Обет что это такое

Обет

обет что это такое

Обет — это обещание Богу или обещание, данное перед Богом. Человек может давать обет соблюдать строгий пост и молитву, обет совершать дела милосердия во имя Господне, обет освободиться от власти греха или пагубной страсти.

Перед Богом даются и другие обеты. Например, отказ от мирской жизни и посвящение себя служению Господу — монашеский обет или брачный обет — обещание верности мужу или жене.

Обеты в христианстве

В Библии есть слова о том, что человек не должен произносить клятвы.

«Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий, ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя, ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.»

(От Матфея 5:33-37)

Человек не может клясться в чем-то, так как его жизнь и события, которые в ней происходят, зависят не только от него, но от воли Бога. Тем более, мы не можем клясться тем, что нам совершенно не принадлежит — жизнью и здоровьем близких.

«Я развожусь, но покажите обет, который я нарушаю»

Примеры клятв, правда, встречаются в Писании.

«Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям.»
(1Фессалоникийцам 5:27)

Но — это пример того, как Господа можно призвать в свидетели в сложной ситуации, а не уверенность в том, что человек может ручаться за все, что происходит в его жизни или в жизни других людей.

Обет — это обещание, а значит, — твердое намерение. Мы осознаем, что не все зависит от нас, в то же время, обещаем сделать все от нас зависящее.

Обеты давали многие библейские персонажи:

  • Обеты Иакова,
  • Обеты Иеффая,
  • Обеты Анны,
  • Обеты Авессалома.

Какие бывают обеты?

Большинство упоминаний об обетах, данных Богу, существуют в Ветхом Завете. Но и в христианстве существуют разные обеты. Иисус не запрещал обеты, которые давались Богу свободно, от полноты сердца:

  • Обет безбрачия — отказ от супружества. Его могут принимать не только монашествующие. По своей доброй воле человек может отказаться от супружества и посвятить себя другим делам милосердия и служению Богу;
  • Брачный обет — брачный обет наоборот говорит о том, что супруги вместе будут стремиться к Господу. Муж и жена становятся единой плотью. Одна из целей брака — вместе возрастать в вере. Муж и жена должны хранить друг другу верность, защищать и заботиться друг о друге.
  • Монашеские обеты — обеты о добровольном согласии отречься от мира.
  • Обет молчания и другие аскетические обеты, которые часто давали святые в качестве жертвы в благодарность Богу.
  • Крещальный обет — обет следовать за Христом, который дается во время Таинства Крещения.

Священник спрашивает крещаемого: «Отрекаешься ли ты от сатаны, и от всех дел его, и от всех ангелов (или: слуг) его, и от всего поклонения ему, и от всего великолепия его?»

Оглашаемый: Отрекаюсь!

Священник: «Сочетаешься ли ты со Христом?»

Оглашаемый: «Сочетаюсь!».

Вступление в брак — это обет на верность

Монашеские обеты

Св. Антоний Великий, услышав слова Христа в Евангелии: «Оставь все и следуй за Мною», действительно оставил все и удалился в пустыню. У него нашлось много последователей, которые хотели соблюдать обеты.

  • Обет нестяжания;
  • Обет целомудрия;
  • Обет послушания.

Люди были готовы полностью отказаться от всего мирского или того, что представлялось им мирским. Таким образом клир разделился на две половины, одной из которых стали те, кто дал монашеские обеты.

Христианская жизнь вносила свои коррективы в жизнь монастырей, монашеские обеты со временем тоже обретали новые смыслы. Например, в современном последовании монашеского пострига из Большого Требника исчезли обеты относительно запрета на владение личным имуществом, поскольку с практической точки зрение какое-то личное имущество все же требуется. Но суть осталось той же — обет нестяжания означает, что личное обогащение не может быть приоритетом тех, кто ушел от мира.

Поскольку вы здесь

у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen

Источник: https://www.pravmir.ru/obet/

Общие сведения []

Обет — на иврите Недер (во множ. недарим) — устно провозглашенное обещание оградить либо обязать себя в каком-либо действии. Примером классического Недера является фраза: «такой-то плод будет мне запрещен».

Об обязанности исполнять взятые на себя обеты или клятвы говорится в главе Матот (Бемидбар 30:3): «Если возьмет человек на себя обетили клятву так как сказал, пусть сделает».

В отличии от клятвы, где запрещается непосредственно действие человека, Недер запрещает только конкретный объект. Запретить действие с помощью недера возможно только обусловив запрет предмета или вещи, в случае неисполнения обещанного действия, например, «такой-то плод будет мне запрещен, если я сделаю или не сделаю так-то и так-то».

Тора повелевает исполнить взятое обязательство принести жертвоприношение при первом же паломничестве в храм в один из трех праздников — Песах, Шавуот, Сукот. Задерживать жертву дольше трех паломничеств запрещено отдельной заповедью «не задерживать обещанную жертву» (Дварим 23:22).

Законам недарим посвящен специальный трактат Вавилонского Талмуда с одноименным названием — «Недарим».

Обеты в Танахе []

Первый обет, упоминаемый в Торе — это обет праотца Якова, обещанный им по пути в Харан (Берешит 28:20-22): «И взял Яаков на себя обет: если будет со мной Б-г и будет оберегать меня, от всего что дашь мне, отделю десятину Тебе». Мидраш указывает, что по возвращению Яаков полностью исполнил взятый на себя обет, посвятив даже среди сыновей колено Леви исключительно на службу Б-гу.

Другой пример Недарим из Танаха завершился трагедией. В книге Шофтим (11:30-40) повествуется об обете судьи Ифтаха, заручившегося в случае победы над войском Амона принести в жертву первого вышедшего к нему на встречу, подразумевая пригодное к жертве животное.

