Кто такой вечный жид

Вечный Жид

кто такой вечный жид

Андре Жиду (1869–1951) повезло: он вошёл в русский фольклор. «Фейхтвангер у дверей стоит с печальным видом — ах, как бы сей еврей не оказался Жидом» — приписывается Кольцову, да кому только не приписывалось. Значит, истинно народное. Повод — выход в Париже «Возвращения из СССР» Андре Жида и приглашение Лиона Фейхтвангера, чтобы уж он-то написал то, что надо.

Вышло так, что 100-страничное «Возвращение из СССР» оказалось самой известной и по-человечески самой значительной книгой этого действительно большого писателя, нобелевского лауреата 1947 года, автора нескольких первоклассных романов, из которых наиболее известны «Фальшивомонетчики» и «Подземелья Ватикана». Не сказать чтобы это была великая проза, в случае Жида гораздо значительнее его путь.

Не было такой литературной и политической моды, мимо которой он прошёл бы. Всем занимался, был даже мэром Ла-Рока; выдумал нарциссизм как философию — и его «Миф о Нарциссе» до известной степени предваряет «Миф о Сизифе» Камю. Экзистенциализмом он тоже увлекался. Фрейдизмом. Ругал католицизм — и не без оснований называл себя самым истовым христианином, какого можно вообразить.

Верил в коммунизм, столь же искренне в нём разуверился. Одобрял в 1940 году коллаборационизм Петена, полностью разочаровался в нём, уехал в Тунис, благо можно было. Главным его сочинением после смерти, как часто бывает с такими людьми, оказался трёхтомный «Дневник», который он сам издавал в последние годы.

Только про фашизм всё понял сразу, ибо обладал безошибочным эстетическим чутьём; эстетика помогла ему и в Советском Союзе.

Справедливости ради добавим, что оба они с Манном, проходя одни и те же этапы, прошли также и через некоторое увлечение гомосексуализмом, следы которого можно найти в «Фальшивомонетчиках» и «Смерти в Венеции»; наверное, этот опыт им понадобился не для острых ощущений, а для более точного понимания, что такое быть совершенно не таким; в случае Жида тут было, конечно, серьёзное влияние Уайльда, в которого он был влюблён в 1891 году и от которого не отвернулся в 1897-м, навещал, пытался помочь, отлично понимая, что помочь нельзя.

2

Коснёмся вначале его художественной прозы: «Яства земные» — сборник афоризмов, каких было тогда полно. После Ницше так стали писать многие, у нас — Розанов, а в Европе, кажется, каждый второй модернист. Обращено всё это к воображаемому собеседнику Натанаэлю, присутствует также воображаемый демон-соблазнитель Менальк, нашептывающий повествователю всякие парадоксы.

Любопытно, что к этому жанру и отчасти стилю Жид возвратился в 1935 году, незадолго до поездки в СССР, когда появился его наполовину прозаический, наполовину поэтический текст, программно названный «Новая пища». Упования его на этот раз были обращены к социализму.

Стихи переводил Пастернак, прозаический перевод Бориса Загорского редактировал Бабель — то есть на публикацию в первом номере «Знамени» за 1936 год были брошены лучшие силы.

Вообще «Яства земные» (1894) — это не так плохо. Чувствуется молодой, честный талант, подверженный, конечно, дурным стилистическим влияниям; прекрасно, что автор совершенно не декадент, его не привлекает упадок, он, наоборот, захлёбывается счастьем и на всё взирает с аппетитом.

Сам Жид в 1927 году характеризовал эту вещь так: «Я написал эту книгу в тот момент, когда литература насквозь была пропитана затхлостью и фальшью; когда я почувствовал самым важным заново прикоснуться к земле и просто пройти по ней босиком. Тотальный неуспех этой книги показал, до какой степени она оскорбила тогдашний вкус. Ни один критик ничего не сказал о ней.

За десять лет было продано ровно пятьсот экземпляров». Тем не менее своё влияние на французскую прозу ХХ века она оказала — благодаря молодой смелости, с которой автор отвечает на вызовы нового столетия.

Любопытно, что большинство тогдашних модернистов ожидало от нового века великих свершений и открытий, и только Жид ждал великих испытаний — и пытался им, как умел, противопоставить свою молодую жизнерадостность. Были там первоклассные куски, из которых лучший, как ни странно, стихотворный: это произведение вполне пророческое, и так всё, собственно, и вышло.

БАЛЛАДА О НЕДВИЖИМОМ ИМУЩЕСТВЕ

Когда вода в реке заметно поднялась, Одни надеялись, что на горе спасутся, Другие думали: полям полезен ил, А третьи говорили: всё погибло.

Но были те, кто не сказал ни слова.

Когда река из берегов рванулась, Деревья кое-где ещё виднелись, Там — крыша, здесь — стена и колокольня, А там — холмы. Но было много мест,

Где больше не виднелось ничего.

Одни пытались гнать стада повыше в горы, Детей своих несли другие к утлым лодкам, А третьи — драгоценности несли, Несли съестное, ценные бумаги И лёгкие серебряные вещи.

Но были те, кто ничего не нёс.

На лодках плывшие проснулись рано утром В неведомой земле — одни в Китае, В Америке — другие, третьи — в Перу.

Но были те, кто навсегда заснул.

Под недвижимым имуществом можно ведь понимать и убеждения, твёрдые мнения, и со всем этим в ХХ веке приходилось расставаться так же бесповоротно, как с «лёгкими серебряными вещами». Как писал Самойлов, «добро на Руси ничего не имети»; как видим, не только на Руси. Ожидание всемирной катастрофы было Жиду присуще с юности, и он понимал, как себя вести: ничего не спасать, ничего не уносить, если повезёт — умереть.

Андре Жид (слева) на трибуне Мавзолея во время похорон Максима Горького. 1936 год

Что касается «Фальшивомонетчиков», это, в общем, конспект «Семьи Тибо» Роже Мартена Дю Гара.

О распаде семей и кризисе семьи как таковой, о невозможности традиционного повествования, о необходимости постоянной смены угла зрения и повествовательной техники применительно к этому роману не писал только ленивый; из послевоенного кризиса каждый искал собственный выход.

Жид идёт своим путём, доказывая, что всё современное искусство занято фальшивомонетничеством, ибо воспроизведение реальности и есть фальшивка; собственно, фальшивы уже и все моральные ценности, о которых идёт речь.

В этом смысле — и отчасти стилистически, потому что книга получилась ядовитая, грубая, называющая вещи своими именами, — он предсказал Селина, но Жид ужасается этому новому миру, а Селин им наслаждается, упивается собственным цинизмом — и приходит к фашизму.

Жид долгое время пытался, кстати, думать о Селине хорошо и, рецензируя «Безделицы для погрома», отчёт о месячном пребывании в Ленинграде в сентябре 1936 года, пытался спасти его репутацию: «Когда Селин пишет о том, что существует заговор евреев и франкмасонов с целью помешать продажам его книжек, всем понятно, что он либо просто издевается, либо свихнулся» (многие, включая меня, писали так и о нашем главном селиновце Лимонове, и о некоторых его менее одарённых последователях).

