Почему русь называют святой

Святая Русь, ее образ в искусстве и литературе, смысл понятия Священная Русь, жертвенность русского народа

почему русь называют святой

«Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля», — такое изречение записал Владимир Даль во время своих путешествий. Святость является нетленным идеалом русской земли. В какую бы моральную пропасть ни пал человек, он всегда осознает свое падение и знает свой путь возвращения к Богу. 

Что такое Святая Русь

Почему Русь святая — эта тема очень благодатна для изучения, ведь ни одно другое государство в мире не называется святым. Христианство возникло в Ι веке н. э. в Палестине, а к нам пришло только в IX веке, однако только наше, изначально языческое государство стало называться святым.

Святость — это свойство русского народа приносить себя в жертву во имя веры в добро и правосудие. После принятия Крещения русичи объединились в сильное государство и смогли одолеть многочисленных врагов. Примером православной веры и жертвенности служит победа русского народа в Великой Отечественной войне, которая началась в день всех Русских Святых в 1941 году.

Происхождение фразы

Сначала появилось словосочетание «светлый князь», потом иностранные путешественники стали именовать князей — его светлость русский князь. Эти два слова: светлый и русский прочно прижились в разговорной речи. Князя Владимира-крестителя называли духовным отцом и «Святым Владимиром».

Фраза Святая Русь впервые прозвучала в церковном гимне России перед началом Февральской революции. Это случилось при написании текста для службы священномученнику патриарху Московскому и всея Руси Гермогену. Стихира поется на церковно-славянском языке.

Слова в ней простые, но мудрые, изложена самая суть: для чего Русская Земля предназначена, что нужно человеку делать в земной жизни, как себя вести, как блюсти.

Предположительно сложили эту стихиру сестры одного из Киевских монастырей, где настоятельницей была инокиня Анастасия.

ГИМН СВЯТОЙ РУСИ

Земле Русская,Граде святый,Украшай свой дом,В нем же божественный

Велий сонм святых прослави.

Церковь Русская,
Красуйся, ликуй,
Се бо чада твоя
Престолу Владычню
Во славе предстоят, радующеся.

Соборе Святых Русских,
Полче Божественный,
Молитеся ко Господу
О земном Отечестве Вашем
И о почитающих Вас любовию.

Новый дом Евфрафов,
Уделе избранный,
Русь Святая, храни Веру Православную,
В ней же тебе утверждение.

Значение понятия

Значение понятия «святой» в язычестве понималось как приумножение цветения и плодоношения, а в христианстве означало возрастание цветения духовного. Основами духовной жизни мирян стали вера и покаяние, верование в живого спасающего Бога. Благодаря благоуспешной деятельности духовенства и сформировалось устойчивое понятие Священной Руси.

История появления термина

История этого термина зародилась еще в устном народном эпосе. В сказках и былинах, легендах и стихах героев и богатырей величали не иначе как святорусскими, так ка защищали они Святорусскую землю. Земля русская после падения Византии стала преподносится как охранительница истинного христианского вероисповедания.

Как Русь стала Святой

К основателям русской святости можно отнести Сергия Радонежского. Он был первооткрывателем киновии (монашеского общежития) с очень строгим уставом. Сурово выполнял свое послушание: говорил мало, неустанно молился, а если вел речь, то только о деле.

Вокруг монастырей создавался ореол уважения и святости. Каждая обитель была церковью и больницей, школой и библиотекой. Именно отец Сергий призывал к единению всех верующих не по национальной принадлежности, а по духовной. Люди начинали верить, что православная Русь будет жить вечно, помогая сама себе, святость ее будет несокрушима.

Образ Священной Руси

Образ святости земли русской с ее более чем 1000-летней историей состоял из трех основ:

  1. Православие.
  2. Государственность.
  3. Народность.

Православие учит людей вере в добро, любовь, милосердие и терпению к ближнему. Самой важной задачей сегодня является возвращение русскому народу понимания того, что без Веры и Родины невозможна полноценная жизнь личности и семьи, общества и государства.

Сам Образ — это:

  • собор русских святых;
  • чудотворные иконы и иные русские святыни;
  • особое благодатное свойство русского народа, сделавшее его оплотом христианской веры;
  • служение православным идеалам и сердечное следование Христовым заповедям;
  • идеал и одновременно земная реальность России, выраженная в духовных подвигах русских святых.

В культуре

историю русской культуры можно начинать с крещения руси, ведь до этого момента не было предшественницы — культуры на собственной территории. с появлением христианства возникла религия, приобщившая русь к высокоразвитой цивилизации, истории европейских стран. вдруг из языческой страны на краю света появляется новая держава с мировой культурой и религией.

