Логические блоки дьенеша что это такое

Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра!

логические блоки дьенеша что это такое

Выдержки с одного из родительских форумов:

«У кого-то есть эти блоки? Нравятся детям или максимум для чего используют — это строят домики? Я вот думаю, заказать такую коробку или не надо? Опять только по все квартире раскидают?»

*

«По-моему не надо. Эти блоки хорошо в детских садах использовать на занятиях, а так в них мало интересного, геометрические фигурки и только».

Ну что тут скажешь? Раскидать все что угодно можно

Что такое логические блоки? И зачем они нужны?

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки»,  разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей.

Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов и родителей нашей страны. Приобрести ЛБД можно в магазине развивающих игр.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

б) четырех цветов (красный, синий, желтый);

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т.д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: Не красный.

В магазинном наборе таких карточек к сожалению нет, но их можно скачать.

Символы свойств скачать.doc

Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра. Дети любят играть с блоками! Как показывает опыт российских педагогов в работе с 2 – 10 лет, игры с логическими блоками позволяют:

* Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

* Развивать пространственные представления.

* Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование инфор­мации).

* Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.

* Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

* Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

* Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

* Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

* Развивать речь.

* Успешно овладеть основами математики и информатики.

Как играть с ЛБД?

В коробочке с блоками есть небольшое руководство, которое весьма схематично. Подробно познакомиться с логическими блоками можно с помощью книг: «Давайте поиграем»(под редакцией А.А.Столяра. — М., 1991, 1996), а также «Логика и математика для дошкольников» (под редакцией З.А.Михайловой — СПб, 1996, 2000).

Поделюсь своим собственным опытом работы с детьми в качестве методиста – руководителя практики и домашнего педагога.

Все игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением:

— для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;

— для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;

— для развития действий классификации и обобщения;

— для развития способности к логическим действиям и операциям.

Все игры и упражнения, за исключением четвёртой группы (логические), не адресуются конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст.

Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то и значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени.

Если ребёнок не справляется с постановленной задачей самостоятельно, значит необходимо упростить задачу, и так до тех пор, пока ребёнок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперёд.

Если же передерживать детей на определённой ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

Хорошо, чтобы взрослый во время игр стал равноправным партнером. Не назидал, а играл! Прежде чем приступить к играм и упражнениям, пусть ребенок самостоятельно использует их по своему усмотрению в играх. Как правило, дети с удовольствием из них что — то строят. В ходе таких игр блоками малыш установит, что они имеют различную форму, цвет, величину и толщину. В общении с ребенком лучше пользоваться словом «фигура», чем слово «блок».

«КОДОВЫЙ ЗАМОК» или «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

На картонку выкладываются 3 фигурки. Две можно объединить по какому-то свойству, одна – лишняя.

За замком может быть что угодно: сюрприз, вход в комнату, дорога на прогулку

Ребенок должен открыть замок: догадаться, на какую кнопку нажать и объяснить, почему.

Например: Тут лишняя красная фигура. Потому что эти обе желтые. Нажимаем на красную фигурку!

«НАЙДИ КЛАД» или «КУДА СПРЯТАЛСЯ ЩЕНОК»

Перед ребенком лежат 8 блоков, спрятана монетка или картинка – щенок.

1 вариант

Кладоискатель отворачивается, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатель ищет его, называя раз­личные свойства блоков. Если малыш находит клад, то забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад.  Ведущий вначале сам выполняет роль кладоискателя и пока­зывает, как вести поиск клада. Называет различные свойств блоков. Например, ведущий спрашивает:

— Клад под синим блоком?

— Нет, — отвечает ребенок.

— Под желтым?

— Нет.

— Под красным?

— Да.

— Под большим?

— Да.

— Под круглым?

— Да.

Выигрывает тот, кто найдет больше кладов. При повторении игры блоки меняют, увеличивается их количество.

2 вариант

Ведущий говорит: щенок спрятался под красным, большим кругом. Можно карточками – символами написать письмо:

«ПОДБЕРИ ПО ЦВЕТУ»

Малышей двух – четырех лет хорошо учить классификации. (Цвет, форма, величина, толщина).

На этом занятии детки собирали для ежика разноцветные листики и складывали их в коробочки по цвету. 

«ГОРОД ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»

Малыши прибыли в гости к Микки – Маусу! Посмотрите, какой это город фигур!

Есть район больших и район маленьких домиков. В каждом районе есть улицы разного цвета. Домики имеют разную форму.

Сережа ищет прямоугольный домик в районе маленьких домиков, на красной улице.

А Катюша зашла в гости к кротику. И говорит всем деткам: «Кротик живет в квадратном домике на синей улице в районе маленьких домиков»! Четырехлетки с интересом гуляют по такому городу, выделяют между делом, сразу три свойства фигур. Что с трудом дается некоторым первоклашкам в программе «Школа 2100»!

«АВТОТРАССА (ПОСТРОЙ ДОРОЖКУ)»

Перед ребенком табличка – правило построения дорожки.

Он строит дорожку по правилу: чередует блоки с учетом цвета или формы: сначала красный, потом квадратный, затем желтый, и треугольный. Малыш учится выделять свойство, абстрагироваться от других признаков.

Для поддержания интереса детей хорошо предлагать различные игровые и практические задачи: мы строили дорожку до коробки с сюрпризом, перебирались по мостику через речку, выкладывали дорожку из льдинок во дворце Снежной Королевы, чтобы помочь убежать Каю и Герде.

А на этом занятии ребята попали в болото. Строят крепкий мостик. Между собой блоки должны быть похожи по двум признакам. Например: фигуры обе синие и толстые.

Есть игры и упражнения с блоками, которые предназначены для старших дошкольников. Они помогут развить у детей уме­ния разбивать множества на классы по совместимым свойст­вам, развить умение производить логические операции «не», «и», «или», умения с помощью этих операций строить правиль­ные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов.

«ЗАГАДКИ БЕЗ СЛОВ»

Мы поможем ребенку научиться расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям.

На этом занятии – путешествии дети попали к домику фокусника. Надо сначала расколдовать его, а потом постучаться.

Например: первая фигурка должна быть треугольной, желтой, маленькой и толстой.

А вот вторая – круглая, красная, не толстая и не маленькая. Значит, мы будем искать красный, большой, тонкий круг.

Замечательно, когда помогает смекалка! Теперь можно посмотреть и фокусы!

В старшей группе мы устроили конкурсную игровую программу «Крестики — нолики». Одно из заданий командам было — «Постройка замка».

Команды анализировали чертеж замка, подбирали необходимые кирпичики. Выиграла та команда, у которой замок был построен быстро и правильно!

«РАЗДЕЛИ БЛОКИ»

Игра научит разбивать множество по двум, трем совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».

В лесу переполох! Лиса, волк и медведь никак не могут поделить подарки деда Мороза! Дед Мороз сказал взять лисе все маленькие подарки, медведю – все толстые, а волку – круглые.

Но вот беда, есть подарки и круглые и маленькие одновременно. Их должна взять и лиса и волк! А есть подарки и круглые, и маленькие, и толстые! Ими могут играть все звери вместе.

Три пересекающихся обруча (ленточки, веревочки) помогли нам разобраться – выяснить, где чьи подарки, кто чем может пользоваться на правах совместной собственности!

Интересных игр много! Ребятишки всегда с удовольствием решают логические загадки. Есть и любимые игры, в которые хочется играть еще и еще.

И вы заметите, как малыш становится умнее и сообразительнее. Как станет удивлять Вас быстротой и гибкостью мышления! Удачи!

Автор статьи: Осьмакова Марина Васильевна — преподаватель методики математического развития Тюменского педагогического колледжа №1 (высшей категории).

На фото – дети и педагоги ДОУ №15 г. Тюмени. Рисунки автора.

