Как связаны сознание и мозг

Главный парадокс сознания. Почему не имеет смысла копирование мозга или личности

как связаны сознание и мозг

Попытки воспроизвести одушевленность приборным путем порождает интересный парадокс, дающий новый взгляд на жизнь и смерть. Отличающийся от привычных нам представлений. Все может быть намного интереснее. Давайте рассмотрим основные логические тезисы. Для начала разложим распространенное в настоящее время понятие о сознании на составные части — условие (мозг), содержание (личность), и функционал (восприятие). Возможно, направления трансгуманизма и технологического бессмертия ошибаются.

Тезис первый. Мозг

Если заменить все атомы или молекулы нашего мозга, ничего не произойдет. Так как они меняются в течении жизни в результате обмена веществ. Мы зависим от структуры нейронных сетей, а не от материи, их слагающих.

Замена всех молекул равносильна созданию новых копий. Законы природы, поддерживающие информационную составляющую мозга, должны работать одинаково в идентичных копиях. Парадокс Корабля Тесея в данном случае не имеет смысла.

В каждой копии возникнет клон вашего сознания, но с собственной дальнейшей судьбой. Парадокс телепортации Парфита, описывающий телепортацию и уничтожение оригинала, предполагает, что оригинал все равно испытает эмоции умирания, а его клон будет все-таки другим существом. Правда, тут не совсем понятно, как они узнают, кто из них исходный образец, а кто копия.

Если оригинал и копии не будут знать, кем они являются, они не смогут определить, кто из них кто. Если их не перемещать в пространстве, а оставить в одном помещении и они очнутся вне модуля телепортации, на соседних больничных койках — они сами запутаются. А если копий будет несколько? А если не размножать, а сокращать копии? Взять несколько одинаковых копий слить в одну, количество эффектов восприятия и личностей также сократится до одного.

И восприятие в нем не сможет сказать, кого именно из копий не стало, а кто остался.

Небольшое видео:

Тезис второй. Личность

Наше представление о себе часто выглядит как представление о личности. Но теоретически вас можно отдать нейрохирургу и стереть память, изменить чувства, привычки, настройки. Пересадить другие части тела. Что тогда останется о вас? Наконец, мы меняемся со временем, считая себя самим собой.

С какого момента делать слепок?

Мы не ум, не чувства, не память и не тело. Мы то, что будет воспринимать изменения этого нейрохирурга после наркоза. Мы — функция восприятия. Чистая Табула раса, возможность восприятия. А личность состоит из информации памяти. Нам можно заменить память во время сна, и мы станем другой личностью.

Только что созданной копии можно включить воспоминания о ее жизни на протяжении тысяч лет. Можно тысячелетнему мозгу создать иллюзию, что он только создан. В том числе можно сознанию, существующему ограниченно время, дать ощущение бессмертия и бесконечного существования.

Копии можно дать воспоминание, что она оригинал, а оригиналу внушить, что он копия. И восприятие честно будет считать себя тем, что покажет ему память.

Тезис третий. Восприятие

Если вас разобрать на атомы, аккуратно перенести их и из них же, в таком же порядке, собрать снова. Будете ли собранная версия вами? Считать, что ваше восприятие неотрывно существует в вашем теле с момента рождения — это заблуждение. Восприятие — это функция, эффект, существующий только в настоящем времени. Когда вы засыпаете, оно пропадает. И каждое утро оно новое. Каждый день, каждый миг новые электроны производят новый эффект.

Точно такой же, но не тот же. Сознание и личность будут такими же, но не теми же. Если рассматривать вас, как функцию восприятия, а не тела или личности, то нет никакой связи между вами вчерашним и вами завтрашним. Эту связь предоставляет лишь формат памяти. Усложним логический эксперимент. Если вас разобрать на атомы и создать из других атомов — будет ли эта копия вами? Да.

А если из половины ваших атомов создать копию? А если несколько одинаковых копий телепортировать в одно тело, какое из сознаний какой копии исчезнет? Парадокс Парфита тут не имеет значения. Просыпание в оригинале и копиях будет равнозначным. Так как восприятие отсутствовало во время сна у оригинала, и также новое возникло у копии. А если в момент сборки изменить личность, память и тело? На 5%? На 50%? На 100%? Собрать вообще другое тело.

Возникнет ли там сознание? Если не нарушить принципы, необходимые для возникновения, то возникнет. Будет ли оно вами? Смотря что считать под понятием ВЫ. Вы будете другой личностью в другом теле. Что осталось от вас? Восприятие не привязано к личности. Ему все равно, где возникать. Было бы подходящее условие. Нет никакой бирки на восприятии, которая сообщает о преемственности личности.

С таким же успехом вы (как восприятие или информационный комплекс) можете возникнуть в следующий раз в любом условии и теле. Что воспринимает — то и существует. Именно восприятие является принципом одушевленности. Без восприятия тело и личность не имеют смысла. Нейронные связи текущего мозга сообщат новому восприятию, кто оно и сколько живет в этом теле.

Особенность в том, что память привязана к телу в виде его нейронных связей, и с его разрушением пропадает. У восприятия не может быть другого опыта. Поэтому восприятие справедливо считает себя запертым в родном теле и не может иметь другого опыта.

Механизм восприятия

Механизм основан на различии. Если вы не ощущаете разницу между цветами и освещенностью контуров предметов — у вас отсутствует зрение. Если вы не воспринимаете различия от одной продумываемой мысли от другой — у вас не работает мышление.

Не ощущаете разницу между ощущениями, эмоциями, чувствами, разницу образов в памяти, разницу между бытием и небытием — вас вообще не существует.

А фиксировать различие и получить функцию наблюдателя можно только в настоящем времени, о чем мы писали ранее.

Сознание и подсознание человека простыми словами

как связаны сознание и мозг

Разница между подсознанием и сознанием человека не совсем раскрывается в современном образовании. Фактически, это тема не затрагивается в той мере, в какой должна. Сознание и подсознание — разные вещи, однако человек пользуется ими постоянно.

Сознание и подсознание — разница понятий

Образно говоря, что сознание, что подсознание — равные части человеческого разума, которые регулярно используются человеком для решения бытовых или производственных задач. Иногда они могут конфликтовать. Как и у полушарий мозга, между ними есть распределение функций, за которые они отвечают. Но это все еще довольно малоизученная часть человеческой личности.

Подсознание отвечает за:

  • интуицию;
  • инстинкты;
  • внутреннее «я»;
  • ощущения, чувства.

Согласно исследованиям, подсознание используется на 95%, тогда как сознание задействовано всего на 10%. Все это практически не контролируется разумом человека. Однако они принимают прямое участие в формировании его мировоззрения, управляют поведением, всячески влияя на жизнь. При этом обычно люди даже не замечают этого.

Понять между ними разницу очень легко. Сознательный ум также называют объективным. Проще говоря, это та часть личности человека, которая решила взять и прочитать какой-нибудь текст.

А вот подсознание отвечает за расшифровывание символов на мысленном экране, преобразует буквы в слова, достает хорошо отпечатавшиеся образы из памяти и объединяет их в единое целое. Кроме того, оно же отвечает за функционирование самого человека.

Например, частоту биения сердца, и некоторые другие процессы, про которые сознание даже не вспоминает.

Роль сознания и подсознания в психологии

Современная наука считает, что в мозге расположена психика. Поэтому там выделяют условное место сознанию и подсознанию.

В целом, по мнению психологов, человек устроен примерно следующим образом:

  • мозг, который выступает в качестве главного процессора;
  • сознание — своеобразная оперативная память;
  • душа — операционная память;
  • подсознательное и бессознательное — краткосрочная и долгосрочная память соответственно.

Такая аналогия с компьютером проведена не зря. Мозг изучен довольно слабо, однако ученым иногда удается находить некоторые параллели в их функционировании. Пока ясно лишь одно — тайны мозга будут открываться постепенно.

