Какой политический строй был в киевской руси

История Отечества — Особенности социально политического строя Древнерусского государства

какой политический строй был в киевской руси
Особенности социально политического строя Древнерусского государства

Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин.

Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии.

Именно с этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киевских великих князей.

История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX — начало XII в., условно может быть разделена на три больших периода. Первый (IX — середина Х в.) -время первых киевских князей. Второй (вторая половина Х — первая половина XI в.) — время Владимира I и Ярослава Мудрого), эпоха расцвета Киевской державы; третий период — вторая половина XI — начало XII в., переход к территориально-политической раздробленности.

Социально-экономический строй Киевской Руси

Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства. Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству.

Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю.

Все свободное население Киевской Руси носило название «люди». Отсюда термин, означающий сбор дани, — «полюдье». Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась «смердами». Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах.Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу.

Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг «купу» — часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категорий населения — закупы. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг.

Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников, и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад, как и пережитки первобытного строя, имели довольно широкое распространение в Киевской Руси. Однако господствующей системой производственных отношений был феодализм.

Процесс экономической жизни Киевской Руси слабо отражен в исторических источниках. Очевидны отличия феодального строя Руси от «классических» западноевропейских образцов.

Они заключаются в огромной роли государственного сектора в экономике страны – наличии значительного числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.

Как уже отмечалось выше, в экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями.

Ряд историков называет государство Русь страной с многоукладной, переходной экономикой. Такие историки подчеркивают раннеклассовый, близкий к варварским государствам Европы характер Киевской державы.

«Русская Правда»

Традиция связывает составление «Русской Правды» с именем Ярослава Мудрого. Это сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права и на прежнее законодательство. Для того времени важнейшим признаком силы документа были узаконенный прецедент и ссыпка на древность.

Хотя «Русская Правда» приписывается Ярославу Мудрому, многие ее статьи и разделы были приняты позже, уже после его смерти. Ярославу принадлежат только первые 17 статей «Русской Правды» («Древнейшая Правда» или «Правда Ярослава»), «Правда Ярослава» ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников. Это говорит о том, что нормы первобытного строя существовали при Ярославе Мудром уже как пережитки.

Законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины.

Новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские.

Правда Ярославичей

Восстания конца 60-х — начала 70-х годов XI в. потребовали от князей и бояр энергичных действий. «Русская Правда» была дополнена рядом статей, получивших название «Правды Ярославичей» (в отличие от первой части кодекса — «Правды Ярослава»). Смысл дополнений — защитить имущество феодала и его вотчину. Из «Правды Ярославичей» мы узнаем об устройстве вотчины.

Центром ее был княжеский или боярский двор. На нем располагались хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Во главе управления вотчиной стоял княжеский дворецкий — огнищанин (от слова «огнище» — дом). Кроме него существовал княжеский подъездной, назначаемый для сбора налогов. Богатство вотчины составляла земля, поэтому княжеская межа охранялась чрезвычайно высоким штрафом.

На этой земле работали зависимые смерды и рабы (холопы, челядь). Руководили работами ратайные (полевые) старосты, которым подчинялись рабы, и сельские старосты, следившие за выполнением работ смердами. В вотчине имелись также ремесленники и ремесленницы.

«Правда Ярославичей» отменила кровную месть и усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения, отразив заботу государства о защите собственности, жизни и имущества феодалов.

Слава Антонов 2002 — August 13, 2008

Источник: http://deadbeef.narod.ru/work/docs/history/02/02.htm

ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Политический строй Древней Руси

какой политический строй был в киевской руси

Древняя Русь (9-12 век) представляла собой протогосударство (раннее), которое только начинало формироваться как политический строй. Бывшие разрозненные общины стали постепенно объединяться в единое государство, во главе которого встала династия Рюриковичей.

Учёные сходятся во мнении, что Древняя Русь представляло собой раннефеодальную монархию.

Зарождение общественно-политического строя Древней Руси

Государство (Древня Русь) образовалось в конце 10 века на территории восточных славян. Во главе становится князь из династии Рюриковичей, который обещает покровительство и защиту окрестным феодалам. Взамен на это, феодалы отдают в пользования князя части своих земель в качестве платы.

