Кто такая софья палеолог

«Негламурная» София: как в российских сериалах перевирают историю

кто такая софья палеолог

Католичка София Палеолог привезла в подарок Ивану III голову святого Андрея Первозванного

На телеканале «Россия 1» вышел фильм-лубок Алексея АНДРИАНОВА «София». Картину, рожденную в союзе режиссерской беспомощности и актерской бездарности, не спасла даже куча потраченных на съемки денег. Единственное, что не вызывает отторжения, так это костюмы далекой эпохи.

Псевдоисторический телеспектакль посвящен византийской принцессе Софии ПАЛЕОЛОГ, жене князя Московского Ивана III. Сценаристы пошло романтизируют и возвышают героиню. Настоящая же княгиня была не только страшна, как жаба, но и совершенно беспринципна в своей погоне за властью и богатством.

Современники были уверены, что София Палеолог ведьма. Она и не могла быть другой. После захвата Константинополя османами ее отец Фома Палеолог, брат последнего византийского императора, нашел приют в Ватикане у Папы Римского Павла II. Милость понтифика он купил довольно специфическим подарком — забальзамированной головой святого апостола Андрея.

Мощный магический артефакт произвел должное впечатление, и Палеологи стали своими в папском дворце. Пьянство, обжорство, утонченный блуд и полное пренебрежение к будущим карам небесным ради земных удовольствий — вот с чем столкнулась София во время жизни у наместника Бога на земле. Юную принцессу Павел II рассматривал как ценный актив и готовился распорядиться ее судьбой в своих интересах.

Поэтому, когда в Риме стало известно, что овдовел великий князь Московский, папа тут же отправил Ивану III письмо, где предложил 14-летнюю Софию Палеолог в качестве невесты.

Переговоры длились три года. За это время Павел II умер от апоплексического удара во время гомосексуального акта с пажом, и утвердительный ответ из России получил уже другой папа — Сикст IV.

Согласно хронике итальянского историка Стефано Инфессуры, Сикст тоже был «любителем мальчиков и содомитов» — вручал бенефиции и епископские кафедры в обмен на сексуальные услуги. При нем запылали костры инквизиции и была введена предварительная цензура на книги духовного содержания.

Именно этот человек, в котором не было ничего святого, давал Палеолог последние наставления, как втянуть войско князя Московского в крестовые походы за веру Христову, и передавал тайные подарки, свидетельствовавшие о силе католической церкви. Среди них, возможно, была и голова апостола Андрея. тайна и талисман всех царских династий России.

Недаром же первая, затем остававшаяся высшей, награда России — орден Святого апостола Андрея Первозванного. Чувствуете магическую связь поколений между Лениным в Мавзолее и орденом его имени на груди избранных?

Реконструкция внешности ПАЛЕОЛОГ и Мария АНДРЕЕВА в её образе. Фото слева с сайта Aazubov.blogspot.ru

Гряды жира и мяса

Когда обоз невесты подъехал к Москве, насмотревшаяся на богатства новой родины Палеолог объявила, что с этой поры более не будет исполнять католические обряды, а возвращается к православию. Разницы для нее, видимо, не было никакой. Насмотревшись на римских пап, София сделала совершенно определенные практические выводы.

В то время был всего один канон красоты — дородность. Поэт Луиджи Пульчи так описывал внешность византийской принцессы: «На высоком помосте сидела в кресле раскрашенная кукла. На груди у нее были две огромные жемчужины, подбородок двойной, щеки толстые, все лицо блестело от жира, глаза распахнуты, как плошки, а вокруг глаз гряды жира и мяса». Не странно, что Палеолог понравилась Ивану III.

Уроки супружеской жизни, полученные девушкой у ватиканских специалистов, помогли ей произвести на любвеобильного, но неискушенного князя большое впечатление. Конечно, не обошлось и без травок, заваривать которые Палеолог была мастерица.

Известно, что уже через несколько дней после ее прибытия в Москву местные колдуньи и знахарки объявили ей настоящую войну. Началось нечто похожее на битву экстрасенсов. Воюющие стороны насылали друг на друга проклятия, колдовали на воске, хлебе и воде, применяли другие способы ведения магической войны.

В результате длительного противостояния София пережила несколько выкидышей, а трое ее первых детей умерли во младенчестве. Но в итоге христианско-католическая магия Палеолог победила языческую ворожбу. Видимо, справиться с ворожеями ей помогли магические дары Сикста IV. Не лишним оказался и административный ресурс. София уговорила мужа организовать временную инквизицию.

Охрана князя выловила всех указанных ею травниц-вещуний и утопила в реке, как еретичек.

Позднее ее сын Василий III и внук Иван Грозный тоже будут преследовать носителей былинной русской культуры: волхвов, скоморохов, коробейников и сказителей. Выбивать из народа исконный, не вписывающийся в новую мировоззренческую матрицу русский дух.

По старинной фреске «Стояние на реке Угре» невозможно определить разницу между русским князем и ордынским ханом. Тем более что князь в шапке, а хан в короне, что вообще-то странно

Товарищи стали слугами

После византийской пышности и римского великолепия Софию не могли не раздражать незатейливость и демократичность княжеской жизни.

— Под влиянием Палеолог стали являться в Москве новые обычаи: Иван III стал держать себя величаво, установил обряд целования царской руки в знак особенной милости. Бояре, бывшие раньше советниками, думцами княжими, с которыми великий князь по обычаю совещался о всяком важном деле, как с товарищами, теперь обращаются в покорных слуг его, — пишет академик Сергей Платонов.

Русский князь дошел до того, что потребовал преклонения перед собой, как пред земным божеством. Превратился из прообраза короля Артура в подобие Папы Римского и, соответственно, начал строить из Москвы Третий Рим.

Потворствуя жене, Иван III затеял перестройку Кремля. Ею были приглашены итальянские зодчие, имеющие большой опыт в строительстве сакральных мест. Они возводили такой Кремль, который бы собирал и концентрировал мощь энергий Земли и космоса, чтобы никто не мог завоевать Новую Византию. Энергетика места чувствуется до сих пор.

Первым начали перестройку построенного при Иване Калите Успенского собора. Псковские строители заложили церковь с торжественными обрядами, с колокольным звоном; но, когда стали складывать стену и довели ее до сводов, она рухнула. Поговаривали, что не без магической помощи Палеолог.

Пыль от кирпичей еще не успела развеяться, как для строительства Успенского собора из Италии приехал архитектор Аристотель Фиораванти. Он построил под Кремлем и собором тайное подземное хранилище для бесценной библиотеки княгини и ее магических артефактов.

Закончив его сооружение, Аристотель провел по отстроенным лабиринтам Софию, после чего попросил княгиню отпустить его на родину в Италию. С тех пор знаменитого архитектора больше никто не видел.

Битва с коллектором

Материальные запросы Софии росли. Ей, не привыкшей жить в деревянных домах, нужны были деньги на строительство каменных дворцов по итальянскому образцу.

— Русские были убеждены, что жить в деревянных домах здоровее, чем в каменных, — пишет академик Сергей Платонов. — Сам Иван III и его преемники были того же мнения и хотя строили каменные дворцы для торжественных приемов и пиров, но жить предпочитали в деревянных. Каменные здания долго и после этого не входили в обычай.

К моменту свадьбы на Софии Иван III под разными предлогами уже перестал платить дань Орде. Долгов накопилось много, а отдавать было нечем. Все пошло на строительство.

К 1480 году наступило время очередного взноса в союзническую кассу взаимопомощи. Иван III должен был откатить за охрану восточных рубежей татаромонгольскому хану сразу за десять лет.

И вот, заливаясь слезами, София стала упрекать мужа в том, что с этим позорным положением пора кончать. Иван III не был человеком воинственным, но упреки жены задели его за живое.

Князь принял решение собрать войско и выступить навстречу вышедшему за деньгами коллекторскому войску хана Ахмата.

Сражения не случилось. Обе армии встретились на реке Угре, пару месяцев постреляли друг в друга из луков и к холодам разошлись по домам. Иван III отказался подписывать дальнейшее абонентское обслуживание с вооруженными силами Орды, договорившись платить только за реальную помощь в будущих сражениях с общим противником.

