть, этот постулат неверен (подобно тому как, быть может, неверен постулат Евклида о параллельных линиях), но он практически необходим”. То же самое утверждал Эйнштейн: “Без веры в то, что возможно охватить реальность нашими теоретическими построениями, без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не могло бы быть никакой науки. Эта вера есть и всегда останется основным мотивом всякого научного творчества». Отец кибернетики Н.

Винер писал: “Без веры в то, что природа подчинена законам, не может быть никакой науки. Невозможно доказательство того, что природа подчинена законам, ибо все мы знаем, что мир со следующего момента может уподобиться игре в крокет из книги “Алиса в стране чудес». Известный современный американский физик Ч. Таунс пишет: “Ученый должен быть заранее проникнут убеждением, что во Вселенной существует порядок и что человеческий разум способен понять этот порядок.

Мир беспорядочный или непостижимый бессмысленно было бы даже пытаться понять”. Но даже если эти постулаты истинны (а в этом едва ли можно сомневаться), то и тогда остается важнейший вопрос, без решения которого сама постановка проблемы “наука и религия» теряет всякий смысл, — это вопрос о достоверности самого научного познания.

Основными методами естествознания являются: наблюдение, эксперимент, измерение и догадка (гипотезы, теории). Руководствуясь ими, можно четко отделить область естествознания от всех иных областей творческой деятельности человека: гуманитарных наук, искусства, музыки и т.д. Научное знание, таким образом, является лишь малой частью человеческого знания в целом.

Вопрос о достоверности научного знания настолько деликатен и ответ на него так затрагивает само существо науки, что лучше предоставить по нему слово наиболее компетентным ученым нашего века. Академик Л.С. Берг: “В науке все то, что способствует ее развитию, есть истина, все, что препятствует развитию науки, ложно. В этом отношении истинное аналогично целесообразному».

Итак, истина в науке — это все то, что целесообразно, что оправдывается и подтверждается опытом, способным служить дальнейшему прогрессу науки. В науке вопрос об истине решается практикой.

Теория Птолемея в свое время способствовала прогрессу знания и была истинной, но когда она перестала служить этой цели, Коперником была предложена новая теория мироздания, согласно которой Солнце неподвижно, а Земля движется. Но теперь нам известно, что и это воззрение не отвечает истине, ибо движется не только Земля, но и Солнце. Всякая теория есть условность, фикция.

Правильность этой концепции истины, поскольку она касается теории, вряд ли будет оспариваться кем-нибудь в настоящее время. Но и законы природы в этом отношении в таком же положении: каждый закон есть условность, которая держится, пока она полезна. Законы Ньютона казались незыблемыми, однако ныне их признают лишь за известное приближение к истине.

Теория относительности Эйнштейна опрокинула не только всю механику Ньютона, но и всю классическую механику.

Польза есть критерий пригодности, а следовательно, в известной мере, истинности. Другого способа различать истину человеку не дано. Истина есть полезная фикция, заблуждение — вредная Итак, мы определили, что такое истина с точки зрения науки”. А. Эйнштейн: “В нашем стремлении понять реальность мы подобны человеку, который хочет понять механизм закрытых часов.

Он видит циферблат и движущиеся стрелки, даже слышит тиканье, но не имеет средств открыть их. Если он остроумен, он может нарисовать себе картину механизма, которая отвечала бы всему, что он наблюдает, но он никогда не может быть вполне уверен в том, что его картина единственная, которая могла бы объяснить его наблюдения.

Он никогда не будет в состоянии сравнить свою картину с реальным механизмом, и он не может даже представить себе возможность и смысл такого сравнения».

Источник: https://mirznanii.com/a/231610/nauka-i-religiya

Как соотносятся с искусством наука и религия

Подробности Категория: Об искусстве 04.04.2014 18:02 3324

О взаимоотношении искусства и науки, искусства и религии говорить и просто, и сложно. Просто — потому что взаимоотношения эти очевидны. Сложно — потому что это философский вопрос.  

И фуга Баха, и матричная механика квантовых явлений равно устремлены к высшим духовным глубинам неисчерпаемой и таинственной реальности, в которой мы одноврменно и зрители, и участники её драмы, — считал Вернер Гейзенберг (1901-1976), выдающийся физик-теоретик, один из создателей квантовой механики и оригинальный мыслитель.

Искусство и наука

Само искусство, а также отдельные его аспекты – это предмет научного исследования. Искусствоведение – наука, изучающая искусство. Но изучением искусства занимается и эстетика, а это уже отрасль философии.

Изучением искусства в различных его аспектах занимаются и другие общественные и гуманитарные науки: культурология, социология, психология, поэтика, семиотика.
Культурология выявляет закономерности развития культуры.

Социология изучает закономерности социальных действий и массового поведения людей, а также отношения между личностью и обществом, поэтому она не может обойти вниманием способы самовыражения личности.

Психология прямо связана с искусством, существует даже раздел психологии, изучающий психологию творчества.
Поэтика изучает законы литературы.
Семиотика – наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем, используемых в процессе общения.

Аристотель «Поэтика»

Рафаэль «Аристотель»Это первый в истории человечества труд по систематизации искусства. Хотя у Аристотеля были и предшественники, но их труды касались лишь отдельных положений теории о специфике разных поэтических жанров. «Поэтика» Аристотеля (384-322 до н.э.) – трактат, посвященный теории драмы. Он состоял из двух частей, но до нас дошла лишь первая. Вторая часть предположительно была посвящена разбору комедии.

Аристотель утверждает, что любое искусство (в частности, музыка) основано на мимесисе, или подражании. А поэзия, по его мнению, существует по двум причинам:1. Человеку с детства свойственно подражание.2. Подражание доставляет человеку удовольствие.Аристотель даёт четкое определение комедии и трагедии. В комедии, по его мнению, должны изображаться человеческие недостатки (не пороки, а «ошибки и безобразие»).