Игры и упражнений с логическими блоками.doc

Таблицы к работе с блоками.doc

Источник: https://www.u-mama.ru/read/obaby/development/4-bloki-denesha--universalnaya-razvivayushchaya-igra.html

Блоки Дьенеша. Описание, игры + обзор вспомогательных альбомов

логические блоки дьенеша что это такое

Во многих статьях я акцентирую внимание на правильных игрушках. На этот раз я хочу рассказать об очень эффективном методическом материале для развития детей — блоках Дьенеша.

Блоки Дьенеша | Описание

Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур разного цвета, величины, объема и размера.  Каждая из фигур набора уникальна. Игры с блоками Дьенеша направлены на формирование элементарных математических понятий для детей от 2 до 8 лет. С их помощью можно изучать характеристики объектов: цвета, формы, объем, размер.

Занятия с блоками можно проводить как произвольные, так и по вспомогательным материалам — альбомам.

Сразу хочу предупредить, что эта игрушка — серьезный инструмент развития при совместных занятиях ребенка со взрослым. Самостоятельные игры детей с блоками не позволяют эффективно использовать их развивающий потенциал.

Это же можно сказать о занятиях только по альбомам. Я сама случайно заглянула в детальное описание произвольных игр с блоками Дьенеша без альбомов, чему очень рада. Именно поэтому хочу обратить ваше внимание на игры с блоками без альбомов.

  Хотя, конечно, для разнообразия альбомы не помешают.

Наш вариант блоков Дьенеша от производителя Корвет. Выполнен он из дешевого, но сертифицированного по безопасности пластика. Это очень бюджетный вариант. Ключевым моментом при выборе варианта от Корвета стало наличие альбомов для игр с заданиями. У Корвета выпускается 8 различных альбомов по блокам Дьенеша.  Также для блоков Дьенеша именно от Корвета можно найти дополнительные наработки с заданиями в развивающих сообществах.

Можно найти другие очень привлекательные варианты блоков Дьенеша из дерева, но альбомы для занятий с ними обычно не идут. Альбомы, выпускаемые Корветом, вряд ли подойдут по размеру для блоков другого производителя. Еще можно отметить, что цены на деревянные блоки Дьенеша «кусучие».  Поэтому я остановилась на блоках от Корвета.

Блоки Дьенеша | Лирическое вступление (знакомство Яны с блоками)

Я давно присматривалась к авторским методическим материалам.  До того, как Яне исполнилось 2г. 7 мес. у нас не ощущалось нехватки в развивающих материалах, поэтому ранее я откладывала их приобретение. После последнего скачка развития большая часть наших развивающих игрушек стала неактуальной.

Поэтому при выборе подарков к новому 2016 году для Яны мне хотелось найти варианты игрушек с большим возрастным диапазоном и развивающим потенциалом.

Кстати, в дневнике развития Яны можно найти хронологию её развития с рождения, а также наши сроки введения развивающих заданий, первоначальную реакцию на них и эффект.

Я решила обратить свое внимание на развивающие игрушки авторских методик. Конечно же, я позаботилась о подстраховке, закупив несколько плюшевых игрушек и набор для сюжетной игры в Икее. Никто не может гарантировать, что новая игрушка будет воспринята на «Ура». Собственно, у нас этого и не произошло.

Первое знакомство с блоками Дьенеша было полным разочарованием. Даже не знаю для кого разочарование было большим — для Яны, которой было просто не интересно выкладывать фигуры по шаблонам в альбомах, или для меня, которая так долго предвкушала её интерес к новым «развивашкам». Я снова и снова перечисляла Яне достоинства альбомов, играла с ними сама и с другими персонажами, пытаясь привлечь её внимание. Но всё было тщетно.

Яна с большой прохладой относится к шаблонам. По всей видимости, это плоды избыточного внимания

Источник: https://mamazanuda.ru/bloky-denesha/

Логические блоки Дьенеша — игра, помогающая решать логические задачи дошкольникам

логические блоки дьенеша что это такое

Совсем недавно наша семья познакомилась с замечательным учебно-игровым пособием — логическими блоками Дьенеша. Игра превзошла все наши самые смелые ожидания. Для меня и моей четырехлетней дочери Ани игра стала настоящим путеводителем в мир логики и математики.

Обычно вечером я часто говорю Ане:

— Давай поиграем в волшебника. Я загадываю фигуру, показываю чудо-карточки с ее свойствами, а ты отгадываешь.

— Давай. Только потом загадывать буду я. — отвечает Аня.

Так почему же логические блоки Дьенеша стали одной из самых любимых наших игр? Давайте разбираться.

Игра представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

  1. Формой — круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные.
  2. Цветом — красные, желтые, синие.
  3. Размером — большие и маленькие.
  4. Толщиной — толстые и тонкие.

Основная цель игры — научить дошкольника решать логические задачки на разбиение по свойствам.

Вместе  с игрой мы приобрели замечательный комплект пособий для игр с блоками Дьенеша. Пособия рассчитаны на возраст от 2 до 8 лет. Они оказывают неоценимую помощь при игре с ребенком, делают игру интересной, сюжетной и яркой.

Итак, начинаем игру.

Блоки Дьенеша для самых маленьких (младшая группа)

Игра 1. Рассматриваем и запоминаем основные геометрические фигуры. Строим из фигур сказочных персонажей.

Конечно же, можно просто показать фигуру и сказать: «Смотри, Аня, это круг, а это квадрат». Но запоминание такой информации будет сложным и неинтересным для ребенка. Как сделать этот процесс более продуктивным и увлекательным, как превратить обучение в игру? На помощь приходят пособия для игр с блоками Дьенеша для самых маленьких.

В них ребенку предлагается выложить из геометрических фигур какого-нибудь сказочного персонажа. По сути — провести настоящую игру.

— Аня, ты только посмотри, кто к нам идет. По извилистой тропинке возвращался еж домой. Нес поклажу он на спинке и довольный, и смешной. Ой, посмотри какие на спинке у него колючки. На какую фигуру они похожи?

— Они похожи на треугольники — отвечает Аня.

— Молодец! Колючки как настоящие треугольники. Давай сделаем ежику настоящие колючки, острые-острые. Возьмем наши треугольники и положим их вместо колючек. Только будем внимательными. У ежика есть большие и маленькие колючки, мы с тобой возьмем большие и маленькие треугольники.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое художественное познание

— Здорово получилось!

Или вот такая история

— Аня, посмотри, какая милая ворона с вороненком к нам сегодня прилетели. Каррр! — кричит ворона, — каррр! Улетаю на базаррр! Воронята, не деритесь! И меня в гнезде дождитесь!

— Аня, а давай мы сегодня с тобой отгадаем веселые загадки? Слушай внимательно. Первый мой вопрос простой: что пробьет туман густой? Чьи волшебные лучи освещают путь в ночи? На машине их две пары. Догадались? Это (фары).

Это самые простые игры с логическими блоками Дьенеша. Играть в них можно уже с двух лет.

Для игр такого типа мне пригодились следующие пособия:

  • Блоки Дьенеша для малышей «Маленькие логики»
  • Блоки Дьенеша для малышей «Маленькие логики 2»
  • Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года)
  • Блоки Дьенеша для самых маленьких 2 (2-4 года)

Сначала мы очень долго играли в игры такого типа с Аней. Блоки Дьенеша, конечно же, были незаменимыми помощниками в каждой игре. С помощью этих игр Аня отлично выучила все фигуры, полюбила их, научилась их распознавать.

Игры с блоками Дьенеша для средней группы

Игра 2. Отгадываем геометрические фигуры с помощью знаков-символов. «Расколдовываем» сказочных персонажей.

