Кто такой кузьма минин

Интересные факты о Кузьме Минине

кто такой кузьма минин

Смутное Время – тяжелый, но интересный период русской истории. В то время, когда древний род Рюрика оказался прерван, а роду Романовых только предстояло взойти на престол, Русь пережила и народные восстания, и междоусобные войны, и польско-литовскую и шведскую интервенцию. Именно с вторжением войск поляк и шведов на русские земли и связаны личности Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

Обычно их имена упоминаются в связке; народных героев стремятся не отделять друг от друга. Быть может, это связано с тем, что по отдельности о них известно не так уж много. Что же мы знаем о Кузьме Минине?

Фамилия или отчество

Доподлинно неизвестно, откуда был родом Кузьма. Некоторые историки утверждают, что он принадлежал семье солевара Мины Анкудинова; другие, что Кузьма принадлежал семье торговца, жившего в Нижнем Новгороде. Если придерживаться первой теории, то «Минин» оказывается вовсе не фамилией, а отчеством, которое позднее, став дворянином, Кузьма сохранил в качестве фамилии.

По роду занятий – говядырь

Этим непривычным словом в XVII веке обозначали торговцев скотом. А может быть, он продолжал дело своего отца и до Смутного Времени оставался солеваром – источники расходятся во мнениях не только в определении рода деятельности родителей Минина.

То, что Кузьма в начале своего пути был торговцем, несомненно. Он стал одним из весомых символов, на много лет вперед оправдавшим в глазах благородного сословия все купечество. Ведь именно в этой среде вырос народный герой.

Прирожденный лидер

Князь Пожарский лично настаивал, чтобы простой торговец Кузьма получил особые полномочия для управления и организации ополчения. Минин в конце концов встал одним из главных членов Совета всея Земли, который некоторое время фактически управлял страной. Собрав в народном ополчении и простых крестьян, и наемников, Кузьма превратил их в организованную армию, способную дать отпор интервентам.

Храбрый боец

Минин не был бы так любим народом, если бы его таланты ограничивались лишь лидерскими качествами. Во время многочисленных стычек с войсками интервентов, он смог проявить себя как отличный воин.

Во время сражений за Москву, когда поляки перехватили инициативу у ополченцев и начали наступление, Кузьма с небольшим войском переправился через реку и уверенно выдвинулся к лагерю Ходкевича. Несмотря на малую численность русских солдат, поляки приняли решение отступить.

Храбрый поступок Минина смог переломить ход битвы, а вместе с ней, возможно, и войны.

Наемники

Второе народное ополчение, собранное Мининым и Пожарским, нельзя назвать таким уж «народным». По большей части оно состояло из наемников.

Людей в него в самом деле нанимали, им платили зарплату – суммы варьировались в зависимости от должности. Деньги в казну поступали от градоправителей – те должны были жертвовать на нужды ополчения 1/5 часть своего состояния.

Так простые солдаты получали обеспечение и защищали родину с большей охотой, не боясь после войны остаться ни с чем.

Из торговцев в дворяне

После восшествия на русский престол царя Михаила Федоровича Романова, юный правитель пожаловал предводителю народного ополчения дворянский титул и даровал вотчину. Но деятельный Минин не ушел просто так на покой: он продолжал принимать активное участие в политической жизни страны, непременно присутствовал на заседаниях думы. Михаил Федорович всецело доверял ему и поручал решение многих государственных вопросов.

Памятник

Скульптура, посвященная Минину и Пожарскому, появилась в Москве в 1818 году и стала первым памятником в городе. После Отечественной войны, когда вся страна испытывала очевидный патриотический подъем, желание запечатлеть великие страницы истории государства в материальных предметах было ожидаемо. Памятник, эскизы к которому создал архитектор Иван Мартос, решили установить на Красной площади, в самом центре Москвы.

Память после смерти

Спустя несколько лет после смерти Минина его могилу перенесли в Спасо-Преображенский собор, расположенный в Нижегородском кремле. С почестями и торжественной панихидой народного героя перезахоронили в новом месте. Когда в середине XIX века древний и обветшалый собор снесли, чтобы построить на его месте новый храм, могилу Кузьмы сохранили нетронутой.

Во времена Советской власти, в 1930 году, когда новый собор разрушили, останки Минина передали в историко-архитектурный музей-заповедник. Закончилось «странствие» останков Минина во все том же Нижегородском кремле, но уже в Михайло-Архангельском соборе. Здесь Кузьма и покоится по сей день.

Еще немного фактов о Кузьме Минине

  • Существует легенда, что как Жанне д’Арк во сне являлся архангел Михаил, так и к Кузьме Минину во снах приходил сам Сергий Радонежский.
  • Кузьма погиб в 1616 году во время восстания татар и черемис.
  • После Минина и Пожарского не сохранилось никаких дневников, заметок или писем. Лишь в некоторых официальных документах можно обнаружить их подписи. Это может свидетельствовать о том, что народные герои были неграмотными.
  • Есть теория, что у Минина и Пожарского гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд. Если придерживаться версии, что предки Кузьмы были солеварами из Балахны, то выясняется интересный факт: одна из солевых скважин располагалась на территории рода Пожарских. Две семьи владели ею совместно.
  • Дмитрий – это имя, которое получил князь Пожарский после крещения, его церковное имя. Родители же при рождении назвали его Кузьмой. Есть даже легенда, что перед своей смертью, во время пострига в монахи, он принял имя Косма.
  • Незадолго до Второй Мировой войны в 1939 году на экраны вышел фильма Всеволода Пудовкина, рассказывающий историю Минина и Пожарского. Минин здесь показан прирожденным оратором, его речи вдохновляют на подвиги и призывают встать на защиту родной земли. В 60-е годы фильм реставрировали и, к несчастью, вырезали некоторые сцены. Однако образ народного героя в нём сохранился.
  • На памятнике, выполненном архитектором Мартосом, присутствует надпись: «Гражданину Минину и Князю Пожарскому благодарная Россія». Александра Пушкина эта надпись возмущала. По его мнению, пояснения «гражданин» для Кузьмы Минина недостаточно, так же, как и не стоило опускать имя и отчество князя Пожарского.
  • Именем Кузьмы Минина в разное время были названы крейсер, бронепоезд, теплоход и пароход.

Источник: https://vivareit.ru/interesnye-fakty-o-kuzme-minine/

Кем был Минин на самом деле

кто такой кузьма минин

Кириллица

С жизнеописанием Дмитрия Пожарского у историков не возникло никаких проблем — родословная его княжеского рода была доподлинно известна. Зато генеалогия Кузьмы Минина до сих пор полна белых пятен и черных дыр.

Низкое происхождение

Единственный факт в биографии Минина, о котором не спорят исследователи его жизни, является его принадлежность к так называемому низкому «посадскому», а не дворянскому сословию. Благодаря ему Минин смог стать нижегородским земским старостой, но не обладал правом вести родословные записи, дозволенные иметь только представителям дворянского сословия. Кстати, у посадских людей отсутствовали и фамилии, поэтому звались они либо по имени-отчеству, либо по какому-нибудь прозвищу.

Из города Балахны

В советской историографии прочно закрепилась версия о балахнинском происхождении Минина. Балахна — город в Нижегородской области, в котором в средние века велась активная добыча соли. Именно среди солепромышленников был обнаружен некий Мина Анкудинов — предполагаемый отец Минина.

В документах той поры описано, что Мина Анкудинов владел бадьями с соляным раствором, которые находились в той же самой трубе, где содержал свои бадьи князь Дмитрий Пожарский. Таким образом, приверженцы этой версии объясняют еще и факт знакомства Минина и Пожарского.

Вообще фамилия Минин весьма распространённая в Балахне, если кого-то отца звали Мина, то сына обычно именовали Мининым, поэтому вполне возможно, что Кузьма Минин был им всего лишь однофамильцем. Именно на этом настаивают критики балахнинской версии, которые строят свои предположения на основе найденного в архиве синодика Нефёда — сына Кузьмы Минина.

В этом синодике, то есть списке имён усопших родных для поминовения в храме, потомок Минина упоминает всех известных ему представителей рода, среди которых нет Анкудина. Косвенно об ошибочности балахнинской версии говорит, то обстоятельство, что балахнинские Минины никогда не гордились своим родством с героем Кузьмой Мининым, и не обращались к нему или в иные инстанции за особыми привилегиями.

Татарская версия

Татарская версия происхождения Минина самая молодая, однако, именно её поддерживает духовное и политическое руководство Российской Федерации. Доказательная база данного варианта строится на татарской этимологии фамилии Минин, которая берет свои истоки из кипчакского рода «мин».

Все выходцы этого ордынского рода носили фамилию Минин или Мининбаев, но достоверно известно, что гражданин Кузьма получил свою фамилию только 1613 году, когда ему был дарован чин думного дворянина. Вполне возможно, что татарская версия может оказаться правдой, но тогда не совсем понятно, откуда глубокие православных корни рода Мининых.

Нижегородская версия

Среди скудных сведений, приведенных в биографии Кузьмы Минина, значится неоспоримый факт — он был избранный народом земским старостой Нижнего Новгорода, таким образом, он точно жил в этом городе.

Именно нижегородская версия доминировала в исторической науке царской России, и все, потому что в архиве была найдена купчая, датируемая 1602 годом, в которой один из горожан купил дом у «Кузьмы Захарьева сына Минина Сухорука».

