Как никон стал патриархом

Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика

как никон стал патриархом

Источник: https://newsland.com/community/4797/content/raskol-v-russkoi-tserkvi/6932861

Как патриарх Никон стал «антихристом»

как никон стал патриархом

Патриарх Никон — один из самых противоречивых персонажей русской истории. Он родился в простой крестьянской семье и достиг того, что его величали «великим государем» и сам московский царь падал ему в ноги.

Он был неутомимым строителем, создал великолепные монастыри, а дни свои завершил простым монахом в удаленной северной обители. Братия основных им монастырей ждала его канонизации, а представители старообрядчества считали антихристом.

«Ревнитель благочестия»

Будущий Патриарх родился в 1605 году в семье мордовского крестьянина Мины в селе Вельдеманово Нижегородской губернии. При крещении он получил имя Никита. В раннем детстве ему изрядно досталось от злой мачехи, и в 12 лет он сбежал из дома в Макарьевский Желтоводский монастырь. Никита оказался земляком Аввакума, с которым в молодости даже дружил и который впоследствии стал его главным идейным противником.

Пробыв несколько лет послушником в монастыре, Никита не принял постриг, поскольку умирающий отец попросил его вернуться домой. Никита женился, взял на себя заботы о хозяйстве. В 20 лет он был рукоположен в священники. Грамотный и строгий молодой поп глянулся московским купцам, и Никиту вызвали в столицу, где он стал настоятелем одного из московских храмов.

За десять лет супружества у священника Никиты один за другим умерли трое детей. Говорят, именно в этом он увидел знак Божий и окончательно решил стать монахом. Жену он так же убедил принять постриг. Для своего иноческого подвига Никита выбрал самый суровый из всех русских монастырей – Соловецкий. Там тридцати лет отроду он принял монашество под именем Никон и подвизался в Свято-Троицком Анзерском скиту монастыря.

Своим неуемным усердием он понравился начальному старцу скита Елеазару, и тот назначил Никона заведовать хозяйственной частью скита. Есть предание, согласно которому именно Елеазар предрек Никону, что тот станет Патриархом, поскольку старцу было видение Никона с омофором на плечах.

В старообрядческой традиции, впрочем, в видении Никон был не с омофором, а с черным змием. Скоро неуемное усердие Никона стало причиной конфликта. Он обвинил братию и самого Елеазара в сребролюбии и сбежал из Анзерского скита.

Никон был принят монахом в Кожеозерский монастырь, и через некоторое время братия избрала его своим игуменом.

В 1646 году он приехал в Москву для сбора милостыни. По тогдашнему обычаю Никон явился на поклон к царю Алексею Михайловичу. Его живой ум, образованность, благочестие произвели на 16-летнего государя такое впечатление, что он оставил его в Москве, назначив архимандритом Ново-Спасского монастыря. Никон стал наставником молодого царя и вошел в неформальное сообщество духовных и светских людей, которое в русской историографии называется кружком «ревнителей благочестия».

Своей задачей эти люди ставили оживление церковной жизни в стране и общее исправление нравов. Никон приходил к царю каждую неделю, беседовал с ним на духовные темы, обсуждал государственные дела и приносил просьбы от простых людей, которые жаловались на «неправды». Все это Алексею Михайловичу очень импонировало.

Патриарх

В 1649 году Никон был возведен в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого. Здесь он показал себя как мудрый государственный муж и, по всеобщему признанию, великолепно проявил свою энергию и ум во время бунта, который случился в Новгороде в 1650 году. Никон сделал все, чтобы усмирить бунт на корню обойтись при этом без излишней жестокости.

В 1652 году умер Патриарх Иосиф. Государь желал видеть на Патриаршем престоле Никона. Тот решительно отказался. И тогда произошла невероятная сцена.

В Успенском соборе при большом стечении народа Алексей Михайлович пал сыну мордовского крестьянина в ноги и, проливая слезы, умолял его принять Патриарший сан. После того как вслед за царем поверглись ниц все остальные, Никон дал свое согласие.

Однако при этом он взял с царя и всех присутствующих клятву, что они будут ему во всем послушны в делах веры. Царь, бояре и народ такую клятву дали. Так сбылось видение анзерского старца Елеазара.

Никон основал несколько монастырей: Иверский монастырь на Валдайском озере, Онежский Крестный монастырь на Кий-острове и самое знаменитое детище Никона – Новоиерусалимский монастырь, который замышлялся им ни много ни мало как центр православного мира и повторение храма Воскресения Господня в Иерусалиме.

Он вернул в церковную жизнь обычай проповеди с амвона, упразднил многогласие (одновременное исполнение нескольких песнопений, отличающихся словами и напевом), делавшее церковную службу для паствы совершенно непонятной, и приступил к «исправлению» церковных книг.

Реформатор и «антихрист»

Церковная реформа, повлекшая за собой раскол, возникла отнюдь не на пустом месте. Столетия разъединения, политические потрясения и завоевания привели к тому, что к XVII веку Обряд русской Православной Церкви стал серьезно отличаться от греческого. Поскольку веру русские люди приняли из Византийской империи, Никон и задумал привести обрядность в Московском государстве в соответствие с греческой.

Исследователи говорят, впрочем, и о более далеко идущих замыслах Патриарха. Именно в ту пору окончательно утвердился тезис «Москва – Третий Рим», и Никон видел государя Московского новым императором, себя – Вселенским Патриархом, а Москву – центром православия, пришедшим на смену оскверненному турками Константинополю. Разумеется, для реализации такого замысла нужно было сделать русский церковный обряд ближе к греческому.

Помимо ревизии богослужебных книг и исправления в них ошибок, допущенных переписчиками, Никон покушается и на такие вещи, как «сугубая аллилуйя», направление движения крестного хода, одежду священства и, наконец, на крестное знамение.

Для большинства русских людей богослужебные тексты были чем-то очень далеким и непонятным, по-настоящему против правки возмутились лишь несколько грамотеев из числа духовенства.

Но ходить крестным ходом против солнца, хотя издревле ходили посолонь, но восклицать «аллилуйя» трижды, хотя всегда делали это дважды, и, наконец, креститься «троеперстно» — с этим смириться было невозможно. К тому же Никон переодел священство в одеяния греческого образца.

Может быть, наберись Никон и сторонники реформ терпения и начни внедрять новшества постепенно, все прошло бы более или менее мирно. Но вот как раз терпения Никону и не хватило.

Поместный Московский собор под его председательством в 1656 году объявил всех, кто крестится двумя перстами, еретиками и придал анафеме. Этого было достаточно, чтобы сопротивление из глухого стало активным. Начался раскол.

И если сторонников старого обряда назвали «еретиками», то они в ответ нарекли Никона «антихристом».

Изгнанник

Вначале влияние Никона на царя было огромным. Дошло до того, что к титулу его были присоединены слова «великий государь». Но в конце концов огромная власть Никона и его ревнивое отношение к любому посягательству на его полномочия в церковных делах привели к охлаждению отношений с царем. В 1658 году Патриарх и Алексей Михайлович окончательно рассорились, и Никон в знак протеста покинул Москву и удалился в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь.

Возможно, он надеялся на то, что Алексей Михайлович, как встарь, коленопреклоненно будет молить его о милости. Однако все пошло иначе. Царь решил лишить Никона архиерейства, для чего собрал суд восточных Патриархов. В 1666 году открылся большой Московский собор, на заключительном заседании которого состоялся суд над Никоном.

Суд постановил извергнуть Никона из священства, лишив его не только патриаршеского сана, но и епископского. Перечень преступлений Никона, за которые он был так сурово наказан, очень показателен, поскольку дает яркое представление о нраве этого незаурядного человека.

