Кто такой блез паскаль

Блез Паскаль: краткая биография, открытия и изобретения :

кто такой блез паскаль

Блез Паскаль, краткая биография которого изложена в данной статье, – французский математик, физик, философ и мастер прозы. Он заложил основы современной теории вероятностей, сформулировал основной закон гидростатики и распространял религиозное учение познания Бога через сердце, а не разум. Его принцип интуитивизма оказал влияние на таких философов, как Жан-Жак Руссо и Анри Бергсон, а также на экзистенциалистов.

Краткая биография и открытия

Блез Паскаль родился 19.06.1623 в Клермон-Ферране, Франция. Его отец Этьен Паскаль председательствовал в местном налоговом суде. Его мать умерла в 1626 г. В 1631 г. семья переехала в Париж, где отец посвятил себя воспитанию и обучению детей. Сестра Блеза Жаклин (1625 г. р.) считалась вундеркиндом в литературных кругах, а сам он оказался не менее одаренным в математике.

Интересно, что определенный отрезок биографии Блеза Паскаля напоминает ранние годы жизни Лейбница. В 1640 г. он написал эссе о конических сечениях, основанное на его изучении классического труда Жерара Дезарга по синтетической проективной геометрии. Работа молодого человека имела большой успех в математических кругах и даже вызвала зависть великого французского рационалиста и математика Рене Декарта.

Между 1642 и 1644 годами Паскаль задумал и построил вычислительное устройство «Паскалин», чтобы помочь отцу, в 1639 году назначенному местным администратором в Руане, в его налоговых расчетах. Машина рассматривалась современниками как основное достижение французского ученого, и не без оснований, поскольку в некотором смысле это был первый цифровой калькулятор – она работала с целыми числами.

Значение этого вклада объясняет юношескую гордость, которая проявилась в посвящении машины в 1644 г. канцлеру Франции Пьеру Сегье.

Обращение к религии

До 1646 г. семья Паскаля придерживалась строго римско-католических принципов, хотя зачастую они являлись лишь заменой внутренней религии. Однако болезнь отца привела Блеза к более глубокой религиозности. Он познакомился с двумя учениками аббата Сен-Сирана, который был настоятелем монастыря Пор-Рояль. Последний дал Паскалю моральные и теологические представления о янсенизме и вызвал у него мысли о монастыре.

Янсенизм являлся формой августинианизма в римско-католической церкви. Он отвергал свободную волю, принимал предопределеность и учил, что божественная благодать, а не добрые дела, является ключом к спасению. Центром распространения доктрины был монастырь в Пор-Рояле. Паскаль почувствовал необходимость обращения к Богу и убедил в этом свою семью.

Его письма указывают на то, что в течение нескольких лет он являлся духовным советником своих родных, но его внутренний конфликт между мирской и аскетичной жизнью еще не был разрешен.

Изобретения и открытия

Вновь погруженный в свои научные интересы, он проверял теории Галилея и Евангелиста Торричелли (итальянского физика, который открыл принцип барометра). Для этого физик Блез Паскаль воспроизвел и усилил эксперименты по атмосферному давлению, создавая ртутные барометры и измеряя давление воздуха в Париже и на вершине горы у Клермон-Феррана. Эти испытания проложили путь для дальнейших исследований гидродинамики и гидростатики.

К сожалению, в краткой биографии Блеза Паскаля невозможно подробно рассказать обо всех его работах – здесь упомянуты лишь основные достижения французского ученого. Во время экспериментов он изобрел шприц и создал гидравлический пресс.

Работа последнего была основана на принципе, впоследствии названном именем Паскаля: давление, производимое на жидкость, передается во всех направлениях независимо от области, к которой оно применяется.

Его публикации по проблеме вакуума (1647-48) еще больше повысили его репутацию.

Когда он заболел от переутомления (а, возможно, и действия паров ртути), врачи посоветовали ему отвлечься. Но «мирской период» (1651-54) был, по сути, временем интенсивной научной работы, в течение которого он сделал ряд открытий.

В физику Блез Паскаль внес свою лепту, написав трактаты о равновесии в жидких растворах, о весе и плотности воздуха, а в математику – работой об арифметическом треугольнике.

А во фрагменте последнего труда De Alea Geometriae он заложил основы исчисления вероятностей.

Новая жизнь

К концу 1653 года французский ученый начал испытывать чувство вины по отношению к религии. «Ночь огня», интенсивное, возможно, мистическое «обращение», которое он испытал 23 ноября 1654 года, ознаменовала для него начало новой жизни. В январе 1655 г.

Паскаль перебрался в Пор-Рояль, и хотя он никогда не стал отшельником, впоследствии он писал только по просьбе янсенистов и никогда больше не публиковался от своего имени.

Две работы, по которым он в основном известен – «Письма к провинциалу» и «Мысли» – относятся к годам его жизни, проведенным в Пор-Рояле.

«Письма к провинциалу»

Блез Паскаль написал 18 писем в защиту Антуана Арно, оппонента иезуитов и защитника янсенизма, который предстал перед богословским факультетом в Париже за его противоречивые религиозные произведения. Они посвящены божественной благодати и этическому кодексу иезуитов.

Ослабленная мораль, которой они учили, была уязвимым местом в их спорах с Пор-Роялем. Паскаль свободно цитирует иезуитские диалоги и дискредитирующие их цитаты из их собственных произведений, иногда в духе насмешек, иногда с негодованием.

В двух последних письмах, посвященных вопросу о благодати, автор предложил примирительную позицию, которая позже позволила Порт-Ройалю подписать в 1668 г. соглашение о временном прекращении конфликта.

Значение «Писем»

«Письма к провинциалу» имели мгновенный успех. В первую очередь благодаря их форме, в которой напыщенная и утомительная риторика впервые сменили разнообразие, краткость и точность стиля. Как признал основатель французской литературной критики Николя Боало, они стали началом современной французской прозы.

Отчасти их популярность в протестантских и скептически настроенных кругах базируется на силе их атаки на иезуитов. В Англии «Письма» получили наибольшее распространение, когда римский католицизм представлял угрозу для англиканской церкви. Тем не менее, они помогли католицизму стать сильнее – в 1678 г.

Папа Иннокентий XI сам осудил половину утверждений, ранее осужденных Паскалем.

Таким образом, «Письма к провинциалу» сыграли решающую роль в содействии возвращению к внутренней религии и помогли обеспечить конечный триумф идей, изложенных в трактате Антуана Арно De la fréquente communion (1643), в котором он протестовал против идеи о том, что развратник может искупить продолжение греха частым причащением без покаяния – тезис, остававшийся почти неоспоримым, пока французская церковь не ощутила последствия отзыва в 1685 г. Нантского эдикта (который предоставил свободу вероисповедания французским протестантам). Если иезуиты представляли контрреформацию преимущественно своей ортодоксальностью и послушанием церковной власти, в «Провинциальных письмах» предлагался более духовный подход и подчеркивался союз души с мистическим телом христа через милосердие.

«Мысли»

Паскаль, наконец, решил написать труд о христианской апологетике как продолжение своих размышлений о чудесах и других доказательствах христианства. Работа осталась незавершенной. Между 1657 и 1658 гг. он составил большую часть заметок и фрагментов, которые редакторы опубликовали под неподходящим названием «Мысли».

В «Апологии» Блез Паскаль показывает человека без благодати как непостижимую смесь величия и убожества, неспособных к истине или достижению высшего блага, к которому стремится его природа. Религия объясняет противоречия, которые, по мнению автора, философия и прагматизм неспособны разрешить, и поэтому ее следует любить и лелеять.

Безразличие скептика должно быть преодолено следующим аргументом: если Бога не существует, веря в него, скептик ничего не теряет; но если он существует, скептик, веря в него, получает вечную жизнь.

Паскаль настаивает на том, чтобы людей приходили к Богу только через Иисуса Христа, потому что живое существо никогда бы не познало бесконечное, если бы Иисус не спустился, чтобы оценить, насколько низко пал человек.

