Платон считал что превыше всего благо

Платон: философы будут править государством! — Православный журнал

платон считал что превыше всего благо

Журнал «Фома» открывает новый цикл История идей, великих и ужасных, посвященный истории человеческих попыток построить рай на Земле. Не один и не два раза человечество в своей истории «штурмовало небо», пытаясь здесь, на Земле построить замену Небесному раю. Таких попыток в истории было на самом деле множество. Всякий раз из этого ничего не выходило, но каждая попытка по-своему поучительна. Начнем мы с идеального государства Платона.

Время и место действия

Древнегреческие Афины — Сиракузы (Сицилия), конец V-го — IV век до Рождества Христова.

Почему нам это интересно сегодня

Английский философ Альфред Уайтхед (1861–1947) сказал, что вся двух с половиной тысячелетняя история европейской философии — это к Платону. Это касается и его учения о государстве. Платон первый потребовал, чтобы государство было полностью построено на разумных началах и чтобы им управляли философы как носители и знатоки этого разума.

Благодаря отрицанию частной собственности Платона считают первым утопическим коммунистом в истории. Практически любой курс или книга по истории социалистических и коммунистических идей начинается с идеального государства Платона.

Главные действующие лица

Великий древнегреческий философ Платон в юности был поэтом, писал трагедии и стихи. Потом, в двадцать лет, услышав беседу Сократа, он сжег все свои прежние произведения, решив отныне заниматься только философией.

Кстати, сначала Платона звали Аристокл. Юноша был борцом и имя «Платон» (по-гречески «Широкий») получил за свое крепкое телосложение. Вообще Платон был очень талантлив в самых разных областях. Он писал непревзойденные по художественному мастерству философские диалоги, еще был математиком (над платоновской Академией даже висела надпись «Не геометр да не войдет»), в юности кроме поэзии занимался живописью, а ближе к старости принялся за попытки радикального социального реформирования.

Чего хотел Платон

Свое знаменитое учение об идеальном государстве Платон излагает в диалоге «Государство». Надо сказать, оно мало походило на рай и не обещало особого райского блаженства. Платон считал, что благо целого неизмеримо важнее блага отдельного человека. Поэтому государство, учил он, может быть счастливо, даже если отдельные люди в нем несчастны.

Свое идеальное государство он словно вычерчивает в строгих геометрических линиях по идеальному чертежу, целиком и сразу по единому плану. Подразделяя население на три сословия — 1) правящих философов; 2) воинов и 3) ремесленников и крестьян — Платон вводил для первых двух, самых главных сословий очень жесткие правила.

Они не должны были ничего иметь в своей собственности, у них не должно быть своих семей и даже домов. Деторождение строго регулируется государством: правители определяют, какой мужчина с какой женщиной сходится для рождения потомства и когда. Даже пищу жители идеального государства должны принимать сообща. Словом, женщины, дети, дома, еда — все общее.

Настолько, что про любую вещь в идеальном государстве Платона надо говорить не «моя» или «твоя», а только «наша».

Все это нужно было для того, чтобы философы и стражи могли всецело посвятить себя служению государству и общему благу, и чтобы ничто не отвлекало их от этого служения:

«— Мы с тобой уже согласились, Главкон, что в образцово устроенном государстве жёны должны быть общими, дети — тоже, да и всё их воспитание будет общим; точно так же общими будут военные и мирные занятия, а царями надо всем этим должны быть наиболее отличившиеся в философии и в военном деле.

— Да, мы в этом согласились.

— И договорились насчёт того, что как только будут назначены правители, они возьмут своих воинов и расселят их по тем жилищам, о которых мы упоминали ранее; ни у кого не будет ничего собственного, но всё у всех общее. Кроме жилищ мы уже говорили, если ты помнишь, какое у них там будет имущество.

— Помню, мы держались взгляда, что никто не должен ничего приобретать, как это все делают теперь. За охрану наши стражи, подвизающиеся в военном деле, будут получать от остальных граждан вознаграждение в виде запаса продовольствия на год, а обязанностью их будет заботиться обо всём государстве».