Трагедия – любое определенное завершившееся действие, но оно должно быть «страшным или серьёзным». Все действующие лица трагедии должны обладать определенной характеристикой и определенными характерами. У характера каждого действующего лица должны быть четыре составляющие:1. Благородство.2. Характеры должны друг другу подходить.3. Правдоподобность.4. Последовательность.

В «Поэтике» Аристотель вводит термины «перипетия», «узнавание», «катастрофа», «катарсис» и др.Как видно из одного только этого примера, искусство неотделимо от науки.Учёные считают, что искусство всё-таки возникло раньше науки, оно долгое время развивалось само по себе, и только намного позже появилась необходимость его обобщения и исследования, что, собственно, и является уже наукой.

Мы увидели это на примере Аристотеля.

Наскальные рисунки древних людей – это уже искусство.

Изображение лошади на стене пещеры Ласко
Пещера Ласко во Франции – один из палеолитических (первый исторический период каменного века) памятников по количеству, качеству и сохранности наскальных изображений. Иногда Ласко называют «Сикстинской капеллой первобытной живописи». Живописные и гравированные рисунки в пещере не имеют точной датировки, но их появление относят к XVIII-XV тысячелетию до н. э.

В чём же отличие искусства от науки? Оно, конечно, есть, и даже не одно, но отличия эти довольно относительные и неоднозначные. Например, понятно, что искусство больше воздействует на человеческую душу, эмоции, чем наука. Наука – это результат действия ума. Главное качество научной работы – её объективность, такая характеристика явлений или процессов, которая не зависит от воли или желания человека (человечества).

А искусство всё построено на субъективности, т.к. авторы художественных произведений исходят из своих чувств, из своего отношения к предмету или явлению. В науке главное – рационализм, в искусстве же всегда присутствует некая интуитивность, которая и делает произведение оригинальным и неповторимым.

Научная работа – лишь звено в цепи других научных исследований и находок, а произведение искусства всегда уникально, является единичным экземпляром человеческой деятельности.

Искусство и религия

Здесь соотношение ещё более тесное. Известно, что невозможно отделить зарождение искусства от зарождения религии. Искусство всегда символически доносило до людей высшие истины, которые проповедовала данная религия.
Искусства различных стран базировалось на той религии, которая существовала в данной стране как господствующая. Особенно видно это на образцах храмового строительства.

Мечеть

Мечеть в ГрозномМечеть — это мусульманское богослужебное архитектурное сооружение.

Это может быть отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, но иногда мечеть имеет внутренний двор. К мечети пристраиваются башни-минареты (от 1 до 9). Минарет – башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву.

Минарет в Мардине, Турция
В молитвенном зале изображений нет, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Обращённая к Мекке стена имеет пустую нишу (михраб), в которой молится имам. Справа от михраба расположена кафедра-минбар, с которой проповедник читает свои проповеди верующим во время пятничной и праздничной молитвы. При мечетях, как правило, работают школы-медресе.

Православный храм

Собор св. Софии – главный православный храм Великого Новгорода
Храм – православное богослужебное религиозное сооружение, имеющее алтарь, престол, купол.

Схема устройства православного храмаАлтарь – место таинственного пребывания Господа Бога, это главная часть храма. Самое важное место в алтаре – престол в форме четырёхугольного стола. Это место, где невидимо пребывает Господь. Алтарную часть от основного храмового пространства отделяет алтарная преграда – иконостас. Солея – внешний престол. Общий уровень пола алтаря и солеи совпадают и приподняты над уровнем храма.

Символическое значение солеи – приближение к Богу всех священнодействий, происходящих на ней. Там же находится амвон (выступ солеи перед царскими вратами), с которого священником произносятся слова Священного Писания и проповеди. Его значение велико: амвон представляет собой гору, с которой проповедовал Христос.

Летописцами обычно были монахи. Летописью называется погодовая, более или менее подробная запись исторических событий.

Запись событий каждого года в летописях обычно начинается словами: «в лето » (то есть «в году »), отсюда название – летопись. Русские летописи сохранились во многих списках; самые древние из них – летописи монаха Лаврентия (Лаврентьевская летопись, 1377 г.), и Ипатьевская XIV в. (по названию Ипатьевского монастыря под Костромой, где она хранилась); но в основе их более древний свод начала XII в.

Свод этот, известный под именем «Повести временных лет», является первой Киевской летописью. Традиционно одним из её авторов считается Нестор Летописец, монах Киево-Печерского монастыря.

Нестор Летописец, скульптура работы М. Антокольского
Классическое русское искусство своей основой имеет христианское мировоззрение. Шедевры живописи, скульптуры, литературы и других видов искусств связаны с христианством.

И. Крамской «Христос в пустыне» (1872). Холст, масло. 180х210 см. Государственная Третьяковская галерея, МоскваСюжет картины И. Крамского связан с евангельским сюжетом: сорокадневным постом Иисуса Христа в пустыне, куда Он удалился после своего крещения, и с искушением Христа дьяволом, которое произошло во время этого поста.

Но в более широком и символическом смысле, по признанию самого художника, это изображение ситуации нравственного выбора, которая всегда и во все времена становится неизбежной в жизни каждого человека: как быть? что в жизни главное?Не требуется доказательств неразрывной связи русской классики и христианской традиции. Известный русский философ И. А. Ильин писал: «И если мы пройдем мыслью от Пушкина к Лермонтову, Гоголю, Тютчеву, Л. Н. Толстому, А. К.

Толстому, Достоевскому, Тургеневу, Лескову, Чехову – то мы увидим цветение русского духа из корней Православия».

Современное искусство во многом продолжает эту традицию.

И. Глазунов «Вечная Россия» («Сто веков»). Холст, масло. 300х600 см. Музей Глазунова, МоскваКартина закончена в Москве в 1988 г.

Это величественное полотно художника как по замыслу и композиции, так и по количеству представленных на нём государственных и политических деятелей, полководцев, деятелей науки и культуры России разных эпох. Это полотно И.

Глазунов посвятил 1000-летию Крещения Руси, хотя временные рамки событий, изображенных им, вели в глубь тысячелетий, к корням происхождения русской цивилизации.