Потом мы стали играть в более сложные и серьезные игры с логическими блоками Дьенеша. От этих игр я в полном восторге! Это игры, позволяющие развивать логическое мышление ребенка.

Итак, мы стали постепенно вводить в игру знаки-символы, с помощью которых можно отгадать геометрические фигуры.

Со всеми знаками-символами Аня познакомилась достаточно быстро. Но процесс был постепенным.

Знаки-символы можно вырезать из пособия «Демонстрационный материал (для детей 2-7 лет)» или сделать самостоятельно.

Теперь Ане необходимо было не просто положить фигуру на альбом, а с помощью знаков-символов расшифровать спрятанную фигуру.

— Аня, ты только посмотри, злой волшебник заколдовал крокодила. Нам надо помочь бедняге. Волшебник оставил для нас хитрые подсказки.

Игра 3. Ищем спрятанный клад.

Для игр такого типа мне пригодились пособия:

  • «Лепим нелепицы. Серия Блоки Дьенеша с 4-х лет»
  • «Спасатели приходят на помощь. Серия Блоки Дьенеша  для старших (5-8 лет)»

Когда Аня отгадала и построила всех сказочных персонажей, мы придумали новую игру — «Найди спрятанный клад». Я выкладываю фигуры в ряд. Под одну из фигур прячу наклейку. Далее показываю Ане знаки-символы. С помощью этих знаков Аня отгадывает фигуру, поднимает ее и находит спрятанную наклейку. Восторгу нет предела!

Игры с Блоками Дьенеша для старшей группы

Игра 4. Поиск затонувшего клада.

Моей старшей дочери Маше 7 лет. Она учится в первом классе. Но и для нее логические блоки Дьенеша — отличная игра, развивающая логическое мышление и даже основы математики.

Для игры с Марией я приобрела пособие «Поиск затонувшего клада». В нем предлагается сначала решить математические примеры, а затем с помощью полученных ответов расшифровать спрятанные фигуры по знакам-символам.

Также для детей старшего возраста можно использовать пособия:

  • «Спасатели приходят на помощь. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»
  • «Поиск затонувшего клада. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»
  • «Праздник в стране Блоков. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»

Где купить игровое пособие «Логические блоки Дьенеша»

А теперь самое интересное. Стоимость игрового пособия «Логические блоки Дьенеша» совсем не высока — примерно от 300 до 600 рублей (в зависимости от магазина).

Вот несколько ссылок на интернет-магазины, где можно купить это игровое пособие:

Игровое пособие «Логические блоки Дьенеша» — замечательная игра. Если у вас в семье есть ребенок, которому от 2 до 8 лет, то смело приобретайте ее. Карточки (знаки-символы) можно сделать самим. В инструкции к игре вы найдете много полезных и увлекательных игр.

Огромное спасибо компании ООО «Корвет» (г. Санкт-Петербург, официальный сайт www.corvet-igra.ru) за замечательное игровое пособие!

Все игры ООО «Корвет»

Ольга Рыболовлева

Источник: https://parentbook.ru/logicheskiye-bloki-dyenesha/

Блоки Дьенеша — что это такое? — Солнечный Город

Волшебный мир игры – проверенное средство для развития способностей ребёнка. Научить маленьких умников считать, рассуждать, мыслить, экспериментировать родителям и педагогам помогают методические материалы. Разноцветные кубики Дьенеша, изобретённые профессором математики, – необычный конструктор, основанный на авторской педагогической теории.

Методика предназначена для занятия с дошкольниками от 2 лет, подходит и для учащихся младших классов.

Учебно-методическое пособие блоки Дьенеша, фото которого всё чаще появляются на страницах педагогических журналов, представляет собой набор из 48 предметов. Каждая деталь конструктора обладает набором свойств и отличается от других по четырём признакам:

  • по размеру (большие и маленькие);
  • по цвету (красные, синие, жёлтые);
  • по геометрической форме (треугольники, круги, квадраты, прямоугольники);
  • по толщине (узкие и широкие).

Многие родители хотели бы знать, что такое блоки Дьенеша, фото, видео и описание, как играть, можно найти в интернете, а также воспользоваться специальными альбомами, которые содержат готовые задания.

Виды самостоятельных занятий и задания для блоков Дьенеша из альбомов

Произвольные упражнения

Начинать занятия можно уже в 2-3 года, для самых маленьких подойдут элементарные действия на выбор заданных блоков из множества других.

  • Например, попросите ребёнка найти все тонкие блоки или взять 4 круглых, отложить все, кроме красных. Со временем задания усложняются, выбор предлагается сразу по нескольким признакам.
  • Обратное действие, когда выборки сделаны взрослым, а от ребёнка требуется назвать отличительные признаки предметов в группах, побуждает малыша классифицировать, сортировать, систематизировать.
  • Попробуйте строить из блоков логические цепочки. Для этого задайте определённую последовательность. Например, жёлтые и красные блоки не должны стоять рядом, а от центра большого красного круга должны расходиться два симметричных «луча».
  • Пусть в ваших занятиях поучаствуют любимые игрушки малыша. Можно представить себе, что блоки – это вкусные пирожные, и угостить ими кукольных гостей.
  • Используя картинки для блоков Дьенеша и подключая собственную фантазию, вы легко построите из кубиков силуэты знакомых предметов: ёлочку из трёх треугольников, дом с окном, диван, грузовик и т.п.

В процессе творческой деятельности малыш научится сравнивать, анализировать, конструировать, думать и делать выводы, а заодно и составлять фразы со словами «такой же», «не такой», «все», «больше», «меньше», «короче», «длиннее» и т.д.

Задания из альбомов

Разнообразьте игры, используя картинки с блоками Дьенеша, которые очень нравятся детям. Красочные методические пособия ориентированы на определённый возраст и уровень подготовки. Яркие иллюстрации привлекают внимание малышей. Ребёнок с удовольствием отгадывает загадки, воспроизводит фигурки забавных зверушек, героев мультиков из кубиков, одновременно обучаясь счёту, запоминая названия геометрических фигур.

В чём же секрет успеха уникального метода?

Чудесные блоки Дьенеша, методика и шесть шагов к познанию

Венгерский профессор Шербрукского университета Золтан Дьенеш пришёл к удивительному открытию – созданию «новой математики» для самых маленьких, потому что захотел сделать свою любимую науку лёгкой и доступной детям. Педагогическая программа по блокам Дьенеша получила широкое распространение в разных странах мира.

Теория основана на шести стадиях математического познания:

  1. Свободная игра. Малыш получает задание и решает его путём проб и ошибок, хаотичного перебора вариантов.
  2. Правила игры. Невозможность продолжать без изучения правил – важнейший педагогический «трюк».
  3. Сравнение. Поставленная задача обыгрывается на пуговицах, бумажных снежинках, куклах и т.д., что подводит ребёнка к необходимости мыслить абстрактно.

    Можно использовать картинки к блокам Дьенеша для игр с другими предметами.

  4. Репрезантативная стадия. Для зрительной визуализации применяются таблицы, диаграммы, схемы к блокам Дьенеша, карты игр и т.д.
  5. Символическая. Экспериментируя с символами, ребёнок вплотную приближается к творчеству.
  6. Формализация. Педагоги называют её переходом от аксиомы к теореме.

    Основываясь на возможных вариантах решения задачи, ребёнок самостоятельно делает выводы.

Система Дьенеша: новый взгляд на обучение дошкольников

Итак, чем же примечательны блоки Дьенеша, что это такое, фото цветных кубиков напоминают обычные детские игрушки, в действительности это логическая игрушка. Дьенеш открывает подрастающим почемучкам увлекательный мир геометрии и творчества. Приобретая набор и схемы для блоков Дьенеша, вы получаете:

  1. Кубики для строительства.
  2. Конструктор.
  3. Объёмную мозаику.
  4. Сортировщик.
  5. Счётный материал.
  6. Многофункциональное пособие.

