Кто такой иван пересветов

Иван Пересветов и его произведения: Большая и малая челобитная, сказание о Магмете-салтане, сказание о царе Константине

кто такой иван пересветов

> Россия > Эпоха Ивана Грозного > Пересветов Иван Семенович – публицист 16 века

Из-под пера Ивана Пересветова – выдающегося русского философа и публициста 16 века – вышли произведения, порицавшие порабощение людей и одновременно идеализировавшие «сильную власть». Его рукописи отличаются высокой степенью уникальности и совершенно не похожи друг на друга, т. к. затрагивают разные области философской науки и написаны в разных жанрах (литературно обработанное прошение-челобитная, трактат, повесть-притча).

Иван Пересветов привлекал к изложению своих мыслей всю красоту и мелодичность русского языка. Его сочинения щедро сдобрены риторическими оборотами (анафорой, синтаксическим параллелизмом и др.), рифмоидами, ритмизацией речи, афоризмами, а поэтому входят в перечень ключевых литературных и исторических памятников отечественной культуры.

Путь через тернии к известности

Начальные вехи биографии Ивана Пересветова не получили отражения в исторических источниках, а потому окутаны туманом забвения. Исследователи выдвинули лишь версию о происхождении публициста: возможно, он был рожден в русской семье, проживавшей на территории Великого княжества Литовского.

Значительную часть своей молодости Иван Семенович посвятил военным походам, в которых он принимал участие в ходе службы наемником польского короля.

Жителем Москвы он стал в 1538 году или немного позже. Примерно этот период отражен в документах, свидетельствующих об обращении И. С. Пересветова к боярскому правительству стольного града.

Новоиспеченный москвич предложил организовать небольшую мастерскую, специализирующуюся на производстве щитов для русских воинов. Идея понравилась боярину М. Ю. Захарьину, который спонсировал открытие и курировал деятельность нового кустарного предприятия.

Однако даже влиятельный покровитель не помог остаться на плаву мастерской Пересветова. Ивану Семеновичу пришлось стать исполнителем разных «государевых служб».

Исследователи считают, что на протяжении этого периода (рубеж 40-50 годов 16 века) мыслитель сформировал свои представления о возможности создания на Руси справедливого общества. Его модель идеального российского государства отражена на страницах литературных произведений, сохранившихся до наших дней.

«Челобитные»

Пересветов был возмущен «волокитой» бояр, пренебрежительно относящихся к людям из простого сословия. Его негодование легло в основу создания серии письменных обращений, адресованных Ивану IV Грозному. Сочинения получились крайне интересными, а некоторые цитаты из них не утратили актуальности и по сей день.

В Малой челобитной И. Пересветов просил государя посодействовать восстановлению своего кустарного производства (мастерской). Большая челобитная наделена автором более глобальной значимостью. Она излагает политические взгляды публициста и представляет собой полноценную программу государственных преобразований, способных ограничить боярское всевластие.

Ключевой целью предложений И. С. Пересветова, изложенных во второй челобитной, является проведение масштабных реформ, направленных на укрепление самодержавия. При этом публицист призывал царя:

  • отказаться от «помощи» корыстолюбивых бояр и строить монархию совместно с верными «воинниками» (служилыми дворянами), которых называл единственной опорой для Ивана Грозного;
  • задуматься о ликвидации войск царских вассалов, в преданности которых Пересветов сомневался;
  • строить свои взаимоотношения с вельможами на основе их безоговорочного повиновения;
  • отказаться от действующей системы сбора налогов, которая позволяла боярам забирать часть податных;
  • ввести денежное жалованье для дружинников и людей, ответственных за сбор податей;
  • расширить социальную базу государства: даровать возможность талантливым людям, отличившимся особыми выслугами, продвинуться на высшие ступени должностной лестницы;
  • создать на южных границах Руси «военную линию», которая бы надежно защищала ее территорию от посягательств крымских татар;
  • провести реформу системы судопроизводства, запретить кабальное холопство, за долги лишавшего человека всех гражданских прав.

В связи с тем, что Иван Семенович не смог представить свои рукописи Ивану Грозному, личная реакция государя на весьма здравые идеи челобитчика неизвестна.

Творчество Пересветова в области права и философии

Социально-философские и религиозные взгляды Ивана Семеновича значительно отличались от воззрений его современников. В своих философских трудах он ставил «правду» – справедливое устройство государственной жизни – выше ве­ры, которая по своей сути (согласно воли Бога) предполагает со­блю­де­ние той самой «прав­ды».