Источник: https://kiozk.ru/article/diletant/vecnyj-zid

Кто такой «вечный жид»?

кто такой вечный жид

Агасфер

Вечный Жид (Агасфер) — тот, кто не имеет родины, дома, пристанища и вынужден в их поисках бесконечно блуждать по земле; вечный скиталец; неприкаянный

На свете есть особый сорт людей, родившихся, должно быть, от Вечного Жида. Особенность их в том, что они никак не могут найти себе на земле места и прикрепиться к нему (М. Горький, рассказ «Проходимец», 1898 год)

Происхождением фраза Вечный Жид обязана легенде, согласно которой некий житель Иерусалима был наказан Всевышним вечной неустроенностью за то, что отказал Иисусу в просьбе о помощи, когда тот, изнемогавший под тяжестью креста, шел на казнь, причём, никаких намёков на этот случай в Евангелии нет.
Тема человека, согрешившего против бога, в фольклоре нередка:

    Прометей, похитивший огонь у богов и передавший его людям, вынужден вечно быть прикован к скале Сизиф, что-то неподеливший с богом смерти Танатосом, был приговорён богами вечно вкатывать на гору камень, раз за разом скатывающийся вниз Поэту Тангейзеру, опреметчиво полюбившему богиню Венеру, пришлось навечно остаться на горе Герзельберг в Тюрингенском Лесу, ожидая Страшного Суда, когда Господь окончательно решит его участь Летучий Голландец — корабль-призрак, который не может пристать к берегу и обречён вечно бороздить моря из-за богохульства его капитана

Многочисленны были подобные сказания в византийском фольклоре, оттуда они проникли в Европу.

Но антисемитский оттенок легенда приобрела лишь в XVII веке, когда В 1602 году в Германии была опубликована лубочная книга «Краткое описание и повествование о еврее по имени Ахасверус» (Ахасверус — Агасфер, которым Вечный Жид стал, есть измененная форма имени персидского царя Ахашвероша из еврейской книги Эстер).

Наблюдая за бесконечными скитаниями евреев по Европе в поисках безопасного места жительства без притеснений со стороны аборигенов, эти самые аборигены и связали эпизод казни Христа с судьбой всего еврейского народа, якобы караемого Богом за смерть Иисуса, сделали Агасфера символом всех евреев

Тема «Вечного Жида» в творчестве

  • Эжен Сю «Агасфер» (роман)
  • Василий Жуковский «Странствующий жид» (поэма)
  • Александр Дюма «Исаак Лакедем» (роман)
  • Артуро Граф «Фауст и Агасфер» (драма)
  • Льюис Уоллес «Падение Царьграда» (роман)
  • Редьярд Киплинг «Вечный Жид» (новелла)
  • Стефан Гейм «Агасфер» (роман)
  • Пер Лагерквист «Смерть Агасфера» (роман)
  • Всеволод Иванов «Агасфер» (повесть)***
  • Кинофильм «Агасфер» (1933 год, Англия)
  • Кинофильм «Вечный жид» (1926, Франция)
  • Кинофильм «Вечный жид» (1948, Италия)
  • Кинофильм «Седьмое затмение» (1988, США)

Применение выражения «Вечный Жид» в литературе

    «А ему ни падать, ни медлить нельзя, за стоном сердца у него следует порыв злобы и сознание роковой своей задачи ― он должен в ней истощиться, как вечный жид!» (И. А. Гончаров «Опять «Гамлет» на русской сцене») «Наш Вечный Жид ведет сейчас переговоры, а уж он-то знает, что время ― деньги» (Василий Аксенов «Новый сладостный стиль») «Развязала ты нас, судьба, кто в петлю, кто в Питер, а я как Вечный Жид отныне!» (М. А. Булгаков «Бег») «Когда Вечный Жид, выполнив поручение, стоял на берегу Днепра, свесив неопрятную зеленую бороду, к нему подошел человек с желто-голубыми лампасами и петлюровскими погонами и строго спросил» (Илья Ильф, Евгений Петров «Золотой теленок») «Сам над собою смеется: ― Я ― Вечный Жид. Ни на что уж не годен, как только скитаться по белу свету, словно на мне отяготело пророчество: и будет ти всякое место в предвижение» (Д. С. Мережковский «Александр Первый»)

Ещё статьи

  • «Демьянова уха»
  • «Деньги не пахнут»
  • «Держать порох сухим»

Источник: http://ChtoOznachaet.ru/vechnyj-zhid.html

Агасфер

кто такой вечный жид

Агасфер, он же Вечный жид. Оттолкнул Иисуса, несшего крест, когда тот попросил дать ему отдохнуть, прислонившись к стене дома. Обречен на вечное людское презрение и безостановочные скитания по свету, пока не случится Второе Пришествие Христа.

История происхождения

Еврей-ремесленник носил разные имена: в Англии – Картафилус, в Бельгии и Франции – Исаак Лакедем, в Италии – Боттадио или Бутадеус, что значит «ударивший Бога», в Германии – Агасфер. Последнее имя и получило наибольшее распространение. Само же оно происходит от имени Ахашверош, или Ксеркс. Так звали персидского царя.

Агасфер

В мифе о вечном страннике заложен философский смысл. Если же сосредоточиться на сути, то она такова – божественная месть человеку, согрешившему против бога, заключающаяся в вечных мучениях. Это напрямую указывает на то, что сюжет появился задолго до возникновения христианства. Привычкой мстить обидчикам люди наделяли древнегреческих богов; стоит вспомнить легенду о Прометее, обреченном на вечные муки.

Кроме того, изгнание из общины при патриархально-родовом строе, господствовавшем во времена Христа, считалось страшным наказанием для провинившегося. А вечное скитание – это и есть изгнание.

Каин убивает Авеля

Возможный прототип Агасфера – Каин, за братоубийство наказанный печатью проклятья на лбу и вечными скитаниями, ведь Бог запретил всем, кто живет на свете, лишать убийцу жизни.

Сюжет

Сюжет предания об Агасфере прост: ремесленник (вероятно – сапожник), мимо чьего дома Христос нес крест на пути к Голгофе, не разрешил Сыну Божьему отдохнуть рядом с собой. Персонаж оттолкнул Христа со словами: «Иди, что ты медлишь?» На эту фразу он получил ответ: «Я пойду, но и ты пойдешь и будешь меня ждать». С той поры бродит по миру человек, у которого нет ни дома, ни семьи. И спрашивает у всех, кто попадется на пути, не встречался ли им человек, несущий крест.

«Портрет» Агасфера

Первое письменное упоминание Агасфера встречается в «Большой хронике» Матвея Парижского в середине XIII века. В 1228 году армянский архиепископ рассказывал, как встретил некого человека по имени Иосиф. Тот, будучи 30-летним, видел Христа и прогнал от своего дома. С тех пор он не умирает, а вечно скитается по миру. Доживая до очередных 100 лет, Иосиф несколько дней вынужден терпеть мучения, после которых вновь становится 30-летним.