Маленьким детям эти блоки доставляют огромное удовольствие: они ощупывают фигурки, группируют, складывают их друг на друга. Ребёнок мимоходом знакомится с элементарными геометрическими понятиями, получает бесценные знания, без которых сложно познать окружающий мир.

Первоклашек умная игрушка побуждает к мыслительным действиям, незаменимым для полноценного развития: выявление свойств предметов, логические операции, абстрагирование, составление первых простейших алгоритмов.

Не старайтесь нагружать ребёнка сверх меры. Выбирайте задания для блоков Дьенеша, к которым ваш малыш уже готов. Пусть игра будет в радость, тогда ребёнок не устанет и не начнёт отвлекаться. Эффективная методика Дьенеша в сочетании с заинтересованностью и терпением родителя работает отлично!

Источник: https://Sunny-town.org/info/bloki-denesha-chto-eto-takoe.html

Логический блок Дьенеша. Блок Дьенеша своими руками :

Если вы еще ничего не слышали об этой популярной системе, то приглашаем вас познакомиться с ней и узнать, что такое блок Дьенеша. На самом деле это еще одна система раннего развития ребенка, работающая наравне с методикой Монтессори и многими другими.

Она имеет свои отличия, так как способствует погружению в мир логики, причинно-следственных связей, чисел и ребусов, тогда как многие другие делают упор на общем знакомстве с миром. Именно поэтому так интересен блок Дьенеша. Начинать занятия можно с самого раннего возраста.

К уникальному набору стимульного материала можно подобрать столько разнообразных игр, которые будут отличаться по уровню сложности коренным образом, что он будет полезен как для годовалого малыша, так и для младшего школьника.

История создания развивающей игрушки

Разработал и воплотил в жизнь ее уникальный человек, математик и психолог, Золтан Дьенеш. Он впервые смог создать совершенно простую и недорогую игру (блок Дьенеша), которая умещается в небольшой коробочке, но никогда не надоедает, поскольку вариантов игр с ней огромное множество.

Чтобы родители не переживали, смогут ли они каждый день придумывать разные задания, им предложено несколько красочных альбомов, каждая страница которых предлагает отдельно, яркое и красочное занятие.

Задачей создания этой игры было сделать математику более близкой и понятной, преподать азы сложной науки посредством увлекательных игр. Так и родился блок Дьенеша.

Как происходит изучение математики?

Золтан Дьенеш изучал особенности познавательных процессов детей и отмечал интересную деталь. Основы математики постигают практически все, но как только дело доходит до более сложных операций, где требуется логическое мышление, большинство школьников перестают понимать суть. Они пытаются действовать по шаблону, но решение каждый раз разное.

Тогда ученый сделал вывод, что такова первая стадия изучения математики: хаотичный поиск решения и неизбежные ошибки. Это стадия свободной игры, но каждая из таких игр должна содержать правила. Их изучение – это важная задача. Только после этого дети приходят к выводу, что определенные действия приводят к одинаковым результатам.

И уже потом приходит осознание того, что выводы, сделанные в процессе, могут быть теоремами. На такую базу легко ложится программа средней школы и не только.

Что представляет собой игра?

Открывая коробку, вы можете быть несколько разочарованы. Логические блоки Дьенеша представляют набор деревянных фигур, которые отличаются друг от друга по ряду признаков. Это форма, здесь представлены круги, квадраты, треугольники и прямоугольники.

Кроме того, они отличаются по цвету (желтый, красный и синий), размеру (большой и маленький) и толщине (толстый и тонкий). Блоки Дьенеша для самых маленьких уже представляют большой интерес, их можно ощупывать, перекладывать, складывать друг на друга.

С детками постарше уже сложнее. Если доставать фигурку и говорить о том, что перед ребенком большой красный квадрат, через 5 минут он займется другими делами. Именно поэтому разработчики создали целый атлас, руководство по использованию, который содержит огромное количество красочных заданий и игр. Малышу не будет скучно, ведь задания каждый день будут разными, от простого к сложному.

Для кого предназначена игра?

Возрастной диапазон — от 2 до 8 лет. Каждое задание имеет несколько уровней сложности, проходя которые, малыш будет расти и развиваться. Это не та игрушка, которая будет пылиться в шкафу.

Логические блоки Дьенеша – это отличная система для развития не только логического мышления, но и познавательных процессов. Это память, внимание, восприятие и воображение.

Мозг ребенка еще до школы освоит такие операции, как сравнение, анализ, классификация и обобщение. Малыши в игровой форме быстро усвоят цвета.

Не забывайте перед занятиями давать ребенку возможность поиграть с фигурами, построить из них дом, башенку, чтобы плавно перейти к обучению. А при выборе игр учитывайте возраст и интеллектуальные возможности малыша.

Блоки Дьенеша своими руками

Если у вас нет возможности приобрести готовые пособия, то не расстраивайтесь. Большинство игр можно организовать и с плоскими фигурами. Дело в том, что сами деревянные фигурки — это лишь часть игры. Набор «Давайте поиграем» содержит плоский вариант блоков, с которыми можно с успехом заниматься. А еще его можно скачать, распечатать, вырезать и обклеить скотчем. Так, весь набор обойдется вам максимум в 200 рублей. Блоки Дьенеша своими руками делать совсем недолго и несложно.

То же самое относится и к альбомам, которые содержат все задания. К набору приложена инструкция, в которой есть несколько базовых игр, но надолго этого не хватит. В этом случает тоже можно поискать решение в специальных магазинах или на сайтах, посвященных дошкольному развитию (блоки Дьенеша). Альбом, как и остальные пособия, можно распечатать на цветном принтере.

Играем с самыми маленькими

Можно начинать занятия уже с года, но показывая материал только для ознакомления. Ближе к двум годам уже можно будет приступать к освоению первого альбома. Это блоки Дьенеша для самых маленьких.

Суть этой работы — познакомить ребенка с основными свойствами предметов и понятиями, которые их обозначают. Совсем скоро ваш малыш будет свободно ориентироваться в таких характеристиках, как цвет, форма, размер, толщина.

Кроме того, он учится вычленять обобщающие признаки, объединять предметы в группы и др.

Основные игры

Если вы делали блоки Дьенеша своими руками, то будут недоступны понятия «толстый-тонкий», так как фигуры выполнены на плоскости, если только папа не согласится выпилить малышу фигуры из дерева. В остальном они абсолютно идентичны оригинальному набору.

Самая первая игра – это «Найди предметы». Все, которые желтого цвета, квадратной формы, большие и так далее. Когда вы научитесь с этим справляться, усложните задание, действуя от противного. Например, попросите найти все не красные фигуры.

Не забывайте хвалить и подбадривать.

Исключение лишнего — это еще одна увлекательная игра. Выложите цепочку из красных фигур, добавив в нее одну синюю, и попросите убрать лишнюю. Это занятие можно модифицировать до бесконечности, создавая «паравозик» в определенной последовательности.

Например, синий кружок, красный кружок, снова синий и красный, затем синий, а продолжит сам ребенок. Комбинацию можно постепенно усложнять. Можно собирать пары — большой и маленький треугольник, синий квадрат и круг и так далее. Заканчивать занятие всегда весело составлением рисунка из фигур. Это может быть человек, цветок или машина.

Блоки Дьенеша для самых маленьких — это потрясающий способ весело проводить время и познавать мир.

Дополнительные карточки

Когда ваш ребенок освоит все варианты этих игр, пора переходить к новому этапу. Для этого огромное количество возможностей приготовили блоки Дьенеша. Задания будут усложняться раз за разом, не давая скучать. Теперь нужно купить или распечатать новый альбом, который содержит набор карточек. На них в символической форме зашифрованы признаки фигуры.