Как и западные гуманисты XVI века, Пересветов был уверен, что монарх достигнет истинного величия только при условии постижения азов государственной мудрости. По его мнению, ход истории – это не плод Божьего промысла, а результат деятельности разума и воли живых людей.

Продукты философского творчества Пересветова (челобитные, Повесть об основании и взятии Царьграда, Сказание о Магмете-салтане) превозносят книжную премудрость. По мнению автора, самодержец, который изучит её, и будет руководствоваться ее основами в ходе своей деятельности, сможет успешно управлять государством и привести его к расцвету.

Иван Семенович – создатель «Сказания о царе Константине», робком и кротком монархе, слабость которого позволила ленивым и богатым вельможам разорвать его связь с византийским войском, установить неправый суд, подорвать мощь государства.

По мнению Пересветова, царь не имеет права проявлять нерешительность и излишнюю мягкость по отношению к состоятельным и амбициозным придворным.

Они должны бояться его гнева и действовать только во имя укрепления государственного строя и развития экономики страны.

«Сказание о Магмете-салтане», созданное Пересветовым в середине 16 века, отражает представления публициста относительно справедливого судопроизводства. Произведение повествует о царе Магмете, который хоть и ведет себя как «кровопийца и нехристь», но умело строит систему взаимоотношений внутри своего царства. Так, салтанские судья наказывают нарушителей правопорядка на основе специальных книг, выданных государем.

Пример, приведенный автором в сказании, указывал необходимость кодификации законов на территории любого государства. В Русском царстве до 1550 года единого судебника не было, поэтому повсеместно, а особенно в провинции, наблюдался абсолютный административный произвол. Актуальность произведения такого преобразования понимал не только И. Пересветов, но и Иван Грозный, обобщивший, наконец, все действующие законы.

Некоторая часть заветов политического учения Ивана Семеновича реализовалась на практике посредством проведения военной реформы. Её результатом стало появление стрелецкой армии, вооруженной хорошим огнестрельным оружием и получавшей жалованье из царской казны.

8 января 2020

Источник: https://ArcheoNews.ru/ivan-peresvetov/

Исторический портрет. Историческая эпоха. Задание 25 ЕГЭПересветов И.С. Исторический портрет

кто такой иван пересветов

Годы жизни:  2 половина 16века, точные годы жизни неизвестны

Из биографии

  • Пересветов Иван Семёнович писатель — публицист периода правления Ивана Грозного, идеолог сильной царской власти, яркий представитель русской общественно-политической мысли второй половины 16 века.
  • Выходец из Литвы. Есть предположение, что его далёкий предок — знаменитый Пересвет, который перед Куликовской битвой провёл поединок с Челубеем.
  • Не ранее 1538 года появился в Московском княжестве. До этого служил наёмником польского короля в его войске.
  • Пересветов хотел наладить мастерскую по производству щитов. Однако его дела шли плохо из-за волокиты бояр. Тяжести в ведении этого и других дел заставили его обратиться с челобитной к молодому царю Ивану IV, в которой  он изложил проекты преобразований в стране, отмечая, что необходимо покончить с своевластием бояр. Но до царя он не смог дойти — не допускали бояре.

Основные направления деятельности Пересветова И.С.  и их результаты

Одним из направлений деятельности была государственная служба, участие в реформировании страны.

Пересветов И.С. был служилым дворянином, защищавшим сильную царскую власть. Он являлся автором многих преобразований, проводимых в период правления Ивана Грозного.

Пересветов  считал необходимыми следующие преобразования:

  • Сохранение единодержавия, неограниченной царской власти,
  • Проведение реформы формы правления и полномочий органов власти, централизация управления, применение жёстких мер к инакомыслию и сопротивлению бояр. Царь должен опираться не на лживых и корыстолюбивых бояр, а преданных  « воинниках», то есть служилых дворян, которые должны получать жалованье. Необходимо создавать социальную базу для продвижения по служебной лестнице людей талантливых, преданных царю и государству.
  • Организация общерусского войска на постоянной основе
  • Введение единого законодательства
  • Проведение финансовой реформы, создание общегосударственной казны , замена наместнического способа взимания налогов
  • Ликвидация наместничества
  • Регулирование торговли
  • Изменение системы судебного разбирательства, выступал за наказание за лжесвидетельства, против рассмотрения сфабрикованных дел, за отделение суда от администрации, введение военного суда. Выделил виды преступлений: разбой, пьянство, кража, обман при торговле, азартные игры, воинские преступления и правонарушения судебных и государственных органов, ябедничество.
  • Выступал против холопства и кабальной зависимости, хотя в целом не высказывался против крепостничества, а  критиковал только дельные его стороны.
  • Был сторонником наступательной политики по отношению в Казанскому ханству.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Игумен что это такое

Результатом данной деятельности стало то, что многие идеи Пересветова были положены Избранной радой в основу реформ, проводимых в стране в начальный период правления царя.