Так, Никон был извержен из священства, в частности, за то, что «анафематствовал патриархов Паисия и Макария, назвав их Анною и Каиафою, а царских послов, которые к нему были посланы, чтобы вызвать его на суд, назвал Пилатом и Иродом», «без соборного рассмотрения лишил епископа Павла Коломенского сана, сам стащив с Павла мантию», «своего духовного отца два года немилостиво бил и ему наносил язвы» и так далее. Разумеется, в числе других прегрешений было указано, и то, что Никон не смирился перед царем, а продолжал упорствовать в своей обиде.

Никон был отправлен в Кирилло-Белозёрский монастырь, где прожил на положении простого монаха до 1681 года. После смерти Алексея Михайловича его сын Федор Алексеевич разрешил Никону вернуться в Москву. Однако по дороге уже больной к тому моменту Никон умер. Федор Алексеевич настоял на отпевании Никона как Патриарха. Впоследствии он добился того, чтобы восточные Патриархи вернули Никону сан.

Источник: https://cyrillitsa.ru/history/67554-kak-patriarkh-nikon-stal-antikhristom.html

Архиерейский собор РПЦ: «Подготовка к Всемирному Собору и знаковые канонизации»

как никон стал патриархом

От редакции:

В ходе Архиерейского Собора РПЦ МП, состоявшегося 2-3 февраля 2016 года под председательством Патриарха Кирилла, обсуждалось участие РПЦ в грядущем «Всеправославном Соборе», события на Украине и в мире, судьба царских останков. Не осталась в стороне тема древнерусской церкви и ее агиографической истории. В старообрядческой среде обратили внимание на усиление сторонников канонизации бывшего патриарха Никона. Насколько обоснованны подобные опасения, читайте в нашей публикации.

Состоится ли новый Вселенский Собор?

Архиерейский Собор РПЦ МП под председательством Патриарха Кирилла (Гундяева) проходил 2-3 февраля 2016 года в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя в Москве. В работе Собора принимали участие 354 архиерея из 293 епархий РПЦ МП в России, ближнем и дальнем зарубежье.

Во вступительном слове Патриарх Кирилл пояснил, что Архиерейский Собор проводился на год раньше, чем предусмотрено Уставом РПЦ МП. Это было связано с подготовкой ко Всеправославному Собору, который должен проходить в июне этого года на острове Крит.

«Архиерейский Собор 2013 года подчеркнул, что эта подготовка должна предусматривать широкое обсуждение готовящихся постановлений и отличаться особой заботой о сохранении чистоты православного вероучения. Поэтому Священный Синод счел, что настала пора для обстоятельного разговора по вопросам, возникающим в связи с предсоборным процессом», — сказал Патриарх Кирилл во вступительном слове.

В повестке Собора стояли также вопросы о «екатеринбургских останках», о работе по составлению Катехизиса РПЦ, образовании новых митрополий и епархий, канонизации святых и другие.

Вокруг готовящегося Всеправославного Собора распространяется большое количество слухов. Как рассказал на пресс-конференции после завершения Архиерейского Собора митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), председатель ОВЦС: «Говорят, например, что это будет «Восьмой Вселенский Собор».

И есть такое народное поверье, что Восьмой Вселенский Собор — это будет антихристов собор, что на нем заключат унию с католиками, что на нем отменят все посты, введут второбрачие духовенства, что это будет модернистский собор и так далее». Чтобы развеять эти слухи, проекты документов рассматривались на Архиерейском Соборе и были опубликованы на официальном сайте РПЦ МП.

В постановлениях говорится: «Члены Архиерейского Собора свидетельствуют, что в своем нынешнем виде проекты документов Святого и Великого Собора не нарушают чистоту православной веры и не отступают от канонического предания Церкви».

Интересно, что споры вокруг символизма числа вселенских соборов идут достаточно давно.

Некоторые авторы  приводят отдельные места из службы Седьмого Вселенского Собора, где сравнивается седьмочисленность Соборов с семью дарами Святого Духа и т. д. Но ведь подобные аргументы применялись ранее для защиты авторитета Четвертого Вселенского Собора от нападок на него монофизитов. Говорилось, что Соборов должно быть четыре, потому что это число священное — по числу четырех евангелистов, четырех рек райских и т. д.

Что же касается Восьмого вселенского собора, то некоторые уверяют, что таковым являлся Константинопольский Собор 879-880 гг., созванный при патриархе Фотии и папе Иоанне VIII. Как по своему составу, так и по характеру своих постановлений, этот Собор носит все признаки Вселенского Собора.

На нем были представлены все пять Патриархатов тогдашней Церкви, в том числе и Римской, так что этот Собор является последним Собором, общим как для Восточной, так и Западной Церкви. На нем участвовало 383 отца, т. е. это был самый большой Собор со времени Халкидона. Он был созван как Вселенский Собор и называет себя в своих актах «великим и Вселенским Собором».

И хотя он не был официально признан Церковью Вселенским, ибо обыкновенно такое признание делалось на последующем Соборе, а его не было, ряд видных церковных деятелей на протяжении веков называли его Восьмым Вселенским Собором: например, знаменитый канонист XII в. Феодор Вальсамон, Нил Фессалоникский (XIV в.), Нил Родосский (XIV в.), Симеон Фессалоникский (XV в.), св. Марк Ефесский, Геннадий Схоларий, Досифей Иерусалимский (XVII в.) и т. д.

Более того, и на Западе, как это доказал профессор Ф. Дворник в своем известном монументальном труде «Фотианская схизма» и как это принято сейчас в исторической науке, даже римо-католической, этот Собор 879-880 гг. вплоть до XII в. тоже считался Восьмым Вселенским.
 

О гонениях на христиан

Архиерейский Собор РПЦ выразил поддержку епископам, клирикам, монахам и мирянам Украинской Православной Церкви, прилагающим все усилия для прекращения конфликта на Юго-Востоке Украины, тем, кто помогал беженцам и пострадавшим в противостоянии.

Также делегаты Собора призвали обратить внимание на гонения, которым подвергаются христиане на Ближнем Востоке, в некоторых странах Африки и в ряде других регионов мира.

«Необходимо сделать все возможное, чтобы геноцид, развязанный против христиан экстремистами, кощунственно прикрывающими свои злодеяния религиозными лозунгами, прекратился», — говорится в постановлениях.
 

О царских останках

Ознакомившись с результатами работы комиссии по исследованию «екатеринбургских останков», члены Собора выразили удовлетворение, что государственными властями принято решение провести комплексную экспертизу этих останков и всестороннее исследование обстоятельств убиения Царской семьи.

В настоящее время в Следственном комитете Российской Федерации возобновлено расследование обстоятельств убийства Царской семьи. Научная комиссия занимается генетической экспертизой. Существует также комиссия РПЦ МП под председательством митрополита Санкт-Петербургского Варсонофия (Судакова).

Как пояснил на пресс-конференции Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел (Пономарев): «Осуществляется экспертиза в четырех направлениях: это не только генетическая экспертиза, которая, безусловно, очень важна, но не является единственной для восстановления истины.

Это также и криминалистическая, историческая и антропологическая экспертизы Русская Православная Церковь подчеркивает необходимость комплексного исследования этой очень непростой, но очень важной темы, в результате рассмотрения которой не должно остаться никаких сомнений не только в идентичности останков, но и вообще во всей этой страшной трагедии, которая произошла под Екатеринбургом». По словам митрополита Павла, когда результаты работы всех комиссий будут известны, как об этом сказано в Постановлениях Архиерейского Собора, они будут представлены на обсуждение, и только после этого можно будет говорить о подведении каких-то итогов.
 