София ПАЛЕОЛОГ устроила охоту на ведьм по всем правилам католической инквизиции. Иллюстрация с сайта vision7.ru

Устранение конкурента

К моменту второго брака Ивана III у него уже был сын от первой супруги — Иван Молодой, которого считали наследником престола. Он отлично проявил себя на Угре, был обожаем народом и любим боярами. Все ждали только, когда княжич остепенится. Зимой 1482 года Ивана Молодого пригласили к бабке Марии Ярославне в Вознесенский монастырь Московского Кремля.

Она представила царевичу его нареченную — дочь господаря Молдавии Стефана Великого Елену, прозванную Волошанкой. Несколько дней молодые встречались, а в Крещение были обвенчаны. И, как по расписанию, через девять месяцев у них родился сын Дмитрий. Их союз был настоящей сказкой. Именно эта пара стала прообразом известных нам с детства Ивана Царевича и Елены Прекрасной и Премудрой.

Казалось бы, их судьба «жить долго и счастливо», но, как и случается во всех сказках, злая мачеха была против.

Отношения Софии и Елены сразу стали враждебными. Конкуренция между «партиями» Волошанки и Палеолог обострилась, когда Иван Молодой заметил, что мачеха тайно посещает царскую сокровищницу и раздаривает ювелирку своим родственникам.

Расстроенный воровством жены, Иван III отправляет Палеолог вместе с их старшим сыном Василием в недолгую опалу. Казалось бы, над Россией должен был развеяться колдовской заговор, но нет.

Наследник престола Иван Молодой неожиданно умирает от «ломоты в ногах», а София снова становится первой леди государства.

Избавившись от главного конкурента и получив свободу действий, Палеолог вынуждает Ивана III закрутить по европейскому образцу гайки в отношении народа. Выходит «Судебник» 1497 года, регламентирующий начавшееся закрепощение крестьян. Им запрещают уходить от барина, как раньше, когда захотел. Теперь крестьянин мог расплатиться по налоговым обязательствам и покинуть имение помещика лишь за неделю до осеннего Юрьева дня (9 декабря) и неделю после него.

Закабалению русских людей, усилению царской и церковной власти воспротивилась «политическая партия» Елены Волошанки.

Реакция последовала незамедлительно. Подобное антифеодальное вольнодумство было объявлено «ересью жидовствующих». Царь Иван III счел убедительными новые обвинения в заговоре в адрес Дмитрия Внука и Елены Волошанки. Их отправили под арест, где со временем, вполне по-византийски, заморили голодом.

Добившись таким образом для сына Василия III царского трона, София Палеолог спокойно умерла 7 апреля 1503 года. Через три поколения Рюриковичи — Палеологи выродились, и началась смута. Именно такой конец и предсказывала утопленная Палеолог знаменитая московская ворожея Мокошь.

Источник: https://www.eg.ru/culture/59439/

Софья Палеолог

кто такая софья палеолог

Большинство историков сходятся во мнении, что бабушка Ивана Грозного, великая княгиня Московская Софья (Зоя) Палеолог сыграла огромную роль в становлении Московского царства. Многие считают её автором концепции «Москва – третий Рим». А ещё вместе с Зоей Палеологиней появился двуглавый орёл. Сначала он был семейным гербом её династии, а потом перекочевал на герб всех царей и российских императоров.

Детство и юность

Зоя Палеолог появилась на свет (предположительно) в 1455 в Мистре. Дочь деспота Морейского Фомы Палеолога родилась в трагическое и переломное время – время падения Византийской империи.

После взятия Константинополя турецким султаном Мехмедом II и гибели императора Константина, Фома Палеолог вместе с женой Екатериной Ахайской и детьми сбежал на Корфу. Оттуда он перебрался в Рим, где был вынужден перейти в католицизм. В мае 1465 года Фома умер. Его смерть случилась вскоре после кончины супруги в том же году. Дети, Зоя и её братья – 5-летний Мануил и 7-летний Андрей, переехали в Рим уже после смерти родителей.

Фома Палеолог, отец Софьи Палеолог

Воспитанием сирот занялся греческий учёный, униат Виссарион Никейский, служивший кардиналом при папе Сиксте IV (это он стал заказчиком знаменитой Сикстинской капеллы). В Риме греческую принцессу Зою Палеолог и её братьев воспитывали в католической вере. Кардинал позаботился о содержании детей и их образовании.

Известно, что Виссарион Никейский с позволения папы оплачивал скромный двор юных Палеологов, в который входили прислуга, врач, двое профессоров латинского и греческого языков, переводчики и священники. Софья Палеолог получила довольно солидное по тем временам образование.

Великая княгиня Московская

Когда Софья достигла совершеннолетия, венецианская синьория озаботилась её замужеством. Взять знатную девушку в жены сначала предложили королю Кипра Жаку II де Лузиньяну. Но он отказался от этого брака, побоявшись конфликта с оттоманской империей. Спустя год, в 1467-ом, кардинал Виссарион по просьбе папы Павла II предложил руку знатной византийской красавицы князю и итальянскому вельможе Караччиоло. Состоялось торжественное обручение, но по неизвестным причинам брак отменили.

Софья Палеолог

Есть версия, что Софья втайне общалась с афонскими старцами и придерживалась православной веры. Она сама приложила усилия к тому, чтобы не выходить замуж за иноверца, расстраивая все предлагаемые ей браки.

В переломном для жизни Софьи Палеолог 1467 году скончалась супруга великого князя Московского Ивана III Мария Борисовна. В этом браке родился единственный сын Иван Молодой. Папа Павел II, рассчитывая на распространение католицизма на Москву, предложил овдовевшему государю всея Руси взять в жены свою подопечную.

Царь Иван III

После 3-летних переговоров Иван III, испросив совета у матери, митрополита Филиппа и бояр, принял решение жениться. Примечательно, что о переходе Софьи Палеолог в католицизм переговорщики от папы предусмотрительно умолчали. Более того, они сообщили, что предлагаемая в жёны Палеологиня православная христианка. Они даже не догадывались, что так оно и есть.

В июне 1472 года в базилике святых апостолов Петра и Павла в Риме состоялось заочное обручение Ивана III и Софьи Палеолог. После этого обоз невесты отбыл из Рима в Москву. Сопровождал невесту всё тот же кардинал Висссарион.

Посол Иван Фрязин вручает Ивану III портрет его невесты Софьи Палеолог

Болонские летописцы описали Софью довольно привлекательной особой. На вид ей было 24 года, она обладала белоснежной кожей и невероятно красивыми и выразительными глазами. Рост её был не выше 160 см. Телосложение будущая супруга российского государя имела плотное.

Есть версия, что в приданом Софьи Палеолог, кроме одежды и драгоценностей, было множество ценнейших книг, которые позже составили основу таинственно исчезнувшей библиотеки Ивана Грозного. Среди них числились трактаты Платона и Аристотеля, неизвестные поэмы Гомера.

Встреча царевны Софьи Палеолог на Чудском озере

В конце длинного маршрута, пролегавшего через Германию и Польшу, римские провожатые Софьи Палеолог поняли, что их желание посредством женитьбы Ивана III на Палеолог распространить (или хотя бы сблизить) католицизм с православием потерпело поражение. Зоя, едва выехала из Рима, продемонстрировала твёрдое намерение возвратиться к вере предков – христианству. Венчание состоялось в Москве 12 ноября 1472 года. Церемония прошла в Успенском соборе.

Главным достижением Софьи Палеолог, которое превратилось в огромное благо для России, считается её влияние на решение мужа отказаться платить дань Золотой Орде. Благодаря супруге Иван Третий наконец отважился сбросить многовековое татаро-монгольское иго, хотя местные князья и элита предлагали продолжать платить оброк во избежание кровопролития.

Личная жизнь

По всей видимости, личная жизнь Софьи Палеолог с великим князем Иваном III сложилась удачно. В этом браке родилось немалое потомство – 5 сыновей и 4 дочери. Но безоблачным существование новой великой княгини Софьи в Москве назвать сложно. Бояре увидели то огромное влияние, которое жена имела на супруга. Многим это не понравилось.

