Литургия преждеосвященных даров когда совершается

Литургия преждеосвященных Даров

литургия преждеосвященных даров когда совершается

Чин Литургии, происхождение, особенности, последование, видео

Отпуст Литургии

Литургия преждеосвященных Даров — это главнейшая торжественная служба Великого поста.

Во время этого богослужения таинство преложения хлеба и вина в плоть и кровь Господни не совершается, а предлагаются для причащения верных Дары, освященные на прежде бывшей полной литургии св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста.

Литургия преждеосвященных Даров совершается только в Великом посту: в среду и пятницу первых шести недель поста, в первые три дня Страстной седмицы, а также в дни святых, которым на утрени положен полиелеос.

Происхождение Литургии преждеосвященных Даров

В древности благочестивые христиане имели святое обыкновение причащаться святых Даров за каждой Литургией. Но в дни Великого поста, как особые дни печали, отцы Церкви не могли совершать такого радостно-торжественного богослужения, как святая Литургия.

В то же время им не хотелось оставлять благочестивых христиан без причащения, хотя бы и на одну неделю. Ввиду этого Церковью и было установлено предлагать для причащения Дары, освященные раньше.

Установление Литургии преждеосвященных Даров относится к первым временам христианства, а окончательное ее образование и письменное изложение приписывается св. Григорию Двоеслову, папе Римскому, жившему в VI веке.

Особенности Литургии преждеосвященных Даров

Литургия преждеосвященных Даров совершается в соединении с часами и вечернею. Сначала читаются часы 3-й, 6-й и 9-й, затем вечерня и, наконец, литургия. Вечерня заменяет собой литургию оглашенных и начинается возгласом полной литургии «Благословено Царство». Далее следует чтение псалма 103, великая ектения и стихословие кафизмы с тремя малыми ектениями. После кафизмы поется «Господи воззвах» со стихерами.

В это время священник вынимает из Дарохранительницы, которая находится на престоле, преждеосвященный Агнец и кладет его на дискос, поставленный на жертвенник. Затем вливает в чашу вино с водою, для более удобного преподания верующим св. Даров, и покрывает дискос и потир покровами.

Все это делается только со словами: «Молитвами святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас», так как все молитвословия уже были произнесены на ранее совершенной полной литургии.

После вечернего входа и прокимна обычно читаются две паремии: одна из книги Бытия о грехопадении прародителей и их изгнании из рая и дальнейших событиях, другая — из книги Притчей, побуждающая любить и искать Божественную премудрость. По прочтении первой паремии Царские врата отворяются.

Диакон возглашает: «Премудрость прости», а священник, держа в руке кадило и три сплетенные вместе зажженные свечи, обращаясь на восток, крестообразно осеняет, возглашая: «Свет Христов», и, обращаясь на запад, осеняет также народ, говоря: «Просвещает всех». В древности обряд этот имел особенное значение.

В дни Великого поста в храме было много оглашенных, которые крестились в день Пасхи, и вот этих оглашенных перед литургией верных осеняли зажженной свечей в знак того благодатного света, который они получат в крещении. Это осенение совершалось при открытых Царских вратах. А так как оглашаемые не должны были видеть святыни алтаря, то, в сознании своего недостоинства, они преклонялись до земли.

Теперь это делают и все верные в покаянные дни поста. Далее чтец читает вторую паремию. После нее Царские врата открываются, и для большего возбуждения покаянного чувства поется стих 140 псалма Дaсz и3спрaвитъ моли1тва моS, я4кw кади1ло предъ тоб0ю. воз8дэsніе рyку моeю, жeртва вечeрнzz со стихами:

  1. ГDи воз8вaхъ къ тебЁ;
  2. Положи2 гDи хранeніе ўстHмъ мои1мъ, и3 двeрь њграждeніz њ ўстнaхъ мои1хъ (перевод: и огради двери уст моих);
  3. Не ўклони2 с®це моE въ словесA лукaвствіz, непщевaти вины2 њ грэсёхъ (перевод: не допусти сердце мое до лукавых оправданий в грехах моих).

Коленопреклонные молитвы на литургии Преждеосвященных Даров

Присутствующее в храме молятся в это время, наклонившись до земли, а священник, стоя пред престолом, совершает каждение в знак возношения Богу приносимых молений. После пения этих стихов священником пред престолом произносится молитва св.

Ефрема Сирина с земными поклонами. Последними ектениями литургии оглашенных заканчивается собственно вечерня.

Далее следует самая Литургия преждеосвященных Даров, то есть литургия верных в сокращенном виде: исключаются те ее части, которые относятся к освящению св. Даров. 

Последование Литургии преждеосвященных Даров

Самая Литургия преждеосвященных Даров начинается или чтением Евангелия, если оно положено, или же сугубой ектенией. За сугубой ектенией следует ектения об оглашенных. Со среды 4-й седмицы поста присоединяется еще особая ектения о готовящихся к просвещению, т.е. крещению.