Сознание и подсознание человека, их сокровенный смысл и все функции, станут известны только тогда, когда ученые смогут полностью понять все устройство мозга.

Всех людей можно разделить по способам получения и обработки информации. Учеными выделено три вида:

  1. Визуалы — извлекают больше информации от зрительных образов.
  2. Аудиалы — предпочитают звуки.
  3. Кинестетики — лучше воспринимают прикосновения и телесный контакт.

Это прямо влияет на подсознание и то, какая информация в нем отложится. Изначально оно имеет некоторый багаж знаний, который постепенно пополняется с течением жизни. Например, движение рукой по определенной траектории или то же чтение. Человек сам наполняет свой «багаж», откуда потом достает новые «вещи». Есть ли у этого лимит — еще предстоит определить специалистам.

И хотя работа сознания и подсознания оказывает большое влияние на человека, они иногда могут вступать в конфликт.

Особенно это касается информации, которая не соответствует каким-либо внутренним установкам. Подсознание может начать сопротивляться и тогда обязательно возникнут психические проблемы.

Чтобы научиться полностью управлять собой и контролировать все стороны личности, необходима большая практика.

Как работает сознание и подсознание — видео

Источник: https://mind-control.ru/soznanie-i-podsoznanie-cheloveka/

Что такое сознание и как оно появилось?

как связаны сознание и мозг

Для многих попытки объяснить сознание похожи на разоблачение любимого фокуса — узнав секрет можно навсегда потерять веру в чудеса. Так что если вы не готовы усомниться в собственных убеждениях, эта статья не для вас. А если вы всегда рады новым знаниям, то информация о том, что человек состоит из примерно 100 триллионов клеток, которые работают сообща, не должна вас удивить.

Удивляет другое — по отдельности ни одна из ста триллионов клеток тела человека сознанием не обладает. Клеткам нет никакого дела до того, кто мы есть, что из себя представляем и почему.

Это значит, что чтобы объяснить сознание, необходимо понять как получилось так, что сотни, миллионы, миллиарды и триллионы крохотных клеток, не осознающих себя и не сильно отличающихся от бактерий, создают уникальную личность, способную мыслить.

Давайте посмотрим на сознание с точки зрение науки — где именно в мозге оно находится и там ли мы ищем?

“Как может медленный, неразумный процесс создать нечто, способное создать то, что сам медленный неразумный процесс создать не может?” Алан Тьюринг

Иллюзия контроля и война мемов

Американский философ-когнитивист Дэниел Деннет, профессор Университета Тафт (США), посвятил свою научностью деятельность изучению природы сознания.

Деннет пытается объяснить, как биологические процессы в организме человека создают бесконечный поток мыслей и образов. И первое, о чем профессор рассказывает в своих лекциях и книгах, это то, что наше сознание — не такое уж загадочное, как мы о нем думаем.

В некотором смысле, работа сознания напоминает работу человеческой памяти. А она, как мы с вами прекрасно знаем, не идеальна.

Феноменом ложной памяти занимаются многие исследователи. Наиболее известной является американский психолог Элизабет Лофтус. В начале лекции на Ted Talks, Лофтус рассказывает о мужчине по имени Стив Тайтус, который был обвинен и приговорен к тюремному сроку за исзнасилование женщины. Когда потерпевшая впервые давала показания, она указала на Тайтуса, так как он был больше всего похож на насильника.

А при повторной дачи показаний женщина была уверена, что именно Стив Тайтус совершил преступление. Впоследствии, несколько лет спустя, Тайтуса оправдали, так как был найден настоящий насильник, а его вина была доказана после проведения ДНК теста. Тем не менее, жизнь Стива Тайтуса из-за тюремного заключения оказалась разрушена и вскоре после освобождения он умер, видимо, так и не пережив сильнейший стресс.

И таких историй немало.

Работа сознания, как и нашей памяти, не идеальна. Мы попросту не замечаем большинство происходящих процессов, например, мышление. Более того, все принятые нами решения на самом деле мозг принимает за несколько секунд до того, как мы о них подумали.

То же самое происходит и в случае с ложными воспоминаниями — мозг заполняет пробелы несуществующей информации. Выходит, мы не контролируем важнейшие жизненные процессы, хотя нам кажется что это не так. Благодаря совместной и слаженной работе миллиардов нейронов мозг создает полную иллюзию контроля над собственным разумом.

Выходит, сознание — это набор приемов и трюков, которые искусно использует мозг. Но как это получилось?

Существуют люди, которые уверены в том, что видели как Элвис Пресли улетел на летающей тарелке

Теория эволюции путем естественного отбора, впервые описанная Чарльзом Дарвином в 1859 году, описывает историю развития миллионов видов живых существ на Земле, включая человека. На протяжении миллионов лет эволюция создавала все более сложные когнитивные мыслительные способности. До определенной степени они есть у всех — у морского конька, омара и вашего кота.

Но когнитивные возможности шимпанзе превосходят когнитивные возможности дельфина, а наши шагнули еще дальше. Именно наши когнитивные способности делают нас особенными — мы не просто действуем, исходя из каких-то причин, мы отдаем отчет об этих причинах самим себе и окружающим. Более того, мы спрашиваем себя о причинах тех или иных поступков и способны на них ответить. Это дарит нам возможность планировать свои действия и предвидеть их последствия.

Полученной информацией и знаниями мы делимся с окружающими. Ни одно живое существо на Земле не способно ни на что подобное.

Но дело не только в естественном отборе генов. Когда мы говорим о сознании, мы также говорим о культурной эволюции — естественном отборе мемов, которые, согласно Ричарду Докинзу, являются единицами культурной информации, копирующими сами себя для размножения. И те мемы, которые копируются лучше, выживают. Человеческая культура — это среда обитания мемов. Таким образом, мы можем объяснить появление сознания множеством факторов, которые оказали влияние на эволюцию Homo Sapiens.

Мем — (англ. meme) — единица значимой для культуры информации. Мемом является любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т. д.

Сегодня ученые не могут вплотную подобраться к изучению сознания. Ситуация ограничивается тем, что с одной стороны нейробиологи изучают области мозга, которые ассоциируются с сознательной деятельностью — например распознавание лиц, ощущение боли или состояние счастья. Но наука о сознании до сих пор остается наукой взаимосвязей, она ничего не объясняет.

Мы знаем, что определенные участки мозга ответственны за определенные виды сознательных реакций, но не знаем почему. За последние годы было совершено огромное количество открытий о работе самых разных областей мозга. Так, совсем недавно мы рассказывали вам о том, что ученым удалось обнаружить совершенно новый сигнал в мозге человека, о котором раньше никто не знал.

Это здорово, но приближает ли это нас к ответу на вопрос о том, что такое сознание?

Если верить теории панпсихизма, Вселенная обладает сознанием (но это не точно)

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  К какой эпохе относится бах

В ходе выступления на Ted Talks, австралийский психолог, специализирующийся в области философии сознания, Дэвид Чалмерс, сравнивает сознание человека с субъективным фильмом, который постоянно воспроизводится перед глазами.

Вопрос, который больше прочих волнует ученого заключается в том, почему поведение — которое можно объяснить с точки зрения биологии, как это блестяще делает профессор нейробиологии Стэнфордского университета Роберт Сапольски — сопровождается субъективным опытом.

Но мы не можем объяснить наличие этого субъективного опыта так же, как физика объясняет химию, химия биологию, а биология — частично — психологию. Для того, чтобы понять что такое сознание нужны радикальные идеи.

Именно такую и предлагает Дэниел Деннет. По его мнению сложных проблем в изучении сознания не существует. По Деннету вся идея этого субъективного кино подразумевает иллюзию, которую дарит нам мозг. Поэтому науке остается только объяснить объективное функционирование поведения мозга. Идея Деннета, на мой взгляд, является наиболее реалистичной из всех прочих. Но чтобы создать подобную нейробиологическую теорию сознания, необходимо большое количество исследований.

