Когда христианство стало государственной религией римской империи

История христианства в Греции

когда христианство стало государственной религией римской империи

Греция до Императора Константина (49 — 325 г.) — Византийская Империя (325 — 1453 г .) — Греция времен турецкой оккупации (1453 — 1821 г.) — Греческое восстание (1821 — 32 г.) — Национальный период греческой истории (1832 — 2000 г.)

Греция до Императора Константина (49 — 325 год от Рождества Христова)

Ко времени Христова Воскресения Греция уже двести лет была частью Римской Империи. Рим поглотил наследие ее прошлого, то есть остатки классического периода.

То, что мы называем современной Грецией, стало перекрестком, соединявшим захваченную Римом Малую Азию, его европейские колонии и сам Рим. Все дороги не просто вели в Рим. Это были хорошо защищенные дороги для привилегированных категорий граждан, таких, каким был св.

Павел; он прошел Малую Азию, Македонию (современную Грецию), Рим и даже добрался до Европы, проповедуя Христово Евангелие.

Греческое Христианство возникло в основном благодаря миссионерским трудам св. Павла. После своего обращения по пути в Дамаск Апостол исходил всю Малую Азию от Антиохии до Кипра и к северу до западного побережья нынешней Турции, распространяя евангельскую весть.

Когда он находился в древней Троаде, ему приснился сон, в котором Бог повелевал ему идти в Македонию. С 49 по 52 год св. Павел занимался проповедью Христианства среди язычников Македонии. Он основал в Греции маленькие церковные общины — в Неаполисе (Кавале), Филиппи, Береи (Верии), Салониках, Афинах и Коринфе.

Это были первые шаги на пути обращения в Христианство всей Греции.1

Среди людей, говоривших по-гречески, трудились и другие апостолы и ученики Господа, в том числе св. Иасон и св. Сосипатр из числа семидесяти, в 37 году они принесли свет Евангелия на Корфу; св. Иоанн Богослов и св.

Прокопий (они проповедовали на Патмосе и в Ефесе); св. Варнава и св. Марк (вместе со св. Павлом), обратившие население Кипра; св. Андрей — он проповедовал и был распят в Патрах, и св.

Лука, который много путешествовал с апостолом Павлом и впоследствии упокоился недалеко от нынешних Фив.

Еще триста лет после Воскресения Христова Церковь боролась за выживание в условиях гонений, периодически возникавших на территории Римской Империи. В некоторых случаях гонения (особенно те, которые устраивали императоры Домициан, Лициний, Адриан, Диоклетиан и Максимиан) приводили к повсеместному разрушению христианских общин.

Иногда были преследования местного масштаба. И хотя периоды гонений обычно сменялись временами затишья, угроза преследований присутствовала постоянно. Многих мучеников тех времен мы знаем по именам. В числе тех, чьи мощи почивают ныне в Греции, находятся: сщмуч. Иерофей, сщмуч. Дионисий Ареопагит, св. Иасон и св. Сосипатр, св. Елевферий и св.

Анфия, св. Поликарп, мц. Параскева Римская, св. вмуч. Харалампий, св. Христофор, сщмуч. Киприан и мц. Иустина, мучч. Тимофей и Мавра, дева-мученица Анисия Солунская, вмуч. Пантелеимон, вмц. Варвара, преп. Парфений, епископ Лампсакийский, вмуч. Димитрий, вмц. Екатерина Александрийская, вмуч. Феодор Тирон и вмуч. Феодор Стратилат, сщмуч.

Власий, епископ Севастийский.

Византийская империя (325 — 1453 г.)

Начало периода Византийской Империи связано с правлением императора Константина Великого (306 — 337 г .). В 312 году Константин, выезжая на поле сражения у местечка под названием Сакса Рубра в восьми милях к северо-востоку от Рима, увидел в небе светящийся крест и слова: Сим победиши.

Победа в той битве принесла ему титул единовластного правителя Римской Империи, — победа, которой он был обязан заступничеству христианского Бога.

На следующий год он и его соправитель Лициний выпустили Эдикт Веротерпимости, оградив таким образом христиан от преследований, а позже и сам принял Христианство.

Константин перенес столицу Империи из Рима в один из городов Малой Азии (нынешней Турции). Это решение было продиктовано не только политико-экономическими соображениями; Христианская вера, все более и более возраставшая в его сердце, подвигла Императора на разрыв с римским язычеством. В 330 году на церемонии присвоения новой столице названия Константинополь Император объявил, что в этом городе никогда не будут совершаться языческие жертвоприношения.