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что скажете батюшка евгений соколов

Новые канонизации и тема патриарха Никона

Архиерейский Собор утвердил ряд канонизаций, в том числе и лиц, почитаемых Русской Зарубежной Церкви: расстрелянного вместе с царской семьей врача Евгения Боткина, епископа Ионы Ханькоусского (Манчжурия), священника Митрофана и прочих, убитых в Пекине в 1900 году.

Также было принято решение о канонизации архиепископа Богучарского Серафима (Соболева), известного своими монархическими взглядами и почитанием патриарха Никона, который, по его мнению «должен быть истинным, великим наставником для нас в наших стремлениях восстановить Россию посредством истинной самодержавной власти царя Помазанника Божье» (из книги «Русская идеология»).

Известно, что вопрос о возможности прославления архиепископа Серафима изучался Синодальной комиссией по канонизации святых (РПЦ МП) в 2007 и в 2015 гг. В 2007 году канонизация по неизвестным причинам не состоялась.

Как заявляют сегодня представители старообрядческих согласий, канонизация Никона и его апологетов является внутренним делом Московской Патриархии. Однако некоторые староверы весьма болезненно относятся к новостям такого рода.

Так, в начале 2000-х годов Московская Митрополия РПСЦ даже делала официальное заявление против возможной канонизации бывшего патриарха Никона Русской Православной Церковью. Чрезвычайный Архиерейский Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви, состоявшийся  18-19 февраля 2003 г.

, постановил: «Принять воззвание ко всем православным христианам, священнослужителям РПЦ, ко всем добрым людям по поводу возможной канонизации бывшего патриарха Никона». (Позже решения этого собора были отменены — прим. ред.)

Интересно, что одним из инициаторов заявления Московской Митрополии против канонизации патриарха Никона был настоятель Покровского кафедрального собора протоиерей Леонид Гусев. Он рассказывал, что наблюдал некое знамение на выставке, посвященной патриарху Никону в Государственном Историческом Музее, когда со страшным грохотом лопнула деревянная парсуна, изображавшая бывшего патриарха.

Впрочем, некоторые старообрядческие эксперты наоборот находят в канонизации Никона большую пользу, поскольку она позволит, наконец, закончить разговоры о перспективах сближения и тем более объединения с РПЦ.

Как сообщил источник сайта «Русская вера», в комиссии по канонизации РПЦ сейчас вопрос о прославлении патриарха Никона не стоит на повестке дня, хотя письма в поддержку этой инициативы поступают регулярно.

По итогам Архиерейского Собора в святцы РПЦ МП включили новых святых, в том числе и живших до церковного раскола XVII века: монахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя (1380 г.), Варлаам Серпуховской(1377 г.), Васса Псково-Печерская (ок.1473 г.), архиепископ Геннадий Новгородский (1504 г.), Герасим Болдинский (1554 г.), митрополит Геронтий Московский и всея Руси (1489 г.

), митрополит Иоасаф (Скрипицын), Московский и всея Руси (1555 г.), Елисей Лавришевский (ок.1250 г.), Иона Псково-Печерский (ок.1480 г.), Марк Псково-Печерский (ок. 1400 г.), Мартин Туровский (1150 г.),  епископ Мина Полоцкий (1116 г.), князь Ростислав (в крещении Михаил) Смоленский (1167 г.), Симеон, первый епископ Тверской (1289 г.), Симон Сойгинский (1562 г.), княгиня София Слуцкая (1612 г.

), князь Ярослав Мудрый (1054 г.)

Важно отметить, что на этом соборе были прославлены главным образом многие подвижники, церковные и государственные деятели, жившие еще до раскола Церкви в середине XVII века.

В старообрядческих согласиях идет похожий процесс прославления как древних, так и более поздних, послераскольных, собственно старообрядческих святых. Однако надо отметить, что старообрядческие канонизации древних святых проходят уже по следам  подобных канонизаций, проведенных в Московской Патриархии.

Так, например, вслед за синодальной церковью в старообрядческой церкви (ныне РПСЦ) были прославлены патриарх Ермоген, Митрополит Московский Макарий, иконописец Андрей Рублев. Единственной самостоятельной канонизацией такого рода в лоне РПСЦ стало прославление славянских книг печатника Ивана Федорова.

Нынешняя канонизация святых на архиерейском соборе РПЦ требует отдельного и серьезного исследования, поскольку список прославленных церковных и государственных деятелей весьма разнообразен. Тем не менее тенденция очевидна, в отличие от XVIII — XIX веков, когда, по словам Карташова, «на скамью подсудимых была посажена вся древнерусская Церковь», сейчас идет процесс возвеличивания древнерусской истории и её персонажей.

Краткое жизнеописание некоторых новопрославленных в РПЦ святых

Архиепископ Геннадий Новгородский

Источник: https://ruvera.ru/articles/arhiereiyskiiy_sobor_rpc

Церковный раскол в России в 17 веке. Хотели, как лучше

В 21 столетии в России не осталось ни одного социального института, которого бы не коснулись те или иные преобразования, за исключением самого консервативного из них – Русской Православной Церкви. Споры и дискуссии о реформировании церковной жизни ведутся давно. Вопросы о замене текстов с церковнославянского на русский язык, переходе на новоюлианский календарь, принятии устава для мирян широко обсуждаются в светских и православных средствах массовых информаций.

Однако необходимо вспомнить, хотя бы кратко о церковном расколе 17 века, когда Православная Церковь подверглась реформированию, результатом которого стал раскол русского народа, а его последствия не преодолены по сей день.

Причины проведения церковной реформы в 17 веке

Обсуждение необходимости реформы церковной жизни началось в 1640-е годы. В то время в столице был организован «кружок ревнителей благочестия». Представители духовенства, являвшиеся участниками кружка, выступали за унификацию церковных текстов и правил богослужения. Однако не было единства в вопросе о выборе образца, по которому бы вносились изменения. Одни предлагали взять в качестве образца древнерусские церковные книги, а другие – греческие.

В результате победу одержали те, кто выступал за приведение церковных книг и обрядов в соответствие с византийскими канонами и этому было несколько объяснений:

  • Стремление Российского государства упрочить свое международное положение среди православных стран. В правительственных кругах была популярна теория о Москве как о Третьем Риме, выдвинутая еще в 15 столетии псковским старцем Филофеем. После церковного раскола 1054 года, духовным центром Православной церкви стал Константинополь. Филофей полагал, что после падения Византии, российская столица стала оплотом истинной православной веры. Русскому царю для подтверждения этого статуса Москвы необходимо было заручиться поддержкой греческой церкви. Для этого требовалось привести богослужение в соответствие с греческими правилами.
  • В 1654 году территория польской Украины, по решению Переяславской Рады, присоединилась к Российскому государству. В новых землях православная литургия проводилась по греческим канонам, поэтому унификация богослужебных правил способствовала бы процессу объединения России и Малороссии.
  • Стабилизация внутриполитической обстановки. Немного времени прошло с того момента как отгремели события Смутного времени, и в стране еще периодически вспыхивали небольшие очаги народных волнений. Установление единообразия правил церковной жизни представлялось правительству важным инструментом в поддержании национального единства.
  • Несоответствие русского богослужения византийским канонам. Внесение поправок в литургические правила, чем был и вызван церковный раскол, были второстепенными в проведении церковной реформы.

Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон

Так при каком царе церковный раскол русского народа произошел? При государе Алексее Михайловиче, царствовавшем с 1645 по 1676 годы. Он был деятельным правителем, старательно вникавшем во все вопросы, касающиеся России. Считая себя истинно православным, не мало внимания уделял и церковным делам.

Современники прозвали Алексея Михайловича Тишайшим, однако его правление пришлось на неспокойное и тревожное время, омраченное множеством войн и бедствий.