После молитв за оглашенных произносятся две ектении от лица верных, как и за полной литургией. Во время произнесения этих ектений священник тайно молится о неосужденном причащении Тела и Крови Христовых, которые уже предлежат на жертвеннике.

Вместо обычной «Херувимской песни» поется особая песнь, содержанием своим примененная к Дарам, уже освященным:

Нhнэ си1лы нбcныz с8 нaми неви1димо слyжатъ: се бо вх0дитъ цRь сlавы: се жeртва тaйнаz совершeна дарми2 прин0ситсz. Вёрою и со стрaхомъ пристyпимъ, да причaстницы жи1зни вёчныz бyдемъ. Аллилyіа.

Ныне силы небесные (т.е. св. Ангелы) с нами невидимо служат: се бо входит Царь славы: се жертва тайная совершена (уже освященная) дарми приносится (торжественно переносится). Верою и со страхом приступим, да причастницы жизни вечные будем (чтобы быть участниками вечной жизни). Аллилуиа.

Перед словами «Верою и со страхом приступим», как и в полной литургии, перед «Яко царя», Дары переносятся чрез северные двери с жертвенника на престол. При этом диакон на главе несет дискос со св. Агнцем, а священник в правой руке — чашу с вином. Как и на литургии Златоустовой возглашается: «Всех вас да помянет Господь Бог» и т. д.

Великий вход

По поставлении св. Даров на престол совершаются: приготовление верующих к причащению, раздробление св. Агнца, самое причащение, благодарение за причащение и отпуст. Все это происходит в том же порядке, как и на полной литургии. Не бывает только возношения Тела Христова при словах: «Святая святым», потому что оно уже было совершено на литургии полной, и священник только прикоснется к св. Агнцу, возглашая: «Преждесвященная Святая святым».

Причастный стих поется на преждеосвященной Литургии всегда один и тот же: «Вкуси1те и3 ви1дите, ћкw блaгъ гDь. Аллилyіа»; а вместо «Благословен грядый во имя Господне» поется: «Благословлю Господа на всяко время».

Заамвонная молитва — особая, великопостная: «Владыко вседержителю». В ней священник молит Господа, чтобы Он помог нам сохранить истинную веру, победить грех и неосужденно дожить и поклониться святому Христову воскресению.

По прочтении 33 псалма литургия оканчивается обычным полным отпустом.

Литургия преждеосвященных Даров.

Старообрядческое Богослужение. Литургия Преждесвященных Даров на память 40-ка мучеников Севастийских. Совершили: архиепископ Зосима (Еремеев) в сослужении иерея Иоанна Севастьянова, клира и прихожан старообрядческой Общины Покровского Собора Ростова-на-Дону. Вторник третьей Недели Великого поста, 2017 год.

снято по благословению архиепископа Зосимы

Источник: https://ruvera.ru/prejdeosvyashennaya_liturgiya

Как проводится литургия Преждеосвященных Даров

литургия преждеосвященных даров когда совершается

Великопостными днями проводится литургия Преждеосвященных Даров, имеющая определённое последование. Служба относится к вечернему богослужению и завершается причастием верующих. Поскольку ритм наших дней претерпел значительные изменения, то литургию служат утром.

  • 1 Начало литургии
  • 2 Основная часть литургии
  • 3 Завершение литургии

Начало литургии

Преждеосвящённой служба называется, потому что Святые Дары освящались на воскресном богослужении, а Преждеосвящённая литургия совершается в среду и пятницу, дни, когда положен полный отказ от пищи в великопостный период. Разумеется, такой подвиг несут не все желающие христиане, а те, кто может.

Потому что мера поста определяется не по церковному положению, а по реальным силам человека.

Литургия Преждеосвященных Даров, её последование лучше всего усваивать на практике, то есть, присутствуя лично в храме или ознакомившись с видеозаписями. Служба начинается возгласом: «Благословенно Царство Отца и Сына» и 103-м псалмом.

Читаются так называемые светильничные молитвы с просьбами наполнить их хвалой, величанием Господа, чтобы не встретились на нашем пути бесовские происки.

Диакон продолжает службу Великой Ектиниёй. В этот части миряне молятся о примирении, если есть обиды, настраиваются на соборное служение вместе с церковными служителями, певчими. Хор является неотъемлемой частью службы, поэтому литургия Преждеосвященных Даров имеет последование для клироса.

Присутствующие на службе должны быть вовлечены в происходящие действия, так как литургия имеет значение собрания, то есть совместное служение Богу. В это время священник молит Господа услышать всех молящихся.

