Кто положил начало реформации

§ 11. Начало Реформации в Европе

кто положил начало реформации
§ 11. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства

Вопрос в начале параграфа

Какие изменения произошли в сознании людей в начале Нового времени? Что повлияло на изменение их сознания?

В начале Нового времени в сознании людей произошли значительные изменения в представлениях о мире, человеке, вселенной. Этому способствовали географическое открытия, научные открытия, размышления гуманистов.

Вопросы в параграфе

Вопрос. Объясните замысел автора карикатуры. Какие детали изображения помогли вам сделать вывод?

Автор высмеивает иерархов католической церкви, которых изображает с головами животных. Так папа римский изображен с головой льва, что символизирует его претензии на власть в Италии. Богословы изображены с головами животных, что призвано показать их лживость, жадность, хитрость, невежество и иные пороки.

Вопросы к параграфу

Вопрос 1. Выпишите термины, характеризующие процесс Реформации

Лютеране, протестанты, спасение верой.

Вопрос 2. Составьте в тетради план по теме «Причины Реформации в Германии»

  1. Кризис католической церкви в XV в.
  2. Недовольство церковью в обществе.
  3. Раздробленность Германии и политическая власть церкви.
  4. Появление религиозных движений.

Вопрос 3. Укажите, каких целей в движении за реформу церкви добивались князья, феодалы, горожане и крестьяне

В движении за реформы церкви разные группы населения преследовали свои цели:

Князья – освободится от политического вмешательства Папы Римского в германские дела, ограничить в правах императора, который свою власть опирал на авторитет церкви.

Феодалы – разделить церковные земли и богатства

Горожане – избавиться от церковных поборов, получить более дешевую церковь (многим горожанам не нравилась излишняя пышность и богатство церковных служб на латинском языке), отвечающую новому мировоззрению.

Крестьяне – избавиться от десятины и других повинностей в пользу монастырей, которые также обладали крупными феодальными владениями.

Вопрос 4. Используя материал параграфа и документ, изложите основные идеи учения М. Лютера

Учение Лютера можно свести к трём главным положениям: человек спасается только верой (поэтому нет нужды в самой церкви и духовенстве в качестве посредника); вера обретается только через милость Бога и не зависит ни от каких заслуг человека (поэтому Лютер отрицал значимость многих церковных служб и таинств, а также роль монастырей); только Священное Писание, слово Божье, является авторитетом в делах веры (поэтому он выступал за перевод Библии на немецкий язык).

Вопрос 5. Объясните высказывание: «Чья страна, того и вера». Какое значение имело заключение Аугсбургского религиозного мира?

Высказывание «Чья страна, того и вера» означало признание право князей на выбор вероисповедания для своего княжества. Те княжества, где князь был католик, оставалось католическим, в тех же княжествах, где князья стали протестантами, утвердилась протестантская вера (лютеранство). Подданные должны были принять веру своих правителей.

Аугсбургский религиозный мир имел огромное значение, т.к. он признал лютеранство официальной религией княжеств и установил право князей на выбор вероисповедания, что приостановило конфликт католиков и протестантов и позволило восстановить стабильность Священной Римской империи.

Задания к параграфу

Вопрос 1. Как связаны между собой гуманизм и Реформация? Объясните высказывание: «Эразм снёс яйцо, а Лютер его высидел»

Гуманизм и Реформация связаны с тем, что гуманисты поставили под сомнения церковный авторитет и церковную схоластику. Под влиянием идей гуманистов шёл процесс обмирщения сознания: человек стал думать не только о божественном, не только о загробном мире — его мысли обратились и к земной, мирской жизни.

В человеке проснулась жажда познания, активной деятельности. Строгое соблюдение прежних церковных обрядов и таинств, посещение служб на незнакомом большинству латинском языке не удовлетворяло многих верующих и толкало их к поиску другой церкви, более простой и искренней, которая больше отвечала потребностям человека Нового времени.

Вопрос 2. Обсудите в классе, почему идея создания лютеранской церкви нашла широкий отклик среди различных слоёв населения Германии

Идея лютеранской церкви нашла широкий отклик среди различных слоев населения, т.к. ее идеи отвечали их желаниям. Феодалы, горожане и крестьяне в призывах Лютера закрыть церкви и упразднить духовенство видели реализацию своих желаний:

  • усилить свою власть (князья и император),
  • заполучить церковные и монастырские земли, избавиться от власти духовенства (феодалы),
  • избавиться от пышных и дорогих церковных обрядов в пользу более дешевого богослужения (буржуазия),
  • избавиться от церковных поборов, уничтожить имущественное неравенство (горожане и крестьяне)

Вопрос 3. Сравните, что получили от Реформации различные слои населения Германии

От Реформации князья увеличили свою власть, получив контроль над лютеранской церковью и заставив императора признать их самостоятельность, феодалы разделили церковные земли, горожане получили дешевую церковь и менее дорогостоящие церковные обряды, крестьяне потерпели поражение в борьбе против феодального угнетения.

Вопрос 4. Подумайте, какое значение для европейцев имело создание лютеранской церкви. В чём вы видите причины того, что лютеранская церковь существует и в XXI в.?

Создание лютеранской церкви имело большое значение для европейцев, т.к. новое церковное учение более соответствовало мировоззрению человека Нового времени, способствовала складыванию национальных государств.

Причина долгого существования лютеранской церкви в том, что она требует не слепой веры служителям церкви и исполнение обрядов, но более индивидуального постижения Библии общения с Богом, а значит со своим внутренним миром.

§ 11. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства

◄§ 10. Рождение новой европейской науки

§ 12. Распространение Реформации в Европе.►

Источник: https://litemove.ru/gdz-po-istorii-novogo-vremeni-5

Проверочная работа по Всеобщей истории Начало реформации в Европе 7 класс

кто положил начало реформации

05.08.2018Тесты по предметамВсеобщая история7 класс

Проверочная работа по Всеобщей истории Начало реформации в Европе. Обновление христианства. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация 7 класс с ответами. Работа включает в себя 2 варианта.