Государство, 8-я книга

История попытки

Решив на практике воплотить свое учение об идеальном государстве, Платон начал искать правителя, который мог бы заинтересоваться его философией. Он знакомится на Сицилии сначала с тираном Сиракуз Дионисием Старшим (кстати, слово «тиран» у древних греков не несло отрицательной нагрузки и могло значить просто «единоличный правитель, обладающий неограниченной властью»), а потом его сыном — Дионисием Младшим, который стал править Сиракузами после своего отца.

Их обоих он пытается научить справедливости («О справедливости» — другое название диалога Платона об идеальном государстве). Но из этой попытки ничего не выходит. Хотя оба тирана поначалу проявляют интерес к платоновским идеям, они его быстро теряют и даже проникаются враждой к Платону.

Дионисий Старший так рассердился на Платона за его попытки ограничить тираническую власть, что он организует продажу Платона в рабство, сопровождая это насмешливыми словами: «Это ему нисколько не повредит, ведь он — человек справедливый и даже находясь в рабстве, будет счастлив».

Из рабства Платона потом выкупают его ученики.

Тем не менее, Платон проявляет большую настойчивость. Трижды он ездит на Сицилию со своими идеальными планами, и трижды его постигает неудача. После этого, как говорит древнегреческий писатель Диоген Лаэртский в трактате «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», «более он государственными делами не занимался, хоть из сочинений его и видно, что он был государственный человек. Дело в том, что народ уже свыкся с совсем иными государственными установлениями».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как попасть к отцу герману

Отличительные черты платоновской утопии

В идеальном государстве Платона царит тоталитарная власть правящих философов, строгий надзор за всеми искусствами и науками, даже за любыми отношениями между мужчиной и женщиной, ценность которых Платон видит только в рождении детей для своего государства. Если же рождаются увечные дети, то Платон призывает избавляться от них любыми способами, вплоть до детоубийства.

Сам бывший поэт, он изгоняет из своего идеального государства поэтов, поскольку опасается, что они своим искусством могут пробудить в людях непочтительность к богам и иным тогдашним «духовным скрепам». Правда, перед изгнанием он предлагает оказать им особые знаки почести. Лишь увенчав венками и умастив их голову благовониями, он высылает поэтов из идеального государства.

В связи со всем этим очень выразительно характеризовал Платона его непревзойденный знаток, русский и советский философ и филолог А. Ф.

Лосев в своей работе «Социальная природа платонизма»: «Апологет монахов и философ полиции, защитник рабства и мистического коммунизма, профессор догматического богословия, гонитель искусств и наук, заклятый враг семьи и брака, душитель любви и женский эмансипатор, мистик-экстатик и блестящий художник, проповедник казармы, абортов, детоубийства, музыкального воспитания души, педераст, моралист, строжайший аскет и диалектик — вот что такое и это все — диалектически-органическая целость, единый и цельный лик философа»

Интересные факты

1. Греческое значение имени Платон («Широкий») и разносторонность его дарований однажды дали повод выдающемуся филологу Сергею Сергеевичу Аверинцеву сказать в шутку в своей статье о Платоне: «Широк Платон, я бы сузил».

2. Платон очень критически относился к демократии. В частности, он сатирически описывает демократа как «разбогатевшего кузнеца, лысого и приземистого, который недавно вышел из тюрьмы, помылся в бане, приобрёл себе новый плащ и собирается жениться на дочери своего господина, воспользовавшись его бедностью и беспомощностью Он часто нагл, разнуздан, распутен и бесчестен».

Также по Платону при демократии нет настоящей свободы слова, потому что во всеуслышание там дано говорить только немногим, а по-настоящему интересные и бескомпромиссные суждения подавляются самой «системой»: «Самые ядовитые из трутней произносят речи и действуют, а остальные усаживаются поближе к помосту, жужжат и не допускают, чтобы кто-нибудь говорил иначе».

Источник: https://foma.ru/platon-filosofyi-budut-pravit-gosudarstvom.html

Справедливое государство Платона

платон считал что превыше всего благо

Идею справедливого или идеального государства Платон выдвинул после того, как несправедливо казнили его учителя и наставника – великого древнегреческого философа и мыслителя Сократа. Он разработал концепт такого устройства общества, где самопроизвол отдельного человека должен отсутствовать.

Сама логика рассуждений Платона об идеальном государстве приводит в восхищение до сих пор современников. Книгу древнего философа Платона «Республика» изучают в ВУЗах будущие юристы, социологи и философы.