После этого начинается 18-я кафизма из Псалтыри, её пение символизирует восхождение в Иерусалимский храм для встречи с Богом, поэтому эта часть литургии так и называется песнь восхождения. В начале этой кафизмы батюшка кладёт Агнца (тело Христово) на дискос, делает это не руками, а при помощи лжицы и копия, зажигается свеча.

: Литургия Иоанна Златоуста: текст, краткая схема

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает хороший человек

Основная часть литургии

Диакон на протяжении всей службы призывает молиться всем вместе. В следующей части служения священник три раза обходит престол, кадя его ладаном, делая земной поклон. Малая ектинья содержит слова о том, чтобы Всевышний не забыл о нас, подарил спасение, любовь и страх расстроить Господа своими грехами.

В последней части кафизмы Святые Дары переносят на жертвенник. В этот момент нужно опуститься на колени.

В святую Чашу наливается вино, которое станет Кровью Христа после специальных молитв. Хор поёт: «Господи, воззвах к Тебе, услышь меня!» и стихиры. Это тексты с поэтическим наполнением о грядущем дне. Диакон кадит храм и входит в алтарь для каждения там.

Последование для алтарников литургии Преждеосвященных Даров содержит подсказки для их действий. Сам процесс каждения символизирует нашу молитву, возносящуюся ко Господу.

На словах «и ныне» священнослужители выходят из алтаря, совершая торжественный вход. Настоятель храма благословляет их, а диакон с помощью кадила чертит крест в воздухе, обращаясь к людям с призывом благоговейно присутствовать на службе. Хор поёт: «Свете Тихий». Священнослужители возвращаются в алтарь, продолжая восходить в горнее (святое) место.

Далее читается стих из Священного Писания называемый прокимен. В основном тексты берутся из Псалтыри. И произносится он перед чтением Святого Евангелия.

Обычно произносятся два стиха, между ними традиционно совершается паремия, это небольшой обряд, посвящённый людям только собирающимся принять Крещение. Батюшка берёт свечу, кадило и просит, чтобы была максимальная концентрация внимания верующих. Благословляет всех словами: «Свет Христов просвещает всех!», миряне делают земной поклон.

После прочтения второго стиха, поются 5 стихов из 140 — го псалма: «Да исправится молитва моя». На этой молитве все совершают земной поклон.

Для хора важно иметь последование с нотами, чтобы быть со священнослужителями единым организмом и не сбиваться с ритма богослужения.

После 140-го псалма начинается великопостная молитва святого Ефрема Сирина с земными поклонами. Этот текст основа Великого Поста, в нём заключены все главные моменты, над которыми необходимо трудиться каждому православному христианину.

При совпадении литургии Преждеосвящённых Даров с престольным праздником, читаются апостольские послания и евангельский отрывок.

 

После этого вечерняя завершается и начинается главная часть литургии. Возносится молитва обо всех присутствующих и весь народ, но сугубо имена не поминаются.

Далее следует ектиния об оглашенных, тех, кто только собирается стать христианами. После этого таковых просят удалиться из храма, остаются только крещёные люди.

Источник: https://Molitvy.online/cerkov/liturgiya-prezhdeosvyaschennyh-darov/

Литургия Преждеосвященных Даров — пояснения: текст и особенности службы, дни, когда совершается это богослужение

литургия преждеосвященных даров когда совершается

Для современного христианина Таинство Причащения является редким событием. Но для сознания истинно верующего человека редкое приобщение ко Христу — это наказание. Он горит желанием как можно чаще соединяться со Христом, причащаясь Его Телом и Кровью — величайшим даром, который дал нам Господь.

Великий пост с его строгим уставом не предусматривает совершения полной торжественной литургии в течении недели, соответственно — и таинства Евхаристии. Для этого понадобилось особое богослужение, на котором верующие могли бы причащаться.

Что такое литургия Преждеосвященных Даров

Во-первых, это богослужение не является литургией в полным смысле слова. В ней отсутствует евхаристический канон. По сути — это вечерня с чинопоследованием святого Причастия. Святые Дары для нее заготавливаются на полной литургии (свт. Иоанна Златоуста или Василия Великого).

Происхождение фразы

Название Преждеосвященной литургии произошло от того, что Тело и Кровь Иисуса Христа в виде хлеба и вина, которыми должны причаститься верующие, подготавливаются, пресуществляются, освящаются заранее. А предназначение этого богослужения — подготовить людей к Их принятию.

Значение понятия

Литургия в переводе с греческого означает — общее дело. Это главное богослужение православной Церкви. Главной целью данной службы является Евхаристия (греч. благодарение), т.е. причастие Телом и Кровью Христа, переживание Тайной Вечери. Преждеосвященная — заранее освященная (имеется в виду св. Причастие).

Историческая справка

Исторически это богослужение приписывают святителю Григорию Двоеслову, Папе Римскому, жившему в седьмом веке. На самом деле оно существовало и ранее, но в разных вариациях. Свт. Григорий принес в Римскую Церковь древние обряды, которые сохранились на Востоке, в том числе — и это богослужение.