Вариант 1

Часть 1

1. В каком году началась Реформация?

1) 1517 г.2) 1520 г.3) 1526 г.

4) 1530 г.

2. Укажите, какое положение из перечисленных ниже относится к учению М. Лютера.

1) отмена крепостного права2) подчинение церкви папе римскому3) расширение земельных владений церкви

4) упразднение монашества

3. Равноправие католиков и протестантов в Германии установил документ под названием

1) «12 статей»2) Аугсбургский религиозный мир3) «95 тезисов против индульгенций»

4) «Акт о супрематии»

4. Укажите исторического деятеля эпохи Реформации, которому принадлежат следующие слова: «Если церковь опре­делила, что вещь, кажущаяся нам белой, черна, мы сразу же должны признать её чёрной».

1) Мартин Лютер2) Жан Кальвин3) Игнатий Лойола

4) Карл V

5. Сторонников Реформации в Германии называли

1) иезуитами2) протестантами3) пуританами

4) гугенотами

6. В результате распространения Реформации в Швейцарии

1) укрепилась католическая церковь2) упрочилась абсолютная монархия3) образовалась лютеранская церковь

4) ускорилось развитие капитализма

Часть 2

1. Сравните особенности учения М. Лютера и Ж. Кальви­на. Выберите и запишите в первую колонку таблицы по­рядковые номера черт сходства, а во вторую порядковые номера черт различия.

1) признание того, что милость Бога не зависит от заслуг человека2) запрет на право пользоваться предметами роскоши3) человек должен добиваться максимальных результатов в своём труде ради получения уверенности в спасении

4) сокращение расходов на церковь

Черты сходства Черты различия

2. Запишите термин, о котором идёт речь.

Этим термином обозначается борьба католической церкви с протестантизмом.

Вариант 2

Часть 1

1. В каком году папа римский утвердил «Общество Иисуса»?

1) 1520 г.2) 1534 г.3) 1540 г.

4) 1545 г.

2. Укажите, какое положение из перечисленных ниже относится к учению Ж. Кальвина.

1) власть должна находиться в руках простого народа2) предпринимательская деятельность не является бого­угодным делом3) признание права церкви на предметы роскоши

4) успех в делах — знак избранности Бога

3. Реформаторская деятельность М. Лютера началась с обнародования документа под названием

1) «Аугсбургское вероисповедание»2) «95 тезисов против индульгенций»3) «Похвала Глупости»

4) «К христианскому дворянству немецкой нации»

4. Укажите исторического деятеля, которому принадлежат следующие слова: «Каждый христианин, если только он ис­тинно раскаивается, получает полное отпущение вины и без индульгенции. Истинное сокровище церкви есть, конечно, не отпущение, а Святое Евангелие величия и милости Бога».

1) Мартин Лютер2) Жан Кальвин3) Игнатий Лойола

4) Карл V

5. Кальвинистскую церковь иногда называют

1) гугенотской2) пуританской3) иезуитской

4) пресвитерианской

6. В результате распространения Реформации в Германии

1) были ликвидированы феодальные порядки2) образовалось единое национальное государство3) было реализовано требование «дешёвой церкви»

4) возникла пресвитерианская церковь

Часть 2

1. Сравните особенности учения М. Лютера и Ж. Кальвина. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядко­вые номера черт сходства, а во вторую порядковые номера черт различия.

1) требование переустройства католической церкви2) судьба человека предопределена Богом3) ограничение власти папы римского

4) отмена пышных церковных обрядов

Черты сходства Черты различия

2. Запишите термин, о котором идёт речь.

Этим термином обозначается протестантский проповедник.

Ответы на проверочную работу по Всеобщей истории Начало реформации в Европе. Обновление христианства. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация 7 класс
Вариант 1
Часть 11-12-43-24-35-26-4

Часть 2

1. 24132. Контрреформация

Вариант 2

Источник: https://testytut.ru/2018/08/05/proverochnaya-rabota-po-vseobshhey-istorii-nachalo-reformatsii-v-evrope-7-klass/

Реформация и Крестьянская война в Германии. урок. Всеобщая история 7 Класс

кто положил начало реформации

Движение за обновление католической церкви привело к появлению новых конфессиональных течений (см. Конфессия), таких как лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, баптизм и др. Множество самостоятельных течений и церквей, которые возникли в ходе Реформации, получили название протестантизм.

Социокультурные:

• распространение философии гуманизма (см. Гуманизм) и обмирщение сознания,• подъем образования,

• распространение книгопечатания.

Религиозные и экономические:

• богатство церкви и недостойное поведение священнослужителей,
• продажа индульгенций (см.Индульгенция),
• желание светских властей подчинить церковь и добиться передачи церковных земель в светское владение (секуляризации церковных земель, см. Секуляризация) ,
• недовольство бюргерства и крестьянства десятиной (см. Десятина (церковная) ) и другими церковными поборами.

Участники

Мартин Лютер (1483–1546) – католический священник, доктор богословия Виттенбергского университета, глава Реформации в Германии, основатель лютеранской церкви.

Лев X – папа римский.

Карл V – император Священной Римской империи.

Томас Мюнцер (1488–1525) – священник, идеолог народной Реформации в Германии, один из предводителей в Крестьянской войне.

События

31 октября 1517 г. Лютер прибил к порталу Виттенбергского собора «95 тезисов» против индульгенций. Это стало началом Реформации в Германии.

1520 г. – папа римский Лев X подписал буллу об отречении Лютера от церкви. Лютер ее публично сжег.

1521 г. – Карл V вызвал Лютера на Вормсский рейхстаг (см. Имперский сейм). Посланники папы требовали от Лютера отречения, на что он ответил: «На том стою и не могу иначе».

1524–1525 гг. – Великая крестьянская война в Германии. Программа требований крестьян получила название “Двенадцать статей”. Среди требований — отмена личной зависимости крестьян, ограничение церковной десятины, барщины и штрафов. 