Василий III, сын Софьи Палеолог

Поговаривают, у княгини были плохие отношения с наследником, рождённым в предыдущем браке Ивана III, Иваном Молодым. Более того, есть версия, что Софья причастна к отравлению Ивана Молодого и дальнейшего отстранения от власти его супруги Елены Волошанки и сына Дмитрия.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где правда а где ложь

Как бы там ни было, Софья Палеолог оказала огромное влияние на всю дальнейшую историю Руси, на её культуру и архитектуру. Она была матерью наследника престола Василия III и бабушкой Ивана Грозного. По некоторым сведениям, внук имел немалое сходство со своей мудрой византийской бабушкой.

Смерть

Скончалась Софья Палеолог, великая княгиня Московская, 7 апреля 1503 года. Муж, Иван III, пережил супругу лишь на 2 года.

Уничтожение могилы Софьи Палеолог в 1929 году

Похоронили Софью рядом с предыдущей женой Ивана III в саркофаге усыпальницы Вознесенского собора. Собор разрушили в 1929 году. Но останки женщин царского дома сохранились – их перенесли в подземную палату Архангельского собора.

Источник: https://24smi.org/celebrity/3084-sofiia-paleolog.html

Софья Палеолог: биография Великой княгини Московской

кто такая софья палеолог

Источник: https://damy-gospoda.ru/sofya-paleolog-biografiya/

Княгиня Софья Палеолог – вторая жена Ивана 3

Софья Палеолог известна как вторая супруга московского царя Ивана III, мать Василия III и бабушка Ивана Грозного. Она являлась представительницей династии Палеологов и племянницей последнего византийского императора Константина. Этим родством после будут пользоваться русские правители, подчеркивая свою преемственность от византийских царей и идею «Москва — третий Рим».

Семья будущей царицы

Греческий вариант имени Софьи Фоминичны Палеолог — Зоя Палеологиня. Она родилась примерно в 1455 году в династии Палеологов — византийских императоров. Ее семья была достаточно знатной для того времени:

  1. Отец Фома был младшим сыном византийского императора и деспотом (управляющим) провинции Мореи (полуострова Пелопоннес — автономного греческого образования в составе Византии) в 1428—1460 годах. Являлся законным наследником старшего брата и мог занять византийский трон.
  2. Брат отца (дядя Софьи) Константин XI был старшим сыном императора и правил Византией в 1449—1453 годах. Он умер во время захвата Константинополя турецкими войнами. Его племяннице было тогда около 8 лет.
  3. Матерью была Екатерина Цаккариа — дочь последнего царя Ахайи.
  4. Отцом матери (дедом Софьи) был Чентурионе II Цаккариа, принадлежавший известному купеческому роду. Престол Ахайи перешел к нему от отца, которого туда определил неаполитанский король. В 1430 году княжество Ахайю захватил Фома Палеолог. Чентурионе вынужден был заключить с врагом мирный договор, условия которого вынуждали его дочь Екатерину выйти за Фому замуж. После смерти Чентурионе его земли перешли Фоме.

Также у княгини Софьи были старшая сестра, ставшая женой сербского деспота, и два старших брата: Андрей и Михаил. Первый стал деспотом Мореи после отца.

Свадьба и переезд в Москву

Переговоры о свадьбе длились 3 года. В 1469 году грек Юрий приехал в Москву с предложением князю взять в жены Софью. При этом было указано, что она является православной христианкой, хотя на самом деле девушка принадлежала на тот момент к католической вере. Иван III посовещался с матерью, боярами и митрополитом и принял положительное решение.

https://www.youtube.com/watch?v=9PMHhP6La_A

В том же году в Рим для сватовства был отправлен Иван Фрязин (выходец из Италии Джан Батиста делла Вольпе). Папа хорошо принял его, но просил прислать за Софьей бояр. Как гласит летопись города Софии, русскому жениху прислали портрет невесты, что изрядно удивило двор.

Внешность Софьи Палеолог была приятной, хоть она и была полной по итальянским меркам красоты: невысокого роста (160 см) девушка обладала красивыми глазами, белой кожей и типичными чертами жительницы Средиземноморья. Позднее сходство черт лица Софьи и Ивана Грозного станет доказательством их родства.

Второй раз Иван Фрязин поехал в 1472 году за 17-летней Софьей. Через несколько дней после его прибытия состоялось заочное обручение молодых в базилике святых апостолов Петра и Павла. Менее чем через месяц процессия собралась обратно. Среди приданого невесты значились книги, которые впоследствии станут основой библиотеки Ивана IV. Также девушка привезла некоторые мощи святых, для которых в России создали драгоценные мощевики.

Зоя Палеолог прибыла в Москву 12 ноября, свадьбу сыграли уже через 10 дней в Успенском соборе. По официальной княжеской летописи, обвенчал супругов митрополит Филипп. По неофициальным источникам, венчание было произведено местным протопопом.

Семейная жизнь

Брак Ивана 3 и Софьи Палеолог сложился удачно: родились 5 сыновей и 6 дочерей. В младенчестве умерли только две старшие девочки. Старший сын царицы, наследник Василий Иванович, впоследствии станет известен как московский князь Василий III. На тот момент у Ивана III уже был наследник — Иван Молодой, сын от первого брака.

Для молодой супруги князь построил хоромы, которые, впрочем, сгорели в 1493 году. В 1480 году перед нашествием ордынского хана Ахмата Софья с детьми переехала в Дмитров, затем на Белоозеро. Если Ахмат возьмет Москву, царица должна была бежать дальше на север. Семья вернулась в Москву зимой того же года.

С именем Софьи Палеолог, жены на тот момент князя, связано две легенды:

  1. Царица присутствовала на совете мужа с боярами относительно требования дани хана. Услышав совет многих бояр согласиться и заплатить, Софья заплакала и уговорила супруга покончить с татарским игом.
  2. Вторая легенда связана с рождением сына Василия III: во время богослужения в Троице-Сергиевой Лавре Софье явился Сергий Радонежский, который предсказал, что она родит сына.

Но все же при дворе княгиню не любили, считали хитрой и гордой, даже обвиняли в колдовстве. Некоторые бояре были убеждены, что Софья отравила наследника Ивана и была причастна к заключению многих приближенных лиц.

Софья Палеолог умерла в 1503 году — за два года до смерти супруга.

Проблемы наследования

Вокруг князя Ивана III сложилось две группировки: поддерживающие старшего сына от первого брака и поддерживающие молодую жену. Первое время победу одерживала первая группа: в 1477 году старший Иван Молодой был назначен соправителем отца. Через 6 лет он женился (невестка и свекровь оказались врагами), в том же году родился внук Ивана III Дмитрий.

Первое время положение наследника Ивана Ивановича было довольно прочным, но все поменялось в 1490 году, когда он заболел подагрой. Софья пригласила в Россию лекаря, который пообещал, что быстро вылечит наследника. Но старания врача оказались напрасны: в 1490 году Иван Иванович умер. Лекаря казнили, но по Москве поползли слухи о том, что наследник был отравлен.

В 1498 году состоялась коронация наследника Дмитрия Ивановича, но уже в 1502 году внук подвергся опале и вместе с матерью были арестован. Мать умерла в 1505 году, внук — в 1509. Наследником стал Василий III Иванович.

Жизнь Софьи Палеолог сложно назвать наполненной событиями. В 17 лет она стала второй женой российского царя Ивана III, родила огромное количество детей и принимала некоторое участие в политической жизни страны. В остальном же Софья больше известна как жена царя и бабушка Ивана Грозного, как царица, пригласившая иностранных зодчих в Россию. При ней были возведены соборы Кремля и новые дворцы.

Источник: https://diaryrh.ru/istoricheskij-portret/knyaginya-sofya-paleolog

Софья палеолог — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Софья Палеолог. Реконструкция по черепу. С.А. Никитин.

Софи́я Фоми́нична Палеоло́г (урожд. Зоя) (+ 1503), великая княгиня московская, вторая жена (с 1472) Ивана III Васильевича, племянница последнего византийского императора Константина XI Палеолога.

Родилась между 1443 и 1449 на Пелопоннесе в семье морейского деспота Фомы Палеолога († 1465), брата императора Константина XI.

После падения Византии Фома с двумя сыновьями и дочерью нашел убежище в Риме.

Рано осиротев, София воспитывалась вместе с братьями при дворе римского папы.

Выгодный брак

В 1467 году папа Павел II (+ 1471), уверенный, что София благоприятствует латинству, решил посватать ее за овдовевшего великого князя Московского Ивана III, чтобы при ее посредстве, во-первых, приобщить к Флорентийской унии Московское государство, а, во-вторых, привлечь его в союз для борьбы с возрастающей турецкой опасностью.

