Кто такой а с макаренко

«Чем-то они напоминают мне оксфордских студентов»

кто такой а с макаренко

Считается, что советский воспитатель и автор «Педагогической поэмы» Антон Макаренко заложил основы современной педагогики. Но его методы до сих пор не получили однозначной оценки: с одной стороны, он талантлив и его работа дала результат, с другой — его часто ругают за «тюремную» логику воспитания.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Добро с кулаками

В 1920 году полтавский Губнаробраз (Губернский отдел народного образования) велел интеллигенту с плохим зрением, 32-летнему Антону Макаренко создать трудовую колонию для малолетних преступников (или морально дефективных, как их тогда называли).

Взяться за обучение подростков-преступников было поступком смелым: Макаренко сам в детстве был не таким, не хулиганил, держался в стороне от детских игр из-за слабого здоровья. Он вообще был из другого круга, из хорошей семьи.

Но смело отправился обустраивать колонию на месте заброшенных кирпичных домиков посреди леса в шести километрах от Полтавы.

Первые дни своей работы в колонии Макаренко назвал «бесславными». По свидетельству Гетца Хиллига, доктора философии и исследователя деятельности Макаренко, в колонии жили сначала пять, потом десять подростков-грабителей (в «Педагогической поэме» упоминаются шестеро). Они не слушались, кидались в хрупких учительниц, вчерашних гимназисток, сапогами, отказывались работать, убегали из колонии. Уже через неделю после приезда один из воспитанников устроил поножовщину за пределами колонии.

Макаренко и воспитанники колонии

Руководитель колонии боялся своих воспитанников и даже раздобыл наган для самозащиты. И первый же учинил насилие: когда в очередной раз один из учеников, главарь шайки, отказался работать и обругал Макаренко, то получил по лицу.

Педагог очень переживал из-за этого своего поступка («первый раз в жизни человека ударил!») и даже боялся потом идти в лес по дрова со своими учениками («у каждого было по топору»), но как раз этот поступок и поставил на место подростков.

Сам побитый восхищался, мол, лихо как влетело, подчинился и других учеников поставил на место.

Как Макаренко учил преступников

«Первые месяцы нашей колонии для меня и моих товарищей были не только месяцами отчаяния, но и месяцами поиска истины», — писал Макаренко.

Книги не давали ответа, как переделывать преступников в «новых людей» для строительства коммунизма, а перевоспитывать нужно было срочно

Поэтому учителю пришлось самому, на собственном опыте, выстраивать систему. Опорой выступил труд. Если всем приходится вместе выживать в лесу, значит, и работать должен каждый. Колония эта, как ни странно, была нужна самим подросткам (другие варианты были хуже), поэтому после той оплеухи дело пошло на лад.

Макаренко в статье «Очерк работы Полтавской трудовой колонии им. М. Горького» несколько витиевато писал: «труд в условии коллективного хозяйства для нас ценен только потому, что в нём в каждый момент присутствует экономическая забота, а не только трудовое усилие.

Хозяйственная (экономическая) забота, с нашей точки зрения, является элементарным объектом воспитания».

Такой подход не только учил подростков работать и зарабатывать, но и приносил деньги в бюджет. Коммуна имени Дзержинского, где в 30-е годы работал Макаренко, не только сама себя содержала, но и наладила производство фотоаппаратов и электроинструментов и отдавала государству 4,5 миллиона рублей в год. Учителя работали наравне со всеми.

Кадр из фильма Алексея Маслюкова и Мечиславы Маевской «Педагогическая поэма», 1955 год

Макаренко же стал составлять разновозрастные группы. Он заметил, что так подростки лучше слушаются: старшие выступают наставниками младших, помогают им и чувствуют свою за них ответственность. Часто учителя перекладывали на старших ребят часть своей работы.

В трудных случаях Макаренко мог намекнуть на то, как надо себя вести, а почему, «это объяснят старшие товарищи»: «Если же это человек трудный, который мне не верит, против меня настроен, недоверчиво ко мне относится, я с тем разговаривать не буду. Я соберу старших, вызову его и в самом официальном, приветливом тоне буду с ним говорить». А дальше само пойдет.

Старшие же помогали разбираться с проблемами: кто лучше самих же детей знает, кто их из однокашников больше всех любит арбузы, а значит, мог их без спроса съесть!

Справка

Антон Макаренко (1888 — 1939) — советский педагог и писатель, известный в первую очередь тем, что в условиях хозяйственной разрухи разработал и осуществил систему воспитания «трудных» детей.

В 1897 году Макаренко поступил в начальное железнодорожное училище. Педагогическое образование получил на учительских курсах в Кременчуге (1905) и в Полтавском учительском институте (1917). Работал учителем, был заведующим железнодорожным и городским училищами.

Широкая известность пришла к педагогу в начале 1920-х годов, когда он предложил решение проблемы резко возросшего числа беспризорников. С 1920 года Макаренко руководил трудовой колонией имени М. Горького для несовершеннолетних правонарушителей, о чем потом написал в своих произведениях «Педагогическая поэма» (1935) и «Флаги на башнях» (1938).

В 1927 году он организовал и возглавил детскую трудовую коммуну им. Дзержинского, где проработал до 1935 года, в 1936 году руководил колонией имени М. Горького под Киевом.

Ему удалось добиться феноменальных успехов — трудные подростки не только перевоспитывались, но и эффективно работали, а впоследствии стали достойными людьми, в том числе героями Великой Отечественной войны и орденоносцами.

Главное отличие системы Макаренко — чёткое разделение учебы и воспитания. Он показал, что для действительного «доходчивого» и, в тоже время, не палочного, а культурного воспитания необходимо создать коллектив с выраженными не только вертикальными (начальник — подчинённый, учитель-ученик), но и горизонтальными человеческими, трудовыми и учебными связями.

Свидетельством международного признания Макаренко стало решение ЮНЕСКО, касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.

При этом преступления всё равно случались. В «Педагогической поэме» описывается, как у Макаренко украли шестимесячную зарплату. Двое воспитанников знали, кто украл, имени учителю не назвали, только всё хотели побить вора, а наутро принесли помятые деньги. Как они их вернули, он не спрашивал. Николай Фере, сотрудник колонии, рассказывал про другой случай.

Подростки любили своего наставника: «Нельзя было не почувствовать большого уважения, которое ребята питали к своему заведующему». Захотели сделать ему подарок: построить в колонии беседку и обсадить цветами. Беседку построили, а цветов не нашли. Тогда один из воспитанников пообещал у тети своей раздобыть красивых саженцев.

Цветы для подарка он действительно принес, только вот не у тети (тети, конечно, никакой не было у него) он их взял. А на железнодорожной станции рассада для клумбы пропала.

Воспитанники колонии

Колония была названа в честь Максима Горького: Макаренко был в хороших с ним отношениях. Очевидно, Горькому с его культом нового человека нравилась идея «переплавки», превращения преступников в советских граждан. К тому же Макаренко ведь помогал многим беспризорникам, а Горький им очень сочувствовал. Поэтому, несмотря на то что колония многим не нравилась, Макаренко долгое время держался на плаву.

Многих пугала жесткая дисциплина и идея коллективной ответственности: кто-то разбил чужие окна, за ущерб платили из общей казны на питание! Именно история с окнами, ставшая популярной в местной прессе, стала поводом для главполитпросвета Надежды Крупской: та на очередном съезде комсомола в мае 1928 года объявила войну «пережиткам старого: системе наград, отметок, похвал, наказаний и поощрений».