Во второй части работы автор применяет августинскую теорию аллегорической интерпретации библейских типов (фигуративов), делает обзор раввинских текстов, устойчивости истинной религии, деятельности Моисея и доказательств, касающиеся богоподобной роли Иисуса Христа; и, наконец, дает картину примитивной церкви и исполнения пророчеств.

Но вернемся к биографии Блеза Паскаля.

Последние годы жизни

Блез Паскаль вновь занялся наукой. Во-первых, «господа из Пор-Ройяля» сами попросили о его помощи в составлении «Элементов геометрии» (1657–58), и, во-вторых, ему было предложено опубликовать то, что он открыл о циклоидных кривых – предмете, над которым работали величайшие математики того времени.

Новая известность дала ему чувство самоуважения, но с февраля 1659 года болезнь вернула его в прежнее настроение, и он написал «молитву за обращение», которую английские клирики Чарльз и Джон Уэсли, основавшие методистскую церковь, позже так высоко оценивали. Будучи едва способным к регулярной работе, Паскаль отдавал себя помощи бедным и вел аскетичную и молитвенную жизнь.

Вместе с тем, он принимал участие в спорах, вызванных требованием церковных властей перед получением таинств подписывать документ, осуждающий 5 положений янсенизма. Разногласия с теологами Пор-Ройяля вынудили его отказаться от дискуссии, хотя он не разорвал отношения с янсенистами.

Блез Паскаль умер 19.08.1662 после перенесенной страшной боли, вероятно, от карциноматозного менингита, ставшего следствием злокачественной язвы желудка. Его поддерживал приходской священник, не являвшийся янсенистом.

Наследие

Физик, математик, красноречивый публицист и вдохновленная творческая личность был смущен обилием своих талантов. Предполагается, что слишком резкое изменение интересов Блеза Паскаля помешало ему обнаружить закономерности исчисления бесконечно малых.

В некоторых местах «Писем к провинциалу» он рассматривает отношения людей с Богом так, как если бы они являлись геометрической задачей. Но эти соображения перевешивает то, что он извлек из множества своих дарований.

Его религиозные тексты строги из-за его научной подготовки, а любовь Блеза Паскаля к фактам проявляется как в использовании множества цитат, так и в его решимости отказаться от энергичного метода нападения, который он так эффективно применил в своей «Апологии».

Источник: https://www.syl.ru/article/383085/blez-paskal-kratkaya-biografiya-otkryitiya-i-izobreteniya

Блез Паскаль: книга, фильм, статьи и лекции

кто такой блез паскаль

19 июня — день рождения Паскаля, по этому случаю решили собрать то, что есть о нем в нашей медиатеке.

Паскаль — уникальная личность, один из величайших философов, выдающийся ученый (один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, создатель первых образцов счетной техники, автор основного закона гидростатики), блестящий литератор. В историю философию вошел в первую очередь своими «Мыслями».

Место Паскаля в истории Запада уникально. Современник Декарта, он представлял альтернативу ему. Европа пошла по пути, начатому Декартом: пути рационализма, «объективного знания», забвения экзистенции, разрыва с христианством и т. д. То, что мы называем Новым временем, можно было бы назвать временем Декарта.

Если бы Запад пошел по пути Паскаля, то, возможно, мы жили бы совсем в другом мире: в мире с такой же блестящей наукой, мире гармонии разума и веры, гармонии наукотехники и экзистенциализма мире «современном», но имеющем своим основанием христианство, культуру, не забывшую, что она произросла из Благой Вести.

Хрестоматийный случай из детства Паскаля: отец запретил ему заниматься математикой, но восьмилетний мальчик, не послушавшись, без всяких учебников пересоздал геометрию Евклида. Дальше его жизнь пошла по научному и светскому руслу.

Это плавное течение оборвалось в ночь с 23 на 24 ноября 1654 года, «от десяти с половиною часов вечера до половины первого ночи», Паскаль, по его словам, пережил мистическое озарение свыше. Придя в себя, он тут же переписал мысли, набросанные на черновике, на кусочек пергамента, который был зашит им в подкладку своей одежды.

С этой реликвией, тем, что его биографы назовут «Мемориалом» или «Амулетом Паскаля», он не расставался до самой смерти. Вот этот удивительный текст:

«Год 1654. Понедельник, 23 ноября, день святого Климента, папы и мученика. Накануне Дня св. Хрисогона мученика. С 10:30 вечера до 12:30 ночи. Огонь. Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не философов и ученых. Веруй, веруй, почувствуй Радость и Мир. Бога Иисуса Христа Мой Бог и твой. Deum meum et Deum vestrum — забудьте обо всем в мире, кроме Бога. Лишь Евангелие приведет к Нему. Величие человеческой души.

Праведный Отче, мир не знает Тебя, но я знаю. Слезы радости. Я не с ними. Dereliquerunt me fontem aquae vivae. Боже, Боже мой, почему ты меня оставил? Позволь мне быть с Тобою на веки. Ибо Он жизнь вечная, истинный Бог наш, Иисус Христос. Иисус Христос. Иисус Христос. Я бежал и отверг Его, распятого. Могу ли я жить без Тебя? Он открывается через Евангелие. Отвергаю себя. Отдаюсь в руки Христовы. Вечная Радость за малое испытание на Земле.

Non obliviscar sermones tuos. Amen».

C этого момента мысль Паскаля повернулась к Господу (хотя науку, он, конечно, не бросил). Он присоединяется к янсенистам (движение, развивавшее идеи Августина, боролись против иезуитов, в частности, против их морали). Тогда Паскаль создает «Письма провинциала» — блестящий труд против иезуитов (классика моральной философии и богословия).

В последние годы он тяжело болеет. Не имея возможности ни читать, ни писать, ни размышлять, Паскаль занимается благотворительностью и изредка посещает старых друзей. Основной свой труд — Апологию христианства — он завершить не успел. Фрагменты из нее нам известны как «Мысли», один из лучших образцов философии.

«Мысли о религии и других предметах», или просто «Мысли» (текст и аудиоверсия) — главный труд Паскаля, одно из высших достижений философии. «Мысли» — это собрание заметок к «Оправданию христианской религии», задуманной, но не воплощенной Паскалем апологии христианства против атеизма. Бессмысленно говорить, насколько гениальна эта книга. Приведем лишь несколько случайных афоризмов из «Мыслей»:

Знаменитое «пари Паскаля», сформулированное им именно в «Мыслях»: «Бог есть или нет. На которую сторону мы склонимся? Разум тут ничего решить не может. Нас разделяет бесконечный хаос. На краю этой бесконечности разыгрывается игра, исход которой неизвестен. На что вы будете ставить? [] не выбирать нельзя.

Не спрашивая вашего согласия, вас уже засадили за эту игру. Так на что вы поставите? Давайте подумаем. Поскольку выбор неизбежен, подумаем, что вас меньше затрагивает.

Вам грозят два проигрыша: в одном случае проигрыш истины, в другом — блага, на кон поставлены две ценности — ваш разум и ваша воля, знания и вечное блаженство, меж тем как ваше естество равно отвращается и от заблуждения, и от безмерных мук. На что бы вы ни поставили, разум смирится с любым выбором — ведь отказаться от игры никому не дано.

Так что тут все ясно. Но как быть с вечным блаженством? Взвесим наш возможный выигрыш или проигрыш, если вы поставите на орла, то есть на Бога. Сопоставим тот и другой: выиграв, вы выиграете все, проиграв, не потеряете ничего. Ставьте же, не колеблясь, на Бога!»

О «резонах сердца» (Паскаль — предтеча экзистенциализма, но его век избрал путь забвения экзистенции, путь «новоевропейского субъекта», «объективного познания»): «У сердца есть свой разум, о котором наш разум ничего не знает». «Бога познают сердцем, а не рассудком. Вот что такое вера. Бог является сердцу, а не рассудку». Надо помнить, что это пишет великий ученный.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такой николай гумилев

О «мыслящем тростнике»: «Человек — всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он — тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не нужно, чтобы на него ополчилась вся Вселенная: довольно дуновения ветра, капли воды.

