Мистицизм что это такое

Что такое Мистика

мистицизм что это такое

Мистика — 1. Религиозная вера в непосредственное общение человека с потусторонним миром.
2. перен. разг. Нечто непонятное, необъяснимое, загадочное.

Значение слова Мистика по Ожегову:

Мистика — Вера в божественное, в таинственный, сверхъестественный мир и в возможность непосредственного общения с ним

Мистика Нечто загадочное, необъяснимое

Мистика в Энциклопедическом словаре:

Мистика — (от греч. mystikos — таинственный) — религиозная практика, имеющаяцелью переживание в экстазе «непосредственного единения» с Богом, а такжесовокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих иосмысляющих эту практику (см. Мистицизм).

Значение слова Мистика по Религиозному словарю:

Мистика — Религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственное единение с богом, а также совокупность теологических и философских доктрин, осмысляющих эту практику.

Значение слова Мистика по словарю Ушакова:

МИСТИКА
мистики, мн. нет, ж. (от греч. mystikos — таинственный). 1. Религиозная вера в непосредственное общение человека с т. наз. потусторонним миром (книжн.). Средневековая мистика.Мистика гностиков. Мистика хлыстовства. 2. перен. Нечто загадочное, непонятное, необъяснимое (разг. ирон.). Это уж мистика какая-то! Мистику разводить.

Значение слова Мистика по словарю Даля:

Мистика
ж. ученье о таинственном, загадочном, сверхъестественном, о сокрытом, иносказательном смысле и значении ученья и обрядов веры. Мистический, -чный, сокровенный, скрытый, таинственный, темно иносказательный. Мистицизм м. ученье, убеждение, понятия или наклонность к таинственному толкованию и обрядливости.

Мистик м. предавшийся мистике, мистицизму. Мистифировать кого, дурачить, тешиться обманом, вводить в длительное заблуждение, для одной забавы. Мистификация ж. шуточный обман или содержание человека в забавной и длительной ошибке. Мистерия ж. таинственный обряд языческой веры. | зрелище, представление из Ветхого Завета, духовная драма.

Определение слова «Мистика» по БСЭ:

Мистика

Источник: https://xn----7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai/mistika.html

Мистицизм — древо

мистицизм что это такое

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Мистици́зм (от греч. mustikoz — таинственный, мистерийный) — понятие достаточно широкое.

Известный современный католический богослов Ганс Кюнг, например, пишет: “Мистика”, “мистический” — эти слова, если вернуться к их буквальному смыслу, происходят от греческого глагола muein — замкнуть (уста). “Мистерии” — это “таинства”, “тайные учения”, “тайные культы”, о которых не полагается рассказывать непосвященным.

Мистической, следовательно, является такая религия, которая “замыкает уста”, то есть молчит о своих сокровенных тайнах в присутствии профанов и, более того, — отвращается от внешнего мира, закрывает глаза и уши, дабы обрести спасение внутри самой себя”. Мистика, как определяет ее Ф.

Гейлер, — это “та форма общения с Богом, при которой мир и Я радикально отрицаются и человеческая личность растворяется, пропадает, тонет в единой и бесконечной стихии божества” [1]. Но и само восприятие Бога приобретает в мистицизме искаженный характер. Как пишет крупный западный исследователь религии Ф.

Гейлер (†1967) в своем монументальном труде “Молитва”, “последовательный мистицизм освобождает представление о Боге от всех личностных атрибутов, остается “голая” и чистая бесконечность” [1].

Это понимание мистицизма показывает, как далеко отстоит он от религии с ее личностным пониманием Бога. Смешение понятий “мистика” и “святость” в духовной области жизни опаснее, чем в любой другой, поскольку касается самой основы бытия человеческого.

Поэтому привычное употребление терминов “мистик”, “мистика”, “мистический опыт” и т.д. в приложении к любому опыту контакта с “запредельным” чревато серьезными последствиями.

Применение их в богословии в столь расширительном значении, когда за ними могут стоять и добро, и зло, стремление к истине и примитивное любопытство, святость и сатанизм, Христос и Велиар (см. 2 Кор.

6:15), способно эффективно внедрить в сознание разрушительную идею тождественности по существу всех аскетических путей.

Вот, яркая иллюстрация этого:

“Следуя по пути, проложенному созерцанием, индийские брахманы приходили к тому же, к чему приходили все мистики, в какое бы время и в каком бы народе они ни жили.

Янджнявалкья и Будда, Плотин и Ареопагит, Мейстер Экхарт и Григорий Палама, кабалисты и Николай Кузанский, Яков Беме, Рейсбрук и множество других ясновидцев Востока и Запада Все они как один свидетельствуют, что там нет ни добра, ни зла, ни света, ни тьмы, ни движения, ни покоя В священном мраке, скрывающем основу основ, они ощутили реальность Сущего, Абсолюта. Страшная, непереносимая тайна!..

Эту бездну трудно даже назвать “Богом” За пределами всего тварного и ограниченного мистическому оку открылась Реальность, которую Лао-Цзы называл Дао, Будда — Нирваной, кабалисты — Энсофом, христиане — Божественной Сущностью (ousia), “Божеством” [2].

Это — вполне теософская идея, которая совершенно обесценивает уникальную значимость Жертвы Господа Иисуса Христа и Его Благовестия в деле спасения мира. Своим опорным пунктом она, как видим, имеет широкое понятие мистики.

С его помощью оказалось столь просто поставить в один ряд и отождествить (!) опыт христианских святых с опытом каббалистов (для которых Иисус Христос — лжемессия), буддистов (вообще отвергающих Личного Бога) и т.д., отождествить Дао, нирвану, энсоф с Божественной сущностью, Божеством (ср.: Ин. 8:42; 15:23).

Так уничтожается само понятие Истины в религии, и человек лишается даже мысли о возможности роковой ошибки в такой ответственной области жизни, как духовная. В результате, он легко превращается в слепую игрушку своей мечтательности, самомнения, а не редко и откровенно демонических сил.

Мистицизм присутствует во всех религиях. В языческих — как явление естественное, в христианстве же — как болезнь, ненормальность, как искажение его веры и основ жизни. Истоки мистицизма всюду одни и те же — это гордость, страстное стремление человека проникнуть в тайны духовного бытия и получить власть над ним, искание высших наслаждений, экстаза.

Мистицизм имеет много разновидностей. Все их можно разделить на две основные категории: мистицизм естественный и приобретенный, хотя деление это достаточно условно, поскольку не всегда просто провести границу между ними.