Впрочем, колония, в которой комсомола вообще не было, могла разозлить Крупскую не только этим.

В колонии требовалась «безукоризненная вежливость в обращении друг с другом»

Ученики вспоминают, что Антон Макаренко говорил: «Мы, советские люди, должны блистать изысканной воспитанностью и джентльменством. Нашей воспитанности должен завидовать весь мир». Добивались результата жесткой дисциплиной, её часто называли «тюремной» или «армейской».

Ученик и воспитанник Макаренко, Семен Калабалин создал несколько похожих коммун. И его тоже за это ругают: «Отдаёт директор указание воспитаннику, тот ему в ответ: „Есть!“ Проверяющий аж весь передёргивается: какое-то военизированное сообщество».С другой стороны, и дети были совсем необычные.

Им такое обхождение было понятно: многие из них годами совершали преступления, сидели, привыкли к жесткости.

Кадр из фильма Алексея Маслюкова и Мечиславы Маевской «Педагогическая поэма», 1955 год

Чуковский вспоминает свою встречу с воспитанниками Макаренко и самим педагогом. Он даже и не признал в подростках бывших преступников: «Чем-то они напоминают мне оксфордских студентов». На это замечание Макаренко в ответ смеется: «Правильно.

Вон тот кучерявый — талантливейший вор-чемоданщик со станции Лозовая, под Харьковом. Уж на что знаменитые воры работали всегда на Лозовой, а он был самый среди них знаменитый. А тот, в белых брюках, — всего лишь карманник, но тоже очень высокого класса».

И говорит, что кудрявый посвятил себя медицине, а на концерты парня в белых брюках Чуковский еще будет отыскивать билеты.

Источник: https://mel.fm/istoriya_obrazovaniya/6937508-makarenko

Величайший советский педагог макаренко!

кто такой а с макаренко

Воспитательный процесс – процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением.

Макаренко Антон Семенович!

Родился 1 марта 1888 году в городе Белополье в Харьковской губернии в семье рабочего-маляра. В 1904 окончил 4-классное училище в городе Кременчуге, затем учительские курсы. В 1905–1914 годах преподавал в железнодорожных училищах. В 1916–1917 годах служил ратником в действующей армии, затем был демобилизован в связи с близорукостью. В 1917 году с золотой медалью окончил Полтавский педагогический институт.

РАЗМЫШЛЕНИЯ О БИОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАХ КОММУНИЗМА

В то время считалось, что человек либо от рождения склонен к порокам, или же от рождения порядочен. Несмотря на это, Макаренко считал, что правильное воспитание является главным условием для формирования достойного человека.

Когда он заведовал различными учреждениями для малолетних правонарушителей, то добивался там беспрецедентных успехов. В основе его успехов лежало то, что Макаренко использовал огромную воспитательную силу работы в коллективе. Школьное обучение сочеталось с производительным трудом в команде, где объединялись требовательность, доверие и дух игры.

Заведовал колонией на Украине, которая имела славу притона самых неисправимых воров и беспризорников. Там Макаренко добился феноменальных успехов – трудные подростки не только перевоспитывались, но и работали с очень хорошими результатами.Колония давала прибыль государству и окупала сама себя.

Тогда же Макаренко разработал проект управления детскими колониями Харьковской губернии. Но после того, как его система воспитания была объявлена «несоветской», он подал заявление об уходе с работы.

Макаренко написал «Педагогическую поэму» – уникальную книгу, в которой он показал путь воспитания личности. Он основан на уважении к личности и её активной деятельности в коллективе.Это труд принес ему всемирную известность и стал новой страницей в истории педагогики.

Педагогическая поэма 1955 г. Макаренко:

Продуктов питания постоянно не хватает. Колонисты крадут провизию со склада; однажды у заведующего пропадают деньги. Кульминационным моментом становится кража денег у старушки-экономки, которая отбывала из колонии. Макаренко устраивает разбирательство, вора находят.

Антон Семенович прибегает к методу «народного суда». Буруна (колониста, уличенного в воровстве) выставляют перед коллективом. Воспитанники негодуют по поводу его проступка, готовы сами учинить над ним расправу. В итоге Буруна отправляют под арест.

После этого инцидента воспитанник перестал воровать.

ПРАВДА О КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ

В 1935 году Макаренко был переведен в Киев помощником начальника отдела трудовых колоний НКВД Украины.

В 1936 году А. С. Макаренко переехал в Москву. В 1937 году он завершил работу над «Книгой для родителей».

В начале 1939 году Макаренко был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Активная деятельность Макаренко в Москве была прервана скоропостижной смертью в вагоне пригородного поезда 1 апреля 1939.

ПРАВДА О БЕЛОМОРКАНАЛЕ

Основные идеи и уникальный практический опыт Макаренко в воспитании подростков, особенно трудных, находят отклик у многих педагогов разных стран вплоть до наших дней.

Всемирная слава Макаренко связана с эффективностью его педагогической деятельности, прежде всего — в деле ликвидации детской беспризорности. Благодаря этому замечательному педагогу тысячи детей, которые были обречены на жалкое существование, состоялись в жизни.

Своей практикой он подтвердил свои слова:

«Я исповедую бесконечную уверенность в неограниченном могуществе воспитательной работы Я не знаю ни одного случая, когда бы полноценный характер возник без здоровой воспитательной обстановки, или, наоборот, когда характер исковерканный получился бы, несмотря на правильную воспитательную работу».

Решением ЮНЕСКО Макаренко признан одним из четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.

Основные положения

Макаренко нашел самый мощный рычаг воспитания — он действовал через создание коллектива, перед которым ставились ответственные задачи.

Система эта основана на трех взаимосвязанных принципах:

Макаренко отмечал: необычайно быстро, за считанные месяцы перевоспитываются трудные подростки. У них появляется осознание границ своих полномочий и ответственности.

В то же время он писал, что воспитание — это длительный процесс как в целом, так и в его отдельных частях.

Военизированный характер воспитания в колонии был продиктован тем, что подобный антураж был привлекательным для подростков того времени. Дисциплина выражалась в ее неукоснительном соблюдении, поскольку сами ребята были в ней заинтересованы. Ни одно из наказаний, применяемых в колонии, не было унизительным. Самое суровое – бойкот – применялось крайне редко.

Макаренко о воспитании

  • «Наши дети всегда граждане. И чем больше гражданский долг связывается с их ростом и воспитанием, тем более полноценные воспитываются из них люди».
  • «Я не верю в то, чтобы были морально дефективные люди. Стоит только поставить в нормальные условия жизни, предъявить ему определённые требования, дать возможность выполнить эти требования, и он станет обычным человеком, полноценным человеком, человеком нормы».
  • «Я повторяю, что если из человека выходит хулиган, то в этом виноват не он, а виноваты педагогические методы».
  • «Я имею право утверждать, что работа по воспитанию — очень легкая работа. Легкая не в том смысле, что можно поработать, потом пойти погулять, потом почитать, отдохнуть и т. д. Нет, времени она берет много, но она легкая по типу напряжения.Последние годы у меня было 600 коммунаров и мне было легко работать, настолько легко, что с 1930 г. я работал без обычной в интернатах должности воспитателя. Были учителя в школе, были инженеры на заводе, но детский коллектив в 600 человек жил, в известном смысле, самостоятельно. И утром, когда я слышал сигнал «вставать» и знал, что в моем коллективе нет ни одного взрослого человека, я не беспокоился. () Я сначала поражался, зная, как трудно встать вовремя, натереть полы, когда за тобой никто не следит, а потом перестал удивляться и увидел, что это нормальное коллективное действие, нормальный человеческий поступок, а нормальный человеческий поступок и есть самый простой и самый легкий поступок».
  • «Наша методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы, ясности, особенно же на внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям».
  • «Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог это обязан делать».
  • «Чтобы, решая сегодняшние дела, все воспитанники никогда не забывали о задачах завтрашнего дня, о перспективах учреждения, о планах»
  • «Мы имеем дело только с отрядом. Мы с личностью не имеем дела. Такова официальная формулировка. В сущности, это есть форма воздей­ствия именно на личность, но формулировка идет параллельно сущно­сти. На самом деле мы имеем дело с личностью, но утверждаем, что до личности нам нет никакого дела».
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называется еврейская религия

Каким образом это получается? Мы не хотели, чтобы каждая отдель­ная личность чувствовала себя объектом воспитания. Я исходил из тех соображений, что человек 12–15 лет живет, он живет, наслаждается жизнью, получает какую-то радость жизни, у него есть какие-то жизнен­ные впечатления.

