Короленко как истинный мастер рассказа

Образ и характеристика Мастера в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

короленко как истинный мастер рассказа

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» является одним из самых загадочных произведений во всем мире.

Мастер — удивительный персонаж, понять которого тяжело. Его возраст около тридцати восьми лет. Удивительно, что имя и фамилия его так и остаются загадкой на протяжении всего повествования. Естественно «Мастер» — это своеобразный псевдоним героя. Именно так Маргарита называла его за писательский талант и творческие способности.

Автор описывает его, как темноволосого человека с острым носом и встревоженным взглядом. Седая нитка у висков и одиноко спадающая прядь на лоб указывали на его постоянную занятость и далеко не юношеский возраст.

Мастер был очен прост и беден. Он одинок в Москве, без родных и друзей. По образованию он был историком, который несколько лет назад работал в музее, отлично знал пять языков и занимался переводами. Как и любой писатель, он не любил шума и суматохи. Дома он хранил множество книг.

Читатель узнает, что Мастер был женат раннее, но даже не помнит ее имени. Значит, вероятно, не любил ее вовсе. А может сказывается его творческая натура.

Мастер бросает работу и начинает писать роман о Понтии Пилате, он много страдает из-за своего романа. Есть мнение, что роман Булгакова автобиографичен. Мастер несчастен, а его судьба трагична также, как и судьба писателя.

Лишь Маргарита до последнего восхищалась Мастером и его романом. Разрушение мечты, связанной с романом, катастрофически сказались на состоянии Мастера.

Лишь настоящая любовь стала подарком для одинокого писателя. Но даже любовные узы, которые связали его с Марго, не могли дать ему сил бороться дальше. Он сдается. Оказавшись в психиатрической больнице, живёт с тоской и унынием.

За покорность и смирение Вселенная дарует ему ещё один бесценный подарок — вечный покой, разделенный с возлюбленной. Хочется верить, что на примере Мастера показано, что когда-нибудь вознаградится каждый труд.

Ведь если вспомнить — сам роман «Мастер и Маргарита» тоже далеко не сразу появился на виду.

Вот таким образом заканчивается известная история о настоящей любви Мастера и Маргариты. Как известно, настоящая любовь вознаграждается вечным покоем.

Все герои романа Мастер и Маргарита

Вариант 2

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» поражает глубиной и философией образов, среди которых особенно ярко перед нами постает образ Мастера.

Кто же он, этот таинственный Мастер? Мы не знаем ни его имени, ни фамилии и это настораживает, но, только окончив читать роман, понимаем, что он действительно Мастер.

На вид ему около 38 лет, темноволосый с легкой проседью человек. Жил он бедно и просто, но в квартире было много книг, что говорит о его образованности. Родственником и друзей у него не было, правда, когда-то он был женат, но видимо не любил свою жену, ибо забыл, как ее звали. Получив образование историка, он несколько лет работал в музее, а также переводчиком, ибо знал иностранные языки. Но такая работа не удовлетворяла его творческую натуру. Он любил тишину, в которой любил писать.

Когда ему удалось выиграть в лотерею большую сумму денег, он бросил работу, сменил квартиру и начал писать свой роман о Понтии Пилате.  Он жил этим романом и посвятил ему всего себя. Эти дни, проведенные в работе над романом, были для него самыми счастливыми.

А еще настоящим счастьем в жизни Мастера стала встреча с Маргаритой. Их любовь была искренней, а Маргарита стала  верным другом. Она поддерживала Мастера в самые трудные минуты жизни. Это она настояла на том, чтобы был напечатан роман.

Чуткий и впечатлительный от природы, Мастер не мог пережить волны критики в сторону его романа, когда отрывок был напечатан. Он сломался морально, сжигает роман и попадает в психиатрическую клинику. И только Маргарита восхищается его талантом, она мстит литераторам за своего Мастера.

Судьба Мастера сложилась трагически. Он бессилен был бороться против зла и несправедливости, что существовали в литературной жизни столицы. Переживая за Маргариту, он не может допустить того, чтобы из-за него пострадала его любимая, что говорит о его доброте и порядочности.

Смирившись со своим положением, он думает, что Маргарита не достойна его, что она забыла о нем. Но Маргарита не смирилась. Прибегнув к  помощи Воланда,  они остаются неразлучными.

Воланд восстанавливает сожженный роман,  вызволяет Мастера из клиники и переносит души влюбленных в иной мир, мир вечного покоя и вечной любви.

В образе Мастера автор показал настоящего писателя, которому свойственна индивидуальность. Он не похож на остальных писателей и в этом его величие. Он не думает о материальном обогащении, главное для него – духовность.

Сочинение про Мастера

Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” отличается своеобразием характеристики своих героев, но одним из самых главных и ярких персонажей является Мастер.

Автор не приводит ни имени, ни фамилии автора, но Маргарита все время называет его Мастером, оправдывая это тем, что у него необыкновенные писательские способности. Его описание приводится в 13-й главе. О нем известно, что ему коло 38 лет, у него темные волосы, острый нос и вечно встревоженные глаза. На момент знакомства Мастера и Бездомного на нем была черная шапочка с вышитой буквой “М”, он был бледным, с больным видом, в больничном халате.