Под естественным мистицизмом подразумеваются те прирожденные способности человека — к предвидению, целительству, ясновидению, телепатии и др. — которые теперь называются экстрасенсорными. Согласно христианской антропологии, эти способности естественны человеку, но вследствие грехопадения оказались в состоянии “анабиоза” и потому проявляются редко.

Отсюда и возникает большая опасность развития у их обладателя тщеславия, гордости и сопутствующих им других страстей.

Опасность заключается в том, что такой “естественный мистик”, будучи обычным грешным человеком, воздействует не на тело, как это имеет место в обычной терапии, а непосредственно на душу больного.

И внедряясь в нее своими неочищенными “руками”, заражает ее, нарушает тонкий, сокровенный порядок души и тем наносит часто непоправимый вред и психике, и нервам, и всему организму в целом. Потому Церковь запрещает обращаться за помощью к такого рода целителям.

Тем более опасны воздействия (например, через телевидение) тех, кого можно отнести к категории приобретенного мистицизма. Разного рода колдуны, астрологи, экстрасенсы-”профессионалы” и т.п., сознательно развивая у себя эти способности, большей частью, ради славы и корысти, калечат людей в несравненно большей степени, нежели первые. (Телевизионные “опыты” современных экстрасенсов — прекрасная иллюстрация этого).

Приобретенный мистицизм делится на две главные ветви: оккультный и прелестный.

Оккультный связан с стремлением человека проникнуть в “тот”, неподвластный законам этого мира, таинственный мир человека, природы и духов с целью познания его тайн и использования скрытых в нем сил в своих целях. К оккультизму относятся: магия, сатанизм, спиритизм, теософия, антропософия и др. Во всех их человек, сознательно или бессознательно, вступает в общение только с духами отверженными, нанося себе непоправимый, как правило, вред.

Прелестный (от слова прелесть) мистицизм приносит человеку, как правило, видения, откровения, наслаждения. Находящийся в прелести думает, что он познает тот мир, в действительности же оказывается игрушкой своих фантазий и дьявольских наваждений.

Мистицизм, таким образом, уводит человека от Бога, от подлинной цели жизни и дает такое направление развитию духа, при котором необычайно возрастает утонченная гордость, делающая человека неспособным к принятию Христа как истинного Бога и единственного Спасителя.

Развитию гордости способствует и ложный аскетизм, и развиваемые нередко экстрасенсорные способности (например, в йоге), а также глубокие нервно-психические переживания, наслаждения, доводящие до экстаза. Все это постепенно приводит человека к убеждению, что он “как боги”.

Такой путь нередко приводит к мистическому атеизму (например, буддизм, санкхья), к сумасшествию, истерии, самоубийству.

Использованные материалы

[1]  Кюнг Г. Существует ли Бог? 1982 г. С. 295.

[2]  Светлов Э. У врат молчания. Брюссель, 1971. С. 80-81.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/5805.html

Кто такой мистик?

мистицизм что это такое

А вы знаете кто такой мистик? Кто такой мистик ➤ — это по сути человек, который преследует истину или понимание истины помимо той, которая обычно связана с человеческим опытом. Он или она может или не может быть посвящен в любое количество духовных или религиозных тайн, и может или не может достичь понимания, которое они преследуют.

Что связывает всех таких людей вместе, так это вера и стремление к трансцендентной истине, которая превосходит исключительно рациональное понимание или знание. В распространенном представлении мистик — это человек, который принимает эзотерические практики, изучает магию или оккультизм.

Узнать больше: что такое мистика http://urilin.

ru/

Кто такой мистик ➤ Хотя люди, которые делают эти вещи, могут идентифицировать себя как таковые, не все вовлечены в такие практики. У мистицизма удивительное количество лиц, и попытка определить его за пределами погони за трансцендентной истиной становится трудной. Есть, однако, некоторые основные виды мистики, которые имеют общие черты.

Кто такой мистик ➤ Почти все религиозные традиции имеют свои собственные разновидности мистики. Во многих монотеистических и некоторых политеистических верованиях этот человек обычно занимается поиском прямой связи с самим Богом, часто посредством медитации или молитвы.

В христианстве мистики часто называют это состояние Союзом или Единством с Богом. В исламе это государство называется ирфан, что в буквальном переводе означает знание.

В джайнизме это состояние, называемое мокшей, идет параллельно этому единству, имея в виду вознесение в духовное состояние, в котором вся реальность воспринимается как иллюзия.

Кто такой мистик➤ Во многих основных религиях существуют различные степени мистики. Также часто существуют отдельные группы, которые могут рассматриваться или не рассматриваться как еретические в основном религиозном учреждении.

Например, в исламе суфийская традиция — это мистическая традиция, которая поддерживает Божественное единство и отвергает дуалистическую концепцию Я и Бога как отдельного.

В христианстве гностицизм рассматривается многими как еретическое ответвление и предшественник господствующих христианских церквей. 

История появления мистических людей

Кто такой мистик ➤ Многие современные мистические пути находятся под сильным влиянием древнегреческих обрядов, особенно Элевсинских мистерий, датируемых примерно 15-м веком до нашей эры.

Элевсинские мистерии сосредоточились на мифическом цикле, в котором участвовали Деметра и Персефона, ссылаясь на концепцию смерти и воскрешение, которое может наступить, одержав победу над смертью. Они оставались нетронутыми в течение почти двух тысячелетий, и за это время заложили большую часть основы для циклов мифов, которые примут другие религии.

Кто такой мистик➤ Многие из этих вероисповеданий, особенно те, кто находится вне монотеистической традиции, широко используют мифы и символику, чтобы передать их более глубокий смысл. По сути, полученные знания не могут быть связаны с логикой или словами и поэтому не могут передаваться так же, как традиционная религия может быть передана.

Вместо этого определенные обряды или символы используются, чтобы помочь открыть сознание посвященного на новый уровень, действуя как катализатор его или ее собственного мистического пробуждения, а не непосредственно передавая информацию. 

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему люди кричат когда ссорятся

Кто такие люди мистики?

Кто такой мистик ➤ С 17-го века различные братские организации, включающие в себя мистические элементы, стали популярными по всей Европе. Орден Розенкрейцеров и масоны, пожалуй, самые известные из этих групп, и они продолжают пользоваться широкой популярностью и по сей день. Начиная с 19-го века, на западе возродился мистицизм.