Появление и развитие литургии

Совершение данного богослужения в дни Святой Четыредесятницы (кроме субботы, воскресения и праздника Благовещенья) утвердилось на Трулльском соборе 691-692 г. г.

Но на соборе ее совершение лишь подтвердилось официально, это значит, что она уже существовала. Говорить о точной дате появления невозможно потому, что последование богослужений развивалось со временем.

База данного богослужения — заготавливать заранее святые Дары — появилась в первые века. Святой мученик Иустин (начало второго века) писал, что Причастие заготавливалось, и диаконы несли его тем, кто не мог быть на богослужении.

Как отдельное богослужение Преждеосвященная Литургия появилась тогда, когда установился Великий пост. И поскольку в течение недели торжественные литургии свт. Иоанна Златоуста и Василия Великого не совершались, появилась нужда заготавливать святое Причастие заранее, чтобы была возможность причаститься не только по субботам и воскресениям.

Современное положение

Литургия Преждеосвященных даров должна совершаться вечером в девятый час (по византийскому времяисчислению), т.е. в три часа дня. Но чаще всего ее совершают утром.

Дни, когда совершается это богослужение, следующие:

  • по средам и пятницам Великого поста, кроме праздника Благовещенья;
  • в четверг пятой седмицы;
  • в понедельник, среду и вторник Страстной седмицы;
  • в полиелейные праздники: первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи (24 февраля ст. ст.), 40 мучеников Севастийских;
  • храмовые праздники.

Как проходит богослужение

Текст службы во многом отличается от привычного.

В начале священник произносит:

«Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков»

Далее следует вечерня:

  • 103 псалом;
  • мирная ектения;
  • кафизма (которая делится на 3 части, после каждой — следует малая ектения).

В это время в алтаре священник переносит святые Дары с престола на жертвенник, сопровождая это каждением.

Далее:

  • «Господи воззвах» с соответствующими стихирами (при этом совершается каждение храма);
  • малый вход;
  • чтение паремий (предваряемое прокимнами).

После второй паремии открываются царские врата и священник со свечой и кадилом лицом к народу произносит:

«Свет Христов просвещает всех».

После третей паремии поются отрывки из 140 псалма «Да исправится молитва моя». Далее следует молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», сопровождаемая тремя земными поклонами.

Поле этого следует чинопоследование литургии, начиная с сугубой ектении с прошениями о тех, кто должен приступить ко святому Крещению (оглашенные). Это связано с тем, что в древней Церкви Крещение совершалось на Пасху или в Светлую седмицу. В этот момент некрещеные выходили в притвор храма и не участвовали в дальнейшем богослужении. Поэтому эта часть носит название литургии верных.

Далее следует Великий вход, который предваряется особым песнопением:

«Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы: се Жертва тайная совершена дориносится».

Священник совершает вход, держа дискос над чашей и говорит:

«Верою и любовию приступим, да причастницы Жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

Как сказано выше, евхаристический канон, который состоит из молитв с призыванием Св. Духа на предложенные Дары, отсутствует.

Затем следует:

  1. Молитва Ефрема Сирина с поклонами.
  2. Просительная ектения.
  3. Отче наш.
  4. Главопреклонная молитва.
  5. Возглас «Святая святым».

Священнослужители причащаются в алтаре, после чего причащают верующих. В конце читается особая заамвонная молитва.

Правила и особенности службы

Во время службы есть несколько моментов, когда принято вставать на колени с опущенной головой. Также во время молитвы Ефрема Сирина делаются земные поклоны.

На колени надо вставать:

  1. Когда св. Дары переносятся с жертвенника на престол.
  2. В момент, когда священник или архиерей произносит «Свет Христов».
  3. Во время пения «Да исправится».
  4. Во время Великого входа.

Для того чтобы христиане понимали, когда вставать на колени, во многих храмах используется колокольчик.

В Русской Церкви на этой службе младенцы не причащаются. Это связано с тем, что младенцев причащают только кровью, а на такой службе в Чаше — вино, а не Кровь, как на полной литургии.

В дни, когда литургия не предусмотрена уставом, после шестого или девятого часа совершается особый чин изобразительных (в просторечии — обедница).

Чин изобразительных состоит из:

благословения;

начала обычного;

великой ектении;

псалмов 102 и 145;

гимна «Единородный Сыне»;

поются блаженны;

чтения Апостола и Евангелия;

сугубой ектении;

Символа веры;

просительной ектении;

молитвы «Отче наш»;

тропарей и кондаков;

псалма 33;

отпуста.

Изобразительны являются составной частью «обычной» литургии.

о литургии с пояснениями

В этом видео — литургия Преждеосвященных Даров с пояснениями.

