Кто такой старец в православии

Старцы нашего времени, живущие сейчас. Феномен современных старцев

кто такой старец в православии

Старцами в православии называют высокодуховных священнослужителей, которые наделены мудростью, и отмечены самим Богом. Раньше о старцах на Руси слагались легенды. Люди шли к ним за исцелением и советом. А есть ли старцы нашего времени, живущие сейчас?

Кого сегодня наделяют званием «старца»?

Сегодня старцами, как и прежде, являются почтенные монахи, ведущие праведный образ жизни. Среди современных старцев можно отметить следующих священнослужителей:

  • Отец Кирилл Павлов. Работает в Сергиевом Посаде в Троице-Сергиевой лавре. Имеет репутацию уважаемого человека, как у высокопоставленных духовных лиц, так и у мирян. На сегодняшний день, посетителей и мирян почти не принимает;
  • Отец Наум. Живет и работает там же, где и отец Кирилл. В день может принять до 700 человек. Старается помочь каждому страждущему;
  • Отец Герман. Наделен даром прозорливости. Способен проводить изгнание бесов. Проживает в Троице-Сергиевой лавре;
  • Отец Власий. Исповедует и принимает людей. Живет в Пафнутьев-Боровском монастыре в городе Боровске. Обладает особенной прозорливостью;
  • Отец Петр. Духовник в Лукино. Наделен даром прозорливости;
  • Архиерей Алипий. Проживает в городе Красный Лиман на Украине. Ведет работу с людьми;
  • Отец Серафим. Работает в Святогорской лавре на Украине. Лечит людей молитвой и словом;
  • Архимандрит Дионисий. Принимает в храме Святого Николая недалеко от Москвы. Наделен даром пастырства. А также отличается редкой силой молитвы;
  • Схиархимандрит Илий. Монах в Оптиной Пустыне. Личный духовник патриарха Кирилла. Сейчас почти не ведет прием верующих;
  • Отец Иероним. Живет в Успенском монастыре в Чувашии. Исповедует, помогает советом в житейских вопросах;
  • Отец Илларион. Принимает людей на исповедь в Ключевской Пустыни в Мордовии;
  • Архимандрит Амвросий. Работает в Свято-Введенском женском монастыре города Иваново. Имеет большой дар прозорливости;
  • Схиархимандрит Иоанн. Проводит очищение людей от бесов в Иоанновском мужском монастыре под Саранском;
  • Отец Николай. Ведет свою деятельность в Покрово-Эннатском монастыре в республике Башкирии;
  • Отец Адриан. На сегодняшний день, уже почти не принимает людей. Живет в Псково-Печерском монастыре;
  • Протоиерей Валериан Кречетов. Имеет отношение к «белому духовенству». Личный духовник множества священников Москвы.

Помимо перечисленных и признанных старцев, к большому сожалению духовенства, в христианстве развивается движение так называемых «младостарцев». К ним относят молодых и не имеющих достаточного опыта священников, которые по недомыслию берут на себя роли настоящих русских старцев. Еще существуют лжестарцы, которые являются настоящими шарлатанами. Создают собственные секты, разрушают психику последователей, лгут, развращают и манипулируют.

Истинные старцы нашего времени, живущие и сейчас, видят смысл своей жизни в приобщении к Господу и помощи людям. Они могут иметь разные характеры, но всегда нацелены на то, чтобы помочь человеку в его проблеме духовным советом. Такие старцы любят людей не зависимо от их нравственного положения или силы веры.

Самые известные старцы: феномен православного старчества

Старец – это не духовный чин, а уникальный вид святости церковного человека, которую тот получает через волю Господа. Старец видит сквозь время, знает судьбы людей, способен узреть грядущее в глобальном масштабе. И все это священник или монах получает от Бога, а не благодаря собственному развитию. Хотя старцами становятся те, кто своим упорством подняли себя на высокую ступень духовности.

Поэтому старчество вызывает так много споров и противоречий в церковных кругах. Ведь феномен православного старчества многих просто пугает. А если человек боится, то старается сделать все, чтобы избавиться от своего страха. И тогда начинают отрицать силу старцев, утверждают, что подлинных святых на земле давно нет. Но эту теорию можно опровергнуть, если рассмотреть жизнеописание нескольких современных старцев подробнее.

Отец Власий живет в монастыре под Боровском с 1979 года. Из этой обители он уезжал всего лишь раз в Афон, где получил исцеление от рака. После своего возвращения старец начал вести прием верующих, помогая сделать им правильный выбор, разбирая семейные проблемы, и давая советы. О чудесной силе старца Власия люди прознали очень быстро, поэтому сегодня попасть к нему крайне сложно. Иногда для получения аудиенции у старца приходится ждать несколько дней.

В Оптиной Пустыне живет известный старец Илий Ноздрин. Он является личным духовником действующего патриарха. Обладает даром особой прозорливости. Много раз в прошлом совершал подвиги, относящиеся к подвижничеству. Поговорить с этим старцем желает большое количество верующих. Он работает не только с паствой и паломниками, но и с монахами. Этот удивительный человек отличается большим смирением и человеколюбием.

К протоирею Валериану Кречетову за советом обращаются и верующие и духовные люди. Он знаменит своими проповедями, мудрыми изречениями и благочестивым образом жизни.

Помимо исполнения своих прямых церковных обязанностей, Валериан Кречетов ведет активную просветительскую работу. Имеет немало церковных наград. Он работает в Акулово. Там крестит, исповедует, причащает и совершает другие таинства для своей паствы.

Этого человека также считают современным русским старцем. Славится протоирей и силой своей молитвы.

Многие старцы нашего времени, живущие сейчас, говорят о том, что дар прозорливости им дан не для того чтобы избавлять верующих от собственного выбора, а для божественной «подсказки» человеку в сложной ситуации. Старцы решают мирские проблемы, заглядывают в будущее, но советуют не думать о глобальных предсказаниях и конце света, а учиться жить праведно сегодня, максимально используя отпущенное время с пользой. И тогда Страшный Суд Божий не будет представляться таким ужасным и грозным.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1221744602836634551/startsy-nashego-vremeni-zhivuschie-sejchas-fenomen-sovremennyh-startsev/

Кто такие православные старцы?

кто такой старец в православии

Православная церковь отличается от распространённых сегодня евангельских богатым наследием и преданиями. Особенные споры вызывают предания старцев, поскольку протестанты категорически отказываются признавать чей-либо человеческий авторитет, кроме апостолов. Однако для правильного формирования и существования Церкви наличие в ней мудрых и почтенных людей просто необходимо.

Значение и история термина

Среди православного народа часто можно услышать слова «Спросим у старца», «Посоветуемся с почтенным старцем», почему так говорят и что значит название «старец»? Это понятие можно встретить в Библии и церковных преданиях, но и сегодня оно встречается в современной православной литературе и разговорной речи верующих.

Обозначение «старец» указывает на особые способности служителя церкви

Очень часто при слове «старец» у людей возникает в голове картина седого высокого старика, который опирается на посох и обряжен в плащ или простой балахон. Они почему-то считают, что он должен переходить из города в город, просить милостыню и пророчествовать всем желающим. На самом деле все обстоит несколько иначе.

Читайте о православных старцах:

  • Старец Фаддей Витовницкий
  • Старец Иосиф Исихаст
  • Старец Серафим Тяпочкин

В православии распространено много видов подвижничества, среди них и отшельничество, и монашество, а также старчество. Данное подвижничество означает духовное руководство человека, который прожил полную зрелую жизнь, над более молодыми верующими и монахами. При этом старец необязательно должен быть преклонных лет, ведь мудрость не измеряется годами, поэтому может быть дарована Господом и совсем юному человеку.

Важно! Старец — это, прежде всего, мудрый и зрелый духовно человек, который может наставить прочих на пути, может дать верный совет в духовной жизни.

Впервые такое подвижничество, как старчество было зафиксировано на территории Греции примерно в 10 веке н.э. Тогда там было образовано некое сообщество монастырей, которое возглавлял пожилой человек. Именно он принимал важные для общины решения, решал конфликты и трудные ситуации, а также представлял всю монашескую общину.

На Руси старчество было зарождено на территории Киево-Печерской лавры, где было сосредоточение монашеской жизни в ту пору. Там также наставник возглавлял общину монахов и был их представителем. Чаще всего он становился монахом еще в юности и к преклонным годам (может к 40-50 годам) своей жизнью завоевывал себе духовный авторитет.

В монастыре отец мог быть настоятелем, руководителем или просто почитаемым братом — все зависело от личных амбиций и стремлений человека.

Старцы в православии

Несмотря на то что данное понятие крайне распространено и часто встречается в православной литературе, в современной церкви оно официально не признано, т.е. человек не может быть назван старцем официально.

