Песочная терапия как средство снятия психоэмоционального напряжения

Песочная терапия — успокоение и самоисцеление

песочная терапия как средство снятия психоэмоционального напряжения

Песочная терапия. Уже в этих двух словах чувствуется что-то успокаивающее, умиротворяющее. Структура песка такова, что одно прикосновение к нему настраивает на отдых и расслабление.

Вместе с тем реабилитологи очень уважительно относятся к этому податливому и простому в использовании природному материалу, с помощью которого (разумеется, в комплексе с другими методами) можно восстановить когнитивные функции больного после инсульта. Не менее тесно работают с песком логопеды, уже давно оценив положительное влияние песочной терапии при когнитивных нарушениях у детей, таких как дислексия, дисграфия и др.

Психотерапевты называют песочную терапию невербальным методом психотерапии, который способствует активизации внутренних самоисцеляющих возможностей организма. Как прекрасно, когда что-то способствует тому, чтобы восстановление после серьёзных нарушений происходило за счёт глубинных механизмов, самостоятельно с минимумом применяемых дорогих препаратов.

Песочная терапия после инсульта

Каждый год случается свыше 300 инсультов на каждые 100 тыс. человек населения нашей страны. Треть из них — люди трудоспособного возраста. К сожалению, к труду возвращаются лишь 20% из перенёсших инсульт. 

При очаговых поражениях мозга нарушаются: 

  • память и интеллект,
  • внимание,
  • умственные способности,
  • эмоциональная сфера,
  • волевая сфера.

Эти когнитивные нарушения, возникающие после инсульта, препятствуют возвращению человека к нормальной жизни, затруднена коммуникация с другими людьми, что приводит к тревожным и депрессивным состояниям.

Таким больным просто необходима когнитивная реабилитация после инсульта, которая чаще всего проводится с помощью медикаментов.

Однако существенными недостатками терапии препаратами является пассивное положение больного, дороговизна эффективных лекарств, необходимость длительного приема, побочные действия. 

Именно поэтому большое значение имеет поиск немедикаментозных методов реабилитации для коррекции нарушения когнитивных функций. 

Чем тут может помочь песочница? В раннем периоде после перенесённого инсульта задачей реабилитологов является сенсорная и сенсомоторная стимуляция, с чем прекрасно справляются дозируемые занятия песочной терапией. 

Одним из факторов эффективности является грамотное проведение занятий и широкий набор инструментов, которые, к слову, предельно просты: коробка с песком, вода, камушки, бусины, искусственные кристаллы. Работа проводится на подносе, используется сухой и влажный песок, важно иметь предметы разного цвета и фактуры, именно тогда достигается максимальная эффективность занятий.

Песок и вода как естественные материалы имеют удивительные свойства гармонизировать психоэмоциональное состояние человека, вызывать образы, нивелировать негативные переживания.

Простейшие задачи на занятиях песочной терапией (например, пересыпание песка) активизируют волевую активность, творческие способности и тренируют адаптивные качества организма. 

Часто в песочницах психотерапевт помогает пациенту строить композиции из прошлого и будущего, обозначить своё положение в настоящем и всецело принять его. Такие занятия стабилизируют эмоциональное состояние реабилитанта, дают умеренные сенсомоторные нагрузки, стимулируют активность и способствуют скорейшему восстановлению. 

Песочная терапия в группе

Во многих реабилитационных центрах организуются группы для занятий песочной терапией. Групповые занятия проводятся курсом не менее 10. Среднее количество человек в группе — 6, разных возрастов и пола. Назначают песочную терапию при реабилитации сердечно-сосудистых, неврологических заболеваний и нарушений опорно-двигательного аппарата, в т.ч. приведших к инвалидности. Занятия длятся 60 минут. 

Групповые занятия песочной терапией позволяют оказывать помощь реабилитантов друг другу, проявлять инициативу, что является мощной тренировкой для интеграции в общество. 

Тренинг в песочнице имеет элементы: 

  1. Рисование песком (с использованием световых столов и просто на подносах).
  2. Рисование цветным песком. 
  3. Упражнения для мелкой моторики.
  4. Элементы музыко- и сказкотерапии.
  5. Коммуникативные упражнения. 

Сигналы, поступающие в мозг при касании пальцами сыпучей структуры песка, стимулируют работу нервной системы. Регулярные занятия тренируют мелкую моторику, что способствует улучшению речевой деятельности, интеллекта и влияет на общее физическое здоровье. 

Начинают групповые тренинги с использованием песка с самых простых заданий, делается акцент на анализе ощущений реабилитанта от соприкосновения с материалом: отпечатки рук ладонью, кулаками, рисование несложных картин. 

На световых столах используют различные техники рисования, которые постепенно осваиваются в реабилитационных центрах — щепотью, ребром своей ладони, пальцами и др. Каждый раз интенсивность и сложность заданий возрастает. 

Своими наблюдениями поделились работники реабилитационного центра для инвалидов в г. Самара, которые ещё раз подтверждают эффект восстановления волевых качеств с помощью песочной терапии. Вначале тренинга некоторые участники (а иногда и многие) проявляют пассивность, даже негатив. Однако с каждым новым занятием интерес возрастает, творческая активность увеличивается, а также реабилитанты проявляют позитивное взаимодействие друг с другом. 

Результатом песочной терапии оказалось снижение тревожности клиентов центра. Стимуляция мышечносуставной чувствительности очень благоприятно сказывается на психических процессах, улучшается кожная чувствительность. Также работники центра отмечали улучшение памяти, воображения и речи.

Песочная терапия в логопедии

Песочная терапия не только помогает расслабить ребёнка и стимулировать к игровой деятельности, но и делать занятия у логопеда более эффективными за счёт стимуляции естественных процессов. Логопеды проводят занятия с помощью ящика с выкрашенными синей краской дном и бортиками. Песок регулярно моется и сушится.

Разумеется, присутствует огромный набор обучающих игрушек для занятий с песком — животные, растения, фигуры и т.п. 

Педагоги-логопеды проводят с помощью песочницы артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику, ставят звуки. 

Как замечательно, когда ребёнок одновременно играет, занимается у логопеда и тренирует память, внимание, развивает интеллект!

Песочная терапия для здоровых людей

Несмотря на облегчение жизни благами цивилизации у современного человека растёт уровень испытываемого стресса. Сделать его последствия минимальными поможет песочная терапия. Начать можно в летние дни на пляже. Пересыпайте, мните песок руками, рисуйте, стройте замки вместе с детьми — это не только поможет улучшить ваши отношения, но и целительно скажется на здоровье. 

Дома можно смастерить песочницу самостоятельно, да и световой стол можно изготовить своими руками. Рисуйте простым, цветным песком, солью, стройте композиции. Это очень успокаивает, помогает восстановить силы после работы, улучшает настроение и запускает процессы самоисцеления!  

Источник: https://azbyka.ru/zdorovie/pesochnaya-terapiya-uspokoenie-i-samoiscelenie

Песочная терапия для детей: программа занятий с психологом для ребенка дошкольного возраста, упражнения и конспекты с темами

песочная терапия как средство снятия психоэмоционального напряжения

Шелковистый теплый песок притягателен для людей любого возраста. Ощущение мелкой сыпучей фактуры расслабляет, раскрепощает, успокаивает. Поэтому так притягательна песочная возня для детей дошкольного возраста.

Но не всегда цена отдыха позволяет несколько раз в течение года вывозить малыша к морю. Исходя из этого, психологами была разработана программа занятий «Песочная терапия».

Программа

Программа «Песочная терапия» известна с 1920 года благодаря психотерапевтам А. Фрейд, Э. Эриксону и др. В 1930-е годы сформировалась «Песочная терапия», которая стала успешно применяться для решения психологических проблем у детей и взрослых.

«Песочная терапия» снимает эмоциональное напряжение, является средством психологической диагностики, помогает восстановить душевную гармонию.

