Понтий пилат кто это

Понтий Пилат — характеристика прокуратора Иудеи в романе М.А. Булгакова

понтий пилат кто это

Краткое содержание романа «Мастер и Маргарита» позволяет узнать основные события произведения. Писать книгу Булгаков начал еще в начале 1920 года и работал над ней до конца своих дней.

Многие персонажи вызывали немало споров среди читателей. Кто-то считал, что Иешуа Га-Ноцри имел реальный прототип из Библии — Иисуса Христа. Но между ними есть существенная разница. Для создания Понтия Пилата Булгаков изучал богословскую и историческую литературу. В список источников входит рассказ Франса «Прокуратор Иудеи».

Особенность булгаковского Пилата в том, что он не может забыть Иешуа. Когда начальник тайной службы докладывает ему о последних минутах жизни Га-Ноцри, Понтий меняется. При упоминании трусости как главного порока прокуратор начинает говорить хрипло.

Литературоведы прослеживают личную связь между Булгаковым и Понтием. Писатель признается в своей личной душевной слабости, которая терзала его многие годы.

Важные моменты

В романе «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат занимает одно из центральных мест. Он является пятым прокурором Иудеи и принадлежит к знатному сословию. В его руках находится власть, он решает судьбу множества людей. Он занимается судебными разбирательствами и руководит римской армией.

Описание Понтия Пилата позволяет лучше узнать его. Внешность прокуратора самая обычная, он ничем не выделяется. У него желтоватый оттенок кожи и выбритое лицо без намека на щетину. Он почти облысел, но это не смущало его.

Мигрень — вот от какой болезни страдал Понтий Пилат. Она доставляла ему массу неприятных ощущений. Мужчину раздражает то, чем он занимается, и город Ершалаим вместе с жителями. По этой причине прокуратор часто раздражается и срывается на окружающих людях.

Во второй главе романа «Мастер и Маргарита» Понтий появляется в белом плаще с красным подбоем. У него была шаркающая походка, которая выдавала в нем кавалериста. Он сидел в кресле как каменный из-за сильной мигрени. Ему предстояло решить дело Иешуа Га-Ноцри.

Весь его облик показывал власть и силу, но никто не знает, что у прокуратора на душе. О его детстве мало что известно: его отцом был король-звездочет, а мать была дочерью мельника. Родители были уверены, что их сын станет великим человеком.

Понтий был отважным и мужественным воином. У него сорванный голос, так как ему приходилось бывать в серьезных сражениях. Империю осаждали германцы, и Пилату приходилось с ними сражаться. Кентурион Крысобой и другие воины были обязаны жизнью Понтию. Его прозвали Золотым копьем, он никогда никого не предавал.

Прокурора не волновали люди, которым он выносил смертный приговор. В городе он вынужден находиться по долгу службы. Поэтому ему приходится заниматься рутинной работой:

  • руководить армией;
  • выслушивать доносы;
  • разбирать судебные дела и т. д.

Власть не радует его, и он ненавидит свою деятельность. Иешуа проницательно заметил, что единственное близкое существо для прокуратора — это собака Банго.

Характер героя

История Пилата воспринимается читателями неоднозначно. Он выглядит как деспотичный человек, который неоднократно называет себя жестоким. Понтий был очень умным и образованным. Он владел тремя языками:

  • латинским;
  • греческим;
  • арамейским.

У него не было жены и детей. Мужчина полностью отдавал себя службе. Прокуратора считали злым и нелюдимым. Люди часто называли его свирепым и опасным. Встреч с Понтием старались избегать. Из-за частых приступов мигрени, которые доставляли сильные страдания, Пилат был склонен к вспышкам гнева.

Надменность делала его суровым и грозным. На войне он проявлял себя как храбрый и отважный человек, который защищал своих подчиненных. В ситуации с Иешуа Га-Ноцри он проявил трусость. В этот момент прокуратор ненавидел свой титул и невозможность что-то изменить.

Пилат приказал казнить Иешуа, но это решение приносит ему только муки. Он думает над словами Га-Ноцри, который всех считал «добрыми людьми». Понтий же слишком хорошо видел настоящую сущность человека. В Долине Дев Марка Крысобоя едва не разорвала толпа германцев, видел прокуратор и другие преступления. Все это позволило ему потерять веру в людей.

Понтий узнал, что Иешуа избили за проповеди, бандиты убивали солдат, а Иуда в итоге предал Га-Ноцри. Пилат не верит словам арестанта о том, что настанет царство истины. Прокуратор давно потерял веру в людей. Вся его жизнь наполнена страданиями и грустью, мучениями.

Понтий был глубоко одиноким и несчастным человеком. Замкнутость и титул вынуждали его выносить нелегкие решения. Наказание Иешуа далось ему нелегко, так как философ словно видел настоящего прокуратора. Уставшего и больного человека, который мечтает о покое.

Все это принесло Пилату муки совести, раздумий и вечные терзания. Все, что он смог сделать — это приказать, чтобы арестанта убили быстро и без мучений. После этого прокуратора будет терзать раскаяние на протяжении «двенадцати тысяч лун».

Понтия будет мучить бессонница. Он обречен жаловаться на свою должность и на отсутствие покоя. Вместе с ним страдает его собака. Мужчина хочет наконец-то пройти по лунной дорожке и продолжить беседу с Иешуа.

Воланд заметит, что Маргарите нет смысла просить освободить прокуратора. За него уже вступился сам Иешуа, который попросил Левия Матвея передать его просьбу. Воплотил ее Мастер, который ограничился коротким: «Свободен!».

Так Понтий Пилат смог исполнить свое давнее желание о покое и прогулке по лунной дорожке.

Проблематика романа

Анализ произведения «Мастер и Маргарита» позволяет лучше понять всех героев. Писатель делает обращение через них к читателям и позволяет задуматься о разных вещах. Понтий предстает как властный и жестокий человек, но общение с Иешуа меняет его.

До этого прокуратор считал себя одиноким и несчастным человеком, так как всем окружающим людям был важен его титул, а не сущность. Высокое положение не помогало ему, его жизнь была скудна.

Соперником Понтия Пилата стал Иешуа Га-Ноцри, но противоположные взгляды позволили им стать собеседниками. У прокуратора свой интерес к философу, так как тот избавляет его от мигрени. Но он не предпринимает попыток спасти арестанта от казни. У него была уверенность в том, что помилуют Иешуа.

Понтий начинает понимать, что он несчастливый и должность ему противна. После смерти Га-Ноцри он ясно осознает, что главный его порок — это трусость. Это чувство было связано с его положением. Прокуратор понимал, что если он откажется наказать Иешуа, это будет воспринято как попытка пойти против власти.

Но убийство Га-Ноцри было своеобразным судом над Пилатом. Он обрек себя на вечные страдания и муки, которые не давали ему покоя. Мужчина получил бессмертие, которое не делало его счастливым. Даже его собака была вынуждена томиться вместе с ним. Веками предстояло Понтию думать над тем, что же ему помешало спасти Иешуа.

Через прокуратора Булгаков показывал две важных проблемы. Первая — это высший нематериальный суд, который будет свершен над каждым человеком. Никто не сможет избежать его, всем придется ответить по заслугам. Вторая — это возможность получить прощение. Понтий Пилат раскаялся в своем поступке, осознал ошибку и через две тысячи лет стал свободным.

Роман «Мастер и Маргарита» наполнен неоднозначными персонажами. Нельзя однозначно утверждать, кто из них плохой, а кто хороший. Портрет каждого героя содержит множество деталей. Произведение лучше читать несколько раз в разное время, так как это позволит лучше понять его смысл.

Источник: https://nauka.club/literatura/pontii-pilat.html

Понтий Пилат

понтий пилат кто это

Понтий Пилат – прокуратор Иудеи, вынесший смертельный приговор Иисусу Христу. Известный по Новому Завету и роману Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».

В биографии Понтия Пилата слишком много белых пятен, поэтому часть жизни до сих пор для исследователей остается загадкой, которую мастера-историки пытаются разгадать. Понтий Пилат происходит из сословия всадников. Такая информация предложена в нескольких источниках.

Римский префект Иудеи Понтий Пилат

Существуют источники, в которых сказано, что Понтий Пилат появился на свет в 10 году. Вотчиной будущего прокуратора стал город Лугдуне в Галлии. В современном мире этот населенный пункт является французским Лионом. Исследователи утверждают, что «Pontius» — это имя, которое дали при рождении мужчине, указывает на римский род Понтиев.

Уже во взрослые годы мужчина оказался на должности прокуратора Иудеи, сменив на этом посту Валерия Грата. Это эпохальное событие произошло в 26 г. н.э.

