Как жили женщины на руси

Каких девушек на Руси не звали под венец

как жили женщины на руси

Смотрины невесты на Руси перед свадьбой были обязательны. Именно на них выясняли, годится ли девушка в жёны и есть ли у неё ценное приданое.

Фактрум рассказывает, почему под венец на Руси не вели тех или иных девушек и женщин.

Наши предки уделяли большое внимание внешнему виду невесты. Если она была слишком худа, имела бледный цвет лица или, наоборот, нездоровый румянец, то брак был невозможен. Тем более, что обычно такие внешние признаки могли указывать на невозможность выносить и родить ребёнка или на наличие каких-то болезней, например, чахотки.

Девушки с какими-либо увечьями, к примеру, с хромотой или крупными родинками и родимыми пятнами на видных местах, часто не могли найти себе жениха. Свадьбу с ними могли сыграть только в случае, если родители собрали большое приданое.

После заключения брака на Руси жена обязана была много трудиться по хозяйству. Считалось, что худенькие девицы на такое не способны, поэтому в жёны чаще брали дородных, крепко сбитых девушек. Кроме того, худая девушка, как правило, была из небогатой семьи — значит, за ней не могли дать большого приданого.

Наличие приданого

Во время ритуала сватовства на Руси сваты внимательно осматривали приданое невесты. Если оно было скудным, то сваты просто уходили из дома потенциальной невесты. В некоторых случаях родители девушки могли всё-таки договориться со свахой, но такое случалось очень редко. А у невест-бесприданниц шанса выйти замуж и вовсе не было.

«Смотрины невесты». Григорий Мясоедов

На Руси девушки выходили замуж примерно в 12 лет. Если же девушке исполнялось 18, а она ещё не была замужем, то она считалась «перестарком». А одинокие женщины, так и не вступившие в брак до самой старости, назывались «вековушами». Они не пользовались уважением среди односельчан, поскольку те считали таких женщин порченными.

В дохристианскую эпоху на Руси хранить девственность до брака было необязательно. Наоборот, считалось, что если девушка уже лишилась её и имеет ребёнка, то она сможет стать хорошей женой и матерью. Но после прихода на Русь христианства всё изменилось. «Порченную» девушку осуждали, а если та всё-таки умудрялась выйти замуж, и её секрет был раскрыт, то брак считался недействительным.

Характер как препятствие к свадьбе

Женщины на Руси должны были быть кроткими, спокойными и послушными. Если девица позволяла себе вольнодумные высказывания или была слишком остра на язык, то брак с ней заключали неохотно. Такая жена перечила бы мужу и неохотно слушалась бы его, за что заслуживала бы наказания.

Не очень уважали и слишком переборчивых и своенравных девиц. Если девушка долго выбирала себе жениха, рассматривая нескольких кандидатов, то сваты начинали думать, что она будет гулящей, и отзывали своё предложение о свадьбе.

Межсословные браки, безусловно, заключались, но на таких мужа и жену смотрели косо. Если деревенская девушка выходила замуж за представителя более высокого сословия, то её не принимало общество, и она становилась изгоем.

Кроме того, такие девушки считались своего рода наложницами — «меньшицами». На Руси мужчины в некоторых деревнях могли брать себе вторую жену, и часто ими становились симпатичные холопки или крестьянки.

«Смотрины». Николай Неврев.

Жена должна быть образованной

До прихода к власти Петра I большого внимания образованию женщин не уделялось. Но в начале XVIII века царь издал указ, согласно которому и юноша, и девица, собирающиеся пожениться, должны были мало-мальски знать грамоту и хотя бы уметь писать и читать. Если же люди были необразованными, то им предписывалось не заключать брак.

Источник: https://www.factroom.ru/rossiya/kakih-devushek-na-rusi-ne-zvali-pod-venec

Какие женщины на Руси всегда оставался в девках

как жили женщины на руси

Принято считать, что в прошлом замуж было выйти гораздо проще, чем в наши дни. Однако и в давние времена на Руси были незамужние женщины. В брак они не вступали по самым разным причинам.

Кого не брали замуж

Девушку могли не взять замуж, если она была чересчур худа и имела нездоровый цвет лица. Худоба могла помешать выносить и родить ребенка, кроме того, болезненная внешность могла указывать на скрытые недуги вроде чахотки (туберкулеза).

Нелегко было выйти замуж и девушке с каким-нибудь увечьем – например, хромой или одноглазой, с отметинами на теле в виде крупных родинок, с болячками, которые могли указывать на кожную болезнь. В этом случае ее могли взять замуж, только если родители давали за ней очень хорошее приданое.