Но первым встречным оказалась его единственная дочь. Талмуд осуждает поступок Ифтаха, а Мидраш Раба (Берешит 60:3) считает, что первосвященник Пинхас, живший в те дни, мог освободить Ифтаха от этого обета, и лишь из-за глупой гордыни обеих сторон это не было сделано.

Согласно мнению Мидраш раба, обе стороны понесли наказание за невинную смерть девушки.

Нежелательность обетов []

Несмотря на то, что может показаться, что дополнительные запреты и ограничения способствуют духовному росту человека, тем ни менее мудрецы Талмуда выражают крайне отрицательное отношение к принятию запретов, несущих аскетический характер.

Талмуд в трактате Недарим 22а, приравнивает принятие недера к жертвоприношению за пределами Храма, что строго запрещено. Это сравнение выражает суть негативного отношения к недарим: приносящий жертву вне Храма считает, что совершает действие желанное Б-гу.

На самом же деле, жертвоприношение уместно только лишь в Храме, в других же местах это строгий запрет.

Так же и в отношении недарим: угнетающий свое тело с помощью запретов и клятв считает, что тем самым духовно приближается к Б-гу, но на самом деле совершает абсолютно обратное действие (Ран там же).

Иерусалимский Талмуд резюмирует подход мудрецов риторическим вопросом: «разве недостаточно того, что тебе запретила Тора?».

Согласно нашим мудрецам, основная функция недарим — это помочь каждому конкретному человеку преодолеть свои индивидуальные слабости и наклонности с помощью ограничения от предметов желания и ситуаций, которые естественным образом ведут к нарушению запрета. Об этом сказано: желающий отдалить себя от прелюбодеяния пусть оградит себя от вина.

Виды недарим []

  • Нидрей исур — обеты, несущие запретительный характер. Примером такого вида недарим являются фразы: «Беру на себя недер не есть такой-то плод» или «такой-то плод запрещен мне как жертва».
  • Нидрей экдеш — священные обеты, представляют собой зарок принести жертву либо пожертвовать имущество на нужды храма.
  • Нидрей незирут — принятие незирута, выражается в запрете употребления вина и винограда, а также в запрете стричь волосы и оскверняться ритуальной нечистотой.
  • Нидрей цдака — обещание пожертвовать деньги на нужды цдаки.
  • Нидрей мицва — зарок исполнить заповедь, исполнение которой не является обязательной. Пример такому виду недера приводиться в Гемаре Недарим 8а: «беру на себя выучить столько-то» — обязан выучить по закону «недера».
  • Нидрей таанит — принятие поста.

Принятия обетов []

Нет особенной словесной формулы, необходимой для того, чтобы обет вступил в силу, достаточно указать предмет запрета и возвестить о его запрете.

Имело место приравнивание предмет запрета к жертвоприношению, что означало, что так же как жертва запрещена в получении удовольствия, так и данный предмет запрещен в получении любого вида удовольствия, например, «то-то будет мне запрещено как жертва» либо «это для меня как жертва».

Внушительная часть трактата Недарим посвящена «кинуей недарим» и «ядот недарим» — фразам, где человек не договорил полностью фразу недера (но при этом ясно, что имелось в виду), либо для скрепления запрета использовал синонимы или жаргон, обозначающие жертвоприношение.

Запретительные обеты (нидрей исур) вступают в силу только после провозглашения об этом вслух. Мысленный запрет обетом не считается.

В отношение нидрей цдака существует спор законодателей, может ли он быть принят мысленным решением.

Если еврей делает какое-либо хорошее дело (анага това) три раза подряд, или делает его даже один раз, намереваясь продолжить поступать так и в дальнейшем, это также считается обетом (Йоре Деа, 214).

Разница между обетом и клятвой []

Клятва запрещает действие человека (Исур гавра), но не сам предмет запрета, недер же запрещает объект, но не действие (Исур хэфца). Поэтому человек не в праве запретить свое имущество другим с помощью клятвы, т.к. не имеет контроля над действиями других. Но с помощью недера можно запретить свое имущество другим, т.к. запрет ложиться на сам предмет, владение над которым дает право запрещать или разрешать его в использовании другим.

Отпущение обетов — «атарат недарим» []

Устная традиция предусматривает возможность отменить взятые обеты и запретительные клятвы с помощью специальной процедуры Освобождения от обетов, проводимой в присутствии трех ученых евреев, среди которых могут быть и родственники (кроме мужа).

В рамках данной процедуры желающий отпустит недер должен рассказать суть запрета и причину, по которой он решил отменить взятый на себя запрет. Присяжные должны найти причину — «петах», из-за которой просящий не брал бы на себя обет изначально. Такой способ отмены аннулирует обет ретроактивно.

В преддверии Рош аШана и в вечер Йом Кипура в молитве «Коль Нидрей» принято делать коллективное отпущение обетов и клятв, без конкретизации взятых на себя запретов. Данная процедура разрешает только обеты принятые не осознанно, либо те, о которых человек уже забыл.

Изнуряющие обеты и клятвы замужней женщины, требуют молчаливого согласия мужа и могут быть сняты в одностороннем порядке в день, когда ему стало об этом известно. Тот же закон действует в отношении несовершеннолетней дочери и отца.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Благочестие что это значит

«Месират модаа» []

После основного текста «атарат недарим», которое делают перед Рош аШана и Йом Кипур, молящиеся провозглашают зарок на будущее (Месират модаа), что все обеты, клятвы и хорошие дела будущего года будут «бли недер», т.е. без обязательства.

Обычай говорить «Бли недер» []

В Шульхан Арухе (Йоре Деа, 203:6) указывается, что любое объявленное намерение исполнить какое-либо либо хорошее дела считается Недером. Вследствие этого развился обычай добавлять ко всякому проговорённому замыслу либо обещанию ограничительную фразу «бли недер» («не давая обета»).