Прокуратор Иудеи

В литературе Понтий Пилат предстает перед читателями в образе жестокого человека. Современники прокуратора же дают мужчине немного иную характеристику: упрямый, безжалостный, жесткий, грубый, агрессивный «зверь», у которого не было никаких моральных границ и преград.

На должность прокуратора Иудеи Понтий Пилат вступил по велению собственного тестя. Но, будучи жестоким человеком, ненавидящим евреев, первым делом решил показать, кто главный на Святой Земле. Поэтому здесь появились штандарты, на которых размещались изображения императора.

Понтий Пилат и Иисус Христос

Религиозные законы оказались чужды Пилату. Это привело к конфликту, который не завершился после истории со штандартами, а еще больше разгорелся из-за объявления о строительстве акведука в Иерусалиме.

Главным деянием за время работы в должности прокуратура стал суд над Иисусом Христом. Эта ситуация случилась в канун иудейской Пасхи. Ради поиска истины Пилат прибыл в Иерусалим. Арестовали Иисуса в ночь с четверга на пятницу, после чего привели мужчину в синедрион. Старейшины желали уничтожить Спасителя, но последнее слово всегда было за прокуратором Иудеи.

Главной целью синедриона было создание образа Христа как человека, который представлял опасность для императора. Первым на судилище выступила Анна, после чего допрос устроили другие члены синедриона. На допросе Иисус приводил аргументы, которые разрушали созданный первосвященником образ. Христос рассказывал о том, что никогда не скрывал собственную жизнь, веру и проповеди.

Понтий Пилат и Иисус Христос

Священники предлагали Понтию Пилату обвинить Иисуса Христа в богохульстве и подстрекательстве к бунту, но требовались доказательства. Тогда на помощь обвинителям пришли лжесвидетельства. Спаситель, как называли иудеи Иисуса, не проронил ни слова в свою защиту. Это вызвало еще большее негодование со стороны синедриона.

Совет приговорил Христа к смерти, но это решение не было окончательным, так как итоговую точку в аналогичных делах мог поставить исключительно прокуратор. И вот появился он – Понтий Пилат, одетый в белоснежный плащ. Это действо получило в будущем название «суд Пилата».

Иисуса привели к прокуратору ранним утром. Теперь судьба Христа полностью зависела от человека в плаще. В Евангелии сказано, что Иисус в ходе суда не раз подвергался истязаниям, в том числе возложению тернового венца, бичеванию. Прокуратор не хотел вмешиваться в это сложное дело, но возможностей избежать судилища не было.

Понтий Пилат показывает толпе Иисуса Христа после избиения плетьми

Собранные доказательства вины Иисуса показались Пилату недостаточными, поэтому трижды прокуратор выносил отказ в смертельной казни. Но синедрион не соглашался с таким решением, поэтому предоставили новый вариант обвинения, связанный с политикой. До Пилата донесли сведения о том, что Христос считает себя Царем Иудейским, а это является опасным преступлением, так как угрожает императору.

Этого оказалось недостаточно, так как в последнем разговоре с Иисусом Понтий понял, что никакой вины за этим человеком нет, а обвинения надуманные. Но в конце беседы Христос объявил о царском происхождении, отмеченным в родословной. Это стало последней каплей для Пилата, поэтому прокуратор отправил Иисуса на бичевание.

Вынесение смертного приговора Иисусу Христу

В это же время к Понтию обратился слуга с посланием от жены, которая увидела вещий сон. По мнению женщины, Пилату не следует выносить Праведнику наказание, иначе он мог бы пострадать сам. Но приговор был исполнен: Христа избивали бичами со свинцовыми шипами, рядили в шутовские наряды, а на голову надевали терновый венок.

Но даже это не остановило людей от негодования. Общественность призывала прокуратора вынести более серьезный приговор. Ослушаться народ Понтий Пилат не мог из-за некоторой доли трусости, поэтому решил казнить Иисуса Христа. После этого «преступления» прокуратор прошел процедуру омовения рук. Это позволило зафиксировать непричастность к совершенному убийству.

Личная жизнь

Исторические справки подтверждают, что Понтий Пилат состоял в браке с Клавдией Прокулой. Супруга известного прокуратора представляла собой незаконнорожденную дочь императора Тиберия, соответственно, внучку правителя Августа Октавиана.

Понтий Пилат и его жена Клавдия Прокула

Спустя многие года Клавдия пришла к христианству. Уже после смерти Прокулу причислили к лику святых. Ежегодно жену Понтия Пилата почитают 9 ноября.

Смерть

Казнь Иисуса Христа не прошла бесследно для Понтия Пилата. Прокуратор вынужден был покинуть Святую Землю и отправиться в Галлию. Это единственные достоверные сведения о последнем этапе жизни мужчины. Историки считают, что совесть не позволила Понтию Пилату продолжать спокойно жить, поэтому прокуратор совершил самоубийство.

Остатки могильного камня Понтия Пилата

В других источниках сказано, что после ссылки в Галлию Нерон подписал указ о необходимости наказания экс-прокуратора. Мужчину должны были казнить. Ни один человек не может противостоять императору. По другим сведениям, Пилат скончался в результате суицида, после чего тело Понтия обнаружили в реке. Это случилось на одном из высокогорных озер Альп.

Образ в культуре

В культуре образ Понтия Пилата используют регулярно. Но самым ярким до сих пор считают произведение Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Здесь Понтий Пилат – главный герой-злодей, который уничтожил Иисуса Христа. Автор рассказывает в одной из частей романа о встрече Иешуа Га-Ноцри, проповедовавшего добро, и прокуратора.

Должность Пилата предполагала то, что от Понтия требуется справедливость по отношению к обвиняемым. Но давление общества не всегда позволяло оставаться таковым. Однажды прокуратор желал наказать Иуду, который предал Иешуа. Но это вызвало бурю эмоций отнюдь не в народе, а в душе Понтия Пилата. Сомнения раздирали прокуратора.

Кирилл Лавров в роли Понтия Пилата в фильме «Мастер и Маргарита»

Книга «Мастер и Маргарита» уже давно «разобрана» на цитаты, которые появляются в социальных сетях. Автор поднял на поверхность те самые извечные вопросы о добре и зле, справедливости и предательстве.

Роман «Мастер и Маргарита» получил несколько экранизаций. Первый фильм представили общественности в 1972 году. Спустя 17 лет зрители познакомились с новым видением книги Булгакова, представленным режиссером. Большую популярность снискал телесериал, который вышел на российские экраны уже в 2005 году. Понтия Пилата в этом романе на ТВ сыграл известный советский актер Кирилл Лавров.

Память

  • 1898 – «Игра страсти»
  • 1916 – «Христос»
  • 1927 – «Царь царей»
  • 1942 – «Иисус из Назарета»
  • 1953 – «Плащаница»
  • 1956 – «Понтий Пилат»
  • 1972 – «Пилат и другие»
  • 1988 – «Последнее искушение Христа»
  • 1999 – «Иисус»
  • 2004 – «Страсти Христовы»
  • 2005 – «Мастер и Маргарита»
  • 2010 – «Бен-Гур»

Источник: https://24smi.org/celebrity/27628-pontii-pilat.html

Как жил Понтий Пилат после распятия Иисуса

понтий пилат кто это

Согласно Евангелию, мучитель Иисуса Понтий Пилат, в соответствии с последующими «редакциями», становится святым. Личность Пилата иногда радикально по-разному интерпретируется во многих культурах. Можно ли между противоречивыми версиями его жизни после распятия Христа найти ту, реальную? Какое лицо загадочного прокуратора смотрит на нас со страниц истории?

Один из главных героев «Мастера и Маргарита» не случайно Понтий Пилат. Его диалог с Иисусом является одной из самых интригующих частей Евангелия.

Много в нем неопределенности и трагедии человека, который столкнулся с нелегким выбором: поддержать неизвестного пророка или выполнить обязанность перед Цезарем. По сей день многомерный характер Пилата продолжает интриговать не только историков и писателей.

Возможно, у него на самом деле не было выбора, ведь он запутался в политических играх еврейских священников? А может сам привел к этой ситуации неумелой политикой в отношении оккупированных израильтян?

Пилат из Понта

Древние летописцы писали, что Понтий Пилат был «Римский управитель Иудеи в 26-36 годах после Рождества Христова». Прилагательное, употребляемое перед его именем, указывает на то, что он был родом из Понта. Это была древняя земля на северо-востоке Малой Азии (в настоящее время это территория Турции), завоеванная Римом в 63 году до нашей эры.