Церковное старчество в православии существовало с Х века

Чаще всего это народная молва называет мудрых служителей или монахов, таким образом и распространяет весть о нем среди людей. Только один раз в речи Святого Патриарха прозвучало выражение «святой старец» относительно именитого Иоанна Крестьянкина, что произошло уже после его смерти.

Внимание! Официального списка РПЦ, в котором указаны имена таких почтенных людей, просто не существует.

Такая неопределенность вызывает ряд определенных проблем, ведь без официального признания главой РПЦ кто угодно может назвать себя духовным наставником.

А поскольку они в народе обладают большим влиянием, то так очень просто распространять ереси и лживые богословские догматы.

Сегодня члены и руководители множества сект называют себя духовниками, чем вводят простых мирян в заблуждение и приносят им массу неприятностей, в первую очередь, омрачая их сердце и уводя в заблуждение дух.

Тем не менее ряд православных канонизированных святых при жизни как раз и были отцами-наставниками — людьми мудрыми и духовно зрелыми, к которым обращались за помощью и советом. Сергей Радонежский, Спиридон Тримифунтский, Александр Свирской — все они были при жизни почтенными Божьими людьми, а после стали частью сонма святых Православной Церкви.

Судьба таких людей резко отличается друг от друга, если Симеон Верхотурский жил в миру и являлся при этом тайным монахом, то Федор Томский путешествовал по миру и был известен как вечный странник без дома и приюта.

А вот Василий Блаженный притворялся душевнобольным (был юродивым) во имя Христа.

И в кровавом веке коммунизма были почтенные старцы, среди них можно выделить Луку Войно-Ясенецкого, который был врачом и монахом, а также отца Николая Гурьянова, который пережил революцию и две Отечественные войны. Объединяет их всех лишь Господень дар мудрости и знания.

Так что, несмотря на отсутствие современного определения и должности в РПЦ, отцы-наставники являются важной и неотъемлемой частью ее жизни и здравого функционирования. Именно они помогают молодежи правильно возрастать в лоне Церкви и становиться духовно зрелыми людьми.

На заметку! Наиболее подобный образ такого духовника представлен в знаменитом русском фильме «Остров», когда к простому монаху приезжают за советом и помощью все люди с близких городов и дальних стран.

Возможности старцев

Почему такие люди привлекают к себе паломников и ищущих спасения и совета? Чем особенным они выделяются среди прочих, что люди стремятся попасть к ним, побеседовать и получить благословение? Прежде всего, стоит сказать, что не каждый пожилой человек может называться таким почтенным словом. Некоторые пожилые ругаются и живут так, что им могут позавидовать самые распутные молодые люди. Мало ли каждый день на улицах встречается пожилых пьяниц и воров?

Важно! Наставников отличает богобоязненная жизнь и некая мудрость свыше, поскольку иногда они дают такие советы, которые не могут прийти в голову простому человеку. Часто Господь наделяет таких христиан особыми дарами исцеления или пророчества, тогда они могут помочь нуждающимся не только словом, но и реальным делом — исцелить болящего, воскресить мертвого.

Чаще всего к талантам таких людей относится:

  • исцеляющая сила молитвы от болезней и недугов;
  • мудрость свыше, которая помогает наставить просящего на путь истинный;
  • решение проблем мирян;
  • помощь в разрешении конфликтов и тяжелых ситуаций среди духовенства;
  • ясновидение;
  • сила изгонять бесов.

Икона «Собор Оптинских старцев»

Люди ежедневно нуждаются в Господнем руководстве, не говоря уже про важные события в жизни. Вот и посещение духовника, а также беседа с ним зачастую помогает разобраться в трудной ситуации, принять важное решение, которое будет благословлено.

Послушники советуются с таким наставником по всем духовным вопросам и стремятся быть им как дети, чтобы духовник вел их по жизни и помогал.

При этом старцы не всегда отличаются добрым нравом, но как только ты выбрал его в наставники, менять уже нельзя.

Старцы отличаются особыми трепетными отношениями с Господом, и именно это привлекает людей к ним. Ведь чем ближе ты становишься ко Христу, тем яснее Он проявляется в тебе, а значит человек приобретает божественные черты. Именно поэтому важно хотя бы раз в жизни пообщаться с таким человеком, испросить благословения и мудрости. Но, безусловно, самостоятельно следует брать с них пример и посвящать свою жизнь Господу, поскольку без Него ничего хорошего в жизни не получиться достичь.

Читайте о православии:

Старцы нашего времени

Как было сказано выше, официально РПЦ не наделяет званием старец, но народ самостоятельно распространяет вести про них по миру. Поскольку официально признанного списка таких отмеченных Богом людей нет, можно составить лишь примерный перечень. В него сегодня вносят:

  1. Схиархимандрита Власия Перегонцева — он проживает в Пафнутьево-Боровском монастыре неподалеку от города Калуги и принимает всех желающих на беседу. Он обладает даром исцеления, поэтому на прием к нему всегда большие очереди.
  2. Архимандрит Герман — он является настоятелем храма Петра и Павла и также принимает людей, которые приходят к нему за советом и помощью в решении духовных трудностей. Отец Герман также проводит обряды освобождения от бесов и благословляет супругов на рождение детей.
  3. Отец Адриан — он проживает в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре и освобождает людей от бесов.
  4. Отец Георгий (Савва) — является настоятелем им же созданного Свято-Духова монастыря в Тимашевске (Кубань). Он ввел в обители строгий Афонский устав, чем несколько отпугивает мирян (боятся радикализма), но при этом является крайне мудрым человеком и всегда помогает словом нуждающимся.

Кроме них, на территории Украины, России и Беларуси служат людям многие духовные наставники. Среди них архимандриты Дионисий и Амвросий, схиархимандриты Илий и Иоанн, отцы Иероним и Илларион, а также многие другие.

Как выбрать духовника

Посещать мудрого человека на постоянной основе крайне полезно для полноценной и правильной духовной жизни. Однако не всегда можно отличить старца от лжеца и «волка в овечьей шкуре». Как же понять, стоит ли посещать того или иного мудреца?

Старцы обладают по-своему уникальным даром, которым они делятся с людьми

  • Для начала следует понимать, что блаженный человек, который самостоятельно ведет здравую духовную жизнь, всегда выделяется. Его жизнь не расходиться со словами, он денно и нощно молиться, соблюдает все посты, отдает себя на служение Господу и людям.
  • При этом следует внимательно слушать, чему учит этот человек — можно ли найти подтверждение его словам в Библии, догматах Православной Церкви и преданиях или нет? Если человек обманывает и распространяет ересь, это всегда можно проверить и понять, что перед вами лжестарец. Известны случаи, когда такие волки в овечьей шкуре заставляли делать мирян бесполезные и вредные вещи, так один заставил беременную женщину поститься, чем довел почти до состояния выкидыша, а другой угрожал паре навсегда «запечатать» их на рождение ребенка из-за того, что те изъявили желание больше его не посещать. Таких отцов стоит избегать и по возможности сообщать о них духовенству РПЦ.
  • Кроме этого, можно прислушиваться к мнению священнослужителей. Хорошо перед поездкой к мудрецу обратиться к священнику поместного храма или тому, к кому есть доверие и поинтересоваться у него относительно того или иного проповедника.
  • Также можно пообщаться и с прочими мирянами и поинтересоваться у них, кого они посещали, и какое впечатление у них осталось.
  • Не стоит исключать и современные средства информации — всегда можно на форуме или сайтах ознакомиться с мнениями других.

Совет! Но прежде всего, надо молиться и просить милости у Господа, чтобы Он помог выбрать и направил к тому человеку, который может помочь.

Господь создал Церковь многофункциональной, один служитель в ней укрепляет другого словом и делом.

Именно поэтому так необходимо поддержка старцев, их молитвы и слова мирянам и монахам, а также духовенству. Патриарх Кирилл имеет наставника, который проживает в Оптиной пустыни и регулярно с ним советуется и исповедуется.

Духовник нужен каждому для подкрепления и наставления, поэтому не следует пренебрегать таким важным видом подвижничества и посетить такого человека для молитвы и беседы.

Документальный фильм о старцах в православии

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavnye-startsy.html

Высказывания Святых Отцов — почему они так важны в Православии | Православиум

кто такой старец в православии

Рубрика: Основы веры, Православные святые

В Православии Святыми Отцами называют людей, которые посвятили жизнь церковной деятельности и через которых Святой Дух открывал божественные истины. История жизни Святых Отцов и их богословского творчества изучается наукой патрологией.

А их вероучительные труды и воззрения относятся к богословской дисциплине патристике. Высказывания Святых Отцов носят характер правил. Их авторитет считается незыблемым и их мнение стало ориентиром для Церкви.

Святость жизни их и верность церковному учению не вызывает сомнения.

Они сформировали основные вероучительные положения и богословские тексты христианства, утвердили список священных книг, входящих в Библию. Также Отцы истолковали Священное Писание, не допустив распространение многих еретических учений.