Но пусть бы даже его уничтожила Вселенная, — человек все равно возвышеннее своей погубительницы, ибо сознает, что расстается с жизнью и что он слабее Вселенной, а она ничего не сознает. Итак, все наше достоинство — в способности мыслить.

Только мысль возносит нас, отнюдь не пространство и время, в которых мы — ничто. Постараемся же мыслить благопристойно, в этом — основа нравственности».

Об абсурде войны (собственно, ксенофобии): «Почему вы убиваете меня, когда за вами преимущество? Я безоружен. — Как разве, вы не живете на другом берегу? Друг мой, если бы вы жили на этом берегу, я был бы душегуб и убивать вас таким способом было бы несправедливо. Но коль скоро вы живете на другом берегу, я храбрец, и это справедливо».

Об ужасе бесконечности: «Я не знаю, кто вверг меня в наш мир, ни что такое наш мир, ни что такое я сам; обреченный на жесточайшее неведение, я не знаю, что такое мое тело, мои чувства, моя душа, не знаю даже, что такое та часть моего существа, которая сейчас облекает мои мысли в слова, рассуждает обо всем мироздании и о самой себе и точно так же не способна познать самое себя, как и все мироздание.

Я вижу сомкнувшиеся вокруг меня наводящие ужас пространства Вселенной, понимаю, что заключен в каком-то глухом закоулке этих необозримых пространств, но не могу уразуметь, ни почему нахожусь именно здесь, а не в каком-нибудь другом месте, ни почему столько-то, а не столько-то быстротекущих лет дано мне жить в вечности, что предшествовала моему появлению на свет и будет длиться, когда меня не станет.

Куда ни взгляну, я вижу только бесконечность, я заключен в ней, подобно атому, подобно тени, которой суждено через мгновение безвозвратно исчезнуть: Твердо знаю я лишь одно — что очень скоро умру, но именно эта неминуемая смерть мне более всего непостижима. И как я не знаю, откуда пришел, так не знаю, куда иду, знаю только, что за пределами земной жизни меня ждет либо вековечное небытие, либо длань разгневанного Господа, но какому из этих уделов я обречен, мне никогда не узнать.

Таково мое положение в мироздании, столь же неопределенное, сколь неустойчивое. И вот мой вывод: ни в коем случае не следует убивать время на попытки разгадать уготованный людям жребий».

«Письма провинциала» — шедевр сатирической и полемической прозы, глубочайшее исследование по нравственной философии и богословию. Это апология янсенизма начата Паскалем в преддверии разбирательства в Сорбонне, учиненном иезуитами — главными оппонентами янсенистов, и дописана после осуждения янсенизма.

Начатая как ироничные заметки, Паскалева апология через жесткую критику возвышается до почти пророческого негодования. Если совсем огрубить суть конфликта можно представить так: янсенисты, поклонники Августина, защитники христианской морали против, что называется, «иезуитской морали».

Сейчас спустя 300 лет этот спор представляет собой скорее исторический интерес, но про «Письма провинциала» так сказать никак нельзя — это, безусловно, классика литературы и мысли.

Книга

«Паскаль» — беллетризированный роман, религиозно-философское эссе Мережковского.

«Если вам кажется верным и сильным то, что я вам говорю, то знайте, что это говорит человек, который, став на колени, молился и будет молиться за Безграничное Существо, Которому он отдаст все, что сам имеет, а также все, что и вы имеете, для вашей же собственной пользы и для Его Славы», — говорит Паскаль читателям своим, и, чтобы понять его как следует, это надо помнить: слово его — молитва за тех, кто читает его, кем бы они ни были — умными или безбожниками; за тех, которые не только читают его глазами, но и принимают его сердцем; за тех особенно, которые следуют за его словами: «Посмотрите, как они стонут».

Люди наших дней начали понимать, чем для них может сделаться Паскаль, только во время Великой Войны.

«Там, в огне и крови окопов, „Мысли“ Паскаля были как бы нашим предсмертным Причастием», — вспоминает один из его читателей, и другой: «Некогда мы видели вблизи жизнь, вдалеке — смерть, и еще дальше — вечность Мы теперь на той же высоте, на какой был и ты, наш великий друг, Паскаль». «Ты нас опередил и встретил нас именно там, где ты был нам нужнее всего». Кажется, вернее было бы сказать: мы не «на той же высоте», как Паскаль, а над той же бездною.

Быть или не быть христианству? — на этот вопрос никто, за триста лет от дней Паскаля до наших, не ответил так, как он отвечает: «Быть».

К будущей вселенской Церкви — необходимому условию для того, чтобы христианство было, никто не приблизил нас так, как приближает он.

Если люди наших дней, на пороге второй Великой Войны, все еще не могут понять так хорошо сказанных слов Паскаля, то они, может быть, их никогда и не поймут: быть или не быть христианству? — значит быть или не быть человечеству, заслуживающему это имя».

Фильм

«Блез Паскаль» — одна из кинобиографий позднего Росселини, в которых он рисует «предхристианскую и христианскую историю», по выражению одного критика. Костюмированая драма, посвященная как науке, так и философии Паскаля. Пожалуй, лучшая из них. Росселини удалось передать дух мысли великого французского философа и ученого.

Статьи

«Гефсиманская ночь. Философия Паскаля». Лев Шестов.

Источник: https://blog.predanie.ru/article/blaise-pascal/

Блез Паскаль

кто такой блез паскаль

Наполеон говорил, что непременно сделал бы Блеза Паскаля сенатором, Лев Толстой назвал его человеком великого ума, а Иван Тургенев восторгался величием этого ученого. Француз сделал достижения, которые стали основополагающими для будущего поколения: Паскаль стоял у истоков информатики, доказал существование атмосферного давления и придумал суммирующую машину, ставшую прототипом калькулятора.

Портрет Блеза Паскаля

Некоторые привыкли видеть портрет Паскаля в учебниках по математике и физике, однако гений также запомнился философскими сочинениями, которые представляют собой кладезь афоризмов и мудрых цитат.

Детство и юность

Ученый, год рождения которого датируется 19 июня 1623 года, появился на свет в коммуне на юге центральной части Франции, в городе Клермон-Ферран. Будущий математик рос и воспитывался в многодетной семье (у Паскалей было трое детей), принадлежавшей к чиновничьей полузнати.

Главный кормилец в доме, Этьен Паскаль, трудился председателем налогового управления, а его супруга Антуанетта Бегон, дочь сенешаля Оверни, вела домашнее хозяйство и была глубоко верующей и доброй женщиной.

Статуя Блеза Паскаля

Когда мальчику было 3 года, его мать скончалась от болезни, поэтому Блез рос и воспитывался с отцом. Этьен, разбирающийся в математике и сделавший открытие улитки Паскаля, дал домашнее образование своему отпрыску, который начал проявлять любознательность с раннего детства.

Блез рос одаренным ребенком, поэтому чтение литературы и познание наук ему давались без особого труда. Примечательно, что биография младшего Паскаля напоминает ранние годы жизни Лейбница. Блез стремился изучать книги древнейших философов и историков, однако его отец придерживался мнения, что процесс обучения должен соответствовать возрасту мальчика.

Портрет Блеза Паскаля

Таким образом, в рамках программы воспитания Этьена юный Блез должен был познакомиться с древними языками в 12-летнем возрасте, а через три года начать изучать математику, однако мальчику не терпелось познать азы царицы наук. Поэтому за обеденным столом юный Паскаль постоянно спрашивал отца о сложении и вычитании чисел, но Этьен считал, что увлечение математикой в столь ранние годы скажется плохо на изучении латинского языка.