Другим направлением была литературно-публицистическая  деятельность. Он писал исторические повести, но придавал им публицистический характер. Пересветов  писал ярко, простым, энергичным языком. Его труды  включили в «Хронограф» (в редакции 1617 г.) и в Никоновскую летопись

Свои взгляды на реформирование в стране он изложил в челобитных царю, а также в произведениях: « Повести об основании и взятии Царьграда», «Сказании о книгах», «Сказании о Магмет-салтане» . В них  он превозносил книжную премудрость, призывая царя следовать ей, считал, что сила слова очень велика. В то же время в своих произведениях он создал образ идеального монарха — мудрого, справедливого.

Результат данной деятельности .

Идеи Пересветова сыграли большую роль в преобразованиях страны,  в формировании общественно-политической мысли в России.

Таким образом, Пересветов- один из ярких представителей идеологов, философов, государственных деятелей периода правления Ивана Грозного. Его идеи о сущности реформирования страны нашли отражение в деятельности Избранной рады, сыграли существенную роль в движении России по прогрессивному пути развития, по укреплению государства.

Пояснение

Данный материал можно использовать при  написании исторического сочинения (задание № 25) при описании эпохи правления Ивана Грозного (1533-1584)

(1533-1584)

События, явления. Личности, принимавшие участие в данном событии, явлении, процессе.
Укрепление царской власти. Взгляды об усилении царской власти нашли отражение в произведениях и взглядах Пересветова И.С., который считал, что «государство без грозы, что конь без узды».Своими идеями он поддерживал царя в его стремлении усилить власть, вести борьбу с боярством, которое стремилось к расширению влияния .
Реформирование в стране в начальный период правления при поддержке Избранной рады. Взгляды Пересветова о сущности необходимых реформ в стране были положены во многом в основу многих преобразований, проводимых Избранной радой: принцип создания войска, изменения  в органах государственной власти, принятие единого законодательного документа, финансовая реформа и т.д.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник: http://istoricheskij-portret.ru/deyateli-kultury/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2-%D0%B8-%D1%81-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82/

Чем прославился Иван Пересветов? :

кто такой иван пересветов

Живший в XVI веке русский мыслитель Иван Семенович Пересветов был важнейшим философом своей эпохи. Его сочинения (в том числе челобитные царю Ивану Грозному) стали ключевыми литературными памятниками отечественной истории.

Личность и основные произведения

Хотя от Ивана Пересветова осталось несколько важных сочинений, о нем самом практически ничего неизвестно. В первую очередь остается загадкой точная датировка его жизни. Иван Пересветов происходил из великого княжества Литовского. Его труды написаны на русском языке с небольшими следами польской лексики.

Единственная точная дата из ранней биографии Пересветова – 1537 – 1538 гг. Именно тогда он переехал из Литвы в Русское царство. Примерно десять лет спустя писатель передал свои записные книжки молодому царю Ивану IV, благодаря которым и стал знаменитой фигурой отечественной истории.

Сочинения Пересветова можно разделить на три группы. К первой относятся труды, отсылающие к теме падения Константинополя (Царьграда) — это «Первое предсказание философов» и «Сказание о Магмете Салтане». Ивана Пересветова также знают как автора двух челобитных к Ивану Грозному (Малой и Большой). Эти произведения – хорошо изученная часть наследия знакового русского мыслителя. В третью и менее известную группу можно отнести «Сказание о Константине» и «Повесть об основании Царьграда».

Жизнь в Москве

Переезд Ивана Пересветова в Москву был связан с начавшимся тогда процессом присоединения к Великому княжеству Московскому западных русских земель, на долгое время лишенных независимости Литвой. Православные знатные и военные люди потянулись на поднявшую голову историческую родину.

В Русском государстве выходец из Литвы занялся производством щитов. В Москве была создана соответствующая мастерская Пересветова. Еще живя в Литве, он служил в польско-литовской армии. Теперь военный применял набранный заграницей опыт в Москве.

Снаряжение, подобное тому, что производила его мастерская, использовалось русской армией при штурме Казани.

Правительство согласилось поддержать услуги Пересветова, выделив ему деньги и плотников. Мастерская, однако, работала недолго. В 1538 году умер покровитель Пересветова Михаил Захарьин. Боярское правительство охладело к фактическому иностранцу. Мастерская была закрыта, а ее владелец следующие 11 лет предавался всевозможным мытарствам.