В России церковный раскол связан именем патриарха Никона, в миру известного как Никита Минин (1605-1681 гг.). По воле родителей стал священнослужителем и на данном поприще сумел сделать блестящую карьеру. В 1643 году он получил высокий духовный сан игумена Кожеозерского монастыря в Архангельской губернии.

В 1646 году Никон, прибыв в Москву для улаживания монастырских дел, был представлен молодому царю Алексею Михайловичу. Семнадцатилетнему государю так приглянулся игумен, что он оставил его при дворе, назначив архимандритом Московского Новоспасского монастыря. Благодаря царской милости, впоследствии Никон получил сан Новгородского митрополита.

Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон – инициаторы церковной реформы в 17 веке

По повелению царя в 1651 году Никон был вновь возвращен в Москву и с этого момента его влияние на Алексея Михайловича еще больше возросло. Он вошел в полное доверие к государю, активно участвовал в решении многих государственных вопросов. Вершины своей карьеры Никон достиг в 1652 году, взойдя на патриарший престол, после смерти патриарха Иосифа. С этого времени начинается подготовка церковной реформы, необходимость которой назревала давно.

Кратко о реформах патриарха Никона и церковном расколе

Первое, на что направил свою деятельность новый патриарх была редакция всех церковных книг, которые необходимо было привести в соответствие с греческими канонами. Однако начальной датой церковного раскола 17 века считается 1653 год, когда вводятся изменения в богослужебные правила, и начинается противостояние между патриархом Никоном и его сторонниками – с одной стороны и приверженцами старых обрядов – с другой.

Кившенко А.Д. Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги

Теперь остановимся кратко на реформах Никона и церковном расколе, последовавшем за ними:

  • замена двуперстного знамения на троеперстное. У противников реформ это нововведение вызвало больше всего нареканий. Крестное знамение, совершаемое новым способом, расценивалось как неуважение к самому Господу, ведь из трех пальцев получался «кукиш Богу»;
  • написание «Иисус» вместо «Исус»;
  • сокращение числа просфор для литургии;
  • во время службы вместо земных поклонов необходимо было совершать поясные;
  • движение во время крестного хода теперь совершалось против солнца;
  • в церковном пении стали произносить три раза «Аллилуйя» вместо двух.

Реформы, проводимые патриархом Никоном, стали главной и основной причиной церковного раскола 17 века.

Что такое церковный раскол и каковы его причины?

Русским церковным расколом называется отделение значительной части верующего населения от Православной Церкви и выступающих против церковных преобразований, проводимых патриархом Никоном.

Если говорить кратко о причинах церковного раскола 17 века, оказавшего влияние на всю дальнейшую историю российского государства, то они были непосредственно связаны с недальновидной политикой светской и церковной властей.

Следует заметить, что негативно сказался на отношениях власти и церкви, церковный раскол, кратко охарактеризовать которые можно как охлаждение и конфронтация. Причиной тому стали жесткие методы, которыми руководствовался патриарх Никон, осуществляя свою реформу. По повелению царя в 1660 году духовный собор низложил Никона с патриаршего престола. В дальнейшем его лишили священнического сана и сослали в Феропонтов Белозерский монастырь.

С отстранением Никона от власти, церковные реформы не были свернуты. В 1666 году Церковный Собор официально утвердил новые обряды и церковные книги, которые должны были быть приняты всей Православной Церковью. Решением того же Собора сторонники «старой веры» отлучались от церкви и приравнивались к еретикам.

Репрессии против старообрядцев

Теперь более подробно рассмотрим причины и последствия церковного раскола:

  • способы, при помощи которых осуществлялись церковные реформы, оттолкнули значительную часть духовенства и простого народа, а именно насильственное изымание церковных книг, икон и других святынь, несоответствующих греческим канонам и дальнейшее их публичное уничтожение;
  • резкий и непродуманный переход к новым правилам богослужения вызвал у народных масс убеждение, что им пытаются навязать иную веру. К тому же, отказывающихся принять нововведения подвергали серьезным телесным наказаниям, что не добавляло симпатий к патриарху Никону и его окружению;
  • низкий уровень образования, а порой и полная безграмотность приходского духовенства, не способного объяснить прихожанам в чем суть изменения литургии;
  • недобросовестный перевод отдельных текстов с греческого на русский, которые хоть и незначительно, но стали отличаться от прежних старорусских. Наибольшего возмущения у верующих вызвали изменения смысла молитвы Символ веры, где в новой редакции о Царствии Божьем говорится в будущем времени, а не в настоящем, как было прежде;
  • отсутствие единства и согласия в церковной среде по вопросу проводимых реформ. Как следствие среди духовенства появились противники нововведений, ставшие духовными лидерами старообрядчества.

Церковный раскол в России связан с именем протопопа Аввакума Петрова – известного лидера старообрядцев. За несогласие с церковными реформами он был сослан на долгие одиннадцать лет в Сибирь. Перенеся многие тяготы и невзгоды, остался предан «старой вере». В результате, по решению Церковного собора, Аввакум был приговорен к заточению в земляной тюрьме, а в последствии заживо сожжен.

Милорадович С.Д.
Путешествие Аввакума по Сибири. 1898.

Причины и последствия церковного раскола кратко можно охарактеризовать как неприятие никоновских реформ значительной частью верующих, вылившегося затем в религиозную войну. Старообрядцы подвергались гонениям и преследованиям со стороны правительства и вынуждены были искать спасение на окраинах российского государства. Ответом староверов на церковную политику стали массовые самосожжения, называемые «гари».

В исторической литературе часто встречается определение церковного раскола как отправной точки для массовых народных волнений, периодически сотрясавших русскую землю на протяжении 17-18 веков. Действительно старообрядцы нашли мощную поддержку среди простого народа, именно вокруг них стали собираться все недовольные существующими порядками в стране.

Значение церковного раскола

  • Церковный раскол в России в 17 веке стал национальной трагедией. Произошло разделение русского народа на тех, кто остался в лоне Православной Церкви, совершающую богослужения по новым правилам и на старообрядцев, продолжавших придерживаться дореформенных церковных обрядов.
  • Как итог церковного раскола – прекратило свое существование духовное единение русского народа. Впервые в истории государства возникает вражда на религиозной почве. К тому же более четко стала проявляться социальная разобщенность среди населения.
  • Устанавливается верховенство царской власти над церковной. Проведение церковной реформы было инициировано правительством и проводилось при его поддержке. А это послужило началом к тому, что управление церковными делами начало постепенно переходить в государственное ведомство. Окончательно этот процесс завершился при Петре Первом, упразднившем институт патриаршества.
  • Происходит укрепление международного положения России и ее связей со странами православного мира.
  • Если говорить о положительном значении церковного раскола кратко, то появившееся старообрядческое движение внесло заметный вклад в развитие русского искусства. Они создали ряд духовных центров, свою иконописную школу, сохранили древнерусские традиции книгописания и знаменного пения.

Иванов С.В. Во времена раскола

Понятие церковный раскол возникло в царствование Алексея Михайловича и с тех пор неоднократно становилось темой для исторических исследований.

Большинство историков утверждают, что истинная причина церковного раскола в 17 веке вовсе не в споре о поправках к богослужению.

Все дело в одном значимом вопросе – может ли светская и церковная власть решать, как и каким образом народу верить во Христа или народ имеет право сохранить нетронутыми обрядность и уклад церковной жизни, установленные много веков назад.

Источник: https://perstni.com/magazine/history/tserkovnyiy-raskol-v-rossii-v-17-veke-hoteli-kak-luchshe.html

Церковная реформа: церковный раскол в России XVII века. Патриарх Никон и раскол

Церковный раскол – разделение в Церкви или в религиозной организации из-за внутренних разногласий. Такой раскол называется «схизма» от греческого σχίσμα – «раскол, распря, разделение».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему девочек не заносят в алтарь

В России церковный раскол произошел в XVII веке из-за реформ московского патриарха Никона, которые были приняты не всеми. Противники реформы стали называться раскольниками, старообрядцами или староверами.