В отличии от Маргариты, Мастер был нищим человеком. Живя в Москве, у него почти не было знакомых, совсем не имел родственником и был совершенно один в этом городе. Ему было трудно общаться и находить подход к людям.

Несмотря на свою бедноту, Мастер достаточно образованный человек, по образованию он — историк, знает пять иностранных языков: английский, французский, немецкий, латинский и греческий, и раньше также работал переводчиком.

Из-за своего заболевания он превратился в нервного и беспокойного, подозрительного человека. Мастер — писатель, он хранит у себя много книг и пишет свою, роман “О Понтии Пилате”.

Работу над своим произведением он начинает после того, как выиграл большую сумму, 100 тысяч рублей, в лотерею. Он переезжает в другую квартиру и начинает писать, бросив работу в музее. По  окончанию своей работы он пытается напечатать роман, но это у него не выходит, и Мастер думает сдаться, но Маргарита настояла на печати. После выхода произведения Мастер подвергся огромному шквалу критики, что сломало его.

Он постепенно начал сходить с ума, у него начались галлюцинации, появляется боязнь многих простых повседневных вещей. За все то, что причинил ему роман, Мастер решает сжечь его. В результате он попадает в психиатрическую клинику профессора Стравинского, где лежит 4 месяца до встречи с Воландом и Маргаритой.

В итоге, Сатана восстанавливает сожженную рукопись романа “О Понтии Пилате” и переносит души влюбленных в иной мир, где они обретут спокойствие и будут наедине друг с другом.

https://www.youtube.com/watch?v=xq1hhWzfqMk

Перед читателями Мастер предстает как бессильный, нецелеустремленный и слабый персонаж, но в то же время добрым, честным, любящим и любимым. За все это ему предназначена награда: вечный покой и вечная любовь.

Образ Мастера

В романе М.Булгакова два главных действующих лица, если судить по названию, – Мастер и Маргарита. Тем не менее в первых главах романа ни о Мастере, ни о его возлюбленной нет ни слова. Первый раз Мастер появляется перед читателем только в самом конце 11 главы, а в главе 13, практически в монологической форме, он представляет Ивану Бездомному сразу всю свою историю.

Из этого рассказа соседа по сумасшедшему дому поэт узнает об обстоятельствах, которые привели того на больничную койку. Мастер отказывается называть свое имя и сразу говорит, что он уже ничего не ждет от жизни: после этого его исповедь получает особое трагическое звучание.

Мастер относится к людям, интересы которых далеки от материальной жизни. К написанию романа он пришел, пройдя уже довольно солидный жизненный путь – на момент рассказа он выглядит лет на 38, по мнению Ивана Бездомного. И до этого он занимался тоже работой интеллектуального характера – работал в музее. О прошлой жизни Мастер говорит неохотно.

Выиграв сто тысяч по облигации, Мастер начал новую жизнь. Историк по образованию, а также переводчик, благодаря счастливому, как ему тогда казалось, случаю, получил возможность уйти со службы и отдать все свои силы и время написанию романа о Понтии Пилате.

Главной ценностью для Мастера было творчество: дни, проведенные за написанием романа, стали счастливейшими днями его жизни.

При том, что выглядит Мастер человеком не от мира сего, из его рассказа становится понятно, что ничто человеческое ему все-таки не чуждо: он упоминает и «прекрасный серый костюм», в котором он ходил на прогулку, и ресторан, где обедал, и уютную обстановку, которую создал в своем подвальчике.

Мастер не был замкнут в себе, хотя и жил до встречи с Маргаритой одиноко, не имея нигде родных и почти не имея знакомых в Москве.

Общение ему заменяли книги и окружающий мир, который он воспринимал во всех звуках, запахах и красках: он любил розы, необыкновенный запах сирени и зелень ее кустов, липу и клен у дома.

Чувство прекрасного, которое было ему свойственно, давало ему возможность получать от жизни много радости и приятных минут. И это чувство не позволило пройти мимо Маргариты, хотя, как он признается, его поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах.

Встреча с Маргаритой стала для Мастера подарком судьбы: она изменила его жизнь и, можно сказать, его смерть. Именно благодаря Маргарите Мастер получил покой в вечности, который так жаждала его душа, истерзанная земными страданиями последних месяцев жизни.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где найти старца в наше время

Тайная жена Мастера отомстила за него и критикам, которые за «пилатчину» стали его преследовать после публикации глав романа: превратившись в ведьму, она разгромила квартиру критика Латунского.

Сам Мастер не очень хорошо разбирается в людях. В мире литературы он не ждет подвоха и, написав роман, выходит в жизнь, не ожидая ничего плохого.

Он даже не догадывается о том, что Алоизий Могарыч, с которым он подружился незадолго до ареста, стал причиной его удаления из подвальчика. Не верит он и в силу любви к нему Маргариты: он признается Ивану в том, что надеется, что она забыла его.