Художник представил историю вечной России в виде нескончаемого народного шествия, крестного хода, берущего начало от Софии Константинопольской и Киевской, храма Покрова на Нерли, древних стен Московского Кремля, в начале которого выделяются образы православных святых, государственных и общественных деятелей, полководцев, писателей, художников, учёных, композиторов, создававших, возвышавших и защищавших Россию.

Заключение

Искусство мы рассматриваем в общем контексте культуры определённого народа. И вот здесь мы сталкиваемся с многочисленными различиями этих культур и, в частности, искусств. Нужно понимать, что ценность конкретного произведения искусства и его значимость для народа зависят не только от нашей субъективной оценки.

Иногда культуры разных стран и народов имеют настолько существенные различия, что объективно оценить то или иное произведение человеку другой культуры не представляется возможным. Например, если во многих обществах галлюцинации считаются проявлением психического заболевания, то в других обществах их рассматривают как «мистические видения», пророчества и даже высшую форму сознания.

Отношение к многожёнству в разных культурах кардинально противоположное.Несмотря на огромные различия культур в целом, в любом обществе можно выделить высокую культуру, которую ещё называют элитарной, и народную культуру.Существует также массовая культура (поп-культура, масскультура) – упрощенная и доступная для всех. Она распространяется со скоростью вируса и способна вытеснять и высокую, и народную культуру.

Существует и такое явление, как субкультура (подкультура) – это культура отдельных социальных групп (молодёжная субкультура, музыкальная субкультура и др.).

Кибер-готы
«Жизнь короткá, искусство долговечно» (лат. Ars longa, vita brevis) – сказал греческий мыслитель, врач и естествоиспытатель Гиппократ. Смысл изречения Гиппократа не только в том, что искусство долговечнее жизни, хотя это действительно так. Но искусство настолько велико, что на его познание не хватит человеческой жизни.

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/ob-iskusstve/247-kak-sootnosyatsya-s-iskusstvom-nauka-i-religiya

Наука и религия: можно ли положить конец вражде?

Кэролайн Уайат Би-би-си

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Для многих наука и вера не являются взаимоисключающими понятиями

Новый британский проект, целью которого стало примирение религии и науки, вряд ли положит конец долгим и подчас ожесточенным дебатам об их взаимоотношениях. Однако он позволит объединить семинаристов и ученых-христиан в вопросах изучения современной науки.

На проект, поддержанный Церковью Англии, выделено более 700 тысяч фунтов (около 1,05 млн долларов). Он является частью трехлетней программы Даремского университета и ставит своей целью углубить взаимодействие между наукой и верующими-христианами.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как найти себе невесту

Будущие священники и другие участники проекта получат доступ к ресурсам современной науки. Кроме того в рамках программы будет изучаться отношение к науке среди иерархов церкви.

Финансирует программу благотворительный фонд Templeton World Charity Foundation, который предлагает отправлять заявки на получение гранта до 10 тысяч фунтов всем ученым-прихожанам, желающим способствовать развитию более глубокого понимания взаимоотношений между верой и наукой.

Среди сегодняшнего научного сообщества нет единого отношения к вопросу веры.

Так, одни современные ученые выступают с атеистических позиций и крайне отрицательно относятся к религии. Например, популяризатор материалистической картины мира Ричард Докинз, известный своей многолетней борьбой с религией, в своей книге «Бог как иллюзия» называет веру не заслуживающей доверия и даже бредовой.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Модель, согласно которой наука выставляется противником религии, не объясняет всех сложных взаимоотношений между двумя этими сферами

Другие же не считают науку и веру взаимоисключающими понятиями. В их числе один из кураторов программы, преподобный Дэвид Уилкинсон — профессор-астрофизик на кафедре теологии и религии Даремского университета.

«Слишком часто христианские лидеры считали науку угрозой или боялись обращаться к ней», — сетует он.

Битва идей

Профессор Уилкинсон стал священником методистской церкви после обучения и работы в области теоретической астрофизики; его специализация – изучение происхождения Вселенной.

«Многие вопросы, которые вера и наука ставили друг другу, приносили значительные плоды», — замечает он.

Я был поражен красотой и изяществом самой Вселенной, а также красотой и простотой законов физики, которые лежат в основе ВселеннойПреподобный Дэвид Уилкинсон

«Люди внутри и вне церкви убеждены, что у науки и религии непростые отношения, но упрощенная модель, согласно которой наука выставляется противником религии, не объясняет очень интересных взаимоотношений, исторически сложившихся между этими сферами», — добавляет священник-ученый.

«Сегодня космологи обнаруживают, что некоторые вопросы выходят за рамки науки, — например, откуда у нас берется чувство благоговейного трепета», — объясняет он.

Сама по себе идея о борьбе между наукой и религией уходит корнями в средневековье, ко временам преследования Галилея католической церковью за его утверждения о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Потребовались сотни лет, чтобы церковь признала, что Галилей был прав.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Церковь признала свою неправоту в споре с Галилеем лишь сотни лет спустя

Но подлинный конфликт между наукой и религией начал пылать с конца XIX века. Он оказался удивительно стойким, до сих пор вызывая оживленные в споры на телевидении, радио и в интернете.

Многие говорят, что наука имеет дело с фактами, в то время как религия – с верой, хотя сегодня есть множество и тех, кто утверждает, что есть области, в которых интересы религии и науки пересекаются. К ним относится, например, вопрос о том, благодаря кому или чему возникла и существует Вселенная.

Нередко эти интересы перерастают во взаимную вражду, вырастающую, например, из не утихающих споров между верующими и атеистами на тему креационизма или разумного замысла.

Упрощенные определения

«Старое определение, что наука имеет дело с фактами, а религия – с верой, является слишком упрощенным, — говорит профессор Уилкинсон. — Наука включает в себя доказательства, но также включает в себя и навыки формулирования суждений и оценки доказательств».

Открытия сами по себе не могут быть использованы для формального доказательства существования Бога, но они порождают чувство прекрасного, для которого вполне естественным является религиозный откликОтец Эндрю Пинзент

«В конце концов, у вас есть только ограниченный набор доказательств, с помощью которых вы можете обосновать свою теорию, и вам приходится верить им, что не слишком далеко от положения верующего-христианина», — убежден Уилкинсон.