Для нас он объект воспитания, а для себя он живой человек, и убеж­дать его в том, что ты не человек, а только будущий человек, что ты яв­ление педагогическое, а не жизненное, было бы мне невыгодно.

Я старал­ся убедить, что я не столько педагог, сколько я тебя учу, чтобы ты был грамотным, чтобы ты работал на производстве, что ты участник произ­водственного процесса, ты гражданин, а я старший, который руководит жизнью при твоей же помощи, при твоем же участии.

Меньше всего я старался убедить его, что он только воспитанник, т. е. явление только педагогическое, а не общественное».

Макаренко о семье

«Воспитательный процесс – процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением».

Макаренко о труде

«Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом. Вы можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете его воспитывать политически и нравственно, если он не будет участвовать в общественной и политической жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата».источник-1 источник-2

ЮРИЙ ДРОЗДОВ: ВСЁ УЖАСНОЕ ДЛЯ РОССИИ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ.

(Visited 5 588 times, 1 visits today)

Источник: http://artyushenkooleg.ru/wp-oleg/archives/5024

Антон Семенович Макаренко: жизнь легендарного педагога

кто такой а с макаренко

В истории советского союза я выделяю с десяток легендарных личностей, их дела живы по сей день и приносят пользу обществу. Среди них Макаренко Антон Семенович. История его жизни удивительна и проста.

Методики его воспитательной деятельности активно применяют в образовательных и детских учреждениях. Некоторые семьи всецело придерживаются принципов, разработанных Макаренко, при воспитании своих детей.

Рассмотрим основные биографические факты из жизни легендарного прозаика, писателя и учителя.

Детство и юность

Рождение звезды педагогической сферы произошло в городе Белополье Сумского Уезда. Географически это расположено в Харьковской губернии, именно там 13 марта 1988 года появился на свет маленький Макаренко Антон Семенович. Родители будущего воспитателя из простого рода, отец Семен Григорьевич занимался малярными работами в железнодорожной области, мать Татьяна Михайловна Дергачева, по предкам из дворянского рода.

Антон Семенович Макаренко и его биография не позволяет вникнуть в глубокие детали детства великого публициста советского времени. Младший брат Виталий принимал участие в Брусиловском прорыве, он был рожден в 1895 году и прожил до 1983 года. О своем старшем брате писал, что, несмотря на украинское происхождение, всегда считал Антона русским на сто процентов.

Макаренко отлично знал украинский и польский языки, нередко вставлял цитаты на них в свои произведения, но отдавал предпочтение русскому языку и его особенностям. Учеником он прослыл прилежным и внимательным, в 1904-м году окончил четыре класса училища в городе Кременчуге. Отец сразу определил симпатии сына к образовательному ремеслу и предрек ему будущее учителя.

Макаренко «педагог от бога», после окончания специализированных курсов, он начинает в семнадцать лет трудиться в родном училище. Девять лет он преподавал в различных железнодорожных образовательных учреждениях. В 1916-м пошел в армию ратником, но близорукость позволила ему досрочно демобилизоваться.

Образование и начало карьеры

В 1917-м году Макаренко защитил диплом на тему «Кризис современной педагогики», получил золотую медаль Полтавского педагогического университета. Сразу получил перспективу занятий научной деятельностью, но тяга к практике заставила уйти в инспектирование высших учебных заведений.  Биография Антона Семеновича, по сути, начинается с назначения его директором колонии для несовершеннолетних детей, которых можно отнести к неблагополучным и даже близким к отпетым преступникам.

Там проявляется сущность педагога в его отношении к процессу. Он ставит минимальной задачей привить любовь каждого из участников колонии, хотя бы к двум предметам и по одному из них совершенствовать навыки не менее двух часов в день.

Это делалось не ради моментального освоения профессиональных качеств, а чтобы уберечь их от безделья. Также приветствовалось посещение кружка, секции или тренировок.

В современном мире эта схема распорядка дня для детей школьного возраста актуальна почти на сто процентов.

Личная жизнь

Отец Антона был угрюм и задумчив, в своей жизни он испытал немало потерь и трудностей. Поэтому сыну, отчасти, передалась эта серьезность и в свою личную жизнь он многих не допускал. Кто такой этот великий учитель? Он прозаик, который стремился сделать возможным развитие свободной личности внутри автократичной системы. Макаренко женат на Галине Салько, после 1935-го года уже с фамилией супруга.

Были у четы Макаренко приемные дети, сын Лев Михайлович, воспитываемый супругой, и Олимпиада Витальевна, оставшаяся после бегства брата Виталия из России. Первая любовь публициста Елизавета Федоровна Григорович, любопытен факт ее замужества за священником и возраст почти на десять лет старше Антона. Она 20 лет проработала вместе с ним в колонии, свел ее с ним муж, в тот момент, когда пытался спасти Макаренко от самоубийства.

Чего добился Макаренко?

Любой ценой сделать из детей колонии здоровых психологически и взрослых людей. Задача номер один привить им моральные принципы и нравственные устои, чем выдающийся педагог и занимался на протяжении нескольких десятилетий.

Его труды по сей день обрабатываются в методические пособия, которые позволяют двигать вперед культуру образования.

Ранний уход из жизни, в 51 год, не позволил Антону Семеновичу во время Второй Мировой войны подготавливать еще более усовершенствованные практические рекомендации по вопросам образования молодежи.

На самом деле, публицист был неугоден власти, о нем неоднократно писали критические заметки, но украинская знать не давала Макаренко в обиду. Поэтому мы и сегодня знаем о его работах, иначе до нас не дошло и 10% его методик.

Годы жизни легендарного прозаика прервались возможным отравлением, ведь сердце было при вскрытии видоизменено, но доказать ничего не смогли. Попробуем понять концептуальность трудов великого учителя через цитаты. «Для воспитания не требуется большого времени, важно уметь грамотно использовать малое».

«Ваше поведение – решающий момент воспитательного процесса, даже, когда вас нет дома – он не прекращается».

Постепенно в колонии для малолетних преступников Макаренко смог создать упорядоченный и организованный быт, смог разделить их на группы. Все было организовано таким образом, что новый человек, который попадал в колонию, автоматически помещался в комфортное пространство. Видимо поэтому при объединении колонии с уже вполне нормальными парнями легко удалось выровнять отношения с огромным десантом «горьковских» ребят.