  • Цвет обозначается пятном в виде облачка.
  • Размер – это силуэт домика, он может быть большой или маленький.
  • Форма – черный контур фигуры (круг, квадрат, треугольник).
  • Толщина – забавный человечек, толстый или худой (тонкий).

Такие ребусы очень любят дети. Но здесь есть подвох. Помните про нахождение фигурок от противного? Это сохраняется и в шифрах. То есть карточка может содержать два пятна, красного и желтого цвета, каждый из которых перечеркнут линией. Значит, искомый объект не красный и не желтый, а синий. Если, кроме этого, на карточке есть контур квадрата, то решение найдено. Нам нужен синий квадрат.

Логические кубики

Это отдельный материал, который продается вместе с набором, но можно сделать его и самостоятельно, скачав схему, вырезав и собрав кубик по пунктирным линиям. Это обычный кубик, на гранях которого располагаются признаки предметов, подобно тому, как это вы видите на карточках, описанных выше. Всего 5 кубиков, каждый из которых посвящен таким признакам, как размер, форма, толщина, цвет, и символам отрицания свойств. Также есть цифровой кубик.

Это игровой элемент, он вносит в занятие долю случайного выбора, когда вы подбрасываете кубик, а он за вас выбирает признаки предмета, с которым дальше придется взаимодействовать. Это очень любят дети.

Игры – приключения

Серьезные занятия могут не прийтись по сердцу вашему малышу. Тогда не настаивайте, а просто расскажите сказку. Например, о том, что каждый из вас — королевский садовник, и король дал задание высадить на клумбу цветы. Теперь, подбрасывая кубик, вы определите, что за цветы будут расти у каждого из участников игры. Возможно, король даже одарит своих садовников.

Подобным образом можно подбирать угощенье для медвежат и бельчат, определяя, какие признаки должно иметь печенье для одних и для других. Инструкция приводит еще целый ряд игр, которые обязательно подойдут вашим детям. Деткам постарше понравится собирать различные схемы. Блоки Дьенеша – это игра, которая никогда не надоедает.

Игры с карточками

Эти пособия открывают совершенно новый мир, ребенок чувствует себя настоящим разведчиком, отправляющимся в приключение. Но постепенно пыл охладевает, тогда мы можем предложить поиграть в новые игры.

Например, спрячьте под одной из фигур наклейку с изображением любимого животного и скажите ребенку, что кошка (или собачка) находится в беде и спасти сможет ее только он сам. Теперь предъявите карточку, которая является картой. Например, наклейка под большим красным квадратом.

Тогда вам понадобится карточка с красным пятном, большим домиком и контуром квадрата. А чтобы его запутать, усложните задание, найдя карточку с описанием некоего не синего, не маленького предмета.

Работа с детьми 5-8 лет

Для этого служат три красочных альбома: «Спасатели приходят на помощь», «В поисках затонувшего клада», «Праздник в стране блоков». Работа с блоками Дьенеша на этом этапе развивает логическое мышление, учит выявлять определенное свойство предмета.

Вы можете обучать ребенка счету, выкладывая в два ряда разное количество блоков, и просить определить, какой из них больше, и, например, уравнять их. Новыми заданиями становятся различные таблицы, классическая сетка для «крестиков-ноликов», в которой часть ячеек заполнена изображениями фигур, а в остальных стоят знаки вопроса. Нужно уловить логику.

Еще одно задание – построение дорожки по схеме, в которой заданы свойства предметов. Ребенок должен не только разгадать, но и выложить в правильной последовательности.

Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша

Палочки Кюизенера – это еще одна методика, которая помогает познакомиться с миром чисел. Она представляет собой набор палочек, каждая из которых цветом и длиной выражает определенное число. Сегодня есть прекрасные пособия, объединяющие эти две методики.

Если альбом «Посудная лавка» предназначен для работы с палочками, то «Страна палочек и блоков» — это еще более глубокое погружение в мир логики, математики и веселых игр. Это дает возможность осваивать первые арифметические задачи, оперировать понятиями «больше и меньше», «плюс», «минус», «равно».

Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша – это большой мир математики для маленького ребенка.

Сегодня в России широко используются блоки Дьенеша в ДОУ. Это позволяет выпускать детей более подготовленными и способными не только пройти заурядную школьную программу, но и сохранить пытливый исследовательский интерес и жажду знаний.

Судя по отзывам, эта методика нравится и детям, и взрослым обилием вариаций и отсутствием жестких рамок. Это гораздо лучше, чем купить малышу десятую куклу или машинку.

Единственный «недостаток», по сравнению с обычными игрушками — родителям придется принимать участие в игре.

Источник: https://www.syl.ru/article/173748/new_logicheskiy-blok-denesha-blok-denesha-svoimi-rukami

Развивающие упражнения с блоками Дьенеша для самых маленьких

Блоки Дьенеша – это изобретение венгерского математика,предназначенное для логических игр с маленькими детьми. Занимаясь с малышом поэтой методике, родители могут доступно в игровой форме обучить его основным математическимпонятиям и пробудить интерес к дальнейшему обучению. Упражняться в решениилогических задач можно начинать уже с 2 летнего возраста.

Что такое блоки Дьенеша

Блоки Дьенеша – это набор простых геометрических фигур. Состоитиз 48 элементов. Причем, каждая из фигурок уникальна. В наборе нет двухабсолютно одинаковых деталей. Они все отличаются друг от друга по одному изчетырех признаков:

  • формой;
  • цветом;
  • размером;
  • толщиной.

К игровому набору часто прилагаются дополнительные пособия –карточки или альбомы. Комплектация логических блоков Дьенеша может быть разной,в зависимости от того, для детей какого возраста предназначен набор. Альбомы икарточки также можно купить отдельно.

Что дают занятия по методике Дьенеша

Золтан Дьенеш был не только математиком. Он еще работалпреподавателем и психологом. Разработанная им методика предназначена в легкойигровой форме, привить ребенку любовь к математике. Дети просто играют сразноцветными фигурами, выполняют различные логические задания. А на самом делев это время они усваивают очень сложные математические понятия (название которыхдаже еще не знают), такие как, например, кодирование информации, алгоритм.

4 варианта произвольных игр для самых маленьких

Родители должны знать, что от того, что вы просто купитенабор Дьенеша, проку будет мало. Вы должны заниматься с ребенком, показыватьему, как нужно играть, ставить перед ним логические задачи. Особенно важно этона первых этапах в самом раннем возрасте.

Позже, ваш малыш научится сам играть с разноцветнымифигурами, но на начальном этапе ваше участие обязательно.

Обучайте своих детей поэтапно, переходя от простых задач, ксложным.

Выборки

На первом этапе, когда малыш 2-3 лет только знакомится с предметами,можно предложить ему играть лишь с частью набора. Предлагайте ребенку делатьвыборки по какому-либо одному из признаков: форме, цвету, размеру или толщине.Например, поставьте задачу выбрать только синие (красные, желтые) блоки илитолько круглые (квадратные, треугольные) и т. д. После того, как эта задачабудет освоена, переходите к систематизации.

Систематизация

Это упражнение можно назвать обратным предыдущему. Ваш малышуже освоил основные признаки предметов, и вы можете предложить ему другуюигру.  Выберите два блока, которые покакому-то признаку схожи. Попросите ребенка найти, в чем же разница между ними.

Например, возьмите два красных квадрата разной толщины илидва треугольника одинаковые по форме и разные по цвету.

Когда будет освоена эта игра, усложните задачу. Соберитеряды блоков, все предметы в которых будут отличаться лишь по одному признаку.Например, в один ряд поставьте фигуры потолще, в другой потоньше или в одинкрасные в другой синие.