по всей стране начали возводить прекрасные соборы — софии, которые до сих пор поражают своей красотой и великолепием. при церквях открывались приходские школы, больницы. служители православной церкви своим примером учили народ трудолюбию, воздержанию, доброте и милосердию. многие из них были причислены к лику святых и почитаются по сей день.

начиная с xvii века, понятие святости руси становится частью народной культуры. с точки зрения народного понимания держава российская объединяется со вселенной и церковью, получается, что святая русь есть везде, где есть православная вера.

в искусстве

древнерусская живопись появляется в эпоху расцвета киевской руси при князьях владимире и ярославе мудром. русские мастера сумели создать собственное национальное искусство на основе византийской школы. расписывая соборы и храмы, они использовали мозаику и фрески.

другой яркой страницей в искусстве является иконопись. образ святой богоматери был изображен в более чем трехстах иконографических сюжетах. также было освоено искусство миниатюры рукописных книг. создание письменности связывают с именами братьев кирилла и мефодия, которые не только создали славянскую азбуку, но и перевели на нее с древнегреческого языка книги священного писания.

многие художники нашей современности продолжают рисовать образы святых русских людей, изображать какие-то значимые моменты из истории становления священной земли нашей. своим искусством давая понять, что русский народ, живущий в стране с богатой историей, наделен самосознанием, что только через красоту, тесно связанную с искусством, человек приходит к познанию бога.

многие великие композиторы писали церковную музыку: глинка, бородин, мусоргский, чайковский, рахманинов и римский-корсаков. литургии чайковского и рахманинова предназначались для богослужений. православные традиции находили отражение в русской живописи, творчестве величайших художников: васнецова, нестерова, крамского. обратите внимание на картину»святая русь» михаила нестерова.

в литературе

образ святости земли русской и тема религиозности всегда прослеживалась в произведениях писателей, поэтов и композиторов даже в послереволюционном период, на протяжении более семидесяти лет. возможность доступа к ценностям православной духовности обеспечивали произведения пушкина, достоевского, гоголя, чехова, лермонтова и многих других авторов той поры.

произведения русских литераторов xix века по праву считаются сокровищами мировой литературы. даже великий александр пушкин после периода сомнений и отказа от веры писал прекрасные стихи о христианстве. религиозная тема священной земли русской всегда занимала важное место в русской литературе и философии.

в этом видео представлено рассуждение профессора филологии александра осповата о смысле термина.

посмотрите видеоролик о становлении светлой земли нашей.

отзывы и комментарии

Источник: https://proreligiu.club/spravochnik/terminy/svyataya-rus.html

Святая Русь

почему русь называют святой

Русь свята́я — определение, сформировавшееся и поддерживаемое со времени расцвета Православия на территории Древней Руси; содержащее и обнаруживающее религиозную оценку истории Православия и осуществления христианской миссии Русью как государством.

Чем свята Русь?

По преданию, первая Евангельская проповедь для населения, жившего на территории древней Руси, прозвучала из уст святого апостола Андрея Первозванного. Впоследствии здесь проповедовали Христово учение святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Мощнейший импульс к распространению христианства на Руси дал, в 988 году, святой князь Владимир (см.: Крещение Руси).

С этого времени христианство быстро приобрело статус преобладающей религии: язычество шаг за шагом утрачивало своё былое влияние, хотя отдельные его пережитки, в том числе суеверия, так и не были искоренены. Строилось множество Православных храмов, возводились обители. Вскоре Православная вера стала той жизненной духовной средой, в рамках которой формировалась русская культура, той духовной основой, на которой создавалось общенародное единство.

Уже вскоре после «крещения Руси» при князе Владимире Русь стала являть Богу и миру почитаемых праведников (как то: святые князья Борис и Глеб; святой Феодор, епископ Ростовский; святители Иоаким, Лука и Герман, Новгородские чудотворцы; преподобный Моисей Угрин; святая благоверная великая княгиня Анна; святой князь Владимир Ярославович; преподобный Ефрем Новоторжский). Впоследствии Русь просияла такими великими светильниками как Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский и пр.

Примечательно, что тогда как от Православия откололась Западная Церковь, а на Востоке православное население терпело притеснения со стороны мусульман, на Руси оно имело твёрдую точку опоры: развивалось монашество, церковная литература, иконография и другие отрасли христианского делания.

Можно ли говорить о «русском Православии» как об особенной ветви вселенского Православия?

Православие едино, как едина Вселенская Православная Церковь, един её Глава Господь Иисус Христос, едино учение веры, едины Церковные Таинства, едины величайшие святыни, едина общая цель и надежда.

Относительно национальностей, все перед Богом равны. На этот счёт Церковь учит определенно: «Здесь нет различия между Иудеем и Еллином» (Рим.10:12), «Нет уже Иудея, ни язычника» (Гал.3:28). Человек прославляется или осуждается Богом не по национальному признаку, а по духовно-нравственному состоянию, желанию и готовности следовать за Христом.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Раб божий почему раб

Номинальная принадлежность верующего к государству, обозначаемого как Святая Русь, не делает его автоматически святым — скорее накладывает дополнительные религиозно-нравственные обязательства, усугубляет ответственность.