Однажды Блез спросил у родителя, что такое геометрия, и тот объяснил, что это способ чертить правильные фигуры и находить между ними пропорции. Впечатленный кратким ответом отца Паскаль взялся за уголь и начал на полу рисовать треугольники, квадраты и окружности, называя линию «палочкой», а круг «колечком».

Памятник Блезу Паскалю

Юный Паскаль старался найти объяснение даже обыденным процессам, например, во время обеда кто-то коснулся столовым предметом фаянсовой посуды, из-за чего раздался звук. Когда одиннадцатилетний мальчик прикоснулся пальцем к блюду, звук исчез. Впечатленный Паскаль старался объяснить этот неведомый ранее процесс, в результате чего возник «Трактат о звуках».

Когда юноше исполнилось 14 лет, он, вопреки запретам отца, начал посещать лекции французского математика и теоретика музыки Марена Мерсенна, который вел дружественную переписку с Галилео Галилеем, Торричелли, Гассенди и другими учеными, среди его окружения было 78 корреспондентов. Он направил в правильное русло не только Паскаля, но и Декарта и Ферма.

Философия

Блез Паскаль оставил след в истории как математик и физик, однако мало кто знает, что Паскаль отстранился от научной деятельности, отдав предпочтение философии.

Дело в том, что в 1654 году Блез Паскаль, который планировал написать трактат «Математика случая», решил отстраниться от светской жизни из-за озарения, случившегося в половину двенадцатого вечера. После бессознательного потока мысли пришедший в чувство Блез начал записывать на первом попавшемся кусочке пергамента свои идеи, зашив этот черновик в подкладку одежды. Эта запись, названная «Мемориалом» и изменившая судьбу ученого, была обнаружена только после смерти Паскаля.

Блез решил покинуть столицу Франции и сделаться духовником в монастыре Пор-Рояль, приравняв все светские связи, которые ранее давали ему надежду на счастливую жизнь, к греху. Паскаль был принят в обитель и стал придерживаться сурового образа жизни. Несмотря на тяжелый распорядок дня, малое количество сна и постоянные молитвы, ученый почувствовал улучшение здоровья и возвышение духа.

Помимо прочего, Блез Паскаль, после дискуссии с янсенистами и иезуитами, которые в духе рационализма излагали пропаганду моральных ценностей, создал «Письма к провинциалу». Трактат Паскаля, опубликованный под псевдонимом и осуждающий казуистику, вызвал скандал в общественности, поэтому ученый, рискуя попасть за решетку, вынужден был некоторое время скрываться и жить под чужой фамилией.

Книга Блеза Паскаля «Письма к провинциалу»

Стоит отметить, что Вольтер, противник претенциозной религиозности, похвалил рукопись Паскаля, заметив, что в его труде иезуиты выглядят не только отвратительными, но и смешными. Далее Паскаль, отказавшийся от новых изобретений, продолжал обсуждать математику со своими приятелями, однако в то время он начал изучать циклоиду, чтобы отвлечься от больного зуба.

К правильному решению Паскаль, рассмотревший задачу Мерсенна, пришел за одну ночь, нехотя сделав новое открытие. Ученый не хотел представлять полученные результаты на суд общественности, но его приятель, герцог де Роанне, устроил состязание среди гениев Европы, которые в ходе конкурса должны были определить центр тяжести и площадь тел вращения циклоиды.

Блез Паскаль

Несмотря на старания многих умов, решение Паскаля членами жюри было признано лучшим, а его рукопись повлияла на дифференциальное и интегральное исчисление.

Несмотря на научный триумф, Паскаль продолжал заниматься особым способом познания мира и начал рассуждать об «Апологии христианской религии», где раскритиковывал в пух и прах приверженцев атеизма. Но у Паскаля возникли трудности с созданием «Апологии», а различные ситуации из жизни становились камнем преткновения для написания этого философского труда.

Книга Блеза Паскаля

Причем его религиозные замыслы менялись с течением времени, поэтому отрывочные записи ученого, проповедующего апологетику христианства, были разными как по жанру, так и по содержанию. Позже эти рукописи вошли в собрание идей под названием «Мысли о религии и других предметах», в которых писатель задумывался о первородном грехе и размышлял по поводу личности Иисуса Христа.

Также Паскалем был представлен аргумент для демонстрации рациональности религиозной веры, знакомый нынешнему поколению как пари Паскаля. Суть рассуждений заключалась в том, что без веры в Бога жить опасно, потому что в случае существования оного атеиста ждут вечные муки, что является «проигрышем». Но и цена «выигрыша» невелика, ведь если религиозные своды являются выдумкой, то безверие ничего не дает.

Личная жизнь

О характере Паскаля следует судить по его философским рассуждениям, а единственной любовью в его жизни была наука. Паскаль придерживался аскетичного образа жизни, поэтому о потомстве великого ученого не может быть и речи. Также известно, что Блез был слаб здоровьем: по легенде, еще, будучи трехлетним мальчиком, он был проклят женщиной, просившей милостыню.

Блез Паскаль

Этьен верил в колдовство, поэтому, заподозрив неладное, нашел ведьму и велел избавить сына от проклятия. Порча была перенесена на черную кошку, но Паскаль на протяжении всей жизни испытывал физические недомогания. Например, однажды после обеда у философа началось усиленное сердцебиение, которое чуть не довело математика до обморочного состояния.

Паскаль считал, что причиной болезни сердца стала его праздность. Но, согласно сохранившимся рукописям, Паскаль страдал перечнем заболеваний — от рака головного мозга до проблем с позвоночником. Современники говаривали, что Паскаль был похож на старика, повидавшего жизнь в 37-летнем возрасте, но Блез, несмотря на запреты врачей, продолжал заниматься утомительной научной и писательской деятельностью. Физик понимал, что находится на волоске от кончины, но не испытывал страха перед смертью.

Смерть

С каждым годом здоровье Паскаля стало ухудшаться, а лекари не могли вылечить ученого от всех заболеваний, кроме того, у него обнаружили туберкулез кишечника.

Источник: https://24smi.org/celebrity/20988-blez-paskal.html

Блез Паскаль, биография, история жизни, изобретения

Известный французский учёный показал, что можно быть и математиком, и гуманитарием, интересоваться религией и создавать механизмы, которые облегчают людям жизнь. Несмотря на тяжелые болезни, которые сопровождали Паскаля всю жизнь, он оставил после себя немало важных трудов и изобретений.

Семья и детство

Блез Паскаль родился в провинции Оверн. Его отец работал председателем в налоговом управлении, поэтому семья была довольно обеспеченной. Кроме Блеза у его родителей было ещё двое детей: старшая и младшая дочери.

Когда Блезу было всего три года. Его мать заболела и скоропостижно скончалась. Отец решил перевезти детей в Париж, поэтому в 1631 году они переехали.

Поскольку Паскаль-старший был человеком образованным и довольно неплохо владел математикой, именно он дал своему сыну основы этой науки. В доме у Паскалей часто появлялись известные математики того времени: Дезарг и Мерссен. Кроме того, именно отец Паскаля начал работу над тем, что вскоре докажет его сын — «улитку Паскаля» и алгебраическую кривую.

У отца Блеза был свой метод образования. Так, он решил, что с 12 лет его сын должен выучить основы грамматики, чтобы рационально мыслить о разных языках мира. Но поскольку в доме всё время вертелись разговоры насчёт математики, Блеза больше интересовала эта наука, чем гуманитарные. Но отец постановил: математикой сын буде заниматься не раньше, чем в 15-16 лет. А поскольку малышу было всего восемь, то о математике не могло быть и речи.

Но Блез не сдавался. Как-то раз он спросил у отца об геометрии. Тот отмахнулся от мальчика словами о том, что это наука о геометрических фигурах. Маленький Блез сел в углу и начал рисовать углём прямо на полу треугольники и круги. Хотя даже не знал, как и что называется. Когда отец вернулся в комнату, то был обескуражен: ребёнок, играя, доказал, теорему Эвклида о сумме углов треугольников.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда христианство стало государственной религией римской империи

Друзья Паскаля-старшего посоветовали отказаться от первоначального плана по обучению столь одарённого ребёнка, и тот согласился. Так Блез начал самостоятельно изучать основы геометрии.

