Кто написал житие сергия радонежского

Преподобный Сергий Радонежский житие кратко

кто написал житие сергия радонежского

В Москве, в знаменитой Третьяковской галерее, висит большая картина. На вершине пригорка стоит белокурый мальчик. На вид ему лет семь-восемь, не больше. На руке у него висит кнутик, пальцы молитвенно сложены. Рубашка с красным воротом перекликается своей белизной с тоненькой березкой, растущей невдалеке.

Да и сам мальчишечка похож на эту березку — тоненький, хрупкий, гибкий. Широко распахнутыми глазами он смотрит на стоящего перед ним монаха. Лицо одетого в черное старца закрывает капюшон-клобук; из-под него видна только седая борода. На заднем плане церковка, а еще дальше бескрайние, полные прозрачного хрустального воздуха русские просторы.

В руках монаха крошечный ларчик.

​Еще мгновение, и он достанет оттуда кусочек церковного хлеба — просфоры — и даст его отроку. Картину эту написал в конце XIX века замечательный русский художник Михаил Васильевич Нестеров. Называется она «Святое видение отроку Варфоломею» и рассказывает о чуде, которое случилось в юности великого русского святого подвижника Сергия Радонежского.

Рождение Сергия Радонежского

Древние русские летописи говорят, что Сергий Радонежский, до пострига носивший имя Варфоломей, появился на свет в первой четверти XIV века в селе Варницы близ Ростова в семье боярина Кирилла и его жены Марии.

Вместе со старшим братом Стефаном и младшим — Петром под приглядом местного дьячка он постигал грамоту, однако буквы священных библейских текстов никак не складывались у него в слова.

Варфоломей печалился и страдал, ибо мила его сердцу была и горячая молитва, и святые образа в церкви. В это время и повстречал он старца-странника, который помолился за отрока и дал ему кусочек просфоры.

То ли эта неожиданная встреча с божьим человеком, то ли совершенное им священное действо так повлияли на мальчика, но случилось чудо.

Словно пелена спала с его ума, и в тот же день он громко и ясно читал у домашних икон псалтырь — одну из книг Библии. Старец же предрек его родителям, что «велик будет сын ваш перед Богом и людьми». При тех чудных словах вспомнилось матери Варфоломея, как еще до рождения сына стояла она в церкви, и трижды детский голос перекрыл слова певчих. Еще тогда показалось ей — это особый знак свыше о том, что жизнь ребенка, которого она носила под сердцем, будет связана со Святой Троицей.

Переселение на Радонеж

Так оно и вышло. Варфоломей подрастал в тяжелое для Ростова, да и для всей Руси время. Еще памятно было жестокое разорение города монголами. Тяжелой данью придавили они русичей, не давали вздохнуть, вольно расправить плечи. Но не только от монгольского ига страдали ростовчане.

В Москве власть забрал Иван Калита, который, выдав дочь за ростовского князя, стал вмешиваться в его дела. Прислал в Ростов своих вельмож, которые хуже татар тянули из людей последнее. Беднел город, а с ним хирели и соседние села. Не от хорошей жизни пришлось родителям Варфоломея в 1328 году покинуть насиженные родные места и тронуться на новое жительство — на Радонеж, в глухой лесной угол, куда еще не добрались алчные поборники.

Глядя на разорение и бесправие людское, Варфоломей мечтал об уединенной жизни, в которой он один будет трудиться перед Богом, творить ему тихую свою молитву и прославлять его каждодневными трудами отшельника. От этой мечты его удерживал до поры лишь сыновний долг. Братья Стефан и Петр были уже женаты и жили своим хозяйством. Кто кроме него позаботится о стареющих родителях? Варфоломей был рядом с ними до конца их жизни.

Уединение на берегу реки Кончуры

После смерти родителей он уступил брату Петру свою часть наследства и отправился в окрестные леса, искать места для пустынного житья. Рядом с ним был и его брат Стефан. Жена его недавно скончалась, и тоскующий по ней вдовец хотел облегчить свое горе жизнью отшельника. Местом своего уединенного поселения братья избрали холм Маковец, что на берегу реки Кончуры. Здесь, посреди глухого Радонежского бора, срубили они маленькую церковь во славу Пресвятой Троицы.

Легка и тяжела жизнь лесного отшельника. Легка, ибо нет рядом несправедливости и горя, лишь молчание векового бора кругом. Тяжела, поскольку нет помощи людской в делах и молитвах ежедневных; кроху тепла и скудное пропитание — все приходится добывать своими руками.

Варфоломею тяготы в радость — каждое дело свое творит он без устали и во славу Божию. Однако годы Стефана дают себя знать, жизнь аскета для него оказалась слишком тяжела. Пришлось ему со временем покинуть брата и уехать в московский Богоявленский монастырь.

Так Варфоломей остался в лесу совсем один.

Возникновение монастыря вокруг отшельника Сергия Радонежского

Жил он так тихо и светло, что вскоре лесное зверье перестало пугаться этого удивительного человека. Кажется, Варфоломей стал понимать бессловесный язык животных, которые стали его бесхитростными соседями.

Летописи говорят, что к Варфоломею приходил даже косолапый лесной великан — медведь, с которым святой делил и скудную свою пищу, и ласковое доброе слово. За годы уединенной жизни Варфоломей утвердился в правильности пути отшельника и принял постриг — стал монахом и взял себе монашеское имя Сергий.

Вскоре об удивительном отшельнике Сергии Радонежском пошла людская молва. На Маковец потянулись монахи, желавшие, как и он, тихой уединенной жизни вдали от мирской суеты. Так вокруг подвижника возникла скромная обитель. Поначалу монахов было лишь двенадцать — по числу святых библейских апостолов. Лишь с большим трудом удалось им уговорить Сергия стать игуменом — принять над ними старшинство.

Правила общежития он установил суровые — настрого запретил просить милостыню и велел жить только плодами своих трудов.

Пример подавал сам — с утра до вечера хлопотал по хозяйству: колол дрова, таскал бревна, носил для братии из источника воду в ведрах, пек просфоры и варил квас, сам шил одежду и обувь, успевая при этом творить молитвы и катать восковые свечи для церкви.

Говорят, что крестьяне, приходившие взглянуть на великого подвижника, не сразу узнавали его в оборванном старике, смиренно копающем грядки.

Между тем поселение отшельников разрасталось и со временем превратилось в небольшой монастырь. Вокруг стали селиться крестьяне, появились возделываемые поля, сенокосы, пасеки. Так убегавший от несправедливого темного мира Сергий подвижничеством своим стал творить вокруг себя жизнь иную, светлую.

В своем монастыре Сергий ввел правила общего жития. По ним все монахи в стенах его монастыря были равны меж собой, носили одинаковую одежду и питались из общего котла. Своим примером они являли людям общину тружеников, каждый из которых радел об общем благе и творил святую молитву во славу Господа.

По примеру Троицкого монастыря на Маковце ученики Сергия стали создавать другие монашеские обители. Более сорока монастырей так возникло в то время на Руси. А вблизи монастырских строений начинали селиться люди.

Сергий Радонежский в объединении Руси

Своими тихими и мудрыми словами Сергий Радонежский примирял враждующих меж собой русских князей, уговаривал их добровольно подчиниться великому князю московскому. Слово праведника оказывалось сильнее оружия.

Во многом благодаря усилиям Сергия Радонежского перед Куликовской битвой все русские воины объединились под началом Дмитрия Донского.

Сам Дмитрий Иоаннович перед решающим сражением приехал на Маковец к Сергию, молился вместе с ним и получил его благословение.

Нарушив ради спасения Родины от ее врагов монашеский обет не брать в руки оружия, Сергий отправил с полководцем двух своих иноков, Пересвета и Ослябю. По легенде, оба они пали в битве, которая закончилась славной победой над войском Мамая в день Рождества Богородицы.