: Смогут ли роботы обрести сознание?

Те же, кто не согласен с тем, что сознание — всего лишь искусно созданная мозгом иллюзия, предлагают еще более радикальные теории сознания. Так, Дэвид Чалмерс предлагает рассмотреть сознание как нечто фундаментальное — как фундаментальные законы физики. В физике фундаментальными являются такие понятия как пространство, время, масса.

Основываясь на этих понятиях, ученые выводят дальнейшие принципы и законы — закон всемирного тяготения, законы квантовой механики и др. Примечательно то, что все перечисленные фундаментальные свойства и законы больше никак и ничем не объясняются. Мы принимаем их как элементарные и выстраиваем на их основе картину мира.

Подобный подход, по мнению Чалмерса, открывает новые возможности перед наукой, так как потребуется изучение фундаментальных законов, которые управляют сознанием. Эти законы также должны соединять сознание с остальными фундаментальными принципами — пространством, массой, временем и другими физическими процессами.

Мы не знаем, что это за законы, но можно попробовать их найти.

Современная физика рассматривает Вселенную, в которой действуют фундаментальные силы природы

Вторая не менее радикальная и, пожалуй, безумная идея, о которой говорит Чалмерс это панпсихизм. Теория о том, что сознание универсально и любая система в некоторой степени им обладает. Согласно этой теории, а лучше сказать гипотезе, сознанием обладают даже элементарные частицы и фотоны.

Сама идея, разумеется, не в том, что электроны и фотоны интеллектуально развиты, а в том, что у этих частиц есть некое примитивное ощущение сознания.

Несмотря на то, что эта идея кажется нам противоречащей здравому смыслу, людям из культур, которые рассматривают человеческий разум как единое целое с природой, теория панпсихизма видится вполне логичной.

Какая идея из вышеперечисленных кажется вам наиболее правдоподобной? Поделитесь своим мнением в комментариях и с участниками нашего Telegram-чата.

И все же, чтобы найти ответ на вопрос о том, что такое сознание, стоит обратить внимание на то, как проходила эволюция мозга. В конце концов, мы отправляем ракеты в космос и победили такие опасные болезни как оспа благодаря науке. Значит, рано или поздно, ученые смогут создать единую теорию сознания.

Как наука объясняет сознание?

Из-за того, что сознание зачастую рассматривалось в контексте религии, философии и когнитивной науки, ему уделялось недостаточно внимания с точки зрения эволюционных процессов. Возможно, именно по этой причине мы так мало знаем о том, как появилась адаптивная ценность знаний и когда. Но есть и хорошие новости — на эти вопросы может ответить новая теория, которая появилась около пяти лет назад.

Как пишет The Atlantic, теория схемы внимания (AST) предполагает, что сознание возникло, чтобы решить одну из фундаментальных проблем, стоящих перед любой нервной системой: вокруг слишком много информации и мозг попросту не может полностью ее обработать.

Согласно этой теории, в ходе эволюции мозг вырабатывал все более сложные механизмы для глубокой обработки нескольких избранных сигналов за счет других, и в AST сознание является конечным результатом этой эволюционной последовательности.

Если теория верна — а это только предстоит выяснить — сознание эволюционировало постепенно за последние полмиллиарда лет и присутствует у ряда видов позвоночных. К тому же, AST не противоречит теории сознания Деннета.

Возможно, чтобы ответить на вопрос о том, что такое сознание, нужно посмотреть на вещи под другим углом

И все же, в вопросах сознания ученые продвинулись не так далеко, как нам бы хотелось. Тем не менее, среди огромного количества вопросов и неизвестных, мы можем выделить то, что нейробиологические исследования нам точно НЕ сообщат. Как пишет в своей книге “Биология добра и зла.

Как наука объясняет наши поступки” Роберт Сапольски, нейробиология не должна доказывать очевидного, а для доказательства внутренних психических состояний и вовсе не требуется. Так, сегодня существует МРТ сканирование, благодаря которому ученые узнали, что ПТСР формируется при ограниченном поражении мозга, а мозг серийных убийц, о чем мы подробно рассказывали на нашем канале в Яндекс.

Дзен, на физиологическом уровне отличается от мозга остальных людей. Однако наиболее важным, по мнению Сапольски, является то, что нейробиологию нельзя использовать для доказательства ощущений или мыслей, так как существует двойственность оценок.

Например, если человек совершил преступление, а потом ученые выяснили, что он сделал это потому, что почти все клетки его префронтальной коры, которая отвечает за контроль поведения, отмерли, это повлечет за собой биологические или органические объяснения происходящего.

Но как, в таком случае, нейробиологические исследования смогут лечь в основу пока еще не существующей единой теории сознания? Если внимательно присмотреться, то мы увидим, что сегодня наука в целом объясняет причины странного, агрессивного, сексуального и даже религиозного поведения. А с точки зрения нейробиологии мозг — и вовсе не то место, где зарождается поведение.

Мозг — это точка сбора, где все факторы сходятся вместе и, собравшись единым фронтом, инициируют поведение.

Может быть и сознание не стоит рассматривать отдельно от поведения или других процессов? Так, благодаря работам философов-когнитивистов, нейробиологов, биологов-эволюционистов и других ученых, сегодня у нас есть вводные данные, которые позволяют приблизиться к пониманию того, что представляет из себя сознание. С научной точки зрения, разумеется.

Источник: https://Hi-News.ru/eto-interesno/chto-takoe-soznanie-i-kak-ono-poyavilos.html

Мозг, психика, сознание

Цель: дать понятие о психике и сознании, раскрыть взаимосвязь мозга и психики, показать различие психики человека и животных.

Задачи

— раскрыть понятие психики,— рассмотреть уровни отражения и феномен психического отражения как предпосылки развития психики,— выявить различия психики человека и животных,— дать понятие о сознании,— рассмотреть взаимосвязь сознания и мозга,

— показать общественно-историческую обусловленностиь происхождения сознания.

Ход урока

Сегодняшняя тема сложна, но очень интересна. Мы будем рассматривать понятия, лежащие в основе всей психологии, то, с чего она началась, — это мозг, психика и сознание. На протяжении всего существования психологии как науки, ведутся споры от том, как взаимосвязаны эти понятия, но окончательных ответов так и не найдено.

Все ответы являются гипотезами: можно лишь предположить, что это так, но как это проверить? Ведь мы познаем психическую реальность (то, что у нас в голове), самими же психическими инструментами (мышлением). Вопросы же, на которые хотелось бы найти ответ, крайне интересны. Что такое психика? Ее не пощупаешь руками, не увидишь глазами, не измеришь.

Как психика связана с мозгом? Являются ли мозговые процессы психикой или она существует сама по себе? Для чего нужна психика? Что такое сознание и как оно возникает в мозгу? Чем оно отличается от психики? Чем отличается психика человека и животных? Есть ли у животных сознание? Может ли кто-то из вас ответить на какой-либо из этих вопросов? (попытайтесь вызвать обсуждение)

Так же как и вы, ученые до сих пор не пришли к единому мнению и, по-видимому, точных ответов не существует. Постоянно появляются новые факты, результаты исследований, гипотезы; мы всё больше узнаём о работе мозга, функционировании психики и всё глубже понимаем суть этих явлений. Но процесс их познания бесконечен.

На протяжении многих веков ведутся споры о том, что появилось сначала — материя (мозг) или сознание (психика), зависит ли психика от работы мозга, функционирует ли сознание по тем же законам. Первичность сознания и вторичность материи отстаивают идеалисты, а первичность материи — материалисты. Истина же, как всегда, находится где-то посередине.

Многочисленные исследования позволили определить, что есть психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в способности отражать объективный мир в его связях и отношениях.

Способность отражать, то есть передавать характеристики объекта взаимодействия, является свойством любой материи.

Самый низший и простой уровень отражения — физико-химический, — можно наблюдать в природе при взаимодействии материальных тел; оно связано с разрушением или перемещением материальных частиц. Например, следы на песке, сломанная ветром ветка дерева, смытая дождем пыль и т. п.