Хотя нет никаких источников, рассказывающих о молодости Понтия Пилата, но известно, что на пике своей карьеры он был и прокуратором, и наместником Иудеи. Также приказывал именовать себя префектом. Несмотря на это, его имя вошло в историю благодаря Иисусу, которого он под прессом Синедриона распял.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Юнона и авось что это

Если бы не он, история, вероятно, никогда бы не упоминала о его поступках. Кроме Евангелии наиболее важными документами, вспоминающими о Пилате, являются работы Иосифа Флавия, Филона Александрийского и Тацита.

Неопровержимым доказательством историчности этой личности также считается, так называемый, «Камень Пилата», обнаруженный в 1961 году в Кесарии Приморской обелиск, который кроме виднеющегося на нем имени, приписывает Понтию Пилату титул префекта Иудеи. Сохранились также монеты (прута), которые чеканились Пилатом на управляемой им территории во времена правления императора Тиберия. Это именно по его воли он занял пост префекта Иудеи, как приемник Валерия Грата.

Смерть самоубийцы?

Если бы единственным доказательством, повествующим о судьбе Пилата, считать только Евангелию, то вести о нем пропадают сразу после распятия и захоронения Христа. Мы не знаем ни как он умер, ни какие поступки совершал.

Тем не менее, апокриф «Mors Pilati», написанный через много лет после евангелических событий, рассказывает распространенную, особенно в Германии, версию самоубийства префекта, представленного как жесткого тирана.

Как бы в подтверждение этой версии у Евсевия Кесарийского в работе «История Церкви» (4 век н.э.) мы читаем: «Во времена правления Гая большое несчастье поразило Пилата.

Он посягнул на свою жизнь и стал своим самостоятельным катом, и в скором времени на него снизошла божественная месть. Об этом рассказывают греческие писатели».

Согласно легенде, тело римского прокуратора бросили в Тибр, но «воды были побеспокоены злыми духами, поэтому тело доплыло до Вены и затонуло в Роне». То есть оно попало на территорию современной Швейцарии в районы Женевского озера. По преданию, останки и по сей день всплывают в горном пруду на горе Пилатус в каждую Страстную пятницу. Обширный горный хребет в Альпах имеет более 1200 метров над уровнем моря и, хотя это кажется маловероятным, но своим именем он обязан древней легенде.

Знакомство с Цезарем

Понтий Пилат, несмотря на политические потрясения, удержался на «должности» относительно долго – 10 лет. Возможно, это было связано со специфической политикой императора Тиберия, который утверждал, что частая смена наместников способствует распространению коррупции. О неучтивых чиновниках он привык говорить: «Они, как комары, сосут кровь, но когда хорошо напьются, то меньше вредят. Надо иметь милость к людям и не посылать к ним постоянно новых грабителей».

Супруга, предупредившая Пилата

Из Евангелия от Луки мы узнаем об еще оном лице этой истории – жене прокуратора. Взволнованная судьбой захваченного пленника она говорит мужу: «Не вдавайся в дело этого невинного человека, потому что сегодня во сне я много от него натерпелась» (27, 19). Евангелист не объясняет природу этих снов, но вкладывает в уста женщины слова, явно контрастирующие с приходящими со всех сторон обвинениями: она называет Иисуса справедливым.

Лука не уделяет больше внимания жене Пилата. Апокрифы, однако, дали ей имя, неизвестное в Библии – Клавдия Прокула. Ориген утверждал, что она должна была быть обращена в христианство. В упоминаниях св. Нины, которая занималась евангелизацией Грузии, оставлен небольшой по этому поводу. Клавдия, якобы, в течение некоторого времени хранила похоронный саван Иисуса, так называемую Туринскую плащаницу.

В глазах евреев: идолопоклонник

Несмотря на умеренные симпатии к Иисусу из Назарета, Понтий Пилат не уважает еврейский народ. По крайней мере, он несколько раз конфликтовал со своими подданными. Все началось с введением атрибутики с изображением Цезаря в крепость Антонии. Обиженные нарушением своих прав евреи очень энергично возражали.

Как пишет историк Иосиф Флавий: «Многие евреи пришли в Кесарию, чтобы убедить прокуратора не использовать эти символы. В течение пяти дней Пилат не желал их выслушать, он это сделал на шестой день, сидя в кресле судьи.

Когда евреи собрались, он приказал окружить их кордоном солдат и угрожал им смертью, если они не перестанут мучить его своими требованиями. Евреи бросились на землю и оголили свои шеи, говоря, что предпочитают смерть нарушению своих прав.

Пилат, не желая убивать такое количество людей, смягчился и снял флаги».

Кроме того, Пилат столкнулся с недовольством своих подданных, когда приказал разместить позолоченные щиты в честь Тиберия во дворце Ирода. Такой акт не был приемлем, особенно в святом центре иудаизма. Инцидент достиг самых высоких инстанций, в результате чего Пилату пришлось капитулировать.

Кровавый наместник или святой?

Непосредственной причиной смещения Пилата с должности было кровавое нападение на самаритянских паломников в 36 г. н. э. Обманутые лжепропроком они собрались в полном вооружении у подножия священной горы Гаризим. Прокуратор напал на них во главе своей армии и жестоко убил. Правитель Сирии, которому подчинялся Пилат (вероятно, Публий Сульпиций Квириний), приказал ему предоставить объяснения самому Цезарю.

Несмотря на это, коптской православной церковью в настоящее время Понтий Пилат признан святым. По преданию, он тайно принял христианство после смерти Иисуса. Это было сделано из-за жены, которая должна была убедить мужа в истинном послании Христа. Их памятный день приходится на 20 июня. В восточной православной церкви святой является только Клавдия, потому что в Евангелии она убеждала мужа, чтобы тот не имел ничего общего с распятием пророка из Назарета.

Источник: https://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/pontiya-pilata.html

Понтий Пилат – пятый прокуратор Иудеи — Лампада

На протяжении 2000 лет, историки, писатели, художники пытаются разглядеть и изучить образ этого человека. Его имя мы ежедневно произносим в молитве «Символ Веры» – «распятаго же за ны при Понтийстем Пилате» Даже люди, далекие от Церкви и никогда не читавшие Евангелие, знают о Понтии Пилате по знаменитому роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Что же из себя представлял человек, отправивший на Голгофу Спасителя?

Понтий Пилат. Фрагмент картины Христос перед Пилатом Михая Мункачи

Немного истории

Понтий Пилат (лат. Pontius Pilatus) — пятый римский прокуратор (правитель) Иудеи c 26 по 36 годы н.э., римский всадник (эквит). Его резиденция располагалась во дворце, построенном Иродом Великим, в городе Кесарии, откуда он и управлял страной.

Вообще, о Понтии Пилате известно не так много. Сегодня одним из важнейших источников о нём являются Евангелия и труды римского историка Иосифа Флавия. Есть также письменные свидетельства таких историков, как Тацит, Евсевий Кесарийский и Филон Александрийский.

По некоторым сведениям, Понтий Пилат родился в 10 году до Р. Х. в Лугдуне, в Галлии (ныне г. Лион, Франция). Pontius — это, по всей видимости, родовое имя Пилата, указывающее на его принадлежность к римскому роду Понтиев.

Он был женат на незаконной дочере императора Тиберия и внучке императора Августа Октавиана Клавдии Прокулы (она позднее стала христианкой. В греческих и коптских церквях она причислена к лику святых, её память совершается 9 ноября (27 октября по старому стилю)).

Являясь покорнейшим слугой тестя-императора, Пилат отправился вместе с женой в Иудею, чтобы стать её новым римским префектом. На протяжении 10 лет, он управлял этой страной, предотвращал назревающие восстания и подавлял бунты.

Чуть ли не единственной характеристикой, данной Пилату его современником, являются слова Филона Александрийского: «природно жёсткий, упрямый и безжалостный развратен, груб и агрессивен, он насиловал, надругался, неоднократно убивал и постоянно зверствовал».

О моральных качествах Понтия Пилата можно судить по его деяниям в Иудее. Как указывают историки, Пилат был ответственен за бесчисленные жестокости и казни, совершённые без всякого суда.

Налоговый и политический гнёт, провокации, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев, вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся.

Своё правление на Святой Земле Пилат начал внесением в Иерусалим штандартов с изображением императора. Так он попытался продемонстрировать своё презрение к евреям и их религиозным законам. Но чтобы не подвергать напрасному риску римских солдат, эта операция была проведена ночью. И когда утром жители Иерусалима увидели римские знамёна, солдаты были уже в своих казармах. Эта история очень подробно описана Иосифом Флавием в «Иудейской войне».

Побоявшись самовольно убрать штандарты (по всей видимости, этого только и ждали легионеры в своих казармах), жители Иерусалима отправились в Кесарию для встречи с прибывшим новым наместником Рима. Здесь, по свидетельству Иосифа Флавия, Пилат был непреклонен, ведь убрать штандарты было равносильно оскорблению императора.