Интересные факты из жизни

В 20 лет Макаренко хотел покончить жизнь самоубийством, работы подходящей не было, его мысли не хватало простора. Священник в церкви, пытаясь вытащить Антона из этой черной полосы, познакомил его со своей супругой Елизаветой. Когда Макаренко признался всем, что влюбился, отец выгнал его из дома. На самом деле, этот момент и стал переломным в судьбе учителя. Ему сразу поступили дельные предложения, да и он был готов отправиться в любую точку страны.

Факты из жизни Антона Семеновича говорят о его странном характере. Он не мог ужиться со сверстниками, но затем, как «сапожник без сапог» гениально воспитывал тех же дерзких юношей, с которыми не мог поладить полтора десятка лет назад. Благодаря нескольким применениям физической силы обрел уважение среди ребят, но потерял впоследствии должность и уверенность в правильности своих методик воспитания.

Происхождение фамилии Макаренко идет от имени Макар, который переводится с древнего греческого языка «счастливый или блаженный». Антон Семенович смог обрести счастье в своих трудах и блаженно ушел в будущее, оставив за собой множество работ, которые актуальны для педагогов всего мира по сей день.

Воспитанники Макаренко стали создавать промышленное оборудование и производить электродрели. Тогда предприятием заинтересовалось НКВД, они пытались забрать завод себе в собственность, а его участникам не готовы были платить зарплату.

Антон ничего не смог с этим поделать и ему пришлось покинуть пост, переехав в Москву. Я здесь вижу интерес финансовый со стороны Макаренко, но и подтверждение того, что против системы даже с благими намерениями идти практически невозможно.

Только шагая через эпохи, как делает сейчас автор многочисленных трудов Антон Семенович Макаренко.

Источник: https://SilaMira.ru/makarenko-anton-semenovich/

Педагогическая система Антона Семеновича Макаренко (стр. 1 из 5)

1. Творческий путь А.С. Макаренко

2. Основные концепции педагогической теории А.С. Макаренко

3. Педагогическое мастерство в понимании А.С. Макаренко

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Сейчас одной из важнейших задач педагогической науки является объективная оценка нашего прошлого педагогического опыта, одним из самых значительных явлений которого является педагогическая система Антона Семеновича Макаренко. Идеи Макаренко долгое время не признавались официальной педагогикой.

Понадобились долгие годы борьбы за их утверждение в науке. Сегодня мы должны констатировать, что концепции Макаренко были приняты на вооружение в одностороннем виде, со значительным смещением акцентов вплоть до их искажения.

Теперь, благодаря проведенным в последние годы исследованиям, мы можем довольно определенно судить, как и почему это произошло.

В 1936 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». К этому моменту педология сложилась как одна из педагогических наук, сделавшая предметом своего изучения возрастное развитие детей.

Постановлением, в котором, отмечались недостатки и ошибки в практической работе педологов, педология была объявлена лженаукой, запрещено ее преподавание в педагогических учебных заведениях, а педологические учебники были изъяты. Теперь можно смело утверждать: так произошла величайшая трагедия в истории педагогических наук в нашей стране.

Педагогика с этого момента стала «бездетной», за что потом ее часто упрекали. Но факт остается фактом: проблемы развития детей, становления личности ребенка на долгие годы остались за пределами педагогической науки.

Именно это во многом определило односторонний подход к наследию Макаренко многих исследователей, и во многом — повлияло на «избирательное» отношение к системе Макаренко, когда те или иные ее части замалчивались, а другие подавались в искаженном виде.

1. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ А. С. МАКАРЕНКО

В каждой мысли, в каждом движении, в каждом дыхании нашей жизни звучит слава нового гражданина мира. Разве можно не услышать этого звучания, разве можно не знать, как мы должны воспитывать наших детей?

А. С. Макаренко

Родился Антон 1 марта 1888 г. в городе Белополье Харьковской губернии. Отец его, Семен Григорьевич, был высококвалифицированным маляром, работал в железнодорожном депо.

Антон учился в железнодорожном училище и, когда семья переехала в Крюков, он продолжил обучение в таком же училище. Учился старательно и успешно.

Очевидно, поэтому, когда закончил учебу, Семен Григорьевич сказал сыну: «Будешь учителем!» Стало слово отца делом всей жизни Антона Макаренко. После окончания педагогических курсов начал он в 17 лет работать в родном училище.

Огромное влияние на юношу оказало творчество А.М. Горького. Под его влиянием вершил он свои первые литературные опыты. «Более того, Горький, по словам самого Макаренко, стал организатором его мироощущения реального гуманизма. «Моя жизнь прошла под знаком Горького», – напишет Антон Семенович в скорбные дни прощания с великим писателем».

Работая учителем, Антон Семенович Макаренко изучает педагогическую и философскую литературу. Его внимание привлекают груды А. И. Пирогова, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, но особенно глубоко изучает он работы К. Д. Ушинского. После 9 лет педагогической деятельности Макаренко поступает в Полтавский учительский институт, который заканчивает, как и училище, только с отличными оценками по всем предметам.

За выпускную работу «Кризис современной педагогики» А. С. Макаренко получил золотую медаль.

Глубоко заблуждались те, кто утверждал, что Антон Семенович плохо разбирается в педагогической теории.

После окончания института он снова возвращается в Крюковское начальное железнодорожное училище, где работает сначала учителем, а потом директором до сентября 1920 г., когда принимает предложение Полтавского отдела народного образования стать заведующим детским домом для несовершеннолетних правонарушителей под Полтавой – впоследствии Детской трудовой колонией имени А. М. Горького.

В 30-е годы XX в. некоторые педагоги и деятели народного образования говорили: «Макаренко хороший практик, но в теории».

Одну из лучших своих статей, написанную для юбилейного сборника по поводу пятилетия коммуны имени Ф. Э. Дзержинского, Антон Семенович так и назвал «Педагоги пожимают плечами». Эти люди не понимали, что уже давно наступил момент, когда без теории нельзя стать хорошим практиком, и, главное, не понимали существа педагогического новаторства А. С. Макаренко.

История педагогики учит, что все великие педагогические учения вырастают из осмысления нового опыта, прежде всего своего собственного, той самой практики. Так складывались педагогические взгляды И. Г. Песталоцци, которого К. Д. Ушинский называл отцом современной педагогики, самого Константина Дмитриевича, заложившего фундамент педагогики как науки, и гениального Л. Н. Толстого, и искренне преданного детям С.Т. Шацкого, и великого педагога-гуманиста XX века Антона Семеновича Макаренко.

Педагогический опыт – неиссякаемый животворный источник и одновременно способ приращения научного знания, критерий его истинности. Для Антона Семеновича Макаренко таким источником стала его работа в колонии имени А.М. Горького и коммуне имени Ф.Э. Дзержинского. К этой работе, продолжавшейся около 16 лет, он приступил в 1920 г., будучи опытным и зрелым педагогом. Ему было тогда 32 года.

Не случайно Макаренко отстаивал такое название руководимого им учебно-воспитательного учреждения. Дело в том, что в официальных документах Полтавскою губернского отдела народного образования оно именовалось «Колония морально-дефективных детей».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое вербное воскресенье

Педагог потратил немало усилий, доказывая, что малолетние преступники, из числа которых, особенно на первых порах, формировался коллектив воспитанников, не дефективные, а обыкновенные дети, только несчастные, с изломанной судьбой, и главную цель свою он видел в том, чтобы сделать их счастливыми.

В практической реализации этой цели ему помогал жизненный пример Алексея Максимовича, прошедшего путь от беспризорного босяка до великого русского писателя. Рассказывать о жизни горьковской колонии, о мучительных поисках самого Макаренко – неблагодарное занятие. Проще перечитать «Педагогическую поэму». Но о главном стоит сказать несколько слов.