Более сложный уровень отражения, проявляющийся только у живой материи, — раздражимость. Это способность избегать вредных, опасных для жизнедеятельности воздействий путем внутренних биохимических изменений.

Ярким примером этого является стремление организма к сохранению гомеостаза — биологического равновесия: если животное голодно, то, не поев, оно может умереть, поэтому в мозг быстро идет сигнал о том, что надо поесть, и тогда тигр идет на охоту.

Человек коснулся пальцем горячего утюга — и сигнал боли заставляет его отдернуть руку, иначе бы сгорел весь палец.

Следующим уровнем отражения является чувствительность — способность живой материи реагировать на такие воздействия, которые сами по себе для жизни не опасны, но несут информацию о возможной угрозе.

Этой способности служат органы чувств — зрение, слух, обоняние, осязание и прочие. Например, хруст ветки сам по себе не опасен для жизни, но для оленя он служит сигналом приближения хищника.

Чувствительность помогает высокоорганизованным живым существам эффективно ориентироваться в окружающем мире.

Высшим уровнем отражения является психическое отражение — собственно, психика. В процессе эволюции она возникла и развилась у животных, а затем у человека, именно потому, что иначе они не смогли бы существовать. Психика человека — это качественно иной, более высокий, чем у животных, уровень развития психики.

Различия психики человека и животных следующие:

— животные не могут анализировать ( если лев не догнал антилопу, он не может понять, почему так получилось и в следующий раз сделать по-другому);— у животных нет речи и речевого общения (есть звуки и сигналы, означающие всегда одно и то же, тогда как слова человеческой речи могут иметь разное значение);— нет слов, которые бы что-то значили (попугай может произносить слова, но для него они — пустой звук);— нет способности планировать свою деятельность, рассматривать различные варианты ситуаций;— животное по собственной инициативе не передает индивидуальные навыки потомству или другой особи (если собака усвоила, что она получает кусочек мяса при нажатии красной, а не синей кнопки, то ее щенки этого не узнают, пока сами не научатся);

— у животных нет сознания (кроме обезьян и дельфинов).

Сознание — это высшая форма психического отражения и саморегуляции, присущая человеку, то, что отличает его от животных.

Этими особенностями являются:— наличие речи,— умение логически мыслить (находить причинно-следственные связи),— умение планировать свою деятельность,— наличие мира внутренних переживаний,— наличие отношения к миру,— человек не просто отражает окружающий мир, он может его моделировать в сознании по своему усмотрению,

— появление мышления как самостоятельной внутренней деятельности.

Как связаны сознание и мозг? В результате исследований установлено, что сознание есть функция мозга, его производная. Именно в головном мозге сознание возникает, так как при повреждении головного мозга оно исчезает.

Мозг влияет на сознание: при очень низкой активности нейронов коры (например, при повреждении ретикулярной формации) человек теряет сознание; при очень высоком уровне активности нейронов коры (при эпилептическом припадке) происходит то же самое. Головной мозг — это физиологическая база, на которой сознание возникает и посредством которой оно функционирует.

Если происходят изменения в мозгу, то изменяется и сознание. Этому посвящено множество экспериментов, посредством которых изучается сознание, его структура и свойства.

В коре головного мозга выделяются сенсорные зоны, куда поступает и где обрабатывается информация от органов чувств и рецепторов; моторные зоны, управляющие движениями тела; гностические зоны, отвечающие за восприятие. Ассоциативные зоны в лобной части мозга обеспечивают мышление, речь, память и осознание положения тела в пространстве.

Интересно, как открывали местонахождение этих зон и то, за что они отвечают: иногда в определенном участке мозга что-то нарушалось, и человек переставал уметь делать что-то. Тогда-то и понимали, что данный участок мозга отвечает за такую-то функцию. Когда у композиторов Равеля и Шапорина произошло кровоизлияние в левое полушарие, то оба уже не могли говорить и писать, но продолжали сочинять музыку — так было установлено, что центр речи и письма находится в левом полушарии.

Существует и другой путь исследования. В мозг вживляются электроды, и их стимуляция вызывает определенные реакции: стимулируется обонятельный центр — и человек чувствует запахи, возбуждают центр слуха — слышит звуки. При травме головы, затронувшей центр памяти, человек теряет память частично или полностью (популярный сюжет мексиканских сериалов).

Ранее пробовали лечить эпилепсию расщеплением мозга: перерезали мозолистое тело, соединяющее левое и правое полушария мозга. Это помогало, но пациенты теряли способность рисовать или писать, считать или говорить.

Также известен сюжет из художественных фильмов о психбольницах, когда с помощью лоботомии (иссечения участка головного мозга) делали пациента покорным, теряющим интерес к окружающему миру, — он переставал быть человеком. Сейчас этот метод официально уже не используется.

Человек рождается с зачатками сознания, но так как он — существо социальное, то развитие сознания и становление человеческого детёныша человеком происходит только в обществе людей. Всем известен феномен Маугли: дети, с раннего детства изолированные от человеческого общества, уже никогда не становились полноценными людьми, у них отсутствовала речь, мышление, интересы, нравственные ценности, они вели себя как животные и не могли жить как люди.

Вывод

Нервная система является физиологическим субстратом психики и сознания — как высшей формы развития психики, возникшей в процессе общественно-исторического развития.

Вопросы

1. В чем сложность изучения психики и сознания?2. Отражение и его уровни.3. Что такое психика? Различие психики человека и животных.4. Что такое сознание? Как оно связано с окружающим миром?

5. Как бы вы ответили на вопрос о первичности материи или духа?

Источник: http://psylesson.ru/node/4

Краткий взгляд на сознание и мозг от античности до современности в философии

Человеку дан дар – разум и полёт идей. Предметы и явления, которые обитают на грани духовного мира. Богословы продвигают идею о божественной искре высшего разума. Идеалисты утверждают, что разум первичен и дан людям для самоизучения. Материалисты и психологи признают разум функцией мозговой активности, которая отражает мир.

Практически никто уже не спорит о том, что есть прямая взаимосвязь между осознанием бытия и работой мозга. Огромное количество научных дисциплин занимается исследованием природы этих феноменов: психофизиология, психология, медицина и другие. Философия уже многие тысячелетия не является исключением. Философский анализ заключается в том, чтобы понять сущность происхождения и возможности сознания и мозга во время преобразования реальности, в которой мы живём.

Люди активно познают объективную реальность и своё бытие с самого рождения, через данные природой психические явления и функции. Отношения рождаются только через общение с другими людьми при помощи речи. Это свойственно только человеку, и только если он живёт в обществе.

Миллионы лет прошли, прежде чем появился человек с разумом. Всё благодаря уникальному свойству психики отражать. Отражение – это свойство любой системы изменяться при взаимодействии с чем-либо. Где же находятся корни, начало сознания?

Всё начинается в мозге

Человеческий мозг – тонкое устройство, которое являет собой часть целого организма и одновременно автономно. Именно мозг и есть орган, рождающий сознание, утверждает философия.

Изначально врачи, позже учёные заметили и подтвердили массой примеров и экспериментов, что все реакции у людей наблюдаются если есть нормальное функционирование мозга, основного органа центральной нервной системы. Именно здоровая мозговая материя даёт нормальную работу всей психики. Удовольствие, смех, слёзы, боль и много другое недоступны тем, у кого нарушены или поражены её части.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как окропить дом святой водой

Ранение лобной доли лишает возможности производить мыслительные действия. Нарушены мозговые структуры затылочной части, происходит потеря пространственной ориентации. Повреждены доли лобные, сложные поведенческие программы становятся недоступными. Подобных примеров множество.

Сознание ребёнка проходит все стадии взросления вместе с развитием мозга. При этом мозг старца демонстрирует уже некоторые потери функциональности разума. Чем сложнее структура мозга живого существа, тем многообразнее и тоньше реакции. Тем оригинальнее отражается действительность.