Но на шестой день демонстрации, то ли в силу того, что Пилат не хотел начинать вступление в должность массовым избиением мирного населения, то ли ввиду особых инструкций из Рима, он приказал вернуть штандарты в Кесарию.

Но настоящий конфликт между иудеями и римским наместником произошёл после принятого Пилатом решения построить в Иерусалиме акведук (водоканал, сооружение для централизованного снабжения города водой из загородных источников). Для осуществления этого проекта прокуратор обратился за субсидированием к казне Иерусалимского Храма.

Всё бы обошлось, если бы Понтий Пилат добился финансирования путём переговоров и добровольного согласия казначеев Храма. Но Пилат совершил беспрецедентный поступок — нужную сумму он просто изъял из казны! Понятно, что со стороны еврейского населения этот недопустимый ход спровоцировал соответствующую реакцию — восстание. Это стало поводом к решительным действиям.

Пилат «распорядился переодеть (в штатскую одежду) значительное число солдат, дал им дубины, которые они должны были спрятать под платьем». Легионеры окружили толпу, и после того, как приказ разойтись был проигнорирован, Пилат «подал воинам условный знак, и солдаты принялись за дело гораздо более рьяно, чем то было желательно самому Пилату.

Работая дубинами, они одинаково поражали как шумевших мятежников, так и совершенно невинных людей. Иудеи, однако, продолжали держаться стойко; но так как они были безоружны, а противники их вооружены, то многие из них тут пали мёртвыми, а многие ушли, покрытые ранами. Таким образом было подавлено возмущение».

Следующее сообщение о жестокости Пилата содержится в Евангелии от Луки: «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их» (Лк. 13:1). Очевидно, что речь шла об известном в то время событии – резня прямо в Иерусалимском Храме во время уставного жертвоприношения

Однако имя Понтия Пилата стал одним из самых известных в истории не благодаря своей жестокости или постройке иерусалимского акведука. Все его жестокости и коварства затмил единственный поступок – суд над Иисусом Христом и последовавшая казнь.

Из Священного Писания нам определённо известно, что Господь был приговорён к смерти именно Пилатом, представлявшим в то время высшую римскую власть в Иудее. Смертный приговор был также приведён в исполнение когортой римских солдат.

Спаситель был распят на Кресте, а распятие на кресте — это римская традиция смертной казни.

Суд над Иисусом Христом

В канун иудейской Пасхи Пилат получил от синедриона приглашение в Иерусалим на праздник. Его временной резиденцией в Иерусалиме являлась претория, которая, вероятно, находилась в бывшем дворце Ирода у башни Антония.

Претория представляла собой обширные и великолепные палаты, где находилось не только жилище Пилата, но также и помещение для его свиты и воинов. Перед преториею находилась также небольшая площадь, где областной правитель производил суд.

Именно сюда доставили Иисуса для суда и вынесения приговора.

Резиденция Пилата в Иерусалиме – претория

Предварительное “дознание” в доме Анны

Всё начинается в ночь с четверга на пятницу, когда Иисуса Христа взяли под стражу в Гефсиманском саду после его моления о чаше. Сразу же после ареста Иисуса привели в синедрион (высший судебный орган иудеев). Сначала Христос предстал перед Анной. 

С Анны начался суд над Иисусом Христом. Первосвященники и старейшины хотели смерти Спасителя. Но с учетом того, что решение синедриона подлежало утверждению римским прокуратором, нужно было найти такие обвинения, которое возбудили бы у римского правителя политические опасения.

Бывший первосвященник хотел подвести дело к тому, чтобы обвинить Иисуса Христа в заговоре мятежа и руководстве тайной общиной. В этом был коварный умысел. Анна начал спрашивать Христа о его учении и его последователях.

Но Иисус разрушил план отставного первосвященника: Он утверждал, что всегда проповедовал открыто, не распространял никакого тайного учения и предложил выслушать свидетелей его проповедей. Т.к. предварительное дознание не удалось, Анна, не имея власти вынести приговор, отправил Христа к Каиафе.

Заседание синедриона в доме Каиафы

Первосвященник Каиафа хотел смерти Спасителя и больше других приложил сил, чтобы исполнить это. Сразу же после воскрешения Лазаря он, опасаясь, что все уверуют в Иисуса, предложил убить Спасителя: “вы ничего не знаете и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели, чтобы весь народ погиб” (Ин. 11:49–50).

В ту ночь в доме Каиафы и во дворе было многолюдно. Состав первого заседания синедриона, собравшегося судить Спасителя, был неполным. Отсутствовал Иосиф из Аримафеи и Никодим.

Первосвященники и старейшины пытались ускорить суд, чтобы подготовить всё необходимое для другого, утреннего полного заседания синедриона, на котором они могли бы официально вынести Иисусу смертный приговор. Они спешили всё “провернуть” за пятницу, т.к. следующий день был субботний – заседание суда проводить запрещалось.

Кроме того, если суд и исполнение приговора не будут произведены в пятницу, придется ждать неделю из-за празднования Пасхи. А это могло вновь нарушить их планы.

Священники хотели выдвинуть два обвинения: богохульство (для обвинения в глазах иудеев) иподстрекательство к бунту (для обвинения в глазах римлян).

«Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли» (Мф. 26:57–60). Без свидетелей судебное решение невозможно.

(Господь, дав на горе Синай богоизбранному народу Закон, установил и правила относительно свидетелей: «По словам двух свидетелей или трех свидетелей должен умереть осуждаемый на смерть: не должно предавать смерти по словам одного свидетеля» (Втор. 17:6).)

Наконец пришли два лжесвидетеля, которые указали на слова, произнесенные Господом при изгнании торгующих из храма. При этом они злонамеренно переиначили слова Христа, вложив в них другой смысл. В начале Своего служения Христос сказал: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2:18–19). Но и такое приписанное Христу обвинение не было достаточным для серьезного наказания.

Иисус не произнес ни единого слова в Свою защиту. Таким образом, ночное заседание, длившееся, без сомнения, несколько часов, основания для смертного обвинения так и не нашло. Молчание Христа раздражало Каиафу, и он решил вынудить у Господа такое признание, которое дало бы повод осудить Его на смерть, как богохульника.

Каиафа обратился к Иисусу: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос – Сын Божий?» Христос не мог не отозваться на эти слова и ответил: «Ты сказал!» то есть: «Да, ты верно сказал, что Я – обещанный Мессия», и прибавил: «Отныне увидите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных.

» Слова Христа разозлили первосвященника и, разодрав свои одежды, он сказал: «На что еще нам свидетелей, вот, теперь вы слышали богохульство Его!» И все осудили Иисуса за богохульство и приговорили Его к смерти.

Но решение синедриона, осудившего Иисуса на смерть, не имело юридической силы. Судьбу обвиняемого должен был решать только прокуратор.

Суд Пилата

Иисус Христос на суде у Пилата

Иудейские первосвященники, осудив Иисуса Христа на смерть, не могли сами привести приговор в исполнение без его утверждения римским наместником. Как повествуют евангелисты, они после ночного суда над Христом привели его утром к Пилату в преторию, но сами не вошли в неё «чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху». Представителю римской власти принадлежало право утвердить или отменить приговор синедриона, т.е. окончательно решить участь Узника.

Суд Пилата — описанный в Евангелиях суд над Иисусом Христом, которому Пилат, следуя требованиям народной толпы, вынес смертный приговор. Во время суда, согласно Евангелиям, Иисуса подвергли истязаниям (бичеванию, возложению тернового венца) — поэтому суд Пилата входит в число Страстей Христовых.

Пилат был недоволен тем, что его вмешивают в это дело. Согласно евангелистам, Понтий Пилат во время суда трижды отказывался предать смерти Иисуса Христа, в которой был заинтересован синедрион во главе с первосвященником Каиафой.

Иудеи, увидев желание Пилата уйти от ответственности и не участвовать в том деле, с которым они пришли, выдвинули против Иисуса новое обвинение, имевшее чисто политический характер.

Они сделали подмену – только что оклеветав Иисуса и осудив Его за богохульство, представили теперь Его Пилату опасным для Рима преступником: «Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем» (Лк. 23:2). Члены синедриона хотели перевести дело из религиозной области, которая Пилата мало интересовала, в политическую.

Первосвященники и старейшины надеялись, что Пилат осудит Иисуса за то, что Он считал Себя Царем Иудейским. (Со смертью в 4 году до Р. Х. Ирода Старшего титул царя Иудеи был уничтожен. Управление перешло римскому наместнику. Реальное притязание на власть Царя Иудейского по римским законам квалифицировалось как опасное преступление.)

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Преодолеть или приодолеть почему

Описание суда Пилата над Иисусом приводится у всех четырёх евангелистов. Но наиболее подробный диалог Иисуса Христа и Пилата приводится в Евангелии от Иоанна.