Прежде всего, именно в эти годы сформировалось педагогическое кредо педагога. Макаренко потом вспоминал, что никогда еще не чувствовал себя таким беспомощным, как в начале работы в колонии. Но переживать и размышлять было некогда: появились первые воспитанники.

Все они сполна испили горькую чашу беспризорщины. Многие приходили озлобленными, голодными и оборванными. У части был значительный опыт уголовных преступлений.

Всех надо было мыть, одевать, обувать и кормить, надо было наладить нормальную жизнь, учебу, труд, разумный досуг.

И именно тогда, сначала интуитивно, затем все более осмысленно Антон Семенович приходит к пониманию, что налаживание нормальной жизни детей составляет самую суть воспитательной работы. Все более глубоко осознает он основной закон педагогики: жизнь воспитывает. Причем не абстрактная жизнь вообще, а реальная жизнь каждого конкретного ребенка и есть его воспитание.

Любопытно отметить, что примерно в то же время к такому же выводу приходит другой замечательный педагог – Станислав Теофилович Шацкий. Выступая 17 декабря 1919 г. на собрании сотрудников Первой опытной станции, которую он возглавлял, Шацкий сказал: «Представление о школе, которое вырисовывается у нас, – это представление о правильно обдуманной и систематически проведенной организации детской жизни. К такой формуле приближается наше представление».

Но вспомним – первый основной закон воспитания открыл Песталоцци. В своей главной книге «Лебединая песня» он сформулировал великий и основной принцип – жизнь образовывает. И, поясняя это положение, говорил о том, что главный путь развития естественных сил ребенка – их упражнение и применение на практике.

Несколько отвлечемся и задумаемся: почему именно Песталоцци, Шацкий и Макаренко независимо друг от друга пришли к открытию и осмыслению основного закона воспитания?

Это объясняется тем, что хотя творили педагоги в разное время и в разных условиях, педагогический опыт каждого из них сходен в главных чертах: это был опыт разумной организации детской жизни, включающей в себя заботу о судьбе каждого ребенка.

И все же Макаренко продвинулся дальше: он не только пошел по пути педагогически целесообразной организации жизни детей, но и открыл основную форму такой организации – воспитательный коллектив. Значительно позже, в 1932 г., в одном из своих художественных произведений он так сформулирует этот вывод: «Наш путь единственный – упражнение в поведении, и наш коллектив – гимнастический зал для такой гимнастики».

А тогда, в 20-е годы прошлого века, Антон Семенович со своими товарищами педагогами и лучшими воспитанниками не покладая рук, самоотверженно и упорно трудился над созданием такого коллектива. И результат не замедлил сказаться.

Ребята работали в поле, начали учиться, старшие потянулись на рабфак, создали великолепный театр, куда по субботам съезжались жители окрестных сел Но главное, в этой дружной работе, коллективных делах и увлечениях рос новый человек, все более сплачивался дружный коллектив горьковцев, представлявший собой могучую воспитательную силу.

Так прошло 5 лет. И однажды, анализируя жизнь колонии, Макаренко сделал для себя еще одно открытие: кризисные явления в коллективе объясняются тем, что «допущена остановка в жизни коллектива».

«Я обрадовался по-детски: какая прелесть! Какая чудесная, захватывающая диалектика! Свободный рабочий коллектив не способен стоять на месте. Всемирный закон всеобщего развития только теперь начинает показывать свои настоящие силы.

Формы бытия свободного человеческого коллектива – движение вперед, форма смерти – остановка».

Источник: https://mirznanii.com/a/177293/pedagogicheskaya-sistema-antona-semenovicha-makarenko

Макаренко, Антон Семёнович, происхождение макаренко, семья, литературное творчество

Член Союза советских писателей (с 1934 года).

С 1 июля 1935 года переведён в Киев, в центральный аппарат НКВД УССР, где работал на должности помощника начальника отдела трудовых колоний до ноября 1936 года. Некоторое время — до переезда в марте 1937 года из Киева в Москву, руководил педагогической частью трудовой колонии № 5 в Броварах под Киевом.

После переезда в Москву занимался в основном литературной деятельностью, публицистикой, много выступал перед читателями, педагогическим активом. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1939 г. награждён орденом Трудового Красного Знамени. Незадолго до кончины, в феврале 1939 года подал заявление о принятии его кандидатом в члены ВКП(б).

Скоропостижно скончался в вагоне пригородного поезда на станции Голицыно 1 апреля 1939 года. Похоронен Новодевичье кладбище. Авторы надгробного памятника скульптор В. Цигаль, архитектор В. Калинин.

Происхождение Макаренко

Брат А. С. Макаренко — Виталий Семёнович в своей книге «Мой брат Антон Семёнович» пишет: « несмотря на своё украинское происхождение Антон был 100 % русским».

Биограф А.С. Макаренко проф. Гётц Хиллиг посвятил вопросу национального происхождения и национального самосознания А. С. Макаренко отдельное исследование, итоги которого представлены в докладе «К вопросу национального самосознания А. С. Макаренко»., где в целом подтверждаются как утверждение брата, так и русское самосознание Антона Семёновича.

Хиллиг отмечает, что все произведения и личную переписку А. С. Макаренко вёл на русском языке. В то же время он знал и любил украинский язык, часто и уместно включал цитаты украинской речи в диалоги действующих лиц своих произведений. А. С. Макаренко также понимал и мог объясняться по-польски, о чём упоминает также Л. В. Конисевич в книге «Нас воспитал Макаренко» (глава о приезде польской делегации).

В то же время указывается, что по тактическим соображениям (в целях уменьшить для некоторых чиновников число поводов для разгона колонии им. М. Горького) он с определённого года перестаёт указывать в графе национальность слово «русский» (как это ещё было в Крюкове), а начинает писать «украинец».

Национальность Макаренко не была тайной и для его современников. Так, в прощальном слове от Союза советских писателей БССР прямо сказано:

Семья

  • Жена — Галина Стахиевна Макаренко (Салько — до 09.1935) [1891—1962].
  • Приёмная дочь — Олимпиада Витальевна Макаренко (дочь брата Виталия)
  • Приёмный сын — Лев Михайлович Салько [1914—1957].
  • Внучатая племянница А. С. Макаренко — Екатерина Васильева, советская и российская актриса, родилась в семье поэта Сергея Васильева и Олимпиады Витальевны Макаренко.

Литературное творчество

В 1914 или 1915 году написал первый рассказ, послал его Максиму Горькому, но тот признал рассказ слабым в литературном отношении. После этого Макаренко в течение тринадцати лет писательской деятельностью не занимался, но вёл записные книжки. Переписка Горького и Макаренко продолжалась с 1925 по 1935 год.

После посещения колонии для несовершеннолетних Горький посоветовал Макаренко вернуться к литературной работе. После книг о коммуне имени Ф. Э. Дзержинского «Марш 30 года» (1932) и «ФД — 1» (1932) было закончено главное художественное произведение Макаренко — «Педагогическая поэма» (1925—1935).

В последние годы жизни Макаренко продолжил работу как над художественными произведениями — «Флаги на башнях» (1938), так и над автобиографическими материалами — повесть «Честь» (1937—1938), роман «Пути поколения» (не закончен). Кроме того он продолжает активно разрабатывать методику педагогической деятельности и воспитания в целом, публикует ряд статей.