Древние тексты рассказывают, что Пречистая Дева однажды сама явилась Сергию в сиянии света, услышав его молитвы об учениках и созданной им обители.

Кончина преподобного Сергия Радонежского знаменовала собой конец целого этапа в истории Русской Церкви и Русского государства

25 сентября 1392 года отошел ко Господу преподобный Сергий Радонежский. От его тела распространилось благоухание, а лицо было белым как снег. Через шестьдесят лет он был причислен к лику святых Русских.

Преподобный Сергий Радонежский не оставил после себя ни строчки рукописных поучений. В отличие от многих других христианских святых, житие Сергия не поражает чудесами — событиями, которые многие современные люди сочли бы невероятными. В его жизни был лишь каждодневный труд, любовь к людям и радение за родной край.

«Игуменом всея Руси» называли его. Георгий Федотов в «Святых Древней Руси» пишет о нем:

«От мистики до политики огромный шаг, но преподобный Сергий сделал его, как сделал шаг от отшельничества к общежитию, отдавая свое духовное благо для братьев своих, для русской земли.

Вмешательство преподобного в судьбу молодого государства московского, благословение им национального дела было, конечно, одним из оснований, почему Москва, а вслед за нею и вся Русь чтила в преподобном Сергии своего небесного покровителя Преподобный Сергий, в еще большей мере, чем Феодосий Печерский, представляется нам выразителем русского идеала святости, несмотря на заострение обоих полярных концов ее: мистического и политического. Мистик и политик, отшельник и киновит совместились в его благодатной полноте».

Возможно именно поэтому и жизненный путь Сергия Радонежского, полный «чистоты душевной и любви нелицемерной», остается для множества людей ярким путеводным маяком.

Источник: https://posmotrim.by/article/sergiy-radoneghskiy.html

Светоч Земли Русской

кто написал житие сергия радонежского

Преподобный Сергий
Радонежский

Жизнь преподобного Сергия Радонежского проявляет те нравственные идеалы, на которых воспитывалось не одно поколение наших предков. Нравственное начало всегда было необходимо человеку – в общем смысле нравственность едина во все времена и для всех людей. Поэтому Сергий Радонежский для нас – не только святой покровитель России, но и великий наставник в поисках нашего собственного духовного пути.

Земная жизнь Сергия Радонежского протекала в то время, когда Русь начинала подниматься после разорения и опустошения, причиненного монгольским нашествием. Постепенно восстанавливалось мирное течение жизни, хотя и прерывавшееся жестокими золотоордынскими набегами на русские города (Ахмылова рать – 1322 г., Федорчукова рать – 1328 г.). Во второй четверти XIV в.

возникает новое иноческое подвижничество, отличавшееся от того, которое существовало на Руси до золотоордынского ига. В Киевской Руси монастыри были городскими или же располагались в ближайших пригородах. С разорением городов большинство этих монастырей пришло в упадок. Переживание культурно-общественного потрясения эпохи монгольского нашествия влекло иноков к отшельничеству.

Они уходили из монастырей в пустыню, в леса, брали на себя труднейший духовный подвиг, погружаясь в созерцательную молитву, и давали пример еще большей отрешенности от мира, чем подвижники киевские.

Новое аскетическое движение пробуждается на Руси в разных местах. В Новгородской земле, не подвергшейся золотоордынскому разорению, монах Сергий пришел на Валаам, а другой монах, Кирилл, основал Челмскую обитель в Каргопольском уезде. Епископ Нижегородский и Суздальский Дионисий – идейный вдохновитель создания знаменитой Лаврентьевской летописи – учредил свой Печерский монастырь. Но наиболее ярким представителем и учителем нового иночества стал преподобный Сергий Радонежский.

Под сенью Святой Троицы

Преподобные Сергий и
Никон Радонежские

Основным источником биографических сведений о преподобном Сергии Радонежском является «Житие» – один из наиболее известных агиографических памятников, входивших в круг излюбленного чтения на Руси.

Преподобный Сергий (в миру Варфоломей Кириллович) был сыном ростовского боярина Кирилла, который переселился с семьей из разоренного при Иване Калите Ростовского княжества в город Радонеж в Московском княжестве. «Житие» описывает два мистических события, предопределивших покровительство Святой Троицы.

Одно произошло еще до рождения святого – в материнской утробе младенец трижды возгласил во время литургии. Другое событие относится к детским годам.

Отрок Варфоломей, которому с большим трудом давалась грамота, по благословению некоего таинственного старца сверхъестественным образом обретает способность к книжному учению и постижению догматов богословия.

Основание церкви
Св. Троицы

После смерти родителей, которые в последние годы приняли монашеский постриг, Варфоломей сам находит предназначенный ему путь – идет в Покровский монастырь в Хотьково и убеждает своего старшего брата Стефана, монаха, уже постригшегося в Хотькове, искать с ним место для отшельничества. Братья обрели место для пустынножительства в лесном урочище Маковец, в 14-ти верстах от Радонежа и в 10-ти верстах от Хотькова. Здесь они поставили (ок. 1345 г.) первую лесную деревянную церковь и освятили ее во имя Пресвятой Троицы.

Так преподобный Сергий Радонежский начинает на Руси традицию посвящения храмов Святой Троице. Вряд ли это случайно. Учение о Троице, представляющей в троичности единую сущность – «едину силу, едину власть, едино господство», было своеобразным религиозным воплощением идеи единства, которое ощущалось современниками как насущная потребность общественной жизни.

Троицкий собор

Ныне существующий в Троице-Сергиевой лавре Троицкий собор, выстроенный из белого камня в 1422 г. над погребением преподобного на месте трех сменявших друг друга деревянных церквей, первоначально был расписан лучшими мастерами того времени – Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Для иконостаса этого собора создана всемирно известная «Троица», написанная Андреем Рублевым, как отмечают летописи, «в похвалу отцу своему Сергию».

Монашеский постриг
в церкви Св. Троицы

В отличие от египетской Фиваиды, где подвизались древние христианские аскеты, суровая к человеку русская природа требовала не только молитвы и созерцания, но и тяжелого физического труда.

Не выдержав тягот, Стефан покинул своего младшего брата и ушел в московский Богоявленский монастырь. Но вскоре в пустыню приходит священноинок Митрофан, от руки которого Варфоломей и принимает монашеский постриг.

Однако и Митрофан недолгое время пробыл в пустыни – отойдя в Хотьково, он лишь изредка навещал преподобного Сергия.

Пустынножительство

«Житие» выразительно рассказывает об отшельническом подвижничестве Сергия Радонежского – и о страшных «бесовских искушениях», и о его всеобъемлющей любви. Каждый день к келье преподобного приходил из лесу дикий медведь, с которым святой делил свой хлеб.

Монастырские труды

О прошествии времени к преподобному начали приходить другие монахи и селиться в пустыни: каждый ставил себе келью, возделывал свой огород. Все собирались в храме для общей молитвы. По просьбе братии преподобный Сергий принял священнический сан и стал игуменом образовавшегося «особножительного» монастыря. «Житие» подчеркивает не столько суровость аскезы, сколько смиренную кротость игумена Сергия. Он однажды даже нанялся к одному из монахов строить сени к келье за решето гнилых хлебцев.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называется священная книга мусульман

Прибытие послов
из Константинополя

Ок. 1355 г. к преподобному Сергию в монастырь прибыли послы константинопольского патриарха. Они передали Сергию грамоту, в которой патриарх предлагал ему ввести в монастыре общежительный устав. Преподобный Сергий отправился с патриаршей грамотой в Москву на совет с митрополитом.

Получив благословение, Сергий Радонежский вводит в своем монастыре общежительный порядок, взяв на себя не только духовную ответственность, но и все бремя административных и хозяйственных забот.

Так новый иноческий путь, основоположником которого явился преподобный Сергий, органично соединился с древней, домонгольской традицией русского монашества.