Когда появилось книгопечатание, начали множиться свидетельства о вечном скитальце. В XVI-XVII веках Вечный жид «отметился» в Париже, Мадриде, Вене, Брюсселе, Гамбурге. С ним беседовали епископы, бургомистры, папские легаты.

За две тысячи лет вечный странник смирился со своей судьбой и продолжает бродить по свету, меняя имена. Где он сейчас странствует, никто не знает.

Вечный странник Агасфер

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Акакий акакиевич герой какого произведения

Такое жуткое бессмертие будоражило воображение. Об Агасфере писали Шелли, Киплинг, Голсуорси, О’Генри, Шубарт, Гёте и многие другие литераторы.

В.А. Жуковский задумал поэму «Странствующий жид» в 1841 году, а писать начал только в 1851 году. Смерть помешала поэту завершить последний труд его жизни. В работе Жуковский использовал и Евангелие, и Книгу Иова. Агасфер повторяет речи ветхозаветного праведника:

«Да будет проклят день, когда сказали:Родился человек; и проклятаДа будет ночь, когда мой первый крикПослышался: да звезды ей не светят,Да не взойдет ей день, ей – незапершейМеня родившую утробу!»Агасфер – иллюстрация

В ХХ веке в романе братьев «Отягощенные злом, или Сорок лет спустя» Агасфер появился в непривычной для себя роли. Агасфер Лукич, древнее сверхчеловеческое существо, помогает такому же существу, называемому Демиургом, в поисках Человека с большой буквы. Кроме того, исполняет «простые» желания, взамен прося только «особую нематериальную субстанцию».

Художники не обошли вниманием печальный сюжет. На картине «Агасфер на краю мира», написанной в 1888 году венгерским художником Адольфом Хиреми-Хиршлом, рядом с Вечным жидом, последним человеком, – призрак Смерти и ангел Надежды. А перед ним – обнаженная женщина, воплощающая погибшее человечество. И только зловещие вороны кружат над ними в ледяной пустыне

Картина «Агасфер на краю мира»

«Отметился» Вечный жид даже в картах – в Таро теней. Аркан «Агасфер» указывает, что человек, которому гадают, много врет или вынужденно недоговаривает.

Экранизации

В истории кинематографа существуют восемь фильмов, названием которых стало крылатое выражение «Вечный жид».

В 1904 году представил публике свою кинокартину Жорж Мельес, в 1921 – Отто Крейслер, в 1933 – Джордж Роуленд. Морис Элви снял два фильма – в 1923 и в 1933 году, главную роль в последнем сыграл Конрад Фейдт.

Конрад Фейдт в роли Агасфера

В 1940 году по распоряжению Геббельса режиссер Фриц Хиплер снял нацистский фильм «Вечный жид», заявленный как документальный. Говорящий о негативном влиянии евреев на культуру, науку и искусство, фильм призван был вызвать антисемитские настроения у немецкого народа.

В 1948 году вышла в свет киноработа Гоффредо Алессандрини, где Витторио Гассман примерил главную роль, а в 1959 году – фильм Василиса Георгиадиса.

Витторио Гассман в образе Агасфера

Еще один фильм снят Карлом Шульцем в 1988 году и носит название «Седьмое знамение». Шесть знамений, предвещающих конец света, уже произошли. Мир ждет последнее, седьмое, самое страшное. Это – будущий ребенок женщины по имени Эбби Куинн. Он может и не родиться, если только кто-то из живых не отдаст ему свою душу, ведь перед концом света нет душ для новорожденных.

Цитаты

«- Евреи прокляты Богом- Они хоть этим отмечены, чего не скажешь об иных народах».

«Агасфер», Стефан Гейм

«Я чувствую, как она приближается ко мне, бесконечно милосердная, сестра жизни, так долго не замечавшая меня; она гладит мой лоб прохладной рукой, единственная утешительница, дарующая покой. Но я жаждал лишь ласки Твоей руки. Теперь я знаю, Ты не покинешь меня, останешься со мной, возьмешь меня в Свое царство, уведешь меня в Святую землю».

«Смерть Агасфера», Пер Лагерквист

Источник: https://24smi.org/person/5174-agasfer.html

Вечный жид: легенда о еврее-скитальце, который ждет второго пришествия Христа

Точно определить, когда впервые появилось данное словосочетание, сегодня не представляется возможным. Самое древнее упоминание этого образа, по мнению некоторых специалистов, следует искать в Библии, в Ветхом Завете. Его связывают с именем Каина, который убил своего брата Авеля, за что был обречен на бесконечное страдание и скитание.

Да, Каин, получил бессмертие, но какой ценой? Всевышний выжег на его лбу позорное клеймо, чтобы все видели, что это отъявленный преступник, братоубийца. Никто не способен был лишить его жизни, он приговорен к нескончаемым мукам.

https://www.youtube.com/watch?v=W1eLy9W2xyo

Прототипами могли также послужить другие библейские персонажи: Енох и Илия, они тоже считались бессмертными.

Но большинство исследователей все же связывают возникновение образа Вечного жида с новозаветным сюжетом, ссылаясь на легенду о неком еврее из Иерусалима. Якобы этот иудей оскорбил Иисуса Христа, когда он нес свой непомерно тяжелый крест на Голгофу или даже ударил его. За что и был проклят до второго пришествия.

За оскорбление Господа полагается суровое наказание. А что может быть страшнее вечных мук и боли, когда без отдыха, без сна приходится скитаться по городам и весям? Не имеющему ни крова, ни скарба, всюду гонимому и везде проклинаемому страннику не оставлен даже последний приют — могила и смерть, прерывающая его страдания. Поистине, это ад на Земле.

В средние века в Европе отношение к евреем было, мягко говоря, недружественным. В этих людях, постоянно кочующих с места на место, не имеющих своей Родины, но удивительным образом сохранившим свои законы и национальную идентичность, видели осквернителей Завета и убийц Христа. Они воплощали как бы коллективный образ врага Иисуса.

Вечный странник — это значит навеки проклятый грешник, которому не будет прощения и покоя до второго пришествия Христа.

Агасфер — это несколько видоизмененное имя, взятое из Библии. В книге Эсфирь упоминается персидский царь Ксеркс, его-то и переделали в Агасфера.

Образ вечного странника не всегда был связан с евреями. В средневековой Европе были известны и другие легенды и другие имена, упоминаемые в этой мистической истории. Например, можно припомнить Летучего голландца, а также башмачника Бутадеуса (перевод — ударивший Бога), Картафила (сторож), Эспера-Диоса (надейся на Бога) и многих других.

Первое письменное свидетельство об этой легендарной личности относится к 1602 году, когда вышла в печать книга безымянного автора «Краткое описание и рассказ о некоем еврее по имени Агасфер». С тех пор сказание пошло гулять по свету. Где только не видели изможденного старца с длинными грязными волосами: и в Лондоне, и в Париже, и в Лейпциге И везде он искал и спрашивал о человеке, который нес бы на своем горбу тяжеленный крест

Позже рассказ попал в народный фольклор. Наметились две линии — книжная и народная. Именно последней присуще олицетворение Вечного жида со всем еврейством.