Как человек гениальный, Мастер простодушен и доверчив, его легко напугать, вывести из состояния равновесия. Он не способен бороться за свои права.

История Мастера во многом автобиографична: Булгакова также преследовали советские критики, заставляя писать в стол и уничтожать свои произведения. Ставшая крылатой фраза «Рукописи не горят», сказанная Воландом при возвращении Мастеру романа, который он в приступе отчаяния сжег в печке, может быть отнесена и к судьбе «Мастера и Маргариты». Роман, при жизни Булгакова неопубликованный, после его смерти пришел к читателю и стал одной из самых читаемых книг современности.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/bulgakov/obraz-i-harakteristika-mastera-v-romane-master-i-margarita

«Дети подземелья» — краткое содержание рассказа В.Г. Короленко — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

короленко как истинный мастер рассказа

Книга В. Г. Короленко «Дети подземелья» (другое название — «В дурном обществе») была написана в 1885 году. Она востребована даже в английской версии. В этом произведении поднимаются вопросы, связанные с милосердием, благородством и сочувствием, обсуждается тема отцов и детей, друзей, бедности и богатства, взросления, формирования личности. Рассказ «Дети подземелья» Короленко в кратком содержании поможет ученикам познакомиться с сюжетом, не читая книгу полностью.

Суть рассказа

Рассказ даст повод для размышлений даже взрослому человеку, хоть что это подростковая проза. Дети смогут понять человеческое поведение, дружбу, верность, силу слова. Книга учит тому, что нельзя предавать друзей, нужно отстаивать убеждения, быть верным своему слову, человечным, помогать окружающим и не бросать в беде никого.

Автором были затронуты вечные темы: любовь, мир, дружба и добродушие. Рассказ вызывает чувства сопереживания к героям, чья жизнь связана с лишениями.

События повести происходят в Польше, где проживают дети уважаемого судьи Вася и Соня. Их жизнь протекает спокойно и размеренно. Но происходит несчастье, которое уносит жизнь их мамы. Семейная драма оборачивается тяжкой болью, отсутствием любви у отца к сыну, который отдаляется от 6-летнего мальчика, ограничивая свое общение только с дочерью.

Ребенок считает себя брошенным, бродит по городу без цели. Как-то ему встречаются нищие бродяги Валек и Маруся, которых нужда заставила воровать и попрошайничать. Они обитают в развалинах старого замка вместе со своим отцом Тыбурцием и остальными нищими.

В результате Вася приобретает друзей, зовет их поиграть в саду у себя дома. Отец Валека и Маруси не одобряет этого, так как это дом уважаемого судьи в городе. Но ребята все равно продолжают видеться. Сюжетные линии подразделяются на взаимоотношения:

  • детей из совершенно разных миров;
  • отцов и сыновей;
  • взрослых.

Описание героев

В повести показаны два мира: беззаботный и обездоленный. Они пересекаются между собой и дают повод для рассуждений. Повесть представлена двумя видами героев:

  • дети: Вася, Соня, Валек, Маруся;
  • взрослые: судья (отец Сони и Васи), Тыбурций Драб (отец Валека и Маруси).

В этой книге автор воссоздает факты из своей биографии. В образе Васи Короленко описывает самого себя, свои переживания из детства. Этот герой умеет отлично разбираться в людях, сочувствовать. Его отец обладает такими качествами, как честность и справедливость. Но, несмотря на высокопочтенную должность судьи, он может наряду со всеми отчаиваться и переживать.

Автор объединил два мира и две семьи, охарактеризовал героев с наилучшей стороны: они понимающие, благородные, умеют помогать другим. Персонажи учат нас не робеть перед жизненными трудностями и неурядицами, принимать обстоятельства со всеми их положительными и отрицательными сторонами. Короленко призывает своих читателей:

  • понимать тяжкую участь ближнего;
  • не забывать о сочувствии;
  • помогать друг другу, слушать и слышать;
  • уважать, не обращая внимания на статус и положение.

Пересказ по главам

Краткое содержание «Детей подземелья» — история, вдохновляющая своих читателей оставаться всегда человечными, не быть чуждыми к чужому горю, несмотря на имеющиеся социальные предрассудки. Рассказ западает зрителю в самое сердце, способен изменить мировоззрение человека.

Замок и часовня

Польский город Княжье-Вено опоясывали пруды, на одном из которых был остров с заброшенным замком. Это строение было жутким и древним. В нем жили бедные люди.

Как-то случилось расслоение людей на классы: бедняки, считавшие себя более благородного происхождения из-за того, что они служили у графов, выгнали тех, кто не обладал «голубой кровью» и не был в столь высоком положении. Среди них были Тыбурций Драб со своими детьми.

Изгнанным людям пришлось искать себе другое пристанище, они нашли его в подземелье «среди серых камней», которое находилось над пугающей местных жителей старой часовней и напоминало замок. Жители Княжье-Вено боялись старинных зданий больше, чем населяющих их людей.