В то же время, часть земель, завоёванных в ходе войн и военных походов, отдаётся в пользование боярам, которые получают права взымать дань с этих земель. Для снятия дани нанимаются дружинники, которые могли поселиться на территории, к которой были прикреплены. Таким образом начинает формироваться феодальная иерархия.

Князь –> вотчинники –> бояре –> мелкие держатели земель.

Подобная система способствует тому, что князь из исключительно военного руководителя (4-7 век) превращается в политического деятеля. Появляются зачатки монархии. Развивается феодализм.

Социально-политический строй Древней Руси

Первый правовой документ был принят Ярославом Мудрым в 11 веке и назывался «Русская правда».

Основная задача данного документа – защитить людей от беспорядков и урегулировать общественные отношения. В «Русской правде» были прописаны различные виды преступлений и наказания за них.

Кроме того, документ делил общество на несколько социальных категорий. В частности, существовали свободные общинники и зависимые. Зависимые считались неполноправными гражданами, не имели свобод и не могли служить в армии. Они делились на смердов (простолюдинов), холопов (слуг) и временно зависимых.

Свободные общинники делились на смердов и людей. Обладали правами и служили в армии.

Особенности политического строя Древней Руси

В 10-12 веке во главе государства (которое объединяло несколько княжеств) стоял князь. Ему подчинялись совет бояр и дружинники, с помощью которых он осуществлял управление государством.

Государство представляло собой объединение городов-государств, так как жизнь вне городов была слабо развита. Города-государства управлялись княжескими посадниками.

Сельскими землями управляли бояре и вотчинники, которым эти земли принадлежали.

Дружина князя делилась на старинную и младшую. В старинную входили бояре и более старшие мужи. Дружина занималась сбором дани, осуществлением судебных процессов и управлением на местах. В младшую дружину входили молодые люди и менее знатные люди. Также у князя была личная дружина.

Законодательная, исполнительная, военная и судебная власть находились в руках князя. С развитием государства эти ветви власти стали отделяться в отдельные институты.

Также на Древней Руси существовали зачатки демократии, которые выражались в проведении народных собраний – вече.

Окончательное формирование политического строя на Руси завершилось к концу 12 века.

Источник: https://historykratko.com/politicheskiy-stroy-drevney-rusi

Политический строй древнерусского государства — Школьная История

какой политический строй был в киевской руси

Древняя Русь (9-12 век) представляла собой протогосударство (раннее), которое только начинало формироваться как политический строй. Бывшие разрозненные общины стали постепенно объединяться в единое государство, во главе которого встала династия Рюриковичей.

Учёные сходятся во мнении, что Древняя Русь представляло собой раннефеодальную монархию.

Политический строй древней руси кратко — Летопись Времен

Древняя Русь (9-12 век) представляла собой протогосударство (раннее), которое только начинало формироваться как политический строй. Бывшие разрозненные общины стали постепенно объединяться в единое государство, во главе которого встала династия Рюриковичей.

Учёные сходятся во мнении, что Древняя Русь представляло собой раннефеодальную монархию.

Политический строй. Внутренняя и внешняя политика русских князей в IX

Политический строй древнерусского государства IX — X вв. может быть охарактеризован как раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял киевский князь, называвшийся великим князем. Некоторые князья, временно правившие на Руси, например новгородский князь Рюрик (вторая половина IX в.) или Олег (конец IX — начало X в.), были варягами по происхождению, захватившими власть в русских землях. Киевский князь управлял при помощи совета из других князей и дружинников (боярская дума).

Дружина делилась на старшую (бояре, мужи) и младшую (гриди, отроки, детские). Суд, сбор дани и судебных пошлин осуществлялись княжескими дружинниками, называвшимися мечниками, вирниками, емцами и пр. С помощью дружины князья укрепляли власть над населением и расширяли территорию древнерусского государства. Дружинники получали от князей право на доходы (в виде дани) с населения целых территорий, входивших «в состав древнерусского государства.