Источник: https://proreligiu.club/spravochnik/obryady/liturgiya-prezhdeosvyaschennyh-darov.html

Что такое литургия Преждеосвященных Даров? Смысл таинства

Христианам, которые только недавно начали путь к Богу, бывают непонятны различные названия церковных таинств и ритуалов. Например, прихожане часто спрашивают: «Что такое литургия преждеосвященных даров? Какой тайный смысл она несет? Как проводится?»

Основное понятие такого богослужения

Когда приходит время Великого поста перед праздником Пасхи, а именно в дни святой четыредесятницы, проводят особую литургию. Совершается она постоянно по пятницам и средам. Это священное действие проходит в дни самого строгого воздержания в вечернее время.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как пользоваться мусульманскими четками

Следуя церковным законам, в эти дни следует совсем отказаться от принятия еды до появления первой звезды. И только вечером каждый истинный христианин как ребенок радуется этому святому причащению. Но в наши дни это таинство уже перестали проводить только в вечерние часы. Практически во всех храмах литургию преждеосвященных даров устраивают утром или днем.

Она отличается от повседневной литургии тем, что при богослужении дары (жертва) приготовлены накануне. До того как начнется служба, их освящают и раскладывают для дальнейшего причащения.

История этого богослужения

Эту литургию начали проводить еще с самых первых веков развития христианства. Раньше православные причащались очень часто, практически в любые будние дни. Но так как это таинство очень торжественное, во время Великого поста совершать его считалось не очень хорошим действием. Поэтому было принято решение в дни строгого поста проводить богослужение с дарами, которые были освящены заранее.

Все это закрепил на письме Папа Римский Григорий Двоеслов еще в 6-м веке. Связано это было также с тем, что некоторые православные не могли посещать службы, и специально для них на ступенях храма оставляли освященные дары или дьяконы разносили эти подношения по домам мирян.

Традиция совершать литургию именно вечером появилась в 1968 году. Тогда работающие люди обратились с просьбой проводить это радостное богослужение вечером, так как до этого они заняты на работе. Церковь учла эти просьбы, и стала проводить таинство в вечерние часы.

Литургия Преждеосвященных Даров: особенности службы

Начало литургии такое же, как и при любом другом таинстве. Она начинается со слов его святейшества: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа» Это надежда на духовное ожидание. Далее служба идет таким порядком:

  1. Произнесение 103-го псалма и светильничьих молений, в которых священник упрашивает Господа вложить в уста верующих особые хвалебные слова.
  2. Произнесение текста Великой Ектении. Это начало основной части литургии. Причем священник в основном призывает людей молиться. Здесь священнослужитель умоляет Всевышнего услышать моления, обращенные к нему.
  3. Исполнение кафизмы №18 (или «песни восхождений»). Она содержит псалмы, которые поют о том, что скоро предстоит общение с Всевышним.
  4. Далее, убрав евангелие, священник переносит освященного накануне агнца на литургический сосуд и устанавливает около него свечку.
  5. Проговаривание Малой Ектении.
  6. Когда исполняется вторая часть кафизмы, святой отец, держа в руках подношения, проводит окуривание.
  7. Еще раз читаются Малая Ектения и моление.
  8. Когда произносится третья часть кафизмы, подношения кладутся на жертвенник. Как только молящиеся услышат колокольчик, они должны сразу же упасть на колени. Когда колокольчик зазвонит во второй раз, пора встать.
  9. Вином наполняется специальная чаша, при этом батюшка молчит. Затем вновь прочитывается Малая Ектения.
  10. Запевает хор. Пока идет это пение, дьякон трижды производит каждение алтаря и церкви. Его святейшество проговаривает молитвословие.
  11. Идет благословение Святого входа.
  12. Хористы исполняют «Свете тихий!»
  13. На горное место восходят священники.
  14. Поется особый прокимен. В руках у святого отца кадило и горящая свечка. По окончании прокимена батюшка чертит кадилом крест и восклицает: «Премудрость, прости!»
  15. Далее произносятся слова: «Свет Христов просвещает всех!» Опять звучит колокольчик, призывая всех молящихся преклониться. После еще одного звоночка молящиеся поднимаются.
  16. Исполняются псалмы и читается лития святому Ефрему Сирину.
  17. Начинается основная литургия. Исполняется Сугубая Ектению, затем Ектения об оглашенных.
  18. Далее в храме должны остаться только крещеные люди, все остальные должны покинуть церковь.
  19. Произносятся 2 молитвы верных.
  20. На престол укладываются приготовленные подношения.
  21. Еще раз исполняется славословие Ефрема Сирина.
  22. Читаются просительная Ектения и «Отче наш».
  23. Моление главопреклонения.
  24. Все присутствующие принимают причастие.