В 1936 году вышла его первая крупная научно-педагогическая работа «Методика организации воспитательного процесса». Летом-осенью 1937 года выходит в свет первая часть «Книги для родителей». В произведениях Макаренко выражены его педагогический опыт и педагогические взгляды.

Источник: http://www.cultin.ru/writers-makarenko-anton-semjonovich-p2

Интересные факты из жизни Макаренко

Антон Макаренко, работая в детской трудовой колонии, создал свою педагогическую систему. Представляем интересные факты из жизни Антона Семеновича Макаренко.

Детство

А.С. Макаренко родился 1 марта 1888 г. на территории нынешней Сумской области. Его отец работал на железной дороге. Этот труд ценился и требовал высокой квалификации. У семьи был большой дом с садом. Семен Григорьевич был образованным человеком, любил читать, выписывал журналы из Москвы и Петербурга.

В детстве Антон часто болел, у него была сильная близорукость. Мальчик рос замкнутым ребенком, который предпочитал чтение играм со сверстниками. В школе над мальчиком насмехались.

Семья

У Антона был младший брат Виталий. Он был офицером и после революции воевал в рядах белогвардейцев. После революции он эмигрировал и жил во Франции.

Именно Виталий посоветовал Антону использовать в коммунах элементы военных игр, поскольку они нравились мальчикам.

Елизавета Федоровна, первая жена Макаренко, была на 8 лет старше мужа. Семья Макаренко не приняла этот брак (так как жена Макаренко была женой свящинника). Отец выгнал сына из дома. Но Антон к тому времени был полностью самостоятельным и начал работать. Елизавета Федоровна получила педагогическое образование, окончив Высшие женские курсы в Киеве.

Второй женой педагога стала Галина Стахиевна Салько. Они познакомились в колонии, куда Галина Стахиевна приехала с инспекцией от областного отдела образования. У нее был сын, к которому Антон Семенович относился, как к родному. Своих детей у А.С. Макаренко не было, но, помимо Льва Салько, он воспитывал дочь брата Олимпиаду Витальевну Макаренко.

Племянница Олимпиада Макаренко, которую Макаренко воспитывал как дочь, вышла замуж за поэта С. Васильева. У них родилась дочь Екатерина, которая стала актрисой. Одна из ее наиболее известных ролей – Эмилия в фильме «Обыкновенное чудо».

Педагогическая деятельность

А. Макаренко окончил учительские курсы и начал преподавать русский язык, рисование и черчение. Ему было только 18 лет, ученики были ненамного моложе. Но тем не менее он считал, что обязан не только обучать, но и воспитывать своих учеников.

После революции сотни детей остались без родителей. Они сбивались в банды и занимались грабежами. Для советской власти это стало проблемой.

Помощью беспризорникам занялось самое грозное ведомство страны – ЧК под руководством «железного» Феликса Дзержинского. Беспризорников отлавливали на вокзалах и в трущобах и направляли в специализированные детские колонии. Одну из таких колоний в Полтавской губернии предложили возглавить жене А.С. Макаренко Елизавете Федоровне, но она «уступила» это место мужу.

В колонии, которой было присвоено имя А.М. Горького, Антон Семенович потребовал убрать охрану. Беспризорники стояли перед выбором: в любую минуту они могли уйти и снова начинать бродяжничать либо оставаться в колонии и заниматься трудом, обеспечивая себя. Большинство выбрало труд.

Следующим местом работы А.С. Макаренко стала колония (коммуна им. Ф.Э. Дзержинского) под Харьковом. Труд в этой колонии был интересным: воспитанники сначала выпускали электродрели, а потом стали собирать фотоаппараты ФЭД (инициалы Феликса Эдмундовича Дзержинского).

Борьба с наркомпросом

Точнее говоря, это была борьба наркомпроса (Народным комиссариатом просвещения) с педагогом-новатором, каким стал А.С. Макаренко.

Известно, что в начале своей работы в колонии Макаренко ударил одного из беспризорников, который ему нахамил. Этот эпизод сам Макаренко описал подробно в «Педагогической поэме».

Педагогическое начальство, в том числе Н.К. Крупская осудили «избиение детей» как метод, недостойный советского педагога. Из-за этого А.С. Макаренко вынужден был уволиться из колонии им. А.М. Горького.

Литературная деятельность

В 1932 г. А.С. Макаренко послал свою первую повесть А.М. Горькому, который ее безжалостно раскритиковал.

Во время работы в колонии, которая носила имя писателя, Макаренко и Горький подружились. Алексей Максимович помог Макаренко найти работу после увольнения (когда он ушел с поста директора детской колонии). Он также всячески поддерживал издание «Педагогической поэмы», которая имела большой успех.

А.С. Макаренко прожил всего 51 год. Он умер в вагоне московской электрички. Некоторые биографы считают, что в Москве его бы встретили сотрудники НКВД с подписанным приказом об аресте. В официальном некрологе А.С. Макаренко был назван известным писателем.

Источник: https://www.interesnie-fakty.ru/nauka/literatura/iz-zhizni-makarenko/

Педагогическая система Макаренко

Вклад великого советского педагога и писателя Антона Семеновича Макаренко в отечественную и мировую педагогику невозможно переоценить. Среди всех разработанных к сегодняшнему дню педагогических методик и принципов воспитания система Макаренко занимает особое место.

Об этом говорит хотя бы тот факт, что педагогической мысли великого советского деятеля посвящена целая наука – макаренковедение.  В воспитательной методике Макаренко совершенно невероятным образом сочетаются гуманистические и трудовые принципы воспитания, позволяющие в полной мере раскрыть личность ребенка.

В чем же заключается сущность и успех педагогических идей Макаренко?

Немного истории

Антон Семенович Макаренко родился в 1888 году в семье рабочих Харьковской губернии. Одним из первых увлечений будущего великого педагога была литература. Свой первый рассказ Макаренко написал в 10-х годах XX-го столетия и отправил его на рецензию Максиму Горькому, который признал рассказ достаточно слабым с литературной точки зрения.

Такая оценка заставила Макаренко забросить писательскую деятельность на целых 13 лет и заняться главным делом своей жизни – педагогикой.

Однако впоследствии тот же Горький будет неоднократно стимулировать Антона Семеновича на продолжение литературного творчества и в 1931 году выйдет в свет главное литературное произведение Макаренко – «Педагогическая поэма», в которой педагог подробно расскажет об истории перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей в трудовой колонии. Именно с этой историей и связны основные педагогические открытия А.С. Макаренко.

История зарождения педагогической теории Макаренко берет свои истоки в 20-х годах XX века, когда по поручению Губнаробраза Полтавы Макаренко возглавил трудовую колонию для малолетних нарушителей. Именно в этой колонии зарождались и воплощались в жизнь ключевые педагогические мысли Макаренко.

Основные принципы системы Макаренко

В момент своего зарождения педагогическая система Макаренко была направлена больше на перевоспитание, чем на воспитание «с нуля». При этом сам педагог утверждал, что перевоспитать ребенка гораздо сложнее, чем правильно организовать процесс воспитания изначально. Система Макаренко актуальна и на сегодняшний день, ведь она направлена на организацию простых и логичных взаимоотношений взрослый → ребенок, развивающих и укрепляющих личность малыша.

Основная идея педагогической теории Макаренко основана на равенстве трех социальных структур: личность коллектив общество.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как укрепить свой иммунитет

Ребенок в такой системе рассматривается не как объект воспитательного процесса, а как его самостоятельный участник, творец собственной судьбы. По мнению Макаренко, человеку жизненно важно найти свое место в коллективе, чувствовать себя его частицей, прислушиваться к правилам и законам коллектива.