Сергий Радонежский восстановил тот тип русского монастыря, который сложился в Киевской Руси в XI в., но к началу XIV в. оказался забытым, так как сама киновийная жизнь была разрушена еще в XII в. Помимо Троицкого монастыря, сам преподобный Сергий и его ученики основали десятки общежительных монастырей. Среди них Спасо-Андроников на реке Яузе, Симонов на реке Москве, монастыри в Серпухове, на Кержаче и другие.

Миротворец и собиратель русских земель

Преподобный Сергий Радонежский самоотверженно сделал трудный шаг от отшельничества к общежитию, отдав на благо других то, что считал своим духовным благом. Другой, еще более жертвенный шаг преподобного – его действенное пастырское служение в миру.

В «Житии», подчиненном строгому агиографическому канону, не нашли отражения факты благотворного влияния преподобного Сергия на общественно-политическую ситуацию в критические моменты русской истории.

Зато летописи и исторические сказания сохранили для нас драгоценные свидетельства о подвижничестве святого в миру.

Духовный авторитет Сергия Радонежского был чрезвычайно высок. Московский князь и удельные князья приезжали к нему в монастырь за советом и благословением, часто он сам покидал свою любезную обитель и шествовал в Москву или другие города, чтобы крестить княжеских детей. Митрополит Алексей, обладавший огромным влиянием на светскую власть, поручал преподобному Сергию ответственные политические миссии.

«Затворение» храмов
в Нижнем Новгороде

В 1365 г. митрополит Алексей посылает преподобного Сергия в Нижний Новгород для разрешения междоусобных княжеских разногласий, которыми сопровождался процесс «собирания» русских земель под эгидой Москвы.

Брак дочери Дмитрия Донского и

сына Олега Рязанского

Преподобный не только наложил епитимию на строптивого нижегородского князя Бориса Константиновича, но решительно пошел на беспрецедентные меры – он «затворил» все храмы в Нижнем Новгороде, чтобы вынудить князя к подчинению.

В 1385 г. преподобный Сергий выступил послом Дмитрия Донского к его злейшему врагу рязанскому князю Олегу Ивановичу. Результатом этой миссии стал брак дочери Дмитрия Донского с сыном Олега Рязанского, угасивший кровопролитную вражду.

Провидец великой победы

Каждый россиянин знает о том, что преподобный Сергий Радонежский благословил московского князя Дмитрия на национально-освободительную борьбу против Золотой Орды. Куликовская битва произошла 8 сентября 1380 г. и стала импульсом исторического самосознания русского народа и прогрессивных тенденций политического объединения русских земель.

«Житие» повествует о том, как преподобный, предвидя победу, известил об этом князя Дмитрия посланием. Грамоту преподобного Сергия гонец успел доставить в русское войско перед самым началом Куликовского сражения.

Однако более поздние источники – летописи, воинские повести и сказания – гораздо подробнее рассказывают о роли преподобного Сергия в этих событиях.

Поединок Пересвета
с Челубеем

Согласно позднейшим источникам, преподобный Сергий не только благословил московского князя на бой, но дал ему двух иноков-воинов, «зело умеющих ратному делу, и полки управляти, еще же и силу имущих, и удальство, и смельство», – Пересвета и Ослябю.

Своим деянием Сергий Радонежский освятил ратный подвиг защиты отечества. Поединок инока-воина Пересвета с татарским богатырем Темир-Мурзой (Челубеем) перед началом Куликовского сражения памятен нам по известным живописным полотнам художников В. М. Васнецова и М. И. Авилова.

Представлен этот сюжет и в знаменитом Лицевом летописном своде XVI века.

Храм-памятник
Сергия Радонежского

Летописи сообщают, что перед самым началом битвы посланец из Троицкого монастыря передал князю Дмитрию испеченный в монастыре хлеб и послание преподобного Сергия: «Без всякого сомнения изыди противу их, а поможет ти Бог и Святая Троица». Все то время, пока продолжалась битва, преподобный Сергий непрестанно молился и внутренним оком видел поле сражения, называя братии имена павших. Сегодня на Куликовом поле стоит храм, освященный во имя преподобного Сергия Радонежского.

Гармония духовного подвига и общественного служения

Явление
Пресвятой Богородицы

«Житие» повествует о многочисленных чудесах святого и бывших ему видениях. Сергий Радонежский – первый русский святой, удостоившийся явления Пречистой Богородицы. Описанные в «Житии» чудеса и знамения – это лишь знаки той мистической духовной жизни подвижника, суть которой не может быть передана словесным повествованием, даже повествованием агиографическим. Жертвенное служение на общее благо и мирские заботы в жизни преподобного Сергия все же не достигали той невидимой грани, за которой простиралась непостижимая глубина его духовного подвига. «Житие» рассказывает о том, как митрополит Алексей перед своей кончиной желал видеть своим преемником преподобного Сергия и как преподобный решительно отказался принять святительский сан.

В подвиге преподобного Сергия Радонежского удивительно гармонично сочеталось несовместимое. Впоследствии, в истории русского монашества XV–XVI вв. эти стороны разойдутся и образуются два направления, в равной степени восходящие к одному учителю, – это так называемые «нестяжатели» и «иосифляне». Обе линии имели начало в Троице-Сергиевой лавре – одна шла на юг, к Москве, а другая на север, в лесные пустыни по Волге и в Заволжье.

Андрей Рублев.
Св. Троица

Духовным последователем и младшим «собеседником» преподобного Сергия был Кирилл Белозерский (ум. 1427 г.). Их личные встречи описаны в «Житии» Кирилла. Преподобный Кирилл принял постриг в основанном Сергием Радонежским Симонове монастыре. Когда Сергий приходил в Симонов монастырь, он прежде всего заходил в хлебню к Кириллу, с которым беседовал часами «о пользе душевной».

«Собеседниками» преподобного Сергия Радонежского становимся и мы, когда предстоим написанной кистью Андрея Рублева «Троице» – духовному и эмоциональному «портрету» преподобного Сергия, – погружаясь в атмосферу бесконечного созерцания, настраиваясь на глубокие проникновенные размышления и ощущая необыкновенный приток радости и чистоты.

Источник: http://expositions.nlr.ru/ex_manus/SergeyRadonezhsky/radonezhsky.php

Житие преподобного Сергия Радонежского

кто написал житие сергия радонежского

Житие преподобного Сергия Радонежского насыщено большим количеством праведных и богоугодных свершений и чудес. Святой является божьим посланником, призванным Всевышним Господом в критические для Церкви времена.

Значение Сергия Радонежского для православных

Сергий Радонежский пришел на русскую землю, когда татарское племя заполонило практически всю территорию отечества, а князья вели ожесточенные междоусобицы.

Эти грандиозные проблемы сулили Руси совершенную гибель, поэтому Господь призвал преподобного Сергия, чтобы он освободил народ от жестокого несчастья. Для укрепления и поднятия нравственных сил, которые были ослаблены в течение продолжительного времени, святитель подал яркий пример благочестивой жизни: честным и дисциплинированным исполнением труда, ограничениями плоти и языка.

Святой Преподобный Сергий Радонежский

Преподобный Сергий Радонежский демонстрировал небывалое человеколюбие, терпение и познание психологических аспектов. Он умел отдавать все свое время на общее дело, благонравно проповедуя истинную религиозность.

Святой не стеснялся примерять на себя обязанности всякой профессии: занимался поварским делом, пекарским, плотничьим, колол дрова, молол муку. Он являлся истинным слугою братии, не жалея себя и никогда не впадая в уныние.

Читайте о Сергие Радонежском:

Жизнеописание преподобного

Родителей Варфоломея (мирское имя Сергия) звали Кириллом и Марией. Они являлись ростовским боярами, жили в селе под названием Радонеж и вели смиренный домашний быт, ухаживая за лошадьми и скотом.