Каждый, кто хоть раз прочувствовал этот завораживающий ритуал, уже не будет задаваться вопросом «Что такое литургия Преждеосвященных Даров?»

Источник: https://religiya.temaretik.com/1178349518247692825/chto-takoe-liturgiya-prezhdeosvyaschennyh-darov-smysl-tainstva/

Cамые красивые песнопения литургии Преждеосвященных Даров

Одно из самых необычных богослужений Великого поста — это литургия Преждеосвященных Даров. Она служится только Великим постом по средам и пятницам.

Эта Литургия особенная, потому что служится вечером во многих церквях для того, чтобы люди, занятые днем на работе, смогли бы причаститься Святых Христовых Таин.

Великий пост – не просто время воздержания, это, прежде всего, поиск Христа, ожидание встречи с Ним.

Эти дни особенно напряженного физического и духовного подвига освящены ожиданием причащения Тела и Крови Христовых, и это ожидание поддерживает нас в нашем подвиге, как духовном, так и физическом; целью этого подвига становится радость ожидания вечернего причащения.

Во время литургии Преждеосвященных Даров звучат красивейшие песнопения, которые мы собрали на этой странице.

Свете тихий

Свете тихий Святыя славы, безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Iисусе Христе: пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына, и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй: темже мир тя славит.

Тихий свет святой Славы Бессмертного Отца Небесного, Иисусе Христе! Достигнув времени заката, видев свет вечерний, воспеваем Отца и Сына и Святого Духа Бога. Достоин во все времена быть воспеваемым голосами преподобных, Сын Божий, жизнь дающий. Потому мир Тебя прославляет.

Да исправится молитва моя

Стих: «Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою: воздеяние руку моею — жертва вечерняя» (Пс. 140:2).

Рефрен: «Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою: воздеяние руку моею — жертва вечерняя» (Пс. 140:2)

Стих: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе» (Пс. 140:1).

Рефрен.

Стих: «Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих» (Пс. 140:3).

Рефрен.

Стих: «Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех» (Пс. 140:4)

Рефрен

Стих: «Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою: воздеяние руку моею — жертва вечерняя» (Пс. 140:2).

Ныне силы небесныя

Великий вход сопровождается особенным песнопением:

«Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се, бо входит Царь Славы: се Жертва тайная совершена дориносится (то есть торжественно переносится)».

Особенно торжественно этот Великий вход происходит в греческих Церквах, где сохранился обычай совершать полный вход, то есть священник и диакон выходят из алтаря северными вратами, идут по храму вплоть до западных врат и затем возвращаются в алтарь через Царские врата.

Вкусите и видите

Вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Источник: https://nikeabooks.ru/blog/camye-krasivye-pesnopeniya-liturgii-prezhdeosvyashchennykh-darov/

Литургия Преждеосвященных Даров — «визитная карточка» Великого поста

:

Если в Великий пост у вас получится бывать в храме только в субботу или воскресенье, то, скорее всего, особенности службы вы не заметите. Для выходных дней существует свое правило, службы всегда праздничные, с полными Литургиями, «вне закона» поста. Чтобы почувствовать всю красивую скорбность и тихую торжественность постовых богослужений, нужно обязательно попасть на Преждеосвященную Литургию.

В чем отличие?

Уже из названия службы легко понять, что на ней не приносится Бескровная Жертва. Причащаются на таком богослужении заранее освященных Тела и Крови Христовых. Святые Дары обычно заготавливают на последней полной Литургии в воскресенье. Поэтому на будничной службе не совершается проскомидия (поминание живых и умерших с выниманием частиц из просфор). Следовательно, на нее не нужно подавать записки.

цель Литургии Преждеосвященных Даров — причащение тех, кто по каким-то причинам не смог причаститься на выходных. Нужно знать, что на этой службе ко Святой Чаше подходят только те, кто способен проглотить освященную частичку. По этой причине на ней не причащают младенцев.

Происхождение службы

Упоминания о Преждеосвященной Литургии как великопостном богослужении встречаются уже в VI веке. Какова же причина ее возникновения? Как известно, пост — время скорби и сокрушения о своих грехах. Литургия же — это всегда праздник, торжество, почему ее еще называли в древности Пасхой.

Чтобы не нарушить общего покаянного настроения Великого поста с одной стороны и не лишить себя причастия на неделю — с другой, и было придумано такое трогательное богослужение. Можно сказать, что главным пафосом и особенностью службы является тоска по причастию. Наличие такого богослужения в церковном уставе является доказательством того, что ранние христиане причащались часто.

Существует мнение, что Преждеосвященная Литургия возникла из древней традиции самопричащения христиан на дому. Она особенно распространилась во времена гонений и позже была воспринята монахами-отшельниками, жившими в пустыне.

У святого Иустина Философа есть упоминания о том, что диаконы разносили Святые Дары домой тем христианам, кто по каким-то причинам не мог причаститься в храме.