По некоторым источникам, в языческой Руси девственность не являлась обязательным условием для брака. Однако с приходом христианства отношение к этому изменилось. Если о девушке было известно, что она «гуляла» до свадьбы, она не считалась желанной невестой. Если же отсутствие девственности обнаруживалось уже после свадьбы, муж даже мог выгнать ее из дому, а брак признавался недействительным.

В христианскую эпоху родить ребенка вне церковного брака стало позором. Замуж такие женщины выходили крайне редко. Они не пользовались уважением в обществе, и к их детям тоже относились с презрением.

«Перестарки»

В старину замуж выходили с 12 до 18 лет. Если же девушке уже больше 18, а она до сих пор была не замужем, сваты обходили её стороной. Считали, что раз не вышла замуж до 18, значит, с ней что-то не так, называли «перестарком».

Нередко причиной того, что потенциальная невеста «засиделась» в девках, являлся ее неуживчивый характер – слишком бойка, остра на язык, значит, будет перечить и мужу.

Избегали также чересчур своенравных и разборчивых. В 1562 году княгиня Марфа Мезенцова решила выдать замуж свою внучку – княжну Авдотью. Однако после того как потенциальный жених был ей представлен, Авдотья заявила, что замуж за него не пойдет. Бабушке пришлось продать две деревни, чтобы уплатить жениху огромные «отступные» — 500 рублей.

«Остаться незамужней для девицы старой Руси было худшим несчастьем, какое только можно вообразить, — пишет Скворцова в работе “Условия вступления в брак в Древней Руси”. — Народ придумал даже едкое словцо для засидевшихся в девках – “вековуша” Да и ряд русских народных присловий говорит о том, что оказаться в старых девах было очень позорно и недопустимо. Чего стоит такая пословица – “Жизнь без мужа — поганая лужа!”»

Бесприданницы

За невестой полагалось обязательно давать приданое. «В первую очередь это подушки, одеяла, полотенца – все это она должна была изготовить своими руками, — рассказывает заместитель директора Государственного республиканского центра русского фольклора Екатерина Дорохова. — Она должна была большое количество подарков подарить всем своим будущим родственникам. И вот эти подарки были, в общем, регламентированы». Поэтому девушка из бедной семьи имела мало шансов вступить в брак.

«Родители девиц старались собрать приданое вопреки всем обстоятельствам, — сообщает Скворцова. — Дело даже доходило до того, что писали челобитные великим князьям с просьбами выдать пособия для выданья девушки замуж».

Принадлежность к низшему сословию

На Руси могли существовать любовные отношения между мужчинами и женщинами разных сословий. Но межсословные браки не приветствовались.

«Препятствием для вступления в брак были классовые и социальные различия: крестьянка или холопка в лучшем случае считалась “меньшицей”, то есть второй женой, наложницей, с которой феодал “поялся черес закон”, то есть соединился вопреки церковным установлениям», — пишет Байдин в работе «Женщина в Древней Руси».

Необразованность дворянства

Не зря в дореволюционной России барышень из хороших семей старались хотя бы по минимуму обучить различным наукам. Ещё в начале XVIII века Пётр I издал указ о том, что каждый, кто вступает в брак, и «мужскаго полу, и женскаго», должен получать хотя бы мало-мальское образование. От девушек требовалось хотя бы немного знать грамоту. Тех, кто не умел подписывать свою фамилию, по указу предписывалось «замуж итит[ь] не допускать».

Желание служить Богу

Уход из мира был довольно распространенным явлением на Руси. Часто в монастырь женщин и девушек отправляли в наказание за что-нибудь – обитель служила аналогом тюрьмы. В монахини были насильно пострижены первая жена великого князя Василия III Соломония Сабурова, сестра Петра I царевна Софья, его первая супруга Евдокия Лопухина. Но нередко женщины сами решали посвятить себя Богу.

Часто в монастырь уходили вдовы богатых и знатных людей, княгини и боярыни. Однако среди добровольно отказавшихся от мирской жизни были и незамужние особы. «Наравне с супружеским и вдовьим подвигом, — пишет Байдин, — существовал и подвиг девства — уход в монастырь. Яркий пример такого иноческого пути являет собой преподобная Евфросиния Полоцкая, которая “славу временную и земного обручника, оставив и все мирское презрев, краснейшему паче всех Христу себя уневестила”».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое сердечно сосудистые заболевания

Источник: https://cyrillitsa.ru/history/55350-kakie-zhenshhiny-na-rusi-vsegda-ostavals.html

Мы привыкли употреблять слово «баба» по отношению к немолодым и часто не слишком привлекательным женщинам. Однако у наших предков это определение имело несколько иной смысл.