Совпадений достаточно много: имя Кузьма, отчество Минин (Минич), прозвище Сухорук, а у героя ополчения действительно была травмированная рука.

На этом все споры вокруг имени Минина могли бы завершиться, если бы не повторное изучение той самой купчей Садовским, который обнаружил подлог — в документе отсутствует слово «Минин», а значится «Кузьмы Захарьева сына Сухорука».

дня. Кот и пес сцепились из-за коробки

Источник: https://weekend.rambler.ru/people/40402199-kem-byl-minin-na-samom-dele/

Козьма Минин: из говядарей в руководители ополчения

кто такой кузьма минин

Один из самых важных источников по ранней биографии Кузьмы Минина — Хронограф 1617 г. — содержит малопонятную нынешнему читателю фразу. Там написано, что Минин «художествомъ бяше преже говядаръ»1. «Художество» для книжника XVII века — это род занятий. Но что означает слово «говядарь»? Оказывается, оно родственно всем известному слову «говядина».

Вместе они восходят к употреблявшемуся в Древней Руси понятию «говядо» (крупный рогатый скот), имеющему древнее индоевропейское происхождение. В словаре русского языка XI — XVII веков, подготовленном учеными Института русского языка АН СССР, «говядарем» называется и пастух, пасущий крупный рогатый скот, и торговец скотом2.

Кем же был Минин? По мнению филологов — торговцем.

Князь Дмитрий Пожарский помог ивановцам повысить доход от туризма

«Занимался прежде торговлей скотом», — так О.В. Творогов переложил на современный русский язык фразу о Минине-говядаре из Хронографа3. Похожим образом, кто такой «говядарь» разъяснял В.И. Даль. Согласно его знаменитому словарю, говядарь — это «гуртовщик, прогонщик, нагульщик скота и скотопромышленник»4. Гуртовщиком, прогонщиком называли хозяина или пастуха гурта — стада скота «в отгон, на продажу на убой». Нагульщик откармливал скот на подножном корму, пастьбой.

Возьмем еще один ранний источник, упоминающий о Минине — «Плач о пленении и о конечном разорении превысокого и пресветлейшего Московского государства в пользу и наказание послушающим». В нем род занятий Минина прямо назван: «Купец коровей»5.

Кто такой прасол?

Как же Кузьма, родившийся в семье балахнинского солепромышленника, стал «коровьим купцом» — говядарем? Ничего удивительного в этом нет. Соль — самый ходовой товар той эпохи: она пользуется спросом и не портится, ее удобно перевозить. Поэтому издревле на Руси по разным местам ездили торговцы солью — прасолы. Нельзя исключить, что и Минин начинал с этого.

Некоторые из прасолов в счет платы за соль принимали разные продукты и потом перепродавали их. В XIX в. прасолом называли перекупщика скота, мяса и рыбы. Согласно словарю Ожегова прасолы вели оптовую скупку «скота и разных припасов (обычно мяса и рыбы)»6. Академический словарь 1847 г. сообщает: прасол — это «скупающий гуртом рыбу или мясо, и солящий их на продажу»7. По Далю, прасол — скупщик мяса и рыбы для соленья, «для розничной мелочной распродажи»8.

О чем говорили Минин и Пожарский 401 год назад

По этому пути пошел и Минин. Вероятно, он развозил соль по разным селам, продавая или обменивая ее на скот — коров и телят. Потом он пригонял этот гурт в город: в Балахну или Нижний Новгород. Дальше телята нагуливались до нужного веса. В необходимый момент скот шел на убой.

Забой скота в XVII в. происходил в специально оборудованных животинных бойницах. В Нижнем Новгороде такое заведение находилось у мясного ряда и принадлежало Богдашке Сухорукову9. Оно обслуживало всех желающих. Самому колоть скот Минину не было необходимости. Он пригонял гурт, потом забирал мясо, солил и продавал его. «Имеяше торговлю мясную», — сообщал о нем «Новый летописец»10.

Из «Летописной книги» 1626 г. узнаем, что Минин торговал не только мясом, но и рыбой. Автор этого произведения, аристократ, возможно, чтобы уколоть сына Минина, Нефеда, причастного к придворной борьбе 1620х гг.

, дал такую характеристику его отцу: «Человекъ некий в Нижнемъ Новегороде убогою куплею питаяся, сиречь продавец мясу и рыбе в требания и в снедь людемъ, имя ему Кузма»11.

Заметим, что торговать рыбой, живя в волжском городе и имея доступ к дешевой, а возможно и даровой соли, было вполне естественно.

Во времена Минина слово «прасол» означало перекупщика сельскохозяйственной продукции вообще и употреблялось с прилагательным, указывавшим на определенный вид товара, основной для данного торговца. В источниках XVI — XVII вв. упоминаются прасолы «мучные», «животинные», «хлебные», «соляные», «рыбные»12.

Подобные словосочетания в начале XVII в. не были принадлежностью литературного языка. Поэтому, как мы видели, создатель Хронографа 1617 г., чтобы назвать первоначальное «художество» Минина, использовал церковнославянское слово «говядарь», а прочие авторы прибегали к описательным выражениям («купец коровей», «имеяше торговлю мясную», «продавец мясу и рыбе в требания и в снедь людемъ»).

Почувствуйте разницу!

Иностранцу все эти тонкости понять было трудно. Для него продавец мяса представлялся мясником. Именно так назвал Минина польский дипломат Ян Гридич на переговорах с русскими послами в 1614 г.: («Кузьма Минин, мясник из Нижнего Новгорода»)13.

Мясником стал видеться Минин и потомкам. Ведь «мясную торговлю», о которой писал автор «Нового летописца», можно было толковать и как продажу сырого мяса. Отсюда недалеко до утверждения, что Минин был мясником.

Указанный шаг сделал келарь Троице-Сергиевой лавры Симон Азарьин. Для этого незаурядного писателя характерно стремление к осмыслению имеющихся в источниках сведений.

Видимо, развивая показания «Нового летописца», в «Книге о новоявленных чудесах преподобного Сергия» (1654 г.) Азарьин написал про Минина: «Ремеством же мясник»14

Почему «Иван-железная рука» не оставил блокадный Ленинград

Что касается прямого свидетельства Хронографа 1617 г. о том, что Минин был говядарем, то историки XIX — XXI вв. постепенно стали воспринимать это как синоним слова «мясник». Н.И. Костомаров еще чувствовал разницу между указанными понятиями.

Он писал про Минина: «Ремеслом он был «говядарь» (быть может, мясник, или, скорее — торговец скотиной)»15. Но в ХХ — XXI вв. историки уже стали отождествлять говядаря с мясником. Между тем это две разные профессии, характерные для своего типа личности каждая.

Целый ряд поступков и деталей биографии Минина необъясним, если считать его мясником, и естественен для говядаря.

Организатор-финансист

В августе 1612 г. под Москвой Минин возглавил конную атаку на поляков. Мяснику негде и незачем было постигать искусство верховой езды. Другое дело говядарь. Сопровождая гурт скота, он часами не слезал с седла. Род занятий неизбежно делал из него лихого наездника.

Зададимся еще одним вопросом. Как мог мясник, не имеющий опыта проведения денежных операций, так блестяще организовать финансовую сторону деятельности Ополчения, как это сделал Минин? Скорее это оказалось бы под силу перекупщику-говядарю. Не случайно именно на Минина указал Дмитрий Пожарский как на человека, который будет заведовать в его войске казной, присовокупив «той бывал человек служивой, тому то дело за обычай»16.

Эта фраза Пожарского, зафиксированная в «Новом летописце», часто толкуется историками в том смысле, что у Минина был опыт военной службы. П.И. Мельников первым высказал мысль о том, что Кузьма Минин заслужил уважение нижегородцев своей храбростью во время походов нижегородских воевод Алябьева и Репнина17.

Однако посадский человек не мог и не должен был нести воинскую службу. Не имел такого опыта и Минин. В августе 1612 г. он признался архимандриту Троице-Сергиевой лавры Дионисию в том, что не было «воинское строение ему в обычай»18.

Слова Пожарского нужно понимать так, что Минину «за обычай» было не участие в боях, а обеспечение войска всем необходимым.

Именно о такой службе посадских людей рассказывается в знаменитом сочинении Григория Котошихина, дипломата XVII в., перебежавшего к шведам и подробно описавшего для них организацию военного дела в России.

Вот что сообщал Котошихин: «Да в полки ж берут на Москве и из городов хлебников, пирожников, мясников, квасоваров со всякими их запасы для продажи и поживления войска, человек по 50 и по 70 в полк; а жалованье им не даетца никакое.

А велят им, будучи на службе, те свои московские товары, и которые купят и даром добудут на войне, продавати всякому чину служивым людям негораздо дорогою ценою, чтобы им о того было самим поживление, а воинским людем не истратно»19.

Не щадя живота своего

В качестве такого торговца Минин действительно мог принять участие в походах Алябьева (в 1608-1609 гг. на Муром против тушинцев) и Репнина (весной 1611 г. на Москву в составе Первого ополчения). Мог ли тогда нижегородский говядарь познакомиться с Пожарским? Скорее всего, нет. Рать Репнина подошла к Москве, уже после того, как раненого князя увезли из столицы.

