Кто сказал философия служанка богословия

Философия Средневековья кратко, идеи, направления и представители (Таблица)

кто сказал философия служанка богословия

Для философии Средневековья характерен теоцентризм. Мировоззрение преимущественно религиозное. Средневековая философия развивается под влиянием новой христианской религии. Философию начинают называть служанкой Теологии.

Основные идеи философии Средневековья

БОГ (ТЕОЛОГИЯ) Теоцентризм. Всемогущая Абсолютная Личность. Монотеизм. Антропоморфизм.
ОНТОЛОГИЯ Креационизм — творение мира из «ничего». Дуализм бытия: Божественный мир и Природный мир. Высшее бытие — Бог. Природа — неподлинное быгие. Геоцентризм.
АНТРОПОЛОГИЯ Креационизм — творение человека Богом. Человек — подобие Бога. Человек: дух + душа + тело Посмертное бытие души в соответствии с воздаянием. Идея бессмертия как приобщение души к духу. Идея спасения человека через Бога-Сына Открытие самосознания
ГНОСЕОЛОГИЯ Священное Писание (Библия) Откровение Бога. Бог непознаваем Вера выше знания. Философия — «служанка» богословия
ЭТИКА Моральные заповеди Христа. Аскетизм. Человек имеет божественную душу, но, вместе с тем, грешен и зол. Зло в мире не от Бога, а от человека. Моральный долг человека — спасение своей души.
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ Провиденциализм. Главный движущий фактор истории Бог Направленность истории ко «второму пришествию». Эсхатология.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ Бог дает и устанавливает общественные законы. Социальная иерархия подобная «Небесной».

Направления и представители философии Средневековья

Патристика Схоластика
Основатели Наиболее известные: Иоанн Златоуст, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин. Боэций, Северин, Пётр Дамиани, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Пётр Ломбардский, Раймунд Луллий, Альберт Великий, Бонавентура, Фома Аквинский.
Подразделы В неё входят: Александрийская теология, Каппадокийский кружок, Латинская патристика, Богословие отцов-пустынников. Этимология, Схоластическое воззрение на науку, Схоластическая метафизика.
Основные идеи Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества. Выделяют римское и греческое направления патристики. Исторически традиционно проводят следующее деление:1. Апостолические мужи, примыкающие непосредственно к апостолам.2. II в. — Апологетические (защищающие) отцы.3. III в. и нач. IV в. — Первые попытки систематизации в области теологии и выдвижением вопроса о Христе, породившего многочисленные попытки его решения.4. В IV в. и нач. V в. Христианство впервые начинает исследовать свою историю. Догмат о Троице получает вскоре свою окончательную формулировку.5. С кон. IV в., т. е. с завершением процесса формулирования догм и с усилением церкви, особенно после её признания в 313 г. императором Константином Великим, уже резко бросается в глаза церковно-политический характер патристики. Схоластика – господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. По общему своему характеру схоластика представляет религиозную философию не в смысле свободной спекуляции в области вопросов религиозно-нравственного характера, как это мы видим в системах последнего периода греческой философии, а в смысле применения философских понятий и приёмов мышления к христиански-церковному вероучению, первый опыт которого представляет предшествовавшая схоластике патристическая философия. Философствование схоластиков строилось на почве установленного учения церкви и тех учений античной философии, которые сохранились до средних веков.В период расцвета схоластических систем философия и теология действительно переходили одна в другую. Однако различие их природы должно было всё-таки проявить себя — и к концу средних веков богословие и философия уже резко обособляются друг от друга. Схоластики чтили древних философов, как людей, которые достигли вершины естественного знания, но это не значит, чтобы философы исчерпали всю возможную для человека истину.