1529 г. – Карл V созвал рейхстаг, на котором потребовал от князей прекратить секуляризацию церковных земель. Князья – сторонники Лютера заявили протест. Отсюда появилось название «протестантизм». Начало религиозных войн (см. Протестантизм).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как приготовить постный майонез

1555 г. – Аугсбургский религиозный мир между императором Карлом V и протестантскими князьями.

Основные положения учения Лютера:

• Человек спасается только личной верой в бога и не нуждается в посредничестве церкви.• Вера дается только милостью божьей.• Церковь не должна быть богатой.

• Сохранить следует только два таинства из семи – крещение и причастие (см. Таинства церковные).

• Библия – единственный авторитет в делах веры. Самостоятельное ежедневное чтение Библии – обязанность верующего. Поэтому Библию необходимо переводить на национальные языки.• Богослужение в церкви тоже должно вестись на национальных языках.• Пышные обряды, почитание мощей и икон – идолопоклонство.

• Монашества быть не должно.

Заключение

Аугсбургский религиозный мир утвердил принцип «чья страна, того и вера», по которому князья могли самостоятельно определять религию своих подданных, тем самым закрепив раздробленность германских земель. В северных и северо-восточных землях Германии утвердилось лютеранство, в южных – католичество. Ответом на Реформацию стало оборонительное движение в католической церкви – Контрреформация (см. урок Распространение Реформации в Европе).

Средневековое церковное единство закончилось, начался длительный период религиозных распрей и гонений.

Конспект

Реформацией называют движение за перестройку христианской церкви конце XV в. — начале XVI в.

Современников поражало лицемерие высших сановников церкви, которые проповедовали неприхотливость и воздержание от светских наслаждений, а сами жили в роскоши, жадно накапливая огромные богатства, значительную долю которых составляли доходы от продажи индульгенций — специальных папских грамот, свидетельств об отпущении как совершенных, так и еще не совершенных грехов. Светская власть возмущалась постоянными политическими интригами пап и кардиналов, их вмешательством во внутренние дела европейских государств.

В конце XV в. — начале XVI в. Германия была составной частью Священной Римской империигерманской нации. Князья играли большую роль в жизни Германии. Семь князей-курфюрстов, избиравшие императора, всячески противодействовали усилению его власти и оставляли за собой право самостоятельно решать важные дела.

Католическая церковь претендовала на первостепенную роль в жизни раздробленной Германии. Она имела здесь гораздо более широкое поле деятельности, чем в странах с сильной центральной властью. Католической церкви принадлежали огромные земельные владения и даже города.

Всю Германию заполонили продавцы индульгенций, святых реликвий и различные сборщики платежей в пользу церкви.

Реформация началась в Германии с выступления ученого богослова из города Виттенберга Мартина Лютера. Предки Лютера были крестьяне. От них он унаследовал умение выстоять в самых трудных ситуациях. Семья Мартина была бедна. Воспитание дома было строгое, побои служили главным педагогическим средством. Еще ребенком он решил уйти в монастырь, чтобы спастись от нищеты. Лютер окончил Эрфуртский университет и стал ученым-богословом.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya/7-klass/evropeyskie-gosudarstva-v-xvi-xvii-vv-reformatsiya-i-absolyutizm/reformatsiya-i-krestyanskaya-voyna-v-germanii

История Реформации

С таким девизом, в котором переосмысливаются религиозные ценности, выступил в конце XIV века, ещё задолго до Реформации, Джон Виклиф, профессор Оксфордского университета. Он стал человеком, который напомнил католикам о старых идеях, на которых выросло христианство. За что и был сочтён еретиком.

Один из предшественников протестантизма, Джон Уиклиф первым перевёл Библию на английский язык, однако римская церковь не оценила его стараний, поскольку она была наделена абсолютной монополией на толкование Библии. Уилклиф учил, что каждый человек связан с Богом напрямую, и для этого ему не нужны никакие посредники. За эти деяния, а также за то, что клеймил Папу Римского отступником и антихристом, он и был уволен из Оксфорда, его учеников при этом вынудили отречься от его взглядов.

Владислав Муттих. «Ян Гус на костре в Констанце». (Pinterest)

Однако распространению его идей это уже не могло помешать: учение виклифистов стало идейной основой для общины лоллардистов и для проповедей Яна Гуса. Последний за свои идеи был сожжён на костре вместе со своими трудами. Труп Уиклифа был выкопан по решению Констанцского собора и тоже сожжён на костре. Показательные казни надолго отбили у мыслителей желание реформировать церковь.

«На том стою. Не могу иначе. Да поможет мне Бог»

Эту известную фразу Мартин Лютер произнес на Вормсском рейхстаге, стоя перед императором Священной Римской империи, курфюрстами и архиепископами. Слова эти обозначали полный отказ от отречения, после них он был вынужден бегством спасаться от преследующей его инквизиции.

А начиналась эта история довольно безобидно — в октябре 1517 года достопочтенный отец Мартин Лютер, доктор богословия Виттенбергского университета, был вне себя от развращённости римско-католического клира. В то время Папа Римский Лев X, привыкший к роскоши и ощутивший вдруг острую необходимость в средствах, официально от имени церкви разрешил торговлю индульгенциями по всей Европе.

Праведный гнев Лютера вылился в знаменитые 95 тезисов, которые богослов составил в надежде искоренить пороки внутри церкви. Судьбоносную для всей Европы табличку с тезисами, как гласит предание, Мартин Лютер 31 октября 1517 года прибил к воротам дворцовой церкви Виттенберга.

Есть мнение, что вся история с прибитой табличкой — лишь красивая легенда. (Pinterest)

Одним из ключевых событий Реформации стал Лейпцигский диспут, где Мартин Лютер в очередной раз высказал свои идеи в споре с Иоганном Экком.

Когда Лютер в совей речи дошёл до того, что стал с некоторых позиций оправдывать Яна Гуса, Герцог Георг, памятуя о дурном наследии гусситов в Саксонии, разразился проклятиями. После этого Мартин Лютер получил первую тревожную весточку — папскую буллу, в которой осуждались его взгляды.

Собрав вокруг себя толпу, богослов сжёг буллу за подписью самого Папы Римского, чем полностью разорвал отношения с римской католической церковью.