В Древней Руси и мужчин, и женщин разделяли согласно занимаемому ими статусу в обществе. При этом имели значение возраст, семейное положение человека, наличие или отсутствие детей.

Интересно узнать, кого на Руси могли назвать «бабой», «молодкой», «молодухой» и почему.

До и после вступления в брак

Молодых девушек, не вступивших в брак, называли «девками» или «девицами». Они могли распускать и показывать свои волосы, а также и заплетать их в косу, надевать множество украшений, покрывать голову было необязательно.

Женщина, выданная замуж, должна была прятать свои волосы под платком. Всю красоту ей следовало хранить для ее супруга. Ее общественный статус при этом повышался, ведь теперь у нее появлялись новые функции — рожать и воспитывать детей, быть хозяйкой дома. Ценность замужней женщины определялась как раз способностью быть продолжательницей рода.

Бабы и молодки

Девица на выданье на Руси была сравнима с васильком. Эти цветы прекрасны, но никакой пользы не несут.

Молодая женщина, выданная замуж, была как спелая пшеница — несла плодородие всему роду. Рождение детей поднимало женщину на самый высокий уровень в обществе. Молодых мам уважительно называли «молодками» или «бабами». Это зависело от того, ребенок какого пола родился. Если мальчика, то его мама становилась «молодкой» или «молодухой», если девочку — то «бабой».

Семье нужны были рабочие руки, а потому молодухи пользовались уважением. Подрастая, сын помогал отцу обрабатывать землю, ухаживать за лошадьми и выполнять другую тяжелую работу.

Отношение к бабам

«Бабы», то есть матери девочек, были в еще большем почете у общества. Никакой негативной оценки слово не несло. В праславянском языке «ба» означало жизнь. Мать, родившая в этот мир дочь, становилась «вратами жизни», ведь через нее приходила в мир продолжательница рода. Так происходила преемственность поколений.

Про родившую говорили, что она «обабилась». В наши дни это слово окрашено негативно и употребляется по отношению к женщинам, которые располнели после родов и перестали за собой следить.

Но наши древние предки наоборот уважали «обабившихся» женщин, поскольку это были матери, несущие в наш мир новую жизнь. Конечно, определение «баба» косвенно указывало на возраст, ведь назвать так молодую девушку никто не мог.

Слово «ба-ба» подразумевало удвоение женского начала. Ведь мать рожала дочь, которая в будущем должна была сама принести в мир новую жизнь.

Женщину-мать в возрасте почтительно называли «бабушкой». Это слово относилось к основательнице рода, подарившей миру много детей, а через них — и внуков.

Так что и «молодки», и «бабы» на Руси были чрезвычайно уважаемы, поскольку именно они давали жизнь новым поколениям и обеспечивали продолжение рода.

К сожалению, в наши дни первоначальный смысл многих определений был утрачен. И сегодня слово «баба» употребляется скорее как оскорбление, а «молодух» и вовсе не стало, ведь людям даже не приходит в голову уважать женщину только потому, что она родила мальчика.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник: https://www.syl.ru/post/society/78694

Женские образы в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

как жили женщины на руси

Редкое художественное произведение обходится без женских персонажей. Матери, сестры, дочери и любимые чаще не просто дополняют характеристику мужчин. Они являются показателем настоящих, истинных чувств людей.

Женские образы в поэме «Кому на Руси жить хорошо» помогают понять, как жили русские крестьянки описываемой эпохи. Эпиграфом к описанию женщин можно взять слова одной из основных героинь поэмы Матрены: «Не дело между бабами счастливого искать».

Глава «Сельская ярмонка»

Странники ищут счастливых на ярмарке. Некрасов описывает женщин, пришедших на торговую площадь себя показать и купить то, что нужно в хозяйстве. Красные, яркие по цвету платья, косы с атласными лентами.

Особая походка русских красавиц – Умеют крестьянки одеться как в столицах. Они вставляют вниз тканей (подолы) обручи и расширяют свои юбки. Посмеивается над одеждами автор: «вольно же, новомодницы, Вам снасти рыболовные под юбками носить!».

Но в то же время радуется за них. Они выглядят красивее злющих старообрядок.