Суть идеального государства Платона

Еще в IV веке до нашей эры люди задумывались о том, какое устройство общества могло бы послужить эталоном. В древней Греции наиболее известной являлась идея идеального государства Платона, которую он вынашивал много лет и пытался найти такого правителя, который бы принял его взгляды и взял модель справедливого управления на вооружение.

Типы государственного устройства

Платон ввел шкалу государственного устройства в обществе, которая представлена ниже (от идеального до худшего):

  • Аристократия. Наиболее справедливое государство, в котором правит меньшинство – лучшие граждане.
  • Тимократия. В государстве такого устройства правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделялось спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, тем более «при участии жен» спартанский образ жизни переходит в роскошный, этим был обусловлен переход к олигархии.
  • Олигархия. В таком государстве уже имеется четкое разделение на богатых, которые являются правителями, и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь первых. Чем больше развивается такое уже не идеальное государство, тем больше оно становится похожим на демократию.
  • Демократия. Такое устройство общества еще более усиливает разобщенность все равно остающихся бедных и богатых классов, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, предметы роскоши и быта, ранее принадлежащие олигархам, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы – тирании. Демократия далека от справедливости, по мнению философа, он не признавал ее.
  • Тирания. Избыток свободы при демократии в рассуждениях Платона приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по ничем не ограниченной прихоти одного человека – тирана.

Другое устройство общества

Всем выше упомянутым системам государственности, Платон противопоставил свое справедливое идеальное государство. По его представлениям, общество в нем разделено на 3 слоя:

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Потому что я не хочу

Низший слой – земледельцы, ремесленники и торговцы. Они производят все, что необходимо остальным слоям, они трудолюбивы. Внутри каждого сословия стоит четкое разделение труда: земледелец не может быть торговцем, сапожник не может заниматься земледелием и т.п.

Платон считает, что для благосостояния государства в целом  каждый отдельный  человек должен заниматься таким делом, для которого он приспособлен наилучшим образом.

Средний слой – воины и стражи. Их основная обязанность – отдать себя полностью на служение государству и его защите от внешней угрозы. Прообраз такого сословия – Спарта. Стражи-воины не должны иметь частной собственности. Они живут и питаются совместно в военных лагерях.

Высший слой – мудрецы (философы) и правители. Эти люди должны посвящать себя полностью управлению и организации процессов в обществе, которые должны поддерживать его устрой – идеальное и справедливое устройство.

Худшее преступление

В идеальном государстве Платона самым худшим преступлением является переход гражданина из одного сословия в другое. Например, когда воин захочет стать правителем. Это не вписывается в рамки фундамента всей системы, и может разрушить ее.

Если же внутри одного слоя общества люди будут переходить от одного занятия к другому – это не является критичным для государства в целом. Однако, как мы знаем, даже одно слабое звено способно нарушить целостность цепи.

Источник: https://www.vdovgan.ru/spravedlivoe-idealnoe-gosudarstvo-platona/

Древнегреческая философия Платона — её основные идеи

платон считал что превыше всего благо

Крупнейший философ греческой античности Платон. Философия Платона одна из самых известных и самых читаемых в мире. Его настоящее имя – Аристокл. Он происходил из знатного рода, увлекался гимнастикой, борьбой, верховой ездой, был красив и статен. В молодые годы удостоился от своего учителя, Сократа, прозвища — «Платон», что означает «широкоплечий».

В зрелые годы Платон приобрел вблизи Афин сад и основал там собственную школу, назвав её Академией.

Вместо того, чтобы делать карьеру политика, Платон считал более важным занятием обучать потенциальных государственных деятелей. По этой причине, он создал школу для будущих лидеров.

Она существовала 1000 лет и закрылась уже во времена Византии.

Познания мыслителя в области различных наук были поистине энциклопедическими. Свидетельством тому – сохранившиеся сочинения, которых чуть более сорока. Почти все они написаны в форме диалога.

Философия Платона — Основные идеи философии Платона

Платон стал основоположником философской системы идеализма. Концепция идей занимает центральное место в его философских трудах.

Он исходил из того, что реальные представления постоянно подвержены изменениям, а чувства и эмоции не способны давать адекватного представления о мире и его устройстве.