Значение легенды

Агасфер наказан за то, что не откликнулся на просьбу Иисуса и не дал ему немного передохнуть перед трудным восхождением на Голгофу, где он будет позже распят. После такого отказа и сам грешный иудей лишится отдыха. А заклятие с него может снять только сам Иисус, когда воскреснет из мертвых и снова вернется на землю.

Любопытно, что несмотря на такую зловещую ауру, имя Агасфер было одно время весьма популярным среди протестантов. Видимо, им эта несчастная фигура виделась в каком-то другом свете. Во второй половине XVII века, как запечатлели источники, в Москву привозил свои товары шведский купец по имени Агасфер Бодекере.

Образ вечного жида в литературе

Впервые об Агасфере, как уже было сказано, рассказали в печати в начале XVII века. После чего повести и романы о нем посыпались, как из рога изобилия. Нет ни одного крупного писателя, чье перо не затронуло бы эту благодатную тему о вечно страждущем и никогда не умирающем иудее.

Если говорить о создании художественного образа, то первенство нужно отдать немцам. В 1783 году Шубарт написал свою знаменитую лирическую поэму «Der ewige Jude». Автор, отступая от канонической традиции, пожалел главного героя и даровал ему долгожданную смерть.

Спустя девять лет за дело взялся великий Гете, но своего «Der ewige Jude» он так и не дописал. Из дошедшей до нас рукописи можно видеть, если бы писатель довел свое сочинение до логического конца, получилась бы совсем не лирика, а самая что ни на есть злая сатира.

Далее отметим книгу «Рукопись, найденная в Сарагосе» Яна Потоцкого, философский трактат Эдгар Кинэ, фантастическую мистерию Томаса Карлейля, бульварный фельетон Эжена Сю, ну и, конечно же, роман «Исаак Лакедем» Александра Дюма.

Сначала его отрывки печатались во французском ежедневнике «Конституционалист», а затем в 1853 году вышла отдельная книжка.

Однако исторические приключения Исаака (именно он олицетворял в романе Агасфера) не пользовались у читающей публики такой популярностью, как «Три мушкетера», и писатель забросил свои литературные упражнения.

И под занавес века в 1893 году Льюис Уоллес вовсе запутал представление о вечном страннике свои романом «Падение Царьграда», где главный персонаж изображен каким-то загадочно-таинственным князем Индии.

От Киплинга до Генри

Из литераторов XX века, чьи имена у всех на слуху, в связи с обсуждаемой темой, нужно прежде всего отметить новеллу Киплинга «Вечный жид», романы «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса и «Агасфер» Стефана Гейма.

А Эдвард Хох, пытаясь заманить читателей, превратил своего «бессмертного еврея» в целой серии оккультно-мистических зарисовок в частного сыщика.

Но особо хотелось бы выделить рассказ О.Генри «Дверь, не знающая отдыха». Сюжет таков. В дупель пьяный сапожник Майк заявляется в местную газету и заявляет, что он и есть тот самый легендарный злодей — иерусалимский башмачник Агасфер. Только в романе он назван «сапожником Майкобом Адером».

Да это я, утверждает главный герой рассказа, прогнал Иисуса Христа с порога своего дома, когда тот восходил на свою Голгофу.

Вот с тех пор Майк и ждет второго пришествия, только никакой он не еврей.

«Вечный Иванов» управлял Советским Союзом

Русские писатели тоже оставили след в этой теме. В романе Стругацких «Отягощенные злом, или Сорок лет спустя» Агасфер сравнивается с другим библейским персонажем Иоанном Богословом. В «Золотом теленке» Ильфа и Петрова Остап Бендер изложил свою версию легендарного страдальца. Странствующий жид прибывает на Днепр и погибает там под острыми шашками петлюровцев. А Всеволод Иванов в своей одноименной повести отправляет «космополита Агасфера» в Москву.

Любопытна трилогия А.Валентинова «Око силы». У него «Агасфер-Вечный-Иванов», скрываясь под разными масками, с 1917 года пытается тайно управлять Советским Союзом.

Не один русский поэт задумывался на этой легендой, хотя больших эпических полотен они не нарисовали. Касались темы лишь пунктирно. Иосифа Бродского, всегда относившего себя к этой славной когорте, тем не менее сравнивают иногда с образом вечного скитальца.

Если говорить о самых последних произведениях, то следует назвать «Стрелу Аримана» Геннадия Прашкевича с его главным персонажем Ага Сафаром, а также труд узбекского писателя И.Султона «Вечный скиталец», увидевшего свет в 2011 году.

В этом видео приводится стихотворение об Агасфере.

Источник: https://proreligiu.club/lichnosty/deyateli/legenda-o-evree.html

Читать книгу «Вечный жид» онлайн— Эжен Сю — Страница 1 — MyBook

Полное 3-х томное издание -1200 страниц в одном томе

Господину К.П.[1]

Соблаговолите принять посвящение этой книги, мой дорогой Камиль, не только в знак искренней дружбы, но также и живейшей благодарности.

Я никогда не забуду, что Ваши прекрасные работы, плод долгих и искусных поисков, помогли мне оттенить или показать в действии (в моей скромной области рассказчика) некоторые факты, то утешительные, то ужасающие и так или иначе связанные с вопросом организации труда, жгучим вопросом, который вскоре сделается господствующим, потому что для масс это вопрос жизни и смерти.

Если в некоторых эпизодах этого произведения я пытался изобразить чрезвычайно благотворное и практическое воздействие, которое человек с благородным сердцем и просвещенным умом может оказать на рабочий класс, то благодарность за это надлежит воздать Вам.

Если же, с другой стороны, я местами обрисовал жуткие последствия, происходящие от забвения всякой справедливости, милосердия, всякой симпатии к тем, кто издавна обречен на всевозможные лишения, бедствия, горести и молчаливо страждет, требуя только права на труд, то есть определенной заработной платы, соответствующей их тяжелому труду и скромным нуждам, – то здесь Вам снова надлежит воздать благодарность.

Да, мой друг, потому что трогательная и полная уважения привязанность, выражаемая Вам множеством рабочих, трудом которых Вы пользуетесь, улучшая каждый день их духовное и материальное положение, является одним из редких и доблестных исключений, в свете которого особенно плачевным становится тот непросвещенный эгоизм, которому так часто безнаказанно приносится в жертву множество честных и работящих тружеников.

Прощайте, друг мой; посвятить эту книгу Вам, выдающемуся художнику, Вам, одному из лучших сердец и лучших умов, какие я только знаю, – значит сказать, что за недостатком таланта в моем произведении найдут по крайней мере спасительные намерения и великодушные убеждения.

Пролог
ДВА КОНТИНЕНТА

Поясом вечных снегов оковал Северный Ледовитый океан пустынные берега Сибири и Северной Америки, там, где лежат границы двух континентов: только узкий Берингов пролив разделяет их.

Сентябрь приближался к концу.

За осенним равноденствием пришли мрак и полярные вьюги Скоро наступит ночь и сменит короткий, пасмурный северный день

Бледный диск негреющего солнца, еле поднимаясь на горизонте и слабо освещая мрачное, лилово-синее небо, уступает в белизне ослепительному блеску снега, которым на необозримом пространстве покрыты эти равнины.