Одиннадцатилетним Блез Паскаль заинтересовался звуками. Содействовал этому случай за столом, когда кто-то случайно ударил ножом по чашке. Проявившийся звук исчез, едва до чашки снова дотронулись. Мальчик так увлёкся этим фактом, что провёл ещё ряд исследований. Со временем именно они стали основой для его «Трактата о звуках».

С 1637 года Блез начинает приходить на лекции Мерсенна, в зале он был самым молодым слушателем. Там же он познакомился с Дезаргом, с которым вскоре начнётся тесное сотрудничество. Блез и до того уже читал труды великого математика, а сейчас он взялся их «шлифовать»: упрощал формулы и трактования,

В 17 лет Блез Паскаль выдаёт свою первую научную работу — «Опыт о конических сечениях», основанную на исследованиях Дезарга. Через 15 лет он закончил «Полный труд о конических сечениях», который по ряду причин так и не опубликовали. А со временем рукопись и вовсе потерялась.

Машина для расчётов

В начале 1640 Паскали вновь переезжают в другой город— на этот раз в Руан. Блез начал сильно болеть, и в Париже ему становилось только хуже. Но тем не менее свои работы он не бросил, а продолжал упорно трудиться над геометрией.

Поскольку отец Блеза до сих пор работал и всё время сталкивался с расчётами: налоги, обложения и т.д. — поэтому Блез задумался над тем, чтобы разработать такую машину, которая бы автоматически могла вычислить нужную сумму. Поэтому 19-летний Блез Паскаль начинает работать над своей машиной для расчётов  — «паскалиной». Но тут вмешался случай, который задел самолюбие изобретателя и работу над машиной он остановил.

В Руане один рабочий услышал о его идее и решил самостоятельно изготовить такую же расчётную машину. Но поскольку он слышал лишь теорию и весьма смутно представлял это всё на практике, то ничего у него не получилось. Да и сам Паскаль охладел к этому проекту, услышав, что кто-то работает над таким же. Но тут вмешались друзья учёного, они попросили канцлера Сегье поговорить с Паскалем. Тот уговорил его продолжать работу над полезным механизмом.

И уже через три года Блез представил публику свою расчётную машину.

В первые семь лет после запуска были изобретены около полусотни разных модификаций его «паскалины».

В 1649 году Паскалю досталась королевская привилегия на его разработку. Она действовала как современный патент и запрещала кому-либо ещё повторять механизм «паскалины» или его части. Кроме того продавать их иностранным подданным на территории Франции также запрещалось. Штраф был весьма солидным — 3 тыс. ливров.

Но сам проект стал коммерчески невыгодным: стоила «паскалина» дорого, её изготовление обходилось затратно и по времени и по деньгам. Поэтому большого спроса на неё автор не дождался.

Опыты и новые труды

В 1646 году Паскаль повторяет опыт с торричеллиевой трубкой. Паскаль несколько раз изменил условия опыта, чтобы доказать, что над ртутью в трубке нет больше ничего. Через год он опубликовал все результаты собственных исследований.

В 1651 году умирает отец Блеза Паскаля, а его младшая сестра решает уйти в монастырь. И хоть сам Блез всегда поддерживал её стремление пойти такой дорогой, но в один момент он остался без поддержки самых близких людей.

В 1653 году он публикует свой трактат о «равновесии жидкостей», где объясняет разницу в давлениях на разные жидкости.

Начиная с 1652 года самочувствие Паскаля ухудшается из-за огромных умственных нагрузок. Врачи рекомендуют ему умерить свой пыл и немного поберечь себя. Поэтому Блез начинает жить более светской жизнью — становится частым гостем на различных мероприятиях. Там он знакомится с герцогом де Роанне.

Именно в его доме Паскаль начинает подолгу жить и там же работает над многими своими новыми разработками. Кроме того серди его новых друзей появляется эрудит и знатный игрок Антуан Гомбо, вместе с которым Паскаль со временем начнёт работать над основами того, что потом назовут теорией вероятности.

Изменения в мировоззрении

В ноябре 1654 года Паскаль пишет свой известный «Мемориал». Как он сам объяснял, во сне на него снизошло озарение и сам текст был придуман не им. Этот текст он хранил возле себя до самой смерти. «Мемориал» кардинально изменил всю его жизнь. Учёный полностью прекратил свои научные исследования, нашёл духовного наставника и переехал из Парижа в провинциальный Пор-Рояль.

Там он начинает писать свои труды по янсенизму. Несмотря на аскетический образ жизни, его здоровье становится намного лучше — так что Паскаль смог даже совершить паломничество по французским церквям. Он пишет учебник по элементарной геометрии для школ, поддерживающих янсенизм.

В 1656-1657 Паскаль публикует свои «Письма к провинциалу» — полемические записки о разнице между взглядами янсенитов и иезуитов.

Хотя Паскаль и сказал, что отказался от науки, но он всё же написал ещё один труд — о циклоиде, над которым начал работу ещё Мерссен.

В 1657-1658 годах Паскаль публикует ещё одну свои литературную и философскую работу — «Мысли о религии и других предметах», в которой критикует атеизм и выступает на защиту веры.

Последние задумки и смерть

Несмотря на довольно активную жизнь, Паскаль всё время болел. Современные учёных сходятся на мысли, что он годами страдал из-за ревматизма, рака головного мозга туберкулёза кишечника.

Несмотря на эти заболевания, он до последних своих дней работал над своими исследованиями, письменными трудами и изобретениями.

В 1661 году он поделился своей мыслью об доступном виде транспорта для передвижения. Сегодня он всем известен как омнибус.

Блез Паскаль умер в 19 августа 1662 года. Похоронили великого учёного в Париже, в церкви Сен-Этьен-дю-Мон.

Интересные факты

  • В последние годы жизни Паскаль занимался философской антропологией, где пытался оправдать христианство.
  • Известный язык программирования «Паскаль» назван в честь создателя первой в мире вычислительной машины.
  • Во время проведения экспериментов с гидростатикой, он разработал и изобрел шприц.
  • Главным философским учением Паскаля является «Мысли о религии».
  • Паскаль стал изобретателем обыкновенного устройства, знакомого всем – тачка с двумя ручками и одним колесом

Источник: https://theperson.pro/blez-paskal/

Блез Паскаль Биография

Математик, теолог, физик (1623–1662)

Блез Паскаль был французским математиком, физиком и религиозным философом, положившим начало современной теории вероятностей.

Синопсис

Математик Блез Паскаль родился 19 июня 1623 года в Клермон-Ферране, Франция. В 1640-х годах он изобрел Pascaline, ранний калькулятор, и в дальнейшем подтвердил теорию Эванджелисты Торричелли о причине барометрических изменений.

В 1650-х годах Паскаль заложил основы теории вероятностей вместе с Пьером де Ферма и опубликовал богословскую работу «Les Provinciales», революционную серию писем, защищающих его янсенистскую веру. Паскаль также широко известен своей записью, выпущенной посмертно как Pensées.

Он умер в Париже 19 августа 1662 года.

Предпосылки и ранняя жизнь

Изобретатель, математик, физик и богословский писатель Блез Паскаль, родился 19 июня 1623 года в Клермон-Ферране, Франция,был третьим из четырех детей и единственным сыном Этьена и Антуанетты Паскаль. Его мать скончалась, когда Блейз был всего лишь малышом, и он стал исключительно близок со своими двумя сестрами Жилбертом и Жаклин. Его отец, Этьен, был сборщиком налогов и талантливым математиком.

Этьен перевез семью в Париж в 1631 году. Он решил обучить Блейза — вундеркинда дома, чтобы он мог разработать неортодоксальную учебную программу и убедиться, что Блейз мог выразить свою собственное врожденное любопытство.