Наш учитель рав Ицхак Зильбер в своей книге «Беседы о Торе» описывает страшные наказания, которые могут постигнуть человека, напрасно произносящего обеты и клятвы — читать этот отрывок можно здесь.

Источник: https://toldot.ru/obet.html

Что такое обет? Значение, синонимы и толкование. Слова обета верности

обет что это такое

Многим кажется (и не без оснований), что от слова «обет» веет чем-то монастырским или монашеским. Церковь в русской жизни всегда играла огромную роль. Чтобы ответить, что такое «обет», надо вспомнить, какие словосочетания есть в языке с этим существительным. Есть, правда, и более простой путь – открыть толковый словарь.

Значение

Ладаном от слова веет не без оснований. Потому что словосочетания «обет безбрачия» и «обет молчания» связаны ассоциативно и по смыслу с религией. Вот многих людей и пугает бессознательно высокая стилистика. Но одна из наших задач на сегодня как раз состоит в том, чтобы снять этот блок, не лишая при этом некоторого очарования само слово.

Итак, значение слова «обет» в толковом словаре выглядит так: «торжественное обещание, обязательство».

Вот, что пришло на ум совершенно неожиданно. Если обычный человек бессознательно боится слова «обет», считая его слишком сильным, то, может быть, стоит давать не обещания, а обеты? И тогда последние сразу начнут исполняться:

  • Я даю себе обет с понедельника начать новую жизнь и заняться спортом.
  • Я даю себе обет никогда больше не обманывать родителей.
  • Я даю себе обет не тратить деньги на ерунду.

Таких «заклинаний» можно придумать великое множество. Интересно, они будут работать? Прозорливый читатель может сказать, что, скорее, люди перестанут их давать. Но, читатель, ведь это тоже дело! Сколько судеб можно спасти таким образом. Уже из вышеизложенного можно извлечь ответ на вопрос, что такое «обет». Но нам этого мало, поэтому двигаемся далее и продолжаем разрабатывать тему.

Синонимы

Мы, как всегда, стараемся учесть не только многие вкусы, но и разные способы запоминания информации. Одни хорошо запоминают новые знания, когда все подробно разбирается, другие – когда дают ясный и четкий перечень синонимов, и люди, глядя на уже известное, понимают смысл нового слова. Недостаток у подобного метода один: ускользают детали. Но желание клиента – закон, поэтому список следует далее. Обет — это:

  • зарок;
  • обещание;
  • клятва;
  • обязательство.

Замен немного, потому что слово специфичное. Поэтому все логично. Остается еще один вопрос, на который мы постараемся ответить нетривиально.

Рецепт клятвы

Догадливый читатель поймет, что речь идет, конечно, о словах обета верности.

Почему мы вдруг решили не привести примеры конкретных слов, а подарить читателю способ, с помощью которого он сам бы смог изготовить обет на любой вкус? Основная причина в том, что те обеты, которые дают миряне, не работают.

Не верите? Что ж, привлечем статистику: процент разводов по стране все еще катастрофически высок (около 83%). А значит это следующее, что 8 из 10 пар, которые в ЗАГСе клянутся в верности друг другу до гробовой доски, бессовестно врут.

Правда, есть и другой вариант: сам текст клятвы превратился в набор слов, лишенных смысла. Мы не то чтобы хотим сломать традицию, но желаем рассказать о том, как свести процент нарушения клятвы к минимуму. И, в отличие от слов верности, такого нигде, кроме как у нас, вы не прочтете. Алгоритм такой:

  • Давать обет надо с полным осознанием, что это серьезно.
  • Ставка за несоблюдение должна быть высокой.
  • Обет – это внутреннее обещание, а не дань внешней традиции.
  • Слова роли не играют, главное – это решимость соблюдать обещание.

Поэтому получается парадоксально: главное в словах верности не слова. Они действительно могут быть любыми, и если так вам легче, вы можете перед каждым новым обещанием говорить «клянусь». Что касается конкретных слов верности, то тот, кто хотя бы раз был в ЗАГСе на торжественной церемонии бракосочетания, их знает. Но ведь клясться в верности можно не только жене или мужу, поэтому многое зависит от ситуации.

Обед или обет

Конечно, вопрос о том, что такое обет, уже не должен вызывать трудностей. По звучанию два слова в заголовке очень похожи. Разумеется, человек искушенный и опытный не допустит досадной промашки и не напишет «обет» через «д», когда речь идет об обещании. Но, чтобы минимизировать такую возможность, мы хотим предложить забавную ассоциативную связь.

Мы помним, что означает слово «обет». Оно, так или иначе, связано с ограничением. Вообще, когда мы даем обещание (или обет), то добровольно себя ограничиваем. При всей простоте это довольно суровое испытание, которое содержит в себе категоричность.

Дайте себе обещание больше никогда не есть мороженого и почувствуете, как спустя примерно две секунды после зарока вам его нестерпимо захочется. Сложность соблюдения обещаний в том, что у человека отбирают свободу, а этого он перенести никак не может.

Однако хватит об обете.

Обед – это, наоборот, когда человек дает себе вольную. Вспомните пышные царские обеды и вообще любые гастрономические действа, которые творятся за счет людей, не стесненных в деньгах. Это же просто буйство плоти! Недаром чревоугодие – один из семи самых страшных грехов.

Так вот, читатель знает теперь, что такое «обет» и как сделать так, чтобы не ошибиться в написании этого слова никогда. Можно, например, представить монаха за пышно накрытым столом, это же абсурд? То-то же.

Источник: https://www.nastroy.net/post/chto-takoe-obet-znachenie-sinonimyi-i-tolkovanie-slova-obeta-vernosti

Сказать «нет» или дать обет Что такое «обет трезвости»? | Милосердие.ru

обет что это такое

Попробуйте провести эксперимент. Произнесите в самой что ни на есть православной, благочестивой среде слова «обет трезвости» — и тут же поднимется шум, завяжется спор Что такое? Быть может, дело в том, что мы не так много знаем об этом явлении?