В феврале 1469 года к Ивану III от кардинала Виссариона (+ 1472) приехал грек Юрий с письмом, в котором кардинал предлагал великому князю руку греческой царевны, отказавшей будто двум женихам, королю французскому и герцогу медиоланскому, не желая быть супругой государя латинской веры.

Великий князь взял эти слова в мысль, говорит летописец. Укреплявший великокняжескую власть Иван III рассчитывал, что родство с византийским домом поможет Московскому государству повысить международный престиж, заметно пошатнувшийся за два столетия ордынского ига, и способствовать повышению авторитета великокняжеской власти внутри страны, и в следующем месяце отправил в Рим своего посла (Ивана Фрязина.

Посол Иван Фрязин вручает Ивану III портрет его невесты Софьи Палеолог.Муйжель В.

В ноябре 1469 года Фрязин возвратился с портретом невесты. Этот портрет считается первым на Руси светским изображением. По крайней мере, им были так изумлены, что летописец назвал портрет «иконой», не найдя другого слова: «А царевну на иконе написану принесе».

Однако сватовство затянулось, потому что московский митрополит Филипп долго возражал против брака государя с униаткой, к тому же воспитанницей папского престола, боясь распространения католического влияния на Руси. Только в январе 1472 года, получив согласие иерарха, Иван III отправил посольство в Рим за невестой.

Уже 1 июня по настоянию кардинала Виссариона в Риме совершилось символическое обручение – помолвка принцессы Софии и великого князя московского Ивана, которого представлял русский посол Иван Фрязин. В том же месяце София с почетной свитой выехала из Рима.

Обоз невесты Ивана III пересек всю Европу с юга на север, направляясь в немецкий порт (Любек). Во время остановок высокой гостьи в городах в ее честь устраивались пышные приемы и рыцарские турниры.

Власти городов преподносили воспитаннице папского престола подарки — серебряную посуду, вина, а горожанки Нюрнберга вручили ей целых двадцать коробок конфет.

10 сентября 1472 года корабль с путешественниками взял курс на Колывань — так называли тогда русские источники современный город Таллин, но прибыл туда лишь через одиннадцать суток: на Балтике в те дни стояла штормовая погода. Затем через Юрьев (ныне город Тарту), Псков и Новгород процессия отправилась в Москву.

«Был с нею, — говорит летописец, — и владыка свой (легат Антоний), не по нашему обычаю одетый весь в красное, в перчатках, которых никогда не снимает и благословляет в них, и несут перед ним распятие литое, высоко взоткнутое на древке; к иконам не подходит и не крестится, в Троицком соборе приложился только к Пречистой, и то по приказанию царевны».

Узнав о том, что впереди шествия несут латинский крест митрополит Филипп пригрозил великому князю: «Буде позволишь в благоверной Москве нести крест перед латинским епископом, то он внидет в единые врата, а я, отец твой, изыду другими вон из града».

Иван III немедленно выслал боярина навстречу процессии с приказом убрать крест в сани, и легату пришлось с великим неудовольствием подчиниться.

12 ноября 1472 года София въехала в Москву. В тот же день в Кремле во временной деревянной церкви, поставленной около строящегося Успенского собора, государь обвенчался с ней.

На другой день легат правил посольство и поднес дары от папы.

Разумеется, он должен был немедленно же обратиться к делу о соединении церквей; но скоро испугался, говорит летописец, потому что митрополит выставил против него на спор книжника Никиту Поповича: иное, спросив у Никиты, сам митрополит говорил легату, о другом заставлял спорить Никиту; кардинал не нашелся, что отвечать, и кончил спор, сказав: «Нет книг со мною!» Так неудачно кончилась попытка римского двора восстановить Флорентийское соединение посредством брака князя московского на Софии Палеолог.

Приданое греческой царевны

Венчание Ивана III с византийской царевной Софьей. Абегян М.

София привезла на Русь щедрое приданое.

После венчания Иван III принял в герб византийского двуглавого орла – символ царской власти, поместив его и на своей печати.

Собственно же приданым Софии была легендарная «либерия» – библиотека, привезенная будто бы на 70 подводах (больше известная как «библиотека Ивана Грозного»). Она включала в себя греческие пергаменты, латинские хронографы, древневосточные манускрипты, среди которых были неизвестные нам поэмы Гомера, сочинения Аристотеля и Платона и даже уцелевшие книги из знаменитой Александрийской библиотеки.

По преданию, она привезла с собой в подарок мужу «костяной трон» (ныне известный как «трон Ивана Грозного»): его деревянный остов весь был покрыт пластинами из слоновой и моржовой кости с вырезанными на них сюжетами на библейские темы.

София привезла с собой и несколько православных икон, в том числе и, как предполагают, редкую икону Божией Матери «Благодатное Небо».

Борьба за престол

18 апреля 1474 года София родила первую (быстро умершую) дочь Анну, затем еще одну дочь (также умершую столь быстро, что ее не успели окрестить).

В 1479 году у Софии родился первый сын Василий. За годы своего 30-летнего брака Софья родила 5 сыновей и 4 дочери.

в 1490 году старший сын Ивана III, Иван Молодой, разболелся ломотою в ногах («камчюгом») и умер 32-х лет. Он последний оставил малолетнего сына Димитрия (+ 1509) от брака своего на Елене, дочери Стефана, господаря молдавского, и потому теперь встал вопрос, кому наследовать великое княжение — сыну или внуку. Началась борьба за престол, двор разделился на две стороны.

Князья и бояре поддерживали Елену, вдову Ивана Молодого, и ее сына Дмитрия; на стороне Софии с сыном Василием были только дети боярские и дьяки. Они начали советовать молодому князю Василию выехать из Москвы, захватить казну в Вологде и на Белоозере и погубить Димитрия.

Но заговор был открыт в декабре 1497 года. Кроме того, недруги наговорили великому князю, будто София хочет отравить его внука, чтобы посадить на престол собственного сына, что ее тайно посещают ворожеи, готовящие ядовитое зелье, и что сам Василий участвует в этом заговоре.

Иван III принял сторону внука и арестовал Василия.

Однако София сумела добиться падения Елены Волошанки, обвинив ее в приверженности ереси жидовствующих. Тогда великий князь наложил на невестку и внука опалу и в 1500 году нарек Василия законным наследником престола.

Влияние на политику и культуру

Современники отмечали, что Иван III после брака на племяннице императора византийского явился грозным государем на московском великокняжеском столе. Византийская принцесса принесла мужу державные права и, по словам историка-византиста Ф.И.

Успенского, право на трон Византии, с чем пришлось считаться боярам. Прежде Иван III любил «против себя встречу», то есть возражения и споры, но при Софии изменил обращение с придворными, стал держать себя недоступно, требовал особого почтения и легко впадал в гнев, то и дело налагая опалу.

Эти напасти тоже приписали пагубному влиянию Софьи Палеолог.

Внимательный наблюдатель московской жизни барон Герберштейн, два раза приезжавший в Москву послом германского императора в княжение Василия III, наслушавшись боярских толков, замечает о Софие в своих записках, что это была женщина необыкновенно хитрая, имевшая большое влияние на великого князя, который по ее внушению сделал многое. Наконец, летописцы подтверждают это, говоря, например, что по внушениям Софии Иван III окончательно разорвал с Ордою. Будто бы однажды молвила она мужу: «Я отказала в руке своей богатым, сильным князьям и королям, для веры вышла за тебя, а ты теперь хочешь меня и детей моих сделать данниками; разве у тебя мало войска?»

Как царевна, София, пользовалась в Москве правом принимать иноземные посольства.

Согласно легенде, приведенной не только русскими летописями, но и английским поэтом Джоном Милтоном, в 1477 году София смогла перехитрить татарского хана, объявив, что имела знак свыше о строительстве храма святому Николаю на том месте в Кремле, где стоял дом ханских наместников, контролировавших сборы ясака и действия Кремля.

Этот рассказ представляет Софью решительной натурой («выставила их из Кремля, дом снесла, хотя храм не построила»). Иван III действительно отказался платить дань и растоптал ханскую грамоту прямо на ордынском дворе в Замоскворечье, Русь фактически прекратила выплату дани Орде.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему свеча коптит черным

Софья сумела привлечь в Москву врачей, деятелей культуры и особенно архитекторов.

