Почему была проведена церковная реформа

Церковный раскол в России в 17 веке. Хотели, как лучше

почему была проведена церковная реформа

В 21 столетии в России не осталось ни одного социального института, которого бы не коснулись те или иные преобразования, за исключением самого консервативного из них – Русской Православной Церкви. Споры и дискуссии о реформировании церковной жизни ведутся давно. Вопросы о замене текстов с церковнославянского на русский язык, переходе на новоюлианский календарь, принятии устава для мирян широко обсуждаются в светских и православных средствах массовых информаций.

Однако необходимо вспомнить, хотя бы кратко о церковном расколе 17 века, когда Православная Церковь подверглась реформированию, результатом которого стал раскол русского народа, а его последствия не преодолены по сей день.

Причины проведения церковной реформы в 17 веке

Обсуждение необходимости реформы церковной жизни началось в 1640-е годы. В то время в столице был организован «кружок ревнителей благочестия». Представители духовенства, являвшиеся участниками кружка, выступали за унификацию церковных текстов и правил богослужения. Однако не было единства в вопросе о выборе образца, по которому бы вносились изменения. Одни предлагали взять в качестве образца древнерусские церковные книги, а другие – греческие.

В результате победу одержали те, кто выступал за приведение церковных книг и обрядов в соответствие с византийскими канонами и этому было несколько объяснений:

  • Стремление Российского государства упрочить свое международное положение среди православных стран. В правительственных кругах была популярна теория о Москве как о Третьем Риме, выдвинутая еще в 15 столетии псковским старцем Филофеем. После церковного раскола 1054 года, духовным центром Православной церкви стал Константинополь. Филофей полагал, что после падения Византии, российская столица стала оплотом истинной православной веры. Русскому царю для подтверждения этого статуса Москвы необходимо было заручиться поддержкой греческой церкви. Для этого требовалось привести богослужение в соответствие с греческими правилами.
  • В 1654 году территория польской Украины, по решению Переяславской Рады, присоединилась к Российскому государству. В новых землях православная литургия проводилась по греческим канонам, поэтому унификация богослужебных правил способствовала бы процессу объединения России и Малороссии.
  • Стабилизация внутриполитической обстановки. Немного времени прошло с того момента как отгремели события Смутного времени, и в стране еще периодически вспыхивали небольшие очаги народных волнений. Установление единообразия правил церковной жизни представлялось правительству важным инструментом в поддержании национального единства.
  • Несоответствие русского богослужения византийским канонам. Внесение поправок в литургические правила, чем был и вызван церковный раскол, были второстепенными в проведении церковной реформы.

Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон

Так при каком царе церковный раскол русского народа произошел? При государе Алексее Михайловиче, царствовавшем с 1645 по 1676 годы. Он был деятельным правителем, старательно вникавшем во все вопросы, касающиеся России. Считая себя истинно православным, не мало внимания уделял и церковным делам.

Современники прозвали Алексея Михайловича Тишайшим, однако его правление пришлось на неспокойное и тревожное время, омраченное множеством войн и бедствий.

В России церковный раскол связан именем патриарха Никона, в миру известного как Никита Минин (1605-1681 гг.). По воле родителей стал священнослужителем и на данном поприще сумел сделать блестящую карьеру. В 1643 году он получил высокий духовный сан игумена Кожеозерского монастыря в Архангельской губернии.

В 1646 году Никон, прибыв в Москву для улаживания монастырских дел, был представлен молодому царю Алексею Михайловичу. Семнадцатилетнему государю так приглянулся игумен, что он оставил его при дворе, назначив архимандритом Московского Новоспасского монастыря. Благодаря царской милости, впоследствии Никон получил сан Новгородского митрополита.

Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон – инициаторы церковной реформы в 17 веке

По повелению царя в 1651 году Никон был вновь возвращен в Москву и с этого момента его влияние на Алексея Михайловича еще больше возросло. Он вошел в полное доверие к государю, активно участвовал в решении многих государственных вопросов. Вершины своей карьеры Никон достиг в 1652 году, взойдя на патриарший престол, после смерти патриарха Иосифа. С этого времени начинается подготовка церковной реформы, необходимость которой назревала давно.

Кратко о реформах патриарха Никона и церковном расколе

Первое, на что направил свою деятельность новый патриарх была редакция всех церковных книг, которые необходимо было привести в соответствие с греческими канонами. Однако начальной датой церковного раскола 17 века считается 1653 год, когда вводятся изменения в богослужебные правила, и начинается противостояние между патриархом Никоном и его сторонниками – с одной стороны и приверженцами старых обрядов – с другой.

Кившенко А.Д. Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги

Теперь остановимся кратко на реформах Никона и церковном расколе, последовавшем за ними:

  • замена двуперстного знамения на троеперстное. У противников реформ это нововведение вызвало больше всего нареканий. Крестное знамение, совершаемое новым способом, расценивалось как неуважение к самому Господу, ведь из трех пальцев получался «кукиш Богу»;
  • написание «Иисус» вместо «Исус»;
  • сокращение числа просфор для литургии;
  • во время службы вместо земных поклонов необходимо было совершать поясные;
  • движение во время крестного хода теперь совершалось против солнца;
  • в церковном пении стали произносить три раза «Аллилуйя» вместо двух.

Реформы, проводимые патриархом Никоном, стали главной и основной причиной церковного раскола 17 века.

Что такое церковный раскол и каковы его причины?

Русским церковным расколом называется отделение значительной части верующего населения от Православной Церкви и выступающих против церковных преобразований, проводимых патриархом Никоном.

Если говорить кратко о причинах церковного раскола 17 века, оказавшего влияние на всю дальнейшую историю российского государства, то они были непосредственно связаны с недальновидной политикой светской и церковной властей.

Следует заметить, что негативно сказался на отношениях власти и церкви, церковный раскол, кратко охарактеризовать которые можно как охлаждение и конфронтация. Причиной тому стали жесткие методы, которыми руководствовался патриарх Никон, осуществляя свою реформу. По повелению царя в 1660 году духовный собор низложил Никона с патриаршего престола. В дальнейшем его лишили священнического сана и сослали в Феропонтов Белозерский монастырь.

С отстранением Никона от власти, церковные реформы не были свернуты. В 1666 году Церковный Собор официально утвердил новые обряды и церковные книги, которые должны были быть приняты всей Православной Церковью. Решением того же Собора сторонники «старой веры» отлучались от церкви и приравнивались к еретикам.

Репрессии против старообрядцев

Теперь более подробно рассмотрим причины и последствия церковного раскола:

  • способы, при помощи которых осуществлялись церковные реформы, оттолкнули значительную часть духовенства и простого народа, а именно насильственное изымание церковных книг, икон и других святынь, несоответствующих греческим канонам и дальнейшее их публичное уничтожение;
  • резкий и непродуманный переход к новым правилам богослужения вызвал у народных масс убеждение, что им пытаются навязать иную веру. К тому же, отказывающихся принять нововведения подвергали серьезным телесным наказаниям, что не добавляло симпатий к патриарху Никону и его окружению;
  • низкий уровень образования, а порой и полная безграмотность приходского духовенства, не способного объяснить прихожанам в чем суть изменения литургии;
  • недобросовестный перевод отдельных текстов с греческого на русский, которые хоть и незначительно, но стали отличаться от прежних старорусских. Наибольшего возмущения у верующих вызвали изменения смысла молитвы Символ веры, где в новой редакции о Царствии Божьем говорится в будущем времени, а не в настоящем, как было прежде;
  • отсутствие единства и согласия в церковной среде по вопросу проводимых реформ. Как следствие среди духовенства появились противники нововведений, ставшие духовными лидерами старообрядчества.

Церковный раскол в России связан с именем протопопа Аввакума Петрова – известного лидера старообрядцев. За несогласие с церковными реформами он был сослан на долгие одиннадцать лет в Сибирь. Перенеся многие тяготы и невзгоды, остался предан «старой вере». В результате, по решению Церковного собора, Аввакум был приговорен к заточению в земляной тюрьме, а в последствии заживо сожжен.

Милорадович С.Д.
Путешествие Аввакума по Сибири. 1898.

Причины и последствия церковного раскола кратко можно охарактеризовать как неприятие никоновских реформ значительной частью верующих, вылившегося затем в религиозную войну. Старообрядцы подвергались гонениям и преследованиям со стороны правительства и вынуждены были искать спасение на окраинах российского государства. Ответом староверов на церковную политику стали массовые самосожжения, называемые «гари».