«Речь не о слепой вере, и на самом деле не слишком хороша та религия, что основывается лишь на слепой вере, — считает преподобный Дэвид Уилкинсон. — Христианство должно быть открыто для интерпретаций его суждений о мире и опыте».

По его убеждению, наука и религия отнюдь не исключают друг друга.

Он цитирует книгу физика Пола Дэвиса «Космический джекпот», где говорится, что Земля, как кровать в сказке про Машу и трех медведей оказалась идеально приспособлена для жизни по целому ряду удивительных и независящих друг от друга параметров.

«У меня был такой момент, когда я остановился и подумал: вот это да! Я был поражен красотой и изяществом самой Вселенной, а также красотой и простотой законов физики, которые лежат в основе Вселенной», — говорит профессор Уилкинсон.

Это чувство изумления разделяет и католический священник, специалист в области физики элементарных частиц Эндрю Пинзент, работающий в лаборатории ЦЕРНа, а также возглавляющий Центр науки и религии имени Иэна Рэмси в Оксфордском университете.

Отец Эндрю Пинзент уверен, что сегодня — чрезвычайно многообещающее время для изучения науки и религии.

В то же время он опасается, что старая «парадигма конфликта» также переживает свое второе рождение, и она формирует образ мышления для многих людей — особенно из числа тех, кто слабо разбирается как в науке, так и в религии.

Image caption Ричард Докинз известен своей многолетней борьбой против религии

Ученый-священник приветствует открытие доступа к научным знаниям для служителей церкви.

«Многие священники уже прошли значительную научную подготовку, — утверждает он. – Когда я готовился к роли католического священнослужителя в Риме, то 10% семинаристов в моем колледже имели высшее научное и медицинское образование. При этом в среднем по Великобритании такое образование у менее чем 1,5% населения».

«Более того, две важнейшие теории современной науки – генетика и теория «Большого взрыва» – были разработаны священниками», — добавляет он.

По словам Пинзента, его, как специалиста в области физики элементарных частиц, всегда поражали открытия восхитительных форм и симметрии в природе, математики, лежащей в основе всего, а также невероятных особенностей света.

«Эти открытия сами по себе не могут быть использованы для формального доказательства существования Бога, но они порождают чувство прекрасного, для которого вполне естественным является религиозный отклик», — замечает он.

Рост взаимопонимания

Другие ученые соглашаются, что давняя идея войны между наукой и религией является устаревшей и неверной концепцией, хотя они не считают науку и религию естественными союзниками.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Дарвиновская теория возникновения жизни и человека на протяжении многих лет вызывает ожесточенные споры между сторонниками эволюции и «разумного замысла»

Джеймс Уильямс, специалист по преподаванию естественных наук в Университете Сассекса говорит: «Проблемы, как правило, возникают в кругах людей, которые пытаются совместить науку и религию или же норовят использовать религию, чтобы подвергать сомнению науку».

«В этом заключается неправильное понимание природы науки, — говорит он. — Наука имеет дело с естественным, а религия — со сверхъестественным».

«Наука ищет объяснения природным явлениям, в то время как религия пытается понять смысл жизни».

«На мой взгляд, наука и религия не могут быть интегрированы, то есть наука не может ответить на многие вопросы, которые поднимает религия и, аналогично, религия не может ответить на научные вопросы», — замечает Уильямс.

Источник: https://www.bbc.com/russian/society/2015/03/150323_religion_science_relationship

РЕЛИГИЯ

статьи

  • Происхождение религии.
  • Ранние формы религии.
  • Классификация религий.

РЕЛИГИЯ (от лат. religio – «святыня», набожность, благочестие; Цицерон связывал ее с лат. religere – собирать, благоговеть, соблюдать, вновь обдумывать).

Особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Американский антрополог К.Гирц (C.

Geertz), исследуя «культурный аспект анализа религии», дает ее определение также как системы символов, «которая способствует возникновению у людей сильных, всеобъемлющих и устойчивых настроений и мотиваций, формируя представления об общем порядке бытия и придавая этим представлениям ореол действительности таким образом, что эти настроения и мотивации кажутся единственно реальными». При этом теологи утверждают, что каким бы всеобъемлющим не было определение религии, неверующий человек не способен понять и определить ее сущность.

Теология (учение о Боге) – это система положений вероучения, которая появляется при возникновении теистических религий (иудаизма, христианства и ислама) и социальных институтов иудейской или мусульманской общины или христианской церкви.

Христианская теология подразделяется на историческую, которая исследует историю Церкви, Библии; систематическую – догматика, апологетика; практическую – гомилетика, катехетика, литургика (учения о богослужении). Теология продолжает развиваться до настоящего времени. См. БЕК, ЛЕО; БАРТ, КАРЛ; КОНГАР, ИВ; ВЕЛЬТЕ, БЕРНХАРД; ЛОНЕРГАН, БЕРНАРД; РАНЕР, КАРЛ; БЕНЕДИКТ XVI.

Происхождение религии

К этому вопросу можно выделить два основных подхода: религиоведческий (научный) и богословский (собственно религиозный). С точки зрения богословов и религиозных философов, идея Бога в человеческом сознании есть результат сотворения Богом мира и человека и воздействия на человека божественной сущности. Доказательства бытия Бога в период становления и развития христианства приводили Августин Блаженный, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, философы Р.Декарт, Г.Лейбниц и др.

В рамках научного религиоведческого подхода существует много концепций происхождения религии. Например, немецкий философ и социолог М.Вебер считал, что предпосылкой возникновения религии является проблема смысла. Религия концентрирует смыслы, и переживание мира переходит в мироосознание. Мир наполняется сверхъестественными силами, богами, демонами и душами. Религия воспитывает у своих последователей систему норм, которая определяет моральные позиции по отношению к миру.

К.Маркс и Ф.Энгельс выводят религию из отношений реальной жизни, считая ее основой изначальное бессилие перед могуществом Природы.