Творения последних могли сделать Москву равной по красоте и величественности европейским столицам и поддержать престиж московского государя, а также подчеркнуть преемственность Москвы не только Второму, но и Первому Риму.

Прибывшие архитекторы Аристотель Фиораванти, Марко Руффо, Алевиз Фрязин, Антонио и Петро Солари возвели в Кремле Грановитую палату, Успенский и Благовещенский соборы на Соборной площади Кремля; завершилось строительство Архангельского собора.

Все пять посольств, которые отправил в Италию великий князь в конце XV века, возвращались в Москву в сопровождении архитекторов и врачей, ювелиров и мастеров-денежников, специалистов в области оружия и крепостного дела. Потянулась в Москву греческая и итальянская знать, представители которой подвизались на дипломатической службе; многие из них осели на Руси.

Брак Ивана III и Софии Палеолог несомненно усилил Московское государство, способствуя его обращению в великий Третий Рим.

Софья скончалась 7 августа 1503 года в Москве. Ее погребли в московском Вознесенском девичьем монастыре Кремля.

В декабре 1994 в связи с перенесением останков княжеских и царских жён в подвальную палату Архангельского собора, по хорошо сохранившемуся черепу Софии С.А.Никитиным был восстановлен ее скульптурный портрет.

Использованные материалы

Источник: https://drevo-info.ru/articles/16552.html

Брак Ивана III и Софьи Палеолог 1472

Софья Палеолог (?-1503), жена (с 1472) великого князя Ивана III, племянница последнего византийского императора Константина XI Палеолога. Прибыла в Москву 12 ноября 1472; в тот же день в Успенском соборе состоялось ее венчание с Иваном III. Брак с Софьей Палеолог способствовал укреплению престижа Русского государства в международных отношениях и авторитета великокняжеской власти внутри страны.

Для Софьи Палеолог в Москве были построены особые хоромы и двор. При Софье Палеолог великокняжеский двор отличался особой пышностью. Из Италии в Москву были приглашены зодчие для украшения дворца и столицы. Были возведены стены и башни Кремля, Успенский и Благовещенский соборы, Грановитая палата, Теремной дворец. Софья Палеолог привезла в Москву богатую библиотеку. Династическому браку Ивана III с Софьей Палеолог обязан своим появлением чин венчания на царство.

С приездом Софьи Палеолог связывают появление в составе династических регалий трона из слоновой кости, на спинке которого было помещено изображение единорога, ставшего одной из самых распространенных эмблем русской государственной власти. Около 1490 впервые появилось изображение венценосного двуглавого орла на парадном портале Грановитой палаты.

Византийская концепция сакральности императорской власти прямо повлияла на введение Иваном III «богословия» («Божьей милостью») в титуле и в преамбуле государственных грамот.

https://www.youtube.com/watch?v=e6VOaOrIukI

Энциклопедия «Москва»    

КУРБСКИЙ ГРОЗНОМУ О ЕГО БАБКЕ

Но изобилие злобы твоего величества таково, что уничтожает не только друзей, но вместе с опричниками твоими всю святую землю русскую, разграбитель домов и убийца сыновей! Да сохранит тебя Бог от этого и не попустит быть этому Господь, царь веков! Ведь уже и то все как по лезвию ножа идет, потому что если не сыновей, то единокровных и близких по рождению братьев ты погубил, переполняя меру кровопийцев — отца твоего и матери твоей и деда.

Ведь отец твой и мать — всем известно, сколько они убили.

Точно так и дед твой, с бабкой твоей гречанкой, отрекшись и забывши любовь и родство, убил своего замечательного сына Ивана, мужественного и прославленного в геройских предприятиях, рожденного от его первой жены святой Марии, княжны тверской, а также родившегося от него своего боговенчанного внука царя Димитрия вместе с матерью, святой Еленой, — первого смертоносным ядом, а второго многолетним заключением в темнице, а потом удушением. Но этим он не удовлетворился!..

История о великом князе Московском

БРАКОСОЧЕТАНИЕ ИВАНА III И СОФЬИ ПАЛЕОЛОГ

29 мая 1453 года легендарный Царьград, осажденный турецкой армией, пал. Последний византийский император Константин XI Палеолог погиб в бою, защищая Константинополь. Его младший брат Фома Палеолог, правитель небольшого удельного государства Морея на полуострове Пелопоннес, бежал с семьей на Корфу, а затем в Рим.

Ведь Византия, надеясь получить от Европы военную помощь в борьбе с турками, подписала в 1439 году Флорентийскую унию об объединении Церквей, и теперь ее правители могли просить себе убежище у папского престола. Фома Палеолог смог вывезти величайшие святыни христианского мира, в том числе и главу святого апостола Андрея Первозванного.

В благодарность за это он получил дом в Риме и хороший пансион от папского престола.

В 1465 году Фома скончался, оставив троих детей – сыновей Андрея и Мануила и младшую дочь Зою. Точная дата ее рождения неизвестна. Предполагают, что она родилась в 1443 или 1449 году во владениях своего отца на Пелопоннесе, где получила начальное воспитание. Образование царственных сирот взял на себя Ватикан, поручив их кардиналу Виссариону Никейскому.

Грек по происхождению, бывший архиепископ Никейский, он был ревностным сторонником подписания Флорентийской унии, после чего стал кардиналом в Риме. Он воспитал Зою Палеолог в европейских католических традициях и особенно поучал, чтобы она во всем смиренно следовала принципам католицизма, называя ее «возлюбленной дочерью Римской Церкви».

Только в этом случае, внушал он воспитаннице, судьба одарит тебя всем. Однако сложилось все совсем наоборот.

В феврале 1469 года в Москву прибыл посол кардинала Виссариона с письмом великому князю, в котором ему предлагалось сочетаться законным браком с дочерью деспота Морейского. В письме между прочим упоминалось, что Софья (имя Зоя дипломатично заменили на православное Софья) уже отказала двум сватавшимся к ней венценосным женихам — французскому королю и герцогу Медиоланскому, не желая выходить замуж за правителя-католика.

По представлениям того времени, Софья считалась уже немолодой женщиной, но она была очень привлекательна, с удивительно красивыми, выразительными глазами и нежной матовой кожей, что на Руси считалось признаком великолепного здоровья. А главное, она отличалась острым умом и статью, достойной византийской принцессы.

Московский государь принял предложение. Он направил в Рим своего посла, итальянца Джан Баттисту делла Вольпе (его в Москве прозвали Иваном Фрязиным), свататься. Посланный вернулся через несколько месяцев, в ноябре, привезя с собой портрет невесты.

Этот портрет, которым словно началась в Москве эпоха Софьи Палеолог, считается первым на Руси светским изображением.

По крайней мере, им были так изумлены, что летописец назвал портрет «иконой», не найдя другого слова: «А царевну на иконе написану принесе».

Однако сватовство затянулось, потому что московский митрополит Филипп долго возражал против брака государя с униаткой, к тому же воспитанницей папского престола, боясь распространения католического влияния на Руси. Только в январе 1472 года, получив согласие иерарха, Иван III отправил посольство в Рим за невестой.

Уже 1 июня по настоянию кардинала Виссариона в Риме совершилось символическое обручение – помолвка принцессы Софьи и великого князя московского Ивана, которого представлял русский посол Иван Фрязин. В том же июне Софья тронулась в путь с почетной свитой и папским легатом Антонием, которому вскоре пришлось воочию убедиться в напрасности надежд, возлагаемых Римом на этот брак.

По католической традиции, впереди шествия несли латинский крест, чем приводили в сильное смущение и волнение жителей России. Узнав о том, митрополит Филипп пригрозил великому князю: «Буде позволишь в благоверной Москве нести крест перед латинским епископом, то он внидет в единые врата, а я, отец твой, изыду другими вон из града».

Иван III немедленно выслал боярина навстречу процессии с приказом убрать крест в сани, и легату пришлось с великим неудовольствием подчиниться. Сама принцесса повела себя, как и пристало будущей правительнице Руси. Вступив на псковскую землю, она первым делом посетила православный храм, где приложилась к иконам.