В книге приводится подробное описание внешности Тыбурция, а также его образованности, которая взялась непонятно откуда.

Судья и Вася

Вася — сын судьи — стал уличным бродягой не из-за нужды, а в связи с потерей матери. Его отец был очень уважаемым человеком, который утратил всякий интерес к жизни после смерти супруги. Он обращал внимание на дочь, так как та была похожа на мать и пробуждала в нем светлые воспоминания. А вот сын был брошен на волю судьбы. Мальчик сильно переживал разрыв с отцом, поэтому и начал странствовать.

Читая краткое содержание «Детей подземелья», можно понять, как автор подробно изображает образ несчастного ребенка, но при этом абсолютно нравственно здорового.

Вася — человек двух миров. С одной стороны, ребенок из благополучной семьи. С самого рождения у него были слуги, он не знал нужды и голода. С другой стороны, это одинокое дитя улиц, которое было брошено родным отцом без внимания. Глава посвящена описанию мальчика, составлению его психологического портрета.

Вася изучал все тайные уголки в городе, ему наскучило бесцельное хождение. Он решил исследовать неизвестную землю — заброшенную часовню у кладбища. Ему было боязно отправляться туда в одиночку, поэтому было решено позвать с собой мальчишек. Этих ребят манила тайна часовни, о которой ходило много слухов.

Добравшись до объекта исследования, мальчишки испугались и разбежались, а Вася осмелился пойти до конца. Он понял, что тут нет никаких тайн, но вместо этого приобрел друзей. Вася познакомился с Валеком и Марусей. Им было 9 и 4 соответственно.

Из рассказа Валека главый герой узнал, что дети из часовни — часть людей, изгнанных из замка. Вася обещает, что будет навещать новых друзей почаще, приносить яблоки из своего сада. При этом Валек нехотя позволяет ему творить добрые дела.

Игры и тайны

Вася по-прежнему приходил к своим новым друзьям. Особенно ему радовалась Маруся, так как он ей приносил вкусности. Они играли все вместе. Однажды главный герой заметил, что девочка сильно больна. У нее была сильная худоба, странная походка. Болезнь неизвестная, но ясно было одно — подземелье («серые камни») вытягивает из нее все силы.

Однажды Валек решается показать место их обитания, ребята спускаются. Вася узнает, что его новые друзья занимаются воровством, а это приводит к внутреннему конфликту. Ему было сложно понять, почему так произошло, хотя кажется, что все и так очевидно.

Этот нравственный конфликт не давал ему покоя, мальчику трудно было принять, что он дружит с вором. Он уже не мог, как прежде, играть с этими ребятами. Вася вернулся домой и заснул в слезах. Это были слезы горести, отчаяния, жалости, что людям приходится жить в таких условиях, воровать.

Однажды «чужака» в подземелье обнаружил Тыбурций — отец Валека и Маруси. Он проявил себя благородно во время знакомства, несмотря на свои условия жизни. На всякий случай мужчина уточнил у паренька, не разболтал ли он про их убежище.

Тыбурций был высокого мнения об отце Васи. Он сообщил, что это единственный судья с добрым сердцем. В конце главы описывается обед, где приняли участие жители подземелья и Вася.

Наступила осень

Погода начала портиться, а мальчику нужно было ходить к своим друзьям. Помимо этого обстоятельства также произошло следующее: Януш, предводитель засевших в замке людей («аристократов»), наведался к судье. Он рассказал о похождениях сына, приукрасив свою историю вредным влиянием, которое могут оказать на мальчика люди подземелья. Судья не поверил этим словам.

У Васи состоялся разговор с Тыбурцием про наговоры Януша. Маруся еще сильнее разболелась, было ужасно невыносимо смотреть на это, ведь Вася успел привязаться к девочке. Ей становилось хуже. Главный герой приносил свои игрушки, но, к сожалению, это не помогало.

Однажды он решил обратиться за помощью к своей сестренке, у которой имелась роскошная кукла. Это был подарок матери. Поначалу Соня не хотела расставаться со своей любимой куклой, но ее брат все-таки переубедил.

Маруся была в восторге от игрушки. Эта кукла была словно «живая вода», которая благотворно подействовала на девочку. Но выздоровление было недолгим, а у Васи из-за игрушки возникли проблемы дома. Это случилось из-за слуг, они начали подозревать неладное, а отец стал волноваться, так как кукла была подарком любимой женщины.

Вася попал под домашний арест. Судья стал его расспрашивать про подземелье, но мальчик не выдал секрета. Отец не мог справиться со своим гневом.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Эпитафия что это такое

Во время разразившегося спора Васю из окна стал звать Тыбурций, а затем он зашел в кабинет. У него состоялся диалог с судьей. Гость рассказал всю историю и вернул куклу, а затем пригласил Васю попрощаться с Марусей, так как она умерла. Затем идет описание того, как проходит церемония прощания.

Читая повесть даже в сокращении, понимаешь, что в этом месте наступает самый трагичный и драматичный момент всей истории.