Менее чем полвека спустя Император Феодосий I провозгласил Христианство государственной религией. Константинополь стал самой прекрасной жемчужиной в диадеме Греческой Империи, сыграв роль духовного и национального центра.

Несмотря на то, что по прошествии тысячи лет Византия прекратила свое политическое существование, в сознании православных греков этот город и по сей день остается своеобразной географической осью, вокруг которой вращается их духовная жизнь.2

Итак, гонения окончились, и Христианство начало быстро распространяться. Строились храмы, определялись и оформлялись церковная традиция и доктрины, пришедшие из глубины веков. Как и следовало ожидать, став государственной религией, Христианство привлекло к себе внимание людей честолюбивых, во всем следовавших моде и равнодушных к самой вере.

В качестве альтернативы светской жизни в городах появилось и стало быстро набирать силу монашество. В четвертом веке в Египте появились отшельники-аскеты, а потом очень скоро во всех уголках Римской Империи возникли мужские и женские монашеские общины. Первыми монахами в Египте были преп. Антоний Великий — основоположник монашества ( † 356), преп. Пахомий Великий ( † 348) и преп. Макарий Великий ( † ок. 390).

Среди тех, кто принес на Запад иноческий устав и организовал общежительные монастыри, одними из первых были свят. Василий Великий ( † 379) и его сестра преп. Макрина ( † 380). Монашество служило противовесом постоянно усиливавшейся формализации церковной жизни, живым напоминанием о том, что Царствие Божие — не от мира сего.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как помочь человеку в горе

Даже в наши дни людей, знакомящихся с Православием, часто привлекает как древняя монашеская духовная литература, так и свидетельство современных иноков.

Во времена правления Константина начался период Вселенских Соборов (325-787); первые шесть определили внешнюю, организационную структуру Церкви и основополагающие догматы Христианской веры, в частности, касающиеся природы и воплощения Христа и богословия Святой Троицы. На седьмом Вселенском Соборе было восстановлено иконопочитание, запрещенное в течение целого столетия в период иконоборчества.

На этот период приходится время расцвета святоотеческого богословия. Письменные труды свят. Афанасия Великого, отцов-каппадокийцев четвертого века — святителей Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского, а также свят. Иоанна Златоуста, писавшего в начале пятого века, способствовали утверждению церковных догматов и пониманию Священного Писания.

И поныне их труды считаются основой православной традиции.

В эпоху стабильности, которая длилась несколько столетий, по всей территории Византийской Империи были построены великолепные храмы и монастыри. До наших дней сохранились удивительные образцы византийской архитектуры — например, в Неа Мони на острове Хиос, в Осиу Лукасе (недалеко от Фивы), Панагиа Атениотисса в Дафни.

Крупнейший храм всего христианского мира — храм Святой Софии в Константинополе — также был построен в этот ранний период, и несмотря на то, что с момента захвата Константинополя турками в 1453 году его использовали в качестве мечети и музея, христиане относятся к нему с благоговением, понимая его важное значение в истории Православия.

Тысячи праведников трудились ради спасения своей души в эпоху тысячелетнего византийского правления, и благодать Святого Духа, почивавшая на них, исполняла эту землю.

Византийские христиане стремились к целостности и гармонии в отношениях между Церковью и государством. Византийского Императора помазывали на Царство в качестве самодержавного и единовластного правителя. Он не был просто главой правительства. Он не мог разделить власть ни с кем, поскольку должен был сам нести всю полноту ответственности.

Византийцы верили, что в конечном итоге он предстанет перед Богом и даст ответ за духовное и физическое благополучие Империи. Согласно учению свят. Иоанна Златоуста, Император имел почти мистическую обязанность противостоять злу видимому и невидимому. На него одного ложилось бремя духовной ответственности как на «Удерживающего, того, кто не позволяет исполниться “тайне беззакония, которая уже в действии”».

Однако самодержавная власть Императора не приобрела статуса церковного догмата. Император имел право (и обязанность) защищать чистоту веры, выступая на церковных соборах, но решающий голос в вопросах Церкви и веры оставался за епископами.

И наоборот, церковные иерархи были морально обязаны протестовать против государственной политики, если она шла вразрез c принципами христианской нравственности или с интересами Церкви, однако окончательное решение оставалось за Императором.