Значение творчества

Почему Иван Пересветов так важен для русской истории XVI века? В его произведениях как нельзя лучше отразились политические и общественные идеи того времени. Пересветов творил, когда на Руси завершилось правление боярского совета, регентствовавшего над ребенком Иваном Васильевичем (будущим Иваном Грозным).

Когда великий князь вырос и стал юношей, он первым из Рюриковичей принял титул царя и начал наводить новые порядки. За годы боярского правления знать устраивала несколько переворотов, ее внутренние склоки выливались в страшные несчастья. Иван Васильевич стал укреплять центральную власть, чтобы избежать повторения подобных смутных периодов. Государю помогало правительство во главе с его приближенным Алексеем Адашевым.

Необходимость преобразований понимали все, спор шел лишь о методах и путях реформ. Иван Пересветов взялся ответить на эти вопросы. Его произведения охватили все стороны жизни в тогдашнем Русском государстве, именно поэтому они так важны для понимания истории страны.

Челобитные для царя

В 1549 году приступившее к работе правительство Адашева созвало Земский собор, на котором принимались челобитные от служилых людей и духовенства. Власть ждала предложений о характере назревших реформ. Именно тогда, 8 сентября 1549 года, Пересветов прибыл в царские палаты и передал самому государю две книжицы. В посланиях содержалась Малая челобитная и некоторые другие произведения передового автора. Ответа на них не последовало.

Первая неудача могла испугать неуверенных просителей, но в их число явно не входил Иван Пересветов. Иван Грозный для него был единственным человеком, перед которым можно было высказаться о своих политических идеях. Писатель подал повторную Большую челобитную. Этот документ сохранился в государевом архиве, что говорит о том, что с ним познакомились на самом верху власти.

Критика бояр

Сочинения (в том числе челобитные) Ивана Пересветова в основном посвящены двум ключевым проблемам. Первая — критика произвола бояр во время малолетства Ивана Грозного. Вторая — проект политических и общественных преобразований, необходимых для процветания Русского царства. Две эти проблемы были в понимании автора тесно связаны.

Критика своевольных бояр есть не только в посвященных на Руси челобитных, но и в трудах о Константинополе (там осуждается византийская аристократия). Иван Пересветов винил греческую знать в падении Константинополя. В представлении современников Москва была Третьим Римом.

Отсюда и параллели автора между Русским государством и Византией. Челобитные Ивана Пересветова предостерегают царя от ошибок греческих императоров, позволивших своим приближенным разрушить государство изнутри.

Подобные же идеи обсуждались в кружке религиозного публициста того времени Максима Грека.

Автор знаменитых челобитных убеждал царя отменить систему кормлений, с помощью которой бояре безмерно обогащались и грабили местное население. Привыкшая к подобной жизни аристократия думает только о стяжательстве и забывает о службе родине, в том числе и военной, считал Иван Пересветов. Произведения автора страстно изобличали пороки этой системы. Писатель также напоминал, что бояре часто манипулируют государями, натравливая их на своих личных врагов и недоброжелателей.

Взгляды на государственный аппарат

Пересветов выступал за изменение принципов, по которым бояре продвигались по служебной лестнице. В то время ключевым критерием для успеха чиновника была его родовитость. Таким образом, важнейшие государственные должности занимали люди из самых знатных семей. Часто ими были аристократы из побочных ветвей династии Рюриковичей. Однако они вовсе необязательно являлись самыми способными и талантливыми служащими.

С чем связано имя Ивана Пересветова? С идеей о том, что необходимо выдвигать на ключевые должности достойных и профессиональных людей вне зависимости от их принадлежности к прославленным аристократическим семьям. Подобный принцип был принят в войске Магмета-салтана, которому посвящено одно из произведений мыслителя.

Рассуждая о местном самоуправлении и финансовых отношениях, Пересветов писал о необходимости подчинения городов, поместий, волостей и вотчин специальным сборщикам. При этом они сами вместе с судьями должны были подлежать государственному контролю. Такое устройство позволяло налогам поступать прямо в казну, а не оседать в карманах вельмож. С точки зрения Пересветова, существовал и альтернативный вариант. Можно было создать регламент поборов, взимаемых кормленщиками.