Но вполне возможно, что пути двух будущих вождей ополчения где-то пересекались. Современный биограф Дмитрия Михайловича, Ю.М. Эскин, считает не лишенным вероятия то, что Минин «вел торговые дела» с Пожарским, закупая у него, как и у других крупных и средних землевладельцев скот20.

Их знакомство было тем более, возможно, поскольку Пожарский владел двором в Нижнем Новгороде21.

Ведя торговлю в районе боевых действий, Минин постоянно рисковал и, конечно, должен был иметь при себе оружие. Его сабля сохранилась до сих пор. Первоначально она находилась в Троице-Сергиевой Лавре. Затем ее передали в Оружейную палату Московского Кремля.

Скорее всего, этот дорогой, хотя и простой по оформлению, клинок египетского мастера Ахмеда из Каира Минин приобрел не в те времена, когда был говядарем.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Валерий по церковному как будет

Но начальные навыки обращения с холодным оружием он мог получить, обеспечивая мясом и рыбой отряды Алябьева и Репнина.

О чем писали провинциальные газеты в мае 1917 года

Служба военного торговца, о которой написал Котошихин, была по плечу не каждому. Она, как и работа говядаря вообще, требовала личной храбрости, решительности и предприимчивости. Именно таким был Минин.

«Смел дерзновением», — с уважением говорил о нем автор «Иного сказания»[22]. Побывав во многих переделках, человек этой профессии приобретал хладнокровие и расчетливость. Эти качества в 1611 — 1612 гг. Минин проявил в полной мере.

Как мужа «смыслом мудра» характеризует его Хронограф 1617 г.23

Нерегулярное питание, обычное при этом роде занятий, плохо сказалось на здоровье Минина. Летом 1611 г. Кузьма стал чувствовать боль в животе: «всему чреву его изгнетену быти, и ходя, болезнуя чревом»24. Судя по симптомам, у него образовалась язва.

Развитию этого недуга способствовали частые стрессы, которые испытывал говядарь на беспокойных дорогах Руси начала XVII в. Да и в обычных условиях труд говядаря требовал большой эмоциональной отдачи. Чтобы заключить выгодную сделку, ему приходилось вести трудные переговоры, убеждать людей.

С другой стороны, таким образом, у Минина выработалось умение находить подход к каждому собеседнику и обзавестись полезными связями.

Дела семейные

Разумеется, деловыми партнерами Минина были и нижегородские купцы. Один из них, по имени Семен, выдал за оборотистого говядаря дочь Татьяну. После женитьбы Кузьма переехал в Нижний Новгород. Ведь в родной Балахне для него, как одного из младших братьев, перспектив не было. При этом Нижний для говядаря представлял обширный рынок сбыта. К тому же и тесть там мог поддержать.

Сокровища Эрмитажа: Кубок графа Павла Андреевича Шувалова

Кто же, однако, был тестем Минина? В Писцовой книге Нижнего Новгорода 1621-1622 гг. значится немало людей по имени Семен. Однако лишь один из них являлся предпринимателем, имевшим отношение к торговле мясом и рыбой. Это Семен Голубков. Он записан как «лучший человек» и один из крупнейших налогоплательщиков («в тягле с осми денег»).

У Семена имелись двор с огородом и садом у моста через речку Почайну, осадный двор в Кремле (недалеко от Михайло-Архангельского собора), амбар и лавка около Гостиного двора, лавка «идучи в мясной ряд», пол-лавки в холщевом и ветошном рядах25. Минин по возрасту вполне годился в зятья Семену Голубкову.

Сын Голубкова — Третьяк (судя по имени — третий) в Писцовой книге 1621-1622 гг. выступал как самостоятельный дворовладелец, лучший человек, отправляющий общественные службы26. Ему, вероятнее всего было около тридцати лет. Следовательно, он родился в 1590е гг. Его старшая сестра (Татьяна) могла появиться нас свет тогда же.

Кузьма Минин по возрасту был ей хорошей парой.

Третьяк Голубков был рыбным прасолом27. Возможно, что и его отец вел торговлю соленой рыбой — в средние века сын обычно продолжал дело родителя. Кузьма Минин мог представлять для Голубковых интерес как выгодный поставщик соли из Балахны. Породнившись с Голубковыми, он приобщился и к их семейному занятию, став продавцом «мясу и рыбе в требания и в снедь людем». Не оставил Минин и труд говядаря.

Источник: https://rg.ru/2017/05/15/rodina-kozma-minin.html

10 фактов о Кузьме Минине

400 лет назад умер (а возможно, погиб) Кузьма Минин – один из организаторов победного ополчения 1613 года. Это имя в России известно каждому и чаще всего упоминается в сочетаниях: «Минин и Пожарский», «Пожарский, Минин и Гермоген». Но подробностей о жизни одного из спасителей Руси мы не знаем.

Хотя даже беглый взгляд на его деятельность показывает, что в Минине наша страна обрела истинного гражданина – инициативного, бесстрашного, не отделяющего личной судьбы от судьбы народа и государства. Главной мотивацией гражданского подвига Минина была православная вера.

В смутное время Православие оказалось в опасности – и наш герой все силы положил на преодоление смуты.

Козьма Минин. Гравюра начала XIX века

Таким он остался в истории – как первый недворянин, сыгравший ключевую роль в судьбе Московского царства. Торговый человек, из сравнительно небогатых купцов. Когда создавалась идеология Московского царства при Романовых – понадобились символы народного единства. Дворянство, купечество, духовенство и крестьянство – представители каждого сословия внесли заметный вклад в преодоление смуты. И каждое сословие выдвинуло знакового героя.

Торговых людей, как правило, недолюбливают в народе. И они дают к тому повод. Как говорится, «не обманешь – не продашь». Подвиг Минина на много лет вперед стал оправданием для русских купцов. Даже много лет спустя, когда говорили о русских дельцах, об их неблаговидной роли, в качестве противовеса непременно вспоминали Минина: «Но его выдвинула именно эта, купеческая, среда». И то правда: социальную роль человека отбрасывать и недооценивать нельзя.

2. Где родился герой?

На этот счет существует немало версий. По одной из них Кузьма был сыном солеварщика из Балахны Мины Анкудинова. По другой – родился в семье торговца в Нижнем Новгороде.

В XIX веке его нередко называли Кузьмой Захаровичем и добавляли к фамилии родовое прозвище Сухорук. Но, скорее всего, Минин (Минич) – это и было отчество, из которого, став знаменитостью и дворянином, Козьма произвел свою фамилию. Сам Минин, скорее всего, был говядырем – то есть занимался мясной торговлей.

3. Великий оратор

Его можно назвать русским Демосфеном. Речи Минина изменили ход истории, придали Второму ополчению нужную тональность, а точнее – сделали его непобедимым. Люди во все времена, в большинстве своем, равнодушны к высоким идеям. Их больше интересуют вопросы выживания. И Минин неплохо разбирался в массовой психологии.

Он говорил о поруганных святынях, об угрозе порабощения. Призывал действовать сообща, всем миром. Не заискивал перед аудиторией. Демонстрировал искренние порывы и жесткие требования к каждому. Говорил об ответственности.

А.Д. Кившенко. Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам

4. Лидер

Минин выдвинул в воинские начальники князя Дмитрия Пожарского, который в то время лечился после ранений. Пожарский настоял (а скорее всего, согласился с Мининым), чтобы инициатору ополчения дали особые полномочия. И ершистые, степенные соратники признали в Минине предводителя. Научились подчиняться ему. Он распоряжался казной, вел трудное хозяйство ополчения, а заодно налаживал связи с местным населением во всех городах и селах. Пресекал крамолу. Выжигал смуту.

Минин стал влиятельнейшей фигурой в «Совете всея Земли», который до установления законной власти фактически был правительством страны. Специфика ополчения, да и вообще специфика того смутного времени не позволяла быстро и надежно наладить армейскую дисциплину.

Строгий, суровый Минин в этом смысле делал максимум возможного. По его биографии можно изучать психологию лидерства.

Это он жестко требовал от каждого отдавать на ополчение «третью деньгу» (в редких случаях – пятую), а несогласных превращали в холопов и вовсе лишали имущества.

5. Бой Московский

Роль Минина вовсе не исчерпывалась агитацией и хозяйственными делами. Он и во время боев за Москву летом и осенью 1612-го проявил лидерские качества. Показал себя истинным храбрецом, не жалел живота своего. Был верен присяге «умереть за христианскую веру», которую принес вместе с воинством.

В кульминационный момент битвы, когда в ополчении началось дезертирство и инициативу перехватили поляки, Минин с тремя сотнями бойцов переправился через Москву-реку и направился к лагерю Ходкевича. Лихое наступление вынудило поляков отступить.

В военном отношении это была решающая атака всей войны! И возглавил ее Минин.

6. Думный дворянин

Вскоре после венчания на царство наш первый самодержец из рода Романовых Михаил Федорович пожаловал Минину вотчины и чин думного дворянина. Он заслужил спокойную зажиточную жизнь. Но не стремился к покою. Минин принимал активное участие в политике. Жил в царских палатах, неустанно заседал в думе

Царь видел в нем надежного и деятельного сановника, доверял Минину, свидетельство чему – важные поручения. Во время паломнической поездки царя в Сергиев монастырь Минин оказался в числе тех, кому Михаил Федорович доверил беречь Москву

7. Последний поход

В 1615 году восточные рубежи царства потрясали волнения среди татар и черемисов. Минин был послан на розыски. А скорее всего – сам напросился на службу. Он неплохо знал Поволжье и со времен ополчения умело приводил в чувство горячие головы.