В Средневековой теологической философии (схоластике) выделяются два противоположных направления – номинализм и реализм

Патристика Патристика Схоластика
 Направления Западная Восточная Реализм – направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие – универсалии (по смыслу реализм близок к учениюПлатона о «чистых идеях», воплощением которых являются реальные вещи). Видными редставителями реализма были Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо Номинализм (от латинского «nomen» – имена) – направление теологической философии, сторонниками которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. Согласно номиналистам, универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом
Представители и основатели Августин Блаженный, Фиман Александрийский, Кирилл Александрийский, Амвросий Медиоланский, Григорий Великий Афанасий Великий, Иоанн Златоуст, Исаак Сирин, Ориген, Григорий Нисский Ансельм КентерберийскийУтверждали: Что имена вещей или идея вещи обладает реальной сущностью. (идеалистическое) Иоанн Дунс СкотУтверждали: Что первоначальное существование обладает вещь, а потом имя.
Великим систематизатором средневековья считают Фому Аквинского (1225-1274гг.). Он сказал ,что идея обладает тремя образами:— Идея в Боге— Идея сама по себе— Идея в вещахГлавный труд Фомы Аквинского «Сумма теологий». ФомуАквинского на латинском называют «Аквинат»
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как снять проклятие рода

____________

Источник: https://infotables.ru/filosofiya/1136-filosofiya-srednevekovya

Кто сказал философия служанка богословия

кто сказал философия служанка богословия

В условиях крушения античной цивилизации, приходу к социально-политическому господству в регионе представителей варварских племен, нагруженных мироощущением молодой христианской религии, еще не растратившей своего харизматического запала, философия просто не могла оставаться на прежнем пьедестале и должна была, как минимум, облечься в одежды новых властителей дум. Такими одеждами были сопряженность с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и монотеизма, общих для иудаизма, христианства и мусульманства, но чуждых античному религиозно-мифологическому мировоззрению. Философия стремится удовлетворять всех людей без различия национальностей. Благодаря этому, само собой отодвигается на задний план интерес как к политическим, так и космологическим вопросам. Предметом философского размышления делается преимущественно человек в его всеобщих, независимых от происхождения, звания и состояния, свойствах. Можно определенно констатировать глубокую озабоченность философии религией и теологией.

Отношение христианства к философии

Христианство возникло в Палестине в первой половине I века нашей эры. Его формирование растянулось на продолжительное время. Глухое упоминание о христианских проповедниках в обрамлении мифов и легенд сохранилось в исторических источниках. Новая религия утверждала, что страдания в земной жизни принесут человеку спасение и райское блаженство в загробном мире, а в сопротивлении злу видела путь к нравственному совершенствованию.

Христианство отбрасывало не только социальные, но и национальные преграды между людьми. “Нет ни эллина, ни иудея ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного”, — говорится в одном из апостоловских посланий. Христианство получило характер универсальной, общечеловеческой религии.

Христианство — религия, а поэтому и мировоззрение христианства — это мировоззрение религиозное. А мы уже знаем, что религиозное мировоззрение по уровню своего развития стоит ниже мировоззрения философского. И не только ниже. С первых же дней своего существования заявило о своем враждебном отношении к философии.

Авторы новозаветных книги в целом отрицательно относятся к современной им философии, осуждают всякую «мудрость мира сего». Иисус Христос обещает в своем небесном царстве блаженство только «духовно убогим людям» (Матфея, 5:3; Луки 6:20). Апостол Павел в своим посланиях настойчиво предостерегает: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Колоссянам, 2:8).

Такое крайне враждебное отношение к философии (а отсюда — и к культуре, и к прогрессу, и к науке) нашло свое продолжение в деятельности Отцов и Учителей церкви (патристика), непрерывной цепью дошло до наших дней. Вся эта линия отрицательного отношения к разуму и философии произрастала на духовной почве Нового Завета, вдохновляла воинствующую антикультуру, находила полную поддержку в среде неразвитых масс верующих христиан.

Но христианство никак не могло обойтись без философии. Без философии христианство ни при каких условиях не смогло бы сформироваться как религия высочайшего уровня: как религия космополитическая, как религия абстрактного монотеизма.