Так или иначе, но сочинения Ивана Пересветова неизменно указывают на исключительную важность казны. Писатель считал этот орган ключевым в государственном аппарате (именно от него отрастали все приказные избы и остальные ведомства).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое спасение верой

Проект военных преобразований

Укрепление властного аппарата могло произойти только после финансовой судебной и военной реформы, считал Иван Семенович Пересветов. Последней из них он отводил первостепенную роль. Это неудивительно. В XVI веке Русское царство стояла на пороге важнейших совершений. Именно при Иване Грозном были присоединены Казань и Астрахань. Амбициозные задачи по расширению Русского царства могли бы остаться только проектами, если бы у власти не было сильной армии.

До реформ, проведенных при Иване Васильевиче, сохранялось господство поместного войска. Оно комплектовалось по милиционной системе и имело несколько серьезных изъянов. В такой армии по-прежнему оставались следы прежней эпохи феодальной раздробленности, когда удельные князья и бояре приходили воевать со своими личными отрядами. Поместное войско было непостоянным, в нем не существовало единой системы подготовки солдат.

Это мешало слаженности действий в боевых условиях. Обучить армию действовать как один организм в условиях ускоренной мобилизации (подобное войско собиралось только в экстренных случаях) было просто невозможно. Хромало и техническое обеспечение. Зачастую у дворян не находилось собственного огнестрельного оружия, а в то время именно оно являлось самым современным и эффективным.

Основную массу в поместном войске составляли холопы – простолюдины, которые не были профессиональными военными.

Творчество Ивана Пересветова вторило витавшей в воздухе идее о создании постоянной армии. Она появилась еще в первой половине XVI века, но пока не полностью заменила собой прежнее поместное войско. При Иване Грозном эта дружина поможет упрочению абсолютной власти монарха.

Заветы Пересветова воплотились в жизнь в результате военной реформы, проведенной в 1549 – 1550 гг. За пример были взяты отряды пищальщиков. По их подобию появилась стрелецкая армия, вооруженная качественным огнестрельным оружием и получавшая регулярную зарплату из государевой казны.

Именно она в 1552 году триумфально взяла Казань.

Пересветов и суд

В «Сказании о Магмете Салтане» Пересветов пересказал историю о том, как Магмет-салтан выдал судьям специальные книги, по которым в дальнейшем шло судопроизводство. На этом примере публицист показал, как важна кодификация законов. Он справедливо считал, что введение новых судебных книг помогло бы в борьбе против административного произвола наместников.

Обобщение писаных правил действительно произошло в 1550 году. Иван Грозный принял новый Судебник, ставший обязательным руководством для всех провинциальных судов. До него подобную реформу проводил его дед, однако с тех пор Великое княжество Московское, а затем и Русское царство сильно изменилось. В своих челобитных Пересветов добивался того, чтобы только государь мог назначать судей.

Внешнеполитическая программа

В Большой челобитной Пересветов прямо призывал Ивана Грозного крестить всех «неверных». Автор обращения к государю был сторонником активной внешней политики. В «Сказании» он с одобрением писал о том, что Магмет владел сразу несколькими царствами. Иван Пересветов, челобитная которого стала фактическим манифестом внешней политики XVI века, просил Грозного активизировать борьбу с «иноплеменниками», то есть с Казанским ханством.

Задача присоединить соседний осколок Золотой Орды имел двоякий характер. С одной стороны, Пересветов объяснял ее идеологической необходимостью (борьбой за христианскую веру). Но у предстоящей войны были и прагматические цели.

Казань контролировала прибыльный Волжский торговый путь, связывавший Русское государство с азиатскими странами, на рынках которых было много уникальных товаров. Призывая к покорению ханства, Пересветов даже высказался о необходимости перенести столицу из Москвы в Нижний Новгород.

В период войны именно он стал сборным пунктом для войск, во главе с Иваном Грозным отправившихся с походом на восток.

Место в русской литературе

Своими посланиями к царю Пересветов по стилю походил на другого русского писателя Даниила Заточника. Для них обоих государи были всесильными владыками, к которым они апеллировали как к последней надежде на улучшение положения дел в стране. Сказания Ивана Пересветова одними из первых заложили традицию идею о Руси как о преемнице павшей Византии. В этом смысле он вторил предшествовавшим ему менее известным русским произведениям.

Примерно таким же по посылу было послание ростовского архиепископа Вассиана, отправленное Ивану III во время его стояния на реке Угре против золотоордынского хана Ахмата. Еще одно подобное произведение — «Извещение о пасхалии» было написано митрополитом Зосимой в 1492 году. Похожим на Пересветова писателем также являлся дипломат и публицист начала XVI века Федор Карпов.

Так как поначалу материалы Пересветова находились в царском архиве, его современники ничего о них не знали. Эти произведения (в том числе челобитные) были переданы в Посольский приказ в начале XVII века после Смуты и польской интервенции. На них тут же обратили внимание. Наследие Пересветова оказало влияние на «Повесть о двух посольствах», написанную неизвестным автором в 1614 году.