Сознание и язык

Невозможно отделить даже временно мысль от материи, которая её мылит. Мозг – материальный субстрат сознания. Всю полученную информацию он обрабатывает логическими алгоритмами, переводя её в знаки, слова составляют речь. Язык есть основание для мышления.

Средством общения между людьми является слово. Язык выступает способом сформулировать, выразить свою мысль и передать её другим в результате мыслительных операций и осознания происходящего. Мыслительная речь известна устная, письменная и внутренняя (думы о себе). Рождение её происходит всё там же, в мозгу.

https://www.youtube.com/watch?v=5K89pWGrtdU

Только если присутствует вторая сигнальная система мы понимаем, что сознание у человека присутствует. Без сознания нет речи, без речи нет признаков сознания. В этом их единство и взаимное существование. Язык позволяет перейти от восприятия и представлений к формированию целых понятий. Однако говорить о тождественности этих двух явлений не приходится, даже в философии. Сознание отражает мир, а язык обозначает и выражает мысль.

Сознание как философский феномен

Самая сложная и противоречивая тема в философии та, что пытается ответить на вопрос «Что такое сознание?». Известно, что это высшая форма отражения действительности, присущая исключительно человеческим существам на планете.

Сама проблема взаимоотношений мозга и разума обитает на границе философии и научных дисциплин. Философия её рассматривает через призму трёх граней: дуализм, идеализм и материализм.

Античные мыслители смотрели на сознание как на момент попадания различных сигналов от органов чувств и их дальнейший анализ, сравнение, обработка.

В Средние века это понятие было наделено философами надмировым началом (божественным), существовавшим до природы.

В философии Нового времени оно предстаёт как замкнутая в себе субъективность, особая идеальная материя.

Материалисты добавили к идеальному представлению об этом явлении логику и разумные факты. По их мнению, это функция мозга, отражающая действительность.

В одном из неклассических философских подходов сознание – это субъективность бытия, в котором важно бытие мышления, а не мышление о бытие.

Сознание и бессознательной

Психоанализ добавил к осознанию понятие бессознательного, символизирующего опыт предшествующих поколений в психике индивидуума. Часто люди доверяют бессознательному больше, чем сознанию, особенно когда не находят логического решения.

Бессознательное проявляется и осознаётся. Память, мотивация, мышление, интерес, потребность, которые есть в бессознательном, «материализуются» в снах, грёзах, непроизвольных действиях, искусстве и творчестве, ошибочных действиях, оговорках, описках. Философская задача – найти гармонию между этими двумя явлениями, чтобы достичь состояния счастья и удержать его.

Итак, сознание получило самостоятельный статус существования. Кто бы из учёных ни изучал, отмечают, что оно объединяет все психические процессы и функции:

  • получение, интерпретация и аккумуляция информации и впечатлений;
  • интеграция опыта, определение его значимости;
  • формирование отношения к миру, определение своего места;
  • проектирование, прогнозирование и регламентирование своей деятельности.

Сознание в жизни проявляется в чувственной форме (ощущения, восприятие, представления) и в рациональной (понятия, суждения, умозаключения). Внимание, эмоции, память, воля, мышление – его компоненты.

Новый виток в изучении сознания и пересмотр постулатов в самой философии случился в связи с разработками искусственного интеллекта в последние годы. Создание программ, понимающих язык, объединило естественно-научный и гуманитарный подходы, разрешило психофизиологические проблемы через анализ этого феномена.

Его структура и компоненты философами изучаются до сих пор, поскольку современные исследования продолжают выделять новые элементы. Функционалисты доказывают аналогию между компьютером и функционированием мозга. Компьютерные исследования, инженерная лингвистика, теория искусственного интеллекта рождают иные компоненты сознания: когнитивная схема, когнитивная карта, фрейм и другие.

Существуют важные отличия психики человека от разных даже самых развитых представителей на земле: самосознание, самоанализ и самоконтроль. Только человек способен выделять себя из окружающей среды и проявлять. Только ему присуща интуиция, вдохновение, инсайт, рефлексия.

В настоящее время самые активно развивающиеся подходы в науке изучения сознания и мозга:

  • — нейропсихологический, в котором функции разума зависят от конкретных участков коры головного мозга;
  • — нейрохимический, в котором изучают влияние на сознание настроения, алкоголя, наркотиков, изменяя химию мозговой материи;
  • — нейрокибернетический, в нём сознание и мозг – информационные системы со сложными программами и алгоритмами.

Сознание – это особый тип информации, поэтому и рассматривают отношение между носителем этой информации и самой информацией. Оно воплощается в кодах, то есть в образах, а возникая в мозговых нервных связях, происходит кодирование образа. Любая информация – это и содержание, и ценность и фактор управления.

Философия и космос

Философы позволили себе подойти к понятию с иных сторон, отличных от естествоиспытателей. Их пытливый ум заметил попытки человека овладеть языком космоса, понять его инфо-структуры. Теперь понятно, что человек с его сознанием и бессознанием связан и с космическими процессами.

Полная взаимосвязь сознания, бессознательного и космического вылилась в целую теорию о телепатии, ясновидении, о связи пространства и времени. Учение о гипнозе успешно реализуется в медицине. Это стало толчком к развитию науки по проблеме «Сознание и мозг».

И всё это благодаря человеческому мозгу и всем процессам, осознаваемым им и в нём. Таким образом, можно сделать некоторые выводы о сознании и мозге:

  1. оно относится к высшей форме отражения действительности и свойственна только человеку, как и членораздельная речь;
  2. знание выступает его ядром;
  3. разум формируется только если есть социум и организованная деятельность или труд;
  4. мозг представляет собой сложную материальную и физиологическую систему, одной из его функций выступает сознание;
  5. оно одновременно многокомпонентное по своей структуре и цельно;
  6. оно активно и имеет способность и возможность влиять на окружающий мир.

Источник: https://psiho.guru/filosofiya/kratkiy-vzglyad-v-filosofii-na-soznanie-i-mozg.html

Проблема соотношения сознания и мозга в человеке

Мозг и сознание соотносятся на стыке философии и естественно-научных дисциплин. Философия подходит к данной проблеме достаточно серьёзно и представляет три варианта решения посредством:

  • Дуалистической концепции.
  • Идеализма.
  • Материализма.

Дуалистическая концепция видит материю и сознание как независящие друг от друга субстанции, которые существуют по своим законам. Идеализм рассматривает духовное начало как первопричину, а материю в качестве проявления духовной субстанции. Материализм, в свою очередь, подразумевает, что сознание – это один из типов материальных процессов, который является функцией высокоорганизованной материи.

Суть проблемы «сознание – мозг»

Наука, со своими особенностями больше стремится к материалистической форме миропонимания. Но стоит отметить, что абстрактное философское положение, которое подразумевает первичность материи и вторичность сознания не удовлетворяет науку, тяготеющую к выявлению механизмов, связывающих материю и сознание. Кроме того, стремиться придать некий смысл представлению о специфических особенностях сознательных процессов, а также зафиксировать невозможность их существования вне материи.

Д. И. Дубровский занимаясь проблематикой соотношения сознания и мозга, в результате пришел к выводам, что она основывается на двух вопросах, требующих решения:

  • Как связаны между собой явления субъективной реальности и мозговые процессы, если учитывать, что придать физические характеристики явлениям субъективной реальности невозможно, при этом мозговые процессы наделены ими?
  • Как истолковать управляющую функцию субъективных процессов или как сознание может воздействовать на физические действия человека?

Д. Дубровским была предложена своеобразная информационная модель, чтобы получить возможность объяснять проблемы «сознание – мозг». Учёный считает, что сознание – это особый тип информации. В силу этого, отношение между материальным и психическим – это отношение между носителем информации и самой информацией. Стоит отметить, что сознание не похоже на других носителей информации по своему кодовому воплощению. Этим кодом являются мозговые нейродинамические процессы.