По их мнению, у религии нет истории, оторванной от всемирной истории, ее сущность можно объяснить исходя из жизни общества: « всякая религия является ни чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражением, в котором земные силы принимают форму неземных». Образы, в которых отражались таинственные силы природы, преображаются в образы богов и приобретают реалии общественной жизни, например, Древнего Египта или Месопотамии.

Однако происхождение религии не может объясняться только изъянами в познании людей. Выживание древних человеческих общностей было невозможно без общественно целесообразного поведения их членов.

Социально целесообразная деятельность человека же возможна в том случае, если ее мотивы выходят за рамки его потребностей и забот как смертного существа, но связываются с интересами всего общества, жизнь которого представляется бесконечной.

Так возникают идеалы и ценности, которые заполняют разрывы в сознании смертного человека: другая «высшая» реальность, Абсолют, бессмертие, особые вечные ценности, превосходящие интересы конечного индивида.

Ранние формы религии

Образованию религии как относительно самостоятельной духовной сферы предшествовал длительный процесс формирования и развития верований и ритуалов в рамках мифологии (см. также МИФ). Одной из самых ранних форм родоплеменных религий является тотемизм – вера в родственную связь между племенем с одной стороны и определенным животным, растением или явлением природы – с другой.

В первобытном обществе был распространен и фетишизм – почитание материальных предметов, якобы наделенных сверхъестественными свойствами. Кроме того, для родового строя характерен культ предков, которые якобы влияют на жизнь потомков. Вера в духов и душу, всеобщую одухотворенность природы называется анимизмом. Эти формы первобытных религиозных представлений существовали в тесном переплетении друг с другом.

Была распространена вера в магию, которая через определенные действия и заклинания должна была повлиять на человека или природные явления.

Постепенно оформляются более сложные представления о душе и ее существовании после смерти человека, о загробном мире, о деяниях богов и героев как соучастников обыденной жизни людей.

В античности существовала строгая иерархия богов, хотя еще не произошло четкого размежевания мифологических и религиозных персонажей. Появляются теистические религии. Все более жестко противопоставляется тело и дух, земное и небесное, сакральные герои возвышаются до главного, верховного Бога.

Многие из таких религий сохранились до наших дней: индуизм,синтоизм, даосизм, зороастризм, джайнизм (см. также МОНОТЕИЗМ).

К теистическим религиям относятся иудаизм, христианство, ислам. Ранние религии, распространенные по этническим и политическим границам, уступают наднациональным, мировым религиям (буддизм, христианство,ислам), объединяющим людей вне зависимости от места их проживания, языка и этнической принадлежности и т.п. Эта идея выражена в Новом Завете: «Нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».

В настоящее время, наряду с сложившимися религиями появляется новый тип религиозности, многочисленные нетрадиционные религии, что вызвано растущим интересом к идеям космизма, различным формам эзотерического знания, возрождению архаичных религиозных верований, часто в качестве символов национальной духовности. См. также РАСТАФАРИАНСТВО;

Классификация религий

В наше время существует более пяти тысяч религий. Для систематизации этого многообразия обычно выделяют типы религий по некоторым общим признакам.

Бытуют различные типологические схемы, по которым религии могут относиться, например, к «языческим и откровенным», «естественным и этическим», «естественным и богодухновенным» и т.п. Религии подразделяются на мертвые и живые (современные).

К первым относятся исчезнувшие религии например, верования древних индейцев, египтян, которые оставили после себя множество легенд, мифов и памятников древней культуры.

Религии могут быть

монотеистическими (единобожие) и политеистическими (пантеон богов);

родо-племенными (распространены у народов, у которых сохранились архаические общественные структуры, например, у аборигенов Австралии и Океании);

народностно-национальными (индуизм, конфуцианство, сикхизм и т.д.);

мировыми. К мировым (наднациональным) религиям относятся: буддизм (основные направления – махаяна и хинаяна), христианство (гл. разновидности – католицизм, православие, протестантизм), ислам (основные направления – суннизм и шиизм).

Елена Казарина

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/RELIGIYA.html

Разница между наукой и религией

Научное знание способно оказывать существенное воздействие на мировоззрение человека. Влияет оно и на восприятие Бога, и на отношение к миру в целом. Наука и религия по-разному относятся к различным явлениям нашей действительности. Чем же они отличаются? Попробуем разобраться.

статьи

Наука – система теоретических и практических знаний о жизни и развитии человеческого общества и природы.

Религия – форма осознания мира, связанная с верой в сверхъестественное.

Сравнение

Принципиальное различие состоит в том, что наука способна подвергнуть сомнению любые аксиомы и факты, лежащие в ее основе. Научное знание иногда может быть опровергнуто. Религия же базируется на бездоказательных, непроверяемых аксиомах (постулатах, догмах), постижение которых, как считается, недоступно человеческому разуму, а потому они не исследуются и не проверяются. Религия претендует на полную, абсолютную истинность.

Наука, в отличие от религии, направлена на максимально объективное исследование окружающего мира. Наука неотъемлема от динамики, движения, развития. Она опирается на рациональное познание. Религия же консервативна, статична по природе своей. Ее опора – иррациональное сознание.

Основа науки – опыт, эксперимент. Основа религии – вера в сверхъестественное, мистический опыт. Наука должна все подвергать сомнению, переосмыслению. В религии сомнения недопустимы, тот, кто ими злоупотребляет, может быть обвинен в грехе маловерия.

Наука старается ответить на вопросы «Как?» и «Почему?» Религия пытается дать ответ на вопрос «Зачем?» Наука хочет понять, как устроен мир. Религия же стремится к познанию смысла существования нашего мира.

Наука доступна не для всех, она требует развитого интеллекта, долгой и упорной учебы. К религии может обратиться каждый.