Родители отрицали распущенность и роскошь, считались почтенными, религиозными и справедливыми людьми. Всегда давали милостыню беднякам и приветливо встречали путешественников в собственном доме.

  • В семь лет Варфоломей пошел учиться грамоте. Ребенок проявлял неоспоримое желание, но учеба у него совсем не удавалась. Варфоломей долго молился Богу, чтобы Тот способствовал раскрытию сердца и ума для принятия истинного знания.
  • Когда ребенок искал пропавших коней на большом поле, он увидел монаха в черной ризе и подошел к нему, чтобы рассказать о собственной скорби. Старец, проявив милосердие, долгое время провел в молитве о просвещении Варфоломея. Монах угостил мальчика освященной просфорой и обещал, что впредь ребенок сможет вникнуть в суть Писаний. Отрок действительно ощутил великую благодать и стал легко воспринимать книжное учение.
  • После судьбоносной встречи юный Варфоломей окреп в вере и желании бескорыстно служить Всемогущему Господу. Он оставался в семье, с любящими родителями, несмотря на желание уединения. Окружающие отмечали его скромность, молчаливость, умение быть кротким и ласковым, отрок никогда не сердился и не проявлял неуважения к старшим. В его рацион входили только хлеб и вода, а в посты он совершенно воздерживался от любой пищи.
  • Когда богоугодные родители покинули бренный мир, Варфоломей оставил наследство младшему брату и поселился в глухом лесу, в нескольких верстах от родного Радонежа. Компанию ему составил старший брат Стефан, вместе они построили деревянную келью и небольшую часовню. Это место вскоре освятили в честь Троицы.

Преподобный Сергий. Строительство обителиНа заметку! Обитель величественного игумена отличалась простотой и нищенством. Прихожане отмечали скудность питания и обстановки, но учились сплочению даже в годы тяжелых условий. Когда у братии не было и куска хлеба, они не падали духом, а продолжали трудиться и смиренно читать молитвы. В каждом из монахов чувствовался скрытый огонь самопожертвования и стремления отдать всего себя на благо религии.

Постриг в монахи

Через некоторое время Стефан оставляет своего младшего брата и становится настоятелем московского монастыря. Варфоломей постригается в монахи и получает духовное имя Сергий, он два года проводит в одиночестве, живя в густом лесу.

  • Благодаря молитве и мужественному терпению юный монах сумел превзойти льстивые искушения, вражески наступающие на его сознание. Рядом с кельей Сергия пробегали хищные звери, но, ни один не осмелился причинить вред истинному слуге Господа.
  • Слава аскетических подвигов монаха распространилась за пределы его обители и привлекла других смиренных иноков, желающих получить наставления праведной жизни. Вскоре ученики уговорили преподобного Сергия Радонежского принять сан священника.
  • Через некоторое время после основания братской обители рядом начали селиться обыкновенные крестьяне. Благодаря близлежащей дороге на Москву средства монастыря Святой Троицы стали возрастать, что позволило монахам раздавать милостыню и принимать на попечение несчастных больных и странствующих паломников.
  • О святом житии Сергия Радонежского узнал константинопольский патриарх Филофей, который благословил дела святителя и прислал утверждение распорядков пустынного общежития, созданного преподобным. Митрополит Алексей чрезвычайно почитал основателя Свято-Троицкого монастыря, относился к нему с дружеской любовью и поручил дело примирения русских князей, а также рассчитывал на него как на своего преемника. Однако Сергий смиренно отказался от предложения занять высокий церковный пост.

На заметку! Даже когда монастырская община перестала нуждаться в хлебе, преподобный остался верен своему аскетизму, признавая бедность и отрицая всякие блага. Его совсем не интересовали отличительные признаки, высокие чины или звания. Этот святой имел желание внедрить строгие порядки, приближенные к реалиям первых христиан. Для него вся жизнь была бедностью.

Чудеса и видения преподобного

Князь Д. Донской колоссально почитал Сергия Радонежского и просил благословения на победу в борьбе с ордами татаро-монголов. Святой одобрил героический порыв русской армии и велел двум подвижникам принять участие в грандиозном сражении.

Преподобный Сергий благословляет Д. Донского

  • К Сергию неоднократно приходила Богоматерь в сопровождении с первыми апостолами Христа. Дева Мария обещала сделать так, чтобы скудная обитель никогда более не нуждалась в жилье и пропитании.
  • Однажды его озарил неописуемый свет, а в небе закружили сотни птиц, огласивших округу гармоничным пением. Тут же он получил откровение, сулящее скорый приход большого количества монахов в его монастырь.
  • Когда Казань еще принадлежала татарской орде, многие жители города видели преподобного Сергия, который ходил по стенам с крестным знамением, окропляя их святой водой. Мудрецы татарские возвестили, что вскоре захватят их русские воины и потеряют татары власть над городом.
  • Когда к Троицкой обители подходили враги, Сергий явился во сне насельнику монастыря и предупредил о скорой осаде. Святой обошел стены и окропил их святой водой. На следующую ночь татарские орды, желая напасть неожиданно, встретили мужественный отпор и покинули это место.
  • У одного человека сильно болели глаза, он совершенно не мог спать. Когда он упал, изнемогая от болезни, к нему явился преподобный старец и велел придти в храм и отслужить молебен. Он прозрел после того, как увидел святого игумена верхом на белом коне. Поняв, что болезнь ушла по милости Бога, он поспешил отблагодарить Его в Церкви.
  • Однажды Сергий исцелил бесноватого вельможу, который кричал бранные слова, бесился и кусался. Его силою привели к святому старцу, который вылечил его с помощью сильной молитвы и креста. Вельможа потом рассказывал, что видел страшное пламя и спасся от него в воде.
  • Спустя три десятилетия после кончины его останки начали мироточить. Через время на гроб Сергия торжественно поместили икону явления Богородицы. Эта святыня чрезвычайно почитается в православном мире и совершает различные чудеса.
  • Преподобный старец на собственном опыте познал истинную христианскую жизнь, соединился с Богом и стал причастником религиозного естества. Все, кто общался с Сергием, обретали веру и приобщались к Святой Троице. Преподобный монах получил от Всевышнего дар пророчества, чудотворения, сердечного утешения и бесстрастия. Он не имел различий в видении трех времен, к нему приходили люди с других городов, а также иностранцы.

Читайте о молитвах ко святому:

Интересно! Русское войско под предводительством Д. Донского остановилось в некотором сомнении и страхе, увидев превосходящие силы жестокого врага. В этот же момент явился посланник, принесший благословение от преподобного Сергия. Тогда же все русское войско преисполнилось несокрушимой отваги, так как верило в помощь Всемогущего. Подверглись разгрому татарские орды и обратились в паническое бегство. Князь Донской отблагодарил святого и сделал большие вложения на нужды монастыря.

Прощание с миром

Вид смерти никогда не страшил святого инока, так как аскетическая жизнь приучила его к мужественному восприятию происходящего. Непрестанный труд изнурил тело, но Сергий никогда не пропускал церковной службы и подавал пример усердия своим юным ученикам.

Видение преподобному Сергию об учениках

За шесть месяцев до кончины преподобный удостоился видения о точном времени смерти. Он собрал вокруг себя своих учеников и передал управленческие права монаху Никону. В сентябре 1391 г. старец тяжело заболел и, вновь созвав братию, принялся давать последнее отеческое поучение. В его словах ощущалась бесконечная любовь, сила и простота.

Сергий Радонежский проповедовал ученикам путь благожелательности ко всем, сохранение единомыслия, соблюдение православных принципов, а также отсутствие высокомудрствования.

Перед кончиной святитель возжелал последнего приобщения к Телу и Крови Христовой. При помощи учеников он поднялся с убогого ложа и испил из чаши. Испытывая благодатное умиротворение, преподобный возвел десницы к небу, произнес благословение Господу и отошел с чистой душою.