Также полагают, что Блейз, возможно, получил образование дома из-за проблем со здоровьем.

По иронии судьбы, Этьен исключил математику из ранней учебной программы своего сына, опасаясь, что Блейз настолько увлечется геометрией, что не сможет сосредоточиться на классических предметах.

Начало образования Блеза было ориентировано на языки, особенно латинский и греческий. Несмотря на это, план Этьена имел обратный эффект: тот факт, что математика была запрещенной темой, сделал этот предмет еще более интересным для любознательного мальчика, который в возрасте 12 лет начал изучать геометрию самостоятельно. Он составил свою собственную терминологию, не выучив официальных математических терминов, и быстро сумел выяснить, что сумма углов треугольника равна двум прямым углам.

Мистическая гексаграмма и религиозное преобразование

Этьен был впечатлен. В ответ на непреклонное увлечение Блеза, его отец разрешил ему читать произведения древнегреческого математика Евклида. Этьен также разрешил Блейзу сопровождать его на встречи в Академии Мерсенна в Париже.Именно там, в 16 лет, Блейз представил ряд своих ранних теорем, в том числе свою мистическую гексаграмму, некоторым из ведущих математических мыслителей того времени.

После небольшого политического беспорядка Паскаль В 1640 году семья снова составила ставки. Они переехали в Руан, Франция, где в прошлом году отец Блеза был назначен для сбора налогов. В 1640 году Паскаль также опубликовал свою первую письменную работу «Очерк конических сечений». Работы составили важный шаг вперед в проективной геометрии, которая включала перенос трехмерного объекта в двумерное поле.

В 1646 году Этьен был серьезно ранен в результате падения, в результате которого сломалось бедро, в результате чего он оказался дома. Авария привела к изменению религиозных убеждений семьи, поскольку Паскали никогда полностью не принимали идеи местных иезуитов.

После аварии с Этьеном он получил медицинские визиты от двух братьев, которые также были последователями янсенизма, определенной конфессии в католической церкви. Их влияние, предположительно в сочетании с травмой в отношении здоровья Этьена, привело к тому, что семья обратилась.

Блейз стал искренне религиозным, а сестра Жаклин в конце концов стала монахиней-янсенисткой.

Отмеченные литературные произведения

Антуан Арно был теологом из Сорбонны, который защищал убеждения янсенистов и, таким образом, нашел свою позицию под огнем папской доктрины и университетского факультета.Паскаль написал серию псевдонимных открытых писем с 1656 по 1657 год, которые в конце концов стали известны как Les Provinciales. Писания защищали Арно и критиковали иезуитские верования, демонстрируя новаторский стиль, опираясь на относительно жесткую, острую прозу с иронией и сатирой.

Начиная с 1657 года, Паскаль также начал писать заметки, которые будут посмертно организованы и опубликовано как «Пенсеи», подробно рассказывая о контурах позиции мыслителя о его вере.

Pensées — это обширная работа с утверждениями, которые в наше время могут считаться спорными для некоторых. Наиболее часто упоминаемой частью коллекции является знаменитый «пари» Паскаля.

в котором он заявляет, что религиозным скептикам выгоднее принять веру в Бога, поскольку в конечном итоге они могут потерять больше, если высшая сила проявится после смерти.

Смерть и наследие

Паскаль, сложная личность, был описан биографом Дональд Адамсон, как «скороспелая, упорно настойчивый, перфекционист, драчливые до точки издевательств безжалостности еще стремится быть кроткий и скромный. Паскаль боролся с бессонницей и расстройством пищеварения с подросткового возраста, и поэтому он, как известно, сильно страдал от боли на протяжении всей своей жизни. На протяжении многих лет постоянная работа Паскаля еще больше сказалась на его и без того хрупком здоровье.

Паскаль умер от злокачественной опухоли желудка в доме своей сестры Гилберте в Париже 19 августа 1662 года.К тому времени опухоль метастазировала в его мозгу. Ему было 39 лет.

Изобретения и открытия Паскаля сыграли важную роль в разработках в области геометрии, физики и информатики, оказав влияние на таких провидцев 17-го века, как Готфрид Вильгельм Лейбниц и Исаак Ньютон.

В течение 20-го века, единица Паскаль (Па) была названа в честь мыслителя в честь его вклада в понимание атмосферного давления и как его можно оценить с точки зрения веса. В конце 1960-х годов швейцарский ученый-компьютерщик Никла Вирт изобрел компьютерный язык и настоял на том, чтобы называть его в честь Паскаля.

Это был способ Вирта увековечить изобретение Паскаля Паскалином, одной из самых ранних форм современного компьютера.

Источник: https://biography-live.ru/blez-paskal-biografiya/

Блез Паскаль, физик: биография, описание научных открытий, обзор изобретений

Блез Паскаль — физик, знаменитый французский ученый, считается одним из основателей математического анализа, проективной геометрии и теории вероятности. Герой нашей статьи — автор основного закона гидростатики, которого Наполеон мечтал сделать сенатором, если бы тот был его современником.

Его достижения стали основополагающими для будущего поколения исследователей точных наук. По сути, он стоял у истоков информатики, хоть и жил в XVII веке. Ученый изобрел суммирующую машину, ставшую прототипом современного калькулятора.

К тому же он был философом, который оставил после себя огромное количество мудрых цитат и афоризмов.

Ранние годы

Блез Паскаль родился в 1623 году в небольшом городке Клермон-Ферран, расположенном в коммуне на юге Франции. Герой нашей статьи рос в многодетной семье чиновников, которые принадлежали к полузнати.

Его отец Этьен руководил налоговым управлением, а мать героя нашей статьи Антуанетта Бегон занималась домашним хозяйством, оставаясь глубоко верующей женщиной. Она была дочерью сенешаля, представителя высших придворных должностей.

Когда мальчику было всего три года, его мать умерла, так что его воспитывал исключительно отец. Этьен хорошо разбирался в математике и других точных науках, так что дал своим детям превосходное домашнее образование.

Блез проявлял живость ума и любознательность еще с раннего возраста.

Например, за обеденным столом он постоянно интересовался у отца основами вычитания и сложения, но тот считал, что заниматься математикой ребенку еще рано, иначе это может негативно сказаться на изучении латыни.

Окружающие отмечали, что он рос одаренным ребенком, много читал, и науки давались ему без особого труда. Интересно, что ранние годы будущего физика Паскаля Блеза напоминают судьбу другого ученого — Готфрида Лейбница. Он также изучал трактаты древних историков и философов, однако отец его настаивал на том, чтобы процесс обучения соответствовал возрасту ребенка.

В 12 лет Паскаль изучал древние языки, а потом взялся и за основы математики. Однажды Блез стал допытываться у отца, что такое геометрия. Тот объяснил ему, что это способ чертить правильные фигуры и устанавливать между ними соответствующие пропорции. Паскаль, впечатленный новыми знаниями, тут же нарисовал на полу углем квадрат, треугольники и окружности, дав им свои названия.

Блез стремился найти научное объяснение всему, что его окружало, даже самым обыденным процессам. Например, когда он во время обеда услышал звук от прикосновения ложки к фаянсовой посуде, то прикоснулся к блюду, после чего звук мгновенно исчез. Он долго пытался выяснить природу этого неведомого ранее процесса, благодаря чему появился знаменитый «Трактат о звуках».

В 14-летнем возрасте герой нашей статьи начинает посещать лекции теоретика музыки и известного математика Марена Мерсенна, хоть отец до сих пор считает, что заниматься точными науками ему слишком рано. Известно, что Мерсен состоял в переписке со многими видными учеными современности — Торричелли, Галилеем, Гассенди, так что Паскаль многому у него научился. Тот сумел направить развитие юноши в нужное русло.

На одном из семинаров Паскаль познакомится с геометром Дезаргом, начнет изучать его труды. Они были написаны чрезвычайно трудным языком, так что Блез, черпая вдохновение из его трудов, постоянно стремился придавать математическим формулам упрощенный вид.