Что и зачем?

Сто лет назад, в конце августа 1912 года, состоялся I Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с пьянством. На нем говорилось об учреждении дня трезвости — в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Сегодня этот праздник, тогда не успевший — в силу исторических причин — укорениться, рождается заново. По новой традиции 11 сентября во многих храмах дают обеты трезвости.

А что это такое — обет трезвости? Все просто: обещание. Человек обещает Богу, что не будет пить ничего, что содержит алкоголь. Обещает после особого молебна, перед Крестом и Евангелием, иконой или мощами святых.

Но отчего нельзя сделать это наедине с Богом — дома, у икон? «Отчего же, можно, — считает протоиерей Илия Шугаев, председатель общества трезвости при Михаило-Архангельском храме города Талдом. — Случается, конечно, что дается такое обещание на эмоциях, так что после оно должно быть подтверждено в церкви, на особом чинопоследовании.

Ведь и исповедуемся мы Богу — через священника, всякий раз обещая не повторять грехов. Обет не является таинством. Но когда ты произносишь слова обетной молитвы, да еще и перед свидетелями, это и психологически важно, это держит».

Но чем обет отличается от клятвы, давать которую нам, христианам, запрещено? Иерей Игорь Бачинин, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение», объясняет так: «Когда человек клянется, он старается доказать свою правоту и призывает Бога в свидетели. А принимая обет, он признает свою немощь и просит у Бога помощи. Кстати, я всегда предупреждаю: данное Богу слово вы сами, без Его помощи выполнить не сможете. У вас просто нет на это сил».

Стопка серной кислоты

Обет дают не только люди пьющие (об этом — ниже), но именно для них так важна его помощь, для них он порой жизненно важен.

«Смотрю на тех, кто просто решил не пить, — говорит Татьяна, давшая обет трезвости на всю жизнь десять лет назад, — они словно ношу какую-то на себе тянут, а мы, наоборот, ее с себя скинули». Дмитрий (9 лет обету) выражается иначе: «суровые благодатные цепи».

Олег (12 лет) сравнивает себя с «судном, не заходящим в иностранные порты»: винные отделы в магазинах просто перестали существовать для него, будто и нет их. Как же это происходит? Как действует обет?

Отец Игорь Бачинин приводит свою аналогию: «Я не буду пить серную кислоту — ни при каких условиях, тут даже размышлять не о чем. То же и с человеком, который дал обет трезвости. Если даже и возникают помыслы об алкоголе, он с ними не собеседует, благодать Божия покрывает его. А без обета те одолевают, человек все время пребывает в сомнениях, в борьбе».

Можно ли отказаться от пьянства без обета? Разумеется. Едва ли не на каждом приходе можно найти живые тому примеры. Обет не цель, а просто помощь.

Страхи и сроки

Часто люди не дают обет трезвости из-за боязни нарушить его, боязни наказания. По мнению большинства священников, практикующих принятие обетов трезвости, страх не может удержать человека.

У тех, кто боится, обычно уже заготовлен сценарий будущего отступления: поминки тети, свадьба сына, полет на самолете, посещение родной деревни, корпоратив на новом месте работы Отец Игорь называет это отговорками и убежден, что причина одна: отсутствие решимости.

«Но если человек боится последствий, — советует он, — лучше не давать обета. Или дать сначала совсем на небольшой срок, чтобы обрести опыт трезвости и уверенность, что Господь тебе помогает, а после продлить».

Минимальный срок обета трезвости — Великий пост, хотя чаще обет дают сразу на год. Потом обычно продлевают. Некоторые решаются отказаться от спиртного сразу на всю жизнь. Но более распространенной является «ступенчатая» практика. Можно проверить свои силы; попробовать на вкус абсолютную трезвость — так ли пресна она, как кажется; примерить перья «белой вороны»; понять, всегда ли трезвое веселье, как принято думать, натужно или можно радоваться и без спиртного.

Если все же упал

Но срывы, конечно, бывают, несмотря ни на что. И нередко. По дореволюционной статистике, держали данное Богу слово не пить 56 процентов обетников. Как обстоит дело сегодня в целом по России, сказать невозможно. Свидетельствовать могу лишь о том, что знаю доподлинно сама. Из 45 человек, давших обеты за семь лет в общине трезвости при Никольском храме села Ромашково, их нарушили 16 человек.

Случилось ли с кем-то из них что-то страшное? По-разному складывалась жизнь. Кто-то возвращался на «своя блевотины» — финалы бывали и самые печальные. Скончался в реанимации Сережа, всеобщий любимец, музыкант и балагур. Постыдной смертью окончил жизнь Василий. При том образе жизни, который вели они после срывов, трудно было предполагать иной финал. Но чаще человек вставал и, пусть спотыкаясь, продолжал снова идти.

«Все так же, как и в других ситуациях, когда совершен грех, — говорит иерей Игорь Бачинин. — Ничего экстраординарного тут нет. Человек кается, исповедуется, на него накладывают епитимию». Поводов для срывов — масса, а причина, по словам наших собеседников-священников, — «нарушение внутренней религиозной жизни».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Апокалипсис что это такое

Когда на занятиях группы в Ромашкове мы подробно разбирали срыв кого-то из членов общины, пытаясь разобраться, что привело к нему, непременно в конце концов выяснялось, что человек начинал манкировать утренним и вечерним правилом, пропускать службы в храме, встречи группы.

Будь готов!

Последнее может показаться чужеродным в этом высоком ряду, но это не менее важно. Для того чтобы стать другим, алкоголику необходим новый круг общения, новая «эталонная группа».