Эти пути часто использовали оккультные элементы, такие как общение с духами, как часть их практики. Теософское движение, пожалуй, самый известный из этих более современных мистических путей. Герметический Орден Золотой Зари был еще одним таким движением в это время, которое продолжало влиять на многие другие современные верования, особенно Викку.

Помимо символов, мифологических структур, медитации и молитвы, в некоторых из этих традиций используются различные психоделические препараты или энтеогены.

Считается, что эти наркотики разрушают барьеры в уме, которые блокируют более глубокое знание, позволяя посвященному достичь более глубокого понимания природы вселенной, которая затем может быть интегрирована в его или ее жизнь. 

Такие группы, как масоны, часто включают элементы мистики.

Источник: http://Health-ambulance.ru/1322-kto-takoy-mistik.html

Мистицизм

Мистици́зм (от др.-греч. μυστικός — таинственный[1]) — философское и богословское учение, а также особый способ понимания и восприятия мира, основанный на эмоциях, интуиции и иррационализме[2]. Под мистическим опытом понимают опыт прямого личностного общения, слияния или постижения некоей абсолютной реальности и абсолютной истины, а в рамках религий часто отождествляемой с божеством или Абсолютом[3].

В утверждении возможности непосредственного единения с Богом или Абсолютом состоит суть мистицизма[4]. Различные мистические доктрины встречаются во всех мировых религиях и верованиях и имеют общие черты: тяготеют к интуитивизму и символизму; предполагают практику определённых психофизических упражнений или медитаций, необходимых для достижения определенного состояния разума и психики[5].

К мистицизму относят тантризм (индуистский и буддийский или ваджраяну), дзэн, каббалу, розенкрейцерство, хасидизм, гностицизм, исихазм, суфизм[6] и некоторые другие учения.

Христианство[ | ]

Основная статья: Христианский мистицизм

Мистицизм свойственен как западному, так и восточному христианству, однако есть разные точки зрения на значение мистицизма в разных конфессиях. Так, Иоанн Мейендорф[7] и Евгений Торчинов[8] считали, что мистицизм более развит в православии (исихазм). Павел Флоренский писал о «воображательной» мистике католиков, противопоставляемой «умной» мистике православных[9]. По поводу последней Каллист (Уэр) пишет:

Всякое истинно православное богословие мистично: как мистицизм в отрыве от богословия становится субъективизмом и ересью, так и богословие в отрыве от мистицизма вырождается в сухую схоластику, «академичную» в дурном смысле слова[10].

Так же мистицизм уникальным образом развит в ещё одной из ветвей христианства, а именно протестантизме.

Первобытное общество[ | ]

Явления, схожие с мистицизмом, присутствуют в шаманизме, существовавшем у народов Северной Азии, Европы и Америки, а также в религиозных обрядах аборигенов Австралии и Америки и в культах духов различных африканских народов. В качестве элемента мистицизма в шаманстве может быть расценена уверенность в присутствии бога в шамане, вера в то, что в состоянии экстаза его душа покидает тело, чтобы соединиться с богом или, по крайней мере, пребывать рядом с ним.

Античность[ | ]

Ещё в античной Греции практиковались так называемые мистерии — тайные религиозные обряды, участники которых переживали особый вид религиозного опыта. Мистерии, как правило, включали в себя пиры, ритуальные пляски и церемонии, в частности, обряды посвящения, символизировавшие смерть и воскресение.

Древняя Индия[ | ]

В религиях древней Индии весьма силён мистический аспект.

Например высшим идеалом религиозной практики среди последователей философской школы адвайта-веданта являлась «мокша» — освобождение из сансары (бесконечной цепи перерождений; круговорота рождений и смерти в мирах) и слияние с Абсолютом (Брахманом).

Традиционная йога также представляет собой систему духовной и телесной практики, позволяющую достичь мистического прозрения и тесно связанную с индуистской доктриной адвайты — растворении всего индивидуального в абсолютном единстве Брахмана.

Буддизм[ | ]

Разные школы буддизма предлагают разные мистические методы, однако в буддизме, по причине его предельной рациональности, многие методы считаются «упайя» — искусными приёмами для достижения высших целей.

Ваджраяна делает упор на тантру и дзогчен для достижения окончательной реализации. Тхеравада использует медитацию випассана для приобретения мудрости.

Дзэн наиболее живое мистическое учение в буддизме.

Китай[ | ]

Основная статья: Даосизм

Для Китая характерны нетеистические религии, поэтому место Бога в мистических религиозных практиках занимают трансцендентные начала — Пустота (шунья) в буддизме и Дао в даосизме. Большинство буддистских школ провозглашают важность медитации и мистического созерцания как средств достижения нирваны — слияния с вселенской пустотой.

Исламский мистицизм[ | ]

Основная статья: Суфизм

Суфийские мистики и аскеты не были удовлетворены традиционным религиозным опытом ислама и стремились к личному союзу с Богом и обретению непосредственного интуитивного познания Аллаха. Целью также провозглашалось освобождение души от оков низшего «я» и переживание истинной реальности (хакика).

Иудейский мистицизм[ | ]

Основные статьи: Каббала, Хасидизм

Наиболее характерным и глубоким течением в иудейском мистицизме являются каббала и хасидизм. Каббала в основном предлагает методы непосредственного постижения Бога через священные имена и божественные числа, а также через восторженную молитву.

Нью-эйдж[ | ]

Многочисленные течения нью-эйджа нередко берут за основу мистические методы мировых религий, часто сильно видоизменяя или примешивая другие влияния. Целями нью-эйджевского мистицизма часто является:

  • достижение глубоких медитативных состояний,
  • психонавтика — развитие необычных, пограничных и маргинальных состояний сознания
  • передача сознания (телепатия, телекинез, магия, гипноз, суггестия)
  • оперирование в трансперсональной реальности (например, астральные полёты)
  • духовный рост

Некоторые школы нью-эйджа отличаются высокой концентрированностью и технологичностью в отдельно взятых методах, формируя быстрые результаты, в то время как религиозные традиции чаще делают упор на весь образ жизни. Тем не менее основной целью движения нью-эйдж («Новая Эра») декларируется достижение нового уровня сознания и личностный рост.

См. также[ | ]

  1. Словарь русского языка в 4-х томах. Т. 2. — 1999 (Малый академический словарь)
  2. Мистицизм // Большой энциклопедический словарь
  3. James McClenon. Mysticism // Encyclopedia of religion and society / William H. Swatos, Jr., editor; Peter Kivisto, associate editor; Barbara J.