С развитием феодальных отношений все большая часть дружинников становилась земельными собственниками, ведшими хозяйство в своих имениях путем эксплуатации труда закабаляемых крестьян. Города управлялись княжескими посадниками, а в наиболее крупных из них существовали должности тысяцкого и сотских, что, очевидно, соответствовало военному членению полков (очень древнему по своему происхождению).

В руках киевского князя были значительные военные силы, необходимые как для организации системы властвования над населением, так и для расширения границ государства и его защиты. Эти военные силы состояли из войск вассальных князей и бояр и из собственной дружины, находившейся всегда близ князя. В особых случаях собиралось более широкое народное ополчение. В войске большую роль играла конница, пригодная как для далеких переходов, так и для борьбы с конными отрядами южных кочевников.

Известно, что во время походов на Балканы князь Святослав собрал 60-тысячное войско.

В древней Руси был значительный лодейный флот, действовавший на реках и на Черном море.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как живут бедные люди

Внутренняя политика

Внутренняя политика древнерусского государства до XI в. известна недостаточно. В течение IX — Х вв. закончилось объединение под властью киевских князей основных восточнославянских земель, население кото-рых было обложено данью. В ряде земель киевские князья встречали значительное сопротивление местной знати, но подавляли его силой оружия. При Владимире Святославиче (980 — 1015 гг.

) в состав Киевской Руси были включены на западе Червенские города и Карпатская Русь. Киевские князья и их дружинники собирали дань с населения. Византийский император Константин Багрянородный, оставивший подробное описание Руси, так рассказывает про организацию сбора дани. Ежегодно в ноябре князья с дружиной отправлялись из Киева в «полюдье», т. е.

в объезд по славянским землям вервианов (очевидно, древлян), дреговичей, кривичей, северян и др. Кормясь там в течение целой зимы, они в апреле, когда вскрывался Днепр, возвращались в Киев с данью. Красочное описание «полюдья», закончившегося убийством жадного князя, сохранила летопись в известном рассказе о смерти Игоря в 945 г. в земле древлян. В середине X в.

вдова Игоря, княгиня Ольга (945 — 969 гг.), по словам летописи, объездила некоторые области Руси и «уставила» «уставы» и «уроки», «оброки» и «дани», т. е. установила нормы повинностей, наметив притом во время своей поездки «становища» и

«погосты» — административно-финансовые центры сбора податей. Таким образом, система сбора дани была изменена.

Единицей обложения данью служили дым (крестьянский дом, очаг), рало, плуг (т. е. крестьянское земледельческое хозяйство).

Организация суда и феодальное право

Важную роль в укреплении феодального базиса играли правовые нормы. Наиболее ранними, дошедшими до нас памятниками древнерусского феодального права являются договоры киевских князей с Византийской империей (911, 944, 971 гг.), в которых имеются сведения о «законе Русском». Договоры эти содержат ряд статей о праве собственности и наследования, о пленных и «челяди», т. е.

рисуют право феодализирующегося общества. Нормы раннефеодального права отражены и в первой части Краткой редакции «Русской Правды», так называемой «Древнейшей Правде», которая, возможно, представляет собой грамоту, изданную князем Ярославом Мудрым около 1016 г. в целях упорядочения конфликтов, возникавших в дружинной среде.

Эта грамота по самому своему происхождению и задачам не могла отразить многих сторон феодального строя на Руси.

Круг наказуемых преступлений, упоминаемых во всех 18 статьях «Древнейшей Правды», очень ограничен: убийство, побои до крови или до синяков, удары палками, чашами, питьевыми рогами, нанесение увечий, вырывание усов и бороды, езда на чужом коне, укрывательство скрывшегося холопа, порча чужого оружия и одежды.

В «Древнейшей Правде» говорится о таком пережитке патриархально-общинных отношений, как право родственников на кровную месть за убийство. Однако кровная месть уже отмирает и заменяется денежными штрафами за убийство («вирами») по приговору суда.

Из летописи известно, что князь Владимир Святославич в целях борьбы с антифеодальными преступлениями сначала ввел смертную казнь в качестве меры наказания «разбойников», а затем заменил ее денежным штрафом («вирой»).