Разумеется, этим доводом отнюдь не отрицается особая роль Русской Православной Церкви, как одной из Поместных Церквей, в деле хранения, укрепления и распространения веры на земле.

Христианское использование этого наименования подразумевает не превозношение над другими народами, а личную ответственность христианина, чтущего подвиг предков, посвятивших себя Христу, и стремящегося соответствовать их духовному уровню.

***

Священник Сергий Желудков: О святой Руси. Один современный мудрец сказал: «Плохо будет народу, который сам себя называет святым». Святого народа нет, есть святые в народе — в каждом народе.

Источник: https://azbyka.ru/svyataya-rus

Откуда пошли названия «Россия», «Русь» и «русские»?

почему русь называют святой

Россия – государство с богатой историей, насыщенной культурой и интересными людьми. Но не все эти люди доподлинно знают, чем их страна обязана таким названием. Хотя о чём тут говорить, если не все историки и лингвисты имеют единое мнение в этом вопросе. Мы попытаемся рассмотреть самые достоверные теории и выяснить, почему Россия имеет такое название.

Краткий экскурс по «эволюции» названия «Россия»

Всем известно, что история нашей страны берёт своё начало в Древнерусском государстве, основанном небезызвестными Рюриковичами. Называли его Киевской Русью, т.к. его столицей был славный город Киев, а население составлял русский народ.

Киевская Русь в период расцвета

К концу 13-го века образовалось Московское княжество, которое называли «Руссией». И примерно в течение столетия в обиход вошло слово «Россия». Исследователи предполагают, что это связанна с особенностями произношения нашего народа, из-за чего в слове «Руссия» буква «у» постепенно превратилась в «о». Но употреблялась «Россия» гораздо реже, чем «Русь», «Русская земля» и «Московия».

Само слово «Росия» (тогда ещё без двойного «с») возникло в Византии в 10-м столетии для греческого обозначения Руси. «Ρωσία» – так выглядит «Росия» на греческом, и именно в таком виде оно предположительно было написано впервые. А вот первое упоминание на кириллице, датируемое 1387-м:

Первое упоминание России на кириллице

Территория русского государства постепенно росла, а население пополнялось народами других национальностей – вместе с этим всё чаще использовалось слово «Россия». Официально оно закрепилось в 1547 году. Тогда же вся страна стала именоваться Русским (российским) царством.

В конечном итоге мы имеем то, что русскими называют отдельный народ, а большое многонациональное государство – российским.

Кстати, латинское название «Russia» в западноевропейских источниках уже встречалось в 11-м веке.

Таким образом, именно слово «Русь» стало производным «России». А вот уже относительно Руси и народа руссов у учёных расходятся мнения.

К слову, название Украины скорее всего произошло от созвучного древнерусского слова «украина», означающее приграничную территорию или землю у края. А вот с Беларусью всё ещё проще – её название пошло от словосочетания «Белая Русь».

Ну, теперь рассмотрим существующие теории о происхождении слова «Русь» и «русские».

Нормандская теория

В этом случае говорится о том, что русь — это никто иные, как викинги или норманны. Дело в том, что в «Повести временных лет» вроде как указывается, что восточнославянские племена обратились к варягам, и уточнено – к руси, которые были одним из тамошних племён.

Если придерживаться этой теории, то следует обратиться к древнеисландскому слову «Róþsmenn», которое означает гребцов или мореходов. Поэтому название нормандского племени русов вполне иметь такое происхождение.

Ещё много интересного в наших соцсетях

Собственно, сам Рюрик является варягом из народа русь. Его и призвали славянские племена, чтобы он стал их правителем, т.к. на тот момент они погрязли в междоусобицах.

Нормандская теория подкрепляется многими византийскими и европейскими источниками, где Русь отождествлялась с викингами. В этих же источниках на северный лад указываются имена русских князей: Князь Олег – X-л-г, княгиня Ольга — Хелга, князь Игорь — Ингер.

Рекомендуем: Откуда пошел миф о 25 кадре

Ещё одним интересным доводом является и сочинение некого Константина Багрянородного «Об управлении Империей», написанное в середине 10-го века. Там приводятся названия днепровских порогов. Прикол в том, что для этого использованы два языка: славянский и роский. В последнем варианте прослеживается скандинавская схожесть.

Как бы там ни было, скандинавы на восточнославянской территории определённо бывали. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки. Причём датируются они как раз временами «призвания варягов».

Кстати, написание двойного «с» окончательно закрепилось лишь при Петре I.