Параллельно развивается образное мышление, воображение, память, мелкая моторика. Для детей дошкольного возраста эти занятия позволяют без перенапряжения выразить страхи и опасения.

Малыши словно моделируют тревоги и разрушают их, освобождаясь от внутреннего напряжения.

Программа занятий направлена на преодоление проблем в общении, на формирование ответственности за принятое решение и его последствия. «Песочная терапия» дает возможность для детей дошкольного возраста избавляться от последствий стрессов и психологических травм, повышает самооценку. Цена таких занятий – душевный покой и гармония вашего ребенка.

Ситуации, при которых детям просто необходимы занятия

  • психосоматические заболевания у детей;
  • повышенная тревожность, агрессивность;
  • замкнутость ребенка;
  • невроз;
  • стресс как следствие сложных семейных или социальных конфликтов;
  • для детей с особыми потребностями.

Противопоказания к занятиям

Занятия «Песочная терапия» не рекомендованы для детей:

  • при эпилепсии;
  • с легочными и кожными заболеваниями;
  • с аллергической реакцией на пыль;
  • с проявлениями гиперактивности.

Этапы терапии

Занятия «Песочная терапия» предполагают постепенный переход с одной ступени на следующую в индивидуальном ритме ребенка.

Хаос

Это начальный этап для детей, когда они забрасывают в песок множество игрушек без группировки их по размерам, цветам, принадлежности к животным, предметам и т.д. Это свидетельствует о глубоких внутренних страхах и переживаниях, растерянности.

Борьба

Ребенок начинает разделять фигурки на противоборствующие группы. Появляются добрые и злые, плохие и хорошие фигурки. Не торопите малыша, предлагая ему доброго героя. Пусть выплеснутся все страхи, обиды и сомнения. Этот этап завершится с наступлением мира у воюющих сторон.

Исход

Это заключительный этап покоя, уравновешенности и гармонии. Все фигурки в парах или небольших группах. Появляются яркие элементы. Движения становятся спокойными и плавными.

Игры

Занятия «Песочная терапия» представляют собой детские игры, дающие возможность детям себя проявить.

«Знакомство»

Предложите малышу дотронуться до песка, погладить его, погрузить руки в песок. Нарисуйте волны и змейки. Выполните рисунки ладошками, кулачками, ребром руки, пальчиком.

Комментируйте ощущения, задавайте наводящие вопросы. Подсказывайте светлые, радостные и добрые ассоциации.

«Дождик»

Пусть малыш наберет песок в кулачок и постепенно высыпает в раскрытую ладошку или в вашу руку. Эта игра расслабляет, регулирует мышечный тонус.

«Угадай — ка»

Ребенок должен узнать наощупь зарытые в песок фигурки. Эта игра развивает мелкую моторику рук и воображение, формирует уверенность в себе.

«Веселая история»

Выложите фигурки на песке в определенном порядке, покажите ребенку, дайте запомнить. Затем заройте игрушки в песок беспорядочно. Малыш должен отыскать фигурки в песке и выложить их в исходном порядке.

Если ребенок умеет читать, фигурки можно заменить буквами, выложив из них интересное слово.

«Мой город»

Пусть малыш построит любимый город, расставит в нем любимые фигурки, устроит место для себя.

Конспекты занятий

Вы можете изучить готовые конспекты занятий по «Песочной терапии», но лучше всего самому выстроить логику занятий с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка или группы детей.

Ваши конспекты будут включать все те же базовые игры, но в индивидуальной последовательности, в нужном для вас темпе.

Предлагаемые конспекты помогут вам найти подходящий поэтический материал, детские потешки, прибаутки, которые создадут атмосферу доброжелательности на занятии.

Обратите внимание на инвентарь, который предлагают готовые конспекты. Его цена абсолютно доступна. Вам понадобятся:

  • живой (кинетический) песок;
  • песок для домашней песочницы или цветной кварцевый песок (цена указана на сайтах производителей);
  • контейнер для песка (песочница, ящик, большая коробка и т.п.);
  • фигурки животных и рыб, растений и человечков, сказочных героев и героев мультфильмов;
  • ленты;
  • лоскутки;
  • цветные камушки;
  • машинки;
  • замки;
  • башни;
  • мостики и т. д.

Цены

Для групповых занятий нужно приобрести песочницы (средняя цена – 3000 рублей) и наборы для «Песочной терапии».

Цена на занятия в специализированных центрах по этой методике колеблются в пределах 2000 рублей за 1 час.

Книги

Хотелось бы порекомендовать также полезные книги по песочной терапии

Динамичная песочная терапия, автор Эль.

Арт-терапия в работе с детьми, автор Киселева.

Источник: https://ds10-lazorik.ru/prochee/chem-polezna-pesochnaya-terapiya-dlya-detej.html

Песочная терапия | «АртиШок»

песочная терапия как средство снятия психоэмоционального напряжения
Расписание занятий

“Часто руки знают,  как распутать то,
над чем тщетно бьётся разум”
К. Г. Юнг

Кто из нас в детстве не играл в песочнице, не строил замки? На морском берегу словно некая невидимая сила влечёт нас сотворить причудливый замок. Морские волны накатывают, смывают наши строения, а мы продолжаем строить вновь и вновь.

Песок удивительный материал, приятный на ощупь и настолько податливый, что человек может создавать целые фрагменты мира, затем ещё, — и так до бесконечности. Переживая уникальную тайну бытия, человек достигает состояния внутреннего равновесия, освобождаясь от повседневной суеты.

Мы погружаем руки в песок и удивительные ощущения охватывают нас. Он может рассыпаться сквозь пальцы и ему можно придавать форму. Песок — это неведомая и известная вселенная, из которой можно создавать свой неповторимый мир.

Часто человек не может найти слова для описания своих трудностей. Он не понимает причин происходящего с ним, и песочная терапия даёт возможность человеку представить в образах то, что происходит в его внутреннем или внешнем мире. Собственный мир в миниатюре из песка. Увлекательная игра или серьёзное терапевтическое направление?

«Игра в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике», считал Карл Густав Юнг, основатель аналитической психотерапии.

Создание песочных композиций стимулирует фантазию человека, позволяя ему понять свои собственные внутренние процессы, которые рассматриваются в символике ландшафта и выбираемых человеком миниатюрных фигурок людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозных символов, и еще много другого. Песочная терапия — это невербальная форма психотерапии.

Пересыпание песка, создание отпечатков, картин с использованием предметов, — всё это формы песочной терапии.

Фигурки могут символизировать как субличности человека, создающего песочные образы, так и реальных людей, с которыми он связан. Выстраивая героев песочного города, человек строит новые взаимоотношения с самим собой.

Если человек может осознать свои переживания, найти им объяснения, он успокаивается, обретает чувство определенности и уверенности. Он может ответить себе на вопросы: почему он так чувствует себя, почему так делает, почему так думает.

Разыгрывая в песочнице конкретные ситуации из жизни, можно изменить своё отношение к ним и найти правильные для себя решения. Можно выстроить созидательный сюжет или событие, а это важный психотерапевтический ресурс.

Игра в песочнице, — это словно сказка, в которой человек является волшебником или феей и может сам преобразовать текущую ситуацию, беспокоящую его.

А затем, опыт построения перенести в свою реальную жизнь. Через песочницу можно увидеть внутренний мир человека.

Для детей

Для ребёнка песочная терапия хороша, как коррекционно-развивающая и образовательная работа.

Работа с песком, — это и упражнения на тактильную чувствительность и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.

Маленький человек не всегда может рассказать взрослым о своих трудностях, а окунувшись в песок, для него это становится возможным.

Песочная терапия позволяет:

  • выразить переживания, которые трудно сформулировать словами;
  • открывает внутренние резервы для разрешения трудностей;
  • даёт возможность пробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов.

Распознавание и передача эмоций – сложный процесс, требующий от ребенка определенных умений и знаний. Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее.