Русская Православная Церковь условно выделяет святоотеческий временной период, который длился от первых веков от Рождества Христова и закончился около 780 года. В это время почил Иоанн Дамаскин – последний из особо почитаемых Святых Отцов. Также к Святым Отцам причисляются некоторые христианские подвижники, жившие в средние века. Такие, например, как Симеон Новый Богослов (949 – 1022) и Григорий Палама (1296 – 1359).

Самые известные из Святых Отцов — святители Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий

В первые века христианства не было четких критериев, кто из христианских писателей и богословов является или не является Святыми Отцами. Поэтому верующие люди, опираясь на святость жизни и мудрость учителей Церкви, относили их труды к вероучительным догматам. И лишь в 434 году пресвитером Викентием Леринским было сформулировано определение, который называл Святыми Отцами

“только тех отцов, которые живя, уча и пребывая в вере и в кафолическом общении свято, мудро, постоянно, сподобились или с верою почить о Христе, или блаженно умереть за Христа”.

К наиболее известным и почитаемым Святым Отцам можно отнести Вселенских святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова.

Происхождение, детство, образование

Происходил из знатного рода, проживающего в Антиохии (территория древней Сирии). Его отец Секунд был военачальником и умер, когда Иоанну не исполнилось 3-х лет. Его воспитала мать Анфуса, дав исключительное по тем временам образование. Учителя признавали в нем особую одаренность и умудренность, не свойственную юношам его возраста. 

Христианский путь

По окончанию светского образования, Иоанн увлекся глубоким изучением христианского вероучения. В 20 лет был крещен епископом Антиохийским Мелетием.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Чудо что это такое

К этому времени, несмотря на ожидаемую блистательную карьеру, Иоанн окончательно принял решение посвятить свою жизнь Богу.

После смерти матери, когда будущему святителю было около 30 лет, он удалился в пустынную монашескую обитель, где провел 4 года в посте и молитве. А затем удалился в уединенные места и еще несколько лет прожил отшельником.

В 381 году был рукоположен в дьякона, а спустя 5 лет в священника. Тогда он и проявил себя как непревзойденный проповедник, ревностный служитель Церкви Христовой, любящий свою паству.

В 397 году был избран архиепископом Константинопольским. Иоанн Златоуст открыто обличал знать в развращенности, лишал сана священников, запятнавших свою репутацию, обличал нерадивых монахов. Сам вел скромный образ жизни, а все сэкономленные деньги раздавал нуждающимся. Но святителя всегда преследовали завистники и предатели. Многим не нравились его прямые, обличительные речи. 

Святитель был лишен сана и взят под стражу в 404 году во время пасхального богослужения. В 407 году он умер в ссылке.

Богословские труды

Иоанном Златоустом было составлено огромное количество нравоучительных трудов. Особое место среди них занимает чин Божественной Литургии, которая служится и по настоящее время в Православной Церкви, не претерпев значительных изменений.

Святителем были записаны многие молитвы, они входят в состав утреннего и вечернего молитвенного правила и многие другие молитвословия. Иоанн Златоуст истолковал книги Ветхого и Нового Завета. Его вклад в святоотеческое Предание Церкви сложно переоценить.

В наши дни среди духовной литературы широкое распространение имеет собрание сочинений Иоанна Златоуста, состоящее из 24 томов.

Происхождение. Детство. Образование

Святитель Василий Великий родился в Каппадокии (современная Турция) в знатной и благочестивой семье. Его бабушка Макрина и дед были очень верующими людьми. Они пережили времена гонений на христиан, но не утратили искренней и горячей веры в Иисуса Христа. Отец Василий Старший был известным адвокатом и учителем риторики Мать Емелия была дочерью христианского мученика.

В семье родилось пять дочерей и четверо сыновей: Василий, Навкратий, Григорий и Пётр. Навкратий умер в молодости, Григорий вел благочестивую жизнь и стал святителем Нисским, а Пётр – епископом Севастийским. Мать Емелия, по смерти любимого мужа, посвятила жизнь монашескому подвигу. Её дочь, Макрина Младшая, сестра Василия Великого, тоже избрала монашеский путь. Василий получил лучшее светское образование, окончил которое в Афинах.

Там же он познакомился и с Григорием Богословом. Их дружба длилась всю жизнь. 

Преподобный Иоанн Лествичник (VI–VII вв)

Предположительно родился в Константинополе и получил хорошее образование. В 16 лет он поселился на Синайской горе, где пробыл в послушании у старца 19 лет. В 20-летнем возрасте принял монашеский постриг. После кончины старца Мартирия Иоанн Лествичник вел отшельнический образ жизни. Спустя 40 лет он стал игуменом Синайской обители. “Лествичником” Иоанна назвали по его главному духовному труду – Лествице. Книга представляет собой сборник наставлений нравственного совершенствования.

Высказывания Святых Отцов ориентированы в основном на монахов. Многие аспекты из наставлений не всегда подходят для мирян, живущих в современном мире.

Значение святоотеческого богословия в Православии 

“Усвой себе мысли и дух святых Отцов чтением их писаний. Святые Отцы достигли цели: спасения. И ты достигнешь этой цели по естественному ходу вещей. Как единомысленный и единодушный святым Отцам, ты спасешься. Писания святых Отцов все составлены по внушению или под влиянием Святого Духа. Чудное в них согласие, чудное помазание! Руководствующийся ими имеет, без всякого сомнения, руководителем Святого Духа” (святитель Игнатий Брянчанинов).

Авторитет Святых Отцов в догматике непререкаем. Самовольное толкование Священного Писания недопустимо, это может привести к искажению вероучения церкви, соответственно к ереси.

Примером тому может служить Протестантизм, разные течения которого не признают Святых Отцов и Священного Церковного Предания. И Библия толкуется ими только на основании своих умозаключений, зачастую ошибочных. Именно поэтому нет единой Протестантской Церкви.

Протестанты разделены и продолжают делиться на множество общин, которые значительно отличаются друг от друга в вероучительных аспектах.

“Ничто так не оскорбляет Бога, как разделения в Церкви. Хотя бы мы совершили тысячу добрых дел, подвергнемся осуждению не меньше тех, которые терзали тело Его, если будем расторгать целость Церкви. Первое совершено было для пользы всего мира, хотя и не с тем намерением; а последнее не доставляет никому никакой пользы, напротив, составляет великий вред” (Святитель Иоанн Златоуст).

Поэтому так важно следовать Священному Преданию, которое выражают высказывания Святых Отцов и было составлено под действием Святого Духа .

Отцы правы всегда?

Стоит помнить: Святые Отцы, хоть и были наделены незаурядным умом и вели подвижническую жизнь, всего лишь люди и в некоторых вопросах могли ошибаться. Это не касается основ христианского вероучения, а относится к духовной жизни человека.

В этих вопросах, человек, имея свободную волю и разум, не должен слепо полагаться на мнения Святых Отцов.

Необходимо уметь анализировать и прислушиваться к своей душе, при этом опираясь на тексты Священного Писания и Предания и мнения разных святых отцов.

“И вот теперь напомним, что догматическая область – это то, о чем можно говорить: «Отцы сказали». А вот область повседневной морали, поведения, отношения к разным видам греха, к «этосу», короче, отцы не могли определить навеки. Совсем не одно и то же жить в христианской или мусульманской стране.

Совсем не одно и то же – быть в храме раз в три месяца при том, что храм – через квартал, и быть в храме так же часто (редко) при том, что он – за 500 километров. Приноровиться к жизни, понять ее нюансы, отслоить второстепенное от главного – это вечные вопросы человека.

И никто, живший в V веке, не может описать в деталях мой модус поведения в XXI веке, как бы свят он ни был” (протоиерей Андрей Ткачев).

Высказывания Святых Отцов

Некоторые высказывания Святых Отцов о Церкви.

Святитель Иоанн Златоуст.

“Церковь есть духовная лечебница, и приходящие сюда должны получать соответствующие врачевства, прилагать их к своим ранам и с этим уходить отсюда”.

“Церковь устроена не для того, чтобы собирающиеся в ней разделялись, но чтобы разделенные соединялись, как показывает и самое слово собрание”.

Святитель Василий Великий.

«В Церкви содержит и сочетает каждый член в единомыслии с другим единая и истинно единственная Глава, которая есть Христос”.

Святитель Григорий Богослов.

“Не было бы, братия, ничего несправедливее нашей веры, если бы она была уделом одних мудрых и избыточествующих в слове и в умственных доводах, а простому народу надлежало бы оставаться без приобретения веры”.

Источник: https://pravoslavium.ru/vyskazyvaniya-svyatyx-otcov-pochemu-oni-tak-vazhny-v-pravoslavii/

Кто такие святые отцы?

Когда жили святые отцы, какие творения они оставили после себя и почему их подвиг на самом деле недооценивают? Рассказываем.