Замечание 1

Сознание является образом, а мозговые процессы служат кодом для этого образа.

Нефизическая связь присуща любой информации и её материальным носителям. Информационная природа объясняет при этом управляющую функцию сознания. В силу того, что любой информации характерна содержательная и ценностная характеристика, она приобретает очертания фактора управления.

Ключевой особенностью сознания является то, что оно – это информация о предмете, и ни в коем случае не о коде. Потому что информацию о коде хранит нейрофизиологический процесс в мозге. Однако нейродинамический процесс скрыт от сознания.

Следующей особенностью информационного сознания является то, что один образ может быть передан неисчислимым количеством кодов.  Этот факт подтверждён и обоснован научными и медицинскими данными.

Пример

В случае повреждения мозга человека, другие области выполняют её функции. Кроме того оба полушария могут работать вполне во взаимообратном режиме, но только частично.

Информационная концепция сознания подразумевает конкретное истолкование философского положения касательно первичности материального и неразрывности материального и психического. Кроме того, посредством информационной концепции интерпретируются конкретные механизмы связи между материальным и психическим. Ввиду этого, информационная модель соотношения сознания и мозга используется не только философами, но и учёными, которые занимаются изучением естественных наук.

Проблема идеального

В повседневном представлении идеальное отождествляется с понятиями «совершенство», «идеал», «пример». Однако философская наука надаёт этому слову иной смысл.

Впервые об идеальном говорит Платон в своей онтологии, где он утверждал, что идеальное – это самостоятельное, не зависящее от человека, существование идей. Идеи складываются в царство бытия, а материя не принадлежит этому миру.

При соединении с материей создают союз бытия и небытия, перемешиваясь между собой, создаются единичные вещи. Платон говорил, что идея играет роль идеала для единичной вещи и воплощается как основа её бытия и конечная цель стремления.

Согласно концепции Г. Гегеля, панлогизм – это идеальное. Мыслитель утверждал, что реальность существует постольку, поскольку несёт в себе идею и выражает её. В конечном итоге, всё существующее отождествляется с идеей, а то, что не отождествляется, находит проявление во временном и случайном.

В российской философии также активно обсуждалась проблема идеального. В ходе длительных споров, образовались две теоретические позиции противоположные друг другу. Одни утверждают, что идеальное не стоит соотносить с индивидуальным сознанием или субъективной реальность. По их мнению, идеальное может существовать вне зависимости от человека, и представлено в таком случае культурными достижениями и ценностями. Этого мнения придерживаются Э. Ильенков и его последователи.

Определение 1

Идеальное – это отражение реальности в виде духовной деятельности людей, а также любые формы их деятельности.

Идеальное представляется в виде морально-нравственных и правовых установок, государственно-политическими формами, а также логическими нормами и рассуждениями. Все эти понятия противопоставляются индивидуальному сознанию и существуют в виде специфической реальности, которая обусловливает способ жизнедеятельности человека.

Таким образом, можно утверждать, что идеальное не тождественно субъективной реальности, а скорее выступает в качестве элемента общественного сознания, к которому в процессе поглощения достижений культуры  присоединяется определённый индивид.

Индивидуальное носит объективных характер по отношению к индивидуальной психике, более того, оно существует вне зависимости от неё. Бытие идеального – это особенное бытие культуры. В силу этого, не каждый субъективный образ может носить название идеального.

Идеальными могут считаться только те предметы – результаты человеческой деятельности, необходимость которых всеобще доказана.

Замечание 2

Э. Ильенков в своей теоретической позиции в истории философии активно обращается к идеям Г. Гегеля и Платона.

Противоположную точку зрения относительно идеального представил Д. Дубровский. Он утверждает, что в корне неправильно понимать идеальное как что-то внеличностное и даже надличностное. По его мнению, идеальное оно в головах людей, т.е. оно субъективно. Его нет в социальной предметности.

Определение 2

Идеальное – это субъективная реальность.

Д. Дубровский говорит о том, что неправильно и даже неправомерно отождествлять идеальное с духовными явлениями, которые являются всеобщими и необходимыми. Всякое проявление человека может быть идеальным, даже случайные. Более того, он отрицает соотношение идеального только с рациональными мыслительными схемами.

Мыслитель взывает к тому, что эмоционально-чувственные проявления личности, а также различные внезапные интуитивные порывы, которые находятся на границе сознательного и бессознательного также должны быть признаны идеальными. Он считает неправильным толкование идеального в школе Э, Ильенкова, поскольку это не соответствует требованиям творческой активности человека. Потому как Э.

Ильенков объясняет идеальные конструкции как заранее продуманные способы жизнедеятельности человека.

При таком рассмотрении, где роль уникальных творческих способностей сводится к минимуму, человеческая личность полностью перестаёт интересовать философов, которые ориентируются на усвоении всеобщих и необходимых мыслительных схем.

Определение 3

Идеальное, по Д. Дубровскому – это субъективная действительность, которая существует в голове общественного индивида, так называемое личностное явление, которое отражает действие в субъективном плане, от объективного действия отличается тем, что изменения не происходят в материальном объекте.

Идеальное связано с материальными нейрофизиологическими процессами в мозге, оно представляется в виде способности человека быть носителем информации в «чистом виде». Из всего этого следует, что теоретическая позиция Д. Дубровского начинается на основе идей Д. Локка, Т. Гоббса. Именно они были основателями сенсуалистических концепций в истории философии.

В завершении стоит сказать, что и Э. Ильенков, и Д. Дубровский позиционируют свои воззрения в рамках догм, которые предложил ещё К. Маркс.

Определение 4

Идеальное, по К. Марксу – это материальное, которое было пересажено в человеческую голову и смогло там преобразоваться.

Данное определение соответствует обеим концепциям. Становится понятным, что проблема идеального, как и всякая философская проблема не имеет завершённости. Потому как в каждой новой культурной и общественной действительности всегда будут предлагаться всё новые и новые интерпретации.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/filosofija/sotsialnaja-filosofija/soznanie-i-mozg/

Мозг и сознание

Определение 1

Сознание человека — это по существу бесконечная смена получаемых в процессе жизнедеятельности впечатлений, воспоминаний и мыслей.

Мозг является органом сознания, а сознание в свою очередь является одной из функций мозга.

Развитие функций сознания теснейшим образом связано с развитием мозга человека, который в свою очередь получил мощнейший толчок в развития в процессе развития трудовой деятельности человека и развитием речи и слова в процессе социального прогресса.

Глобальный характер изменений, произошедших с человеком в процессе перехода к трудовой деятельности, адаптация к все более усложняющемуся ее характеру привели к тому, что над проекционными зонами, которые были непосредственно связаны с периферическими сенсорными и моторными аппаратами, развились богатые ассоциативными волокнами зоны, послужившие основой для более сложных синтезов.

В связи с тем, что у человека основным органом сознательной деятельности выступает кора головного мозга, факт о наличии взаимосвязи между сознанием и мозгом опирается на ответ на вопрос о наличии взаимоотношений между психикой человека и корой больших полушарий головного мозга.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Исследователи отмечают тот факт, что чем сложнее организация мозга, тем более высокий уровень развития сознания. Связь, существующая между мозгом и сознанием, характеризуется прежде всего тем, что уровень сложности организации мозга определяет уровень развития отражательно-конструктивной способности сознания.

Многочисленными исследованиями доказано, что мозг современного человека, который был сформирован в процессе длительной биосоциальной эволюции, является уникальным сложноорганизованным органом. Ярким подтверждением данного утверждения является процесс формирования сознания у человека в онтогенезе: развитие мозга ребенка в процессе его роста и развития обуславливает и соответствующее развитие сознания, а старение мозга пожилого человека способствует угасанию основных функций сознания.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Хитон что это такое

Замечание 1

В случае нарушения или разрушения структуры организации материи мозга подвергаются разрушению и основные структуры сознания человека.