Славянская теория

Название Руси часто связывают с названием одного из племён восточных славян – росов (или русов). Считается, что селились они в вдоль течения реки Рось, которая является одним из притоков Днепра.

Но многие исследователи считают эту теорию притянутой за уши, а само существование славянского племени с таким названием, по их мнению, сомнительно.

Во-первых, на самом деле тогда река имела название с «ъ» в корне, то есть «Ръсь», а во-вторых, возникло это предположение при Советском союзе, когда старались всячески оспорить нормандскую теорию. Поэтому многие утверждения сомнительны. К ним стоит отнести и то, что русов так прозвали из-за их русого цвета волос.

Та самая река Рось

Более правдоподобным можно считать мнение Ломоносова, который считал, что народ русов (или росов) имеет связь с балтийскими пруссами (тоже славян). Да и археологические находки свидетельствуют о связи балтийских славян с северным населением Древней Руси.

Возможно вас заинтересует: Почему небо голубое?

Сарматская (иранская) теория

Сарматы – это кочевые ираноязычные племена, которые в середине 1-го тысячелетия занимали территорию современной Украины, России и Казахстана. Были у этих ребят такие племена, как роксолоны и росоманы, которых многие именитые учёные считают предками русов. Отсюда и пошло название Руси.

Сарматы – ещё одни возможные наши предки. Ну чем не современная русская бригада?

Шведская теория

С 6-го по 5-й век шведы посещали те земли и говорили, что видели там финские племена, которых они прозвали Rotsi.

Военная теория

Имеет место и версия, где говорится, что «русью» называли особое военное сословие ещё во времена зарождении древнерусского государства. Со временем название перешло на весь народ.

Заключение

Почему Россия имеет такое название? Потому что производным были слова «Русь» и «русский», происхождение которых связывают и с названием одной из рек на территории славян, и с варяжским племенем, и даже с сарматами и их племенем роксоланов.

На сегодняшний день наиболее правдоподобной кажется нормандская теория, подкреплённая историческими фактами и археологическими находками.

Так что не исключено, что Россия-матушка так называется благодаря легендарным викингам, которые когда-то пришли на земли наших предков.

Источник: https://topor.info/why/nazvanie-rossiya

Кровавое солнышко Руси: каким человеком был Святой креститель князь Владимир

Внук Рюрика и сын Игоря князь Святослав был истинным язычником, предпочитавший поле боя киевскому княжьему терему. Одного из сыновей правителю родила Малуша – рабыня его матери, княгини Ольги. Мальчика назвали Владимиром, и ему было суждено изменить историю Руси. Церковь причислила его к святым, а народ назвал Красным Солнышком, однако в жизни Владимир был грешником, который убил брата, насиловал девушек и имел огромный гарем.

Сын рабыни

Беременную от Святослава Малушу оправили в село Будутино, где она и родила мальчика. Мать будущего крестителя Руси была рабыней, но не простой. Ключница – важная в доме персона. Она отвечает за имущества хозяина, а значит, пользуется его доверием. Еще одна деталь – имя княжеского бастарда. Своего сына Малуша назвала двухсоставным именем Владимир, то есть «владеющий миром». Такие имена на Руси носила только знать.

Князь Святослав во время военного похода

Мальчик до трех лет воспитывался матерью, далее внука забрала княгиня Ольга. Скорее всего, бабка не теряла связи с бывшей ключницей и благоволила Владимиру. Ведь князь Святослав – истинный язычник, у которого много любовниц, а значит, и побочных детей. Однако именно Владимир получает благородное имя и становится одним из наследников, хотя он и не законный сын.

Княгиня Ольга – первый христианский правитель Руси

Рабское происхождение очень повлияло на жизнь Владимира, сформировав в нем комплексы, которые в будущем еще проявятся. Своей тягой к власти и жестокостью он пытался компенсировать свой «недостаток» и стереть память о своем происхождении.

Имя Владимира впервые фигурирует в 969 году. За год до этого князь Святослав возвращается из Болгарии в Киев, но собирается в новый поход. К нему из Новгорода приходят послы, которые просят дать им в княжение одного из своих сыновей. Законные наследники – Ярополк и Олег – в далекий северный край ехать не хотят. Святослав посылает к новгородцам младшего сына Владимира, опекуном которого становится старший брат Малуши Добрыня.

Новгород – центральный пункт торгового пути «из варяг в греки» и Владимир был символом киевского присутствия в этом стратегически важном регионе. Здесь он приказал построить огромное капище Перуну – покровителю княжьей дружины. Задатки реформатора проглядывались во Владимире уже тогда.

Варяжская дружина

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что значит если горит лицо

Новгород населяли славяне, финны, скандинавы, с которыми у юного князя сложились особенно дружеские отношения. В среде варяжской знати Владимир становится своим и новые друзья скоро докажут свою преданность мечами.