Постепенно сочинения Ивана Семеновича попали в рукописную литературу. Они проникли туда в виде различных списков или переделок. Самое большое количество подобных редакций уже говорит о популярности произведений писателя. Современной науке известно больше 30 уникальных списков XVII века. Пересветова читали служащие, посадские люди, а также купцы и другие грамотные жители страны. Его сочинения переписывались в монастырях.

Источник: https://www.syl.ru/article/292898/chem-proslavilsya-ivan-peresvetov

Иван Пересветов и его философские идеи

Из XVI века дошли до нас публицистические сочинения, автором которых является Иван Пересветов – один из выдающихся умов эпохи Ивана Грозного. В период, когда инакомыслие в стране подавлялось с особой жестокостью, он имел смелость высказывать идеи, идущие вразрез с официальной государственной идеологией. Сведения о его жизни весьма ограничены, единственным источником, откуда они были почерпнуты, являлись его собственные сочинения, сохранившие его имя в памяти потомков.

Служба в рядах наёмных войск

Пересветов Иван Семенович был выходцем из литовских земель и, достигнув зрелого возраста, стал профессиональным военным. Из двух челобитных, написанных им на имя царя Ивана Грозного, известно, что в конце двадцатых годов XVI века он вместе с группой польских дворян служил в рядах армии венгерского короля Яна Запола. Судя по всему, речь идёт о наёмной службе, столь распространённой в те времена.

Провоевав под знамёнами Заполы несколько лет, Иван перешёл на службу к его противнику – чешскому монарху Фердинанду I Габсбургу. Причиной тому послужили изменения политики польского короля Сигизмунда I, подданным которого являлся Иван Пересветов. Ещё через непродолжительное время судьба кинула его в войско молдавского господаря Петра IV, с которым он участвовал в нескольких походах.

Во власти боярской бюрократии

Далее в своей челобитной он сообщает, что в конце тридцатых годов приехал в стольный град Москву. Здесь ему поручают для снабжения армии наладить производство боевых щитов, но этот проект оказался нереализованным по вине бояр, составлявших в то время правящую верхушку в стране. То ли устроили они столь милые их сердцу бюрократические препоны, то ли просто разворовали деньги, но только остался Иван Пересветов не у дел, а доблестное воинство — без щитов.

Оказавшись в Москве и сразу же столкнувшись с губительными для государства проявлениями бесконтрольной боярской власти, он предаёт глубокому осмыслению всё увиденное и пытается искать пути решения проблемы. Свои размышления он излагает на бумаге и в виде челобитных подаёт лицам, правившим страной от имени тогда ещё малолетнего царя Ивана IV. Но находившимся в то время у власти временщикам не было никакого дела до его мыслей, и поданные им бумаги остались без ответа.

Критика московского боярства

Челобитные Ивана Пересветова тех лет до нас не дошли, и даже сам факт того, что они реально существовали, долгое время подвергался сомнению. Только исследования учёных XX века подтвердили их достоверность.

Сегодня в распоряжении историков имеются сочинения Пересветова, написанные им в более поздний период, когда юный Иван IV достиг возраста, позволившего ему самостоятельно править страной. Это относится к концу сороковых годов XVI века.

Литературное наследие автора включает в себя два сборника – полной и неполной редакции.

Основное содержание в произведениях Ивана Пересветова так или иначе сводится к резкой критике высшего боярства, обличению его беспринципности и морального разложения, следствием которого стали творимые повсеместно беззакония. Им он противопоставляет «бедных, но храбрых воинников».

То есть служилый люд, составлявший истинную опору государства. Социальные и философские идеи Ивана Пересветова во многом близки настроениям низшего слоя феодалов – дворянства. В них он выражает себя как идеолог московского самодержавия.

Красной нитью через все его сочинения проходит тема необходимости «грозной царской власти».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто написал мертвые души

Противник закабаления и порабощения

Однако в произведениях Ивана Пересветова часто высказываются мысли, несовместимые с основными принципами государственного строя той эпохи. Значительное место в них занимает осуждение всех форм порабощения и закабаления низших слоёв общества.

Автор в качестве основного аргумента приводит библейские слова о том, что все люди, независимо от происхождения и национальности, — это «дети Адама», и следовательно, не пристало сильному владеть слабым.

По его мнению, всякое закабаление происходит по дьявольскому наущению.