Выводы TheDifference.ru

  1. Наука подвергает сомнению факты, лежащие в самой ее основе. Религия зиждется на бездоказательных догмах, которые не могут быть изучены и проверены.
  2. Наука старается максимально объективно исследовать окружающий мир. Она опирается на рациональное познание, направлена на движение, развитие, динамику. Религия же консервативна, статична, опирается на иррациональное сознание.
  3. Основа науки – опыт, эксперимент. Основа религии – вера в сверхъестественное, мистический опыт.
  4. Наука все подвергает сомнению, в религии сомнения недопустимы.
  5. Наука выясняет, как и почему, религия – зачем. Наука стремится к познанию устройства мира, религия – к смыслу его существования.
  6. Наука доступна не для всех, к религии может обратиться каждый.

Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichaetsya-nauka-ot-religii/

Взаимоотношение современной науки и религии. Наука, религия — союз, новое время

Современная наука не в силах понять до конца появление в обществе такого феномена как религия. Взаимоотношение современной науки и религии в данный момент развития цивилизации, сейчас вышло на новый уровень. Что же мы понимаем под понятием «религия» и имеет ли оно прямое отношение к материальному объективному и внутреннему духовному миру? Почему у современных ученых проснулся интерес к религии?

Взаимоотношение современной науки и религии — взаимные шаги

Эйнштейн сказал: «Я не могу представить себе оригинального ученого без глубокой веры». Ученый описывает такую ситуацию афоризмом, мол, наука хромает без религии, а религия, в свою очередь, является слепой без науки.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что из себя представляет человек

Конечно, ученый был прав в том, что раньше для католической церкви наука не имела никакого смысла, поскольку придерживалась своей доктрины, а остальных казнила святая инквизиция, назначенная папой римским.

Но потом, осознав свою ошибку, католическое духовенство пошло по пути рационалистического познания науки, поняв, что это единственный путь к обновлению церкви.

Если же изначально духовная организация строилась исключительно на вере без аргументации доказательств ее существования, то с помощью науки пришла к выводу, что результатом естественной причинно-следственной связью является нечто такое, что сочетается с человеком и миром.

Для доказательства этой мысли попробуем обратить наше внимание на средневековое мышление, в частности взгляды западноевропейского теолога и философа Фомы Аквинского. Мыслитель видит большую разницу между понятиями науки и религии. Для науки свойственен опыт и ум, а религия опирается на Библию.

Поэтому по типу достижения правоты они разные, а предмет изучения для них является общим. Наука и религия являются едиными во взгляде на мир, причины его появления, особенности существования.

Также важно проследить взаимоотношение современной науки и религии. Следует отметить и то, что вера нуждается в науке, так же и наука в вере. Веру и знание не стоит противопоставлять, однако необходимо говорить об их взаимном союзе или, иначе говоря, гармонии.

Именно гармония будет результатом устранения препятствий между верой и разумом. Аквинский замечает, что вера превосходит знания, поскольку интеллект человека ошибочен, а его вера всегда опирается на правдивость Бога.

Следовательно науке следует согласовывать свои открытия с теологией (верой), между ними обоими должен существовать нераздельный союз.

Объединение во имя человечества

Этот союз Фома Аквинский понимает как иерархическое образование, в котором теология стоит над наукой. В результате он приходит к выводу, что философия служит теологии.

Поэтому религию начинают понимать как неразрывную связь человека и Бога, а науку — как материальное подтверждение доказательств существования бытия Бога через познание человеком материального и духовного мира. Большинство ученых понимали, что кроме человека, существует еще Высший Разум, который приводит этот мир в движение.

Он дал человеку разум для познания мира, природы, Вселенной, материи. Ученые сделали вывод, что мир находится в прямом подчинении того, кто его создал, то есть Бога.

Взаимоотношение современной науки и религии возможно это очень важный шаг в понимании того, кто мы и зачем на Земле. Духовное и материальное, есть возможность найти равновесие.

Источник: https://miruspehinfo.ru/moi-zametki/vzaimootnoshenie-sovremennoj-nauki-i-religii.html

Религия и наука. Характеристика соотношения

   

В статье мы кратко рассмотрим аспекты взаимоотношений религии и науки в истории и в современном мире, определим сходства и различия, общее и особенное, аргументы за и против, а также пути взаимодействия религии и науки.

История и современность

История взаимоотношений религии и науки как таковых берет начало в XVII-XVIII веках в Европе, когда с развитием естественных наук обостряется противостояние христианской религии (или философско-теологического типа мировоззрения, господствовавшего в Средневековье) и науки, которая формировала новый, «объективистский» или научный тип мировоззрения.

Римско-католическая церковь, а также и протестантские церкви и общины подвергали репрессиям ученых как еретиков, которые ставили под сомнение Священное Писание. Так, в 1553 году протестантами-кальвинистами в Женеве был сожжен испанский естествоиспытатель и врач Мигель Сервет (ранее приговорен к смерти и католической инквизицией). В 1600 г.

за пропаганду коперниканского учения был осужден инквизицией и сожжен Джордано Бруно. В 1616 г. Ватикан официально признал опасной ересью гелиоцентрическую систему, с чем связан и инквизиционный процесс против Галилео Галилея в 1632 г.

С 1559 по 1948 год издавался «Индекс запрещенных книг», в который наряду с некатолической (главным образом протестантской) религиозной литературой попадали и произведения выдающихся философов и ученых (в том числе и католиков), запрещенные к чтению верным католической церкви.

С другой стороны, в светской науке и культуре распространяется понимание религии как слепой веры; формируется рационализм как безграничная, именно «слепая» вера в способности разума; а в XIX в. — позитивизм, который отдает бесспорное преимущество позитивным наукам перед религией и философией.

Результатом стало не только распространение светской культуры, превращение религии в «частное дело», но и призывы к фактическому уничтожению католической церкви — «раздавим гадину!» (Вольтер) и попытки вообще уничтожить религию, как «опиум народа» (К. Маркс ).

Между тем, опыт научного развития, научные революции могут уже доказать, что научное знание, которое якобы должно основываться на бесспорных доказательствах, на самом деле часто оказывается ошибочным и требует пересмотра, во всяком случае, всегда имеет относительный, а не абсолютный характер.