Причины церковной реформы

Основатель династии Романовых царь Михаил и его сын Алексей Михайлович стремились восстановить государство, пережившее разорение в период Смутного времени, и укрепить его международное положение.

Портрет Алексея Михайловича, неизвестный художник. Конец 1670 – начало 1680 гг. Википедия

В тот период наблюдались расхождения между обрядами и богослужебными книгами в русской православной и греческой церквях. У русских укрепилась совокупность одних обычаев, которые впоследствии назовут старым обрядом, а у греков – совокупность других обычаев, которые на Руси стали называть новым обрядом.

В 1650-е годы московский патриарх Никон, собиравший греческие и византийские религиозные тексты, начал настаивать на приведении русской церкви к единообразию с греческой.

Патриарх Никон на памятнике «1000-летие России». Википедия

Царь Алексей Михайлович поддержал реформу, поскольку унификация церковных обрядов и книг с греческим каноном позволила бы России упрочить авторитет на международной арене, а Москва подтвердила бы статус центра всего православия.

Кроме того, в 1654 году состоялось присоединение Малороссии (Украины), где богослужения проводились по греческим правилам. Это должно было способствовать сближению двух народов.

Церковная реформа Никона: что изменилось

Изменения Никона затронули обрядовую сторону богослужения. Кроме того, переводы текстов Священного Писания были отредактированы. Это событие получило название «книжная справа».

«Чёрный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году», Сергей Милорадович, 1885 г. Википедия

В процессе реформы произошли следующие изменения:

  • креститься отныне следовало не двумя, а тремя перстами;
  • вместо 16 поклонов теперь нужно было совершать четыре;
  • крестные ходы Никон повелел проводить по солнцу, а не против;
  • вместо «Исус» теперь нужно было писать «Иисус»;
  • во время богослужений возглас «аллилуйя» следовало произносить трижды, а не два раза, как раньше;
  • о Царствии Божием стали говорить «не будет конца», а не «несть конца»
  • литургию начали служить на пяти вместо семи просфор.

Раскол церкви: последствия

Изменения были восприняты многими верующими и некоторыми представителями духовенства как посягательство на чистоту русской церкви. По их мнению, реформа уничтожила истинное православие и концепцию «Москва – третий Рим». В обществе установились апокалиптические настроения.

Однако патриарх не сдавался и прибегал к жестким методам: иконы и книги, не соответствующие новому канону, изымались и уничтожались. Приверженцев старых обрядов стали называть «старообрядцами» и «раскольниками», подвергать преследованиям вплоть до отлучения от церкви.

Так, один из видных деятелей старообрядчества протопоп Аввакум за религиозную деятельность был отправлен в ссылку, посажен в тюрьму и в итоге заживо сожжен.

«Сожжение протопопа Аввакума», Петр Мясоедов, 1897 г. Википедия

В знак протеста некоторые старообрядцы и последователи Аввакума в ответ на гонения властей совершали самосожжение. Другие же, спасаясь от преследования, были вынуждены бежать на окраины государства и жить в изоляции.

Еще одним деятелем старообрядчества стала боярыня Феодосия Морозова – сподвижница Аввакума, арестованная и уморенная голодом за свою приверженность «старой вере».

«Боярыня Морозова», Василий Суриков, 1884–1887 гг. Википедия

Опала и ссылка: судьба патриарха Никона

Историки описывают Никона как человека властного и жесткого. Патриарх пользовался большим доверием Алексея Михайловича, который прислушивался к его советам в государственных вопросах и даже оставлял его фактическим правителем во время долгих военных походов.

Бояр и часть духовенства не устраивала укрепившаяся власть патриарха, и они попытались настроить царя против Никона. Алексей Михайлович и сам не планировал делиться властью. Постепенно отношения между государем и патриархом охладились. В знак протеста Никон демонстративно оставил патриарший титул и уехал в Новоиерусалимский монастырь, который до этого сам же и основал.

За это он был низложен до простого монаха и сослан в отдаленный монастырь под строгий надзор.

Гробница патриарха Никона в Новоиерусалимском монастыре. Википедия

Источник: https://www.anews.com/p/125522059-cerkovnaya-reforma-cerkovnyj-raskol-v-rossii-xvii-veka-patriarh-nikon-i-raskol/

Он был противоречивой фигурой в православии: жизнь и смерть патриарха Никона

Патриарх Московский и всея Руси Никон был выходцем из села, но сумел стать  любимцем царя. С его именем связывают раскол русской православной церкви. Как жил, правил и как умер патриарх Никон.

Тяжелое детство.

Мальчик Никита родился в крестьянской семье 17 мая 1605 года деревушке Вельдеманово на Нижегородчине. Отец Мина Минин был марийцем, мать во время родов умерла. Это все, что известно о его родителях. Мальчика воспитывали в строгости – отец часто уезжал из дома, а он оставался с мачехой, которая люто ненавидела пасынка и часто морила его голодом за самую малую провинность.

Отец узнавал об этом, избивал жестокую жену. Но все повторялось и даже усугублялось, стоило ему выйти за порог избы. Такие мытарства, унижения и издевательства мачехи мальчик мужественно терпел и находил утешение, отдушину в священных писаниях, которые любил читать. Также его грела любовь бабушки.

Он рос смышленым и одаренным ребенком – предпочитал грамоту вместо глупых забав сверстников.

Православие: монастыри и монашеский постриг

Когда Никите исполнилось 12 лет, его отправили в Желтоводский Макариев монастырь, что на левом берегу Волги. Здесь он пробыл послушником до 1624 года. Отсюда обманом его выманили родственники и, вернувшись в родное село, парень пережил смерти родного отца и любимой бабушки.

В Вельдеманово Никита женился и принял иерейский сан. Сначала он справлял службы в Лысково, соседнем селе. А позже об образованном селянине стало известно в столице и  он отправился в Москву. Именно здесь произойдут переломные события в его жизни, отразившиеся на русском православии.

В браке у него не было детей – они умирали в раннем младенчестве один за другим. Священник расценил это, как знак свыше – ему было суждено отстраниться от мирской жизни и пройти другой путь, уготованный ему свыше. В 1635 году по его настоянию жена приняла монашеский постриг. 30-летний Никита Минин также принял постриг в Соловецком монастыре. С этого момента он стал Никоном и умер для былой жизни. Это было начало новой духовной жизни.

Новоиспеченный монах просто и без сожалений отрекся от былого и начал еще больше читать священные книги и совершать молитвы. Его душа отдавала почитание Богу, не стеная на строгие условия монастырской жизни – читать рукописи ночи напролет, питаться по-скитски – ягодами, фруктами. Иногда государство жертвовало муку. Монах быстро стал любимцем преподобного Елеазара Анзерского.

Тот начал доверять послушнику самостоятельно проводить таинственные литургические обряды. Со временем он стал  заведовать скитом.

Но в 1639 году между старцем и иноком возникли разногласия – причиной стало строительство новой церкви и монах вынужден был бежать из монашеского поселения. Были скитания и новое прибежище в Кожеозерском монастыре. Когда его игумен скончался, Минин становится игуменом.

В 1646 году он едет в Москву для сбора пожертвований для обители и приходит с поклоном к царю Алексею Михайловичу. Эта встреча стала знаковой – Никон продемонстрировал государю свою образованность и красноречивость. И он решил, что такого священника хочет видеть в столице – он перевел игумена к себе поближе, где он стал  архимандритом Новоспасского православного монастыря.

Здесь он примкнул к кружку «ревнителей благочестия», который прекратил свое существование в конце 17 века.