Идеи, изложенные в его трудах, были необыкновенно смелыми и не могли не вызывать ярость оппонентов. Так, например, Иван Пересветов утверждал, что житейская правда и справедливость выше религиозной веры. Такое сопоставление настроило против него значительную часть духовенства. Все же беды московского государства он объяснял именно отсутствием правды, которую так смело превозносил над всеми духовными ценностями.

Советы государю

В своих челобитных, направляемых Ивану Грозному в период, когда тот уже крепко взял власть в руки, Пересветов берёт на себя смелость давать монарху советы по управлению страной.

Насколько грозный царь счёл нужным ими руководствоваться, стало предметом научных споров ещё в XIX веке.

В частности, знаменитый историк Карамзин обращал внимание на то, что многое из того, что писал Пересветов, получило реальное отображение в политике царя, но было ли это совпадением или монарх действительно не погнушался мыслями своего подданного, остаётся загадкой.

Проиллюстрировать это можно на примере завоевания Казанского царства, осуществлённого в 1552 году. Дело в том, что Пересветов в своих трудах выступал как ярый сторонник борьбы с татарами и действительно писал о необходимости овладеть их столицей. Но утверждать, что Иван Грозный выступил в решительный поход под влиянием его призывов, было бы несколько опрометчиво. Борьба с Казанским царством велась с начала XV века, и едва ли её исход был следствием этих челобитных.

Также довольно спорна роль Пересветова в составлении в 1550 году Судебника – свода государственных законов России. Мысль о необходимости его создания часто встречается в челобитных, но воплощена в жизнь государем она была несколько иначе.

Философские идеи Ивана Пересветова о равенстве всех людей перед Богом и недопустимости закабаления шли вразрез с политикой царя, что и нашло своё отражение в Судебнике, законы которого не запрещали порабощение одних людей другими, а лишь регламентировали этот процесс.

Боярский сын – противник рабства

К слову сказать, в своих утверждениях о недопустимости обращения свободных людей в холопов Пересветов был не одинок. В историю России вошло имя ещё одного противника рабства – Матвея Башкина.

Этот боярский сын, объявленный злостным еретиком, проповедовал не принудительное служение, а выполнение тех или иных обязанностей исключительно на добровольной основе.

В своей вотчине он отпустил на волю всех крепостных, уничтожив при этом документы, свидетельствовавшие об их подчинённом и бесправном социальном статусе.

Разнообразие литературных форм в работах Пересветова

Литературные памятники, принадлежащие перу Ивана Пересветова, весьма разнообразны по своему характеру.

Если говорить об упомянутых выше Малой и Большой челобитных, то первая из них представляет собой действительно прошение – обращение к царю с целью добиться конкретного сиюминутного результата. В данном случае это была просьба о помощи в производстве щитов для армии.

Если же обратиться к Большой челобитной, то нетрудно заметить, что это документ совершенно иного порядка. Перед нами предстаёт развёрнутый политический трактат, преследующий далеко идущие, стратегические цели.

Совершенно иными по своей литературной форме являются такие его произведения, как «Сказание о Магмете-салтане» и «Сказание о царе Константине».

На первый взгляд, им присущи все черты повестей, написанных в былинном стиле, но при более детальном рассмотрении становится ясно, что это остро публицистические произведения, направленные на искоренение бытовавших в обществе пороков, врагом которых был Иван Пересветов. Идеи его нашли в этих повестях оригинальное и высокохудожественное выражение. Во многом они опередили своё время.

Основное содержание в произведениях Ивана Пересветова заключалось в отражении реальной действительности и выявлении её пороков.

Именно в этом ключе автор подвергает критике византийского царя Константина, ставшего виновником того, что некогда мощная держава, став добычей жадных и нечистых на руку царедворцев, обессилела и пала жертвой Магмета-салтана.

Здесь явно имеется в виду султан Мухаммед II, захвативший Константинополь в 1453 году. Это было своего рода предупреждение о том, к чему приводит страну бесконтрольное своеволие его правителей.

Конец жизни, скрытый в веках

Остаётся неизвестным, когда и при каких обстоятельствах ушёл из жизни Иван Пересветов. Биография его практически не содержит конкретных сведений.

Можно только предполагать, что едва ли он закончил свой земной путь в тишине и покое – слишком много было высказано им крамольных мыслей.

Косвенно это подтверждает и тот факт, что в последующие годы имя Пересветова всячески замалчивалось и долгое время находилось в забвении. Таков удел всех, кто не боится сказать правду в лицо сильным мира сего.