Логическое продолжение ряда

Это задание для малыша намного сложнее предыдущих. Если выкогда-нибудь проходили тесты на интеллект, то сразу поймете, что там такихзадач много. Начните строить логический ряд, например, чередуя блоки двухцветов. Ребенок должен понять принцип, и продолжить построение ряда.

Справитесь с двумя чередующимися признаками – переходите ктрем, четырем.

Конструирование

Это упражнение понравится и вам и малышу. Оно развиваеттворческие способности. Конструируйте из блоков Дьенеша предметы: домик,стульчик, елочку и пр., то есть, все, на что у вас хватит фантазии.

Игра с альбомами или карточками

На альбомах или карточках обычно указывается возраст ребенка, для которого они предназначены. Деткам предлагаются красочные яркие картинки, в которые они должны подобрать и вставить подходящие блоки.

Но, при покупке таких пособий лучше ориентироваться не на возраст, указанный в альбоме, а на уровень подготовки вашего малыша. Ведь если вы с ним часто занимались, и он хорошо освоил признаки фигур, то, возможно, ему подойдет пособие для более старшего возраста.

Источник: https://def4onki.ru/2019/08/03/bloki-dienecha/

Логические блоки Дьенеша

Золтан Дьенеш (1916–2014 гг.) – знаменитый венгерский математик, психолог и педагог. В 23 года он уже стал обладателем докторской степени.

Золтан Дьенеш, основываясь на богатом личном педагогическом опыте и результатах исследований в сфере психологии, разработал теорию шести этапов изучения математики и создал эффективные наглядные материалы в виде логических блоков и игровых пособий.

Теория основана на шести стадиях математического познания

  1. Свободная игра. Малыш получает задание и решает его путем проб и ошибок, хаотичного перебора вариантов.

  2. Правила игры. Невозможность продолжать игру без изучения ее правил – важнейший педагогический «трюк».

  3. Сравнение. Поставленная задача обыгрывается на пуговицах, бумажных снежинках, куклах и т. д., что подводит ребенка к необходимости мыслить абстрактно. Можно использовать картинки к блокам Дьенеша для игр с другими предметами.

  4. Репрезантативная стадия. Для зрительной визуализации применяются таблицы, диаграммы, схемы к блокам Дьенеша, карты игр и т. д.

  5. Символическая. Экспериментируя с символами, ребенок вплотную приближается к творчеству.

  6. Формализация. Педагоги называют ее переходом от аксиомы к теореме. Основываясь на возможных вариантах решения задачи, ребенок самостоятельно делает выводы.

Именно игры с логическими блоками позволяют пройти все шесть вышеперечисленных стадий.

Блоки Дьенеша являются эффективным дидактическим материалом, которые удачно сочетают в себе элементы конструктора и развивающей игры.

Игровое пособие представляет собой набор геометрических фигур в количестве 48 штук, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Все фигуры в наборе разные.

Сами фигуры – основа методики Дьенеша. С ними предусмотрено множество увлекательных дидактических игр для детей разных возрастов – от двух до восьми лет. Главное предназначение блоков – научить ребенка понимать свойства предметов. С их помощью он учится отличать и объединять объекты, классифицировать их.

С чего же начать?

Чему можно и нужно учить двухлеток, и что будет интересно детям четырех- или шестилетнего возраста?

Формально можно разделить цели на последовательную цепочку:

  • сначала учим детей выявлять свойства;
  • затем сравнивать предметы по найденным свойствам;
  • переходим к классификации, обобщению;
  • осваиваем логические операции и язык символов.

Как играть (варианты занятий)

Теоретически первые самые простые варианты подходят для самых маленьких, а последние – для детей постарше. Но не обязательно привязывать варианты к возрасту. Лучше ориентироваться на то, что может и хочет именно ваш ребенок. Важно не заставлять его решать задачи «высокого» уровня сразу.

Снова и снова играйте в более легкие и простые игры, пока вы совместно не добьетесь заданной цели – например, познакомиться со свойствами предметов или научиться разделять блоки по определенному признаку. Для малышей двух-четырех лет занятия лучше «обыгрывать» в сказочной форме: скажем, не просто разбирать блоки по цветам, а собирать «цветочки» или «грибочки» в разные корзиночки.

При игре в «цепочку», описанную ниже, можно не просто собирать эту последовательность блоков, а выстраивать для мышки «мостики» через речку.

Знакомство со свойствами

  1. Коробка для блоков имеет лунки, соответствующие блокам. Самые маленькие математики с удовольствием уберут в «домики» фигуры соответственно их лункам – то есть игра выступает аналогом вкладышей.

  2. «Не глядя». Кладем разные блоки в мешочек и просим ребенка, не глядя, то есть на ощупь, распознать и достать блоки определенной формы.

  3. «Сортируем по признаку». Выкладываем в общую кучу все блоки и просим малыша отделить все круги, затем все синие предметы и т. д.

  4. «Найди такой же». Показываем один блок и предлагаем найти такой же по толщине (цвету, форме, размеру). Затем просим найти «не такой же».

    Более сложный вариант этой игры – показываем ребенку блок и предлагаем ему найти такие же, как этот, блоки, но уже по двум свойствам (например, размер и цвет). То есть: «Найди такие же, как этот, блоки: все синие и квадратные».

    Еще одна «ступенька вверх» – усложнение критериев поиска. Просим найти все такие же, как этот, блоки, но с двумя одинаковыми свойствами и одним отличающимся. То есть, например, нужно выбрать блоки одной формы и цвета, но разного размера.

  5. «Кто лишний». Предлагаем ребенку несколько предварительно выбранных вами блоков. Один из них должен быть лишним, то есть отличаться от остальных по одному свойству. Скажем, три синих блока и один желтый. Предлагаем угадать, какой именно блок лишний, и обязательно спрашиваем, почему.

Сравнение по свойствам

  1. Если вообразить, что блоки Дьенеша – это угощения для кукол, то можно предложить детям разделить угощение. Скажем, зайки едят только морковки (треугольники или красные блоки), а мишки – только мед (прямоугольные «бочонки» или желтые блоки). Выкладываем весь набор в общую кучу и просим малыша выбрать все угощения, подходящие для зайки и мишки.

    Более сложный вариант игры – взять четыре игрушки: две похожих пары, но разного размера. Например, берем двух зайчиков – большого и маленького, а также двух медведей – большого и маленького. Соответственно, большому медведю малыш должен найти все соответствующее угощение, но бОльшего размера, маленькому – меньшего. То же самое и с зайками.

    После раскладывания фигур у малыша можно спросить: какие фигуры достались большому медведю – большие желтые (или большие прямоугольники)? А что получил маленький зайчик?

  2. «Кто быстрей». Выбирать блоки с нужными признаками можно на скорость, соревнуясь с родителями: кто быстрее соберет больше красных блоков или кто быстрее соберет блоки своего цвета. Например, вы собираете все желтые, малыш – все синие.

    Более сложный вариант – собрать на скорость все блоки одного цвета, за исключением, например, треугольных или тонких. То есть ребенку нужно не только выделить блоки, у которых один общий признак, но и исключить из них часть «неподходящих».

  3. «Цепочки» – выстраивание цепочек, последовательностей блоков (фигур). Просим ребенка выложить цепочку блоков по определенным признакам: все фигуры одинакового цвета или размера. Затем – все фигуры одинакового цвета, но разного размера и т. д.

    Более сложный вариант – просим выложить цепочку, чтобы у соседних фигур был один общий признак. Например, сначала ребенок кладет желтый круг, но следующей фигурой должен быть желтый блок, но не круг, либо круг, но не желтый (к примеру, синий квадрат). Соответственно, следующей фигурой будет синий круг или желтый квадрат и т. д.

    Другой вариант игры – выстраиваем цепочку, когда каждый следующий блок отличается от другого по всем четырем свойствам.