    Denison, James McClenon, assistant editors. — Walnut Creek, Calif.: AltaMira Press, 1998. — P. 316—318. — xiv, 590 p. — ISBN 0-7619-8956-0.

  4. Избранные лекции по теории и практике религиозного мистицизма Архивная копия от 19 июня 2012 на Wayback Machine
  5. Балагушкин, 2013.

  6. Патриарх Фотий Иоанн Мейендорф

Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%9C%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B7%D0%BC

Мистика что это такое — профессиональный взгляд

Что такое мистика? Что такое мистицизм, мистический опыт, мистическое состояние сознания?  Почему такой большой интерес к этой теме?

В последние десятилетия можно наблюдать возрождение интереса к мистике. Для многих этот интерес исходит из чувства окружающего мрака и хаоса во внешнем мире. Другие хотят понять, что находится за пределами обычного повседневного и научного знания.

Для некоторых интерес к мистике исходит из более глубокого осознания религиозных традиций и ощущения, что именно здесь есть ответы на важнейшие вопросы и именно здесь можно понять тайны жизни.

А если говорить в целом, то с помощью мистических знаний люди хотят найти свой путь развития, найти смысл в своей жизни, хотят понять, как устроен мир и мироздание. Мистический опыт дает интуитивное понимание смысла существования и скрытых истин, а также разрешение жизненных проблем.

По поводу определения мистики существует много разногласий (разночтений), которые говорят о непонимании сути этого явления. Термин «мистицизм» стал популярным ярлыком для «всего туманного, эзотерического, оккультного, сверхъестественного». Поэтому чтобы говорить о мистике, нужно сначала определиться с понятиями.

 Мистика и мистицизм

Мистика и мистицизм (от др.-греч. μυστικός – таинственный) – это совокупность религиозно-философских учений, указывающих пути непосредственного единения человека с Богом (Абсолютом, Природой, Бесконечным, абсолютной реальностью, абсолютной истиной).

Мистика – это способ познания истины. Она даёт расширение границ восприятия и выход за пределы материального мира.

Мистический опыт – совокупность эмоциональных переживаний человека, которые он испытывает во время духовной практики в момент слияния с Абсолютом (с Богом). Получение сокровенных знаний и переживаний во время духовной практики.

Термины «мистический опыт», «религиозный опыт», духовный опыт – являются синонимами.

Мистицизм включает в себя больше, чем «мистический опыт». Конечной целью мистицизма является трансформация человека, а не просто переживание мистических состояний.

Другими словами, мистицизм охватывает широкий спектр практик, текстов, традиций, опыта, направленных на преобразование человека.

Мистик — что это?

Мистик – это человек, который получил духовный опыт (достиг реализации, просветления, нирваны, мокши и др.) Мистик обладает более высоким уровнем сознания, чем обычные люди.

Всегда, во все времена, находились люди, которые благодаря особым техникам работы над собой настолько усовершенствовали себя, что научились чувствовать и переживать то, о чем говорили учителя, пророки и мессии. Методы самосовершенствования передавались от учителя к ученикам. Когда количество учеников росло, образовывались мистические Школы.

Известные мистики: Сатья Саи Баба, Георгий Гурджиев, Пётр Успенский, Елена Петровна Блаватская, Ошо (Бхагван шри Раджниш), Петр Дынов (Донов), Шри Ауробиндо, Джидду Кришнамурти, Лао-цзы, Чжуан-цзы, Судзуки и др.

Мистика и религия

Мистические доктрины есть во всех мировых религиях и верованиях. Они существовали во всех исторических эпохах и у всех народов. Мистика и религия – не одно и тоже.

Любая религия развивалась параллельно по двум направлениям:

  1. Массовое, внешнее, обрядово-ритуальное направление, основанное на вере и соблюдении религиозных предписаний. Это направление включает религиозные организации со своими атрибутами, обрядами и храмами. Это направление – для большинства людей.
  2. Закрытое, малочисленное направление, основанное на тайных знаниях и интенсивных практиках. Это высший мистический уровень религии.

Мистика (мистицизм)– это религия в её наиболее действенной и живой стадии, основа религии. Если из каждой религии убрать то, что отличает её от других, останется суть, которая одинакова у всех религий. Это мистицизм. Любая религия в отрыве от мистицизма вырождается в сухую схоластику (формализм, догматизм).

В повседневном общении схоластикой называют представления, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом.

Мистики говорят, что истинная неискаженная религия состоит не в догматах, не в холодной вере, не в исполнении обрядов, не в некоторых чувствах и ощущениях, даже не в исполнении нравственного закона, а в полном отречении от себя и во внутреннем соединении с Богом.

Таким образом, мистика – это живая часть религии. То, что является сутью, основой любой религии. То, что объединяет все религии.

Мистические методы мировых религий – медитация, созерцание, наблюдение, самовоспоминание, молитва, повторение мантр.

Мистика и духовная практика

Разные мистические направления предлагают разные средства, с помощью которых можно пробудить дремлющее сознание, войти в непосредственное общение с Богом, почерпнуть истину в самом источнике.

На низших ступенях развития для приведения себя в экстатическое состояние пользуются такими внешними средствами, как наркотические вещества, религиозные пляски, ритмичная музыка, физический аскетизм (у факиров). Кроме этого встречи с Богом искали посредством сновидений, сеансов магнетизма и др.

По мере духовного роста утончаются формы мистицизма и одухотворяются практикуемые приёмы погружения в экстаз. От внешних приёмов центр тяжести переносится в область духовных практик.

К духовным практикам относятся – медитация, созерцание, самовоспоминание, наблюдение, молитвы, мантры и др.

По мнению мистиков, истинная жизнь – это созерцательная жизнь. Созерцание представляет собой процесс постепенного абстрагирования и очищения сознания путём концентрации внимания на какой-нибудь идее или на объекте. Восточные мистики выработали ряд приёмов, способствующих быстрому погружению в созерцательное состояние.

К таким приёмам относятся:

  • — неподвижная поза
  • — управление дыханием
  • — сосредоточение внимания на каком-нибудь одном, чаще всего блестящем предмете (солнце, поверхность воды, дерево, камень, кончик носа, середина лба, солнечное сплетение и т. д.)
  • — бесконечное повторение мантры.

Концентрация внимания на одной идее (одном объекте) влечёт за собой очищение сознания от всего того, что не связано с этой идеей. По мере того как поле сознания сужается, идея приобретает всё большее господство. По мере же того, как она укрепляется в сознании, усиливается в своей интенсивности связанное с ней чувство. Так созерцание приводит к экстазу.