Через три года Минин стал митрополитом Новгородской епархии. В 1650 году случился хлебный бунт- голодное народное восстание из-за резко поднятых цен на хлеб. Бунт поддержали ремесленники и бедняки, стрелки и представители разных сословий.

Никон с другими соратниками рьяно защищал и поддерживал политику царя – восстание удалось подавить на корню. Участников бросили в тюрьмы на истязания. Никон посещал их, общался, оказывал моральную поддержку.

Патриарший период

В 1652 года Никон принял церковный сан Патриарха всея Руси – теперь он мог  наравне с царем участвовать в решении большинства политических вопросов, миловать осужденных или наказывать оступившихся.

Он стал соратником Алексея Михайловича и выпросил его дать обещание, что тот не станет  вмешиваться в дела церкви. В 1654 году произошло воссоединение России и Украины. Со времен появления Минина на патриаршем престоле, кружок, в который он входил ранее, распался.

Но остались недовольные политикой Никона старообрядцы, которые не приняли его нововведений в правила богослужений. Это и стало причиной раскола.

Теперь все церковные книги переиздавались и переводились в полном соответствии  греческим канонам. Знамение, накладываемое двумя перстами, заменили на троеперстное, которое символизировало  Святую Троицу. Земные поклоны стали поясными. В ходе молитв слово «Аллилуйя» начали произносить трижды вместо двух Старообрядцы были недовольны, а Никон объявил их  еретиками и предал анафеме.

Но вскоре случился конфликт между патриархом и царем – принятое Соборное уложение умаляло статус православной церкви, она становилась полностью зависимой от государства.

Тут же подсуетились и бояре, давно недовольные церковным выскочкой из крестьян – они умело плели интриги и сплетни, доходившие до царя, которые в корне изменили его отношение к Минину. Тот в знак несогласия с государем покинул Москву.

В 1666 году суд поместного собора Русской церкви лишил Никона патриаршего сана.

О Никоне остались противоречивые воспоминания – одни утверждали, что он был мудрым и многое сделал для православия, другие – обвиняли в алчности и властолюбии, жестокости и бессердечии.

Смерть

После всего Никон оказался сосланным в Кирилло-Белозерский монастырь. Здесь были  жестокие устои и уже немолодой экс-патриарх подорвал здоровье. Сын царя Федор Алексеевич сочувствовал опальному священнослужителю и позволил старцу вернуться в Воскресенский монастырь. Но тот не выдержал тягот дороги – 17 августа 1681 года тяжело больной монах, бывший патриарх Никон умер на ярославской земле .

Источник: https://prichina-smerti.ru/prichina-smerti-patriarx-nikon

Патриарх Никон

Чем выше прыгнешь, тем больнее падать – этой русской пословицей характеризуется жизнь патриарха Московского и всея Руси Никона. Выходец из простого села в одночасье стал любимцем царя, однако также быстро лишился великого сана. С именем патриарха связано событие в истории – раскол русской православной церкви.

На нижегородской земле, в деревушке Вельдеманово, 17 мая 1605 года в простой крестьянской семье произошло радостное событие: родился мальчик, которого при крещении назвали Никитой. Из биографии родителей будущего патриарха всея Руси известно мало: отец мальчика Мина Минин был марийцем, а мать умерла при родах.

Портрет патриарха Никона

Воспитывался Никита в строгой обстановке, его отец часто отсутствовал дома, поэтому ребенок оставался на попечении мачехи.

К слову, вторая жена Мины имела строгий и не лишенный жестокости характер: женщина ненавидела пасынка и била мальчика за малейшую провинность, иногда лишая Никиту куска хлеба и подолгу моря голодом.

Отец семейства, огорчавшийся произволом второй жены по отношению к сыну, по возвращению домой часто избивал супругу. Однако стоило Мине выйти за порог дома, бесконечные унижения маленького мальчика продолжались.

Никита терпел грубое отношение приемной матери, находя утешение в священных писаниях, а также мальчика подбадривала любовь бабушки. Будущий служитель церкви рос одаренным ребенком, который вместо игр на свежем воздухе с ребятней предпочитал грамоту.

Православие

Когда выходцу из крестьянской семьи исполнилось 12 лет, мальчик отправился в Желтоводский Макариев монастырь, находящийся на левом берегу Волги, где пробыл послушником вплоть до 1624 года. Но по настоянию родственников, которые выманивали юношу из службы обманным путем, Никита вынужден вернуться домой в родное село, где пережил смерть любимой бабушки и отца.

Желтоводский Макариев монастырь

В Вельдеманово Никон женится и принимает сан иерея. Первоначально священник проводит церковные обряды в соседнем селе Лысково, но по стечению обстоятельств отравляется на службу в Москву, так как столичные купцы узнали об образованности и начитанности селянина. Именно в столице России произойдут переломы судьбы будущего предстоятеля православной церкви.

Семейную жизнь Никиты и его супруги сложно назвать счастливой: паре не удалось завести потомков, так как новорожденные дети умирали в младенческом возрасте. Священнослужитель воспринял печальные утраты как знак свыше, означающий отстранение от мирской жизни. Так, в 1635 году иерей убедил супругу стать монахиней Алексеевского монастыря.

Оставив деньги на содержание жены, тридцатилетний Никита Минин принимает постриг в Словецком монастыре и становится Никоном: настоятель скита Елеазар собственноручно совершал этот посвященческий обряд. Исходя из православной религии, человек принявший постриг в монахи умирает для прежней мирской жизни и принимает другое имя, обретая новое духовное начало.

Словецкий монастырь

Отрешенный от жизненных хлопот и суеты Никон соблюдает монашескую жизнь, без устали читает священные книги и молится, отдавая волю и душу на почитание Бога. Жизнь в ските, расположенном на берегу Круглого озера, была строгой, инокам приходилось читать библейские рукописи в течение ночи, не смыкая усталых глаз. Пища в поселении монахов не отличалась изобилием: скитники питались запасами ягод и фруктов, да мукой, которую жертвовало государство.

Из-за благочестивой службы и грамотности Никон становится любимым послушником преподобного Елеазара Анзерского, который в будущем поручает приспешнику самостоятельно проводить таинственные литургические обряды, а также Никону доверяют заведование скифом.

Елеазар Анзерский

Но в 1639 году у инока Никона и старца Елеазара возникают разногласия по поводу строительства новой церкви, поэтому будущему московскому патриарху, не нашедшему поддержки братии, приходится бежать из монашеского поселения, которому он служил на протяжении долгих лет.

После скитаний Никон находит утешение в Кожеозерском монастыре, а после кончины настоятеля храма становится игуменом.

В 1646 году священнослужитель вновь отправляется в столицу России для сбора пожертвований обители и по традиции старинного обряда приходит с поклоном к государю Алексею Михайловичу.

Никон поразил царя образованностью и красноречивыми речами. К слову, Алексей Михайлович слыл человеком очень набожным и к православной религии и церкви относился снисходительно.

Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович перед гробницей святителя Филиппа

После общения со священником князь понял, что хочет видеть этого человека в Москве, поэтому перевел игумена в столицу. Некоторым боярам не нравилось такое расположение царя к простому старцу, но, тем не менее, выходец из крестьянской семьи становится архимандритом Новоспасского православного монастыря.

Находясь на службе, Никон становится участником кружка «ревнителей благочестия», который был сформирован в конце 17 века.

Позже, в 1649 году, Минин становится митрополитом Новгородской епархии и с особым усердием исполняет обязанности, совершая службы по строго установленным правилам.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто снял иисуса с креста

Хлебный бунт 1650 года в Великом Новгороде

В 1650 году вспыхнуло голодное народное восстание в Великом Новгороде, поводом для недовольства горожан стало резкое поднятие цен на хлеб. Участниками бунта были люди различных сословий, от стрелков, до бедняков и ремесленников: российский народ выступал против политики государя. Но из-за устойчивой позиции митрополита Никона, защищавшего интересы Алексея Михайловича и других его соратников, новгородский бунт был подавлен.