Такая практика просуществовала вплоть до XV века, и сегодня, к сожалению, полностью утрачена. Но в те далекие времена самопричащение мирян было явлением обычным и повседневным, чему есть много подтверждений.

Источник: http://megapoisk.com/liturgija-prezhdeosvjaschennyh-darov-sluzhba-velikogo-posta

Литургия Преждеосвященных Даров

Протоиерей Андрей Ткачев

Православие.Ru

Субботы и воскресенья Великого поста постными днями не считают. И не потому, что позволяется в эти дни есть что-то скоромное. (Скоромное для здоровых телесно людей запрещено до самой Пасхи.) А потому, что в субботние и воскресные дни служится полная, настоящая литургия. Так литургия помещается Церковью во главу угла, и от ее наличия или отсутствия дни становятся праздничными или скорбными соответственно.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как прийти к богу с чего начать

Если ходить во все время Великого поста только на воскресные службы, то пост не почувствуешь, несмотря на воздержание в пище. Нужно посещать также и особые службы поста, чтобы ощутить контраст этих святых дней с прочими днями года, чтобы глубоко вдохнуть в себя целительный воздух Четыредесятницы. из числа особых служб – это литургия Преждеосвященных Даров.

Она отличается от традиционной литургии тем, что на ней не приносится Богу Бескровная Жертва. Жертва принесена заранее, Дары освящены, и Ими можно причаститься. Вся служба – это приготовление к Причастию заранее заготовленными Дарами.

мысль, которая должна родиться от внимания к поднятой теме, – это тоска по Причащению, скорбь разлуки. Это нежелание оставаться даже в течение одной седмицы без Святых Таин. Пусть нельзя торжествовать, а надо смиряться и плакать. Но все равно не причащаться нельзя, и, значит, надо причаститься хотя бы заранее приготовленными Дарами.

Невозможно понять литургию Преждеосвященных Даров, ее чин, ее происхождение, необходимость в ней без любви к Таинствам и практики частого Причащения. Что хотите говорите и что хотите думайте, но если бы в Древней Церкви была традиция причащаться пять-шесть раз в год, то литургия Преждеосвященных Даров никогда не возникла бы. Не возникла бы сама нужда в ней. А нужда эта называется: не могу без Христа и Причастия. «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение».

Если причащаться редко, то и литургию служить надо редко, заполняя остальные дни чтением обедницы, псалмопением, акафистами, поучениями и проповедями. Но это – честный путь в никуда, что и незрячему должно быть понятно. Литургию оставлять нельзя. Она – наше единственное богатство. Нужно, напротив, так крепко полюбить литургию, чтобы через нее понять церковную жизнь вообще. А.С. Хомяков совершенно справедливо говорил, что «христианство понимает лишь тот, кто понимает литургию».

Мария Египетская не иначе ушла в пустыню на долгие годы, как причастившись. Еще не очищенная от страстей, она словно в залог на будущее получила Причащение и благодать, чтобы там, в пустыне, иметь Божественную помощь.

Вот и мы, по слову Андрея Критского, должны вселиться «в пустыню страстей покаянием».

Во время поста страсти обнаруживают себя, просыпаются, томят и тревожат душу. Временами не просто тревожат, но жгут и опаляют. Нужда в Божественной помощи становится более востребованной, более ощутимой. Для таких благопостящихся тружеников, ощутивших особо остро свою немощь, и создана литургия Преждеосвященных Даров.

По своему чину она соединяется с вечерней, и служить ее хорошо бы вечером. (Не спешите возражать – дайте договорить.)

Собственно сложность вечернего служения только одна – долгий евхаристический пост. Все остальное – технические детали. Отговорка, что, мол, так уже давно не делали, не работает. У нас много чего хорошего не делали, а ко многому плохому привыкли. Что ж нам, все ошибки маркировать значком «не тронь», а от всего забытого наследия отмахиваться?

Непривычно длинный евхаристический пост – единственное серьезное вопрошание на пути к вечерней литургии Преждеосвященных Даров. Но разве не для этого и существует пост, чтобы ощутить голод и жажду, некую тонкую слабость в теле и легкую сухость во чреве? Разве мы совсем уже отказались от трудов, усилий, воздержания и годны только на то, чтобы ублажать свои немощи? Стоит только попробовать, и людей, готовых к борьбе и молитве, окажется больше, чем мы думали.

Дети на этой службе не причащаются. Для них есть суббота и воскресенье. Скажут: мол, старики не могут долго без лекарств и еды. Но и для них есть суббота и воскресенье. А те, кто может не есть и не пить до вечера, кто силен и крепок, кого по молодости и по избытку сил тревожат плотские страсти, пусть терпят и борются с собой. Скажу вам больше: на поверку оказывается, что старики готовы не есть и молиться в ожидании Причащения нередко чаще молодых.