Святые отцы — кто это?

Святыми отцами, — или учителями Церкви, — называют тех святых, которые своими трудами сформулировали, основали или помогли устояться какой-либо из сторон Церковной жизни.

Эти святые жили в разное время, но всякий — в чем-то определяющее для Церкви. Либо в период церковного становления, либо в эпоху расколов и духовных распрей, либо же в условиях «меняющегося мира» (в целом или в какой-то отдельной стране).  Святые отцы или задавали основы вероучения (как в первые века христианства), или переоткрывали их заново — для своей эпохи.

В свое время учителя Церкви заложили  основы того, что сейчас нам кажется привычным: ход богослужений, тексты молитв, как таковое монашество, состав книг Нового Завета — сам язык

Иными словами, это святые, без которых Церкви в ее нынешнем виде не было бы.

(Иногда термин «святые отцы» рассматривают еще шире — подразумевая под учителем Церкви любого святителя (то есть, святого-священника или епископа) и любого преподобного (то есть, святого-монаха), поскольку каждый в той или иной степени тоже был отцом-учителем — пускай, даже, в пределах своего монастыря).

Христианские общины первых веков

Чтобы оценить подвиг святых отцов в полной мере, нужно перенестись на 1700 лет назад, в первые века христианства — именно в тот период жили большинство святых, которых Церковь относит к учителям Церкви.

Церковь тогда держалась на предании и благоговейной памяти Апостолов, которые после вознесения Христа странствовали по земле, собирали общины и передавали им основы христианского вероучения. Иногда это были общины в буквальном смысле: когда люди объединялись в коммуны, у них все было общее и все были в полном смысле братьями и сестрами во Христе

Двенадцать апостолов. Их слова и наставления христианские общины первых веков хранили особенно бережно.

Богослужебного устава (то есть, утвержденного и единого для всех хода служб), по-видимому, не было. Да и сами службы были не каким-то отвлеченным от бытовой жизни событием, а собранием духовных единомышленников.

Каждое воскресенье или в иные знаменательные дни люди общины встречались, молились Христу, молились за всех и за вся, читали Священное Писание, пели молитвы, и в конце причащались. Все в общине были едины в желании быть со Христом.

Все жили от воскресенья до воскресенья, от Причастия до Причастия.

В той Церковной жизни, возможно, не было той выстроенности, к которой мы привыкли сейчас, но было нечто другое, что святые и священники часто ставят в пример — Церковная жизнь живая и лишенная всякой формальности. Все внешнее было полным отображением внутреннего, а все внутреннее было желанием быть со Христом и обрести жизнь в Вечности.

Подвиг святых отцов

Предание, духовная ревность общины и благоговейная память не уберегали Церковь от угрозы ересей. «Ересь» в данном случае не совсем верное слово, поскольку большинство ошибочных учений о Христе возникали на тот момент не по умыслу и не из желания расколоть единство, а именно по причине, что Церковью еще ничего не было сформулировано и все истины передавались из уст в уста.

Могло быть так: в общине или населенном пункте был свой старец — епископ или просто священник. Он мог предельно трепетно относиться к христианскому преданию и, возможно, быть настоящим подвижником.

Но в своих личных рассуждениях о той или иной стороне духовной жизни мог ошибаться. Его ошибки слушали другие, а затем также — с трепетом, как истину — передавали из уст в уста. И некому было поправить — потому что не было телефона, газет и интернета.

Трактовки укреплялись и распространялись на всё большие территории.

И чем больше проходило времени со смерти Апостолов, и чем больше культур и территорий христианство охватывало, тем сильнее могло отличаться учение общин и тем более «системообразующих» вопросов оно могло касаться.

Самыми трудными были расхождения в трактовке сущности Троицы или Христа — поскольку, от понимания этого вопроса меняется само устроение духовной жизни и причины многих устремлений. Например, некоторые священники трактовали сущность Троицы так, что Христов это в «буквальном» смысле сын Божий — то есть не был со Отцем изначально.

Иные трактовали природу Христа, как в первую очередь Бога, а человеческую природу называя вторичной. И так далее.

С IV века — отчасти благодаря тому, что Церковь перестала быть гонимой и стала в Римской Империи государственной (а отчасти из-за возрастающих угроз со стороны ересей), — начали собираться общецерковные Вселенские Соборы.

На них приводились к единому знаменателю все спорные вопросы, которые определялись раз и навсегда для всех общин и всех поместных Церквей.

А творения святых отцов либо напрямую помогли сформулировать вероучительные истины, либо помогли максимально прояснить и тем самым закрепить их на будущее.

Почему мы называем жизнь святых отцов подвигом?

Они были первооткрыватели. Герои-мореплаватели и ученые, которые совершали большие открытия — имели дело с миром видимым. Святые отцы писали о вещах невидимых. И Благодатию Духа Святого им открывались глубины и такие духовные законы и истины, которые могут открыться человеку только исключительно святой жизни.

Мореплаватели несли ответственность перед собой и своими моряками. А святые отцы определяли жизни миллионов душ — и это ответственность несоизмеримо большая. Именно поэтому их творения Церковь считаем подвигом.

Икона святых отцов Церкви.

Творения святых отцов

Святых отцов можно условно «разделить» на две группы:

  • Святые отцы-аскеты — своими творениями они описывали — каждый по своему — искусство аскетической жизни. По сути, объясняли и наставляли — как прийти к святости и как уберечься в духовной борьбе. Например, Исаак Сирин.
  • Святые отцы-богословы, — которые своими творения окончательно сформулировали вероучительные истины и догматы. Можно сказать — окончательно определили язык Церкви. В первую очередь — это Василий Великий и Григорий Богослов.

А вот некоторые из книг, которые чаще всего упоминаются, как творения святых отцов:

  • «Слова» Исаака Сирина — многие святые называли эту книгу настольной для монаха — настолько глубоко, точно и правильно описаны в ней все стороны духовной жизни, духовных законов и духовной борьбы;
  • «Лествица» Иоанна Лествичника: описывает путь к святости в виде лестницы, где, каждая новая «ступень» — уход от мира;
  • «Душеполезные поучения» аввы Дорофея;
  • Творения Иоанна Кассиана Римлянина — его труды по устройству монастырской жизни. Они легли в основу многих принятых сейчас монастырских уставов;
  • Творения Иоанна Златоуста — записи его проповедей. Считается, что они — вершина умения говорить о сложных вещах относительно простым и понятным языком;
  • Книга «Невидимая брать», написанная по-видимому Никодимом Святогорцем — еще одна настольная аскетическая книга;
  • Творения Ефрема Сирина;
  • Творения Петра Дамаскина;
  • Творения Григория Богослова;
  • Творения Василия Великого;
  • Творения Григория Паламы, посвященные учению о Божественных энергиях и Нетварном свете. Это один из святых отцов, который жил в средние века;
  • Творения Симеона Нового Богослова — еще одного святого, жившего в средние века.

Большей частью — это очень сложные для понимания книги. Исключением, может быть, являются творения Иоанна Златоуста, которые как раз рекомендуется читать всем, и «душеполезные поучения» Аввы Дорофея.

А остальные, — например «слова» Исаака Сирина или «Лествица» Иоанна Лествичника, — лучше читать по благословению священника. Во-первых, они написаны сложным языком. Но главное — они затрагивают настолько глубокие и серьезные аспекты духовной жизни, что начинающему они могут быть попросту опасны.

Это как подниматься на Эверест, не имея никакой физической подготовки и адаптации к высокогорному воздуху.

Некоторые же  книги и вовсе касаются только монашества и к мирской жизни неприменимы.

Патерики — что это такое?

Отдельно нужно сказать про Патерики — которые тоже можно отнести к святоотеческой литературе. Эти книги — например Великий патерик, Палестинский патерик, или «Луг Духовный» — являются собранием коротких сказаний о святых ранней христианской Церкви.

Иногда— это просто один абзац о каком-то старце, иногда — несколько историй о нем. Некоторые святые в этих патериках и вовсе безымянные, но все эти истории — замечательные примеры святости и христианской мудрости.

Свои Патерики есть и у некоторых монастырей — в том числе русских. Например, патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в котором описаны жития всех святых в этом монастыре просиявших. И конечно же — Киево-Печерский Патерик, в котором собраны жития сотни Киево-Печерских святых. Их жизнь пришлась практически на одно столетие (!) и все их мощи сейчас хранятся и открыты для поклонения в пещерах Киево-Печерского монастыря.

Святой Антоний — основатель монашества

Святой Антоний жил в III–IV веках в Египте. Его называет основателем отшельничества. Хотя,  считать его именно «основателем» не совсем верно.

Во-первых, потому что многие христианские общины того времени и так были монастырями по сути — со строгой аскезой и почитанием девственной жизни. Во-вторых, потому что святой Антоний был далеко не первым, кто ушел «из мира» в пустыню.