Минин вместе с князем Ромодановским возглавлял царский отряд. Он провел следствие. Надо думать, виновные не сумели скрыться от Минина. А на обратном пути, в 1616-м, он тяжко заболел и уже не встал. Его похоронили на погосте приходской Похвалинской церкви.

8. Спасо-Преображенский собор

Память о герое не стерлась. В 1672 году его прах перенесли в Нижегородский кремль, в Спасо-Преображенский собор. Митрополит Нижегородский Филарет отслужил панихиду. В середине XIX века обветшавший собор разобрали, построили на его месте новый. Могилу Минина заботливо сохранили.

В 1930 году, после разрушения Спасо-Преображенского собора, прах был передан на хранение в историко-архитектурный музей-заповедник, а затем перенесен в Михайло-Архангельский собор Нижегородского кремля. Кстати, Минину принадлежал надел земли и на территории Нижегородского кремля

9. Первый памятник Москвы

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади

Скульптурные памятники выдающимся людям – не в русской, не в православной традиции. Они стали возникать только в послепетровское время, когда в Россию пришла Западная Европа. Да и то эта традиция прививалась медленно. В Москве Белокаменной первый памятник появился только в 1818 году. Отечественная война 1812-го всколыхнула память о событиях двухсотлетней давности. Новый патриотический порыв позволил лучше понять Минина и Пожарского.

Сбор средств на постройку памятника начался в 1803 году. Первоначально доброхоты намеревались установить памятник в Нижнем Новгороде. Такова была идея императора Александра I. Иван Мартос представлял свои эскизы, которые воодушевили публику. В конце концов всем миром приняли решение возвести памятник в Москве, на Красной площади, а в Нижнем установить обелиск.

Работы по созданию памятника Мартос начал вскоре после изгнания французов за пределы Отечества. В скульптуре видели символ победы.

Текст, выбитый на памятнике, не понравился Пушкину: «Надпись Гражданину Минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукой, или думный дворянин Косма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства, как назван он в грамоте о избрании Михаила Федоровича Романова. Всё это не худо было бы знать, так же как имя и отчество князя Пожарского».

Рискну предположить, что великий поэт был не прав. «Гражданин Минин» – высокое звание, и оно вполне выражает суть этой личности. Минин как бы призывает Пожарского на бой, укрепляет его дух. Поднимает воина на бой. Величавая, и в то же время эмоциональная композиция.

10. На киноэкране

Знаменитый фильм Всеволода Пудовкина «Минин и Пожарский» вышел незадолго до войны, в 1939 году. Замечательная вышла картина, настоящий народный эпос по сценарию Виктора Шкловского. Артист Александр Ханов (всенародный дедушка – его голос звучал в популярной детской радиопередаче «Угадайка»!) просто блистал. Он угадал главную черту, нерв Минина – его ораторское мастерство. Получился народный трибун.

Кинематографическая слава воскрешает память о героях далекого прошлого. Фильм и в наше время нет-нет, да и повторят по телевидению. К сожалению, при реставрации в 1960-е годы его сильно сократили. Но главное – у нас есть кинообраз Минина. А значит, легенда продолжается.

Источник: https://www.pravmir.ru/10-faktov-o-kuzme-minine/

Кузьма Минин: биография и роль в истории России :

Однажды, в 1611 году, от патриарха Гергемона из Троицкой лавры пришла грамота в Нижний Новгород, на обсуждение которой собралось все духовенство и старшие городские чины, среди которых оказался местный земский староста Кузьма Минин. Он был среднего достатка человек и мясник по ремеслу.

Протопоп Савва стал просить народ встать на защиту веры, но убедительнее всего прозвучала речь Минина. Затем он при поддержке войск воеводы Пожарского оценил все имущество нижегородского населения, и по его совету было решено отдавать третью часть (некоторым пятую) имущества на поддержку ополчения.

У не желавших платить конфисковалось все имущество, а сами они отдавались в холопы.

Кузьма Минин: биография

К нижегородцам вскоре присоединились и другие города, которые получили грамоту от Минина. И вот в 1612 году в Ярославле собралось огромное ополчение, которое возглавили Кузьма Минин и Пожарский. В августе гетман Ходкевич был побежден, а в октябре поляки были выгнаны из Москвы.

12 июля 1613 г., после вступления на престол царя Михаила Федоровича, Кузьма Минин получил чин думного дворянина и вотчину. С тех пор тот заседал в думе, пользуясь доверием у царя, жил во дворце.

Ему вместе с боярами в 1615 году было поручено оберегать Москву от врагов, когда царь отбыл в Сергиев монастырь.

Полное имя этого героя — Кузьма Минич Захарьев-Сухорукий. Известно только, что он появился на свет в конце XVI века, а скончался 21 мая 1616 года. Он был сыном Мины Анкудинова, солеварщика, проживавшего в небольшом волжском городке Балахне.

Известен тот факт, что Татьяна Семеновна – вдова Минина, похоронив мужа и сына Нефеда, которому Господь не послал детей, приняла монашеский постриг в 1635 году с именем Таисия и вскоре упокоилась. Монашкой была и дочь Минина Софья.

Род Мининых на этом обрывается.

Мартос

В 1804 году в Нижнем Новгороде скульптор И. П. Мартос стал работать над композиционным памятником Минину. Когда эскизы были подготовлены, начался сбор денежных средств. В 1811 году набралось 12 000 рублей, и тогда Кабинет министров решил поставить памятник именно в Москве.

Памятник Кузьме Минину и Пожарскому был воздвигнут в 1818 году прямо на Красной площади, а через 10 лет гранитный обелиск появился и в Нижнем Новгороде.

Смерть Минина

Кузьма Минин умер в 1616 году в казанских местах во времена бунта татар и черемисов. Его тело погребли на погосте Похвалинской церкви. В 1672 году первый нижегородский митрополит Филарет повелел прах Минина перенести в Спасо-Преображенский храм кремля Нижнего Новгорода. В 1930 году собор был разрушен, прах народного героя Кузьмы был перенесен на хранение в городской исторический музей-заповедник.

Святой Сергий Радонежский

Теперь уже все мы знаем, что победа над поляками и литовцами связана с именами Минина и Пожарского, однако мало кто представляет себе, что вдохновителем этой победы стал преподобный отец Сергий Радонежский.

Первое сопротивление народного ополчения против Лжедмитрия, собранное по грамотам и письмам архимандрита Дионисия, потерпело поражение. Однако он снова продолжал искать помощи. Вместе с келарем Троицкой обители Авраамием Палицыным они призывали весь русский православный народ на борьбу с интервентами. Положение оставалось опасным и крайне тяжелым.

Историческая правда

В житие святого протопопа Сергия Радонежского написано, что в это Смутное время в Нижнем Новгороде жил добродетельный человек Кузьма Минин. Он очень болел за свою Отчизну и поэтому горячо молился Богу. У него даже была уединенная домашняя келья, куда он на ночь уходил молиться. И вот однажды, когда он уснул в этой своей комнатке, вдруг во сне к нему явился чудотворец Сергий и сказал, чтобы он начал собирать казну и нанимать ратное войско для освобождения Москвы.

Проснувшись рано утром, Кузьма вспомнил сон и никак не мог понять, к чему он приснился, ведь он не князь и не воевода, а простой мирный человек, который немощен и подумать о таких серьезных делах, о которых говорил ему святой Сергий. И тогда он успокоил себя тем, что всерьез этот смущающий сон ему воспринимать было бы безумной гордыней.

Второй сон

Но через некоторое время к нему во сне опять явился преподобный Сергий, который с укором сказал ему, чтобы тот выполнил его наказ.

Святой передал ему волю Божию, которой Всевышний хочет помиловать весь русский православный люд от раздирающих войн и привести их к миру и тишине. Однако для этого нужны казна и ратные люди, чтобы освободить Московское государство от врагов.

Преподобный Сергий сразу же предупредил его, что старшие люди не возьмутся за такое дело, а вот младшие начнут его и приведут к благому завершению.

Наутро Кузьма проснулся в трепете и ужасе. Он встал, скрученный сильной болью от сдавленных внутренностей и мыслью о возложенной на него великой ответственности. Теперь уже Минин наконец-то понял, что это не простой сон и не мечтание, а его настоящий долг. И тогда стал молиться святому Сергию о том, чтобы тот исцелил его, и поклялся выполнить все его повеления.

Начало

Как же взяться за такое дело ему, простому человеку? С чего же надо было начинать? Сначала по Божьему промыслу Минина избрали в земские старосты, об этом написал его современник, троицкий монах Симон Азарьин. И он перестал быть обычным горожанином, а стал попечителем в делах Нижнего Новгорода. Везде, где он бывал, он обращался к нижегородцам, говоря им пылкие патриотические речи со слезами на глазах.

Его и впрямь слушали в основном молодые люди, хотя сам он уже был немолод. Старшие люди уже больше держались за свой покой и нажитое имущество. Так мог бы поступить и сам Минин, если бы не старец Сергий, который пробудил в нем живую совесть.

Молодые же стали убеждать своих отцов в том, мол, что толку в их нажитом богатстве, если враг скоро возьмет их город? Они готовы были сложить свои горячие головы за освобождение православия.