В исторической литературе часто встречается определение церковного раскола как отправной точки для массовых народных волнений, периодически сотрясавших русскую землю на протяжении 17-18 веков. Действительно старообрядцы нашли мощную поддержку среди простого народа, именно вокруг них стали собираться все недовольные существующими порядками в стране.

Значение церковного раскола

  • Церковный раскол в России в 17 веке стал национальной трагедией. Произошло разделение русского народа на тех, кто остался в лоне Православной Церкви, совершающую богослужения по новым правилам и на старообрядцев, продолжавших придерживаться дореформенных церковных обрядов.
  • Как итог церковного раскола – прекратило свое существование духовное единение русского народа. Впервые в истории государства возникает вражда на религиозной почве. К тому же более четко стала проявляться социальная разобщенность среди населения.
  • Устанавливается верховенство царской власти над церковной. Проведение церковной реформы было инициировано правительством и проводилось при его поддержке. А это послужило началом к тому, что управление церковными делами начало постепенно переходить в государственное ведомство. Окончательно этот процесс завершился при Петре Первом, упразднившем институт патриаршества.
  • Происходит укрепление международного положения России и ее связей со странами православного мира.
  • Если говорить о положительном значении церковного раскола кратко, то появившееся старообрядческое движение внесло заметный вклад в развитие русского искусства. Они создали ряд духовных центров, свою иконописную школу, сохранили древнерусские традиции книгописания и знаменного пения.

Иванов С.В. Во времена раскола

Понятие церковный раскол возникло в царствование Алексея Михайловича и с тех пор неоднократно становилось темой для исторических исследований.

Большинство историков утверждают, что истинная причина церковного раскола в 17 веке вовсе не в споре о поправках к богослужению.

Все дело в одном значимом вопросе – может ли светская и церковная власть решать, как и каким образом народу верить во Христа или народ имеет право сохранить нетронутыми обрядность и уклад церковной жизни, установленные много веков назад.

Источник: https://perstni.com/magazine/history/tserkovnyiy-raskol-v-rossii-v-17-veke-hoteli-kak-luchshe.html

Чем была вызвана необходимость церковной реформы в России? Каковы ее последствия?

почему была проведена церковная реформа

Во 2-ой половине 17 века (1650-1660 года) в России была проведена широкомасштабная реформа, инициатором которой стал патриарх Никон. Основной ее целью была унификация традиций и религиозных обрядов с греческими канонами. Чем была вызвана необходимость церковной реформы? В первую очередь, это мощное влияние византийских устоев на все православное общество.

Чем была вызвана необходимость церковной реформы?

Ближе к концу 1640-х годов царь и московский патриарх узнали о том, что в Афонском монастыре произошел акт сожжения московских религиозных книг, которые были провозглашены еретическими. Конечно, этот факт глубоко возмутил правителя, но он не мог не признать тот факт, что событие имело веские основания. Московские церковные книги имели существенные погрешности в обрядах и чинах. Патриарх видел, что именно этим вызвана необходимость церковной реформы.

Так как в 17 веке отношения с другими странами становятся все более оживленными, большое распространение приобретает грекофильство. Даже сам правитель Алексей Михайлович был его искренним сторонником. Он мечтал привести русскую церковь в соответствие с греческой. Этим желанием во многом была обусловлена необходимость церковной реформы 17 века.

Алексей Михайлович также преследовал и корыстные, себялюбивые цели. Он надеялся, что приведение русской церкви в единство с греческой сделает его наместником Бога на земле, поможет избавит страну от турок, а впоследствии будет способствовать его воцарению в Константинополе.

Другим немаловажным фактором было и стремление присоединить Малороссию. В то время она была в ведении Константинопольского престола. Таким образом, отвечая на вопрос: «Чем была вызвана необходимость церковной реформы?», можно выделить такие основные факторы:

1. Установление власти над Малороссией.2. Укрепление позиций царя в мире.

3. Приведение в соответствие с греческими канонами русских обрядов.

Хронология раскола

В феврале 1651 года после крупного церковного собора была начата политика единогласия. Раньше в разных храмах богослужения проходили по различному порядку.

  • 21.02.1653 года было введено положение о замене двухперстного крестного знамения на трехперстное.
  • Сентябрь 1653 года — протопоп Аввакум был заточен в темницу. Позже он был навсегда выслан в сибирский городок Тобольск.
  • 1654 год — Никон выступает за уравнение русских церковных книг с греческими.
  • 1656 год — церковь официально осудила двухперстное крестное знамение и прокляла тех, кто остался ему верен.
  • 1667-1776 года — бунты по всей стране. Старообрядцы нападают на новые церкви, грабят их и уничтожают имущество.
  • 1672 год — 2700 старообрядцев совершили акт самосожжения в Палеостровском монастыре.
  • 6 января 1681 года — восстание, которое организовал Аввакум Петров.
  • 1702 год — Петр 1 подписал указ, в соответствии с которым прекратились гонения на старообрядцев.

Основные характеристики реформы

Для правки церковных книг в Россию были приглашены священнослужители из Греции. За их работой неотрывно наблюдал патриарх Никон. Любое несогласие с его авторитетным мнением каралось увольнением и отстранением от исправления ошибок в книгах.

Основные изменения были направлены на приведение русских обрядов в соответствие с греческими.

Никон отчетливо представлял, чем была вызвана необходимость церковной реформы и стремился унифицировать все традиции и церемонии, проходящие во всех храмах государства.

Реакция народа на реформу

Патриарх Никон отличался суровым нравом и грубостью. Многие священнослужители осуждали его нетерпимость и выступали против него. Так, на соборе он мог позволить себе сорвать мантию и даже прилюдно избить епископов. Его суждения были излишне категоричны, что вызывало возмущение в народе.

В 1667 году решением Большого Московского Собора Никон был низложен за его самочинное оставление своей кафедры.

Источник: https://FB.ru/article/176412/chem-byila-vyizvana-neobhodimost-tserkovnoy-reformyi-v-rossii-kakovyi-ee-posledstviya

Церковная реформа патриарха Никона: причины, начало, суть

почему была проведена церковная реформа

Большое влияние на духовность русского народа и российской истории оказала церковная реформа патриарха Никона. По сегодняшний день этот вопрос открыт. Историческая литература не полностью раскрыла причины раскола и присутствие старообрядчества в православной церкви на Руси.Церковные реформы нашли не только сторонников, но и противников. Каждый из них приводит обоснованные доводы своей правоты и имеет свою интерпретацию событий.

Странники придерживаются мнения, что реформа привела к исчезновению церковных различий между русской и византийской православными церквями, была устранена путаница в обрядах и книгах. Они так же утверждают о неизбежности реформы, которую провел любой патриарх того времени.

Противники считают, что православия на Руси пошло собственным путем развития, и сомневаются в правдивости церковных книг и обрядов православной церкви в Византии, которые были образцом для Никона. Они считают, что греческой церкви стоило быть преемницей русской. Никон для многих стал разрушителем русского православия, которая была в то время на стадии подъема.Конечно защитников Никона больше, включая современную православную церковь.

Большинство исторических книг написано именно ими. Что бы прояснить ситуацию, следует выяснить причины церковной реформы патриарха Никона, познакомиться с личностью реформатора, узнать обстоятельства раскола русской православной церкви.

Причины церковной реформы патриарха Никона

В конце XVII века в мире утвердилось мнение, что только Русская Православная церковь оказалась духовной наследницей православия. До XV век Русь была преемницей Византии. Но позже на нее стали часто нападать турки, а экономика страны ухудшалась.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такой пессимист и оптимист

Греческий император обратился к Папе Римскому за содействие в объединении двух церквей со значительными уступками Папе Римскому. В 1439 году состоялось подписание Флорентийской унии, в котором участвовал Московский митрополит Исидор. В Москве сочли это за измену православной церкви.

Образование Османской империи на месте Византийского государство было расценено как кара божья за измену.

В России происходило укрепление самодержавия, монархия стремилась к подчинению себе церковной власти.

Издавна церковь имела большое влияние на жизнь людей: она помогла избавиться от монголо-татарского ига, объединила русские земли в единое государство, была ведущей в борьбе со Смутой, утвердила Романовых на престол.