Например, духовным наставником Антония Великого был преподобный Павел Фивейский — который 90 из своих 113 лет провел в уединении.

Однако Антоний Великий стал первым, кто расположил других к подражанию своего подвига. Он собрал вокруг себя большое количество единомышленников и благодаря ему отшельничество из явления исключительного стало в какой-то степени массовым и внешне сформированным. После него монашество было уже не просто образ жизни, но и четко обозначенный внешне выбор — уход от мира.

Кстати, родоначальник русского монашества также носил имя Антоний — это преподобный Антоний Печерский, живший в X–XI веках.

Русские святые отцы

Отдельно нужно сказать о святых, которые чтутся святыми отцами какой-то одной поместной Церкви. Например, для Сербской Церкви — это святитель Николай Сербский. А для Русской Православной Церкви — это преподобный Сергий Радонежский, святитель Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов. Без каждого из них русская монашеская и русская духовная жизнь была бы совершенно иной.

Преподобный Сергий — один из самых почитаемых русских святых, кроме того, что считается спасителем России от Татаро-Монгольского ига (потому что вдохновил враждующих между собой князей объединился против единого врага), был подвижником-исихастом. После него не осталось писаний или проповедей, но духовная сила преподобного была так велика и его учение настолько сильно, что о нем было известно даже на Афоне. Он оказал «системообразующее» влияние на духовную и монашескую жизнь в стране.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Совесть как этическая категория

Святителям Феофану Затворнику и Игнатию Брянчанинову (оба жили в XIX веке) Церковь признательна за неоценимый вклад в русскую богословскую жизнь, которую они, во многом, устроили своими творениями и переводами. Например, именно Феофан Затворник перевел ряд святоотеческих книг на русский язык — «Невидимую брань», «Слова» Исаака Сирина итд. И считается, что его переводы по точности мысли ничем не уступают оригиналу.

Собрание сочинений святителя Феофана Затворника.

А «аскетические опыты» Игнатия Брянчанинова — это пример исчерпывающей адаптации христианского учения для русского человека и книги, которая по системности изложения и глубине мало уступает творениям первых святых отцов.

Святые отцы Церкви — молите Бога о нас!

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Присоединяйтесь! 

Источник: http://uznavay.pro/kto-takie-svyatyie-ottsyi/

МОСКВА, 8 янв — РИА Новости, Антон Скрипунов. Феномен старчества настолько популярен даже среди не очень воцерковленных, что некоторые совсем далекие от веры и Церкви люди успешно делают на этом бизнес, предлагая купить «чудо» за круглую сумму. О том, как мошенники в рясах наживаются на наивности верующих и как распознать лжестарца, — в материале РИА Новости.

«Монах меня шантажировал»

Поиски Бога и смысла жизни Эдуард начал с посещения игумена одного из поволжских монастырей — он просто не знал, к кому еще обратиться за помощью. В жизни у него все не ладилось: уволили с работы, постоянные скандалы с женой. Монах согласился помочь.

«Он дал мне молитвы и сказал, что все будет хорошо, но не сразу. Деваться было некуда, пришлось поступать так, как он велел. Делал я это в течение шести лет, пока не выяснилось, что ему от меня нужно», — рассказывает Эдуард.

Монах поначалу всячески уговаривал его стать насельником обители, объясняя, «как плохо жить в миру, какие нехорошие люди эти женщины и многое другое».

«Потом, когда это не подействовало, начал шантажировать обстоятельствами моей жизни, которые сам же и подстроил в самом начале моего послушания. А в итоге сказал: ничего хорошего у тебя не будет!» — заключает Эдуард.

И таких случаев немало. В Церкви для этого даже есть специальный термин — младостарчество, то есть злоупотребление духовным саном и присвоение себе каких-то сверхъестественных способностей.

Настоящие старцы и самозванцы

К сожалению, все это бросает тень на настоящее старчество, основанное на совершенно другом подходе к человеку.

«Если человек не готов совершить поступок, кардинально меняющий жизнь, настоящий старец никогда такого не посоветует. Он подведет человека к тому, чтобы тот сам сделал выбор.

Архимандрит Кирилл (Павлов), с которым я много общался, всегда был очень немногословным.

Говоришь ему: «Батюшка, мне кажется, я должен сделать то-то», он отвечает: «Да-да-да!» То есть он как бы ждал самостоятельного выбора», — объясняет экс-глава патриаршей пресс-службы, настоятель Татианинского храма при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский.

Конечно, имея перед глазами пример истинного старца, прихожане рано или поздно раскроют имитатора. «Старец всегда был самым скромным человеком и никогда не кичился своим старчеством. И потом, это в первую очередь молитвенник. Достаточно посмотреть, что он делает: если любит молитву и богослужение, это уже очень хороший знак. А если священнослужитель только принимает людей и резко, без любви, решает их проблемы, это не старец», — добавляет Вигилянский.

Реклама «чуда»

Особенно широко младостарчество распространилось в 1990-е годы. «Тогда этого барахла было очень много. Когда нарушается стабильность, нарушается нормальный ход жизни, таких чудиков становится больше», — говорит иеромонах Макарий (Маркиш).

Сейчас, по его словам, это идет на спад. Однако стоит заглянуть в интернет — и от предложений «духовной помощи старцев» глаза разбегаются.

Само собой, «чудо» предлагается совершить за определенную сумму. Чаще всего речь идет об услугах экзорциста. Например, поездка из Москвы в село Чихачево (Ивановская область) к «старцу» Иоанникию на «отчитку» (специальное богослужение для избавления от бесов) стоит две-три тысячи рублей. Это за дорогу и «услуги гида». Остальное — проживание и требы — оплачивается на месте.

«Старец» по профилю

Корреспондент РИА Новости позвонил в одну из турфирм и выяснил, что спектр «услуг» для паломников весьма широк. Батюшку, например, можно выбрать по «специализации».

«Каждый силен в своем направлении. К примеру, отец Власий очень хорошо лечит от болезней. А если вопросы касаются личной жизни, стоит поехать к отцу Паисию в Дмитровский район, это всего в ста километрах от Москвы. Он очень сильный батюшка, ему, можно сказать, нет равных в этой сфере», — нахваливает «товар» представитель туроператора.

Поездка обойдется в семь тысяч рублей. Но это только за дорогу туда-обратно и то, что отец Паисий «будет заранее уведомлен о посетителях». Выходит, такие поездки организуют с его благословения.

Знает ли об этом сам архимандрит Паисий, настоятель Введенского храма в селе Очево? В беседе с корреспондентом РИА Новости помощница священника (представилась Натальей Александровной) заверила, что никакого благословения на подобные туры он не давал.

А один из священнослужителей в Воронежской области, к которому тоже предлагается купить тур (на сайте он назван «прозорливым батюшкой»), и вовсе заявил, что его имя и авторитет используют для зарабатывания денег.

«Это все делается без моего ведома. А вообще, есть очень много священников, которые меня просто терпеть не могут, даже не здороваются. Поэтому, если можно, не упоминайте мое имя — поднимется такой хай, что меня просто съедят», — попросил он в разговоре с корреспондентом агентства.

Как с ними бороться

О проблеме лжестарчества и соответствующего бизнеса в Русской православной церкви говорят давно. Еще в 2000 году на Архиерейском соборе патриарх Алексий II жестко заявил: «Священники и монахи, особенно молодые, часто не имеющие достаточного жизненного опыта, не должны думать о себе как о старцах-духовниках. Духовническое самозванство, руководство и советы, даваемые не от Бога, а, как говорится, от ветра головы своей, дискредитируют священника и наносят духовный вред».

По мнению иеромонаха Макария (Маркиша), лжестарчество — это побочный эффект религиозного возрождения и свободы вероисповедания в России. Поэтому оно «есть и будет».

«Мы не можем никому запретить изображать себя чудотворцами, папами римскими или далай-ламами и не можем запретить организацию поездок к ним. Ответ Церкви на это может быть информационный — почаще и поактивнее показывать подлинное существо дела», — подчеркивает он.

Однако более эффективным, считает иеромонах Макарий, будет законодательный запрет рекламы «чудотворцев». Лишь в этом случае они перестанут наживаться на наивных людях.

Источник: https://ria.ru/20190108/1548863273.html

Кто такие старцы

При слове «старец» перед глазами вырисовывается некий образ — белобородый, с посохом, и безгранично мудрый. Быть может, он отшельник, а может, столетний монах. Он знает всё о духовной жизни и всегда поможет добрым советом. Но прочь фантазии.

В православии ведь старцы какие-то особые, свои? Кого так называют? Кто они — православные святые старцы из глубины веков или же встречаются наши современники? Реально ли сегодня увидеть старца на фото или видео, пообщаться с ним?