Глава «Пьяная ночь»

Ходоки идут прочь от сельской ярмарки. И здесь им встречаются женщины:

  • Оленушка. Наелась на возу пряников и, как блоха проворная, спрыгнула и исчезла, не дав мужику себя погладить.
  • Парашенька. Женщина мечтает попасть в Питер в услужение к чиновникам. Мужики предупреждают, что работать придется днем кухаркою, ночью – сударкою.
  • Дарьюшка. Старая баба мечтает о любви и ласке. Она становится худой от непосильного труда. Женщина вертится как веретено. Но что ждет ее – только пузо, хмель и слезы.
  • Безымянная баба. Она ссорится с подругой, которая отправляет ее домой. Тошно женщине просто от этой мысли. Что ее так тревожит? Дома у нее хуже, чем на каторге: старший зять бьет так, что сломал ребро, средний украл полтинник, спрятанный в клубок. Страшнее всех обещания младшего зятя. Он пугает ножом и смертью.
  • Жена Якима. Во время пожара спасает иконы.
  • Молодушка. Слушая веселую песню, женщина плачет. Она живет как день без солнца, ночь без месяца. Жизнь свою сравнивает с конем, привязанным к столбу, с ласточкой, потерявшей крылья. Ревнивый старый муж даже пьяный и сонный сторожит молодушку. Попыталась она спрыгнуть с телеги, да муж схватил ее за девичью косу.
  • Глава «Счастливые»

    Странники решили искать счастливого, «кликнув клич», чтобы шли к ним люди и доказывали свою волю за чарку водки. Среди охотников отведать вина есть и женские персонажи. «Старая старуха» увидела счастье в урожае. У нее на маленькой грядке уродилась репа, как в сказке вкусная и крупная. Не дали странники водки за такое счастье.

    Глава «Крестьянка»

    Автор вводит рассказ о судьбе русской женщины отдельной главой. Он понимает, отдельные персонажи не дадут обобщенного понимания, не позволят читателю увидеть судьбу женщины. Матрена Корчагина – красивая русская крестьянка. Описание близко к сказкам: большие выразительные глаза, богатейшие ресницы, смуглая кожа и суровый характер. Кажется, что это «богатырша» или жена богатыря.

    На самом деле, читатель понимает, в поэме просто женщина, такая, каких множество на Руси. Автор представляет ее судьбу подробно. Но, если внимательно посмотреть сюжет, подробностей больше о начале жизни, затем однообразие убирает из памяти целые годы. Из чего состоит жизнь женщины: труд, рождение детей, снова труд. Матери страдают, терпят и молчат. Их обижают в семьях мужей, унижают богатые хозяева.

    Когда женщина бывает счастливой? По мнению Матрены, в доме добрых родителей, рядом с детьми. Судьба крестьянок настолько тяжела, что в ней нет места счастью. Обобщение судьбы пугает: голод, болезни, похороны детей, обиды и унижения. Но в чем же сила характера русской женщины? Она выдерживает все тяготы, не ропщет, не теряет стремления к воле. Вокруг все считают ее счастливой, потому что сами потеряли то, что сохранила Матрена.

    Они сломались, сдались и просто ждут очередных ударов. Корчагина сопротивляется, храбро борется за детей и мужа. Страдает за близких, не боится тяжелой работы.

    Притча о женском счастье

    Удивителен подход автора к женской теме. Если многие другие темы Некрасов вводит, как рассказы в поэме, лирические отступления, то здесь появляется притча. Религиозность темы поражает. Женское счастье не зависит даже от Бога. Сложно найти то, что потерял сам Всевышний.

    Много веков ищут ключи от женского счастья, но поиски не приводят к успеху. Автор перечисляет тех, кто ищет: «отцы-пустынножители, их жены непорочные, книжники-начетчики, господни ратники». Счастье искали по всему божьему миру, в подземельях и горах, но нашлись другие ключи — от рабства.

    Сглотнула рыбина и ушла в неизвестное море, гуляет себе там и не думает делиться добычей.

    Доля русской женщины самая тяжелая. Именно поэтому Некрасов так много строк посвятил ей. Автор верит, крестьянка сохранит свою внешнюю красоту и внутреннюю силу. Она найдет выход из сложных ситуаций, поможет своим детям и станет для России опорой и крепостью.

    Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1476-zhenskie-obrazy-v-poeme-komu-na-rusi-zhit-horosho.html

    Домострой: нормы семейной жизни на Руси

    ✅Несколько столетий на Руси правила мирской, семейной и духовной жизни регулировал Домострой — сборник наставлений. В нем содержались советы по хозяйству, воспитанию дочерей и сыновей, поведению дома и в гостях. Читайте, как должна была вести себя добрая жена, справедливый муж и вежливые дети.

    ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как наказывает бог за измену

    Рукописный свод житейских законов появился еще в конце XV века в Новгороде, он был популярен в домах новгородской знати. В его основу легли старинные сборники подобных поучений, например «Измарагд» и «Златоуст».

    В разных редакциях свод законов постепенно обогащался новыми рекомендациями и советами, со временем в него вошли правила семейной жизни. В XVI веке московский церковный деятель, духовник и сподвижник Ивана Грозного протопоп Сильвестр собрал все воедино. Новую книгу Домострой он поделил на три части.

    В первой говорилось, как молиться и вести себя в церкви, во второй — как чтить царя, в третьей — как жить в семье и вести хозяйство.

    Как жили семьи на Руси

    Читали Домострой многие: князья и бояре, купцы и небогатые грамотные горожане. В основе поучений лежали христианские ценности: помогать нуждающимся, больным и голодным, не хвалиться своими добрыми поступками перед другими, прощать обиды.

    Практические советы касались разных сфер жизни: как вести себя в гостях, как солить грибы, ухаживать за скотиной, ремонтировать сани и домашнюю утварь.

    В тексте упоминался даже этикет деловых отношений — как закупать продукты и расплачиваться с лавочниками.

    Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

    Домострой XVI века стал одной из первых книг, посвященных быту, хотя и включал в себя религиозный раздел. Он выдержал множество переизданий и еще три столетия спустя регламентировал жизнь старообрядцев, городских купцов и зажиточных крестьян.

    Это памятник неоценимого значения для нашей истории это цвет и плод искони вечных нравственных и хозяйственных уставов нашего быта. Домострой и есть зерцало, в котором мы наглядно можем изучать и раскрывать все, так сказать, подземные силы нашей исторической жизни.

    Иван Забелин, из книги «‎‎Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях»

    Семья: строгая иерархия и подчинение старшим

    В средневековой Руси преобладали традиционные представления о ценностях. Христианская модель брака подразумевала большую семью со множеством детей и патриархальным укладом жизни. Людей, которые остались одинокими до зрелого возраста, считали неполноценными, сознательный отказ от брака рассматривали как уклонение от воли Божьей. В нравоучительных текстах даже осуждали тех, кто оставлял своих близких, чтобы уйти в монастырь.

    По Домострою семья представляла собой единый организм: муж-добытчик работал и приносил пропитание, жена вела хозяйство, дети беспрекословно подчинялись родителям, даже когда вырастали.

    Домострой четко обозначал иерархию и отношения между членами семьи. Это снижало вероятность ссор и конфликтов: каждый знал свое место и обязанности.

    Обычным средством воспитания были телесные наказания, хотя бить палками или розгами советовали в крайних случаях — если беседы не подействовали.

    Правила поведения касались всех домочадцев, в том числе слуг и людей, которые жили на иждивении хозяев. Прислугу также следовало воспитывать и наказывать. Причем не только хозяину-супругу, но и его жене:

    Слуг так же, по вине смотря и по делу, учить и наказывать, и раны возлагать, наказав, пожаловать А за всякую вину по уху, и по глазам не бить, ни кулаком под сердце, ни пинком, ни посохом не колотить, ничем железным и деревянным не бить. Кто так бьет, многие беды от того случаются: слепота и глухота, и руку, и ногу, и перст вывихнет, и голова болит, и зубная болезнь, а у беременных жен и детей в утробе повреждение бывает

    За хорошую службу слуг предписывалось хвалить, причем прилюдно. Хозяйка должна была показывать пример, заступаться и не вести с прислугой «пустые, пересмешливые, бессмысленные, срамные речи». Также нужно было строго следить, чтобы прислуга не сплетничала и не рассказывала чужим о домашних делах.

    Жена: «Богу и мужу угодить»

    На Руси принято было заключать браки по договоренности. Спутника жизни выбирали родственники, и часто речь о взаимной любви между будущими супругами не шла. Только женихи в возрасте могли выбирать себе невесту и самостоятельно вести переговоры о будущей свадьбе. Браки расторгали в редких случаях, семья считалась ценностью, которую следует оберегать всю жизнь.

    Слово «домострой» сегодня ассоциируется прежде всего с патриархальным укладом. Фактически замужняя женщина из народа жила взаперти, занималась лишь домашней работой.

    Нормы Домостроя устанавливали, что жена должна быть «чиста и послушна», выполнять свои обязанности — вести хозяйство и воспитывать детей. Предписывалось быть молчаливой, доброй, трудолюбивой, во всех делах советоваться с мужем.

    При этом супруг как глава дома должен учить и воспитывать не только детей, но и жену, и тогда «все будет споро, и всего будет полно».