Связь сознания с процессами, протекающими в коре головного мозга

Мозг, который в процессе своего функционирования запускает сложные биохимические физиологические и нервные процессы, является материальным воплощением сознания, которое в свою очередь напрямую связано с протекающими в коре головного мозга процессами. Рассмотрим эту связь более подробно:

  • процесс сознания это высшая форма отражения мира человеком, и оно тесно связно со способностью человека к членораздельной речи, логическим обобщениям, абстракции. Как уже отмечалось выше данные процессы могут быть присущи только человеку;
  • основным источником и способом существования сознания является знание;
  • источником развития сознания является трудовая деятельность;
  • сознание формируется при непосредственном участии речи;
  • сознание является основной функцией мозга;
  • сознание является многокомпонентным процессом, но в итоге составляет единое целое;
  • сознание имеет активный характер и способно воздействовать на окружающую действительность.

Роль полушарий мозга в развитии сознания человека

Левое и правое полушария играют различную роль в восприятии и формировании образа.

В процессе деятельности правое полушарие работает с высокой скоростью, осуществляет функции по опознанию, сличению воспринимаемых образов с имеющимися в памяти человека эталонами на основе вычленения в воспринимаемом объекте или явлении схожих значимых признаков.

Для левого полушария характерен аналитический подход к процессу формирования того или иного образа. Данный подход связан с последовательным разбором каждого из воспринимаемых элементов по определенной программе исследования.

Однако, необходимо отметить, что в случае изолированной работы левого полушария, оно потеряет способность к интеграции воспринимаемых элементов в целостный образ предмета или явления.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что любой психологический процесс сопровождается деятельностью обоих полушарий головного мозга человека. Каждая сенсорная модальность имеет свой уровень сознания. Ощущения с каждого уровня приходят в когнитивную систему, но мы их не сознаем, пока не направим свое внимание на них.

В соответствии с этим можно сказать, что мозг человек на современном этапе развития является сложноорганизованным органом. Нормальное функционирование психики человека невозможно вне нормально функционирующей деятельности мозга. Деятельность сознания также имеет теснейшую связь с психическим процессом внимания, в связи с тем, что человек осознает и анализирует именно то, что обращает на себя внимание и заставляет удерживать воспринимаемое явление или предмет в поле зрения.

На протяжении всей жизнедеятельности человека он находится в процессе приобретения знаний об окружающей его действительности и о самом себе. Основой знаний в данной ситуации являются процессы памяти, мышления и внимания. Здесь явно прослеживается их связь с сознанием человека, потому что именно знания, получаемые человеком и перерабатываемые с помощью данных психических процессов, являются источником для развития сознания человека.

Процесс развития человека и формирования его как гармонично развитой личности проходит под постоянным контролем самосознания, которое является обязательным условием постоянного самосовершенствования личности.

Замечание 2

Сознание является основной функцией мозга и уровень его развития находится в прямой зависимости от степени организации деятельности головного мозга человека. Чем выше уровень развития мозга, тем более высокий уровень развития имеет и сознание. Таким образом теснейшая связь сознания и мозга неоспорима и исследования в данной области по-прежнему являются актуальными.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/soznanie/mozg_i_soznanie/

Урок 2: Сознание человека — 100urokov.ru

Что такое сознание – с древних времен мыслители и врачеватели пытались понять его как феномен, имеет ли оно отношение к душе или это и есть сама душа? Умирает ли сознание вместе с человеком? На многие вопросы и сегодня нет ответов, но о сознании можно сказать, что без него нет человека мыслящего.

Что такое сознание?

Изучением сознания занимается философия, психология и другие науки, предметом исследования которых является искусственный интеллект. В широком смысле сознание воспринимается как форма любого психологического отражения. В узком смысле сознание определяется как восприятие того, что поступает в мозг человека. Из этого понятия следует вывод, что сознание свойственно только людям.

Хотя ученые прилагают все силы на изучение этой психологической особенности человека, до конца ее форму и источник развития понять невозможно. Поэтому компьютерам и роботам не удается достичь сознательных действий. Исследователи могут узнать схему работы новейшего компьютера, однако между ним и работой человеческого мозга существует ряд отличий.

На практике сознание представляет собой совокупность чувственных и умственных образов, которые и являются предметом глубоких размышлений. Ученые считают, что подобные психологические процессы происходят в мозге некоторых развитых животных: лошадей, дельфинов, собак, обезьян и других.

Однако наличие данного психологического процесса еще не указывает на осознанность и способность к восприятию. Механизм протекания процесса и результат переработки информации – это главное свойство, присущее только человеку.

Учитывая индивидуальность и сложность формирования сознания, его начинают причислять к феномену, хранящего много тайн и непонятных человеку особенностей.

Свойства

Перцепция — что это в психологии, определение

У данного механизма выделяют ряд важных характеристик. С их помощью можно выделить особенности сознания. Например, уровень ясности отображает то, насколько индивид понимает увиденные объекты.

Активность

Когда человек отражает окружающую действительность, то он не является пассивным участником. Он активно взаимодействует с окружающей средой.

Важно! Это позволяет ему выделять основные приоритеты в деятельности и поведении.

Есть еще одно свойство – это рефлексивность. Благодаря нему, индивид может обращать взгляд внутрь себя и заниматься самопознанием. Это дает ему возможность накапливать сведения о своих качествах, состояниях и анализировать, сравнивать все.

Интенциональность

Сознание всегда направлено на что-то или кого-то. Благодаря этому свойству, человек может определять субъект и объект внимания. В итоге он получает возможность выбирать приоритетные цели и достигать их.

Главные характеристики сознания

Активно. Эта характеристика относится ко многим животным, однако отличительной чертой человека является способность психологически отражать действительность, воспринимать окружающий мир не пассивно и равнодушно, а по степени значимости. Такая дифференциация происходит осознанно, но без вмешательства человека в психологические процессы мозга.

Интенционально. Это свойство означает «стремление», «направленность». Характеристика сознания выражается в желании человека реализовать цель, появившуюся в результате осознанного мышления или же бессознательного намерения. В буквальном смысле «интенция» подразумевает влечение человека к осуществлению поставленной задачи без непосредственного вмешательства.

Наличие главных характеристик сознания вырабатывает такие свойства:

Психологическое отражение за счет использования чувств и познавательных процессов человека (память, мышление, ощущение, воображение, восприятие). При нарушении одного из процессов происходит и нарушение сознательных поступков. Самооценка и рефлексия. Человек способен наблюдать за самим собой, контролировать эмоции, мысли и поступки. Благодаря этому зарождаются идеалы и ценности человека.

Хорошо отражает эту характеристику высказывание Гегеля. Он сказал, что, хотя человек – это животное, он это осознает, а значит уже не является животным. Способность давать здравую оценку. Это свойство ярко проявляется в нравственных чувствах и суждениях, моральных качествах и жизненных ценностях. Постановка цели.

Человек способен на основе осознанной деятельности принимать решения, строить планы, мотивировать себя, вносить некоторые коррективы.

Примечательно, что вся поступаемая в мозг информация перерабатывается и осознается человеком. Поначалу человек прилагает активные действия на оценивание произошедшей ситуации, а затем происходит автоматизация процессов.

Мнение философов

Воображение — что это в психологии, определение

Не только в психологии рассматривается природа индивида. Мыслители с давних времен пытались разгадывать сущность людей. В дуализме считалось, что сознание – это дух, и оно бессмертно, дополняет материю (тело).

Дж. Беркли считал сознание первичным, а все объекты материального мира не существующими вне восприятия. У Ф. Энгельса было немного иное мнение: сознание присуще только людям, и оно отражает окружающий мир.

В философии тоже нет единого мнения о значении термина

Источник: https://cosmeton.ru/karera/soznanie-cheloveka.html

Краткий взгляд в философии на сознание и мозг — Психологическая помощь

11.07.2019

В данной статье определены понятия сознание, подсознание и существо для любых биологических и небиологических объектов.