В 17 лет он опубликовал свой первый собственный труд. В 1640 году вышла его работа под названием «Опыт теории конических сечений». Он стал основным трактатом для его дальнейших трудов и исследований в области геометрии. Третья лемма, содержащаяся в нем, в будущем превратилась в теорему Паскаля, с помощью которой строятся канонические сечения по пяти точкам.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему нельзя называть животных человеческими именами

В конце того же года он переезжает в Руан, столицу Нормандии. Здесь работает в то время его отец, деятельность которого заключается в монотонных и утомительных расчетах, которые осуществляются в столбик. Именно в этот момент у Паскаля появляется идея помочь родителю, создав суммирующую машину.

Разработкой аппарата он начинает заниматься в 1642 году. У ученого получается арифмометр по принципу античного таксометра, который выглядит как небольшой ящичек с большим количеством шестеренок.

Он позволяет производить расчеты с 6-значными числами, весь подсчет проводится в полуавтоматическом режиме.

Может показаться удивительным, но это его изобретение не принесло ему никакой славы. Дело в том, что в то время налоговые вычисления во Франции производились одновременно в ливрах, денье и су, так что появление десятичной машины только усложнило весь процесс в целом. При этом Блез не оставлял надежд, пробуя на протяжении многих лет усовершенствовать свое творение.

Открытие Паскаля сыграло большую роль в будущем, когда в конце XVI столетия Франция перешла на метрическую систему, а в 1820 году был запатентован первый механический калькулятор Шарля Ксавье Тома де Кольмара. Это открытие, которое в некоторых ключевых принципах повторяло раннее изобретение Паскаля, принесло своему создателю славу и почет.

Увлечение физикой

Физика увлекла героя нашей статьи в 1646 году, когда он узнал о трубке, которую изобрел Торричелли. Паскаль начал проводить опыты и эксперименты, стремясь доказать на практике, что гипотеза Аристотеля о «боязни пустоты» ограничена определенными пределами.

В то же время Торричелли стал известен своими опытами с трубкой, которую он наполнял ртутью. С помощью данного приспособления итальянский физик стремился доказать существование атмосферного давления. В результате он пришел к выводу, что в трубке, опущенной в ртуть, образуется пустота.

Блез видоизменил и усовершенствовал этот эксперимент, придя к заключению, что верхняя часть трубки содержит не тонкую материю, а пары химического вещества или какую-то другую субстанцию. Он стремился прийти к выводу о том, что столбик с ядовитым металлом удерживается в трубке под давлением воздуха. Результаты своих опытов он описал в трактате под названием «Новые опыты, касающиеся пустоты».

Закон гидростатики

Еще одним проектом ученого-физика Паскаля стал «Трактат о равновесии жидкостей», который он написал в 1653 году. В нем он изложил идею гидравлического пресса, установив основной закон гидростатики. В результате французскому исследователю удалось опровергнуть гипотезы, которые ранее выдвигал древнегреческий ученый и философ.

В 1651 году происходит трагедия в семье героя нашей статьи — умирает его отец. После этого сестра Блеза Жаклин, с которой он был особенно близок и которую считал своим другом, решает отказаться от мирской жизни и отправляется в монастырь.

Паскалю необходимо отвлечься от трудностей, с которыми регулярно приходится сталкиваться, поэтому он окунается в светскую жизнь, регулярно появляется в обществе. В 1652 году к нему приходят настоящая слава и признание, когда по заслугам была оценена его суммирующая машина шведской королевой Кристиной.

Первый значительный успех вызывает у физика Паскаля дополнительный интерес к науке, а также славе и светской жизни, в которых он теперь знает толк. С тех пор Блез часто играет в азартные игры в компании близких друзей и знакомых. Как раз за игрой в кости он формулирует основы теории вероятности. Составленные им расчеты через несколько лет заинтересовали Гюйгенса, который в 1657 году пишет трактат «О расчетах в азартных играх».

Одной из ключевых работ в биографии физика Паскаля становится теорема, которую он сформулировал, обобщив данные теоремы Паппа.

Она была взята ученым за основу. Сам трактат о конических сечениях до наших дней не сохранился, о его содержании известно только благодаря письмам Лейбница, который знакомился с оригиналом, когда приезжал в Париж.

Суть данной теоремы заключается в том, что для шестиугольника, вписанного в окружность, точки пересечения трех пар противоположных сторон располагаются на одной прямой. Это же утверждение действительно для любого другого конического сечения, в том числе параболы, эллипса, гиперболы и даже пары прямых.

Исследования в физике

Наибольших успехов добился в физике Блез Паскаль. Большинство современных гидравлических устройств разработаны благодаря этому французскому ученому. На определении закона Паскаля в физике основана работа гидравлических прессов, тормозных систем, других подобных устройств. На нем базируется основной закон гидростатики. Это открытие Блеза Паскаля в физике формулируется следующим образом:

Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку без изменений во всех направлениях.

Следует обратить внимание, что ученый-физик Паскаль отмечал, что речь в данном случае идет не о давлении, производимом в разных точках. Этот закон справедлив и для жидкости, которая оказывается в поле тяжести. Вот что открыл Паскаль в физике. Данный закон является логичным следствием закона сохранения энергии, оставаясь справедливым даже для сжимаемых жидкостей и газов.

В чем измеряют давление?

Именем этого знаменитого французского ученого называется одна из единиц измерения в физике. Паскаль — величина, в которой считают давление и механическое напряжение.

Впервые это наименование было введено в Международную систему единиц СИ во Франции в 1961 году. Теперь вы знаете, что измеряется в паскалях в физике. Как это записывают? Русское обозначение паскаля в физике — Па, международное — Pa.

Научный триумф

В оставшиеся годы наукой он занимался без интереса, хоть и сделал еще одно значительное открытие. Он изучал циклоиду, чтобы забыть о зубной боли. К решению он пришел за одну ночь, но слава в то время его уже не интересовала, поэтому он никому не стал рассказывать об этом событии.

Состязание между европейскими учеными устроил герцог де Роанне, который призвал мыслителей определить площадь тел и центр тяжести циклоиды. Работа Паскаля жюри была признана лучшей.

Блез Паскаль (1623 — 1662) — биография, изобретения и философия ученого

Однажды маленький Паскаль спросил, что такое геометрия. Отец ответил, что эта наука изучает построения фигур и пропорции между ними. Также Этьен запретил сыну самостоятельно исследовать их.

Однако запрет не остановил мальчика: в одиночестве он чертил фигуры и внимательно рассматривал их, стремясь найти связи. Не зная терминов, он называл линии палочками, а окружности — кольцами.

Застав однажды сына за изучением, отец был потрясен: ребенок смог доказать теорему Евклида про сумму углов треугольника, не зная даже названия фигур.

После этого план воспитания был изменен: Этьен разрешил читать математические книги, и Блез погрузился в мир евклидовой геометрии, начал читать Архимеда, Паппа, Аполлония, Дезарга.

Но мальчик интересовался не только математикой и геометрией. Интересный факт: когда ему было 11 лет, за столом кто-то зацепил ножом (или ножницами) фаянсовое блюдо, и оно зазвучало. Однако звук пропадал, как только кто-то касался пальцами посуды. Заинтересовавшись этим явлением, ребенок провел несколько опытов. Полученные данные позднее легли в основу «Трактата о звуках».

В 14 лет Паскаль впервые начал участвовать в семинарах Марсена, которые проводились каждый четверг. На этих занятиях юноша познакомился с Дезаргом, которого поразил: Блез Паскаль был одним из немногих, сумевших прочитать и понять труды геометра, которые были написаны трудным языком с обилием новых терминов.

В 1640 году 17-летний Паскаль выпустил свою первую работу: это был результат исследований трудов Дезарга «Опыт о конических сечениях». В содержание входили:

  1. Теоремы без доказательств.
  2. 3 определения.
  3. 3 леммы.

При этом юноша усовершенствовал взятые идеи, переписывал их в упрощенном виде.