«Если человек даст обет, а потом опять погрузится в старую среду, где приобрел свою болезнь, ему там будет нелегко. Он снова останется один на один со своими проблемами, — говорит протоиерей Илия Шугаев.

– Важно, чтобы он общался с людьми, которые уже прошли его путь, живут трезво, чтобы заражался их образом жизни, образом мыслей»

А может ли человек невоцерковленный, а то и неверующий дать обет трезвости? Отец Игорь Бачинин таким говорит: «Хочешь начать жить трезво — живи. Можешь дать обещание на какой-то срок — мне, а то и самому себе. А к обету Богу надо готовиться — прежде всего, жить церковной жизнью». Подготовка к обету в разных обществах трезвости — разная.

В братстве «Трезвение», например, обет дают люди, которые прошли двухнедельный цикл занятий. «Есть разные мнения относительно подготовки к обету, — говорит отец Илия. — Одни считают, что давать его нужно сразу, как появилось решение, на небольшой срок — чтобы момента не упустить. А потом уже осознанно продлевать. Другие — что к обету нужно готовиться.

Трудно все свести к одной формуле. Судьбы у всех разные, и пастыри разные».

Руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по благотворительности Валерий Доронкин рассказывает о случае, когда некто «на коленках приполз к священнику. Батюшка помолился, подумал — и принял у него обет. До сих пор не пьет!». Всякое бывает.

Часто дают обет трезвости люди и так непьющие. Один из вдохновителей трезвенного движения в России конца XIХ века С. А. Рачинский считал, что обет, данный человеком непьющим, имеет огромную нравственную силу. «Пьяница дает его вынужденно, — объясняет протоиерей Илия Шугаев.

— А он — по любви к немощному. Его пример гораздо более заразителен, ибо он решил не пить, не имея в этом жизненной необходимости».

Говоря об этом, всегда вспоминают слова апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14: 21).

Куда иголка, туда и нитка

Есть, конечно, так называемые идейные трезвенники, берущие на себя подвиг воздержания ради спасения всех страждущих — ближних и дальних.

Но сдается мне, что если познакомиться ближе с историей жизни их сами и их семьи «От хорошей жизни обет трезвости не дают, — уверен Валерий Доронкин, который по долгу службы присутствовал, наверное, на нескольких десятках принятий обетов. — На это толкает личное переживание.

Человек сталкивается со страданием, болью, смертью Он видит, что для тех, кого он любит, алкоголь стал страшным злом, и пытается что-то сделать».

Очень часто обет приносят жены, матери алкоголиков, надеясь, что это поможет. Игумен Серафим (Николин) руководитель православного общества трезвости города Егорьевска, называет такой обет «молчаливой проповедью» и уверен, что он не может не иметь результата — пусть даже первоначальная реакция будет совершенно противоположной: «Ведь семья — это единое тело, и действие одного духовно влияет на другого».

Случается, что супруги дают обет трезвости вместе — и это, наверное, самое логичное. Елена, дававшая обет вместе с мужем 12 лет назад, объясняет свой поступок просто: «А как иначе: куда иголка, туда и нитка». В доме, где живет человек, давший обет, не выставляют вино на праздничный стол, не держат спиртного, стараются избавляться (или, по крайней мере, прятать в дальний угол) от рюмок-графинов и прочей питейной посуды — чтобы не было лишнего соблазна.

Порой руководители обществ трезвости налагают запрет на квас, лекарства на основе спирта, безалкогольное пиво. Протоиерей Илия Шугаев считает: «Все индивидуально. Если навевает тот же квас какие-то ассоциации или дает легкий “кайф” — не стоит, конечно. Почти всегда можно найти бесспиртовые аналоги лекарственных препаратов. Что до безалкогольного пива, самый его вкус — прямой провокатор: человек подсознательно ждет, когда захмелеет».

Обету — нет!

Бывая в паломничестве в монастыре, упоминаешь, что давала обет трезвости, и нередко натыкаешься на отпор: мол, не мирское это дело, а сугубо монашеское.

Игумен Серафим (Николин) не согласен: «Это же библейская традиция — давать обеты пред Господом! Скажем, обеты назорейства проносили не только члены колена Ааронова, которые становились священниками, а все, кто духовно для этого созрел». Немало противников обета и среди белого духовенства.

Отец Игорь Бачинин и Валерий Доронкин объясняют это незнанием истории, утратой традиции и тем, что люди просто не разобрались в сущности вопроса. «Никаких богословских оснований отвергать обет не существует, — говорит отец Игорь, — а люди есть люди, они могут и спорить, и заблуждаться».

А как же праздник?

Но все же, возвращаясь к началу, — отчего становится так шумно, стоит произнести два слова «обет трезвости»? Непременно кто-то, скромный самый, юбка в пол, ахнет: «Как?! Совсем? Даже шампанское на Новый год?» И некто с окладистой бородой ужаснется: «А архиерейские приемы?» Как теперь ему, действительно, на тех трапезах?

Трезвость не просто перестала считаться добродетелью. Даже в самом благонравном обществе она дискредитирована стилистически. Слова «Трезвость — норма жизни», ставшие мемом, ничего, кроме усмешки и сведения скул, не вызывают. В.

Доронкин говорит: «Когда речь идет об обете, люди подсознательно боятся: у них отнимут праздник, введут разнарядку — и отнимут! На мой взгляд, это — отголоски горбачевского “сухого закона”, когда сверху спустили хорошую идею.

Но народ-то не подготовили, не объяснили, зачем это нужно, как можно радоваться и без спиртного. Не сказали: вы спиваетесь, вы гибнете, деградируете».

Возможно, причина неоднозначной реакции на слова «обет трезвости» лежит в недостатке информации о нем?