Вскоре бродяги покинули свое подземелье, растворились в большом мире, а часовня разрушилась. Она обрушилась на кладбище, разрушив почти все могилки, кроме одной. Той, куда частенько приходили Вася и Соня, где они читали, делились планами и мечтами.

Автор показал своим читателям непростой путь взросления. Несмотря на смерть матери, отчуждение отца, мальчик смог обрести друзей, познать истинную дружбу. Новые знакомства открывают ему другую часть мира — нищету и воровство. Он познает жизнь, учится ценить и отстаивать свое мнение, а также близких людей.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/kratkoe-soderzhanie/101234-deti-podzemelia-kratkoe-soderjanie-rasskaza-v-g-korolenko.html

«Чудная», анализ произведения Короленко

короленко как истинный мастер рассказа

Короленко написал очерк «Чудная» в 1880 г. в пересыльной тюрьме в Вышнем Волочке. Он передал его через друзей нелегально. Но опубликовать рукопись не удалось. Ни журнал «Слово», ни «Отечественные записки» не смогли это сделать по цензурным соображениям. В 1893 г. очерк был издан в Лондоне Фондом русской вольной прессы.

Он издавался в России нелегально, пока в 1905 г. не был напечатан в журнале «Русское богатство» в книге 9 под названием «Командировка». Позже Короленко вернул очерку прежнее название, переместив акцент с Гаврилова на Морозову.

Он задумывал посвятить его Эвелине Улановской, ссыльной студентке из Петербурга, с которой познакомился в Березовских Починках, но этот замысел не был осуществлён.

Литературное направление и жанр

Произведение имеет подзаголовок «Очерк из 80-х годов». Очерк – жанр художественно-публицистический, основанный на реальных событиях. В небольшом очерке Короленко рассказывает историю не только ссыльной революционерки, но и жандарма. Детали жизни ямщика, хозяйки избы, у которой останавливается герой-рассказчик, придают повествованию реалистичность и документальность.

Тематика и проблематика

Тема очерка – тяжёлая жизнь политических ссыльных, наказание которых, с точки зрения Короленко, гораздо больше преступления.

Проблема очерка – невозможность оставаться человеком, а иногда и жить, в бесчеловечном обществе.

Сюжет и композиция

Основной сюжет очерка имеет композиционное обрамление. Героя-рассказчика, политического ссыльного, везут по этапу в Сибирь. На станции один из жандармов рассказывает ему о своей первой командировке — сопровождении юной революционерки, которая недолго прожила на поселении, умерев от чахотки.

Герои

Образ рассказчика автобиографичен. Так же, как Короленко, он отправлен в Сибирь на поселение. Это человек тонкой душевной организации, принимающий близко к сердцу боль других людей и страдающий от невозможности помочь.

«Старшой» Гаврилов – провожатый ссыльного рассказчика: «Человек довольно симпатичный, с прямым, даже как будто интеллигентным лицом, расторопный,.. не педант». Это жандарм, которому свойственно рассуждать.

Гаврилов из сдаточных, скоро выходит срок его службы, он на хорошем счету, и ему предлагают остаться. Он уже отвык от крестьянской работы, пищи, грубого обхождения, но всё-таки не хочет оставаться. Он и сам не может объяснить, почему, но ему невесело: «С чего уж это, не знаю, — только иной раз так подступит – нож острый, да и только».

Гаврилов служит с усердием, но он не формалист. Он по-человечески жалеет заключённых, совершенно их не оправдывая: «Начальство зря не накажет». Он пытается понять мотивы поступков заключённой. Он начинает жить нуждами совершенно постороннего человека, так что ему даже приходит в голову попросить у начальства взять заключённую в жёны. Его «как будто в сердце кольнула булавка», когда он увидел, что девушка кашляет кровью.

Гаврилов многократно нарушает должностную инструкцию: не обыскивает девушку, не закрывает окно в поезде, не скрывает от пересыльной станцию назначения, угощает заключённую чаем и белым хлебом, от которых она гордо отказывается. Гаврилов рискует своей службой, когда просит о ссыльной, чтобы она плыла на пароходе.

За это и за то, что ходил к Морозовой в месте ссылки, начальник не хотел представлять его в унтер-офицеры. Но не это беспокоит Гаврилова, а то, что после смерти Морозовой он стал как «порченный», два дня не принимал пищи. Эта «порченность» и есть истинная человечность, недоступная большинству.

Кажется, что жандарм выполнил её пожелание при последней встрече: «Желаю вам когда-нибудь человеком стать – вполне, не по инструкции».

Барышню политичку Морозову нужно было везти из замка по маршруту в уездный город. Вещей у неё маленький узелок, «небогатых, видно, родителей». Морозова молода, «как есть ребёнок». Волосы у неё русые, сама бледная, а на щеках румянец. Губы у девушки тонкие и сердитые.