Легату и здесь пришлось повиноваться: последовать за ней в церковь, а там и поклониться святым иконам и приложиться к образу Богоматери по приказу деспины (от греческого деспот – «правитель»). А потом Софья пообещала восхищенным псковичам свою защиту перед великим князем.

Иван III не намеревался ни воевать за «наследство» с турками, ни тем более принимать Флорентийскую унию. И Софья вовсе не собиралась окатоличивать Русь. Напротив, она явила себя деятельной православной. Некоторые историки считают, что ей было все равно, какую веру исповедовать.

Другие же предполагают, что Софья, по-видимому, воспитанная в детстве афонскими старцами, противниками Флорентийской унии, в глубине души была глубоко православной. Она умело скрывала свою веру от могущественных римских «покровителей», которые не оказали помощи ее родине, предав ее иноверцам на разорение и гибель.

Так или иначе, этот брак только усилил Московию, способствуя ее обращению в великий Третий Рим.

Ранним утром 12 ноября 1472 года Софья Палеолог прибыла в Москву, где все было готово к свадебному торжеству, приуроченному к именинам великого князя — дню памяти святого Иоанна Златоуста. В тот же день в Кремле во временной деревянной церкви, поставленной около строящегося Успенского собора, чтобы не прекращать богослужений, государь обвенчался с ней.

Византийская принцесса впервые тогда увидела своего супруга. Великий князь был молод — всего 32 года, хорош собой, высок и статен. Особенно замечательными были его глаза, «грозные очи»: когда он гневался, женщины падали в обморок от его страшного взгляда.

И прежде Иван Васильевич отличался крутым характером, а теперь, породнившись с византийскими монархами, он превратился в грозного и властного государя. В том была немалая заслуга его молодой жены.

Венчание в деревянной церквушке произвело сильное впечатление на Софью Палеолог. Византийская принцесса, воспитанная в Европе, многим отличалась от русских женщин. Софья принесла с собой свои представления о дворе и могуществе власти, и многие московские порядки пришлись ей не по сердцу.

Ей не нравилось, что ее державный муж остается данником татарского хана, что боярское окружение ведет себя слишком вольно со своим государем. Что русская столица, построенная сплошь из дерева, стоит с залатанными крепостными стенами и с обветшавшими каменными храмами. Что даже государевы хоромы в Кремле деревянные и что русские женщины глядят на мир из окошечка светелок.

Софья Палеолог не только произвела перемены при дворе. Некоторые московские памятники обязаны ей своим возникновением.

Она привезла на Русь щедрое приданое. После венчания Иван III принял в герб византийского двуглавого орла — символ царской власти, поместив его и на своей печати. Две головы орла обращены на Запад и Восток, Европу и Азию, символизируя их единство, а также единство («симфонию») духовной и светской власти.

Собственно же приданым Софьи была легендарная «либерия» – библиотека, привезенная будто бы на 70 подводах (больше известная как «библиотека Ивана Грозного»).

Она включала в себя греческие пергаменты, латинские хронографы, древневосточные манускрипты, среди которых были неизвестные нам поэмы Гомера, сочинения Аристотеля и Платона и даже уцелевшие книги из знаменитой Александрийской библиотеки.

Увидев деревянную Москву, обгоревшую после пожара 1470 года, Софья испугалась за судьбу сокровища и на первое время спрятала книги в подклет каменной церкви Рождества Богородицы на Сенях – домовой церкви московских великих княгинь, построенной по приказанию святой Евдокии, вдовы Дмитрия Донского. А собственную казну, по московскому обычаю, положила на сохранение в подпол кремлевской церкви Рождества Иоанна Предтечи — самой первой церкви Москвы, стоявшей до 1847 года.

По преданию, она привезла с собой в подарок мужу «костяной трон»: его деревянный остов весь был покрыт пластинами из слоновой и моржовой кости с вырезанными на них сюжетами на библейские темы. Этот трон известен нам как трон Ивана Грозного: царь именно на нем изображен скульптором М. Антокольским.

В 1896 году трон установили в Успенском соборе для коронации Николая II. Но государь приказал поставить его для императрицы Александры Федоровны (по другим данным — для своей матери, вдовствующей императрицы Марии Федоровне), а сам пожелал короноваться на троне первого Романова.

И ныне трон Ивана Грозного — самый древний в кремлевском собрании.

Софья привезла с собой и несколько православных икон, в том числе и, как предполагают, редкую икону Божией Матери «Благодатное Небо» И еще после свадьбы Ивана III в Архангельском соборе появилось изображение византийского императора Михаила III, родоначальника династии Палеолог, с которой породнились московские правители. Так утверждалась преемственность Москвы Византийской империи, а московские государи представали наследниками византийских императоров.

Лебедева Е. Наследница великих императоров  

Источник: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/brak-ivana-iii-i-sof-i-palieologh

Приключения византийской принцессы в Московии

Будущая жена Ивана III Зоя Палеолог родилась в Греции примерно в 1455. Ее отцом был Фома Палеолог, деспот Мореи, брат последнего византийского императора Константина. К славной родословной Палеолог можно добавить родство с итальянскими князьями.

Но на момент рождения девочки положение ее родственников было незавидным. В 1453 император Константин погиб при взятии Константинополя. Вскоре отец Зои был вынужден бежать на Корфу, а оттуда в Рим.

Через несколько лет греческая принцесса вместе с братьями отправилась вслед за уже погибшим отцом.

Софья Палеолог, реконструкция по черепу. (wikipedia.org)

В Риме Зоя попала под опеку папы. Девочке пришлось принять католичество и имя Софья. Дети не бедствовали, но и не купались в роскоши: на их содержание выделялось 3600 экю в год. На эти деньги им также нанимали врача, профессоров латинского и греческого, переводчика и священников.

Сватовство и замужество

В 1469 вдовствующий Иван III посватал Софью. Назвать ее завидной невестой было трудно. Слава византийской принцессы вряд ли могла помочь ее будущему мужу улучшить отношения с османами.

До московского князя Софью сватали дважды. Сперва ее руку предложили королю Кипра де Лузиньяну, но тот отказался. Тогда папа Павел II попытался выдать девушку за князя Караччоло, но тот умер. В 1469 папа предложил Ивану III жениться на Палеолог, умолчав при этом католическую веру Софьи. Павел II надеялся укрепить позиции католичества на Руси. Московский князь, вероятнее всего, польстился громким именем невесты.

Встреча царевны Софьи на Чудском озере, Федор Бронников. (wikipedia.org)

3 года велись переговоры, и наконец в 1472 Софью вместе с приданым отправили в Московию. По дороге в разных городах в честь нее устраивали праздники. Во главе обоза шествовал представить папы с большим католическим крестом. Понтифик надеялся, что греческая принцесса привезет с собой на Русь католичество.

Но планам папства не суждено было сбыться: весть об этом вызвала в Москве настоящий скандал. Митрополит Филипп заявил, что немедленно уедет из города, если католический крест привезут в столицу. Иван III во избежание конфликтов отправил своего посла встретить обоз за 15 верст до Москвы. Тот, недолго думая, силой отнял крест у папского священника. Наконец заморская невеста прибыла в город, приняла православную веру и 22 ноября венчалась в Успенском соборе.

Жизнь при дворе

Жизнь Софьи при дворе была несладкой. Греческой царевне не доверяли, бояре обвиняли ее во всех неприятных им нововведениях. Великая княгиня и правда пользовалась сильным влиянием на князя. В летописях писали, что она слезно умоляла Ивана III сбросить наконец оковы ига.

Она же уговорила великого князя выписать из Италии зодчих, которые приняли участие в строительстве Успенского собора, Архангельского собора, Грановитой палаты и Казенного двора в Кремле. Она же, по мнению некоторых историков, привезла с собой и двуглавого орла, размещенного впоследствии на гербе Московии. Софья дорожила памятью о своем прошлом. В Троице-Сергиевой лавре можно найти пелену, вышитую рукой великой княгини. В подписи на пелене Софья величает себя «царевною царегородской».

Пелена Софьи Палеолог. (wikipedia.org)

Династическая борьба

Софья прекрасно понимала, что укрепить свои позиции ей поможет только рождение наследника. У Ивана III уже был сын от первого брака — Иван Молодой. Он получил от отца на княжение Тверь и некоторое время был его соправителем.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как наказать обидчика за подлость

С женитьбой Ивана Молодого ситуация еще усложнилась. Но вскоре он заболел подагрой, и даже выписанный из Италии доктор не смог спасти князя. Спустя сто лет Андрей Курбский обвинил Софью Палеолог в том, что она отравила наследника престола.