Молитва обета трезвости:

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/skazat-net-ili-dat-obet-chto-takoe-obet-trezvosti/

Обет молчания — значение в мировых религиях

Обет молчания, как одно из многочисленных священных действий, распространен во многих религиях и религиозных течениях. Его продолжительность и ритуальная значимость могут быть различны, поэтому не всегда он выполняется в буквальном смысле слова.

Обет молчания – что это?

Чтобы отречься от повседневной суеты, стать ближе к Богу и подтвердить свою веру с помощью реального действия, дают себе обещание или клятву не разговаривать совсем или не касаться какой-либо определенной темы.

Обет молчания – это некая присяга, основной целью которой является «конфирмация», выражаемая в постоянном общении с Богом и духовными силами, обращение к ним для подтверждения своей веры в них.

Такая практика была распространена среди пифагорейцев, а в истории православной церкви известность получила Вера Молчальница, которая хранила обет 23 года.

Обет молчания – христианство

Первым этот обет выполнил Захария, которому ангел возвестил о рождении Иоанна – крестителя Христа. Захария не поверил ангелу и за это Бог наложил на него данное обязательство, которое длилось до момента, пока младенец не появился на свет.

Обет молчания в православии имеет большое значение. Преподобный Иссаак Сирин говорит о том, что слова являются сутью орудия мира сего, а молчание выступает тайной будущего века.

И хотя язык и речь являются средством общения с Богом и миром, в них же сконцентрированы шум греховных страстей, мирской суеты, которые отдаляют человека от Бога.

Вот почему многие православные подвижники уходили в леса и пустыни для стяжания тишины, ведь только так можно прислушаться к Божьему ответу. По мере того, как человек приближается к познанию истины, его подверженность действию чувств уменьшается, а движение к рассудительному молчанию растет. Жизнь человека с Богом становится полной. Современные монахи-трапписты строго чтут устав преп. Бенедикта Нурсийского, дают обет молчания, который прерывается только на общих Богослужениях.

Обет молчания в буддизме

Основатель буддизма Сиддхартхи Гаутама в течении 7 лет жил в отшельническом созерцательном молчании, после чего стал просветленным Буддой Шакья-Муни. Надо сказать, что «муни» в Индии называли людей, достигших состояния внутреннего безмолвия и способных в совершенстве управлять собой. Практика — обет молчания, является неизменной составляющей йоги и медитаций. Отключившись от всего мира, человек легче и быстрее устанавливает связь с духовным началом и получает ответы на свои вопросы.

Мауна – практика молчания в иудаизме, преследующая цель устранить пустые разговоры и необдуманные слова, познать свое истинное «Я». Махатма Ганди практиковал однодневную мауну каждую неделю, размышляя, созерцая и записывая свои мысли.

В Индии и Таиланде дали зарок хранить обет молчания жители местных монастырей – ретриты.

Сегодня многие современники отправляются на паломничество в эти места и получают возможность на себе испытать действие этой практики и обрести ответы на мучившие их вопросы.

Обет молчания – польза

Не зря говорят: «Слово – серебро, а молчание – золото». В мире информационной шелухи, негатива и тревоги трудно достичь гармонии с самим собой, понять, для чего ты приходишь в этот мир и какова твоя задача.

Чтобы стать более спокойным, набраться мудрости и проникнуть в суть вещей, требуется принять обет молчания. Недаром на иконе «Спас Благое Молчание» Ангел Великого Совета изображен облаченным в далматик ангела.

Это знак того, что Бог готов идти нам навстречу и ждет ответных шагов как готовности ступить в его Царство, где царят светлое молчание и полнота бытия.

Обет молчания – правила

Существуют самые разные практики со своими законами и принципами.

  1. Прежде чем выбрать что-то конкретно, нужно понять, для чего это делается. Если цель – приблизиться к истине и самопознанию, то можно выбрать что-то из буддистских практик, например, випассану, которая длится 10 дней и состоит из непрерывной медитации.
  2. Если есть желание просто отдохнуть от мира и суеты, то можно взять обет молчания, отключив мобильный телефон и уехав куда-нибудь за город на лоно природы. Важно заранее оценить свои возможности и решить, по силам задуманное, или нет.

Как принять обет молчания?

Рассматривая такую клятву с позиции духовного самосовершенствования, лучше предварительно посоветоваться со своим духовником или учителем, вместе подобрать способ, который подойдет вам и поможет стать ближе к Богу, почувствовать его благодать. Дать обет молчания легко, гораздо труднее его выполнить, поэтому лучше заранее взвесить все за и против, чтобы потом не корить себя за то, что не получилось и не чувствовать вину перед всевышним.

Источник: https://womanadvice.ru/obet-molchaniya-znachenie-v-mirovyh-religiyah

Сказать «нет» или дать обет Что такое «обет трезвости»?

Попробуйте провести эксперимент. Произнесите в самой что ни на есть православной, благочестивой среде слова «обет трезвости» — и тут же поднимется шум, завяжется спор Что такое? Быть может, дело в том, что мы не так много знаем об этом явлении?

Молитва обета трезвости

Владыко Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Аз, недостойный раб Твой (имя), познав всю пагубу страстей обуревающих мя, и грехов, от них исходящих, пред пречистым образом Владычицы Нашея Богородицы сим изъявляю твердое намерение и даю крепкое обещание не пить вина и ничего хмельного, а также не соблазнять к тому других сроком от сего дня и (указать срок).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Калики перехожие кто это

О Премилосердый и Всещедрый Иисусе Христе! Благослови благое намерение мое сие и помози ми, слабому и немощному рабу Твоему, силою честнаго и животворящаго Креста, молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и всех святых Твоих, благополучно совершити его к славе Твоей и во спасение души моей! Аминь.