Ссыльный Рязанцев, у которого поселилась Морозова, так характеризует девушку: «Порода такая: сломать её можно, ну а согнуть, — сам чай видел: не гнутся этакие». Революционерка в прямом смысле умирает за принципы.

Девушка озлоблена на весь мир, не верит людям и удивляется, когда Гаврилов проявляет обыкновенную заботу о её здоровье. Со свойственным её возрасту максимализмом девушка верит, что «свои», ссыльные, всегда примут её и не обидят. Вот от них она согласна принимать помощь.

Гордыня – основная черта этой бедной, умирающей революционерки. Она не просит, а «дерзкие слова выражает». Твёрдость характера девушки поражает автора. Девушка с горечью обращается к конвоирам, обвиняя государственное устройство в целом: «Проклятые вы теперь ваша воля».

Материальное для Морозовой будто вовсе не существует. Денег у неё всего рубль двадцать, но она «брезгает» принимать чай и хлеб от жандармов, отказывается от жандармского тулупа.

Девушка не прощает не просто жандарма, а всю власть, которая сгубила её молодую жизнь.

В отличие от Морозовой, ссыльный Рязанцев отделяет систему от отдельных людей, которые в ней служат. Он понимает, что Гаврилов – человек хороший, но недалёкий.

Наиболее трагический образ очерка – бедная мать Морозовой, которая не знает о смерти дочери и едет за ней в уездный город, продав всё своё нехитрое добро.

Художественное своеобразие

Писатель очень внимателен к деталям. Всю суровую жизнь северного края он характеризует словами «бедно и неприветно». Выдра «позобала» рыбу в реке, вся картошка помёрзла. Жители будто сами отбывают наказание, питаясь только хлебом, луковицами и чаем.

Излюбленный приём тонко чувствующего природу Короленко – психологический параллелизм. Подобно снежной буре, поднимаются и летят одна за другой тяжёлые мысли рассказчика.

В очерке очень важна речь героев. Короленко подчёркивает их место рождения, пользуясь диалектными словами: закужавела, сивера, позобала. Писатель передаёт не только лексику, но и грамматический строй диалекта: «Ничего нет-то у нас», «Нельзя вам ехать-то будет».

Короленко показывает разницу в интеллекте и общественном положении героев, только описывая их речь. О словах Морозовой Гаврилов говорит: «Ровно бы и по-русски, а ничего понять невозможно».

  • «Слепой музыкант», анализ повести Короленко
  • «В дурном обществе», краткое содержание по главам повести Короленко
  • «Слепой музыкант», краткое содержание по главам повести Короленко
  • «Парадокс», анализ рассказа Короленко
  • «Парадокс», краткое содержание по главам очерка Короленко
  • «Огоньки», анализ рассказа Короленко
  • «В дурном обществе», анализ повести Короленко
  • «Река играет», краткое содержание по главам произведения Короленко
  • «Мгновение», анализ произведения Короленко
  • «Река играет», анализ рассказа Короленко
  • «Без языка», анализ рассказа Короленко
  • «Без языка», краткое содержание рассказа Короленко
  • Владимир Галактионович Короленко, краткая биография
  • «Мороз» , анализ рассказа Короленко

По произведению: «Чудная»

По писателю: Короленко Владимир Галактионович

Источник: https://goldlit.ru/korolenko/1268-chudnaia-analiz

Искусство и ремесло: аргументы к сочинению

Аргументы из литературы для сочинения по направлению «Искусство и ремесло».

«Искусство и ремесло» аргументы к сочинению:

    • В повести Н.В. Гоголя «Портрет» главный герой был живописцем, которому не на что было жить. Его одолели долги, ему надоела голодная жизнь, но он ничего не мог поделать. Однако как-то раз он купил картину, которая поразила его своим гипнотическим эффектом. Хмурый и вместе с тем лукавый взгляд изображенного там ростовщика всюду следовал за наблюдателем.

      Ночью новому владельцу полотна приснился сон, где богач оживает и роняет на пол несколько купюр, пересчитывая деньги. На утро Чартков случайно обнаруживает ассигнации. Теперь у него много денег, но потребности увеличиваются не по дням, а по часам. Тогда художник берется за портреты на заказ, где богатые клиенты требуют от него не творческого подхода, а умения приукрасить действительность в угоду их мещанскому вкусу.

      Делать нечего, он на все идет ради гонорара! В конце концов, талант пропал, а ему на смену пришло хорошо оплачиваемое ремесло. Живописец осознал перемены, когда увидел на выставке подлинно талантливые работы друга. Он сошел с ума от зависти и решил уничтожить все то, что казалось ему красивым.

      Таким образом, искусство требует жертв от человека, он должен отдаться творчеству без остатка, иначе его дар превратится в навык, которым отнюдь не боги обжигают горшки.

    • В повести Н.В. Гоголя «Портрет» рассказывается история героя, который нарисовал злосчастную картину. Это мастер своего дела, которому, конечно, нужно было содержать семью. Поэтому он, не думая, взялся за крупный заказ.