Папа Римский Лев X к критике отнёсся однозначно — он предал Лютера анафеме, отлучил от церкви и хотел заставить того приехать на Вормсский рейхстаг, чтобы богослов публично отрекся от своих убеждений.

Лютер спрятан, но дело его живёт

После окончания Вормсского рейхстага Мартин Лютер направился домой в Виттенберг. Не успел он как следует отъехать от Вормса, как его похитили люди курфюрста Саксонии и спрятали в укромном месте, в замке Вартбург.

Как оказалось, Фридрих Мудрый, отличавшийся пытливым умом, на собрании рейхстага проникся речами Мартина Лютера и решил сберечь того от неминуемого наказания.

Причём для того, чтобы не врать императору Карлу V на допросе, он специально приказал своим людям не предупреждать его о том, где они спрячут богослова-мятежника.

Лютер на Вормсском рейхстаге. (Pinterest)

Мартин Лютер, будучи узником Вартбургского замка, который он не мог покинуть, занялся переводом Библии на немецкий язык. Однако это не помешало распространению его идей: только они стали развиваться совершенно не в том русле, как планировал инициатор Реформации.

Так называемый «духовный мятеж», мирный путь Реформации, о котором и проповедовал изначально Лютер, широкой поддержки в народе не получил.

Зато в родном для Мартина Лютера Виттенберге начались погромы католических храмов, которые поддерживали последователи богослова — Цвиллинг и Карлштадт.

Римская церковь не готова была терпеть погромы в собственных храмах. Обе стороны взялись за оружие. Религиозный конфликт стал приобретать кровавый характер, и в итоге вылился в грандиозную войну, которую нарекли Тридцатилетней (1618−1648). Эта война привела к тому, что на территории Германии — а за ней и в других европейских странах — католическая и лютеранская церковь стали существовать параллельно.

Источник: https://diletant.media/articles/25353866/

Наследие доктора Лютера: как Реформация изменила мир

Пятьсот лет назад, 31 октября 1517 года, доктор богословия Мартин Лютер обнародовал знаменитые «95 тезисов» с критикой католической церкви. Против неё открыто выступали и ранее, но такие смельчаки обычно заканчивали свою жизнь на костре.

С Лютером вышло иначе, и прежде всего потому, что его идеи о том, чтобы лишить церковь светской власти и распустить монастыри, поддержали многие германские князья. С этого момента в Европе начался церковный раскол, который сопровождался грандиозными потрясениями.

О значении Реформации для мировой истории и о том, какой след она оставила в России, — в материале RT.

Утром 31 октября 1517 года доктор богословия Мартин Лютер пришёл к Замковой церкви в немецком городе Виттенберге и прибил к её дверям листы бумаги с напечатанным на них текстом. Сегодня этот документ известен как «95 тезисов», хотя его оригинальное название —  «Диспут доктора Мартина Лютера, касающийся покаяния и индульгенций».

  • Знаменитые «95 тезисов» — «Диспут доктора Мартина Лютера, касающийся покаяния и индульгенций»
  • staatsbibliothek-berlin.de

В своих тезисах Лютер подверг критике католическую церковь и предложил её реформировать, а также усомнился в непогрешимости Папы Римского и обрушился на индульгенции, которыми торговал Святой престол. Известие об этом отважном шаге разнеслось по всей стране, и Германия раскололась на сторонников и противников идей Лютера.

Католическую церковь критиковали и ранее, но обычно противники папы заканчивали свою жизнь на костре. С Лютером вышло иначе, потому что его идеи о том, чтобы лишить церковь светской власти и распустить монастыри, «пришлись ко двору» многим германским князьям.

Учение Лютера в 1521 году рассмотрел съезд германской политической элиты — Вормсский рейхстаг. На нём выяснилось, что Лютер пользуется поддержкой влиятельных князей, которые готовы оказывать ему помощь.

  • Вормсский рейхстаг
  • Цветная гравюра 1557 года.

Хотя на рейхстаге был принят осуждающий богослова Вормсский эдикт, Лютер не был арестован, а укрылся в резиденции одного из князей. Так начиналось политическое противостояние католичества и лютеранства. А приглашение к религиозному диспуту закончилось эпохой братоубийственных войн, которые несколько десятков лет длились в Германии, а затем разгорелись и в других странах Европы.

В Англии процесс Реформации в 1534 году начал король Генрих VIII, стремившийся сосредоточить в своих руках не только светскую, но и духовную власть, а также присвоить богатые монастырские владения. Так появилось одно из направлений протестантизма — англиканство.

Борьба с роскошью

Характерной особенностью Реформации была борьба всех её направлений с показной роскошью католической церкви. Ярче всего это выражалось в отрицании почитания икон и других изображений святых, которые сторонники реформ Лютера нередко безжалостно уничтожали.

Важную роль в распространении идей Реформации играло книгопечатание, которое к тому времени уже широко распространилось в Европе. Книги протестантских богословов и мыслителей расходились по всем католическим странам. Особенной популярностью пользовалась Библия, которую переводили с латыни на национальные языки. Один из первых таких переводов — на немецкий язык — сделал сам Лютер.

В ответ католическая церковь начала процесс, известный как Контрреформация: создала новые монашеские ордены, самым известным из которых стал иезуитский, и провела внутренние реформы, в частности запретила индульгенции. Однако это ещё сильнее разделило католиков и протестантов.

Война на уничтожение

Помимо Лютера с альтернативными идеями о реформации католической церкви выступали и другие богословы и проповедники. Наиболее известным из них был француз Жан Кальвин. Католическая церковь всеми силами сопротивлялась движению Реформации и, чтобы искоренить ересь, не останавливалась ни перед массовыми казнями, ни перед войнами на уничтожение.