Согласно западной традиции (культурам Востока свойственен синкретизм) наука как точное и эмпирически выверенное знание, существующее во благо человечества, противопоставляется религии, постулаты которой предполагается воспринимать на веру.

При этом научная традиция рассматривается обособлено, исключая взаимосвязь с другими способами познания мира. В обыденном представлении философы и ученые прошлого предстают как борцы с нерациональной религиозной стороной действительности. Однако такого представления, т. е.

рассмотрения прошлого с позиции современности, стоит избегать.

В европейской культуре задание науки определялось как девиз Галилея «все, что измерить можно, измеряй, что невозможно — измеримым делай». Однако человеческая жизнь не ограничивается рациональной стороной. Большинство знаний и убеждений получено человеком нерациональным путем, поэтому философские и психологические школы ХХ в. исследовали проблему потери человеком целостного мировосприятия, отчуждения от своей истинной природы и сущности.

Единство и различия религии и науки

Религия направлена на выявление утерянной человеком целостности мировосприятия, предлагая знания, воспринимаемые на веру, своеобразные аксиомы, которые углубляются и обновляются в процессе личного общения с Богом. Так и наука, представляя знания в виде фактов, способствует возникновению нового видения явлений.

Очевидно, можно предположить, что религия и наука имеют два разных предмета, два разных пути познания, два разных критерия достоверности, поэтому они совершенно независимы и не могут проверяться друг другом.

Еще Ломоносов утверждал: «Неверно рассуждает математик, если хочет циркулем измерить Божью волю, но неправ и богослов, если он думает, что на Псалтире можно научиться астрономии или химии».

Нельзя, например, подвергать сомнению библейский рассказ о сотворении человека на основании научного заключения о ее происхождении от обезьяны, и наоборот, — поскольку здесь речь идет о совершенно разных вещах.

Наука познает мир во взаимоотношении его частей и элементов, а не охватывая мир как целое и его соотношение с Абсолютом. Религия же, познавая Бога, открывает именно отношение мира и человека к Богу как к сверхъестественному началу, как к высшей силе.

Научное знание нуждается во внешних доказательствах, вера же определяется своей внутренней силой. Знать возможно лишь о том, что доступно чувствам, а «Вера является залогом того, на что мы надеемся, — доказательство вещей невидимых» (Евр. 11, 1).

Иначе говоря, наука базируется на внешнем, чувственном опыте, вера же — на внутреннем, духовном.

Независимость науки и религии связана с самостоятельностью мира в отношении к Богу. Но эта самостоятельность относительна. С религиозной точки зрения, Бог присутствует в мире через человека, а также в мировой гармонии, которая лишь в определенной степени нарушается стихией природы.

Поэтому между наукой и религией на самом деле существует глубокая связь и точки соприкосновения. Наука как частичное знание опирается на мировоззрение, имеет религиозный (или антирелигиозный) характер, то есть она зависит от духовных интересов, от веры как отдельных людей, так и целых эпох.

Поэтому наука не может уничтожить религию — она может быть безрелигиозной только тогда, когда религия сама в запущенном состоянии.

Напротив, именно глубина религиозного чувства помогает великим ученым в определяющих открытиях, поскольку вызывает «восторг перед всемогущим Строителем вселенной» (Коперник). Неслучайно и основатель современной рационалистической науки Ф.

Бэкон когда-то сказал: «Только поверхностное знание природы может увести нас от Бога; напротив, более глубокое и основательное ведет нас назад, к Нему». А вот мнение выдающегося физика XX в.

Макса Планка: «Религия и наука нисколько не исключают друг друга, как это полагали раньше и чего боятся многие наши современники; наоборот, они согласуются и дополняют друг друга.  Для религии Он представляет фундамент, для науки — венец разработки миросозерцания».

Церковь в последнее время также делает шаги навстречу науке.

Известный католический теолог Ганс Кюнг, идеолог модернизации католицизма, отмечает, например, что соотношение и границы между религией и наукой определяются не на модели конфронтации (или фундаменталистском неприятии науки, или рационалистическом неприятии религии) и не на модели интеграции (которая заключается в фактическом приспособлении или науки под догмы религии, или религии под научные теории), а на модели дополнения, или критически конструктивного взаимодействия, в которой обе стороны сохраняют собственную сферу, отвергают абсолютизацию и взаимно обогащают друг друга, пытаясь лучше понять реальность как целое во всех ее измерениях. Православный священник и философ Василий Зеньковский утверждал в связи с этим, что «соотношение современного знания и коренных идей христианства может и должно быть взаимно свободным». Но при этом христианство не может ограничиваться рецепцией только того в современном знании, что для него приемлемо — «христианская мысль должна заняться пересмотром основ знания, чтобы вернуть христианству его законное место в развитии знания».

Путем сравнения определений религии и науки приходим к выводу, что это два аспекта общественной жизни, которые являются различными областями духовной культуры и могут существовать рядом, не уничтожая друг друга. Утверждение, что религия и наука несовместимы — в корне неверно.

Использованная литература:

1. Релігієзнавство: підручник для студентів вищих навчальних закладів / [Г. Є. Аляєв, О. В. Горбань, В. М. Мєшков та ін.; за заг. ред. проф. Г. Є. Аляєва]. — Полтава: ТОВ «АСМІ», 2012. — 228 с.

2. Релігієзнавство: Навчальний посібник. 2-ге вид. / За ред. Мозгового Л. І., Бучми О. В. — К.: Центр учбової літератури, 2008. — 264 с.

1. Роль религии в жизни общества
2. Религия и мораль
3. Религия и философия

Сохранить

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Источник: https://www.mudriyfilosof.ru/2015/11/religiya-i-nauka.html

ОГЭ. Обществознание. 2.4 Религия. |

  1. Сущность понятия «религия».
  2. Признаки религии.
  3. Вера и культ.
  4. Три этапа развития религиозных знаний.
  5. Мировые религии и их особенности.

  6. Роль религии в жизни общества.
  7. Государство и религии.
  8. Конституция РФ о ободе совести и вероисповедания.

Религия  (от латинского religio — святыня, набожность, предмет культа)- вера в сверхъестественные силы, в Бога или Богов и поклонение им.