Однако русское православие всегда было подчинено государственной власти в отличие от римско-католической. Русь была крещена князем, а не духовным лицом. Так приоритет властей был предусмотрен с самого начала.

Православные соборы оставляли имеющие земли, но в будущем могли присоединять другие только с одобрения царя. В 1580 году ввели запрет на приобретение любым способом церковью земель.

Русская церковь развилась до патриаршества, которое способствовало дальнейшему расцвету. Москву стали называть Третьим Римом.

К середине XVII века изменения в обществе и государстве требовали укрепления церковной власти, объединению с другими православными церквями балканских народов и Украины и масштабного реформирования.

Поводом реформирования стали церковные книги для богослужения. На лицо были видны различия в практических вопросах между русской и византийской церквями. С XV века велись споры о «посолонном хождении» и «аллилуйе». В XVI веке обсуждались значительные расхождения в переведенных церковных книгах: мало кто из переводчиков хорошо владел обоими языками, монахи-переписчики были малограмотными и во время переписывания книг допускали много ошибок.

В 1645 году в Восточные земли был отправлен Арсений Суханов для переписи чинов греческой церкви и осмотре святых мест.

Смута стала угрозой для самодержавия. Стал вопрос в объединении Украины и России. Но различия в религии были препятствием для этого. Отношения между церковной и царской властью начали накаляться и требовали значительных реформ в религиозной области. Нужно было наладить отношения с церковной властью.

Царь Алексей Михайлович нуждался в стороннике реформирования русской церкви, который сможет возглавить их. Приближения русской церкви к византийской было под силу только самостоятельной и сильной патриаршей власти, обладающей политическим авторитетом и способной организовать централизованное управление церковью.

Начало церковной реформы патриарха Никона

Реформа по изменениям церковных обрядов и книг готовилась, но обсуждалась она не у патриарха, а в окружении царя. Противником церковной реформы был протопоп Аввакум Петров, а сторонником – архимандритНикон, будущий реформатор. Так же в обсуждении участвовали протопоп Кремля Стефан Вонифатьев, царь Алексей, постельничий Ф.М. Ртищев с сестрой, дьякон Фелор Иванов, священники Даниил Лазарь, Иван Неронов, Логгин и др.

Присутствующие стремились к исключению чиновных нарушений, многогласия, разночтений; повышению учительских элементов (проповеди, поучений обучающая религиозная литература), нравственного уровня духовных лиц. Многие верили, что постепенно корыстные пастыри будут сменены исправленным духовенством.

Все это должно происходить при уверенной поддержке царя.

В 1648 году Никона назначили Псковским и Новгородским митрополитом, многих приверженцев благочестия были переведены в крупные города и назначены на посты протопопов. Однако они не нашли своих последователей в приходском духовенстве.

Принудительные меры для повышения благочестия прихожан и священников привели к возмущению среди населения.

В период с 1645 по 1652 год Печатный двор Москвы издал множество церковной литературы, в том числе книги для чтения на религиозные темы.

Провинциальные ревнители благочестия считали, что отличия между русской и византийской церковью появились вследствие потери греками истинной веры из-за присутствия в Византии туркав и сближению с римской церковью. Аналогичная ситуация была и с украинской церковью после реформ Петра Могилы.Приближенные царя имели противоположное мнение.

По политическим соображениям они придерживались отказа от оценки греческой церкви, которая отошла от истинной веры. Эта группа призывала устранить различия в системе богословия и церковных обрядах, взяв за образец греческую церковь. Этого мнения придерживалось меньшинство светской власти и духовенства, но которое оказывала большое влияние на жизнь народа.

Не дождавшись унификации, царь со столичными ревнителями благочестия начали самостоятельно закладывать фундамент для будущей реформы. Начало реформы Никона началась с приезда киевских ученых-монахов с отличным знанием греческого языка для введения исправления церковных книг.

Недовольный патриарх Иосиф на церковном собрании решил положить конец вмешательству.

Он отверг «единогласия», объяснив тем, что прихожане не могут выстоять столь продолжительную службу и получить «духовную пищу». Царь Алексей остался недоволен решением собора, однако отменить его не мог. Он передал решение вопроса константинопольскому патриарху. Через 2 года был собран новый собор, который отменил решение предыдущего.

Патриарх оказался недоволен вмешательством царской власти в церковные дела. Царь нуждался в опоре для разделения власти.

Никон происходил из крестьянской семьи. Природа наделила его хорошей памятью и умом, а сельский священник обучил грамоте. В20 лет он уже был священником. Своей монолитностью и уверенностью Никон понравился царю. Молодой царь чувствовал себя уверенным рядом с ним. Сам же Никон открыто эксплуатировал мнительного царя.

Новый архимандрит Никон стал активно участвовать в церковных делах. В 1648 году он становиться митрополитом в Новгороде и проявляет свое владычество и энергию. Позже царь помог стать Никону патриархом. Тут проявились его нетерпимость, жесткость и резкость.

Непомерное честолюбие развилась со стремительной церковной карьерой.

В далеких планах нового патриарха было избавление церковной власти от царской. Он стремился к равноправному управлению Россией вместе с царем. Реализация планов началась в 1652 году. Он потребовал переноса мощей Филиппа в Москву и «молебную» царскую грамоту для Алексея. Теперь царь замаливал грехи своего предка Ивана Грозного. Никон значительно поднял авторитет патриарха России.

Светская власть соглашалась с Никоном, что бы провести церковные реформы и решить острые внешнеполитические вопросы. Царь перестал вмешиваться в дела патриарха, допустил его к решению важных внешних и внутренних политических вопросов. Образовался тесный союз царя и церкви.Никон устранил прежние вмешательства в дела церкви своих коллег и даже перестал с ними общаться. Энергичность и решительность Никона определили характер будущей церковной реформы.

Суть церковных реформ патриарха Никона

В первую очередь Никон занялся исправление книг. После своего избрания он организовал систематичное исправление не только ошибок, но и обрядов. Основывался он на древних греческих списках и консультаций с Востоком. Изменение обрядов многие восприняли как непростительное посягательство на веру.

В церковных книгах было множество опечаток и описок, небольших разногласий в одинаковых молитвах.Основные отличие русской церкви то греческой были:

• осуществление проскомидии на 5 просфорах вместо 7;

• сугубая аллилуйя заменила трегубую;• хождение было по солнцу, а не против него;• не было отпуска из царских врат;• для крещения использовали два перста, а не три.Не везде реформы принимались народом, но возглавить протест пока никто не решался.Церковная реформа патриарха Никона была необходима. Но ее стоило проводить постепенно, что бы народ смог принять и привыкнуть ко всем изменениям. : Навигация сайта

Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/11334-cerkovnaya-reforma-patriarha-nikona-prichiny-nachalo-sut.html

Церковная реформа Никона: раскол среди верующих

Середина XVII века запомнилась кровопролитным противостоянием старообрядцев и никонианцев. Поводом послужила церковная реформа патриарха Никона. Она привела к расколу внутри церкви. Но что главное – к преследованию инакомыслящих, сжиганию людей на кострах. Безобидные на первый взгляд исправления в обрядах спровоцировали народные восстания. Реформа повлияла не только на церковь, но и на всю Россию.

Предпосылки проведения реформы

Все началось в 1651 году, когда митрополит Назаревский Гавриил отметил, что Русская церковь сильно отдалилась от Восточной. Его поддержал и патриарх Константинопольский Афанасий. Уже в 1653 году в Москву пришла весть – Афонские старцы объявили русские книги еретическими и сожгли их. Тогда же Суханов сделал отчет о разнице в Московских и Восточных обрядах.

Почему же русская церковь сильно отличалась от греческой? Исследователи выделяют несколько причин появления искажений:

  • На протяжении веков книги переписывались вручную. Допускались опечатки, личное мнение автора.
  • Примесь язычества в христианской религии. Людям было непросто отказаться от древней веры, поэтому некоторые обычаи перекликались с язычеством.

К русской церкви выдвигалось 2 главные требования:

  • Отказаться от многоголосья. Служба одновременно проводилась священников, дьяком, певчими и прихожанами. В результате получался хаос.
  • Заменить двуперстие тремя перстами. До середины XVII века в России крестились двумя пальцами, тогда как в других государствах – тремя.