Ссора братьев

В 972 году печенеги убивают князя Святослава на Днепровских порогах. Киевский престол занял Ярополк – старший сын погибшего правителя. Средний Олег получает землю древлян, а Владимир остается в далеком от политики Новгороде. В 975 году между Ярополком и Олегом вспыхивает война, в которой победил старший брат, а средний погибает в сражении.

Славянские воины

До Владимира известия о войне доходят в искаженном виде, он решает не связываться со старшим братцем и убегает в Скандинавию, а Ярополк захватывает Новгород и самолично правит всей империей Рюриковичей. На севере беглец собирает армию варягов и возвращается на Русь. Вернув себе Новгород, он посылает брату сообщение:

«Владимир идет на тебя, пристраивайся противу биться».

Армия Владимира, набранная из варягов, новгородцев, кривичей и чуди, двинулась к Киеву и подошла к городу Полоцк, где княжил князь Рогволод. Владимир предложил Рогнеде – дочери Рогволода – стать его женой, но та ответила, что ей, благородной девушке, не пристало выходить замуж за сына рабыни. Таких оскорблений Владимир не прощал.

Князь берет штурмом Полоцк. По совету дядьки Добрыни Владимир насилует Рогнеду на глазах у ее братьев и отца. После этого будущий святой убивает всю родню обидчицы и берет ее к себе в жены. Ненависть друг к другу они пронесли через всю жизнь.

Малолетний Изяслав защищает мать от Владимира

Когда Владимир стал киевским князем, Рогнеда попыталась зарезать его во сне, но в последний момент ему удалось отвести удар. Князь приказал жене надеть самые красивые одежды и приготовиться к смерти.

Когда Владимир пришел лично убивать Рогнеду, то на ее защиту вышел их общий малолетний сын Изяслав. Мальчик, с мечом в руке, встал на пути отца и сказал, что убийства матери не допустит.

Владимир сначала разозлился, но позже зауважал сына и отдал ему в правление Полоцк, когда-то отобранный у его деда.

Ярополк, чувствуя свою слабость, засел в Киеве. Владимир не стал штурмовать город, а подкупил главного воеводу брата – боярина Блуда. Предатель уговорил Ярополка укрыться в крепости Родень, где его ждала засада. Киевский князь был взят в плен и доставлен к Владимиру. Однако братья не увиделись. Когда Ярополк шел по терему, на переговоры к Владимиру, из-за угла вышли два варяга, которые подняли его «под пазухи» на мечи.

Убийство Ярополка. В момент покушения боярин Блуд запер двери, чтобы сторонники князя не помешали расправе

Владимир не переживал по поводу предательского убийства брата. Об этом говорит тот факт, что его беременную жену он сделал своей наложницей. Девушка родила сына Ярополка, которого назвала Святополком. Без своего князя киевская дружина быстро перешла на сторону победителя.

Ненасытен в блуде

Варяги Владимира воевали за право грабить занятые селения и города. Киев на разграбление он не отдал, а отравил наемников в Константинополь. Одним из первых действий нового правителя стало распределение его наложниц по княжеским резиденциям: 300 в Вышгород, 300 в Белгород, 200 – в село Берестовое. Число рабынь известно по летописи Нестора, сколько девушек было на самом деле – остается загадкой.

В XI веке летописцы писали, что Владимир ненасытен в блуде и растлевал как молодых девушек, так и замужних женщин. Запомнился князь и своими пирами, упоминания о которых сохранились в былинах. В них князь всегда пирует с дружиной и отдает приказы богатырям, сидя за столом. Однако блуд и гулянки не мешали ему строить сильную державу.

За первые 10 лет правления Владимир расширил границы Руси, разгромил ее внешних и внутренних врагов, а также сформировал государственный аппарат управления. Строились новые города и крепости, организовалась колонизация пограничных с Диким полем земель. Владимир был настоящим язычником, как в частной жизни, так и в управлении державой – безудержный, агрессивный, отчаянный.

Выбор Бога

Ярополк благоволил христианам, а Владимир повел противоположную политику. Он приказал разрушить церкви, синагоги и мечети, а на их месте построить языческие капища новому пантеону богов: Перуну, Хорсу, Даждьбогу, Стрибогу, Симарглу и Мокоши.

Себя и свою дружину князь связывал с воинственным Перуном. Однако многочисленные боги не подходили единой державе. Нужна формула одного правителя на земле и одного на небе. Выбор Владимира пал на христианство византийского обряда.

Крещение киевлян

Обряд крещения в 988 году провел греческий священник Павел. Перед этим Владимир совершил военный поход в Византийскую империю и выбил себе в жены сестру императора – принцессу Анну. Хотя ромеи не хотели родниться с диким скифом. Для подтверждения серьезности своих намерений жениться и уверовать во Христа Владимир захватил в Крыму город Корсунь и устроил в нем бойню. Такие весомые аргументы убедили императора взять киевского князя в зятья.