Выражение ребенком своих чувств – важный показатель понимания им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития.

В настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов (окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками, средства массовой информации) у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающаяся в конфликтах и агрессии, неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью.

Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.

Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.

Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.

Детям еще трудно описать, что с ними происходит, им проще выразить все свои переживания в игре. При помощи наблюдений и комментариев психолога маленькие пациенты могут выражать свои страхи, внутренние конфликты и различные трудные и еще непонятные им чувства.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кувуклия что это такое

Для взрослых

Песочная терапия полезна и взрослым.

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у них появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии.

Порой, мы затрудняемся назвать то, что с нами творится, а даже если находим слова, они ничего не меняют, а лишь дают упрощенные ярлыки нашим сложным переживаниям.

А в процессе выбора фигурок, создания композиции и ее обсуждения, человек выносит вовне, делает видимым и осязаемым тонкий мир чувств — и оказывается, что о самых невыразимых вещах можно говорить, с ними можно иметь дело, и они становятся более понятными, выносимыми, что-то сдвигается, и появляется новая перспектива. Мы словно сами в себе обнаруживаем целительную силу, которая способна нам помочь, ответить на наш запрос и решить наши проблемы.

Песочный мир чудес

Для проведения занятий по песочной терапии, у нас есть специально организованная зона в кабинете психолога. В вашем распоряжении песочница, дно и борта которой окрашены в голубой цвет. Дно символизирует воду, а борта — небо, чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию горизонта, и коллекция миниатюрных фигурок для создания картин в песочнице.

Также хотим предложить вам занятия на световом песочном столе.

Цветотерапия – это уникальная методика, оказывающая влияние на человека при восприятии разнообразных оттенков цвета мозгом. При помощи этой несложной методики по воздействию цвета, можно добиться значительных улучшений при лечении апатии, раздражительности у ребенка, убрать начинающуюся агрессию и чрезмерную активность.

Рисование на световом столе нравится всем детям. Во время рисования у ребят снимается напряжение, зажатость, они становятся более раскованными и расслабленными. Поэтому можно считать такое рисование с песочным столом способом лечения для снятия стресса и гармонизации внутреннего состояния. Занятия с песком влияют на тактильное восприятие малышей.

Во время игр со световым столом ребятишки используют ладонь, пальцы, тыльную сторону ладони руки, рисуют различные узоры, линии, фигуры. На таких занятиях развивается фантазия и воображение ребенка, память и координация его движений. Настоящие сенсорные занятия, не требующие ни специальных навыков, ни предметов для их проведения.

В результате курса песочной терапии проходит тревога, искажающие поведение эмоции устраняются. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие и детей и взрослых.

Источник: http://artishock.studio/zanyatiya/razvitie/pesochnaya-terapiya/

Как снять эмоциональное напряжение: методы, диагностика

Существуют различные методы психотерапии, которые помогают людям снимать психоэмоциональное напряжение и решать личные проблемы. Среди таких способов лечения выделяется песочная терапия.

Определение

Песочная терапия – это невербальное терапевтическое вмешательство, в котором используются песочница или лоток с песком, игрушки и иногда вода, чтобы создавать миниатюры миров, отражающих внутренние мысли, переживания и проблемы человека.

Эта форма игровой, выразительной терапии (или мировая техника) практикуется наряду с беседами. Песок и фигуры – средства коммуникации. Ее особенности изучали Маргарет Ловенфельд, Госта Хардинг, Шарлотта Бюлер, Дора Калфф и другие врачи и ученые.

Этот тип терапии часто используется при работе с детьми, но может применяться и ко взрослым, подросткам, парам, семьям и группам людей. Терапия с помощью лотка позволяет человеку создавать собственный микрокосм с помощью миниатюрных игрушек и цветного песка.

Сцена создается как отражение жизни человека и дает возможность разрешать конфликты, устранять препятствия и получать признание.

Возможность

Песочная терапия – это захватывающий, простой, творческий способ работы с пациентами. Это позволяет им анализировать свои проблемы, используя образы и символы, подключает сенсорное восприятие, дополняя им устное общение со специалистом. Визуализация расширяет возможности, позволяет клиенту выразиться, обрести спокойствие, исцелиться. Работа с песком ограничена только воображением тех, кто его использует.

Эффективность

Песочная терапия часто используется в работе с теми, кто страдал от какой-либо травмы, пренебрежения или злоупотребления. Песочная смесь особенно хорошо подходит для терапии с маленькими детьми, которые часто не могут выразить свои чувства в словах. Эта психотехника также полезна для подростков и взрослых, у которых возникают проблемы с самовыражением. Подходит метод и для получивших травму: психологическую, эмоциональную, физическую и т. п.

Терапия имеет дополнительную ценность для пациентов с серьезными химическими зависимостями, поскольку чрезмерное употребление лекарств снижает функции мозга. Песочная техника также хорошо помогает людям, которые не знают, как снять эмоциональное напряжение и стресс. В некоторых странах психологи практикуют этот метод в работе с заключенными, помогая им избавиться от психической напряженности.

Показания и противопоказания

Песочная терапия может быть особенно актуальна для детей. Ее следует использовать в таких случаях, если:

  • ребенок проявляет агрессию;
  • он ни с кем не общается;
  • заметны неврозы или тревожность;
  • ребенок находится в стрессовом состоянии из-за проблемных отношений в семье, со сверстниками;
  • были диагностированы психосоматические заболевания или отклонения, а также при наличии других проблем у детей.

Занятия с использованием песка помогают успокоить неусидчивых малышей, способствуют развитию речи в средней группе в детском саду, помогают развиваться детям дошкольного возраста с задержкой.

Для взрослых людей игры с песком также могут быть полезны.

Психологи прибегают к такому методу в следующих случаях:

  • наступление кризисного периода (в семье, на работе, личной жизни и т. п.);проблемы в личных отношениях;
  • развод;
  • смерть родных и близких людей;
  • панические атаки;
  • появление стресса, неврозов;
  • нарушения психического или эмоционального состояния.

В случаях, если у пациентов диагностированы эпилепсия, кожные заболевания или аллергия на песок, песочная терапия противопоказана.

Особенности работы

Песочная терапия проводится с помощью коробчатых контейнеров, называемых лотками. Они заполнены песком, который клиенты используют вместе с миниатюрными игрушками, чтобы создать игровой мир, отражающий некоторые аспекты жизни и свои реальные переживания. Клиент выбирает из большой коллекции игрушек несколько и строит маленький мир, который отражает происходящее.

Терапевт наблюдает за выбором и расположением игрушек без перерыва, позволяя человеку находить ответы внутри себя. После того как игра завершена, терапевт анализирует ее и обсуждает с человеком выбор игрушек, схему их расположения на песке и их символические или метафорические значения. При обсуждении пациенты часто решают внести изменения в мир, который они создали в песке.

Терапия может состоять из одной сессии или нескольких. Она может длиться несколько лет.

Для детей

Многие дети не могут говорить об эмоциональных состояниях, особенно в условиях травмы, пренебрежения или злоупотребления. Невербальная природа песочной терапии и знакомая среда игры могут помочь детям обрести чувство комфорта и безопасности.

Получив небольшую инструкцию от терапевта, ребенок может свободно играть и развивать собственное видение ситуации. Этот метод терапии помогает снять симптомы эмоционального напряжения, т. к. является проницательным методом получения психологом доступа к травматическим переживаниям ребенка.

Песочная терапия также очень полезна для лечения детей, подвергшихся сексуальному насилию.

Эти дети часто будут молчать, опасаясь зла или смерти. Им часто угрожают, они постоянно находятся в тревожном состоянии, когда приходят на сеанс терапии. Задается особая траектория, по которой они должны двигаться в сторону исцеления.