Русский царь Алексей Михайлович сразу же отреагировал на замечания иностранцев. Для него было важно соответствовать требованиям мировой религии. Делалось это для укрепления Москвы на международной арене. Поэтому уже в 1652 году Романов дал задание патриарху Никону провести реформу.

Патриарх Никон – кто он?

Патриарх Никон – противоречивая историческая фигура. С одной стороны, этот человек организовал массовую расправу над старообрядцами. С другой стороны, на склоне лет Никон прославился добрыми делами. Его поклонники даже ходатайствовали о причислении патриарха к лику святых. Кем же на самом деле был главный церковный реформатор?

>>  Экономическая политика Петра I: всестороннее развитие страны

Никита Минов – сын обычного крестьянина. Мальчик из бедной семьи с большим рвением изучал молитвы, обряды, рассказы. Никита получил религиозное образование и уже в 19 лет стал сельским священником. К 30 годам мужчина перешел служить в Новоспасский монастырь. Это событие стало судьбоносным. Именно в монастыре Никон познакомился с царем Алексеем Михайловичем.

Будущий патриарх был очень грамотным, но при этом еще жестоким и властолюбивым. Он делал все, чтобы втереться в доверие царя. Для этого даже в 1650 году участвовал в подавлении восстания. В результате Никон добился безграничной власти над государем. Алексей Михайлович на коленях умолял его принять патриарший сан.

цель священнослужителя – освободить церковь от влияния светской власти. Более того, Никон считал себя выше царя. Постепенно он стал вторым человеком в государстве. Во время отсутствия Алексея Михайловича заменял его патриарх. Он имел право утверждать важные государственные дела, рассылать воеводам грамоты. Романов даже позволил Никону подписывать документы как великий государь.

Суть церковной реформы

С 1653 по 1656 г. патриарх Никон упорядочивал догматы православья. Реформа была быстрой и жесткой. Поэтому вызвала сопротивление как со стороны прихожан, так и со стороны самих священников. От своих подчиненных Никон требовал знания всех церковных книг. Священнослужители обязаны были разбираться в Священном Писании. К тому же, по мнению патриарха, они должны были стать примером для прихожан, агитируя праведную жизнь.

Никон лично взялся за исправление церковных книг. Письменные источники старой религии сжигались. Всех противников реформы патриарх отстранял от должности. Главные изменения, коснувшиеся церкви:

  • Крещение выполнялось исключительно тремя перстами.
  • Поклоны совершали до пояса, а не до земли.
  • Введен термин «православие» вместо «божья вера» или «непорочная вера».
  • Имя Исус было заменено на Иисус, в соответствии с общемировым написанием.
  • Крест стал четырехконечным.
  • Крестный ход совершался против часовой стрелки, а не по ходу солнца.

>>  Династия Романовых: как все начиналось

Первые христианские рукописи были утеряны. Поэтому никонианцы переписывали церковные книги, взяв за основу современные греческие и римские источники. Это вызвало сильный протест. Получалось, что греческая церковь стоит выше русской. Все, во что свято верили люди, враз стало неправильным. Их иконы уничтожались, во время обрядов заставляли ходить против солнца. Многие это восприняли как происки тьмы.

Уничтожение древней религии

В свое оправдание Никон заявлял, что делает ортодоксальную церковь просвещенной. Но патриарх попросту играл терминами, осознавая, что подавляющее большинство не знает их значения. «Ортодоксальный» в переводе с греческого – «правильное мнение». В старину так называли человека, несшего древние знания, науку. Ортодоксальное направление готово отстаивать истинную веру и сохранять ее в первоначальном виде.

За общими фразами Никона крылось одно – желание уничтожить древнюю религию. Для этой цели:

  • Все старые тексты заменялись новыми, переписанными с греческих источников. Сжиганием книг занимались и потомки патриарха. Так, известно, что при Петре I после сожжения ортодоксальной литературы было собрано 650 кг медных застежек.
  • Уничтожены старинные иконы. Появились новые изображения, соответствовавшие законам греческой церкви.Отдельные обряды изменялись по чьей-то прихоти, без должного обоснования. Ярким примером служит необходимость выполнять Крестный ход против движения солнца.
  • Заменены привычные для верующих термины.

Ортодоксальная религия была максимально приближенной к первоисточнику. Любые изменения воспринимались как ересь. Поэтому церковная реформа не нашла поддержки у людей. Она силой внедрялась в массы.

Протестные настроения верующих

По всей стране прокатились народные восстания. Самые смелые открыто высказывали протест никонианцам. Другие же попросту бросали свои дома и уходили в соседние страны или образовывали отдельные поселения в безлюдных местах. Движение старообрядцев ширилось. Вскоре количество раскольников настолько выросло, что власти пришлось вмешаться.

>>  Лжедмитрий I: быстрый взлет и падение самозванца

Отказаться от нововведений ни Алексей Михайлович, ни патриарх не могли. Поэтому они применили к раскольникам насильственные методы. Беглецов перехватывали и возвращали домой. Самых активных подвергали пыткам, сжигали на кострах. По стране прокатилась волна инквизиции. Людям навязывали новую религию с помощью страха, силы.

Все же многим старообрядцам удалось вырваться из сетей никонианцев. Они основали общины. Раскольники трепетно хранили древние знания, переписывали тексты. Старообрядцы почитали семейные устои, осуждали курение, пьянство. В качестве протеста противники новой религии проводили массовые самосожжения. Подавить восстание властям удалось лишь через 8 лет.

Результат церковной реформы

Действия патриарха Никона получают двоякую оценку. С одной стороны, он наделал много зла:

  • Уничтожил первоисточники древней религии.
  • Жестко подавлял бунты, сжигая людей на кострах.

Но с другой стороны, Никон выполнял задание царя – привести русскую церковь к международным нормам. Главные плюсы реформы:

  • Налаживание религиозных связей с другими странами. Русская церковь перестала быть обособленной, в ней было много общего с греческой и римской.
  • Активное искоренение неграмотности, пьянства среди священнослужителей.
  • Повышение роли церкви в государстве.
  • Уничтожение светских начал в духовной жизни людей.

Патриарх навел порядок в церковных обрядах. Но в то же время он лишил свой народ как культурного, так и религиозного наследия.

Источник: http://rrepetitor.ru/tsar/tserkovnaya-reforma-nikona-raskol-sredi-veruyushhih/

Церковный раскол: причины, ход событий и последствия

В середине XVII века патриарх Никон провел ряд реформ в русской церкви. Реформы Никона были направлены на изменение древних церковных традиций. В результате случился церковный раскол.

Причины

Преобразования в русской православной церкви произошло по следующим причинам:

  1. Стремление патриарха к власти.
  2. Необходимость централизации государства.
  3. Необходимость объединения всех церквей после распада в результате политической раздробленности.

Предстоящие перемены патриарх обосновывал различиями между греческой и русской православными церквями. Никон назвал русскую церковь не полностью канонической.

Суть изменений:

  1. Введение крестного знамения тремя перстами.
  2. Введение поясных поклонов вместо земных.
  3. Иконы допускались только греческого образца.
  4. Запрещение шатровых церквей.
  5. Имя  Иисуса стало писаться с двумя буквами «и».

Богослужебные книги тоже подлежали исправлению в соответствии с греческими образцами.

Ход событий

После того как собор в 1654 году одобрил предложение Никона, патриарх приступил к делу. Изменения шли стремительно. Никон требовал от народа немедленного отказа от старых обычаев и принятия новых. От таких резких перемен народ отказался.

Церковный собор

В 1667-1668 состоялся Церковный собор. Сам Алексей Михайлович поддержал реформу. В результате было вынесено 2 решения:

  1. Патриарх Никон лишился сана. Это произошло из-за его стремления к власти и конфликта с царем.
  2. Но реформы Никона все же были приняты.

Все несогласные отличались от церкви, предавались анафеме и подвергались репрессиям со стороны власти. Началась настоящая идеологическая война. Самым влиятельным противником нововведений был Аввакум Петров.

Последствия

Общество разделилось. Сторонников нововведений стали называть никонианами, а тех, кто не принял реформы – раскольниками-старообрядцами.

Оставшиеся старообрядцы делали всё, чтобы сохранить традиции. Но они подвергались преследованиям со стороны государства. В 1682 году был заживо сожжен Аввакум.