Границей пустыни на севере является берег, усеянный мрачными исполинскими скалами. У подножия этих титанов окаменело лежит в вечных оковах океан, неподвижные волны которого кажутся цепью ледяных гор. Голубоватые вершины этих гор теряются вдали в снежном тумане

На западе, между двумя стрелками Уликина мыса, крайней восточной границы Сибири, виднеется темно-зеленая полоса, где медленно плывут громадные ледяные глыбы. Это Берингов пролив.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как очистить дом святой водой

По ту сторону пролива, господствуя над ним, возвышаются гранитные массы Валлийского мыса, крайней границы Северной Америки.

Эти пустынные широты совершенно необитаемы: нестерпимый холод рвет камни, расщепляет деревья, и сама земля трескается, выбрасывая снопы ледяных игл.

Казалось бы, ни одно человеческое существо не могло осмелиться нарушить уединение этих просторов, царство льда, бурь, голода и смерти.

А между тем, как ни удивительно, можно различить следы ног на снегу, который покрывает ледяные пустыни – окраины двух континентов, разделенных Беринговым проливом.

На американском материке следы легкие, маленькие, свидетельствующие о том, что здесь проходила женщина.

Она направлялась к скалам, откуда виднеется через пролив снежная пустыня Сибири.

Со стороны Сибири следы более крупные и глубокие, свидетельствующие о том, что здесь проходил мужчина.

Он также направлялся к проливу.

Казалось, что мужчина и женщина надеялись увидеться через узкий рукав моря, разделяющий два континента. На свидание это они стремились, по-видимому, с противоположных концов земного шара.

Еще более поразительное явление: и мужчина, и женщина прошли по пустынным местам в разгар страшнейшей бури.

А буря была такая, что с корнем вырвала, сломала и унесла вдаль несколько столетних лиственниц, вершины которых возвышались тут и там в этой пустыне, точно кресты на кладбище.

И этой буре, с корнями вырывающей деревья и сотрясающей ледяные горы, сталкивая их с громовым грохотом, этому бешеному урагану противостояли два путника.

Они противостояли ему, не уклоняясь ни на шаг от направления, которым следовали Об этом можно судить по их ровным, прямым и твердым следам.

Что же это за существа, спокойно шествующие своим путем среди яростных конвульсий, сотрясающих природу?

Случай ли это, личная прихоть или рок, но семь гвоздей[2], которыми подбиты сапоги мужчины, оставляют след, имеющий форму креста.

И повсюду он оставлял такой след

На гладкой обледеневшей поверхности снега крест этот точно выбит сталью на мраморе.

Ночь без сумерек наступила на смену дню

Страшная ночь

Вследствие ослепительного преломления лучей на снегу можно было различить бесконечную белую равнину под сводом темно-синего, почти черного неба, где бледные звезды терялись в глубине холодного темного купола.

Молчание полно торжественности

Но вот над Беринговым проливом на горизонте появляется бледный свет.

Сначала это нежное, голубоватое сияние, подобное тому, которое предшествует восходу луны Затем это сияние стало усиливаться, испускать лучи и приняло розоватый оттенок.

А кругом становилось все темнее и темнее; даже белая пелена снега, ясно видимая только что, стала едва отличима от черного небосвода.

Среди этого мрака слышатся странные, смутные звуки. Это словно тяжелый и шелестящий полет огромных ночных птиц, которые в испуге носятся над равниной и в изнеможении падают на землю.

Но криков не слышно.

Этот немой ужас возвещает о наступлении одного из тех величественных явлений природы, которые повергают в трепет все живущее, начиная с самых свирепых до самых безобидных существ

Разом разлилось по небу северное сияние, роскошное зрелище, обычное в полярных странах.

Ослепительного блеска полушарие появилось на горизонте. Из центра этого блистающего очага брызжут огромные столбы света, которые, поднимаясь на неизмеримую высоту, освещают небо, землю и море Как яркое пламя пожара, разливается этот свет по снежной белизне, покрывает пурпуром синеватые вершины ледяных гор и окрашивает густым красным оттенком высокие черные скалы обоих континентов.

После яркой, великолепной вспышки северное сияние начинает мало-помалу бледнеть, и его блеск гаснет в лучезарном тумане. В этот момент, вследствие своеобразного действия миража, нередко случающегося в этих широтах, стало казаться, что американский берег, хотя и отделенный от Сибири шириной морского пролива, настолько вдруг приблизился, что как будто ничего не стоило в эту минуту перекинуть мост с одного материка на другой.

И вот, в голубоватом облаке тумана, разостлавшегося над обоими континентами, появились две человеческие фигуры.

На сибирском мысе стоял на коленях мужчина и с неизъяснимым отчаянием протягивал к Америке руки.

А с американского берега молодая, красивая женщина отвечала на отчаянный жест мужчины, указывая ему на небо

При свете потухающего северного сияния эти две человеческие фигуры в течение нескольких секунд вырисовывались на светлом фоне бледными прозрачными очертаниями. Но вот туман постепенно сгустился, и все исчезло во мраке.

Откуда пришли эти два существа, встретившиеся в полярных льдах, на границе двух континентов?

Что это за создания, на секунду сблизившиеся благодаря обманчивой игре миража и снова разлученные навеки?..

Афиша к прижизненному изданию романа Э.Сю «Агасфер»

Источник: https://MyBook.ru/author/ezhen-syu/vechnyj-zhid/read/

[править] Суть

« если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братьями, что ученик тот не умрет. »
— Ев. Иоанн гл. 21, ст. 23. Эти строки некоторые исследователи и богословы пытаются как-то связать с сабжем.

По основной легенде, некий человек нахамил ведомому на казнь Иешуа, поторопив того, чтоб очередь-де на мероприятие не задерживал. Мученик ответил, мол, я-то пойду, а вот ты будешь ждать моего возвращения.

По другой версии: Иисус, вконец заебавшись плестись на казнь с крестом на плечах, поинтересовался у ремесленника, мимо чьего дома он проходил, мол, не мог бы он отдохнуть немного, оперевшись на стены дома его. А в ответ услышал, что-то вроде иудейского СХБ.

И тогда преисполненный оскорбления Христос изрёк сие проклятье. Вариантов данного разговора существует тоже немало.

Диалог Агасфера и Христа, обычно входящий, с разными вариациями, во все версии: «Иди, чего медлишь?». — «Я могу медлить. Но труднее будет медлить тебе, ожидая Моего прихода»; либо «Иди, на обратном пути отдохнёшь» (подтекст: Ты Сын Божий, так воскресни после распятия и отдохни на обратном пути) — «И ты будешь вечно идти, и не будет тебе ни покоя, ни смерти»; либо «Я пойду, но и ты пойдешь и будешь Меня ждать».

Вообще, если разобраться подробнее, становится неясно, что же в оригинале имело место быть на самом деле. По некоторым версиям, грубый жидяра не просто нахамил б-гу: по одним данным он толкнул его, сопроводив сие б-гоприступное действие сквернословием, по другим — прописал ему по лицу.