Источник: https://www.pravmir.ru/istoriya-xristianstva-v-grecii/

Распространение христианства

когда христианство стало государственной религией римской империи

Первые христиане Рима собирались в тайных местах чаще всего в катакомбах

В первые века после жизни и смерти Иисуса Христа приверженцев его учения в Риме было немного. Однако по мере ослабления Римской империи традиционная государственная религия все меньше отвечала духовным запросам римлян, и христиан среди них становилось все больше.

Христианские общины

Как это ни парадоксально, но именно благодаря Римской империи с ее стабильностью, развитой системой дорог и четкой социальной структурой стало возможно широкое распространение христианства. К концу II в. почти во всех римских городах существовали христианские общины. Это были не просто объединения единоверцев, а союзы взаимопомощи: в каждой общине существовала касса, из которой раздавались пособия и устраивались общие трапезы.

Символика

Хризма и рыба, опознава­ тельные знаки первых христиан

Христианские общины были связаны между собой, отдельные их представители находились в переписке, поддерживая друг друга и совместно вырабатывая нормы жизненного поведения. Постепенно была создана особая христианская символика.

Особенно распространены были изображения доброго пастыря, рыбы (греческое слово «рыба» образовано из первых букв во фразе «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель»), виноградной лозы и хризмы, монограммы имени Христа, состоящей из двух начальных греческих букв его имени, скрещенных между собой.

По краям монограммы часто помещали первую и последнюю буквы греческого алфавита.

Гонения на христиан

причина преследований сторонников христианства заключалась в их отказе признавать культ императора и участвовать в государственных религиозных церемониях и обрядах. Впрочем, гонения на христиан были несистематическими и происходили от случая к случаю. Например, в 64 г. после разрушительного пожара в Риме император Нерон, чтобы отвлечь от себя подозрения, обвинил в поджоге христиан, и на этом основании многие из них были преданы мучительной смерти.

Наиболее массовыми и жестокими были гонения на христиан во время правления императора Диоклетиана , при этом уничтожались не только последователи учения Христа, но и их священные книги.

До появления первых церквей христиане молились в обычных домах. Большие помещения предназначались для совместной молитвы и крещения

«Сим победишь»

Существует легенда, что накануне битвы у Мульвийского моста, победа в которой принесла Константину императорскую власть , он видел крест с начертанными на нем словами «Сим победишь». В следующем, 313 г. Константин издал эдикт о свободном исповедании христианства гражданами Римской империи, благодаря чему оно из религии гонимой начало превращаться в господствующую.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как звали отца иисуса

Государственная религия

В 391 г. император Феодосий I издал указ, запрещающий поклоняться языческим богам. Древние храмы были закрыты, многие святилища разграблены, а огонь, горевший в храме Весты в Риме , потушен. Теперь уже язычники подвергались гонениям со стороны государства.

Источник: https://SiteKid.ru/istoriya/drevnij_rim/rasprostranenie_hristianstva.html

Как Европа стала христианской | Исторический документ

когда христианство стало государственной религией римской империи

Во времена Средневековья почти все европейские страны стали христианскими. В этой статье мы попробуем показать, как разные государства приняли христианство. В основном это был нелёгкий путь. Им пришлось пройти через кровь войны, политические усилия и миссионерские действия.

Первые последователи Иисуса Христа распространили христианство на Ближний Восток. Также эта религия распространилась вдоль Средиземного моря на земли Римской империи. Верующие сталкивались с постоянными гонениями римских правителей. Но сила христианства росла.

Некоторые исследователи считают, что людей привлекала идея воскрешения мёртвых и бессмертие духа. Но некоторые из них считают, что важную роль в распространении христианства сыграли и практические действия церкви по оказанию помощи немощным и страждущим.

Поэтому росла её популярность среди населения.

Первой христианской страной в Европе стала Армения

В ней христианство стало государственной религией в 301 году. В это время Святой Григорий Просветитель смог убедить армянского царя Тиридата III принять христианство. К началу IV века в Римской империи перестали преследовать христиан. Эту религию стали поддерживать аристократы. В то время у власти находился император Константин I.

В 306 – 337 годах христианство стало государственной религией Римской империи. К принятию христианства Константина подвела его мать Елена. Но и самому ему явился крест в небе перед битвой. Но Константин не становился христианином долгое время. Его окрестили только тогда, когда он очутился на смертном одре. При жизни Константин финансово поддерживал Церковь.

Он внимательно следил за её правлением и за соблюдением церковных канонов.

В IV веке от христианства отделилась ветвь, которую стали называть арианством. Основой её было учение Ария. Этот учёный утверждал, что Иисус Христос был создан Богом, поэтому он был ему не ровня. Основные христианские течения считали арианство ересью. Но у него было немало последователей. Этой ветви придерживались даже некоторые римские императоры. Несмотря на это, часть германских племён приняли арийскую ветвь христианства.