Источник: https://lampada.in.ua/2019/04/pontiy-pilat-pyatyiy-prokurator-iudei/

Кто такой Понтий Пилат

Понтий Пилат — это действительно существовавший исторический персонаж, и доказательства его существования были найдены в 1961 году.

Если раньше в существовании Понтия Пилата не сомневались только христиане, верующие в слова из Священного Писания, то находка итальянских археологов в Палестине развеяла сомнения последних скептиков.

Мраморная плита с текстом, где было имя и должность Понтия Пилата не оставила повода для недоверия. Впрочем, и до этого несколько древних историков упоминали Понтия Пилата в своих трудах.

Понтий Пилат

Многие думают, что Понтий — это имя, а Пилат — фамилия. На самом деле, фамилия — это Понтий. Фамилия раньше указывала на принадлежность к определенному роду, в данном случае к древнему клану Понтиев. Понтии были потомками самнитов. После войны с римлянами большинство самнитов погибло, но некоторые из тех, что остались, смогли влиться в римское общество. А Пилат — это не имя, а прозвище, которое означает «метатель копий». Очевидно, Понтий Пилат был связан с военным делом.

Прокуратор Понтий Пилат

Должность Понтия Пилата можно было описать как должность префекта, что и было написано на табличке, найденной итальянскими археологами: «Понтий Пилат — префект Иудеи», если бы не тот факт, что он исполнял еще и обязанности прокуратора, то есть разбирался с гражданскими делами, такими, как дело Иисуса Христа, по крайней мере, в самом начале.

Пилат принимает решение

Как Понтий Пилат относился к Иисусу

После того, как синедрион приговорил Иисуса к смерти, Он был заключен в темницу как опасный преступник. К Понтию Пилату Иисуса привели ранним утром, сидя в судейском кресле, Пилат обратился к Иисусу:

— Правда ли, что Ты Царь Иудейский?

— Ты говоришь. — Ответил ему Иисус.

Выслушивая крики собравшихся, Понтий Пилат говорил Иисусу:

— Разве не слышишь, сколько свидетельствуют против тебя?

Но Иисус не стал отвечать.

Тогда к Пилату подошел слуга и передал, что жена умоляет Понтия Пилата сохранить жизнь Иисусу. Она просила «отпусти этого Праведника. Он невиновен». Она увидела сон, в котором было сказано, что Пилат навлечет на себя беду, если не отпустит Узника.

Понтий Пилат прислушивался к жене, к тому же, как язычник, он мог испытывать суеверный страх перед тем, кого многие считают Мессией, поэтому предложил помиловать Христа, наказав его лишь плетками-скорпионами, что само по себе было жестоким наказанием, но синедриону нужна была смерть Христа и ради довольства толпы, требовавшей расправы, он пожертвовал жизнью Христа. Пилат умыл руки перед всеми и объявил, что он не виновен в смерти Иисуса. Так выражение «умывать руки» стало символом преступного бездействия, которое может убивать.

Почему Понтий Пилат не помиловал Христа?

  • Пилат не решился идти против толпы.
  • Иудеи грозили ему жалобой императору, если он помилует того, кто называет себя Царем и, по их мнению, императору угрожает.
  • Понтий Пилат просто не хотел неприятностей для себя.

Ироды, цари Иудеи

Что случилось с Пилатом после Распятия Христа?

Несмотря на то, что Понтий Пилат удовлетворил требования толпы, в 36-ом году кто-то все же пожаловался на него за что-то. Это недовольство стало причиной отставки. Понтий Пилат переехал в Рим, о его дальнейшей судьбе ничего неизвестно. Зато его жена Клавдия Прокула крестилась и стала христианкой.

Зачем имя Понтия Пилата упоминается в «Символе Веры»?

Упоминание Понтия Пилата в «Символе Веры» говорят о том, что христиане, основываясь на Писании, верят в достоверность его существования и во все, что было описано в Новом Завете. Задолго до фактических доказательств, христиане утверждали истинность всего, что сказано в Библии.

Образ Понтий Пилата в романе «Мастер и Маргарита»

В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» образ Понтия Пилата далек от своего реального прототипа. Понтий Пилат по свидетельствам был холодным, жестоким, расчетливым человеком, прославившимся жестокими казнями. Несмотря на попытку освободить Иисуса, он не был добрым и даже немного сентиментальным. Такой образ — это восприятие автора романа.

Поскольку вы здесь

у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen

Источник: https://www.pravmir.ru/kto-takoy-pontij-pilat/

Понтий Пилат: человек, который мог предотвратить казнь Иисуса — Православный журнал

Мы свободны менять свои решения — до тех пор, пока живы, —и Бог смиренно ждет, что мы решим. Но однажды приходит пора сделать окончательный выбор. Для многих людей, окружавших Христа в дни Его земной жизни, это время наступило накануне Его страданий. Каждому пришлось решать, с Христом ли он или с противниками Христа.

О том, кто какое решение принял и как оно ему далось, читайте в проекте «Фомы» «Герои и антигерои Страстной недели».

Понтий Пилат был единственным, кто реально мог изменить участь Иисуса Христа. И он пытался ее изменить.

Судя по отзывам современников, Пилат, назначенный в 26 году римским наместником (префектом) Иудеи, не отличался ни справедливостью, ни даже простой порядочностью. Иудейский философ Филон Александрийский описывал его как человека жестокого и продажного, виновника многочисленных казней, совершенных без всякого суда. А иудейский царь Ирод Агриппа даже жаловался императору Калигуле на «бесконечную и невыносимую жестокость» Пилата.

Вероятно, для таких характеристик имелись основания, хотя обвинявшие Пилата были небеспристрастны. Дело в том, что у прокуратора с самого начала не сложились отношения с иудеями. Все жители Иудеи очень тяжело переживали утрату государственной самостоятельности (после смерти Ирода Великого в 4 году до н. э.) и даже в непринципиальных вопросах упорно отстаивали национальные обычаи и традиции.

Известен случай, когда Пилат, решив продемонстрировать свою преданность императору, велел внести в Иерусалим знамена с его изображением.

Иудеи отреагировали на это крайне болезненно: пять дней они окружали резиденцию префекта (преторию), периодически предпринимая попытки штурма и громко требуя удалить языческие изображения из святого города.

Угрозы Пилата перебить всех без разбора не действовали. В конце концов он был вынужден уступить, но мнение об иудеях составил самое неблагоприятное.

Не меньше разозлила Пилата другая история, когда он решил построить в Иерусалиме водопровод. Идея была здравая: в городе часто не хватало чистой питьевой воды, особенно в праздники, когда сюда съезжались сотни тысяч паломников из множества стран. Но финансировать предприятие Пилат предлагал за счет храмовой казны, а первосвященник и прочие члены синедриона (высшего государственного органа Иудеи) были категорически против. История с угрозами повторилась, и вновь Пилат пошел на попятную.

Среди иудеев было немало зилотов — ревнителей Моисеева закона, всерьез стремившихся свергнуть римское иго. То тут, то там возникали мятежи (упоминания о повстанцах Варавве, Февде и Иуде Галилеянине мы находим и в книгах Нового Завета), и Пилату нередко приходилось беспокоить императора, прося военной поддержки.

Словом, иудеев с их религиозными обычаями и бесконечными распрями Пилат, мягко говоря, недолюбливал, и те отвечали ему взаимностью.

И, тем не менее, в тот день накануне иудейской Пасхи, когда к нему привели галилеянина Иисуса, римский префект решил проявить принципиальность. Почему?

Возможно, ему хотелось уязвить иудейских вождей, которые вечно устраивали смуты по самым нелепым поводам. Они уже всё решили насчет Иисуса? Что ж, прекрасно, пусть сами и исполняют свое решение. А если им нужна санкция римского чиновника — тогда будет полноценное разбирательство, без всякой спешки. «Уладить небольшую формальность» на скорую руку не выйдет. Иудеи принципиальны в своих национальных обычаях, а римляне — в следовании закону.

На самом деле, конечно, Пилат вряд ли собирался погружаться в суть претензий к Иисусу. Поэтому начал он с самых простых вопросов: справедливо ли Тебя обвиняют? Ты действительно Царь Иудейский? Если Пилат надеялся на такой же простой ответ, то он его не получил.

Подсудимый не сказал ни «да», ни «нет», Он ответил как есть: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда (Ин 18:36–37). Не желая долго возиться с этим делом, Пилат предпринял еще одну попытку получить короткий и ясный ответ. Итак Ты Царь? — уточнил он.

И вновь услышал не то, на что надеялся: Ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.

