Опресноки что это такое

Опресноки что это такое — Школа вкусной еды

опресноки что это такое

Опре́сноки, или опресно́ки (др.-греч. ἄζυμα; ст.‑слав. опрѣсно́ки) — 1) неквашенный, пресный хлеб; хлеб, приготовленный на основе бездрожжевого теста; 2) хлебные изделия, приготовлявшиеся иудеями на основе бездрожевого теста к празднику опресноков.

В связи с чем был установлен праздник опресноков?

Праздник опресноков был установлен в связи с историческими событиями, предшествовавшими и способствовавшими выходу Израильского народа из Египта. Явившись Моисею, Бог направил его в Египет с особенной миссией: вывести Израиль из страны пирамид (Исх.3:2-10).

Несмотря на то, что Моисей, исполняя решение Божье, требовал от фараона, чтобы тот отпустил еврейский народ, фараон не желал этого. И это при том, что ему было сказано Моисеем, что он выступает не сам от себя, а в качестве Божьего посланника.

Для того, чтобы принудить правителя к подчинению, Господь стал насылать на Египет страшные бедствия, одно за другим. О каждом из этих бедствий, впоследствии названных казнями египетскими, Моисей предупреждал фараона заранее. Таким образом, бедствия имели для него значение угрозы.

Казни следовали одна за другой, но несмотря на то, что они наносили серьёзный урон египетскому царству, правитель продолжал упорствовать. Последнее, самое страшное бедствие сломило его сопротивление, и он вынужден был подчиниться Божественному Провидению, вынужден был отпустить еврейский народ. Это последнее бедствие состояло в том, что у египтян погибли первенцы, включая первенца самого фараона и первенцев среди скота (Исх.12:29-31).

Сыны же Израиля были избавлены от гибели своих первенцев. Обстоятельства избавления были связаны с жертвой Богу — пасхальными агнцами, — кровь которых евреи предварительно нанесли на косяки и перекладины дверей своих жилищ (Исх.12:7), и плоть которых, после того, как агнцы были запечены на огне, потреблялась всем обществом Израиля (Исх.12:3-6).

Пасхальные агнцы поедались вместе с горькими травами и пресным хлебом (Исх.12:8). В связи с упомянутыми событиями еврейский народ, покинул Египет, освободился от рабства и сделался свободным. В память об этом Господь утвердил праздник опресноков, одной из обрядовых черт которого стало: вкушать семь дней пресный хлеб (Исх.12:15). При этом в домах евреев не должно было находиться квасного (Исх.12:15).

В чём смысл спора с католиками об опресноках?

Наряду с тем, что Римская церковь, отдаляясь от Православия, позволяла себе искажать догматы Вселенской Церкви, она искажала и традиционные нормы богослужебной практики христиан. Одно из таких искажений относится к использованию в Таинстве Евхаристии опресноков. Есть весомые основания считать, что начало этой практике было положено не ранее чем в X–XI вв.

Чем же римо-католики оправдывают эту практику? На каких основаниях зиждется их убежденность, что Евхаристию нужно совершать не на квасном хлебе, а на опресноках?

В защиту данной идеи представители Римской церкви указывают, главным образом, на два «библейских» основания: 1) на то, что Тайная вечеря будто бы была совершена в первый день опресноков, когда вкушение квасного хлеба не дозволялось законом, и, следовательно, Спаситель, устанавливая Таинство Евхаристии, использовал не квасной хлеб, но пресный, не вскисший; 2) на слова апостола Павла: «Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1Кор.5:8).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Отче наш как правильно читать

Однако оба этих так называемых «основания» не оправдывают практику совершения Евхаристии на опресноках.

Что касается времени совершения Тайной вечери по отношению к ветхозаветной Пасхе, то она, очевидно, состоялась не 14-го, а 13-го Нисана (то есть до праздника ветхозаветной Пасхи (Ин.13:1)), когда опресночные дни ещё не наступили.