Некоторые из последователей традиций сжигали себя сами в знак протеста. Старообрядцы не сдавались из-за преследований, они проявили удивительную духовную стойкость.

После смерти царя Алексея, при царевне Софье, преследования стали еще ожесточеннее.

Появления старообрядчества ослабило влияние православной церкви на народ и подорвало внутреннюю силу страны.

Источник: https://bingoschool.ru/manual/123/

Церковная реформа патриарха Никона в XVII веке

Раскол Русской православной церкви произошёл в царствование Алексея Михайловича, второго царя династии Романовых, прозванного Тишайшим.

Это слово вполне соответствовало мягкому характеру молодого государя, отличавшемуся набожностью, покладистостью и неконфликтностью, но никак не вписывалось в нравы и отношения, процветавшие в тогдашнем обществе.

На любые перемены в какой бы то ни было области жизни народ реагировал бунтами и беспорядками, не имея другой возможности добиться социальной справедливости. Власть же отвечала кровавыми репрессиями и карательными мерами.

Геополитические факторы преобразований

Несмотря на сложную внутреннюю ситуацию, во внешней политике Московского царства начинается определённый подъём. После польской интервенции и потери множества территорий разворачивается процесс их возвращения в лоно русской государственности. Открываются заманчивые перспективы объединения под властью царя всех православных народов. Мечта несбыточная, но совсем не казавшаяся таковой современникам освобождения Смоленска, большей части Белоруссии и Переяславской Рады.

Нетрудно заметить, что определяющую роль в восстановлении и расширении границ играло вероисповедание. Народы восточной ветви христианства легко передавались под руку православного государя, и дело стопорилось в областях с преобладающим католическим населением. В результате параллельно с внешнеполитическими успехами формировалась и идеологическая доктрина, включавшая в себя ряд следующих положений:

  1. Русь — духовная и политическая правопреемница Византии, в чью задачу входит восстановление покорённой турками империи и освобождение православных народов от «нечестивых агарян».
  2. Москва — третий Рим, а четвёртому не бывать.
  3. Власть русского царя распространится на все территории, на которых исповедуется родственная вера.
  4. Богослужебная и обрядовая практики должны быть выстроены по единому греческому образцу, как наиболее соответствующему древней византийской традиции, с тем чтобы в будущей империи православия не возникало религиозных противоречий.

Состояние РПЦ и патриаршество

Церковь, всегда являвшаяся мощнейшим институтом поддержки государства, переживала в это время серьёзный кризис.

Низкий уровень образования священников, их поведение (неграмотность, мздоимство, пьянство, прелюбодеяния), подрывающее авторитет на местах, разночтения в отправлении таинств, отсутствие международного влияния — всё свидетельствовало о назревшей необходимости перемен.

Патриарх Иосиф, в силу возраста и приверженности сложившейся традиции, был неспособен на решительные действия, так необходимые Алексею Михайловичу.

И появился Никон. Игумен Кожеозёрского монастыря был представлен молодому царю, спустя год после восшествия на престол, в 1646 и сразу же произвёл на него благоприятное впечатление. По просьбе государя новонаходник остался в Москве, где его посвятили в сан архимандрита Новоспасского монастыря. Здесь он вошёл в так называемый кружок «ревнителей благочестия», главными идеологами которого были духовник царя Стефан Вонифатьев, протопоп Казанского собора Иоанн Неронов и боярин Фёдор Ртищев.

Именно в этом сообществе единомышленников были определены основные направления церковной реформы, получившей в истории название никоновской:

  1. Активизация религиозно-духовной жизни в стране.
  2. Улучшение нравственности как мирян, так и священников.
  3. Широкое распространение образования.
  4. Приведение к единогласию (однообразию) всех сторон богослужения.
  5. Исправление христианской литературы, перепроверка переводов.
  6. Восстановление забытой к тому времени практики проповедей с амвона.

Будучи, как и царь, грекофилом, Никон считал, что унификация должна проводиться по греческим образцам, в чём получал от Алексея Михайловича всемерные поддержку и одобрение.

Начало реформы

В июле 1652, по смерти патриарха Иосифа, Никон (к тому времени уже новгородский митрополит) был возведён на патриарший престол. При вступлении в должность он вытребовал у царя обещание не вмешиваться в дела Церкви, и слушаться его во всём «аки начальника и пастыря и отца краснейшего». И почти сразу приступил к осуществлению своих планов.

Перед Великим постом 1653 г. новый Патриарх Московский и всея Руси предписал креститься тремя перстами вместо двух, как было закреплено за столетие до того на Стоглавом соборе. А вот со следующим шагом никониане явно поторопились.

В 1656 году был созван собор под председательством патриарха Иерусалимского Паисия, на котором все совершающие крестное знамение двоеперстием были преданы анафеме.

Это прошло настолько поспешно, что не могло не вызвать реакции отторжения, и привело к расколу церкви на Руси 17 века.

Противостояние церковных традиций

Раскол стал одним из выразительнейших явлений русской духовной жизни. С одной стороны никонианцы, приверженцы преобразований по греческому образцу, стремившиеся привнести в богослужебные обряды и книги свежую мысль, поборники серьёзного религиозного образования. С другой, представители нравственных сил старого общества, опиравшиеся на «Стоглав», и готовые «ради древлего благочестия и безнарядья», терпеть муки, лишения и идти на смерть.

Возникновение противоречий

Первое значительное столкновение произошло на никонианском соборе 1654 года, на котором обсуждался вопрос об унификации русской богослужебной литературы по греческим образцам, напечатанным на Западе. Спор между участниками разгорелся именно по этому поводу. Противники реформирования по-византийски во главе с протопопами Аввакумом и Иваном Нероновым выступили за соблюдение старорусской традиции, как определяющей историческую и национальную самостоятельность РПЦ.

Они считали неприемлемым заимствовать обрядовые правила у представителей юго-западных территорий по следующим причинам:

  • укоренённость в народе мнения о превосходстве русского благочестия над греческим;
  • разлагающее влияние отказа от веками освящённой традиции;
  • самодискредитация константинопольской патриархии во время подписания Флорентийской унии с папским престолом;
  • резкость, безапелляционность и насильственные методы проведения преобразований.

Надо отметить, что никонианство большинством священнослужителей и мирян воспринималось с полной покорностью, чему староверы, находящиеся в меньшинстве (Аввакум, епископ Коломенский Павел, протопоп Даниил, князь Львов), противопоставляли активность, фанатичное упорство в отстаивании своих взглядов и настойчивую их проповедь.

Суть разногласий

Если попробовать дать характеристику церковному расколу 17 века кратко, то можно составить следующую сравнительную таблицу:

До реформы После реформы
Крестились двумя перстами Крестились тремя перстами
Движение верующих вокруг храма крестным ходом по солнцу Движение верующих вокруг храма против солнца
Двукратное пение «аллилуйя» Троекратное пение «аллилуйя»
Земные поклоны Поясные поклоны
Бог Исус Бог Иисус

Для современного человека всё это может показаться не слишком значительно, чтобы возникнуть противостоянию, имеющему в качестве итога кровавые подавления восстаний и возмущений старообрядцев, их массовые самосожжения в течение без малого двух столетий, казни наиболее выдающихся лидеров раскольников. Однако, следует понимать, что религия, определяющая духовную жизнь человека 17 в., оказалась полем идеологической борьбы нового со старым. А к каким катастрофическим последствиям она может привести, очень наглядно продемонстрировал прошлый XX век.

Первые репрессии

Обладая всей полнотой не только церковной, но и светской власти, патриарх Никон использовал для подавления инакомыслия весь административный ресурс, находящийся в его распоряжении. Первый удар был нанесён по центру староверов в лице Аввакума Петрова, которого сослали на Байкал, князя Львова — в Соловецкий монастырь, протопопа Даниила — в Астрахань. Епископ Павел вынужден был бежать и скрываться.

Но гонения, которые преследовали цель провести реформу с минимальными потерями, возымели совершенно обратное действие. Они поспособствовали расширению ареала пропаганды и агитации противников никоновских перемен. И добавили им авторитета в народных массах, осенив ореолом мученичества.

Продолжение реформ и последствия раскола

Судьба отвела Никону не так много времени для его знаменательной деятельности по обновлению церковных порядков. Поднявшись до самых вершин власти, он переоценил своё значение.