Основные способы

Состояние эмоционального напряжения мешает ребенку нормально развиваться. Во время песочной терапии психологи применяют 5 способов решения проблем:

  • ребенок создает на песке свой мир, а затем рассказывает о нем терапевту;
  • ребенок строит замки, располагает фигурки, после чего психолог задает наводящие вопросы о созданном мире;
  • психолог придумывает определенную ситуацию, которую ребенок должен изобразить с помощью песка и дополнительных элементов;
  • ребенок создает песочный мир, а потом, в ходе обсуждения с психотерапевтом, вносит в него изменения, аргументируя свой выбор;
  • врач называет ситуации или конкретных людей, а ребенок изображает на песке свои эмоции или ассоциации, связанные с ними.

Подход к лечению выбирается индивидуально. Чтобы раскрыть суть проблемы и выяснить, какой причиной она вызвана, необходимо следить за эмоциями пациента во время терапии и анализировать каждую деталь, поскольку все построенное является отображением внутреннего мира ребенка.

Для взрослых

Хотя лечение с использованием песочного лотка может выглядеть как детская игра, она может обеспечить эмоциональное освобождение человеку во время сеанса. Взрослые, которые были травмированы и практически не реагировали на иные формы лечения, могут хорошо отозваться на этот вариант.

Окружающая среда создает атмосферу, свободную от угроз, и на протяжении терапии психолог работает с человеком, чтобы изменить положение объектов как воплощений истинных людей и событий.

Начав облегчать влияние страхов на фиктивном уровне, человек может обрести мужество и способность признать, что его собственная жизнь может измениться.

Процесс игры в песочнице включает в себя создание серии лотков и может продолжаться несколько месяцев или лет. Но существенные изменения могут произойти и за один сеанс.

Виды

Существует два вида песочной терапии: с использованием песочного лотка или песочницы. Оба типа включают применение песка в терапевтических целях в условиях отсутствия угрозы, их задачей является снятие эмоционального напряжения. Подходы имеют тонкие, но значительные различия.

Песочный лоток

Этот вид психотехники для снятия сильного стресса или перенапряжения может включать различные теоретические ориентации, тогда как терапия с использованием песочницы основана на юнгианской психологии.

Сеанс с помощью песочного лотка позволяет увидеть то, что испытывает человек в момент работы с песком, и терапевты активно помогают осознанию опыта.

Он помогает избавиться от эмоционального дисбаланса, ослабить признаки психических расстройств у больного пациента, если таковые имеются, приводит к расслаблению.

Песочница

Терапия в песочнице также помогает человеку, у которого есть потребность разрядить эмоциональную напряженность. Психотерапевты, работающие таким образом, сосредоточены на бессознательном и стремятся предоставить людям лечение в свободном, защищенном пространстве и возможность общаться без слов.

Психотерапевты не интерпретируют, не вмешиваются и не направляют человека во время сеанса, анализ проводится после терапии.

Хотя вербализация и является существенным аспектом любого сеанса, лечение с помощью песочной игры может быть более эффективным. Особенно для детей или для людей, которые не могут выразить свои чувства и эмоции в устной форме из-за прошлой травмы.

Ограничения

Терапия с помощью песочного лотка, как и другие терапевтические методы снятия стресса, напряжения и т. п., имеет ограничения. В некоторых сообществах или культурах этот метод можно рассматривать как трудоемкий, запутанный, расстраивающий, навязчивый или слишком зависимый от клинической экспертизы терапевта.

Взрослые могут быть устойчивы к этому визуально-экспрессивному подходу, потому что считают, им не хватает творчества или достаточных художественных навыков для эффективного лечения. Толкование изображений на песке остается предметом обсуждения в сообществе психологов.

Время от времени интерпретация символов, цифр или целых сцен как терапевтом, так и человеком может быть неопределенной или неоднозначной, причем такие объяснения иногда приводят к пренебрежению альтернативными пониманиями.

История появления

Британский педиатр и детский психолог Маргарет Ловенфельд известна как первый человек, который использовал лоток для песка в качестве терапевтического метода. После появления интереса к психодинамическому подходу в психологии в 1921 году она перешла в область детской психотерапии.

Она утверждала, что ее идея использования песочных лотков для лечения появилась после прочтения книги «Игры на полу», написанной в 1911 году Г. Г. Уэллсом.

Автор описывает различные забавные игры, в которые он и его сыновья играли, и поощряет игру как средство личного развития как для детей, так и для родителей.

Внедрение идеи

После создания Института детской психологии в Лондоне в начале 1930-х годов Ловенфельд поставила два цинковых подноса в детскую игровую комнату. Первый был наполовину заполнен песком, второй содержал воду и различные объекты, используемые для формования песка. Маленькие игрушки, бумага, кусочки металла и другие красочные побрякушки хранились в непосредственной близости от подносов.

Ловенфельд сообщила, что со временем дети, проходившие лечение, начали ссылаться на емкость с песком как на мир и вскоре создавали трехмерные сцены, объединив элементы из коробки с песком в лотке.

Она считала, что такой подход, который она назвала Всемирной техникой, может служить средством коммуникации между строителем сцены и наблюдателем, составляющим представление о внутреннем мире создателя.

Создание терапии

В конце 1950-х годов психолог Дора Калфф приехала в Лондон, чтобы учиться у Ловенфельд. В результате Калфф объединила ее метод с восточной философией, моделью Неймана и теорией индивидуализации К. Г. Юнга. С разрешения Маргарет Ловенфельд, Дора назвала свой подход песочной терапией и обучила многих психологов, практикующих по всему миру, данной технике. Ею также была разработана методика изучения эмоциональной напряженности человека.

Заключение

Песочная терапия хорошо помогает всем, хотя большинство людей полагает, что это упражнения для детей. Она идеально подходит для работы над различными проблемами, уменьшает нагрузку на нервную систему, успокаивает, снижает стресс. Использование песочной игротерапии направлено на восстановление нормального психического и эмоционального состояния. Такой техникой полезно владеть не только психологу, но и воспитателю, педагогу, учителю для работы с детьми дошкольного возраста и старше.

Источник: https://psyhoday.ru/stress/pesochnaya-terapiy.html

Портал педагога |

Додонова Наталья Сергеевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МДОУ № 2
Населённый пункт: Ивановская обл., г.о. Шуя
Наименование материала: статья
Тема: «Песочная терапия как средство развития и коррекции детей с особыми образовательными потребностями»
20.05.2018
Раздел: дошкольное образование

Песочная терапия как средство развития и коррекции детей с особыми

образовательными потребностями

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фун-

дамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет

интенсивное развитие органов и становление функциональных систем орга-

низма, формирование личности дошкольника. Из детства ребенок выносит то,

что

сохраняется

с

ним

на

всю

жизнь.

Однако

развивающийся

организм

крайне уязвим к воздействию факторов риска как биологического, так и пси-

хогенного характера в силу недостаточной сформированности адаптацион-

ных механизмов, функциональных систем, механизмов психологической за-

щиты.

В последние годы наметилась устойчивая тенденция ухудшения здоро-

вья дошкольников, проявляющаяся в увеличении количества детей с наруше-

ниями физического и психического развития, когнитивными, речевыми и

эмоциональными нарушениями. Актуальной становится проблема создания

эффективной системы помощи детям с особыми образовательными потреб-

ностями в условиях дошкольных образовательных учреждений.

МДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 2» «Солнышко» г.

Шуи посещают 6% детей с особыми образовательными потребностями. На

первый план у них выступает незрелость познавательной, эмоционально-

волевой сферы, грубые речевые нарушения системного характера, связанные

с замедленным темпом психического развития

(ЗПР).

Основной технологией

в работе с данными детьми в ДОУ в рамках психологического сопровождения

выбран метод песочной игротерапии.

Возможность и необходимость применения данного метода с детьми с

особыми образовательными потребностями обусловлена особенностями пси-

хического развития данной категории детей. Дети данной категории часто за-

трудняются в вербализации своих переживаний из-за нарушений речевого

развития, ограниченного запаса знаний и представлений об окружающем,

специфических особенностей мыслительной деятельности. Игра на песке яв-

ляется «символическим языком для самовыражения», не требующим слов.

Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем в

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Иешуа га ноцри кто это

словах, как он относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жиз-

ни, окружающим людям.

Формы и варианты песочной терапии определяются педагогом-психо-

логом в зависимости от особенностей конкретного ребенка, специфических

задач работы и ее продолжительности. Песочная терапия применяется: 1) с

целью диагностики; 2) с целью оказания первичной психологической помо-

щи; 3) в процессе краткосрочной психотерапии; 4) в процессе долгосрочного

психотерапевтического воздействия.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода

коррекционного воздействия. В других случаях — в качестве вспомогательного

средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные

навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто песочница использу-

ется в качестве психопрофилактического, развивающего средства.

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Имен-

но поэтому песочница используется нами с детьми всех возрастных катего-

рий. В каждой группе ДОУ созданы «уголки экспериментирования», где нахо-

дится емкость с песком и набор игрового материала (формочки, набор миниа-

тюрных фигурок, бросовый материал).

Цветной песок предлагает широкие возможности для диагностики и

снятия отрицательных эмоциональных состояний в старшем дошкольном воз-

расте. Используя тот или иной цвет в процессе рисования песочных картин,

ребенок неосознанно дает нам информацию о преобладающем эмоциональ-

ном фоне, и, кроме того, в символической форме выражает свои чувства и

эмоции. Последующая беседа по рисунку позволяет на вербальном уровне

конкретизировать чувства ребенка, стабилизировать его эмоциональное со-

стояние.

Особое значение использования песка в качестве средства сохранения

психологического здоровья детей с особыми образовательными потребностя-

ми мы придаем в период адаптации детей к ДОУ. Известно, что данная кате-

гория детей испытывает наибольшие трудности в процессе социализации. В

данном контексте игры на песке решают следующие задачи:

— облегчение установления доверительных отношений педагога с ребен-

ком, помощь в установлении социальных контактов со сверстниками;

— снижение чрезмерного уровня психофизического напряжения;

— проигрывание психотравмирующих ситуаций;

— помощь в выражении своего внутреннего состояния через спонтанную

игру на песке;

— помощь в возникновении и поддержании положительных эмоций, по-

вышению эмоционального тонуса, общего фона настроения.

Выбрав ту или иную фигурку (символизирующую свое Я), дети вместе

с взрослым проигрывают на песке ситуацию из жизни в дошкольном учре-

ждении («дорога в садик», «расставание с мамой», «сон в группе» и т.д.). При

многократном проживании в игре психотравмирующей ситуации, например

расставания с родителями, у ребенка наступает своего рода снижение чув-

ствительности и страха в реальной стрессовой ситуации, так как его песоч-

ный опыт будет показывать предсказуемость и благополучный исход реаль-

ных событий.

Работа с тактильными ощущениями имеет колоссальное значение для

развития психики ребенка с задержкой психического развития. Такого рода

взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние, развивает

мелкую моторику, кинестетическую чувствительность, ребенок учится при-

слушиваться к себе, проговаривать свои ощущения. Это способствует разви-

тию речи, произвольного внимания и памяти. Ребенок получает первый опыт

рефлексии, самоанализа, закладывается база для дальнейшего формирования

навыков позитивной коммуникации.

Учитывая

это,

в

ДОУ

была

разработана коррекционно-развивающая

программа «Волшебный песок», направленная на развитие познавательного,

творческого потенциала детей, стабилизации их эмоциональной сферы по-

средством различных игр с песком. Программа предполагает работу как ин-

дивидуально, так и в мини-группах. Возраст детей от 4,5 до 6 лет.

Общая структура игровых сеансов:

1.

Вводная часть:

— ритуалы приветствия и «вхождения»;

— правила работы с песком.

2. Основная часть:

— упражнения и игры, направленные на развитие разных познаватель-

ных процессов;

— упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительно-

сти и мелкой моторики руки;

— упражнения на снятия психоэмоционального напряжения;

— расслабляющие упражнения с использованием музыки.

3. Заключительная часть: ритуал прощания.

Песочная терапия дает нам широкие возможности для полноценного

развития психических процессов дошкольников с особыми образовательны-

ми потребностями, гармонизации их эмоциональной сферы и внутреннего

мира, способствует снижению чрезмерного уровня психического напряжения

и, в конечном итоге, служит цели поддержания психического и физического

здоровья дошкольников.

Библиографический список

1.

Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игро-

терапия. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998

2.

Кисилёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми [Текст]: руководство для

детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с

детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2006

3.

Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб.: Речь, 2006

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=31264

Песочная терапия

Тема: «Песочная терапия как метод предупреждения

психо-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

Выполнил педагог-психолог

Бабай Екатерина Сергеевна

СП «Детский сад №2»

ГБОУ ООШ №2 г.о.Октябрьск

К. Д. Ушинский писал:

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»

Игра с песком — одно из самых любимых занятий детей. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.

Песочная терапия для детей это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Актуальность темы. Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными психологическим проблемами может терапия песком.

Основная цель — снятие психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, создание положительного эмоционального настроя.

Песочная терапия решает следующие задачи:

  • развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;
  • формирование у ребёнка представления об окружающем мире;
  • развитие общей и тонкой моторики.

Сегодня я постараюсь познакомить Вас с одним из направлений арт-технологии – песочной терапией с использованием кинетического песка и показать возможности ее использования в работе с детьми дошкольного возраста. Почему я выбрала именно кинетический песок?

Кинетический песок сыпучий и пластичный, он «течет» сквозь пальцы и позволят лепить объемные фигуры, при этом не рассыпается как обычный песок, поэтому с ним можно работать без короба. Этот песок приятен на ощупь, абсолютно нетоксичен и не вызывает аллергии, не оставляет следов на руках и оказывает расслабляющее и терапевтическое действие.

В начале, моя работа была направлена на изучение и анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме. В ходе данной работы были определены методики исследования, проблемы, цели, задачи, необходимый диагностический инструментарий.

В рамках оценки уровня тревожности, я использовала диагностику «Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен» ,и графическую методику «Кактус» М.А. Панфилова.

По уровню тревожности было выявлено, что у 10 детей имели высокий уровень тревожности, у 7 детей — средний уровень и 3 ребенка показали низкий уровень тревожности.

Каждое занятие песочной терапии начинается с ритуала приветствия, который способствует сплочению детского коллектива, помогает им настроиться на работу. Далее проходит основная часть занятий, которая направлена на снижение уровня тревожности и страхов.

А также на коррекцию таких психических процессов как внимание, память, мышление, закрепление восприятия цвета, развитие мелкой моторики руки и тактильных ощущений, совершенствование умения и навыков практического общения, развитие фантазии, побуждение ребенка к активным действиям концентрации внимания, стабилизация положительного эмоционального фона.

После основной части проводится рефлексия, дети проговаривают о том, что почувствовали, что понравилось, что нового узнали. Затем ритуал прощания.

В работе мною используются различные игры и упражнения с кинетическим песком: «Разговор с ладошками», «Острова», «Узоры на песке», «Готовим печенья и кексики», «Секретики», «Необычные следы». превращаем коррекционно-развивающее занятие в интересную и увлекательную игру, на протяжении которой дети эмоционально раскрепощаются.

«Готовим печенья и кексики»

Для этой игры вы можете использовать различные формы для выпечки, кулинарные высечки, формы для выпечки и даже скалку. Песок не прилипает к ним, после игры достаточно будет помыть формы и их снова можно использовать на кухне по прямому назначению..

«Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры, простые и сложные узоры. Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого.

Игра «Острова»

Детям предлагается взять песок и на поверхности стола создать с его помощью — острова, при этом дополнительно можно использовать миниатюрные фигурки. Затем дети отправляются путешествовать по островам, рассказывая о них и их обитателях (используется набор мелких сюжетных игрушек).