Как только Сергий испустил дух, внутри кельи распространился божественный аромат, а лицо его воссияло прекрасным светом.

Обретение мощей

Все ученики плакали и воздыхали, ходили поникшими, изливали друг другу свое горе невосполнимой потери. Они часто навещали могилу старца и беседовали с его образом, прося о милосердии и спасении. Братия искренне верила, что дух Сергия постоянно пребывает рядом и направляет учеников по истинной дороге.

Однажды благочестивый игумен видел святого на всенощном бдении: тот пел хвалебные гимны Господу вместе с другими. Этот эпизод вселил радость в учеников и явился мистическим ответом на скорби над его могилой.

В июле 1422 г. при создании нового каменного монастыря были обретены мощи святого Сергия Радонежского. Открыв гроб, очевидцы почувствовали ароматное благоухание, тело преподобного и его одежды остались совершенно нетронутыми разложением. Через четыре года чудотворные останки перенесли в Троицкий собор. Церковь воздает хвалу святителю Сергию 5 июля, в день обретения мощей.

Части останков святого можно найти в нескольких церквях Москвы.

  1. В Соборе Живоначальной Троицы — здешнее подворье выглядит как небольшой монастырь, в котором совершаются необходимые богослужения.
  2. Мощи Сергия Радонежского также находятся в храме преподобного Николая, располагающегося в Кленниках. Во времена Смуты здесь создавалась знаменитая община под управлением святого Алексия.
  3. В храме, освещенном в честь Илии Обыденного, православные верующие наблюдают икону Сергия и частицы его чудотворных останков.
  4. В соборе Владимирской иконы Девы Марии находятся мощи и один освященный придел.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое посредственность в человеке

Изучая житие преподобного Сергия Радонежского, верующий проникается большим уважением и любовью к этому святому. Все его естество с малых лет проявляло милосердие, кротость и бескорыстную любовь к Господу. Он стал основателем Троицкого монастыря, куда стекались толпы паломников и монахов, желающих приобщиться к простому образу жизни преподобного Сергия.

Житие преподобного Сергия Радонежского

Янв 17, 2019 13:46 Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo.html

В чем помогает сергий радонежский, краткая биография

В христианстве есть много чтимых мучеников, праведников, подвижников. Они оберегают верующих от всякого зла, болезней и скверны, доносят их молитвы до Господа, служат образцом морали и нравственности. И наша статья расскажет Вам об одном из таких духовных наставников. Вы узнаете, в чем помогает Сергий Радонежский, какое богословское толкование присуще его иконе, а также когда взывать к ней с просьбами.

Житие Сергия Радонежского — краткое содержание

Праведник родился в 1314 г. в с. Варницы (Ростовская обл.), в семье знатных бояр. У него было двое братьев, старшего звали Стефаном, а младшего – Петром. Самого же святого при крещении нарекли Варфоломеем.

Несмотря на высокое общественное положение, родители подвижника были гостеприимными, добрыми и богобоязненными людьми – они с радостью принимали в своём доме странников, раздавали милостыню нищим и калекам.

Не забывали отец с матерью и об образовании своих наследников – когда малышу исполнилось семь лет, его отдали «в учение».

Однако Варфоломею, в отличие от его братьев, нелегко давалась книжная премудрость. Желая исправить это, он взывал к Богу, прося вразумить его и даровать помощь в учёбе. И Создатель ответил на сердечные молитвы мальчика, послав к нему странствующего монаха-черноризца. Инок благословил отрока – и после этого он стал быстро и успешно осваивать все науки.

Даже в молодости Варфоломей был склонен к благочестивым размышлениям, духовному подвижничеству, старался всемерно помогать другим людям.

Поэтому после смерти родителей юноша отказался от принадлежащей ему доли наследства и вместе со своим старшим братом Стефаном испросил у владыки благословения на пустынножительство.

Удалившись в глухие леса под Радонежем, они воздвигли небольшую келью, а затем и маленькую церквушку Святой Троицы. Но через некоторое время Стефан оставил скит, не выдержав тягот отшельничества, и перешёл в Московскую Богоявленскую обитель (впоследствии став её настоятелем).

А Варфоломей продолжил закалять свой дух, с молитвой выдерживая все ниспосланные Господом испытания. Наконец, в 1337 г. (тогда ему было всего 23 года) подвижника постригли в монашеский сан. Церемонию совершил игумен Митрофан в день св. Сергия и Вакха (7, а по старому стилю – 20 октября). Именно поэтому будущий святой одержал имя Сергий.

В своей уединённой келье праведник провёл больше года, неустанно молясь, постясь и совершая иные труды во славу Спасителя. Постепенно слава о нём разошлась по Киевской Руси – и к отшельнику устремились те, кто мечтал о спасении души.

Сначала в обители было всего двенадцать иноков – каждый из них жил в отдельном помещении, а вместе они сходились лишь для богослужения. В 1354 г. Афанасий (Волынский епископ) возвёл Сергия в сан иеромонаха и даровал ему звание игумена.

Так зародилась Троице-Сергиева лавра.

Но, несмотря на эти перемены, святой Сергий Радонежский – чудотворец и праведник – продолжал оставаться таким же открытым, добрым и кротким. Он выполнял любую работу, служил братии, строго соблюдал все бдения и посты, носил бедную одежду. Во время лишений – недавно созданной обители часто приходилось страдать от недостатка продуктов – подвижник ободрял других иноков и был для них примером стойкости и терпения.

По его молитве излечился тяжело больной крестьянин, а также бесноватый князь. Некоторые иноки свидетельствовали, что во время литургии преподобному помогал ангел. А во время засухи он указал послушникам источник, вода в котором начала чудесно прибывать. Как отмечали очевидцы, её в изобилии хватало всем, кто приходил в лавру, а некоторые, приложившись к роднику, обретали исцеление от недугов.

Заботился св. Сергий и о своих духовных подопечных. По совету патриарха Филофея и митрополита Алексия он устроил быт монастыря так, как это было принято в Византии – вся собственность была общей, а деньги на строительство и другие нужды храма брались не из подаяний, а зарабатывались смиренным трудом.

Подобный устав был непривычным для православного христианства, поэтому многие игумены осуждали начинания подвижника.

Но его поддерживала и ободряла сама Пречистая Дева – как гласит предание, Она явилась праведнику во время всенощного бдения, благословив его обитель и пообещав, что отныне лавра ни в чём не будет нуждаться.

Поспособствовал подвижник и объединению князей в борьбе с татарами. Он напутствовал войско перед Куликовским сражением, а также отправил к князю Димитрию Донскому двух схимонахов – Андрея и Александра (в миру они носили имена Ослябя и Пересвет). Во время битвы Сергей Радонежский вместе со всеми иноками служил молебень, горюя о павших ратниках и благословляя победителей.

А в 1385 г. праведник отправился в Рязань – там его мудрые и добродетельные речи вразумили князей и предотвратили войну между Москвой и Новгородом. Это достижение преподобного высоко оценил митрополит Алексий, пожелав, чтобы св. Сергий стал его преемником. Но подвижник отказался от такой чести, предпочтя ей спокойную жизнь в своей обители.

Скончался старец 25 сентября 1392 г. Задолго до этого дня он предвидел свою смерть, назначив следующего игумена – преподобного Никона. А накануне успения праведник призвал к себе всех монахов, чтобы в последний раз даровать им свои наставления. Сергия Радонежского похоронили в основанной им церкви.

Однако на этом история не заканчивается. Через 30 лет, в 1422 г. иноки начали возводить новый каменный храм на месте старой деревянной кельи. И тогда подвижник явился во сне одному из благочестивых мирян, работавших на строительстве, велев передать всей братии и игумену такие слова: «Для чего оставляете меня во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?».