      Один известный своей жестокостью ростовщик хотел перед смертью получить идеальный портрет самого себя. Для этой цели он нанял лучшего живописца. Тот приступил к долгой и сложной работе. Чем дальше он заходил, пытаясь проницательным взглядом проникнуть в душу ростовщика, тем хуже себя чувствовал. Казалось, его порочность оставляет следы от своих когтей в его сознании. Мастер так и не закончил полотно, его обуяли порочные мысли и желания.

      И вот он решил, что очиститься от скверны ему поможет только жизнь в монастыре. Он ушел в святую обитель и излечился, восстановив мир в душе. Таким образом, искусство может нести не только свет, но и тьму, поэтому каждый творец должен нести ответственность за то, что он делает. Его творческая свобода не должна превращаться во вседозволенность.

    • А.С.

      Пушкин в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» выразил своё отвращение от необходимости продавать свои творения. В этом произведении поэт представляет две противоположные точки зрения. Книгопродавец – человек деловой, на всё у него есть своя цена, выраженная в денежном эквиваленте. Ему кажется, что писать «стишки» — это обычная профессия, ничем не отличающаяся от работы любого ремесленника.

      По мнению книгопродавца, главное тут- подогнать свой товар под вкусы нужных людей, чтобы выгодно сбыть товар. Поэт в начале стихотворения горячо спорит с книгопродавцем, рассказывая ему о вдохновении, о свободе творчества. Но книготорговец парирует: «Наш век – торгаш; в сей век железный без денег и свободы нет». Поэт сдаётся, и на смену возвышенных строк приходит пошлая проза: «Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся».

    • В рассказе Куприна «Тапер» изложена незамысловатая история о том, как бедный юноша-пианист, зарабатывал на праздниках в богатых домах и на одном новогоднем празднике встретился со знаменитым композитором, проявившим интерес к его игре и обеспечившим юному таланту блестящее будущее. Проблема искусства и ремесла раскрывается в этом произведении в явном несоответствии ремесла тапера манере игры талантливого музыканта.

      Слово «тапер» в одном из своих значений называет бесчувственно играющего исполнителя, а Юрий Азагаров играл вдохновенно, воодушевлённо и очень артистично. Такая игра не могла оставить равнодушным никого, поэтому знаменитый Рубинштейн обратил на него своё внимание. Эта проблема решена в рассказе в пользу истинного искусства: сколь бы ни был мал и скромен человек, его заметят, если он вкладывает душу в своё творчество.

      Именно такой одухотворённостью отличается искусство от ремесла.

    • Влияние искусства на восприятие мира человеком показано в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Крупно проигравшись в карты, Николай Ростов не знает, как сообщить об этом семье, переживающей финансовые трудности. Но его переживания развеивает пение сестры Наташи. Услышав великолепное исполнение композиции, он успокаивается и понимает несущественность своих душевных терзаний в сравнении с величием искусства.

    • Наташа Ростова не только обладала великолепным голосом, но и тонко чувствовала музыку. Восторг у девушки вызывали не только композиции, звучащие на приемах и балах, ей не чуждо было пуститься в пляс под гитару, зазывающую задорными мотивами. Этим автор показывает, что подлинное искусство не подчиняется временам и нравам.

    • Гробовщик Яков Иванов подрабатывает скрипачом вместе со своим товарищем евреем Ротшильдом. Второй часто фальшивит, чем раздражает друга.

      Но сам Яков не относится к музыке серьезно, лишь только после смерти жены, узнав, что и ему осталось жить недолго, играет на скрипке проникновенно, вызывая у окружающих слезы. Гробовщик завещает инструмент другу еврею и умирает.

      Ротшильд, проникшийся до глубины души услышанной мелодией, воспроизводит ее на подаренной скрипке. Композиция приносит ему славу и признание, становится бессмертной.

    • Ремесленничество в сфере искусства ярко показано в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Столичные литераторы давно поставили на поток свои произведения, их больше волнует отпуск на даче, путевки в Ялту и пресловутый «квартирный вопрос».

    • Отношение Мастера к творчеству совсем иное: роман о Понтие Пилате поглощает его полностью. Чтобы свободно творить писатель снимает небольшой подвальчик на Арбате, на все выигранные в лотерее деньги скупает литературу с нужными для книги сведениями.

      Когда на роман обрушивается критика, и его не пускают в печать, Мастер чувствует себя опустошенным, сжигает рукописи, а после попадает в психиатрическую лечебницу.

      Таким образом видим, как истинное творчество подменяется шаблонными произведениями, выполняемыми в угоду власти.