Кроме княжеского гражданского законодательства до нас дошли памятники церковного права (уставы князей Владимира и Ярослава), определявшие долю церкви в княжеских доходах («десятина») и круг тех преступлений, которые были изъяты из княжеского суда и переданы церковному суду: семейные преступления, колдовство, богохульство (например, нанесение надписей на стенах церкви или ввод собак в церковь) и пр. Эти уставы укрепляли политические позиции церкви.

Внешняя политика Руси

Государство Русь вело борьбу с варяжскими дружинами, Византией, Хазарией и другими государствами, сталкивавшимися с Русью. Борьба с внешней опасностью была одним из факторов, способствовавших обра-зованию раннефеодального государства с центром в Киеве. Древнерусские князья и дружинники стремились также к расширению территории государства и завоеванию торговых путей.

Серьезным препятствием для развития русской торговли, имевшей большое значение для всей Северной и Центральной Европы, являлись степные кочевники и Хазарский каганат. Каганат держал в своих руках важнейшие узлы торговых магистралей: устье Дона, Керченский пролив, устье Волги. Вопреки мнению отдельных историков, считавших Ха-зарию территориально огромной державой, государство хазар занимало к X в.

сравнительно небольшую территорию, ограниченную на востоке Волгой, на юге — Кума-Манычской впадиной, на северо-западе — Нижним Доном, на западе — Крымом. Пользуясь выгодами своего географического положения, хазарские правители ставили свои таможенные заставы в Тмутаракани, у устья Дона, у волго-донской переправы и в Итиле на устье Волги. Современники отмечали, что Хазария жила в значительной мере за счет торговых пошлин.

Иногда хазарский каган не довольствовался высокими пошлинами и грабил русские караваны, возвращавшиеся с Каспийского моря.

На рубеже IX —X вв. началось планомерное наступление русских дружин на Хазарию. Они овладели городом Керчью и Хазарским островом (очевидно, «островом Тмутараканским», где разместились многие тысячи русов). Наступление закончилось полным разгромом Хазарии войсками Святослава в 965 г.

После этого Нижний Дон с городом Белой Вежей был снова колонизован славянскими поселенцами. Город Тмутаракань на Керченском проливе с прекрасной гаванью стал форпостом Руси на Черном море и крупнейшим морским портом. Здесь образовалось русское княжество, в состав которого входили и племена Северного Кавказа — ясы и касоги, предки осетин и адыгейцев.

Источник: https://www.rusempire.ru/rus/508-politicheskij-stroj-vnutrennyaya-i-vneshnyaya-politika-russkikh-knyazej-v-ix-x-vv.html

Общественно-политический строй Древней Руси

Определение 1

Общественно-политический строй Киевской Руси – это организация и институты общественно-политических отношений в Киевской Руси (IX-XII вв.).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Педикулез что это такое

Для начала стоит разобрать структуру города на Руси. Города появляются в VIII-IX вв. и являют собой центры племен и союзов племен, в первую очередь, выполнявшие функции сосредоточения и распределения доходов и продуктов.

Кроме этого, города несли в себе функции:

  • экономические (были центрами торговли и ремесла);
  • религиозные (там находились религиозные святыни и места);
  • политические;
  • оборонительные.

В основе социального устройства городов была община; древнейшие же города появились в результате слияния нескольких общинных поселений – синойкизма.

Структура общественного устройства

В IX-X вв. общество было на пике развития родоплеменного строя, а городская община, соответственно, была родовой. В конце X – начале XI вв. родовые отношения заменяются территориальными, и община переорганизовывается на территориальных началах.

Переход к этому новшеству не происходил гладко: переносились старые города, старая родоплеменная знать («старцы градские») уничтожалась. Таким образом, система городской общины, основанной на территориальных связях накладывалась на старую, основанную на родоплеменной системе.

В то же время развивалась городская округа, которая позже войдет в состав городов-государств.

  • Курсовая работа 470 руб.
  • Реферат 250 руб.
  • Контрольная работа 220 руб.

В XI-XII вв. ядро города-государства представлял собой старейший город, в котором прежде было сосредоточение крупного племени или союза племен. В подчинении старейших городов находились пригороды (об их зависимости говорит даже их этимология – «пригород»). Допустимо, что зависимость пригородов от городов появилась вследствие колонизации, осваивания окраинных земель старейшего города, бывшего метрополией в своем роде.