Монахи открыли могилу праведника – и с удивлением узрели, что не только его тело, но и облачение осталось нетленными, хотя захоронение затопило грунтовыми водами. Мощи извлекли – при этом присутствовал звенигородский князь Юрий Дмитриевич, сын Димитрия Донского – и перенесли в собор, где они находятся и поныне. А в 1452 г. Сергий Радонежский был причислен к лику святых.

Богословское толкование – о чём говорит образ?

Значение иконы «Сергий Радонежский» очень возвышенно. На реликвии запечатлён старец с узким, боговдохновенным ликом. Его десница воздета в благословляющем жесте, а в левой руке сжат свиток – напоминание о том, что каждому христианину следует стремиться к совершенному познанию, просветлению и спасению души. Яркие, насыщенные тона натурального полесского янтаря, из которого изготовлена святыня, смягчают каноническую суровость черт, придавая праведнику мудрое и доброе выражение.

Икона Сергий Радонежский из янтаря

Поэтому созерцание иконы и вдумчивое изучение жития святого позволяет предупредить грех гордыни, тщеславия, надменности и высокомерия. Преподобный избегал учительства – примером для верующих была сама его жизнь, наполненная трудом и молитвой.

Сравнивая с этим образцом свои поступки и намерения, Вы сможете переосмыслить многие события, сделать правильный выбор, улучшить отношения с родственниками, друзьями и близкими, стать терпимее, добрее, внимательнее и милосерднее, укрепиться в вере, научиться в любой нужде прибегать к заступничеству Господа и праведников.

По соизволению Создателя перед святынями преподобного старца происходили многие чудеса. Так, он явился замерзающим людям в Сергиевом посаде, отворив перед ними двери трапезного храма. А в 1870-тых гг.

реликвия поспособствовала раскаянию диакона Иоасафа, страдавшего от алкоголизма. Склонившись перед образом, инок потерял сознание, а очнувшись, поведал, что перед ним предстал ангел.

Небесный посланник снял с монаха стихарь и орарь (части священнического облачения), а затем ударил его мечом и сказал, что кара стала бы смертельной, если бы не заступничество святого Сергия.

Популярные товары

В 1873 г. в селе Бибирево вспыхнула эпидемия холеры. Стремясь прекратить страдания людей, монахини расположенной неподалёку женской обители отслужили молебен перед святыней праведника, а затем прошли по деревне крестным ходом. И вдруг образ воспарил вверх и поплыл над домами. После этого болезнь отступила, а в память о ниспосланной благодати крестьяне возвели храм преподобного Сергия Радонежского, поместив туда чудотворную реликвию.

Паломники постоянно прибегают к иконам подвижника, но особую хвалу им оказывают в дни поминовения: 25 сентября (8 октября), 23 мая (5 июня), 5 (18) и 6 (19) июля.

В чем помогает молитва сергию радонежскому?

Святой старец благословлял князя Димитрия Донского и его войска перед битвами, умело наставлял пылких и непокорных владык. Поэтому к нему взывают, прося вразумить правителей, защитить страну от вражеского нашествия, ниспослать городам процветание и благоденствие. Праведник оказывает помощь в самых сложных жизненных ситуациях, оберегает оставшихся без попечения вдов и детей, покровительствует мужчинам, которые носят такое же имя.

Сергий Радонежский испытывал трудности с усвоением знаний – однако его истовое прилежание и стойкость в вере перебороли все неурядицы, и ныне подвижник почитается как один из мудрейших духовных наставников. Поэтому к нему прибегают ученики и студенты, которым нелегко даётся тот или иной предмет, а также учёные, планирующие сложные эксперименты.

Молитва об учебе Сергию Радонежскому

О священная главо, Преподобне и Богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою, и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся, и Небесныя Силы приобщивыйся, но и от нас духом любве своея не отступивый и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия. Испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, а от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, не-дугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся укрепление, бла-годелающим в делах благих преуспеяние и благословение, младенцам воспитание, юным наставление, неведущим вразумление, сиротам и вдовицам заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствие, отшедшим блаженное упокоение, и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго Суда шуия части избавится, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

Истовая молитва преподобному способствует успешному завершению судебных тяжб, предупреждает любую несправедливость либо ошибку. Кроме того, перечисляя, в чём помогает икона Сергия Радонежского, нельзя забывать о том, что она избавляет христиан от гордыни и зависти, исцеляет болезни, учит уповать на Господа. А приобрести образ, любовно высыпанный из лучистых самоцветов, Вы можете в интернет-магазине «Янтарь Полесья»!

Источник: https://UkrBurshtyn.com/blog/prepodobnyj-sergij-radonezhskij.html

Сергий Радонежский — почему он? — Православный журнал

Что же такого сделал этот святой, если он уже при жизни был почитаем, а позднейшие поколения присвоили ему высокое звание «игумена всея Руси»? Отличен ли монашеский путь Сергия от подвига ранних иноков, и если да, то в чем именно его уникальность? И, наконец, какое влияние оказал преподобный угодник Божий на культуру Северо-востока Руси?

***

Святой жил в XIV веке – в годы монголо-татарского ига. Русские земли по-разному пережили набег ордынцев. И если Европейская часть, более известная сегодня как Украина и Беларусь, уже к середине столетия практически избавилась от политического диктата со стороны оккупантов, то Восток еще не один десяток лет ощущал на себе всю мощь поработителей.

А это очень многое значило. На Западе Руси с середины столетия татары практически не вмешивались в политику князей, ограничиваясь лишь поборами и грабежом. А вот Восток вплоть до конца XV века вынужден был считаться с мнением ханов, и даже Великие князья Московские проходили унизительную процедуру признания легитимности своей власти захватчиками.

Все это не могло не сказаться на духовном состоянии как народа, так и правящей элиты. Например, русский святитель Кирилл, ставший митрополитом почти сразу после нашествия Батыя и всю жизнь старавшийся наладить церковную жизнь, в своих записках описывал больше не нищету и разорение, а глубокое нравственное одичание людей. Состояние было даже хуже, чем до крещения Руси – настолько сильно разрушило иго духовный фундамент общества.

Кроме того, на выжженной и опустошенной территории почти не осталось монахов. Те же, немногие, кто смог спастись, уходили в глухие леса. Приток свежих сил в иноческие ряды был очень слабым – народ настолько очерствел душой за годы оккупации, что заботы о Вечности в то время мало кого интересовали.

Каждый стремился просто выжить, даже не задумываясь о чем-то более возвышенном. Если же и находились люди, желающие стать на путь монашеского подвига, то они проходили его самостоятельно, вне монастырей, кто как мог.

Ведь старцы, которые могли бы передать свой опыт, погибли, а книги, излагающие правила монашеского жития, безвозвратно сгорели в огне пожарищ.

Для полноты картины важно не забывать и тот факт, что чем дальше на восток и север от Киева находились земли, тем дольше длилась их христианизация. На этом фоне преподобному Сергию предстояло в буквальном смысле совершить духовную революцию в глуши отдаленных русских земель, превратив их во второй очаг православной веры. С именем этого человека связан блистательный и неповторимый в отечественной истории расцвет иноческого жития на Востоке Руси.

Первое, что сделал преподобный Сергий, – изменил отношение к монашескому подвигу. В сознании большинства мирян того времени постриг был спасителен сам по себе и приравнивался к Крещению – человек принимал постриг, и уже считался стопроцентно спасенным, свободным от прежних грехов. Именно поэтому среди князей и бояр долгое время бытовал обычай предсмертного принятия иночества.

Святой Сергий восстанавливает лучшие монашеские традиции Киевской Руси и всей своей жизнью утверждает истинное понимание монашества. Для всех преподобных отцов, как до Сергия, так и после него, принятие пострига – это не «второе Крещение», не «билет в Рай» и не гарантия спасения – это лишь его возможность через крест непрестанного очищения от грехов; крест послушания до полного самоотречения.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое деисусный чин

И только от самого монаха зависит, использует ли он эту возможность или нет.