Меньше всего Пилату хотелось пускаться в философские дискуссии о том, что такое истина, поэтому он решил просто отпустить Иисуса. Если не по причине Его невиновности (выдавал ли Он себя за царя или нет, Пилат так до конца и не разобрался, но опасен Он явно не был), то хотя бы в силу обычая отпускать накануне Пасхи одного из осужденных.

Но тут Пилат столкнулся с уже знакомым ему упорным сопротивлением народа, который первосвященники уже успели обработать. Народ потребовал освободить не Иисуса, называемого Христом, а другого заключенного — мятежника Варавву.

Так бывает: хочется принять легкое, всех устраивающее решение и успокоиться, а обстоятельства вдруг начинают сопротивляться, заставляют докапываться до сути, разбираться и принимать решение по существу, как бы тяжело оно ни далось.

Толпа все настойчивее требовала Христа казнить, а у Пилата появлялось все больше аргументов в пользу Его освобождения.

Во-первых, он уже знал, что первосвященники требуют осуждения Иисуса из зависти. Во-вторых, его собственная жена просила не причинять никакого зла Праведнику, которого прислали иудеи: она во сне много пострадала за Него» (Мф 27:19). А главное, чем дольше Пилат разговаривал с Иисусом, тем больше понимал, что перед ним особенный Человек.

Если фарисеи и первосвященники только возмущались, слыша, что Спаситель называет себя Сыном Божиим, то Пилат, узнав об этом, убоялся и искал отпустить Его (Ин 19:8, 12). Видно, была в душе римского префекта задета какая-то живая струнка.

А, может быть, он просто боялся: будучи язычником, Пилат вполне мог допустить, что и у иудеев есть свой Бог, и лучше с Ним не враждовать.

Тем более его должны были насторожить слова Иисуса: Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе (Ин 19: 11).

Пилат предпринял не менее трех попыток освободить Спасителя. Но кончилось все так же, как и в предыдущие его столкновения с иудейской толпой: ему пришлось отступить.

Убедить его, что Иисус виновен, первосвященники так и не смогли и тогда прибегли к откровенному шантажу: Если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю» (Ин 19:12). Этот аргумент подействовал.

Пилат символически умыл руки перед толпой и объявил: Невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы (Мф 27:24).

Так малодушие Пилата перечеркнуло все его попытки поступить по совести.

Мог ли Пилат настоять на своем?

Наверняка мог. Ни один человек не является слепым орудием Божиего Промысла, не был им и Пилат. Просто ему не хотелось идти на обострение конфликта с иудеями. Те и впрямь могли донести на него императору. Хотя, если разобраться, такой донос вряд ли повредил бы его карьере: освобождение Вараввы, открыто бунтовавшего против римлян, наверняка было бы в глазах Рима более тяжелым проступком, чем освобождение «Царя Иудейского».

В конце концов Пилат все равно был смещен по доносу. На него пожаловались жители Самарии (местности к северу от Иудеи) после того, как он казнил множество их сограждан, собравшихся по какому-то поводу на священной для них горе Гаризим. Церковный историк Евсевий Кесарийский пишет, что Пилата отправили в ссылку, где он покончил жизнь самоубийством.

Так умер человек, который сыграл одну из самых важных ролей в евангельской истории.

Источник: https://foma.ru/pontiy-pilat-chelovek-kotoryiy-mog-predotvratit-kazn-iisusa.html

Миф или реальность?

Много веков Понтия Пилата считали неким мифическим существом. О нем не было известно ровным счетом ничего, и поэтому считалось, что этот человек является собирательным библейским образом тех, кто казнил Иисуса Христа.
Пожалуй, самым знаковым произведением, связанным с этой личностью, является роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

Как известно, писатель даже хотел дать своему творению такое название. Удивительным является то, что в года, когда создавался роман, Понтия все еще считали частью легенды.

Но сам Михаил Афансьевич представлял его читателям как живого человека, причем очень точно описав черты характера.Конечно, в некоторых летописях и трактатах великих умов древности, таких как Флавия и Тацита, Понтий Пилат упоминается.

Но этого было недостаточно для ученых современности. И только в 1961 году было найдено первое реальное доказательство существования этого человека.На территории современного Израиля, там, где находился древний средиземноморский город Кесария, была найдена большая известняковая плита.

Латинская надпись, изображенная на ней, переводится примерно следующим образом: «Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиберия кесарийцам».

Кесария была иудейской резиденцией римского правителя, поэтому такое местоположение достопримечательности тоже вполне оправдано. Чуть позже были найдены монеты, которые чеканились по указу Понтия Пилата.

Таким образом, все сомнения в реальном существовании этого человека были опровергнуты.

Биография правителя

О жизни Пилата до того момента, как он стал править Иудеей, практически ничего неизвестно. По некоторым версиям он происходит из германского уважаемого рода. Прожил Понтий Пилат, чуть больше тридцати лет, хотя на изображениях он, чаще всего выглядит пожилым.

Понтий был солдатом, всадником. Когда начались различные восстания он сражался на стороне римлян. Позже, за боевые заслуги ему дали звание эквита и возможность взять римскую фамилию.

Но возможность выбиться в правящие верхушки у Понтия Пилата появилась, когда он женился на Клавдии Прокуле. Судя по всему, она была родственницей самого Тиберия, императора Рима.

Вот и получилось, что благодаря родственным связям у него появилась возможность стать приближенным к императорскому двору.

Хотя существует и другая версия. Понтий Пилат помог Тиберию перебраться на остров Капри, когда в Риме надвигалось восстание. В знак благодарности правитель отдал ему под управление Иудею, где Пилат руководил с 26 по 37 год.

Новоиспеченный господин был властным и жестоким. Он не собирался мириться со строптивым населением провинции, решив подчинить народ. Действительно, несмотря на размеры, это часть Римской империи была самой проблемной.

Если предшественники пытались найти хоть какой-то компромисс, то Понтий Пилат, сразу показал, на что он способен. Вся загвоздка заключалась в том, что местное население, обращенное в христианство, не желало поклоняться императору, как богу, в соответствии с требованием.

А жестокий наместник чеканил монеты, поднимал знамена и заставлял выполнять все предписания о чествовании Тиберия.

Кстати, стоит отметить, что должность, которую занимал Пилат, называлась префект, что означало, в первую очередь контроль за порядком. Прокуратором его стали называть намного позже, подразумевая, что чиновник занимался также и гражданскими делами населения.

Иисус и Понтий Пилат

Характер этого человека был очень сложным и противоречивым. Он казнил невиновных, брал взятки, был грубым, жестоким и агрессивным.

Но при этом, ему не чужды были и положительные качества, такие как раскаяние, сострадание, прямолинейность и храбрость.

Ведь этот загадочный человек не хотел убивать Иисуса, пытался предотвратить беду. Он попытался доказать его невиновность во время разговора с ним. Ведь вопрос «В чем истина?» был задан лишь для того, чтобы доказать, что этот напыщенный дурачок с улицы ничего плохого сделать не может.

Но смерть Спасителя нужна была главе церкви, который и надоумил народ сделать из Иисуса врага. Уже на Голгофе Понтий воспользовался правом перфекта помиловать одного из преступников.

Он спросил у разъяренной толпы трижды. И все три раза они требовали освободить настоящего убийцу и мятежника.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Полководец который не проиграл ни одного сражения

Тогда Понтий Пилат умыл руки перед всем народом, показав, что более к смерти этого человека не имеет никакого отношения. Отсюда, кстати и пошло знаменитое высказывание.

Что было с прокуратором после казни достоверно неизвестно. Существуют версии, что он заколол себя сам, был убит и даже принял христианство.

Как бы там ни было, Понтий Пилат является неотъемлемой частью Иисуса Христа, как писал в своем романе Булгаков. А сам пятый прокуратор Иудеи вместе со своей женой причислен к лику святых.

Источник: https://fin-atlas.ru/kto-takoj-pontij-pilat/

Понтий Пилат. Биография. Кем был прокуратор

Понтий Пилат (Pontius Pilatus) – римский пятый наместник Иудеи (“правитель”, “игемон”, έπιτρόπος) в 26-36 н. э. при римском императоре Ти­бе­рии. Тацит называет его прокуратором Иудеи.

Согласно свидетельствам Филона Александрийского, правление Понтия Пилата было крайне жестким, коррумпированным, и отличалось, массовым насилием и казнями без суда.

Провокационные действия прокуратора оскорблявшие религиозные верования иудеев, поборы и налоговый гнет вызывали народные восстания, жестоко им подавлявшиеся.

Пилат был назначен наместником в Иудею Тиберием в 26 году н. э. С ним приехала супруга Клавдия Прокула (незаконная дочь Клавдия и внучка императора Августа). Ко времени его прокураторства, продолжавшегося около 10-ти лет, относятся основные евангельские события: выступление Иоанна Крестителя с проповедью и вся общественная деятельность Иисуса Христа.