Екатерина САВОСТЬЯНОВА

Просмотры (278)

Источник: https://kazanskii-hram.church.ua/2016/09/12/skazat-net-ili-dat-obet-chto-takoe-obet-trezvosti/

Что такое обет? Значение, синонимы и толкование. Слова обета верности :

Многим кажется (и не без оснований), что от слова «обет» веет чем-то монастырским или монашеским. Церковь в русской жизни всегда играла огромную роль. Чтобы ответить, что такое «обет», надо вспомнить, какие словосочетания есть в языке с этим существительным. Есть, правда, и более простой путь – открыть толковый словарь.

Что такое целибат и для чего он нужен

Целибат – обет безбрачия, принимаемый служителями различных религиозных конфессий.

С самого начала зарождения религии, служители культа считались не обычными людьми, а посредниками между окружающим миром, и неким параллельным, или потусторонним миром, населённым духами и божествами, душами умерших, демонами.

Способности к общению с божествами и духами, якобы даруемые первобытным колдунам, волхвам и жрецам свыше, превращали их обособленную «касту», стоящую выше рядовых общинников.

Соответственно, служители культа подчинялись иным правилам жизни, нежели прочие соплеменники. Эти особенности касались практически всех жизненных сфер – начиная от одежды и различных аксессуаров, и заканчивая бытовым укладом.

С развитием человеческого общества все эти различия не только не исчезали, но наоборот, всё более увеличивались. Одним из таких «особых отличий» священнослужителя от прочих людей являлся целибат, обет безбрачия.

Смысл его состоит в отречении служителя культа от всех мирских удовольствий. Ведь главное предназначение священнослужителя, согласно древнейшим религиозным канонам, — служение высшим божествам, исполнение роли медиума при общении простых людей с потусторонними силами.

От «квалифицированности» жрецов и колдунов зависело, помогут ли высшие силы племени, или наоборот навредят. Поэтому, священники с древнейших времён отрекались от множества общечеловеческих страстей и радостей, способных отвлечь их силы и разум от главного предназначения.

Основным из подобных греховных страстей у многих народов считалась любовь к женщине. Инстинкт продолжения рода является одним из сильнейших инстинктов в живой природе, не является здесь исключением и человек.

Поэтому отречение от любовного общения с лицами противоположного пола считался для священнослужителей наивысшим признаком полного ухода от мирской суеты, посвящению себя служению высшим силам.  

Первые достоверно известные сведения об узаконенном религиозными догмами целибате относятся к временам Древнего Рима.

Так, служительницы культа Весты – древнеримской богини-покровительницы семьи, — обязаны были на протяжении всей жизни соблюдать девственность.

За этим следили старшие жрицы, уполномоченные регулярно проверять своих «подчинённых» на целомудрие. Участие в культовых мероприятиях, посвящённых Весте, жрицы-весталки, потерявшей девственность, считалось верхом святотатства.

Наказание за подобное было очень суровым — весталку замуровывали заживо в подземелье, а человека, введшего жрицу во грех, забивали насмерть плетями.  

В христианстве целибат известен ещё с самого начала зарождения Церкви. Свидетельства о преднамеренном отречении от брака среди раннехристианских священнослужителей появляются уже в I веке.

Так, согласно церковным историкам и теологам, христианский целибат берёт начало от одной из проповедей апостола Павла.

В ней, в частности, говорит, что нет ничего предосудительного для служителя церкви в браке. Однако, «безбрачный служитель Господа поступает лучше, ибо он думает, как угодить Богу, а женатый больше думает, как угодить жене».

С чисто практической точки зрения неженатый служитель для раннехристианской церкви был более ценен, по крайней мере, по двум причинам:

  • Во времена становления христианства Церковь большое внимание уделяла распространению учения Христа посредством проповедей, миссионерской деятельности среди языческих народов. А решиться на далёкое и опасное путешествие было гораздо проще человеку, не обременённому семьёй, нежели имеющему на попечении жену и детей.
  • В первые века существования христианства, оно подвергалось регулярным гонениям со стороны римских властей. Проповедь учения становилась поводом к тюремному заключению, а часто и казни священнослужителя. Поэтому, чтобы избавить проповедников от лишнего морального груза в виде беспокойства за благополучие семьи и детей, в случае его ареста, ранние церковные апологеты рекомендовали им придерживаться целибата.

Целибат в современном христианстве

Сегодня официально целибат существует в двух из трёх основных христианских направлений – в православии и католичестве.

Протестантизм же отошёл от раннецерковной догмы о предпочтении безбрачных священнослужителей над женатыми.

В протестантизме (лютеранство, кальвинизм, англиканство, баптизм и т.д.) не делается различия между женатыми и холостыми священниками, равно как и между женатыми и холостыми прихожанами.

В православии целибат не является обязательным условием для священнослужителя. Данное положение исходит из постановления Четвёртого Вселенского собора (проходил в VII в.), которое гласит, что «любой законный брак честен, и супружеское ложе – не скверно».

Православные служители культа вправе самостоятельно выбирать, следовать ли им пути целибата, или же завести семью. Но, тем не менее, в современном православии существует некоторое неравенство в отношении чёрного (целибатного) и белого (женатого) духовенства.

Так, с давних времён среди народа монахи – иноки, старцы, святые отшельники и схимники, — пользовались куда большим почётом, нежели обычные священники («попы»).

Схожая «дискриминация» имелась и со стороны официальной Церкви. Так, женатые священники были ограничены в карьерном росте: стать епископом разрешалось только высшему представителю чёрного духовенства – архимандриту.

В виде редкого исключения допускается возведение в епископский сан представителя белого духовенства, но при этом должно быть исполнено два основных условия:

  • «Белый» священник не должен в момент посвящения иметь супруги (быть вдовым, либо не успеть, до этого, жениться, так как православие не признаёт разводов).
  • Он должен перед возведением в сан епископа принять на себя схимну – монашеский обет. То есть, по сути, он переходит из разряда белого в чёрное духовенство со всеми вытекающими последствиями, в том числе и с обязанностью соблюдения целибата.