Эпоха преподобного Сергия дала Церкви огромное количество святых. Непосредственными учениками великого старца было более двадцати монахов, которые основали в целом около 40 монастырей! Из этих обителей, в свою очередь, выходили новые подвижники, которые дали России еще приблизительно полсотни иноческих общин.

В итоге за XIV – XVI века весь Север Руси покрылся густой сетью малых и больших обителей. Например, один только Авраамий Галицкий, бывший в числе первых духовных чад игумена Радонежского, основал четыре обители.

Без преувеличения, Сергий является «игуменом всея Руси», вдохновителем и во многом – создателем северного иночества.

Художник Александр Простев

Основание монастырей в описываемую эпоху происходило по такой схеме: подвижник, чающий молитвенного уединения, уходил в лес. Через некоторое время около него собирались другие иноки, и на месте кельи отшельника вырастал монастырь.

А старец, тяготясь своей славой, снова уходил в пустынные места, и все повторялось сначала. Была и другая схема, когда инок какого-нибудь монастыря, стяжав благодатные дары Святого Духа, покидал свою родную обитель и основывал другую, уже в ином месте.

Князья и богачи тоже строили монастыри, но иноческую жизнь в этих обителях все равно налаживали иноки, прошедшие трудную школу пустынножительства.

XIV столетие считается началом «Золотого века» русского монашества.

В течение двух веков – XIV и XV – прославились Дмитрий Прилуцкий, Кирилл Челмогорский, Стефан Махрищский, Александр Куштский, Стефан Пермский, Пахомий Нерехтский, Дионисий Суздальский, Сергий Нуромский, Кирилл Белозерский, Савватий Соловецкий, Андрей Рублев.

Это список неполный, его можно продолжать, не говоря уже о подвижниках, имен которых мы не знаем, и которые по своему смирению остались неизвестными. Многих святых связывают узы личной дружбы, которую они пронесли через всю свою жизнь.

Эти преподобные отцы служили не только Богу, но и людям. И если мы внимательно будем читать их жития, то заметим, что чудеса, творимые святыми подвижниками, были направлены, прежде всего, на помощь ближнему. Русский инок во все времена оставался верным сыном своего Отечества, и, несмотря на то, что он отрекается от мирской суеты, сам мир, его проблемы и беды, не становятся иноку чуждыми. Возносясь душой к Богу, монах продолжает болеть за свой народ и молится за него.

В XVI веке, когда наша земля стала оправляться от ужасов татарщины, когда Московское государство окрепло и у людей появилось ощущение стабильности и уверенности в завтрашнем дне, монашество стало клониться к закату.

С приходом в страну благополучия и процветания все меньше людей хотело отрекаться от комфорта и достатка, уходить подальше от мира и искать спасение в обители.

Подвиг, конечно, продолжал совершаться, многие иноки достигли святости, но в общем потоке монашеского движения уже не было той живой движущей силы, той массовости, которая была присуща иночеству эпохи святого Сергия и его учеников.

Но, несмотря на все дальнейшие перипетии, которые ожидали Церковь и Россию в последующих веках, фигура Радонежского игумена оставалась путеводной звездой для тех сотен тысяч людей, которые в разное время захотели посвятить себя Богу.

И в годы Смуты, и в лихолетье раскола, и в бурю Петровских реформ, и в пышный век дворцовых переворотов, и в «просвещенное» XIX столетие, и в годы большевизма игумен Сергий оставался тем самым идеалом, который вдохновлял на подвиг. И даже в периоды наибольшего отпадения России от Бога этот святой служил напоминанием того, до каких высот может взлететь христианская душа в своем подвиге.

Без преувеличения, все, что мы имеем лучшего в культуре и духовности России, – и «Троица» Андрея Рублева, и белокаменные соборы, и огромное литературное наследие, –  все это является преломлением и переосмыслением того благодатного опыта, который приобрел, накопил и преумножил великий Радонежский инок.

Ученики и последователи Сергия Радонежского 

Из серии Житие прп. Сергия (прп Симон один из первых учеников Сергия Радонежского)
Фото Александра Простева

— Преподобный Авраамий Галицкий, называемый также Городецким и Чухломским, который был одним из первых учеников и постриженцев преподобного Сергия. Из обители Сергия Радонежского он удалился в страну Галицкую. Он основал четыре обители: монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, монастырь Положения пояса Богоматери, монастырь во имя Собора Богоматери и обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы, где и скончался.

— Преподобный Павел Обнорский или Комельский. Был келейником у самого игумена Сергия. Потом испросил у старца благословения жить в уединении в окрестных лесах. Основал общежительный монастырь во имя Живоначальныя Троицы.

— Преподобный Сергий Нуромский. Он был грек по происхождению. Основал на реке Нурме монастырь Преображения Господня.

—  Сильвестр Обнорский. Основал обитель Воскресения Христова.

— Преподобные Андроник и Савва. Святитель Алексий испросил у Преподобного Сергия сего ученика для устроения обители Всемилостивого Спаса в семи верстах от Кремля, на речке Яузе в1361 г. Под руководством Преподобного Андроника воспитались его спостник и преемник по игуменству Преподобный Савва и знаменитые иконописцы Андрей Рублев и Даниил.

— Мефодий, основатель обители Пешношской,1361 г.

— Преподобный Феодор, в миpу Иоанн, родной племянник преподобного Сергия. Основатель Симонова монастыря.

— Кирилл и Ферапонт Белозерские, выходцы из Симоновой обители. Кирилл основал обитель Уcпения Пресвятой Богородицы (в1397 г.), а Ферапонт основал монастырь Рождества Богородицы (в1398 г.). В 1408 году преподобный Ферапонт перешёл в Можайск и здесь, в версте от города, основал Лужецкий монастырь.

— Преподобный Афанасий, основатель Высоцкого монастыря в Серпухове около1373 г.

— Преподобный Роман, основатель обители на Киржаче около1374 г.

— Преподобный Леонтий, основатель Стромынского монастыря Успения Богоматери на реке Дубенке около1378 г.

— Преподобный Савва, основатель Дубенского Успенского монастыря. Изображён в Успенском соборе Троицкой Лавры с закрытым правым глазом.

— Преподобный Афанасий пустынник, основатель Череповецкого Воскресенского монастыря.

— Преподобный Ксенофонт Тутанский основал Тутанский Вознесенский монастырь на берегу реки Тьмы.

— Преподобный Ферапонт Боровенский, основатель Успенского Боровенского монастыря, в десяти верстах от города Мосальска Калужской обл.

— Преподобный Савва Сторожевский, после смерти преподобного Сергия и по удалении преподобного Никона на безмолвие, шесть лет управлял Лаврою преподобного Сергия. В 1398 году Савва основал близ Звенигорода на горе Стороже монастырь во имя Рождества Богородицы.

— Преподобный Иаков Железноборский, или Галицкий. Основатель монастыря во имя Предтечи.

— Преподобный Григорий Голутвинский, первый игумен Голутвинского монастыря в Коломне.

— Преподобный Пахомий Нерехтский, основатель Троицкого Сыпанова монастыря близ Нерехты Костромской обл.

— Преподобный Никита Костромской, основатель Богоявленского монастыря в Костроме.

В материале использованы репродукции картин художника Александра Простева

Другие материалы о святом Сергии Радонежском читайте здесь

Источник: https://foma.ru/nasledie-sergiya-radonezhskogo.html

Житие Сергия Радонежского: краткая биография, подвиги и чудеса святого + почитание и молитва перед иконой преподобного

Житие Сергия Радонежского мы знаем в основном от его ученика Епифания Премудрого, составившего биографию преподобного. Будущий православный святой родился в семье боярина Кирилла и был крещён под именем Варфоломей. Родители Варфоломея кроме него имели трёх сыновей. Что касается даты рождения преподобного, то тут существует некоторое разногласие. Одни исследователи называют 1314 год, другие — 1322. Местом рождения считается село Варница, что недалеко от Ростова.