Абсолютный злодей

О Понтии Пилате из­вест­но край­не ма­ло. Сам­нит­ское по про­ис­хо­ж­де­нию, ро­до­вое имя Пон­тий, пока­зы­ва­ет на его при­над­леж­ность к римскому ро­ду Пон­ти­ев.

Иу­дей­скими ав­то­рами Ио­сифом Фла­вием и Фи­лоном Алек­сан­д­рий­ским он описывается как алч­ный и жес­то­кий че­ло­ве­к, прав­ле­ние ко­то­ро­го было ознаменовано ря­дом кон­флик­тов ме­ж­ду рим­ля­на­ми, с од­ной сто­ро­ны, и иу­дея­ми и са­ма­ри­тяна­ми – с дру­гой. На зверства прокуратора пожаловался римскому императору иудейский царь Агриппа I.

Наместник был от­стра­нен от долж­но­сти и от­прав­лен в Рим. Ис­то­ри­че­ски дос­то­вер­ных све­де­ний о его даль­ней­шей судь­бе нет. Со­глас­но Ев­се­вию Ке­са­рий­ско­му, Пилата сослали в Гал­лию, где в 39 г. он по­кон­чил жизнь самоубийством.

Жертва обстоятельств

В Но­вом За­ве­те прокуратор Понтий Пилат упо­ми­на­ет­ся пре­ж­де все­го в рас­ска­зе о су­де и каз­ни Ии­су­са Хри­ста. В третьем и четвертом Евангелиях – от Луки и Иоанна – Пилат все время говорит о невиновности Иисуса, отступая лишь под давлением первосвященников и толпы, от­дал его на рас­пя­тие: «взял во­ды и умыл ру­ки пе­ред на­ро­дом» (Мф.

27:24), прибегнув таким образом к ста­рин­ному иу­дей­скому обы­чаю, сим­во­ли­зи­ро­вав­шему не­ви­нов­ность в про­ли­тии кро­ви (от­сю­да пошло вы­ра­же­ние «умыть ру­ки»).

У римского ис­то­рика Та­цита есть упоминание, что имен­но Понтий Пилат каз­нил Ии­су­са Хри­ста («Ан­на­лы», 15:44; не­ко­то­рые из современных ис­сле­до­ва­те­лей счи­та­ют это ме­сто позд­ней­ встав­кой).

Историческое подтверждение существования Пилата

До 1961 года существовали только литературные источники, с упоминанием Пилата. Но вот два археолога из Италии начали раскопки в средиземноморском порту Кесарии, который некогда был столицей римского наместника в Палестине.

И вот среди других находок они нашли камень размером примерно 70 х 100 см с латинской надписью. Антонио Фрова расшифровал ее и к собственному удивлению прочел: «Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиберия кесарийцам».

Это была первая находка, подтверждавшая историческое существование Пилата.

Пилат верующий христианин

Раннехристианские авторы II столетия утверждают, что в действительности Пилат считал Христа Царем Иудейским, а сам был верующий христианин. Такую версию подтверждает тот факт, что сделанная по велению прокуратора надпись на доске, прикрепленная к распятию, гласила: “Иисус из Назарета, Царь Иудейский”. Так он вступил в конфликт с первосвященниками, требовавшими, чтобы на доске было написано несколько иное, а именно – вина Иисуса: “Человек, который считал себя Царем Иудейским”.

Существует фрагмент коптского папируса, который сейчас хранится в Оксфорде, где сказано, что пятый прокуратор Понтий Пилат верил в Бога, которого предал Распятию. Кстати, в Коптской и Эфиопской Церквах Пилата причислили к лику святых как мученика, умершего за веру. И день святого Пилата отмечается 25 июня.

В хри­сти­ан­ской тра­ди­ции Пилата изо­бра­жа­ют как спра­вед­ли­вого, но сла­бого пра­ви­теля, став­ший «ору­ди­ем» в ру­ках иу­дей­ской хра­мо­вой зна­ти. Со­глас­но Тер­тул­лиа­ну, Пилат об­ра­тил­ся в хри­сти­ан­ст­во и про­по­ве­до­вал императору Ти­бе­рию; блаженный Ав­гу­стин счи­тал его рав­ным еван­гель­ским вол­хвам. Об­раз прокуратора, умы­ваю­ще­го ру­ки по­сле су­да над Хри­стом, встре­ча­ет­ся на ря­де хри­сти­ан­ских сар­ко­фа­гов IV столетия.

Пилат язычник

Пилат был язычником и, когда услыхал от Христа о Его божественном достоинстве, был в замешательстве от того, что Иисус мог быть полубогом (человек, рожденным от любви божества и человека). Выступала против казни и супруга прокуратора. Желая «подстраховать» себя, чиновник решил ограничиться бичеванием Осужденного. Однако иудейские старейшины пригрозили прокуратору жалобой императору в случае, не утверждения им смертного приговора.

Как результат карьерные соображения перевесили страх перед «местным Божеством» и им был вынесен смертный приговор Спасителю. После вынесения приговора, он выбрал из местного религиозного закона наиболее подходящий обряд (вымыть руки) для собственной защиты.

Явление прокуратора после смерти

Судьба Понтия Пилата сделалась предметом различных легенд, из которых одна приводит в связь с его бедственной судьбой швейцарский городок Хергисвиль, на берегу известного и любимого туристами и самими швейцарцами Фирвальдштетского (или Люцернского) озера, где он будто бы и по сей день каждый год появляется в великую пятницу и умывает себе руки, напрасно пытаясь очистить себя от соучастия в ужасном преступлении (статья: “Путь проклятого Понтия Пилата после смерти“).

Свидетельство воскресения Иисуса Христа

Грек Гермидий – официальный биограф правителя Иудеи, составил жизнеописание Пилата. Его сообщения заслуживают особого внимания по двум причинам. Во-первых, в них содержится много верных данных по истории Палестины, Рима и Иудеи. Во-вторых, Гермидий резко выделяется своей манерой изложения.

Этот человек не способен поддаваться каким-то впечатлениям, удивляться, увлекаться. Показания Гермидия ценны еще и потому, что он, по его же свидетельству, сначала был настроен против Христа и уговаривал супругу наместника не удерживать мужа от вынесения смертного приговора Спасителю.

До самого распятия он считал что Христос обманщик.

Но вот что он написал о Пилате: «Незадолго до распятия Христа в Иудее должны были чеканить монеты с большим изображением кесаря (Тиберия) с одной стороны и с небольшим изображением Пилата с другой стороны.

В день суда над Христом, когда жена чиновника послала к нему людей, через которых пыталась убедить супруга не выносить смертный приговор Христу (ибо во сне много страдала за Него), она спрашивала его: «Чем ты сможешь искупить свою вину, если осужденный тобой в действительности Сын Божий, а не преступник?

Наместник ответил ей: Если Он Сын Божий, то Он воскреснет, и тогда первое, что я сделаю, – это запрещу чеканить мое изображение на монетах, пока я жив». (Следует заметить, что быть изображенным на монетах у римлян считалось очень высокой честью.) Самое поразительное, говорится у биографа Гермидия, что прокуратор свое обещание сдержал. Убедившись, что Иисус Христос воскрес, он в действительности запретил изображать себя на монетах.

Можно было бы и с недоверием отнестись к сообщению биографа, однако его полностью подтверждает современная нумизматика. Монеты в Иерусалиме с того времени начали чеканить лишь с изображением кесаря, без изображений Пилата. Таким образом римский проконсул стал непосредственным историческим свидетелем воскресения Иисуса Христа.

ред. shtorm777.ru

Источник: https://shtorm777.ru/pontij-pilat-biografiya-kem-byl-prokurator.html

Характеристика Понтия Пилата (Мастер и Маргарита)

События, описанные в романе «Мастер и Маргарита», показывают, как может отразиться на судьбе каждого из нас возможность выбора, перед которым встают главные герои. Булгаков пытается донести до читателя, что на ход истории влияют добро, истина, свобода, а не привычные власть и зло, находящиеся в вечном противостоянии.

Образ и характеристика Понтия Пилата в «Мастер и Маргарита» помогут понять, что это за человек на самом деле, и как совершенное им преступление отразилось на его дальнейшей жизни, обрекая на вечные муки и раскаяние.

Понтий Пилат — пятый по счету римский прокуратор Иудеи, правящий страной с 26-36 годы н.э.

Семья

О семье Понтия Пилата известно немного. Если верить легенде, он плод любви короля-звездочета и дочери мельника. Глядя на звездную карту Ата, посчитал, что ребенок, зачатый в эту ночь, обязательно станет великим человеком. Так и произошло. Ровно через 9 месяцев родился Понтий Пилат, чье имя, является составляющей двух имен, отцовского Ата и материнского Пила.