Рассмотрены вопросы применения этих понятий по отношению к компьютерным системам. Предложены варианты подходов к проведению объективных измерений сознаний различных объектов.

Предложен вариант определения момента метаморфозы сознательного объекта в существо или в сущность.

Ключевые слова и фразы: Сознание; Подсознание; Осознание; Сверхсознание; Осознанность; Человек; Люди; Человечество; Познание; Проявление; Систематизация; Носитель информации; Тело; Плоть; Организм; Существо; Сущность;  Эволюция; Деятельность; Жизненный цикл; Искусственный интеллект; Компьютер; Компьютерная программа; Операционная система; Программа; Алгоритм; Программное обеспечение; Данные; Информация; Семантика; Понимание естественного языка; Алфавит; Азбука; Слово; Предложение; Язык; Понятие;  Мысль; Мышление;

1. Введение

На протяжении всей истории «современного» человечества и до наших дней продолжаются споры и дискуссии о том, что же собой представляют такие понятия как сознание, подсознание, существо. Эти споры достигли своего апогея в наши дни.

Научными центрами интенсивно разрабатываются различные системы (устройства, роботы, механизмы), которые обладают, как утверждают их создатели, искусственным интеллектом.

Поэтому сейчас, как никогда ранее, возникла необходимость принять единую терминологию и связанный с ней понятийный аппарат, применение которых в рамках различных направлений научных исследований (искусственный интеллект, робототехника, биокибернетика, компьютерные системы) позволит современным исследователям получить «общий язык» для общения и, соответственно, будет способствовать развитию технологий, полезных для человечества.

С моей точки зрения, будущее современного человечества напрямую зависит от ответов на вопросы — «Что такое сознание и подсознание?», “Что такое существо?”

Эта работа и посвящена поиску ответов на эти вопросы.

2. Описание проблемы

«Существует концептуальный провал между наукой, требующей объективных измерений и соответствующих выводов, и сознанием, являющимся синонимом субъективного опыта.

Понятно, что мы не можем задать существу вопрос: «У тебя есть сознание?» Если же мы заглянем в его «голову» (биологическую или какую-то другую), нам нужно будет принять философское решение: что же именно мы там ищем? Таким образом, вопрос о наличии сознания у того или иного существа не является научным. По этой причине некоторые наблюдатели переходят к вопросу, есть ли вообще у сознания какое-либо реальное основание?» [1]

  • «Регулярно возникает идея связать сознание с каким-то измеряемым физическим параметром.» [1]
  • «Британский психолог и писатель Стюарт Сазерленд в «Международном словаре по психологии» пишет следующее: «Сознание — удивительный, но неуловимый феномен; невозможно сказать, что это такое, в чем его функция или почему оно появилось». [1]
  • Рэй Курцвейл (Ray Kurzweil)

3.  Происхождение основных терминов

  1. «Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме.» [3]
  2. «Если вы что-то не можете объяснить 6-ти летнему ребёнку, вы сами этого не понимаете.

    » [3] Альберт Эйнштейн (Albert Einstein)

  3. У древних славян существовало слово , которое обозначало «Я знаю» [4]
  4. Это слово послужило корнем для многих иных слов, построенных на его основе, таких как:
  • ВЕДАТЬ — знать, иметь сведения о ком-либо, о чём-либо;
  • Alternative form: вѣ́дать (vě́datʹ) (archaic Russian).
  • Pronunciation (International Phonetic Alphabet): [ˈvʲedətʲ]
  • Etymology: from Proto-Slavic *věděti, from Proto-Indo-European *wóyde (“to know”), perfect of *weyd- (“to see, to know”).
  • ВЕДЕНИЕ знание [5]
  • ВЕДОМО – известно, знаемо;
  • ВЕДУН – осведомленный, знающий, хорошо-информированный;
  • ВЕДУНЬЯ – осведомленная, знающая, хорошо-информированная;
  • ВЕДОМОСТЬ – новая информация, новое сведение, новое знание;
  • ВЕДОМОСТИ– газета [5].

Соответственно, вся систематизированная познающим информация называлась СВЕДЕНИЯМИ (С-ВЕДЕНИЯМИ), т.е. информацией о чём-либо.

С течением времени слово ВЕДАТЬ было заменено в обиходной речи словом ЗНАТЬ, так как эти слова считали синонимами, и термин С-ВЕДЕНИЯ превратился в термин СО-ЗНАНИЕ.

4. Сознание

  1. Историческая подмена слова сведения словом сознание не изменила сути данного понятия:
  2. СОЗНАНИЕ – это не свойство объекта и не процесс, происходящий внутри объекта, это информация, которая систематизирована им.
  3. СОЗНАНИЕ (СО-ЗНАНИЕ, С-ВЕДЕНИЯ) — знание (сведения) о Мире (в наиболее широком смысле), систематизированное (обобщённое, осознанное) субъектом в результате осуществления им познавательного процесса.

    [10]

  4. Рэй Курцвейл (Ray Kurzweil) указал, что «мы склонны приравнивать сознание к событийной памяти.

    » [1]

  5. ПРОЯВЛЕНИЕ – часть познавательного процесса, при котором состояния любых участков пространства первоначально воспринимаются субъектом в виде его ощущений, а затем отображаются им в виде объектов, процессов и явлений.
  6. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ – мыслительная деятельность субъекта, в процессе которой информация о познаваемых объектах, процессах и явлениях организуется им в определённую систему на основе выбранного принципа.

ПОЗНАНИЕ – процесс систематизации (обобщения) субъектом проявленной информации о Мире (в наиболее широком смысле) в приемлемой для него форме и формирование на этой основе своей субъективной модели Мира, т.е. своего сознания. [10]

Именно поэтому можно утверждать, что каждый субъект обладает своим уникальным сознанием.

Сознанием обладают и вирусы, и бактерии, и люди, и растения, и животные, и планеты, и солнечные системы, и галактики Все они познают «свои» Миры при помощи своих «языков».

Конечно же, их сознания отличаются друг от друга по своему «объёму», который теоретически, можно измерить в конкретных единицах количества информации.

У меня нет сомнения, что человечество вынуждено будет разработать такие единицы измерения в ближайшем будущем.

«Моё собственное мнение, которое, возможно, совпадает с неким течением в рамках панпротопсихизма, заключается в том, что сознание — это свойство, возникающее на уровне сложных физических систем. С этой точки зрения собака тоже обладает сознанием, хотя и меньшим, чем человек.

И у муравья есть некий уровень сознания, но гораздо более низкий, чем у собаки. С другой стороны, можно считать, что колония муравьёв обладает более высоким уровнем сознания, чем один муравей: большая группа муравьёв, безусловно, более разумна, чем один муравей.

Так мы приходим к выводу, что компьютер, успешно моделирующий сложный человеческий разум, должен обладать таким же сознанием, что и сам человек.» [1]

Рэй Курцвейл (Ray Kurzweil)

Многие объекты, как правило, созданные людьми, сознанием не обладают:

  • Деревянный стол, пластиковые стулья, бумажные обои на стене комнаты, деревянные двери и т.д. не познают Мир с нашей точки зрения и, соответственно, никаким сознанием не обладают;
  • Аппаратная часть только что собранного людьми компьютера или только что собранный робот-автомат, как правило, также никаким сознанием не обладают;

Однако, если вернуться к древнеславянскому «ведать», любые устройства, в которые компьютеры входят в качестве модулей обладают «сознанием», т.к.:

  • Компьютер (аппаратная часть с установленной на него операционной системой), выполняющий задачу, заданную ему его пользователем, уже обладает сознанием, так как в рамках выполнения данной задачи уже систематизирует информацию на основе заложенных в него его пользователем алгоритмов;

Источник: https://lugovskayashkola.ru/sindromy/kratkij-vzglyad-v-filosofii-na-soznanie-i-mozg.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Как стать добрым человеком

Закрыть