    Для любителей решать головоломки можно предложить цепочку, где есть начало (один блок) и конец (абсолютно другой блок). Например, вы ставите желтый тонкий прямоугольный блок и синий толстый большой круглый. Это начало и конец. Малыш выстраивает цепочку так, чтобы новый блок отличался от предыдущего одним свойством. Соответственно, предпоследний блок должен отличаться от последнего (положенного вами) всего на одно свойство.

  4. «Не свойство». Мы берем блок и просим ребенка описать его свойства, пользуясь частицей «не». Например, синий треугольный блок какой? Правильный ответ: не красный, не квадратный, не тонкий. Затем можно попросить найти все аналогичные «не блоки»: все не синие или не треугольные.

  5. «Угадай-ка». Для этой игры нужны логические блоки и мешочек. Ведущий (например, родитель) берет один блок и так, чтобы ребенок не видел, прячет его в мешочек. Малыш должен угадать, что за фигура в мешочке, задавая вопросы, на которые ведущий может ответить только «да» или «нет». Соответственно, вопросы должны быть такие, как: «Эта фигура желтая?», «Она прямоугольник?» и т. п.

Классификация, логические операции

Достаем произвольный набор блоков Дьенеша, включающий разные формы, цвета и т. д., и спрашиваем, чего больше – квадратов или синих блоков? Задача малыша – вычленить все квадраты и синие блоки, посчитать их и сравнить. Таким образом ребенок учится разделению на классы и сравнению.

  1. Игра с областями. Чертим на бумаге или выкладываем на полу из веревки два-три (можно начать с двух) не пересекающихся пространства, например круга. Просим ребенка внутрь первого положить, скажем, красные блоки, а во второй – синие. Попутно объясняем, что такое внутри и снаружи, если ребенок еще не знаком с этими понятиями.

    Следующее задание – работаем только с один кругом. Освобождаем пространство и просим положить внутрь одного все квадратные блоки, а, например, все треугольные – вне его.

    И еще одна игра с областями. Рисуем (или выкладываем) уже два пересекающихся круга. Берем три вида логических блоков, например, разного цвета. Просим все синие блоки расположить в левом кругу. Все блоки квадратного цвета – в правом.

    А все синие квадратные – в двух кругах одновременно (то есть в области, где два круга пересекаются). Задание можно дополнить: все не синие и не квадратные блоки (какие именно – мы не называем) располагаются вне обоих кругов.

    Это задание – тренировка на разбиение множеств по классам – не так-то просто, между прочим, как кажется!

    Если ребенку тяжело поначалу справляться с этим заданием самому, можно начать с другого конца. Вы раскладываете блоки по областям самостоятельно, а ребенку предлагаете назвать, блоки с какими свойствами лежат внутри первого круга, внутри второго круга, внутри двух кругов одновременно и вне их. Когда малыш поймет, о чем идет речь, можно попробовать вернуться к предыдущим заданиям.

  2. «Чертеж». Для этого игры желательны карточки с обозначением свойств и не свойств. Предварительно рисуем чертеж, например, домика или замка, где каждый элемент обозначен свойством (карточкой). Например, основа – два не желтых прямоугольных блока, на них стоят не круглые и не синие блоки.

    Затем – желтые не треугольные, не тонкие, а на вершине – не квадратная красная крыша. Малыш должен построить замок согласно вашему письменному чертежу (или устным указаниям).

    Можно устроить соревнование: вы одновременно рисуете чертежи друг для друга и строите замки на скорость, и правильность исполнения тоже учитывается при оценке.

Логические блоки Дьенеша предполагают бесчисленное множество игр, которые можно придумывать и самим.

Конструирование, моделирование, счет, развитие памяти и речи, воображения, способность совершать логические операции – все это позволяют развивать чудесные кубики и треугольники.

А если в какой-то момент вам и этого станет мало, приглядитесь к дополнительным материалам, которые разработаны специально для работы с блоками и направлены на развитие отдельных умений и навыков для детей самых разных возрастов.

По материалам открытых источников

Источник: https://www.ya-roditel.ru/professionals/pedagogika/logicheskie-bloki-denesha/

Логические блоки Дьенеша: описание, игры

Золтан Дьенеш – это знаменитый венгерский математик, психолог и педагог, который изменил стандартное понятие о том, что математика является неинтересной наукой и далекой от творчества. Методика Дьенеша помогает детям дошкольного и старшего возраста в игровой форме освоить различные математические понятия, а также развить важные для малышей психологические процессы.

Золтан Дьенеш, основываясь на личный богатый педагогический опыт и результаты исследований в сфере психологии, разработал теорию шести этапов изучения математики и создал эффективные наглядные материалы в виде логических блоков и игровых пособий. Система Дьенеша помогает родителям и педагогам активно развивать интеллектуальные и творческие задатки малышей.

Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур разного цвета, величины, объема и размера.  Каждая из фигур набора уникальна. Игры с блоками Дьенеша направлены на формирование элементарных математических понятий для детей от 2 до 8 лет. С их помощью можно изучать характеристики объектов: цвета, формы, объем, размер.

Игры с блоками Дьенеша для самых маленьких

Предложите малышу начать с самых простых игр:

  1. Попробуйте найти все фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине).
  2. Найди не такие фигуры, как эта, по форме (по размеру, по толщине, по цвету).
  3. Угости Мишку красными «конфетками» — большими, квадратными, толстыми, треугольными, маленькими и т.д.
  4. Положите перед ребенком три детали. Предложите малышу закрыть глазки и уберите одну из них. Какую «конфетку» съел Мишка?
  5. Как и в предыдущей игре, выкладываем три блока. Ребенок закрывает глаза, а мы меняем детали местами. Что изменилось?
  6. Игра – что лишнее. Разложите три фигуры – 2 общие по какому-то принципу, одна нет. Спросите малыша, что здесь лишнее?
  7. Составляем пары (мама и малыш, например). Большой ищем маленькую деталь, красному кругу – красную деталь.
  8. Складываем блоки в непрозрачный мешочек и ищем нужную фигурку на ощупь.

Играем с детками постарше

Игра «Поиск». Усложняя задание, предложите ребенку найти фигуры такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера.

Игра «Змейка». Положите любую фигуру. От нее выстраивайте длинный ряд, словно змейку. Варианты построений могут быть такие:

  • Строим, чтобы соседние фигуры не повторялись (по цвету, размеру, толщине).
  • Соседние фигуры не должны повторяться по двум признакам – цвету и размеру, например.
  • Соседние блоки должны быть одинакового размера и цвета, но разной формы.

Игра «Этажи». Выкладываем в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы).

Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета).
Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.

Игра «Домино». В эту игру можно играть нескольким участникам одновременно (но не более 4х). Блоки делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры.
Как ходить?

  • Фигурами другого размера (цвета, формы).
  • Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы.
  • Фигурами другого размера и формы (цвета и размера).
  • Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера.
  • Ходим фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.

Игра «Делимся». Возьмите несколько игрушек ребенка. Пусть блоки у вас будут угощением. Предложите ребенку раздать фигуры гостям так, чтобы у куклы оказались только круглые фигуры (она любит кушать блины). Можно угощать игрушки по-разному: чтобы заяц получил все большие «морковки», обезьянке все желтые «бананы». Усложняем игру – нужно разделить фигуры так, чтобы у кошечки были все синие детали, а у мышки – все треугольные.

Дополнительно:

Источник: https://nitforyou.com/bloki-denesha/

Математика для малышей. Игры с логическими блоками Дьенеша

Дети с самого рождения обучаются в процессе игры. Логические блоки Дьенеша созданы для того, чтобы малыш мог развиваться с самого раннего возраста. 

В чем суть методики педагога и изобретателя? Каких целей может добиться ребенок, занимаясь с этим «волшебным» развивающим конструктором? Расскажем подробно.