Да и молодые люди жаждут подвига чаще, чем нам кажется.

Больше сложностей нет. Дальше одни наслаждения.

Стоит однажды в жизни отслужить эту службу вечером, хотя бы ради опыта и ощущения контраста. Стоит пропеть: «Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний», – не в 8:30, а в 18:00, когда солнце действительно пришло на запад.

Стоит ощутить, насколько лучше сочетать свой ум со словами псалма: «Воздеяние руку моею – жертва вечерняя», – во мраке храма, освещенного лишь лампадами, а не при ярком солнечном свете. И «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви» несравненно лучше и естественнее произносить поздним вечером, а не до полудня.

Стоит телом понять, насколько лучше молиться на совершенно пустой желудок, чтобы потом избрать путь древний и лучший, хотя и более трудный.

Все пения, каждения, коленопреклонения, все хождения со свечами и фимиамом вокруг Евхаристического Агнца, все молитвы святого Ефрема предназначены здесь для вечерней поры. Эта служба таинственна и по-особому интимна. Она чуждается прямых солнечных лучей и электрического света, поскольку на ней причащаются Христу люди, решившиеся на усиленный подвиг, люди, стеснившие себя ради широты Небесного Царствия.

Литургия вообще не для чужих глаз. Сущая болезнь и истинное наказание – это наши всегда открытые на службе двери и случайный народ, покупающий свечи и торгующийся у столов с записками в любой момент службы.

Читается ли Евангелие, поют ли Херувимскую, всегда кто-то будет блуждающим взглядом искать места на подсвечнике для своей свечи.

Дал бы Бог, чтоб мы повзрослели, стали серьезнее и когда-нибудь на возгласе «Двери, двери!» действительно закрывали входные двери, чтоб никто уже до конца службы не вошел и не вышел.

Так на обычной литургии.

Но на литургии Преждеосвященных Даров это еще серьезнее. Тут совсем не место случайным людям, забредшим на огонек, «не могущим молиться с нами». Их сразу видно. Они не преклоняют со всеми колен, они пялятся на священника при возгласе «Свет Христов просвещает всех!» и, что еще хуже, при входе с Дарами. Их точно нельзя причащать.

Она, литургия Преждеосвященных Даров, поднимает планку требований к духовенству. Нужно многое объяснить, рассказать. Нужно научиться толковать тексты Бытия и Притчей, читаемые на этих службах. Нужно успокоить и тех, кто во всем непривычном видит след обновленчества.

Обновленчество – это понижение церковной дисциплины ради угождения духу времени. А возврат к традиции – это противоположное движение: от расслабленности – к собранности, от потворства себе – к борьбе с собою. Это движение от простого вычитывания текстов к постижению духа текстов.

Вот, например, на литургии Преждеосвященных Даров положены частые молитвы об оглашенных и о «иже ко святому просвещению готовящихся». Это след древней эпохи, когда люди долго готовились к крещению и проходили оглашение. Мы сегодня, чтобы не выпускать эти молитвы за ненадобностью и не читать ради простого вычитывания, должны найти им применение.

У многих ведь есть родственники, друзья и знакомые, слышавшие о Христе, но не принявшие крещения. Многие почти согласны, но еще колеблются. Так, может, нам принимать записки с именами тех, кто стоит на пороге крещения, кому нужен Божественный толчок? Особенно если это родственники наших постоянных прихожан.

А если нет таких, то можно было бы молиться о просвещением светом Христовой веры многих народов, доныне пребывающих во тьме язычества.

Не везде все это получится. По крайней мере, не везде получится сразу. Это и хорошо. Потому что все люди разные, и не надо нам революций, коренных реформ и моментального единообразия. Но нужна любовь к Церкви и горячее желание, чтобы все было правильно, а не так, «как мы привыкли». Если же все «как мы привыкли», то это – всего лишь любовь к себе и страх всколыхнуть привычную среду, а не ратование за истину.

***

Великий пост пролетает быстро. А пролетев, часто оставляет по себе осадок неудовлетворенности. Дескать, опять постное время миновало, а я не успел ни потрудиться, ни измениться. Пасха близится, а я чувствую, что пролукавил всю Четыредесятницу, жалел себя, постился в полсилы. И вроде знаю, что «Царство силою берется», что «узок путь и тесны врата», но повторяю по привычке, что «времена не те», что сил нет. Сам расслабляюсь, других расслабленных успокаиваю.

Оттого и Пасха Красная вечной жизнью нас не наполняет до краев, что за время поста мы нутро вычистить не успеваем. Не наливает нам Господь «вино молодое в мехи ветхие». И виноват не Господь, но мы, удобно усевшиеся за частоколом из различных отговорок.

Не хорошо это. Некрасиво. Нечестно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Что чувствует человек когда тонет

Закрыть