Старчество — это род духовной деятельности, беседы с теми, кто обратится за советом. Своего рода наставничество человека. Указание на благой для души путь. Занимаются этим люди с сильными внутренними качествами, тонким чувством Божественного промысла. Они называются старцами.

Оптинский старец Иоасаф на картине Сайды Афониной

Обычно старец — это монах с большим духовным опытом. Но не обязательно. Он может быть аскетом, подвижником чьё мнение имеет большой авторитет среди верующих людей. В самом полном выражении доверие к взглядам и поучениям старца достигает такого уровня, что его слушаются беспрекословно, иногда вопреки своей воле.

Слово «старец» указывает не столько на возраст, сколько на мудрость и опытность.

Старец даёт наставления, но отвечает за свои решения сам человек

Старец руководит неопытным человеком в духовной жизни, помогает ему добиться желаемых результатов на духовной пути. В идеальном варианте у поучаемого человека всегда остаётся свобода выбора. Духовно развивается ведь он сам, а не старец. Советы старца — не стеснение свободы, а пресечение безрассудства.

Поэтому важно осознавать, что делаешь и для чего. Старец лишь указывает наилучшее, по его разумению решение, а человек сам для себя определяет, сможет ли он принять этот совет или нет.

На этом видео профессор А.И.Осипов предостерегает от беспрекословного послушания категорично приказывающим духовникам. Это важно, чтобы старец становился только советчиком, а не хозяином жизни человека. Также Осипов призывает спрашивать совет только в том исключительном случае, если самому действительно невозможно найти ответ:

Старец — это духовный статус, но никак не возраст

Старцу вовсе не обязательно быть умудрённым опытом седобородым стариком с берёзовой палкой.

Во-первых, он может быть и женщиной. Тогда её называют старица.

Во-вторых, старец — это духовный статус, а не указание на старость. Достичь нужного опыта можно в любом возрасте.

Старец — это человек, который прошёл через испытания и в совершенстве постиг духовные законы нашего мира. Он — образец благочестия. Такая личность — уже не заурядный человек в привычном понимании, а существо более осознанное и духовное. Он обладает мудростью большей, чем просто житейский опыт или семинарское образование.

Смотрите также статью Старец Илий

Быть старцем — это значит не только чувствовать волю Божью, но и хорошо разбираться в психологии, уметь видеть человека насквозь — его страхи и слабости, чтобы знать, какой совет поможет тому или иному человеку.

Старец — это врачеватель души, способный верно поставить диагноз и назначить наиболее эффективное лечение.

Он не просто делится накопленным опытом, но и способен легко разрешить даже новую для себя ситуацию.

Старчество — не иерархическая степень в церкви, а призвание

Вот, что говорит о традиции старчества Митрополит Иларион:

«На первый взгляд, значение слова «старец» указывает только на возраст, но на самом деле в том словоупотреблении, в котором это слово вошло в церковный лексикон, а в значительной степени и в лексикон наших русских писателей, оно характеризует духовных наставников, причем далеко не каждого. Например, мы знаем, кто такой митрополит.

Любой митрополит может предоставить удостоверение о том, что он является таковым. Мы знаем, кто такой священник, протоиерей, настоятель такого-то храма, игуменья такого-то монастыря. Это служение, на которое назначает Церковь. Но, ни один старец не имеет никакой справки о том, что он — старец.

Это не служение, на которое можно назначить, и ни один архиерей не может позвать того или иного человека и сказать, что назначает его старцем. Старцем назначает Сам Бог.

В истории Православной Церкви на протяжении веков как бы параллельно существовали две иерархии: с одной стороны, это иерархия епископов, чье преемство через хиротонию восходит к святым апостолам, но, с другой стороны, параллельно существовала цепь духовных наставников, которые передавали свой опыт из поколения в поколение. Практически всегда тот или иной старец был учеником какого-то старца и практически всегда у этого старца были свои ученики. Эту цепочку особой духовнической харизмы, которой обладают эти люди, наверное, тоже можно проследить вплоть до раннехристианских времен».

Соответственно, старец не имеет никакого влияния на священнослужителей. Он не может раздавать поручения даже простым монахом.

Старец — просто мастер своего дела, знаток человеческой души.

Но это не даёт ему никого преимущества внутри русской православной церкви.

Старцы врачуют души по искреннему желанию помогать

Старцы отличаются от проповедников и психологов. Для них помощь людям — даже не миссия, а образ жизни. Вот что старцах пишет священник Валерий Духанин:

«Старчество – это не многоученая проповедь, не высокомудрое наставление, не психотерапия и даже не урок по аскетике, а старчество – это многолетний опыт жизни во Христе. Это навык жизни по воле Божией, так что старец уже не может иначе, не может не любить, не сострадать, не молиться. К нему тянутся так, как тянутся к свету солнца, потому что оно светит и согревает».

К старцам ходят монахи и миряне, кто-то — один раз, кто-то постоянно

Большинство старцев — монахи. Именно поэтому к ним наиболее часто обращаются такие же, как они, — другие монахи. Они просят у старших братьев наставления в духовной жизни. Миряне о существовании старцев узнают реже, но тоже навещают их, если это необходимо.

Кому-то достаточно одного совета старца, чтобы раз и навсегда изменить свою жизнь. Кто-то понимает, что недостаточно духовно зрел и старается видеть старца почаще. В таких ситуациях отношения перерастают из единичной беседы в полноценное духовное наставничество.

Привязавшись к старцу, человек может стать его учеником, а потом — тоже старцем.

Старец помогает решить только личные проблемы и не занимается публичной деятельностью

Старцы всегда стремились к уединению и не очень любили, когда им задавали много вопросов. Дело в том, что не все люди умеют правильно слушать. Они понимают поучения по-своему, как удобнее. В таких случаях чем больше сказано — тем меньше пользы.

Само присутствие старца рядом — уже благость для человека, но этого мало.

Надо, чтобы просящий совета многое сделал и понял сам, иначе не будет пользы.

Старец обращается к душе человека, даёт ему самые важные наставления. Но их нужно прочувствовать и принять. Наставник — это как вода, льющая на сухую ветку. Она приносит пользу, если её впитать и усвоить.

Именно поэтому старцы не занимаются публичными высказываниями. От общения сразу со всеми мало толку. Мировые проблемы — это не их забота. Старец — врачеватель души, а не церкви, страны или общества.

Смотрите также статью Какой веры армяне

Известные старцы: Серафим Саровский, епископ Игнатий, юродивая Дивеевская

Серафим Саровский — иеромонах, общался с несколькими старцами. Его прямой наставник — старец Иосиф. Серафим Саровский занимался подвижничеством в Дальней пустыне. Много лет молчал и был затворником. В итоге сам стал старцем, обрёл дар исцеления и долгие годы принимал у себя людей. В итоге он — один из самых почитаемых православных святых.

Серафим Саровский, иеромонах, который стал старцем после долгого затворничества

ИгнатийКронштадтский — епископ и богослов. С раннего детства слышал Голос Божий. Никогда не отказывал людям в помощи, вёл праведную жизнь. Обрёл дар прозорливости и чудотворений. Часто вспоминается именно в контексте разговоров о старцах.

Игнатий Кронштадский, епископ и старец. Имел дар прозорливости и чудотворений

Юродивая Пелагея Дивеевская — старица. Серафим Саровский возложил на неё подвиг юродства. Она послушалась: голодала, вела себя, как безумная, терпела лишения. Она 46 лет прожила в обители, принимала людей. Лечила, утешала, давала наставления на путь спасения. Даже в монастыре ничего не делали без её совета и одобрения.

Пелагея Дивееская стала старицей после встречи с Серафимом Саровским

Как видно из примеров, старцы — это необычные люди. Они способны творить чудеса и слышать волю Божью. Именно поэтому их часто называют святыми.

Далеко не каждый может быть старцем

Мало просто быть хорошим психологом и разбираться в духовных делах. Старец должен действительно соприкасаться с высшими силами. Только так он получит нужную для своей миссии поддержку. Священник Валерий Духанин пишет:

«Если бы любому из нас дать такую нагрузку, когда непрестанно идут вереницы людей с горем, бедой, унынием, выслушивать столько, сколько слышал батюшка на этих исповедях, то у нас просто надорвется нервная система. И только чистая от всего сердца любовь, любовь во Христе не даст внутренне выгореть».

И сегодня есть те, к кому обращаются за советом, но полно самозванцев

Известные современные старцы живут в монастырях. Пример — схиархимандрит Власий Перегонцев из Пафнутиево-Боровского монастыря под Калугой. К нему выстраиваются очереди и ждут, порой, сутками. Говорят, его молитвы способны исцелять даже смертельно больных.

Схиархимандрита Власия Перегонцева называют современным старцем, говорят, его молитвы исцеляют

Но, к сожалению, довольно сложно самостоятельно найти мудрого духовного наставника. Кто такие старцы знают не только верующие, но нечистые на руку предприниматели и неблагоразумные священники.