  • «Утро у ворот Лувра». Художник Эдуард Деба-Понсан, 1880. Из коллекции Музея Роже-Кийо (Клермон-Ферран, Франция). На картине изображена Екатерина Медичи (в чёрном) в сопровождении свиты, разглядывающая тела жертв массового убийства гугенотов-протестантов на следующее утро после Варфоломеевской ночи.
  • Репродукция Эдуарда Деба-Понсана

Реформация изменила всю политическую и религиозную карту Европы, а потом выплеснулась за пределы Старого Света. Сторонники новых религиозных направлений бежали в далёкие страны, чтобы обустроить жизнь в соответствии со своими религиозными принципами. Такими радикальными беглецами были, например, отцы-основатели США. Войны из-за принципов веры достигли грандиозного размаха.

Одним из последних крупных конфликтов, связанных с появлением протестантизма, была Тридцатилетняя война (1618—1648), охватившая практически всю Европу.

«Глобальный духовный переворот»

Сегодня страсти улеглись. Католики и протестанты живут в мире. Но для этого потребовались сотни лет и сотни тысяч жизней.

Руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин рассказал RT, что Реформация для своего времени была глобальным духовным переворотом и повлияла на развитие христианства не только в Западной Европе, но и во всём мире.  

«Реформация породила тысячи различных деноминаций (направлений), церквей и миссий. Духовная логика развития этого движения была заложена Мартином Лютером.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое магнитная буря

Сейчас существует как исторический протестантизм, так и масса разных течений, которые зародились впоследствии — и в XIX, и особенно в ХХ веке, которые многие называют новым протестантизмом или евангельским движением.

Именно это движение оказалось наиболее подготовлено к эпохе глобализации и секуляризации: сегодня протестантские течения занимаются самой активной миссионерской деятельностью в Латинской Америке, Африке, Юго-Восточной Азии», — считает эксперт.

и самая известная разновидность протестантизма — лютеранство. Однако, помимо последователей Мартина Лютера, существуют ещё кальвинисты, баптисты, анабаптисты, методисты, пятидесятники, адвентисты и многие другие.

В российских условиях

Россия с момента возникновения протестантизма как течения, отколовшегося от католической церкви, подверглась определённому протестантскому влиянию. Уже при Иване Грозном в Москве появились первые лютеранские общины, а также была построена первая лютеранская церковь. Ещё при жизни Лютера в Россию начали приезжать купцы, инженеры и другие специалисты, исповедовавшие лютеранство. Впоследствии многие из этих людей и их потомков оказались на государевой службе.

Лютеранство оставило достаточно глубокий след в российской истории, поскольку в XIX веке значительная часть представителей генеральского корпуса и чиновничества состояла из русских немцев и принадлежала к лютеранской вере.

Протестантизм нового времени, по словам Лункина, развивался  в Западной Европе и США волнами, и эти волны докатывались и до России.

В XVIII—XIX веках в нашей стране появлялись как «доморощенные протестанты», например духоборы-молокане, хлысты и другие, так и последователи зарубежных направлений, например немецкого штундизма, представители которого прибыли в Россию по приглашению Екатерины II и вели миссионерскую деятельность. Ещё одна волна российского протестантизма шла от лорда Редстока — английского евангелиста, который проповедовал в Петербурге в дворянской среде.

  • Лютеранский кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла в Москве
  • Wikipedia

«И в начале ХХ века, и в первые годы советской власти протестантизм в России развивался достаточно бурно. Интересно, что именно в первое десятилетие советской власти протестантизм стал общероссийским явлением. Но в более позднюю эпоху это движение оказалось загнано в подполье до 1990-х годов. Сегодня представители русского протестантизма существуют во всех регионах России, и в этом плане мы не отличаемся от других христианских стран», — заключил эксперт.

Источник: https://russian.rt.com/science/article/444807-reformaciya-martin-luyter

Реформация в Европе

Католическая церковь довольно долго оставалась единственной в Европе-других религиозных течений еще не существовало, ислам распространялся на территориях, далеких от европейских стран. Поэтому церковники, почувствовав абсолютную власть над гражданами, перестали быть тем, кем были изначально – приютом и надеждой верующих.

Коррупция, богатство, нарушение всех обетов и запретов – все это вызывало тихое недовольство людей. Но до 16 века никто не осмелился бросить вызов могущественному католическому институту. И все-таки нашлись смельчаки, которые решились на борьбу с католичеством и всевластием священников.

Наступила эпоха реформации – перестройки церкви.

Начало реформации

Уже в 15 веке европейские государства представляли из себя небольшие монархии или республики, где вводились свои законы. Чеканились монеты. И правители были очень недовольны, что Папа Римский позволяет себе диктовать условия им, как нужно править. Была и еще одна немаловажная причина – деньги. Католическая церковь была баснословно богата (что не могло не тревожить королей, собиравших по крупицам налоги на ведение войн).

Кроме этого, священники нашли другой способ приумножить свое богатство – продажи индульгенций вскоре были поставлены на поток. Что такое эти индульгенции? Это обычная бумажка в виде грамоты, где было прописано, что церковь отпускает все грехи. Многие горожане и аристократы, которые могли себе позволить купить индульгенцию, бросились массово искупать свои грехи таким способом. Вопрос – куда уходили эти деньги? Естественно, в Рим.

К сожалению, население в те времена было преимущественно неграмотным, не все владели латынью, поэтому были трудности с пониманием служб. Что тоже не устраивало граждан. Церковь постоянно взимала плату за различные обряды, что не могло не злить население, у которого и так ничего не оставалось после сбора налогов для короля. Постепенно недовольство копилось и вылилось в масштабные мятежи и восстания против католического произвола.

Причины реформации

Среди множества причин выделим несколько основных, которые и повлияли на решение граждан выступить против католичества.

  • продажа индульгенций
  • несметные богатства церкви
  • несоответствие церковных сановников их проповедям
  • обширные земельные владения церкви
  • вмешательство Папы во внутренние дела государств
  • рост грамотности среди населения
  • поборы церкви
  • службы на латыни, непонятной для большинства граждан.

Реформация в Германии

Источник: http://history-doc.ru/reformaciya-v-evrope/

Кто такой Мартин Лютер и как он изменил Европу

Мартин Лютер вошел в историю как инициатор движения Реформации и основатель протестантской ветви христианства. Кроме того, по оценкам специалистов, он является одним из тех мыслителей, которые проложили западной цивилизации дорогу к положительным переменам во многих сферах жизни.