Что касается слов апостола Павла об опресноках, их, как следует из контекста речи, следует понимать не буквально, применительно к правилам совершения Таинства Евхаристии в Церкви Христовой, а иносказательно, духовно. В этом выражении он призывает последователей воздержаться от ветхого кваса, призывает их к нравственной чистоте и духовному совершенствованию.

Следует отметить, что потребление иудеями опресноков было связано с ветхозаветным обрядовым законом, а поскольку этот закон был отменен Господом Иисусом Христом, постольку утратила значение законной и обрядовая практика их потребления.

Обратим внимание, что согласно Евангельскому повествованию Мессия, утверждая Таинство Евхаристии на Тайной вечери, использовал квасной хлеб (по-гречески «артос», что в этимологическом отношении указывает на хлеб вскисший, поднявшийся) (Мк.14:22). Такой же квасной хлеб, согласно Писанию, использовали, совершая Таинство Евхаристии, и апостолы (Деян.2:42).

Рассуждения представителей Римской церкви о том, что опресноки приличнее употреблять, так как они служат символом чистоты, не имеет под собой действительной почвы. На это можно возразить, что квасной хлеб соответствует существу Таинства Евхаристии в большей степени: как имевший процесс брожения, он является символом жизни, тогда как опресноки скорее указывают на скорбь и безжизненность.

Согласно замечанию святого Епифания, в древности обыкновение совершать Таинство Тела и Крови на опресноках было свойственно только некоторым еретикам, например, евионеям, которые ложно учили о Христе и во многом придерживались иудейских законов.

Источник: https://nikol58.ru/kulinarnye-zametki/opresnoki-chto-eto-takoe.html

Опресноки

опресноки что это такое

Опре́сноки, или опресно́ки (др.-греч. ἄζυμα; ст.‑слав. опрѣсно́ки) — 1) неквашенный, пресный хлеб; хлеб, приготовленный на основе бездрожжевого теста; 2) хлебные изделия, приготовлявшиеся иудеями на основе бездрожевого теста к празднику опресноков.

Значение мацы — опресноки в Библии

опресноки что это такое

Пасхальная трапеза знаменует начало недельного «Праздника опресноков». Израилю было заповедано есть пресный хлеб, мацу, хлеб без дрожжей (без хамеца), в течение целой недели.

Итак, израильский народ прокладывал свой путь хрустом квадратных листов мацы и мечтательно засматривался на витрины закрытых пекарен, если бы это было в наши дни.

Но что всё это значит? Самый очевидный ответ – это напоминание о быстром выходе из Египта, когда не оставалось времени для того, чтобы тесто вскисло. Но есть одно маленькое замечание по поводу такого объяснения

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое теология и что она изучает

Своевременные указания

Бог прежде всего проговорил Моисею о своих замыслах на период Пасхи, в книге Исход 12:1-6 читаем: «Скажите всему обществу сынов Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером.» Кстати, этот ритуал убоя жертвенных пасхальных ягнят в сумерки до сих пор практикуется самаритянами на горе Гаризим.

Но вернемся к сути – Бог, по всей видимости, даёт такое поручение в начале месяца, так как Он говорит “в этом месяце”, и это должно произойти хотя бы до 10-го числа месяца, так как к этой дате Бог говорит Моисею, что каждый должен выбрать своего ягнёнка. Затем они должны были убить его в 14-й день месяца. Так что, даже если Бог говорит Моисею об этом 9-го числа, то до Пасхи ещё оставалось 5 дней почему же у них не было достаточно времени для того, чтобы тесто вскисло?

Стих 39 утверждает: «И испекли они из теста, которое вынесли из Египта, пресные лепешки, ибо оно еще не вскисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить, и даже пищи не приготовили себе на дорогу.» Но если они знали, что будут выходить поспешно, наверняка они могли бы начать приготовление хлеба заранее. Однако, спешка — не единственная причина того, почему хлеб остался пресным. В действительности, повеление избавиться от хамец явно прослеживается через всю главу:

«С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца; семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества сынов Израилевых — пришлец ли то, или природный житель земли той. Ничего квасного не ешьте; во всяком местопребывании вашем ешьте пресный хлеб.» (18-20)

Что не так с закваской?