    Добрая жена веселит мужа своего, жизнь их проходит в согласии. Добрая, трудолюбивая, молчаливая жена — венец мужу своему. Если обрел муж добрую жену, только блага выносит из дома своего.

    Домострой

    Женщину в книге величали «государыней дома», и главное ее дело — «Богу и мужу угодить». Она контролировала обучение детей, работу слуг, пополнение запасов и распределяла обязанности между членами семьи. Домочадцы, за исключением мужа, обязаны были ей повиноваться и помогать.

    Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

    В книге подробно расписывалось, как вести себя в разных ситуациях и даже о чем можно разговаривать в гостях:

    Гости, коли случатся, или самой где быть, за столом сесть и в лучшее платье переодеться, и беречься жене от пьяного пития. Муж пьян — дурно, а жена пьяна — и в миру непригоже. С гостями беседовать о рукоделии, о домашнем хозяйстве Чего не знаешь, то у добрых жен спрашивать, вежливо и ласково, и кто что укажет, на том низко челом бить.

    Домострой

    Не поощрялось хозяйке быть праздной и подавать слугам плохой пример: все свободное от забот по дому время она должна была проводить за рукоделием. Даже бесцельный разговор считался грехом.

    В Домострое говорилось, что «плохо, если жена блудит, бражничает, клевещет и общается с волхвами». Неправедная «государыня» подрывала дисциплину и подавала слугам плохой пример. В особых случаях жену следовало наказывать, причем не только на словах. «Учить»супругу следовало наедине, а не перед людьми, а после следовало приласкать и пожалеть.

    Дети: «вежливенько стоять и по сторонам не оглядываться»

    Домострой предписывал растить детей в строгости: дети должны быть «всегда упокоены, сыты и одеты, и в теплом дому, и всегда в порядке». Обязанности по воспитанию возлагались и на мать, и на отца. Следить за сыновями и дочерьми следовало, пока они не вступят в брак. Педагогика Домостроя включала несколько аспектов: учение «страху Божию», знанию, вежливости, ремеслу и рукоделию.

    Дети с раннего возраста начинали помогать взрослым, труд был одной из главных христианских добродетелей. Смех и баловство считали грехами, родителям советовали даже не улыбаться во время игр с детьми. В воспитании рекомендовали учитывать особенности ребенка: «По детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию — матери дочерей, отцу сыновей, кто к чему способен, какие кому Бог возможности даст».

    Дети помогали по хозяйству, с семи-восьми лет матери учили дочерей шитью, а отцы сыновей — своему ремеслу, например кузнечному или гончарному ремеслу. Грамота считалась необязательной. Писать и читать ребенка учили, если только планировали отдать его на государственную службу или в духовники.

    Отдельная глава Домостроя посвящалась будущему браку дочерей, родителям советовали заранее собирать в приданое одежду и утварь.

    Подписывайтесь на наш канал VIBER!

    Домострой предписывал обучать детей приличному поведению, или «вежеству». В одной из глав советовали, как держать себя сыну в чужом доме: «в носу пальцем не ковырять, не кашлять, не сморкаться, вежливенько стоять и по сторонам не оглядываться». Ребенку предписывалось лишнего не болтать и не подслушивать — так стремились защитить дом от сплетен и ссор с соседями.

    Ответственность за детей возлагалась на родителей: если дети нагрешили по недосмотру, то мать и отец будут держать ответ в день Страшного суда. Воспитанные дети в старости должны были заботиться о родителях, когда те заболеют или «оскудеют разумом». Нельзя было ругать родителей — иначе перед Богом будешь проклят.

    Кто бьет отца или мать — тот отлучится от церкви и от святынь, пусть умрет он лютою смертью от гражданской казни, ибо сказано: «Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит.

    В главе «Как детей учить и страхом спасать» рекомендовали телесные наказания. Причем бить разрешалось только мальчиков: «казни сына своего от юности его если жезлом бьешь его, не умрет, но здоровее будет». Телесные наказания в Средневековье для мальчиков были распространены не только на Руси: считается, что так будущего воина готовили к тяготам и закаляли его характер. Девочек за провинности предписывалось лишь строго ругать.опубликовано econet.ru.

    Автор Маргарита Ковынева

    ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как простить обиду и отпустить

    Источник: https://econet.ru/articles/domostroy-normy-semeynoy-zhizni-na-rusi

    Как на Руси жён выбирали

    Существует заблуждение о том, что на Руси выбрать супруга было просто. Однако это совсем не так. В былые времена супругу выбирали очень тщательно. Требований было много и соответствовать им могли далеко не все. На данный момент имеется возможность окончательно развеять этот миф.