Руководителей восстания ждал смертный приговор, который позднее изменился на нещадное избиение кнутом. Смягчение наказания произошло благодаря митрополиту, который не оставался равнодушным к мирскому люду: Никон посещал темницы и выслушивал жалобы арестантов, а также общался с простым народом, из-за чего некоторые горожане находили утешение в речах избранного митрополита.

Патриарх

Никон стал приемником святейшего Иосифа, который умер 25 апреля 1652 года в Великий четверг. Благочестивцы хотели, чтобы церковный сан Патриарха передался основателю движения «ревнителей» Стефану, однако тот отказался выдвигать свою кандидатуру, потому что не выдержал конкуренции любимчика царя.

Глава русской православной церкви патриарх Никон

Для Российского государства в 17 веке титул епископа-предстоятеля наделял священнослужителя полномочиями: патриарх всея Руси мог наравне с государем решать политические вопросы, указывать царю на ошибки, а также миловать осужденных и наказывать людей нарушивших духовные законы. Фактически Алексей Михайлович сделал Никона своим соратником.

Во время возведения игумена в патриаршеский сан Никон выудил у Алексея Михайловича обещание, что тот ни при каких условиях не будет вмешиваться в дела церкви.

Реформы и раскол церкви

Минин оставался народным любимцем и влиял на политические вопросы, благодаря московскому патриарху в 1654 году произошло воссоединение России и Украины, а также Никон был заинтересован в строительстве и реставрации храмов.

Реформаторская деятельность Патриарха Московского и всея Руси Никона оставила след в истории благодаря расколу русской православной церкви в 1650-1660 гг.

Причина раскола начала появляться еще со времен образования кружка «ревнителей благочестия». Участники религиозной группировки обсуждали вопрос унификации духовенства и призывали к единообразию прочтения священных писаний и проведения обрядов. Только вот насчет принятия оригинального образца у коллектива возникли разногласия: кто-то был приверженцем византийской культуры, когда другие опирались на древнерусские рукописи.

Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты

С появлением Минина на патриаршем престоле кружок благочестивцев распался, однако недовольные политикой Никона старообрядцы продолжали выступать против реформации патриарха. Никон вводит новые богослужебные правила в 1653 году, которые стали причиной раскола между соратниками патриарха и старообрядцами.

Реформы Никона заключались в следующем:

  • Церковные книги переиздавались и переводились согласно греческим канонам
  • Двуперстное знамение, введенное вместе с Крещением Руси, было заменено на троеперстное. Для приверженцев «старого православия» два пальца означали две природы единого Христа, а три символизировали Святую Троицу. Поэтому, казалось бы, столь незначительное изменение в службе было важным для религиозных людей
  • Изменено написание имени Христа: Исус стал Иисусом
  • Земные поклоны преобразовались поясными поклонами
  • Слово «Аллилуйя» стало произноситься три раза вместо двух и т.д.

Двуперстное и троеперстное крестное знамение

Старообрядцы были недовольны не только новыми церковными законами, но и жесткими методами, которыми руководствовался патриарх Никон, например, крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками и преданы анафеме. Первым противником, который выдвинул оппозицию новым реформам, стал приверженец «старой религии» протопоп Аввакум.

Алексей Михайлович уважал Никона и отдал Минину титул «Великого Государя» (до Никона титулом пользовался отец Михаила Федоровича Филарет), но вскоре произошел конфликт между патриархом и царем. Причиной разногласия послужило Соборное уложение, принятое в 1649 году. Этот свод государственных законов умалял статус православной церкви и делал ее полностью зависимой от государства.

Суд над патриархом Никоном

Также бояре, которым не нравилась приближенность Никона к царю, плели против патриарха интриги, и результат не заставил себя ждать: сплетни в корне поменяли отношение Алексея Михайловича к Минину. Из-за событий, обернувшихся против священнослужителя, Никон вынужден в знак несогласия покинуть Москву.

В 1666 году суд поместного собора Русской церкви принял решение исключить Никона из патриаршеского сана и извергнуть его из священства за «противодеяния».

Личная жизнь

При жизни Патриарх Никон был образованным и начитанным человеком, который удивлял не только доскональным знанием священного писания, но и житейской мудростью.

Сложно судить о личности Никона, так как старообрядцы и сторонники новых реформ по-разному характеризуют этого человека.

Одни в жизнеописании пишут, что Никон — мудрейший православный деятель, реформы которого пошли на благо; другие считают, что Минин – властолюбивый, алчный и жестокий человек, который был готов пойти на все, чтобы получить расположение царя.

Памятник патриарху Никону в г. Саранске

Когда судьи отстраняли Никона от сана, коллегия привела свод всех «преступлений» патриарха, и вот что значилось в той рукописи:

«Никон без соборного рассмотрения сам лично лишил епископа Павла Коломенского сана, свирепея, стащил с Павла мантию, и того «в язвы и наказания предаде тяжчашие», отчего Павел лишился ума и бедный погиб: или был растерзан зверями, или в реку упал и погиб.»

Однако судить о достоверности этой информации никто из историков не может.

Смерть

Сосланный в Кирилло-Белозерский монастырь, где процветали жестокие устои, Никон подорвал здоровье.

Смерть патриарха Никона

Новый русский царь Федор Алексеевич сочувствовал изгнанному старцу, поэтому, вопреки желанию церкви, позволил бывшему патриарху вернуться в Воскресенский монастырь. Тяжелобольной монах не осилил дальней дороги и скончался на ярославской земле 17 августа 1681 года.

Источник: https://24smi.org/celebrity/5096-patriarkh-nikon.html

Исторический портрет. Историческая эпоха. Задание 25 ЕГЭИсторический портрет патриарха Никона

  • Никон, патриарх Московский и всея Руси.
  • Уже в 20 лет стал священником. Трагедия в семье — смерть троих детей- привела его и его жену в монастырь, где он полностью посвящает себя Богу.
  • Царь Алексей Михайлович после бесед с ним был покорён образованностью Никона, его благочестием. Он приближает его к себе и в 1652 году Никон назначен патриархом.
  • Первые пять лет Никона и царя связывала настоящая дружба. Царь во всём доверял Никону. Мог даже в своё отсутствие оставлять за Никоном право контроля за Боярской думой. Во всём Никон поддерживал царя, особенно в деле воссоединения с Украиной. Никона именовали «Великий государь», как называли только в своё время Филарета.
  • Боярам не нравилось такое возвышение Никона, они сумели восстановить против него царя, который отстранил его от государственных дел. Тогда Никон отказался от патриаршества и уединился в Новоиерусалимском монастыре.
  • Характер Никона был вспыльчив. Он иногда не мог сдерживать своего раздражения. Не хватало ему дипломатии, которая должна быть у человека, имеющего такой вес в стране.

Церковная реформа Никона

Причины:

  • Приведение к единообразию церковных обрядов и порядков, то есть к унификации церкви. Этого требовала проводимая в стране централизация власти.
  • Официальная идеология « Москва — третий Рим» имела целью сделать Москву центром православия. Греческая церковь требовала привести все обряды, церковные книги к единому греческому образцу.
  • Стремление решить давнюю проблему в России : что выше — церковная или царская власть.Усиление влияния церкви на государство.

Суть реформы:

  • Приведение к единству внешней, обрядовой стороны церкви, реформа не затрагивала основ религии (например: креститься надо было тремя, а не двумя перстами, крестный ход проводить против солнца, а не по солнцу).
  • Исправление по греческим образцам церковных книг.
  • Борьба за укрепление авторитета церкви.