Общая казна и новое ополчение

В итоге весь город подписался под приговором и решил слушаться Кузьму. Сам же Минин, оставив себе немного, остальное имущество отдал в общий котел на вооружение воинов. За ним последовали богатые купцы и торговцы, которые стали приносить деньги. Этим общим порывом заразились и другие жители городов.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое ложь во спасение

В это время под Арзамасом оказались беженцы – стрельцы со своими семьями из города Смоленска, тоже взятого поляками. Их было около 2000, это дало начало созданию ополчения, датируемому 6 января 1612 года. Вот тут-то Минин и проявил себя как великолепный организатор.

Понимая, что средств у него все равно не хватает, он от имени войска обратился к очень зажиточным людям с просьбой о займе денег до того дня, пока Москва не очистится от врагов. Так, например, поддержали его солевары Никита и Максим Строгановы, которые дали 4116 руб.

, Григорий Никитников, внесший сумму в 500 руб., и другие.

На эти деньги стали закупаться медь, железо, олово и древесный уголь. Во всех кузницах, которых насчитывалось одиннадцать, оружейники день и ночь ковали копья и сабли, а в литейных ямах отливались пушки и пищали.

Кузьма Минин. Князь Пожарский

Симон Азарьин дальше писал, что чем больше умножалась казна, тем больше увеличивалось и ратное войско, словно бы со всей Вселенной его собирали.

Вскоре появился и опытный князь — воевода Дмитрий Михайлович Пожарский, который уже стоял во главе первого неудачного ополчения, распавшегося из-за нехватки средств и внутренних раздоров. Наконец русские войска двинулись на Москву через Сергиев Посад.

Вскоре к стенам Троице-Сергиевой лавры подошло мощное и хорошо снаряженное войско, где был отслужен молебен, а затем Кузьма Минин рассказал архимандриту Дионисию о видении во сне старца Сергия Радонежского, который призвал его на великое общее дело.

Заплакал старый архимандрит и поблагодарил Пресвятую Троицу, Богородицу и святого заступника Руси преподобного Сергия за их покровительство и заступничество. Пока не было завершено дело, об этом уже никто никому ничего не рассказывал.

Благословение

Войско пошло от обители на Москву, отец Дионисий благословил всех ратников крестом и окропил святою водою. В это время в лицо воинов дул ураганный ветер, и они едва могли сидеть на конях. Многие подумали, что это плохое предзнаменование, и даже устрашились будущего.

Однако под конец подъехали на лошадях на благословение Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. И когда архимандрит осенил крестом спины отъезжающих предводителей, вдруг чудовищный ураган переменился и стал дуть в спину ратникам, словно от обители Троицкой и от самого гроба чудотворца Сергия.

Войско сразу взбодрилось и почувствовало надежду и ожидание Божьей милости.

Победа

Ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского и их поход на Москву были очень успешными, но не решающими. Поляков русские выбили из города, Бог услышал молитвы преподобного Сергия. Но тут же начались ссоры и разногласия среди ратников. Тогда архимандрит Дионисий с келарем Авраамием из лавры сами направились в Москву, чтобы примирить войско.

Казакам, жаловавшимся, что им не заплатили денег, они обещали отдать всю монастырскую казну.

Келарь Авраамий писал позже, что, когда троицкие привезли из монастырской обители дорогие вещи и казну в табор казакам, устыдились те и, стесняясь друг друга, вернули все драгоценности в монастырскую казну в полной сохранности, так как знали, что это добро собиралось долгие годы и было принесено в дар Богу.

Так 22 октября 1612 года захваченная и разоренная поляками столица была отвоевана русскими, Китай-город был взят, и уже через несколько дней польский гарнизон, не выдержав осады, сам покинул Кремль. Святая Русь выстояла и не погибла от рук иноверцев. Вот так с помощью покровительства святого чудотворца Сергия и народного ополчения Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский защитили Россию и православие.

Источник: https://www.syl.ru/article/284359/new_kuzma-minin-biografiya-i-rol-v-istorii-rossii

Кузьма Минин

К сожалению, мы не можем представить себе биографию Кузьмы Минина хотя бы даже с той степенью полноты,каковая возможна в отношении его соратника, князя Дмитрия Пожарского. Род Мининых, посадских людей, был хотя и богат, но не знатен и ничем особенным до событий Смутного времени не прославился, а значит — никаких документов, которые фиксировали бы путь этого рода в истории, не только не сохранилось, но не существовало вовсе.

Таким образом, ранняя биография Кузьмы Минина «закрыта» для нас. Есть множество версий, подтверждающих или опровергающих одна другую, но ни одна из них не может быть признана окончательно достоверной.

В последнее время принято стало считать Кузьму Минина выходцем из Балахны (и балахнинцы очень рады такому земляку), где его отец Мина Анкундинов якобы был солепромышленником.

Но никаких документальных подтверждений балахнинскому происхождению Минина мы не находим — разве что, действительно, по свидетельству синодиков, в Балахне какие-то Минины тоже имелись. Но в каких родственных отношениях они состояли с «гражданином Мининым» — совершенно неизвестно.

А вот совсем недавняя версия — отец Кузьмы Минина был крещеным татарином. Оно, быть может, и так: в нижегородских землях татары — не экзотика, и в нашей истории мы знаем множество славных родов, происходивших от крещеных татар, однако, опять-таки, хотелось бы увидеть подтверждение.

Пока же имеющиеся косвенные данные не свидетельствуют в пользу «татарской версии». Взять хотя бы тот факт, что оба родителя Кузьмы Минина приняли незадолго до смерти монашеский постриг.

Он говорит скорее о том, что семейство имело давние благочестивые традиции, то есть православным было отнюдь не в первом поколении.

Ставя под сомнение «новые легенды», необходимо с осторожностью относиться и к старым. Например, в популярной (и даже серьезной исторической) литературе XIX века Минина называют Кузьмой Захаровичем Мининым-Сухоруким. Однако в сохранившихся документах, имеющих отношение к Минину, ни о «Захаровиче», ни о «Сухоруком» речи не идет. Так что тут мы вновь имеем дело с, назовем это так, некоторой неразборчивостью в отношении источников.

Политическая жизнь Минина

Родившись в начале 1570-х годов (эта дата очень приблизительна), Кузьма Минин, как предлагает нам считать его официальная биография, сначала помогал в деле своему отцу, а затем занялся собственным делом. Говорится, что он был говядарь (то есть мясник или торговец скотом), состоятельный и, очевидно, уважаемый человек, поскольку стал земским старостой.

Помимо того, Минин еще до 1612 года принимал активное участие в тогдашней «разодранной» политической жизни — то есть постоянно участвовал в боевых действиях против поляков и литовцев, а также «русских воровских людей». В 1608 он дрался против балахнинцев, совращенных Лжедмитрием II, а в 1611 году ходил в составе Первого ополчения в Москву, где вкусил, вместе со всеми участниками ополчения, горечь поражения, однако не упал духом.

Воззвание к нижегородцам гражданина Минина

Вернувшись в Нижний Новгород, Кузьма Минин — как мы можем предполагать — рисовал перед посадскими людьми картины бедственного положения страны, указывал на необходимость собрать новое ополчение (теперь уже на своем опыте зная, что необходимо для его успеха). Сначала, по-видимому, это были частные беседы, затем в них принимало участие все большее число людей, составлялись сходы, слушавшие Минина с интересом и мало-помалу разгоравшиеся одушевлением.

Наконец, осенью 1611 года в Нижний Новгород прибыла грамота — то ли от Патриарха Гермогена, доживавшего тогда последние месяцы в заточении, то ли от архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия. От кого бы ни была она, смысл ее ясен: призыв стоять за родную землю и православную веру. Но, прочитанная сначала народу в Спасо-Преображенском соборе, она не произвела на народ чаемого впечатления. Во всяком случае, Н. И. Костомаров пишет об этом так:

«В народном противодействии не было уже ни порядка, ни определенного плана. Все шло врознь. Начало распространяться уныние и недоверие к собственным силам. Так, когда в Нижнем Новгороде, в соборной церкви, прочитана была грамота троицких властей, народ, прослушав ее, пришел в умиление, плакал над погибелью государства, но выражал отчаяние такими словами: „Верно, нам не будет избавления! Чаять нам большей гибели“».

Однако выступления перед народом протопопа Саввы Ефимьева, а затем Кузьмы Минина (где все это происходило — до сих пор спорят; раньше считалось, что перед Спасским собором, теперь чаще называют Предтеченский храм на Нижнем базаре) переломили неверие нижегородцев в собственные силы. Минин предложил конкретные меры — хотя и жесткие: давать каждому на ополчение третью часть своего состояния, а кто беден — хотя бы «пятину».

Надо сказать, что подлинный текст воззвания Минина не сохранился, и то, что мы сегодня принимаем за цитату из него, есть «вольный перевод» историков. Но с сохранением исходного смысла, конечно.

Минин в «послесмутное» время

Мы не раз уже обращались к тому, как разворачивались события 1612 года. Поэтому теперь интереснее обратиться к «послесмутной» биографии Кузьмы Минина. И — к судьбе его останков.