В старейшей городской общине основным органом самоуправления было народное собрание всех свободных жителей города – вече. Решения веча распространялись и на жителей пригородов. В вече участвовали и горожане, и сельских люд из окрестных местностей, и представители пригородов. Функции веча были обширными:

  • политические (решения о курсе проводимой политике, приглашение или изгнание князей, обсуждение решений князя и его совета и т.д.);
  • экономические (решения о распределении товаров, вопросы экспорта импорта);
  • религиозные;
  • социальные;
  • военные (вопросы войны и мира).

Замечание 1

Вече было достаточно мощной политической силой, имеющей вес в управлении городом-государством. Городское и сельское население принимало активное участие в приглашении князей на правление либо в принятии решения о его смещении.

Однако не всегда община и князья противостояли друг другу. По сути, вече представляло собой законодательную власть, а князь – исполнительную и судебную.

Институт княжества был важным и необходимым элементом социально-политической структуры городов-государств Древней Руси, о чем может косвенно свидетельствовать тщательность и тревога, с которыми летописцы описывали периоды безкняжья.

В свою очередь, князья, пытаясь наладить отношения с общиной и установить более тесный контакт с ней, нередко организовывали общественные пиры и раздачи, что, несомненно, способствовало росту их популярности.

Князь находился в главном городе своего княжества. Его опорой была дружина – «элитное» воинское подразделение, верхний слой которого составляли бояре (в целом дружина делилась на старшую и младшую). Бояре были и служилыми людьми при князе, и занимали высокие посты в администрации городской общины и получали волости в кормление. Таким образом, они представляли два элемента власти.

В этой системе заняла место и церковь. В стиле демократической политической жизни Киевской Руси были соборы, представлявшие собой собрания священников городских церквей, и клиросы – коллективные органы управления при соборах, в которые вполне могли входить горожане.

Городские общины зачастую распоряжались землей соборных церквей, представляя ее общинным земельным фондом.

В Киевской Руси институт церкви был еще подконтролен городским и сельским общинам не только в низших, но и в верхних звеньях, ибо на вече избирались не только рядовые церковники, но и высшие церковные иерархи.

Замечание 2

Базу вооруженных сил у каждой волости составляла не дружина, а вои – волостное ополчение, в которое входил все свободные жители города, пригородов и сельской местности.

Все представители свободного населения были поголовно вооружены и в своей совокупности формировали тысячу, которая делались на сотни – более мелкие административно-территориальные единицы.

Административно-территориальная структура

Главный город не мог существовать без «области», «волости» и т.д., то есть пригородов и сел. Волость и город составляли одно территориальное целое, названное по главному городу – Киевская волость, Черниговская волость, Новгородская волость, Смоленская волость и пр.

Государственными границы этих волостей, городов-государств были «сумежья», «межи», «рубежи». Волости, будучи независимыми государственными единицами, налаживали контакты друг с другом путем отправления посольств.

Суверенность городов-государств позволяла им отправлять послов и в зарубежные государства.

Город был сильно связан с волостью в военно-политическом, экономическом, культурном и религиозных сферах. Однако отношения между ними не всегда были хорошими: известны конфликты, возникавшие между старшими городами и пригородами; также можно заметить тенденцию последних к независимости. В случае отделения пригородов от городов (что происходило нередко) происходило дробление городов-государств на более мелкие.

Этому процессу отчасти способствовала сама социально-политическая система общества Древней Руси, для которой была присуща прямая демократия – непосредственное участие народа в деятельности народных собраний – высшего органа власти города-государства.

Конфликты между административно-территориальными единицами, зародившимися еще тогда, когда они вместе составляли единый город государство, легко могли вспыхивать вновь, когда прежний город-государство разложился на более маленькие части.

Это приводило к тому, что эти княжества вели войну друг с другом (период политической раздробленности), что весьма ослабило Русь перед масштабным монгольским нашествием в XIII в.

Источник: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/obschestvenno-politicheskiy_stroy_drevney_rusi/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Как вывести алюминий из организма

Закрыть