Жизнь Лютера до Реформации

Родился Лютер в 1459 году в семье крестьянина, который позднее стал состоятельным предпринимателем.

Родители Мартина Лютера Ганс и Маргарита Лютер (худ. Лукас Кранах Старший)Вопреки воле отца, желавшего дать сыну карьеру адвоката, Лютер решил поступить в августинский монастырь в Эрфурте и в 1506 году принял монашеский обет, а еще через год был посвящен в священники.

Как сообщают исторические источники, решение посвятить свою жизнь служению Богу могло быть связано с одним символическим событием. Однажды Лютер попал под сильную грозу и молния ударила рядом с ним.

Ощущение близости смерти и мучительные мысли по этому поводу могли вызвать резкую перемену в мировоззрении Лютера и заставить его быть очень религиозным всю оставшуюся жизнь. При этом нужно отметить, что для того времени религиозность была совершенно естественным состоянием.

Это все еще веками назад сложившееся средневековое общество, где сословие священнослужителей занимало главенстующую роль и владело властью.

Новый этап в жизни Лютера начался в 1508 году, когда его направили преподавать в Виттенбергский университет. Параллельно Лютер начал учиться и сам, получив в итоге степень доктора теологии в 1512 году.

Годом раньше произошло еще одно важное событие, которое, возможно, предопределило дальнейшую реформаторскую деятельность Лютера: он посетил Рим по делам своего монашеского ордена и был сильно впечатлен тем, насколько развращенным оказалось римско-католическое духовенство.

Начало реформаторской деятельности

Фактически Реформация началась 18 октября 1517 года. В этот день Папа Римский Лев X выпустил указ об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях «Оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира». Сама теория индульгенции к этому моменту пережила несколько этапов интерпретации – от строгих до упрощенных.

В период Лютера индульгенция обрела практичный вид и, по сути, стала главным церковным товаром, который продавался очень успешно.

Церковь объясняла свое право выдавать индульгенцию тем, что заслуги Иисуса Христа, Богоматери и святых мучеников образовали у неё безграничный запас «сверхдолжных добрых дел» перед Богом.

Следовательно, церковная власть решила, что может поделиться за денежное вознаграждение этим запасом с людьми, желающими получить искупление за свои грехи. За каждый из таких грехов был установлен отдельный ценник.

Лютер в ответ на указ раскритиковал церковь и ее роль в спасении человеческой души. Сделал он это в очень эффектной манере: написал свои знаменитые «95 тезисов» против продажи индульгенций и, согласно легенде, прибил их к дверям виттенбергской Замковой церкви. В этих тезисах, помимо индульгенций, затрагивалось еще множество вопросов, связанных с церковью и духовенством.

Знаменитые «95 тезисов»Главной целью послания Лютера было донести до общественности и духовенства, что Церковь и священнослужители не являются и не могут быть посредником между человеком и Богом в деле спасения души. Он также считал, что клирики должны лишь быть примером для людей и направлять их, но не более того.

тезисов хоть и было остро критическим, тем не менее, находилось в легальном поле с точки зрения норм дискуссии, допустимой среди христианских мыслителей. Лютер на данный момент не подвергал критике сами основы католичества, но лишь указывал на то, что клирики отошли от них.

Папа придает Лютера анафеме

Тем не менее Папа Лев X в ответ на критику вскоре предал Лютера анафеме. Существует версия, что это произошло из-за того, что папе представили подложные тексты, подписанные якобы Лютером, где действительно содержались уже недопустимые с точки зрения Церкви суждения.

То есть в Ватикане за спиной папы мог произойти заговор с целью спровоцировать Лютера на преступные заявления и избавиться таким образом от его ранее обоснованной критики.

Это довольно разумная версия, поскольку индульгенция на тот момент стала суперприбыльной инициативой для Ватикана.

Реформатор ответил на анафему и сделал это снова в своей эффектной манере – публично сжег папский документ, отлучавший его от церкви.

Мартин Лютер сжигает папскую буллу. Гравюра на дереве, 1557 После этого Лютер в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» и вовсе объявил борьбу с папством главным делом всего немецкого народа.

Этим жестом Лютер уже совершил серьезное преступление с точки зрения церкви и очень смелый гражданский шаг, поскольку по схожим мотивам примерно сто лет до этого церковь расправилась с чешским реформатором Яном Гусом – он был сожжен вместе со своими книгами. Серьезность поступка Лютера подкрепляется еще и тем, что та эпоха отличалась большой религиозностью и сильной связью жизни человека и общества с Церковью.

Император приглашает Лютера объясниться

Следующее слово было за императором Священной Римской империи Карлом V, который принял сторону папы и вызвал Лютера на Вормсский рейхстаг, где тот должен был объясниться за свои слова и поступки. Естественно, император ожидал, что Лютер отречется от своих слов, испугавшись за свою жизнь. Однако он этого не сделал и высказался так же смело и ярко, как и раньше.

Лютер в ВормсеСразу после этого Лютер покинул заседание, поскольку у него была императорская охранная грамота, которая гарантировала ему защиту от инквизиции до финального вердикта правителя.

Похищение Лютера

В пути после заседания Лютера похищают, и он бесследно исчезает. По итогам заседания был издан Вормсский эдикт, объявивший Лютера еретиком, что ставило его вне закона на всей территории Священной Римской империи. Согласно документу, через 20 дней после его оглашения Лютер должен быть арестован.

Исчезновение Лютера оказалось инсценировкой похищения, которую организовал сочувствовавший реформатору князь Фридрих Саксонский. Если бы не это событие, Лютеру пришлось бы бежать или быть казненным инквизицией.

Некоторое время многие считали Лютера погибшим, хотя на самом деле придворные князя спрятали реформатора в замке Вартбург. При этом Фридрих, которого называли Мудрым, поручил спрятать Лютера таким образом, чтобы даже он не знал, где будет находиться реформатор.

Сделано это было для того, чтобы князю при случае не пришлось лгать императору.