Внешность Понтия Пилата

Внешность Понтия Пилата не отличалась от обычного человека, несмотря на то, что он прокуратор Иудеи. Во всем облике проскальзывают славянские черты. Желтоватый оттенок кожи. Всегда идеально побрит без признаков недельной щетины. «На желтоватом бритом лице». На голове почти не осталось волос. «Накинул капюшон на лысеющую голову».

Он ежедневно страдает от мигрени, доставляющей ему массу неудобств, и ненавидит то, чем занимается. Город, которым приходится править и его жителей. Из-за этого Понтий Пилат постоянно находится в раздраженном состоянии, частенько срывая зло на окружающих людях.

Его одежда — белого цвета плащ. «Белый плащ с кровавым подбоем». Ходил он: «шаркающей, кавалерийской походкой», выдававшей в нем военного человека. На ногах обычные сандалии, надетые на босу ногу. Во всем облике чувствуется сила и власть, но, что творилось в его душе, было известно лишь ему.

Служба

Понтий Пилат оказался в Ершалаиме по службе, направленный из Рима. Ежедневно ему приходится выполнять кучу рутинной работы: разбирать судебные дела, руководить армией, выслушивать доносы, вершить судьбы. Он ненавидит то, чем занимается. Этот город, где вынужден находиться по долгу службы. Людей, которых обрекал на казнь, относясь к ним с полным безразличием.

Характер

Понтий Пилат по сути человек глубоко несчастный. Несмотря на власть, которой он обладал, заставляя трепетать весь мир вокруг себя, это был одинокий, ранимый мужчина, скрывающий под маской деспота истинное лицо. Пилат был образован и умен. В совершенстве владел тремя языками: латинским, греческим, арамейским.

Верным другом прокуратору была собака Банга. «твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан» Они были неразлучны, безгранично доверяя друг другу. Его жизнь пуста и скудна. В ней есть место только одному – службе.

Окружающие считали его злым и нелюдимым. «в Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое существо, и это совершенно верно» Он был жесток с людьми. Его избегали, стараясь не вызвать в нем приступы гнева, свойственные ему из-за постоянной мигрени. Надменность придавала ему грозный, суровый вид. Храбрый по жизни, в деле с Иешуа он повел себя как трус. Презирая всех, он ненавидел себя, свое положение и невозможность что-то изменить.

Что произошло с Понтием Пилатом после казни Иешуа

Очередной рабочий момент в жизни Понтия Пилата сыграл ключевую роль, наложившую отпечаток на роман в целом. Казнь заключенных обычное дело для прокуратора. Он привык воспринимать это как должное, не считая арестованных за людей и не интересуясь их судьбами.

На допросе Иешуа, он убеждается, что человек, находящийся перед ним невиновен в предъявленном преступлении. Помимо этого, он оказался единственным, кто способен избавить его от постоянно сверлящей головной боли. Так в нем открылась другая черта личности – сострадание.

При данной ему власти он не смог отменить приговор и освободить парня. Единственное чем мог ему помочь, сделать так, чтобы приговоренных сразу убили, без мучений. Понтий Пилат не смог противостоять давлению обстоятельств, совершив зло. После этого поступка он «двенадцать тысяч лун» по времени будет раскаиваться в содеянном. Угрызения совести лишили его нормального сна. Ночью урывками ему снится один и тот же сон, где он гуляет по лунной дороге.

Освобождение

В конце романа он получает прощение за наказание в ночь субботы на воскресенье спустя 2000 лет. Иешуа простил его, обратившись к Воланду (сатане) с просьбой отпустить Понтия Пилата. Наконец сон прокуратора сбылся. Он смог освободиться от мучений. Лунная дорога ждала его. Теперь он пойдет по ней не один, а вместе с Иешуа, продолжив начатый когда-то разговор.

Другие материалы по роману «Мастер и Маргарита»:

Краткое содержание

Образ и характеристика Мастера

Образ и характеристика Маргариты

Верность и измена в романе

Образ и характеристика Воланда

Образ и характеристика Азазелло

Образ и характеристика Берлиоза

Образ и характеристика Понтия Пилата

Цитаты из романа

История создания романа

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1243-harakteristika-pontiya-pilata-master-i-margarita.html

Понтий Пилат Биография

Понтий Пилат был римским правителем при императоре Тиберии в 1 веке. Он наиболее известен как судья суда над Иисусом.

Дата рождения

  • Синопсиса
  • Префект Иудеи
  • Распятие Иисуса
  • Таинственная смерть

Синопсиса

Понтия Пилата неизвестна. Считается, что он родом из региона Самниум центральной Италии. Понтий Пилат служил префектом Иудеи с 26 по 36 г. н.э. Он осудил Иисуса за измену и объявил, что Иисус считает себя Царем Иудейским, и распял Иисуса. Пилат умер в 39 году нашей эры. Причина его смерти остается загадкой. Артефакт, найденный в 1961 году, доказал его существование.

Префект Иудеи

В 26 году нашей эры римский император Тиберий назначил Понтия Пилата префектом римских провинций Иудеи, Самарии и Идумни, хотя Пилат является самым известным за его руководство Иудеи. В то время как типичный срок полномочий римского префекта составлял 1–3 года, Пилат должен был занимать пост пятого римского прокурора в течение 10 лет. Принимая его положение,Понтий Пилат стал преемником Валерия Грата.

Будучи римским префектом, Понтий Пилат был наделен полномочиями верховного судьи, что означало, что он имел единоличное распоряжение о казни преступника.

В его обязанности префекта входили такие мирские задачи, как сбор налогов и управление строительными проектами. Но, возможно, его самая важная обязанность заключалась в поддержании правопорядка.

Понтий Пилат пытался сделать это любыми необходимыми средствами. То, о чем он не мог договориться, по его словам, было достигнуто путем грубой силы.

Распятие Иисуса

Будучи губернатором Иудеи, Понтий Пилат столкнулся с конфликтом интересов между Римская Империя и Синедрион Еврейский Собор. Когда Понтий спросил Иисуса, был ли он Царем Иудейским, он сказал, что Иисус принял титул:что он никогда не делал. Это обвинение считалось изменой римским правительством. Согласно некоторым источникам, Понтий Пилат сотрудничал с еврейскими лидерами, которые рассматривали претензию Иисуса на власть как политическую угрозу для преследования Иисуса.

В евангельских рассказах о Суде над Иисусом, Филон и Иосиф описали Понтия Пилата как жестокого и несправедливого. Все четыре Евангелия описывают его как слабо поддающегося еврейским властям ». давление на него, чтобы казнить Иисуса. Евангелия указывают на нерешительность Понтия Пилата, ссылаясь на то, что он признал, что отпустил Иисуса на одном из этапов испытания, но позже отменил предложение.

Из Евангелий только Матфей 27:24 описывает Понтия Пилата как отказ от участия в распятии Иисуса:Поэтому, когда Пилат увидел, что он ничего не получает, а скорее что начался бунт, он взял воду и вымыл руки перед толпой, сказав: «Я невиновен в крови этого человека; позаботьтесь об этом сами». (ESV)

Поскольку в соответствии с правилами Римской империи основание для измены называлось называть себя королем, Понтий Пилат приказал, чтобы инициалы INRI были надписаны на могиле Иисуса после распятия. На латыни INRI расшифровывалось как имя Иисуса и его титул Царя евреев. Некоторые полагают, что этот титул предназначался для насмешки, чтобы высмеять Иисуса за его высокое требование.

Таинственная смерть

Обстоятельства, связанные со смертью Понтия Пилата в 39 году нашей эры, являются чем-то вроде тайна и источник раздора. Согласно некоторым традициям,римский император Калигула приказал Понтию Пилату умереть в результате казни или самоубийства. По другим сведениям, Понтий Пилат был отправлен в изгнание и покончил жизнь самоубийством.

Некоторые традиции утверждают, что после самоубийства его тело было брошено в реку Тибр. Третьи считают, что судьба Понтия Пилата заключалась в его обращении в христианство и последующей канонизации. На самом деле Понтий Пилат считается святым Эфиопской Православной Церковью.

Независимо от того, что на самом деле стало с Понтием Пилатом, одна вещь убедилась в том, что Понтий Пилат действительно существовал. Во время раскопок в Кесарии Маритима в 1961 году итальянский археолог д-р Антонио Фрова обнаружил кусок известняка, на котором было написано имя Понтия Пилата на латыни, связав Пилата с императором Тиберием.# x2019; царствование s.

Источник: https://biography-live.ru/pontij-pilat-biografiya/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Аспид что это такое

Закрыть