Упражнение «Разговор с руками»

Ребенок обводит на песке силуэт ладоней. Затем оживляют песочные ладошки — дорисовываете им глазки, ротик, выкладываете различными камешками и ракушками пальчики. После этого необходимо затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?», «Что вас огорчает?», «Чего вам хотелось бы» и т. д. . При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.

Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2—3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Для организации занятий песочной терапией понадобится:

1. Кинетический песок.

2. Коллекция миниатюрных фигурок и предметов (лучше не выше 10-12 см., такие габариты оптимально соответствуют размерам нормального поля зрительного восприятия).

В песочной терапии мы применяем разнообразные предметы: фигурки людей — дети, взрослые, сказочные персонажи (колдуны, ведьмы), животные — рыбы (акула, дельфин, золотая рыбка), домашние животные и хищники, птицы, насекомые (муравьи, мухи, жуки, пауки, кузнечики, бабочки) – т.е. разнообразные представители животного мира; растения — деревья, кустарники, цветы.

Вы можете использовать искусственные и объекты небесного пространства — солнце, луна, звезды,натуральные растения; объекты среды обитания — заборы, ворота, дорожныерадуга, облака, молния; аксессуары — монетки;  знаки, мосты; естественные природные объекты — камешки, кости, кусочки металла и дерева, ракушки, семена, желуди, каштаны, перья, сухие растения, кристаллы, отполированные стеклышки.

В песочнице можно просто рисовать палочкой, а на поверхности песка, изображать разного рода рельефы .

Имитационная игра с участниками

Какие ассоциации вызывает у Вас слово «песок»? Что Вы вспоминаете, услышав его? (Ответы участников).

Педагог — психолог: Большинство из вас вспоминает песочный пляж на теплом море, лето и сказочный отдых.

Педагог: Итак, перейдем к практической части нашего занятия. Вначале давайте познакомимся с песком.

Упражнение «Поздороваемся с песком».

Положите руки на ровную поверхность песка, оставьте отпечатки рук сначала внутренней, потом внешней стороной кисти. Погрузите пальчики в песок. Общение с песком это своеобразный медитативный процесс, позволяющий расслабиться.

Упражнение «Картина мира»

Цель: развитие активной речевой деятельности, творческого воображения и навыков позитивной коммуникации.

Оборудование: круги-пиктограммы по количеству участников, песочный стол, любой подручный материал, который есть в наличии, включая фигурки людей и сказочных персонажей.

Ход игры: Психолог предлагает педагогам взять с подноса круг. Затем перевернуть его и посмотреть. У кого пиктограмма с улыбкой, тот становится участником игры. У кого другие эмоции, тот зритель.

Психолог приглашает педагогов подойти к песочнице (6-7 человек) и создать импровизированную сцену на песке: полянку, домик, озеро, лес, квартиру, детский сад и т.д. Для создания сюжета можно использовать любой материал и игрушки.

Время для работы 3-4 минуты (для контроля хорошо подойдут песочные часы). Затем нужно придумать и обыграть этот сюжет всем вместе по ролям.

Аналитическая карта

Левый верхний угол.

Прошлое, процессы. Воспоминания либо мысли о доме, матери, др.значимой женщине

Центральная часть, верх.

Настоящее. То, о чем думает сейчас, фантазирует

Правый верхний угол.

Будущее. Мечты, планы, мысли о взаимодействии в социуме. С отцом, другими мужчинами.

Левая часть, центр.

Прошлые эмоции, переживания, связанные с домом, матерью.

Центр.

Сосредоточены самые важные фигуры. Это актуальное эмоциональное состояние, нечто очень важно

Правая часть, центр.

Отражает стремление, желание автора

Левый нижний угол.

Действия в прошлом., связанные с домом, матерью, др.значимыми женщинами

Центр, нижняя часть.

Действия, реализуемый в данный момент

Правый нижний угол.

Действия, возможные в будущем. Действия с соц.окружением и др.значимыми мужчинами

Заключение

Говорить о каких то результатах мне, конечно же еще рано, так как работаем мы только четвертый месяц в данной области. Сказать могу только то, что дети с огромным удовольствием занимаются «в песочнице», возбужденные дети, играя с ним, становятся спокойнее, сбрасывая свое напряжение. Агрессивные дети, улыбаются и радуются от песочного «куличика», который у них получилось сделать.

Работать в данном направлении мне нравится, думаю, что не зря взяла этот вид терапии как один из методов снятия психо-эмоционального напряжения у детей.

Библиографическое описание:

Источник: https://rostovhramvrs.ru/pesochnaya-terapiya/

Песочная терапия для детей дошкольного возраста — просто и эффективно!

Наверное каждый из взрослых когда-то в детстве игрался в песочнице – проводя время за строительством замков из песка, и совершенно не задумывался о том, что таким образом выражает свои чувства, настроение и отношение к окружающему миру. Песочная терапия для детей дошкольного возраста разработанная психологами – направление арт терапии, которая очень хорошо решает множество проблем в развитии детишек.

История метода песочной терапии

Использование песка в терапии впервые началось в 20-х годах прошлого века. Автором данного метода является юнгианский аналитик Дора Кальфф. Песочная терапия базируется на символическом содержании бессознательного в качестве источника развития и внутреннего роста. Дора Кальфф считала, что песочные картины могут многое рассказать о душевном состоянии человека.

Для работы с психологически неблагополучными детьми песочная терапия впервые была использована Маргарет Ловенфельд, она назвала эту методику «техникой построения мира». В настоящее время песочная терапия используется в детском психоанализе, арт-терапии, в когнитивно-поведенческой терапии, в гештальт-терапии и терапии семейных отношений.

Особенности метода

Играя с песком можно помочь ребенку развить пространственное воображение, обучить логическому мышлению, а кроме того, развить мелкую моторику. Работая с песком, ребенок успокаивается, поэтому она показана детям с гиперактивностью.

Программы песочной терапии содержат всё – гимнастику для рук, воплощение фантазий, актерское мастерство и многое другое, что будет положительно влиять на эмоциональный фон ребенка, развивать чувствительные навыки и стимулировать познавательные процессы.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста может быть использованна с самого раннего детства и родители смогут раньше узнать о том, что заботит их малыша, чего он боится, и как видит окружающий мир.

Выразить свои чувства словами не всегда бывает просто даже взрослому человеку, а ребенку, который обременен психологическими проблемами, это и вовсе не по плечу. Песочная терапия помогает высказать то, на что не хватает слов.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста – это игра, творческий процесс, а не техника создания картины. Поэтому ошибок здесь быть не может, а значит не будет поводов для расстройства. Создание нового мира – это увлекательный и приятный процесс, композиции создаются легко и без напряжения. Этот момент очень важен для детей, которым нужна эмоциональная, логопедическая или любая другая психологическая коррекция.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  29 февраля какой святой

Польза песочной терапии для детей дошкольного возраста

Не стоит думать, что занятия с песком могут нести в себе только лишь психологическую помощь ребенку, который имеет эмоциональную или психологическую травму. Возможностей у песочной терапии куда больше:

  • во время занятий можно соотносить игру и реальную жизнь;
  • формировать чувство комфорта;
  • снимать мышечное напряжение;
  • улучшить зрение;
  • расширять словарный запас;
  • учить буквы;
  • овладевать навыками письма и чтения;
  • развивать слух.

Если же говорить о психологической направленности песочной терапии, можно отметить следующее:

  1. взгляд на себя со стороны – по положению рук в песочнице психотерапевт может многое рассказать о пациенте;
  2. моделирование ситуаций;
  3. осязание, что есть другие пути выхода из проблемных ситуаций, кроме критических.

Кому нужна песочная терапия?