Экстаз (греч. ekstasis – нахождение во вне, смещение, пребывание вне себя) – состояние измененного сознания, сопровождающееся потерей ощущения времени, восторгом, предельным позитивным эмоциональным воодушевлением. Высшая степень восторга и воодушевления.

Все мистики говорят, что те эмоции и феномены, которые они переживают в состоянии экстаза, невозможно передать словами. Нет слов, которые могли бы дать хотя бы приблизительное понятие о них.

Адепты писали, что религиозный экстаз «подобен тихому веянию прохладного ветерка, призывающего человека к покою, которому, впрочем, может предшествовать буря, огонь, трепет, но сам Бог всегда приходит в тихом веянии».

Экстаз – это чувство непосредственного общения с Богом, чувство слияния с первоосновой бытия, с абсолютной реальностью, абсолютной истиной.

В этом чувстве исчезает различие между субъектом и объектом, и мистик ощущает «я» и «не я» в их нераздельной целостности и первоначальном единстве. Это цель исканий на мистическом пути. На вершине мистического опыта всё бытие ощущается как единая абсолютная реальность.

К мистицизму относят тантризм (индуистский и буддийский), дзэн, каббалу, розенкрейцерство, хасидизм, гностицизм, исихазм, суфизм и другие учения.

Первобытное общество

Явления, схожие с мистицизмом, присутствуют в шаманизме, существовавшем у народов Северной Азии, Европы, Америки, в религиозных обрядах аборигенов Австралии, в культах духов разных народов Африки.

Элемент мистицизма в шаманстве заключается в вере в то, что в состоянии экстаза душа шамана покидает тело, чтобы соединиться с богом или, по крайней мере, быть рядом с ним.

Античность

В античной Греции практиковались мистерии – тайные религиозные обряды с целью получения мистического опыта. Известно, что Мистерии включали в себя пиры, ритуальные танцы, церемонии (в частности, обряды посвящения, символизировавшие смерть и воскрешение).

Древняя Индия

В религиях древней Индии присутствует сильный мистический аспект.

Например, высшим результатом религиозной практики среди последователей философской школы адвайта-веданта являлась «мокша» – освобождение из сансары (бесконечной цепи перерождений) и слияние с Абсолютом (Брахманом).

Традиционная йога представляет собой систему, позволяющую достичь мистического прозрения и растворения в абсолютной реальности.

Буддизм

Разные школы буддизма предлагают разные мистические методы.

Дзэн использует практику созерцания (самовоспоминания, самонаблюдения) Само название происходит от санскритского «дхьяна» (сосредоточение, созерцание).

Махаяна – это свод учений для идущих по Пути Бодхисаттвы, она включает Сутру и Тантру.

Ваджраяна – тантрическое направление, образовавшееся внутри Махаяны в V веке нашей эры. Методом для достижения окончательной реализации являются визуализация образов божеств, мантры, мудры.

Тхеравада – старейшая школа буддизма, одна из восемнадцати ранних буддийских школ.

Использует медитацию випассана для приобретения мудрости.

Випассана (санскр. «проникновенное видение») – вид медитации в буддизме, созерцание четырёх благородных истин и идеи невечности.

Китай

Для Китая характерны нетеистические религии, поэтому место Бога в мистических практиках занимают Пустота в буддизме и Дао в даосизме.

Большинство буддистских школ предлагают медитацию и мистическое созерцание как средство достижения нирваны – слияния с вселенской пустотой.

Христианский мистицизм

Христианский мистицизм сосредоточен на практике глубокой молитвы с целью достижения единства с Богом.

Исламский мистицизм

Суфизм – мистическое течение в исламе. Его основателем принято считать поэта Джалаледдина Руми. Основными составляющими суфизма являются аскетизм, мистицизм, повышенную духовность, подвижничество. Целью суфизма является воспитание совершенного человека, свободного от мирской суеты и сумевшего возвыситься над негативными качествами своей природы.

Танец суфийских дервишей – подвижная медитация, имеющая мистический смысл (слияние с Богом).

Иудейский мистицизм

Иудейский мистицизм представляют каббала и хасидизм.

Каббала в основном предлагает методы непосредственного постижения Бога через священные имена, божественные числа, молитву.

Хасидизм – религиозное течение в иудаизме, которое особенное значение придаёт эмоциональному постижению Бога.

Теперь вы имеете представление о том, что такое мистика.

Подробнее о мистицизме и видах духовных практик вы можете прочитать в материалах нашего эзотерического  клуба «Путь Света»

Авторы Олег и Валентина Световид, Алена Железных

Источник: https://starway555.ru/mistika-chto-eto-professionalnyj-vzglyad/

Значение слова «Мистика»

  • .
  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ъ
  • Ы
  • Э
  • Ю
  • Я

значением слова:

ж. ученье о таинственном, загадочном, сверхъестественном, осокрытом, иносказательном смысле и значении ученья и обрядов веры.Мистический, -чный, сокровенный, скрытый, таинственный, темноиносказательный. Мистицизм м. ученье, убеждение, понятия или наклонностьк таинственному толкованию и обрядливости. Мистик м. предавшийсямистике, мистицизму. Мистифировать кого, дурачить, тешиться обманом,вводить в длительное заблуждение, для одной забавы. Мистификация ж.шуточный обман или содержание человека в забавной и длительной ошибке.Мистерия ж. таинственный обряд языческой веры; | зрелище, представлениеиз Ветхого Завета, духовная драма.

В словаре ожегова

МИСТИКА, -и, ж. 1. Вера в божественное, в таинственный, сверхъестественный мир и в возможность непосредственного общения с ним. Средневековая м. 2. Нечто загадочное, необъяснимое (разг.). Все события последних дней — какая-то м. || прил. мистический, -ая, -ое.

В словаре ефремовой

Ударение: ми́стика ж.

  1. Религиозная вера в непосредственное общение человека с потусторонним миром.
  2. перен. разг. Нечто непонятное, необъяснимое, загадочное.

В словаре д.н. ушакова

МИ́СТИКА, мистики, мн. нет, ·жен. (от ·греч. mystikos — таинственный).
1. Религиозная вера в непосредственное общение человека с ·т.н. потусторонним миром (·книж. ). Средневековая мистика. Мистика гностиков. Мистика хлыстовства.
2. перен. Нечто загадочное, непонятное, необъяснимое (·разг. ирон.). Это уж мистика какая-то! Мистику разводить.