Известно, что уже на другой день после своего венчания на царство Михаил Федорович пожаловал Минину чин думного дворянина. В государеву службу был взят и его единственный (насколько позволяют судить документальные источники) сын Мефодий (Нефёд). Семейство Минина, очевидно, жило в эту пору в Москве, а глава его скончался в 1616 году, по дороге из Казани, где он находился с государственным поручением, расследуя причины восстания татар и марийцев («черемиса заворовала»).

Могила Минина

Погребли Кузьму Минина в Нижнем Новгороде, первоначально — на приходском кладбище.

Затем, в 1672 году, прах его перенесли в Спасо-Преображенский собор (когда выстроили новый собор, сюда переместили и могилу Минина), а после разрушения собора в советское время останки Минина хранились некоторое время в музее.

Когда завершилась реставрация единственного уцелевшего в кремле Михайло-Архангельского собора Нижнего Новгорода, могила Кузьмы Минина нашла свое место здесь. Хотелось бы думать, что уже — навсегда.

Выдающиеся личности Нижнего Новгорода.

Источник: https://posmotrim.by/article/kuzma-minin.html

Козьма Минин

Народные герои одобряют эту статью Поэтому рекомендуют продолжать текст в том же духе

«Минин и Пожарский». М. И. Скотти.

1850

Козьма Минин, Козьма Минич, Кузьма Захарович Минин по прозвищу Сухорук, Кириша Миннибаев или Мининбаев (? — 21 мая 1616) — русский национальный герой, организатор и один из руководителей 2-го ополчения в период борьбы русского народа против польской и шведской интервенции н. XVII в. Первый сити-менеджер Нижнего Новгорода.

Биографический вопрос

Кузьма Минин происходил из многочисленной семьи балахнинского солепромышленника Мины Анкудинова. «Минин» — первоначально было отчеством и лишь впоследствии стало родовой фамилией. А.Я.Садовским доказано, что встречающееся в исторической литературе имя Кузьма Захарьев сын Минин Сухорук принадлежит другому человеку. Отойдя от родовой профессии, Минин перебрался в Нижний Новгород и стал посадским, торговал мясом и рыбой. Избранный в сент.

1611 земским старостой, Минин призвал к «собранию ратных людей», первым показал пример, отдав треть своего имущества на организацию ополчения, и пригласил главным воеводой Д. М. Пожарского. Вместе с ополчением прошел до Москвы и участвовал в сражении, закончившемся изгнанием польских захватчиков. После избрания царем Михаила Федоровича Романова в 1613 М. получил чин думного дворянина и вотчину «в род их неподвижно».

Минин жил в Москве и выполнял важные поручения правительства и царя, собирал пятину (20 процентов от имущества) с посадских людей, пополняя истощенную Смутой казну, участвовал вместе с другими боярами в управлении государством во время выезда царя на богомолье. Зимой 1615 в. Поволжье восстали татары и черемисы. После подавления бунта был отправлен в Казань для выяснения причин недовольства. Умер на обратном пути, не успев добраться до Москвы.

В 1826 Кузьме Минину и Пожарскому был поставлен памятник работы скульптора И.П. Мартоса в Москве на Красной площади.

Современная версия происхождения Минина

Впервые же о татарском происхождении Кузьмы Минина было заявлено в 2002 году историком Владимиром Махначом, который назвал его «крещеным татарином Киришей Миннибаевым».

Через четыре года председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин поддержал версию о татарском происхождении Минина. Одновременно с ним тезис о возможной татарской национальности героя 1612 года был озвучен тогдашним патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Патриарх считал также, что в ополчении Минина и Пожарского было много татар, которые шли освобождать Москву от интервентов.

Интересно, что никто из российских официальных лиц или историков не отреагировал в тот момент на заявление Равиля Гайнутдина (молчание — знак согласия?). Более того, В. В. Путин косвенно подтвердил тогда слова главного муфтия, заметив, что «процесс освобождения России начался с Казани».

Известный казанский ученый-филолог, академик А. Х. Халиков в своем капитальном труде «500 русских фамилий булгарско-татарского происхождения» однозначно утверждает, что фамилия Минин происходит от названия рода «мин», который был ведущим кипчакско-ордынским родом.

О роде мин как одном из мощных и жизнеспособных образований тюркско-кыпчакского происхождения подробно писал профессор БашГУ Р. З. Янгузин. Из той среды вышли знатные ордынские роды. В Полном собрании российских летописей говорится, что выходцев из этого рода именовали Миниными.

Довод этот довольно-таки убедительный.

При всем при том, достоверных и аргументированных научных сведений, был ли Кузьма Минин на самом деле татарином, нет. Это, по большому счету, версия, которая имеет право на существование.

Предпосылки деятельности Минина

Земщину на Руси установил Иван Грозный, заменив так называемое кормление (самовольное обложение населения наместниками и волостелями) государевым оброком. Выборный на сходе (обычно на год) «излюбленный» староста в первую очередь и отвечал за сбор налогов. Борясь с Боярской Думой, Грозный любил назначать своими наместниками простолюдинов, отличавшихся рвением в служении и абсолютной безжалостностью (наподобие милого его сердцу Малюты Скуратова).

Должность была с серьезными властными полномочиями, но общественная, без жалованья и сама по себе, в общем-то, мало приятная (включая выполнение фискальных функций, вызывавшее определенное отношение в массах). Помимо всего прочего – организация благоустройства, пожарный надзор, выгон народа на общинные работы, ходатайства по мирским делам и т.п.

Одним словом, должность хлопотная, особенно с учетом отсутствия жалованья.

Пусть хотя и почетная, но лишь в той мере, в какой было отмерено — даже фамилии Кузьме сыну Минину, человеку посадскому, равно как и холопу, и крестьянину, все едино не полагалась.

Потому Карамзин в своей Истории «для солидности» придумал ему фамилию и даже объявил «гражданином» (хотя в те времена, и даже во времена Карамзина, в России никакого гражданства не было, а существовало абсолютное подданство русскому царю — холопство).

Будучи человеком смышленым, жестким и изворотливым, Козьма выгодно использовал свою должность и весьма преуспел в обирании подвластных ему людей самыми жесткими методами.

Когда в Балахне, на родине К. Минина, купцы и промышленники недодали ему денег, Козьма возмутился: «Руки бы вам поотсекать! » — как пишут летописцы. После такого предупреждения, ранее неоднократно подтверждавшегося действием, купцы принесли более, чем просили.

Позднее, после взятия его ополчением Ярославля, Козьме Миничу даже удалось взять под стражу и обобрать ярославского земского старосту богатейшего купца Григория Никитникова. Были обобраны «до нитки» и другие ярославские толстосумы.

Вот этот весьма подходящий человек и был привлечен Гермогеном и князем Пожарским для сбора средств, организации и командования войском. Сам Пожарский был непригоден для командования по причине «сложения тщедушного и здоровья слабого». К тому же, случись неудача, и ответственность на князя не ложилась — Пожарский был человеком спокойным и рисковать не любил.

Смерть на государевой службе

В начале февраля 1616 г. Козьма Минич, сопровождая боярина Ромодановского, прибыл в Казань где по доносам «черемиса заворовала». Завершив расследование, Минин двинулся в обратный путь, но в дороге внезапно занедужил. Как пишет современник-хронограф: «А Кузьмы Минина едучи к Москве на дороге не стало».

Память в Нижнем Новгороде

Ряд улиц носит имя Минина в Нижнем Новгороде и нижегородской области. Например, улица Мининав Нижнем Новгороде располагается в самом центре города и считается самой «зеленой», потому что всегда считалась элитной и застраивалась с осторожностью (деревья не вырубали), а теперь на ней расположены множество университетов, в которые молодые «зеленые» студенты бегут по утрам на лекции.

Также существуют площади в Нижнем и области имени Минина, на которых установлены памятники в честь земляка-героя.

Интересные факты

  • Предположительная дата кончины героя — 21 мая по новому стилю, с XIX века (после издания сочинения Карамзина) отмечалась всей Россией вплоть до 1916 г. как «День памяти Гражданина Минина». По всей вероятности, понятие «гражданства» (и тогда, и позже в монархической России не существовавшего) было навеяно историку Карамзину итогами Французской Революции, но, несмотря на явное проявление вольнодумства (или, как тогда подобные мысли именовали в России, «французские заблужения»), царем и цензорами в Сочинении запрещено не было, а потому «пошло в народ».

Смотрите также

  • Историческое воззвание Минина
  • Памятник Минину и Пожарскому

Источник: https://www.nnov.ec/%D0%9A%D0%BE%D0%B7%D1%8C%D0%BC%D0%B0_%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BD

Биография Кузьмы Минина

Кузьма Минич Анкудинов (1570-1616) — русский национальный герой, руководил ополчением во время борьбы против польской и шведской интервенции. Он был главным соратником князя Дмитрия Пожарского, героев увековечили в виде памятника в центре Москвы. Они смогли поддержать и повести за собой людей в трудный период.

События тех дней навсегда остались на страницах российской истории. Кузьма всегда отличался тягой к справедливости, рассудительностью и острым умом. Благодаря этому ему удалось построить собственный бизнес, стать лидером народа и победить в схватке со сторонниками Лжедмитрия II. В 1612 и 1613 гг.

он был членом «Совета всея земли» в Ярославле.