Во время войны с Речью Посполитой, когда Алексей Михайлович находился с войсками на вражеской территории, патриарх де-факто руководил страной, выполнял функции главы правительства и к своему высокому чину добавил ещё и звание Великий Государь, пожалованное ему царём. Это вызвало зависть и недовольство правящей верхушки бояр.

Разрыв с государем и опала

Цепь интриг, доносов и нашёптываний привела сначала к охлаждению, а затем и к прекращению отношений самодержца со своим возлюбленником.

В 1658 году, по ничтожному поводу (один из царских чиновников отвесил оплеуху его прислужнику) Никон, не отказываясь формально от Московской кафедры, оставил столицу и переехал в свой Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.

Он ещё продолжал называться патриархом, устраивать обители, относиться свысока ко всем попыткам царя примириться, но был уже обречён.

В 1660 году было оглашено соборное постановление лишить Никона архиерейства и даже священства, но суд по разным причинам состоялся над ним только в 1666 г., когда на Большой Московский собор смогли прибыть патриархи восточных церквей, единственно имеющие право на принятие таких решений.

Они перечислили все вины самоустранившегося главы русской церкви, осудили его деятельность на посту иерарха и приговорили к извержению из священнического чина и ссылке в Ферапонтов Белоозёрский монастырь простым монахом.

Однако реформаторская практика не подвергалась осуждению и преобразования продолжались.

Лидеры раскольников

Для судеб наиболее известных деятелей старообрядческого движения 1666 г. стал также датой трагической. На соборе было совершено определение и их печальной судьбы. Александр Вятский, Иван Неронов, Феоктист, Ефрем — принесли покаяние, почему и получили разрешение от грехов.

Аввакум, Лазарь и Феодор — преданы анафеме, объявлены еретиками и сосланы, чтобы впоследствии быть заживо сожжёнными.

Немного позже пожелали связать с мученическим венцом за старую веру свою жизнь и две представительницы высшей знати страны — боярыня Феодосия Морозова и её младшая сестра княгиня Евдокия Урусова.

Но само движение, приобретшее широчайший размах, уже не могло быть уничтожено или приостановлено. Начался процесс стихийного отделения староверов от РПЦ, доходящий в своей последовательности до актов массовых «гарей», когда протестующие против насильственного изменения обрядности сжигали себя и близких целыми общинами. В понятиях того времени гибель являлась меньшим злом, чем посмертное нахождение в геенне.

Результаты перемен

И всё же, каковы бы ни были причины церковного раскола, с его помощью решался наиглавнейший вопрос о соотношении духовной и светской власти. Унификация обрядности и текстов предполагала укрепление влияния РПЦ, а в результате привело к первому расколу страны по религиозному принципу и преобладанию самодержавия над патриаршеством, которое сначала стало подчинённым административным подразделением, а затем и вовсе упразднено в правление Петра I Алексеевича.

В результате реформы:

  1. Были переписаны и все религиозные книги.
  2. Приведены в соответствие с новыми требованиями иконы и росписи храмов.
  3. Изменены принципы обрядности.
  4. Возник сам термин «православие» (до того использовались истинная, божья или правая вера).

Перемены, связанные с расколом, ещё чётче обозначили социальную разобщённость русского народа, обнажили непримиримые противоречия между представителями различных классов и социальных групп.

Источник: https://nauka.club/istoriya/tserkovnaya-reforma-nikona.html

Власть и церковный раскол в 17 веке — реформы Никона

После смерти с Иосифа следующим патриархом стал Никон, бывший митрополит Новгородский. Как тогда говорили, собенный друг Алексея Михайловича. Но он был не только другом, а еще и единомышленником. Дело в том, что Никон разделял идею всеправославного царства, которая была так близка сердцу царя, а еще считал, что править русские православные книги требуется именно по греческим образцам.

Реформы Никона

В дни, когда решался вопрос о новом предстоятеле русской церкви, еще никто не подозревал какой трагедией для страны и народа обернуться эти реформы. Равным образом, было трудно предвидеть, что новый патриарх отнюдь не удовольствуется ролью послушного исполнителя, угодной царю церковной политики. А вознамерится возвысить священство над царством. Собственно, сама церковная реформа, начатая Никоном в 1653 — 1655 годах, заключалась в следующем:

  • крещение не двумя, а тремя перстами;
  • замена земных поклонов поясными;
  • троекратное пение аллилуйя, вместо двукратного;
  • движения верующих в церкви мимо алтаря не по солнцу, а против него;
  • по-иному стало писаться имя Христа — Иисус, вместо Исус;
  • все книги и иконы, написанные по старым, не по греческим образцам, подлежали уничтожению.

Для верующих все эти отступления были существенным нарушением традиционного церковного канона, а ведь молитва, произнесенная не по канону, согласно мнению верующих людей, не просто неправильна, она богохульна. Поэтому Никона тут же обвиняют в латинстве. Дело в том, что греческая церковь запятнала себя флорентийской унией, заключенной в 1439 году.

Будучи человеком властным, волевым, даже, фанатичным, Никон получил необъятную власть над верующими. В отношении царя он претендовал на ту роль, которую выполнял в свое время Филарет при Михаиле Федоровиче. Никон всячески подчеркивал первичность духовной власти по сравнению со светской.

Отречение Никона и суд над ним

Став соправителем царя, новый патриарх оттеснил на задний план боярскую думу, а потом и самого Алексея Михайловича. Отношения между ними настолько обострились, что царь стал выражать открытое недовольство действиями патриарха. Такого к себе отношения Никон вытерпеть не мог.

В 1658 году после службы в Успенском соборе он заявляет о том, что слагает с себя патриарший сан и отправляется в монастырь. Этим он надеялся сломить слабовольного царя, чтобы тот молил его о возвращении. На деле все получилось наоборот.

Дело в том, что на Алексея Михайловича довольно-таки сильно влияло боярское окружение, которое, по большей части, не поддерживало реформы Никона. Никон понял, что его не спешат звать обратно. И тогда, в 1664 году, он делает попытку вернуться.

Перед рождественской службой он вновь появляется в Успенском соборе и заявляет, что сошел с престола никем не изгнанный и вернулся обратно никем незваный. Однако, Алексей Михайлович велит ему вернуться обратно в монастырь.

В 1666 году царь созовет церковный собор для суда над Никоном. Судить его будут за самовольное отречение от патриаршества без царского на то повеления. Приоритет царской власти над церковной был установлен. Присутствовавшие на суде александрийские, антиохийские патриархи православных церквей поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана. А еще вечное заточение в Ферапонтов монастырь.

Уже при следующем царе, Федоре Алексеевиче, Никон будет освобожден. Дело в том, что до Федора Алексеевича дойдут слухи о том, что Никон тяжело болен. И вот, умирающий Никон поплывет в сторону Воскресенского монастыря. Его будут встречать толпы народа, а Никон к тому времени будет уже не в состоянии оценить тот факт, что его освободили. Он умрет 17 августа 1681 года.

Старообрядец протопоп Аввакум

Тот же самый церковный собор 1666 — 1667 годов, который осудил Никона, придаст проклятию тех, кто не поддержит его реформу, старообрядцами назовут этих людей. Тем самым будет окончательно зафиксирован факт раскола русской православной церкви.

Выдающимся руководителем старообрядчества выступил протопоп Аввакум. Когда-то он входил в кружок ревнителей благочестия, который сложился вокруг царя Алексея Михайловича. Однако позже, резко разошелся во взглядах с царем и с Никоном на церковную реформу. По его мнению опираться православной церкви следовало на старые традиции в изоляции от остального мира. В деятельности Никона и в нем самом Аввакум видел огромное зло, которое лишь ослабляет церковь.

Вот как он отзывался о Никоне: «Никитка, как же, знаю его. Недалеко от меня родился, между Лысково и Мурашкина. Отец его Черемисин, а мати его русалка. Мина — Адаманька, а сам Никитка колдуном учинился».

За свои воззрения Аввакум был арестован и заключен в монастырь, а позже сослан с семьей в Сибирь. Претерпел многие невзгоды. На соборе 1666 года он был предан церковному проклятию и вновь заключён в земляную темницу. После смерти Алексея Михайловича сам сделает шаг навстречу своей гибели, послав новому царю Федору Алексеевичу послание, полное обличений. За великие на царский дом хулы будет сожжен заживо вместе с товарищами по заключению.