Признаки религии.

  • Вера в сверхъестественное
  • Организованное поклонение высшим силам — культ.
  • Стремление согласовать жизнь с требованиями Бога (или богов).

Вера – твёрдая убеждённость, глубокая уверенность в чём-либо, убеждение в существование чего-либо или кого-либо.

Признаки веры:

  • выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств;
  • является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий;
  • имеет внешнюю форму проявления — культ.

Культ (от латинского cultus — возделывание, уход, почитание, поклонение) – система утвердившихся религиозных действий, связанных с отношением к сверхъестественному (поклоны, обряды, крестное знамение, хадж).

Конфессиональный – религиозный

Конфессия (в переводе с лат.)- исповедание.

 Три этапа развития религиозных знаний.

  1. Ранние религиозные воззрения
  2. Национальные религии
  3. Мировые религии.

Ранние религии.

Ранние религии –  обожествление животных, сил природы, почитание духов. Они помогали объяснять мир, определять место человека в нём. В то же время являлись регулятором поведения людей.

Древнейшие формы религии:

  • Тотемизм (Лонг)— вера в животных и растения, обладающих сверхъестественной силой, являющихся прародителями человеческого рода.  Обычно каждый род  имел свой тотем. На него накладывалось табу ( запрет)при употреблении в пищу, за исключением специально предусмотренных обрядов. тотемных животных в храмах. Подражание тотему в плясках.
  • Фетишизм— поклонение неодушевлённому предмету, имеющему божественные свойства. Может иметь форму идолопоклонства.
  • Анимизм— вера в одушевлённость природы, существование души и духов, одушевление сил и явлений природы.
  • Спиритизм — общение с духами.
  • Магия – набор обрядов, с помощью которых пытаются установить контакт с сверхприродными сущностями.
  • Шаманизм – комплекс представлений о способах взаимодействия с потусторонним миром, с духами предков.

Ранние религии сохранились до наших дней  в племенах, слабо связанных  с современной цивилизацией.

Национальные религии.

Национальные религии (локальные) – это религии, которые исповедуют либо представители определённой нации (например, иудаизм- евреи), либо население отдельной страны (например, конфуцианство- Китай).

Некоторые национальные религии:

Китай. Правитель получает божественный мандат — мин на право управления страной. Государь-сын Неба, общество- Поднебесная. Куль старших. « 24 примера сяо». Идеал совершенного человека —  цзюнь -цзы. Он гуманен и имеет чувство долга.

Палестина. Бог Яхве.

Индуизм.

Индия. Брахманы — белый цвет, кшатрии -красный, вайшьи –желтый, шудры -черный.

Особенности мировых религий:

  • их исповедуют представители разных национальностей
  • распространены на всех континентах
  • большое количество верующих
  • вера в единого бога
  • прозелитизм — стремление обратить в свою веру людей другого вероисповедания

 Мировые религии:

  • буддизм
  • христианство
  • ислам.

«+»

  • один из компонентов духовной культуры
  • один из институтов общества
  • специфический тип мировоззрения
  • совокупность моральных принципов
  • активно участвует в жизни общества
  • одно из средств социального контроля
  • сообщество людей, связанных единой верой
  • компенсаторная функция — утешение

«-»

  • способствует развязыванию войн
  • страх как фактор поддержания религиозности
  • догматичность.

Государство и религия

Государство и религия – это два социальных института.

Религиозные объединения в России – это добровольные объединения граждан РФ иных лиц, добровольно проживающих на территории России, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры.

Признаки религиозных объединений:

  • совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
  • обучение религии, осуществление религиозного воспитания своих последователей.

Формырелигиозных объединений:

  • религиозная группа – без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица;
  • религиозная организация – создана на основе государственной регистрации в качестве юридического лица.

Типы религиозных организаций.

  • Церковь. Четкая иерархия. Догматика. Прочная.
  • Секта. Упрощённая структура. Харизматический лидер. Протест против официальной церкви. Вербовка членов особыми средствами.

Межрелигиозный совет России – создан в 1998 году, объединяет духовных лидеров и представителей четырёх традиционных конфессий России: православия, ислама, иудаизма и буддизма.

Два вида правового положения религии в обществе:

  • статус государственной религии
  • статус отделения государства от религии

Статус государственной религии – это правовое закрепление господствующего положения какой-либо религии и её последователей в сравнении с положением других религий ( таким было христианство в России до 1917 года). Государственные конфессии принимают активное участие в решении важнейших проблем, пользуются определёнными льготами и привилегиями.

В Российской Федерации существует конституционный статус отделения государства от религии:

  • государство не вмешивается в определение гражданином его религиозной принадлежности, в воспитание детей в соответствии с религиозными взглядами родителей, но с учётом права ребёнка на свободу совести и вероисповедания.
  • государство не возлагает на религиозные организации функции органов государственной власти и органов местного самоуправления.
  • государство не вмешивается в деятельности религиозных организаций, если они не нарушают закон.
  • государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных учреждениях.

Со своей стороны, религиозные объединения не вмешиваются в дела государства.

Из Конституции РФ

Статья 14

1.Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной.

2.Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Свобода совести.

В широком смысле – право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями без внешнего принуждения, его относительная независимость в моральной самооценке и самоконтроле своих убеждений и поступков.

В узком смысле – это свобода морально этических воззрений, право иметь любые убеждения, в том числе верить в Бога или быть атеистом.

Право на свободу совести:

  • право принимать религию или быть атеистом (не верить с в Бога),
  • исповедовать религию или убеждения как единолично, так и сообща,
  • отправлять культы и выполнять религиозные и ритаульные обряды,
  • обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей их родителям или законными опекунами в соответствии со своими убеждениями,
  • менять религию или убеждения.

Свобода вероисповедания – это свобода в выборе религии.

Религия не передаётся по наследству. В семье могут быть люди разных религиозных взглядов.

Религиозные взгляды можно менять в течение жизни.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BE%D0%B3%D1%8D-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA-13/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Кто такой александр 1

Закрыть