Юность и опыт в торговле

Точную дату и место рождения Кузьмы установить невозможно. Некоторые ученые утверждают, что полководец появился на свет в 1570 году в городе Балахне. Он рос в состоятельной семье. Отец, Мина Анкудинов, был соляным промышленником. Мать Доминика занималась воспитанием детей. Кроме будущего героя у нее было еще двое сыновей — Иван и Федор.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такой януш корчак

С ранних лет мальчиков приучали к труду. В их городе было принято, чтобы дети помогали родителям, работали с юного возраста. Когда Анкудинову исполнилось 11 лет, семья переехала в Нижний Новгород. Кузьма мог продолжить дело отца, но он предпочел идти своим путем. Именно поэтому юноша приобрел мясную лавку и занялся торговлей.

Выборы старосты

Бизнес у Минина шел неплохо, вскоре он построил собственный дом в посаде Благовещенской слободы. В Новгороде юноша также встретил свою любовь. Через несколько лет после знакомства они с Татьяной Семеновной поженились. Женщина родила супругу двоих сыновей — Леонтия и Нефеда.

В сентябре 1611 Кузьму избрали слободским старостой. Он успешно руководил жителями, заражал их своей энергией и продвигал отличные идеи. Но переломным моментом стало получение грамоты Патриарха Гермогена. В ней говорилось о необходимости немедленно подняться на борьбу с польскими захватчиками.

Через некоторое время Анкудинов призвал к «собранию ратных людей». Он выступил с речью на городском совете, в котором приняли участие представители власти в духовенства. Кузьма призывал встать за свою веру, не жалея сил и имущества. Он отдал треть своих денег на организацию ополчения, а потом присоединился к Дмитрию Пожарскому, назначив его главным воеводой.

Управление ополчением

Минин неоднократно проявлял свои лидерские качества. Благодаря Пожарскому он получил особые полномочия, стал предводителем многочисленных бойцов. Он управлял хозяйством, распоряжался казной и устанавливал связи с населением в разных городах. Герой был жестким руководителем, он требовал у людей, чтобы они отдавали пятую, а иногда и третью часть имущества на ополчение. Если кто-то отказывался, их обзывали холопами, преследовали и лишали всех денег.

Зимой 1611 г. был основан «Совет всея земли». От имени этой организации Минин и Пожарский рассылали грамоты, призывающие участвовать в битве. Благодаря этому к ним вскоре присоединились отряды из других городов и сел. В конце марта 1612 было собрано ополчение из десятков тысяч людей на Волге.

Базой для подготовки к борьбе стал Ярославль. Это время было трудным для Анкудинова, поскольку безвестного торговца никто не хотел воспринимать всерьез. Князь Дмитрий Трубецкой не хотел даже видеть его имени на грамоте. Аристократы и дворяне также относились к полководцу с презрением. Большую часть дел они оставили в своих руках, не доверяя приезжим героям.

Кузьма занимался не только управленческой деятельностью. Он неоднократно участвовал в боях за Москву. В конце августа 1612 герой переправился через реку и нанес фланговый удар по войскам Ходкевича. Именно эта атака была решающей, она принесла бойцам победу.

Последние годы жизни

После окончания битвы герой остался служить в Москве. Он никогда не стремился к спокойной жизни, поэтому занимался сбором налога с купцов, участвовал в политической деятельности. В октябре 1612 вместе с Пожарским он ликвидировал семибоярщину.

В 1613 г. Минин участвовал в Земском сборе, призывавшем царствовать Романовых. Через некоторое время он был удостоен звания думного дворянина, а в 1615 г. получил вотчину под Нижним Новгородом. Благодаря расположению царя он мог заседать в Боярской думе, быть воеводой и раздавать указания.

В 1615 г. вместе с князем Ромодановским Кузьма отправился в Казань. Он сам вызвался проводить сыскную операцию по делу восставших черемисов. После длительных пыток виновный признался, но в Москву герой уже не вернулся. Он тяжело заболел на обратном пути, а через некоторое время погиб.

Минин смог добиться успеха во многом благодаря своим ораторским способностям. Его часто называли русским Демосфеном. Герой всегда верил в то, что он говорит и делает, и этой верой он заражал слушателей. Именно его речи помогли сделать Второе ополчение практически непобедимым. Примечательно, что такой убедительный оратор был совершенно неграмотным. Важные документы за него подписывал Дмитрий Пожарский.

Кузьма говорил о реальной угрозе порабощения, умел тонко чувствовать психологию людей. Он призывал их объединиться, но не забывал об ответственности и требованиях к каждому члену общества. Оратор знал, что людей больше интересует выживание, чем мифические высокие идеи, и он великолепно сыграл на этом. Слушатели оценили его искренние порывы и практичный подход, поэтому с удовольствием присоединились к битве.

Источник: https://stories-of-success.ru/kuzmy-minina

Кузьма Минин: биография, исторические события, ополчение. Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский

В центре столицы, на главной площади нашей страны, установлен хорошо известный всем памятник, созданный в 1818 году скульптором И. П. Мартосом. На нём запечатлены достойнейшие сыны России — Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, в тяжёлый для Родины час сумевшие организовать и повести на борьбу с захватчиками многотысячное народное ополчение. События тех давних лет стали одной из славных страниц нашей истории.

Молодой и предприимчивый нижегородец

Когда родился Кузьма Минин, точно не известно. Принято считать, что произошло это около 1570 года в приволжском городе Балахне. Сохранила история и имена его родителей — Михаила и Домники.

Известно также, что были они людьми состоятельными, и когда сыну исполнилось одиннадцать лет, переселились в Нижний Новгород — один из самых крупных волжских городов.

В те времена было принято, чтобы сыновья с ранних лет по мере сил помогали своим отцам добывать хлеб. Так и Кузьма привычку к труду приобрёл ещё в юности.

Когда же повзрослел, то открыл собственное дело. Недалеко от стен Кремля появились принадлежавшие Минину бойня для скота и лавка с мясным товаром. Дела пошли превосходно, что позволило построить собственный дом в посаде Благовещенской слободы, где селились по тем временам люди с достатком. Вскоре нашлась и хорошая невеста — Татьяна Семёновна, которая, став женой, родила ему двух сыновей — Нефёда и Леонтия.

Среди прочего посадского люда Кузьма выделялся умом, энергией и явными задатками лидера. Благодаря этим качествам жители слободы, у которых он пользовался авторитетом, избрали Кузьму своим старостой. Но по-настоящему заложенные в нём способности раскрылись в 1611 году, когда в Нижний Новгород была доставлена грамота Патриарха Гермогена, призывавшего все сословия русского народа подняться на борьбу с польскими захватчиками.

Для обсуждения этого послания в тот же день собрался городской совет, состоявший из представителей городских верхов и духовенства. Присутствовал на нём и Кузьма Минин. Сразу после того, как грамота была зачитана жителям Нижнего Новгорода, он обратился к ним с пламенной речью, призывая встать за веру и Отечество и для этого святого дела не пожалеть ни жизни, ни имущества.

Жёсткие требования войны

Жители города с готовностью откликнулись на его призыв, но для столь масштабного дела необходимы были энергичный и деловой хозяйственник, которому по силам было бы материально обеспечить войско, и опытный боевой командир, способный взять на себя командование. Ими стали Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, который не раз показал себя отменным воеводой. Теперь по всем вопросам, связанным с человеческими ресурсами и необходимыми денежными средствами, обращались непосредственно к Минину.

Используя данные ему полномочия и опираясь на поддержку войск Пожарского, он постановил, что каждый житель города обязан внести в общий фонд сумму, равную трети от всего своего имущества.

В исключительных случаях эта сумма уменьшалась до пятой части от оценки всего, чем владел горожанин. Нежелавшие вносить положенную долю, лишались всех гражданских прав и переходили в разряд холопов, а все их добро полностью подлежало конфискации в пользу ополчения.

Таковы суровые законы военного времени, и Кузьма Минин не вправе был проявлять слабость.

Формирование ополчения и начало боевых действий

Грамоты, подобные той, что получили в Нижнем Новгороде, были разосланы также и во многие другие города Руси. Очень скоро к нижегородцам примкнули многочисленные отряды из других районов, где жители с не меньшим энтузиазмом откликнулись на призыв Патриарха. В результате в конце марта 1612 года на Волге было собрано многотысячное ополчение, которое возглавляли Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Базой для окончательного формирования войск стал многолюдный торговый город Ярославль.

Отсюда в июле 1612 года ополченцы, в количестве более тридцати тысяч человек, выступили на перехват сил гетмана Яна Ходкевича, спешившего на помощь блокированному в Москве польскому гарнизону. Решающее сражение последовало 24 августа под стенами столицы.

Численный перевес был на стороне интервентов, но боевой дух ополченцев лишал их этого преимущества. Князь Пожарский и Кузьма Минин руководили ходом сражения и своим личным примеров вселяли мужество в бойцов.

Осада Кремля

Победа была полной. Враги бежали, оставив в руках ополченцев богатые трофеи: шатры, знамёна, литавры и четыреста возов с продовольствием. Кроме того, было захвачено множество пленных.

Гетман был отброшен от Москвы, но за кремлёвскими стенами оставались отряды польских полковников Струся и Будилы, которых ещё предстояло оттуда выбить. Кроме того, определённую силу представляли и их пособники — бояре, переметнувшиеся на сторону захватчиков.

У каждого из них были свои дружины, с которыми также предстояло сражаться.