С тех пор Агасфер обречён был бродить по миру, рассказывая всем о том, что этот их Иисус не лыком шит. После обретения бессмертия якобы уверовал и постоянно просит Б-га о прощении, а в поздних вариантах легенды, внезапно стал заключённым в подземельях, топчащимся вокруг какого-то столпа и постоянно какбэ вопрошающим у мимокрокодилов «Идет ли уже человек с крестом?».

В мире частенько поговаривали о том, что лично встречали старика, рассказывающего о своей бородатости, той ещё жизни в Иерусалиме и проклятии Христовом. Некоторые даже утверждали, что он владел какими-то колдунствами и вершил чудеса, являясь почтительным мудрецом.

Есть также инфа, гласящая о том, что в Италии пытались вздернуть жида, но удавки не выдерживали, а стандартное заключение в темницу вообще не работало — заключенный просто-напросто бесследно исчезал.

В Германии же взбунтовавшееся быдло неоднократно разносило жидовские кварталы под предлогом поисков скрывающегося в них про́кля́того еврея.

[править] Разбор полётов

« Для многих Вечный Жид — символ человечества, обреченного шагать по пути прогресса до скончания мира. Некоторые видят в Агасфере аллегорическое изображение судьбы еврейского народа, изгнанного из своего отечества, блуждающего по свету и, несмотря на все передряги, имеющего полный кошелек. »
— Отсюда

Вечный Жид — персонаж сугубо мифический, и даже не потому что библия — набор хитросплетённых еврейских сказок, нет.

Дело в том, что в евангелиях он вообще отсутствует, а следовательно, в то время не жил и придуман исключительно в поучительных целях, а по некоторым версиям и для того, чтобы пофиксить некоторые баги в пророчествах.

Доподлинно неизвестно, родился ли он от чьего-то пера или же его легенда блуждала из уст в уста, но ясно одно: Агасфер — исключительно легендарный персонаж Средневековья, засветившийся в великом множестве литературной макулатуры.

В Библии довольно много мест, недвусмысленно указывающих на богоизбранность евреев, несмотря на все их косяки. И в то же время, еретическое поведение жидов, если и принимающих христианство, то из-под палки, вызывало у средневекового обывателя когнитивный диссонанс.

Образ Спасителя со спасающимися не увязывался никак, посему мог зародиться эдакий расплачивающийся и раскаивающийся типаж. Но скорее всего данная легенда иллюстрирует божественную обидчивость и мстительность, немногим отличающуюся от присущей человеку.

Хотя в христианстве и говорится о том, что за грехи всем нам воздастся после жизни, Агасфер всё же прикурил, поэтому его можно смело считать жертвой божественного произвола, обречённого на долгие скитания.

Разумеется, мифы о нём различны и зависят от местоположения, но Вечный Жид являет собой типичного грешника, в прошлом хулящего на христианского боженьку, но ныне раскаявшегося и ожидающего Второго пришествия и освобождения, которые может дать лишь Иисус наш Христос.

Что ещё примечательно, так это то, что объект не во всех сказаниях представал жидом, от чего и имеет много имён, символизирующих что-нибудь из причастного к легенде. И вообще сей персонаж стал «Вечным Жидом» много позже. Лягушатники, например, именовали его Исааком Лакедемом, а макаронники Ударившим Бога.

Где-то он был волшебником, где-то ремесленником, а где-то привратником.

[править] Предтечи

« И вообще, хорошему еврею везде плохо. »

Разновидностей сабжа существует хуева куча, это видно хотя бы по количеству имён жида, но существовали и существуют другие последовательно и параллельно переплетающиеся с главной идеей легенды и прообразы.

Некоторые считают, что прообразом могли служить бессмертные библейские персонажи, такие как Каин-братоубийца или Илия, вознесённый при жизни и пропавший без вести. Но есть мнение, что на зарождение образа могли повлиять и мифы других народностей, олицетворяющие божественную мстительность или проклятие путём лишения смерти.

Да, в данном случае именно лишения смерти, а не дарования бессмертия. Сюда также относят (непонятно почему) и древнегреческий миф о Прометее, да и вообще многие другие мифы, так или иначе связанные с богами и бессмертием. Одна жрица Аполлона, например, при встрече с любимым божеством просто зачерпнула горсть песка и попросила столько лет жизни, сколько песчинок в горсти.

Аполлон выполнил всё в точности, вот только молодости не прибавил, а старость жрицы в итоге растянулась на неопределённое время.

Ещё в одном древнегреческом мифе, рассказывается о некоем Титоне, для которого его любовница-богиня попросила у Зевса бессмертия, но впопыхах позабыла о крайне нужном и незаменимом спутнике бессмертия — вечной молодости. Зевс, конечно, просьбу выполнил, но Титон вскоре превратился в зомби, а горе богиня, прихуев от таких событий рыдала и ухаживала за живым трупом без устали, пока Громовержец не сжалился и не обратил его в цикаду. Такие дела.

Якобы у буддистов есть практически неотличимый аналог ситуации с Агасфером — история человека по имени Пиндол, в адрес которого лично Будда изрёк: «Пока существует мой закон, ты не попадешь в нирвану». Но это в общем типичная ересь, бытующая в статьях об Агасфере.

[править] Moar

« — Ну и везёт же вам! Боже мой да теперь Теперь вы сто лет жить будете!— Да, а почему не вечно? Как Вечный Жид? »
— Сталкер Тарковского
  • По версии Ильфа и Петрова жид не такой уж и бессмертный, и он таки пал жертвой антисемитизма в первой половине двадцатого века.
— Жид?— Жид, — ответил старик.— Ну, пойдем, — пригласил человек с лампасами. И повел его к куренному атаману.— Жида поймали, — доложил он, подталкивая старика коленом.— Жид? — спросил атаман с веселым удивлением.— Жид, — ответил скиталец.— А вот поставьте его к стенке, — ласково сказал куренной.— Но ведь я же Вечный! — закричал старик. Две тысячи лет он нетерпеливо ждал смерти, а сейчас вдруг ему очень захотелось жить.— Молчи, жидовская морда! — радостно закричал чубатый атаман. — Рубай его, хлопцы — молодцы! И Вечного странника не стало.— Вот и все, — заключил Остап.
Конец истории Бендера
  • По версии Гэбни он подвергся самобичеванию из-за чувства вины перед российским народом.
  • По версии РПЦ МП и примкнувших околоисториков, Агасфер — бомж и лузер.
  • По версии Стругацких — бывший гопник Иоанн (впоследствии — Иоанн Богослов), ставший апостолом. В ночь «предательства» от отчаянья бросил Иисуса, снова начал грабить, из мести прибил настоящего Агасфера и за это получил наказание бессмертием.
  • У Жуковского есть поэма, названная «Странствующий жид».
  • В Альпах верят, что Агасфер — реальный человек, а встреча с ним считается несчастливым знамением, несущим кучу проблем. Вера в его реальное существование настолько крепка, что у еврея в возрасте, незнакомого местным, есть большой риск быть принятым за сабжа.
  • Биологи поэтично сравнивают с сабжем акул: лишённые плавательного пузыря и жаберных крышек, они должны постоянно плавать, чтобы оставаться в толще воды и нормально дышать.
  • В кошеле Вечного Жида лежит что-то вроде православного неразменного пятака, благодаря чему кошелёк никогда не пустеет. Отсюда некоторые делают выводы, что сабж иллюстрирует весь жидовский народ, коему суждено безвременно скитаться по миру, но при этом не оставаться без копейки в кармане.
  • После распространения сего мифа имя Агасфер вышло из оборота. Впрочем, оно и так особо не было распространено.
  • По ещё одной из версий (малоизвестной) сабжем является сам Иуда, пытавшийся после своего унылого предательства повеситься на осине при помощи оторванной от подола хитона полоске материи. Фейл, постигший предателя в этом начинании, был настолько велик, что затянувшаяся удавка перестала сниматься с шеи, а сам Иуда был обречён вечно скитаться по земле без права умереть до второго пришествия Христа, который, простив его, даст умереть.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое тришкин кафтан