В словаре синонимов

визионерство, сверхъестественность, мистицизм

В словаре энциклопедии

(от греч. mystikos — таинственный), религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе «непосредственного единения» с Богом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих и осмысляющих эту практику (см. Мистицизм).

В словаре синонимы 4

визионерство, мистицизм, сверхъестественность

В словаре полная акцентуированная парадигма по а. а. зализня

ми́стика,ми́стики,ми́стики,ми́стик,ми́стике,ми́стикам,ми́стику,ми́стики,ми́стикой,ми́стикою,ми́стиками,ми́стике,ми́стиках

1. Вера в сверхъестественное, таинственное, в возможность непосредственного общения человека с потусторонним миром. Увлекаться мистикой. Мистик — человек, склонный к мистике.

Источник: https://glosum.ru/%D0%97%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%9C%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0

Мистицизм как путь познания в философии и отношение церкви к христианскому мистицизму

Мистицизм присутствует во всех религиях мира, философских учениях. Мышление древнего человека основывалось на обожествлении сил природы и сотрудничестве с ними. По мере накопления знаний, люди стали более рациональными, но неизменным осталась вера в божественное проведение.

Что значит мистицизм?

Значение слова мистицизм происходит от древнегреческого μυστικός – таинственный — особое миропонимание и восприятие, основанное на интуитивных догадках, озарениях и эмоциях. Интуиция играет важную роль в мистическом пути познания мира, его тайной сущности. То, что не подвластно логике и разуму – постижимо для иррационального мышления, базирующегося на чувствах. Мистицизм как учение – тесно связан с философией и религиями.

Мистицизм в философии

Мистицизм в философии это течение, возникшее с XIX в. в Европе. О. Шпенглер (немецкий историософ) выделил 2 причины, по которым люди заинтересовались внецерковными способами познания себя и Бога:

  • кризис европейской культуры, исчерпавшей себя;
  • стремительный рост межкультурного взаимодействия Запада и Востока, восточное мировоззрение пришлось по вкусу жаждущим «нового видения» европейцам.

Философский мистицизм – как совокупность традиционного христианства и восточных духовных традиций направлен на движение человека к божественному и единение с Абсолютом (Космическим сознанием, Брахманом, Шивой), изучает общезначимые для всех людей смыслы: бытия, правильной жизни, счастья. В России философский мистицизм развился в XX в. Самые известные направления:

  1. Теософия — Е.А. Блаватская.
  2. Живая Этика – А.К. Е и.А. Рерихи.
  3. Русский мистицизм (на основе дзен-буддизма) — Г.И. Гурджиев.
  4. Историософское учение (христианские и ведические идеи) – Д.Л. Андреев.
  5. Мистическая философия Соловьева (явление философу гностической Души мира — Софии).

Юнг и психология мистицизма

Карл Густав Юнг — швейцарский психиатр, один из самых противоречивых и интересных психоаналитиков своего времени, ученик З. Фрейда, основоположник аналитической психологии – открыл миру понятие «коллективное бессознательное». Его считают скорее мистиком, чем психологом. Увлечение мистицизмом у К. Юнга началось с юных лет и сопровождало всю дальнейшую жизнь. Примечательно, что предки психиатра, по его словам — обладали сверхъестественными способностями: слышали и видели духов.

Юнг отличался от других психологов тем, что доверял своему бессознательному и сам являлся его исследователем. Психиатр пытался найти связи между мистическим и действительным, чтобы объяснить таинственные явления психики – все это он считал реально познаваемым. Приближение к непостижимому, Богу через мистическое переживание (слияние) – с точки зрения К. Юнга помогало человеку, страдающему неврозом, обрести целостность и способствовало исцелению психотравмы.

Мистицизм в Буддизме

Мистицизм в буддизме проявляется как особое мировоззрение. Все — начиная от вещей в этом мире, до людей и даже Богов – пребывает в Божественной Основе, и вне ее не может существовать.

Человек, для слияния с Абсолютом, на первых порах, через духовные практики — стремиться пережить мистический опыт, озарение и осознать свое «Я» неразрывным с Божественным.

Со слов буддистов – это является своего рода «спасательной шлюпкой», чтобы «переплыть на другой берег, преодолев течение и раствориться в пустоте». Процесс взаимодействия базируется на 3 условиях:

  1. преодоление чувственного восприятия: (очищение слуха, зрения, вкуса, обоняния, осязания);
  2. преодоление барьеров физического существования (Будда отрицал существование тела);
  3. достижение Божественного уровня.

Православный мистицизм тесно связан с личностью Христа и огромное значение придает трактовке библейских текстов. Большая роль отводится религиозным общинам, без которых человеку трудно приблизиться к Богу. Соединение с Христом – всего цель человеческого бытия. Христиане-мистики для постижения любви Бога стремились к преображению («обожению»), для этого, каждый истинный христианин должен пройти несколько этапов:

  • очищение («умерщвление» плоти) – посты, воздержания, молитвы в определенное время, милосердие к страждущим;
  • просветление — постижение Священного Писания и истины скрытой в природных проявлениях;
  • единение (контемпляция) – познание сердцем божественной любви: «Бог – это любовь, кто любит, тот пребывает в Боге, и Бог в нем».

Отношение церкви к христианскому мистицизму всегда было неоднозначным, особенно во времена Святой инквизиции. Человек, переживший божественный мистический опыт, мог прослыть еретиком, если его духовные переживания отличались от общепринятой церковной доктрины. По этой причине, люди затаивали свои откровения, и это останавливало христианский мистицизм в дальнейшем развитии.

Мистицизм как путь познания

Мистика и мистицизм – понятия, к которым обращается человек, столкнувшийся с необъяснимым, запредельным и кто решил начать познавать этот мир нерациональным путем, опираясь на свои чувства и интуицию. Путь мистика заключается в выборе духовной традиции, и в воспитании мистического мышления:

  • глубокая вера в традицию, систему, высшее существо;
  • взаимосвязь внутреннего с внешним, с явлениями, другими людьми;
  • доверие себе: глубокий личный опыт важнее написанного в книгах;
  • присутствие «здесь и сейчас»;
  • подвергать все сомнению;
  • духовные практики и медитации, дыхательные техники – инструменты на мистическом пути познания.