Источник: https://autogear.ru/article/221/196/ivan-peresvetov-i-ego-filosofskie-idei/

Откуда взялся иван пересветов – идеолог царствования ивана грозного — Русь Матушка

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Пересветов.
Иван Семёнович Пересветов

Гражданство (подданство)

Род деятельности

писатель, публицист

Язык произведений

русский

Иван Семёнович Пересве́тов (сер.-втор. пол.

XVI века; годы жизни неизвестны) — русский светский писатель, политик, публицист, один из самых ярких представителей русской общественно-политической мысли середины XVI века. Идеолог дворянства; известен сочинениями против старой наследственной аристократии (бояр). Некоторые историки (С. Л. Авалиани, М. Г. Худяков, И. И. Полосин, Д. Н.

Альшиц) считали фигуру Пересветова фиктивной, а действительными авторами приписываемых ему сочинений А. Ф. Адашева и Ивана Грозного.

Биография

  • Считается, что Иван Пересветов был выходцем из западнорусских земель, «королевский дворянин» Великого княжества Литовского.
  • В 20-30-х годах XVI века служил в польско-литовских войсках.
  • В конце 1538 или начале 1539 года через Молдавию выехал на Русь.
  • В конце 1549 года Пересветов передал свои сочинения («две книжки») русскому царю Ивану IV Грозному, написанных от имени «Петра, молдавского воеводы».

Взгляды

В сочинениях (сохранились в списках XVII века), Пересветов выступает обличителем боярства, за удовлетворение основных требований «воиников», то есть дворян.

Продвижение по службе, по Пересветову, должно было происходить в соответствии с личной выслугой, а не «породой». Выступал за укрепление самодержавия в союзе с дворянством. Обличал вельмож и призывал к царской «грозе».

Его программа государственных реформ совпадала в значительной степени с политикой Избранной рады.

Был сторонником завоевания Казанского ханства. Отмечал симпатии к России порабощенных турками славянских народов.

Утверждал, что «правда» выше «веры». Высказывался против существования холопства и кабальной зависимости. Придавал огромное значение книгам и философской «мудрости», которыми должен руководствоваться монарх при проведении преобразований.

Сочинение Пересветова «Сказание о Магмет-салтане», в котором автор рисует образ идеального, мудрого правителя, вероятно, является первой в России утопией, которой придана занимательная, беллетризированная форма.[1]

Сочинения

  • «Малая челобитная» (царю Иоанну)
  • «Большая челобитная» с программой политических реформ
  • «Сказание о Магмете-султане»
  • «Сказание о царе Константине»
  • «Сказание о взятии Константинополя турками», переделка «Сказания о Царьграде» Нестора Искандера (вторая половина XV века).

Примечания

  1. Пересветов, Иван Семёнович // Энциклопедия фантастики: Кто есть кто / Под ред. Вл. Гакова. — Минск: ИКО «Галаксиас», 1995. — 694 с. — ISBN 985-6269-01-6.

Литература

  • Ржига В. Ф. И. С. Пересветов, публицист XVI века. — 1908.
  • Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники. М., 1958.
  • Державина О. А. Пересветов, Иван Семёнович // Краткая литературная энциклопедия: В 9-ти томах / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Советская энциклопедия, 1968. — Т. 5. — Стб. 671 — (Энциклопедии. Словари. Справочники). — 109 000 экз. (в пер.)
  • Альшиц Д. Н.

    О действительных авторах сочинений, приписываемых Ивану Пересветову // Альшиц Д. Н. От легенд к фактам. — СПб.: Наука, 2009. — С. 223—271. — ISBN 978-5-02-025539-5.

  • Каравашкин А.В. Русская средневековая публицистика: Иван Пересветов, Иван Грозный, Андрей Курбский — М.: Прометей, 2000. — 418 с. — ISBN 5-7042-0972-2.
  • Каравашкин А.В. Литературный обычай Древней Руси (XI —XVI вв.). — М.: РОССПЭН, 2011. — С. 423 —437.

    — ISBN 978-5-8243-1469-4.

Ссылки

  • Пересветов Иван Семёнович на сайте hrono.ru
  • Пересветов Иван Семёнович на сайте krugosvet.ru
  • Андрей Каравашкин. Мифы Московской Руси: жизнь и борьба идей в XVI веке (Иван Пересветов, Иван Грозный, Андрей Курбский).
  • Пересветов И. В. Большая челобитная Ивану Грозному.
  • Пересветов И. В. Малая челобитная Ивану Грозному.

Источник: https://eparhia-birsk.ru/prochee/otkuda-vzyalsya-ivan-peresvetov-ideolog-tsarstvovaniya-ivana-groznogo.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Как найти себе невесту

Закрыть