[править] См. также

Источник: https://lurkmore.to/%D0%90%D0%B3%D0%B0%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80

От адамова яблока до яблока раздора. Происхождение слов и выражений | Страница 5 | Онлайн-библиотека

Кто такой вечный жид? Не тот ли это еврей Мафусаил, который жил дольше всех на земле?

Нет, не тот. И вообще Мафусаила вряд ли можно назвать евреем. Если верить Библии, то Мафусаил – прапраправнук родоначальника всех людей Адама и дедушка Ноя. Того самого, который отправился к горе Арарат в ковчеге. А тогда, как вы понимаете, никто еще не додумался делить человечество на евреев и неевреев. Прожил Мафусаил, опять же если верить Библии, целых девятьсот шестьдесят девять лет. Действительно дольше всех, ведь даже Адам протянул всего девятьсот тридцать.

А выражение вечный жид – это совсем другая история. Некто Агасфер торопился по своим делам, когда встретил Иисуса, несущего свой крест на Голгофу. Занятый своими заботами, он прошел мимо Христа, даже не задумавшись над тем, чтобы помочь ему. За это Господь будто бы и обрек его на вечную торопливую ходьбу.

На самом деле, Агасфер не смог бы помочь Иисусу и при самом горячем желании – римские легионеры не дали бы. Но в Средние века, когда родилась эта околобиблейская легенда, над соответствием рассказа исторической правде не очень задумывались. Кроме того, уж очень напоминает она другую сказку – о Сизифе, который разгневал богов и за это до сих пор никак не может закатить на гору свой камень. Вполне возможно, что история о вечном жиде – попросту переделка более древней легенды.

Витинг

В некоторых исторических романах стало попадаться слово витинг. В первый раз я посчитал такое написание опечаткой, но потом встретил его еще несколько раз.

Витингами называли прусских воинов. Слово это гораздо древнее, чем более известное викинг, которое напрямую было заимствовано у пруссов. Более того, русское витязь своим происхождением тоже обязано витингу.

Изначально витинг значило «беловолосый» (ср. древнеисландское hwitingr), а Самбийский полуостров – северо-западную часть Пруссии – германские народы Балтийского и Северного морей издревле называли Витланд, то есть «Белая Страна», или «Страна Белых Людей».

Есть разные версии о происхождении этого топонима, порой самые фантастические, рассказывающие о рождении белой расы от инопланетян. Но не будем здесь увлекаться мифологией. Могу предположить только, что в те времена, когда у пруссов сложились сословия и появились профессиональные воины, у других народов Севера Европы таковых, возможно, еще не было.

Поэтому прусское витинг в значении «знатный воин» и позаимствовали соседи. Так появились и викинг, и витязь.

Воздушный замок

Откуда взялось выражение воздушные замки? Что такое замки на песке понятно – это замки на непрочной основе. А воздушные замки – замки на воздухе, что ли?

Выражение воздушные замки досталось нам в наследство от эпохи рыцарей. Жил некогда знатный воин Генрих Бургундский, которого нанял однажды на службу король Кастилии Альфонс VI.

Генрих так отличился в войне с маврами, что получил в подарок от короля обширнейшие владения в Испании, чем не замедлил воспользоваться, понастроив себе несметное количество замков. Завистливые коллеги-рыцари просто спать не могли – все строили и строили замки в своих мечтах.

Эти воображаемые сооружения и стали впоследствии называть воздушными замками. И теперь строить воздушные замки значит «грезить, мечтать о несбыточном».

Кстати, с замками на песке тоже не все так понятно, как кажется. Любой строитель подтвердит, что песчаный грунт – достаточно надежное основание для строительства. Само выражение пришло из Евангелия. В одной притче действительно идет речь о доме на песке: ветер подул – и тот рассыпался.

Однако Христос, видимо, имел в виду не зыбкое основание строения, а качество раствора, скрепляющего кирпичи в кладке (один песок – без добавления глины или извести – вряд ли способен долго удерживать стены). Вспомним, что Иисус изъяснялся на арамейском языке, его слова записывали на древнегреческом, а на латынь и церковнославянский переводили уже значительно позже.

Именно по причине такого «испорченного телефона» дошедшие до нас библейские тексты порой кажутся зашифрованными, а то и просто нелепыми.

Возродиться, как Феникс из пепла

Часто говорят: возродился, как Феникс из пепла. А что это за Феникс и почему он возрождается из пепла?

Легенды о Фениксе так стары, что давно уже обрели расплывчатые очертания.

Геродот рассказывал, будто древние египтяне верили, что птица, похожая на орла, прилетает откуда-то с Востока каждые 500 лет (Плиний полагал, что из Аравии, и с периодом в 540 лет) в храм бога солнца Ра только для того, чтобы жрецы ее там сожгли. Потом Феникс возрождается из пепла – сначала в виде гусеницы, на третий день обрастает перьями, а к сороковому дню окончательно становится птицей и улетает. Через 500 (540 – в иных источниках) лет процедура жертвоприношения повторяется.

По другой версии, Феникс, состарившись, сам приносит в свое гнездо огонь, чтобы сгореть и тем самым получить вторую молодость. В одном из вариантов легенды говорится, что Феникс высиживает в яйцах не птенцов, а пламя.

Сегодня эти легенды кажутся нам странными, однако нужно помнить, в какое время они родились. Бо́льшую часть верований и убеждений древних египтян нам не постичь никогда. С определенной долей уверенности можно сказать лишь одно: поскольку легенды о Фениксе были связаны с культом бога солнца Ра, то, вероятно, эта птица олицетворяла ежедневное «умирание» и «возрождение» солнца и дня.

Волк в овечьей шкуре

Мне казалось, что выражение волк в овечьей шкуре пришло из сказки о волке и семерых козлятах. Но недавно прочел эту сказку ребенку и такого эпизода там не обнаружил. Тогда откуда оно?

Эта фраза из Евангелия. Пересказывая Нагорную проповедь, Матфей вспомнил такие слова Иисуса: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные».