Философия Платона говорит: У нас есть несколько различных систем в нашей психике, каждый со своей собственной повесткой дня, каждая тянет нас в разные стороны. Мы легион.

Согласно Платону, в нашей психике есть три основных части или системы:

  1. интеллектуальная или рациональная система,
  2. энергичная или эмоциональная система,
  3. система физических аппетитов.

Платон считал, что большинство людей не имеют никакой иерархии или порядка в своих психических системах. Они как корабли без капитана, с каждым членом экипажа выкрикивают противоречивые указания. Мы не можем иметь цельный курс по жизни, пока не поймем, как управлять собой.

Мир, воспринимаемый только органами чувств, — это лишь бледная копия высшего, идеального мира. Идея может соотноситься как с материальными, так и с духовными явлениями.

Синонимическими по отношению к идее  выступают еще два понятия – эйдос и сущность.

Постижение идеи рациональным путем  невозможно. Только интуиция и прозрение способны открыть человеку глаза, заставить его прозреть. Не все идеи философии Платона равнозначны и равноценны. Вслед за учителем Сократом – Платон ставил превыше всего идею Божественного блага.

С именем Платона ошибочно связывают понятие платонической любви, как любви, лишенной чувственного влечения.

В действительности, такое понимание принадлежит философу-неоплатонику Плотину, жившему в первые века существования христианства. Основатель Академии был склонен к иному толкованию. Любовь у него – некий мост, соединяющий оба начала – духовное и телесное.

Искусство философ Платон рассматривал как «подражание подражанию», как нечто вторичное, производное по отношению к идеям и вещам.

Поскольку искусство является воспроизведением действительности, которая иллюзорна, оно уводит людей от истины. Поэзия действует на эмоции, страсти, возбуждает чувственность, поэтому вредна для общества. Исключение философ делал для гимнов богам и прославлению добродетели.

Парадокс заключается в том, что, отрицая познавательное и воспитательное значение художественной литературы, Платон сам был замечательным писателем-стилистом.

Наконец, учение Платона о государстве зиждется на идее справедливости. Государство, по его мысли, должно  управляться не всеми, а лучшими, избранными. Платон критически относился к демократии за ее непредсказуемость, неуважение к знаниям и авторитетам, некомпетентности во многих вопросах.

Он потерял веру в афинскую демократию — это была просто толпа, с низменным страстям и предрассудкам,  с  недобросовестными демагогами.  Философ Платон наблюдал, что есть взаимная вражда между интеллектуальными членами общества и массами.

Платон, по мнению многих, является самым важным философом, который когда-либо жил. Он известен как отец идеализма в философии. Его идеи были элитарными. Философия Платона — это философия, предназначенная для царя, идеального правителя. Вот один из девизов философии Платона: «Правильная цель души — справедливость» По материалам

Роза Мира Кратко

1. Самые страшные угрозы для человечества

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что должен делать раб

2. Абсолютная ценность личности

3. Что есть Истина?

4. Потусторонняя реальность

5. Многослойность Мира

6. Происхождение зла

7 . Свобода Воли и Свобода Выбора

8. Структура человека

Источник: https://www.molodostivivat.ru/molodost-eto-vremya/drevnegrecheskaya-filosofiya-platona.html

Платон (428/7 г. до н. э. — 347 г. до н. э.)

Платон родился в Афинах в семье, имевшей аристократическое происхождение: отец философа, Аристон, был потомком короля Кодра и Периктионы, которая вела свой род от великого законодателя Солона.

Настоящее имя философа Аристокл (др.-греч.

 Αριστοκλής; буквально, «наилучшая слава»), а псевдоним Платон (Πλάτων), т.е. «широкоплечий», был дан ему в юности учителем борьбы Аристоном из Аргоса за его крепкое сложение, высокий рост и успехи в борьбе. Известно также, что он занимался живописью, сочинял дифирамбы, песни и трагедии.

Впоследствии склонность к поэзии проявилась в художественно обработанной форме его Диалогов.

Будучи одарен умственно и физически, он получил отличное образование, следствием чего стало его близкое знакомство с философскими теориями того времени. В 20-летнем возрасте Платон встретил Сократа и оставался с ним до самой смерти своего учителя – все восемь лет.