Именно воспитание через коллектив и является основным постулатом педагогической системы Макаренко.

Воспитание ребенка в коллективе воплощается в жизнь и в современном обществе, начиная с похода ребенка в детский сад. Однако стоит учитывать, что далеко не всякую группу людей можно признать коллективом. Коллектив должен отвечать следующим требованиям:

  • наличие общей цели;
  • единая деятельность;
  • тесное взаимодействие с обществом;
  • строгая дисциплина.

Для реализации концепции Макаренко в коллективе применяются следующие типы воспитательного воздействия:

  • Коллективное мнение – коллектив самостоятельно решает, каким образом организовывать свою хозяйственную деятельность, в том числе и в части распределения финансов.
  • Организация постоянных и временных групп (отрядов). При организации постоянного отряда, в нем назначается лидер, несущий ответственность как за всю группу, так и за каждого ее участника. Во временном отряде колонисты назначаются в порядке очереди – для воспитания ответственности за себя и за всех остальных.
  • Трудотерапия – один из ключевых инструментов воспитания в коллективе.
  • Выявление и развитие уникальных способностей воспитанников.
  • Использование поощрений и наказаний – любой поступок воспитанника, хороший или плохой, не должен остаться без внимания.

В целом, можно сказать, что педагогическая система Макаренко основывается на следующих принципах:

  • ведущую роль в становлении личности воспитанника играет коллектив;
  • основным инструментом для полноценного развития личности воспитанников является трудовая деятельность;
  • коллектив управляет собой самостоятельно – принцип самоуправления.

Роль педагога в системе Макаренко

Педагогическая идея А.С. Макаренко заключается в том, что для полноценного воспитания ребенка необходимо активное включение его в жизнедеятельность общества. Взрослый при этом является полноправным членом этого общества – он не стоит на вершине коллектива, а входит в него на равных со всеми участниками правах. Именно таким образом формируется самостоятельная и активная личность ребенка.

Учитель является во всех смыслах частью детского сообщества. Между воспитателем и воспитанниками складываются скорее товарищеские, нежели авторитарные взаимоотношения. Учитель всегда находится рядом с ребятами: как на работе, так и на отдыхе.

Важность семейного воспитания

Огромное внимание в педагогической системе Макаренко уделяется и воспитанию в семье. Становление личности ребенка в большей степени зависит от поведения родителей – именно мама и папа должны становится эталоном для своего чада.

Малыш как губка впитывает в себя поступки и слова своих родителей. Поэтому, требуя что-либо от малыша, родители должны предъявлять требования в первую очередь к себе. Мамы и папы при этом должны быть совершенно честны и искренни со своим ребенком.

Родителям не стоит находиться рядом с малышом каждую секунду – излишний контроль приведет к пассивности ребенка, отсутствию у него собственного мнения и мировоззрения. Основная задача родителей – предоставить малышу такую свободу, которую они (родители) смогут держать под контролем. Общественное влияние на ребенка не менее важно, чем влияние родительское. Попав в окружающую среду, ребенок может столкнуться с теми или иными проблемами и/или соблазнами.

Малышу нередко будет нужен совет или помощь. Все это – важные аспекты правильного семейного воспитания. При этом предполагается, что каждый из родителей играет свою особую воспитательную роль. А.С. Макаренко наряду с Г. Кершенштейнером, Д. Дьюи и М. Монтессори был признан ЮНЕСКО одним из четырех величайших педагогов-мыслителей XX века. Это говорит о том, что педагогическая методика Макаренко имеет широкую востребованность не только в пределах нашей необъятной родины, но и за рубежом.

Источник: https://mamadiary.ru/pedagogicheskaya-sistema-makarenko/

Антон Макаренко

Антон Макаренко – преподаватель, вошедший в четверку специалистов, определивших способ педагогического мышления в XX веке. Правда, заслуги мужчины признали уже после смерти талантливого учителя. Впрочем, для самого Макаренко это не играло большой роли.

Портрет Антона Макаренко

Нашедший собственное призвание, Антон Семенович посвятил большую часть жизни перевоспитанию трудных подростков. Бывшие ученики, испытавшие на себе новаторские методы Макаренко, добились заметных успехов и написали немало книг, посвященных деятельности педагога.

Педагогика

Первыми учениками Макаренко стали дети города Крюкова. Но почти сразу Антон осознает, что знаний для работы недостаточно. В 1914 году молодой человек поступает в Полтавский учительский институт. Параллельно с приобретением новых знаний Антон много времени посвящает писательской деятельности. Первый свой рассказ — «Глупый день» — Макаренко отправляет Горькому.

Максим Горький и Антон Макаренко

В ответ писатель присылает Антону письмо, где безжалостно критикует произведение. После провала Макаренко 13 лет не предпримет попыток написать книгу. Но отношения с Горьким педагог будет поддерживать на протяжении всей жизни.

Развивать собственную систему перевоспитания мужчина начал в трудовой колонии для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалевке, расположенном рядом с Полтавой. Макаренко внедрил методику, при которой трудные подростки делились на группы и самостоятельно обустраивали быт. Своеобразная коммуна привлекла внимание властей, но новость об избиении детей (Макаренко один раз ударил воспитанника) лишила педагога должности.

Педагог Антон Макаренко

Найти новую работу преподавателю помог Горький. Писатель посодействовал переходу Макаренко в колонию, расположенную рядом с Харьковом, и посоветовал вновь попытаться создать литературное произведение.

В новом заведении Антон Семенович быстро установил уже проверенные порядки. Под руководством мужчины трудные подростки стали изготавливать фотоаппараты «ФЭД». Параллельно с новостями о новаторских методах Макаренко в свет выходят три произведения педагога: «Марш 30 года», «ФД — 1» и «Педагогическая поэма».

Антон Макаренко с воспитанниками

И снова представители власти, внимательно следящие за педагогом, прекратили преподавательские эксперименты. Макаренко перевели в Киев на должность помощника начальника отдела трудовых колоний.

Осознав, что вернуться к любимому делу уже не позволят, Макаренко посвящает себя написанию книг. Нашумевшая «Педагогическая поэма» обеспечила мужчине место в Союзе советских писателей. Спустя год на имя бывшего преподавателя приходит анонимка. Макаренко обвинили в критике Сталина. Антон Семенович, предупрежденный бывшими сослуживцами, успел перебраться в Москву.

Книги Антона Макаренко

В столице мужчина продолжает писать книги. В соавторстве с женой Макаренко заканчивает «Книгу для родителей», где подробно описывает собственный взгляд на воспитание детей. Антон Семенович утверждает, что ребенок нуждается в коллективе, который поможет адаптироваться в социуме. Не менее важна для человека возможность свободной реализации.

Следующим условием гармоничного развития стала трудовая деятельность – воспитанники Макаренко самостоятельно зарабатывали на собственные нужды. Позже произведение, как и многие остальные творения Антона Семеновича, экранизируют. Уже после смерти педагога на экраны выйдут фильмы «Поэтическая поэма», «Флаги на башнях» и «Большие и маленькие».

Смерть

Умер Макаренко 1 апреля 1939 года при странных обстоятельствах. Мужчина, возвращавшийся из Дома отдыха писателей в Подмосковье, опаздывал на электричку. Антона Семенович ждали в издательстве с новыми готовыми статьями о принципах воспитания. Вбежав в вагон, Макаренко упал на пол и больше не очнулся.