Такие люди без каких-либо реальных способностей открывают «приём», оплачивают себе отзывы, создают репутацию. «Липовый старец» может производить очень внушительное впечатление. Но общение с ним в лучшем случае закончится разочарованием, в худшем — душевными проблемами. Психика — вещь хрупкая, и доверять её абы кому не следует.

Чем же может навредить фальшивый старец? Например, дать какое-нибудь сумасшедшее поручение, допустим, отправить в монастырь. Или напугать каким-нибудь проклятием. Так что лучше всего не рисковать и не искать встреч с такими, «раскрученными» подвижниками. К старцам обращаются в крайних случаях. Большинство проблем в жизни решают другие специалисты:

священники,

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое подростковая любовь

врачи,

психотерапевты и т.д.

А если понадобится найти действительно мудрого духовного учителя, то для начала пообщайтесь с несколькими людьми, которых он уже принял. Узнайте, впечатления. Составьте своё мнение. А также вооружитесь советом профессора А.И. Осипова из видео выше: удостоверьтесь в рассудительности человека, которому собираетесь довериться.

Источник: https://hranitel.club/408-kto-takie-starcy

Старцы в православии, кто они такие?

Старчество — вид подвижничества в православии. Это духовное руководство зрелого в жизни и практике старца другими монахами и людьми. Кто такие старцы в православии? Понятие старец не означает возраст, им может стать и молодой человек, но уже сильный в духовном отношении.

Возникновение старчества определено в 10 веке. В Греции было образовано сообщество монастырей во главе со старцем. На Руси эта роль отводилась Киево-Печерской лавре. В русской церкви старец монастыря был одновременно и старцем для братии. Старец становился духовным отцом, учителем, руководителем, люди почитали его еще при жизни В основном старцы становились монахами.

Старцы в православии,признает ли их сама церковь.

К сожалению, даже сегодня нет официального списка старцев. И даже самый именитый Иоанн Крестьянкин только один раз официально был назван старцем. И это было после его смерти, Святой патриарх упомянул его в своей речи как старца.

Эта нечеткость порождает много проблем для простых людей. На это звание, которое не защищено, постоянно покушаются различные самозванцы. В последние время это звание присваивают основатели различных сект.

Почему люди идут к старцам?

На самом деле любой священник может дать совет по вере, церковной практике, не обязательно идти к старцу. Старцы могут помочь вам определит духовный путь, помочь избавиться от страстей и пороков. А люди видят в них предсказателей, экстрасенсов, и идут с бытовыми вопросами: продать или не продавать дом, жениться или нет, лечь в больницу или не стоит.

Да, к старцам идут с бытовыми вопросами. И людей понять можно. Вокруг очень много лжи, несправедливости, а простому человеку необходимо кому-то довериться, получить ответы на наболевшие вопросы И что поделать, если такие вопросы: жениться или нет, для нас, простых людей является жизненно важным вопросом. А кому доверится? И только старцам люди доверяют безоговорочно.

Истинный старец никогда не станет показывать, что обладает прозрением, он будет скрывать свои возможности, будет боятся тщеславия. Старцы отличаются скромность, смирением. Он не станет изображать из себя пророка и чудотворца. Старцы могу творить чудеса, но не станут это показывать.

Кто такие старцы в православии? Важно, если старец смог человека обратить к духовной жизни, пробудить молчащую совесть.

Источник: https://miruspehinfo.ru/duxovnyj-rost/kto-takie-starcy-v-pravoslavii.html

Кто такие старцы в Православии?

Среди православных верующих часто можно услышать советы «надо съездить к старцу», «посоветуйтесь со старцем», «с этим вопросом идите к старцу». Кто же такие старцы?

Когда кто-то говорит о старце в православии, речь обычно идет не только о почтенном возрасте и богатом жизненном опыте. Гораздо важнее — опыт духовный и особое предназначение тех, о ком Сам Господь в Писании говорил не как о рабах, но как о друзьях. И, хотя быть рабом Божьим — это тоже избрание, есть и те, кто достиг особой духовной чистоты и близости к Создателю. Те, кто день и ночь молится за все человечество.

О старцах часто говорят, что на их молитвах держится мир. Это правда уже потому, что именно за этим старцы удаляются от мира. Многие не просто живут в монастырях, но совершают особые аскетические подвиги.

Возмущение, что тот или иной старец не принимает паломников, не учитывает, что старцы появились не для того, чтобы обслуживать духовные потребности людей, хотя человеколюбие часто не позволяет им отказывать помочь в духовной немощи просящего.

Старцы обращаются к Господу словами особой чистой молитвы за всех людей. И тех, кто приходит к ним и тех, кто по каким-то причинам не приходит.

Старцы православные

О явлении старчества мы узнали благодаря известной книге И.М. Концевича «Оптина пустынь и ее время». О старцах там написано следующее:

«Апостол Павел, независимо от иерархии, перечисляет три служения в Церкви: апостольское, пророческое и учительское

Пророческое служение, связанное с личной святостью, процветало с подъемом жизни Церкви и оскудевало в упадочные периоды. Ярче всего оно проявилось в монастырском старчестве.

Влияние старчества далеко распространялось за пределами стен монастыря. Старцы окормляли не только иноков, но и мирян. Обладая даром прозорливости, они всех назидали, увещали и утешали, исцеляли от болезней духовных и телесных, предостерегали от опасностей, указывали путь жизни, открывая волю Божию».

  • Старец по определению Конацевича:
  • Свободен от земных страстей и искушений — он бесстрастен;
  • Имеет богатый опыт поста и молитвы;
  • Видеть зарождение зла, как врач видит болезнь;
  • Врачевать эту болезнь.

В православии старцы часто обладали духовными дарами: прозорливостью, даром исцеления, чудотворения. Но главным чудом, конечно становился сам факт существования людей, которые своей духовной жизнью смогли достичь такой близости с Богом.

В отличие от разных званий в церковной иерархии, старчество не являлось наградой за труды на благо Церкви и совершенно не зависело от того, насколько высоким было положение человека в Церкви. Дар старчества становился, скорее, наградой духовной. Даром из иного мира.

Многие известные на Руси старцы стали почитаться в лике святых, как, например, святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

Современные старцы

Современное старчество часто подвергается критике. Многие верующие говорят о том, что в нашем мире уже не осталось старцев а те, кого почитают старцами просто выдают себя за них. Это связано с появлением многочисленных мошенников, выдающих себя за православных старцев и практикующих исцеления за материальные блага и другие обманные манипуляции, которые не имеют никакого отношения к настоящим православным старцам и их чудесах, творимых во славу Божию.

Среди старцев, которые стали нашими современниками:

  • Отец Герман из Троице-Сергиевой Лавры, обладающий даром прозорливости и умением изгонять злых духов.
  • Отец Власий, прозорливый, в Пафнутьев-Боровском монастыре.
  • Схиархимандрит Илий, духовник Патриарха Кирилла.
  • Отец Адриан в Псково-Печерском монастыре.

Святые наших дней

Паломничества к старцам иногда подвергаются критике со стороны самого духовенства. Люди часто приезжают к старцам за чудом, как к магам и кудесникам. Но основой для чуда должна быть вера, опыт молитвы и принятия воли Бога самого человека. Неверным было бы считать роль старца в Православии, как роль некого фокусника, который заставит поверить усомнившихся (хотя, бывали и такие случаи). Но не стоит ехать к старцам только за этим.

Старчество переживает определенный кризис еще и потому, что сформировался определенный образ старца, как мудрого, тихого и смиренного человека, к которому можно в любой момент обратиться, чтобы он помог решить проблемы, иногда житейские, которые не относятся к «профилю» духовных. Старцы же могут быть людьми совершенно разными по характеру и темпераменту. Не исключено, что среди них есть те, кто впоследствии будет канонизирован! Но на земле никто не совершенен и ждать от старца непременной святости при жизни все же не стоит.

Наиболее точно о старчестве сказал И.М. Концевич:

Непосредственно за апостолами стоят пророки. Их служение состоит главным образом в назидании, увещании и утешении (1Кор. 14:3). С этой именно целью, а также для указания или предостережения, пророками предсказываются будущие события.

Через пророка непосредственно открывается воля Божия, а потому авторитет его безграничен.

Пророческое служение – особый благодатный дар Духа Святого (харизма). Пророк обладает особым духовным зрением – прозорливостью. Для него как бы раздвигаются границы пространства и времени, своим духовным взором он видит не только совершающиеся события, но и грядущие, видит душу человека, его прошлое и будущее.

Такое высокое призвание не может не быть сопряжено с высоким нравственным уровнем, с чистотою сердца, с личной святостью

Пророческое служение, связанное с личной святостью, процветало с подъемом жизни Церкви и оскудевало в упадочные периоды. Ярче всего оно проявилось в монастырском старчестве.