Это были остготы, которые хозяйничали в Италии. А ещё вестготы, которые контролировали Пиренейский полуостров. И вандалы, захватившие Северную Африку, территорию современного Туниса. Вандалы преследовали других христиан.

Поэтому Византийская империя пошла на них войной и захватила их земли в 533 – 34 годах. С самого начала появления христианства римский епископ стал претендовать на главенство в церкви. Но в истории не сохранилось то, как на это смотрели другие христианские регионы.

Возможно, они претендовали на главенство.

Римские епископы назывались «папы»

Они оказывали значительное влияние на христиан в средневековые времена. Их контролировала Византия. Папы часто отправляли миссии в разные части Западной Европы. Постепенно римская церковь отошла от Восточной Европы. Так появились две христианские церкви: католическая и православная. К V веку в Ирландии тоже присутствовали христиане.

В течение V века на родную землю вернулся Святой Патрик. Этот житель британец был некогда пойман ирландскими пиратами и находился у них в рабстве. После возвращения он стал проповедовать христианство. Благодаря его усилиям была создана христианская община и монастыри. Они стали центрами обучения.

Из них многие миссионеры отправлялись распространять христианство на Британских островах и в Европе. Но распространение христианства в англо-саксонской Англии не было успешным. Это удалось сделать благодаря усилиям папских и ирландских миссионеров в VII веке. Но в христианство обратились лишь некоторые правители. Часть территории оставалась по-прежнему языческой.

Причиной этому были викинги, совершавшие набеги на эти земли в IX – X веках и установившие свои порядки.

Франки стали христианами после крещения Хлодвига I в 496 году. Это стало очень важным событием для Западной Европы. Часто обращение в христианство было нисходящим процессом. Сначала христианами становились правители стран, а потом эта вера распространялась и на низы.

Император Каролингов провёл ряд рейдов против германцев. Он хотел заставить их принять христианскую веру. Он разрушил их святое место в Ирминсуле. Этот император вырезал 4500 пленников в Вердене в 782 году. После этого германские племена Саксонии приняли христианство.

В Скандинавию первые христиане проникли ещё в VIII веке. Но христианской эта земля не становилась ещё очень долго. Скандинавы поклонялись своим богам. Олаф Трюнгвасон попытался навязать христианство своему народу. Но подданные восстали и свергли его. Саами не приняли эту религию в средние века.

В Исландии в X веке христианами были лишь единицы. Но в 1000 году на общем собрании исландцев Торгейр Торкельссон должен был решить, какую религию будет исповедовать его народ. Он день и ночь думал над этим вопросом.

Торгейр решил принять христианство как официальную религию наравне с норвежской верой.

Работа по обращению в христианство

В IX веке шла работа по обращению в христианство болгарские народы. Правитель болгар Борис использовал такую ситуацию, чтобы извлечь из неё пользу для себя. Он заключил сделку с Византийской империей, позволявшей создать национальную болгарскую церковь, относящуюся к Константинополю. Священники могли использовать болгарский язык для чтения литургий.

Крещение Польши состоялось в 966 году, когда христианство принял Мешко I. Большую роль в этом сыграла его жена Добрава. Она была дочерью герцога Богемии Болеслава I. Это был очень выгодный союз, заключением которого было условие принятия христианской веры.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как ужиться со свекровью

В IX веке Византия очень старалась обратить в христианство жителей Восточной Европы. Крещение Киевской Руси состоялось при Владимире Святославовиче Великом в 988 году. Православное Христианство с тех пор стало основной религией.

Древние летописи свидетельствуют, что Князь Владимир вёл переговоры с представителями других религий: иудеями, мусульманами. Он не мог решить, какой религии следовать. Его послы побывали в Константинополе. Они очень впечатлились собором Святой Софии.

В результате Владимир и члены его семьи приняли Православие.

Когда мадьяры заняли Карпатский бассейн в IX веке, их тоже хотели обратить в христианство. Это было во время правления короля Стефана I. Этот монарх предпринял все усилия по распространению веры Христа по всей территории страны. Он повсюду строил церкви. Стефан жестоко наказывал еретиков. Стефан является Святым в Венгрии.

Последними в Европе стали христианами народы Прибалтики. Это произошло в XII – XIV веках. Для этого были предприняты Крестовые походы. Прибалтику силой старались сделать христианской. Тевтонский Орден смог создать на территории Прибалтики несколько своих государств.