Могила Антона Макаренко

Официальная причина смерти – сердечный приступ. Ходили слухи, что в Москве Макаренко должны были арестовать, поэтому педагог не выдержал напряжения. Вскрытие показало, что сердце талантливого воспитателя повреждено необычным образом. Орган принимает подобный вид, если в организм попал яд. Но подтверждение отравления найдено не было.

Макаренко похоронили на Новодевичьем кладбище. Советские газеты разместили на страницах некролог, где упомянули Антона Семеновича как заслуженного писателя. О педагогической деятельности мужчины не напечатали ни слова.

Библиография

  • 1932 – «Мажор»
  • 1932 – «Марш 30 года»
  • 1932 – «ФД-1»
  • 1935 – «Педагогическая поэма»
  • 1936 – «Методика организации воспитательного процесса»
  • 1937 – «Книга для родителей»
  • 1938 – «Честь»
  • 1938 – «Флаги на башнях»
  • 1939 – «Лекция о воспитании детей»

Цитаты

Источник: https://24smi.org/celebrity/7360-anton-makarenko.html

Педагогическая система А.С. Макаренко

А.С.Макаренко – великий педагог, посвятивший свою жизнь воспитанию ребят в детской колонии. Ему удалось превратить место заключения в самостоятельную коммуну, которая не только полностью обеспечивала себя, но и отдавала часть заработков государству.

В 1988 году А.С.Макаренко был признан ЮНЕСКО одним из лучших педагогов мира. Правда, его методику часто критиковали, называли антисоветской, негуманной (в числе строгих критиков была и Н.К.Крупская), но достигнутые результаты говорят о многом. В чем состоял секрет А.Макаренко, и где сегодня применяется его система?

Тогда и сейчас

В послевоенное время страна стонала от беспризорников и малолетних преступников. Они были настолько испорчены, что уже не могли приспособиться к жизни в нормальном обществе. Таких детей поселяли в колонии. Нередко родители приводили в колонию-поселение трудных подростков, с которыми не могли справиться самостоятельно.

Колония А.Макаренко насчитывала до 600 человек. Но дисциплина в коммуне царила настолько жесткая, что педагог вскоре почти отказался от помощи воспитателей и везде поспевал сам. Он был уверен: дети встанут по звонку, заправят постели, умоются, вымоют пол и т.д. Кстати, в сутки в колонию приходило до 4 правительственных делегации, поэтому уровень чистоты был наравне с больничным.

Как же сегодня, спустя столько лет, обстоят дела с воспитанием сирот? Несмотря на цивилизованность современного общества, в нем по-прежнему существуют и детские дома, и колонии для малолетних преступников. Но если у А.Макаренко дети, взрослея, получали работу и обеспеченное благополучное будущее, то ситуация с воспитанниками нынешних детдомов очень сложная.

Менее 50% из них находят работу, устраиваются в жизни и обзаводятся семьями. Остальные, по статистике, либо уходят в криминал и рано или поздно попадают в тюрьму, либо становятся людьми с низкой социальной ответственностью, алкоголиками, наркоманами.

Чтобы увидеть разницу, стоит отметить, что среди практически трех тысяч воспитанников коллективов А.С. Макаренко не известно ни одного рецидива. Многие исследователи судьбы выпускников также с уверенностью отмечают, что «они были счастливыми людьми»

Почему так происходит? Можно ли сегодня применить макаренковский метод воспитания малолетних преступников и ребят из детских домов?

В чем состоял метод а.макаренко?

Основой своего метода А. Макаренко называл трудовое воспитание. Правильная организация быта, социальной среды и условий труда положительно влияет на моральный облик и нравственность воспитанников.

Педагог отмечал: «Дети не готовятся к труду и жизни, а живут и трудятся, мыслят и переживают и к ним надо относиться как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их права и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности. Воспитание личности в коллективе и через коллектив — главная задача воспитательной работы».

Производительный труд детей для А. Макаренко был частью обучения и воспитания. К формированию человеческой личности он подходил как к технологическому процессу. Известный педагог был уверен: психика любого человека включает в себя составляющие, которые можно было «автоматизировать», т.е. воспитывать на общих основаниях. В то же время личность содержит и мелкие «детали», требующие скрупулезного индивидуального подхода педагога.

Трудовое воспитание и было тем автоматическим процессом, который формировал дисциплину, учил жить в коллективе и учитывать потребности и права других людей. В том, что методы А. Макаренко прекрасно подходили для тех воспитанников, в окружении которых он находился, доказывают результаты.

Дети обустроили натуральное хозяйство, чтобы иметь возможность себя прокормить. Впоследствии было налажено производство электродрелей и фотоаппаратов «Лейка» в промышленных масштабах. Прибыль позволяла воспитанникам получать зарплату, содержать театр, поддерживать вновь поступивших и выпускников, а также отдавать часть прибыли государству. Когда подростки выпускались из колонии, они имели профессию и фактически были мастерами своего дела.

Таким образом, в основе было «дело», труд. Но система А.Макаренко не могла бы существовать без других составляющих:

  • Коллектив. Обитателей колонии наставлял не педагог, а старшие воспитанники, составлявшие ядро коллектива. Они объясняли вновь прибывшим правила поведения, «отесывали» их, делали частью коммуны. Отряды в колонии состояли из воспитанников разного возраста. Такая система позволяла старшим наставлять младших и защищать их при необходимости.
  • Самоуправление. При наличии здорового коллектива педагог считал возможным доверить воспитанникам самоуправление. Как показала практика, такое решение было наилучшим. Дети учились самостоятельности и ответственности.
  • Правила и ритуалы. Соблюдению ежедневных ритуалов и наличию правил в коммуне А. Макаренко придавал большое значение, считая их основной воспитания. Ежедневно вставать в одно и то же время, умываться, убирать за собой, не толкаться, маршировать в строю – все это элементы ритуалов, которые формировали безукоризненную дисциплину. Правилам подчинялись абсолютно все воспитанники.

Система А. Макаренко со стороны может показаться жесткой, основанной на военных принципах. Но в условиях СССР, который только начал свое существование, она была единственной рабочей системой, способной удержать будущее поколение от моральной пропасти.

Взгляд из современности

Сегодня к воспитанию детей подходят по-другому. Детский труд официально запрещен, а приоритетом в педагогике считается индивидуальный подход, учитывающий особенности личности ребенка.

В стремлении развить творческие способности малышей родители и педагоги часто забывают о естественных вещах, таких как бытовые навыки и дисциплина. В результате появляется опасность вырастить детей беспомощными, неприспособленными к жизни в обществе.

В связи с этим в современном обществе методы А. Макаренко, как ни странно, прижились не в педагогике, а в бизнесе, в котором требуется слаженная работа участников, и существуют жесткие рамки ответственности. Воспитание новых сотрудников более опытными, зависимость размера заработной платы служащего от общей заработной платы компании, корпоративная культура и самоуправление – элементы практически всех корпораций.

Тем не менее, некоторые методы А. Макаренко неплохо было бы вернуть в современные школы и даже семьи. Распределение элементарных обязанностей между учениками или членами семьи, несложные поручения, выполнение которых малыши и подростки должны контролировать сами, – один из лучших способов научить детей ответственности и приучить их жить своим умом.

Индивидуальный подход, безусловно, нужен для развития умственных и творческих способностей, но труд, дисциплина и умение брать на себя ответственность тренируют волю, без которой успеха в жизни добиться сложно.

Источник: https://www.planet-kob.ru/articles/6619

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Что такое мозаика фреска икона

Закрыть