В принципе песочная терапия полезна всем, но более актуальна она для детей, у которых имеются следующие проблемы:

  • неврозы;
  • повышенная тревожность;
  • недуги психосоматического характера;
  • чрезмерная агрессивность;
  • стрессы, которые спровоцированы социальными или семейными конфликтами;
  • логопедические нарушения, развивающиеся на фоне нервного напряжения.

Большую пользу песочная терапия принесет детям, которые не проявляют своих чувств, не могут объяснить свои мысли и эмоции. Также терапия песком окажется благотворное влияние на детей перенесших психологическую травму. в следствии чего замыкаются или им сложно найти правильное решение.

А также песочная терапия дает возможность:

  • творчески развиваться;
  • диагностировать основную проблему, которая беспокоит ребенка;
  • научить ребенка находить выход из различных ситуаций.

Противопоказания песочной терапии

Проводить песочную терапию не рекомендуется в следующих случаях:

  • ребенок имеет дефицит внимания;
  • эпилепсия;
  • шизофрения;
  • чрезмерно высокий уровень тревожности;
  • у ребенка невроз навязчивых состояний;
  • аллергия на пыль;
  • заболевания легких;
  • порезы на руках;
  • заболевания кожи.

Что необходимо для сеансов?

Для песочной терапии совсем необязательно посещать кабинет психотерапевта. Проводить сеансы можно в детской песочнице, на пляже, просто в кучке песка, которую привезли для строительства, в конце концов можно заполнить ящик песком и поставить его в квартире.

О ящике для песочной терапии нужно сказать еще пару слов. Желательно покрасить ящик в голубой цвет, поскольку он будет успокаивающе воздействовать на ребенка. Размер ящика должен быть 70х50х8 – это оптимальные размеры, которых желательно придерживаться. Заполнять песком до краев ящик не надо, хватит половины.

Для домашних сеансов песок можно принести с пляжа или купить. В первом случае песок придется просеять, вымыть и высушить. Для более тщательной дезинфекции песок можно выдержать в разогретой духовке.

Лучше иметь два вида песка – мягкий речной песок, который продается в строительных магазинах, он может быть разных цветов; и крупный песок – морской – для лепки.

Еще для песочной терапии потребуется вода, а также то, что является символами реального мира – фигурки людей и сказочных героев, животных, мебель, дома, машины, растения, домашняя утварь, природные материалы. Список может быть бесконечным, проще говоря понадобится все, что ребенок будет просить во время игры.

После того как все будет готово, родители должны предоставить ребенку полную свободу творчества – все предметы для игры ребенок должен выбирать самостоятельно, никаких советов со стороны взрослых быть не должно, за исключением моментов, когда ребенок сам попросит помочь. Это мир вашего ребенка, и он в нем полноправный хозяин – кого хочет закапывает, что хочет возвышает, словом выражает свои мысли и чувства, а родители или психологи должны просто наблюдать за происходящим.

Психологи выделили три стадии развития игры ребенка с песком:

  1. Хаос. На игровой площадке фигурки разбросаны без какого-то порядка, люди, растения, животные и прочие предметы не имеют конкретных мест и локация их нетипична. Такое явление говорит о том, что ребенка что-то волнует, он встревожен и не может собраться с мыслями.
  2. Борьба. Ребенок четко делит всей персонажей игры на плохих и хороших, очень значимо преобладание определенных фигурок – каких больше плохих или хороших? Это говорит о внутренней борьбе ребенка. Торопить ребенка и подталкивать его для добавления положительных героев не следует, важно то, что получится в конце игры.
  3. Исход. Финальная стадия терапии. Положительное окончание игры свидетельствует о мире и покое в душе ребенка.

Индивидуальные игры ребенка под контролем взрослого можно начинать с того возраста, когда ребенок перестает тянуть все в рот. Групповые занятия, как правило, начинаются с 3 лет.

Занятие по песочной терапии, игры

Для развития общей моторики рекомендуется проводить рисование и игры с песком стоя. Таким образом, ребенок задействует большую часть мышц, укрепляется костно-мышечный аппарат, формируется правильная осанка, развивается координация движений.

Чтобы сделать акцент на развитии мелкой моторики рекомендуются упражнения, которые направлены на тренировку пальцев. Такие занятия повышают работоспособность коры головного мозга, оказывают положительное влияние на речевые центры, происходит развитие ручной умелости.

Упражнения на развитие моторики

Ребенок и взрослый на ровной поверхности песка оставляют отпечатки своих рук – ладонь и тыльная сторона ладони. При этом взрослый рассказывает о том, что он чувствует, прикасаясь к песку. Затем ребенок должен рассказать о своих ощущениях, возможно он будет немногословен, и тогда можно задавать наводящие вопросы. Какой песок на ощупь? Какая разница в прикосновении разными участками ладони?

Далее можно прощупать песок подушечками пальцев, посыпать песок сверху на ладони, и спросить ребенка приятно ему это или нет. Такое упражнение учит ребенка прислушиваться к своим ощущениям, исследовать объект руками и осознано давать оценку тактильным ощущениям.

Для снятия эмоционального напряжения необходимо проводить игры в спокойной обстановке, упражнения должны быть направлены на развитие навыков по управлению собственным мышечным тонусом. Расслабление помогает одним детям снять напряжение, а другим сконцентрировать внимание.

Упражнения на расслабление детей

Нарисовать ладонями, костяшками пальцев, кулачками разные узоры и побеседовать с ребенком на что они похожи – следы животных, снежинки, ветки. Необходимо ненавязчиво пробудить фантазию ребенка.

Для снятия агрессии важно чтобы игра заканчивалась положительными эмоциями, добро одерживало верх над злом. В этом случае возможно использование сказочных персонажей, через которые ребенок будет раскрывать свои внутренние проблемы и переживания.

Упражнение для снятия агрессивного состояния

Можно устроить песочный ливень – сначала пусть дождик будет мелким, и помещается на одной ладони, затем песок можно зачерпывать двумя ладонями или детским ведерком. Очень важно, чтобы ребенок ощущал свою причастность к этому дождю, тогда он успокоится и будет менее агрессивно воспринимать дальнейшие игры.

Песочная терапия книги

Есть очень много полезных и прекрасных книг по этому направлению терапии, но мы вам рекомендуем: книга «Песочная терапия. Практический старт» Елена Тарарина . Ее можно купить в магазине Озон с быстрой доставкой на дом:

Можете скачать книгу Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Чудеса на песке. Песочная игротерапия

Польза песочной терапии для детей дошкольного возраста

Психотерапевтами давно были замечены удивительные качества песка, нейтрализующие негативную энергию человека, будто всасывая её в себя. При помощи этого сыпучего материала, внутренний мир индивида может освободиться от конфликтов и переживаний, избавится от напряжения и достичь более полного расслабления.

Метод песочной терапии используется при работе с детьми и взрослыми, помогает им в решении многих проблем. Важное значение песочная терапия имеет для развития ребенка в дошкольном возрасте, выявляя и прорабатывая многие эмоциональные нарушения. Вовлекая дошкольника в игру с песком можно не только развлекать, но и развивать его.

История появления песочной терапии

Еще в 20 – е годы 19 века аналитиком Дорой Кальф были выявлены исцеляющие свойства песка. Терапия с использованием песка основана на символическом проявлении бессознательного и часто становится источником развития и внутреннего роста личности. Автор связывала содержание песочных картин с душевным состоянием человека. Были сделаны выводы о том, что при помощи песочницы ребенок создает свою модель окружающего мира, перенося в него собственные тревоги и беспокойства.

Своё развитие песочная терапия получила в работах Маргарет Ловенфельд, использовавшей эту технологию в работе с детьми, имеющими психологические проблемы.

Она разработала авторскую методику, называющуюся «техника построения мира», включающую принципы работы и упражнения в работе с детьми разных возрастных групп.

На этом этапе песочная терапия выделяется в отдельный вид арт – терапии, может использоваться в детском психоанализе, когнитивно – поведенческом направлении, гаштальт – терапии и семейной психотерапии.