Крестили мечом и огнем

Новая вера встретила сопротивление племенной знати и простого люда. Самыми ярыми противниками Христа стали новгородцы, которые когда-то приютили и поддержали сына рабыни, а теперь Великого князя. В благодарность Владимир отправил в Новгород дядьку Добрыню и воеводу Путяту.

Уничтожение языческих идолов

Путяте удалось ворваться в центр Новгорода, однако его дружину окружили. Тогда Добрыня поджег город. Пока новгородцы спасали свои дома, дядя Владимира вызволил воинов. Отсюда взялась поговорка: «Путята крестил мечем, а Добрыня огнем». Победители сильно разгромили город, после чего пришлый бог ромеев стал новгородцам чуточку ближе. Однако антихристианские восстания в Северо-Западной Руси вспыхивали еще 150 лет.

15 июля 1015 года Владимир скончался, а 11 его законных сыновей устроили резню за власть. С XIV века Владимир признан равноапостольным святым. В былинный эпос убийца брата, многоженец и насильник вошел как князь Владимир Красное Солнышко.

Смотрите также — Норвежский музей Лофотр: путешествие в мир викингов

Источник: https://BigPicture.ru/?p=1190656

Почему Русь назвали Русью?

Русь

Белые пятна в истории стран всегда дают повод ученым вести бесконечные научные баталии. Особенно ожесточенные споры вызывает вопрос о происхождении старинных названий государств. До сих пор лингвисты, историки, этнографы выдвигают разные версии, объясняющие, почему Русь назвали Русью. Вот лишь некоторые из них.

Русь – моря и реки

Славянские народности, селились вдоль крупных рек, пронизывающих континент, словно артерии. Вода давала все условия для пропитания рыбой и дичью, обеспечивала защиту с берегов от непрошеных гостей, облегчала дорогу и торговые маршруты. В те времена племена поклонялись речным просторам, почитая их божественные качества.

В северной части Европы встречалось много названий притоков, рукавов со схожими корнями: Русь, Русна (приток и залив Немана), Руса (приток Семи), Порусье, Рось (приток Днепра). Величественная Волга называлась в старину Рас (или Рось). Не трудно догадаться, почему слову «русалка» и знаменитому имени Руслан ученые умы приписывают происхождение от древнего праславянского корня. А русами назвали позже все народы Поволжья.

Рыболовные лодки

Лингвисты настаивают, что именно жизнь на морях, реках послужила первопричиной названия Руси. Вся деятельность племен была связана с промыслом на водных просторах. В северных землях, где жили финские народы, шведов и поныне называют «руотси» (гребцы, ходящие морем). Так именовали и приплывающих «в гости» скандинавских викингов.

Интересно:

Почему число «Пи» так называется?

Живущие по соседству славяне приняли и по-своему преобразовали это архаичное слово в более близкое им «русь». Термин обозначал главное занятие людей – все, что было связано с мореходством. Позже славянские племена так и стали называться народами, с которыми они контактировали.

Подобные примеры в истории встречались нередко. По роду деятельности назывались целые народности. Так, «финн» пришло из древнегерманских наречий. Переводилось оно – «охотник», «искатель». Старушка Англия, созвучная с «иглой», получила свое название от индоевропейского «острый предмет», «крючок». Жители островов занимались рыболовством.

Мужские профессии и Русь

По некоторым источникам к 9-ому веку наибольшая численность наблюдалась в славянском племени, живущем южнее Киева. На территории, где Рось впадала в Днепр и вдоль Россавы, стоял легендарный город Родня, археологические находки от которого до сих пор демонстрирует древнее городище Княжа Гора. Спустя время, сюда прибыл и осел Ярополк, спасаясь от гнева Владимира Святого. Разросшийся ареал, где сошлись в одну точку Родня, Рось, Россава был именован варягами Русью.

Существует версия, по которой в средние века «русью» называли многочисленное военное сословие древнего прагосударства. Дружины состояли не только из славян, на службу к вельможам нанимались храбрые викинги (а именно их поначалу звали «руотси»). Преобразованным в «русь» могли окрестить всех, кто имел отношение к охране князя. Позже стали так называть и местность, которая находилась под их ведомством.

Интересно:

Почему копилки часто делают в виде свиней?

Михаил Ломоносов считал, что отчаянные дружинники были прямыми потомками сарматских росоманов (роксоланов). Их глубокие корни восходят к ираноязычным племенам, кочующим вдоль Дуная и Северного Причерноморья.