Мистицизм и оккультизм

Мистицизм и магия тесно связанные понятия, если мистик решил посвятить себя оккультным наукам. Мистицизм – это больше созерцание и принятие, а оккультизм – практическая деятельность, использующая магические техники влияния на мир. Оккультные науки покрыты завесой тайны и предполагают некое тайное посвящение в культ в закрытых сообществах. Самые таинственные организации, вызывающие интерес:

  • «Орден розы и креста» (розенкрейцеры) — основан в 1600 г.;
  • «Золотая Заря» — магический орден XIXв.;
  • Масонские великие ложи. Масоны или «вольные каменщики» обращаются к Богу как к «Великому Архитектору Вселенной».

Современный мистицизм

Мистицизм и наука имеют общую точку соприкосновения – интуицию, но если ученый может подтвердить свои «озарения» в объективном видимом выражении, то мистик ссылается на свой субъективный опыт, который нельзя увидеть или потрогать.

В этом противоречие между наукой и мистикой. Современный мистицизм опирается на идеологические концепции, что и несколько веков назад, но становится популяризированным товаром коммерческим, ориентируясь на потребности людей.

Не выходя из дома, человек может «пройти посвящение», «привлечь вторую половинку», «богатство».

Источник: https://womanadvice.ru/misticizm-kak-put-poznaniya-v-filosofii-i-otnoshenie-cerkvi-k-hristianskomu-misticizmu

Мистицизм в религиях мира

Мистицизм во все времена являлся собой знание, основанное на иррациональном, интуитивном восприятии духовных истин.

Исламский мистицизм

До недавних пор исламский мистицизм рассматривался как второстепенное и эксцентричное направление.

Несмотря на это, в Южной Азии в основной массе приверженцев религии исламский мистицизм намного более популярен, чем суннитское направление ислама. Мистицизм порой доходит до суеверий и форм поклонения, свойственных народной религии.

Но чаще всего, когда люди обращаются за поддержкой к святым, чтобы они, например, вступились за детей, их действия предполагают глубокое ощущение единения с Богом, лежащее в основе исламского откровения.

Все связано воедино в Боге, тем не менее определенные места и люди могут сосредоточить в себе его присутствие и могущество, чтобы к ним относились как к средству общения с предельной реальностью.

Мистицизм в иудаизме

В иудаизме мистицизм намного меньше укоренился, чем в других религиях, но тем не менее он занимает значительное место. Мистическая система каббала (что означает «традиция») получила развитие в XI—XII вв., в XII в. получила распространение в Провансе среди последователей Исаака Слепого.

В конце XIII в. была составлена книга «Зогар», объясняющая тайные знания. Для некоторых евреев она так же священна, как Ветхий Завет и Талмуд. Приверженцы каббалы утверждали, что есть два аспекта божества: Бог сам по себе и Бог — такой, каким он открывает себя. Как сам по себе он «энсоф», недоступный человеческому пониманию, лишенный каких-либо определений.

Энсоф раскрывает себя через эманацию десяти сефирот, через которые приходит все созданное и которым все поклоняются. Интересно, что сефироты бывают мужского и женского рода, а также святыми и демонами. Люди являются последним звеном в этой цепи.

Они влияют на нее своими поступками, добром или злом, так что гармония всего созданного зависит от человеческих импульсов.

Многие евреи воспринимали каббалистов как дуалистов, что каббалисты отрицали. Так что как мусульмане с подозрением относились к мистикам, так и ортодоксальные евреи — к каббалистам. Подобным же образом еврейские мистики «заимствовали» свои концепции извне: из неоплатонизма и даже из христианской теологии.

Мистицизм в буддизме

Для мистицизма характерно разрушение определенных важных религиозных принципов, и не менее важно для него и заимствование из различных источников. Дзэн — направление японского буддизма. Его название происходит от китайского «чань».

Оно представляет собой смесь буддизма и даосизма. Приверженцы дзэн используют медитацию для достижения сатори, или внезапного озарения.

В ответвлении дзэн — риндзае — используется в медитации загадочное и бессмысленное изречение — коан, он уводит медитирующего от разума к интуитивному озарению.

Иногда медитация дополняется мондо, вопросами и ответами между учителем и учениками, которые используются как загадки для того, чтобы помочь в медитации. Сатори может прийти внезапно, оно может длиться одно мгновение или быть таким же полным, как нирвана.

Это стремление приверженцев дзэн к достижению сатори служит напоминанием о том, что мистический опыт существует не просто между созданием и его творцом. Люди, обладающие неличностным взглядом на трансцендентную сущность, тем не менее имеют мистическую, интуитивную способность, которая открывает им ее природу. Как однажды сказал мне об этом ученый буддист-тхеравада: «Это похоже на раскрытие цветка».

Этот эклектизм указывает на стремление приверженцев мистицизма прикоснуться к духовной реальности за пределами религиозной системы, которую они внешне принимают. Они часто заимствуют, потому что интуитивно понимают, что трансцендентная реальность универсальна, по крайней мере — для глаза, который обладает мистическим зрением. Например, мусульманин Руми заметил, что светильники разные, а свет тот же самый.

Источник: https://oceanius.ru/misticizm-v-religiyax-mira/

Мистицизм в философии: определение, представители. Мистицизм — это

В европейской культуре мистицизм появился в XIX веке в момент кризиса и потери потенциала для дальнейшего развития. Интерес к нему не угас и по сегодняшний день. Существует мнение, что истоками мистики являются восточные религиозные и философские течения. Однако это не совсем так.

Безусловно, Восток наполнен мистицизмом и оказал влияние на религиозные умы европейцев в те времена, когда стал просачиваться в еврокультуру. Влияние восточной философской мысли сильно и по сей день, привлекает к себе именно мистической стороной мировоззрения.

Но и классические религии, в том числе мировая религия – христианство, не лишены мистики.

Понятие мистицизма

Иудаизм, ислам, различные религиозные течения, такие как манихейство, суфизм и другие, имеют свою мистическую школу. Например, суфисты школ «Шазалия» и «Накшбандия» считают, что их способ учения – скорейший путь для разумения исламской веры.

По общему определению, мистицизм – это возникновение у человека сверхчувств, которые ему дают возможность созерцать высшие силы. Мистика западная имеет отличия от восточной. Первая говорит о встрече с Богом, о его познании, о присутствии Бога в сердце, душе человека.

При этом отводит Ему высшее место над миром и над человеком как источнику всего живого и сущего, как подателю всех благ. Восточный мистицизм – это полное растворение в Абсолюте: бог – это я, я — это бог. Само слово «мистицизм» («мистика») греческого происхождения и обозначает – «таинственный, сокрытый».