То, что имел ввиду Бог покажется немного запутанным, и всё же, почему так важно убрать всё квасное. И как это часто бывает, Новый Завет проливает свет на этот вопрос.

1-е Послание к Коринфянам 5:6-8 рисует параллель между хамец (закваской) и грехом, особенно грехом гордыни:

«Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.»

Эта идея «раздувания» от гордости также упоминается Павлом и в других местах: 1-е Коринфянам 4:18, 8:1 и Римлянам 11:21-31. Символизм ясен – поднявшийся хлеб раздувается от закваски и напоминает греховную гордость, а пресный хлеб мацы — смиренный, простой и чистый.

Из-за того, что даже в воздухе достаточно закваски, которая может произвести определённый эффект на тесто, необходимо приложить особые усилия для того, чтобы предотвратить его поднятие и увеличение в объёме. По всему листу мацы проходят насеченные линии, проколоты отверстия для того, чтобы не позволить хлебу подняться. Это напоминает нам о Иешуа, смиренном, чистом и безгрешном, который был исполосован и пронзён, отдав за нас свою жизнь и став окончательной Пасхальной жертвой.

Ещё один интересный аспект, касающийся пресного хлеба, мацы, можно пронаблюдать во время Пасхального ужина, в той его части, которая названа «Афикоман». Традиция с «Афикоманом» развилась примерно во времена Йешуа, в Римской империи.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто правил после сталина

Афикоман — это греческое слово, означает «сладкое» или «то, что приходит после», и эта традиция была вдохновлена Римским обычаем, как и большая часть сегодняшнего Пасхального седера. Традиция заключается в следующем: три листа мацы накрываются чистой тканью, средний лист разламывают на две части, из которых одну где-нибудь прячут.

Детям предлагается найти спрятанную часть мацы, которую они обменивают на сладкое угощение, когда находят. Нам это говорит об Отце, Сыне и Святом Духе – Сын был взят, сломлен, спрятан на некоторое время, и этим принеся спасение – самую сладкую награду, которую мы когда-либо знали. Не так как с листом мацы: ни одна насеченная полоска, ни одно проколотое отверстие не могли удержать Иешуа.

В нём вообще не было гордости — Он поднялся, восстал из мёртвых и находится по правую руку от Своего Отца сейчас, в славе, возвысился выше любого другого имени благодаря невероятной жертве, которую Он совершил, чтобы освободить вас и меня от рабства, греха и смерти.

Хлеб памяти

В пасхальном ужине есть такая часть церемонии, во время которой все собравшиеся вместе едят пресный хлеб, мацу, и говорят друг другу такие слова: «Это хлеб скорби, который наши отцы ели в Египте». Он символизирует несчастье, рабство, отсутствие роскоши.

Мацу едят со всей едой во время Пасхального ужина, чтобы помочь детям Израиля вновь представить событие Пасхи, год за годом, каждое поколение рассказывает историю следующему.

Так, маца – это напоминание о том, что Бог сделал для них, освободив их из рабства и от смертного приговора.

Спустя некоторое время после тех событий Иешуа будет держать такой же лист Пасхальной мацы и скажет своим последователям не «Это хлеб скорби, который наши отцы ели в Египте», а «Это моё тело, которое отдаётся за вас; делайте это в память обо мне».

Это не совпадение, что смерть Иешуа произошла во время Пасхального жертвоприношения, потому что история освобождения из Египта была великим эхом гораздо более великого грядущего искупления, которое было спланировано тем же композитором, что дирижировал чудесный Исход.

Друзья, мы служим самому могучему и гениальному Богу, который замыслил всё с самого начала.

Источник: http://ieshua.org/znachenie-matsy-opresnoki-v-biblii.htm

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Нас тянет к тем кто душу

Закрыть