Согласно другой теории, словом «русь» звали людей сугубо мужской профессии – сборщиков дани на славянских землях, а не всю народность. Позднее нарицательное имя прототипов представителей налоговой службы послужило названием огромной территории и ее населения.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему не может быть понимания с отцами

Забавно, что термин «полюдье» означал то же самое у некоторых финно-угорских племен. Подати собирали там наемные варяги. А потом этим словом нарекли одну из народностей (Ljudi).

Документальные заметки

Жители Византии не раз страдали от набегов воинственных варяг. Их впечатления о храбрых солдатах зафиксированы во многих летописях. Звали этих отчаянных – «россами», что в переводе означает «краснолицые», «рыжие». Ибн-Фадлан (арабский путешественник) повстречал таких людей в Восточной Европе в 922 году. В своих воспоминаниях он указал, что они румяны, красны. Наверное, виной тому белая кожа, легко обгорающая на солнце, и светлые волосы с рыжеватым оттенком.

Можно лишь догадываться, почему Русь назвали Русью. Но этот вопрос так и останется открытым, потому что каждая теория имеет право на жизнь и не может быть опровергнута.

Источник: https://kipmu.ru/pochemu-rus-nazvali-rusyu/

Имена в языческой и христианской Руси. Почему раньше нельзя было назвать ребёнка Иваном? | Воскресенский Блог

Даже сегодня родители порой с трудом выбирают имя для своего ребёнка. Иногда учитывают мнения бабушек и дедушек. Раньше при наречении мамы и папы учитывали правила. Как в языческой Руси им приходилось выбирать имя родному чаду, и что изменилось с принятием христианства. Исторический экскурс поможет узнать интересные факты.

Это кажется лишенным разума и логики, но язычники долгожданного наследника называли Жданом, второго малыша – Втораком. Если сын или дочка были нежеланными, то Нелюб или Неустрой. Неблагозвучные имена связаны ещё и с защитой ребёнка от злых духов, которым он якобы будет не интересен с неблагозвучным именем.

Младенец родился не в меру крикливым давали имя Шумело или вовсе Забава. Чтобы мальчик став взрослым был сильным и энергичным, то его называли Ярославом.

Связывали наречение сына или доски с погодой. К примеру, запросто мальчика могли назвать зимой Морозом, а девочку, которая родилась в мае в честь этого месяца на старославянском языке Травень.

Имена-прозвища

Язычники не скупились на прозвища. Часто их получали взрослые люди в связи с профессией или особенностью поведения. Нередко кузнеца звали не по имени, а просто Кузнец, немногословного крестьянина Молчуном.

В христианской Руси прозвища прибавляли к основному имени человека. Целый ряд исторических деятелей нарекали так: Иван Калита или Александр Невский. Но Пётр I относился к этому отрицательно и своим указом запретил прозвища.

Имена в честь святых

Принятие христианства стало для бывших язычников тяжёлым и переломным моментом в наречении детей. Во время реформы Владимира Великого стали практиковать называть детей в честь святых. Новые имена резали слух, но со временем люди привыкли к Кириллу, Фёдору, Варваре.

Первым христианским именем на Руси считается Василий, его получил при крещении в Константинополе Киевский князь Владимир Великий в 988 году.

Создание специального списка христианских имен – ономастикона облегчило задачу выбора родителям. Отныне оно выбиралось по святцам, и делал это только священник. Сегодня в православном календаре родители сами могут подобрать имя святого, в честь которого назовут новорожденного и который станет небесным покровителем малыша.

Появилась традиция называть именем страшего поколения внуков. И сейчас родители называют дочку в честь бабушки или сына в честь дедушки.

До Октябрьской революции Иваном звали каждого четвертого русского человека. Любопытный факт: в царской Руcи, полицейские, отлавливая бродяг без паспортов, называли их Иванами.

Не только простолюдинов мальчиков звали Ванями. Со времен Ивана Калиты такое имя давали наследникам царской семьи, но до 1764 г. В этом году погиб Иван VI и чтобы избежать неприятностей в будущем царским младенцам давали другие имена.

Наречение детей в СССР

С 1917 года вошла мода на советские имена. Верность коммунистическим идеалам отразилась и на наречении. Нашествие Владленов, Кимов, Трудомиров продлилось недолго. Здравый смысл восторжествовал, да и христианские имена были куда благозвучнее.

Имена детей в России

Возрождение православия вновь вернула людей к истокам. Сегодня мамы и папы снова ориентируются на святцы и стараются дать ребенку нормальное и благозвучное с отчеством имя. Вани, Дарьи, Кириллы вновь стали популярными.