Католичество относится к целибату ещё более жёстко, нежели православие. В римско-католической церкви безбрачие для священников установлено при папе Григории-I, но в полную силу данное постановление вошло только 1000-м годам.

Уже в наши дни, 2-й Ватиканский собор (1962-64гг.) подтвердил положения о неукоснительности целибата для католических священников. Греховная связь с женщиной могла стоить католическому священнослужителю сана, либо стать причиной иных наказаний.

Обязательному обету безбрачия подвергались и все члены средневековых орденов крестоносцев – Тевтонцев, Тамплиеров, Госпитальеров, Ливонцев и т.д.

Каждый из рыцарей-крестоносцев одновременно считался служителем культа, и как все прочие католические монахи, должен был обязательно соблюдать целибат.

К примеру, внутренним уставом крестоносцам-иоаннитам запрещалось даже случайно прикасаться к женщине. В противном случае на них налагалась тяжёлая епитимья – многодневный пост с молитвами.                  

В отличие от традиционной римско-католической церкви, греко-католики не придают такого значения неукоснительному соблюдению целибата.

Например, греко-католическим священником может стать женатый человек. Правда, после этого он уже не имеет права разводиться и повторно вступать в брак.

Не могут вступать в брак и все прочие греко-католические священники, если этого не произошло до их возведения в сан. В римско-католической церкви в последние годы также ведутся активные дискуссии относительно обязательности соблюдения целибата.

Целибат в прочих религиях

Помимо христианства, целибат встречается во многих древних и современных религий. Например, в ряде современных индийских духовных школ целибат выступает неукоснительным условием для внутреннего духовного развития и познания истины.

Например, многие учения йогов указывают отказ от секса как основной путь сохранения внутренней энергии, молодости и долголетия. На сегодня в Индии насчитывается свыше 5 млн. монахов-аскетов, практикующих полный отказ от сексуальных отношений.

Аналогично индуизму, в буддизме монахи также дают обет безбрачия. Цель в этом случае та же – углублённое самопознание через отказ от всех внешних благ и удовольствий.

В то же время, в некоторых религиях отношение к целибату крайне негативное. К ним относятся иудаизм и ислам. В иудаизме такое отношение диктуется прямым предписанием евреям в книге Бытия «плодиться и размножаться».

В связи с этим, в средние века неженатых евреев могли насильно женить по приговору суда. Точно так же поступали и с женщинами, не желавшими выходить замуж. Негативно относился к осознанному безбрачию и исламский пророк Мухаммед, всячески поощряя многожёнство и большое количество детей.

Источник: https://max-inform.ru/chto-takoe-tselibat-i-dlya-chego-on-nuzhen/

Что такое Обет

Обет — Обещание, обязательство, налагаемое на себя из религиозных соображений.

Значение слова Обет по Ожегову:

Обет — Торжественное, обещание, обязательство

Значение слова Обет по словарю Ушакова:

ОБЕТ, обета, м. (книжн.). обещание, обязательство, налагаемое на себя из религиозных побуждений. Уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет. Лермонтов. Я не давал обета безбрачия. А. Острвскй. ? Зарок, обещание (устар.). Давши обет сохранять мир, нарушает его. Жуковский.

Значение слова Обет по словарю Брокгауза и Ефрона:

Обет — на языке христианского нравственного учения есть данное Богу обдуманное обещание какого-либо доброго дела, зависящего от свободной воли христианина. Обыкновенно различают О. в обширном и в узком смысле слова. К первым относят О., даваемый при крещении быть верным И. Христу и его учению, О. добросовестного служения обществу в какой-либо должности и т. п. К О.

в узком смысле относятся обещания совершить какое-либо особое дело, например, по вполне успешном окончании какого-либо предприятия, уделить ту или другую часть полученных выгод на построение сельского храма, школы или иного благотворительного учреждения. Еще разделяют О. на личные (например, О. поста, воздержания и т. п.) и вещественные (О. материального пожертвования на доброе дело), на пожизненные (О.

монашеские), временные и т. д. Против О. возражают (протестанты), что христианин обязан и без О. делать добро, насколько достанет сил, что исполнение О. имеет характер как бы платы Богу за благодеяние и т. п. На это отвечают, что добрые дела, совершаемые по О., служат свободной жертвой угождения Богу, возникающей не из сознания обязанности только, но и из более сильного, чем обязанность, чувства к Богу.

вместе с тем они являются нравственно-дисциплинарной и педагогической мерой, полезной для приобретения навыка в добре. В этом смысле учение об обетах обосновывается на советах Св. Писания (1 Кор., 7, 8, 38. Исх., XIX, 21. Псал., 75, 12 и др.) и на содержащихся в нем примерах. С О. в сущности тожественны «добрые намерения», твердо и открыто выраженные перед обществом, например намерение соблюдать трезвость и т. п. О.

должно быть нравственно и физически возможно и не должно быть противно каким бы то ни было обязанностям дающего О. Предметом О. должно и может быть все, относящееся к области христианской добродетели в обширном смысле. Лицо, дающее обет, должно иметь право располагать собой и своей собственностью. Неисполнение свободно данного О. составляет тяжкий грех перед Богом (Второзак., XXIII, 21-22. Лев., XXVII. Еккл., V, 3-4 и др.

). Обет может быть прекращен или приостановлен исполнением, когда, по обстоятельствам, исполнение его становится невозможным, или когда он перестает быть средством к осуществлению добродетели, когда не существует более цели О., когда давший О. разрешен от него, в установленном порядке, церковной властью, в интересах личного духовного блага давшего О. или в интересах церкви и нравственности вообще. См. архим.

Сергий, «Об обетах» («Прибавление к твор. св. отцов», 1858, т. XVII). Н.Б-в.

Источник: https://xn----7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai/obet.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Валерий по церковному как будет

Закрыть