    Внешность

    Внешность — не главное. Данное выражение не было актуальным в Киевской Руси. Красота в те времена считалась таким же важным фактором, как и состояние здоровья. Если у невесты имелись физические недостатки, к примеру — хромота, косоглазие, родинки и прочие проблемы с кожей, то выйти замуж у нее почти не было шансов.

    В современном мире существуют множество косметических средств, которые помогут скрыть любые изъяны. Однако нашим предкам было не так легко в этом плане. В качестве выхода из этой нелегкой ситуации было наличие приданного.

    Сундук с приданным

    Девочки с ранних лет занимались рукоделием. Они вышивали и вязали различные изделия, которые потом прилагались к ней после свадьбы. Чем больше было сделано подобных изделий, тем привлекательней для женихов была сама невеста. Часто девушки, которые были выходцами из бедных семей, находились под риском того, что они останутся без супруга. В таких случаях родители девочки писали прошения богатым князьям об оказании им материальной помощи.

    В Киевской Руси брачный возраст наступал после достижения 12 лет. Однако, если до данного возраста девушка не нашла себе избранного, она считалась переростком. В деревнях таким давали обидные прозвища. Скорее всего прозвища давались не с целью обидеть девушку. Они выполняли особую задачу. Подобные прозвища были придуманы населением для мотивации девушек найти себе жениха для продолжения собственного рода.

    Беречь невинность

    До того, как было принято христианство, мужчины активно разбирали девушек, у которых имелись дети. Наличие у девушки детей являлось признаком того, что она пригодна к продолжению рода. Однако после крещения такие понятия устарели и ввелись новые. Появилась необходимость освящать брачные узы.

    Стала цениться невинность. Любовные утехи, которые осуществлялись до брака, стали считаться смертным грехом. Если венчание состоялось, и жених обнаруживает, что его избранница уже не невинная, то он имел полное право разорвать брачные узы и выгнать невесту на улицу. К невинности относились очень строго.

    На то время в Европе очень была популярна родственная связь. На Руси считали это неподобающим и всячески это запрещали. Для поиска невесты женихи отправлялись подальше от родного дома. Ученые утверждают, что родственные связи опасны из-за возможных дефектов у будущего потомства.

    Дурной нрав

    Еще в сказках, которые каждые читали, говорится о том, какая должна быть девушка. Доброй и кроткой. Это неспроста, ведь именно по этим качествам выбиралась девушка во времена Киевской Руси. Девушка должна быть мудрой и с покладистым характером. А главное — ни в коем случае не перечить супругу. Даже церковь признавала мужчину главой семьи. Такие качества, как гордость, острый язык и привередливость мешали девушкам пойти под венец. Это связано с тем, что мало кому нужна сварливая жена.

    Трудолюбивая

    В сказках и легендах восхваляются трудолюбивые девушки, которым всё под силу. И пряжка, и пироги, и вышивка. Но, с другой стороны, кому нужна ленивая и ничего не умеющая жена?

    На Руси девушек с раннего возраста приучали к трудолюбию. Еще до наступления 12 лет, они могли самостоятельно вести хозяйство, умея абсолютно всё, что пригодится в браке. На тот период не было ничего удивительного в этом.

    Худые не в приоритете

    Нашим предкам не приходилось заботиться о своей фигуре. Худые девушки или имеющие узкий таз, не пользовались спросом. Мужчин на Руси привлекала полнота и объемная грудь, которая свидетельствовала о способности прокормить будущее потомство.

    Отказ от мирской жизни

    Именно мужчины на Руси являлись главными инициаторами брака. Женщине приходилось всего лишь сделать выбор, который был не всегда. Как поступали те женщины, которым жених не по душе?

    Без согласия родителей на отказ от брачного союза, свадьбу невозможно было отменить. Девушке на тот момент оставался лишь один выход — посвятить свою жизнь Богу. На тот момент отказывались от мирской жизни, как крестьяне, так и состоятельные люди. Девушки искали свое убежище в монастыре, где становились невестой Господней.

    Данная информация заставляет задуматься над тем, плохо ли женщинам в современном обществе? Все ли так плохо сейчас?

    Источник: https://firco.ru/kak-na-rusi-zhjon-vybirali1/

    Какими качествами обладали женщины на Руси

    «Ни птица во птицах сычь; ни в зверез зверь еж; ни рыба в рыбах рак, ни муж в мужех, кто жены слушает» — эта строка из «Слова о полку Игореве» наиболее ярко характеризуют положение женщины в Древней Руси. Достойная жена должна была быть не просто покорной, она буквально являлась «приложением» к отцу, а затем и к мужу.