Характеристики метода

В дошкольном детстве игра с песком помогает в развитии пространственного воображения, обучает логическому мышлению, развивает внимание и мелкую моторику рук. Песочная анимация имеет расслабляющий и успокаивающий эффект, поэтому особенно полезна она будет для гиперактивных дошкольников.

Этот метод – замечательная пальчиковая гимнастика, выражение фантазий, проявление актерских способностей, благотворно влияющий на эмоциональное развитие ребенка, его чувствительности и восприятия окружающего мира. Родителям этот способ поможет лучше узнать о внутренних переживаниях своих детей, помочь с выражением чувств и эмоций, увлекательная игра, способная завлечь и успокоить.

Даже у взрослого человека могут возникнуть трудности с выражением и интерпретацией эмоционального состояния, а для ребенка это может быть непосильной задачей. Песочная терапия способствует проявлению эмоций, их выражению в игровой форме.

Этот метод – творческий процесс, в котором нет конкретных рамок и границ. Благодаря этому ребенок может проявить свою личность, не опасаясь упреков и ошибок. Этот метод, который без лишнего напряжения, позволит ребенку передавать внутренние переживания во внешний мир.

Цель песочной терапии

Основная цель этого метода – ненавязчивая помощь ребенку в освобождении от эмоциональных переживаний, беспокойств, волнений. Подсознательно повысить самооценку ребенка, научить его справляться с трудностями, скорректировать психическое состояние. Способствовать развитию творческих способностей и фантазии.

Кому подойдет песочная терапия?

Использование этого метода может быть полезно каждому ребенку, даже в том случае, когда у него нет личностных нарушений, как метод развития навыков и способностей. Но существую случаи, когда применение песочной анимации у дошкольников особенно рекомендовано:

• При наличии страхов, сильной тревожности;

• При задержке психического развития;

• При диагностированном неврозе, нервных тиках;

• При низкой самооценке;

• При вспышках агрессивного поведения;

• При трудностях в отношениях с окружающими (родителями, педагогами, сверстниками);

• При депрессивных состояниях, апатии, замкнутости, суицидальных мыслях;

• При логопедических нарушениях;

• В случае перенесенного насилия или психологической травмы.

У ребенка дошкольного возраста часто возникают затруднения с формулировкой своих переживаний. Терапия песочной анимацией поможет ему преодолеть этот барьер, в игровой форме справиться с негативными состояниями.

Польза от использования такого вида “Арт-терапии”

Занятия песочной анимацией могут принести пользу ребенку в разных аспектах жизни:

• Соотнести игру с реальной жизнью;

• Сформировать чувство комфорта и безопасности;

• Снять мышечное напряжение;

• Расширить словарный запас;

• Улучшить зрение и концентрацию внимания;

• Выучить буквы, овладеть навыками письма и чтения;

• Развить слуховые способности.

Противопоказания использования песочной анимации

Не стоит применять этот метод, работая с детьми имеющими:

• Дефицит внимания;

• Психиатрические нарушения (эпилептоидные нарушения, шизофрения);

• Чрезмерно завышенный уровень тревожности;

• Аллергические реакции на пыль;

• Респираторные заболевания, болезни кожи, открытые раны на руках.

Основные принципы игр на песке:

1. Необходимо создать естественную стимулирующую среду, способствующую развитию чувства комфорта и защищенности, проявлению творческой активности. Психолог должен подбирать задания, которые соответствуют способностям и уровню развития ребенка. Для более полного понимания инструкции, они представляются в форме сказок. Требуется исключить негативную оценку поведения и действий ребенка, принимать и рассматривать все идеи. Поощрять его в проявлении фантазии и творческого подхода.

2. С помощью песка можно «оживить» абстрактные символы – цифры, буквы, геометрические фигуры и другие. Таким образом дошкольнику легче ориентироваться в этих понятиях и представить их наглядно. Эти игры положительно влияют на мотивацию ребенка, заинтересованность процессом, развитие навыков.

3. Песочная терапия помогает ребенку реально «прожить», проиграть разнообразные жизненные ситуации. Благодаря сказочным персонажам, их фигуркам, ребенок создает воображаемую ситуацию, связывает её с реальным миром, и наоборот.

Сеанс песочной терапии

В дошкольном возрасте этот метод широко применяется логопедами и психологами, учитывая конечную цель и особенности личности ребенка, специалист определяет цели занятий и упражнения необходимые для её достижения. Занятия могут проводиться как для группы, так и отдельно для каждого дошкольника.

Многие специалисты отмечают положительный эффект уже после первого сеанса. Дети могут открыться и установить тесный контакт с психологом, который интерпретируя происходящее, может раскрыть их глубинные переживания. Очень часто это не осознаваемые переживания, которые не удавалось распознать до этого. Основная цель психологического воздействия заключается в том, чтобы осознать и проработать свои проблемы, найти пути решения и выход из ситуации.

Этапы песочной терапии:

1. Работа с песком. На первом этапе работы происходит знакомство ребенка с песком и имеющимися фигурками и статуэтками. Для психолога особенно важно наблюдать за действиями ребенка, обращая внимание на его поведение, действия.

2. Обсуждение. После окончания игры проводится совместное обсуждение хода игры. Для специалиста важно узнать индивидуальное объяснение каждого игрового персонажа. Психолог может интерпретировать значение фигурок и влияние их на жизненные проблемы пациента. В ходе этого этапа психолог должен помочь выявить проблемную ситуацию и подтолкнуть к её решению.

3. Повторная терапия. Выявив поверхностные проблемы клиента необходимо продолжать систематическую работу, позволяющую изучить глубинные переживания. Над проблемой необходимо работать комплексно, взглянув с разных сторон на причины возникновения и пути решения.

Особенности проведения

Для детей дошкольного возраста песочная анимация проходит несколько стадий: хаоса, борьбы и разрешения конфликтной ситуации.

Этап хаоса. На данном этапе ребенок знакомится с разными игрушками, он хватает их, расставляет в беспорядочном порядке, может перемешивать фигурки с песком. Ребенок учиться проигрывать различные ситуации и приближается к проживанию эмоции. Во время многократного проигрывания травмирующих ситуаций психика учится справляться с ними и изменять отношение к ним.

Эта стадия работы может длиться несколько занятий. На поле будет оставаться все меньше необходимых фигур, и ребенок начнет размешать их более упорядочено и осмысленно.

Этап борьбы. На этом этапе ребенок неосознанно переносит на поле с песком внутренние конфликты, тревоги и обиды, нерешенные ситуации и отрицательные эмоции. На игровом поле может развернуться целая борьба, в которой герои противостоят друг другу. Но спустя какое – то время ребенок может выбрать защитника или героя, который разрешит все разногласия и наведет порядок, справедливо решит ситуацию.

Решение конфликтной ситуации. На данном этапе игра может строиться определенным образом, имея свой сюжет и приобретая осмысленные формы. Ребенок уже ощущает себя спокойно и расслаблено.

Песочная терапия – современный, прогрессивный метод работы, подходящий для тех, кто беспокоится за здоровье, и правильное развитие ребенка. Эта технология подходит не только для детей имеющих психологические проблемы, но и стимулирует всестороннее развитие любого ребенка.

Родители могут создать песочницу даже дома, приобретя все необходимые инструменты (песочное поле, песок и игрушки). Занятие должно проходить совместно, возможно использование сказок, песен, небольших рассказов.

Это отличное и интересное времяпрепровождение, которое создаст атмосферу легкости, улучшит взаимопонимание и поможет ребенку в познание внутреннего и окружающего мира.

Развитие Детей. Песочная Терапия .Развитие Мелкой Моторики.

Статья обновлена: 10.02.2019

Источник: https://motivacii-net.ru/polza-pesochnoj-terapii-dlja-detej-doshkolnogo-vozrasta/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Апокалипсис что это такое

Закрыть