Источник: http://vosblog.ru/eto-interesno/2570-imena-v-yazycheskoj-i-khristianskoj-rusi-pochemu-ranshe-nelzya-bylo-nazvat-rebjonka-ivanom

Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси — Православный журнал

Святой равноапостольный Владимир — язычник, принявший Христа всем сердцем и полностью изменивший свою жизнь; князь-завоеватель, обративший Русь в православную веру; прототип былинного персонажа — Владимира Красное Солнышко; святой, в честь которого в нашей стране построено множество храмов. Мы расскажем о жизни великого князя и о Крещении Руси.

Святой равноапостольный князь Владимир

Князь Владимир I Святославич— внук великой княгини Ольги (прославленная Церковью как равноапостольная святая) и сын великого князя Святослава Игоревича.

Святой Владимир жил и правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в Новогороде; потом, с 978-го и до смерти в 1015 году, в Киеве, столице Киевской Руси.

Именно равноапостольный князь Владимир, во святом крещении Василий, — инициатор Крещения Руси, поворотного события для истории нашей страны. В 988 году христианство стало в Киевской Руси государственной религией. Сам бывший язычник, князь Владимир активно распространял новую веру среди славян. За это его прозвали Владимир Креститель.

Церковь прославила князя Владимира в лике святых как равноапостольного. Равноапостольные святые — это те, кто своей жизнь послужил проповеди Евангелия, распространению христианской веры среди людей. Цари и князья, просвещавшие свой народ светом Христовым, часто прославляются именно как равноапостольные. Например, великая княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, которая стала первым правителем Киевской Руси, принявшим христианскую веру.

Когда празднуется память святого равноапостольного Владимира

Память святого равноапостольного князя Владимира празднуется в день его смерти — 28 июля по новому стилю (15 июля по старому стилю, или по Юлианскому календарю).

Годы правления князя Владимира Святославича

Князь Владимир Святославич правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он  княжил в Новогороде, потом, с 978 и до 1015-го (год смерти), в Киеве, столице Киевской Руси.

Князь Владимир — язычник

Будущий креститель Руси родился в браке великого князя Святослава Игоревича с Малушей, которая была родом из древлян. Древляне — то самое племя, которому великая княгиня Ольга жестоко мстила за убийство своего мужа, князя Игоря. По преданию, Малуша была ключницей княгини Ольги.

В 972 году князь Владимир вступил на новгородский престол. В народе он прославился как завоеватель земель. В 980 году он отвоевал Киев у собственного брата — Ярополка. Кроме того, Владимир подчинил и обложил данью многие соседние племена: вятичей, ятвягов, радимичей; защищал границы государства от набегов печенегов. Князь расширил пределы Руси от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге.

До принятия святого крещения князь Владимир был язычником. Его бабушка, княгиня Ольга, не передала свою новую веру — христианство — сыну и внуку. Поэтому великому князю Владимиру Святославичу предстояло пройти по ее стопам — обрести Христа после долгих лет греховной жизни и духовных исканий.

В период язычества у Владимира было несколько жен и множество наложниц в разных городах. Он устанавливал в столице Руси идолов, перед которыми совершались жертвоприношения, в том числе человеческие. Как пишет летопись, «и приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».

В годы его правления приняли мученическую смерть за Христа варяги Феодор и сын его Иоанн. Как считают многие исследователи, именно это событие подвигло великого князя задуматься, истинна ли языческая вера. Уже после принятия христианства и Крещения Руси будущий равноапостольный святой воздвиг на месте гибели мучеников знаменитую Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Крещение князя Владимира Святославича

Многие историки считают, что великий князь Владимирвыбрал православное христианство среди нескольких других религий. Он созвал в Киев, матерь городов русских, представителей разных вероучений. Болгар-мусульман, немцев-католиков, иудеев и православных греков.

Каждый из них описал князю Владимиру достоинства своей веры, и великий князь сделал выбор в пользу православия.

Но чтобы удостовериться, что не ошибся, он отправил в столицу Византии Константинополь десять мудрых и уважаемых в Киевского Руси людей — чтобы они разобрались, действительно ли православная вера самая достойная.

Мудрецов поразила Константинопольская София — великолепная архитектура храма, ангельское пение хора, красота богослужения. К Владимиру они вернулись со словами: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе».

Владимир принял окончательное решение креститься. Чтобы не попасть в подчинение грекам, Владимир Святославич организовал военный поход и взял город Херсонес. А у Византийских императоров Василия и Константина попросил руки царевны Анны. Анна могла выйти замуж только за христианина. В 988 году князь Владимир принял святое крещение с именем Василий. По преданию, выйдя из крещальной купели, он, до этого ненадолго ослепший, прозрел и воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!».

Крещение Руси

Сам термин «Крещение Руси» встречается уже в «Повести временных лет», самой древней из дошедших до нас летописей. Она была написана в начале XII века.

Источник: https://foma.ru/svyatoj-ravnoapostolnyij-knyaz-vladimir-i-kreshhenie-rusi.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Покаяние это что в христианстве

Закрыть