Вычислительная машина

В январе 1640 года семья Паскалей переехала в Руан. Этьен Паскаль по роду службы часто производил утомительные, однообразные расчеты. Сын помогал ему, но, видя неудобство традиционного методы вычисления, начал думать над созданием специальной вычислительной машины.

Придумал Блез Паскаль первую суммирующую машину, дата создания — 1642 год. Юноше было всего 19 лет. Само устройство («паскалина») выглядело как ящик с шестеренками, связанными между собой. Сложение и вычитание производилось путем подсчета количества оборотов. Верность подсчетов во многом зависела от точности размеров ее составляющих, и Блез был вынужден присутствовать при изготовлении всех шестеренок.

Вскоре часовщик в Руане создал копию «паскалины», основываясь только на рассказах о вычислительном колесе. Разумеется, его устройство не работало, но Паскаль был очень задет самой попыткой и бросил работу над устройством.

Чтобы поддержать его, друзья обратились к канцлеру Сегье. Тот изучил устройство и настоятельно рекомендовал молодому изобретателю не бросать работу. В 1645 году Блез Паскаль преподнес канцлеру готовую модель. Через 4 года изобретатель получил королевскую привилегию на свое устройство.

До 1652 года удалось изобрести около 50 вариантов, но огромная трата сил и высокая стоимость препятствовали коммерческому успеху. Однако принцип связанных шестеренок более 3 веков лежал в основе большинства арифмометров.

В 1646 семья Паскалей познакомилась с новым религиозным учением — янсенизмом. Это ответвление католицизма, представители которых считали, что испорченность человека предопределена, а потому ему необходимо спасение в благодати Бога. Янсенисты не признавали свободы выбора людей.

Учение оказало большое влияние на Блеза Паскаля — он начал сомневаться в необходимости своих научных исканий: не являются ли они богопротивными? Юноша сильнее всех в семье проникся религией, хоть и не оставил своих занятий.

Открытия в гидростатике

В конце 1646 года Паскаль узнал о трубке Торричелли — прообразе барометра.

Долгое время верным признавалось утверждение Аристотеля о том, что природа не терпит пустоты, — значит, при поднятии поршня насоса вода поднимется следом, чтобы заполнить свободное пространство. Однако при строительстве фонтанов выяснилось, что вода не поднимается выше 34 фунтов. Вопрос доверили решить ученикам Галилея — Торричелли и Вивиани. Торричелли был первым ученым, доказавшим существование атмосферного давления.

Опыты с ртутью в трубке показали, что высота подъема зависит от плотности вещества: чем выше плотность, тем ниже оно поднимется. На основе результатов Торричелли в 1643 году сделал 2 дополнительных вывода:

  1. Место над ртутью в трубке пустое («торричеллиевская пустота»).
  2. Из-за давления атмосферного воздуха ртуть не выливается обратно из трубки в сосуд, это означало, что воздух имеет вес.

В 1647 году Паскаль повторил опыты и провел дополнительные. В трактате «Новые опыты, касающиеся пустоты» он отметил, что пустое пространство над ртутью не заполнено воздухом или иным веществом, пока не доказано иное. Это было первым доказательством существования пустоты.

В следующем году Паскаль провел несколько экспериментов вместе с зятем Перье. Ученые повторили опыт на земле, вершине горы и башне Сен-Жак. Полученные данные позволили Блезу утверждать: появилась возможность узнать, находятся ли выбранные точки на равном расстоянии от земли. При этом сами точки могут быть на любом расстоянии друг от друга.

Таким образом Паскаль вывел основной закон гидростатики.

Возрождение интереса к науке

В 1651 году умер Этьен Паскаль, Сестра Жаклин вскоре ушла в монастырь, несмотря на уговоры брата, боявшегося одиночества, остаться.

Жизнь Блеза Паскаля сильно изменилась. Из-за ухудшения здоровья врачи настоятельно рекомендовали ему снизить умственную нагрузку. С этого времени мужчина начинает больше выходить в свет, завязывает знакомства в высшем обществе.

Весной 1652 года Паскаль продемонстрировал свою вычислительную машину и поставил несколько физических опытов в гостях у герцогини д’Эгийон. Это вызвало восхищение собравшихся, что стало причиной возрождения интереса самого Паскаля к исследованиям — до этого под влиянием янсенизма математик сомневался в необходимости опытов.

В то время его близким другом стал герцог де Роанне, увлекавшийся математикой. Блез часто бывал в гостях герцога, где познакомился с игроком Миттоном и кавалером де Мере. Последний предложил Паскалю некоторые математические задачи. Решение одной из них заложило основы теории вероятности и помогло открыть «треугольник Паскаля».

Мистическое озарение и последствия

В ночь между 23 и 24 ноября 1654 года Паскаль пережил озарение свыше во сне. Сразу после этого он кратко записал мысли на пергамент и зашил в подкладку одежды. С этими мыслями («Мемориалом» или «Амулетом Паскаля») он не расставался до конца жизни: это была краткая философия его жизни, его взгляды на противоречия между наукой и верой. Вскоре Блез попросил главу монастыря Пор-Рояль стать его духовником и покинул Париж, оборвав все связи.

Некоторое время он жил в замке герцога де Люина, затем переселился в загородный Пор-Рояль. Он прекращает все занятия «греховной» наукой и пишет исключительно в защиту веры, придерживается строгого режима. Несмотря на лишения, здоровье Паскаля в это время улучшается, он испытывает душевный подъем.

По просьбе духовного лидера монастыря математик создает «Письма провинциалу» — спор иезуитов и янсенистов. Публикация «Писем» в 1656—1657 вызвала огромный скандал: автор вынужден был скрываться, чтобы не попасть в тюрьму.

Несмотря на отказ от исследований, Паскаль временами все же обсуждал математические вопросы с друзьями, а однажды за ночь даже решил задачу Мерсенна о циклоиде, чтобы отвлечься от зубной боли. Результаты были опубликованы только после уговоров герцога де Роанне, автор получил премию за лучшее решение.

Еще одним трудом в сфере религии и философии стали «Мысли о религии и других предметах». Автор планировал написать большую «Антологию христианской религии» еще в 1652, но постоянно откладывал.

Первые записи появились только в 1659 году, но были отрывочными и несистематизированными, поскольку Паскаль уже не мог долго работать из-за серьезных проблем со здоровьем. Вскоре даже они прекратились.

После смерти автора сохранившиеся отрывки (больше тысячи) были опубликованы янсенистами и получили название «Мыслей о религии».

Конец жизни

Начиная с 1658 года здоровье Паскаля стремительно ухудшилось: уже через 1−2 года он даже не смог записывать мысли или диктовать их. В 37 лет (1660) математик выглядел дряхлым стариком.

Осенью 1661 года Блез в разговоре с герцогом де Роанне высказал мысль о создании многоместных карет как дешевого способа передвижения. Герцог воспользовался этой идеей, и уже через 2 года на улицах появился общественный транспорт — омнибус.

В то же время умирает сестра Жаклин, и начинается новый виток преследований янсенистов. Среди последних произошло разделение на два лагеря. Из-за несогласия с большинством удрученный ситуацией Паскаль выходит из общины, в которой жил, и прекращает общение с жителями.

19 августа 1662 года ученый Паскаль умер. Он был похоронен в парижской церкви Сен-Этьен-дю-Монд.

Блез Паскаль прожил меньше 40 лет, но за это время совершил несколько важных открытий и изобретений в области математики, физики, информатики. Среди них — прототип счетной машины и ряд математических открытий, важные сведения были открыты Паскалем в давлении.

Однако ученый был не только физиком: он интересовался религией, а его философские достижения легли в основу нескольких литературных трудов. О личной жизни сведений и историй не сохранилось. Сегодня Паскаль (тип ЛЭВФ) также является одним из типов в соционике.

Источник: https://nauka.club/biografii/blez-paskal.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Что такое спасение верой

Закрыть