На формирование религиозного мировоззрения христианства еще на его ранних этапах наряду с иудейской Библией (Танахом, Старым заветом) большое — можно сказать, определяющее — влияние оказала вульгарная философия греко-римского мира: неоплатонизм, поздний стоицизм, эклектика, гностицизм, неопифагорейство. В меру превращения в мировую религию христианство вынуждено было более или менее четко сформулировать основные положения своего вероучения.

А этого оно, как религия высшего уровня развития, никак не могло бы осуществить без философии, без использования философских категорий и логики Аристотеля и стоицизму. В этой области особенная заслуга принадлежит тем деятелям христианской церкви, которые еще с конца 2-го столетия начали философскую обработку христианского мировоззрения. Решающий вклад в формирования и развитие христианского мировоззрения внесли деятели Александрийской и Антиохийской богословских школ.

Первая из них опиралась на платонизм, а вторая на аристотелизм.

Философский словарь — значение слова Философия — Служанка Богословия

кто сказал философия служанка богословия

Большинство средневековых теологов и философов видели в разуме способность, необходимую не только для приобретения знаний, полезных человеку в его земных делах и заботах, но и для спасения души. Средневековая оценка места и роли рационального, в частности философского, знания ярче всего выражена в утверждении, что «философия является служанкой богословия»(Эта формула часто приводится для характеристики средневековой философии.

У средневековых мыслителей эта мысль находит различное словесное выражение; одним из первых её высказал Петр Дамиани: „Философия должна служить Священному Писанию, как служанка — своей госпоже» (PL, 145, 603). Отчетливое выражение этой мысли мы находим у Фомы Аквинского: „Эта наука (теология) может взять нечто от философских дисциплин, но не потому, что испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемых ею положений.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему самоубийц не отпевают

Ведь основоположения свои она заимствует не от других наук, но непосредственно от Бога через Откровение. Притом же она не следует другим наукам как высшим по отношению к ней, но прибегает к ним, как к подчиненным ей служанкам» («Сумма теологии», I, q. 1, 5 ad 2) [19, с. 827].).

В исторические эпохи, когда в обществе доминируют атеистические умонастроения, эти слова, как правило, цитируются с целью продемонстрировать характерное для средневековья ограничение суверенитета разума.

Свобода философского и научного исследования приносится в жертву религиозным догматам; рациональное знание привлекается только для разъяснения и обоснования с помощью доводов, доступных естественному разуму человека, сверхъестественных истин Откровения. Но утверждение Фомы Аквинского, что теология «прибегает к другим наукам, как к подчиненным ей служанкам», имело прямо противоположный смысл.

Фома убежден в высоком предназначении человеческого разума, в его способности различать между истиной и ложью, добром и злом. Разум способен постичь, что является Высшим Благом для всего сущего, в том числе и для человека, и определить средства, ведущие к достижению Высшего Блага.

Настаивая, что разум и основанное на нем философское знание могут соучаствовать в решении центральной теологической проблемы — спасении души(Для познания тех истин о Боге, которые могут быть добыты разумом, — пишет Фома, — необходимо уже заранее обладать многими знаниями, ибо почти все изыскания философии подчинены цели богопознания» («Сумма против язычников», I, 4) [19, с. 858].

), Фома Аквинский, следовательно, не принижает, а наоборот, очень высоко оценивает возможности рационального познания.

В отличие от монашеской мистики средневековья, противопоставлявшей разум вере, и от характерной для последующей философии тенденции разграничить сферы компетенции религии и научно-философского мышления, средневековая схоластика рассматривает обе стороны человеческого существования как результат проявления способностей, дарованных Богом высшему из земных творений — человеку. Любой божий дар — благо, и все, созданное Богом, является благим.