Согласно легенде, в ночь накануне встречи с Платоном Сократ видел во сне лебедя у себя на груди, который высоко взлетел со звонким пением, и после знакомства с Платоном Сократ якобы воскликнул: «Вот мой лебедь!».

Интересно, что в мифологии античности лебедь – птица Аполлона, а современники сравнивали Платона с Аполлоном как богом гармонии.

Как вспоминает сам Платон в Седьмом письме, еще молодым он готовился к активному участию в политической жизни своего города. Несправедливое осуждение Сократа вызвало у Платона разочарование в афинской политике и стало поворотным моментом в его жизни. После казни Сократа Платон вместе с другими учениками великого философа, о котором мы, кстати, знаем, в основном, по платоновским произведениям, покинул Афины и переехал в Мегары, где жил еще один из известных учеников Сократа – Эвклид.

В 40 лет Платон посетил Италию, где знакомится с Дионисием, тираном Сиракуз и мечтает воплотить в жизнь свой идеал правителя-философа. Однако очень скоро у него с Дионисием возникли неприязненные отношения, зато завязалась дружба с Дионом, племянником тирана.

В Дионе Платон надеялся найти достойного ученика и в будущем – философа на троне. Однако Платон оскорбил правителя своими рассуждениями о тиранической власти, сказав, что не все то к лучшему, что на пользу лишь тирану, если тот не отличается добродетелью.

За это Платон был продан в рабство на Эгину, из которого его выкупил и освободил философ Анникерид.

Впоследствии Платон хотел вернуть деньги Анникериду, а когда тот отказался их взять, купил на них сад в пригороде Афин, названный Академией в честь местного героя Академа. В этом саду Платон в 387 г. до н.э. основал свою школу, знаменитую платоновскую Академию, которая существовала в Афинах вплоть до 529 года н.э., пока не была закрыта императором Юстинианом.

Основные произведения

Труды Платона имеют форму диалогов или писем. Наиболее значимы для юристов-государствоведов: «Государство», «Законы», «Критон», «Апология Сократа», «Тимей».

Идеальное государство Платона

Представления об идеальном государстве полнее всего представлены Платоном в «Государстве» и развиты в «Законах». Истинное политическое искусство есть искусство спасения и воспитания души, а потому Платон выдвигает тезис о совпадении истинной философии с истинной политикой. Только если политик становится философом (и наоборот), можно построить подлинное государство, основанное на высшей ценности Правды и Блага.

Государство, по Платону, как и душа, имеет трехчастную структуру. В соответствии с основными функциями (управление, защита и производство материальных благ) население делится на три сословия: земледельцы-ремесленники, стражи и правители (мудрецы-философы). Справедливое государственное устройство должно обеспечить их гармоничное сосуществование.

Первое сословие образовано из людей, в коих преобладает вожделеющее начало. Если в них преобладает добродетель умеренности, своего рода любовь к порядку и дисциплине, то это достойнейшие люди. Второе сословие образовано из людей, в коих преобладает волевое начало, долг стражника – бдительность по отношению как к внутренней, так и к внешней опасности.

Согласно Платону, государством призваны управлять только аристократы как лучшие и наиболее мудрые граждане. Правителями должны быть те, кто умеет любить свой Город более других, кто способен исполнить свой долг с наибольшим усердием.

А всего важнее, если они умеют познавать и созерцать Благо, то есть в них преобладает рациональное начало и их можно по праву назвать мудрецами.

Итак, совершенное государство – это такое государство, в первом сословии преобладает умеренность, во втором – мужество и сила, в третьем – мудрость.

Концепция справедливости заключается в том, что каждый делает то, что ему надлежит делать. Справедливость во внешнем мире проявляется только тогда, когда она есть в душе. Поэтому в совершенном Городе должно быть совершенным образование и воспитание, причем для каждого сословия оно имеет свои особенности.

Большое значение придает Платон воспитанию стражей как активной части населения, из которой выходят правители. Воспитание, достойное правителей, должно было сочетать практические навыки с освоением философии.

Цель образования – через познание Блага дать образец, которому должен уподобиться правитель в своем стремлении воплощать Благо в своем государстве.

Источник: https://pravo.hse.ru/constlaw/constitutionalists/platon

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Как благословить сына на брак

Закрыть