Об авторе методики. Золтан Пал Дьенеш – венгерский педагог, психолог и математик. Известен как автор теории обучения детей математике с ранних лет с помощью логических игр, песен и танцев. Золтан Дьенеш разработал множество игр и методических материалов по изучению математики, в том числе специальные блоки, которые он называл «логическими». 

Логические блоки Дьенеша: для кого и зачем они нужны?

Логические блоки подходят для занятий с детьми с трех до шести лет. В процессе игры ребенок познакомится:

  • с цветами;
  • с формами;
  • с размерами объектов.

Кроме того, ребенок научится классифицировать, запоминать и обобщать определенную информацию. Игры с блоками влияют на развитие речи. 

Во время игры малыш производит предметные действия, выкладывая по определенному алгоритму ряды, или группируя предметы по какому-либо признаку. В итоге он учится не только различать признаки предметов, но и мыслить более обширно, систематизировать работу, анализировать ситуацию, расшифровывать и кодировать информацию.

Поэтому если родители желают с раннего возраста развивать у малыша аналитическое и логическое мышление, память, творческие способности, воображение и внимание, то обратить внимание на блоки конечно же стоит.

Блоки Дьенеша активно используют в дошкольных образовательных учреждениях и различных развивающих детских центрах.

Блоки Дьенеша: описание набора

Учебно-методическое пособие Блоки Дьенеша – это набор, состоящий из 48 различных предметов. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Все они имеют между собой различия, которые можно разделить на 4 группы:

  1. по цвету (синие, красные и желтые);
  2. по толщине (широкие и узкие);
  3. по размеру (маленькие и большие);
  4. по геометрической форме (круг, треугольник, прямоугольник и квадрат).

Блоки Дьенеша являются многофункциональным пособием. Они универсальны и объединяют в себе сразу несколько понятий:

  • объемная мозаика;
  • конструктор;
  • кубики для строительства;
  • счетный материал;
  • сортировщик.

Занятия с блоками доставляют большое удовольствие детям. Они строят различные объекты, ощупывают фигурки, складывают их и группируют, познавая в процессе окружающий мир.

Для того, чтобы разнообразить игры, дополнительно можно приобрести альбомы с заданиями к блокам.

Как играть с блоками

Просто купить набор блоков Дьенеша и предложить их для игры своему ребенку – недостаточно. Первое, что нужно сделать, это познакомить кроху с этим набором. Ребенок должен потрогать фигурки, изучить их, немного поиграть с ними на свое усмотрение. После этого можно приступить к выполнению несложных заданий:

1. Показать малышу фигурку, например, красную. Предложить ему отыскать еще несколько фигур того же цвета. Если с цветами малыш знаком, то проблем на этом этапе не возникнет.

2. Следующий шаг – изучение форм. Ребенок должен выбрать все фигурки определенной формы, например, треугольные.

3. Более сложная задача заключается в сортировке фигур. Сначала пусть ребенок «наградит» плюшевого мишку желтыми фигурками, зайку – синими, а себе оставит красные. Таким же образом малыш должен распределить блоки по форме, размеру и толщине.

После того, как ребенок поймет, на какие группы можно делить фигуры, изучит их простейшие свойства, можно будет приступить к увлекательным играм-занятиям.

Примеры игр 

По утверждению великого математика и психолога – занимательная игра гораздо лучше, чем обучение за партой. Поэтому родители должны приложить максимум усилий, чтобы в игровом процессе малыш мог не только развлекаться, но и обучаться. 

Приведем несколько примеров игр, каждый из которых направлен на получение ребенком определенных знаний.

1. Выложить перед малышом 4 фигурки, попросить его запомнить их. Когда ребенок будет готов, нужно либо подменить одну из фигур, либо убрать ее. Ребенок должен назвать или показать, что изменилось в ряду.

2. Сложить фигурки в коробочку или мешочек. Попросить ребенка доставать по одному предмету и описывать его – форма, цвет, толщина.

3. Сложить детали в мешок, дать его малышу. Кроха должен на ощупь, не подглядывая внутрь, достать фигурки определенного характера (толщина, размер, форма).

4. Выложить в ряд фигуры одного типа, например, круглые. Посередине положить квадратную и попросить ребенка определить – что в ряду является лишним и почему.

5. Более сложная задача – показать ребенку желтый круг и попросить найти все детали этого же цвета, но иной формы.

6. Разложить в ряд фигурки с чередованием цветов – желтый, красный, желтый и т. д. Ребенок должен продолжить выкладывание фигур в определенном порядке. То же самое можно делать с формами и размерами.

7. Усложняем задачу. Перед ребенком выкладывается ряд – толстый квадрат синего цвета, толстый квадрат желтого цвета, треугольник желтого цвета, большой треугольник желтого цвета и т. д. Смысл в том, чтобы каждая последующая фигура отличалась от предшествующей каким-то одним признаком. 

8. Ребенок должен самостоятельно выложить цепочку из фигур одинакового размера, но разных по форме и цвету.

9. Найди пару. Игра заключается в том, чтобы малыш нашел к каждой фигуре определенную пару. Сначала по цвету – к красному большому кругу подходит красный маленький круг. Потом по размеру к большому синему треугольнику подходит другой большой треугольник любого цвета.

10. Разложить фигурки в два ряда, в одном из которых будет на одну фигурку больше. Ребенок должен заметить, в чем заключается разница. Если выложить в одном ряду на 2 детали больше, то можно еще попросить малыша попробовать уровнять количество фигур в каждом ряду.

11. Выложить ряд из фигур одного размера, например, друг за другом положить треугольник, квадрат, круг и прямоугольник. Ребенок должен выложить рядом такую же цепочку, соблюдая размер и форму детали. Таким же образом занятия проводятся с учетом цветов деталей. 

12. Начертить два больших круга на разных листах бумаги (можно взять кусок обоев или ватман). Предложить малышу выложить в один круг все синие детали, а в другой – все желтые. Чтобы выучить понятие «внутри» и «снаружи», можно попросить ребенка выложить снаружи кругов красные фигурки.

13. Игра в домино. Блоками очень удобно играть в домино. Например, вы кладете желтый круг, ребенок должен поставить следующую деталь либо круглую, либо желтую.

14. Начертить (либо распечатать или приобрести) различные фигуры и предложить ребенку поставить на рисунок соответствующую деталь. Например, на бумаге находится большой синий квадрат, значит, малыш должен поставить на него настоящий квадрат нужного цвета и размера.

15. Разделить комнату на три части (постелить на пол полотенчики разных цветов). Попросить ребенка на коричневый участок сложить только треугольники, на зеленый – только круги, на белый – только прямоугольники. Таким же образом игра может проводиться с разделением блоков по цветам.

16. В качестве конструктора блоки использовать можно по-разному. Самое простое, выстраивать из них дома, паровозы, башни и машинки на плоскости.

17. В завершение обучающей игры нужно попросить ребенка убрать за собой все детали. Но мама в данном случае может пойти на хитрость, предложив свою помощь. Она убирает только желтые детали, а остальные цвета убирает малыш. В следующий раз уборку можно поделить по размерам и формам.

Существует масса примеров игр с блоками Дьенеша. Их можно усложнять с помощью дополнительных альбомов, либо самим придумывать более трудные задания. В любом случае малышу важно, чтобы с ним занимались родители или близкие ему люди. Если ребенок будет играть в блоки самостоятельно, то, скорее всего, для него это будет обычным конструктором. По задумке же автора – логические блоки должны учить малыша не только ловко управляться с деталями, но еще и мыслить, воображать и анализировать.

Источник: https://azbukivedia.ru/blog/stati/matematika-dlya-malyshey-bloki-denesha/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Кто такой иван пересветов

Закрыть