Бог создал человека по своему образу и подобию и наделил его разумом и свободной волей, высшим проявлением которой является любовь к Богу. После грехопадения, акта недолжной реализации человеком его изначальной свободы, в результате чего его воля перестает быть свободной, и разум человека оказывается поврежденным: он не обладает уже той чистотой и совершенством, которые позволяли Адаму и Еве в раю непосредственно созерцать Бога.

Хотя и в его теперешнем состоянии человек не лишен дара разумения, но если человек ведет неправедную, греховную жизнь, его разум становится еще более слабым и беспомощным. Теперь вера — уверенность в вещах невидимых — призвана вести человека по пути богопознания, направляя и исправляя поврежденный грехом разум. При этом вера и разум находятся в гармоническом согласии друг с другом: разум, при надлежащем использовании, просветленный истинами Откровения, ведет к той же цели, что и вера, — к жизни с Богом. Истины веры и разума не могут противоречить друг другу. Таков один из главных постулатов схоластической философии. Опираясь на него, средневековые мыслители строят свои системы так, чтобы всем ходом построения продемонстрировать истинность исходного допущения. В постулате в свернутой форме представлен определенный взгляд на мир и человека, который в философско-теологических системах получает свое развернутое выражение. В чем своеобразие этого взгляда В предположении своего рода предустановленной гармонии между внутренним миром человека и реальностью, являющейся предметом чувственного восприятия и рационального познания.

Смотреть значение Философия — Служанка Богословия в других словарях

Философия — ж. греч. любомудрие, наука о достижении человеком мудрости, о познании истины и добра. Философическое сочиненье. Философский факультет. — камень, у алхимиков: мнимое искусство делать золото.
Толковый словарь Даля

Философия — философии, мн. нет, ж. (греч. philosophia). 1. Наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления. Высший вопрос всей философии, говорит Энгельс,..
Толковый словарь Ушакова

Служанка Ж. — 1. Женщина, исполняющая обязанности слуги (1).
Толковый словарь Ефремовой

Политическая Философия — (POLITICAL PHILOSOPHY) — область интеллектуальных изысканий, где дело имеют с идеями, относящимися к политике, особенно к политическим ценностям, к сущности политической действительности..
Политический словарь

Философия Политики — (греч. philosophia от phileo и sophia — мудрость) — философский, теоретико-методологический способ исследования политики. Философский подход к анализу проблем политики находится..
Политический словарь

Философия Политическая — — одна из наук о политике, изучающая взаимоотношения между личностью, обществом государственной властью, выявляющая смысл политических явлений и разрабатывающая идеалы..
Политический словарь

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Апокалипсис что это такое

Служанка — служанки, ж. (разг.). 1. Женская прислуга, домашняя работница (устар.). Служанок била, осердясь. Пушкин. Господа откушали, — отвечала служанка; встают изо стола. Пушкин. 2. перен
Толковый словарь Ушакова

Инвестиционная Философия — Направление инвестиций, выбираемое частным инвестором или менеджером в управлении денежными средствами. Например, некоторые инвесторы придерживаются «философии роста»,..
Экономический словарь

Миссия (деловое Кредо, Философия) Конкретного Бизнеса — — совокупность общих установок и принципов, определяющих предназначение и роль данного бизнеса и входящих в его состав предприятий в обществе, взаимоотношения..

Экономический словарь

Миссия (деловое Кредо, Философия) Предприятия — — совокупность общих установок и принципов, определяющих предназначение и роль предприятия в обществе, взаимоотношения с другими социально-экономическими субъектами.

Экономический словарь

Служанка — -и; мн. род. -нок, дат. -нкам; ж.1. Женщина-слуга (1 зн.). Нанять служанку. Горничная-служанка.2. Книжн. О том, что выполняет служебную, вспомогательную роль для чего-л. Философия..

Толковый словарь Кузнецова

Философия Права — — наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения. Длительное время выступала как составная часть философских..