Последствия реформы Никона

Реформа Никона не затрагивала религиозных основ, касалась скорее обрядовой стороны, но для любой религии обрядовая сторона тоже необыкновенно важна.

К тому же возмущение вызывал сам факт вмешательства светских властей в дела духовные. Старообрядцы расценили реформу, как покушение на саму веру, веру их отцов.

Они сочли, что государственной властью овладел антихрист.

Масса старообрядцев уходили в леса и при приближении солдат нередко прибегали к коллективному самосожжению. Масштабы этого движения, кстати, поощряемого Аввакумом, ужасали. Широту движению старообрядцев придавали и социальные мотивы: выступление против централизации, крепостничество, вмешательство в духовную сферу. Все это обусловило очень пестрый состав старообрядцев. Туда входили и низы, и боярские верхи, знаковой стала история боярыни Морозовой, и представители духовенства.

Таким образом, церковная реформа и раскол являлись глобальными явлениями, которые имели огромные социокультурные последствия.

Источник: http://zapolni-probel.ru/istorija-rossii-7-klass/vlast-i-cerkovnyj-raskol-reformy-nikona.html

Церковная реформа Петра I Великого — кратко — таблица

> Реформы > Церковная реформа

Церковная реформа — 

комплекс мер, проведенный Петром I в период 1701-1722 годов для снижения влияния церкви, её независимости и усиления контроля над её административными и финансовыми вопросами. Одним из главнейших преобразований стала фактическая ликвидация должности Патриарха и утверждение 25 января 1721 года нового высшего церковного органа — Святейшего правительствующего Синода, или Духовной Коллегии.

Схема церковной реформы

Духовенство не одобряло проводимых Петром I реформ — многие монахи считали царя антихристом, о чем не боялись говорить вслух и даже раздавали рукописные листовки в городах и деревнях.

Чрезмерный авторитет церкви — Патриарх имел не меньшую чем сам Петр I возможность влиять на обычных людей, это не вписывалось в абсолютистскую модель государства, где император — единственный полноправный властитель.

Экономическая независимость церкви — многочисленные войны и развитие промышленности требовали все больше финансовых и человеческих ресурсов, часть из которых находилась во владении монастырей и церквей неподотчетных государству.

Ликвидация экономической и административной автономии — подробная ревизия имущества, с последующей секуляризацией, внедрение должностей назначаемых государственным аппаратом, а также четкое регламентирование финансовых потоков и обязанностей возлагаемых на церковь.

Снижение численности духовенства — определение необходимого количества церковников и монахов исходя из числа обслуживаемых граждан, ограничение «странствующих» священников и запрет на строительство монастырей.

Борьба с нищенством — царь был категорическим противником стихийного нищенства, считал что только «блаженным» и откровенным инвалидам может быть позволено жить на подаяние.

Таблица « и ход церковной реформы»

Год/Событие Цель
1700Назначение «Блюстителя и управителя Патриаршего Престола» Не допустить избрания нового Патриарха после смерти Патриарха Адриана. Царь лично назначил на новую должность митрополита Стефана Яворского.
24 января 1701Секуляризация крестьян и земель Ликвидация финансовой автономии церкви.Увеличение эффективности использования земель и налоговых поступлений Церковные крестьяне и земли переданы в управление к восстановленному Монастырскому приказу, доходы перечислялись в казну из которой по строго установленным штатам выплачивались оклады прежним владельцам (монастырям и церквям)
30 декабря 1701Запреты касающиеся монашества Снижение числа монахов Запреты на строительство новых монастырей, на владение монахами угодьями и вотчинами, на пострижение в монахи по собственному желанию (без разрешения монастырского приказа). Также, для установления штата монастырей — перепись находящихся в них монахов
 1711 годКонтроль со стороны Сената над делами церкви Ограничение административной свободы церкви Созданный в 1711 году Правительствующий Сенат получил в управление церковные дела — назначение архиереев, строительство церквей, определение штата приходов и разрешения инвалидам селиться в монастырях.
 1716 годУказ об ограничении численности священников и дьяконов Увеличение эффективности использования человеческих ресурсов Борьба со «странствующими священниками» — служители прикрепляются к определенному приходу. Без
1717-1720 годыПодготовка главной части реформы Петр I стремился закрепить собственный статус полноправного самодержца и максимально интегрировать церковь в административный аппарат государства Феофан Прокопович, по приказу царя, занимается разработкой проекта создания Духовной Коллегии.
25 января 1721 годаиздание духовного регламента и манифеста об учреждении Духовной Коллегии и создание Правительствующего Синода Фактическое упразднение патриаршества и введение нового высшего церковного органа — Святейшего правительствующего Синода Каждый из 12-ти членов новообразованного Синода перед вступлением в должности обязан был принести присягу царю.
14 февраля 1721Монастырский приказ переходи под управление Синода  Ведение отчетности и увеличение налоговых поступлений Подконтрольный Петру I Синод обязывался следовать установленным нормам и все средства, оставшиеся после выплат штату, передавать в государственную казну.
28 апреля 1722 годаВведение надзорно-охранительной функции церкви Борьба с противниками власти Издано постановление Синода  в котором священнослужителям вменялось в обязанность нарушать тайну исповеди, если у них была возможность сообщить какие-либо важные для государства сведения.
11 мая 1722 годаВведение при Синоде должности обер-прокурора Дополнительный контроль за Синодом и предотвращение принятия решений не согласованных с Петром I Обер-прокурор отчитывался непосредственно перед царем и являлся его «оком государевым и стряпчим о делах государственных».

Суть и значение церковной реформы Петра I

Основная суть предпринимаемых Петром I церковных преобразований заключалась ликвидации автономии и встраивании института церкви в государственный аппарат, со всеми сопутствующими характеристиками — ведение отчетности, ограниченное число персонала и т.д.

Создание Духовной Коллегии, или Святейшего Синода

Спойлер

Ключевой фигурой в деле организации Духовной коллегии был малороссийский богослов, ректор Киево-Могилянской Академии Феофан Прокопович.

1 июня 1718 года он был наречён в псковские епископы, а на следующий день он был посвящён в архиерейский сан в присутствии государя. Вскоре Прокоповичу было поручено составление проекта создания Духовной коллегии.

25 января 1721 года Пётр подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей вскоре новое наименование Святейшего правительствующего Синода.

Феофан Прокопович

Состав Святейшего Синода определялся по регламенту в 12 чиновников, из которых три непременно должны были носить сан архиерея.

Перед вступлением в определённую ему должность, каждый член Синода, должен был принести присягу и поклясться в верности служения царствующему государю и его преемникам, обязывались доносить заблаговременно об ущербе его величества интереса, вреде или убытке.

11 мая 1722 года было приказано присутствовать в Синоде особому обер-прокурору

Источник: https://xn--1-itb3afj.xn--p1acf/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B/%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0/

Церковная реформа Петра 1: причины, ход событий, итоги

Церковная реформа Петра 1: причины, ход событий, итоги

Церковная реформа Петра 1: причины, ход событий, итоги

Всем пламенный привет! Сегодня будет разбирать немаловажную тему. Как не раз я говорил, любую тему в истории надо разбирать в связи с другими, более ранними темами, иначе в голове у ребят так ничего и не устаканится.

Церковная реформа Петра 1 как раз такая, которая прямо связана с борьбой светской и духовной властей. Процесс этот начался с Ивана Третьего: с иосифлян и нестяжателей. Далее события, к нему относящиеся можно углядеть в воцарении Ивана Грозного, правлении его сына Федора Иоанновича, правлении Михаила Романова и разумеется, в церковной реформе Никона при Алексее Михайловиче.

Если для вас все эти связи в диковинку, и при этом Вы рассчитываете сдать ЕГЭ 2019 по истории на максимальные баллы, то настоятельно рекомендую Вам свой крутой курс «Сквозные темы: подготовка к ЕГЭ о истории на 100 баллов».

Однако вернемся к теме. Как Вам известно из этой статьи, любое событие в мировой истории можно запомнить только в том случае, если вы разобрали его причины, повод, ход событий и итоги (последствия). Собственно, дальше кратко двинемся строго по этой схеме.