Последним приняло христианство Великое княжество Литовское. Это произошло в 1386 году. Князь Ягайло женился на польской королеве Ядвиге, став Владиславом II Ягелло. Он принял римскую католическую церковь. После этого были окрещены и все литовцы.

Но в народе существовали и элементы язычества.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Подписаться

Источник: http://history-doc.ru/kak-evropa-stala-xristianskoj/

Раннее христианство. урок. Всеобщая история 10 Класс

В I в. н.э. в Израиле в рамках иудаизма возникло христианство. Новое религиозное учение стало распространяться и приобретать популярность среди народов Римской империи (греков, египтян, сирийцев, римлян). Основателем христианских общин в Риме и Антиохии считается апостол Петр, в Александрии – апостол Марк.

Уже ко II в. христианство стало одной из самых распространенных религий в империи.

События

284–305 гг. – правление императора Диоклетиана. Проводит гонения на христиан.

306–337 гг. – правление императора Константина.

313 г. – Константин принимает Миланский эдикт. Эдикт утверждает равенство христианства с другими религиями империи. Эпоха гонений на христианство заканчивается.

325 г. – Никейский собор, на котором был сформулирован Символ веры (краткое изложение христианских истин). С этого времени христианству оказывается покровительство, а старая религия лишается поддержки государства.

330 г. – основание Константинополя, который становится одним из центров христианства.

Константин вводит христианский календарь.

360–363 гг. – правление Юлиана Отступника, не признававшего христианства.

Во второй половине IV в. начинается Великое переселение народов).

380 г. – христианство становится обязательной религией для всех жителей империи.

395 г. – разделение римского государства на Западную Римскую империю со столицей в Равенне и Восточную Римскую империю со столицей в Константинополе.

410 г. – взятие Рима готами. Город был разграблен, но возвращен императору. Готы ушли из Рима и осели в Галлии.

451 г. – IV Вселенский собор. Представители Восточной части христианства выразили несогласие с верховенством папы римского. Начало противоречий Западной и Восточной (католической и православной) церквей, которые приведут к расколу в 1054 году.

451 г. – битва на Каталунских полях. Римляне в союзе с германскими племенами разгромили племена гуннов

455 г. – вандалы разграбили Рим.

476 г. – низложение Ромула Августула. Западная Римская империя пала.

Участники

Диоклетиан – римский император.

Константин I Великий – римский император, поддерживал христианство, основал Константинополь.

Ромул Августул – последний римский император, свергнут полководцем одного из германский подразделений римской армии Одоакром.

Заключение

476 год стал не только годом низложения последнего римского императора, но также годом завершения истории Западной Римской империи, окончания античной истории и начала истории Средних веков. (см. урок «Вводный урок. Что такое Средние века»).

Исчезнувшие структуры империи во многом заменила римская церковь, что обеспечила ей важное политическое значение на протяжении Средних веков.

На данном уроке речь пойдет о раннем христианстве и той роли, которую оно сыграло в истории римской цивилизации. Также будет рассмотрен поздний период развития Римской империи и то, как она прекратила свое существование.

Христианство оказывало свое влияние на Римскую империю начиная с I века н. э. Именно в это время возникает христианство как отдельная религия, а не как направление или секта в рамках иудаизма.

Христианство серьезно отличалось от тех религий, которые были распространены как на Древнем Востоке, так и в греко-римском мире. В основе христианства лежит учение о равенстве людей между собой и перед богами. В этой ситуации не было различия между господином и рабом, представителями разных этносов, разных национальностей. Именно поэтому христианство быстро распространилось с территорий Ближнего Востока на земли, входившие в состав Римского государства.

Столь популярная религия не могла не вызывать опасений у римских императоров. Многие из них начинают гонения на христиан. Впервые такие гонения проходили в Риме в 64 году н. э. во время правления императора Нерона (рис. 1). Более поздние императоры также относились к христианству неоднозначно.

Христианство с его идеями равенства не соответствовало общеимперским принципам и принципу того, что римский император является выше, чем любой его подданный. Именно это обусловило сначала скрытый характер христианской религии.

Этот период иногда называют катакомбный, когда христианские общины были вынуждены прятаться от общественности и проводить свои собрания в тех местах, где они не могли быть застигнуты врасплох римскими войсками. Однако это не мешало христианству распространяться.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya/10-klass/drevniy-mir/rannee-hristianstvo

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Что такое сердечно сосудистые заболевания

Закрыть