У осаждённых в Кремле поляков давно закончилось продовольствие, и они терпели страшный голод. Зная об этом, Кузьма Минин и Пожарский, во избежание лишних жертв, предложили им сдаться, гарантируя жизнь, но получили отказ. 22 октября (1 ноября) ополченцы пошли на приступ и захватили Китай-город, но сопротивление осаждённых продолжалось. От голода в их рядах началось людоедство.

Капитуляция поляков и вступление ополченцев в Кремль

Князь Пожарский смягчил требования и предложил захватчикам покинуть Кремль с оружием и знамёнами, оставив лишь награбленные ценности, но и на это поляки не согласились. Вышли только изменники – бояре со своими семьями, которых Кузьма Минин, стоя на Каменном мосту у ворот, вынужден был оберегать от казаков, горевших желанием тут же разделаться с предателями.

Понимая свою обречённость, 26 октября (5 ноября) осаждённые сдались и вышли из Кремля. Их дальнейшая судьба сложилась по-разному. Повезло полку, которым командовал Будила: он оказался в расположении ополченцев Пожарского, и тот, сдержав своё слово, сохранил им жизнь, выслав впоследствии в Нижний Новгород. А вот полк Струся попал к воеводе Трубецкому и был полностью уничтожен его казаками.

Великим днём в истории России стало 27 октября (6 ноября) 1612 года. После молебна, совершённого архимандритом Троице-Сергиева монастыря Дионисием, ополчение Кузьмы Минина и Пожарского под звон колоколов торжественно вступило в Кремль. К сожалению, до этого дня не дожил Патриарх Гермоген, поднявший своим призывом русский народ на борьбу с захватчиками. За отказ подчиниться их воле поляки заморили его голодом в подвале Чудова монастыря.

Царская милость

В июле 1613 года произошло знаменательное событие, положившее начало трёхсотлетнему правлению Дома Романовых: на Российский престол взошёл первый их представитель — государь Михаил Фёдорович.

Это произошло 12 июля, а уже на следующий день основатель монархической династии — в знак благодарности за его патриотические деяния — пожаловал Кузьме Минину чин думского дворянина. Это была достойная награда, так как в те времена этот чин был третьим по «чести», уступая лишь боярскому и окольничему.

Теперь создатель ополчения имел право заседать в Боярской думе, возглавлять приказы или быть воеводой.

С тех пор Минин пользовался безграничным доверием государя. Когда в 1615 году Михаил Фёдорович со своим ближайшим окружением отправился на паломничество в Троице-Сергиеву Лавру, то охрану столицы поручил именно ему, так как знал, что, освободив Москву от прежних врагов, этот человек сумеет уберечь её и от будущих. И в дальнейшем государь часто доверял Минину ответственные поручения.

Смерть и загадка, связанная с останками героя

Кузьма Михайлович Минин умер 21 мая 1616 года и был погребён на погосте Похвалинской церкви. В 1672 году первый Нижегородский Митрополит Филарет повелел перенести его прах в Спасо-Преображенский собор Кремля в Нижнем Новгороде. В тридцатых годах XIX века изрядно обветшавший к тому времени храм был снесён, и в 1838 году в стороне от него построили новый.

В его подземелье был перенесён прах Минина и ещё нескольких удельных князей. Через сто лет, проводя политику воинственного атеизма, большевики сравняли с землёй этот храм, и останки нижегородского ополченца попали в местный музей, а затем были перенесены в Михайло-Архангельский собор Нижнего Новгорода. Его и принято официально считать местом погребения Кузьмы Минина.

Однако у исследователей есть на этот счёт некоторые сомнения. Существует предположение, что в Михайло-Архангельском соборе хранится прах совершенно иного человека, а останки прославленного героя до сих пор остаются в земле на том месте, где был разрушенный храм. Там теперь построено здание Нижегородской администрации и Городской думы, так что провести раскопки и подтвердить или опровергнуть сию гипотезу уже невозможно.

Благодарность потомков

После смерти Минина остался его сын Нефёд, который служил в Москве стряпчим — мелким чиновником в одном из государевых приказов. Помня заслуги отца, Михаил Фёдорович специальной грамотой закрепил за ним право вотчинного владения селом Богородским в Нижегородском уезде. Ему же принадлежал и участок на территории Кремля в Нижнем Новгороде.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский защитили Россию, и благодарные потомки в 1818 году установили в Москве памятник этим истинным патриотам своей Родины. Его автором был выдающийся скульптор И. П. Мартос, а создавался он на добровольные пожертвования граждан. Первоначально планировалось установить монумент в Нижнем Новгороде — колыбели народного ополчения, но впоследствии решили перенести его в столицу, так как подвиг этих людей по своему масштабу выходит далеко за рамки одного города.

Источник: https://FB.ru/article/208759/kuzma-minin-biografiya-istoricheskie-sobyitiya-opolchenie-kuzma-minin-i-knyaz-dmitriy-pojarskiy

Был ли Козьма Минин татариным по происхождению

Перед собором Василия Блаженного на Красной площади стоит памятник Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, возглавившим народное ополчение во время польской интервенции в Смутное время, что способствовало победе над Польшей в 1612 году. Личность одного из народных героев, Кузьмы Минина, во многом остается загадкой для историков. Существует версия, что он был татарского происхождения.

«Балахнинская» версия

Есть разногласия по поводу того, звали Минина Кузьмой или Козьмой (в XVI веке эти имена различались). В документах за 1613 год имя значится как Кузьма (Косма) Минич Минин, а в Никоновской летописи — Кузьма Минич Минин Сухорук (последнее, видимо, прозвище).

Общепринятая версия гласит, что Кузьма Минин был сыном солеварщика Мины Анкудинова из Балахны. В советское время она поддерживалась многими видными историками, например, И. А. Кирьяновым и А. Я. Садовским. Однако в наше время было выдвинуто предположение, что балахнинские Минины приходились знаменитому Кузьме лишь однофамильцами. Об этом писал еще П. И. Мельников-Печерский, а в 2005—2006 годах на эту тему была опубликована работа группы нижегородских ученых в сборнике «Мининские чтения».

Один из исследователей, С.В. Сироткин, пишет: «Изучение кадастровых и других документов по истории балахнинской семьи Мининых позволяет достаточно уверенно говорить об отсутствии их родства с Кузьмой Мининым».

В то же время подпись на одной из грамот называет нам имя родного брата Кузьмы Минина – Сергей. Достоверно известно, что среди балахнинских Мининых человека с таким именем не было. К тому же имя Анкудин (имя отца балахнинского солевара и предполагаемого деда национального героя) отсутствует в поминальном синодике Нефёда – сына Кузьмы.

«Крещеный татарин»?

В 2002 году в журнале «Огонек» появилась сенсационная статья историка В. Л. Махнача, в которой Кузьма Минин был назван «крещеным татарином Киришей Миннибаевым». Никаких сколько-нибудь серьезных доказательств данной версии не приводилось. Однако в 2006 году председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин поддержал гипотезу о татарском происхождении русского национального героя.

Одновременно тезис этот был озвучен тогдашним Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Патриарх объявил, что считает версию о татарской национальности Минина, по крайней мере, возможной, поскольку известно, что в ополчении было много татар, отправившихся освобождать Москву от интервентов, потому что Кузьма Минин был татарином.

Хотя как могли татары, большинство из которых были мусульманского вероисповедания, относиться к «крещеному» собрату?

Тем не менее аргументы в пользу «татарской» версии находятся. Так, известный казанский ученый-филолог, академик А. Х. Халиков в своей книге «500 русских фамилий булгарско-татарского происхождения» высказывает предположение, что фамилия Минин может происходить от названия кипчакско-ордынского рода «мин», появившегося после завоевания кипчакских земель татаро-монголами. В Полном собрании российских летописей также сказано, что выходцы из рода мин звались в России Миниными.

Подвиг русского мясника

Но, с другой стороны, Кузьма Минин принадлежал к простому роду, и фамилии у него изначально не было. Фамилию ему дали лишь в 1613 году по отцу, христианское имя которого было Мина (кстати, на Руси оно появилось задолго до появления рода мин). То есть, скорее, Кузьма был все-таки из русской православной семьи.

Да и о роде занятий Мины, отца Кузьмы, существуют разные мнения. Одни источники называют его «солепромышленником», другие – «говядырем» (торговцем скотом). Точно известно, что он был избран нижегородцами посадским старостой. Сам Кузьма в начале XVII века открыл лавку в Нижнем Новгороде и занялся мясной торговлей.

В 1608–1610 годах участвовал в составе местного городского ополчения в боях со сторонниками Лжедмитрия II. Впоследствии он вместе с князем Дмитрием Пожарским организовал Земское ополчение для помощи Москве против польских и шведских войск.

В основном бывший мясник отвечал за «хозяйственно-финансовую часть», но храбро проявил себя и в сражениях, за что 12 июля 1613 года царь Михаил Федорович пожаловал его титулом думного дворянина и вотчинами.

Кстати, скончался Кузьма Минин в 1616 году под Казанью, куда он был направлен по случаю восстания татар и черемис. Историк Б. М. Пудалов считает, что версия о его татарском происхождении не может быть принята, «так как противоречит свидетельствам источников о глубоких православных корнях рода».

Источник: https://cyrillitsa.ru/past/34438-byl-li-kozma-minin-tatarinym-po-prois.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Когда именины у павла

Закрыть