    Подтверждает этот факт и печально известный «Домострой», написанный священником Сильвестром: избиение жены не считалось чем-то зазорным, а сопротивление воли супруга порицалось.

    Кротость: добродетель или слабость?

    Покорность на Руси воспитывалась с раннего детства, поэтому необходимость подчиняться женщина воспринимала как данность и практически не стремилась к свободе. В подтверждение можно привести слова этнопсихолога А. Андреева: «Женщина — винтик социальной машины, ею торгуют или обмениваются. Единственное, что требуется от девки на выданье, — формальное согласие на брак». Аналогичные высказывания есть и в книге историка Карамзина «Предания веков».

    Еще один яркий пример — епетимьи, церковные книги, в которых священники записывали прегрешения женщин. Они в отличие от многих книг, написанных монахами, наиболее полно отражали реальность. К прегрешениям относили, в первую очередь, неподчинение, которого сами женщины стыдились.

    Развод был возможен лишь теоретически. Согласно законодательству в самой мягкой его форме даже после 1700 года женщина после измены мужа могла только покинуть его дом и забрать свое приданное. Но на практике это оказывалось невозможным — ей просто не на что было жить.

    Однако так было не всегда. В дохристианские времена именно женщина выбирала полового партнера, а отношения до брака не считались чем-то зазорным. «Повесть временных лет», например, повествует о признании внебрачных детей.

    Поэтому самостоятельность современных женщин — это, скорее, возвращение к своему истинному характеру и отказ от строгих рамок, навязанных религией и более влиятельными социально мужчинами.

    Я — центр мира

    Еще одно любопытное качество, утраченное русскими женщинами, — концентрация не на себе, а на других. Этот факт отметил и доктор философских наук Н. Сидоренко. По его мнению, русские женщины априори считали себя на ступень ниже окружающих. Для того, чтобы чувствовать себя комфортно, им необходимы были похвала, лесть. Поэтому они очень часто становились жертвой обмана, доверяя тем, кого считали авторитетом.

    Согласен с этим и историк Карамзин, отмечавший, что русский народ «легковерен».

    В современном мире женщину намного сложнее обмануть, используя лишь лесть. Уверенность в своих силах дает ей возможность чувствовать себя полноправным членом общества. Стереотипы кардинально изменились — ранее порицаемые качества сейчас стали положительными.

    Религиозность и склонность к мистицизму

    Современные исследования «Религиозные ориентации молодых россиян» Т. И. Варзановой показывают, что только 33% женщин в возрасте от 24 до 30 лет верят в возможность наказания за грехи. И только 40% из них придают значение «знакам свыше».

    В то время как на Руси равнодушие к делам церковным было практически невозможным. Причиной стали подчиненное положение женщин, низкий уровень образованности. Быт, описанный в Новгородской летописи, обязательно включает регулярное посещение церкви. Более того, священнослужитель был фактически еще одним членом семьи — он мог разрешать семейные споры, наставлять на путь истинный детей и супругов.

    Склонность к самопожертвованию

    Женщина со времен Киевской Руси была готова на жертвы ради семьи, родных. Эту жертвенность лелеяло и общество, описывали летописцы и поэты, и речь шла даже не о смерти, спасении, а об очень тяжелой и зачастую бессмысленной работе.

    «Жена должна встать раньше слуг и супруга», советуют поучения священнослужителя Сильвестра, «Есть женщины в русских селеньях», — говорит Некрасов.

    Ничего не изменилось и в период становления коммунизма — женщина оставалсь частью механизма, должна была отказаться от многих жизненно необходимых аспектов, в том числе и предоставить воспитание ребенка государственным учреждениям.

    Сейчас же жертва не нужна — она делает женщину слабой. И многие предпочитают посвящать жизнь себе, а не следовать чужим идеалам. Подтверждают эти слова и исследования социолога Е. О. Цалко в работе «Образ русской женщины в структуре национальной идентичности».

    Несмотря на утраченные качества, русские женщины приобрели много прекрасных черт характера. Они стали более открытыми, позволили себе больше улыбаться и продемонстрировали миру ослепительную красоту души, острый ум и потрясающую нежность.

    Источник: https://weekend.rambler.ru/read/41074422-kakimi-kachestvami-obladali-zhenschiny-na-rusi/

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Православный Богослов
    Какой иконе молиться чтобы забеременеть и родить

    Закрыть