Меня, признаться, озадачил этот вопрос. Я по наивности полагал, что уж Евангелия-то читает каждый – и чаще, чем сказки о козлятах. Впрочем, будь так на самом деле, не пришлось бы удивляться проницательности Иисуса: пророков действительно развелось столько, что некуда плюнуть без риска попасть в одного из них.

Ворожея

Я догадался, что слова ворожея и ворожба скорее всего родственны слову ворог, то есть враг. Но какая связь между этими словами?

Одним из значений слова враг в большинстве славянских языков было «дьявол, черт, нечистая сила». Таким образом, те, кто прибегает к помощи этих самых сил (а ведь именно это и делают колдуны и гадалки), занимаются ворожбой, то есть общением с дьяволом-ворогом. Причем с определенной целью – кому-нибудь испортить жизнь.

Правда, у нас подлинный смысл слова ворожба как-то растерялся. Но если мы обратимся, например, к словенскому языку, то там слово vražíti впрямую значит «вредить колдовством».

Впаривать

Часто о том, кто пытается кого-нибудь обмануть, говорят: он впаривает. При этом совершенно непонятно, при чем здесь пар. Это как-то связано с разговорами в бане?

Слово парить в смысле «говорить неправду или заведомую чушь» сегодня почему-то считается жаргонным. Однако это не так. Слово очень старое и употреблялось оно именно в упомянутом нами значении – «говорить чепуху».

От него, кстати, происходит и привычное нам сегодня парень – так раньше называли тех, кто эту самую чушь людям и впаривал. А поскольку у взрослых всегда вызывали недоверие речи подростков, то к ним и прилипло прозвище парни.

Каким-то образом это имя нарицательное вытеснило из русского языка слово отрок и теперь вполне комфортно чувствует себя в нашей литературе. А ведь когда-то оно считалось ругательным.

Кстати, ни к бане, ни к пару все вышесказанное не имеет никакого отношения. Там совсем другие корни, уходящие в праиндоевропейский язык и связанные со словом преть. Но это уже отдельная тема.

Врач

Некоторые популярные издания трактуют слово врач как отглагольное существительное, произошедшее от врать. Они объясняют это тем, что древние славянские врачеватели якобы много врали, самым бессовестным образом обманывая клиентов. Неужели это правда?

5

Источник: http://litrus.net/book/read/69574/Ot_adamova_jabloka_do_jabloka_razdora_Proishozhdenie_slov_i_vyrazhenij?p=5

Кто такой Вечный жид? Его проклятие

Когда я впервые смотрел этот великолепный фильм, снятый в далеком 1970 году режиссером Владимиром Наумовым по мотивам произведений Михаила Булгакова, мне было не много лет и я еще не знал, что означают эти слова. Уже значительно позже, я понял их смысл.  

* кадры из фильма «Бег»

Легенда о «вечном жиде»

По легенде, две с лишним тысячи лет назад, когда римские легионеры по приказу пятого прокуратора Иудеи всадника Понтия Пилата, вели на казнь измученного Иисуса Христа, он, проходя мимо дома иудея-сапожника попросил у него разрешения опереться на стену дома его, чтобы немного отдохнуть на своем тяжком пути.

В ответ на эту просьбу иудей стал оскорблять и смеяться над ним сказав, «я дам тебе отдохнуть на обратном пути, жду твоего возвращения», подразумевая, что если он действительно Сын Божий, то воскреснет и после этого сможет у него отдохнуть.

За такое отношение Иисус Христос обрек этого человека на вечное скитание по миру, по разным странам в поисках его — Спасителя.

А еще он наказал его бессмертием, чтобы муки его длились вечно.

— «И не будет у тебя дома родного и везде будешь ты чужим и гонимым отовсюду, где бы ты не находился »

Вот отсюда и появилось историческое выражение «вечный жид» — человек обреченный вечно искупать свой грех до второго пришествия Иисуса Христа.

Когда «вечному жиду» исполнялось 100 лет он умирал в своих бесконечных скитаниях, так никого и не найдя, и возрождался опять тридцатилетним, чтобы вновь начать свои мучительные и бесконечные поиски Спасителя.

По преданию, имя этого иудея-сапожника было «Агасфер» (в разных странах оно отличалось, но потом общепринятым вариантом имени был «Агасфер») 

Немного истории

Первые упоминания о «Вечном жиде» были найдены еще в IX веке нашей эры в Европе, а в 1602 году, когда вышла в печать книга безымянного автора «Краткое описание и рассказ о некоем еврее по имени Агасфер», где только не видели изможденного старца с характерными чертами лица и длинными грязными волосами: и в Лондоне, и в Париже, и в Лейпциге 

* вечный странник — Агасфер

И везде он искал и спрашивал о человеке, который нес бы на себе тяжеленный крест

А спрашивал он о нем потому, что только Иисус Христос во втором своем пришествии в мир способен снять с него это проклятие и ниспослать долгожданную смерть Агасферу.

В средние века в Европе отношение к евреям было, мягко говоря, недружественным. В этих людях, постоянно кочующих с места на место, не имеющих своей Родины, но удивительным образом сохранившим свои законы и национальную идентичность, видели осквернителей Нового Завета и убийц Христа.

Они воплощали как бы коллективный образ врага Иисуса.

Вечный жид — это значит навеки проклятый грешник, которому не будет прощения и покоя до второго пришествия Христа.

Образ «вечного жида» не раз отображался в искусстве, живописи и мировой литературе.

Александр Дюма посвятил этому персонажу роман «Исаак Лакедем». Упоминается Агасфер и в трагедии Карла Гуцкова «Уриэль Акоста».

В России об Агасфере писал Василий Андреевич Жуковский в неоконченной поэме «Странствующий жид», созданной под влиянием немецких романтиков.

«Вечный жид» появляется даже в романе Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества».

Многие известные художники обращались к этой теме.

Так, на картине «Агасфер на краю мира», написанной в 1888 году венгерским художником Адольфом Хиреми-Хиршлом, рядом с Вечным жидом — последним человеком на земле (т.к. он бессмертен) – призрак Смерти и ангел Надежды. Перед ними – прекрасная, но бездыханная обнаженная женщина, воплощающая собой погибшее человечество.

И только зловещие вороны кружат над ними в ледяной пустыне 

Следует отметить, что Спаситель не лишает Агасфера средств к существованию.

В кошеле его лежит что-то вроде неразменного пятака, благодаря чему сколько бы он не тратил, кошелёк никогда не пустеет.

В одной французской балладе, посвященной Вечному Жиду, говорилось, что в его кармане постоянно лежат пять су (французские деньги того времени), которые, несмотря на то, что он их тратит, снова появляются у него.

Это средства для существования Агасфера, но они же обеспечивают и обещанные ему Спасителем вечные страдания.

И. С.

Читайте, так же:

Альтернативная история. Что не так с войной 1812 года?

Одинокий волк Турции — Кемаль Ататюрк

Источник: https://obrmos.ru/news/n_t/news_nt_ist_agasfer.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Какой церковный праздник 10 ноября

Закрыть