То есть мистика – это вера человека в невидимую связь и непосредственное общение с метафизическими высшими силами. Определение мистицизма может представлять практический опыт общения мистика с объектом высших сил или философское (религиозное) учение о способах достижения такого общения.

Реальная и познавательная мистика

Реальная – достигается опытным путем, когда действия человека приводят к особой связи с тайными высшими силами, не зависящей от обстоятельств, времени и пространства. Она бывает прорицательной и деятельной.

Реальный мистицизм – это стремление непосредственно рассмотреть явления и предметы, находящиеся вне данного пространства и времени, это область предсказателей, гадалок, ясновидящих и т. п. Вторая – стремится еще и действовать: влиять на различные процессы на расстоянии собственным внушением, материализовать и дематериализовать духов.

Деятельный мистицизм – это практика, присущая гипнотизерам, магам, практикующим теургию, чародеям, медиумам и т.п. Среди мистиков немало шарлатанов и обманщиков. Однако встречаются случаи, когда ученые фиксируют наличие действительной мистической составляющей в практике мистиков.

Все же крайне редко можно встретить подобных мистиков, которые ни разу не ошибаются. А это говорит о том, что основная часть таких людей стоит не на истинном мистическом пути, их умы находятся под властью падших духов, которые как хотят, так и играют с ними.

Алхимики и мистика

Большинство философов и ученых в области изучения мистицизма считают, что нет достаточно оснований, чтобы отнести алхимиков к мистикам. Все дело в практическом материальном опыте с естественной природой и ее компонентами, исходя из принципа единства материи.

Алхимия не вписывается в общепринятые представления: мистицизм, определение которого исходит из познания законов духовного мира, подчиненного другим нематериальным законам, не имеет ничего общего с целью преобразования природы в более совершенное состояние. Мистицизм предполагает всегда общение познающего с объектом познания высших внеземных сил.

Каким бы таинственным и загадочным ни был алхимик, он всегда остается тем золотоделателем, получателем из «несовершенного» металла «совершенного». И вся его деятельность направлена не на познание Высшего Разума, а на создание благ для земной жизни, что исключено в мистицизме, преследующем цель – соединение с миром, где обитают духи.

В христианстве мистика занимает особое место, но коренным образом отличается от различного рода магии и тому подобных вещей. Прежде всего она реальна. Это опытная мистика, без каких-либо домыслов. То, где присутствуют человеческие домыслы, называется состоянием прелести. Для людей, не изучавших христианство, мистицизм в философии часто представляется невербальным.

Нужно отметить, что мистика в православии и католицизме, не говоря уже о различных сектантских движениях, существенно отличается. Католическая мистика больше сосредоточена на чувственном ощущении Божественного, вследствие чего человеку легко, как считают ортодоксальные богословы, впасть в состояние прелести (ложного познания).

В таком состоянии, когда человек проявляет склонность к мистицизму, полагаясь на свои чувства, он легко подпадает под влияние демонических сил, сам того не осознавая. Прелесть легко появляется на почве гордости, себялюбия и славолюбия.

Православный мистический опыт – это единение с Богом через смирение своих страстей, осознание греховности и болезненности души, врачевателем которой может стать только Бог. Опыт православного подвижничества широко раскрыт в святоотеческой литературе.

Философия и мистика

Психика человека, идущего по пути мистицизма, его мироощущение и миропонимание находятся в особом, таинственном состоянии общения с духовным миром. Сам мистицизм направлен именно на путь познания объекта духовного мира.

По определению, философский мистицизм делает акцент на решении общезначимых задач мировоззрения: смысле жизни, процессе моделирования правильного образа бытия, достижении счастья, познании Абсолюта. Мистик-философ с помощью своих конструкций придает духовному миру бытийность.

Как правило, философское понимание мистицизма противоречиво: оно подразумевает единство мифологии, религии, науки, рационального, визуального и понятийного.

Мудрость и философия

Понятие философии – это поиск мудрости, то есть философ всегда в пути, он ищущая личность. Человек же мудрый и обретший истину, познание бытия, больше не будет философом.

Ведь он больше не ищет, ибо нашел источник мудрости – Бога, и теперь только стремится к познанию Его, а через Бога – себя и окружающего мира. Такой путь является верным, а дорога философского поиска может легко привести к заблуждению.

Поэтому часто ученые и философы приходили к глубокому состоянию религиозности, пониманию стройности мира, над которым работала рука Творца.

Философские мистические течения

Среди распространенных философских течений есть представители мистицизма, довольно-таки известные в России:

  • «Теософия Блаватской».
  • «Живая этика (Агни-йога) Рерихов».
  • «Русский мистицизм Гурджиева», основанный на суфийских учениях «Чишти» и «Дзен-буддизме».
  • «Историософия Андреева» – синтез христианства и ведического мировоззрения.
  • «Интегральная йога Гхоша».
  • «Неоведанта Вивекананды».
  • «Антропология Кастанеды».
  • Каббала.
  • Хасидизм.

Проявление мистических состояний

В христианстве мистицизм – это (кратко) схождение благодати Божией на человека с позволения самого Бога, а не по воле человеческой.

Когда человек волевыми усилиями пытается привлечь благодать, он рискует быть обманутым либо собственным воображением, либо демоническими силами, могущими принимать любые облики, способные ввести в заблуждение человека. Именно поэтому в Писании запрещается разговаривать с демонами даже о святом.

«Отойди от меня сатана», – так нужно говорить нечистым духам. Так как падшие ангелы очень искусны и отличные психологи, они тонко переплетают ложь с правдой и легко могут обмануть неопытного в подвижничестве человека.

Часто мистическое состояние психики человека обнаруживается после травм головного мозга или связано с его патологией, когда имела место угроза жизни. К примеру, северный шаманизм практикует введение своего преемника в состояние клинической смерти через переохлаждение. По их мнению, во время такого состояния душа переходит в мир духов и обретает способность общаться с ними и по возвращении в свое земное тело.

Есть специальные психоделические методики изменения сознания, психологического состояния через дыхание и другие средства. При их помощи человек вводится в мистическое состояние. Например: ЛСД, суфийские зикры, холотропный метод, использование некоторых видов грибов и т. д. Многим они кажутся безобидными, но на самом деле – это опасные методики, после применения которых человек может и не вернуться к исходному состоянию собственной психики, поскольку она серьезно повреждается.

Источник: https://FB.ru/article/249448/mistitsizm-v-filosofii-opredelenie-predstaviteli-mistitsizm---eto

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
9 июня какой церковный праздник

Закрыть