Ход реформы:          

  • Сначала царь поддерживал Никона, понимая, что унификация церкви по греческим образцам усиливает авторитет церкви и Руси в целом. Церковный собор поддержал реформы Никона.
  • Однако потом бояре рассорят царя с Никоном, внушат, что тот стремится возвысить церковную власть  над  царской.
  • Церковный собор 1666-1667 года привёл к церковному расколу на сторонников Никона и противников во главе с Аввакумом. Собор же принял решение, что в гражданских делах преимущество имеет царь, а в церковных — патриарх. Здесь же Никон был низложен, его лишили сана патриарха и отправили в ссылку простым монахом в Ферапонтов монастырь.

Направления деятельности Никона

Направления деятельности Результаты
Активная государственная деятельность, поддержка царя в его политике. Поддерживает реформы Алексея Михайловича, внешнюю политику, особенно процесс воссоединения Украины с Россией.
Церковная реформа 1653- начало реформы. Приведение церкви к унификации обрядов, порядков по греческому образцу.Стремился повысить роль церкви, поставить власть патриарха выше царской, чем и вызвал негодование царя, за чем последовало отречение от сана и ссылка.
Развитие книгопечатания Основал Патриаршую библиотеку, поддерживал печатание и выпуск церковной литературы, способствовал переводу её на греческий язык.
Литературная деятельность Написал ряд литературно — исторических и публицистических работ, обосновывая в них необходимость церковной реформы.Никон часто читал проповеди собственного сочинения.

Итоги деятельности

  • Деятельность Никона способствовала укреплению царской власти
  • Церковная реформа усилила централизацию церкви, привела её в унификации
  • Церковная реформа вызвала гнев негодования, массовые выступления. Особенно сильным был протест монахов в Соловецком монастыре в 1668-1676г.Только при помощи царских войск удалось подавить восстание.
  • С именем Никона связывают начало церковного раскола, представители старообрядцев есть на Руси и сегодня, они считают, что Никон посягнул на основы церкви.

Хронология жизни и деятельности  патриарха Никона

1605-1681 Годы жизни Никона (в миру- Никиты Минина)
1649-1652 Митрополит Новгородский.
1652- 1666 Патриарх Московский и всея Руси.
1653 Начало церковной реформы, начатой по поручению Алексея Михайловича.
1654 Церковный собор одобрил все реформы Никона
1656 Церковный собор отлучил от церкви всех сторонников старой веры.
1656 Никон основал Новоиерусалимский монастырь.
1658 Никон уезжает в Новоиерусалимский монастырь на реке Истре.
1666-1667 На церковном соборе произошёл церковный раскол. Против реформ выступил протопоп Аввакум и его сторонники.Низложение Никона, лишение его сана патриарха. Ссылка простым монахом в Белозерский Ферапонтов монастырь.
1682 При царе Фёдоре Никону разрешили вернуться в Москву в новый Воскресенский монастырь. Но тяжело больной Никон умер  по дороге.

Данный материал можно использовать, готовясь по теме: ЕГЭ С6 (№40)  исторический портрет.

Источник: http://istoricheskij-portret.ru/deyateli-cerkvi/nikon/

Патриарх Никон – биография, кратко, самое важное

Патриарх Никон – один из наиболее известных московских патриархов, который вошел в историю благодаря своим церковным реформам.

Они были направлены на изменение использующейся русской обрядовой традиции. Этот процесс был осуществлен по причине необходимости унификации церковных обычаев с греческими нормами, действующими и в настоящее время.

Биографические данные

Патриарх Никон родился в семье обычных крестьян 7 мая 1605 года в небольшом селе под названием Вельдеманово. Уже в 12-летнем возрасте будущий глава православной церкви ушел из отчего дома, начав свое обучение в монастырской обители.

В 20 лет Никита Минич (мирское имя патриарха) переехал в Москву. Семье Минина пришлось пережить несколько трагических событий.

Трое детей, которые у него родились в браке, вскоре скончались. Именно поэтому впоследствии Никита Минич принял постриг.

Пребывая на Соловецких островах, в 1643 году Никон получил сан игумена. Через 3 года после этого он переехал в Москву по причине сбора милостыни на церковь.

В столице он познакомился с Алексеем Михайловичем, который стал основной фигурой в жизни будущего главы российского православия. Именно государь предоставил Никону сан архимандрита Новоспасского монастыря, использующегося в то время для погребения членов семьи Романовых.

В 1649 году Никона избрали митрополитом Новгородской земли. Через несколько месяцев после этого у него начались довольно сложный этап в жизни. В это время в Новгороде начался голод, что спровоцировало возникновения бунта в городе.

Такие испытания позволили проявиться у церковника настоящему мужеству, стойкости духа и силе воли.

В 1652 году скончался российский патриарх Иосиф. По этой причине царь предложил занять его должность именно Никону, на что последний согласился.

Патриаршая деятельность

В XVII столетии роль патриарха была одной из ключевых в государстве. В его функции входило принятие очень важных для страны решений. К ним относились помилования невинно осужденных людей, проведение консультаций с царем по поводу его действий, а также проведение судебных процессов, возникающих по тем или иным духовным вопросам.

Вследствие этого Алексей Михайлович постоянно выражал свое доверие и уважение Никону. Фактически патриарх стал соправителем Московского государства.

Никон не только руководил церковью, но и часто влиял на большое количество светских дел. Именно он в 1654 году был одним из инициаторов воссоединения Украины с Россией. Территории Руси, которые в то время пребывали в составе ВКЛ, перешли в подчинение Москвы.

Таким образом российская церковь сумела вернуть ранее отделившиеся от нее православные епархии, относящиеся к Юго-Западной Руси. Через некоторое время подобный процесс произошел и с теми приходами, которыми располагались на территории современной Беларуси.

Патриарх Никон вошел в историю благодаря таким своим достижениям:

  • активизации церковного строительства по всей территории государства;
  • унификации обрядовых традиций с греческими нормами;
  • восстановление Украины с Россией и др.

В период правления Никона были возведены одни из наиболее крупных и богатых православных обителей. Многие монастыри государства были основаны именно в XVII столетии.

Реформирование обрядовой традиции и его последствия

Со временем деятельность патриарха Никона вызвала несколько волн недовольства. Это способствовали внедрения нескольких изменений в обрядовый процесс, которые были предприняты главой российского православия для унификации традиций в соответствии с греческими церковными нормами.

К тому же духовенство негативно отреагировало на внесения изменений в православные книги, чему активно способствовал патриарх.

В 1666 году был проведен церковный Собор, участники которого лишили Никона его сана. После этого бывшего главу российского православия отправили в Ферапонтов монастырь, являющийся довольно удаленным от столицы. Через 10 лет Никона перевели в Кирилло-Белозерскую обитель.

Несмотря на то, что Собор 1666 года лишил патриарха его статуса, духовенство приняло все внедренные им изменения. Формальным поводом отставки Никона стало его вмешательство в светские дела государства, не имеющие отношения к церкви.

Восстановление в сане и смерть

В изгнании бывший патриарх пребывал на протяжении 15 лет. Алексей Михайлович считал перед своей смертью, что именно в ссылке Никона заключалась основная его ошибка при управлении государством.

Новый глава России – Феодор Алексеевич – после восхождения на трон вернул патриарху его прежний сан. Никон скончался в поездке в Москву в 1681 году.

Погребение прошло в Ново-Иерусалимском монастыре со всеми необходимыми почестями. Через год после этого в столицу пришли четыре грамоты глав других церквей, подтверждающие восстановление Никона в его прежнем сане.

Источник: https://srochnyj-zaym.ru/patriarh-nikon-biografiya-kratko-samoe-vazhnoe/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Где находятся мощи александра невского

Закрыть