Лютер как первопроходец

Таким образом Лютер стал первым человеком, который открыто выступил против католических догм и подверг сомнению основы христианского учения в католической интерпретации, но не был казнен за это. Ему было суждено начать то, что не удалось его предшественникам – возбудить умы интеллектуалов и остальной общественности против экономической и религиозной тирании церкви. И сделал он это через смелые и понятные высказывания, которые нашли отклик почти у половины населения тогдашней Европы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему бог допускает войны

Исторический перевод Библии

В замке Лютер занялся другим исторически важным делом для того времени – переводом Библии на немецкий язык, что дало бы каждому грамотному человеку возможность читать Священное Писание самостоятельно и следовать только ему, а не духовенству, что раньше было просто невозможно. Церковь не позволяла никому читать и трактовать Библию, оставив эту функцию исключительно за собой. Кстати, именно этот перевод стал важным событием для немецкого языка, поскольку в нем Лютер утвердил основные языковые нормы.

Успех этого перевода, как и Реформации в целом, был обусловлен тем, что в Германии к этому времени уже был изобретен печатный станок. Множество копий Священного Писания и других работ Лютера разошлись очень быстро при помощи его соратников.

Реформация захватывает умы и кардинально меняет Европу

В итоге Реформация начала набирать обороты и захватывать умы, Лютер приобрел множество сторонников, а диспут – невероятные масштабы. Церковь начала решительно бороться с этим движением, ответив Контрреформацией.

В результате этого движения привычный на то время католический мир, объединявший Западную Европу, был разрушен – многие регионы империи начали создавать национальные церкви. Все они сегодня объединены в протестантизме, третьей крупной ветви христианства. Одна из таких церквей – лютеранство – была названа именем Лютера и существует по сей день.

Лютер в возрасте 42 лет совершил еще одно важное для Реформации дело. В 1525 году он женился на бывшей монахине Катарине фон Бора, у них родилось шесть детей. Этим поступком он отверг еще один христианский принцип – принудительное безбрачие для священнослужителей. Скончался Лютер 18 февраля 1546 года, не дожив до победы Реформации.

Новый христианский мир Европы, разделившийся идеологически надвое, погрузился практически на сто лет в религиозные и межнациональные войны с большим числом жертв с обеих сторон.

Тридцатилетняя война, ставшая результатом противостояния католичества и протестантства, считается одной из самых кровопролитных, не считая мировых войн XX века.

Завершились войны только в 1648 году Вестфальским миром, когда общество пришло к тому, что нужно научиться уживаться с теми, кто имеет иные представления о Боге и религии.

Вместе с этим договор подвел итоги Реформации: появилась новая самостоятельная ветвь христианства; католичество вынуждено было реформироваться, чтобы соответствовать духу времени (индульгенции за деньги были отменены); папа перестал быть центром европейской политики; усилился процесс секуляризации (снижения роли религии в жизни общества) как в протестантских, так и в католических странах.

Значение деятельности Лютера

По мнению немецкого социолога и философа Макса Вебера, реформаторская деятельность Лютера не только дала толчок Реформации, но также стала важным поворотным моментом в зарождении капитализма и определила дух Нового времени.

Мартин Лютер. Портрет работы Лукаса Кранаха Старшего 1526Объясняется это основами протестантской этики, одной из которых является концепция «призвания». Согласно этому принципу, каждый человек имеет те или иные таланты как дар божий и должен развивать их и трудиться наилучшим образом в своей профессиональной сфере.

Этот принцип дополнил другой деятель Реформации швейцарец Жак Кальвин, заявивший, что символом божьей благодати является удача и богатство.

И чтобы спасти свою душу человек должен тратить все свое время на труд, поскольку земная жизнь дана человеку взаймы, в отличие от католического понимания, где она является даром божьим.

Следовательно, согласно Кальвину, чтобы добиться спасения, нужно также добиться успеха в профессиональных делах и обязательно приумножать собственное состояние. Этот принцип стал по-настоящему важным двигателем протестантского мира, который довольно быстро стал опережать экономически католический и православный.

Самым главным результатом Реформации стало появление совершенно нового взгляда на мир, который освободил часть христианского сообщества от многих несправедливых догм, установленных католическим духовенством.

Почтовая марка ГДРНапример, протестантизм избавил человека от огромной структуры священнослужителей-посредников, которые стояли перед ним и Богом. Этот же факт избавил протестантов от тяжкой ноши – финансового содержания огромной церковной машины, которая, как увидел Лютер в своей поездке в Рим, занималась совсем не спасением душ человеческих, а сама по-настоящему погрязла в грехах и пороках.

Источник: https://www.anews.com/p/115862719-kto-takoj-martin-lyuter-i-kak-on-izmenil-evropu/

Реформация в Западной Европе XVI – XVII веков

Реформация (от лат. reformation – «преобразование», «превращение», «исправление») – масштабное церковное, политическое и общественное движение в Западной Европе XVI – XVII веков, целью которого было реформирование католической церкви.

Началом реформации принято считать поступок Мартина Лютера – тогда ещё обычного католического священника, доктора богословия. В 1517 году он прикрепил к дверям виттенбергской Замковой церкви листок, содержащий «девяносто пять тезисов». В этом документе он подверг критике нарушения и злоупотребления католической церкви, включая продажу индульгенций.

Концом эпохи Реформации принято считать подписание Вестфальского мира в 1648 году, который явился итогом Тридцатилетней войны. Согласно этому соглашению, лютеранские, кальвинистские, прочие протестантские и католические князья разделяли сферы влияния в Европе, и это разделило европейский мир на «католическую» и «протестантскую» части.

Причины Реформации

  • Духовенство занимало высшие посты в социальной иерархии, подчиняя себе светские сословия;

  • Католический догматизм не приветствовал рациональное мышление;

  • Католическая церковь постепенно отошла от «дел духовных» и превратилась в крупного земельного собственника, властителя и угнетателя.

  • Деградация католического духовенства, его распущенность, коррумпированность и нежелание жить по тем принципам, которые оно проповедовало.