Экономический словарь

Философия — -и; ж. [от греч. phileō — люблю и sophia — мудрость]1. Наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления. Античная ф. // кого-чего. Учение о наиболее..

Толковый словарь Кузнецова

Философия — Название науки о мироустройстве образовано по тому же принципу, что и ; во второй части этого слова – греческое существительное со значением «мудрость» (женское имя..
Этимологический словарь Крылова

Философия — — дисциплина, которая включает систему знаний о развитии мировой философской мысли, фундаментальных проблемах человеческого бытия, общества и познания, способствующих..
Юридический словарь

Философия Права — — наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения. Длительное время выступала как составная часть философских систем
Юридический словарь

Аналитическая Философия — направление западной, главным образомангло-американской, философии 20 в.; сводит философию к анализупреимущественно языковых средств познания; разновидность неопозитивизма.Основные..
Большой энциклопедический словарь

Здравого Смысла Философия — идеалистическая школа в шотландскойфилософии 18 — нач. 19 вв. См. Шотландская школа.
Большой энциклопедический словарь

Имманентная Философия — течение в немецкой философии кон. 19 — нач. 20вв., утверждавшее, что познаваемая реальность находится в сфере сознания,т. е. имманентна ему. единственной реальностьюсчитала..
Большой энциклопедический словарь

Лингвистическая Философия — (философия лингвистического анализа — философияобыденного языка), направление аналитической философии. В духенеопозитивизма считает традиционные философские проблемы..
Большой энциклопедический словарь

Философия — (от фил и греч. sophia — мудрость) — форма общественногосознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в немчеловека; исследует познавательное, социально-политическое,..
Большой энциклопедический словарь

Философия Жизни — философское течение кон. 19 — нач. 20 вв., исходящее изпонятия «жизни» как некоей интуитивно постигаемой органической целостностии творческой динамики бытия. В различных..
Большой энциклопедический словарь

Философия Истории — раздел философии, занимающийся проблемами смыслаистории, ее закономерностями, основным направлением развития человечестваи историческим познанием. Представители..
Большой энциклопедический словарь

Греческая Культура Vii-iv Вв. До Н.э. Философия И Наука — Развитие торговли и общегреческих связей привело к появлению письменности, что было важным этапом в развитии греческой культурьт. Микенское линейное письмо повсюду..
Исторический словарь

Итальянская Философия Xvi И Первой Половины Xvii В. — Античное наследиеК началу XVI в. новая светская философия имела уже свою традицию, связанную с именами Лоренцо Валла, Пикоделла Мирандола, Марсилио Фичино. Она развивалась..

Исторический словарь

Культура Ранней Римской Империи.литература, Философия И Наука — Центральной идеей, объединяющей все остальные элементы официальной идеологии в период империи, была идея величия и вечности Рима и его провиденциальной миссии, слившейся..
Исторический словарь

Литература И Философия Китая В Iii-viii Вв. — За временем Таиской империи давно и прочно установилась репутация золотого века китайской средневековой поэзии. Действительно в VIII в. жили три величайших поэта китайского..
Исторический словарь

Религия И Философия Эллинистического Периода — В религиозных верованиях народностей Восточного Средиземноморья ясно отразились черты социальной психологии, о которых говорилось выше. В период эллинизма широкое..
Исторический словарь

Россия, Разд. Философия — Рилософией в России занимались и занимаются, но говорить о русской философии в том смысле, в каком говорят о французской, немецкой или английской, нельзя: национального..
Исторический словарь

Россия, Разд. Философия И Энциклопедия Права — Рчение естественного права стало проникать в Россию с начала XVIII века. По приказанию Петра I была переведена книга Пуффендорфа «О должности человека и гражданина..
Исторический словарь

Посмотреть в Wikipedia статью для Философия — Служанка Богословия

Источник: http://slovariki.org/filosofskij-slovar/13456

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Кто назвал тихий океан тихим

Закрыть