Причины

Первая причина. Отношение русской православной Церкви к Петру Первому, к его деятельности, было вполне однозначным — неприязнь. Особенно эта неприязнь была открытой у последнего патриарха РПЦ — Адриане (был патриархом с 1690 года по 1700 год).

Петра православные старцы воспринимали не иначе как антихристом, который ни во что не ставит православные традиции и обычаи. В чем это выразилось, думаю, Вы знаете: царь ни во что не ставил свою законную жену Авдотью Лопухину и вовсю гастролировал на стороне. Да и про колокола на пушки после Нарвского поражения в ходе Северной войны 1700 года не забудем

Второй причина была в том, что надо было поставить большую и жирную точку в противостоянии светской и церковной власти. При Алексее Михайловиче оно завершилось низложением патриарха Никона в 1666 году. И только: новые патриархи по отношению к царям были настроены не ахти как. 

Экономической основой независимости церкви были ее собственные вотчины, в которых жили крестьяне, и платили повинности, сами можете догадаться, в чью пользу. С этим тоже надо было что-то делать.

Таким образом, требовалось превратить церковь в послушный инструмент государственного управления.

Ход реформы

В 1700 году умер патриарх Адриан, а нового патриарха не избрали, потому что Петр угрожал зарезать церковных иерархов, ежели они его ослушаются. Вместо патриарха был назначен местоблюститель патриаршего престола рязанский и муромский митрополит Стефан Яворский — человек в возрасте, а следовательно рассудительный и послушный. Получается, что с этой даты РПЦ стала терять подлинную независимость уже по отношению к светской власти.

Далее Петру было не до церкви: надо было проводить другие, более насущные реформы, о которых вы можете узнать в этой статье.

В 1718 году о церкви вспомнили и учредили Духовную коллегию — светский орган управления церковью, которая особо ничем не выделялась на фоне других коллегий. Одновременно видному идеологу и деятелю времен Петра — Феофану Прокоповичу было поручено составить некий свод церковных установлений, который получил название «Духовный регламент».

Феофан Прокопович (1681 — 1736)

В 1721, в год провозглашения России империей, году Духовная коллегия была преобразована в Синод, который возглавил обер-прокурор. Первым обер-прокурором стал Феофан Прокопович.

Церковные земли еще с 1701 года формально находились в ведении государства, прибыль с них платилась государством церкви. Но затем все же они были переданы в синодальное управление. Только в 1764 году Екатерина Вторая провела полномасштабную секуляризацию церковных земель, которые перешли в разряд государственных, а монастырские крестьяне стали экономическими.

Итоги и значение

Петр Великий по своему складу был революционером и затеял в стране настоящий переворот всех сфер жизни общества. В результате церковной реформы:

  • Церковь стала слугой государства, государственной службой, которая наряду с функциями отправления культа также выполняла серьезные административные (ведение писцовых книг, «регистрация» браков и пр.) и идеологические функции. Это можно расценивать, как плюс в для государственного управления.
  • Создала серьезный раскол в российском обществе между верхами и низами. Это можно расценивать как минус, поскольку начало складываться непонимание между «верхами» и «низами» российского общества.

Вообще эта реформаторская деятельность напоминает лично мне процесс Реформации в Западной Европе. Но он был «снизу»: народ требовал «дешевой» и демократичной церкви. В России же государство попросту отняло у церкви ее богатства и стало ее нещадно эксплуатировать в своих интересах.

От себя могу сказать, что если Вы в этом году сдаете ЕГЭ по истории, и всё вышесказанное является для Вас новым, то настоятельно рекомендую пойти на наши курсы подготовки, дабы не оплошать на реальном экзамене.

Источник: https://ege59.ru/2019/01/24/tserkovnaya-reforma-petra-1-prichiny-hod-sobytiy-itogi/

Церковная реформа: церковный раскол в России XVII века. Патриарх Никон и раскол

Церковный раскол – разделение в Церкви или в религиозной организации из-за внутренних разногласий. Такой раскол называется «схизма» от греческого σχίσμα – «раскол, распря, разделение».

В России церковный раскол произошел в XVII веке из-за реформ московского патриарха Никона, которые были приняты не всеми. Противники реформы стали называться раскольниками, старообрядцами или староверами.

Причины церковной реформы

Основатель династии Романовых царь Михаил и его сын Алексей Михайлович стремились восстановить государство, пережившее разорение в период Смутного времени, и укрепить его международное положение.

Портрет Алексея Михайловича, неизвестный художник. Конец 1670 – начало 1680 гг. Википедия

В тот период наблюдались расхождения между обрядами и богослужебными книгами в русской православной и греческой церквях. У русских укрепилась совокупность одних обычаев, которые впоследствии назовут старым обрядом, а у греков – совокупность других обычаев, которые на Руси стали называть новым обрядом.

В 1650-е годы московский патриарх Никон, собиравший греческие и византийские религиозные тексты, начал настаивать на приведении русской церкви к единообразию с греческой.

Патриарх Никон на памятнике «1000-летие России». Википедия

Царь Алексей Михайлович поддержал реформу, поскольку унификация церковных обрядов и книг с греческим каноном позволила бы России упрочить авторитет на международной арене, а Москва подтвердила бы статус центра всего православия.

Кроме того, в 1654 году состоялось присоединение Малороссии (Украины), где богослужения проводились по греческим правилам. Это должно было способствовать сближению двух народов.

Церковная реформа Никона: что изменилось

Изменения Никона затронули обрядовую сторону богослужения. Кроме того, переводы текстов Священного Писания были отредактированы. Это событие получило название «книжная справа».

«Чёрный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году», Сергей Милорадович, 1885 г. Википедия

В процессе реформы произошли следующие изменения:

  • креститься отныне следовало не двумя, а тремя перстами;

  • вместо 16 поклонов теперь нужно было совершать четыре;

  • крестные ходы Никон повелел проводить по солнцу, а не против;

  • вместо «Исус» теперь нужно было писать «Иисус»;

  • во время богослужений возглас «аллилуйя» следовало произносить трижды, а не два раза, как раньше;

  • о Царствии Божием стали говорить «не будет конца», а не «несть конца»

  • литургию начали служить на пяти вместо семи просфор.

Раскол церкви: последствия

Изменения были восприняты многими верующими и некоторыми представителями духовенства как посягательство на чистоту русской церкви. По их мнению, реформа уничтожила истинное православие и концепцию «Москва – третий Рим». В обществе установились апокалиптические настроения.

Однако патриарх не сдавался и прибегал к жестким методам: иконы и книги, не соответствующие новому канону, изымались и уничтожались. Приверженцев старых обрядов стали называть «старообрядцами» и «раскольниками», подвергать преследованиям вплоть до отлучения от церкви.

Так, один из видных деятелей старообрядчества протопоп Аввакум за религиозную деятельность был отправлен в ссылку, посажен в тюрьму и в итоге заживо сожжен.

«Сожжение протопопа Аввакума», Петр Мясоедов, 1897 г. Википедия

В знак протеста некоторые старообрядцы и последователи Аввакума в ответ на гонения властей совершали самосожжение. Другие же, спасаясь от преследования, были вынуждены бежать на окраины государства и жить в изоляции.

Еще одним деятелем старообрядчества стала боярыня Феодосия Морозова – сподвижница Аввакума, арестованная и уморенная голодом за свою приверженность «старой вере».

«Боярыня Морозова», Василий Суриков, 1884–1887 гг. Википедия

Опала и ссылка: судьба патриарха Никона

Историки описывают Никона как человека властного и жесткого. Патриарх пользовался большим доверием Алексея Михайловича, который прислушивался к его советам в государственных вопросах и даже оставлял его фактическим правителем во время долгих военных походов.

Бояр и часть духовенства не устраивала укрепившаяся власть патриарха, и они попытались настроить царя против Никона. Алексей Михайлович и сам не планировал делиться властью. Постепенно отношения между государем и патриархом охладились. В знак протеста Никон демонстративно оставил патриарший титул и уехал в Новоиерусалимский монастырь, который до этого сам же и основал.

За это он был низложен до простого монаха и сослан в отдаленный монастырь под строгий надзор.

Гробница патриарха Никона в Новоиерусалимском монастыре. Википедия

Источник: https://www.anews.com/p/125522059-cerkovnaya-reforma-cerkovnyj-raskol-v-rossii-xvii-veka-patriarh-nikon-i-raskol/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Как очистить душу и тело

Закрыть