  • Возобновление интереса к науке, изобретение книгопечатания, открытие Америки, а также «воскрешение» античной культуры.

Предпосылки

Предпосылки Реформации довольно многочисленны и лежат, так сказать, в нескольких плоскостях.

Распад феодального общества

Католическая церковь, будучи оплотом средневекового общества, существовала в условиях феодального строя, и её идеология этот строй «обслуживала».

Между тем ещё с XIV века в различных странах Западной Европы набирает влияние новый класс – буржуазия, состоящий из торговцев и ремесленников. Изначально будучи низшими сословиями, купцы и ремесленники накапливали материальные богатства; а где богатства, там влияние и власть.

По мере своего укрепления буржуазия осознала, что ей нужна новая религиозная доктрина, отражающая их взгляды и интересы.

Церковь перестала быть центром науки и культуры

Ещё одна причина Реформации – культурно-образовательная. Католическая церковь была не только культовым, но и образовательным центром – в её стенах изучались история, философия, риторика, точные и естественные науки, музыка. В то же время церковная интеллигенция была достаточно закрытым классом, что обеспечивалось и культовым языком – мёртвой латынью, которая была непонятна простым людям. Отсюда становятся понятными намерения первых реформаторов, в первую очередь Лютера.

Во-первых, в числе главных пунктов Реформации был перевод религиозных книг и богослужения на живые европейские языки.

Объяснялось это тем, что буржуазия, не получавшая церковного образования, была уверена, что священники обманывают людей, нарочно скрывая истинное содержание «священного писания» и искажая «послание бога».

Поэтому в первую очередь перед реформаторами стояла задача – сделать так, чтобы содержание церковных книг стало понятно всем людям, а не только закрытой «касте» церковных интеллектуалов.

Во-вторых, понятно, почему Реформация в собственном смысле началась именно в Германии. Во Франции, Италии, Испании, Португалии говорили на романских языках, произошедших из латыни; поэтому частично церковные книги могли быть понятны жителям этих стран, особенно это касалось Италии, язык которой наиболее близок классической латыни.

Германские же языки не являются близкими родственниками латинского, и в этих странах (Германия, Фландрия, Англия, скандинавские страны) человек без специальной подготовки практически ничего не понимал в «священных текстах». Поэтому в германоязычных странах в народе было сильнее распространено убеждение, что священники обманывают людей.

Предтечей Лютера был английский мыслитель Джон Виклиф, который в XIV веке возглавил народное движение против папства; он же известен и как первый переводчик Библии на английский язык. Сходную деятельность осуществлял в славянской Чехии Ян Гус – ещё один предшественник реформаторов.

Альбигойцы – ещё одни предшественники Реформации. В Западной Европе они появились ещё в XII веке; считается, что альбигойское учение принесли в Европу болгарские «богомилы» — крестьянская еретическая секта. Альбигойцы также говорили о падении и коррумпированности католической церкви и проповедовали более простое и, по их мнению, справедливое учение.

Страны и социальный состав реформаторских течений

Реформацией были охвачены в первую очередь представители буржуазии, а также мелкие дворяне. Им нужна была более «дешёвая» церковь, которая не требовала бы за свои услуги много денег и не обманывала прихожан.

Но реформаторские течения были распространены и в крестьянской среде, которая также была недовольна «феодальной» стороной церковного учения, поборами и оправданием крепостничества со стороны духовенства.

Самый известный пример крестьянской Реформации – движение Томаса Мюнцера в Германии.

Реформация в Европе

  • 1520-е годы – начало Реформации в Германии;
  • 1525 – её распространение в Пруссии и Ливонии;
  • 1530-е годы – в Англии;
  • 1527 – 1544 – в скандинавских странах (Швеция, Дания, Норвегия, Исландия);
  • 1518 – 1520 – в Швейцарии;
  • С 1520-х годов – лютеранство и анабаптизм приходят во Францию;
  • 1550-е годы – появление кальвинизма во Франции;
  • 1540 – 1560-е годы – в Нидерландах.

Деятели Реформации

  1. Германия: Мартин Лютер, Филипп Меланхтон, Томас Мюнцер;
  2. Франция: Жан Кальвин, Ж. Лефевр, Г. Бриссоне;
  3. Англия и Шотландия: Томас Кранмер, Джон Нокс;
  4. Дания: Ганс Таусен;
  5. Швеция: Олаус Петри.

Итоги Реформации и контрреформация

Реформаторское движение вызвало серьёзную реакцию со стороны католической церкви и королевских правительств. Католической духовенство инициировало контрреформацию – движение, направленное на борьбу с «еретиками» — не только физическую, но и идейную.

Так, ещё в XII веке, задолго до собственно Реформации, католическая церковь основала нищенствующие монашеские ордена, которые заимствовали «имидж» у альбигойцев и, подобно им, демонстрировали интерес к крестьянству и его проблемам, так сказать, «ходили в народ»; единственным их отличием от альбигойцев было то, что они проповедовали учение официальной католической церкви и подчинялись ей.

Контрреформация (1543 – 1648) – деятельность католической церкви, направленная на борьбу с Реформацией. Деятельность церкви заключалась в отказе от индульгенций (документов об отпущении грехов, продаваемых за деньги), основании новых семинарий и монашеских орденов, установлении единообразной литургии и единого григорианского календаря. Также это были силовые действия – подавление Реформации в некоторых странах (Польша, Франция).

Значение Реформации

Реформация в Европе ознаменовала собой не только падение влияния католической церкви, но и кризис религиозного мировоззрения в целом. Верующие поняли, что религиозные истины следует проверять разумом и практическим опытом; в таких условиях стало ясно, что средневековая феодальная иерархия противоречит самой сути «христианского вероучения».

Реформация разделила верующих в Европе на католиков и протестантов. Это дало толчок развитию культуры, науки и искусства, в рамках которых осуществлялась борьба идей.

В странах, где победил протестантизм, начали активно развиваться капиталистические отношения.

Источник: https://histerl.ru/istoriya-evropy/reformacija-v-zapadnoj-evrope-xvi-xvii-vekov.htm

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
После инсульта как восстановиться

Закрыть