Но историки так и не смогли доказать или опровергнуть его догадку.

Погребение, миниатюра из Лицевого Летописного свода. (wikipedia.org)

Последним препятствием на пути Софьи был сын Ивана Молодого Дмитрий, которого короновали в Успенском соборе в 1498. Но вскоре Дмитрий и его мать Елена впали в немилость, Иван III приказал заточить их, где они и скончались. Так Софья Палеолог вышла победительницей из династической схватки и обеспечила своего сына Василия престолом.

Внешность и характер

Современники вспоминали о Софье как об умной и хитрой женщине. С помощью методик судебно-медицинской экспертизы по останкам великой княгини удалось восстановить ее облик. Она была невысокого роста, полной и с волевыми чертами лица. Присутствовавший при заочном бракосочетании итальянский поэт Луиджи Пульчи с насмешкой описывал греческую принцессу: «Мы вошли в комнату, где на высоком помосте сидела в кресле раскрашенная кукла.

На груди у неё были две огромные турецкие жемчужины, подбородок двойной, щёки толстые, всё лицо блестело от жира, глаза распахнуты, как плошки, а вокруг глаз такие гряды жира и мяса, словно высокие дамбы на По.

Ноги тоже далеко не худенькие, таковы же и все прочие части тела — я никогда не видел такой смешной и отвратительной особы, как эта ярмарочная шутиха.

На ней узкое и дурное платье, хотя платье это было из богатого шёлка и скроено по меньшей мере из шести кусков материи, так что ими можно было накрыть купол Санта-Мария Ротонда». Болонские летописцы, любовавшиеся Софьей по пути в Московию, отмечали ее прекрасные глаза.

Источник: https://diletant.media/articles/31542500/

Софья Палеолог: самые шокирующие факты

Византийская принцесса Софья, чьим дядей был византийский император Константин XI Палеолог, стала женой Ивана III 12 ноября 1472 года. С Софьи стартовала новая, имперская история, Москы.

Госуправление и идеология

В Россию Софья прибыла не из Византии, а из Рима, где жила с братьями после смерти отца Фомы и падения Византии. Римский папа выделял на содержание сирот 3600 экю в год, и именно понтифик стал «сватом», предложившим руку Софьи Ивану III, к тому времени – вдовцу. Папа хотел усилить влияние Рима в Московском государстве, но планам было не суждено сбыться. Кстати, настоящее имя нашей героини — Зоя, Софьей она стала именно в Риме.

Именно Софья Палеолог положила начало именованию московских государей царями. Есть, например, собственноручно вышитая ею ткань, где она пишет о себе «царевна царегородская», а не «великая княгиня». Софья вводит новый дипломатический язык и церемониал. Появляются придворные чины, а государь стал жаловать боярским званием за заслуги перед престолом. Усилиями Софьи Русь начинает выходить из-под влияния Орды.

В 1477 Софья заявляет татарскому хану, что ей был знамение – построить храм святому Николаю на месте в Кремле, где расположено жильё ханских наместников, в чьи функции входил сбор ясака и контроль за действиями московского государя. Из Кремля наместников выселяют. Иван III слушает жену и выезжает в 1480 году к реке Угре против татар. Стояние на Угре не закончилось боем, но положило конец игу.

Именно во времена Софьи символом самодержавия становится двуглавый орёл, как знак преемственности от павшей Византии. Формируется концепция «Москва – Третий Рим». Софья Палеолог начинает призывать в Россию лучшие умы, инженеров, архитекторов, монетных и пушечных дел мастеров, врачей со всей Европы, в первую очередь – из Греции и Италии.

Именно приезжие рудознатцы откроют собственные русские залежи серебра, что искоренит многовековую зависимость страны в чеканке монеты от импорта серебра. Известный итальянский архитектор Аристотель Фиораванти получил ежемесячное содержание в десять рублей (огромная сумма для того времени!) и приехал в Москву. Он строит первый в Москве каменный храм – Успенский собор, чьё освящение прошло в 1479 году. Идёт активное каменное строительство в Москве.

Она превращается в мегаполис, столицу мощного государства, а не заштатный деревянный городок. Налаживаются импортно-экспортные связи с Западной Европой.

Иван III по совету жены выкупает половину Ростовского княжества в 1474 году, делает союзником крымского хана Менгли-Гирея.

Учёности достойные плоды

Софья Палеолог привезла с собой приданое, в которое, кроме сокровищ, входило 70 подвод старинных текстов большой ценности. В истории это собрание больше известно как «библиотека Ивана Грозного», её поиски продолжаются и в наши дни.

Было в приданом несколько редких православных икон и «костяной трон»: деревянную основу покрывали пластины из слоновой и моржовой кости с библейскими сюжетами.

На Руси распространяется учёность, прежде всего – среди священнослужителей и монахов.

Изучается греческий, латинский языки, появляются основы отечественного богословия.

Спорная красота

Софья Палеолог известна как статная, красивая женщина. Московское бюро судебно-медицинской экспертизы, опираясь на хорошую сохранность скелета Софьи, провело реконструкцию. В итоге выяснилось, что царевна была роста около 160 см и весила 100 – 150 кг и даже имела небольшие усики.

В тоже время, исследователи поразились сходством с внуком, Иваном IV Грозным. К тому времени уже существовала реконструкция Герасимова. Учёный отмечал явное влияние на облик Грозного средиземноморского типа, увязывая это как раз с наследственностью от Софьи Палеолог.

Позднейшая работа судмедэкспертов подтвердила гипотезу.

Секрет венчания

Брак Софьи и Ивана III продлился 30 лет, у них было 12 детей. Но есть определённая «серая зона», связанная с венчанием. В Риме Софья приняла католичество, но едва пересекла границу России, заявила сопровождавшему её папскому легату, что возвращается в православие. По другим данным она была униаткой.

В результате чего в архивных документах указаны два священнослужителя, сочетавшие браком Ивана и Софью. Официально — это митрополит Филипп. Но он якобы был против брака с униаткой и в действительности пару венчал коломенский протопоп Осия, так утверждают Софийская II и Львовская летописи.

Установить истину за давностью лет не представляется возможным.

Источник: https://cyrillitsa.ru/history/78440-sofya-paleolog-samye-shokiruyushhie-fakt.html

Великая княгиня Московская София Палеолог и ее роль в истории

Этой женщине приписывали многие важные государственные деяния. Чем же так отличилась Софья Палеолог? Интересные факты о ней, а также биографические сведения собраны в этой статье.

Предложение кардинала

В Москву в феврале 1469 г. приехал посол кардинала Виссариона. Он передал письмо великому князю с предложением сочетаться браком с Софьей, дочерью Феодора I, деспота Морейского.

Между прочим, в этом письме говорилось и о том, что София Палеолог (настоящее имя — Зоя, его решили заменить на православное из дипломатических соображений) уже отказала двум венценосным женихам, сватавшимся к ней.

Это были герцог Медиоланский и французский король. Дело в том, что Софья не захотела выходить замуж за католика.

https://www.youtube.com/watch?v=d3XvvbvvqE0

София Палеолог (фото ее, конечно же, не найти, но портреты представлены в статье), согласно представлениям того далекого времени, была уже немолодой. Однако она все еще была весьма привлекательна. У нее были выразительные, удивительно красивые глаза, а также матовая нежная кожа, что считалось на Руси признаком отличного здоровья. К тому же невеста отличалась статью и острым умом.

Кто такая София Фоминична Палеолог?

Софья Фоминична — племянница Константина XI Палеолога, последнего императора Византии. С 1472 года она являлась супругой Ивана III Васильевича. Отцом ее был Фома Палеолог, который бежал в Рим с семьей в 1453 году, после того как турки захватили Константинополь. Софья Палеолог жила после смерти отца на попечении великого папы римского. По ряду соображений он пожелал выдать ее замуж за Ивана III, овдовевшего в 1467 году. Тот ответил согласием.

София Палеолог родила сына в 1479 году, ставшего впоследствии Василием III Ивановичем. Кроме того, она добилась объявления Василия великим князем, место которого должен был занять Дмитрий, внук Ивана III, венчанный на царство. Иван III использовал брак с Софией для укрепления Руси на международной арене.