    • Разницу между искусством и ремеслом подсказал нам А.С. Пушкин в произведении «Моцарт и Сальери». Герои всегда состязались в музыке, но первенство неизменно получал Моцарт, хотя его оппонент усерднее готовился и лучше учился. Он часами просиживал, пытаясь выдумать мелодию, что по силе и страсти превзойдет композицию коллеги. Но все напрасно. Гений сочинял шедевр за минуты, не прикладывая, казалось бы, никаких усилий. Тогда отчаявшийся композитор решил расправиться с удачливым соперником и подмешал тому яд. Но талант мертвеца не озарил убийцу, его смерть не помогла Сальери завоевать музыкальный Олимп. Дело было не в Моцарте, а в том, что кому-то свыше суждено проявить непревзойдённое дарование, а другим этого просто не дано. Возможно, они найдут свое призвание, но в другом деле. Таким образом, искусство – это дитя вдохновения, это дар свыше. Оно призвано созидать то, чего раньше не было. А ремесло – это, как правило, коммерческое воспроизведение того, что уже есть. Это не озарение, а рутинный процесс, цель которого – удовлетворение потребностей заказчика. Искусство же всегда направлено в вечность, оно не имеет ориентации на потребителя.
    • Я считаю, что прав бы публицист Ромен Роллан, когда сказал, что «Творить — значит убивать смерть». Пример, подтверждающий эту мысль, можно найти в произведении А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Главный герой был гением в мире музыки, его творения поражали современников. Мелодии его авторства ознаменовали новую эру в искусстве звука. Однако сам творец прожил недолго, по сюжету книги его отравил коллега, позавидовавший его славе. Забыли ли Моцарта после смерти? Нет. Его музыка победила саму смерть, ведь имя композитора живет до сих пор, а его мелодии поют громогласную песню о том, что их создатель бессмертен.
    • В сказе Н.С. Лескова «Левша» описывается непростая судьба творца. Тульский мастер получает важный заказ от самого императора: нужно показать английским умельцам, что русские коллеги лучше. Доставить поручение берется казак Платов. Он же жестоко контролирует деятельность работников. Левша и его команда долго трудились над непосильной задачей, но сделали невероятное достижение: подковали английскую блоху, которой так поразился император. Одна беда: раньше блоха танцевала, а после работы над ней перестала двигаться. Тут рассвирепел Платов, так и не поняв того, что сделали мастера. Он сильно избил Левшу. Но когда при дворе поняли, чего он добился, все единодушно решили отправить умельца в Англию, чтобы похвастаться его работой. За границей одаренного мужчину сразу же оценили по достоинству. Там и жену ему подобрали, и денег обещали, и всяческими почестями задабривали, но он упрямо рвался на родину. В конце концов, сел он на судно и поехал домой. Больше всего хотел он вовремя донести до императора важный секрет: нельзя ружейные дула кирпичной крошкой чистить, оружие портится. Но в родной стране пьяного Левшу бросили умирать, никто не прислушался к его словам, никто не помог ему. Так и умер талантливый человек, которого важные господа всего лишь использовали, но не оценили. Таким образом, судьба редко балует гениев, ведь люди слишком поздно понимают их значимость.
    • В сказе Н.С. Лескова «Левша» рассказывается о жертве, которую искусство требует от того, кто им владеет. При знакомстве с тульским мастером мы обращаем внимание на то, что волосы у него выдраны еще во время обучения. Также мы видим, что он беден и живет очень скромно. Интересен и тот факт, что герой рабски покорен судьбе и не спорит с Платовым, когда тот несправедливо нападает на умельцев. Все это говорит о том, как на самом деле выглядит жизнь настоящего творца. Это не слава и почести, богатство и признание, нет! Это нищета, тяжелый труд, напряженное и трудное постижение тонкостей мастерства. Все это человек должен вытерпеть без ропота. Иначе его дар не получит развития и не станет настоящим талантом. Такова цена таланта!
    • В своем произведении «Реквием» А. Ахматова описывает времена жестких репрессий, когда людей без суда и следствия отправляли в ссылку, не сообщая ничего родным.

      Матерям и женам месяцами приходилось выстаивает бесконечные очереди, дожидаясь хоть какой-нибудь весточки от сыновей и мужей. Этой поэмой поэтесса бросила вызов сталинскому режиму, за что ее остальные произведения стали запрещенными для печати.

      Ахматовой пришлось терпеть унижения и страдания за неугодную властям позицию в искусстве.

    • Петр родился слепым, но обладал хорошим слухом и осязанием. С детства мальчик интересовался игрой конюха Иохима на свирели, сам начал осваивать дудочку, а после и фортепиано. Музыка помогала ему воспринимать и «видеть» мир. Петру пришлось преодолеть много испытаний, чтобы принять себя таким, каким он есть. Но талантливому музыканту удалось добиться признания окружающих и обрести личное счастье.
    • Простой парень Василий Теркин предстает перед читателем мужественным солдатом и одновременно большим оптимистом. Его задор не раз поднимает боевой дух у сослуживцев. Однажды среди зимы его подбирает проезжающий грузовик с солдатами. Веселый по нраву парень играет им на гармони, от чего бойцам становится теплее, и они пускаются в пляс. Таким образом, музыка помогла людям отвлечься от тяжелых мыслей о происходящем и на время забыть о войне.

«Искусство и ремесло»: материалы для подготовки к сочинению

Источник: https://bingoschool.ru/blog/240/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Что нужно для покупки охотничьего ружья

Закрыть