Влияние старчества далеко распространялось за пределами стен монастыря. Старцы окормляли не только иноков, но и мирян. Обладая даром прозорливости, они всех назидали, увещали и утешали, исцеляли от болезней духовных и телесных, предостерегали от опасностей, указывали путь жизни, открывая волю Божию.

Предавшие себя всецело водительству истинного старца испытывают особое чувство радости и свободы о Господе. Это лично на себе испытал пишущий эти строки. Старец – непосредственный проводник воли Божией.

Общение же с Богом всегда сопряжено с чувством духовной свободы, радости, неописуемого мира в душе.

Напротив того, лжестарец заменяет собою Бога, ставя на место воли Божией свою волю, что сопряжено с чувством рабства, угнетенности и, почти всегда, уныния Истинное отношение старца к ученику именуется в аскетике духовным таинством, оно находится под водительством Духа Святого.

Как попасть к старцу?

  1. Чтобы попасть к старцу, надо выбрать, куда именно и за каким советом, наставлением или благословением вы хотите отправиться. Почитайте труды старцев, проповеди, определитесь, что ближе вашей душе, к чему она стремиться.
  2. Старец живет в монастыре, а, значит, надо узнать, как осуществить паломничество. При каждом монастыре есть паломническая служба. Свяжитесь с ней.
  3. Не стоит скрывать цель своего визита, обычно в паломнической службе уже знают, что многие приезжают ради общения с прозорливым и мудрым старцем.
  4. Если старец по каким-то причинам не принимает, что часто случается, не стоит отчаиваться, доказывать необходимость аудиенции именно с вами. Поверьте, многие приезжают к старцам со своей нуждой, и у каждого есть для этого очень важная причина.

    Но Господь знает, о чем вы хотите попросить прежде, чем вы попросите и старец — не единственный путь быть услышанным.

  5. Постарайтесь проявить терпение, если старец не примет вас в назначенный день. Старец — это человек, который ближе к Богу, чем другие, он не работает «по часам» и не является государственной организацией. Возможно, вы ждете Святого наших дней, а это стоит любого, даже самого долгого, времени ожидания.

Святость и святые

О чем спрашивать старца

Вы можете обращаться к старцу с любым вопросом, который требует решения, а вы не можете его найти. Старцев называют врачами, которые лечат духовные болезни. Прозорливые старцы могут знать, о чем вы хотите их спросить еще до того, как вы обратились.

Такой эпизод мы можем увидеть в художественном фильме «Остров», где очень ярко показана жизнь современного старца: молодая женщина едет к старцу, чтобы просить у него благословения, но даже не успевает сказать на что, прежде чем старец отказывает ей. Она поражена: старец без слов понял, что она идет просить благословение на аборт, убийство своего дитя.

Старец говорит, что делать этого не стоит, у нее родится сын, который будет для нее утешением.

Этот яркий эпизод показывает способность старцев видеть то, зачем мы приехали прежде, чем мы об этом скажем. Не все старцы при этом обладают даром прозорливости, к некоторым старцам едут, зная силу их молитвы или в надежде получить мудрое наставление, помочь принять непростое решение в жизни или справиться с властью греха, отравляющего душу человека.

Не стоит удивляться, если старец в качестве духовных упражнений дает достаточно странные послушания. Известны случаи, когда человеку приходилось носить воду в решете. В гневе человек начинал выполнять необычное задание, не понимая, как это поможет ему решить возникшую в жизни проблему. Но постепенно место гордыни занимало послушание и смирение, а решение приходило само собой.

О духовном законе визита к старцу писал старец Софроний (Сахаров): «Если человек, который приходит к духовнику, постоянно колеблется, нигде не стоит, то духовник не может найти для него слова, которое бы устранило раз и навсегда какое бы то ни было колебание. Духовник говорит то, что в данный момент может помочь человеку».

Опасаться стоит лишь «лжестарчества». Настоящий старец никогда:

  • Не установит определенный «тариф» на свои «услуги», потому что дар Божий не может быть услугой. Добровольное пожертвование допускается, но «прейскурант» за возможность поговорить со старцем — пугающий «симптом».
  • Старцы живут в монастыре и невозможно представить ситуацию, в который «известный старец» гастролирует по стране, постоянно собирает подаяния в электричках или грозятся «наслать порчу» на случайных прохожих. «Насылать порчу» — это совсем не про старцев.
  • Старец не будет просить вас сделать что-то, противоречащее Писанию. Если «старец» просит вас убить или украсть ради него, то это не старец.
  • Старец не обещает невыполнимого и не берет на себя функции Господа.

Если у человека есть внутренняя потребность в духовном отце, в наставнике, в старце, ему стоит молиться о том, чтобы Бог послал ему такую помощь. Но лучше не увлекаться поиском старца, который поможет укрепиться в вере, явив чудо даже, если известно, что некий старец неоднократно являл чудеса. Главное чудо для верующих можно наблюдать в храме во время Таинства Евхаристии и вера во Христа — это вера в главное чудо, чудо Пасхи.

Источник: https://www.pravmir.ru/kto-takie-starcy/

Прозорливые Старцы и чудотворцы нашего времени живущие сейчас 2020

Наш православный сайт расскажет и ответит на вопросы. Прозорливые старцы кто они? В каких монастырях есть сегодня ныне живущие современные святые православные прозорливые старцы нашего времени?

В России испокон века относились к Чудотворцам и юродивым с трепетом и любовью. Это вполне объяснимо особенностями национальной ментальности, основным критерием которой выступало понятие о том, что физическое здоровье человека невозможно без духовной чистоты и раскаяния.

Достаточно вспомнить Николая Чудотворца, Серафима Саровского, Ксению Петербургскую, Матрону Московскую и прочих святых, которые оказывали помощь каждому просящему, как при жизни, так и после своей смерти.

И если у вас возникла необходимость в духовной беседе с прозорливым Старцем нашего времени живущим сейчас, наш православный сайт поможем организовать встречу с любым из них, ныне здравствующим.

Архимандрит Чудотворец Герман

Отец Герман Чудотворец нашего времени живущий сейчас в Троице-Сергиева лавра, г. Сергиев Посад. Батюшка Германа характеризуют как очень доброго и сердечного человека, не отказывающего в просьбах никому. Он давно занимается отчиткой, которая помогает грешнику избавиться от бесов. Информация на православном сайте здесь.

 Отец Власий

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, Калужская область. Прозорливый Отец Власий Старец нашего времени  оказывает помощь всем, кто не может найти выход из сложной ситуации, безнадежно больным, погрязшим в грехах. Многие, после визита к нему, смогли в корне изменить свою жизнь, наполнив ее светом и верой.

Информация на православном сайте здесь.

 Отец Илий

Чудотворец Отец Илий находиться в Переделкино в Московской области в монастыре Оптина Пустынь и ведет прием не смотря на свой возраст и самочувствие. Все желающие могут попасть на прием. Старцы нашего времени информация  здесь.

Отец Паисий

Батюшка Паисий Старец нашего времени живущий сейчас в Введенском храме Дмитровской области в с. Очево. В это тихое святое место приезжают те люди, проблемы которых могут быть решены только настоянием и благословением батюшки. Информация  здесь

Священник Петр

Священник Петр Чудотворец нашего времени живущий сейчас в Покровском женском монастыре, с. Лукино, Нижегородская область. В это тихое место приезжают люди, мятущаяся душа которых жаждет покоя и благости. Петр Прозорливый для каждого найдет теплое слово и мудрый совет. Информация  здесь

Архимандрит Чудотворец Амвросий

Отец Амвросий Чудотворец нашего времени живущий сейчас в Свято-Введенский женский монастырь, г.Иваново. Наш современник – известный в России проповедник и писатель, находит время для каждого страждущего, исцеляя его силой молитвы и исповеди. Информация  здесь

Протоиерей Валериан Кречетов

Покровская церковь, с. Акулово, Одинцовский район. Многие его духовные чада считают священнослужителя почти святым, возможно потому, что он в свое время сделал каждого из них немного светлее, добрее и счастливее. #Батюшка всегда открыт для общения. Информация на православном сайте здесь

Поездка к прозорливому старцу из Москвы

При желании попасть на прием, Вы можете воспользоваться благотворительной поездкой, благодаря которой Вы встретитесь со старцем в его обители и побываете в святых местах. В среднем в год 14-15 поездок за счет благотворителей и меценатов. Информация здесь.

Но если Вам надо попасть на прием и Вы не можете или не хотите ждать благотворительной поездки то за небольшую сумму мы отвезем Вас туда и поможем с размещением. Информация здесь Паломническая поездка.

с комфортом.

Информация о нас

Очередь не продается и предлагать деньги за прохождении вне очереди к Старцам это кощунство!

#истокистарцы

Источник: https://istoki-s.ru/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
У ребенка умер отец как быть

Закрыть