Икона «Благодатное Небо» и изображение Михаила III

София Палеолог, великая княгиня московская, привезла несколько православных икон. Предполагают, что в их числе была и икона «Благодатное Небо», редкое изображение Божией Матери. Она находилась в кремлевском Архангельском соборе.

Однако, согласно другому преданию, реликвия была перевезена из Константинополя в Смоленск, а когда последний захватила Литва, этой иконой благословили на брак Софью Витовтовну, княжну, когда она выходила замуж за Василия I, московского князя. Образ, который сегодня находится в соборе, представляет собой список с древней иконы, выполненный в конце 17 века по заказу Федора Алексеевича (на фото ниже).

Москвичи по традиции приносили лампадное масло и воду к этой иконе. Считалось, что они наполнялись лечебными свойствами, ведь образ обладал целительной силой. Эта икона сегодня является одной из самых почитаемых в нашей стране.

В Архангельском соборе после свадьбы Ивана III появилось также изображение Михаила III, византийского императора, который был родоначальником династии Палеолог. Таким образом, утверждалось то, что Москва является преемницей Византийской империи, а государи Руси — наследники византийских императоров.

Рождение долгожданного наследника

После того как София Палеолог, вторая жена Ивана III, обвенчалась с ним в Успенском соборе и стала его супругой, она начала думать о том, как приобрести влияние и сделаться настоящей царицей. Палеолог понимала, что для этого следовало преподнести князю подарок, который могла сделать только она: родить ему сына, который станет наследником престола.

К огорчению Софьи, первенцем оказалась дочь, умершая практически сразу после рождения. Через год снова родилась девочка, также скоропостижно скончавшаяся. София Палеолог плакала, молила Бога дать ей наследника, раздавала горстями милостыню убогим, жертвовала на храмы. Через некоторое время Матерь Божия услышала ее молитвы — вновь забеременела София Палеолог.

Биография ее наконец была отмечена долгожданным событием. Оно состоялось 25 марта 1479 года в 8 часов вечера, как говорилось в одной из московских летописей. Родился сын. Его нарекли Василием Парийским. Мальчика крестил Васиян, ростовский архиепископ, в Сергиевом монастыре.

Что привезла с собой Софья

Софье удалось внушить то, что было дорого ей самой, и что ценили и понимали в Москве. Она привезла с собой обычаи и предания византийского двора, гордость собственным происхождением, а также досаду за то, что ей пришлось выйти замуж за данника монголо-татар. Едва ли Софье понравилась в Москве простота обстановки, а также бесцеремонность отношений, царивших в то время при дворе.

Сам Иван III был вынужден выслушивать укоризненные речи от строптивых бояр. Однако в столице и без нее у многих было желание изменить старые порядки, не соответствовавшие положению московского государя.

А супруга Ивана III с греками, привезенными ею, которые видели и римскую, и византийскую жизнь, могли дать русским ценные указания, по каким образцам и как следует осуществлять желаемые всеми перемены.

Влияние Софии

Жене князя нельзя отказать во влиянии на закулисную жизнь двора и его декоративную обстановку. Она умело выстраивала личные отношения, ей отлично удавались придворные интриги. Однако на политические Палеолог могла ответить лишь внушениями, которые вторили смутным и тайным помыслам Ивана III.

В особенности ясна была мысль о том, что своим замужеством царевна делает московских правителей приемниками императоров Византии с интересами православного востока, державшимися за последних. Поэтому Софью Палеолог в столице русского государства ценили главным образом как царевну византийскую, а не как великую московскую княгиню.

Это понимала и она сама. Как царевна Софья пользовалась правом принимать в Москве иностранные посольства. Поэтому брак ее с Иваном был своего рода политической демонстрацией. Всему свету было заявлено о том, что наследница византийского дома, павшего незадолго до этого, перенесла державные права его в Москву, которая стала новым Царьградом.

Здесь она разделяет эти права со своим супругом.

Реконструкция Кремля, свержение татарского ига

Иван, почувствовав свое новое положение на международной арене, нашел некрасивой и тесной прежнюю обстановку Кремля. Из Италии, вслед за царевной, были выписаны мастера. Они построили на месте деревянных хором Грановитую палату, Успенский собор (Василия Блаженного), а также новый каменный дворец. В Кремле в это время начал заводиться при дворе строгий и сложный церемониал, сообщавший московской жизни надменность и чопорность.

Так же, как и у себя во дворце, Иван III стал выступать и во внешних отношениях более торжественной поступью. Особенно тогда, когда татарское иго без бою, как будто само собой, свалилось с плеч. А оно тяготело практически два столетия над всей северо-восточной Русью (с 1238 по 1480 год). Новый язык, более торжественный, появляется в это время в правительственных бумагах, в особенности дипломатических. Складывается пышная терминология.

Роль Софьи в свержении татарского ига

Палеолог в Москве не любили за влияние, оказываемое ею на великого князя, а также за перемены в жизни Москвы — «нестроения великие» (по выражению боярина Берсень-Беклемишева). Софья вмешивалась не только во внутренние, но и во внешнеполитические дела. Она требовала, чтобы Иван III отказался платить ордынскому хану дань и освободился наконец от его власти. Искусные советы Палеолог, как свидетельствует В.О. Ключевский, всегда отвечали намерениям ее мужа.

Поэтому он отказался платить дань. Иван III растоптал ханскую грамоту в Замосковречье, на ордынском дворе. Позднее на этом месте был построен Преображенский храм. Однако народ и тогда «наговорил» на Палеолог. Перед тем как Иван III вышел в 1480 году к великому стоянию на Угре, он отправил на Белоозеро жену с детьми. За это подданные приписали государю намерение бросить власть в том случае, если Москву возьмет хан Ахмат, и бежать вместе со своей супругой.

«Дума» и изменение обращения с подчиненными

Иван III, освободившись от ига, ощутил себя наконец полновластным государем. Дворцовый этикет стараниями Софьи начал напоминать византийский. Князь сделал своей супруге «подарок»: Иван III разрешил Палеолог собрать из членов свиты собственную «думу» и устраивать на своей половине «дипломатические приемы». Царевна принимала иностранных послов и учтиво с ними беседовала. Это было невиданным новшеством для Руси. Обращение при дворе государя также изменилось.

https://www.youtube.com/watch?v=Y7h_S2aekqY

София Палеолог принесла супругу державные права, а также право на византийский трон, как отмечал Ф. И. Успенский, историк, изучавший этот период. Боярам пришлось считаться с этим. Иван III прежде любил споры и возражения, однако при Софье он кардинально изменил обращение со своими придворными. Иван начал держаться неприступно, легко впадал в гнев, часто налагал опалу, требовал особого почтения к себе. Все эти напасти молва также приписала влиянию Софьи Палеолог.

Софья Палеолог: роль в истории

Брак Софьи Палеолог и Ивана III, безусловно, укрепил Московское государство. Он способствовал превращению его в Третий Рим. София Палеолог прожила более 30 лет в России, родив 12 детей своему мужу. Однако ей так и не удалось понять до конца чужую страну, ее законы и традиции. Даже в официальных хрониках встречаются записи, осуждающие ее поведение в некоторых ситуациях, сложных для страны.

София привлекла в русскую столицу архитекторов и других деятелей культуры, а также врачей. Творения итальянских архитекторов сделали Москву не уступающей по величественности и красоте столицам Европы. Это способствовало укреплению престижа московского государя, подчеркнуло преемственность русской столицы Второму Риму.

Смерть Софии

Софья скончалась в Москве 7 августа 1503 г. Она была погребена в Вознесенском девичьем монастыре московского Кремля. В декабре 1994 года в связи с перенесением в Архангельский собор останков царских и княжеских жен С. А.

Никитин по сохранившемуся черепу Софии восстановил ее скульптурный портрет (на фото выше). Теперь мы можем хотя бы приблизительно представить себе, как выглядела Софья Палеолог. Интересные факты и биографические сведения о ней многочисленны.

Мы постарались отобрать самое важное, составляя эту статью.

Источник: https://FB.ru/article/213293/velikaya-knyaginya-moskovskaya-sofiya-paleolog-i-ee-rol-v-istorii

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Что такое дао в философии

Закрыть