Преподобный Сергий Радонежский

«Молитва преподобному Сергию Радонежскому»

В этом видео вы можете прослушать аудиозапись молитвы к преподобному Сергию Радонежскому.

Детство и первые чудеса

Варфоломей в возрасте семи лет был отдан на учёбу. Но знания давались ему с трудом, особенно сложно ему было научиться читать. В то время его братья быстро осваивали грамоту. Родители и учителя ругали Варфоломея и наказывали его, но делу это не помогало.

И вот тут произошло первое чудо, связанное с житием преподобного. Однажды Варфоломей встретил в поле таинственного монаха-черноризца. Старец, подобный ангелу, стоял и со слезами молился. Варфоломей дождался конца молитвы и рассказал старцу о своей неспособности обучиться грамоте. Старец горячо помолился и подал отроку просфору, которую тот съел.

После этого отрок обрёл способность быстро схватывать новые знания и вскорости обошёл своих братьев по успехам в учёбе. Эта история легла в основу картины, написанной Михаилом Нестеровым «Видение отроку Варфоломею». Ещё в отрочестве Варфоломей стал соблюдать все посты, в среду и в пятницу он вообще не принимал пищи, а в остальное время употреблял только хлеб и воду.

По ночам отрок часто не спал, а молился.

Переселение в Радонеж

Через некоторое время семья Варфоломея сильно обеднела. Это было связано с тяжкими годами татаро-монгольского нашествия и непосильными поборами. Семья преподобного была вынуждена перебраться из Ростова в Радонеж.

Монашеская жизнь

Уже в отрочестве Варфоломей решил посвятить свою жизнь монашеству. Его родители не возражали этому, но просили не постригаться в монахи до их смерти. Варфоломей так и поступил. Он ухаживал за родителями до самой их смерти.

После того, как Варфоломей похоронил своих родителей, он отдал причитающуюся ему долю наследства брату Петру, а сам пошёл в Покровский монастырь, где находился его брат Стефан. Затем вместе с братом Варфоломей ушёл в пустынь, где они срубили келью и стали вести отшельнический образ жизни. Со временем рядом с кельей братья срубили небольшую церковь и, посовещавшись, освятили её во имя Святой Троицы.

Однако вскоре брат Стефан не выдержал тягот отшельнической жизни и покинул пустынь, направившись в Москву. Варфоломей же, напротив, остался в пустыни для свершения подвига отшельничества. Вскоре он принял от игумена Митрофана монашеский постриг под именем Сергия.

Житие Сергия Радонежского

Вскорости вокруг келии монаха начинают селиться другие монахи, ставшие его учениками. Через некоторое время число братии увеличилось до двенадцати человек. С этой монашеской обители и берёт начало знаменитая Троице-Сергиева лавра.

Став игуменом образовавшейся обители, преподобный Сергий запретил монахам просить подаяние. Это стало непреложным правилом, когда все иноки жили только от своего труда. При этом игумен сам всю свою жизнь полностью соблюдал это правило и подавал инокам в этом пример.

В это время стараниями Сергия Радонежского в жизненный уклад монастырей входит так называемое общежитие вместо существовавшего ранее особножития.

Однако не всё было гладко в жизни монастырской братии. Из-за появившихся разногласий преподобный Сергий покинул основанный им монастырь и основал небольшую монашескую обитель на реке Киржач, став, таким образом, основателем существующего ныне Благовещенского монастыря.

Кроме этих двух монастырей Сергий Радонежский является основателем ещё нескольких. Всего же его учениками основано около сорока обителей, многие насельники которых впоследствии стали игуменами других монастырей. Таким образом, преподобный Сергий по праву считается родоначальником монашества на Руси.

Служение Отечеству

Святой Сергий Радонежский сделал большой вклад в становление единства тогдашней Руси. В те трудные для Руси годы он тихими и кроткими словами проникал в самые ожесточённые и грубые сердца враждующих князей, мирил их между собой и, что особенно важно — убеждал их признать главенство московского князя.

Огромная заслуга святого старца состоит в том, что к началу Куликовской битвы, о которой было сказано в начале этого рассказа, большинство русских князей признало верховенство московского князя Дмитрия, получившего после битвы с ордой Мамая имя Дмитрий Донской.

Когда воины Дмитрия Донского перешли Дон и увидели войско Мамая, они остановились в нерешительности. И в этот момент от Сергия Радонежского явился гонец, передавший князю слова преподобного старца, который сказал решительные слова: «Смело выступай, великий князь, против врагов свирепых, не устрашась их нисколько, и Господь Бог непременно поможет тебе в этой битве!»

Служение Отечеству Сергия Радонежского

Старость и смерь преподобного

Преподобный Сергий Радонежский прожил большую жизнь и умер в возрасте семидесяти восьми лет. За полгода до кончины он уведомил об этом братию монастыря. Призвав монахов, он передал игуменство своему ученику, дав ему краткие наставления, после чего стал безмолвствовать. Только перед самой кончиной, предвидя своё отхождение к Богу, он призвал к себе братию и произнёс перед ними последнее наставление.        

Почитание преподобного

До нас не дошло документальных подтверждений о времени, когда впервые стали почитать Сергия Радонежского как святого. Некоторые церковные исследователи говорят о том, что преподобный Сергий стал русским святым сам собою, из-за своей славы. Церковные историки приводят текст княжеской грамоты середины XV века, в которой он назван преподобным. Вероятно, это время и нужно считать началом почитания Сергия Радонежского на Руси.

Интересно ещё и то, что наряду с православной церковью преподобный Сергий считается и святым римо-католической церкви. По указу папы Павла VI его имя включёно в католический мартиролог.

Прославление преподобного Сергия Радонежского празднуется:

  • 8 октября по новому стилю;
  • 18 июля обретение мощей.

Особенности иконографии

Наиболее древнее изображение Сергия Радонежского, датируемое началом XV века, сейчас пребывает в Троице-Сергиевой лавре.

Русскому иконописцу Андрею Рублёву принадлежит икона с семнадцатью клеймами жития, находящаяся сейчас в музее имени Рублева. В среднике этой иконы преподобный Сергий изображён в полный рост, правая рука сложена в благословляющем жесте, а в левой находится свиток.

Храмы в честь святого

Наиболее известна Троице-Сергиева лавра, основанная самим преподобным Сергием. Она расположена в подмосковном городе Сергиев Посад. Всего же в России имеется (с учётом часовен и храмов с приделами Сергия Радонежского) более семисот посвящённых ему храмов.

В одной только Москве имеется около семидесяти храмов Сергия Радонежского. Ежели считать только храмы, в которых ему посвящён главный престол, то таких основных храмов в Москве будет пять.

Имеются храмы в честь преподобного Сергия и за рубежом, например в Йоханнесбурге (ЮАР) и монастырь Святого Сергия Радонежского в Черногории.

На святом образе запечатлён боговдохновенный лик старца

Богословское толкование святого образа

На святом образе запечатлён боговдохновенный лик старца. В его руке зажат свиток, который является напоминанием христианину о том, что является для него смыслом всей его жизни — о спасении души.

Перед иконой чудотворца взывают о вразумлении правителей — ведь его стараниями в тяжёлое время смуты и монголо-татарского нашествия непокорные князья всё же находили общий язык и объединялись против общего врага.  Просят перед иконой и о защите от вражеского нашествия, о ниспослании мира.   

Павел Флоренский назвал Сергия Радонежского Ангелом-хранителем России. И действительно, преклоняя свои колена перед иконой преподобного Сергия каждый христианин становится милосерднее, терпимее и добрее, укрепляется в вере, учится в любых обстоятельствах уповать на нашего Господа.

Молитва преподобному Сергию Радонежскому

Источник: https://MoiMolitvy.ru/zhitie/sergiya-radonezhskogo-2391/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Кто во христе тот новая тварь

Закрыть